Шаткармы: шесть йогических техник очищения организма. Антар-дхоути – внутреннее очищение

1. Актуальность темы

В настоящее время очень многие люди интересуются йогой, но очень немногие из них знают о важности выполнения шаткарм, или очистительных техник. В современном мегаполисе жизнь человека сопряжена со стрессами, неправильным и нерегулярным питанием, нарушением режима дня, неблагополучной экологией и другими неблагоприятными факторами, которые могут привести к нарушению здоровья и «зашлакованности» организма. Для того, чтобы практика йоги могла дать более быстрый результат, имеет смысл остановиться на теме шаткарм наиболее подробно и доказать их важность. Поэтому данная тема является чрезвычайно актуальной, особенно для начинающих практикующих.

2. Определение и виды очистительных техник йоги

Шаткарма – это «шесть действий» (в переводе с санскрита), или шесть очистительных процедур Хатха-йоги, применяемых с целью очищения тела, энергетических каналов (нади), избавления от болезней благодаря достижению баланса между дошами и других специфических эффектов.

Согласно одному из первоисточников йоги – «Хатха-йога прадипике», шаткарму (шесть очистительных техник) рекомендуется выполнять перед тем, как приступить к практике асан и пранаям. Все потому, что очищенное тело от токсинов и последствий дисбаланса дош (слизи, желчи и ветра) способствует более быстрым и стойким результатам от перехода к последующим ступеням Хатха-йоги (Асанам и Пранаяме). Некоторые источники, наоборот, придерживаются мнения, что делая только пранаямы и асаны можно добиться того же результата очищения организма. «Хатха-йога прадипика», при этом, соглашается с этим фактом, но утверждает, что в этом случае энергия от пранаямы излишне расходуется только на очищение, хотя в чистом теле она бы пошла на более тонкие изменения. Т.е. практика будет идти более эффективно, если человек прибегает к шаткармам в начале своего движения по пути йоги.

Существует шесть видов шаткарм: дхоути, нэти, басти, наули, капалабхати и тратака. Каждая из указанных шаткарм имеет свои подвиды.

1. Дхоути , или практика, благодаря которой достигается внутреннее очищение.

Она делится на:

· Антар дхоути (внутренняя): ватсара (заглатывание воздуха ртом и его прохождение по толстой кишке, выход через прямую кишку и анус), варисара (шанкхапракшалана, или потребление подсоленой воды и выведение ее из кишечника); вахнисара (агнисара крийя – «полоскание» живота), бахискрита (промывание прямой кишки руками);

· Данта дхоути (зубная): джихва (прочищение языка), карна (чистка ушей), капалрандхра (очищение передних синусов), чакшу (очищение глаз);

· Хрид дхоути (сердечная): вастра (заглатывание длинной полоски ткани в желудок), данда (погружение в желудок мягкого бананового стебля), ваман (йогическая рвота);

· Мула шодхана (очищение ануса).

2. Нэти (очищение носовых ходов): сутра (нитью), джала (подсоленной водой), дугдха (молоком), гхрита (топленым маслом).

3. Басти (клизма йогов): джала (прохождение воды через анус) и стхала (втягивание им воздуха).

4. Наули (овладение прямыми мышцами живота и интенсивное вращение ими): мадхьяма (выпячивание прямых мышц посередине), дакшина (вращение вправо), вама (вращение влево).

5. Капалабхати («свечение черепа»): ваткрама (активный выдох и пассивный вдох), вьюткрама (втягивание соленой воды носом и стекание ее через рот), шиткрама (обратный процесс, вода через рот выталкивается в нос).

6. Тратака (пристальное сосредоточение на определенной точке, например, на пламени свечи): бахир (сосредоточение на внешнем объекте), антар (сосредоточение на внутреннем образе этого или любого другого объекта).

3. Тратака. Техника выполнения

Одной из разновидностей шаткармы является тратака. На ней мы остановимся более подробно.

Тратака – это «пристальное вглядывание», «сосредоточение» на каком-либо объекте или предмете. Это может быть точка на стене, неяркое солнце, луна, изображение божества, портрет Гуру или любой другой неподвижный символ или образ. Чаще всего в качестве объекта для концентрации используют пламя свечи.

Различают два вида тратаки : бахир тратака, или сосредоточение на внешнем объекте, и антар тратака, или сосредоточение на внутреннем объекте.

Для выполнения бахир тратаки необходимо сесть в удобную медитативную позу в темном помещении без сквозняков и других отвлекающих факторов. Неподвижное пламя свечи должно располагаться на расстоянии около метра на уровне глаз. В «Хатха-йога прадипике» описан вариант концентрации на средней части пламени (немного выше фитиля). В книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» Свами Сатьянанда Сарасвати рекомендует сосредоточиться на самой яркой части, кончике фитиля. В этом вопросе следует придерживаться рекомендаций Гуру или преподавателя той школы, в рамках которой практикует ученик. Взгляд немигающий, тело неподвижно. Следует как можно дольше вглядываться в пламя свечи, возможно, при этом, станут проступать слезы. При утомлении глаз, необходимо их закрыть и сохранять образ пламени свечи перед закрытыми глазами на уровне межбровья. Время выполнения – 15-20 минут или дольше.

Отличие антар тратаки в том, что практикующий удерживает внимание на индивидуальном внутреннем символе сразу с закрытыми глазами (при высоком уровне овладения концентрацией и техникой, глаза могут сохраняться открытыми) и на всем протяжении техники.

Как и любую другую практику йоги, данную шаткарму лучше выполнять на пустой желудок.

4. Воздействие тратаки

Практика тратаки оказывает положительное воздействие как на физическое тело, так и на ментальное, тонкое тело. Тратака является средством профилактики и лечения заболеваний глаз, избавляет от головных болей, уравновешивает нервную систему, успокаивает, помогает справиться с бессонницей и стрессом, замедляет сердцебиение. Тратака, при регулярном ее выполнении, способна улучшить состояние и качество психических процессов (восприятия, памяти, волевых процессов).

На более тонком уровне, уменьшаются умственные колебания, можно достичь однонаправленности ума. Поэтому, можно сказать, что тратака хорошо готовит к медитации.

Согласно «Гхеранда Самхите», тратака развивает ясновидение, яснослышание, телепатию и др. за счет активирования аджна-чакры. По Сватмараме, тратака способна пробудить сушумну, или центральный энергетический канал, который отвечает за поднятие энергии Кундалини и проявление Высшего Сознания.

5. Заключение

Таким образом, становится очевидной неоценимая польза выполнения шаткармы. Так, практикуя только тратаку, ученик может достичь удивительных результатов в практике йоги в целом и в собственном самочувствии. Но если ее дополнить всем спектром шаткарм, то эффект усилится в разы.

«Хатха-йога прадипика» говорит следующее: «Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом – очищение. Когда системы тела очищены, энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее. Кроме того, развивается большая осознанность. И не удивительно, что йогины, достигшие совершенства и знающие реальные пределы человеческих способностей, ценят шаткарму очень высоко».

Методы Йоги, направленные на поддержание тела в состоянии чистоты и гармонии.

Один из принципов Ниямы, - Шаучья (чистота - во всех смыслах этого слова, как чистота вашего тела, так и чистота ваших мыслей). Шаткармы - техники Йоги призванные поддерживать наше тело в надлежащем состоянии, помня о том, что тело это храм Духа.
Шаткармы - очистительные действия, обеспечивающие поддержание внутренней гигиены тела, повышение иммунитета, улучшение обмена веществ, оптимизацию работы всех органов и систем человеческого тела.
Шаткармы - уникальные упражнения Йоги, не имеющие аналогов ни в одной другой системе. Только Аюрведа имеет в своем арсенале часть данных техник, так как Йога и Аюрведа имеют общие исторические и культурные корни.

Шаткармы - можно условно разделить на 3 части :

  • Техники очищения огнем - упражнения направленные на увеличение энергии качества огня в теле человека.
  • Техники очищения водой - упражнения, основанные на использовании воды.
  • Очищение воздухом - упражнения использующие воздух для очищения тела.

В Йоге существуют определенные техники, которые можно отнести к глубоким внутренним, а иногда и секретным. К таким техникам относятся шаткамы. В древних писаниях Йоги сказано, что получивший знание этих техник, должен хранить их тайну, только так они будут действенными. И это действительно так, ибо мысли других материальны и способны мешать, или помогать нам. Советую Вам до полного овладения этими крийями (действиями) держать их в тайне от окружающих, а, овладев ими - делиться опытом лишь с теми, кто хочет обучаться йоге. Не следует демонстрировать техники йоги просто так, ради удовлетворения собственного Эго.

Описание Шаткарм:

1.Капалабхати . Очистительное упражнение для дыхательных путей.

Термин «kapala» означает «череп; чаша для подаяния» (в качестве которой аскеты часто использовали череп). Термин «bhati» — «свет; восприятие, познание». В целом, в йоговской литературе преобладает мнение, что этот термин означает «осветление головы».

Назначение :

  • Тонизировать организм.
  • Очистить энергетические каналы тела, а также иду и пингалу.

Противопоказания :

  • Гипертония.
  • Осваивать осторожно при любых формах:
  • патологии лёгких;
  • при грыжах в брюшной полости.

Исходное положение :

Сидя по-турецки (падмасана) или на пятках, лицом на север (женщины — на юг) руки запястьями лежат на коленях, пальцы — в Джнани-мудре.

Техника выполнения :

Выполнить полный выдох через обе ноздри и пассивный вдох за счёт расслабления диафрагмы (мышцы грудной клетки в дыхании участвовать не должны, грудная клетка не разду-вается) и сразу же с силой резкий

выдох, также через обе шипящие ноздри.

Расслабиться с пассивным вдохом.

Затем опять резко выдохнуть.

Ритм (длительность вдоха относительно длительности выдоха) и темп (скорость или частота вдохов-выдохов в минуту) .

Дыхания выполнять сериями, одна серия — это 22-25 дыханий.

Выполнить четыре серии.

Между сериями расслабиться, можно выполнить очистительное дыхание.

Стремиться к скорости (темпу) дыхания 120 дыханий в минуту (соблюдая указан-ное соотношение продолжительности вдоха и выдоха).

2. Наули крийя и уддияна бандха
«Наули является главной практикой очищения в Хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье».

(Хатха Йога Прадипика) Сватмарама

Наули самая важная из Шаткарм, не имеет практически ограничений (не выполняется только во время месячных, беременности и при острых заболеваниях брюшной полости), приводит к балансированию дош. УДДИЯНА БАНДХА и НАУЛИ являются наилучшими упражнениями для укрепления мышц живота, которые помогают избавиться от бросовых продуктов. Кроме того, манипуляции этими мышцами увеличивают циркуляцию крови.

С помощью уддияны бандхи мы осуществляем массаж внутренних органов и усиливаем обмен веществ в области брюшной полости. Для уддияны бандхи не обязательно выделять отдельное время практики, ее можно выполнять даже сидя в офисе, главное, что бы желудок был пустым.

Уддияна-бандха

Термин «uddiyana» означает «парящий, летающий высоко».

Термин «bandha» — «узел, привязывание, замок», но, как правило, слово «бандха» не пе-реводят на русский язык- «высоко летающая бандха».

Противопоказания :

  • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
  • в дни месячных;
  • при беременности.

Осваивать осторожно при любых форма х:

Исходное положение: Поза рыбака:

ноги поставить на ширине или немного шире плеч, чуть согнуть в коленях;

ладони упереть в бедра чуть выше коленей, пальцами внутрь;

максимально расслабить спину, вес всего туловища перенести на руки, упирающиеся в колени.

Техника выполнения: (5-10раз)

Выполнить спокойный выдох, полный йоговский вдох и энергичный выдох.

На задержке дыхания после выдоха:

Сократить промежность, подтянув мышцы промежности (мула-бандха).

Перекрыть дыхательное горло (сделать горловой «замок») и энергично втянуть жи-вот за счёт сокращения мышц диафрагмы. Расслабленные мышцы брюшного пресса и внутрен-ние органы легко последуют вверх за сократившейся диафрагмой, втягивая переднюю стенку живота.

Подбородок прижать к груди, выполнив Джаландхару-бандху.

В позе находиться на задержке дыхания после выдоха до дискомфорта

В конце задержки дыхания освободить перекрытие дыхательного горла, расслабить мышцы диафрагмы — произойдёт пассивный вдох.

Вернуться в И.П.

Тонкости выполнения упражнения:

При выполнении упражнения необходимо научиться держать два энергетических замка (две бандхи): верхний Джаваладхара-бандха) и нижний (Муладхара-бандха).

Физиологический эффект :

  • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
  • Усиливает перистальтику.
  • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
  • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
  • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости.
  • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины(поясничный отдел).
  • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

Энергетический эффект :

  • Заряжает энергией пупочный энергетический центр
  • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

Терапевтический эффект :

  • Устраняет и предупреждает появление грыж.
  • Устраняет смещение внутренних органов.
  • Лечит заболевания внутренних органов и желудка, профилактика и лечение геморроя.

Наули .
Наули- это образование «волны» из мышц живота. Вначале практикуется «мадхьяма наули», то есть волна фиксированная посредине. Практически каждый человек готов выполнить это упражнение. То есть, для его освоения не нужна дополнительная подготовка мышц или связок. Главное научиться владеть своими мышцами, или по-другому сказать - научиться создавать правильный сигнал от мозга к мышцам. Единственный путь к этому - через постоянные попытки.

В трактате «Гхеранда Самхита» эта практика называется лаулики. Лаулики происходит от слова лола, которое означает «вращение» или «перемешивание, взбалтывание». Наули, фиксированная посредине, используется также в Тантра йоге для управления энергопотоками. Это мощное упражнение, способное поднять энергию из нижних чакр вверх.

Осваивать мадхьяма наули можно в положении, показанном на фото 1, но для начинающих такое положение не подходит.

Намного легче освоить мадхьяма наули стоя на полусогнутых ногах, с упором ладоней на колени

Можно также принять положение «ваджраасана»

После выполнения уддияны бандхи, не вдыхая, мы изолированно напрягаем мышцы живота посередине. Никаких особых секретов овладения этим движением нет. Если не удается сразу выполнить волну, фиксированную посередине - не огорчайтесь, и продолжайте попытки. В среднем, на овладение этим упражнением требуется от одного дня до двух недель, с учетом ежедневных попыток. Каждый день следует делать не менее 20 подходов. Вспомните, что овладение любой новой координацией требует некоторого времени и потраченных усилий. Затем следует научиться вама- и дакшина- наули. Это практики перемещения волны в правую и левую стороны.

ВНИМАНИЕ! Детям и подросткам до достижения ими половой зрелости практика Наули противопоказана .

3. Басти — Очищение кишечника .
«Упоминается два вида басти: джала-басти (водяная клизма) и сукшма-басти (сухая клизма). Водяную клизму всегда делают в воде, а сухую - на земле».

«Гхеранда Самхита» (1.45)

Йоги считают, что человек стареет, болеет и в конце концов умирает не столько от того, что он работает, а от того, что организм не справляется с выводом токсинов, образующихся в процессе переработки пищи. Одна из причин преждевременного старения — накопление токсинов в организме и самоотравление. Одним из источников самоотравления являются яды, которые всасываются стенками кишечника при систематических или временных застоях отходов пищи. Ежедневное опорожнение кишечника не исключает того, что слизистая оболочка может иметь ссадины, куда внедряются отбросы и никогда не удаляются, вызывая гнилостное брожение. Постоянное раздражение слизистой оболочки кишечника и накапливание гнилостных отходов может привести к раковым заболеваниям особенно в тех местах, где кривизна толстой кишки вызывает замедление потока отходов.

Следствием даже частичных запоров может быть потеря тонуса и опущение желудка, язва, рак, зловонное дыхание. В почках могут образоваться камни, наблюдается бессонница, депрессия, раздражительность. Запоры ведут к ишиасу, венозному застою, превращающемуся в варикозное расширение вен. Образуются геморрои, раковые опухоли, страдает печень, появляются камни в желчном пузыре.

Запоры ведут к следующим расстройствам :

  • желудок — потеря тонуса, опущение, язва, рак, зловонное дыхание;
  • почки — камни, почечные колики;
  • нервная система — бессонница, депрессия, раздражитель-толстый кишечник — геморрой, раковые опухоли; печень — застой в печени, камни в желчном пузыре, интоксикация печеночного происхождения;
  • аппендикс — хронический или острый аппендицит; кровь — малокровие, патологические изменения в крови, что влияет на все органы и клетки тела;
  • низ живота — различные застои крови (хронические инфекции половых органов, матки, яичников, фалотшиевых труб); кожа — сыпи различных видов.

Поэтому за нормальной работой желудочно-кишечного тракта нужно следить особенно внимательно и время от времени проводить чистку кишечника, если даже все органы функционируют нормально. Появление запаха у фекалий указывает на наличие гнилостного брожения. Обычная клизма только частично освобождает от отходов толстый кишечник. Идеальным методом промывания является
Сахадж-басти крия (облегченный вариант очищения). Эта процедура очищает весь пищеварительный тракт от желудка до заднего прохода. Вода поглощается ртом, проходит желудок, а затем проходит через весь кишечник. Преимущество этого способа еще и в том, что очистка идет последовательно поступающей чистой водой через весь желудочно-кишечный тракт сверху вниз в одном направлении.

Противопоказания :

  • .При наличии язвы желудка, дизентерии, поноса, острого колита, острого аппендицита, туберкулеза и рака эту процедуру выполнять не следует

Очищение выполняется утром при наличии запоров 2 раза в месяц, если все в норме, то 1 раз в 2 месяца.

Сахадж-басти крия (облегченный вариант очищения).

Техника выполнения:

На 1,5 литра теплой кипяченой воды 1 столовую ложку соли (барбара, карловарская, глауберова или поваренная), сок одного лимона (после определенной практики можно без соли и лимона).

Выпить 1,5—3,0 литра раствора стоя и выполнить сразу комплекс асан:
1. Випарита-Карани 4—5 минут. При возникновении удушья перейти в позу отдыха. Менять основную позу с позой отдыха для борьбы с удушьем. При этом открывается привратник и вода из желудка поступает в кишечник. Должно возникать ощущение передвижения воды.

2. Наули-крия или работа животом;
3. Бхуджанг-асана (2—4 раза);

5. Пашимотан-асана (3—4 раза);

6. Антигазовая поза.

Наули выполнять после каждого упражнения. Випарита-Карани и Наули — основные асаны для перемещения воды.

Не торопиться. Выполнить Шавасану. Следует помнить, что через 2 часа вода должна выйти сама, даже без применения асан.

После того как достигнут результат, выпить еще 1—1,5 л воды и повторить снова весь комплекс. При неудаче выбросить воду из желудка и повторить через неделю.

Шивананда рекомендует более крепкий солевой раствор, 15 г соли+ 50—60 г сока лимона на 1,5 л воды и к приведенным выше асанам, в случае отсутствия позыва после выполнения комплекса упражнений, прибавляется Ганеш-Крия (средний палец левой руки, смазанный йодом, глицерином или растительным маслом ввести в задний проход и повернуть несколько раз).

Для открытия привратника в эвакуации воды из желудка в кишечник вместо Випарита-Карани можно воспользоваться первыми движениями из Шанк-прокшаланы. При этом воду пить не всю сразу, а по 300—400 мл и выполнять движение, открывающее привратник после каждой порции выпитой воды.

Техника выполнения:

Терапевтический эффект: Кроме удаления переработанных остатков пищи, которые въелись в слизистую оболочку кишечника, Сахадж-басти крия способствует улучшению сна, исчезает сыпь на лице, дыхание становится свежим. Процедура стимулирует работу печени и поджелудочной железы. Если вместе с выполнением Сахадж-басти крии сократить потребление мяса в рационе, то можно избавиться от сильных телесных запахов. Совместно с другими упражнениями йоги такое очищение используют для лечения начальной стадии диабета.

Джала-басти (водяная клизма) .

Техника выполнения:

Сесть в водоем (ванну) по пояс. Сидеть лучше на корточках. Расслабить мышцы тазового дна, выполнить брюшной жгут — вода вследствие создавшегося вакуума в кишечнике начнет стремительно заполнять его. Наберите воды сколько можете — и выпустите. И так до чистой воды. Если трудно расслабить анус, то йоги рекомендуют пользоваться трубочкой (в Индии йоги используют бамбуковую трубочку. У нас можно просто подобрать подходящую из подручного материала). Пользуясь трубочкой, некоторые йоги умудряются вытягивать воду из небольшой посудины или ведра, тогда нет необходимости садиться в ванну или водоем. Йоги утверждают, что при выполнении этого упражнения создается мощный энергетический поток снизу вверх, что на физическом теле можно отследить как поднятие воды вверх по кишечнику.
Есть древняя поговорка «чем короче кишечник — тем длиннее жизнь». В данном случае, конечно же, имеется в виду не сама длина кишечника, а то, насколько быстро человек способен вывести из организма ненужные вещества.

4. Дхаути. (другие названия: багхи, кунджала) Очищение желудка. Ваман-дхаути

Ваман-дхаути — это метод очищения желудка с помощью рвоты. Имеется два варианта исполнения: кунджал-крийя и вьягра-крийя.

Кунджал-крийя (процесс с использованием воды)

Подготовьте некоторое количество теплой воды — приблизительно по шесть стаканов на человека. Подсолите эту воду из расчета одна чайная ложка соли на пол-литра воды. Хорошо перемешайте соль в воде, чтобы она полностью растворилась. В положении стоя выпейте один за другим как можно быстрее шесть (или столько, сколько сможете) стаканов воды. Сразу же после этого наклонитесь над ванной или раковиной и вложите средний и указательный пальцы правой руки как можно дальше в горло. Ногти на пальцах должны быть чистыми и коротко остриженными. Нажмите на заднюю часть языка — это вызовет сильный позыв к рвоте и вода выплеснется изо рта. Нажимайте на язык столько раз, сколько потребуется для того, чтобы желудок полностью освободился от воды.

Выполняйте эту процедуру рано утром натощак.
Не принимайте пищу ранее, чем через 20 минут после окончания промывания.
Ограничения: Здоровые люди могут выполнять это упражнение совершенно самостоятельно. Те же, кто страдает специфическими заболеваниями, такими, как астма, язва желудка, грыжа или болезнями сердца, должны обратиться за помощью к опытному инструктору.

Польза практики : Ваман-дхаути устраняет несварение, кислотность и скопление газов в желудке; удаляет избыток слизи из пищевода, излечивая кашель, ангину, легкую форму астмы, бронхит и другие заболевания дыхательной системы. В результате сильных мышечных сокращений стенок желудка тонизируются и стимулируются все органы брюшной полости.

Вьягра-крийя (упражнение тигра)

Эта техника подобна кунджал-крийе, но выполняется с полным или перегруженным желудком. Слово «вьягра» означает «тигр». Тигр имеет обыкновение наполнять свой желудок до отказа, а затем по прошествии трех-четырех часов выбрасывать рвотой частично переваренную пищу. Этот метод — сознательная форма того, что делает организм непроизвольно, в случае если пища не усваивается. Однако этот акт является «последним средством» тела, поскольку оно обычно старается переварить нечистую или избыточную пищу. Результатом столь неблагоразумного «набивания» желудка являются тяжесть и дискомфорт, испытываемые в течение нескольких часов. Наипростейший способ избавиться от этого — заставить желудок изгнать такую пищу с помощью рвоты.

Ваман-дхаути

Техника выполнения: Проделайте то же самое, что и в кунджала-крийе. Из желудка должна быть удалена вся пища. Практикуйте при наличии ощущения дискомфорта, в желудке, предпочтительно спустя 3-6 часов после принятия пищи. Традиционно после проведения процедуры принимают кхиир (молочно-рисовый пудинг), но в этом нет особой необходимости.

Предостережение : Следите за тем, чтобы частицы пищи не попадали в носовые проходы. Если это произойдет, выполните джала-нети.
Польза практики: Если человек съедает некачественную пищу или просто чрезмерное ее количество, результатом будет несварение. В подобных случаях современный человек имеет обыкновение принимать несколько таблеток и считать, что все в порядке. Однако наилучшим и наименее вредным способом является использование естественного механизма организма — рвоты.

5. Джала нетти (очищения носового прохода)

Джала нети представляет собой процесс очищения носового прохода с помощью солёной воды; такое очищение необходимо для обеспечения свободного дыхания, требуемого при выполнении многих йогических практик, а также для поддержания крепкого здоровья.

Функции носа.

Нос — орган человеческого тела, через который воздух поступает в лёгкие достаточно очищенным и подогретым, чтобы не вызывать вредных последствий. Воздух, который мы вдыхаем, редко пригоден для непосредственно поступления в лёгкие. Обычно он слишком холодный, слишком грязный, и в нём слишком много микробов. Функция носа состоит в том, чтобы исправлять эту ситуацию.

Прежде всего, воздух, которым мы дышим, содержит пыль и мелких насекомых. Эти более крупные загрязнения задерживаются волосками на входе в носовые проходы. Эти волоски приподнимаются при вдохе, так как они направлены навстречу движению воздуха, и тем самым не дают загрязнениям проникать дальше.

В более глубоко расположенных частях носа имеются особые костистые структуры, выстланные толстой губчатой слизистой оболочкой, обладающей бактерицидными свойствами и обильно снабжаемой кровью. Слизистая оболочка выстилает длинный и извилистый носовой проход на всем его протяжении, тем самым, гарантируя, что весь вдыхаемый воздух соприкасается со слизью. Слизь задерживает миллионы содержащихся в воздухе бактерий, которые способны причинить вред легким, как действительно бывает при туберкулезе легких, бронхите и т.п. Кроме того, слизистая оболочка задерживает мелкие частички пыли, прошедшие через первый барьер из волосков. Вдобавок, она нагревает и увлажняет воздух до такого уровня, который не вредит легким. Холодный и сухой воздух может нанести легким серьезный ущерб.

Ещё глубже в носу располагается ряд желёз, помогающих удалять микробы, которым удалось преодолеть предшествующие барьеры. Кроме того, чувство обоняния помогает нам предотвратить вдыхание вредных газов. Как только мы чувствуем какой-нибудь неприятный запах, мы немедленно прекращаем дышать и пытаемся по возможности найти свежий и чистый воздух.

Когда воздух попадает в организм через рот, он минует все механизмы носа, которые готовят его к поступлению в легкие. Пыль и микробы, холодный и сухой воздух непосредственно попадают в легкие. Хотя во рту и в горле есть механизмы для удаления этих загрязнений и улучшения состояния воздуха, они далеко не так эффективны, как нос.

Если носовой проход забит, или слизистые оболочки сильно загрязнены, то нос не может эффективно выполнять свои обязанности. В самом деле, если нос полностью заложен, человек вынужден дышать ртом, и мы уже объяснили недостатки этого процесса. Именно поэтому мы сморкаемся: чтобы удалить загрязнения и позволить носу эффективно работать. Однако, обычно этого недостаточно, чтобы удалить все загрязнения; в носу могут оставаться прилипшие кусочки высохшей слизи. Это одна из причин, по которым была разработана практика нети — чтобы обеспечить как можно лучшее очищение носа.

Существуют и другие причины для использования нети — например, стимуляция различных нервных окончаний в носу; это приводит к улучшению работы мозга и других органов, с которыми связаны эти нервы, а, кроме того, помогает стимулировать аджна чакру — психический центр срединного мозга.

Оборудование.
Для вливания соленой воды в ноздри следует использовать специальный сосуд, или кувшин (лота). Они бывают разной конструкции, и на худой конец можно воспользоваться заварным чайником. Важно помнить, что насадка на конце носика должна иметь такой размер, чтобы легко входить в ноздри.

Солёная вода.
Вода, используемая для процедуры, должна быть чистой и подогретой; в идеале, вода, вливаемая в нос, должна иметь температуру тела. Затем воду следует смешать с чистой солью в количестве одной чайной ложки соли на 0,5 литра воды. Убедитесь, что соль полностью растворилась. Люди нередко интересуются, почему в ноздри надо вливать соленую, а не простую воду. Причина очень проста и целесообразна. У соленой воды гораздо большее осмотическое давление, чем у чистой воды, и потому она, в отличие от последней, не так легко всасывается в тонкие кровеносные сосуды и мембраны носа. Вы сами обнаружите это, почувствовав дискомфорт или небольшую боль в носу, если попробуете делать эту процедуру с чистой водой. Однако, мы не рекомендуем вам это делать, хотя это вовсе не опасно.
И, наконец, соленая вода идеально подходит для джала нети, поскольку тщательно очищая нос, она не всасывается в нежную слизистую оболочку. Поэтому вода проходит через нос, не вызывая неприятных ощущений.

Техника выполнения: Выливать воду в одну ноздрю, наклонив голову так, что бы вода свободно выливалась из другой ноздри. Потом поменять стороны. Дышать через полуоткрытый рот.. После промывания ноздрей (особенно в холодную погоду) надо хорошо высморкать воду из ноздрей и носовых проходов, поочередно каждую (сильно не упорствовать при выдохе). Кроме того, у йогов есть более жесткий вариант очищения — сутра-нетти в нем используют специальный шнурок, который продевают в ноздри (используют после овладения в совершенстве джала нети). Важно привыкнуть совершать эту простую гигиену ежедневно, во время утреннего туалета, после чистки зубов и языка.

6. Тратака. (концентрированное пристальное вглядывание).

Пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез известно у ачарий (учителей) как- тратака (Шлока 31).

Тратака означает непрерывное пристальное вглядывание во что-либо. Существует две формы этой практики: одна — бахиранга, или внешняя тратака, другая —антаранга, или внутренняя тратака. Бахирангу практиковать проще, потому что в ней вы должны просто вглядываться в некий объект или символ, а антаранга тратака включает в себя ясную и устойчивую визуализацию некого объекта.

Надо всматриваться в маленькую точку — сукшма лакшьям. Сукшма может означать «маленький» или «тонкий». В практике тратаки в объект вглядываются до тех пор, пока перед закрытыми глазами не проявится его тонкая форма.

Точкой концентрации является обычно символ или объект, который активизирует внутренний потенциал смотрящего и может поглощать его ум. Наиболее частым объектом, используемым для этой цели, является пламя свечи, потому что даже после закрытия глаз впечатление от пламени остается в мозгу на некоторое время, что дает возможность легко практиковать антаранга тратаку. Цель фокусирования глаз на внешнем объекте заключается в том, чтобы возбудить внутреннее видение и сделать это видение устойчивым за счет остановки движения глаз.

Имеются и другие равным образом эффективные символы или объекты, такие как кристаллический шар, шива лингам, янтра, мандала, полная луна, звезда, поднимающееся из-за горизонта или заходящее за него солнце (когда оно не желтое, а оранжево-красное), чакра, символ Ом или ваша собственная тень. Это наиболее эффективные объекты; тратака, однако, может выполняться с использованием в качестве объекта розы, дерева, горы, моря или молнии. На самом деле, если люди поклоняются какому-то божеству и пристально всматриваются в его формы, это также являетсябахиранга тратакой.

Из всех символов и объектов наиболее подходящим для общего использования является пламя свечи, потому что символ, янтра или мандала оставляют впечатление в уме и стимулируют конкретные центры. Если вы концентрируетесь на образе богини Кали, вы можете возбудить такие аспекты своего внутреннего существа, что не сможете справиться с ними. Вы можете даже добиться того, что образ Кали проявится, и тогда вы придете в ужас от ее устрашающей формы. Поэтому, если ваш гуру не скажет иначе, пламя равномерно горящей свечи является наиболее практичным.

На определенной стадии концентрации вы увидите точку света перед закрытыми глазами. До этой стадии нужно обязательно дойти и сделать этот образ устойчивым, поскольку поначалу он имеет тенденцию колебаться или даже исчезать.

Бахиранга тратака

Техника выполнения:

Практикуйте в темной комнате, в которой нет ни сквозняков, ни насекомых.

Поместите свечу на расстоянии двух или трех футов перед собой на уровне глаз.

Важно, чтобы пламя было спокойным и совершенно не трепетало.

Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану), и поместите кисти на колени или в джняна мудру, или в чин мудру. Расслабьте все тело, закройте глаза и внутренне подготовьтесь, как к любой медитативной практике. Успокойтесь и приготовьтесь к тому, чтобы спокойно и устойчиво держать свое тело на протяжении всей практики. В течение десяти минут практикуйте кайя стхайрьям (неподвижность тела).

Затем откройте глаза и пристально всматривайтесь в среднюю часть пламени свечи чуть повыше фитиля. Старайтесь не водить глазами и не мигать. Если глаза начинают болеть или устают, слегка опустите веки. Старайтесь смотреть на пламя столь долго, сколько сможете — пять или десять минут, а если сможете смотреть, не закрывая глаз, дольше — смотрите.

Закрывайте глаза только в том случае, когда вы действительно нуждаетесь в этом.

Старайтесь сохранять ум пустым. Если появится какая-либо мысль, немедленно выгоните ее из ума. На протяжении всей практики оставайтесь безмолвным свидетелем, сакши.

Когда вы в конечном счете закроете глаза, сохраняйте их зафиксированными на пламени перед собой, в области чидакаша.

Если глаза смещаются, верните их к центру и продолжайте пристально всматриваться до тех пор, пока изображение не исчезнет.

Когда вы сможете стабилизировать образ, изучайте его и внимательно всматривайтесь в его цвет. Иногда вы можете видеть не свет, а отпечаток, который является более темным, чем сама чидакаша. Поддерживайте в уме полное отсутствие мыслей. Осознавайте только объект концентрации. Когда мысль приходит, позвольте ей пройти и оставайтесь не вовлеченными ею. Практикуйте от пятнадцати до двадцати минут, если только ваш гуру не скажет вам о том, что следует практиковать более длительное время.

Тратака может выполняться в любое время, но она является более эффективной, когда выполняется на пустой желудок. Наиболее подходящим является время между четырьмя и шестью часами вечера после выполнения практик асаны и пранаямы. Если вы хотите забраться в ум поглубже, вы должны выполнять тратаку поздно вечером — перед тем, как идти спать, и перед джапой или медитацией.

Если во время выполнения тратаки присутствует неконтролируемый поток мыслей, то одновременно должна выполняться мантра джапа. Если вы чувствуете, что ваши глаза напряжены, представьте себе, что вы дышите через межбровный центр, вдыхая в аджна чакру и выдыхая из нее. Когда вы закроете глаза и будете всматриваться в сохранившийся образ, продолжайте точно так же осознавать дыхание — вдыхание в этот образ и выдыхание из него через межбровный центр.

Антаранга тратака

Техника выполнения:

Подготовьте себя таким же образом, как для выполнения бахиранга тратаки.

В течение всей практики держите глаза закрытыми и концентрируйтесь на свой символ.

Если у вас нет символа, попытайтесь визуализировать какую-либо световую точку вроде мерцающей звезды или полной или серповидной луны.

Старайтесь ясно и устойчиво видеть объект в темном пространстве перед закрытыми глазами. Практикуйте от пяти до двадцати минут.

Эта практика должна культивироваться в течение длительного периода времени. Если символ был дан вам вашим гуру, процесс пойдет быстрее.

Тратака искореняет все глазные болезни, утомление и лень; она закрывает пути для появления этих проблем. Она должна держаться в секрете подобно золотой шкатулке (Шлока 32).

Тратака благоприятна не только для глаз, но и для множества физиологических и ментальных функций организма. Она имеет целебный эффект при депрессии, бессоннице, аллергиях, беспокойстве, при плохих концентрации и памяти. Наиболее важным ее воздействием является воздействие на аджна чакру и на мозг. В книге «Гхеранд Самхита» указывается, что она способствует ясновидению или восприятию тонких проявлений чего-либо.

Цель :

Тратака — это процесс концентрации ума и сдерживания его тенденций к колебаниям. Конечной целью является сделать ум полностью «одноточечным» и возбудить внутреннее видение. Одноточечная концентрация ума (или однонаправленность ума) носит название екаграта. Существуют многочисленные отвлекающие факторы, которые нарушают екаграту. На самом деле, отвлечение имеет место лишь тогда, когда органы чувств направлены на внешний мир, что означает наличие утечки энергии. Связи и идентификации, осуществляемые посредством глаз и зрения, являются основными факторами, приводящими к этой утечке. Более того, глаза все время осуществляют или большие движения — саккады, или малые колебания — нистагмы. Даже когда глаза сфокусированы на внешнем объекте, воспринимаемый образ всегда флуктуирует из-за этих самопроизвольных движений. Когда вглядывание осуществляется постоянно в один и тот же объект, мозг «привыкает» к нему и скоро перестает регистрировать его. Процесс привыкания совпадает с процессом нарастания альфа-волн, что указывает на исчезновение зрительного внимания к внешнему миру; когда эти волны производятся, определенные участки мозга перестают функционировать.

Видение зависит не только от глаз, но и от всего оптического тракта. Хрусталики глаз являются лишь средством внешнего визуального восприятия. Через хрусталик образ проецируется на сетчатку. Это воздействие побуждает сетчатку посылать импульсы в отвечающую за зрение область коры головного мозга, где запечатлевается внутренний образ. Если вы закроете глаза и несильно нажмете на них, а потом отпустите, вы также увидите вспышки света, но не потому, что свет вошел в ваши глаза, а потому, что был возбужден зрительный нерв. Когда образ внешнего объекта застабилизирован на сетчатке, то спустя некоторое время восприятие этого образа полностью исчезает и имеет место приостановка мыслительных процессов.

На самом деле, если отсутствуют какие-либо визуальные воздействия, например, если вы сидите в абсолютно темной комнате или прикрыли глаза чем-то непрозрачным, то спустя некоторое время ум просто выключится, как во время сна. Поэтому во время выполнения практики тратаки нужно сохранять внутреннее осознавание, чтобы, когда работа ума будет приостановлена, все, что останется, было бы осознаванием.

Это имеет отношение не только к тратаке, но и к любой практике концентрации; когда осознавание ограничено одним не изменяющимся чувственным восприятием, вроде прикосновения или звука, ум «выключается». Полное поглощение одним — единственным восприятием вызывает прекращение контакта с внешним миром.

В тратаке результатом является прекращение визуального восприятия, а при возникновении подобной приостановки центральная нервная система начинает функционировать в изоляции. Это переживание известно йогам как пробуждение сушумны. Когда мозг изолирован от модальности органов чувств и связанных с ними ментальных процессов, идей, воспоминаний, возникает духовное сознание. Ощущается и переживается высший ум, освобожденный от времени и пространства. Пробуждается сушумна.

Тело должно быть прочно зафиксировано в сидячей асане, и практика должна выполняться в спокойном месте, чтобы отвлекающие факторы от других органов чувств не влияли на процесс тратаки.

Тратака высвобождает присущую уму энергию и направляет ее в дремлющие участки сознания. Йог Сватмарама говорит о пробуждении ясновидения, но могут также развиваться и другие способности, такие как способность к телепатии, телекинезу, психическому целительству и т.п. И не только это — дальнейшими результатами однонаправленности ума являются увеличение силы воли, усиление памяти и способностей к концентрации. Физиологически тратака исцеляет такие заболевания глаз, как их напряжение и головные боли, близорукость, астигматизм и даже ранние стадии катаракты. Глаза становятся ясными и блестящими, способными видеть реальность в более широком аспекте, чем это обычно видится.

Йога имеет в своем арсенале множество упражнений, призванных улучшать здоровье тела и приносить спокойствие уму. Уникальность этой системы в том, что она предлагает упражнения не только для мышц, но и для внутренних органов, что способствует очищению и тонусу всего организма. Очистительные практики в йоге называются шаткармами (в переводе с санскрита – шесть действий).

shutr.bz

Эти упражнения просты в выполнении и при регулярной практике позволяют поддерживать тело в здоровом состоянии. Давай рассмотрим, что к ним относится.

1. Капалабхати – очищение дыхательных путей

Способствует очищению дыхательных путей от застойных явлений, пробуждению энергии и тонусу тела и ума, укрепляет мышцы живота и помогает похудеть. Рекомендуется выполнять утром от 12 до 20 раз.

Техника. Делаем интенсивные выдохи носом, напрягая живот, вдох происходит самопроизвольно. При этом удерживай в тонусе мышцы тазового дна. Важно следить, чтобы не кружилась голова, если это происходит, уменьшай количество повторений.

Противопоказания. Сердечно-сосудистые заболевания, повышенное внутричерепное давление, плохое самочувствие.

Городским жителям нужно делать это упражнение регулярно, так как воздух, которым мы дышим в городе, очень загрязнен.


shutr.bz

2. Нетти – очищение носа

Йоги для этого используют специальный чайник с длинным носиком, который удобно помещается в ноздре. Для промывания подходит слегка теплая, подсоленная вода. Будет удобней, если ты станешь использовать специальный сосуд для промывания носовых ходов.

Техника. Наклони голову в сторону и наливай воду в одну ноздрю так, чтобы она выливалась из другой. Затем повтори то же самое через другую ноздрю.

Противопоказания. Воспалительные процессы дыхательной системы, в холодное время года не делать, если предстоит выход на улицу. Часть воды может задержаться в носовых пазухах и вызвать простуду и другие заболевания.


shutr.bz

3. Тратака – очищение глаз

Это одновременно и очистительное, и созерцательное упражнение.

Техника. В темном помещении поставь перед собой свечу, сядь с ровной спиной и смотри на пламя, не моргая, стараясь отпустить все мысли. Выполняй практику до появления слез, затем расслабь и закрой глаза, еще некоторое время наблюдай свое состояние. Это упражнение помогает очистить слезные протоки и успокаивает ум, помогает сосредоточиться.


shutr.bz

4. Дхаути – очищение желудка

Часто выполняется в случае переедания или сильного эмоционального стресса. Один из вариантов – «скорая помощь» сразу после избыточного приема пищи. Однако стоит избегать таких манипуляций на постоянной основе, иначе это может превратиться в булимию – расстройство пищевого поведения. Профилактика – утром натощак.

Техника. Выпей полтора-два литра теплой воды, нажми на корень языка, вызывая рвотный рефлекс, повторяй, пока вода не выйдет полностью.

Противопоказания. Заболевания желудочно-кишечного тракта, людям с худощавым телосложением не злоупотреблять.


shutr.bz

5. Наули – массаж внутренних органов

На мой взгляд, лучшая практика в йоге! Это физическое упражнение, которое позволяет выполнить массаж, тонус и очищение внутренних органов при регулярной тренировке. Выполняется после освоения бандх (внутренних замков), о которых написана отдельная статья. До этого выполнять наули нет смысла.

Техника. Прими положение стоя с опорой на бедра. Выдохни, задержи дыхание и подтяни все бандхи (мышцы тазового дна в тонусе, живот втянут под ребра, подбородок прижат к ключицам, кончик языка на верхнем небе за зубами). Затем сразу сделай жгут из прямой мышцы живота, выдвигая ее вперед. Это Мадхьяма наули – волна посередине.

Когда освоишь это упражнение, пробуй сдвигать жгут вправо и влево, и постепенно ты сможешь выполнить наули по кругу – Вама и Дакшина наули.

Таким образом делай несколько подходов наули с фиксацией по центру и 27, 54 или 108, 216 вращений в каждую сторону, заканчивая всегда влево.

Количество повторений – до 108-216 раз ежедневно (кроме дней с противопоказаниями) – позволит избавиться от застойных процессов, похудеть и очистить организм без насилия над собой.

Освоить это упражнение может каждая, не переживай, если сразу не получилось, главное – совершать ежедневные попытки, и со временем ты почувствуешь нужные мышцы. Вначале качественно осваивай бандхи (внутренние замки), затем наули по центру и только потом обучайся делать наули по кругу.

Противопоказания. Беременность, критические дни, острые заболевания брюшной полости, первые шесть месяцев после родов, слабость мышц живота и тазового дна, грыжи в брюшной полости, сердечно-сосудистые заболевания.

Выполняя регулярно эти практики, можно больше ничего не делать для мышц пресса, живот будет подтянутым! Но, чтобы правильно освоить технику, стоит пройти инструктаж у специалиста по йоге.


shutr.bz

6. Басти – очищение кишечника

В отличие от клизм, эта процедура не является насилием над организмом, так как происходит абсолютно естественно. Если выделительная система работает нормально, в этой практике нет необходимости, имеет смысл освоить и использовать ее при застойных процессах.

Техника. Сядь в ванну с водой по пояс на корточки. Расслабь тазовое дно и сделай наули по центру (жгут посередине), таким образом за счет вакуума вода засасывается в кишечник; когда почувствуешь, что достаточно, – выпусти ее. Повторяй так, пока вода не будет выходить чистой. Также можно использовать специальную бамбуковую трубочку и не садиться в ванну, а всасывать воду из ведра или тазика и выпускать в туалет.

Противопоказания. Заболевания желудочно-кишечного тракта.


shutr.bz

Практикуй очистительные йогические практики и будь здорова!

26.09.2015

В классических текстах по йоге говорится, что шат-кармы нужно делать тем, у кого избыток и т.п. Но не так, чтобы постоянно, иначе действительно, при чрезмерном усердии в басти можно прийти к дисбактериозу.

Главное не переусердствовать, тем более, что многоразовое выполнение шат-карм – далеко не показатель утвердившегося на пути йоги, а, скорее, показатель человека, ведущего нечистый образ жизни. Именно для таких людей и нужны шат-кармы, но тоже в меру.

Капалабхати

(«бхати» – очищающая, «капала» – череп) – эта пранаяма очищает носоглотку, а также влияет на головной мозг; она снимает умственное утомление, помогает очистить энергетические каналы (нади). Эта практика подготавливает к бхастрика-пранаяме.

Она является одной из шат-карм, или шести действий хатха-йоги, хотя многие йогины ее относят также к пранаяме. Эта практика благоприятно воздействует на лобные доли мозга. Также предотвращает манораджью, то есть построение «воздушных замков», мечтаний или создание планов, которые невозможно выполнить, а также думы о прошлом и мечты о будущем.

Практика этой шат-кармы приносит спокойствие духа, увеличивает поток крови в мозг и удаляет «плохую» кровь. Капалабхати очищает легкие и, следовательно, освобождает от таких болезней, как астма и др., активизирует анахата-чакру, повышает интеллект и умственные способности, делает ум спокойным.

Те, кто страдает от сердечных заболеваний, высокого кровяного давления, вздутия живота, эпилепсии, тошноты или слабости, не должны выполнять это упражнение. Это хорошая практика для начала медитации и кундалини-йоги. Плавные вдохи и резкие выдохи всегда выполняются животом. Начинать выполнение этой пранаямы нужно с 15 раз и доводить до 50-100 вдохов-выдохов.

Наули

– это очищение живота, которое производится сокращением его мышц.

Польза:

  1. Хатха-йога прадипика описывает эту практику как самую высшую среди всех практик. «haTha kriyA mauliriyaM ca nauliM»
  2. Наули излечивает дизентерию, запор, метеоризм, хронические расстройства кишечника, ожирение и другие проблемы живота.
  3. Наули также полезна при гинекологических проблемах, болезненном менструальном кровотечении и т.д.
  4. Наули – важное действие для кундалини-йоги, где контролируются выдох и вдох.

Выделяют четыре вида движений Наули: Мадхьяма-наули (средняя), Вама-наули (левосторонняя), Дакшина-наули (правосторонняя) и Наули – вращение.

Процесс выполнения

Нети

– очищение носа путем промывания различными видами жидкости.

Типы нети:

  1. Джала-нети (очищение водой)
  2. Сутра-нети (очищение нитью)
  3. Дудха-нети (очищение молоком)
  4. Гхрут-нети (очищение топленым маслом)

Польза:
в Хатха-йога прадипике сказано, что нети очищает лоб, улучшает зрение, вылечивает все болезни горла. Нети излечивает от простуды, лечит ринорею и устраняет проблемы, связанные с мокротой. Она чрезвычайно полезна при проблемах с глазами, при поседении волос, головной боли и других болезнях.

Цель нети не только в том, чтобы очистить нос, но также защитить слизистую ткань от внешнего загрязнения, частиц пыли, дыма, высокой температуры, холода, бактерий и других микробов. У некоторых людей слизистая очень чувствительна, и резко реагирует на изменения в атмосфере, это называют аллергией. Нети сокращает чувствительность слизистой ткани и устраняет все проблемы. Нети способна излечить образования в носу на начальных стадиях.

Дхаути

– означает «очищение» и выполняется для очищения живота. Она подразделяется на четыре вида: ваман-дхаути, гаджакарана, вастра-дхаути, данда-дхаути. Польза вамана-дхаути: высвобождает слизь в животе, желчь, неусвоенную пищу и т.д.

Те, у кого наблюдаются болезни, связанные со слизью, проблемы с дыханием, астма и повышенная кислотность, должны выполнять эту очистительную практику. Впоследствии, когда болезнь начинает излечиваться, сократите выполнение.

Дхаути удаляет желчь, устраняет головокружение и другие проблемы. Ее нужно выполнять один раз в неделю.

Польза Гаджакараны или кунджала-крии: Как и от предыдущей практики.

Польза Вастра-дхаути: Вастра-дхаути удаляет слизь на мембране желудка, что производит пищеварительный сок и увеличивает аппетит.
Особенно эта процедура полезна для флегматичных людей, при боли в животе по причине расстройства желудка.

Польза Данда-дхаути: Эта процедура удаляет слизь, мокроту, кислоту и другие загрязнения, оседающие на стенках пищевода. Также существует эффективная практика полного очищения кишечника, называемая Шанкха-дхаути (раковина) или Шанкх-Пракшалана.

Польза Шанкха-дхаути:

1. Тело становится чистым, сияющим и легким.
2. Все виды проблем живота, боли, запор, дизентерия, газы, повышенная кислотность, отрыжка и т.д., непременно излечиваются.
3. Полезно от ожирения, диабета, сердечных проблем, аппендицита, головной боли, проблем рта, горла, языка и глаз.
4. Лечит менструальные расстройства у женщин, боль в суставах, артрит, преждевременное поседение волос, морщины, пигментные пятна и другие расстройства.
5. Полезно выполнять при болезнях кишечника, почек, поджелудочной железы и селезенки.

Умеренное очищение кишечника (Лагху-шанкха-пракшалана): полезно для страдающих запором в результате расстройства желудка, ожирением и диабетом.

Басти

– всасывание воды или воздуха через отверстие прямой кишки и очищение толстой кишки.
Эта практика имеет два вида: джала-басти и паван-басти.

Чтобы освоить этот процесс, необходимо практиковать уддияна-бандху, вама-дакшина-наули и мадхьяма-наули.

Польза джала-басти: очищает толстую кишку, излечивает запоры и другие болезни, тепло желудка уменьшается, что устраняет проблемы, связанные со сном и другие.

Польза паван-басти:

та же, что и в джала-басти, но в предыдущем случае выходят наружу фекалии, а в этом - только загрязненный воздух. Поэтому этот процесс полезен для устранения проблем, связанных с ветром и геморроем, а также он увеличивает желудочный огонь.

Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу:

Расскажите, пожалуйста, подробнее насчет чистоты организма, каналов и их связи с пульсом .

Да, очищение организма влияет на энергетическое состояние, а пульс связан не только со здоровьем, но и с уровнем праны в энергетической структуре человека. Например, на запястье есть три точки, по которым диагностируют как здоровье человека, его отдельных органов, так и состояние , викрити, состояние энергетических каналов.

Каналы замыкаются в , а те так же формируют и чакральную систему. Я не хочу углубляться в метафизику и трактовку различия чакр в разных системах, но смело могу сказать, что диагностировать состояние энергетической структуры по пульсу можно.

Каналы связаны с пульсом, просто на физическом самом простом уровне нада проявляется в пульсе, а когда энергия в процессе очищения организма переходит на более высокий уровень, то тогда и понятие « » для йога уже более широкое. Он видит проявление космической праны не только на уровне жизненных функций своего тела, но и за их пределами, йог открывает другие источники праны. Но до этого момента он должен себя почистить как физически, так и духовно.

Когда организм со шлаками, когда сознание загружено шаблонами, когда уровень жизненной энергии только на уровне выживания организма, тогда человек закован бандханами.

Очищение организма и сознания происходит одновременно. При неправильном процессе очищения человек чистится, а потом снова накапливает множество шлаков, а при правильном - состояние от очищения сохраняется надолго.

Вообще, шроты (системы организма) и (система тонких каналов) - взаимосвязаны. В Гхеранда-самхите шаткармы относят к одной из форм очищения энергетических каналов нади, другая форма - это всем известная нади-шуддхи, попеременное дыхание с применением агни и вайю биджа-мантр. По Гхеранда-самхите нади-шуддхи делится на формы стхула и сукшма шоддханы, потому что понятие нади очень широкое.

Чем по эффекту традиционная басти, совершаемая сидя в воде, используя специальную трубку и с помощью удьяна-бандхи, отличается от используемых клизм, ведь кишечник очищается в том и в другом случае?

Отличается сильно тем, что в классической басти используется вакуум за счет удьяны и специальная трубка, позже можно делать без нее. Басти помогает научиться контролировать апану, а за счет клизмы вы вряд ли научитесь этому. Басти приближает к освоению ваджроли-мудры. В тексте "Хатхаратнавали" Шриниваса говорит о двух типах наули - антара-наули (внутренняя) и бхари-наули (внешняя).

Внутренняя наули – это обычная наули, которую все знают, а что представляет собой бхари-наули?

Думаю, то же самое, что и с удджайи. Но, кажется, в переводе текста говорится о соединении токов иды и пингалы, поэтому, возможно, одна наули делается как крийя физическая, а вторая - процесс соединения токов. Здесь на вдохе вращение животом почти нереально, зато соединить две праны на вдохе вполне можно.

И еще логически, если наули внешняя, то она происходит на выдохе: прана выходит наружу, и животом делается физическая крия; если крийя внутренняя, то в ней уже получается вхождение праны внутрь тела на вдохе.

Чем внутренняя тратака после концентрации на свечу отличается от джьотир-дхьяны?

Тратака может переходить в дхьяну. Сама тратака не всегда бывает именно на свечу или на солнце, как и дхьяна – на свет, это одно из отличий.

Есть три основные дхьяны: стхула, джьотир и сукшма, по сути, они представляют работы с тем, чем являемся мы сами, тремя телами –

Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс Сатьянанда Сарасвати

Тема 3 Пранаяма. Капалабхати

Пранаяма. Капалабхати

Капалабхати – это техника пранаямы, хотя в некоторых текстах йоги она упоминается как одна из шаткарм(1). Она похожа на бхастрика пранаяму(2). Однако она обладает отличительными особенностями и в технике выполнения, и в том, что касается полезных свойств. Это прекрасная практика, которая очищает переднюю часть мозга, массирует органы брюшной полости и улучшает дыхание. Кроме того, это мощный метод пробуждения ума. После выполнения десяти циклов капалабхати невозможно спать. Попробуйте сами! Поэтому ее можно использовать с целью подпитки ума энергией для умственной работы, когда вы чувствуете усталость, а также для избавления от сонливости рано утром. Она идеально подходит для выполнения непосредственно перед переходом к медитативным техникам.

Шаткармы и Бхалабхати

Согласно тексту Гхеранд Самхита, существуют шесть групп очистительных техник йоги. Они именуются шаткармами; к числу шаткарм относятся дхоути, басти, нети, наули, тратака и бхалабхати. В некоторые из этих групп входит множество различных техник. В тексте Хатха Йога Прадипика упоминаются те же шаткармы, что перечислены выше, но в качестве шестой шаткармы вместо бхалабхати названа капалабхати. Их нередко считают одной и той же практикой с разными названиями, но в действительности, они полностью различны. В этих двух классических текстах в качестве шестой шаткармы выбраны две совершенно разные практики.

Бхалабхати ясно объясняется в тексте Гхеранд Самхита:

«Бхалабхати бывает трех видов. Это ваткрама, вьюткрама и шиткрама. Они полезны для удаления из тела мокроты и избыточной слизи. Ваткрама представляет собой вдыхание через левую ноздрю и выдыхание через правую, затем вдыхание через правую ноздрю и выдыхание через левую. Дыхание должно быть медленным и контролируемым. Вьюткрама – это втягивание воды через нос и ее выведение через рот; это удаляет слизь из носовой полости. Шиткрама включает в себя забор воды ртом и ее выбрасывание через нос посредством чихания. Бхалабхати сделает твое тело подобным телу Купидона».

(шлоки 1:56-60)

Ваткрама представляет собой в точности ту же практику, как вторая стадия пранаямы нади шодхана(3). Вьюткрама и шиткрама похожи на джала нети(1). Однако мы считаем, что джала нети превосходит их во всех отношениях. Поэтому мы не учим бхалабхати, поскольку она входит в другие практики. Вьюткрама и шиткрама могут оказаться полезными тем, кто не может достать подходящий нети лота.

Капалабхати – последняя из шаткарм, описываемых в этой книге. Это, несомненно, метод пранаямы, но он упоминается в тексте Хатха Йога Прадипика в качестве шаткармы потому, что очищает и пробуждает мозг.

Все шаткармы служат прекрасными средствами очищения тела и достижения первоклассного здоровья.

Определение

Слово капала означает «лоб» или «передняя доля мозга»; бхати означает мехи – инструмент, который использует деревенский кузнец для создания поддува воздуха в своем горне. Поэтому название капалабхати можно перевести как «продувка передней части мозга». В этой практике легкие подобны мехам, втягивающим воздух в тело и выбрасывающим его наружу. С этим потоком воздуха связаны тонкие течения праны. Некоторые из этих течений можно ясно ощущать внутри лба. Они пульсируют в ритме продувающего действия легких; то есть в передней части мозга происходит продувка праной – отсюда и название практики. Она обеспечивает очищение всей этой области.

Упоминание в традиционных текстах

Согласно тексту Хатха Йога Прадипика:

«Вдох и выдох следует делать быстро, подобно тому как работают кузнечные мехи. Это очень известная практика капалабхати, которая устраняет болезни, вызываемые избытком слизи в теле».

(шлока 2:35)

Это не слишком подробное описание практики, и было бы чрезвычайно трудно научиться ей с помощью одной только этой цитаты.

Сидите в любой удобной асане с прямой спиной. Самые лучшие асаны – это падмасана, сиддхасана, сиддха йони асана и ваджрасана(4).

Вспомогательные практики

Полная практика капалабхати включает в себя три бандхи: джаландхара(5), уддияна(6) и мула(7). Они выполняются вместе, образуя маха бандху(8). Прежде чем пытаться делать капалабхати, следует освоить эти практики.

Способ быстрого дыхания

В бхастрика пранаяме и вдох, и выдох акцентируются и производятся с силой. В капалабхати сильным должен быть только выдох, при совершенно пассивном вдохе. То есть при выдохе воздух с силой изгоняется из легких путем сокращения мышц живота, а вдыхание воздуха происходит за счет пассивного движения мышц живота наружу.

Весь процесс быстрого дыхания должен в максимально возможной степени осуществляться животом, при минимальном движении грудной клетки.

Техника выполнения

Сядьте в удобную асану.

Держите спину прямо.

Закройте глаза.

Расслабьте все тело.

Начинайте первый цикл.

Делайте выдох путем энергичного сокращения мышц живота.

Вдыхайте, пассивно позволяя животу расширяться; не следует делать никаких усилий.

Сделайте лишь столько быстрых вдохов, сколько вам удобно – не больше.

Затем сделайте один глубокий и медленный вдох.

Потом сделайте как можно более полный выдох, опустошив легкие.

Выполняйте маха бандху.

Задерживайте дыхание так долго, как вам удобно.

Затем прекратите маха бандху, поднимите голову и медленно вдохните.

Это конец первого цикла.

Если вы чувствуете, что задыхаетесь или устали, сделайте несколько нормальных вдохов.

Затем начинайте второй цикл.

В начале практики должно быть быстрое дыхание с акцентом на выдохе. Затем сделайте один глубокий вдох и один полный выдох. Во время выполнения маха бандхи задерживайте дыхание. При необходимости, дышите нормально перед началом второго цикла. В течение всей практики дышите носом; не дышите ртом.

После завершения маха бандхи вам, возможно, окажется немного трудно сделать вдох. Легкие как будто замкнулись. Эту проблему можно преодолеть, сделав перед вдохом очень небольшой выдох. Помните: быстрое дыхание должно осуществляться животом, а не грудной клеткой.

Осознание

Фиксируйте свое внимание на чидакаше, темном пространстве, которое вы будете видеть перед закрытыми глазами. Ощущайте пранические течения в чидакаше, вызываемые продувкой легких. Ощущайте, как очищается вся область переднего мозга.

Количество быстрых вдохов

Начинающим следует делать не более 20 быстрых вдохов за один цикл. Это количество можно увеличивать на 5 или 10 вдохов в неделю, в зависимости от способности. При достаточной практике возможно делать до нескольких сотен быстрых вдохов за цикл, но мы рекомендуем большинству людей поставить себе целью, в конечном итоге, достичь 60-100 вдохов. На протяжении всего процесса не должно быть никакого перенапряжения.

Продолжительность задержки дыхания

Выполняя маха бандху, задерживайте дыхание лишь настолько, насколько вам удобно – не дольше. По мере практики продолжительность задержки можно постепенно увеличивать. Полезное действие возрастает с увеличением задержки, однако не перенапрягайтесь.

Количество циклов

Человек, имеющий сильное и очищенное тело, может выполнять сотни циклов в течение нескольких часов. Однако среднему человеку мы рекомендуем заниматься не более 10-20 минут. Если вы хотите практиковать капалабхати в течение более длительного времени, мы настоятельно рекомендуем вам обратиться за руководством к специалисту. Начинающим следует делать 2 или 3 цикла, прибавляя по одному циклу каждые несколько дней.

Последовательность и время

В вашей ежедневной программе практика капалабхати должна непосредственно предшествовать медитативным техникам. В ином случае, можно заниматься в любое время дня, но не в течение примерно четырех часов после еды. Не занимайтесь на ночь, или вам может оказаться трудно уснуть.

Меры предосторожности

Немедленно прекращайте практику при появлении любого дискомфорта в форме боли, головокружения, обморочного состояния и так далее.

Благотворное действие

Полезные свойства капалабхати очень похожи на свойства бхастрика пранаямы. Вкратце они таковы:

Пищеварение: практика массирует органы пищеварения и улучшает их функционирование.

Мозг: капалабхати очищает передние доли мозга за счет ускорения кровотока. На более тонком уровне, она также стимулирует течение праны в этой же области.

Дыхание: капалабхати очищает легкие. Она повышает их эластичность и обеспечивает более эффективный обмен кислорода и углекислого газа. Ее безусловно следует делать людям, страдающим респираторными заболеваниями, вроде бронхита, туберкулеза и т.п. Люди, страдающие астмой и эмфиземой, по привычке и в силу необходимости прибегают к акцентированному выдоху, чтобы выбрасывать воздух из легких. Это, как правило, вызывает сильное мышечное утомление. Занятия капалабхати в промежутках между приступами могут быть полезны для укрепления дыхательных мышц, а также улучшения общего тонуса легких.

Медитативная практика

Капалабхати – одна из лучших подготовительных техник для медитативной практики. Она освобождает ум от мыслей, эмоциональных чувств и чрезмерных видений. Она вызывает безмятежное, восприимчивое состояние ума. По нашему опыту, после капалабхати идеально заниматься практикой чидакаша дхараны.

Обращение нервных рефлексов

Нормальное дыхание характеризуется активным сокращением только вдыхательных мышц, в частности, диафрагмы и наружных межреберных мышц; выдох происходит пассивно при прекращении этого сокращения. Капалабхати обращает этот процесс вспять: выдох становится активным, а вдох – пассивным. Это вызывает обращение потока нервных импульсов от мозга и к мозгу. Это одна из причин стимулирующего действия капалабхати на мозг, по крайней мере на физиологическом уровне. Следует заметить, что выдыхательные мышцы обычно приходят в действие только при возникновении затруднений дыхания, или когда организм очень сильно нуждается в дополнительном кислороде.

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 4 Пранаяма. Дыхание Дыхание – это процесс, на который мы обращаем очень мало внимания. Оно происходит автоматически, без участия сознания, но в то же время большинство людей дышат неправильно. Но как можно неправильно дышать, если дыхание – это самопроизвольное

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 6 Пранаяма. Самавета пранаяма Внутри нас существуют разнообразные формы энергии, которые пронизывают и окружают наши тела. Они тесно связаны с нашим здоровьем, мышлением и тем как мы реагируем на внешний мир. Некоторые из этих видов энергии хорошо известны: нервная

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс автора Сатьянанда Сарасвати

Тема 3 Пранаяма Обычное определение пранаямы – управление дыханием. Хотя с точки зрения используемых техник такая интерпретация может показаться правильной, она не передает полного значения пранаямы. Если помнить то, что мы уже говорили о пране и о биоплазменном теле,

Из книги Лечебное дыхание. Практический опыт автора Геннадий Петрович Малахов

Тема 4 Пранаяма. Правила Читателю следует придерживаться следующих правил.Позой для пранаямы может быть любое удобное сидячее положение, предпочтительно – на одеяле, постеленном на земле. Для этого начального этапа лучше всего подходят две медитативные асаны –

Из книги автора

Тема 5 Пранаяма. Уджайи пранаяма и Кхечари мудра В большинстве техник, основанных на тантрической йоге, используется практика пранаямы под названием уджайи, которая дополняется языковым замком, именуемым кхечари мудра. Хотя выполнение этого сочетания крайне просто, оно

Из книги автора

Тема 3 Пранаяма. Практика В следующем уроке мы собираемся описать 3-ий этап практики пранаямы нади шодхана(1). Он включает в себя задержку дыхания в конце каждого вдоха. Мы хотим, чтобы в качестве подготовки к этому этапу вы включили задержку дыхания на непродолжительное

Из книги автора

Тема 5 Пранаяма. Практика Продолжайте регулярно практиковать пранаяму нади шодхана, как было описано ранее(1). Мы считаем нади шодхану самой важной техникой йоги. Именно поэтому мы уделяем ей так много времени. Мы легко могли бы описать все этапы нади шодханы в одном уроке,

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Практика Если пранаямой заниматься регулярно и в течение достаточно длительного времени каждый день, то она может пробуждать силу кундалини. Об этом ясно говорится в традиционных текстах хатха йоги: «Те, кто властен над своим процессом дыхания,

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Бхастрика пранаяма До сих пор мы описали в этой книге четыре типа техник пранаямы. Это:1. самавета(1);2. уджайи(2);3. бхрамари(3);4. нади шодхана(4).Все эти техники обладают своими отличительными особенностями и полезными свойствами. Доведение до совершенства

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Мурчха Пранаяма Существуют различные методы выполнения мурчха пранаямы. В этом разделе мы опишем два из них, которые особенно упоминаются в писаниях йоги и которым мы учим в нашем ашраме. Оба они представляют собой прекрасные техники, которые приносят

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Сурья Бхеда Пранаяма Сурья бхеда пранаяма предназначена для стимуляции и пробуждения энергии в физическом и праническом телах. Эту практику можно назвать психическим активатором. Слово сурья означает «солнце», а бхеда означает «пронзать, пробуждать».

Из книги автора

Тема 3 Уджайи Пранаяма с АУМ Уджайи пранаяма – это психическое дыхание(1). В сочетании с АУМ она представляет собой прекрасную расслабляющую и предмедитативную технику. Ей легко научиться, и ее могут практиковать все, молодые и старые, в любое время дня или ночи. Вы можете

Из книги автора

Тема 4 Пранаяма. Чатуртха Пранаяма Чатуртха пранаяма – это одновременно и пранаяма, и медитативная практика. В ней сочетаются осознание дыхания, мантры и чакр. Это очень мощная техника, которой учат довольно редко.ОпределениеСлово чатуртха на санскрите означает

Из книги автора

Бхастрика и капалабхати пранаяма Бхастрика пранаяма. «Бхастрика» означает «кузнечные меха»: воздух с силой вводится и выводится из легких, как при работе кузнечных мехов. Во всех остальных видах пранаямы вдох задает длину, качество и ритм выдоху, но в бхастрике выдох

Из книги автора

Капалабхати пранаяма «Капала» означает «череп», а «бхати» – «свет» или «блеск». Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильный, а после каждого выдоха на долю секунды – задержка дыхания. Выполняйте капалабхати вместо



mob_info