Женщины ла манш переплыть. С чего начался ваш заплыв? Короли и королевы

Переплывших через пролив Ла-Манш гораздо меньше, чем поднявшихся на Эверест. На сегодняшний день насчитывается чуть больше 1000 пловцов-покорителей Ла-Манша. И только пятеро из них — из России. Одна из покорителей этого пролива, тренер по плаванию Людмила Попова, побывала в гостях у Pravda. Ru и рассказала о своих заплывах и закалке характера.

— Людмила, к огда возникла идея переплыть Ла-Манш, как ты к этому готовились?

— Идея такая основательная появилась, естественно, совсем недавно. Но давно были такие задумки, детские мечты, желания.

— Прямо с детства?…

Я ведь всегда занималась спортивным плаванием. Когда только начала популяризироваться открытая вода, у меня возникло желание переплыть что-то такое большое. Как раз услышала, что есть заплывы через Ла-Манш.

Потом со временем это ушло, сменилось другими заботами. И только возобновив тренировки по плаванию в отрытой воде, я действительно поняла, что уже пора начинать готовиться к своему заветному старту. И два года назад я уже активно приступила к тренировкам.

— Как шла подготовка?

— Подготовка шла по-разному. Естественно, когда ты подходишь с определенными целями к какому-то старту, то должен оценить свои силы, свои возможности. Проанализировав свои возможности, силы и расписав определенный план, я приступила к подготовке. Подготовка была в бассейне, в открытой воде — все зависело от периода, конкретного этапа. Необходимые километражи были проплыты.

Естественно, была организационная подготовка. Потому что ты не просто заявляешь желание проплыть Ла-Манш, а пишешь в ассоциацию, оплачиваешь стартовый взнос. Надо еще продемонстрировать определенные навыки за 2-3 месяца до своего заплыва. Ведь шестичасовой заплыв в холодной воде — очень серьезное испытание. Поэтому уже за 8 месяцев я конкретно распределила тренировочные старты, которые у меня должны были быть сначала и перед самим заплывом, где их осуществить. Выезды были постоянные на разную воду — пресную и соленую, выезжала в числе прочего в Грецию.

— А в России где?

В России был основной заплыв на Онеге около Петрозаводска — у нас получилось почти 30 километров. Когда я искала тренировочный старт в России, выбирала близкие условия. У нас много таких суровых, приближенных к Ла-Маншу мест.

Я наткнулась на сайт — 25 километров, Питер-Кронштадт, вышла на ребят, на Эдуарда Пиля, связалась с ними, попросила, чтобы они помогли мне организовать соло-заплыв. Ребята здорово откликнулись, поддержали меня всячески, спрашивали и предлагали разные варианты. Онежское озеро отличалось своими красотами, заповедными зонами, вот я его и выбрала.

Эдуард и его команда организовали заплыв очень хорошо, по всем правилам, — капитан, лодка, организация понравилась. Это был соло-заплыв за месяц до основного старта в Англии. Мы отрабатывали конкретно последние приготовления: кормления такие монотонные, всякие проплывания, погодные условия учитывали. У нас там разная погода была: и штиль, и волны.

В целом порадовала погода, было очень солнечно и тепло. Замечательное место, замечательный заплыв. Ребята восхитили меня своим альтруизмом. Они живут этим делом, организуют не только старты на открытой воде, проводят также беговые чемпионаты и лыжные гонки.

Все было очень уютно, по-домашнему, мы уже действительно прямо как родные люди стали. Своих спортсменов скоро в планирую так же вывезти к ребятам на Онегу, чтобы они тоже проплыли длинную дистанцию в формате соло-заплыва. С нетерпением жду встречи. А вообще у ребят в августе — очень насыщенна программа. Со 2 августа у них очень активно проходят соревнования: серия заплывов для любителей.

Сам этап подготовки был очень непростой, это тоже действительно очень серьезный опыт. Самое сложное — это подготовка, когда постоянные тренировки, нагрузки, травмы… Начинаешь обдумывать, что ты делаешь не так, корректируешь свой тренировочный процесс, с каким-то сталкиваешься сопротивлением. Вот самое-самое сложное было, естественно, на тренировках.

— А сам такой длительный заплыв прошел хорошо? Можно сказать, что на каком-то этапе отключаешься — медитируешь?

— Заплыв через Ла-Манш в целом прошел хорошо, можно сказать, по плану. На пятом часу в холодной воде уже, конечно, происходят свои мыслительные процессы. Ты начинаешь уже включать ресурсы своего организма, как-то себя отстранять от тех сложностей, которые у тебя возникают, всеми способами, которыми ты умеешь. Возникает, конечно, такой момент, когда ты уже понимаешь, что все — дальше дороги нет, ты плывешь, и только призраком — французский берег.

— На ваш взгляд, если обычный человек, который раньше не занимался плаванием, решил переплыть Ла-Манш или нечто подобное, у него есть шансы? Или надо было раньше начинать серьезно плавать и готовиться?

Конечно, надо учитывать определенные физиологические возможности. Но если есть огромное стремление, огромное желание, то это возможно. Люди делают это, переплывают. Многие могут, но не многие хотят. Все отталкивается, начинается с желания.

Я считаю, что если человек действительно загорится целью, если он загорится желанием, если он поймет, что ему для этого много предстоит сделать, и пройдет через это, то обязательно сможет.

И я уверена, что увлечения, любительский спорт — будь то марафонский бег, триатлон, плавание или другие виды — скоро очень серьезно будут набирать массовость. Сейчас это очень активно популяризуется, приходит в нашу жизнь. Сейчас уже начинается такой огромный бум. Я думаю, что и Ла-Манш будут все популярней среди россиян.

— 26 июля состоялся заплыв через Босфор. Конечно, это значительно проще, но для многих россиян — это первый серьезный старт. Как вообще надо готовится к подобным соревнованиям, что учитывать?

— Босфор и Ла-Манш — разные мыслительные процессы. Ла-Манш длился 13 часов, а через Босфор максимум час люди плывут. Поэтому тактически Босфор отличается от Ла-Манша. Босфор сам по себе — очень красивое, теплое место, старт происходит с одного берега на другой вдоль финишного берега. Там действительно нужно очень тактически грамотно отработать, чтобы не уплыть далеко за финиш.

Думать о каких-то высоких вещах, времени нет, потому что ориентир на центр на старте, на середине нужно себя сконтролировать, и, конечно, хорошо сделать мощный финиш, не уплыть далеко. Поэтому там нужно постоянно думать, осознавать, где ты находишься, в какой части Босфора, и как тебе нужно сейчас отреагировать, куда переместиться поближе, откуда подальше.

Для людей, которые получают первый опыт на открытой воде, хотела бы сказать, что старт не такой сложный, чтобы его бояться. Если человек спокойно плывет три километра в бассейне, в пресной воде, в открытой воде, то он спокойно плывет три километра и на море. Если в конце дистанции есть еще силы немножко ускориться, прибавить, со скоростным моментом, отработать финиш, то надо пробовать, дерзать, и все получится.

Обязательно перед стартами надо прокатиться на брифинги, посмотреть дистанцию. Опыт, в том числе соревновательный, дело наживное. А главное — не бояться. Если вдруг возникают какие-то нештатные ситуации — не паниковать, не переживать, а спокойно доплывать дистанцию. И желаю всем удачи, получения этого опыта и радости. Потому что люди с такими глазами финишируют, выходят на берег — это большого, дорогого стоит.

Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив Ла-Манш всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.

Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали из-за различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце 1980-х . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон - британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.

Длина пролива Ла-Манш - 578 километров, ширина - от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова - Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово «Ла-Манш» было заимствовано из французского названия (la Manche; manche - «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.


Популярны рискованные заплывы через пролив - разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно - даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и из-за сильного течения. За всю историю Ла-Манш смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы Ла-Манша. Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.


Евротоннель (Channel Tunnel , а иногда и просто Euro Tunnel ) имеет протяженность 51 километр , 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.


Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран по-своему распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.


Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe ( Париж - Лондон ). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.


Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.


По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.


В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы . Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв - английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка из-за технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к каким-либо проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.


Евротоннель - один из самых грандиозных проектов XX века , но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.


Среди туристов популярны однодневные туры экономкласса между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен из-за пересадок и длительного ожидания в аэропортах.

Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison - PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images

В предверии шести лет с момента заплыва через Ла-Манш решил выложить кое-какие материалы со своего старого сайта paulkuz.ru , обновив их и снабдив комментариями. Будет несколько постов с картинками. Так что, если кому неинтересно - не читайте.

Итак, для начала о том, что такое Ла-манш и заплывы через него (типа, справка).

Пролив Ла-Манш (Дуврский пролив, Английский канал, Па-де-Кале) - классическая дистанция для марафонского плавания. Впервые официально пересечен в 1875 году капитаном торогового флота Великобритании Мэтью Веббом.


Мэтью Вебб плыл брассом (кроль еще не был изобретен), кормился в пути бульоном, и пересек пролив за 21 час 45 мин!

С тех пор за 138 лет чуть больше 1000 человек успешно переплыли пролив (некоторые в двух и даже в трех направлениях без остановок). Среди них до последнего времени не было ни одного гражданина России, СССР или Российской Империи. В последние годы каждый сезон делается несколько десятков попыток - примерно 65-70% из них удачные.


Памятник пловцам через Ла-Манш в бухте Дувра. Обратите внимание: они плывут кролем и в обоих направлениях.

Заплыв занимает по времени от 6 ч. 58 мин. (непобитый пока рекорд 2007 г.) до 26+ часов, обычно от 12 до 16 часов. Время зависит не только от пловца, но и ничуть не меньше от погоды и мастерства пилота катера сопровождения. Заплыв регистрируется представителями Ассоциации плавания через Ла-Манш (Channel Swimming Association (CSA), существует с 1926 г.) или Федерации плавания и сопровождения через Ла-манш (Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF), существует с 1998 г.) с обязательным наймом катера с командой сопровождения, которая обеспечивает безопасность пловца, навигацию, питание и психологическую поддержку, а также возврат пловца к месту старта. Без присутствия представителей Ассоциации или Федерации заплыв не регистрируется.


Пример сообщений от команды поддержки, которые пловец видит боковым зрением.

Важно: это не соревновательные, а одиночные (solo swims) заплывы. Последний раз соревнования через Ла-Манш проводились в начале 50-х годов и сейчас в силу интенсивного судоходства в проливе их проведение невозможно. Кроме соло-заплывов сейчас также проводятся эстафетные заплывы (от 2 до 6 человек, каждый плывет по очереди по 1 часу, остальные ждут на катере), но это особая дисциплина.


Пример плохого самочувствия пловца, ожидающего своей очереди во время эстафетного заплыва через Ла-Манш.

Время старта заплыва в целом определяется временем окончания прилива, которое сдвигается каждый день примерно на один час. Точное время и место страта всякий раз определяется пилотом лодки сопровождения. День старта определяется, исходя из силы приливных течений. Примерно неделя сильных течений (spring tides) сменяется неделей слабых течений (neap tides), во время которой совершаются заплывы. Но и внутри этого "окна" день от дня сила течений разная. На это накладываются внешние погодные условия - сила ветра и высота волны. Идеальный день - со штилем и слабыми течениями - попадается крайне редко. Поэтому результаты по времени, по большому счету, даже для одного пловца не сравнимы, поскольку заплывы совершаются каждый раз в разных условиях.

До заплыва допускается пловец, доказавший способность плыть в течение шести часов в воде 16 гр. по Цельсию или ниже. Также требуется предоставление результатов медицинского обследования пловца.


Пример многочасовой тренировки в бухте Дувра.

Правилами Ассоциации / Федерации пловцу разрешается иметь на себе очки для плавания, обычный купальник / плавки (armless and legless) и шапочку, не дающие пловцу дополнительного тепла или плавучести. Т.е. гидрокостюмы использовать нельзя. Это делается с целью обеспечения сравнимости результатов заплывов в разные годы. Ведь самый первый пловец через Ла-манш плыл без гидрика! Разрешается наносить на тело специальный жир (Channel grease). Он не дает дополнительного тепла, но защищает тело пловца от непосредственного контакта с агрессивной средой. Его можно заказать в аптеке (90% ланолина, 10% вазелина). Запрещается использовать воднонепроницаемые плееры и другие гаджеты, помогающие пловцу. Ну и допинги, разумеется тоже запрещены. "Проводится выборочный допинг-контроль".


Пример аптечного рецепта Channel grease. Показания врача - наносить "на кожу туловища". А куда ж еще?


Пример нанесения жировой смеси на тело пловца. Ассистент использует резиновые перчатки.

Особые сложности заплыва через Ла-Манш:
- длина дистанции (33 км по прямой, из-за течений дистанция может увеличиваться до 40-50 км, поскольку в реальности пловец плывет по S-образной кривой из-за боковых приливных/отливных течений);
- температура воды (от 15 до 18 гр. по Цельсию в сезон с 1 июля по 15 сентября);
- интенсивный судоходный трафик в проливе (за сутки его пересекает около 700 судов);
- агрессивная среда (низкая температура воды, соленая вода как сильный раздражитель, обилие водорослей, медуз и пр.);
- опора только на собственные силы: пловец не должен касаться во время заплыва других людей или объектов (лодок и пр.)
- приливы и отливы, создающие дополнительные течения в проливе;
- ветер, волны, темнота (заплыв часто начинается и заканчивается в темное время суток).

Регулярное питание пловца обеспечивается с лодки сопровождения путем передачи бутылок на веревке или чашек на телескопическом шесте.


Пример питания во время заплыва через Ла-Манш. Пловцы-любители вначале питаются каждый час, затем каждые 30 мин. Профессионалы вначале питаются каждые 20 мин, затем еще чаще.

Задача пловца - найти оптимум между достаточно высоким темпом плавания, чтобы не переохладиться, и необходимостью экономно распределить силы на этой сверхдлинной дистанции. Остановка даже на одну лишнюю минуту в ходе заплыва легко может привести к переохлаждению и неудачному исходу. Поэтому важнейшую роль играет правильно подобранное и хорошо организованное питание пловца в ходе заплыва (как правило, жидкими углеводами).

Главное правило - в течение всего заплыва пловцу нельзя касаться лодки сопровождения и людей на ней, в противном случае он дисквалифицируется официальными наблюдателями, находящимися на лодке.


Пример официального наблюдателя, ведущего протокол заплыва через Ла-Манш.

Заплыв начинается на британском берегу, пловец должен полностью выйти из воды и по сигналу начать плыть. Финиш также засчитывается, когда пловец полностью выходит из воды на французском берегу.


Пример: после заплыва пловца укутывают в теплую одежду, потому что вне воды его начинает "колотить" от переохлаждения. Рядом - ведро на случай приступа морской болезни.

Плавание через Ла-Манш - рискованный вид спорта, связанный с потенциальной гибелью участника. Предпоследний раз это случилось 11 августа 2001 году, когда на 17 часу заплыва "был потерян визуальный контакт" с пловцом Уэли Штаубом (Швейцария). А последний раз - в этом году, буквально месяц назад 21 июля 45-летний ирландец Параик Кейзи утонул буквально в 1 км от французского берега в 1.30 ночи. Тело его так и не нашли. И это, несмотря на то, что пловец ночью прикрепляет к плавкам светящуюся палочку, чтобы его было хорошо видно в воде!

С 1995 года заплывы по требованию французских властей совершаются только по направлению из Великобритании во Францию (то есть старт из Франции запрещен), как правило со стартом из района Шекспировских Скал около г. Дувр (Великобритания) и разбросом финиша на 30-ти километровой береговой полосе в районе мыса Гри-Не (от г. Кале до г. Булонь-сюр-Мер, Франция).

Неопределенность места финиша связана с более сильными течениями в районе побережья Франции из-за мелководья. Французы запретили старты якобы по соображениям безопасности, но действительная причина - слишком малое число участников-французов и большое - британцев.


Пример традиционного места старта - Шекспировская скала, откуда по легенде бросился в море король Лир.


Пример традиционно желанного места финиша во Франции - скалистый берег у мыса Серый нос (Гри-не). После многочасового плавания зачастую непросто вылезти на скалы, чтобы официально завершить заплыв.

На самом деле, статистика показывает, что плыть из Франции в Великобританию проще, поскольку самый сложный участок с сильными течениями преодолевается в первые часы заплыва, когда соискатель еще полон сил. Значительно хуже, когда в полубессознательном состоянии пловцу уже виден заветный берег Франции в 3-5 км, а плыть до него оказыватся не два, все пять, а то и больше часов.


Пример траектории пловца-любителя: Ла-Манш наказывает медленных плоцов боковыми течениями. Зато японка Миюки - а это ее карта - пыталась проплыть "в два конца". Синяя кривая - тренировочный заплыв в один конец. Красная кривая - в два конца (немного не доплыла, у нее свело ноги). Точками отмечено положение пловца каждый час заплыва.

В связи с пересечением морской границы между Великобританией и Францией франузскую визу пловцу иметь не обязательно. За ходом заплыва в режиме реального времени следят французские береговые власти. По его окончании, пловец сразу же должен покинуть территорию Франции и быть оттранспортирован на лодке сопровождения обратно в Великобританию.


Пример переодевания пловцов после тренировки в водах Ла-Манша. Используется специальное плотенце на резинке, чтобы было удобнее переодеваться на холодном ветру.

Первым россиянином, пересекшим Ла-Манш вплавь, стал Павел Кузнецов (35 лет на момент заплыва, Москва). Заплыв состоялся с 22 на 23 августа 2006 года, время заплыва - 14 часов 33 минуты 25 секунд. Финишировал во Франции на песчаном пляже между местечком Сангатт и г. Кале в 01 час 20 мин. 23 августа 2006 года. Старт состоялся с пляжа Abbots Beach, неподалеку от г. Дувра (Великобритания) в 10 час 47 мин. утра предыдущего дня. Волнение моря в ходе заплыва составляло от 2 до 4 баллов по шкале Бофора, последние четыре с половиной часа прошли в полной темноте. Длина дистанции по прямой составила 42 км, температура воды: 16.8-17.2 градусов.


Пример пловца где-то в середине Ла-Манша. Волнение 3 балла по Бофору.


Еще один пример пловца в водах Ламанша, примерно в 5 км от Белых скал Дувра.

Годом позже сразу при поддержке неравнодушных с марафонскому плаванию российских людей и Британского посольства в Москве был организован заплыв лучших на тот момент российских марафонцев - Наталии Панкиной и Юрия Кудинова - с целью установления мирового рекорда дистанции. Несмотря на очень хорошие результаты (7 ч 05 мин 42 сек у Юрия, 24 августа и 8 ч 11 мин у Наталии, 26 августа), рекорда не получилось. В том же 2007 году со второй попытки Ла-Манш успешно переплыла Алла Кассиди - россиянка, живущая в Великобритании. (13 ч 07 мин, 6 сентября). Еще годом позже Наталия сделала вторую попытку мирового рекрода, но из-за погодных условий через 6 ч 14 мин прекратила заплыв.

С тех пор россияне не переплывали Ла-Манш.


Пример траектории заплыва профессионального пловца (Ю. Кудинова)

Ла-Манш неширок. Когда погода хорошая, из английского города Дувра в подзорную трубу или бинокль виден французский город Булонь. Между ними гладь пролива. Даже не верится, что эта спокойная вода своими штормами и туманами много столетий ужасала путешественников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гертруда Эдерле, первая в мире женщина, переплывшая Ла-Манш, принимает первые поздравления.

Южноафриканский спортсмен Фрэнк Чалмерс на этой узкой волнорезной доске тоже совершил путешествие из Англии во Францию.

Парашют взят на буксир моторным ботом. Таким необычным способом прибыл из Дувра в Кале телеграфист Вэлли Дрепер!

Гаю Юлию Цезарю с большим трудом удалось форсировать пролив. При первой попытке его постигла неудача, и он вынужден был вернуться. Тысячелетие спустя норманский князь Вильгельм Завоеватель, переправляясь со своей дружиной через Ла-Манш, потерял в его волнах столько воинов, что под страхом смерти запретил очевидцам об этом рассказывать. Недалеко от этих вод вместе с Непобедимой армадой короля Филиппа II исчез престиж Испании как великой морской державы.

Эта узкая водная полоса десятилетиями притягивает к себе любителей рекордов. Просто переплыть? Этим теперь уже никого не удивишь. В кровати, в ванне, в бочке или стоя на крыле самолета - как только не пытаются одолеть знаменитый пролив!

Начало «спортивной» биографии Ла-Манша можно дотировать 1785 годом, когда специальные выпуски парижских и лондонских газет сообщили сенсационную новость: двое отважных французских ученых, Бланшар и Жаффри, перелетели на воздушном шаре из Дувра в Гвин-Форест, около Кале. Обе столицы ликовали.

Не прошло и ста лет, как отыскались новые покорители водного пространства между Кале и Дувром. Матрос английского почтового судна «Россия» Мэтью Вэбб, мечтавший переплыть Ла-Манш, долго и терпеливо тренировался, пользуясь каждым штилем. В начале июня 1875 года ему пришлось пережить большое разочарованна. Королева Виктория устроила в своем замке прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который первым вплавь преодолел пролив. Правда, Бойтон пользовался специальным спасательным костюмом. Газеты сообщали также, что Бойтон неоднократно терпел неудачи, терял ориентиры и должен был возвращаться.

Тогда отважный «капитан» - так матрос Вэбб стал называть себя - решил преодолеть Ла-Манш не в спасательном, а в самом обыкновенном купальном костюме. 12 августа 1875 года он отплыл от английского берега в районе Дувра. Бог морей Нептун не был к нему благожелателен: начался шторм. На половине пути обессилевший пловец был поднят на борт какого-то случайного судна.

Через две недели «капитан» Вэбб повторил свою попытку. Смертельно уставший, постаревший на много лет, он через 21 час 45 минут после старта достиг пляжа о Кале. Американец Бойтон был забыт, и мир отметил первое «настоящее» покорение Ла-Манша. Газеты величали Вэбба героем.

Прошло 36 лет, прежде чем другой спортсмен, Томас Берджесс, смог повторить этот рекорд.

Первой женщиной, одолевшей знаменитый пролив, стала американка немецкого происхождения Гертруда Эдерле. В августе 1926 года она за 14 с половиной часов проплыла от мыса Гри-Не до Дувра. Первым, кому покорился маршрут Дувр-Кале и обратно, был Е. Темм. Свое смелое предприятие он совершил дважды - в 1927 и 1934 годах. Первой женщиной, повторившей этот рекорд, была американка Флоренс Чедвик. Она показала отличное время на марафонской дистанции между Англией и Францией: 14 часов 42 минуты. Сейчас последнее слово среди рекордсменов принадлежит египтянину Хасану Абдель Рехиму -10 часов 50 минут.

Самой молодой «русалкой», переплывшей Ла-Манш, была семнадцатилетняя канадская школьница Клаудия Макферсон. Стартовав с французского берега, она вышла из воды на песок одного из английских пляжей и выглядела при этом так бодро, как будто провела в воде всего несколько минут.

Нынешние любители славы поставлены в трудное положение. Чтобы заставить мир заговорить о себе, приходится быть очень изобретательным и настойчивым: ведь требуется что-то новое, особенное.

Так, например, француз Жорж Мишель купил в Америке моржа и стал тренировать его в плавании на большие расстояния. После того как морж приобрел надлежащую спортивную форму, оба «спортсмена» отбыли из Кале и через 11 часов были уже у английского берега. При этом Мишель все время держал моржа на поводке, как обычную собаку.

Двадцатипятилетняя Джейн Балтазар из Нью-Йорка пыталась переплыть Ла-Манш под водой. Однако с судна, сопровождавшего ее, по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон, и пловчихе пришлось на половине пути сдаться. При повторной попытке Балтазар уже не была первой: ее опередил ее же бывший супруг, незадолго до этого с ней разведшийся.

Интересные события произошли летом 1963 года. Житель Корнуолла, молодой психотерапевт Кейт Слокомб, простившись с женой и двумя детьми, отправился якобы на конференцию в Лондон. На самом деле он тайком поехал в Дувр, привязал к маленькой волнорезной доске фляги с водой и фруктовым соком и пустился в плавание. Его никто не видел. Через 9 часов, весь обросший солевой коркой, смельчак достиг французского берега. И снова никто его не заметил,

Почему же вы никого не предупредили? - интересовались потом журналисты.

Отважный пловец честно ответил, что очень боялся собственной жены.

В августе 1963 года многие пассажиры пароходов, идущих Ла-Маншем, просто не верили своим глазам: высоко в небе на крыле самолета стоял человек. Таким оригинальным способом преодолевала водный рубеж Элен Кэмпбел, лондонский бухгалтер.

Многие пробуют переплыть Ла-Манш с помощью так называемых машин-амфибий. Первыми, кому посчастливилось это сделать, были владелец одного из парижских ночных клубов Тони Эндал и французский спортсмен Жан Брюэль.

Студент-химик Брайтонского университета Аллан Уитт собирается этим летом переплыть пролив в мотоботе, сделанном из старой ванны. Студент утверждает, что если все будет в порядке, то доберется в Кале из Дувра через 10 часов.

Стать в ряды покорителей пролива хочет и строитель Георг Данн. Его страсть - планеризм. В этом году он попробует перелететь через Ла-Манш на устройстве, принципиально похожем на обыкновенный бумажный змей, Предполагается, что эту алюминиевую конструкцию будет буксировать моторный бот...

Пролив между Англией и Францией - идеальное место для того, чтобы устанавливать рекорды. Бесчисленное количество смельчаков, соревнуясь друг с другом, пытались преодолеть заветную водную гладь. Причем состязались они и в креативе, ведь просто переплыть Ла-Манш на лодке - слишком скучно и банально.

На воздушном шаре

Первыми людьми, которым удалось пересечь пролив по воздуху, считаются француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис. А произошло это 7 января 1785 года. Причем до этого смельчаки провели два пробных полета над Англией, чтобы убедиться в реальности задуманного плана. И лишь после этого отправились устанавливать рекорд.

Их полет, занявший примерно 2,5 часа, завершился удачно. Смельчакам повезло, поскольку в тот день над Ла-Маншем стояла хорошая погода. Единственная неприятность - небольшой ветер, который мог отклонить шар от намеченного маршрута. Примерно в час дня Бланшар и Джеффрис стартовали. Но они не учли, что слишком сильно нагрузили шар. Поэтому им в срочном порядке пришлось избавляться от лишнего снаряжения, чтобы аэростат смог набрать необходимую высоту. Любопытно, что смельчакам пришлось выкинуть из корзины и почти всю свою одежду. Это помогло. И около 3 часов дня шар остановился в деревьях близ Кале.

За этот подвиг Людовик XVI назначил Бланшару пожизненную пенсию, а на месте приземления спустя некоторое время появился мраморный монумент.

Кстати, летом 1785 году француз Пилат де Рожье попытался на воздушном шаре повторить полет. Но эта попытка завершилась катастрофой.

На воздушном змее

Авантюрист и пионер авиации американец Сэмюэл Коудери (Коди) первым начал создавать бумажные воздушные змеи, так сказать, «общего назначения». Он добился того, что его детища смогли подниматься на большую высоту и преодолевать значительные расстояния. Теоретически, эмеи смогли бы пригодиться в качестве транспорта для человека. Для этого было решено добавить крылья с обеих сторон, чтобы возросла грузоподъемность. И в 1901 году он запатентовал свое творение, получившее название «бумажный змей Коди». Уникальность изобретения заключалось в том, что змеи Коди можно было использовать даже при сильном ветре. И вскоре Сэмюэл был принят в ряды Королевского Метеорологического Общества.

А в 1903 году Коди, чтобы продемонстрировать все возможности своих змеев, предпринял попытку пересечь Ла-Манш. Для этого он прикрепил свое творение, в качестве тягача, к лодке Berthon. Коди с поставленной задачей справился, а на его змеи обратило внимание британское Адмиралтейство и приобрело несколько штук для военных целей.

На коракле

В 1974 году житель уэльского городка Ллехрид Бернард Томас отважился на подвиг - он задумал переплыть Ла-Манш на коракле. Надо сказать, что коракл - это небольшое суденышко, напоминающее по форме половину скорлупы грецкого ореха. Каркас этого плавательного средства традиционно выполнялся из переплетенных между собой ивовых прутьев, которые дополнительно укрепляли жгутами из ивовой коры. Затем каркас обтягивали шкурой какого-либо животного (чаще всего, бычьей или лошадиной), после чего конструкция покрывалась слоем смолы, чтобы улучшить водонепроницаемость.

Бернард Томас, к слову, всю свою жизнь занимался лишь двумя делами - ловил рыбу, да изготовлял кораклы. Переправа через пролив заняла у него чуть более 13 часов. А причину путешествия он объяснил желанием доказать всеми миру, что история о принце Мадоге - не выдумка. По легенде, он вместе с союзниками в 1170 году уплыл в Северную Америку именно на кораклах.

На кайте

В сентябре 1999 года был установлен рекорд по пересечению пролива на кайте. Это достижение записано на имя миллиардера Ричарда Брэнсона. На вояж он потратил 2,5 часа.

До этого и после Брэнсон еще несколько раз пересекал пролив. Кроме рекорда скорости, он еще является и самым возрастным кайтсерфигом, который отваживался на подобную авантюру - ему уже более 60 лет.

Интересно вот что: когда Брэнсон оказался на французской территории, его задержала полиция из-за незаконного пересечения границы, ведь власти о своем путешествии он не предупредил. Но миллионер отделался лишь устным предупреждением.

На амфибии

В начале 2000-х швейцарец Фрэнк Риндеркнехт переплыл Ла-Манш на автомобиле-амфибии Rinspeed Splash. Надо сказать, что Риндеркнехт и являлся создателем этого транспортного средства.

Он стартовал в английском порту Довер, а закончил путешествие во французском Сангатте. На путешествие у швейцарца ушло 193 минуты и 47 секунд. Это являлось мировым рекордом для амфибий, оснащенных подводными крыльями.

Rinspeed Splash, оснащенный мотором с рабочим объемом 0,75-литра (140 л.с.), весит всего лишь 825 килограммов. До 100 км/ч он разгонялся за 5,9 секунд.

На воздушных шарах

Уже в 20-м веке пересечение пролива перестало быть чем-то необычным, поэтому авантюристам пришлось подключать фантазию. И чем дальше, тем креативнее был подход. Например, американец Джонатан Трапп в 2010 году перелетел через Ла-Манш на воздушных шарах.

Он стартовал из английского Ашфорда и спустя 4 часа приземлился у французского Дюнкерка. Он установил своеобразный рекорд благодаря 54 разноцветным шарам, наполненных гелием. Кстати, диаметр каждого шара составлял 2,5 метра. А прикрепили их к креслу, оборудованному радиосвязью и навигацией. Также смельчак прихватил с собой кислородные маски для подстраховки.

Максимальная высота, на которую поднялся Трапп составила 2,25 километра, а скорость достигала отметки в 40 км/ч. За полетом наблюдали с вертолета и вели запись на видеокамеру. А чтобы начать снижаться, Трапп срезал лишние шары.



mob_info