Ловкость - одно из важнейших физических качеств человека. Ловкость и методика ее воспитания

Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. Основу ловкости составляют координационные способности.

Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво (наиболее совершенно) решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений (от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства»).

2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие (зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений).

3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (управление тонической напряженностью и координационной напряженностью).

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:

Способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно двигательного;

Сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

Смелости и решительности;

Возраста;

Общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков)


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления . Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально...


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления . Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, Загрузка.


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления . Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления .
    способности человека .


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления .
    Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека .


  • Влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы
    Взрывная сила - способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать
    Силовая ловкость - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в...


  • б) развивающие упражнения, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей , проявляющихся в конкретных видах спорта.
    2. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и...


  • Ловкость - это способность двигательные задачи.... подробнее ».
    виды
    Труд – основа человека .


  • Выносливость - это способность выполнять двигательное действие длительное время с заданной интенсивностью.
    Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов


  • Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.... подробнее ».
    современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп
    Труд – основа режима здорового образа жизни человека .

Найдено похожих страниц:10


Ловкость как физическое качество человека

Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется способностью человека быстро обучаться, мгновенно реагировать на внезапно изменившиеся условия окружающей обстановки своевременно применив необходимые в конкретной ситуации двигательные действия . Основу физического качества лов­кость составляют координационные способности человека. Педагоги Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов под координационными способностями понимают «способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно)» .

Доктор педагогических наук И.С. Барчуков отмечает, что «к факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность центральной нервной системы; типологические особенности нервной деятельности; богатство динамических стереотипов, сенсорных синтезов; степень развития анализаторных систем, двигательной памяти, моторного интеллекта; полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки» .

Способности человека, относящиеся к коорди­нации движений, можно разделить на три группы:

– способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений. Такое проявление способностей человека зависит от «чувства пространства», «чувства времени», «мышечного чувства», то есть от чувства прилагаемого человеком усилия;

– способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. Развитие этой группы способностей зависит от умения человека удерживать устойчивое положение тела (равновесие) в статичес­ких положениях, и сохранять баланс во время перемещений различными способами;

– способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряжённости (скованности). Такого характера способности зависят от чрезмерного напряжения мышц обеспечивающих сохранение позы (тоническая напряжённость) и закрепощённости мышц во время движения (координационная напряжённость) .

Главным средством развития ловкости являются упражнения связанные с элементами новизны и с преодолением координационных трудностей . К основным методам, которые используются для воспитания ловкости, относятся: повторно-переменный, игровой и соревновательный . Для развития координационных способностей человека при проведении учебно-тренировочных занятий применяют ряд методических приёмов:

– зеркальное выполнение упражнений;

– изменение скорости или темпа движений;

– применение необычных исходных положений;

– изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение; – усложнение упражнений дополнительными движениями;

– противодействия занимающимся при групповых и парных упражнениях;

– выполнение хорошо изученных движений в игровых ситуациях (неизвестных заранее) .

Физическое качество ловкость формируется в процессе всей жизни человека и базируется на врождённых и приобретённых движениях . Наиболее благоприятным периодом развития двигательной координации и способности легко усваивать новые двигательные действия считается возраст 11-12 лет. Многие спортивные педагоги отмечают, что именно этот возрастной период является наиболее удачным для осуществления целенаправленной спортивной тренировки .

Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

Критериями ловкости являются:

  • 1. координационная сложность двигательного задания;
  • 2. точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
  • 3. время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

  • 1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
  • 2. зеркальное выполнение упражнений;
  • 3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
  • 4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • 5. изменение скорости и темпа движений;
  • 6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

text_fields

text_fields

arrow_upward

Ловкость представляет собой сложное комплексное физическое ка­чество .

По определению основоположника отечественной биомеханики Н. А. Бернштейна

Ловкость — это способность справляться с любой воз­никшей двигательной задачей,

во-первых, правильно (адекватно и точно);
во-вторых, быстро;
в третьих, рационально (целесообразно и экономично);
в четвертых, находчиво (инициативно).

Ловкость складывается из целого ряда компонентов. К их числу от­носятся:

  • способность к дифференцированию (различению) временнйх, пространственных и силовых параметров движений;
  • способность к сохранению равновесия;
  • способность к выполнению движений в заданном ритме;
  • способность к произвольному расслаблению мышц;
  • способность к антеципации (предугадыванию) различных пара­метров движений и условий их выполнения;
  • способность к переключению с одних двигательных действий на другие и преобразованию их в конкретной ситуации.

В совокупности все компоненты ловкости характеризуют возможно­сти человека к овладению новыми двигательными действиями и пере­стройке освоенных действий в соответствии со сложившейся обстанов­кой. Проявление ловкости зависит, в первую очередь, от запаса элементар­ных двигательных навыков, т. е. накопленного двигательного опыта.

Развитие ловкости

text_fields

text_fields

arrow_upward

Средствами развития ловкости служат упражнения , которые представляют определенную координационную сложность для занимающихся, содержат элементы новизны, отличаются многообразием форм выполнения, включают задания по регулированию и самооценке различных параметров движений.

Ведущими методами являются

  • метод вариативного упражнения и
  • игровой метод.

Развитие способности к дифференцированию различных параметров движений основано на сопоставлении их субъективной оценки с объективным результатом.

Например, при формировании «чувства времени» предлагается преодолеть определенную дистанцию за указанное время, а затем сравниваются заданный и фактический результаты.

При формировании «чувства пространства» эффективно введение в обстановку действия дополнительных ориентиров, указывающих направление, амплитуду и траекторию движений.

Следует учитывать, что точность анализа усилий уступает точности анализа длительности движений, а последняя — точности различения пространственных характеристик.

Развитие способности к сохранению равновесия осуществляется при создании условий, затрудняющих достижение устойчивого положения тела. Это может быть стойка и перемещение на высокой, уменьшенной и подвижной опоре (на гимнастическом бревне, рейке гимнастической скамейки), в необычном положении (на руках), в условиях дополнительных помех (после серии кувырков, с закрытыми глазами).

Важное место при развитии функции равновесия занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование вестибулярного. аппарата. Они включают многократные повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем, кувырки, а также пассивные упражнения на специальных тренажерах: подвесных качелях, вращающихся креслах, центрифугах и др.

Развитие способности к выполнению движений в заданном ритме достигается посредством специально организованных звуковых сигналов или музыкального сопровождения физических упражнений. Используются упражнения на месте, ходьба, бег с движениями рук, головы и туловища под счет, определенные команды или музыкальный аккомпанемент. Применяются также танцевальные упражнения и двигательные импровизации в заданном ритме.

Развитие способности к произвольному расслаблению мышц строится на чередовании напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Важно добиться отсутствия напряжения мышц, не принимающих непосредственного участия в работе, например, мышц плечевого пояса при беге.

Избегать скованности помогает контроль за мимической мускулатурой лица. Полезно сочетать фазы движения с фазами дыхания.

1.5. Понятие ловкости, её виды

Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

~ координационная сложность двигательного задания;

~ точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;

~ время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

2. зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;

5. изменение скорости и темпа движений;

6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.

1.6. Понятие прыгучести

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.

Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы.


Глава 2. Выносливость и ее развитие посредством физических упражнений

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности.

Равномерный непрерывный метод.

Этим методом развивают аэробные способности различных видах спорта, в которых выполняются циклические однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности (продолжительность 15-30 мин, ЧСС - 130-160 уд/мин.).

Переменный непрерывный метод.

Заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения. Иногда этот метод называется метод игры скоростей или "фартлек". Предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости.

Интервальный метод (разновидность повторного метода) - дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определённым временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба, либо медленный бег. Используется представителями циклических видов спорта (лыжи и др.).

Проявление выносливости, можно представить как результат различного сочетания трех ее компонентов: аэробного, гликолитического и алактатного.

Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости. Совершенствование же двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к снижению энергозатрат и повышению эффективности использования биоэнергетического потенциала, т.е. к увеличению выносливости.

Полностью избежать подключения анаэробного гликолиза в реальном поединке вряд ли возможно, а иногда и нецелесообразно в тактическом плане и к этому необходимо быть готовым. Но стратегия развития и совершенствования специальной выносливости для рукопашной) боя в целом должна основываться на двух основных предпосылках.


Других. , где П1 и П2 исходные и конечные значения показателей. Таблица 1. Распределение тренировочной нагрузки в педагогическом эксперименте с различной направленностью на развитие специальной выносливости у боксеров. Средства Распределение времени по группам упражнение в контрольной группе, мин. 1-й эксперимент, преобладание скоростно-силовой направленности, мин. ОФП 1. ...

Каждой по 7 человек. Возраст испытуемых 15-16 лет. Все занимающиеся имели второй спортивный разряд. Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков этих групп было направлено на решение основных задач по развитию специальной выносливости. За период исследования группами выполнено примерно одинаковый объем циклической работы. В неделю проводилось 4-6 тренировочных занятий, каждое занятие по...

Наблюдается у особ, достигших биологической зрелости . ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Задачи исследования В работе ставятся следующие задачи: 1. Определить уровень развития выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса); 2. Определить динамику прироста выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса). ...

Что при развитии одного компонента выносливости происходит угнетение других. Таблица 1. Распределение тренировочной нагрузки в педагогическом эксперименте с различной направленностью на развитие специальной выносливости у боксеров. Средства Распределение времени по группам упражнение в контрольной группе, мин. 1-й эксперимент, преобладание скоростно-силовой направленности, ...



mob_info