Анатомия йоги - Каминофф Л.

Наверное, каждый, кто когда-нибудь занимался йогой, прекрасно знает, в какой асане какие мышцы работают. Нашла случайно сайт с иллюстрациями, на которых это наглядно видно. Не поленилась их все перетащить к себе в блог:)

Вот, например, одна из моих любимых асан, очень красивый прогиб (правда, я выполняю его с помощью ремня):

Йога - такая штука, что сколько бы лет ты не занимался, все равно время от времени обнаруживаешь в теле новые мышцы, особенно на следующий день после интенсивного занятия или освоения новой асаны.

Тут интересны два момента: в силовых асанах не всегда сразу понимаешь, где и какие мышцы нужно напрячь, чтобы придать телу правильное положение, а в скрутках и растяжках не всегда прилагаешь достаточно усилий, чтобы получить эффект.

В практике асан важна внутренняя работа. Я работаю так: довожу тело до состояния легкой приятной боли, а потом дышу сквозь те места, где возникают боль и напряжение, как будто у меня туда встроен нос. Одновременно я расслабляю эти места. Я создаю намерение, что в этих болевых точках возникают комфорт и покой, и тогда боль отступает, а потом я ухожу глубже в асану - больше наклоняюсь или поворачиваюсь - и снова работаю.

Вот, например, хорошо видно, как в этой скрутке работают боковые мышцы спины, именно их нужно расслабить:

В этой асане, правда, у меня еще работают плечо и ягодичная мышца, тут они почему-то не показаны.

Во время проработки могут возникать всплески эмоций. В физическом теле вскрываются какие-то внутренние блоки, и начинают выходить спрятанные, накопленные эмоции - раздражение, гнев, злость или, наоборот, смех и бурная радость. В такие моменты важно не включаться в эти эмоции, а смотреть на себя и свое тело со стороны, с позиции наблюдателя, и спокойно дать им выйти.

Тут давеча кто-то интересовался, как я подбираю асаны для самостоятельной практики. Перед началом занятия я сажусь и просматриваю тело изнутри. Мы всегда так делаем на групповом занятии. Признаться, первые несколько лет эта фраза учителя "а теперь мы просматриваем тело изнутри" вводила меня в полный ступор. Я сидела и думала: "Вот еще, ерундой какой заниматься, нет, чтобы скорее руки-ноги гнуть". И чего там смотреть - темно и ничего не видно.

Понимание приходит с осознанием своего тела и практикой - вот этого долгого, упорного, спокойно и настойчиво повторяемого на каждом занятии "мы просматриваем свое тело". Поначалу кажется, что просто работает воображение, но со временем приходят вполне ясные, конкретные ощущения. Чувствуешь, где напряжены мышцы, где спряталась боль, в каком месте тело только-только собирается заболеть, где есть перекос, где больше огня, где больше холода. А потом уже, исходя из своих ощущений и знаний по опыту, какое напряжение в какой асане лучше прорабатывается, строится практика. Да, и еще важно выстроить симметрию, проработать тело так, чтобы его правая и левая половина ощущались одинаково. И не забывать о компенсации - прогиб/наклон, скрутка влево/поворот вправо и т.д.

Иногда, бывает, сидишь на работе, и вдруг где-то что-то закололо или затекло. Минутное погружение внутрь себя и два-три простых движения позволяют снять напряжение и не доводить себя до такого состояния, когда потом приходится пить таблетки или ходить, скрючившись. Однако, надо понимать, что это требует приложения некого внутреннего усилия, определенной концентрации, собранности.

Кроме того, иногда просто опыту знаешь, после какой работы как нужно позаниматься. Например, я знаю, что после бега нужно растянуть икроножные мышцы, переднюю поверхность бедра, снять нагрузку с поясницы. Я знаю, что мне нужно укреплять мои слабые руки, и делаю силовые асаны. А после силовых надо сделать растяжку плечевого пояса. Я всегда работаю с тазобедренным суставом, потому что это важно, чтобы комфортно сидеть потом в медитации.

Совершенствовать выполнение любой асаны, даже самой простой, можно до бесконечности. В любой из них много нюансов. Чтобы это почувствовать на своей шкуре, достаточно сходить на занятие по йоге Айенгара:)

Покажу еще картинок. Стоит, однако, помнить, что все люди устроены по-разному, и вполне возможно, в этих же самых асанах лично у вас тянутся какие-нибудь другие мышцы. "Например, у кого-то ухо тянет", - как любит шутить наш учитель йоги.

Это одна из моих любимых силовых асан. Поначалу трудно сообразить, как в нее встать, но на деле она оказывается не очень сложной:

Наклон вперед с разных ракурсов. Обратите внимание, в нижней части первой картинки вид как бы снизу:

А вот эту узнали? Это же собака мордой вниз! Вид снизу:) В собаке важна работа спины, к сожалению, вида сверху тут нет.

Скорпион - сложная поза. Поначалу может показаться, что тут большая нагрузка на руки и плечи, но, на самом деле, труднее всего приходится спине и пояснице. Осваиваю потихоньку в паре с партнером.

Стойка на руках - вообще какая-то несбыточная мечта. Чтобы делать эту стойку, помимо сильных рук нужны крепкие мышцы спины и пресса.

"Танцующий Шива" - очень красивая асана:)

Поза дерева - одна из моих любимых. Восстанавливает внутреннее равновесие. Вообще люблю комплексы из этой позиции, стоя на одной ноге, там еще можно делать вращения суставами и дальше много разных асан.

Эта же асана, вид снизу:

Бакасана. Из этой асаны легко выходить в самую простую стойку на голове - с опорой на три точки. Аж три ракурса этой асаны:

Успешной вам практики! Ом!


Каминофф Лесли

"АНАТОМИЯ ЙОГИ"

Введение

Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги. Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте. Моя же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, - как ученикам, так и учителям.

Этого можно добиться только в рамках строгого подхода, который позволяет выделить самое важное из безбрежного моря доступной информации. Кроме того, такой метод помогает объединить все описываемые детали в единую картину, рассматривающую человека как «неделимое единство тела и духа» .

Все аспекты йоги, рассматриваемые в данной книге, основываются на особенностях структуры и функций человеческого тела. Поскольку йога всегда особо подчеркивает взаимосвязь дыхания и позвоночника, я уделю этим темам особое внимание. Рассматривая все структуры тела во взаимосвязи с дыханием и позвоночником, данная система является универсальным принципом изучения анатомии. Кроме того, для тех, кто занимается йогой, знание анатомии станет мощным инструментом, позволяющим обеспечить безопасность тела и придать своим мыслям реальную основу.

Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: основные принципы йоги основаны на глубоком понимании особенностей строения человеческого тела. Основная цель тех, кто изучает йогу, - познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.

Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела - физическое, астральное и каузальное . С данной точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел. В своей работе я не ставлю перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.

Я хочу лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле. Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу. В этом и состоит основное предназначение йоги - достичь единства разума, дыхания и тела.

Данное определение является отправной точкой книги точно так же, как дыхание и сила тяготения стали в свое время нашими первыми ощущениями в жизни.

Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума. Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводящиеся на протяжении нескольких тысяч лет. Все они имели общую лабораторию - человеческое тело. В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь. Это не инструкция по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги.

Я надеюсь продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

Ключевым элементом, отличающим йогу от гимнастики или калистеники, является неразрывная взаимосвязь дыхания, поз и движений.

Основную концепцию йоги, охватывающую все эти элементы, лучше всего демонстрируют следующие пары терминов:

прана - апана;

стхира - сукха;

брахмана - лангхана;

сукха - дукха.

Чтобы уяснить себе суть данных терминов, необходимо обратиться к их происхождению. Это приводит нас к фундаментальным жизненным функциям. Определение мы дадим по ходу изложения.

Для понимания базовых принципов йоги и анатомии нам понадобится вернуться к эволюционным и внутриутробным истокам жизни.

Ключевые метафоры йоги, которые имеют отношение к жизни в целом и демонстрируют структуру и функции нашего мышления, дыхания и движения, применимы как к простейшему одноклеточному организму, так и к человеческому организму.

Глава 1. ДИНАМИКА ДЫХАНИЯ

Клетка - основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов - может очень многое рассказать нам о йоге. И действительно, самые важные концепции данной системы можно вывести из наблюдений за формой и функциями клетки. В этой главе разъясняется анатомия дыхания с точки зрения йоги.

УРОКИ ЙОГИ, КОТОРЫЕ ДАЕТ НАМ КЛЕТКА

Клетки - это самые маленькие кирпичики жизни, начиная от простейших растений и заканчивая животными, в организмах которых содержатся триллионы таких клеток. Человеческий организм, состоящий примерно из 100 триллионов клеток, развивается из одной-единственной оплодотворенной яйцеклетки.

Клетка состоит из трех частей - клеточной мембраны, ядра и цитоплазмы . Мембрана отделяет содержимое клетки (цитоплазму и ядро) от внешней среды, в которой имеются необходимые клетке питательные вещества. Питательные вещества должны проникать сквозь мембрану, а когда они попадают внутрь, клетка в процессе метаболизма превращает их в энергию, поддерживающую жизненные функции. В ходе метаболического процесса образуются отходы, которые также должны быть каким-то образом выведены наружу через мембрану. Неспособность мембраны пропускать сквозь себя питательные вещества внутрь и отходы наружу приведет к гибели клетки либо от истощения, либо от отравления. Наблюдение за тем, как живые существа поглощают пищу, является основой для понимания термина "Прана", под которым подразумеваются не только питательные вещества, поглощаемые организмом, но и сам процесс их поступления .

Разумеется, должно существовать и противоположное явление.

В учении йоги прайс противопоставляется «апана», относящаяся ко всему, что выделяет организм живого существа, и к самому процессу выделения . Эти два фундаментальных термина йоги - «прана» и «апана» - описывают основные жизненные функции.

Давайте проследим данные функции на конкретном примере. Чтобы питание (прана) попадало внутрь клетки, а отходы (апана) выводились из нее, должны существовать определенные условия. Структура мембраны должна позволять отдельным веществам проникать сквозь нее внутрь и наружу, то есть обладать проницаемостью (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Клеточная мембрана должна быть прочной и проницаемой.

Однако она не может быть проницаемой настолько, чтобы утратить свою целостность и прочность. В противном случае клетка либо разорвется от внутреннего давления, либо сожмется от внешнего.

В клетке (как, впрочем, и в любом живом организме) проницаемость уравновешивается стабильностью. Для выражения этих двух противоположностей в йоге существуют термины «стхира » и «сукха » . Все живые существа должны балансировать между стабильностью и проницаемостью, твердостью и гибкостью, неизменностью и приспособляемостью, свободой и ограниченностью .

Как видите, наблюдение за клеткой - основой строения и жизнедеятельности всех живых организмов - демонстрирует нам базовые концепции йоги: прана - апана и стхира - сукха. Давайте теперь, руководствуясь этими концепциями, рассмотрим структуру и функции дыхания.

Прана и апана

В человеческом организме процесс усвоения питательных веществ и выведения отходов жизнедеятельности не так прост, как в клетке, но и не настолько сложен, чтобы вы не могли разобраться в его сути.

На рисунке 1.2 упрощенно изображены пути, по которым питательные вещества поступают в организм, а отходы выводятся из него.

Йога имеет дело не только с физическим, но и так называемым «тонким» телом. И у него, оказывается, тоже есть своя «анатомия» — определенная структура и законы, по которым она работает. Для того чтобы достичь конечной цели йоги — освобождения — эту структуру необходимо задействовать и активизировать.

Хатха-йога всегда позиционировала себя как практический вид йоги, уделяя минимум внимания философским вопросам. Для достижения духовной реализации в ней используются методы работы с телом (шаткармы, асаны, мудры, бандхи) и дыханием (пранаяма), которые призваны оказывать определенное воздействие на сознание и трансформировать его нужным йогину образом. При этом важно понимать, что согласно представлениям ХЙ практика воздействует не только на физическое тело человека (стхула-шарира), но и на тонкое (сукшма-шарира).

Упоминания о «тонкой анатомии» встречаются во множестве древних текстов – по большей части в тантрических источниках, а также — в йогических упанишадах и руководствах по ХЙ. Примеры – Брихадараньяка упанишада, Дхьянабинду упанишада, Шат Чакра Нирупана, Хатха-йога Прадипика.

Вот базовые понятия «тонкой анатомии» йоги.

Нади. Слово «нади» означает любой полый сосуд (например, в аюрведических трактатах так называются кровеносные сосуды). В ХЙ под нади понимается проводящая система тонкого тела, своего рода каналы, по которым движется прана, универсальная энергия, питающая тело. Разные источники указывают на разное количество нади в теле человека – от нескольких сот до сотен миллионов. Наиболее часто встречающееся число – 72000. Все нади берут начало в клубке канда, который находится в нижней части живота. Из 72000 для практики йоги значимы 10 (их названия можно найти, например, в текстах «Горакша Шатака» и «Шива Свародайя»), самые же важные – 3: ида, пингала и сушумна. Сушумна проходит в тонком теле вдоль позвоночного столба, а ида и пингала оплетают его слева и справа. Ида и пингала заканчиваются в аджна-чакре, сушумна же идет выше, в сахасрару. Ида считается каналом лунной энергии, она заведует интровертивной стороной личности (размышление, медитация, сон); пингала, наоборот, — это экстраверсия, активность, мирская деятельность и прочее. По сушумне поднимается кундалини (шакти), благодаря чему йогин обретает сиддхи (сверхспособности), а впоследствии – освобождение.

Чакры. Самый известный текст, в котором описываются чакры – «Шат чакра нирупана» (16 век). «Чакра» в переводе – «колесо», «круг». Это места наибольшей концентрации пранических токов (нади) тонкого тела, своего рода энергетические круговороты. Чакры располагаются на месте важных эндокринных желез или сплетений нервов физического тела (щитовидная железа, тимус, поджелудочная железа и т.д.), однако привязывать чакры к этим железам – неправильно; они имеют опосредованное отношение друг к другу. Обычно чакры изображают в виде цветков лотоса с разным количеством лепестков. В текстах указывается разное количество чакр в теле человека: большинство сходятся в том, что чакр очень много, но для практики йоги имеют значение 7 (муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишуддха, аджна, сахасрара).

  • Муладхара. Находится в тазовом дне. Элемент – земля. Отвечает за физическую стабильность человека, инстинкт самосохранения.
  • Свадхистана. Чуть выше половых органов. Элемент – вода. Отвечает за половую активность и удовольствия, инстинкт продолжения рода.
  • Манипура. На уровне пупка. Элемент – огонь. Отвечает за волю, социальную активность человека.
  • Анахата. Центральная точка груди. Элемент – воздух. Отвечает за эмоции, чувства, любовь.
  • Вишуддха. Горло. Элемент – эфир, пространство. Отвечает за общение, речь, творчество.
  • Аджна. Межбровье. Элемент – махататтва (первоэлемент). Отвечает за интуитивное знание.
  • Сахасрара. Над макушкой головы. Строго говоря, это уже не чакра, а центр, в котором происходит преображение человека в момент духовного пробуждения.

Наиболее часто предлагаемый в йоге способ активации чакр – многократное повторение биджа-мантр (семенных мантр) и визуализация чакр как лотосов с определенными начертанными на них буквами санскрита, божествами и т.д. У каждой чакры своя семенная мантра (муладхара – ЛАМ, свастхистхана – ВАМ, манипура — РАМ и т.д.) Считается, что активировав какую-либо чакру, йогин получает связанные с ней сверхспособности (сиддхи), однако в текстах говорится о том, что сиддхи – лишь побочный эффект, помеха, они не должны отвлекать йогина от цели -конечного освобождения.

Справедливости ради надо отметить, что чакры «существуют» далеко не во всех школах йоги (например, их нет в крийя-йоге): по всей видимости, в тех школах, которые их не признают, освобождение достигается без участия чакр.

Грантхи. Это 3 энергетических блока в сушумне; другое объяснение – психические привязки, препятствия к духовной реализации. Их необходимо разрушить, чтобы кундалини свободно могла подняться по сушумне, и человек достиг освобождения.

  • Рудра-грантхи. Находится на уровне муладхары. Отвечает за привязанность человека к мирскому.
  • Вишну-грантхи. На уровне анахаты. Отвечает за привязанность человека к своим эмоциям, чувствам, отношениям с другими людьми.
  • Брахма-грантхи. На уровне аджны. Отвечает за привязанность к сиддхам, высшим психическим силам.

Кундалини. ХЙ принимает концепцию тантры о том, что конечное освобождение – это объединение Шивы и Шакти, материи и энергии, пассивного и активного начал мира. Для достижения освобождения необходимо активировать в себе эту самую энергию, активное начало мира, которая в теле человека представлена в виде кундалини (дословно переводится как «свернутый в форме змеи»). Эта змея у обычного человека неактивна и спит в муладхаре, обернувшись в три с половиной оборота вокруг основания позвоночника. Ее можно пробудить с помощью техник хатха-йоги, и тогда она поднимется вверх по сушумне, в результате достигнув сахасрары (где покоится Шива, пассивное начало мира), и приведет йогина к духовной реализации. По мере подъема кундалини по сушумне она пронизывает все чакры, активируя их, даруя йогину соответствующие им сиддхи. Однако к подъему кундалини нужно готовиться методами ХЙ самым тщательным образом: он вызывает настолько сильное напряжение всех сил организма, что неподготовленный человек может не выдержать этого и погибнуть. Подробно такой случай описан у Гопи Кришны в книге «Кундалини».

Для чего нужно работать с тонкой анатомией? Нади нужно очищать для беспрепятственного прохождения по ним праны (с помощью асан и пранаямы), чакры — активировать (с помощью чтения биджа-мантр и визуализаций), грантхи – разрушать для беспрепятственного подъема кундалини (очевидно, практикой ямы и ниямы), а кундалини – поднимать по сушумне (практики держатся в тайне от непосвящённых). Все это имеет своей целью сначала психофизиологическое, а затем – духовное преображение человека.

Йога имеет дело не только с физическим, но и так называемым «тонким» телом. И у него тоже есть структура и законы, по которым она работает.

Хатха-йога всегда позиционировала себя как практический вид йоги, уделяя минимум внимания философским вопросам. Для достижения духовной реализации в ней используются методы работы с телом (шаткармы, асаны, мудры, бандхи) и дыханием (пранаяма), которые призваны оказывать определенное воздействие на сознание и трансформировать его нужным йогину образом. При этом важно понимать, что согласно представлениям Хатха-йоги практика воздействует не только на физическое тело человека (стхула-шарира), но и на тонкое (сукшма-шарира).

Упоминания о «тонкой анатомии» встречаются во множестве древних текстов – по большей части в тантрических источниках, а также - в йогических упанишадах и руководствах по Хатха-йоге . Примеры – Брихадараньяка упанишада, Дхьянабинду упанишада, Шат Чакра Нирупана, Хатха-йога Прадипика.

Вот базовые понятия «тонкой анатомии» йоги.

НАДИ

Слово «нади» означает любой полый сосуд (например, в аюрведических трактатах так называются кровеносные сосуды). В Хатха-йоге под нади понимается проводящая система тонкого тела, своего рода каналы, по которым движется прана, универсальная энергия, питающая тело. Разные источники указывают на разное количество нади в теле человека – от нескольких сот до сотен миллионов. Наиболее часто встречающееся число – 72000. Все нади берут начало в клубке канда, который находится в нижней части живота. Из 72000 для практики йоги значимы 10 (их названия можно найти, например, в текстах «Горакша Шатака» и «Шива Свародайя»), самые же важные – 3: ида, пингала и сушумна. Сушумна проходит в тонком теле вдоль позвоночного столба, а ида и пингала оплетают его слева и справа. Ида и пингала заканчиваются в аджна-чакре, сушумна же идет выше, в сахасрару. Ида считается каналом лунной энергии, она заведует интровертивной стороной личности (размышление, медитация, сон); пингала, наоборот, - это экстраверсия, активность, мирская деятельность и прочее. По сушумне поднимается кундалини (шакти), благодаря чему йогин обретает сиддхи 9сверхспособности), а впоследствии – освобождение.

ЧАКРЫ

Самый известный текст, в котором описываются чакры – «Шат чакра нирупана» (16 век). «Чакра» в переводе – «колесо», «круг». Это места наибольшей концентрации пранических токов (нади) тонкого тела, своего рода энергетические круговороты. Чакры располагаются на месте важных эндокринных желез или сплетений нервов физического тела (щитовидная железа, тимус, поджелудочная железа и т.д.), однако привязывать чакры к этим железам – неправильно; они имеют опосредованное отношение друг к другу. Обычно чакры изображают в виде цветков лотоса с разным количеством лепестков. В текстах указывается разное количество чакр в теле человека: большинство сходятся в том, что чакр очень много, но для практики йоги имеют значение 7 (муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишуддха, аджна, сахасрара).

  • Муладхара. Находится в тазовом дне. Элемент – земля. Отвечает за физическую стабильность человека, инстинкт самосохранения.
  • Свадхистана. Чуть выше половых органов. Элемент – вода. Отвечает за половую активность и удовольствия, инстинкт продолжения рода.
  • Манипура. На уровне пупка. Элемент – огонь. Отвечает за волю, социальную активность человека.
  • Анахата. Центральная точка груди. Элемент – воздух. Отвечает за эмоции, чувства, любовь.
  • Вишуддха. Горло. Элемент – эфир, пространство. Отвечает за общение, речь, творчество.
  • Аджна. Межбровье. Элемент – махататтва (первоэлемент). Отвечает за интуитивное знание.
  • Сахасрара. Над макушкой головы. Строго говоря, это уже не чакра, а центр, в котором происходит преображение человека в момент духовного пробуждения.

Наиболее часто предлагаемый в йоге способ активации чакр – многократное повторение биджа-мантр (семенных мантр) и визуализация чакр как лотосов с определенными начертанными на них буквами санскрита, божествами и т.д. У каждой чакры своя семенная мантра (муладхара – ЛАМ, свастхистхана – ВАМ, манипура - РАМ и т.д.) Считается, что активировав какую-либо чакру, йогин получает связанные с ней сверхспособности (сиддхи), однако в текстах говорится о том, что сиддхи – лишь побочный эффект, помеха, они не должны отвлекать йогина от цели -конечного освобождения.

Справедливости ради надо отметить, что чакры «существуют» далеко не во всех школах йоги (например, их нет в крийя-йоге): по всей видимости, в тех школах, которые их не признают, освобождение достигается без участия чакр.

ГРАНТХИ

Это 3 энергетических блока в сушумне; другое объяснение – психические привязки, препятствия к духовной реализации. Их необходимо разрушить, чтобы кундалини свободно могла подняться по сушумне, и человек достиг освобождения.

  • Рудра-грантхи. Находится на уровне муладхары. Отвечает за привязанность человека к мирскому.
  • Вишну-грантхи. На уровне анахаты. Отвечает за привязанность человека к своим эмоциям, чувствам, отношениям с другими людьми.
  • Брахма-грантхи. На уровне аджны. Отвечает за привязанность к сиддхам, высшим психическим силам.

КУНДАЛИНИ

Хатха-йога принимает концепцию тантры о том, что конечное освобождение – это объединение Шивы и Шакти, материи и энергии, пассивного и активного начал мира. Для достижения освобождения необходимо активировать в себе эту самую энергию, активное начало мира, которая в теле человека представлена в виде кундалини (дословно переводится как «свернутый в форме змеи»). Эта змея у обычного человека неактивна и спит в муладхаре, обернувшись в три с половиной оборота вокруг основания позвоночника. Ее можно пробудить с помощью техник хатха-йоги, и тогда она поднимется вверх по сушумне, в результате достигнув сахасрары (где покоится Шива, пассивное начало мира), и приведет йогина к духовной реализации. По мере подъема кундалини по сушумне она пронизывает все чакры, активируя их, даруя йогину соответствующие им сиддхи. Однако к подъему кундалини нужно готовиться самым тщательным образом: он вызывает настолько сильное напряжение всех сил организма, что неподготовленный человек может не выдержать этого и погибнуть. Подробно такой случай описан у Гопи Кришны в книге «Кундалини».

Для чего нужно работать с тонкой анатомией? Нади нужно очищать для беспрепятственного прохождения по ним праны (с помощью асан и пранаямы), чакры - активировать (с помощью чтения биджа-мантр и визуализаций), грантхи – разрушать для беспрепятственного подъема кундалини (очевидно, практикой ямы и ниямы), а кундалини – поднимать по сушумне (практики держатся в тайне от непосвящённых). Все это имеет своей целью сначала психофизиологическое, а затем – духовное преображение человека.

По материалам лекций Ильи Журавлева.

Введение

Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги. Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте. Моя же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, - как ученикам, так и учителям.

Этого можно добиться только в рамках строгого подхода, который позволяет выделить самое важное из безбрежного моря доступной информации. Кроме того, такой метод помогает объединить все описываемые детали в единую картину, рассматривающую человека как «неделимое единство тела и духа»

Все аспекты йоги, рассматриваемые в данной книге, основываются на особенностях структуры и функций человеческого тела. Поскольку йога всегда особо подчеркивает взаимосвязь дыхания и позвоночника, я уделю этим темам особое внимание. Рассматривая все структуры тела во взаимосвязи с дыханием и позвоночником, данная система является универсальным принципом изучения анатомии. Кроме того, для тех, кто занимается йогой, знание анатомии станет мощным инструментом, позволяющим обеспечить безопасность тела и придать своим мыслям реальную основу.

Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: основные принципы йоги основаны на глубоком понимании особенностей строения человеческого тела. Основная цель тех, кто изучает йогу, - познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.

Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела - физическое, астральное и каузальное . С данной точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел. В своей работе я не ставлю перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.

Я хочу лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле. Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу. В этом и состоит основное предназначение йоги - достичь единства разума, дыхания и тела.

Данное определение является отправной точкой книги точно так же, как дыхание и сила тяготения стали в свое время нашими первыми ощущениями в жизни.

Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума. Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводящиеся на протяжении нескольких тысяч лет. Все они имели общую лабораторию - человеческое тело. В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь. Это не инструкция по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги.

Я надеюсь продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

Ключевым элементом, отличающим йогу от гимнастики или калистеники, является неразрывная взаимосвязь дыхания, поз и движений.

Основную концепцию йоги, охватывающую все эти элементы, лучше всего демонстрируют следующие пары терминов:

прана - апана;

стхира - сукха;

брахмана - лангхана;

сукха - дукха.

Чтобы уяснить себе суть данных терминов, необходимо обратиться к их происхождению. Это приводит нас к фундаментальным жизненным функциям. Определение мы дадим по ходу изложения.

Для понимания базовых принципов йоги и анатомии нам понадобится вернуться к эволюционным и внутриутробным истокам жизни.

Ключевые метафоры йоги, которые имеют отношение к жизни в целом и демонстрируют структуру и функции нашего мышления, дыхания и движения, применимы как к простейшему одноклеточному организму, так и к человеческому организму.



mob_info