Традиционное японское оружие. Самурайские мечи

Стоит только взять в руки хорошую книгу, так сразу ищешь в окружающем мире что-то схожее. К сожалению, после книги «Сёгун», очень трудно найти в ближайшем окружении настоящего самурая. Меча-то не найдешь нормального. Редакция мужского журнала «Репутация в жизни», соединив свои знания с книгой, составила список 10-ти самых известных самурайских фактов, из которых собирается образ настоящего японского воина.

Количество

Многие думают, что самураи – это некие рыцари или элитные войска. Тем не менее, практически весь состав японского войска состоял из самураев. Изначально, термин «самурай» означал «те, кто часто посещают дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

Физические характеристики

Если вспомнить фильмы о самураях, то там они изображаются просто гигантами. Понятно, броня делает их массивнее и страшнее. Однако, все довольно скромно. Самураи 16 века имели хрупкое тонкое тело. Рост от 160 до 165 см. Европейский рыцарь в среднем был от 180 см и выше.

Броня

Самурай в боевых латах – похож на страшного робота. Но в отличие от европейских доспехов, самурайская броня была более мобильной. Она была прочной, но при этом гибкой, чтобы воин свободно двигался во время битвы.

Броня состояла из кожаных и металлических пластин, покрытых лаком. Пластины хорошо подогнаны друг к другу кожаными или шёлковыми шнурками. Руки защищали большие прямоугольные щитки, а на локте оставался просвет. Правая рука часто оставалась не защищенной для более свободного движения. Кто не знал, армия США переняла у японцев конструкцию брони для своих бронежилетов.

Дошли до самой странной части – шлем кабуто. Чашу шлема делали из скованных вместе металлических пластин, а лицо и лоб защищали доспехи, привязанные по кругу за головой и под шлемом. Шлем Дарта Вейдера – самая популярная реконструкция. Кроме того, шлемы украшали усатыми демоническими масками менгу, которые ещё и защищали лицо и пугали малодушного врага.

Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев. Кодекс самураев бусидо говорил, что душа самурая заключена в его катане, и это делало её самым важным оружием. Обычно, катану носили со вторым мечом, дайсё – укороченной копией основного меча. Но дайсё больше служил для статуса, ведь его могли носить только самураи.

Часто использовали луки – юми. Когда же в 16 веке в Японии появился порох, самураи пересмотрели пункты о чести в бусидо и стали применять огнестрельное оружие в бою.

Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Но в «домашней» обстановке, сами самураи одевались неброско. Хотя, даже повседневная одежда была очень сложной.

Одежда всегда должна была обеспечивать скорость передвижения. Наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ – двуполый жилет на плечах. Стандартной частью гардероба было оружие. Кимоно делали из шелка, который закупали в Китае. К слову, до прихода европейцев, которые выступили в качестве посредников между двух враждующих стран, шелк стоил очень дорого. Как и любой импортный товар. На ноги надевали деревянные башмака или сандалии.

Самая популярная прическа – пучок. Только буддийские монахи брили головы. Остальные сословия носили пучок, а лоб и темя выбривали. Возможно, это привычка возникла из-за необходимости носить шлем.

Образование

Класс самураев умел не только воевать. Большинство были блестяще образованы. В Европе 16 века грамотных можно было уместить в современную среднюю школу. А уровень грамотности японцев был очень высок.

Бусидо диктовал самураю необходимость постоянно самосовершенствоваться. Они знали математику, писали стихи и картины, были специалистами в чайной церемонии. Изучали литературу, каллиграфию и флористику.

Гомосексуализм

У самураев законом и моралью не запрещалось иметь однополые сексуальные отношения. Как и другие культуры воинов, типа спартанцев, самураи считали однополые отношения нормальными. Такие связи часто возникали между молодыми учениками и учителем. Но в современном мире, подобные факты и традиции не афишируются.

Правда, европейцу 16 века было дико слышать о подобных традициях. Когда главному герою книги «Сёгун» предложили такое, ну, вдруг, понравится, он очень разозлился и заботы не оценил.

Самоубийство

Самой пугающей вещью, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Если попал в плен или не смог выполнить приказ, или просто попал в немилость у своего начальника, самурай должен был покончить с собой. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

По телевизору показывают обычную, «полевую версию». Нужно пронзить живот коротким мечом и сдвинуть его слева направо. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Но полный ритуал намного длиннее и сложнее. Начинали с купания. Потом самурай одевался во все белое и кушал любимую пищу. Потом он писал стихи – песнь смерти, последние слова. Их часто использовали как эпитафию.

При сэппуку нужно схватить лезвие, обернув руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть живот. Друг, который ждет с мечом, при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску кожи впереди в области шеи. Важно, чтобы голова упала вперед и осталась в руках мертвого самурая. Если голова откатилась в сторону – вечный позор каждому.

Западные самураи

При особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Таким стал и главный герой Джон Блэксорн или Анджин-сан. Было большой честью получить данный титул, оружие и нового японского имени. Кроме того, самурай наделялся денежным содержанием.

Женщины-самураи

Ну и напоследок. Оказывается, самураи – это не только про мужчин. Традиции позволяли учить боевым искусствам и женщин – их называли онна-бугейся («Онна» — женщина, яп.). Таковой была и главная героиня романа Марико-сан. Они принимали участие в войнах вместе с мужчинами. Они так же носили мечи. В бою вооружали их копьями нагината – выше человеческого роста с лезвием в виде блинного кривого меча. Оружие было довольно легким и эффективным. Хотя женщин-самураев было мало. Большинство женщин выбирало роль домохозяек. Кроме того, нужно было иметь дворянское происхождение.

Все прошлое древней и феодальной Японии - это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы - как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы - примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу - верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Копье Яри фото

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения "победы любой ценой" ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу - искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться "душой самурая". Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным "щитом" во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Цуруги фото

Тридцатисантиметровый кинжал.

Танто фото

Самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Катана фото

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) - короткий меч (30 - 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами - для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен - одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо - военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см - 3 м) и толщины.

Дзиттэ - оружие в форме "вилки" с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Ёрой-доси - "кинжал милосердия", который применялся для добивания раненых.

Кайкэн - боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука - военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

фото Нагината

Тэссэн - военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось "недостойным истинного воина".

Японское оружие видео

Интересное видео о катане и вакидзаси.

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят — Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из Дайто («большего меча»), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето («меньшего меча»), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу — кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) — 95-120 см, короткий — Сето (Вакадзаси) — 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба».

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них — Ко-катана (кокатана) — вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта — кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана — это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

    Тати — меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

    Танто — малый самурайский меч.

    Козука — японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

    Та-чи — однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было — поражение конных войск.

Нодати

Катана — самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна — специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана — самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи — часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука . А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати — меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи — клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия — какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три — тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии — это уже не катана!

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) - Фути (Fuchi),
  • Шнур - Ито (Ito),
  • Лезвие - Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти - Касира (Kashira),
  • Вход в ножны - Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен - Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок - Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти - Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой - Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик - Накаго,
  • Завязки - Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку - Самэ (Same),
  • Ножны - Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) - Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча - Тэцу,
  • Клинок - Тосин,
  • Гарда - Цуба (Tsuba),
  • Рукоять - Цука (Tsuka),
  • Оплетка - Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах - Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси - короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «тати» — от 75 до 90 см. «Одати» от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

Георгий Введенский

Когда говорят о Японии, слово «самурай» употребляют как имя нарицательное для обозначения воина. Действительно – это военно-феодальное сословие, служилое сословие, как сказали бы на Руси, на протяжении столетий являлось лицом страны.

Культура самураев составляла огромную часть общенациональной культуры Японии, а для тех немногих европейцев, которые посетили это закрытое государство, именно она была единственной заслуживающей внимания и описания. Квинтэссенцией духовной жизни самурая на протяжении всей истории японского дворянства был МЕЧ. Он же был единственным средством существования. Не даром 35–й закон Токугава Йэясу гласил: «Меч это душа самурая. Тот, кто потеряет меч, тот потеряет честь и подлежит строжайшему штрафу». Не даром именно в японских монастырях столь богатые собрания мечей. Особенно много рассказывают о храме Ицуку–Шима, как о всемирно известном кладе мечей. Это было первое, с чем расставался самурай, отрекаясь от светской жизни. Ни в одной стране мира культ меча не был возведен на такую высоту как в Японии, где он стал, в полном смысле слова, предметом религиозного поклонения.

Даже появление меча легенды связывают с божествами синтоистского пантеона. Согласно традиции Синто, Сусано убил восьмиглавого дракона. Когда он отрубил хвост, из него выпал клинок меча, который он поднес в знак своей победы богине солнца Аматерасу. После божественных героев ни один смертный не мог смотреть на сияние клинка и десятый тенно (император) приказал изготовить его копию, а настоящий меч спрятал в ларь, освященный самой Аматерасу. Вынимали его для похода на северные острова. Там он спас жизнь принцу и, благодаря необычности способа спасения, заслужил необычное для меча название. Когда принц попал в засаду, он скосил траву вокруг себя и, оставаясь в скошенном кругу, поджег высокую сухую траву. В огне погибли враги, которые уже ликовали уверенные в победе, а меч назвали кусанаги – косящий траву. Только в Японии существует периодизация истории мечей.

1. Древний период – до 900 года нашей эры.

Это период, когда мечи появились в стране. Вероятнее всего, что они пришли из Китая. Некоторые мечи были прямые и обоюдоострые, некоторые имели долы и расширение боевого конца на манер елмани. Даже термины кэн и цуруги обозначающие эти типы мечей происходят, по утверждению филологов, от китайских слов. Особенно прославился в этот период мастер Амакуни из Ямато, живший в VIII веке.

2. Период «старых мечей» кто – с 900 г по 1530 г. (некоторые исследователи верхней границей считают 1573 год – до конца асикага – героического периода).

В боевых порядках войск в этот период меч не употреблялся, армия была вооружена копьями, луками и стрелами. Меч был личным оборонительным оружием.

Именно в этот период, с приходом к власти семьи Фудзивара, развивается новый класс – самураи. Распространение искусства изготовления мечей связано и с появлением служилого сословия в обществе и с раздробленностью страны, и с постоянными войнами, которые были результатом межклановой борьбы за власть. Этот период знаменуется появлением ряда школ ковки мечей. Самый древний центр находился в провинции Бицен, где и произошло становление этой самой ранней школы (ныне южная часть префектуры Окаяма). Ответвлениями этой школы считаются: ветвь Фукиона – недалеко от столицы сёгуна в Камакуре, ветвь Осафуни – там же, ветвь Юдзи – там же, ветвь Омия – там же.

Мастера этой школы создали новую традицию ковки мечей СОСЮ. Для их работ характерна тщательность отделки клинков. Клинкам мастера Мурамаца приписывалась особая кровожадность, считалось, что нанесенные ими раны не заживают. Его клинками можно было разрубить лист бумаги, плавающий на поверхности воды. Йэясу Токугава запретил изготовление клинков такой остроты.

Школа Ямасира тоже имела семь ветвей, пять ветвей имела школа Ямато, три ветви – школа Сагами, две – школа Мино. Такие мастера как Цинсоку из Бицен (мастер императора Гейцей – IХ в.), Огара Санемори (середина IX в.), Мунесика из Киото (Х в.), Иосимицу, Куниюки, Кунитоси (XIII в.), Масамуне, Каниюдзи Оканемицу (XIV в.) составили славу этого периода. Император Го–Тоба (1183–1189 гг.) был столь большим любителем мечей, что держал при дворе двенадцать самых знаменитых мастеров для того, чтобы каждый месяц те создавали для него новый меч.

3. Период «новых мечей». 1530 (1573) – 1867 гг.

В этот период завершилась долгая гражданская война. Одо Набунаги и Тойотоми Хидаёси привели страну к миру. Мечи утратили своё боевое значение и превратились в элемент костюма, но элемент одухотворенный и весьма почитаемый. Это время характеризуется высочайшим художественным уровнем декорирования оружия. Господствующими мотивами являются драконы, цветы, пейзажи. По праву его называют периодом кузнецов Эдо (Токио) – столицы сёгунов Токугава. В эти же годы прославились кузнецы Фудзивара–Удзифуса (рубеж XV–XVI веков) и Уметада Миодзу, вызванный в 1546 году в Киото. Достигли известности мастера Канесада и Канисене. В XVI веке центром производства стал город Оссафуна провинции Бицен, где работали такие знаменитости как Гарумицу, Сукезада, Киомицу и другие.

4. Период «новейших мечей» от 1868 года до наших дней.

Этот период был весьма неблагоприятен для сохранения искусства их изготовления. В настоящее время, под руководством общества по сохранению искусства ковки мечей при национальном музее в Токио, продолжается изучение традиций ковки и даже происходит техническое усовершенствование процесса их изготовления. В 1968 году мы узнали имя, тогда 24–летнего, мастера школы Сосю Такедзи Ямамуро. В 1977 году Икешвальбе и Карпинский сообщили имя еще одного здравствующего мастера – Миягути Цунетоси. Сейчас, как рассказывают очевидцы, мастеров уже много, но, увы, в России мы имеем пока еще очень незначительные возможности для контактов с ними.


Прямые мечи периода «старых мечей»

Изготовление меча в Японии никогда не было ремеслом. Клинки не выковывались впрок на продажу. Только заказ самурая мог быть импульсом для создания меча. Кузнецы были знаменитые и весьма уважаемые люди. Император Го–Тоба (1183–1189) заявил, что создание мечей – ремесло достойное того, чтобы им занимались принцы. Из источников VIII века известно, что один синтоистский священник работал чистильщиком мечей. Все этапы изготовления мечей происходят в необыкновенной чистоте. Это было высшим повелением и относилось и к рабочему месту и к мастеру. Прежде чем приступить к началу работ, кузнец – КАДЗИ – проводил ритуальное омовение тела, одевался в белые одежды, прятал волосы под шапочку в виде кораблика.

В каждой кузнице определенное место занимал молитвенный ларец, перед которым кадзи концентрировал все свое внимание на предстоящей работе. После этого готовилась руда и песок, содержащий кварц. Работа начиналась с получения стали из железистого песка, которая затем соединялась с мягким сварочным железом. Пласт мягкого железа обкладывали кусками сырой стали. Раскалялось всё на сосновых углях, сваривалось, выковывалось и охлаждалось. Получившиеся куски проковывали вдоль и поперек.

Чтобы оградить заготовку от нежелательных воздействий в период между сварками и ковкой мастер окутывал будущий меч сырой глиной, перемешанной с соломенным пеплом. Ни один волосок не должен попасть на металл – мастер постоянно чистит и молот и наковальню. При каждой проковке изменяется количество углерода в стали, уменьшается количество шлаков и прочих загрязнений содержащихся в ней. Поэтому процесс ковки повторяли 15–20 раз и, в конце концов, получали стержень, состоящий из многих слоёв стали. Часто мастера сваривали от двух до четырех стержней и проковка продолжалась.

При многослойной проковке металла на поверхности появлялся различный узор. Ввиду того, что этот узор напоминает древесные годичные кольца, существует еще одна классификация клинков по различным видам древесины. Эта классификация именуется МОКУ–МЭ – текстура древесины.

Прежде чем придать клинку окончательную форму, кузнец перед последней проковкой вкладывал во внутрь стержень более мягкого железа, чем достигал сочетания твердости и пластичности. Современные исследования показали, что эти качества достигались еще и благодаря тому, что руда содержала окись молибдена.

Далее скоблением и шлифованием создавалась форма клинка. Одновременно намечалась форма черена для эфеса мекуча–ана и начиналась особая часть работы закаливание клинка. Снова совершались обряды, выбеливались стены кузницы, после чего приступали к работе. Клинок обмазывался глиной, смешанной с речным песком и древесной угольной пудрой. Тонкой бамбуковой палочкой мастер снимал слой обмазки с лезвия. После того, как оставшаяся смесь засыхала, начиналось закаливание. Мастер держал клинок очищенным лезвием вниз к огню, а мехами огонь сосновых дров доводили до необходимой температуры. Свежевыбеленные стены кузницы позволяли мастеру чётко видеть степень нагрева по цвету раскаленного металла.

В те времена опыт мастера был единственным залогом успеха. Даже в трактатах об изготовлении мечей описание процесса закалки можно назвать скорее лирическим произведением, нежели техническим пособием: «Надо согревать сталь до тех пор, пока она не станет цвета луны, когда она готовится в июньские или июльские вечера совершить свое путешествие по небу».

Раскалённый клинок быстро охлаждался в воде, температура которой должна соответствовать февральской или августовской. По краю глиняной обмазки появляется линия закала. Мастер придирчиво осматривает свое творение и лишь после набивает на черене свое имя, имя заказчика, название местности или храма где меч был освящен. Только тогда клинок передается точильщику – катана–тоги. С помощью различных точильных камней меч не только точили, но и полировали, придавая клинкам изумительной красоты матовость. Эта работа продолжалась от 15 до 20 дней. Точильщик держал клинок куском ткани и водил им по закрепленному над чаном с водой камню. После этого, клинок натирался мельчайшим каменным песком, отчего получал лучистый блеск.

Совершенно особенным у японского меча был эфес. Рукоять обтягивалась галюшой – кожей акулы или ската, выделанной по особой технологии, а ножны делались из ценных пород дерева, например, магнолии и покрывались цветным или черным лаком. И рукоять, и ножны украшались бронзовыми накладками о которых речь пойдет чуть позже.

Меч сопровождал самурая в течение всей его сознательной жизни. Он являлся неотъемлемой частью культуры воинского сословия Японии. Первая часть статьи была посвящена истории возникновения японского меча и особенностях изготовления клинка. Сегодня — продолжение рассказа…

Мечи не были одинаковы. Форма, декор, размеры и способы ношения варьировались в зависимости от назначения меча. Немаловажным было и положение, которое занимал владелец оружия. Сословие воинов – БУКЕ – в XVII в. вместе с семьями насчитывало около двух миллионов человек. Сюда входят все – от сёгуна, до простого война – асигару. В самурайстве, существовала сложная иерархическая градация, основу которой составляли степень близости к дому Токугава и материальное положение.

Высшую группу составляли даймё (большое имя) – самые крупные землевладельцы. Они делились на несколько категорий. Первыми в этом ряду стояли три ветви рода Токугава именуемые по их княжествам: Кии, Овари, Мито. За ними три более отдаленные родственные ветви Токугава – Таясу, Хитоцубаси и Симидзу, которые не имели замков в своих владениях, жили в Эдо и занимали высшие посты в государственном аппарате. Далее располагались семьи наиболее преданные дому Токугава – их было 176 и замыкали эту высшую группу еще 86 семей.

Ниже по иерархической лестнице располагались мелкопоместные самураи – сёмё (малое имя), которые являлись вассалами сёгуна и именовались хатамото и гокэнины. Это был средний слой самурайства, составлявший в некотором смысле его становой хребет. На ступень ниже стояли байсин – вассалы вассалов и замыкали сословие рядовые войны. Одинокие самураи – ронины – лишившиеся своего господина не имели право на место в феодальной организации и становились, по сути, изгоями, оставаясь при этом самураями.

«Меж цветов красуется сакура, меж людей самураи» – так гласит японская пословица. Для простолюдина самурай был символом духовного и физического совершенства. На протяжении тринадцати веков существования этого воинского сословия самурай должен был быть воплощением конфуцианских добродетелей, наделенный, тем не менее, свирепостью Нио – стражей ворот буддийских храмов. Жизнь самурая подчинена была лишь закону гири – закону чести. Душой его был меч, а постоянными занятиями – война, изящная словесность и живопись. О таких самураях слагали легенды и песни.

Виды декора клинка самурайского меча

Фуси – нижнее кольцо рукояти возле цубы. Фуси были одними из наиболее украшаемых элементов меча

Катанакакэ. Подставка для мечей

Менуки. Менуки – это маленькие декоративные головки клинышков, закрепляющих рукоять. Они располагаясь под оплеткой рукояти с обеих сторон

Козуки. Ножи, носившиеся вместе с мечом

Необходимо напомнить о том, что крестьяне и купцы имели право, особенно во время различных церемоний (свадьба, похороны, и т. п.), носить один малый меч. Нищие, ростовщики, лавочники и представители других непрестижных профессий не имели права осквернять меч своим прикосновением.

Самураи кроме малого меча – вакидзаси – в паре с ним должны были носить средний меч, именуемый катана. Вместе они так и назывались дзайсё (пара) и носились за поясом. Приходя в гости и, тем более, при дворе Императора все эти мечи необходимо снимать. Исключение составляет большой боевой меч – тати, носимый у бедра на кожаных тесёмках, прикреплённых к поясу. Уважение к боевому мечу давало право не снимать его даже в присутствии Тэнно, что позволило называть его придворным мечом и обусловило его роскошное убранство. Длина клинка такого боевого оружия доходила до 120 см. Позже появляются различия даже среди тати: меч для собраний во время отдыха при дворе – ходзе-но-тати, меч для празднеств – гидзе-но-тати и другие.

Вместе с тати на поясе носился кинжал – танто, который раньше прятали в складках одежды, а после окончания гражданской войны стали носить открыто. Кинжал кайкэ – чуть короче танто. Его носили женщины из самурайских семей. Каждая девочка получала кинжал по достижении совершеннолетия.

Ножи изготавливались по особой технологии. Полоса металла для клинка свёртывалась вдоль и проковывалась. Если разрезать клинок, то виден свёрнутый в виде рулета металл, на который отдельно наварено лезвие из более твёрдого сплава. Согнуть такой нож практически невозможно.

Нож хранился в деревянном футляре. Перед тем как надеть нож его вынимали из футляра, присоединяли рукоять и помещали в деревянные ножны. Прежде чем соединять рукоять с клинком, на хвостовик надевали овальную металлическую пластину, которая служила крестовиной. Для фиксирования рукояти в хвостовике клинка делалось два отверстия, сквозь которые продевались костяные заглушки.

Длина ножа не превышает 210 мм. Особенно много говорят в Европе о ножах для харакири – ритуального самоубийства самурая. От обычных он отличается особо тщательной отделкой. Рукоять и ножны делаются из вишнёвого дерева, и он чуть длиннее прочих ножей – около 300 мм.

Но вернёмся к мечам. Существовал ещё один тип меча – тидзакатана – чуть длиннее вакидзаси и чуть короче катана. Им самурай должен был заменять дзайсё, когда приближался к даймё или сёгуну. Любопытно отметить, что дети носили деревянные мечи в соответствии с мечами положенными их родителям. Настоящую пару они получали по достижении совершеннолетия.

Вакидзаси по длине составляет нечто среднее между одним и двумя сяку, танто – меньше одного сяку, более двух сяку – катана и тати (сяку=30,3 см).

В доме каждого самурая напротив входа есть ниша, чуть приподнятая над уровнем пола. Это токонота – место для хранения мечей, что-то вроде красного угла в русском доме. В этой нише располагается какэ – подставка для хранения дзайсё или тати. При посещении дома гостем мечи убирали. Оставлять их на месте считалось весьма недружественным жестом. Гость тоже снимал свои мечи, но вакидзаси мог положить рядом с собой.

Восхищаться красотой меча гостя было обязательной частью ритуала гостеприимства. Хороший хозяин должен был расхваливать эфес, ножны и лезвие у эфеса чуть-чуть вытащив его из ножен. Выдергивать меч из ножен целиком – признак невоспитанности и даже открытой враждебности. Лишь после долгих уговоров хозяина клинка его друг имеет право, рассыпаясь в тысячах извинений, осмотреть весь клинок.

Положение меча тоже было весьма красноречиво. Положить его перед собой и толкнуть так, чтобы меч развернулся рукоятью к собеседнику, означало начало вражды. Ударить ножнами своего меча по ножнам другого являлось серьезным нарушением правил этикета, поворот ножен удобный для выхватывания меча был равносилен вызову. Войти в дом друга с мечом – означало разрыв всяческих отношений и т. д. и т. п.

Эти неписаные традиции ещё раз подчеркивают, насколько культ меча пронизывал весь жизненный уклад самурайского сословия. Даже в таком чисто лирическом произведении, каким является Ямато-моноготари (в 22 эпизоде) герой Рё-сёсё готов порвать со своей возлюбленной лишь потому, что она долго не присылала обещанную кожу для тесёмок, крепящих меч:

«От ненадёжной возлюбленной,
Которой я доверял,
Кожи крашеной
Глубины цвета
Не видя, порву с ней»

Его пассия «поражённая этим стихотворением» сразу прислала кожу. Разумеется, омонимы придают этой танке и другой смысл, но то, что даже любовные сюжеты не обходятся без меча и связанных с ним аксессуаров, говорит само за себя.

Изумителен декор японских мечей. Здесь мастера в большинстве случаев обходились без драгоценных металлов, достигая при этом фантастического эффекта. Наиболее часто использовали три сплава: меди с золотом – сакуду, меди с серебром (30-50%) – сибуити и меди с оловом и графитом – сэнтоку. Различная окраска медным сплавам придавалась травлением. Количество технических находок и разных маленьких хитростей, к которым прибегали мастера для украшения мечей, невообразимо.

Наряду с этим использовались и техники традиционно применявшиеся европейскими кузнецами. Это оброн – резьба по металлу, таушировка – вковывание узора из одного металла в другой, чернение, воронение и т. п. Фантазия мастера особенно разыгрывалась при создании менук, цуб, кадзир и фуси.

Менуки – это маленькие декоративные головки клинышков, закрепляющих рукоять. Располагаясь под оплеткой рукояти с обеих сторон, они предназначались для обеспечения надёжного хвата меча и препятствовали его выбиванию из рук самурая. Менуки – это маленькое чудо, на котором оттачивалась фантазия мастера.

Цуба – фигурный щиток – гарда, защищающий руку бойца. Особо украшаемыми были кадзира – головка рукояти и фуси – нижнее кольцо рукояти возле цубы. Естественно, что все детали одного меча выполнялись в одном стиле. В той же манере выполнялся и козуки – небольшой кинжал носимый на самом мече. Именно прекрасное оформление привлекло поначалу европейских собирателей, которые, не интересуясь качеством клинка, приобретали цубы и менуки, разрушая целостное произведение – МЕЧ.

О цубах нужно сказать несколько слов особо. Единственное в своем роде искусство украшения цубы оттачивалось веками. Поэтому именно она и стала предметом коллекционирования в первую очередь. В наши дни коллекции цуб хранятся во многих музеях мира и, конечно же, в нашей стране. Такими собраниями располагает Государственный Эрмитаж, Исторический музей, Музей искусства народов востока в Москве и ряд других.

Дзайсё (пара). В XVI веке мечи катана и вакидзаси стали носить заткнутыми за пояс, клинками вниз. С XVII века эти два меча стали называться единым понятием дайто-сёто или дзайсё (большой и малый мечи)
Тати. Тати — большой меч, длина которого приближается к 1,5-2 м. Имеет характерного вида крепления
Цуба – фигурный щиток – гарда, защищающий руку бойца. Искусство украшения цубы оттачивалось веками

В XV в. возникают целые династии мастеров цубако и множество школ, которые отличаются использованием различных приемов изготовления и декора цуб. Наверно самым известным мастером является Умэтадза Миёдзю (1558-1573). Он создал новую технику – нуномэдзоган – когда металлическая поверхность цубы покрывалась мельчайшей штриховкой и в неё втиралось золото или серебро, что придавало металлу сходство с фактурой ткани.

Уже в XVI столетии происходит полное отделение цубако от оружейников, что даёт огромный толчок развитию изготовления цуб, как самостоятельному виду искусства. Однако в 1877 году императорским эдиктом, запрещавшим ношение мечей, оно было практически уничтожено.

Начавшееся еще в XVIII веке и получившее дальнейшее развитие в XX в. коллекционирование цуб, как уже было замечено, уничтожало целостность произведения – меча. Именно целостность и стремление к совершенству характерно для произведений японского искусства. А меч – это именно произведение искусства, доказывающий не только физическое, но и духовное совершенство своего владельца.



mob_info