Туммо – тибетская йога внутреннего тепла. Практика Туммо

Самое поразительное в экзотической, поразительной йоге Туммо - то, что это не какие-то полупроверенные легенды «из дебрей Индостана», а научно доказанные факты, неодкратно наблюдавшиеся нашими и западными учеными в контролируемых условиях. У йоги Туммо немало русских последователей - и даже есть мастера. Материал блога призван в целом обрисовать картину этой практики, а практическое применение рекомендуется под наблюдением опытного ведущего, носителя традиции: т.е. ламы в традиции тибетского буддизма Ваджраяны. Ведь одно дело - мокрые простыни спиной сушить, а другое - практиковать утончённую «Йогу Внутреннего тепла», да ещё и уметь передать эти не всегда понятные умом практики другим людям. К сожалению, при неверном использовании йоги Туммо можно погибнуть от переохлаждения! Гарантия безопасности лишь получение навыков от настоящего Мастера.

К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда -
Согревающий огонь блаженства Туммо...
(песни Миларепы)

Йога Туммо относится к пришедшим к нам из холодного и сурового Тибета «Шести Йогам Наропы», которые включают также Йогу осознанных сновидений, Йогу переноса сознания в момент смерти и другие утончённые практики. (Более подробно о традиции Туммо можно почитать здесь). Йога Внутреннего тепла - то есть, как раз Туммо - в этой 6-ступенчатой системе является начальной, предварительной. И эта йога действительно доступна многим, и никаких особых данных: обостренного интеллекта или выдающейся духовной силы - для нее не требуется, по крайней мере на первых порах.

Попробовать Туммо может каждый - при условии нормального физического здоровья, конечно. С другой стороны, как отмечают практикующие, принадлежащие к буддистским традициям, для того чтобы практика стала полноценной системой духовного развития, серьёзно заинтересовавшимся потребуется пройти особые подготовительные практики (в т.ч. Нёндро) и посвящения, гарантирующие, с одной стороны, аутентичность получаемых знаний, а с другой создающие подушку безопасности в работе с мощными, иногда полностью трансформирующими жизнь и сознание, энергиями. Как и в случае с Хатха-йогой, это вечное противоборство «физиков», которые хотят знать и пробовать, и «лириков», которые уверяют что без целого ряда посвящений от просветленного Учителя, религиозной веры в принципы практики и щедрого благословения свыше мало чего добьёшься - разве что, и правда, пару простыней на спине высушишь, на потеху себе и другим.

Суть самой практики в том, что мы выбираете уединённое место на природе (эту йогу нельзя превращать в шоу!) и выполняете последовательность физических (Трул-Кхор), дыхательных (Агнисара-пранама и другие) и медитативных (визуализация каналов Иды и Пингалы) упражнений. Некоторые мастера Туммо (такие, как известнейший отечественный практик Ринад Минвалеев) даже раскрывают такие последовательности для желающих попробовать свои силы!

Какой же результат всего этого? Первый и самый заметный результат, что такие техники, как ступенчатое дыхание или Агнисара действительно приводят к повышенному выделению тепла - и даже если вы не ощутите в себе силы сушить мокрые простыни на морозе, то само тело наверняка согреется. В принципе, такое открытие не ново ни для кого, кто увлеченно практиковал обычные йоговские пранаямы. Но есть и другие моменты - специальные визуализации, используемые в йоге Туммо, сокращают количество посторонних мыслей, ведут ум к состоянию однонаправленности, медитации.

Увлекшись практикой, вы в какой-то момент забудете и про холод, и про ваши планы хорошенько согреться, да и про все на свете. Приходит состояние цельности, сосредоточения в полном покое и расслаблении. Вы одновременно внутренне собраны, и совершенно отпустили всё (включая вечную озабоченность своим здоровьем). Это крайне целительное - на всех уровнях! - состояние ума. В повседневной жизни такие практики ослабляют идентификацию «я» с телом (которая в философии Йоги считается ложной!). Опытные практикующие йоги Туммо переживают глубокие медитативные состояния: Самадхи и т.п., в которых могут находиться долгое время. Буддисты, практикующие Шесть йог Наропы, развивают в себе почти сверхчеловеческую возможность к состраданию, сосредоточению и мудрости, наравне с выдающимися православными святыми. А уж контроль над умом и духовная чистота точно хороши в любую погоду, в любой сезон и на любых широтах!

Опубликовано в книге ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции ( 19 - 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург )/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135.

ТУММО: физиологическая технология холодоустойчивости

Минвалеев Р.С., Тимофеев В.И., *Танака А.
Санкт-Петербургский государственный университет
* Университет Койасан (Япония)

Тибетская йога Туммо, базовая практика шести йог Наропы, с одной стороны относится к одной из самых закрытых психотехник тибетского буддизма, а с другой стороны является своеобразной «визитной карточкой» тибетского тантризма. Способность адептов туммо длительное время противостоять холоду без признаков холодового стресса всегда привлекала внимание сторонних наблюдателей [Давид--Неэль, Элиаде]). Известная картина Н.К.Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный йог, сидящий в позе лотоса среди заснеженных горных вершин, похоже, также была зарисована с натуры.

Объективные исследования

Возникает закономерный вопрос о механизмах такого рода повышения холодоустойчивости. В рамках традиции тибетского буддизма повышение холодоустойчивости при выполнении практики туммо преподносится с одной стороны как побочный эффект тантрических практик, а с другой стороны широко используется как критерий успешной реализации [Тубтен Еше 2010, Музруков 2010].

При этом заявленная в литературе холодоустойчивость тибетских практиков туммо в объективных исследованиях на сегодняшний день не получила подтверждения. Так в 1981 году ассоцированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон с коллегами получает возможность изучить трех буддийских монахов непосредственно в местах их постоянного проживания (Северная Индия, Дхарамсала) в феврале 1981 года . Для этого времени года это достаточно суровые условия, но, судя по опубликованным в журнале Nature результатам, монахи отказались подвергать себя собственно холодовым испытаниям. А именно, температура помещения, где проводились исследования, на всем протяжении экспериментов не понижалась ниже стандартного комфортного диапазона (от 16 до 20 ⁰С), что следует из всех трех температурных графиков, представленных в работе (наиболее наглядно на рис. 1)



Рис. 1. Изменения кожной и окружающей температуры, а также сердечного ритма у испытуемого J. T. (по )

Собственно, по кусочно-линейной графической интерпретации температурных отведений от пальцев рук и ног испытуемого монаха J. T. (потратившего по устному заявлению около 6 лет на изучение практики туммо) можно заключить, что Бенсон Г. с коллегами зафиксировали известные результаты отогревания периферии у испытуемых, пришедших с мороза в теплую комнату (см. рис. 2).


Рис. 2. Изотермы обнаженного человека в условиях холода (а) и жары (б) [Бартон и Эдхолм 1957]

Второе опубликованное исследование было выполнено Марией Кожевниковой с коллегами в отдаленном женском монастыре района Амдо Тибетского нагорья. Однако по описанию условий эксперимента М.Кожевникову с коллегами так и не допустили в комнату, где проводились испытания, что в целом обесценивает опубликованные результаты об однократном повышении температуры тела у одной из испытуемых до 38⁰ С [Кожевникова 2013].

Реконструкция

Наши собственные исследования позволили реконструировать технологию туммо и провести испытания метода в различных условиях (воздушное охлаждение, водопады, холодная вода) [Минвалеев 2008-2014].

Мы исходили из того, что все тела (живые или неживые, достигшие тантрической реализации или просто обнаженные на морозе) должны подчиняться известным законам физики теплопередачи, а если речь идет о живых телах, то еще и известным законам физиологии терморегуляции [Минвалеев 2008a ,б]. Тантрические тексты весьма далеки от современной естественнонаучной парадигмы (праны, чакры, боддхичиты, переносы сознания, преобразования тела в радужный свет и проч.). Поэтому мы оставляем за пределами обсуждения религиозно-философские концепты, и далее рассматриваем только то, что может быть выполнено и проверено инструментальными средствами (включая самонаблюдение) - в данном случае, это будет тепло/жар в разных ипостасях. И вытекающая отсюда повышенная устойчивость к охлаждению (поддержанию относительного постоянства температуры тела), которая и была предусмотрена как известная проверка компетентности в туммо (высушивание мокрых простыней обнаженным телом на морозе).

Именно такой подход позволил в свое время известному исследователю йоговских практик Мирче Элиаде объединить различные способы инициации «внутреннего жара» (шаманский жар, ведический тапас, йоговская кундалини и тибетское туммо) в закономерной эволюции последовательного заимствования: «…Тум-мо является його-тантрическим упражнением, хорошо известным аскетической традиции Индии. Мы уже упоминали сильный жар, возникающий при пробуждении кундалини. Тексты сообщают, что психическое тепло образуется посредством задержки дыхания и преобразования сексуальной энергии…» [Элиаде, с.317]. Следует отметить, что этот вывод Мирчи Элиаде основан не только на сравнительных аналогиях, но и на личном опыте освоения ряда йогических практик, включая пранаямы, в ашрамах Ришикеша в Северной Индии.

К аналогичному выводу пришел и Глеб Николаевич Музруков, опубликовавший подробные наставления по практике туммо после обучения в одном из тибетских монастырей Тибетского района Амдо [Музруков 2010]. По нашему мнению, именно личный опыт Г.Н. Музрукова дал основание обозначить практику подъема кундалини «как прародительницу туммо» [Музруков 2010, c .24], что позволило и нам использовать известные йоговские технологии для воспроизводства техники туммо вне тантрических религиозных представлений.

Гипоксический стимул внутрилегочного термогенеза по [Тринчер 1960] оказался вполне адекватным объяснением разогревающего (тапас) эффекта задержек дыхания (пранаяма) и пропульсивных движений передней стенки живота (агнисара/наули), которые и нашли свое место среди "восемнадцати колес туммо", порождающих жар [Марпа].


Рис. 3. Схема визуализируемых каналов при выполнении подъема кундалини

В практике так называемого «подъема кундалини» (рис. 3) применялась последовательная тройная бандха (мула-уддияна-джаландхара) в разных вариантах. Иногда все бандхи выполнялись вместе, иногда каждая бандха в отдельности в сочетании с асанами и/или пранаямой (маха-бандха, бхуджангасана, маха-мудра, маха-ветха). Все эти технические приемы подробно изложены в авторитетной литературе [Упанишады, Путь Шивы 1994], по которой мы ее и воспроизвели, опираясь на опубликованную методику Г.Н. Музрукова [Музруков 2010], ряд опубликованных текстов по практике туммо [Цонкапа, Муллин 1998, Тубтен Еше 2010], а также на сборник [Марпа] в неопубликованном переводе Алексея Васильева.

Методика экстренного повышения теплопродукции на основе адаптированной практики йоги внутреннего тепла «туммо»

Условия применения :

Уединенное место для минимизации отвлечения внимания. Желателен внешний холод для обеспечения обратной связи эффективного освоения практики и для отвода избыточного тепла (защита от перегрева), например:

1) сидя на морозе при отрицательных температурах (парк, балкон);
2) сидя в холодной воде, оставив голову над водой (можно и в ванной со льдом);
3) сидя под водопадом, не подставляя голову под падающую воду.

Последовательность действий и визуализаций, цель которых обеспечение правильных мышечных напряжений (идеомоторика):

Подготовительные упражнения (можно выполнять в одежде для предварительного разогрева):

  1. Принимаем асану в смысле Патанджали [Путь Шивы 1994] (удобный и устойчивый сед - лотос, полулотос, по-турецки, при необходимости подкладываем что-нибудь мягкое под седалище для обеспечения поясничного лордоза и для минимизации отвлечений)
  2. Выполняем упражнения трункор (потягивание льва, натягивание лука (рис. 4), скручивание, вытягивание вверх, самомассаж от туловища к конечностям и прочий тибетский фитнес, например, по Г.Н. Музрукову [Музруков 2010])
  3. Выпрямление спины, упираясь тыльной стороны ладоней в бедра с одновременным сведением лопаток.
  4. Высмаркивание последовательно через каждую ноздрю, зажав другую.
  5. Агнисара (наули)
  6. Дыхание вазы: медленные и спокойные вдохи и выдохи с отслеживанием потоковых ощущений в ноздрях (наблюдение прохлады на вдохе, тепло на выдохе), с акцентом на брюшном дыхании (на вдохе выпячиваем низ живота, на выдохе втягиваем). Выполняется до появления успокоения, общей мышечной релаксации и способности устойчиво удерживать внимание.

Рис. 4. Предварительные упражнения трункор в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Тимофеев В.И.

Основная практика

  1. Обязательное высмаркивание последовательно через каждую ноздрю (см. предварительные упражнения) для очищения дыхательных путей.
  2. Принимаем асану. Мысленно представляем (визуализируем) внутри тела прямую трубку (сушумна/авадхута) - идеомоторный прием для поддержания прямой спины (сидеть как будто «аршин проглотил»). Сверху трубка открыта через макушку.
  3. Выдыхаем воздух и, втягивая живот, выполняем агнисару (наули) до ощущения тепла в области груди или спины, напротив грудины (запуск экстренной теплопродукции).
  4. Складываем руки в виде чаши, положив пальцы правые ладони на левые, на четыре пальца ниже пупка, соединив подушки больших пальцев над сложенными ладонями. Прижимаем соединенные большие пальцы к области под пупком (идеомоторное указание на область разжигания внутреннего тепла - см. ниже)
  5. Выдыхаем тремя медленными и спокойными выдохами, каждый из которых длиннее предыдущего, до удаления альвеолярного воздуха, потом вдыхаем в три приема, так чтобы каждый последующий вдох был длиннее предыдущего.
  6. Вдыхаем медленно и глубоко, сохраняя спину прямой, соединив лопатки, и, удерживаем джаландхара-бандху так, чтобы видеть место соединения больших пальцев рук.
  7. Мысленно представляем два потока воздуха через правую и левую ноздри отдельно и направляем визуализированный воздух («ветер») справа и слева от уже визуализированной трубки вниз (до уровня примерно на четыре пальца ниже пупка, где сложены ладони в чашу - идеомоторное препятствие для выпадения «ветра» вниз).
  8. Усиливаем преграду для предотвращения выпадения «ветра» (визуализированного потока воздуха) вниз, выполнив легкую мула-бандху (степень напряжения достаточная для привычного предотвращения отведения скопившихся газов (тех же «ветров» из кишечника).
  9. Опускаем диафрагму вниз, слегка выпятив живот (дыхание вазы)
  10. Мысленно представляем воздушный шарик внизу живота с выводной трубкой верх (сушумна/авадхута). Трубка перекрыта поддержанием джаландхара-бандхи (запечатанная ваза, сиречь кумбхака).
  11. Сдавливаем воздушный шарик снизу справа и слева, подтягивая промежность вверх (фактически, усиливаем мула-бандху).
  12. Мысленно представляем подгибание правого и левого потоков визуализированного «ветра», вслед за мышечным подтягиванием промежности (мула-бандхой), как бы вводя оба потока в центральную визуализированную трубку справа и слева снизу с мысленной опорой на контакт с областью чуть ниже пупка больших пальцев над ладонями, сложенными в чашу (см. п. 4) (рис. 5)
  13. Медленно выдыхаем через центральную трубку, как бы стравливая воздух из визуализированного шарика внизу живота, обжиманием справа и слева.
  14. В животе разгорается огненный шар, согревающий все тело, что иногда ощущается уже после практики (ощущение жара должно возникнуть само, без представлений об огне, тлеющем угольке и проч.).
  15. Некоторое время сидим и наслаждаемся выделяющимся теплом. Далее повторяем действия с п. 5 по 13, но при необходимости добавляем агнисару (п. 3)
  16. Прекращение практики выполняем последовательно, например, выходим из воды, и на воздухе некоторое время продолжаем практику согревающего дыхания для поддержания теплового баланса.

Рис. 5. Практика туммо в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Минвалеев Р.С.

Техника безопасности:

  1. К практике приступать на фоне относительного физического здоровья
  2. При появлении холодовой дрожи практику прекратить.

Выводы

  1. Физиологическая составляющая практики туммо сводится к методам повышения теплопродукции, которая и проверяется холодовыми испытаниями.
  2. Реконструированы две технологии, являющиеся производными от известных практик хатха-йоги: 1) агнисара/наули, 2) последовательность мышечных замков (бандх) для т.н. «подьема кундалини»
  3. Визуализации сводятся к идео-моторным указаниям для обеспечения правильного (в смысле йоги туммо) тонического или динамического напряжения соответствующих групп мышц.

Благодарности

Авторы выражают глубокую благодарность директору киностудии исторического фильма «Фараон» Ирине Владимировне Архиповой, организатору и вдохновителю международных научно-исследовательских экспедиций в Гималаи в рамках ее авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с), направленного на поддержку отечественной науки. Ежегодные экспедиции под ее руководством на Эльбрус в 2007 году и в Гималаи в 2008-2014 годах позволили накопить достаточный эмпирический материал для исследования йоги туммо в режиме автоэксперимента и выйти на монахов, практикующих туммо в отдаленных монастырях Гималаев.

Литература

Давид-Неэль — Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В.Ковальчук. - К.: «София», 2003; М.: «София», 2003.

Элиаде — Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред. и примеч. С.В. Пахомова. - М.: Академический Проект, 2012. - 427 с.

Тубтен Еше 2010 — Лама Тубтен Еше. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы. Предисловие ламы Сопы Ринпоче. Введение Джонатана Ландау; перевод с англ. В. Д. Ковалева. - М.: Номос, 2010. - 352 с.

Муллин 1998 — Муллин Г. Избранные сочинения второго Далай Ламы. Тантрические йоги сестры Нигумы /пер. с англ. Ф.Маликова. - М.: Цасум Линг, 1998.

Цонкапа — Чже Цонкапа. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы "Обладающее троичной надежностью" Перевод с тибетского: А. Кугявичус. Редактор перевода: А.Терентьев - СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2013.

Benson 1982 — Benson H. et al. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga // Nature. 1982; В.295(5846), - p:234-236.

Бартон и Эдхолм 1957 — Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода // Пер. с англ. - М.: Издательство научной литературы, 1957.

Кожевникова 2013 — Kozhevnikov M. et al. Neurocognitive and Somatic Components of Temperature Increases during g-Tummo Meditation: Legend and Reality // PLoS One. 2013: Epub.: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3612090/

Минвалеев 2008a — Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Савельев Е.В. Математическая модель термогенной функции легких в условиях низких температур. Термодинамический подход // Альманах клинической медицины. Том XVII, часть 1. III Троицкая конференция. Медицинская физика и инновации в медицине. - М.: МОНИКИ, 2008. - с. 205-208.

Минвалеев 2008б — Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.

Минвалеев 2008в — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: управляемое снижение атерогенных липидов и кортизола в условиях низких температур и высокогорья // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность», 20-21 октября 2008 года. СПб.: Unlimited Press, 2009, - с. 527-535.

Минвалеев 2012а — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: сравнение управляемого и неуправляемого снижения общего кортизола у здоровых людей // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», 16-18 октября 2010 года (г. Москва). - М.: Алмазный путь, 2012. - с. 172-177.

Минвалеев 2012б — Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечно-сосудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: Перо, 2012, - с. 244-249.

Минвалеев 2014 — Minvaleev R.S., Bogdanov A.R., Bogdanov R.R., Bahner D.P., and Marik P.E. Hemodynamic Observations of Tumo Yoga Practitioners in a Himalayan Environment // Journal of Alternative and Complementary Medicine, 2014, Vol. 20, No4. — p. 295-299.

Тринчер 1960 — Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. М.: Издательство АН СССР, 1960

Музруков 2010 — Музруков Г.Н. Йога Туммо: Базовая практика «Шести Наставлений Наропы». - М.: Городец, 2010. - 132 с.

Упанишады — Упанишады йоги и Тантры / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. - М.: Алетейа, 1999. - 256 с.

Путь Шивы 1994 — Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов) / Пер. с санскр. - Киев: Общество ведической культуры «Экслибрис», 1994г. - 176 с.

Марпа — Творения Марпы Лоцавы и других. «Волшебное колесо каналов и ветров» / Сост. Тхубтен Пхюнцхог, Пекин, 1993 (Неопубликованный перевод Васильева А.)

Минвалеев Ринад Султанович, СПбГУ (Россия), проф., к.б.н., [email protected]
Тимофеев Владимир Игоревич. СПбГУ (Россия), [email protected]
Танака Акеми, Университет Койасан (Япония),


Туммо как техника, направленная на повышение энергетического потенциала человека, является частью практики йоги.

Йога – это . За долгое время её существования были разработаны различные методы. Существует более полное описание всех упражнений и подходов. Это относится к тантрической традиции. В ней даются рекомендации по поводу всего образа жизни и функционирования физического и тонкого тела человека. Но это очень объёмный материал.

Поэтому были разработаны более быстрые методы самосовершенствования, в основе которых лежат основные положения общей науки йоги. Мастера выделили самые важные моменты и отделили то, что имеет второстепенное значение. Такие виды йоги очень эффективны, но считается, что они требуют общения с мастером или учителем. Если человек, практикующий йогу, будет знать о них, то вероятность встретить учителя и понять его будет больше. И любой человек, заинтересованный в этих практиках, может изучить основы и начать подготавливаться к их выполнению. Некоторые учителя говорят, что кому-то может даже удастся достичь успеха самостоятельно, изучая эти методы по книгам. Но существует опасность что-то неправильно понять и допустить ошибки.

Как устроен человек согласно йоге

Человек – это не просто биологическая машина. Согласно йоге он состоит из сознания, которое связано в единое целое с физическим телом и с тонкими энергетическими телами. Когда происходят какие-то изменения в любой из составляющих, то изменяются и все остальные. Совершая манипуляции с энергетическим или физическим телом, изменяется состояние сознания. Это и есть цель любой духовной практики – развитие сознания, поднятие его на качественно иной уровень.

Тонко тело состоит из энергетических каналов и чакр – энергетических центров. Все составляющие человеческого существа связаны между собой праной – жизненной энергией. Прана в организме человека бывает нескольких видов. Каждый вид праны отвечает за свои функции.

Туммо: особенности йоги внутреннего тепла

Йога внутреннего тепла – туммо – основана на работе с праной и чакрами. В ней есть рекомендации по физическим упражнениям, но им уделяется совсем немного внимания, и они не всегда необходимы. Основной метод – это на энергетические центры и каналы, и дыхательные упражнения для управления праной, визуализация, поднятие энергии кундалини.

По сути туммо – это кундалини йога, но со своими особенностями. В йоге внутреннего огня особое значение уделяется пупочному центру. Кроме того, эта тибетская йога имеет свои традиции относительно мировоззрения и образа жизни. Существуют подготовительные практики, которые очень важны и необходимы. Очень важна практика принятия прибежища, медитации на непостоянство этого мира. Иначе даже достигнув успеха в выполнении энергетических упражнений, человек может ещё больше погрузиться в неведение.

Техника йоги туммо

В йоге обычно упоминается семь основных энергетических центров – чакр. Есть и другие, но они менее важные. В йоге тепла работа осуществляется только с четырьмя центрами:

  • пупочным;
  • сердечным,
  • горловым;
  • головным.

Практикующий визуализирует энергетические центры и основные каналы: сушумну – центральный канал, иду – левый канал и пингалу – правый канал. Ещё нужно визуализировать огонь, который постепенно начинает подниматься из области чуть ниже пупка и достигает пупочного центра, затем разгорается сильнее, и пламя поднимается по центральному каналу, достигая макушки головы. В это же время выполняются дыхательные упражнения. Основной метод – это задержка на вдохе и выполнение энергетических замков – бандх. Выполняется верхний и нижний замок, и два потока праны объединяются в области живота, что способствует накоплению энергии и выделению тепла. Один поток праны восходящий, выходящий наверх. Другой поток праны нисходящий, уходящий вниз. Обычно прана при таком движении выходит из организма, но здесь она сохраняется.

В результате этих упражнений пробуждается и достигает макушки головы кундалини, покоящаяся в основании тела.

Тогда сознание человека трансформируется. Йогин достигает высочайшего блаженства и быстро эволюционирует.

На физическом уровне практикующий йог ощущает тепло и не мёрзнет даже на морозе без одежды.

Туммо: послесловие

Йога туммо объединила в себе самые важные основы всех видов йоги, рассчитанных на работу с энергией. Это сокращённая кундалини йога, дающая быстрые результаты. Но она требует серьёзного подхода и знаний. При неправильном подходе человек может принести себе вред и страдания. Раньше она передавалась только от учителя к ученику.


Минвалеев Р.С., Иванов А.И.
Санкт-Петербургский государственный университет

Изложены результаты решения задачи управляемого снижения уровня атерогенных липидов сыворотки крови нефармакологическими средствами. Нашей целью была проверка отдельных практик йоги, которые по нашему мнению могли повлиять на снижение уровня липидов сыворотки крови. Из общефизиологических соображений нами выбрана практика ТУММО - специфическая дыхательная техника тибетской йоги. Практика ТУММО - одна из шести йог Наропы (ок. X в. н.э.), неоднократно описанная европейскими этнографами как «йога внутреннего тепла». Основанием для выбора послужили результаты , доказанные К.С. Тринчером: неферментативное экзотермическое окисление липидов и холестерина сыворотки крови в малом круге кровообращения при условии нарастания периферической гипоксии и гипоксемии.

Материалы и методы

Исследование выполнено на отобранной группе из 10 испытуемых мужчин (в возрасте от 35 до 60 лет) в совершенстве владеющих практикой ТУММО на уровне РЕСПА: квалификацию РЕСПА в Тибете присваивают тому, кто способен на морозе высушить на своем обнаженном теле несколько мокрых простыней. Проверка наших испытуемых состояла в том, что они должны были под наблюдением врачей высушить на морозе на верхней части своего обнаженного тела кусок простыни размером около одного квадратного метра. В целях регистрации изменений содержания липидов в периферической крови нами выполнены следующие опыты. Первый забор крови из локтевой вены осуществлялся до выполнения испытуемыми упражнений ТУММО. Далее испытуемые в течение 20 минут выполняли специфические дыхательные упражнения, цель которых состояла в вызывании нарастающей периферической гипоксемии. Сразу после этого осуществлялся второй забор крови. Определение уровня общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), холестерина липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП) и уровня триглицеридов (стандартная липидограмма) производилось в Клинико-диагностической лаборатории Александровской больницы (СПб). Сравнение результатов измерений содержания липидов выполнялось применением аппарата статистической проверки гипотез: непараметрических критериев и нового метода , предложенного А.И.Ивановым. Все опыты упражнений ТУММО выполнялись под контролем врачей: Сергеевой Т.В. и Николаевой О.Ю. Последующим врачебным долговременным (в течение месяца) контролем за здоровьем испытуемых указанными врачами засвидетельствовано, что никаких патологических изменений в работе организма испытуемых не обнаружено.

Результаты и их обсуждение

Применением непараметрического критерия Вилкоксона доказано, что практика ТУММО вызывает статистически значимое снижение уровня липидов сыворотки крови у здоровых людей. Вероятность ошибки первого рода при проверке гипотезы применением критерия Вилкоксона - p<0.05. Применением параметрического метода, предложенного А.И.Ивановым, доказано, что вероятность снижения количества липидов сыворотки крови в результате практики ТУММО составляет около 0.95. Таким образом, нами найдено экспериментальное подтверждение выводов К.С. Тринчера о нереспираторных функциях легких, опубликованных в . Применение найденного нами немедикаментозного метода позволяет статистически значимо снижать количество атерогенных и иных липидов в периферической крови. Авторы не исключают возможности применение нового метода для решения задачи управляемого снижения количества липидов сыворотки крови в терапевтических и иных целях.

Литература:

Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. - М.: Изд-во АН СССР, 1960 -106 с.
Иванов А.И. Доверительный интервал математического ожидания случайной величины с функцией распределения смесь нормальных распределений // Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В.И.Зубова, Санкт-Петербург, 12-13 января 2002 г. - СПб., 2002 г. - с. 27-29.

Почему тибетские монахи, живущие зачастую в горных монастырях, не простывают от бодрящего ветерка, веющего с обледеневших вершин гор, да ещё умудряются высушивать на себе мокрые простыни, соревнуясь, кто больше? Каким образом тело защищается от переохлаждения во время зимних купаний? Лишь относительно недавно исследователями были серьёзно рассмотрены подобные вопросы. Возможный ответ на них - древняя и сокрываемая тибетцами техника йоги - Туммо.

Из статьи становится понятно, почему биологи должны учить термодинамику, пару законов которой вспомните и вы.

Древняя практика йоги, согревающая тело и душу - Туммо.

В предыдущих статьях, мы уже писали о других техниках медитации . Сегодня речь пойдёт о теории согревающей и оздоравливающей тибетской техники. О практике Туммо можно .

Туммо - это техника, направленная на создание дефицита кислорода в крови путем задержки дыхания, совмещаемой с мышечными сокращениями.

В переводе с тибетского "Туммо" означает "легкое тепло" или "внутреннее тепло"; утверждают, что на санскрите произносится как "Тапас".

В чем смысл вышеописанного и каким образом редкое дыхание, совмещенное с некими телодвижениями может защитить меня от холода, спросишь ты? Секрет в дефиците кислорода, который возникает в случаях, когда

а) мышцы сжигают больше кислорода, чем кровь успевает нагнетать в волокна (ты активно двигаешься);

б) воздух, поступающий в легкие слабонасыщен кислородом (ты исследуешь горы);

в) ты искусственно создаешь дефицит кислорода в крови, делая задерживая дыхание и сокращая мышцы статически или динамически (практикуешь Туммо).

Для того, чтобы понять, как недостаток кислорода может нас согреть, было бы неплохо для начала разобраться в механике теплокровности человека, а заодно взглянуть на то, как историю практики раздувания внутреннего огня.

Прометей подарил людям огонь, который помог им выжить. Возможно, помимо многократно обсужденных значений этого мифа есть ещё один - внутренний огонь Туммо - тайну которого веками хранили посвященные.

Туммо оригинальное, тибетское

Туммо, как и любые другие техники йоги или восточных единоборств, описываются мастерами чрезвычайно замысловатыми и туманными сентенциями, которые раскрываются не ранее, чем ученики потратят несколько (десятков, в случаях с дюже тайными техниками) лет на освоение базы. Зачастую база приносит немало пользы для практикующего, однако отнимает чудовищное количество времени, а иногда вообще не имеет ничего общего с конечной целью, которую хочет достичь ученик. Впрочем, практика скрывать знания существует столько, сколько существует человечество. В Индии, например, запрещено вообще было записывать важные тексты и обучать людей из других каст. С тех пор, собственно, мало что изменилось - полноценные знания и сегодня даются в ограниченном числе источников (закрытые для простых смертных университеты, пропуск в которых можно получить лишь по праву рождения или заработав огромную кучу денег).

В наши дни, на йоге, космоэнергетике и тому подобном, высокоморальный и аскетичный Восток зарабатывает миллионы (скорее даже миллиарды) долларов ежегодно. Европейцы с горящими глазами непрерывным потоком едут постигать йогу, цигун, боевые искусства у первоисточника, свято веря в то, что если они пожелали да ещё и заплатили - перед ними тут же откроют веками хранимые тайны. Тем временем в Индии людей обучают загадочным фразам на хинди, которые каждый Великий Йогин переводит по-своему; замысловатым техникам медитации; и призывают довольствоваться малым. Впрочем, людям нравится. А время и деньги, потраченные с удовольствием, не считаются потерянными.

Первой европейкой, которая действительно чему-то сумела научиться у тибетцев была французская путешественница Александра Давид-Неэль. Вот как она прокомментировала своё обучение:

«Перезимовать на высоте трех-пяти тысяч метров в пещере среди снегов, будучи облаченным лишь в тоненькую одежду или вообще без таковой, и не замерзнуть - нелегкая задача. Однако ежегодно многие тибетцы успешно проходят это испытание. Такую выносливость они объясняют своей способностью вырабатывать Туммо.»

И вот в чем это испытание состоит:

«Тех, кто чувствует в себе силы выдержать этот экзамен, морозной зимней ночью приводят на берег реки или озера. Если водоем замерз, во льду пробивают прорубь. Испытания устраивают лунной ночью, когда дует сильный ветер - зимой в Тибете такие ночи не редки. Сбросив с себя всю одежду, новообращенные садятся на землю и скрещивают ноги. Каждый обматывает вокруг себя простынь, намоченную в ледяной воде, - ее нужно высушить жаром собственного тела. Как только простыня высохнет, ее опять окунают в прорубь, и ученик снова должен сушить ее на себе. Все это повторяется до рассвета. Побеждает тот, кто высушит наибольшее количество простыней. Могу засвидетельствовать это как очевидец. Ученик должен высушить на себе не меньше трех простыней, прежде чем его признают достойным носить юбку из белой ткани ("респа") - отличительный признак овладевших искусством Туммо.»

Француженка была образованной и объективной женщиной, поэтому не смогла не заметить следующего:

«Респа - человек, всегда одетый в платье из легкой хлопчатобумажной ткани. При этом само собой разумеется, на нем может быть только один покров. Однако на Тибете нет недостатка в "респа", скрывающих под легкой хлопчатобумажной тканью теплую одежду. Эти обманщики либо настоящие мошенники, стремящиеся провести доверчивых простаков с корыстными целями, либо действительно изучавшие искусство Туммо, но слишком недолго, чтобы приобрести прочные навыки.»

Нацистский след

В лучших традициях телеканала РЕН-ТВ, никакая история про "тайное знание", не обойдётся без нацистов иллюминатов и пришельцев.

Первые опыты по хладоустойчивости были инициированы эсэсовскими врачами в 1942-1943 годах, которые ставили противоречащие морали опыты на людях разных национальностей. Не из праздного, однако, любопытства и не (только) из природной жестокости - одна из целей была узнать, как долго потенциально упавший в холодную воду пилот самолёта может продержаться без летального вреда для здоровья и нахождение каких частей тела над водой является критичным для выживания. Самую большую устойчивость к холоду проявили, ожидаемо, славянские военнопленные офицеры (не удивлюсь, если они во время этих опытов ещё пару нацистов-надсмотрщиков в этой же воде утопили). Наиболее удачная конструкция спасательного жилета для упавшего в воду пилота стала поддерживающая шею выше уровня воды .

Кстати, опыты, проводимые нацистами были однозначно осуждены на Нюрнбергском процесс, однако знания, полученные из опытов были тут же применены на практике, в частности, американскими военными проектировщиками спасательных жилетов для пилотов ВВС США. Типичные моралисты.

Сушим простыни лёгкими

Следующая попытка с научной точки зрения изучить феномен высушенных на плечах простыней и растопленного вокруг раскаленных ягодиц снега была предпринята в 1960 году Карлом Тринчером - обнаружившего в основе техники научный процесс неферментативного окисления жиров в легочных альвеолах. Вывод - на морозе нас согревают лёгкие (а не гусиная кожа и не дрож в конечностях, которые, согласно второму закону термодинамики, согревает в первую очередь драгоценный воздух вокруг нашего тела), в альвеолах которых жиры из крови сгорают до углекислого газа и воды. Уже тогда было выяснено, что запускается сие действо гипоксией - пониженным содержанием кислорода в крови. Запомним его выводы на будущее.

Удивительная история Герберта Бенсона

Через 20 лет, в 80-е годы ХХ века ассоциированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон благословлен научными фондами и Далай-ламой на изучение монахов, практикующих Туммо. Проблема возникла ещё до начала опытов - монахов, владеющих техникой, оказалось нелегко найти. Большинство монахов благоговели перед техникой Туммо, и произносили речь о том, что это невероятно сложная техника, требующая долгих лет обучения. В конце добавляя, мол "не-ет, я таким не занимаюсь". После того как поиск с факелами не принес результатов, пришлось снова через блат у Далай-ламы в добровольно-принудительном порядке вызывать самых настоящих огненных йогинов.

Монахи-добровольцы с датчиками температуры на коже и с ректальным градусником в заднем проходе (для оценки теплосодержания ядра тела, разумеется) активно медитировали при температуре от 16-ти до 23-х градусов тепла. Видимо, монахи сочли себя уже достаточно униженными ректальными градусниками и решили не выходить лишний раз на мороз. Тем не менее, Бенсон зафиксировал изменение температуры на всех частях тела монахов более чем на 8.3 градусов Цельсия, чем и удовлетворился.

Бенсон, получая, видимо, плохо скрываемое удовольствие от недоумевания на лицах тибетских монахов, которых ещё никогда не подвергали таким изощренным тестам, подкрепляемый финансовой поддержкой семьи Гиннессов, в размере, ни много ни мало, одного миллиона двухсот пятидесяти тысяч долларов, продолжил издевательства над йогинами в 2001 году. И снова три монаха были вызваны на этот раз в Нормандию, в поместье Гиннесов. Вырвавшиеся из аскетичных монастырей монахи решили слегка подзадержаться во Франции, объявив, что для высвобождения скрытого тепла им требуется минимум 100 дней подготовки. Интенсивно заряжаясь теплом в фамильном поместье Гиннессов в теплой компании команды Бенсона, с самим Бенсоном во главе, один из монахов при невыясненных обстоятельствах, получает глазную инфекцию и выходит из состава испытуемых. В итоге замеры производятся "в недостаточно холодной" по словам самого Бенсона, комнате, о чем Бенсон кратко отписался в Гарвардской стен газете. Иначе говоря, один миллион двести пятьдесят тысяч долларов были успешно освоены за 100 дней командой бенсонов, семьей Гиннессов и тремя тибетскими монахами. Ни один монах (по-крайней мере, от холода) не пострадал.

Опыты советского ученого Алексея Юрьевича Каткова не идут ни в какое сравнение с Бенсоновскими. Катков проводил эсперименты для военных и Главкосмоса, содержание которых, на первый взгляд, никак нельзя назвать гуманными и заставляет проникнуться уважением к испытуемым:

Испытуемые в течение часа находились практически обнаженными при температуре в -60 градусов цельсия, в условиях разряженного воздуха (на высоте 7500 метров над уровнем моря), обдуваемые воздушным потоком из двухметрового вентилятора каждые десять минут (для удаления термоизоляционной воздушной прослойки между кожей и окружающей средой).

Что удивительно, испытуемые выжили. При этом без особых последствий для здоровья - многие участники испытаний живы и здравствуют поныне (например, Борис Коршунов, 1935 года рождения, в 2010 году сбегавший на вершину Эльбруса, то есть менее чем за 5 часов забравшись на более чем 5ти километровую гору).

Практически все числовые данные экспериментов Каткова были тут же засекречены военными, однако исходя из известных нам данных и законов физики можно получить следующие значения:

При температуре в -60 градусов Цельсия человек в течение часа потеряет примерно 1000 Вт или 860 ккал/ч.

При этом основные теплопотери человек несет с поверхности кожи через тепловое излучение в инфракрасном спектре.

Дыхание расходует примерно 15 ккал в час.

Таким образом, для выживания теплопотери должны быть скомпенсированы теплопродукцией, иначе подопытные товарища Каткова замерзли бы насмерть. Основа теплогенеза человека - тепловое сопровождение окислительных процессов, составляющих суть дыхания и происходящих практически во всем теле.

Считается, что для поддержания постоянства температуры теплокровного организма дополнительное тепло может быть выработано через:

а) Сокращение скелетных мышц - произвольные и непроизвольные (холодовая дрожь) = генерируем до 800 Вт

б) Энергия от внутренних экзотермических (с выделением тепла) реакций , не связанных с сокращениями мышц = ещё примерно 400 Вт

Эти источники тепла должны компенсировать теплопотери обнаженного человека в условиях холода, чтобы не допустить охлаждения так называемого "ядра" тела ниже плюс 35 градусов Цельсия.

Складываем сократительный и несократительный термогенез, получаем 1200 Вт или примерно 1000 ккал/час, что как раз ненамного превосходит теплоотдачу организма человека при температуре -60 градусов цельсия в течение одного часа. Иными словами - при приближенных вычислениях всё сходится.

Казалось бы, адаптированный к холоду человек безо всякой многолетней буддийской медитации принципиально может выдержать эти предельные условия и, собственно говоря, именно поэтому не погибли подопытные Каткова.

Но верны ли наши расчёты?

Лично у меня возникает справедливый вопрос: если мы такие матерые «снежные человеки», почему у меня дома мерзнут ноги, и я простываю весной при плюсовой температуре идя до остановки одевшись слегка не по погоде?

Суть теплокровных

Хладнокровные животные, обладая мышцами, также могут генерировать тепло, размахивая конечностями для передвижения, что, однако, не делает их теплокровными.

Потому что у хладнокровных животных при повышении температуры окружающей среды обмен веществ ускоряется за счет интенсификации химических реакций . Все же со школы помнят правило, про которое заунывным голосом вещал учитель химии “при повышении температуры, запятая, скорость реакции повышается ” - Вант-Гофф открыл закономерность, что на каждые 10 градусов, реакция ускоряется в 2-4 раза ещё чёрт знакт когда. Соответственно, при понижении температуры среды, обмен веществ пдает и активность процессов жизнедеятельности хладнокровного животного снижается, вплоть до анабиоза.

Метаболизм теплокровных отличается - при повышении температуры среды обмен веществ у нас снижается, а при понижении температуры окружающей среды - повышается для поддержания требуемого постоянства теплосодержания "ядра" тела. При этом лучшее, что может сделать для нас периферическая мускулатура - сократить сосуды в попытке снизить теплопотерю с поверхности кожи и конечностей, "изолируя" внутренние органы от враждебной среды. Однако для голого человека это опять же неактуально по причине того, что наши лысые тела не лучший теплоизолятор.

Исходя из второго начала термодинамики, тепло не может спонтанно (без внешних воздействий) перейти от более холодного тела к более теплому. Этот факт игнорируется в большинстве работ по физиологии терморегуляции теплокровного организма.

Мы, теплокровные, остываем также, как остывают хладнокровные рептиллии. Постоянство температуры сохраняет лишь ядро, температура оболочки (конечностей и мышечного каркаса) в большей степени зависит от температуры окружающей среды.

Не будем перечить законам физики и сделаем правильный вывод:

В холодной среде (температура окружения менее 35 градусов Цельсия) тепло в нашем организме может распространяться ТОЛЬКО в направлении изнутри наружу, не наоборот.

Когда нам холодно, мышцы скелетного каркаса занимаются крайне важным делом - согревают внешнюю среду, не обращая никакого внимание на ядро тела. Иначе говоря, сколько бы тепла не произвели мышцы, согреть внутренние органы они смогут лишь будучи изолированными от холодной среды (одеждой потолще, например, которая способна создать воздушную прослойку и вернуть тепло внутрь организма). Обнаженный человек вынужден лишь эрегировать кожей все имеющиеся на теле волосы, тоскуя по меховому покрову, которым некогда обладал. К тому же малейший ветер почти сразу же сдувает созданную теплозащиту.

Следовательно, делаем вывод:

Мускулатура не способна согреть нас, обнаженных, при экстремально низких температурах.

Поэтому исследователи Алан Бартон и Отто Эдхолм называют температуру всего в +2 градуса Цельсия смертельной для обнаженного человека.

Сделаем это по-плохому

Тем временем, Катков не остановился на достигнутом.

Был поставлен ещё один опыт, незадолго до его гибели (погиб в другой экспедиции, при восхождении на Эльбрус). Из интервью с Борисом Коршуновым, участником опыта, узнаём следующее:

«В начале ноября, они взошли на Эльбрус, практически без одежды (в болоньевых куртках) при ураганных ветрах со снегом, который пробивал палатку насквозь так, что за ночь она вся набивалась снегом. Всего провели две такие ночевки. Огонь использовать не разрешалось, сухие зерна овса (выданные в качестве сухого пайка и строго рассчитанные по величине физических нагрузок в ккал за двое суток) засыпали снегом в пластиковых коробках, которые держали в плавках, чтобы утром съесть оттаявшую и размокшую «кашу». Вечером надо было выпить сырое яйцо. Яйца на морозе превратились в ледышки, и их также пришлось полночи «разогревать» во рту, чтобы хоть как-то отправить яичный белок в желудок.»

Оценить теплопотерю у людей во время второго испытания в количественном размере не представляется возможным.


Что же мы упускаем?

Что же тогда является источником нашего тепла?

Ну, по крайней мере, теперь понятно, что источник может быть только глубоко внутри тела. Часто источником называют печень, кишечник, бурый жир.

Фишка бурого жира в том, что он окисляется не в печени, как белый жир, а в собственной клетке, заставляя реагировать с кислородам свои составные части - жирные кислоты и глицерин. Происходит это в митохондриях, которые и дают жиру специфический цвет. Однако у человека его намного меньше (менее 1% от массы тела), чем, например, у медведей, которые из-за его обилия способны впадать в зимнюю спячку и плавать в ледяной воде. Таким образом, диффузия (распределение по телу) тепла, генерируемого в клетках бурого жира дает нам в копилку аж +0.05 градуса Цельсия.

Ради справедливости, затронем и белый жир вкупе с печенью.

При массе печени в среднем 1,5 кг и массой жира среднестатистического 70-тикилограммового атлета, имеющего 2% жира, мы получаем излишек в пару градусов Цельсия, которые, собственно, практически не покидают пределов печени из-за малой скорости кровотока через неё.

Не вдаваясь в биофизику, приблизительные расчеты показывают, что их недостаточно для покрытия теплопотерь обнаженного человека в душераздирающе холодных условиях.

Так что же, черт подери, нас греет?!

В 1960 году Карл Сигизмундович Тринчер () выпустил монографию "Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани", где рассмотрел лёгкие как источник теплопродукции. В книге он отмечает, что ещё 100 лет назад французы Л.Бине и М.Роже выяснили, что в малом кругу кровообращения из крови извлекаются жиры, жирные кислоты и вообще всё жирообразное, с тем, чтобы сжечь это всё в лёгких путем прямого окисления с образованием энергии-тепла. Что именно сжигает жиры до сих пор не известно, так как этот факт пол века игнорировался учеными.

Рассуждая логически, полый «печеобразный» орган, через который за короткое время проходит вся масса циркулирующей крови - шикарный инструмент поддержания температурного гомеостазиса.

В жару легкие охлаждают кровь, в условиях холода - согревать.

Альвеола (полая клетка лёгких) - идеальная камера сжигания - в ней нет физико-химического запрета на превышение предельно допустимой температуры внутриклеточных окислений, а кровь выполняет роль охлаждающей жидкости, которая отводит лишнее тепло.

Без фанатизма, конечно - предел существует, но он немного выше, чем во многих других органах. Белок начинает денатурироваться при температуре выше 41 градуса Цельсия. Нужно понимать, что денатурация не всегда означает то, что мы видим на сковородке, когда жарим яйца. Малейшее изменение конформации (пространственной структуры) органического полимера уже считается денатурацией. В случае с ДНК, например, при температуре от 41-43 градусов Цельсия некоторые связи, соединяющие двойную спираль начинают разделяться, но лишь доходя до температуры близкой к 100 градусам Цельсия, ДНК полностью разделится. Подробнее читайте запись в блоге .

Охлаждающая функция крови объясняет и ещё один феномен - "огнеходство" - ненарушенный кровоток в стопе отводит тепло от раскаленных углей, не допуская теплового повреждения тканей (попробуйте прожечь полиэтиленовый пакет, наполненный водой).

Если лёгкие - тепловая станция нашего организма, тогда ясен ответ и ещё на один вопрос пытливых умов - как воздух у людей, исследующих Антарктиду, пройдя расстояние в 30-50 см успевает согреться с -60 до +25-30 градусов цельсия? Перепад температур в этом случае получается более 80-90 градусов! Так вот, согревая холодный воздух зимой, лёгкие используют входящий кислород, выделяя углекислый газ и воду, которую мы выдыхаем клубами тёплого пара.

Итак, мы нашли реактор, греющий нас изнутри. Только вот причем тут Туммо?

Тринчер нашел условия, при которых запускается процесс, поддерживающий в нас теплокровие. У экспериментальных животных при острой кровопотере повышалась температура в лёгких - так было обнаружено, что низкое содержание кислорода в крови (или низкое содержание крови в организме в целом) создает условие для сгорания жиров в лёгких.

Мышцы, работающие в холодной среде создают гипоксемический сигнал, запускающий процесс теплопродукции в легких. Однако мышечный каркас не согревает нас, вместо этого отдавая тепло окружающей среде. Греют нас запущенные гипоксемическим сигналом в режим производства тепла лёгкие!

Туммо же призван позволить человеку запускать гипоксемический сигнал по желанию, без активных размахиваний конечностями и без длительных восхождений.

Техники Туммо

Для людей с прагматическим складом ума, которые в современных условиях лишены роскоши потратить десяток-другой лет оттачивая правильную технику сокращения ануса (очень важный, между прочим, элемент йоги, а также немаловажный элемент любого боевого искусства), думая при этом о любви и гармонии, я привожу сжатую до максимума технику Туммо . Грейтесь наздоровье.

О пользе Туммо.

Приборы зафиксировали у всех исследуемых практикующих Туммо кардинальное снижение уровня атерогенных липидов в крови (одни из самых опасных жирных веществ, которые приводят к болезням сердечно-сосудистой системы); двухкратное снижение уровня гормона стресса и старения - кортизола (этот гормон угнетает иммунитет). Как следствие, практики Туммо могут эффективно применяться для профилактики и лечения болезней сердечно-сосудистой системы и тяжелых неврозов.

Ну и приятный бонус - вам тепло!

Авторы этого сайта выражают благодарность учёным, и свидетельствуют о своём глубоком уважении всем людям, принимавшим участие в опытах по устойчивости холоду. Мы скорбим по военнопленным и гражданским, павшим от рук нацистов в годы Великой Отечественной Войны.

О том, что, кроме медитации помогает стать умнее , .

Цикл статей о доступных и полезных упражнениях для развития будет пополняться - подписывайся на нас в



mob_info