Анатолий Зенченко: «Чтобы развиваться, нужно выйти за рамки привычного. А как оцениваются выпускники курсов

Анатолий Зенченко – один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА, президент Международной Ассоциации Йоги, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине.

23 июля в рамках VI Международного Фестиваля Йоги и Здоровья FREE SPIRIT Анатолий проведет два класса: открытый мастер-класс для всех уровней подготовки «Ишвара йога как ключ к внутренней целостности» и закрытый семинар для опытных практиков и инструкторов йоги «Ишвара йога: уникальные принципы работы с телом на примере сложных асан (балансы на руках, глубокие прогибы и наклоны, скручивания».

– Анатолий, как начался ваш путь в йоге?

– Мне с раннего детства было интересно все необычное, все волшебное и загадочное и, наверное, в более взрослом возрасте это необычное, волшебное и загадочное я нашел в йоге и поэтому начал этим заниматься. Еще в раннем детстве мне нравилось изображать Кощея Бессмертного, делая вакуумное втягивание живота, и думаю я всегда был предрасположен к чему-то такому. Одна из моих любимых игр в возрасте примерно 6-7 лет – я любил задерживать дыхание и считать, как много шагов я могу пройти на одной задержке дыхания. Интересная игра, попробуйте. Вам понравится.

– Кого вы считаете своими учителями?

– Я не могу назвать ни одного человека, про которого я мог бы сказать: это мой учитель в йоге, в плане работы с телом. Поскольку я много кого знаю, много у кого учился, но никого из этих людей не могу назвать своим учителем в полноценном смысле этого слова – что я взял у него что-то и это дальше несу. Потому направление и называется Ишвара Йога. Поскольку все то, что я знаю, все то, что я делаю, как я это объясняю это то знание, которое пришло ко мне изнутри в результате моей собственной практики.

Если говорить о людях, которые оказали влияние на мою практику, в положительном смысле этого слова, то, наверное, я могу вспомнить Шандара Ремота. Он мало что объяснял (наверное, не очень хотел), но много показывал. Мне этого было достаточно. Я много с кем знаком. Я лично знаком с Дэвидом Свенсоном и с другими известными преподавателями йоги в Англии, поскольку я там какое-то время был и преподавал. Я знаю очень многих людей в Европе и в Индии, но никого не могу считать своим учителем в плане работы с телом. А если говорить об учителе в смысле гуру, о чем-то большем, то да, он у меня есть. Но пусть это останется моей маленькой тайной.

– За все время практики какое самое интересное открытие вы для себя совершили?

– Я до сих пор продолжаю совершать это открытие. Я до сих пор открываю себя самого для себя самого. Я постоянно открываю себя, продолжаю это делать и мне это нравится. То есть я открываю себя самого, постигаю сам себя при помощи практики. Мне это интересно.

– Какие сложности вы встретили и преодолели в процессе многолетней практики?

– Сложности?.. Наверное, у всех были какие-то травмы. У меня они тоже были. Я начал свой путь в йогу из карате. На тот момент, когда я начал заниматься йогой, у меня уже были травмы, и благодаря тому, что я пытался восстановить себя при помощи йоги, я многое понял. Следующая сложность – это ситуация, что у тебя так много работы, что не хватает времени на свою личную практику. Но это тоже временные трудности, которые преодолимы. Сейчас у меня есть время на личную практику. Я этому рад, доволен и счастлив.

– На что по вашему мнению в первую очередь должен обращать внимание в практике йог?

– Самое важное – научиться чувствовать себя. Чувствовать себя, понимать себя, принимать себя. Не побоюсь даже этого слова – любить себя.

– Что именно для вас означает понятие «Ишвара»?

– Для меня это непроявленное внешнее духовное начало. То, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться. То, что не дает нам уснуть на диване. Это то, что заставляет людей каждый раз вставать или садиться на коврик и делать невозможные для себя раньше вещи. Это наше внутреннее духовное начало. Наш внутренний учитель.

– В чем отличие метода Ишвара Йога от других направлений и школ?

– Заходим издалека и пытаемся понять, что вся современная йога, я ее называю йога с маленькой буквы, почти никакого отношения к классической Йоге не имеет. Все то, что мы видим – это авторские методики, сформировавшиеся где-то там с середины 20-го века. Ишвара йога – это такая же авторская методика, как и все остальные. У нее есть две отличительные особенности. Первое – это уникальные внутренние принципы работы с телом. Это ключи, позволяющие правильно и без травм сделать любую асану. Они уникальны, поскольку их всего десять, и они в равной степени подходят к практике любой асаны. Не важно это наклон или прогиб, вы стоите на ногах или на руках. Подытожу – это внутренние принципы работы с телом. Понимание того, как правильно делается любая асана, любая. Это глубокое понимание внутренней работы. Второй аспект – это методология. Это принципы построения занятий. Принципы построения тренировочной программы, которая может быть растянута в года. Мы четко понимаем, как начинать с самого простого, подходить к обучению комплексно, делать акценты на нужные нам аспекты, учитывая наши особенности по здоровью, телосложению, психоэмоциональному состоянию. Все это базируется на подробной классификации асан.

Преподаватель Ишвара Йоги – это программист, который пишет тренировочные программы под поставленные ему задачи. В зависимости от того, что нужно сделать, преподаватель Ишвара Йоги может составлять нужную последовательность. Одну последовательность сегодня, на сейчас, или тренировочные программы, которые будут работать долгое время.

Возвращаясь еще раз к началу – два аспекта, две отличительные особенности. Это внутренние принципы работы с телом, глубокое понимание внутренней работы в асане, точная отстройка любой асаны, что позволяет освоить ее быстро и без травм. И второй аспект – это методология, которая базируется на классификации асан. Четкое понимание того, как строится обучающий процесс или как создать и построить одно занятие, учитывая все особенности группы или данного человека.

– Какую ежедневную практику на двадцать минут вы можете порекомендовать, чтобы человек мог поддерживать себя в тонусе?

– Я знаю, что самая популярная книга по йоге это «5 минут йоги не вставая с постели» и спасибо, что вы спрашиваете, что человек может сделать за 20 минут. Обычно спрашивают за 2-3 минуты. Для того, чтобы практика была полноценной, нужно заниматься хотя бы час в день. Час. И если мы имеем хотя бы час в день, то я бы особое внимание уделил работе с животом. Это вакуумное втягивание, агнисара, дхаути, наули и практики пранаям. А какие делать асаны – это зависит от каждого конкретного человека. То, что нужно одному, совершенно не нужно другому. И вот это уже вопрос методологии – как построить очень короткую последовательность для каждого из вас так, чтобы она работала идеально. Ишвара Йога дает ответ на эти вопросы. Просто ответ не может быть один для всех.

– Что бы вы могли пожелать людям, практикующим йогу?

– Смелости и отваги. Ведь надо быть достаточно смелым, чтобы каждый день на коврике разворачиваться лицом к самому себе и пытаться почувствовать те части себя самого, которые вы еще не знаете и очень плохо ощущаете. То есть вы пытаетесь почувствовать те кусочки себя самого, которые вам не совсем нравятся – и только благодаря этому они становятся лучше, лучше и лучше. Я о ваших кусочках. О вас в целом.

Побывал на семинаре Толика Зенченко. Очень интересный семинар получился и, главное, полезный в плане ведения занятий. Узнал много интересного про асаны, их отстройку и внутреннюю работу в них. Увидел как Толик представляет себе картину йоги.

Толик начал семинар с определения йоги. Потом плавно перешел к тому как ее сейчас понимают, к авторским стилям и методикам.У него на все есть свое мнение, может быть не бесспорное, но уж точно интересное. Есть у него определенный дилентатизм в некоторых вопросах (медики были на семинаре, это с их слов), но опыт практики у него просто громадный и это перекрывает то негативное впечатление, которое это могло бы произвести. Тем не менее, на тичерз к нему я бы не пошел. Толик произвел впечатление очень быстрого, нервного и иньского человека одновременно.Если от Лаппы прямо бьет током, такая у него сильная янская энергетика, то Толик больше напоминает энергетическую воронку. Оба очень энергетически мощные люди, нопо-разному.

Понимание Толей йоги сейчас сводится к тому, что йога касается не тела, а мозгов. Обычный человек использует от 3 до 7 процентов возможностейсвоего мозга.Просветленный человек - это тот у которого все нервные клетки отстроили связи друг с другом.Можно не достичь просветления, но развиваться, почувствовать состояние целостности, истинного Я - это задача йогина.

Ишвара - это внутренний аспект божества. Если спросить у Шиваита, что это такое, он радостно воскликнет:«Да это же Шива!». Для христианина - это дух святой. Это наше духовное начало, наш внутренний учитель.

Йога как метод - это попытка понять себя, приблизиться к себе.Нужно найти точку тишины и покоя внутри, и тогда все что происходит в жизни, все нескладухи и неприятности уже не смогут вышибить нас из седла, нам есть на что опереться внутри.Йога - это способ прийти к себе и развивать себя.

При этом Ишвара Йога - это авторская методика Толи и он открыто говорит об этом. Сказал что если кто-то говорит что его йога - это самая правильная йога в мире, то либо тот кто говорит - идиот, либо тот кто говорит, держит за идиотов слушающих. Любой стиль хатха-йоги сегодня - не более чем авторская методика.Пусть и со стажем. И йога Айенгара (это так увидел йогу Айенгар), и АВЙ, и Yoga 23 - этовсе авторские методики… Можно обучаться у разных инструкторов, в этом нет ничего страшного. Это лишь разные взгляды на йогу, только и всего.

Много говорили про йогу. Толя рассказал про 8 ступеней, но отдельно выделили еще одну - Шаткармы. Акцент при описании ступеней он сделал на энергетическом аспекте. Так Яма - это энергетическое взаимодействие с реальностью, а Нияма - с самим собой.Т.е. это те принципы которые позволяют не уснуть и постоянно развиваться. Шаткармы - это тоже энергетические процедуры работы с сознанием. Например, когда мы чистим язык от налета,мы очищаем и массируем вкусовые рецепторы, которые в свою очередь воздействуют на разные области головного мозга. Т.е. мы массажируем мозг.Когда по почистили весь язык мы сбалансировали состояние нашего сознания.Асана - это тоже тренажер для мозгов. Отстройкой асан занимается наше сознание и тело должно рассматриваться как тренажер для него. Мы располагаем наше тело в пространстве, мозг отдает команду, нервные каналы проводят сигнал, части тела исполняют, мозг ориентирует тело в пространстве.Если асана не получается, на одном из участков происходит сбой. В пранаяме мы учимся владеть энергией напрямую и этим тренеруем подсознание. Органы восприятия - это тоже тренажер для сознания.Пратьяхара - это степень свободы, когды ты отключаешься от органов восприятия и можешь реагировать или не реагировать на поступающие от них сигналы. Дхарана - это сосредоточение, способность удерживать заданное направление внимания в состоянии «отключки» от сигналов. Дхьяна . Толик просил не путать ее с медитацией. Дхьяна- это состояние недвойственности, когда мы принимаем все что есть, не деля на хорошее и плохое. Самадхи . Просветление. Описывать бесполезно J .

Йога с точки зрения Толика делится на Хатха и Раджа йогу. Есть более простые техники, которые работают в основном с телом и сознанием. Работать с сознанием легче, чем с подсознанием. Кроме того, если раньше йога была уделом избранных то сейчас техники йоги доступны всем. Эти техники - Хатха-йога. Впрочем, Толя заметил, что для тех, кто хочет - всегда есть возможности идти дальше.

К Хатха йоге по Толику относится Яма, Нияма, Шаткармы, Асаны, простейшие Пранаямы (Шванаямы, от слова Шва - собака, капалабхати, например).

Мы все занимаемся хатха йогой.Самое важное состояние, к которому мы должны стремиться - это внутренняя целостность. Найти внутренний центр, почувствовать его и усилить - это цель занятий хатха-йогой. Главный ключ к этому - бандхи.

Тело должно использоваться как инструмент для работы с сознанием. Об инструменте надо заботиться и использовать правильные принципы работы с позвоночником и суставами

Отсутствие внутренней целостности выражается во внешнем напряжении. Соответственно, если мы расслабляемся, мы достигаем этого состояния. Однако с практикой мы видим, что суставы хронически перенапряжены. И мы просто не знаем как и куда направить сигнал чтобы их расслабить.

Тело - это вода. Но многие люди похожи на стаканы с водой в которые добавили лед. Йога помогает растопить этот лед.

Если мы уходим в наклон вперед, тянутся мышцы задней поверхности бедра. Мы думаем, что они плохо растянуты. А на деле нам нужно всего лишь их расслабить и мы уйдем в наклон. Если же мы силовым образом их будем пытаться растянуть, насилуя свой организм, мы их наоборот будем напрягать. Главное - понять, как, куда, какой мышце дать команду.Есть определенные приемы для этого. Так, чтобы расслабить трицепс,нужно привести в тонус бицепс.Аналогично можно действовать и в наклоне(хотя по моему опыту в наклон уходишь глубже, если расслабляешь пресс - И.С.)

С мышцами дело обстоит проще, с суставами - сложнее. Сустав похож на клубок ниток для вязания, в которой добавили несколько спиц.Вокруг сустава очень много мышц, часть из них напряжена, а часть - расслаблена. Необходимо добиться состояния полусжатой пружины, состояния «собранности» сустава.Мы можем управлять суставом только в состоянии его собранности.

Каждая практика строилась примерно следующим образом.

Пранаяма. Капалабхати. Толя просил представить, что в нос попала соринка и мы акцентированным выдохом стремимся ее вытолкнуть. Если мы располагаем голову чуть-чуть по-другому мы прочищаем мозг (выпрямить и чуть оттянуть голову назад - капалабхати начинает бить прямо в мозг,это очень чувствуется)

Бхастрика. Используем диафрагму. Толя очень долго объяснял что значит работать диафрагмой. Детальнее опишу позже, в разделе работы с дыханием.

Еще один важный аспект - подтянутый живот. Живот - это центр тела, хара. Внутри - паучок, который тянет за нитки, привязанные к внешней стенке живота. Подтянутость должна быть поперечной, по диаметру живота. Но это не напряжение мышц пресса и Толик нам это демонстрировал.

Асаны стоя - это наиболее естественное положение, оно намного естественней, чем перевернутые. Мы сперва работаем с ногами, потому что без них невозможна работа с корпусом.

Обязательна мулабандха. Как будто хочешь в туалет по большому, но нельзя. Бандхи помогают собрать тело в единое целое.

У Толи мне понравилась комбинация асан и виньяс.Виньясы были типичные такие аштанга-виньясовские. Но у него в каждой виньясе были достаточно длительные удержания. В асанах - тоже.В целом практика произвела странное впечатление, такое ощущение что это была замедленная аштанга-виньяса с отстройкой асан по Айенгару.Грузит, кстати, довольно сильно. У меня после семинара болели мышцы передней поверхности бедра.

Физиология дыхания. Чуть выше я уже говорил что Толя уделял большое внимание работе с диафрагмой.Что же такое диафрагма по Толику? Это колба, в ней мембрана.Она цельная. Когда мы делаем вдох - диафрагма опускается вниз. Во время вдоха - диафрагма поднимается вверх (она расслабляется)

Полное йоговское дыхание - нижнее, среднее, верхнее - оторвано от реальности. Подобное описание вызвано тем, что люди пытались описать то, что происходит при таком дыхании частями.

Нужно учиться раскрывать заднюю часть диафрагмы и ее использовать.Для этого представим что у нас есть жабры и мы дышим почками (вдох в область почек). Раскрытая диафрагма предохраняет от излома поясницу во многих асанах. Делали упражнение в парах на это. Один человек накладывал руки на область почек другого, и надо было почувствовать, как расширяется это место, и то, что ты задействуешь заднюю часть диафрагмы при дыхании.

Понравилась мысль про баланс в теле человека. Человек как зебра. У каждого человека что-то перенапряжено, что-то перераслабленно. Это Ха и Тха. Мы стремимся объединить эти два состояния в хатха йоге

Как следствие, в асанах существует два подхода. Один внешний, другой внутренний. Внешний подход представляет собой нарушение принципов Ахимсы. Я хочу - делаю - телу нужно выжить.Как следствие оно приспосабливается. Однако в ситуации выживания тело использует только сильные стороны.В этом нет йоги. Любое состояние преодоления и войны с самим собой - это не йога. Растяжка - это не цель йоги.Шпагат не важен как самоцель. Например, стоя в мостике, мы не дрожим, держась только за сильные стороны, а спокойно улыбаемся, понимая, что нужно, например, сильнее толкнуться ногами от пола, в результате мы делаем мулабандху и концентрируемся на этом, а не на удержании формы через боль. Ищем форму внутри, а не снаружи.

Особо хочется выделить то что говорил Толик про асаны, их отстройку асан и внутреннюю работу в них.

Во многих асанах по задней поверхности отдаем вес в пол, по передней - вытягиваемся вверх.

В асанах которые освоены внутренняя работа происходит осознанно. В незнакомых - приходится работать, т.к. такие асаны не являются устойчивыми.

Мы быстро устаем, потому что у нас много неосознанных и ненужных напряжений.Нужна внутренняя целостность на фоне минимальных напряжений.Поэтому в асанах у нас задача - найти те части тела которые не участвуют в выполнении асаны и научиться давать им команду, привлекая к выполнению асан.

Есть два способа понять, какие мышцы не работают.

  1. Почувствовать где есть пустые места. Основная работа в асанах - заполняем пустоты.
  2. Экстремальные состояния, в которых мы пытаемся себя спасти. Мышцы работают на пределе своих возможностей и мы понимаем что нужно сделать чтобы облегчить им жизнь

На что Толик обращал внимание при отстройке асан.

Умение отдавать вес тела в сердца стоп. Много напряжения в теле присутствует неосознанно.Импульс веса застревает там где есть напряжение. Чем больше мы отдаем вес, тем больше вытягиваемся. В йоге используются очень разные точки опоры - мы должны использовать все, чтобы правильно отстроить асану. В определенный момент можно растянуть внимание по всему телу.

Целостность тела. Бандхи. Они позволяют включать в работу те участки тела, которые не участвуют. Мы подтягиваем бандхи (не напрягаем их!) , это позволяет собрать все тело.

Постепенно мы приходим к состоянию, когда мы не зависим от точек опоры и можем работать от центра тела. Внешний и внутренний аспект работы. Внешний - точка опоры, внутренний -хара.

Как иллюстрацию к правильной работе с опорой и распределением веса на нее приведу, уттанасану. Вес нужно переносить в сердца стоп, тогда у тела появляется способность уйти в наклон глубже.Самая большая ошибка - вес в пятках. В качестве теста, что такое вес в сердцах стоп, Толя попросил перенести вес в пятки и подпрыгнуть из этого положения.В результате этого можно получить сотрясение мозга)) А потом попросил подпрыгнуть когда вес тела перенесен в сердцах стоп. Разница действительно чувствуется.

Таким образом, алгоритм действия в этой асане таков:

  1. Вес в сердца стоп
  2. Складываемся в тазобедренных
  3. Толкам пол вниз, за счет этого выталкиваем таз вверх

Понравилось его объяснение бакасаны. Сперва встать на мысочки ног и нагнуться вниз, опуская корпус между ног. Руки в стороны. Это такой тестна равновесие:)Опустить руки вниз,перенести вес в сердца ладоней.Таз выше. Поставить коленки на локти (они уже близко и ставятся сами) и поднять таз как можно выше вверх.Смотреть вперед. Взгляд вперед - главный тест для определения, правильно вы делаете эту асану или нет. Скажу честно, что я чуть не перешел в стойку на руках и это было впервые, до этого я не чувствовал бакасану так тонко и не заходил в ней так далеко.

Толик хорошо объяснил навасану и ее правильное выполнение. Я наконец-то понял почему у меня в ней грузятся передние мышцы бедер, а не пресс. Пресс напрягается, но чтобы держать конструкции в положении асаны долго, пресс тянет за собой мышцы бедер. Видимо, у меня пресс довольно сильный и нагрузка больше ощущается мышцами бедер

Последовательность в последний день несколько удивила. Сперва вирабхадрасана, без прогиба. Потом хануманасана - с естественным прогибом. Только после этого переходим к прогибам назад.Зачем делать хануманасану как подготовку к прогибам, если я могу так же прогнуться в вирабхадрасане, я не понял. И хотя Толя объяснял, что в хануманасане есть естественный прогиб назад,я не думаю чтоэто весомый аргумент.Надо будет попробовать сделать комплекс с хануманасанойи без нее.

Толик говорил что это очень важно когда мы можем захватываться за самих себя, делать «кольцо», используя собственное тело в качестве опоры.

В заключение приведу очень характерное рассуждение Толика о том, как люди делают асаны. По классификации Толика, есть два (как всегда у Толи :) ) типа людей. Одни делают асаны благодаря умному телу. Т.е. тело само знает где ему напрячься, а где расслабиться для того чтобы сделать асану. Как правило такие хорошие, умные тела имеют спортсмены или люди так или иначе работающие со своим телом.Ко второму типу относятся те, кто делает асаны через мозг. Стремится понять какая мышца не участвует и командой мозга ее напрячь или расслабить. И с его точки зрения именно это йога, а не бездумное выполнение асан.На вопрос, к какой категории он относит себя, Толя ответил, что сперва принадлежал к первой, теперь старается принадлежать ко второй.

В блокноте остались еще интересные мысли Толика, которые хочется оставить на память.

Какую бы асану мы не делали, мы делаем ее всем телом. Это не значит что все тело должно быть напряжено, это значит что все тело должно быть собрано.

Обычный человек - это бетонный мешок с овсяной кашей внутри. Очень смачно сказал:)

Ключи к овладению сложными асанами нужно искать в простых

В йоге нет силовых асан, есть балансовые.

Расскажите о себе: кто такой Анатолий Зенченко?

Анатолий Зенченко – абсолютно обычный человек, которому еще с детства было очень страшно прожить жизнь какого-то обычного человека: инженера, учителя, бухгалтера. Этого человека всегда привлекало все интересное, необычное, неизвестное. Еще со школы ему была очень интересна йога. Начал свое знакомство с йогой благодаря «дурной» компании — компания была, конечно же, очень хорошая. Еще со школы я практиковал йогу для себя, мне было это очень интересно.

Разве не запрещена была тогда йога?

Когда я практиковал, она уже была не запрещена, поскольку Союз развалился, после развала Союза все эти глупые законы не действовали. Но те, кто меня учил, они помнили еще времена запрета и говорили «Никому не рассказывай, что мы тебя учим, если кому-то расскажешь, нас посадят».

А откуда они брали свои знания?

Для меня это тоже было загадкой. Это было маленькое комьюнити, куда каждый по крупице приносил какие-то знания. Кто-то куда-то ушел, и там научился, кто-то где-то какие-то книжки находил. И вот первая книга по йоге, которую я даже не прочитал, а прослушал, была записанная на аудио кассету «Автобиография йога». Все остальное было потом. Все что можно было найти в начале 90-х, это книга Айенгара «Йога Дипика. Прояснение йоги» на каких-то самиздатовских перепечатках. И на начало 90-х в Чернигове уже была очень интересная тусовка, и именно благодаря этой тусовке люди делились крупицами своих знаний, и в общем информации было довольно много, в сравнении со всем остальным Советским Союзом. Мы были одними из первых, кто пригласил А. Сидерского к нам на семинар, это было в 1993 году. Он приехал, несколько дней что-то проводил, мне понравилось. А дальше я фактически варился в собственном соку. И где-то к концу 90-х я уже понимал, что очень много знаю и умею. Общаясь с людьми слева, справа, даже с тем же А. Сидерским, я уже мог рассказать много того, чего он не знал, на что Сидерский отвечал: «Я с этим не работаю», «Я не знаю этих вещей», «А вот это для меня интересно и новость».

На физическом плане?

На физическом и не только.

Как родилась Ишвара йога?

Как сложилось так, что я создал методику? У меня не было такой пафосной идеи – взять и создать методику. Вообще не было. Когда я начал ездить на различные конференции по йоге заграницу, меня спрашивали: «А в каком стиле Вы преподаете и практикуете?». На что я отвечал: «Я просто практикую и преподаю Хатха-йогу», поскольку я сам понимал, что то, что я делаю – это не йога Айенгара, это не Аштанга-виньяса, и не какие-то еще направления. И когда я говорил «Я преподаю хатха-йогу», а люди отвечали «А, понятно, Хатха-йога», тогда я понимал что им ничего не понятно.

Я вот до сих пор не понимаю, что такое Хатха-йога.

Нет, не в этом дело. Это общая фраза, после которой люди понимают, что человек работает как-то с телом, но без какой-то конкретной методики. А методика у меня уже была, и началось все с очень простой идеи: Ишвара-йога – йога для умных и ленивых. Я очень ленивый и мне хотелось перестать напрягаться, делая асаны. Асаны мне нравились, а напрягаться не нравилось. И все вокруг делали это с маской муки на лице, все воевали с собой, пыжились, тужились, кряхтели, пыхтели, потели и напрягались. А мне это не нравилось. Я искал способ сделать движение без напряжения. Чтобы я мог сделать что-то, и при этом не напрягаясь. И в конце 90-х, когда начал проводить семинары, преподавать, основной идеей было: «Ребята, а давайте перестанем в йоге пыхтеть, кряхтеть и напрягаться. Это не силовая нагрузка, это не силовой вид активности». Все говорили: «Да, но это же не возможно». Я говорю: «Возможно, я показывал». Они говорят: «Хорошо, это возможно у тебя, а научи нас». И вот в это время, пытаясь научить других, также расслабленно и без напряжения делать асаны, я начал формулировать внутренние принципы работы с телом – некие правила, по которым делаются асаны.

Это интуитивно было? Вы интуитивно нашли их внутри?

Это было интуитивно. Я шел от простого. Я делал ту асану, которую я делаю расслабленно, и пытался почувствовать, как я это делаю, ведь я не могу человеку просто сказать «Расслабься и все получится». Я пытался понять, что же в принципе я делаю. Я же прикладываю усилия? А какие? Есть например йога Айенгара, где каждая асана рассматривается как отдельная вселенная. Есть принципы для треугольника, для широкого шага, асан много, принципов триллионы и в них очень легко запутаться или что-то забыть. А я пришел к пониманию того, что — наклоны, это наклоны, и не важно, какой именно наклон, принципы везде должны быть общие. Основная идея, что рычаг позвоночника с рычагом ног взаимодействуют определенным образом. Прогибы – это прогибы, это положение позвоночника с ногами, значит принципы должны быть одни и те же. Я пытался понять принципы прогибов. Тоже самое со скручиванием. Я пошел таким методом, и когда я понял, что для того, что бы правильно наклониться и правильно прогнуться, я делаю одно и то же, я вошел в ступор.

Сколько прошло лет практики, вот такой вдумчивой, что бы это понять?

Наверное, начиная с формирования методики, с конца 90-х, до примерно 2005 года. До этого я тоже практиковал с начала 90-х, но именно формулировкой, выстраиванием, я начал заниматься именно тогда, когда начал активно преподавать. Что бы объяснять это людям, мне нужно было формулировать, вытаскивая это из себя. Меня часто спрашивают: «А кто Вас этому научил? А где Вы это увидели? А где Вы это прочитали?». Никто, к сожалению, меня этому не научил, нигде это не увидел и нигде не прочитал. Если бы это было так, я бы не потратил столько времени на изобретение «велосипеда». Хотя это пока не воспринимается всеми как «велосипед», но пройдет время, и все поймут, что это «велосипед».

Наступил момент, когда я понял — что бы сделать наклон и прогиб, я делаю одно и то же с мышцами вдоль позвоночника. Я сам долго не мог в это поверить. Пробовал, перепробовал, и понял, что да, так оно и есть. Изначально данная методика состояла из одной части – внутренние принципы работы с телом. Они постепенно дотачивались, дополнялись, систематизировались. Но наступил момент, где то с начала 00-х, когда я очень много преподавал индивидуально. Каждому человеку надо было построить свой индивидуальный комплекс и вести обучение по индивидуальной программе. Я не мог взять одну последовательность и всем ее дать, т.к. я понимал, что всем она не подходит. Каждому человеку надо что-то свое, в рамках общей йоги. Всем нужны треугольники, но кому-то раньше, кому-то позже, а кому-то почти и не нужно. У всех все по-разному. Я даже сам не понимал, что подсознательно пришел к очень важной части методики – «Классификация асан или принципы построения последовательности». И окончательно я это сформулировал, записал на бумаге, когда я делал первый курс для преподавателей, это был 2007 год. Когда я привозил эти классификации, организатор курса спрашивал: «Что это? Зачем это надо? Какая разница, какие положения ног бывают? Это же не важно». Я отвечал: «Я тебе не могу объяснить, но это очень важно». В процессе проведения курса для преподавателей, за первый год и сформировалась классификация асан, где используя эту классификацию, я мог объяснить универсальные принципы построения тренировок. Принципы, которые позволяют построить длинную тренировочную программу на 1 занятие, на 10 занятий, на месяц, на год, как угодно. Это позволяет понимать каркас занятий и импровизировать в определённых рамках. И Ишвара йога это всего две вещи: внутренние принципы работы с телом – правила правильной работы с опорно-двигательным аппаратом, не зависимо от того, на ногах стоим или на руках, не зависимо от того, наклоняемся ли мы, скручиваемся или прогибаемся. Используя эти правила, Вы получаете одну главную вещь – Вы сохраняете внутренние связи, внутреннюю целостность и гармоничное взаимодействие всех частей тела друг с другом в любом положении тела в пространстве – в любой асане. И понимая эти внутренние связи, Вы можете распределить усилия по всей длине от кончиков ушей до кончика хвоста. Это было первое — внутренние принципы работы с телом. Второе – это классификация асан, они очень подробны, и эта классификация асан позволяет понимать смысл функций и качество любой асаны, понимать, зачем мы ее используем, чему мы хотим научиться, что мы здесь осваиваем, что является упрощением, что является усложнением, что является компенсацией и т.д. и т.п. Это ключ, к пониманию того, какие кубики лего бывают и какие фигуры мы из них можем построить: пожарную машину или гоночный автомобиль. Или этих фигур бесчисленное количество, если мы понимаем принципы использования кубиков лего. А для этого нам надо классифицировать, какие они есть и как с ними поступать. И еще раз хочу вернуться к тому, что не было у меня идеи создавать методику. В начале у меня была идея просто решить сначала свои проблемы. И когда ко мне приходят люди заниматься йогой, я их спрашиваю: «Зачем Вы пришли?», они обычно отвечают, что у них есть проблемы со здоровьем, и они хотят эти проблемы решить. Я считаю, что это замечательная мотивация, что это правильные люди, и они пришли в правильное место. Я решал, и продолжаю решать свои проблемы при помощи своей методики. Пока что, я нахожу ответы на все вопросы, которые у меня возникают, в рамках этой методики. И решая свои проблемы, я пришел к неким пониманиям, и когда меня попросили этому обучать, мне мое внутреннее, интуитивное понимание нужно было систематизировать внутри и вербализировать, переложить на слова и доносить четко. Внутренние принципы работы с телом в Ишвара йоге уникальны тем, что не имеют исключений и работают во всех случаях на 100% эффективно без исключений. Их всего 10. Применяя на практике, в любой асане, только 10 внутренних принципов, Вы 100% получаете гарантированный результат. Что имеется ввиду? Во-первых, Вы не перенапрягаетесь, во-вторых, Вам не нужно растягивать мышцы, т.к. в Ишвара йоге вообще нет такой идеи. Вы не получаете травм, это три, и Вы очень быстро получаете результат, прогрессируя в йоге. И конечно же это не отменяет приложенных Вами усилий, но эти усилия в большей степени ментальные, нежели физические, ибо любая асана – это естественное положение тела с точки зрения физиологии. А то, что естественно, должно быть без усилий, без перенапряжения или перерастяжения.

Естественно для нервной системы, для мозга, поэтому и телу удобно?

Согласен, это естественно для тела, поэтому мозг может найти способ, алгоритм, прийти в это положение без усилий и без травм. Это естественно для тела и соответственно мозг может найти правильный способ действий.

Правда, что Вы умеете делать асаны, которые в мире могут сделать не так много людей?

Правда, но меня это уже давно не волнует. С тех пор, как я стал двукратным чемпионом мира по йоге, меня подобные вещи очень мало волнуют. Но что меня по-прежнему волнует, это что бы я все еще получал так же много удовольствия от практики, как это возможно. Чтобы я не напрягался, и что бы решал все свои проблемы с телом, которые возникают, по ходу эксплуатации тела по жизни.

Почему назвали методику Ишвара йогой, а не собственным именем?

Первый пилотный проект был под названием «Зен-йога» от первых трех букв фамилии. Я отказался от этого названия, потому что есть какие-то вещи, которые я знаю о себе наперед. Я знаю, что в какой-то момент времени, когда система будет полностью сформирована, полностью описана, и добавить уже будет нечего, я потеряю к этому интерес. Я продолжу этим пользоваться, но я уже окончательно завершу создание того, что не требует доработок, мне захочется отойти в сторону. А если бы это носило мою фамилию, меня постоянно пытались бы найти и притащить к преподаванию Ишвара йоги. А я к этому времени подготовлю достаточное количество хороших преподавателей, которые будут дальше преподавать эту методику, и мне хотелось бы тихонечко сбежать, что бы методика осталась не привязанной лично ко мне. Чтобы это была живущая своей жизнью методика. То, что она пришла в эту жизнь через меня, не так уж и важно, т.к. я понимаю, что просто пришло время для нового понимания работы с телом. Пришло время, гораздо лучше и тоньше понять, как работать с телом и пересмотреть существующие сейчас к этому подходы. Сейчас очень примитивный подход, который заключается в пассивном движении. Что такое пассивное движение? Это когда я складываюсь в наклон не с помощью приведением в тонус мышц, а просто нависая, длинным тяжелым рычагом корпуса над ногами, это пассивное движение. И второй принцип – это растяжение, когда тело пытается Вас спасти, от того, что бы Вы не ударились головой об пол, оно напрягает какое-то мышцы, Вы считаете что они Вас ограничивают, они Вам мешают, и начинаете их растягивать. Это очень глупый и очень травмоопасный способ взаимодействия с телом. Есть гораздо более умные способы, это когда мы ничего не растягиваем, просто приводим в тонус те мышцы, которые отвечают за данное движение, при этом они сокращаются. Идея в том, что бы перестать напрягать то, что у нас и так напряжено, и приводить в тонус то, что мы не умеем приводить в тонус. Но не просто напрячь, нет, просто научиться пользоваться этими мышцами, ибо любая мышца, перенапрягаясь, теряет свой функционал, обездвиживает нас. Любая напряженная мышца не позволяет нам двигаться.

Подведя итог: какую цель достигнет тот, кто придет на занятия?

Я думаю, что у людей может быть много целей. Некоторые задумываются о теле тогда, когда с ним уже случились какие-то проблемы. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — подходящая пословица. Начиная заниматься Ишвар -йогой, Вы просто балансируете работу всех внутренних органов, систем организма, работу мышц и приводите себя в максимально оптимальное состояние для жизни. Или, начиная заниматься Ишвара йогой, Вы научитесь получать удовольствие от взаимодействия со своим телом, перестанете испытывать боль и получать травмы не только в йоге, но и в жизни.

Чего не стоит ожидать от занятий Ишвара йогой?

От занятий не стоит ожидать очищения кармы, раскрытия чакр, «поднятия» Кундалини и чего-то подобного. Не потому, что это невозможно, а потому, что для этого нужны другие техники, более сложные, а Ишвара – это методика, описывающая работу с телом и чуть-чуть работу с дыханием, не претендуя на что-то сакральное.

Вы сказали, что у Вас уже несколько выпусков преподавателей Ишвара йоге, что о них скажете? Кто они?

Мне бы не хотелось перечислять фамилии, чтобы никого не обидеть, но это люди, которые знают ответы на интересующие Вас вопросы. Люди, способные выдать не только перечень нужных упражнений, но подробно объяснить, что и зачем делается, не уходя от ответа, не выдавая туманных речей. Если они что-то предлагают, то точно знают что, зачем и как это работает. И очень важно, что йога, как вид активности, очень травмоопасная, к сожалению. Я горд и доволен, что в Ишвара йоге травматизм и опасность сводится к нулю. Некоторые люди приходили в Ишвара йогу, чтобы восстановиться от полученных травм в других направлениях йоги.

Преподаватели из других направлений приходили, чтобы проконсультироваться на счет их пробелов?

Да. Направление Ишвара йоги более популярно у опытных практиков, т.к. они уже попробовали разные направления и могут из разных направлений делать верный выбор.

У Вас есть слоган, что методика для умных, а не для сильных. Расскажете почему?

Когда сильный человек пытается сделать асану, наклониться, пытается прикладывать усилия, но у него не получается, то он дальше продолжает прикладываться силу, получая таки травму. А когда умный человек пытается приложить усилия и видит, что усилия не приводят к результату, то начинает задумываться на счет верного направления усилий, пытается найти решение, а если не получается, то спрашивает у преподавателей, получает ответ, применяет новые знания и получает желаемый результат. Поэтому Ишвара-йога – направление для умных, т.к. мы нацелены на то, чтобы дружить со своим телом, а не воевать с ним. Если тело куда-то «не пускает», то оно пытается нас от чего-то спасти. Мы пытаемся понять, от чего тело защищалось, что было не правильно, исправляем ошибку и идем дальше без напряжений, растяжений и травм.

Влияет ли такой подход к работе с собственным телом и мозгом на жизнь практикующих?

Я считаю, что все взаимосвязано и считаю, что практика йоги, даже в разделе асан, включает и развивает работу нервной системы. Не только центральную, но и периферическую, т.к. сложное движение или сложное положение требует сложной координации групп мышц, а это невозможно без включения центральной и периферической нервной системы. Если это делаем регулярно, пытаемся осваивать новые движения и новые положения, то мозги развиваются. Это не означает, что в жизни Вы начнете избегать ошибок. Это означает, что с большей вероятностью Вы сможете разглядеть и решить сделанную ошибку, понять причину ее возникновения.

Каким Вы видите будущее методики?

Я думаю, что без прикладывания усилий она будет популярнее и популярнее. Люди пробуют, сравнивают и выбирают. Им важно попробовать и не без ошибок сделать верный выбор. Но самое интересное, что пройдет лет 10 и разные люди, под разными названиями, разными именами, разными видами, но придут именно к принципам Ишвара йоги. Пройдет лет 10, этот подход будет самым популярным и ключевым. Я сейчас говорю об этом и замечаю, что мне совсем не жалко, т.к. я решил при помощи методики свои проблемы, помог решить большому количеству людей их проблемы и мне даже приятно будет, если я застану то время, когда принципы Ишвара йоги станут общепринятыми принципами в любых направлениях и любых подходах к работе с телом в любых сферах жизни.

Так что же такое Ишвара-йога в двух словах?

Это уникальная, инновационная и революционная, на данный момент, методика работы с телом. Уникальная методика, которая глубже всех понимает физиологию и биомеханику, подходит к практике с научной точки зрения. Хоть я и понимаю, что подобные фразы сейчас модные и их использует большое количество людей, но, когда мы попытаемся разобраться в содержании, мы поймем, что сказать – это одно, а сделать – это совершенно другое.

Какие пожелания всем, прочитавшим это интервью?

Я хочу, чтобы, так или иначе, через методику Ишвара йоги, через что-нибудь другое, Вы пришли к удовольствию от общения со своим телом. Желаю, чтобы Вы поняли, что асану, даже самую сложную, можно сделать не напрягаясь, не растягивая мышцы, не напрягая суставы. Чтобы Вам было хорошо и просто не только в йоге, но и в жизни.

Его автор — Анатолий Зенченко – начал практиковать йогу в 14 лет. Во времена СССР йогой нельзя было заниматься открыто. Поэтому в основном Анатолий занимался самостоятельно, дополнительные сведения черпая от йогов-шестидесятников.

В 2001 году в Аргентине он выступил на чемпионате мира по артистик-йоге, заняв 4-ое место. В 2002 году он завоевал золотую медаль на чемпионате мира по артистки-йоге в Бразилии. Аналогичную награду он получил и на следующий год в Португалии.

Когда в 2004 году он впервые попал в Индию, его физическая подготовка была на таком высоком уровне, что он честно признаётся: «Я осознавал, что в плане работы с телом меня уже вряд ли кто-то чему-то может научить. Я искал учителей, которые преподают более сложные техники, и я их нашел». Объединив все полученные знания, Зенченко создал свой авторский метод и назвал его Ishvara yoga.

На сегодняшний день Анатолий является официальным представителем International Yoga Federation «World Union of Yoga» на Украине, а также президентом Международной ассоциации йоги.

Что такое Ишвара йога?

По словам Зенченко, Ишвара — это «непроявленное внешнее духовное начало», это «то, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться».

Основная цель Ишвара йоги — достигнуть состояния внутренней целостности для гармоничного и эффективного взаимодействия частиц тела между собой.

Внутренняя целостность в йоге авторства Анатолия Зенченко достигается благодаря сбалансированному состоянию двигательной мускулатуры (балансу между мышцами антагонистами) и взаимосвязи всех частей тела (благодаря включению в работу суставов, связок и глубоких мышц).

Ishvara йога: кому подойдет?

Ишвара йога подойдет для тех, кто интересуется комплексной работой тела. В этом направление большое внимание уделяется подробным разъяснениям о том, как должна выполняться асана. О том, как должен работать опорно-двигательный аппарат (как должны взаимодействовать мышцы, кости и суставы).

Уровни сложности

В Ишвара йоги нет четкой последовательности. В зависимости от поставленной задачи и от возможности группы инструктор самостоятельно разрабатывает тренировочный комплекс. Поэтому этот стиль могут практиковать как новички, так и опытные йоги.

Онлайн уроки по Ишвара Йоге – это уникальная система работы с телом, в которой важна работа с бандхами (йоговскими замками) . В занятиях Ишвара йогой бандхи – это ключ к безопасному освоению асан. Наиболее популярные преподаватели, чьи видео-последовательности по Ишвара йоге можно найти – это сам Анатолий Зенченко, а также Игорь Пантюшев и Геннадий Болгов.

Анатолий Зенченко — один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики Ишвара-йога , официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине.

Анатолий с десяти лет занимался боевыми искусствами. Занятия карате плавно сменились йогической практикой. Мощным толчком к развитию был семинар А. Сидерского.

Вскоре после этого Анатолий начал вести занятия йоги. Параллельно он выступал со сложнейшими йогическими номерами в ночных клубах. Его уровень владения телом был настолько высок, что даже выпускники эстрадно-цирковых училищ не могли составить ему конкуренцию.

В период с 2001 по 2004 годы Анатолий участвовал в мировых чемпионатах по артистик- и олимпик-йоге. Пять раз он входил в тройку лучших и дважы становился победителем соревнований.

Постепенно преподавание йоги стало основным занятием его жизни. В настоящее время Анатолий преподаёт в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Питере и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по Йоге.

Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась "вдолбить" советская система. Нам говорили: "Человек не может летать", а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены.

Мне повезло — вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешёл на занятия йогой.

В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой — это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге ещё в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно — приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году — это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла ещё в том, что они имели больше информации, они чётко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру.

Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку — мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии, а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провёл цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги — в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли.

Я был неприятно удивлён тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела ("праздник кувшинов"). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии.

И когда после я продолжил своё путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имён людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога — это моё любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды

  • 4 место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001 г.);
  • 2 место на чемпионате Европы по артистик-йоге (2001 г.);
  • 3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик-йоге (2001 г.);
  • Чемпион мира в артистик-йоге (2002 г.);
  • Бронзовый призёр кубка мира в олимпик-йоге (2002 г.);
  • Чемпион мира в артистик-йоге (2003 г.).


mob_info