Что за Сават: История происхождения и правила соревнований французского бокса. Виды боевых искусств ► Французский бокс (сават)

Сават - этот бокс французского происхождения, в нем используются одинаково и руки и ноги, применяются элементы западного бокса в комбинации с ударами ногами. Правила борьбы разрешают только удары стопой, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями. Сават - это уникальный стиль, в котором противники носят ботинки.

Сават был создан на основе двух французских школ, изучавших бой ногами. Одна школа находилась в Париже, другая - на юге Франции, неподалеку от Марселя. Ее первым названием было «марсельский сюрприз», из-за особенностей стиля для любого бойца. Однако самым известным названием стиля было «шоссон». Он применялся солдатами и моряками в качестве развлечения во время долгих плаваний на судах того времени.

Сават парижской школы считался самым жестоким. «Сават» переводится как «бой в тапочках», или «стоптанный башмак», а жаргонный вариант перевода этого слова - бродяга, босяк. Именно среди них совершенствовались и передавались приемы парижского варианта савата, что объясняло их жестокость и действенность.

В 1830 году известный боец Шарль Лекур, занимавшийся кроме савата боксом и фехтованием, решил открыть свою собственную школу, т.к. его не устраивала репутация этой борьбы как грубой и жестокой, применимой для уличных драк.

Он обучал савату представителей буржуазии и людей свободных профессий: врачей, юристов, художников. Лекур убрал из своей школы самые опасные приемы, чтобы сделать из сават спортивную схватку, кроме того, он соединил в одну технику удары руками из бокса и удары ногами из сават.

В 1832 году объединение обоих видов в новую дисциплину было с успехом завершено. Лекур начал преподавать новый вид спорта под названием «французский бокс». Был создан специальный кодекс чести, правила, Лекур сообщил широкой общественности основные приемы.

Писатель того времени Теофил Готье, который к тому же был учеником Лекура, писал, что сават, который долгое время являлся нечестной борьбой бродяг, был чудесным образом преображен Шарлем Лекуром в настоящее искусство.

Среди учеников Лекура было много знаменитостей того времени, таких как барон де Ларошфуко, Александр Дюма.

Однако настоящим основателем французского бокса по праву считается Жозеф Пьер Шарлемон, который не только был самым выдающимся специалистом своего времени в этом виде спорта, но и опубликовал целую систему, которая определяла сущность французского бокса более шестидесяти лет.

Эпоха Шарлемона началась в 1862 году, когда Шарлемон-старший проехал успешное турне по Европе, а ее окончанием считается 1924 год, когда ученики уже Шарлемона-младшего показали французский бокс в качестве национального вида спорта на Олимпийских Играх.

Сейчас в Федерацию французского бокса входят 59 стран, в числе которых находится и Россия.

Правила соревнований по савату (французский бокс)

В савате выделяют 2 раздела соревнований:

«Ассо» - легкий контакт - это раздел, в котором нельзя наносить сильные удары руками и ногами, важно качество и точность техники.

«Комба» - полный контакт - раздел, в котором сильные удары конечностями разрешены.

В зависимости от уровня подготовки спортсменов различают «Пре - комба», когда защита обязательна, и «Комба», когда использование защиты запрещено.

Соревнования подразделяют на командные, личные, лично-командные. Соревнования проводятся в несколько этапов по 2 минуты в зависимости от раздела и этапа турнира.

Все спортсмены должны выходить на поединок в чистом комбинезоне без рукавов, который должен полностью соответствовать правилам, а также использовать защиту в виде перчаток, бинтов, специальных защитных средств. Перед поединком саватисты бинтуют руки эластичными бинтами, которые перед боем помечаются судьей. К специальным средствам относят защиту для зубов, области паха, груди - для женщин. Перед боем вся защита проверяется, при нарушениях в экипировке происходит дисквалификация спортсмена.

Судят бои на основании оценки качества техники и ведения боя, эффективности ведения боя. В каждом раунде спортсменам по определенной системе выставляются очки, причем ничейный счет возможен только в одном из раундов.

Ученики вообще не доверчивы. Особенно лучшие. И уж вовсе никогда не поверить им: настоящий учитель всегда чувствует себя самозванцем, занявшим место другого – более сведущего, более мудрого, более… того, каким бы хотелось быть. Учитель, ощутивший себя учителем, должен бросать все и уходить в горы, становиться отшельником, никогда не посягая на чужую душу. Жаль ученикам этого не понять, ученики на то и ученики, чтобы мечтать стать учителями.

Г. Л. Олди «Ноперапон или по образу и подобию»

Как это ни странно но по Французскому Боксу — Сават в сети оказалось довольно таки значительное количество вполне себе качественных обучающих материалов. Иностранного производства.

Вообще как оказалось, Сават (или Французский бокс) довольно популярное единоборство — причем по всей видимости совершенно не развитое в России. По Савату вполне себе проводятся международные соревнования — опять же довольно таки зрелищные. (Я например с этим единоборством познакомился в 90-е по практически теперь культовому одноименному фильму «Сават» с Оливье Грюнером в главной роли. И то потом где-то прочитал — что это и есть легендарный Сават.)

Вот кадры из фильма «Сават» с — тогда помню смотрел понравился, потом его вообще не показывали. И вот значит с приходом Интернета — скачал и посмотрел — ну так обыкновенный боевик, средней руки, со стандартным сюжетом американского кинематографа — основная линия фильма всегда одна и та-же — меняются — только декорации, трюки и актеры.)

Так вот значит, оказывается Сават довольно популярен в мире. Причем довольно длительное время — забавное видео — бой адептов Савата — съемка 1934 г. Такой вот, по всей видимости был уровень мастерства в те годы. Но и между тем — интересно — задолго, очень задолго до бума и различных восточных единоборств — люди дерутся ногами! Причем техники такие — довольно таки интересные — для любителей боевых искусств.

Еще старое видео — про Сават — на самом деле ведь Сават это и бой с тростью и палкой. Опять же техники ударов ногами — не менее разработанные чем в восточных единоборствах.

И вообще — киносъемка за 1924 г. — «Французский бокс». Показ элементов техники французского бокса за 1924 г. Тоже ведь были такие «обучающие фильмы». И интересно — использование очень эффективной основы для ударов ногами — подпрыжка. Но в общем и целом — техника довольно забавно — становится очевидно насколько все-таки продвинулись боевые искусства с технической точки зрения — прогресс налицо.

Соревнования по Сават — целые фильмы снимают — и в принципе вполне можно составить себе довольно таки серьезное представление о современной соревновательной технике Сават — очевидно что техника (но насколько я понял в России это единоборство не очень-то почему то популярно.) Как мне показалось — по большому счету техника Сават просто трансформировалась в технику Кикбоксинга — не считая конечно нескольких оригинальных ударов ногами — эдаких ставших в современном мире рудиментарными техник Сават.

Мировой чемпионат по Сават 2013 г. (SAVATE World Combat Games — САВАТ Мировые Боевые Игры в трех частях — практически вся техника Сават)

Лучшие моменты боев по Сават — думаю это наиболее интересно — всегда в таких «нарезках» — наиболее эффектные техники — позволяющие составить впечатление об определенной системе. (Причем это рекламный ролик каких-то соревнований по Сават — так вот люди увлекаются Сават до сих пор, и вот такую он имеет популярность. А казалось бы — Оливье Грюнер)

Муай Тай против Сават. Боец Сават довольно таки неплохо «дубасит» бойца Муай Тай. И в основном — ногами. И в итоге побеждает. А казалось бы...

Какие-то сдачи экзаменов что-ли, или оригинальные соревнования по Сават или вообще какие-то тренировочные спарринги, называются Gant Jaune — что значит — не знаю — но французам понятно. (Какие-то «Желтые перчатки») В принципе -ничего особенного — но по технике Сават определенное представление получить вполне возможно.

Такое вот французское единоборство — имеющее довольно уважаемую и самое главное прослеживаемую историю развития.

Итак, обучающие фильмы по Сават

Обучающий фильм из четырех частей по использование Сават «на улице» — неплохой фильм — для «начального», так сказать, понимания техники Сават.

Фильм про Сават — из десяти(!) частей почти по часу — можно сказать — Энциклопедия Сават.(Причем как я понял оригинального Сават — на мой взгляд лучший фильм по Сават. Просто таки мощнейший фильм. (Очень любопытный способ выполнения ударов ногами — по французски. Довольно забавно.))

Еще фильм про технику Сават — но опять же техника сильно модифицирована — и больше напоминает обыкновенный Кикбоксинг — может поэтому и не популярен в России — какой смысл изучать Кикбоксинг под названием Сават — если по нему особенно нет соревнований.

И еще фильм про Сават — от какого-то тощего дядьки — натурального французика, причем по всей видимости не оригинальная техника — а просто техника кикбоксинга — но одежда, тренировочная — как в Сават.

Две части из какого-то обучающего фильма по Сават — довольно интересные про комбинированную технику — на мой взгляд отличные фильмы.

И напоследок коротенькое видео про историю и тренировки в Сават (Вообще при рассмотрении систем рукопашного боя — я лично стараюсь не вдаваться в исторические подробности — чтобы не давить себя авторитетом)

кл слова: сават, бокс, история, видео, Мишель Кассо, шоссон

Слово «сават» по-французски означает «старый стоптанный башмак», а в переносном смысле — «бродяга, босяк, оборванец». Так называется французский метод боя ногами в обуви с подключением, в случае необходимости, ударов руками.

Сават произошел от древнего развлечения французских крестьян, заключавшегося в поочередном обмене ударами обутых ног по голеням друг друга. К началу XVIII века из примитивного «спорта» сават превратился в своеобразный метод «выяснения отношений» между простолюдинами. Дуэльный сават практиковался в двух вариантах: с ограничениями и без них. В первом случае разрешались удары подъемом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Во втором варианте можно было ломать ноги (для этого надевали специальные ботинки с острыми рантами, подкованные гвоздями), выбивать глаза и зубы, превращать лицо в кровавое месиво и т.д.

Этот второй вариант взяли на вооружение бандиты. Помимо обутых ног и голых рук, они широко применяли кастет, нож и дубинку. Иными словами, уголовники практиковали сават как метод жестокого рукопашного боя. Вообще сават пользовался наибольшей популярностью среди нижних слоев общества: бродяг, воров, нищих, батраков, сутенеров, грузчиков, мастеровых, уличных грабителей и тому подобной публики.

В 1824 г. его приемы систематизировал некий Мишель Кассо (1794—1869). Согласно тексту изданной им брошюры, основу техники сават составляли прямые, круговые и боковые удары ступнями, обутыми в грубые башмаки, по коленям, голеням и голеностопным суставам. Удары наносили носком или ребром обуви. Пах и живот чаще всего считались слишком высокими мишенями, но некоторые бойцы предпочитали именно эти места, а отдельные виртуозы били ногой даже в голову. Были весьма популярны подсечки.

Руки требовалось держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Кулаки почти не использовались, ударными поверхностями являлись ладони (основание, «лодочки»), а также пальцы. Цели для ударов открытой рукой находились в основном на голове: глаза, уши, горло, виски, нос. Удары рук и ног не отличались особой силой, но их скорость и точность поистине впечатляли.

В 1832 г. ученик Кассо, по имени Шарль Лекур (1808—1894), соединил французскую технику боя ногами с техникой боя руками из английского бокса. При этом грубые башмаки он заменил войлочными тапочками, а руки бойцов прикрыл боксерскими перчатками. Кроме того, Лекур ввел правила поединков, составленные на основе правил английского бокса того времени. То, что получилось, он назвал «французским боксом».

В период с конца 30-х гг. XIX века и до 1900 г. французский бокс постепенно вытеснил «классический» сават из сферы народных развлечений и дуэльных поединков. Но среди уголовников и полицейских чинов он сохранялся почти без изменений. С тех пор, когда имеют в виду защиту и нападение «на улице», тогда говорят «сават»! Когда же речь идет о схватке спортивного типа — на ринге, в перчатках и мягкой обуви, по правилам, под присмотром судей — тогда употребляют термин «французский бокс».

Самыми знаменитыми деятелями французского бокса являлись Жозеф Шарлемон (1839—1929) и его сын Шарль (1862— 1944). Шарлемон-отец окончательно завершил работу по разработке техники, тактики и методики обучения, начатую Ш. Лекуром. В частности, он ввел в него ряд принципов и приемов, заимствованных из фехтования на шпагах, а также дополнил удары приемами классической (т.е. «французской») борьбы.

После Первой Мировой войны популярность французского бокса стала неуклонно снижаться. Как спорт, он уступал английскому боксу, а как система самозащиты был значительно слабее классического савата. К 1938 г. его практиковали не более 500 человек по всей Франции. Лишь отдельные энтузиасты прилагали усилия для того, чтобы сохранить французский бокс. Наиболее известным среди них был граф Пьер Барузи (1897—1994), чемпион страны в 1922—37 гг.

В 60-е годы мода на восточные единоборства (особенно мода на каратэ и тэквондо) вызвала во Франции ответную реакцию возрождения собственного наследия. В 1965 г. Пьер Барузи создал Национальный комитет французского бокса, объединив около 30 клубов (примерно - тысяча боксеров). За 20 лет он вырос в Национальную федерацию (25 тысяч членов). В 1985 г. возникла Международная федерация французского бокса, в которую вошли организации из 14 стран. Сейчас регулярно проводятся чемпионаты Франции и Европы.

Удары в савате производили носком, ребром или каблуком грубого башмака по голеностопному суставу, голени, колену противника. Пах, а тем более живот считали слишком высокой ми¬шенью, хотя нередко били и туда.
Кулаки использовали реже, чем открытую руку. Ударными поверхностями открытой руки являлись ребро и основание ладони, пальцы, тыльная сторона. Цели для поражения рукой находились в основном на голове и шее: уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Само слово «сават» указывает на то, что эта разновидность боя получила наибольшее распространение в низах общества — среди бродяг, грузчиков, нищих, уголовников, мастеровых, извозчиков и тому подобной публики. Но вот отно¬сительно того, как среди них появился сават, и когда это произошло, точных сведений нет.

В некоторых районах Франции издавна (еще с времен кельтов) у крестьян существовало своеобразное грубое развлечение — обмен ударами по голеням друг друга ногами, обутыми в старую разношенную обувь. В конце концов это развлечение проникло в Париж, где оно довольно быстро из забавы простолюдинов стало техникой боя, как дуэльного, так и бандитского. В этой связи приведем мнение современного французского историка Мишеля Делайе. Он пишет: «сават зародился в парижских предместьях в середине XVII века».

Никаких защитных блоков либо уверток в такой «борьбе» не существовало. Проигрывал тот, кто больше не мог терпеть боль. Отсюда обычай производить удары по очереди. Понятно, что сами удары наносили не в полную силу, иначе ноги ломали бы одним движением, самым первым! Как тут не вспомнить, что у древних и примитивных племен во всех регионах Земли высоко ценилось не искусство увертывания от ударов, а стойкое их перенесение, умение терпеть боль.
Между тем, французы имеют кельтское происхождение. Так что вполне возможно, что корни «савата» следует искать именно в кельтских обычаях еще дохристианской эпохи.
По мнению писателя Теофила Готье (1811—1872), страст¬но увлекавшегося французским боксом, эволюция савата в Париже выглядела следующим образом. Сначала он был здесь всего лишь уличным развлечением жителей окраин, так сказать, «художественно-спортивным шоу», в котором могли участвовать все желающие. Затем превратился в средство «выяснения отношений», в своеобразные дуэли безоружных представителей низших слоев общества.

Наиболее значитель¬ные поединки происходили на обширном пустыре, извест¬ном под названием «Пуант-де-Лиль». Туда прибывали соперники в сопровождении своих сви¬детелей и спрашивали перед тем, как сразиться: «Идем на все?» В зависимости от степени обиды, ответ бывал либо по¬ложительным, либо отрицательным. В первом случае наде¬вали специальные ботинки с острыми рантами и подкован¬ные гвоздями, разрешались коварные удары (например, в живот, в половые органы), не возбранялось ломать нос, вы¬бивать глаза, превращать лицо в кровавое месиво. Во втором варианте схватки считались допустимыми лишь удары подъе¬мом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Иными словами, имела место аналогия с дуэлями на шпагах, проводившимися «до первой крови» (обычно в результате пустяковой царапины) и «до смерти».

В середине XVIII века самым знаменитым мастером дуэльного савата прослыл некий Батист, бывший танцор, который обучился этому искусству при дворе герцога Беррийского. Сам же он изобрел удар ступней по верхнему уровню, т.е. в грудь и в голову. Место изучения савата этим человеком весьма любопытно. Дело в том, что именно провинция Бери (столица город Бурж), герцогство в периоде 1360 по 1434 годы, являлась одним из тех регионов, где сохранялся древ¬ний народный обычай бить друг друга по ногам ради потехи. Другим таким регионом считается Кальвадос провинция с центром в городе Кан (это в Нормандии).

Помимо Батиста, известными мэтрами савата слыли не¬кие Карп, Миньон, Рошеро, Сабатье, Фанфан, Франсуа и Шампань. Судя по отсутствию фамилий, все они были людь¬ми низкого общественного происхождения и положения.
Наконец, на третьем этапе распространения среди пари¬жан, сават взяли на вооружение уголовники.

Это слово переводится как «тапочек, мягкая туфля». По определению одного из французских толковых словарей, «шоссон — обувь без каблука, с подошвой из войлока или дра¬па, которая служит для занятий танцами, фехтованием и дру¬гими упражнениями, требующими «легкой ноги».

Известно, что в середине XVII века в Провансе, особенно в Марселе и вокруг него, были популярны своего рода сорев¬нования, участники которых стремились прикоснуться нос¬ком ступни, обутой в тапочек, к телу партнера выше пояса. Это состязание называлось «же де Марсей» — «Марсельская игра». Особенно оно пришлось по душе матросам коммерческих и военных кораблей, приписанных к марсельскому порту. Плавание парусных кораблей длилось очень долго, экипажи отчаянно скучали, поэтому были рады любому ак¬тивному развлечению временем марсельские моряки стали использовать уда¬ры ступнями в корпус и в голову во время драк на причалах и в портовых кабаках. Правда, техника этих ударов была дале¬ка от совершенства. Часто тот, кто пытался ударить ступней в голову противника, сам падал вместе с ним. Тогда родился такой прием, когда боец упирается обеими руками в палубу, а ступней бьет выше пояса противника. Позже он вошел в арсенал французского бокса.

В Париже шоссон стал популярен значительно позже савата, только в конце 20-ых годов XIX века. Связано это с со¬циальными факторами. Дело в том, что в залах (и особенно в подвалах) тогдашних «саватёров» основную клиентуру со¬ставляли рабочие и обеспеченные молодые бездельники. Однако эффективные приемы уличной драки интересовали не только их, но и добропорядочных буржуа, офицеров армии и полиции, людей свободных профессий. При этом «бла¬городная» публика не желала общаться ни с «золотой моло¬дежью», ни, тем более, с пролетариями.

Соответственно запросам правящих классов, в савате бы¬стро набрали силу два направления. Одно — это классический сават, боевое искусство простолюдинов и уголовников. Его технический арсенал не отличался изощренностью, став¬ка делалась на силу и жестокость. Тем не менее классичес¬кий сават сохранял определенную популярность вплоть до конца XIX века, особенно в сельских районах. Другое направление — сават романтический, где вместо грубой силы ценилось разнообразие техники, ее эстетическое совершенство, точность попаданий, «игра ног». Романтический сават ни¬когда не практиковали на улицах, он появился в залах и тре¬бовал поэтому специальной мягкой обуви, не повреждающей паркетный пол.

Это было такое единоборство, которое позволяло властвующей элите быть сильной, не тренируя силу специально. Как писал несколько позже в своей книге известный наставник французского бокса Луи Лебуше, «в наших уроках ловкость заменяет силу... она придает ей облик грации и изящества». Для данной категории саватёров «марсельская забава являлась просто находкой. В результате слияния романтического савата и марсельской «игры» появился шоссон. Считается, что этот термин вошел в употребление с 1829 года.

Помимо мягкой обуви, наставники шоссона ввели еще и пухлые кожаные перчатки. Их заботила сохранность не толь¬ко паркета, но еще пальцев и лиц состоятельных клиентов. Своего рода «визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову, точно так же, как сегодня аналогичный удар явля¬ется символом каратэ. Особенно моден шоссон был во вре¬мена правления короля Луи-Филиппа, в годы так называе¬мой «июльской монархии»: 1830—1848.

МИШЕЛЬ КАССО

Мишель Кассо родился в 1794 году в пригороде Парижа. С детства он привык к жестоким дракам. В 1824 году он опубликовал брошюру, в которой ярким и образным языком были описаны различные приемы, употреблявшиеся в уличных драках. То, что он довел до общего сведения, сам Кассо называл "сават". Основу его системы составляли прямые, круговые и боковые удары ступней, обутой в грубый башмак, по голеностопному суставу, колену, голени.

Руки требовалось держать преимущественно внизу для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Впрочем, при удобном стечении обстоятельств Кассо рекомендовал производить еще и удары открытой рукой по голове. А в особо неблагоприятных случаях он считал необходимым применять палку либо кастет. В течении одной недели Кассо стал знаменитостью. К нему толпами повалили ученики. Их оказалось столько, что в начале 1825 года ему пришлось арендовать помещение для занятий на улице Бюффо в Париже.

Среди посетителей этого зала можно было найти представителей всех слоев общества - от уголовных элементов до аристократов. Одним из учеников был 16-летний Шарль Лекур. Через пару лет он уже помогал мэтру. А в 1830-м году открыл свой собственный зал на улице Предместье Монмартр. Однако Лекуру не нравилась репутация савата как метода жестокой драки, популярной в первую очередь среди низов общества и аморальной "золотой молодежи". Поэтому он сменил место преподавания, перебравшись поближе к центру, одновременно он перестал принимать кого попало.

Его клиентуру составляли теперь молодые буржуа и люди свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты, художники). Лекур был силен в савате и фехтовании тростью В конце 1830 года он встретился на ринге в зале Монтескье с Оуэном Свифтом, одним из сильнейших английских боксеров, и потерпел поражение. Тогда Лекур решил выучиться английскому боксу, для чего на следующий год отправился в Лондон, в боксерскую школу некоего Смита.

Вернувшись год спустя домой, но продолжил обучение непосредственно в Париже, у проживавшего там английского тренера по фамилии Адамс. С 1832 года Лекур начал преподавание новой дисциплины, которой дал название "французский бокс" (la boxe francaise). Он провозгласил "кодекс чести", опубликовал правила, довел до всеобщего сведения основные технические приемы. Кроме того, он заявлял, что всякий уважающий себя мужчина просто обязан уметь фехтовать тростью или шпагой.

Период с 1862 по 1924 годы в истории французского бокса можно назвать "эпохой Шарлемонов". Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. После перехода в запас он переехал в Париж и был принят в школу французского бокса Виньерона. В 1862 году месье Жозеф совершил путешествие по ряду европейских стран, бросая там вызов известным боксерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и другим бойцам. Ни в одном из матчей он не знал поражения. Так он жил в течении 10 лет. В 1871 году Шарлемон принял деятельное участие в Парижской коммуне, и после поражения коммунаров был вынужден бежать в Бельгию.

Там он и разработал собственную систему, опубликованную в знаменитом трактате 1877 года. Благодаря своей славе Жозеф Шарлемон был амнистирован французским правительством летом 1879 года - за год до официальной амнистии всех уцелевших коммунаров. Вернувшись в Париж, он открыл свою знаменитую "Академию французского бокса", которой руководил лично до 1899 года, когда передал руководство учебным процессом сыну Шарлю.

Шарль Шарлемон был первым чемпионом мира по францзскому боксу. В 1899 году он выиграл на шестом раунде ударом ноги в живот бой с чемпионом Англии в среднем весе Джерри Дрисколлом, поставивший точку в выяснении отношений между английским и французским боксом. Однако из-за господства Шарлемонов не происходило смены поколений мастеров, и после первой мировой войны начался упадок французского бокса. Франция в ходе войны понесла огромные людские потери, тысячи боксеров погибли или стали инвалидами.

Преемником Шарля Шарлемона на посту президента Академии стал граф Пьер Барузи. Именно он спас французский бокс от полного забвения. В 1937 году состоялся последний чемпионат страны по французскому боксу. К этому времени его практиковали не более 500 человек всего лишь в нескольких клубах Парижа, Лиона, Марселя, Сюрена, Лилля. В 1938 году закрылся навсегда зал Шарлемонов. В тяжелое время немецкой оккупации и послевоенные годы Пьер Барузи делал все возможное, чтобы не дать французскому боксу исчезнуть окончательно.

Он за свой счет арендовал залы, обучал тренеров, платил им жалованье, устраивал показательные выступления. Вплоть до 1860 года он в одиночку издавал специальный журнал, посвященный савату. И все это с одной целью - чтобы французский бокс оставался живым в сознании его приверженцев. Между тем, численность тех, кто активно практиковал французский бокс, в конце сороковых годов не превышала ста человек! Наконец, после 20 лет жалкого прозябания, французский бокс стал возрождаться. 5 января 1965 года Пьер Барузи смог создать Национальный комитет французского бокса, объединивший 30 клубов. Спустя десять лет комитет был преобразован в национальную федерацию. А в 1985 году возникла Международная федерация французского бокса сават.

Сават – этот бокс французского происхождения , в нем используются одинаково и руки и ноги, применяются элементы западного бокса в комбинации с ударами ногами. Правила борьбы разрешают только удары стопой, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями.

Сават – это уникальный стиль , в котором противники носят ботинки.

Сават был создан на основе двух французских школ, изучавших бой ногами. Одна школа находилась в Париже, другая – на юге Франции, неподалеку от Марселя. Ее первым названием было «марсельский сюрприз», из-за особенностей стиля для любого бойца. Однако самым известным названием стиля было «шоссон». Он применялся солдатами и моряками в качестве развлечения во время долгих плаваний на судах того времени.

Сават рижской школы считался самым жестоким . «Сават» переводится как «бой в тапочках», или «стоптанный башмак», а жаргонный вариант перевода этого слова – бродяга, босяк. Именно среди них совершенствовались и передавались приемы парижского варианта савата, что объясняло их жестокость и действенность.

В 1830 году известный боец Шарль Лекур, занимавшийся кроме савата боксом и фехтованием, решил открыть свою собственную школу, т.к. его не устраивала репутация этой борьбы как грубой и жестокой, применимой для уличных драк.

Он обучал савату представителей буржуазии и людей свободных профессий: врачей, юристов, художников. Лекур убрал из своей школы самые опасные приемы, чтобы сделать из сават спортивную схватку, кроме того, он соединил в одну технику удары руками из бокса и удары ногами из сават.

В 1832 году объединение обоих видов в новую дисциплину было с успехом завершено. Лекур начал преподавать новый вид спорта под названием «французский бокс». Был создан специальный кодекс чести, правила, Лекур сообщил широкой общественности основные приемы.

Писатель того времени Теофил Готье, который к тому же был учеником Лекура, писал, что сават, который долгое время являлся нечестной борьбой бродяг, был чудесным образом преображен Шарлем Лекуром в настоящее искусство.

Среди учеников Лекура было много знаменитостей того времени, таких как барон де Ларошфуко, Александр Дюма.

Однако настоящим основателем французского бокса по праву считается Жозеф Пьер Шарлемон , который не только был самым выдающимся специалистом своего времени в этом виде спорта, но и опубликовал целую систему, которая определяла сущность французского бокса более шестидесяти лет.

Эпоха Шарлемона началась в 1862 году, когда Шарлемон-старший проехал успешное турне по Европе, а ее окончанием считается 1924 год, когда ученики уже Шарлемона-младшего показали французский бокс в качестве национального вида спорта на Олимпийских Играх.

Сейчас в Федерацию французского бокса входят 59 стран, в числе которых находится и Россия.

Правила соревнований по савату (французский бокс)

В савате выделяют 2 раздела соревнований:

  • «Ассо» – легкий контакт – это раздел, в котором нельзя наносить сильные удары руками и ногами, важно качество и точность техники.
  • «Комба» – полный контакт – раздел, в котором сильные удары конечностями разрешены.

В зависимости от уровня подготовки спортсменов различают «Пре – комба», когда защита обязательна, и «Комба», когда использование защиты запрещено.

Соревнования подразделяют на командные, личные, лично-командные. Соревнования проводятся в несколько этапов по 2 минуты в зависимости от раздела и этапа турнира.

Все спортсмены должны выходить на поединок в чистом комбинезоне без рукавов, который должен полностью соответствовать правилам, а также использовать защиту в виде перчаток, бинтов, специальных защитных средств. Перед поединком саватисты бинтуют руки эластичными бинтами, которые перед боем помечаются судьей. К специальным средствам относят защиту для зубов, области паха, груди – для женщин. Перед боем вся защита проверяется, при нарушениях в экипировке происходит дисквалификация спортсмена.

Судят бои на основании оценки качества техники и ведения боя, эффективности ведения боя. В каждом раунде спортсменам по определенной системе выставляются очки, причем ничейный счет возможен только в одном из раундов.

Видео: Сават боевое искусство Франции

Если человек, далекий от тонкостей французского бокса, попадет на соревнование сават - то он, возможно, будет утверждать, что нет никакого отличия данного вида спорта от знакомого всем кикбоксинга . Дескать, в обоих случаях для ударов активно используются ноги и руки. Однако - это лишь поверхностное впечатление. Спортсмены, увлеченные французским боксом, ответственно заявляют, что сават (в переводе, стоптанный башмак)- это отдельная дисциплина и к кикбоксингу никакого отношения не имеет. Однако, правда ли это.

Почему французский бокс нельзя отождествлять с кикбоксингом?

Главное отличие французского бокса от кикбоксинга заключается в том, что боец на ринге должен обувать обувь на жесткой подошве. Ведь удар грубым башмаком, особенно носком в болевую точку противника превратился в «визитную карточку» савата. Что касается кикбоксинга, то там спортсмены выступают босыми, а удары с помощью ног выполняются в мягких футах, которые защищают ступни. Запрещены во французском боксе щитки и шлем. Единственное, что объединяет обе спортивные дисциплины - это капа, перчатки для бокса и бандаж.

Истоки французского бокса следует искать в первой половине 19 века. В те далекие времена некий Шарль Лекур структурировал свод правил для французского бокса, где разрешался целый ряд ударов:

Прямые;

Боковые;

Круговые;

По голеностопным суставам;

По голеням;

По коленям;

Два направления савата, существовавшие во Франции

Все эти удары наносились кулаками или ногами, обутыми в грубые башмаки. По существу, получилось слияние двух методик: типичного английского бокса и уличного боя. Таким образом, сформировалась одна из самых эффективных техник самообороны .

Саватом в далекие времена баловались французские крестьяне. Они обутыми ногами наносили друг другу удары по голеням. Начиная с 18 века, с помощью савата выясняли отношения люди из бедных слоев общества. Постепенно сават получил два направления.

1. Удары разрешались по голени, бедрам, по корпусу. Можно было работать руками, а ногами - только ступней. То есть, вводились некоторые ограничения.

2. В другом варианте допускалось ломать противнику все, до чего можно было дотянуться руками или ногами. Чтобы нанести сопернику как можно больше повреждений, на ноги надевались ботинки с острыми рантами. В целом, с помощью такой практики, выбивали друг дружке зубы, глаза, а лицо «преображали» в бесформенную массу. Этот способ выяснять отношения был взят на вооружение криминальными элементами и большей частью французской бедноты.

Приемы для победы над соперником

В савате агрессивным действиям ногами уделяется особое значение. Бить нужно так, чтобы противник не сумел достать вас ответным ударом руки. То есть, по существу, это условие является тактической инструкцией французского бокса. Также много времени при обучении отводится тому, как с длинной дистанции переместиться на среднее или ближнее расстояние для атаки кулаками и дальше уйти от ответных ходов соперника.

Верхние конечности советовалось держать ниже положения, чем в обычном боксе для удобного захвата ног атакующего, а также для формирования блока от ударов в пах. Руки также активно использовались во время нападения, но преимущественно без кулаков. Элементом нанесения травм служили ладошки, пальцы. Удары старались наносить в область глаз, висков, носа и ушей. При атаке была важна не сила, а скорость и точность. Также много времени уделялось передвижениям тела для более эффективного ведения поединка.

Сават - вооружение войск

Современный французский бокс - это не только мужские соревнования. Саватом активно занимаются женщины, и даже дети. В реалиях, французский бокс совмещает в себе грамотное обучение молниеносным ударам руками или подошвой башмака, а также другим различным техникам: болевые замки, захваты, броски, заломы. Практикуется использование подручных предметов, например, трости или палки. Французский бокс, преподаваемый в наши дни, позволяет вести поединок с несколькими противниками одновременно и входит в обязательную спортивную подготовку французских солдат.

mob_info