Упражнения для языка для дошкольников. Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Сентябрь 14, 2018

Издревле конина считалась целебным и диетическим продуктом. Французы ее с удовольствием едят в сыром виде, щедро приправляя различными соусами. А вот в нашей стране в первозданном виде конина редко встречается. Зато многим полюбилась конская колбаса, пользу и вред которой обсудим в сегодняшней статье.

Химический состав

Народные врачеватели убеждены, что полезнее мясного продукта, чем конина, в мире просто не существует. Такое мясо стали употреблять в пищу давным-давно. Специалисты пришли к выводу, что конина невероятно полезна, поскольку имеет удивительный компонентный состав.

Жителям нашей страны конское мясо в чистом виде не пришлось по вкусу из-за своего специфического запаха. Чтобы его устранить, стали добавлять другие сорта мяса. Так и появилась пресловутая конская колбаса. Польза и вред, калорийность этого колбасного продукта стали интересовать многих людей, которые часто включают мясо такого сорта в свой рацион.

На заметку! Конина переваривается гораздо быстрее нежирных сортов говяжьей вырезки. Что касается пищевой ценности самой конины, то она относительно невысока и варьируется от 140 до 170 килокалорий. Калорийность колбасы будет выше. Все зависит от рецептуры приготовления и добавляемых ингредиентов.

Компонентный состав:

  • феррум;
  • кислоты органического типа;
  • натрий;
  • токоферол;
  • цинк;
  • калий;
  • витамины группы В;
  • селен;
  • витамин А;
  • кальций;
  • аскорбиновая кислота;
  • фосфор.

Поскольку калорийность конской колбасы относительно невысока, ее можно смело включать даже в диетический рацион. Вообще, первыми на целебные свойства конины обратили внимание кочевники, которые длительное время находились в походах. Отведав кусочек мяса, они поняли, что организм заряжается энергией и бодростью.

Интересно! Не только конское мясо раньше употребляли в пищу. Деликатесом и весьма ценным продуктом считалась шкура этого животного. У мужчин, благодаря такому необычному яству, повышалась потенция, улучшалась работа органов репродуктивной системы.

И снова следует обратить внимание на компонентный состав и пищевую ценность конской колбасы. Именно благодаря этому продукт становится незаменимым в нашем рационе. Люди, стремящиеся снизить массу тела, отдают предпочтение конской колбасе, нежели колбасным продуктам, приготовленным из других сортов мяса.

Конская колбаса – источник протеина. В 100 г содержится около 25% белка, который легко и быстро усваивается человеческим организмом. В отличие от других мясных сортов, конина легко усваивается человеческим организмом. Пищеварительный тракт при этом не испытывает сильной нагрузки. Восстанавливается минерально-витаминный баланс, улучшается самочувствие в целом. Но на этом полезные свойства конины и конской колбасы не заканчиваются.

Целебные свойства:

  • снижение вредного холестеринового уровня;
  • укрепление сосудистых стенок;
  • стабилизация работы сердечной мышцы;
  • повышение гемоглобинового уровня;
  • восполнение дефицита железа;
  • профилактика и лечение малокровия, анемии;
  • ускорение процесса выздоровления;
  • устранение негативных последствий после химиотерапии.

Конскую колбасу можно есть людям, перенесшим тяжелые недуги, в том числе и хирургические вмешательства. Человеческий организм будет укрепляться и быстрее восстанавливается. А еще специалисты такой колбасный продукт называют гипоаллергенным, поэтому опасаться проявления аллергических реакций не стоит.

Важно! Должное внимание уделяйте составу конской колбасы. Пользу принесет только продукт, изготовленный из натуральных компонентов. Верным союзником конины в составе колбасы считается говядина.

Конина, в том числе и натуральная конская колбаса, приносит огромную пользу человеческому организму. Обладает такой диковинный продукт желчегонными свойствами. В связи с этим врачи рекомендуют есть такой продукт после перенесения гепатита, чтобы ускорить восстановление печеночных клеток и нормализовать работу главного фильтрационного органа в нашем организме.

В составе конины есть калий, магний, которые оказывают положительное воздействие на кровеносные сосуды и сердце. Благодаря улучшению эластичности сосудов, человек защищен от развития атеросклероза и ряда других недугов сердечно-сосудистой системы.

Обязательно конина или колбаса, приготовленная с добавлением такого сорта мяса, должны быть в рационе людей, которые ежедневно подвергаются радиационному излучению. Минералы и витамины, содержащиеся в продукте, способствуют укреплению иммунной системы.

Также конина обогащена аскорбиновой кислотой, которая помимо общеукрепляющего воздействия, славится еще и своими антиоксидантными свойствами. Из организма выводится весь накопившийся мусор, включая шлаки, тяжелые соединения металлов, токсины, радионуклиды и т. п.

Некоторые специалисты утверждают, что к употреблению конской колбасы или конины в первозданном виде есть только одно противопоказание – индивидуальная непереносимость. Однако перечень противопоказаний гораздо больше. Несмотря на то, что продукт имеет невысокую пищевую ценность и обладает рядом целебных свойств, насладиться его вкусом могут далеко не все.

Перечень противопоказаний:

  • повышенный уровень артериального давления;
  • перенесенные инсульты или инфаркты;
  • злокачественные недуги кишечника;
  • сахарный диабет любого типа;
  • остеопороз;
  • почечные патологии.

Не стоит забывать, что конина дает желчегонный эффект. В связи с этим продукт стоит исключить из рациона людей, у которых повышена выработка желчи. В противном случае могут развиться осложненные последствия.

То вред и польза мяса конина никак не могут быть оставлены в стороне. Потому что хотя отношение к этому мясу у разных народов, мягко говоря, разное, но вот, например, в Средней Азии, где вся жизнь традиционно связана с лошадьми, это — основа всего рациона. И если судьба вдруг неожиданно отправит нас в эти края или, скажем, у нас оттуда будут знакомые, то так или иначе с кониной нам пересекаться придётся. Поэтому, чтобы быть во всеоружии и точно представлять себе, каковы вред и польза мяса конины, давайте пронзим его нашим пристальным и любознательным взором.

Польза мяса конины (пока без вреда)

  • Считается, что холодная конина обладает согревающим эффектом, придаёт бодрости и сил. А шкурка мяса конины повышает даже силу. Что вместе с фактом, что она содержит много полезных микроэлементов, витаминов, а также , делает понятным такую её популярность у кочевых народов.
  • При этом конина – мясо и даже диетическое: высококачественного белка она содержит больше, чем другие . Причём усваиваются они организмом примерно за 3 часа — это в 8 раз быстрее говядины.
  • же конина содержит мало. Поэтому из-за большой питательности, но низкой калорийности конина рекомендована людям, которым нужно . Плюс высокое содержание в конине органических кислот способствует активизации и нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта.

  • Мясо конины не вызывает аллергии, а потому может употребляться даже детьми первого года жизни.
  • Конина приносит пользу сердечно-сосудистой системе, снижая уровень холестерина и . Также из-за высокого содержания железа и гемоглобина она рекомендована при анемии.
  • И последняя польза мяса конины – это снижения вреда от радиации и применение его после химиотерапии.

И вред, и польза мяса конины

  1. В самую первую очередь, и вред, и польза мяса конины обусловлены его свежестью и способом приготовления: оно очень плохо хранится.
  2. Жиры, содержащиеся в конине, являются как бы промежуточными между растительными и животными, а также имеют желчегонный эффект. По этой причине конину рекомендуют при болезнях печени и после желтухи (для скорейшего восстановления). Однако при заболеваниях, связанных с переизбытком желчи, она может быть вредна.
  3. Слишком большое количество мяса конины в рационе (ровно как и другого мяса) принесёт вместо пользы категорический вред. Особенно большой вред от злоупотребления мясом получают следующие системы организма:
    • сердечно-сосудистая (инсульт, гипертония)
    • пищеварительная (диабет)
    • костная (остеопороз),

    а также почки.

Ни вред, ни польза мяса конина

  • Конина обладает своеобразным вкусом, к которому надо быть готовым. Некоторым она напоминает по вкусу траву, которой, собственно говоря, лошади и питаются.
  • Также конина – мясо весьма жёсткое, а потому требует достаточно много усилий при готовке: стандартным считается сначала его замариновать, а потом 2-3 часа варить.

Вред, а не польза мяса конина

Конина может содержать трихиноз и сальмонеллу, а потому запрещена к употреблению в сыром виде и должна проходить тщательнейшею санитарную проверку.

Выводы о вреде и пользе мяса конина

На поверку мясо конины оказалось весьма диетическим, но капризным продуктом. Поэтому, наверно, при случае употребить его можно, но только если оно приготовлено руками, вызывающими у нас доверие: тонкая грань между вредом и пользой мяса конины кроется именно здесь. Так что будем бдительны и здоровы!

В Европе – новый пищевой скандал – во фрикадельках IKEA обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо – табуированная еда?

Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде :

Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ – лекарств для лошадей.

Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения. К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».

Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами. В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется. Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее – весь материальный мир.

Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!). Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания. Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.

В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).

В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней.

_____________________________________________

Справка

  • Конина употребляется в пищу во многих странах, преимущественно в Центральной Азии, богата содержанием белка и обладает низкой калорийностью. Вместе с тем из-за важности коней в быту и военных действиях во многих культурах существует табу на употребление конины.
  • В Северной Европе употребление конины было частью языческого культа, связанного с богом Одином. Поэтому германский архиепископ Бонифаций в 680-755 гг. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья; вслед за ним запретил потребление конины и римский папа Григорий III. Требование отказаться от конины с принятием христианства стало камнем преткновения для многих исландцев.
  • Кодекс пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии в определение «мясо» не включает конину.
  • Конина запрещена по еврейским законам, потому что у лошадей не раздвоенные копыта, и лошади – не жвачные животные.

Артикуляционные упражнения в картинках, стихах и видео, пошаговое описание техники выполнения артикуляционной гимнастики. Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком?

Артикуляционная гимнастика в картинках, стихах, видео.

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить , насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:


Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

Упражнение 2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты , губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики?

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка. Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

Есть ли универсальный комплекс артикуляционной гимнастики для всех звуков?

Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.

Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье

Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая — зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей?

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

  • Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
  • Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
  • Далее дети выполняют движение.
  • Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

1) Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2) Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.

Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.

В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком. Видео не мои и взяты из свободного доступа в youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал. Если Вы готовы предоставить для этой статьи свои качественные видео с выполнением артикуляционных упражнений детьми бесплатно — то всегда рада. Пишите:-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам их найти, будет замечательно!

3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»

3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»

3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»

3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»

3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»

3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик и

Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Артикуляционная гимнастика для дошкольников представляет собой комплекс упражнений, способствующих правильному формированию их произношения, а также коррекции его нарушений любой этиологии. В комплекс входят упражнения по тренировке подвижности, губ, языка, всего артикуляционного аппарата, правильного положения мягкого неба, необходимого для правильного произношения одного, нескольких или всех звуков определенной группы.

Целью данного вида гимнастики является выработка полноценных, правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата. При произношении звуков ребенок должен чувствовать и воспринимать, как двигаются его челюсти, открывается рот, как рот, губы, язык слушаются его. По просьбе логопеда, дети растягивают губы, складывают их в трубочку, открывают, закрывают рот, показывают все зубки, вытягивают язык, произнося при этом звуки. Такие упражнения всегда входят в планы занятий детей, посещающих детские дошкольные учреждения.

О том, как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду, мы и поговорим сегодня с вами. А еще рассмотрим несколько упражнений из комплекса, в качестве примера.

Проведение артикуляционной гимнастики в детском саду

Во всех группах можно использовать один комплекс упражнений, однако в каждой возрастной группе требования меняются от простого к более сложному. Например:

- Младшая группа . Детям с трех лет проводят упражнения на тренировку основных, самых распространенных движений языка, а также губ, нижней челюсти. Для воспитанников этого возраста занятия должны проводиться в веселой, игровой форме. Малыши усваивают самые простые навыки, с помощью которых они будут совершенствовать движения своего артикуляционного аппарата дальше. В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его кончик.

- Средняя группа . Здесь также используют игровую форму занятий. Упражнения основаны на ранее приобретенных самых простых навыках. Продолжается совершенствование, развитие движений артикуляционного аппарата. Вводятся также новые понятия, тренируются движения губ, языка. Дети учатся придавать языку разные формы.

- Старшая группа . Детям постарше упражнения усложняют. С обязательным закреплением ранее полученных навыков, много внимания уделяют плавности, легкости, а также четкости выполнения движения. Развивается умение быстро менять движения артикуляционных органов, проводить движения при любом темпе. Вводят новые понятия, учат придавать языку попеременно широкую или узкую форму. Детям этой возрастной группы уже проводят упражнения на дифференциацию самых разных звуков.

Указания по проведению упражнений:

Артикуляционная гимнастика в детском саду проводится ежедневно. Это обязательное условие для закрепления, упрочнения выработанных навыков.

Начинать занятия лучше с упражнений по тренировке губ.
- Каждое упражнение нужно выполнять по нескольку (5-7) раз. Статические упражнения, при удерживании одного положения тех или иных артикуляционных органов, длятся по 10-15 секунд.

При выполнении одного блока из 2-3 упражнений, новым из них может быть лишь одно.
Остальные два направлены на его повторение с последующим закреплением. Если новое упражнение не очень получается, не следует давать следующее, не усвоив достаточно предыдущее. Чтобы упражнение лучше получалось, лучше использовать новую игровую составляющую.

Дети должны хорошо видеть лицо, мимику взрослого, который показывает им упражнения. Чтобы дети могли лучше копировать движения, контролировать их, можно каждому раздать небольшое зеркальце.

При отборе методического материала следует соблюдать необходимую последовательность: от самых простых упражнений к сложным. Рекомендуется проводить их в самой подходящей для детей форме - эмоциональной, игровой.

Занятия лучше проводить сидя, когда у ребенка прямая спина, его тело не напряжено, в спокойном положении находятся руки и ноги.

Нужно учитывать, что не все дети могут выполнить упражнения сразу правильно, как требует поставленная логопедом задача. Таких детей нельзя ругать. Наоборот, за каждое правильно выполненное упражнение ребенка нужно похвалить. Заниматься с ним индивидуально.

Примерные упражнения:

Бегемотик : открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды), потом медленно закрываем.

Чистим зубки : улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.

Играем на дудочке : вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.

Чашка : улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.

Забор : улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

Артикуляционную гимнастику полезно проводить с детьми и дома. Занимаясь с родителями, ребенок еще лучше усваивает новые упражнения, с удовольствием занимается.



mob_info