Логопедическая гимнастика для развития речи. Артикуляционная (речевая) гимнастика

Гимнастика для тела, рук, ног – привычное и знакомое дело и для взрослых, и для детей (по крайней мере, так хотелось бы думать). Мы делаем ее, чтобы укрепить мышцы, чтобы быть стройными, сильными, подтянутыми. А вот зачем упражнения для развития ребенка , гимнастика для языка? Язык – главный среди органов речи человека. И ему необходима гимнастика, как и всем другим мышцам в организме человека. Ведь язык должен быть развит очень хорошо для того, чтобы выполнять довольно сложные движения, в результате которых и получаются звуки, а они помогают нам общаться друг с другом. Очень важно развивать ораторские способности , научить ребенка правильно говорить.

поможет развить и укрепить мышцы языка и быстрее поставить правильное звукопроизношение. Даже если звуки малыш произносит правильно, то гимнастика для языка поможет сделать его более четкой и выразительной. В начале занятий упражнения нужно выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш контролировал правильность выполнения упражнений, потом можно будет зеркало не использовать. Не расстраивайтесь, если у ребенка что-то не получается, это довольно сложно для первого раза. Многое может не получиться даже у Вас. Будьте ласковы и снисходительны. Занимайтесь вместе с ребенком. Занятия должны длиться 5-7 минут. Кроме артикуляции для развития ораторских способностейочень важны и дыхательные упражнения, которые учат вдыхать воздух медленно и глубоко. Певицы говорят, что вдыхать воздух нужно так медленно, чтобы захотелось зевать, а на зевке можно и петь, и читать нараспев – звуки получаются насыщенными и сильными, а связки не устают.

Для начала, несколько дыхательных упражнений

1. Цветок. Предложите малышу представить, что он вдыхает аромат прекрасного цветка, который он держит на вытянутой руке. Он должен вдыхать воздух носом медленно и глубоко. Далее упражняемся в плавном и продолжительном выдохе:

2. Снежинки . На ладонь ребенка положите кусочек ваты и попросите его представить, что это снежинка. Она легкая и воздушная. Посмотрите, как она летает. Покажите малышу, как сдуть снежинку с ладони. Вдох делается через нос медленный и глубокий, и выдох через рот – длительный и плавный.

3. Чай. Прекрасное упражнение – дуть на горячий чай. Выдох не должен быть резким.

4. Листочки. Из зеленой бумаги нужно вырезать листочки, привязать их ниткой к карандашу. Ветер дует – листочки колышутся. Роль ветра исполняет ребенок. Дуть нужно достаточно сильно но не резко, при этом по прежнему делать глубокий и медленный вдох через нос.

5. Футбол. С двух сторон делаются импровизированные ворота. Это могут быть не очень большие коробки. Дуя на комочки ваты (мячи), вы должны забить гол в ворота противника.

6. Шарики . Очень полезно надувать воздушные шарики.

Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

7. Звоночек. Попросите ребенка, чтобы он подошел к стене и представил, что перед ним входная дверь, а рядом кнопочка звонка. Попросите малыша сделать глубокий медленный вдох носом, но плечи при этом не поднимать, задержать на секундочку дыхание. Пусть он нажмет на звонок пальчиком, одновременно произнося звук «рь=рь-рь». Затем то же самое нужно проделать, нажимая на звоночек пальцем другой руки.

8. Свеча . Перед ребенком держите зажженную свечу. Попросите его сделать носом глубокий вдох и резко задуть свечку. Повторите эту игру несколько раз. После нее, правда, нужно проветривать комнату.

9. Волшебник . Предложите малышу немного побыть магом. Произносите заклинание, но обязательно на одном дыхании: «Мимм -мэмм — мамм — момм — мумм — мымм!» Следите за артикуляцией, ребенок должен хорошо двигать губами.

10. Шарик . Возьмитесь с малышом за руки. Не разъединяя руки, сделайте медленный вдох носом и два шага назад. Так шарик надулся и у вас получился большой круг. Теперь вы выпускаете воздух, произнося «с-с-с….» и выдыхая, делаете один шаг вперед. Шарик немного уменьшился. Теперь его нужно еще уменьшить, для этого, не вдыхая, еще произносим «с-с-с…» и делаете еще один шаг вперед. Шарик стал совсем маленьким. Таким образом вы максимально выпустили воздух из дыхательных путей. После этого можно спокойно вздохнуть. Повторите игру несколько раз.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Такие упражнения для развития речи ребенка нужно выполнять регулярно, каждое из них повторять по 5 раз в течение 5-7 секунд. Обычно детям такая гимнастика очень нравится. Не забывайте дать малышу зеркало, он должен видеть, что делает. Погримасничать любят все!


Чистим зубки

— нужно улыбнуться и открыть рот

— с внутренней стороны почистить зубки кончиком языка сначала нижние, потом верхние

Окошко

— закрыть рот — холодно

Тесто

нужно улыбнуться

— держа язык между губами, пошлепать ими, получается звук «пя-пя-пя»

— зубками легонько покусать кончик языка — далее движения чередуются

Чашечка

— нужно улыбнуться — открыть широко рот

— широкий язык высунуть наружу и придать ему форму чашечки (приподнять кончик языка)

Дудочка

— сомкнуть губы и зубы

— с напряжением вытянуть губы вперед

Заборчик

— нужно улыбнуться

— обнажить сомкнутые зубы, с напряжением растягивая губы в широкой

Маляр

— нужно улыбнуться

— рот приоткрыть

— покрасить (погладить) нёбо кончиком языка

Грибочек

— нужно улыбнуться

— языком поцокать, как будто идет лошадка

— широкий язык присосать к нёбу

Поймай мышку

— нужно улыбнуться

— приоткрыть рот

— произнести «а-а» и широкий кончик языка поймать зубами, прикусить его (мышка поймана за хвостик)

Лошадка

— губы вытянуть

— рот приоткрыть

— поцокать узким язычком (как лошадки цокают копытами)

Пароход

— нужно улыбнуться

— рот открыт

— произнести с напряжением длинное «ы-ы-ы»

Слоник

— нужно улыбнуться

— губы вытянуть вперед трубочкой, получается «хобот слона»

— хоботом как будто набирать воду, слегка при этом причмокивать

Орешки

— закрыть рот

— поочередно кончик напряженного языка упирается в щеки

— на щеках образуются орешки – твердые шарики

Качели

— нужно улыбнуться

— рот открыт

— переводить кончик языка за нижние зубы, потом за верхние

Часики

— нужно улыбнуться

— рот открыт

— кончик языка переводить из одного угла рта в другой поочередно

Шарик

— надуть полностью щеки

— сдуть щеки тоже полностью

Гармошка

— нужно улыбнуться

— сделать языком грибочек (присосать его к нёбу)

— не отрывать язык от нёба, открывать и закрывать рот, при этом зубы не смыкать

Парашютик

— положить ватку на кончик носа

— языку придать форму чашечки и прижать к верхней губе

— сдуть с носа ватку

Занимайтесь такой артикуляционной гимнастикой всегда, когда у Вас есть такая возможность. И Ваш малыш в скором времени будет удивлять Вас своей красивой и правильной речью. Упражнения для развития правильной речи можно начинать выполнять с того возраста, когда ребенок начинает понимать, что вы от него хотите, может выполнять Ваши просьбы. Обычно начинают с 3-4 лет. Но даже если, Вы поняли, что такая гимнастика нужна малышу позже, то Вы успеете наверстать упущенное. Такая полезна не только для детей 3-4 лет , но и для взрослых. Зачем развивать правильную речь вы можете прочитать в статье » «. Не забывайте о развитии и пальчиковых играх. Всю информацию на эту тему Вы можете найти в рубрике « «.

Пусть наши детки будут здоровы, и их ораторские способности радуют родителей!

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики.

Развитие подвижности языка и мимических мышц.

1. «Осанка».

Встаньте прямо. Ноги пятками вместе, носки широко развести в стороны. Без напряжения медленно и плавно поверните голову поочерёдно налево и направо. (7-8 раз).

2. «Хоботок».

Вытяните губы в «хоботок», затем в «улыбку» и задержите её на некоторое время (5-7 раз).

3. «Болтушка».

Рот закрыт. Нажмите кончиком языка на внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой. Следите за движением челюсти и языка (3-4 раза медленно,2 - 3 раза быстро).

4. «Ступеньки».

Рот приоткрыт. Кончиком языка нажимайте на нижнюю часть зубов, в верхнюю часть зубов, в мягкое нёбо (язык загнуть). Выполняйте плавно и точно, ускоряйте постепенно (до 5-7 раз).

Упражнения на постановку дыхания.

1. Чередование вдоха и выдоха.

вдох через нос - выдох через рот

краткий вдох - глубокий замедленный выдох

медленный вдох - резкий выдох

медленный вдох - выдох струёй

медленный вдох - выдох двумя порциями

медленный вдох - выдох ровными порциями

2. «Свеча».

Глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло медленно и плавно (можно

использовать полоску бумаги).

3. «Погаси свечу».

Интенсивный, прерывистый выдох, коротко: «Фу - фу - фу!»

4. «Надоедливый комар».

Сложите руки перед грудью ладонями друг к другу:

«раз» - вдохнули, развели руки в стороны, глубоко вдохнули через нос;

«два» - медленно выдыхаем и соединяем ладони - «з - з - з»;

«три» - хлопок.

5. «Раздуй пламя костра».

6. «Сдуй пушинку».

7. «Опасность».

Затаи дыхание, затем выдохни с облегчением.

8. Имитация звуков: шум ветра (ш - ш - ш), рычание (р - р - р), писк комара (з - з - з), шипение колеса (с - с - с).

9. «Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а - А - а, а -А - а).

10. «Игра с ребёнком».

Качнув побрасываете вверх (у-у-у-У-У-У, о-о-о-О-О-О -О).

11. «Напевность» (для сонорных, последовательно твёрдые и мягкие). Мма - ммо - мму - ммо - мми -ммымм. Лла - ллё - ллю - ллё - ллилль. Лла - лло - ллу - лле - ллылль. Ммно - ммна - ммны - мммну. Произнести как одно слово: «Мам, мёду нам! Мам, мам, мам, молока бы нам!» (монотонно).

12. Ритмичность дыхания (3-5 раз).

Чтение стихов скороговорок, стихов, пословиц, предложнений:

вдох, пауза, на выдохе строка, строфа, предложение, скороговорка;

добор дыхания в конце строки и на паузах (в пословицах):

глубокий вдох - на счёт до 10, медленный выдох;

медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, выдохнуть толчками на счёт 10.

Упражнения на развитие дикции.

1. Отдельные трудные звуки произносить в сочетаниях с гласными (ша - ща, ши - щи). Произносить чистоговорки и скороговорки с этим звуком.

2. Чтение стихов беззвучно артикулируя, четко по слогам, ускоряя темп.

3. Многократно произнесение сочетаний гласных звуков (с ударением): ИЭ - ИА - ИУ, ЭО - ЭА - ЭУ.

4. Произнесение сонорных в сочетании согласными:

МИ - МА - МЭ - МУ

ЛЕ-ЛЯ- ЛЕ- ЛЮ

5. «Стон».

Ммм.

МммАмммОмммУмммЫмм.

БамммБОмммБУммм.

ДанннДОнннДУннн.

6. Упражнение в чтении слогов.

ЫК - КЫ - БЫ - ДЫ - МЫ - НЫ

ЫХ - ХЫ - ПЫ - ТЫ - ЛЫ - НЫ

ИН ЫН, НЫН - НИН, НИ - НЫ

ИР - ЫР, РИ - РЫ, РИС - РЫСЬ БЫК - ТЫК - СЫН

тыл - мыл - пыл

7. Разграничение твёрдых и мягких согласных звуков.

МАЛ - МЯЛ МАССА - МЯСО

МЫЛО - МИЛО МОДА - МЁДА

МАТЬ - МЯТЬ ЦЕЛ - ЦЕЛЬ

КОН - КОНЬ БЫЛ - БЫЛЬ

ДАЛ - ДАЛЬ БЫЛ - БИЛ

8. Выразительное чтение стихотворных строф.

9. Слушание эталонного чтения.

Развитие речевого слуха.

1. «Дирижирование».

2. Отбивайте такт при чтении стихотворения.

3. Обратите внимание на повторяющиеся звуки, сравните звучание коротких и длинных строк.

4. Произнесите слово с различной интонацией. «О!» - удивление, радость, испуг, недовольство.

«А!» - негодование, презрение, радость, сожаление. «Ах!» - радость, восхищение, сожаление.

6. Произнеси скороговорку изменяя темп и ритм, интонацию (с сочувствием, злорадством, констатируя факт).

7. Назовите эмоциональный оттенок предложения, отрывка.

8. «Слуховая память». Повторение по кругу разрастающейся цепочки слов.

9. «Магнитофон». Повтори как можно точнее высказывание товарища.

Работа над темпом речи.

1. Подумайте, в каком темпе необходимо читать фрагмент. Попробуйте убыстрить или замедлить темп.

2. Работа над скороговоркой.

Выделить трудные звукосочетания. Сложные слова прочитать по слогам: сначала беззвучно, затем шёпотом, потом вслух медленно, потом быстро (помнить о четкости произношения).

Речевая гимнастика.

Комплек с 1.

Основная часть:

    упражнение «Улыбка» (5-7 раз);

    повторение правил дыхания (глубокий вдох носом, плечи не поднимать, соблюдайте паузы);

    упражнение в брюшном дыхании (5 раз).

Вариативная часть. Работа над дикцией.

    Научись произносить быстро и чётко:

а) ШУ-ЩУ ШИ - ЩИ

ША-ЩА ШЕ-ЩЕ

б) Щетинка у щучки, чешуя у чушки.

Комплекс 2.

Основная часть:

    упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

    упражнение «Ступеньки» (5-7раз);

    упражнение на дыхание (спокойный вдох через нос - такой же выдох через рот).

Вариативная часть. Развитие речевого слуха.

«Дирижирование».

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

(3.Александрова)

Комплекс 3.

Основная часть:

    упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

    упражнение «Болтушка»;

    упражнение на дыхание (выполнить краткий вдох - замедленный выдох 5 раз).

    Скажите слово «Привет!» по - разному (ласково, удивлённо, грустно).

Комплекс 4.

Основная часть:

    упражнения «Осанка» - постоянное; «Ступеньки», «Болтушка», «Улыбка» можно чередовать;

    упражнение на дыхание (медленный вдох - резкий выдох).

Вариативная часть. Работа над темпом речи.

    Прочитайте медленно, с убыстрением. Какой темп больше подходит?

Легко дышится в осеннем лесу, и долго не хочется уходить из него.

Комплекс 5.

Основная часть:

    упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох струёй).

Вариативная часть. Работа над логическим ударением.

    Прочитайте, меняя логическое ударение.

    Что растёт в саду, в лесу?

Комплекс 6.

Основная часть:

    упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох двумя порциями). Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

Изобразите гудок паровоза. Он слышится издалека очень тихо, приближается, громче, ещё громче, во весь голос (у-у-у-У-У-У-У - У-У).

Компл е кс 7.

Основная часть:

Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

Упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох толчками).

Вариативная часть. Работа над дикцией, речевым слухом.

Еле - еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Какой звук чаще встречается?

Назовите слова со звуками Л и ЛЬ.

Расскажите скороговорку, отхлопывая ритм.

Повторите её тихо, громко, выделяя голосом поочерёдно слова: Лена, ела, есть.

Комплекс 8.

Основная часть:

Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

Упражнение на дыхание «Свеча».

Вариативная часть. Упражнение в интонировании.

Ку - ку. Ку- ку. Ку - ку.

Чив! Чив! Чив!

Курлы... Курлы. ..Курлы...

Кря? Кря? Кря?

Прочитайте, соблюдая знаки препинания.

Комплекс 9.

Основная часть:

Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

Упражнение на дыхание «Погаси свечу».

Вариативная часть. Работа над темпом речи и логическим ударением.

Прочитайте, сделав паузу, медленно, быстро, меняя логическое ударение.

По семеро в сани уселись сами.

Комплекс 10.

Основная часть:

Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

Упражнение на дыхание «Раздуй костёр». Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

Лодка находится на другом берегу. Позовите: «Эге - ге - гей!» (выполняем упражнение по одному, вместе).

Веселые и эффективные артикуляционные упражнения и игры помогут вашему малышу научиться правильно произносить звуки. Книга адресована родителям и педагогам.

Из серии: Уроки логопеда (АСТ)

* * *

компанией ЛитРес .

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционные гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.

Артикуляционные упражнения бывают статическими и динамическими.

Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3–10 секунд. Чем старше ребенок, тем дольше он может удерживать язык или губы в заданном положении. Чтобы помочь малышу, вы можете считать вслух, например, вот так: «Раз, два, три – от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно отдыхать!»

В отличие от статических, динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упражнения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их нужно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два…» или же по команде. Например, в упражнении «Качели», когда нужно поднимать и опускать язык, можно вместо «Раз-два» подсказывать: «Вверх-вниз, вверх-вниз».

Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом так, чтобы ребенок мог видеть и лицо взрослого, движения которого он копирует, и собственное лицо. Следите, чтобы малыш правильно выполнял все движения. Если же ему не удается повторить за вами какое-то упражнение, нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи пальцев или чайной ложечки).

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет)

С ребенком младшего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой возникновения дефектов речи.

Для начала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы. Расскажите малышу, что язычок очень подвижный и ловкий и умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться лишь в череду утомительных и скучных упражнений. Она должна быть веселой игрой, увлекшись которой, малыш будет учиться незаметно для себя. Только тогда речевая моторика ребенка будет развиваться быстро и успешно.

Не нужно стремиться к тому, чтобы за одно занятие выполнить с малышом все упражнения комплекса. Лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2–3 упражнения. Г лавное условие эффективных занятийхорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попросит он сам. Т огда у вас будет уверенность, что и в следующий раз малыш охотно согласиться заняться этим не слишком простым, но увлекательным для него делом.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

Птенчик (статическое артикуляционное упражнение)

Предложите малышу поиграть: он будет птенчиком, а вы – мамой-птичкой. Скажите «птенчику», что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как именно) и подержать его так несколько секунд. (Положение губ, как при произнесении звука [а].)

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

Хоботок (статическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали хоботок слоника (положение губ, как при утрированном произнесении звука [у]).

Попросите малыша повторить упражнение, удерживая губы «хоботком» 3–5 секунд.

Выполнять упражнение можно под такой стишок:

Губки в трубочку сложи -

Хоботок всем покажи.

Улыбка (статическое артикуляционное упражнение)

Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков [и], [с], [з].

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука [и]). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2–5 секунд. Расскажите ему стихотворение:

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

Колечко (статическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы (положение губ, как при произнесении звука [о]), и вытягиваете их вперед. Удержите губы в таком положении 2–5 секунд, а потом предложите ребенку самому сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а за тем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Хоботок» и «Птенчик».

Попросите ребенка повторить эти движения губами.

Менять положение губ нужно 2–5 раз подряд.


Веселый и грустный (динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в тру бочку.

Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного (движение губ, как при последовательном произнесении звуков [и] – [у]).

Сменить положение губ надо 2–5 раз.


Шарик (статическое и динамическое артикуляционные упражнения)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3–5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2–5 секунд.

Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

Поцелуй (статическое и динамическое артикуляционные упражнения)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущ ена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2–5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я,

Потом маму поцелую.

Рыбка (динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков [м], [п], [б].

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем изобразите, как рыбка «пускает пузыри». Для этого сначала широко открывайте рот, потом резко закрывайте, плотно смыкая губы. Постепенно увеличивайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри.

Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

Тигр (статическое артикуляционное упражнение)

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков [о], [н].

Предложите малышу изобразить тигра.

Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти.

Для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение:

Злого тигра всякий знает:

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Лопатка (статическое артикуляционное упражнение)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3–5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

Прятки (динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвинь те язык за нижние зубы – «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников (О. А. Новиковская, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром -

Ирина Ильинская
Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Дыхательная гимнастика , как средство развития речи .

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи . Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло . Это связано с различными факторами развития ребенка : неблагоприятные воздействия окружающей среды , патологии внутриутробного развития , первые годы жизни ребенка, а в том числе, речевой культурой, в которой воспитывается ребенок. Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребенка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.

Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи , коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи : просодика, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи , слоговая структура слова, развитие связной речи , а также развитие психический функций : внимание, память, мышление.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Игровой метод дает наиболее эффективный результат, поэтому свою работу я строю на различных играх, сказках, инсценировках, что способствует развитию выразительности речи , обогащению словаря.

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов : достаточная форсированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов и активность ребенка, хорошо развитой общей , тонкой и артикуляционной моторики, пространственная ориентировка, а также правильно поставленное дыхание .

На постановке правильного дыхания , я хочу остановиться отдельно. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений :

Заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.

Одежда не должна сковывать движения.

Не заниматься сразу после приема пищи.

При заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.

Сопроводительный текст произносит взрослый.

Необходимо следить за техникой выполнения упражнений :

Воздух набирать через нос.

Плечи не поднимать.

Выдох должен быть длинным и плавным.

Щеки не надувать.

Дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова.

Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений , которые можно использовать в работе.

«Дует с горки ветерок»

Язык принимает артикуляционную позу «горка» . Сохраняя это положение языка. Подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта : теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.

«Попьем»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

Пьет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

«Машина»

Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать.

Ехал, ахал, до реки доехал.

Как перебраться на другой берег?

Кругом вода, одна вода.

Поплыл на лодочке туда.

Бегает в калошах

Быстрее, чем лошадь.

«Парашют»

Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

«Песенка воды»

Длительно произносить звук С. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям проверить, какая струя воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.

Квакают у ручья лягушки :

«Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

«Греем ручки»

Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком Х. Взрослый спрашивает у детей : «Согрелись ручки?» Выполнять упражнение несколько раз.

«Холодный ветер»

Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.

«Зимой ветер был холодный, неласковый Вот такой» .

«Теплый ветерок»

Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.

«А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует : цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой».

«Душистый цветок»

Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу :

Ах, как приятно пахнет!

А кто это летит –

Крылышками машет,

Над цветочком пляшет?

«Пар»

Несколько раз подряд произнеси звук П.

«В нем вода бурлит, кипит.

«Буль-буль» ,- нам говорит.

Взрослый обращается по очереди к каждому из детей и просит повторить звукоподражание в разном ритме.

«Зайчишка - трусишка»

Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличение в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Взрослый произносит текст :

В животе у зайки пусто.

Где б найти ему капусту?

Ребята, давайте зайчика угостим. На, зайчик, капусту»

«Ежик фыркает»

Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не дрожь!

Я – колючий серый еж!

«Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.

«Шторм в стакане»

Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Существует огромное множество игр и упражнений на развитие правильного дыхания с предметами (бутылочки, трубочки, мячики, салфетки и т. д.) и без предметов. Используя в своей работе упражнений на постановку правильного дыхания , позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.



mob_info