Можно ли ездить на велосипеде зимой в Беларуси? Зимой на велосипеде.

Велосипед – это очень удобное средство передвижения. На паре колес можно легко добраться в нужное место, минуя заторы на дорогах и существенно экономя в финансовом плане. Иногда велосипед оказывается даже более быстрым, нежели общественный транспорт (в час пик в крупных городах). Кроме того, такая физическая активность приносит пользу здоровью. Но насколько она удобна и безопасна в холодное время года? Давайте проясним, можно ли в Беларуси ездить зимой на велосипеде или нет.

С точки зрения закона

Возможность передвижения по дорогам Беларуси на велосипеде в холодное время года зависит исключительно от погодных условий, что регламентируется действующими правилами дорожного движения. Так, работники Госавтоинспекции систематически предупреждают белорусов, что в соответствии с пунктом 153.4 категорически запрещается передвигаться по дорогам Беларуси на двухколесном транспорте, если идет снег либо наблюдается гололедица.

Данный закон имеет под собой веские основания. Ведь велосипед относится к одноколейным транспортным средствам, что делает его весьма неустойчивым. Если передвигаться на нем в неблагоприятные погодные условия зимой, можно с легкостью потерять управление и упасть. Но при этом в нормальную погоду (без снега и льда) ездить на велосипеде можно, не воспрещается.

Стоит отметить, что если человек отправился в путь в бесснежную погоду, но через какое-то время его накрыл снегопад, или дорога подмерзла и стала скользкой, то следует остановиться, сойти с велосипеда и придерживаться при дальнейшем передвижении Правил дорожного движения, регламентирующих передвижение пешеходов.

Если вдруг человек нарушит закон, то ему будет угрожать административная ответственность, которая имеет вид штрафа. Ему придется заплатить от одной до трех базовых величин. Важно отметить, что при передвижении в нетрезвом виде штраф увеличится еще больше – от трех до пяти базовых величин. Если же поездка на велосипеде зимой в снег либо гололед окончится созданием аварийной ситуации, сумма штрафа вырастет до трех – восьми базовых величин.

Польза и вред зимнего катания для здоровья

На самом деле, огромное количество велосипедистов не спешат отказываться от велосипеда в холодное время года. И в Беларуси вполне можно проводить время таким образом, и такая активность может оказаться полезной для здоровья, если, конечно, подойти к ней с умом.

При поездках в холодное время года очень важно не замерзнуть. Поэтому велосипедистам необходимо правильно подбирать одежду, чтобы она была достаточно теплой и надежно защищала от ветра и холода. Желательно отдать предпочтение специальной термоодежде:

Нижний слой должен надежно отводить пот, сохраняя тепло;

Верхний слой должен сохранять тепло, а также отличаться ветрозащитными качествами.

Важно также обязательно защищать голову теплой шапкой, а руки – шерстяными перчатками.

Умеренные прогулки на велосипеде в холодное время года помогут укрепить здоровье и предупредить различные заболевания. Такой вид досуга положительно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы, тренируя сердце, улучшая крепость и эластичность сосудов крови.

Велосипед помогает восстановить оптимальный ритм работы сердца и даже нормализовать давление. Велопрогулки в холода улучшают работу легких, увеличивая объем поступаемого кислорода в кровь и адаптируя дыхательную систему к нагрузкам. Считается, что поездки на велосипеде зимой (если ездить с умом) помогают увеличить защитные способности организма и добавить ему устойчивости к разным заболеваниям.

Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности — точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба — это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет — он может упасть только вбок. А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть — гораздо меньше, чем у пешехода.

Что необходимо: в идеале — зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.

Чего делать нельзя: резко поворачивать и — важно! — «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.

Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля. Хитрости и тонкости: Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль — его будет вырывать — и двигаться прямо.

2. Так грязно же!

Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.

Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти — всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями.
Что необходимо: обязательно — правильные крылья . Укороченные, спортивные — всё это не подходит. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд — переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.

Хитрости и тонкости: Важный фактор — это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач — и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход — аккуратно закатывать брюки буквально на 2−3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена , лучше всего — горнолыжные или для альпинистов.


3. Так холодно же!

Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде, если она не прогулочная, — это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают). Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого — нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.

Что необходимо: так, про шерстяные гольфы я уже говорил. Скажу про ветровку — это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается. Именно хорошая ветровка — это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней — второй вопрос.
Ещё категорически необходимы перчатки . Без них даже не думайте выезжать. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.

Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место — защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале нужно термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.

4. Оборудование велосипеда

Велосипед — это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.

Тормоза. Если дисковые — то всё хорошо, можно не париться (главное — не забывайте об увеличении тормозного пути). А вот если ободные, то они при при длительном простое на морозе ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15−20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов — роллерные, барабанные, ленточные — рассказывать не буду ввиду их редкости.
Передачи. После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Будьте осторожны. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.

Педали. Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), то зимой смотрите чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.

Велозамок. Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее в мороз, чем замок с кодом.

Сиденье. Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.

Электрика. Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye зимой у меня не работает, и O-Synce — тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю.
Сигнал. Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт — особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.

5. Правила вождения и ухода

Естественно, зимнее вождение отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.

1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить. 2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам. 3. Где бы в квартире не стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь. 4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.

Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное — не бойтесь выехать зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности — потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.

Финны же ездят. И датчане. А мы чем хуже?

Стало тепло, на дорогу повылазили не только дачники, но и велосипедисты. После истории, случившийся пару недель назад, когда машина ГАИ сбила велосипедиста, а велосипедист, как оказалось, немного знакомый человек, я стала обращать внимание на этих участников дорожного движения. И оказалось все очень печально… ПДД из велосипедистов знают единицы.

Особенно ужасают, что дети смотрят на взрослых и пытаются ездить как взрослые по дороге! На выходных попала в ситуацию, когда мальчик лет 10 на велосипеде, на багажнике везет второго лет 6 и едут они прямо по проезжей части главного минского проспекта. Мало того, что там есть хорошая пешеходная дорожка, по которой они должны были ехать, так там же знак висел «Движение велосипедов запрещено». И я с ними как раз на перекрестке встретилась, когда мне надо было поворачивать в их сторону.

Итак, самое главное, что должны знать все: на велосипеде ездить можно только по велосипедной дорожке ! Только если нет велосипедной дорожки, можно ехать по пешеходной дорожке, тротуару или обочине (но не проезжей части!). И только в случае, если нет велосипедной и пешеходной дорожки, тротуара и обочины, либо по ним нельзя проехать по каким-то причинам, только тогда можно выезжать на проезжую часть (гл.20 п.148 ). А таких дорог на самом деле не так уж много… Причем по проезжей части велосипедисты должны ездить только в один ряд и не дальше 1 метра от правого края дороги.

Детям же до 14 лет без взрослого можно ездить на велосипеде только в пешеходной и жилой зоне, по тротуару, велосипедной или пешеходной дорожке (гл.20 п.154.1 ). По проезжей части и обочине детям без взрослого ездить запрещено!

Преимущество у велосипедиста только на велосипедной дорожке, в остальных случаях он должен уступать дорогу пешеходам и автомобилям.

Нельзя ездить не держась за руль, а ноги должны быть всегда на педалях (гл.20 п.154.2 ).

По автомагистрали (она обозначается знаком «Автомагистраль») велосипедистам ездить нельзя (гл.17 п. 131.1 ), а вот в жилой и пешеходной зоне у велосипедистов перед автомобилями полное преимущество (гл.18 п.133 )

Если требуется пересечь дорогу по пешеходному переходу, то нужно переходить как обычный пешеход, ведя велосипед рядом, ни в коем случае не переезжать на велосипеде. При необходимости, идти по обочине или краю проезжей части в темное время суток, ведя велосипед (не ехать на нем), можно только по ходу движения автомобилей (гл.4 п.19 ).

Кроме этого, на велосипеде должны работать тормоза и рулевое управление, должен быть установлен звоночек и зеркала заднего вида, спереди должен быть фликер (он же световозвращатель) белого цвета, сзади красного цвета, а по бокам – оранжевого (гл.26 п.200 ). Когда темно спереди на велосипеде должен быть включен фонарь белого цвета, а сзади красного (гл.20 п.149 ).

Вообще, как минимум, главу 20 «Движение на велосипедах и мопедах» ПДД РБ должны прочитать все, кто катается на велосипеде. А у кого нету книжечки с ПДД, я выбрала из нее все пункты, которые более-менее касаются велосипедистов в отдельный файлик. Получились такие (pdf, 245 КБ). Можете скачать, почитать. (upd. файл обновлен на 2015 год)

Если есть какие-то замечания — пишите, буду исправлять.

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности

7918 1

Многие из тех, кто читает эту статью, задумывались над такими вопросами, как: не опасно ли ездить зимой на велосипеде? А не случится ли что-нибудь с велосипедом? Как подготовить велосипед к зимним поездкам? Как ездить по гололёду и снегу? Какие тонкости нужно учесть, в такой велопрогулке?

Ездить на велосипеде зимой – не опасно , а очень полезно и увлекательно! Ниже я отвечу на возможные вопросы и дам советы, чтобы зимние поездки принесли положительные эмоции и хороший опыт!

Опасно ли ездить на велосипеде зимой?

При правильном подходе – зимний велоспорт безопасен и сравним с обычной ездой в тёплую погоду по сухому асфальту. Есть некоторые тонкости, которые требуется соблюдать во время езды и учитывать при выборе экипировки. Кто-то считает, что велосипед - летнее средство передвижения, которое абсолютно не совместимо с зимой. Из всех, кого я знаю, так говорили лишь те, кто ни разу не пробовал этого. Кто решился на это, последующие зимы активно катаются по городу и городским паркам.

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности.

Опасен ли холод и как подготовить велосипед к зиме?

Велосипед – простой технический механизм, который без каких-либо последствий способен выдержать самую морозную погоду (есть некоторая тонкость с гидравлическим тормозом, старые модели могут испортиться в морозную погоду, но те, что ставятся на современные велосипеды способны выдержать «русскую» зиму).

При температуре менее 15 - 20 градусов выезжают опытные райдеры, которые знают свои способности и способности своего велосипеда.

Для любителей я бы назвал «комфортной» температуру до - 15 градусов. При такой температуре – с любым велосипедом не будет каких-либо проблем. Единственное, что происходит – густеет смазка на тросиках\в подшипниках\переключателе\ и т.д. Из чего следует, что могут более туго переключаться скорости\нажиматься тормоз. Для того чтобы минимально ощутить данную проблему – следите, чтобы все жизненно важные элементы велосипеда были смазаны (желательно раз в месяц «обновлять» ). Амортизированная вилка тоже становится менее «мягкой» на холоде, что также требуется учесть.

Давление в колёсах нужно сделать послабее, чтобы было хорошее сцепление со снегом и льдом, стоит поставить «позубастее», в противном случае она будет скользить и пробуксовывать. Зимой рано темнеет, а в тёмное время суток лучше использовать , что позволит видеть вам и вас.

Холод для велосипеда не опасен, если он подготовлен к зиме:

  • Следите за смазкой
  • Сделайте давление в шинах слабее (от 1.5 до 2.0 атмосфер)
  • «Зубастая резина»
  • Оснастите велосипед фонарями

Особенности езды на велосипеде по гололёду и снегу

Зимой требуется аккуратность, когда на дорогах встречается лёд. Стоит понимать, что сцепление у колёс заметно хуже, чем летом, и тормозной путь увеличивается.

Тормозить лучше, нажимая на оба тормоза, но сначала нажимайте на задний тормоз, а уже затем, с меньшей силой, на передний! Для сохранения устойчивости, не вдавливайте ручку «до упора», аккуратно подтормаживайте, не давая заблокироваться колесам.

Не стоит тормозить на поворотах, требуется сначала замедлиться, а уже потом начинать поворачивать. На тормозных колодках может скапливаться влага и их требуется чаще «просушивать». При повороте нужно стараться не наклонять велосипед, ведь на скользком участке он может выскользнуть в сторону.

В гололёд, движения должны быть плавными, требуется крайняя осторожность, а лучше избегать таких участков.

Езда по рыхлому снегу – хорошая фитнес тренировка! В этом может помочь только выносливость, накаченные ноги и энтузиазм.

Скорость на переключателе поменьше, педали крутим быстрее и вперёд! Темп езды требуется подбирать индивидуально, он должен быть умеренно быстрый, чтобы не замёрзнуть.

При езде на скользких участках требуется максимальная аккуратность и плавность движений:

  • Тормозите, зажимая оба тормоза, но обязательно, сначала нажать задний тормоз, а затем, с меньшей силой, передний
  • При торможении не допускайте полной блокировки колёс
  • Чаще «просушивайте» тормозные колодки
  • Поворачивайте плавно, стараясь не наклонять велосипед
  • При езде по рыхлому снегу – поставьте маленькую скорость на переключателе и с равномерным усилием, не останавливаясь, крутите педали
  • Подберите для себя оптимальный темп езды (под каждый тип поверхности)

Выбор одежды важнейший элемент в велосипедной прогулке в холодную погоду. Если оденетесь тепло – есть возможность быстро вспотеть, если оденетесь холодно – можно замёрзнуть. Этому вопросу требуется уделить большее внимание, и для него требуется отдельная статья, с которой вы познакомитесь позднее.

Спасибо за внимание, особенно тем, кто прочитал до конца! Круглогодичного сезона и попутного ветра!

[email protected]

Виновные в ДТП нетрезвые велосипедисты теперь будут платить штраф до Br175 тыс.

23 февраля, Минск /Василий Малашенков - БЕЛТА/. С сегодняшнего дня велосипедисты и возчики обязаны будут заплатить штраф в размере от трех до пяти базовых величин (от Br105 тыс. до Br175 тыс.), если допустят нарушения ПДД, управляя своим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в УГАИ МВД Беларуси.

Такие же суммы нужно будет выложить при отказе от прохождения медицинского освидетельствования.

Кроме того, ГАИ будет иметь право налагать более весомый штраф (в размере от одной до трех базовых величин) за то, что на велосипеде в темное время суток не включены или отсутствуют фонари. Это предусмотрено законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности".

С 23 февраля штраф составит от Br35 тыс. до Br105 тыс. (сейчас он равен Br17,5 тыс.). Причем фонари должны быть определенного цвета. В Госавтоинспекции напомнили, что п.149 ПДД предписывает, что при движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди - фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади - фонарь, излучающий красный свет.

Более того, по правилам (п. 200 ПДД) велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал. Также "железного коня" нужно обязательно оборудовать зеркалом заднего вида, спереди катафотом белого цвета, сзади - красным (их может быть несколько), с каждой боковой стороны - оранжевым.

ГАИ рекомендует велосипедистам надевать жилеты повышенной видимости и специальные защитные шлемы, что значительно снижает вероятность ДТП и тяжесть их последствий. Дорожная милиция напоминает и о том, что на велосипеде нельзя передвигаться по проезжей части в условиях снегопада или гололедицы. За это будет налагаться штраф в размере от одной до трех базовых. В целом такое наказание с 23 февраля будет предусмотрено практически за все нарушения, которые совершают велосипедисты.

В том числе будут штрафовать тех, кто двигается по проезжей части при наличии тротуаров или велосипедных дорожек либо при их отсутствии выезжает на дорогу дальше одного метра от ее правого края. Необходимо также подавать соответствующие сигналы при маневрировании. Кроме того, велосипедист, как и водитель автомобиля, обязан соблюдать правила маневрирования. Например, при выезде со второстепенной дороги нужно пропускать тех, кто двигается по главной.

Аналогичные штрафы вводятся для водителей гужевых повозок. Возчики тоже обязаны включать белый и красный фонари, в передней и задней частях повозки, в темное время суток. Они, как и велосипедисты, не имеют права выезжать далее одного метра от правого края проезжей части. Возчики обязаны при маневрировании подавать такие же сигналы руками и пропускать тех, кто двигается по главной дороге.



mob_info