Академическая гребля — это. Что такое Академическая гребля? Гребля для детей: со скольки лет и какая польза

Гребля академическая имеет мало общего с другими привычными нам видами спорта. Другая посадка в лодке, особая конструкция плавсредства. Отличаются даже весла. Единственным общим с другими видами гребли будет то, что все это водные виды. Правда, и с последним можно поспорить.

Об истории создания, современной ситуации и некоторых других тонкостях, отличающих академическую греблю от других видов, мы и поговорим.

История

Первые упоминания о гребле встречаются в древней истории. Такие соревнования гребцов были популярны в Египте и Риме еще до нашей эры. Гребля академическая как вид спорта начала развиваться в Англии в 18 веке, сразу завоевав популярность как среди аристократии, так и среди студентов. Первое соревнование датируется 1829 годом, когда между учащимися двух крупнейших университетов Великобритании - - состоялась гребная дуэль-регата. С этого соревнования принято начинать отсчет истории гребли как вида спорта.

В 19 веке начинается его распространение по Европе, Северной Америке и Австралии. Во многих странах появляются гребные клубы. Одним из интересных условий попадания туда было наличие собственной лодки, поэтому долгое время этот вид спорта считался аристократическим. Именно поэтому лодки того времени имели разные оформления, возможности, варианты исполнения. Такая ситуация продолжалась почти до конца века. В 1892 году в Турине (Франция) основали международную федерацию, которая должна была стандартизировать внешний вид плавсредств, правила проведения соревнований, длину дистанции и другие соответствующие нормы.

Она же через год после создания провела первый чемпионат по академической гребле, который стал переломом в развитии данного спорта в Европе. В 1896 году МОК включает греблю в Олимпийские Игры. В том же году в Афинах (Греция) должны были состояться первые состязания, но из-за продолжительных штормов их пришлось отменить. Следующие игры проводятся уже в начале 20 века, в 1900 году, в Париже. Состязания проходили на Сене и только среди мужчин. В том же году лодки для этого вида принимают нынешнюю форму (состязания среди женщин МОК разрешил только в 1976 году).

Описание

Что же представляет собой гребля академическая и чем она отличается от других?

  • Посадка спортсменов. В байдарках люди садятся лицом по ходу движения, здесь - спиной.
  • Уключины существуют только в этом варианте гребли. Ни на байдарках, ни на каноэ их нет. Отличаются они и от аналогичных на обычных весельных шлюпках. Здесь уключины вынесены далеко за борта.
  • Единственным видом водного спорта, где понятие «парный» имеет несколько значений, является академическая гребля. Бывают парные состязания, или двойки, а бывают и парные суда. В такой лодке спортсмен будет грести двумя веслами, в отличие от распашной, где это делается только одним.

Кроме этого, разделяются варианты - с рулевым или без. У последнего - особая роль. Кроме основной задачи - направления курса - он также должен следить за соперниками.

Также дистанции различаются по длине. Максимумом принято считать 2000 метров.

Положение в России

В Российской империи упоминание о гребном спорте впервые появилось в 1718 году, еще при Петре Первом. Именно по его указу в Санкт-Петербурге рождается клуб с громким названием «Невский флот». Более чем через 100 лет после этого, в 1860 году, открывается Петербургский речной яхт-клуб. Именно он проводит в 1892 году первый российский чемпионат. Он послужил толчком к развитию интереса к гребному спорту, и вплоть до 1914 года проводятся всевозможные соревнования. Уже в новом веке российские спортсмены появляются на международной арене. Тем не менее академическая гребля России чтит именно 1892 год — год проведения первого чемпионата.

Заключение

Для полного понимания того, чем гребля академическая отличается от других видов, одной статьи, конечно, не хватит. Поэтому мы ограничились основными понятиями и историей возникновения. Сейчас данный вид спорта получил широкое распространение во многих странах, в России в том числе, поэтому найти дополнительную информацию особого труда не составит.

Этот вид гребли представлен в Олимпийской программе и является наиболее престижным.

Гребля бывает распашной и парной. В распашной гребле у каждого из гребцов одно весло, в парной два весла, но меньшего размера.

Лодки подразделяются на следующие классы по колличеству гребцов: одиночка, двойка, четвёрка и восьмёрка. Двойки и четвёрки бывают как распашными так и парными. Одиночки только парными, а восьмёрки только распашными. В последних всегда имеется рулевой.

В соревновательной программе так же выделяются в отдельную категорию гребцы лёгкого веса (до 70 кг у мужчин и до 57 кг у женщин)

В России официальные соревнования проводятся только на дистанции 2000 м. Сейчас в мире всю большую популярность приобретает спринт на 500 метров.

Принимать участие в официальных соревнованиях имеют право спортсмены с 14=летнего возраста и старше.

Базовые понятия

0 " style="background:white;border-collapse:collapse">

Типы лодок

В академической гребле много типов лодок. Они имеют различные названия и символы, обозначающие их размеры, распашные (каждый гребец гребёт одним веслом) они или парные (каждый гребец гребёт двумя вёслами) и предусматривают наличие рулевого или нет.

Каждый тип лодки имеет свой код - первая цифра говорит о том, какое количество гребцов насчитывает экипаж. Затем, если в команде есть рулевой, следует «+», а если нет то «-». Парная лодка обозначается символом «Х».

Рекреативная гребля

Для этого вида гребли используются более широкие и устойчивые лодки. Они очень популярны среди начинающих гребцов т. к. обеспечивают бОльшую стабильность и позволяют сконцентрировать внимание непосредственно на технике гребли.

Данный вид гребли так же популярен среди непрофессионалов.

Прибрежная гребля

Прибрежная гребля - гребля в прибрежной зоне морей и в устье рек.

Существует как вспомогательный, так и отдельный вид спорта. Проводятся чемпионаты различных уровней вплоть до Чемпионата мира по прибрежной гребле. В России проводится первенство среди юношей и девушек до 19 лет и чемпионат России. Спортсмены выступают в одиночке, двойке парной и четверке парной с рулевым.

В этом виде программы спортсмены гребут 6000 м и 8000 м. Дистанция извилистая, имеет несколько поворотов, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях необходимо правильно тактически построить гонку, что бывает сложно, учитывая тяжелые погодные условия, наличие волн.

Прибрежные лодки специально сконструированы для гребли в сложных погодных условиях - ветер, высокие волны. Они достаточно широкие и имеют высокие борта. Спортсмены, тренирующиеся в лодке для прибрежной гребли, выполняют те же технические элементы, что и спортсмены, тренирующиеся в академической гребле.

Эта дисциплина гребного спорта еще очень молода в нашей стране. Она появилась в России в 2010 году. Усилиями ФГСР были приобретен инвентарь для занятий этим видом гребли. И уже в 2010 году сборная команда России по прибрежной гребле приняла участие в международных соревнованиях . А в 2011 и 2012 годах - и в Чемпионате мира.

Адаптивная гребля

Адаптивная гребля-это гребля для инвалидов и людей имеющих ограниченные физические возможности.

Для этих целей используются специально сконструированные и подготовленные лодки.

Гребля в помещении

Тренировки на гребном эргометре Concept2 (Концепт2) очень точно имитируют тренировки на воде в академической лодке. Можно сказать, что вы гребёте на суше. Биомеханика движений практически такая же.

При этом отсутствуют такие факторы, осложняющие греблю, как волна, ветер и т. п.

Отсюда и пошло название всего направления связанного с подготовкой и соревнованиями на гребном эргометре Concept2 - «Indoor Rowing», что означает «Гребля в помещении».
Надо при этом заметить, что в тёплую погоду можно проводить тренировки на гребном тренажёре на свежем воздухе!

Гребной эргометр оснащён электронным табло, которое информирует вас обо всех параметрах тренировки. Таких как - мощность гребка, темп, пройденное расстояние, время тренировки, расход калорий и т. п.

Подробнее: Базовые понятия

Преимущества гребли

Гребля тренирует все основные мышечные группы: ноги, руки, живот, спину и ягодицы.

Гребля тренирует мышцы за счёт более широкого диапазона движения, чем в других упражнениях. Это означает, что ваши мышцы растягиваются, и суставы более подвижны, что способствует развитию их гибкости и мобильности.

Гребля способствует развитию выносливости, и силовых кондиций.

Гребля - прекрасный сжигатель калорий! Исследования показали, что гребля сжигает калории быстрее, чем тренировка на велосипеде при таком же уровне нагрузки.

Гребля - спорт, которым можно заниматься в любом возрасте.

Греблей могут заниматься как мужчины, так и женщины

Гребля развивает плавность движений и чувство ритма.

Гребля предлагает самые разные возможности для тренировок. Можно тренироваться в зале, на улице, на воде. Целями тренировок могут быть при этом как подготовка к соревнованиям, так и поддержание спортивной формы.

Информация взята с сайта Центра гребного спорта "Энергия" с небольшой корректировкой по истории прибрежной гребли в России

робнее: Преимущества гребли

Еще один вид спорта, о тонкостях которого мало кто знает. Гребля академическая что это, узнаем из википедии основные термины. И так, этот вид спорта чаще бывает командным. Спортсмены находятся в лодке и гребут веслами, задействовав мышцы верхней части тела.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Академическая гребля участвует как отдельный вид в программе Олимпийских игр, а так же по ней часто проходят Чемпионаты Мира и Европы, и кубки различных категорий. История этого направления в спорте своими корнями уходит в античность. Поэтому точная дата возникновения не известна.

Для кого этот спорт

Академическая гребля не имеет под собой полового различия. Ею занимаются как мужчины, так и женщины. Для профессиональных занятий греблей существуют возрастные ограничения . Опытные гуру советуют начинать с 11-13 лет. Потому что не каждый ребенок до этого возраста способен справиться с этой задачей. Так же обязательным требованием является умение плавать. И это логично, веди все тренировки проходят на воде.

Противопоказания и ограничения

Так как гребля связана с высокими нагрузками и рисками, то существуют определенные ограничения к допуску:

  • Расстройства нервной системы;
  • Травмы;
  • Грыжи различной тяжести;
  • Болезни суставов и позвоночника.

Положительные критерии

В этом виде спорта очень много плюсов, о которых нельзя промолчать, это:

  • Тренировка и укрепление всех групп мышц. Даже не смотря на то, что со стороны так не кажется, на самом деле работают и ноги с ягодицами.
  • Улучшает подвижность суставов;
  • Выносливость;
  • Контроль веса;
  • Регулирует психосоматику, избавляет от стресса;
  • Экономически выгодный.

Недостатки

Недостатков совсем не много. К ним можно отнести лишь два пункта:

  • Износ суставов;
  • Изматывающие тренировки.

Однако при правильном подходе этих минусов легко избежать.

Вывод

Академическая гребля что это? Интенсивный вид спорта, который воспитал огромное количество профессиональных спортсменов. Он универсален как для мужчин, так и для женщин.

Относится к бюджетному направлению, так как не требует затрат на дорогую экипировку.

Что за спорт? Нельзя отнести его к легким, так как в сборную России попадают единицы. Да и зарабатывают гребцы сравнительно не много, особенно в сравнении с .

Поэтому при желании родителей, что бы их дети, став профессиональными спортсменами, зарабатывали большие деньги, академическая гребля не подойдет. Здесь скорее философия и увлечение с полной отдачей. Занимайтесь спортом – это всегда полезно и держит ваш организм в хорошем тонусе!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Гребля академическая - циклический вид спорта, в котором задействуются едва ли не все группы мышц. В отличие от гребли на каноэ или байдарках в данном виде гребли спортсмены двигаются вперед спиной. Наибольшее распространение данный вид спорта получил в Западной Европе, Америке, Австралии, России, Новой Зеландии и Румынии. С 1896 года мужские состязания по академической гребле входят в программу Олимпиады. У женщин возможность посостязаться в гребле на Олимпийских играх появилась лишь в 1976 году. Кроме того, по академической гребле ежегодно проводят Чемпионат и Кубок мира, а также Кубок Наций. Есть также Кубок и Чемпионат мира для юношей и студентов. Это краткая характеристика академической гребли, теперь давайте познакомимся с ней поближе!

Основы гребли

Не существует идеальной техники гребли, так как каждый спортсмен обладает собственной техникой и пониманием процесса. Из этого следует, что главная задача тренера по гребле - адаптация индивидуальной техники спортсмена к тем или иным условиям. Главным элементом процесса гребли является непосредственно гребок. Он состоит из двух этапов: начало/зацеп/захват и конец. Чистота выполнения на обоих этапах влияет на скорость движения, баланс и траекторию лодки. Кстати говоря, в зависимости от направления гребка лодка может двигаться как горизонтально, так и вертикально.

С увеличение количества гребцов в лодке влияние качества гребка на ход лодки возрастает. В идеале все спортсмены должны одновременно начинать и заканчивать грибок. В действительности, даже у самых лучших команд в мире гребцы работают не одновременно. Иногда разница достигает десятых и даже сотых частей секунды, но она все же есть.

Гребля бывает парной и распашной. В первом случае спортсмен работает двумя веслами, каждое из которых он держит одной рукой. А во втором - гребля происходит одним веслом, которое держится двумя руками.

В экипаж лодки может входить один, два, четыре или восемь гребцов. В некоторых классах регламентируется вес спортсмена. Состязаться в такой дисциплине, как гребля академическая, могут мужчины и женщины.

В Олимпийскую программу входят такие классы академической гребли:

  1. Одиночная.
  2. Двойка парная, двойка распашная и двойка парная легкого веса.
  3. Четверка распашная и парная.
  4. Восьмерка.

Это только олимпийская академическая гребля. Соревнования на мировых чемпионатах более разнообразны:

  1. Одиночка малого веса.
  2. Двойка мужская распашная с рулевым, двойка мужская распашная легкого веса.
  3. Четверка мужская распашная с рулевым, четверка парная легкого веса.
  4. Восьмерка мужская легкого веса.

Во всех классах, где не был указан пол спортсменов, состязаться могут как мужчины, так и женщины.

Вес рулевого регламентируется правилами. Если рулевой весит меньше нормы, то лодку подгружают балластом. Пол рулевого не зависит от пола других членов экипажа. Таким образом, в женском экипаже может быть рулевой мужчина и наоборот. Олимпийские игры являются исключением - здесь вся команда должна быть одного пола. На коммерческих турнирах иногда допускается, чтобы в экипаже были одновременно и женщины, и мужчины.

Классификация гребцов

В данном виде спорта есть четкое различие между гребцами парного и распашного весел. Спортсмены, которые работают с распашными веслами, бывают загребными и баковыми. Первые держат весло с левой стороны, а вторые - с правой. Как показывают расчеты, для ровного хода лодки загребные члены экипажа должны прикладывать на 5 % больше усилий, нежели баковые. В команде с четырех или восьми спортсменов самые сильные из них садятся ближе к носу.

Особенности

Гребля академическая весьма значительно отличается от гребли на байдарке и каноэ. Отличия касаются как способа движения, так и уровня нагрузок, получаемых спортсменом. В данном виде спорта задействовано порядка 95 % мышечных групп человека. Вот главные отличия от гребли на байдарках и каноэ:

  1. Дистанция . Она может варьироваться от 0,5 до 160 километров. Все зависит от характера гонок. Юниоры «Б» (до 16 лет) плавают на 0,5-1 км. Юниоры «А» (от 16 до 18 лет) - на 1-2 км. У всех остальных стандартом считается 2-километровый заезд. А дистанции более 2 километров относятся уже к марафонским.
  2. Способ движения. Характерной чертой академической гребли является движение спортсменов спиной вперед. Держаться заданной траектории спортсменам помогают буйки.
  3. Скорость движения. Средняя скорость для лодки в академической гребле составляет порядка 20 км/ч. На рывках (старт и финиш), она увеличивается до 30 км/ч. Это последний показатель, которым отличается академическая гребля. Восьмерки, кстати говоря, самые скоростные, как на рывках, так и посредине дистанции.

Лодки

Лодка для академической гребли представляет собой легкое, узкое, удлиненное судно, которое имеет подвижные сидения и вынесенные за борт вертлюги для крепления весел. Лодки могут быть учебными и гоночными. В первом случае судно немного шире, а его борта - выше. Изначально лодки изготавливались исключительно из дерева. Исходя из способа обшивки, появилось разделение суден на «Клинкеры» и «Скифы». Лодка «Клинкер» обшивалась продольными рейками, а «Скиф» - шпоном или фанерой, из ценной породы дерева. Позже на смену фанере и шпону пришли композиционные материалы. На сегодняшний день «клинкерная» обшивка лодок ушла в небытие, поэтому все гоночные лодки стали называть просто «скифами». Производить лодки из углеродных материалов по принципу многослойного «сэндвича» начали в 1980 г. В качестве связующего звена в этой технологии применяют высококачественные эпоксидные смолы. Современные лодки стоят довольно дорого. Цена одиночного судна стартует примерно от тысячи долларов.

Весла

Весла, используемые в академической гребле, делаются на основе эпоксидного отверждения. Они обладают высокими упруго-прочностными характеристиками, эксплуатационной стабильностью и малой массой. Лопатка весла состоит из стрех слоев и производится методом «прямого» прессования. А стержень, который имеет овальное сечение, изготавливается путем намотки с последующим отверждением.

Требования к инвентарю

Официальные правила накладывают на инвентарь такие требования:

  1. К соревнованиям не допускаются лодки с неподвижными уключинами.
  2. Подножка должна выполняться таким образом, чтобы при переворачивании лодки она не мешала гребцу в кратчайшие сроки выбраться из лодки, без помощи рук.
  3. На носу лодки должен стоять держатель для флюгарки и белый резиновый шарик.
  4. Минимальный вес лодки без радиосистем и весел: одиночка - 14 кг; двойка рулевая - 32 кг; двойка парная, безрульная - 27 кг; четверка рулевая - 51 кг; четверка безрульная - 50 кг; четврека парная - 52 кг; восьмерка - 96 кг.
  5. Лопасти распашных весел должны быть толщиной не менее 5 миллиметров. По краям, толщина убывает, начиная с расстояния 3 мм от края. Лопасти распашных весел должны иметь толщину в 3 мм, начиная с 2 мм от края.

Традиции

На Западе гребля академическая имеет давние традиции, которые неукоснительно и даже с определенным азартом поддерживаются спортсменами. Главные из них:

  1. С начала XIX в Лондоне на реке Темза проходит классическая Королевская регата, в которой состязаются экипажи Оксфорда и Кембриджа.
  2. Наиболее распространенная дистанция для заплыва, если не брать во внимание детские и юношеские соревнования - 2 км. Исключением являются несколько великобританских классических гонок.
  3. До стартового сигнала лодки держат стюарды. Никакая техника на старте не используется.
  4. Если команда одержала победу в заплыве, рулевого бросают в воду. Если рулевого в команде нет, то все члены экипажа прыгают в водоем, взявшись за руки.

Термины

Специфическими терминами и жаргонизмами может похвастаться практически любой спорт. Академическая гребля не исключение. Рассмотрим некоторые из них.

Банка . Так называется подвижное сидение. Оно выполняется из древесины или пластика и ездит на 4-х колесиках по специальным рельсам. Благодаря подвижности сидения, спортсмен может помогать себе ногами.

Подножка . Представляет собой пару обуви, закрепленную на металлической пластине. Играет роль опоры во время толчка. В заплыве без рулевого, у одного из гребцов правый ботинок подсоединяется к рулевому механизму, для корректировки направления движения.

Полозки . Это рельсы, по которым двигается банка.

Отвод/кронштейн. Металлические трубки, которые скреплены между собой в виде конуса и установлены на бортах лодки (в парных судах - слева и справа, в распашных - слева или справа). Играют роль опоры для весла.

Фальшборт . Пластина, закрепленная вдоль вершины борта, перпендикулярно ему. Защищает экипаж от брызг.

Козырек . Устанавливается за спиной первого номера и защищает экипаж от воды.

Вертлюг. Служит для крепления весла к концу кронштейна.

Носик . Резиновый шарик, установленный на носу лодки. Предупреждает повреждение инвентаря при столкновении судна, с чем либо.

Каблук . Пластиковая деталь, которая ограничивает длину весла.

Выдающиеся гребцы

Удивительно, но самым юным чемпионом по академической гребле стал 10-летний парнишка, который попал в экипаж совершенно случайно. Его взяли в команду вместо заболевшего рулевого. Случилось это в 1990 году.

Самым выдающимся гребцом стал англичанин Стив Редгрейв. Он побеждал во всех соревнованиях, в том числе Олимпиадах, на протяжении 20 лет. Перед пятой Олимпиадой в 1992 году врачи нашли у Стива сахарный диабет. Он не сдался и в очередной раз стал чемпионом, после чего ушел из спорта. Повторить достижение Стива мечтают все олимпийские чемпионы по академической гребле. Кстати говоря, в СССР таковых было 18. В России олимпийских чемпионов пока что лишь четверо: Кравцов Игорь, Спинев Николай, Свирин Алексей и Федоровцев Сергей.

Международная федерация академической гребли

Международная федерация организует и проводит состязания разного уровня. Кроме того, она работает над расширением географии соревнований, совершенствованием правил, улучшением методологии тренировок и прочими направлениями развития данного вида спорта.

Это вид гребного спорта на специальных спортивных судах. Во время гребли в работу во­влекаются мускулы почти всех частей тела. Подбирая подходя­щие типы лодок и соответст­вующий объем нагрузки, греб­лей можно заниматься в любом возрасте. Являясь соревновательным видом спор­та, академическая гребля относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха для спортсменов, занимающихся други­ми видами спорта. В то же время это массовый вид спорта, которым занимаются в оздорови­тельных целях. Академическая гребля очень попу­лярна, особенно в форме водного туризма. Бу­дучи преимущественно командным видом спорта, академическая гребля имеет большое воспита­тельное значение, благодаря чему занимает важ­ное место в социалистическом физвоспитании. Историческое развитие. Современная академическая гребля имеет богатую традициями предысторию. Находки, обнаруженные в древних захоронениях, и другие культурные памятники древних инков, египтян, греков, римлян и германцев свидетель­ствуют о том, что весло использовалось в хозяй­стве и во время военных междоусобиц в качестве средства, приводящего лодку в движение, задолго до появления парусов. В римских «триерах», напри­мер, гребцы сидели в три ряда, прикованные цепя­ми друг к другу, спиной относительно направления движения и с помощью весел обеспечивали движе­ние судна вперед. Особый вариант представляет со­бой гребля стоя, лицом по направлению движения. Такие соревнования еще сегодня проводятся в Бир­ме, Кампучии, Италии и на альпийских озерах.

Родина спортивной гребли-Англия. Совре­менный вариант возник на основе способа гребли парными веслами профессиональных моряков и перевозчиков. С 1715 г. в Англии регулярно про­водились соревнования на одиночках. Универси­теты стали опорными пунктами развития академи­ческой гребли. В 1811 г. в Итоне состоялась первая регата на восьмерках. С 1829 г., с некоторыми перерывами, ежегодно проводятся соревнования среди восьмерок Оксфордского и Кембриджского университетов. В 1839 г. была впервые проведена популярная еще и сегодня Хенлейская регата.

Международная федерация академической гребли (ФИСА) была основана в 1892 г. В настоящее вре­мя в нее входит более 50 стран.

Материальное обеспечение. Соревновательные ком­плексы. Материальной базой для правильного про­ведения тренировок и соревнований по академиче­ской гребле является гребная дистанция в комплек­се с различными постройками на суше, где осуществляется уход за гребным инвентарем. Сюда же относятся кабины для переодевания, медицин­ские пункты всех видов, общественные подсобные помещения.

Эллинг (лодочный сарай) должен иметь удобный доступ как с воды, так и с суши. Он предназначен для хранения и ремонта лодок. Размеры помеще­ния для хранения лодок (восьмерок): ширина-6 м, длина-25 м, высота-4 м, размеры во­рот-2,5 х2,75 м. Габариты мастерской: шири­на-4 м, длина-20 м, высота-2,5 м. Лодки хра­нятся на выдвижных стеллажах, полки которых располагаются в специальных полозках на стене и могут быть приспособлены для любой длины лодки.

Гребная дистанция, лодочная площадка, причальные мостки. Достаточно большая площадка для лодок облегчает доставку лодок к воде и их чистку. Вплотную к берегу устанавливаются причальные мостки. Порядок их расположения и размеры опре­деляются в зависимости от местных условий и осо­бенностей акватории. В правилах соревнований имеются точные указания относительно гребной дистанции: минимальное расстояние между стар­том и финишем на водоемах без течения равно 1800 м, на международных соревнованиях — 2000 м; число стартовых мест-от 3 до 6; ширина всех до- рожек-от 12,5 до 15 м; минимальная глуби­на-3 м, при наличии ровного грунта-2 м.

Перед международными соревнованиями раз­меры дистанции должны быть проверены специали­стами. В настоящее время при проведении между­народных соревнований искусственные каналы все больше вытесняют естественные водоемы, посколь­ку при этом имеются благоприятные предпосылки для создания одинаковых условий на всех стар­товых дорожках, которые еще дополнительно осна­щены так называемой системой Альбано (отграни­чение отдельных дорожек друг от друга рядами буйков, расположенных на расстоянии 20 м). При проведении международных соревнований гребная дистанция должна отвечать следующим требова­ниям: наличие передвижных стартовых мест, чтобы, несмотря на различие в длине корпусов, лодки проходили одинаковое расстояние (на старте лодки устанавливаются таким образом, чтобы их носы находились строго на одной линии); четкое функционирование оборудования на финише, элек­трический хронометраж и киносъемка на финише. Типы и классы лодок. Существуют учебные лодки, или «гички» (от англ. «гиг»-легкая лодка), и го­ночные лодки. В основном конструкция тех и дру­гих лодок одинакова, но отличительным признаком учебных лодок является внешний киль, а гоночных — внутренний киль и меньшие габариты. Лодки раз­личаются по числу гребцов: одиночка, двойка, че­тверка, восьмерка. При обозначении лодки обяза­тельно указание-с рулевым или без рулевого. Нумерация мест в лодке начинается с носа лодки и заканчивается у кормы. Загребной всегда являет­ся № 1. Левая сторона лодки, если смотреть по на­правлению ее движения, называется «баковым» бортом; правая-бортом управления («загребным» бортом). Лодка приводится в движение посред­ством гребли с одной стороны распашными весла­ми или с двух сторон — парными веслами. Способ гребли отражается в специальных названиях лодок: двойка, парная двойка, четверка, парная четверка и т.д. Лодки, приводимые в движение посредством гребли распашными веслами, бывают следующих видов: двойка распашная без рулевого, четверка распашная без рулевого, четверка распашная с ру­левым, восьмерка распашная. Различаются следую­щие классы лодок, приводимых в движение посред­ством гребли парными веслами: одиночка, двойка парная, четверка парная без рулевого и четверка парная с рулевым.

За исключением четверки парной без рулевого и четверки распашной без рулевого, эти лодки имеют конструкцию, подобную учебным лодкам. Среди учебных лодок двойка парная может упра­вляться, так же как и одиночка с рулевым, с по­мощью рулевого устройства, расположенного в кормовом отсеке; в результате этого можно обес­печить прямолинейное продвижение лодки вперед, особенно при бурном течении воды. Для обучения детей в возрасте от 8 до 12 лет была сконструиро­вана специальная лодка-одиночка для детей, кор­пус которой изготовлен из пластмассы. Она рассчи­тана на вес в 35-50 кг.

Конструкция гоночных лодок. В международном масштабе ограничений относительно габаритов или конструкции этих лодок нет, они являются лодками «свободной» конструкции. Однако стремление до­стичь максимальной скорости при минимальном весе лодки привело к определенной унификации их размеров. Опыты показали, что уменьшение той площади поверхности лодки, которая покрыта во­дой, способствует повышению скорости лодки.

Начатый в 1935 г. эксперимент по созданию ло­док с пониженным сопротивлением путем укорачи­вания корпуса (у восьмерки до 15,25 м) не принес достаточно удовлетворительных результатов. В по­следние годы сделана попытка идти как раз в обратном направлении (которая, кстати, увенча­лась успехом): при одновременном сужении лодки и соответствующем ее углублении корпус лодки уд­линяется (у восьмерки до 19,30 м). Такие лодки предъявляют более высокие требования к техниче­ской подготовленности экипажа. На гоночных лод­ках нос и корма закрыты водонепроницаемой де­кой. В целях безопасности на носу лодки должен находиться упругий шар, диаметр которого состав­ляет минимум 40 мм, поскольку нос лодки имеет заостренную форму. Все гоночные лодки изготов­ляются «скорлупо- или чашеобразной» конструкции. В ходе развития наблюдались существенные изменения в отношении используемого для изготов­ления лодок материала. Красное дерево и кедр, использование которых для постройки явля­лось традиционным, были вначале вытеснены клее­ной фанерой (начиная приблизительно с 1955 г.), благоприятные условия для применения которой были созданы с возникновением водостойкой клей­ковины. Ножевой (строганой) фанерой проклеи­вается шаблон, в точности напоминающий форму лодки. При этом лодке придается легкая стабиль­ная форма скорлупы. Обшивка лодки цветная, аб­солютно гладкая. Только внутренняя отделка этих так называемых композитных судов осуществляет­ся с помощью древесины (киль, шпангоут, полоз­ки). Использование электронных вычислительных машин для произведения расчета на прочность, применение новых материалов, использование опы­та аэродинамических исследований, определенных рецептур и прочие факторы создают условия для дальнейшего совершенствования конструкции лодок. Взвешиваются лодки с выносными уключинами, го­товые к спуску на воду.

Габариты гоночных лодок (обобщение международного опыта)

Класс лодки

Ширина, м

Осадка, м

Конструкция учебных лодок. Размеры учебных лодок, в отличие от гоночных, строго определены. В зависимости от цели применения и географиче TOC \o «1-5» \h \z ских условий существуют различные типы учебных лодок: гички типа А, Б, В, Г и морские шлюпки, Гички типа Б и В, ширина которых составляет 78 см, используются как в качестве учебных лодок так и в качестве лодок, предназначенных для занятий водным туризмом; начинающие спортсмены могут использовать их в качестве гоночных лодок. В морских шлюпках вследствие их ширины и конструкции, обеспечивающей плавание по морю, на привальных брусах установлены вертлюги. Этим объясняется расположение гребцов в лодке с распашными веслами в направлении от средней линии лодки с целью обеспечения необходимого соотношения между внешним и внутренним рычагом.

Древесина, являвшаяся традиционным материалом для изготовления учебных лодок, все больше и больше вытесняется стеклопластиком повышенной прочности. В результате установки элементов, обеспечивающих плавучесть судов в открытом море, суда становятся непотопляемыми, несмотря на то что плотность используемого для их изготовления материала более высокая, чем плотность древесины.

В отличие от гоночных лодок на гичках устанавливается сплошной привальный брус. Лодки оборудованы парными уключинами, что целесообразно и экономично, так как на таких лодках можно грести как распашным, так и парным веслом. Гребной отсек. Сюда входят полозки с банкой, отсек для ног с подножкой и выносная уключина.

Ширина полозков в скифе составляет 18 см, в гоночной лодке-23 см, в учебной лодке-28 см. В гоночной лодке длина полозков составляет 72 см, в учебных лодках-65 см. В направлении к носу по лозки поднимаются на 15 мм. Мостик для посадки в лодку облегчает гребцам занятие мест в лодке.

Отсек для ног гребца. Подножка служит опорой для ног. Длину подножки можно регулировать; как правило, длина рассчитана на семь вариантов.

Стандартные габариты учебных лодок

Класс лодки

Тип лодки

Длина (максималь­ный размер), м

Максималь­ная ширина, м

Вес (мини­мальный), кг

шлюпка 14,5 1

В гребле на гоночных лодках хорошо зарекомендо­вали себя специальные ботинки, которые накрепко привинчены к подножке. При этом гребец может принимать оптимальный угол отталкивания в со­ответствии с особенностями телосложения и добиться увеличения силы отталкивания. В гоночных лодках угол наклона равен 38-40°, в гичках-42-45°. Длина ножного отсека в среднем составляет 65 см. Таким образом, один гребец занимает отсек дли­ною примерно 130 см.

Выносная уключина-это кронштейн, как правило представляющий собой стальную или выполненную из легкого металла трубку, на которой вокруг стержня располагается вращающийся вертлюг. Та­кая конструкция позволяет выбирать расстояние, измеряемое от середины стержня уключины до се­редины лодки независимо от ширины лодки и в со­ответствии с оптимальной длиной рычага. В го­ночных лодках оно равняется 780-830 мм, в учебных лодках оно определено точно и состав­ляет 800 мм. Высота точки опоры весла составляет для распашных весел 160 мм, для парных- 135 мм. Вертлюги могут быть изготовлены из бронзы, легкого металла или пластмассы (преиму­щественно). Выносные уключины на распашных лодках устанавливаются, как правило, поочередно с одной и другой стороны. Неравномерное распо­ложение уключин, «итальянское» на четверках и восьмерках, в различных вариантах способствует сохранению правильного курса.

Весло. Для гребли с одной стороны используются распашные весла, для гребли с двух сторон- парные. Они отличаются друг от друга длиной, но конструкция их одинакова. Длина распашного вес­ла равна 385 см (для мужчин) и 360 см (для жен­щин); длина парного весла-300 см (для мужчин) и 295 см (для женщин). Определена минимальная площадь лопасти: у распашных весел она состав­ляет 1060 см 2 (мужчины), 900 см 2 (женщины и мо­лодежь); у парных весел-710 см 2 (мужчины и жен­щины); 640 см 2 (молодежь); 590 (школьники). Допустимо отклонение от нормы, составляющее ±5 см 2 . Для детей в возрасте от 8 до 12 лет пред­назначены специальные парные весла, лопасти ко­торых меньше.

Только особо ценные сорта древесины, особенно канадская пихта, сосна и ясень, могут обеспечить такие качества весла, как легкость, эластичность и прочность. Внутри весло полое. Оно склеено из нескольких планок с желобообразными выемками таким образом, чтобы внутрь не попала вода. Ман­жета из синтетических материалов предохраняет ту часть весла, которая находится в вертлюге, от сильного износа. Передвижной каблук направляет движение весла в вертлюге и фиксирует длину внут­реннего рычага. Вес распашного весла равен 4,1-4,3 кг; вес парного весла должен быть равен 2,0-2,2 кг. Лопасть, изготавливаемая из вспененной пластмассы с целью придания ей более высокой прочности, смещена относительно «спинки» на 4°. Площадь опоры в вертлюге относительно верти­кально стоящего стержня уключины также имеет наклон 4°. Таким образом, наклон всей системы ра­вен 8°. Он обеспечивает надежное ведение лопасти в воде.

Лопасть

Внешнее плечо (рычаг)

Каблук

Внутреннее плечо (рычаг)

а) распашное и парное весло; б) сечение полого весла.

Наладка. Перед соревнованиями габариты и другие специальные детали гребного отсека должны быть приведены в соответствие с весом и уровнем мас­терства каждого отдельного члена экипажа. Наряду с изменением длины полозков, правильной установ­кой подножки большое значение имеет также вы­бор наиболее удачного соотношения рычагов (длины внешнего и внутреннего рычага), особенно при неблагоприятном воздействии ветра.

Техника. Гребок представляет собой циклическое движение. В процессе гребка происходит ритмичное чередование напряжения и расслабления. У хоро­ших гребцов соотношение между толчком (фазой напряжения) и «холостым ходом» (фазой расслаб­ления) составляет 1:1,2-1:1,6.

Совершенное исполнение полного гребка требует многолетней тренировки. В то же время основные технические приемы довольно легки для изучения. Способы парной и распашной гребли мало отли­чаются друг от друга. Как звенья одной цепи, не­прерывно следует один гребок за другим; между ними не должно возникать паузы. Рабочая фаза гребка начинается с захвата. Во время проводки лодка под давлением лопасти продвигается вперед. Лопасть движется по направлению к корме, гребец отъезжает на банке (подвижное сиденье) по направ­лению к носу лодки. С выносом лопасти из воды и началом ее движения в обратном направлении на­чинается фаза отдыха — подъезд. Гребец, расслаб­ляясь, отъезжает по направлению к корме и зани­мает исходное положение. Плавные переходы имеют большое значение для того, чтобы процесс выполнения гребков был ровным, гармоничным. Они существенно влияют на скорость лодки, кото­рая неизбежно подвергается колебаниям в пределах цикла гребка в зависимости от возникающей в про­цессе гребли тяги. Решающим для эффективности гребка является длина пути и сила давления лопас­ти на воду. Во время проводки лопасть движется в естественном положении параллельно поверхнос­ти воды. Следует уделять большое внимание поло­жению внутреннего рычага в целях избежания вы­хода лопасти весла из воды в фазе гребка, возникающего в результате преждевременного опу­скания. Это идентично исчезновению силы, оказы­вающей влияние на продвижение вперед. Внутрен­ний рычаг не следует слишком высоко поднимать или слишком низко опускать. На заносе лопасть, так же как и при погружении, должна находиться в вертикальном положении. Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не касаться по­верхности воды, на подъезде лопасть поворачи­вают.

Физической работе гребца должно быть уделено большое внимание. Однако не существует каких-ли­бо строго определенных поз гребца, все его движе­ния должны быть абсолютно естественны. В первой фазе гребка корпус, ноги и руки гребца готовятся к началу выполнения цикла. В средней части, когда весла находятся в поперечном положении (верти­кально по отношению к лодке), в гребок должна быть вложена максимальная сила. В заключитель­ной части проводки корпус гребца несколько откло­няется от вертикальной оси, все внимание сосредо­точивается на правильном и «чистом» выносе весла. Эта фаза называется концом проводки, или финишем. Следует обратить внимание на то, чтобы гребок до конца выполнялся плавно с постепенным увеличением давления. Техника такого гребка ха­рактеризуется устойчивым возрастанием давления и длины гребка. Выполнение следующего непосред­ственно вслед за этим мягкого и расслабленного обратного движения лопасти требует самой тща­тельной тренировки.

Частота гребков. Оптимальная частота гребков во время гонки зависит от класса лодки, экипажа и ус­ловий погоды. Сильные команды предпочитают от­носительно низкую частоту гребков, для восьмер­ки-примерно 31-44 удара, для распашных четве­рок-34-40, для распашных и парных двоек-30-36, для одиночек-28-34 удара в минуту.

Тактика. Цель тактических мероприятий состоит в том, чтобы, равномерно расходуя силы при существующих условиях (особенности гребной ди­станции и погодные условия, спортивное мастер­ство противника, оценка собственных возможно­стей, вид соревнования, предварительный заезд, финальный заезд и др.), преодолеть дистанцию за кратчайший промежуток времени. Наиболее рацио­нальным является определение уровня специфиче­ской соревновательной выносливости спортсмена во время тренировки. С помощью промежуточного времени, которое фиксируется по крайней мере че­рез каждые 500 м (в оптимальном случае через каждые 250 м для мужчин и через каждые 100 м для женщин), можно в соответствии с индиви­дуальными особенностями спортсмена выявить наи­более приемлемые для него способы гребли на отдельных участках дистанции. Это очень важно с точки зрения специфических особенностей прове­дения соревнований по академической гребле; лод­ки находятся на большом расстоянии друг от друга по ширине дистанции, что затрудняет наблюдение за соперником. Этим объясняется то особое значе­ние, которое придается старту. При использовании высокой частоты гребков спортсмен делает попыт­ку оторваться от соперника с целью оказаться в бо­лее благоприятном положении. Для своевременно­го начала промежуточного и финишного спурта большое значение имеют наблюдения рулевого и загребного. Сильные команды стараются избе­гать промежуточного спурта, они пытаются пре­одолеть отрезки дистанции с максимально равно­мерной скоростью.

К тактическим мероприятиям относится общая подготовка гонки, которая включает в себя изуче­ние особенностей дистанции, анализ данных о времени прохождения отдельных отрезков дистанции в ходе предварительных соревнований, подготовку лодки к соревнованиям (наладка), опре­деление оптимального положения уключин в со­ответствии с условиями воды, изменением длины рычага, в зависимости от влияния ветра и пр. Правила. Разделение на возрастные категории. В со­ответствии с Международной классификацией гребцы обоих полов на соревнованиях делятся на возрастные категории: юниоры до 18 лет. Те спортсмены, которым к началу регаты исполнилось 18 лет, относятся к возрастной категории сениоров.

Возрастная категория сениоров подразделяется на следующие группы: сениоры группы А (все се­ниоры); сениоры группы Б (спортсмены в возрасте от 19 до 21 года) и сениоры группы В (сюда не вхо­дят спортсмены, относящиеся к спортивным клу- 1 бам). Юные гребцы делятся на 5 возрастных кате­горий и на две группы в соответствии со спортив- ! ной квалификацией. Существуют следующие воз- ! растные категории: 11/12, 13, 14, 15/16 и 17/18 лет. В рамках возрастных категорий 15/16 и 17/18 лет наблюдается дополнительное разделение на две группы в соответствии со спортивной квалифика­цией: группа 1 (все спортсмены) и группа 2 (сюда не входят спортсмены, объединенные спортивными клубами). Год регаты совпадает с календарным го­дом. Рулевые являются членами команд, это озна­чает, что, к примеру, лодка гребцов-мужчин может управляться только рулевым мужского пола. В гон­ках среди взрослых команд не устанавливается ни­каких возрастных или квалификационных ограниче­ний. Лодки гребцов-юношей, напротив, могут управляться только рулевыми-представителями юношеской категории (минимальный возраст 12 лет). Перед каждой гонкой рулевым необходимо подать сведения о своем минимальном весе. Вес ру- левых-мужчин должен составлять 50 кг, вес ру- левых-женщин-45 кг; вес в 5 кг разрешается ком­пенсировать с помощью балласта. Вес рулевого 17/18 лет независимо от пола должен составлять 45 кг (при максимальном весе балласта 5 кг). Бал­ласт должен находиться неподалеку от рулевого. У школьников не требуется определения минималь­ного веса для рулевого.

Соревновательные дистанции. Для сениоров (муж­чин) группы А и группы Б длина гребной дистан­ции составляет 2000 м; для гребцов-мужчин воз­растной категории 17/18 лет квалификационной группы 1 она составляет 1500 м. Все другие спорт­смены (мужчины и женщины) преодолевают ди­станцию в 1000 м. Для спортсменов возрастной ка­тегории 11/12 лет длина гребной дистанции соста­вляет 750 м (как для мужчин, так и для женщин). Наряду с этими обычными дистанциями прово­дятся гонки на короткие дистанции (максимальная протяженность 500 м) и соревнования в греб­ле на длинные дистанции (минимальная длина 8000 м).

Соревнования. Система проведения соревнований, принятая, например, Немецкой федерацией акаде­мической гребли ГЕРМАНИИ, гарантирует широкое учас­тие в соревнованиях представителей всех воз­растных категорий и групп, определенных в со­ответствии со спортивной квалификацией. В изда­ваемом ежегодно календаре гребли дано расписа­ние проведения приблизительно 120 регат. Сезон проведения соревнований по академической гребле < начинается в апреле с гонки на длинные дистанции и заканчивается в октябре проведением осенней ре­гаты на длинные дистанции, а также командных первенств.

Сравнение результатов (соотношение времени). В свя­зи с различной глубиной водоемов, на которых проводятся соревнования, особенностями гребных дистанций, а также в связи с влиянием конкретных условий погоды в академической гребле не бывает абсолютных рекордов времени. Однако на наибо­лее известных дистанциях все же фиксируются уста­новленные рекорды.

Сравнение результатов (времени) отдельных ка­тегорий между собой осуществляется путем так на­зываемого «соотношения времени». Исходным мо­ментом при этом является время, показанное восьмеркой на данных соревнованиях. Если остальные команды находятся примерно на том же уровне, то время, показанное ими (при относитель­но одинаковых условиях погоды), будет превышать время восьмерки на число секунд, указанное ниже:

Класс лодки Добавочное число секунд

Мужчины (дистанция 2000 м) +0

Восьмерка + 28

Четверка б/р +39

Четверка с/р + 43

Двойка парная + 63

Двойка б/р +75

Одиночка + 94

Двойка с/р

Женщины (дистанция 1000 м)

Восьмерка + 0

Четверка парная +13

Четверка с/р +22

Двойка парная + 25

Одиночка +41

Наряду с хронометражем времени специалисты для определения расстояния между лодками на фи­нише пользуются понятием «длина корпуса лодки». Судьи. Каждая гонка оценивается судейской колле­гией, в состав которой входят судья-арбитр, стар­тер, судья стартовой зоны и ответственный судья на финише. Обязанности судьи состоят в том, чтобы обеспечить одинаковые условия для всех уча­ствующих в соревнованиях команд, штрафовать спортсменов за нарушение ими правил соревнова­ний, а также предотвращать несчастные случаи. Стартер использует красный флаг, судья-арбитр- красный и белый флаги. При прерывании гонки дают отмашку красным флагом и подают акустиче­ский сигнал (звонок). При предупреждениях вы­брасывается белый флаг. Как правило, судья-ар­битр сопровождает гонку, находясь на моторной лодке. Существуют особые правила подготовки и повышения квалификации судей, а также их клас­сификации. Условиями, позволяющими судье уча­ствовать в судействе международных соревнований, являются: владение французским языком, знание международных правил проведения соревнований, а также успешная сдача экзамена судейской комис­сии ФИСА. С 1974 г. женщинам разрешено высту­пать в качестве судей-арбитров.

Подготовка и тренировка. Метод подготовки дол­жен учитывать местные возможности работы на воде и наличие инвентаря. На начальной ступени обу­чения гребцы занимаются преимущественно в парных лодках. Тренировке в лодке и развитию ловкости уделяется наибольшее внимание. Упраж­нения на равновесие помогают новичку приобрести чувство уверенности в лодке. К таким упражнениям относятся следующие: поднимание и опускание внутренних рычагов весла (раскачивание лодки), одновременный нажим вниз на внутренние рычаги (балансирование лодки). Особенно тщательно сле­дует отрабатывать правильную свободную поста­новку рук. При вертикально поставленной лопасти тыльная сторона ладони должна являться как бы продолжением предплечья; большой палец слегка нажимает (снизу с внешней стороны) на рукоятку и, таким образом, на вертлюг. От естественной и удачной постановки рук зависит положение лопа­сти в воде и построение всего гребка.

Даже самые первые короткие гребки, выпол­няемые сначала с одного борта при неподвижной банке, должны выполняться безупречно с точки зрения техники. Частая смена бортов развивает сноровку и хорошую реакцию у спортсменов.

Начинающий может при этом хорошо наблю­дать за работой внутренних рычагов и лопастей. Одновременное движение вместе с банкой выра­батывает у него на этой стадии обучения ритмич­ность движений; кроме того, оно предотвращает излишнее расходование силы.

Овладение техникой поворотных маневров на ранней стадии обучения помогает гребцу свободнее управлять лодкой.

Начальное обучение может считаться закон­ченным, если достигнута координация движений, т. е. элементы движений, которые до сих пор отра­батывались отдельно, выполняются одновременно. Далее следует тренировка в лодках больших разме­ров. Однако критерием овладения техникой являет­ся работа в лодке-одиночке. Если спортсмену удастся преодолеть в одиночке дистанцию 200 м за положенный промежуток времени, не отклоняясь в сторону от прямой линии и не касаясь воды лопа­стями весел при отводе их назад после гребка, то можно повысить требования к выполнению упраж­нений на равновесие и перейти к изучению техники старта. Минимальным требованием при построе­нии долгосрочного процесса роста результатов является овладение основами техники и техникой выполнения чистого старта с частотой гребков, со­ставляющей приблизительно 38 гребков в минуту.

После прохождения периода начальной подготов­ки начинается процесс систематической, планомер­ной тренировки. В академической гребле требуется промежуток времени, равный 10 годам, для того, чтобы достичь мирового уровня. Несмотря на то что гребля по своей специфике является командным видом спорта, цели, поставленные в ходе трениров­ки, должны быть определены в соответствии с ин­дивидуальными особенностями спортсменов. Специальная тренировка в воде осуществляется круглый год в зависимости от местных условий и имеющихся материальных предпосылок. В зим­ние месяцы для этого используется гребной бассейн (бетонированный бассейн с 4 или 8 местами для гребцов, а также гребной бассейн из пластмассы с 4 местами для гребцов). В процессе тренировки на открытых водоемах тренер сопровождает спортсме­нов своей команды в моторной лодке. Тренировка в малых лодках, а также одновременная трениров­ка нескольких лодок имеет преимущество, которое выражается в том, что при разном уровне мастер­ства гребцов обстановка тренировки приближается к соревновательной. Наряду с постоянным совер­шенствованием техники цель тренировки на воде состоит в развитии общей выносливости. Благода­ря использованию современных методов измерения могут быть подвергнуты анализу факторы, опреде­ляющие результат и то влияние, которое они оказывают. На этой основе были получены точные данные для отдельных тренировочных периодов и годовых циклов. Так, например, к концу подгото­вительного периода от тренировки общей выносли­вости переходят к выполнению требований, опреде­ленных спецификой соревнований при осуществле­нии регулярного контроля результатов, показанных при прохождении соревновательной дистанции. В ходе занятий систематически повышается объем тренировки на выносливость. Наряду с физическим развитием и совершенствованием техники разви­вается «чувство» определения оптимальной частоты гребков и способность варьировать ее в соответ­ствии с поставленной в ходе соревнований тактиче­ской задачей. В целях осуществления контроля тре­нер использует специальные часы-так называемый счетчик числа гребков, деление циферблата ко­торых составляет 10 сек, дополнительно по краю циферблата расположена шкала частоты. Для тех- нико-тактического обучения используются кинока­меры и видеомагнитофоны. Наряду с этим про­грамма тренировки предусматривает ознакомление спортсменов с биомеханическими закономерностя­ми протекания сложных процессов движений, а так­же ознакомление с правилами соревнований.

Развитие физической силы гребцов осуществляет­ся в течение всего года преимущественно в форме скоростно-силовой тренировки. При этом осущест­вляется целенаправленный процесс развития муску­латуры рук и ног путем выполнения специальных упражнений. Осуществляется регулярный контроль достигнутых результатов в целях оценки уровня спортивной подготовки в данный момент и опреде­ление новых целей в рамках тренировочного про­цесса. Только силы и выносливости недостаточно для обеспечения полной работоспособности орга­низма; дополнительно выполняется относительно обширная программа вспомогательных упражнений на развитие подвижности, ловкости и координации движений. Предпочтение отдается различным формам гимнастики, бега, лыжам, плаванию и играм.



mob_info