Все олимпиады по географии. Всероссийская олимпиада по географии

Уважаемые участники, после прохождения олимпиады можно будет заказать изготовление персонального диплома. Также изготовление диплома можно заказать по ссылке.

География - прекрасная и увлекательная наука. На каждом уроке географии дети узнают о различных городах и странах нашей планеты, изучают различные народы, познают отчего происходят землетрясения, как земля меняется и с чем это связано. Каждый урок географии - это некое маленькое путешествие.

Несмотря на то, что каждый урок - это безусловно интересное представление о нашем мире, все же учителю помимо рассказов приходится использовать различные методы, для контроля знаний учащихся и для выявления слабых и сильных учеников. Одним из контрольных методов является подготовка учеников к олимпиадам по географии. Наш педагогический международный портал Солнечный свет предоставляет каждому учителю воспользоваться нашими онлайн тестами, для выявления сильных сторон своих учащихся.

Пройти тест по географии на портале Солнечный свет

Олимпиадные задания отличаются от обычных школьных не только содержанием, но и уровнем сложности. Благодаря подготовке учителя, учащиеся могут расширить свои знания в области географии и смогут увеличить свое представление о географии, как о науке. Результат участия в конкурсах, во многом зависит от правильной и качественной подготовки. Главными формами подготовки до сих пор остаются теоретические знания и практическая работа. В частности учитель готовит ученика, дает ему все теоретические, после чего ученик должен пройти самостоятельные задания, которые лишь будут подправлены учителем.

Тренировочные упражнения помогут развить и память, и умственную деятельность. Такие упражнения собраны на нашем педагогическом портале «Солнечный свет». Здесь вы найдете тестовые задания. Каждый тест имеет по 10 вопросов. Все вопросы были созданы с расчетом разделов школьной программы с 6-го по 11-е классы. На сайте вы найдете тесты для различной возрастной категории. Оценить учеников можно за счет готовых ответов под каждым заданием. Такие тесты максимально упрощают работу над ошибками. Несмотря на то, что каждое задание создано с учетом содержания учебной программы, все равно они позволяют ученикам расширить свои знания.

Олимпиады по географии за 6-11 -е классы

Наш педагогический портал Солнечный свет предлагает вашему вниманию тренировочные онлайн олимпиады с ответами, которые смогут помочь учащимся подготовиться к реальным конкурсным заданиям, кроме того такие тесты могут помочь определить уровень знаний и уровень подготовки по олимпиадам. Созданные тесты готовы помочь устранить некоторые пробелы в знаниях по географии.

На данной странице для вас собраны примеры заданий за 6-е по 11-е классы. Каждый учитель может использовать наш портал и все материалы на своих уроках. Воспользоваться комплектом заданий также может любой учащийся. Для моментального получения результата, по ответу, вы можете свериться с уже готовыми ответами, указанными внизу задания, нажав на кнопку «проверить».

Создать диплом по пройденным олимпиадам

Помимо того, что наш портал позволяет подготовиться к олимпиаде, мы также предлагаем прекрасные подарки в виде диплома и свидетельства о прохождения данной олимпиады. Все что нужно для получения диплома, оплатить оргвзнос, ответить на все вопросы по тесту и нажать на кнопку «создать диплом». Для этого вам нужно «создать свой кабинет», для этого вам нужно будет ввести свою электронную почту.

Вам откроется страница с различными направлениями. Выбираете направление, которое вы только что сдали, к примеру «Олимпиады», после вам выходит страница с большим выбором красочных дипломов. Вы сами создаете для себя диплом, а потом скачиваете, все очень просто.

6 класс

(школьный этап).

Задание № 1.

Представьте, что перед вами лежат три плана местности, которые были составлены вашими друзьями - школьниками из других городов. Какие из перечисленных условных знаков могут встретиться на каждом из планов?

Условные знаки: а) болото; б) солончак; в) вырубка; г) лиственный лес; д) пашня; е) пески барханные; ж) фруктовый сад); з) хвойный лес.

Города: Архангельск, Воронеж, Ашхабад.

Задание № 2.

Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:

а) точка с нулевыми географическими координатами;б) высочайшая гора мира;в) столица России;г) самая южная точка Африки.

Задание №3.

Этот венецианский купец первым из европейцев в XIII веке смог проникнуть в глубинные районы Азии. Путешествуя многие годы, он собрал сведения о природе Памира, муссонах Индии, неизвестных растениях Китая. Назовите имя путешественника.

Задание №4.

Расположите карты в порядке уменьшения степени подробности изображаемой территории:

а) 1: 5 000 000 б) 1: 10 000 000 в) 1: 100 000 г) 1: 200 000

Задание №5.

Писатель Н.Н. Михайлов (он был географом) в своей книге «Иду по меридиану» пишет, что день длился 180 суток.

«Солнце ходило по кругу почти на одной высоте, и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг».

О каком месте пишет автор?

Задание №6.

Моряки нашли в море бутылку, в которой находилась бумага с просьбой о помощи. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, поэтому вместо точного указания места трагедии в записке сохранились только следующие обрывки:

«8º….ш. и ….º в…. на остр. Ш….нк….Помогите!»

Прочитайте записку моряков.

Задание №7.

«Посреди нашей страны, словно пояс узорный, протянулся хребет. Тысячу лет назад его называли Каменный пояс. Реки стекают с хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию». О каких горах идёт речь?

Задание № 8.

Зная широту точек А, Б, В, Г, определите, как они расположены, какая из них:

1) ближе всего к экватору; 2) ближе всего к топику;

3) ближе всех к Южному полюсу; 4) самая северная точка.

А. (43º ю.ш.), Б. (19º ю.ш.), В. (7º с.ш.), Г. (34ºс.ш.).

Задание № 9.

Какие меридианы Западного полушария являются продолжением 20-го, 40-го, 70-го меридианов в Восточном полушарии?

Всероссийская олимпиада школьников по географии

7 класс

(школьный этап).

Задание №1

Составьте пары правильных ответов « прибор - единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина». Какой прибор остался без пары? Что он показывает?

Приборы: анемометр, барометр, гигрометр, осадкомер, термометр, эхолот.

Единицы измерения: миллиметр, метр, м/с, мм рт.столба, процент.

Задание №2

Выберите из перечисленных ветров те, которые называют сезонными.

Пассаты, муссоны, западные ветры, бризы.

Задание №3

Город Краснодар находится на параллели 45º с.ш. К чему он ближе расположен - к экватору или Северному полюсу? Почему?

Задание №4.
Рыбаки на плоту терпят бедствие, их координаты 40º ю. ш. и 120º з. д. В какое течение попал флот? Поможет ли оно людям добраться до берега?

Задание №5.

Определите климатические пояса по описанию.

А. 1) температура июля +30…+35 º С,

2)температура января +15…+20 º С,

3) осадков менее 300 мм/год,

4) преобладает высокое давление.

Б. 1) температура января около 0 º С,

2) температура июля -15…-20 º С,

3) осадков 400-500 мм/год (больше в декабре - феврале).

В. 1) температура января около +10 º С,

2) температура июля +25…+30 º С,

3) осадков 800-900 мм/год (больше в июле - августе)

Задание №6.

Если плыть вдоль берегов этого материка, то можно пересечь три океана. Что это за материк? Назовите дату и имена его первооткрывателей.

Задание №7.
Эти две страны расположены на одном материке. Часть границы между ними проходит по реке. Их берега омывает один залив, название которого одноимённо с названием одной из стран. Назовите все эти географические объекты.

Задание №8

Почему реки Амазонка и Конго являются самыми полноводными в мире?

Задание №9.

Назовите неизвестное в этих физико-географических пропорциях:

1) Эверест / Евразия = ? / Южная Америка;

2) Африка / Нил = ? / Миссисипи;

3) Северная Америка / Ниагарский водопад = ? / водопад Виктория;

4) Африка / Сахара = ? / Атакама

Задание № 10.

«Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдёт ещё шесть часов, и океан начнёт отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли». Что это за природное явление? Объясните его происхождение.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

8 класс.

(школьный этап).

Время выполнения работы - 1час.30 мин. (2 урока).

1 раунд. Тест. З а каждый правильный ответ 1 балл. Всего 25 баллов

1.Какой материк пересекается экватором в северной части?

А) Северная Америка; Б) Южная Америка; В) Австралия; Г) Евразия.

2. Относительно устойчивые и выровненные участки земной коры, лежащие в основании современных материков - это:

А) материковые отмели; Б) платформы; В) сейсмические пояса; Г) острова.

3. Зеленые растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Это пример взаимодействия:

А) гидросферы и литосферы; Б) атмосферы и литосферы;

В) биосферы и гидросферы; Г) биосферы и атмосферы.

4. Природные зоны изменяются от экватора к полюсам, так как изменяется:

А) рельеф; Б) климат; В) почва; Г) характер деятельности человека.

5. Какое растение или животное НЕ ХАРАКТЕРНО для зоны саванн?

А) бегемот; Б) горилла; В) акация; Г) баобаб.

6. Почему Аляску раньше называли «Русская Америка»?

А) ее природа похожа на природу России;

Б) она была открыта и исследована русскими мореплавателями;

В) ее коренные жители разговаривали на русском языке;

Г) Аляска - в переводе означает «русский».

7.Какие координаты имеет восточная точка России - остров Ратманова?

А. 75°30´ с.ш. 169° 00´ в.д. Б. 55°30´ с.ш. 189° 00´ в. д

В. 65°30´ с.ш 169° 00´ з.д. Г. 175°30´ с.ш. 169° 00´ з.д.

8.Каково ГЛАВНОЕ значение озонового слоя для планеты Земля?

А) защищает Землю от падения метеоритов;

Б) защищает от перегревания и переохлаждения;

В) нужен организмам для дыхания;

Г) задерживает вредное ультрафиолетовое излучение.

9. Потомков от браков негров и белых называют:

А) метисами; Б) самбо; В) мулатами; Г) индейцами.

10. В каком из названных морей Атлантического океана добывают нефть?

А) в Саргассовом; Б) в Северном; В) в Балтийском; Г) в море Уэдделла.

11.Сколько приблизительно % пресной воды Земли «заморожено» во льдах Антарктиды?

А) 40%; Б) 50% ; В) 80% ; Г) 90%.

12. Какова протяженность материка Евразия с запада на восток в градусах, если долгота самой западной точки материка 9° з.д., а самой восточной - 170 ° з.д.?

А) 161°; Б)179 °; В)199 °; Г)189 °.

13.Чем отличается национальный парк от заповедника?

А) у него большая территория; Б) в нем охраняют только животных;

В) его могут посещать туристы; Г) все перечисленное.

14. Для какой природной зоны характерно следующее сочетание природных компонентов: черноземные почвы, злаковая растительность, суслики, лисицы, мыши, зайцы, дрофы:

А. Тундра; Б. Тайга; В. Степи; Г. Пустыни.

15. С каким государством Россия имеет наименьшую сухопутную границу?

А. с КНДР; Б. с Польшей; В. с Норвегией; Г. с Латвией.

16. Слова: « Могущество Российское прирастать будет Сибирью» принадлежит:

А. Петру І; Б. М.В. Ломоносову; В. Н.М. Пржевальскому; Г. В. Татищеву.

17. Гейзеры Дальнего Востока расположены:

А. на о. Врангеля; Б. на Чукотке; В. На Камчатке; Г. на Таймыре.

18 . Выберите неправильный ответ: Благоприятными для жизни условиями являются:

А. Обилие осадков; Б. Невысокая относительная влажность;

В. Теплое солнечное лето; Г. Умеренно холодная зима.

19. Площадь какого из материков наиболее близка к площади, занимаемой Россией?

А. Австралия; Б. Антарктида; В. Северная Америка; Г. Южная Америка.

20. На Долю Байкала приходится 20% запасов пресной воды…..:

А. России; Б. Сибири; В. Евразии; Г. Мира.

21. Укажите пару стран, НЕ имеющую с Россией общую границу:

А. Казахстан - Узбекистан; Б. Киргизия - Молдавия;

В. Армения - Белоруссия Г. Грузия - Болгария.

22. В этой горной республике берут начало два рукава самой полноводной реки России.

А.Тува; Б. Бурятия; В.Коми; Г. Алтай.

23. Какие из перечисленных гор в России являются наиболее высокими?

А. Хибины; Б.Урал; В. Алтай; Г. Сихотэ- Алинь?

24. Какой субъект России является полуанклавом:

А. Чукотский АО. Б. Ненецкий АО. В. Калининградская область. Г. Адыгея.

25. По какому проливу проходит граница между Россией и Японией:

А. Берингов. Б. Шокальского. В.Корейский. Г. Кунаширский.

Дайте краткий ответ .

. 1 . Известно, что каждый новый день, новый год первыми на земле встречают жители мыса Дежнева и о. Ратманова. С какой скоростью приближается новый год к Москве? Может ли самолет, летящий со скоростью 900 км/ч, перегнать приближение нового года? Ответ обоснуйте.

2. Что общего у карьеров и терриконов? Где они встречаются?

3. В Карелии часто встречаются « гнилые» камни. Ударьте такой валун палкой, и он рассыплется, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода - гранит?

4 . Когда начинается лето « метеорологическое», «астрономическое», «природное»? Ответ обоснуйте .

Итого: Максимум - 37 баллов.

Бланк ответов. 1 раунд. Тест.

Ф.И. _____________________ ________ класс.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

Ключи.

География 8 класс.

1 раунд. Тест. Максимум - 25 баллов.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

2 раунд. Аналитический. Максимум - 12 баллов.

Дайте краткий ответ . За каждый правильный ответ 3 балла.

1. Скорость вращения отдельных точек земного шара различна. Чтобы определить скорость приближения нового года на параллели Москвы, нужно длину параллели (22 000 км) разделить на 24 (22000:24). Получится 917 км/час. Эта скорость несколько больше скорости полета «нашего» самолета и «догнать» новый год этот самолет не в состоянии.

2. Антропогенные формы рельефа. Строительные площадки и места добычи полезных ископаемых открытым способом; возле шахт терриконы образуются из отработанной породы.

3. Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие такие прочные породы, как гранит. А дальше идет процесс формирования почвы, когда на разрушенных каменных породах поселяются вначале мхи. Потом кустарники, затем деревья.

4. «Метеорологическое» лето начинается с 1 июня (календарное);

«Астрономическое» лето- 22 июня (со дня летнего солнцестояния);

«Природное» имеет разные сроки - ботаники считают от начала цветения лиловой сирени; рассеивания плодов вяза; цветение лугового клевера.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

9 класс.

(школьный этап).

Время выполнения работы - 1 час. 30 мин. (2 урока).

1 раунд. Тест. З а каждый правильный ответ 1 балл. Всего 25 баллов.

1. На какой параллели наблюдаются полярный день и полярная ночь?

А). 30° ю. ш.; Б). 50° ю. ш. ; В). 23° с.ш.; Г).70°с.ш.

2.К какому типу природных ресурсов относятся лесные ресурсы?

А). Неисчерпаемым; Б). Неисчерпаемым невозобновимым;

В). Исчерпаемым возобновимым; Г. Исчерпаемым невозобновимым.

3.Укажите город, который расположен на реке Волге:

А). Пенза; Б). Тольятти; В). Йошкар-Ола; Г). Воронеж.

4.Страна, с которой Россия не имеет сухопутной границы:

А). Польша; Б). Китай; В). Молдавия; Г). Латвия.

5. Какой город является административным центром Ямало-Ненецкого автономного округа?

А). Анадырь; Б). Барнаул; В). Майкоп; Г). Салехард.

6. Самая маленькая по площади республика, входящая в состав России:

А). Тыва; Б). Алтай; В). Адыгея; Г). Хакасия.

7. Назовите государство, на границе с которым находится самая западная точка России:

А). Украина; Б). Финляндия; В). Польша; Г). Литва.

8. Столица какого субъекта РФ является географическим центром Азии?

А) Республики Алтай; Б) Бурятии; В) Тывы; Забайкальского края.

9. Укажите город - миллионер:

А). Омск; Б). Вологда; Б). Воронеж; Г). Киров.

10 . В России не замерзающий порт:

А). Петропавловск - Камчатский; Б). Архангельск

В). Находка Г). Мурманск

11. Выберите республику в составе России, в которой проживает народ иранской группы индоевропейской языковой семьи:

А) Бурятия; Б) Тыва; В) Кабардино-Балкария; Г) Северная Осетия;

Д) Татарстан; Е) Мордовия.

12. Какой из перечисленных народов является наиболее крупным по численности населения в России?

А). Карелы; Б). Татары; В). Ханты; Г). Якуты.

13. Территория России занимает:

А). север Европы и восток Азии Б). восток Европы и север Азии

В). запад Европы и юг Азии Г). юг Европы и запад Азии.

14. Укажите страну, на границе с которой находится самая южная точка России:

А). Грузия; Б). Китай; Б). Азербайджан; Г). Казахстан;

15. Укажите столицу республики в составе России:

А). Астана; Б). Норильск; В). Псков; Г). Петрозаводск.

16. Назовите страну, с которой Россия имеет самую протяженную границу:

А). Китай; Б). Монголия; В). Казахстан Г). Украина.

17. Трубопровод «Голубой поток» проложен ….

А). Через Берингов пролив в США; Б). Через Балтийское море в Германию;

В). Через Черное море в Турцию; Г). Через Балтийское море в Швецию.

18. Какой из полуостровов России предположительно хранит большие запасы газа?

А). Ямал; Б). Таймыр; В). Чукотский; Г. Кольский?

19. Где перечислены только народы Кавказа:

А). ингуши, чеченцы, удмурты; Б). балкарцы, чуваши, калмыки.

В). аварцы, марийцы, коряки. Г). адыгейцы, осетины, ингуши.

20. К бассейну какого океана относится река Волга:

А). Тихому; Б). Северному Ледовитому; В) Атлантическому; Г). Внутреннему стоку.

21. Самая мощная ГЭС России построена на реке.

A. Ангара Б. Волга B. Енисей Г. Бурея.

22. По территории Нижегородской области протекает река:

А). Десна; Б). Угра; В). Хопер; Г). Урга.

23. В каком городе Нижегородской области находится крупный нефтеперерабатывающий завод?

А). Чкаловск: Б). Павлово; В). Кстово; Г). Выкса.

24. В каком городе находится один из Российских лидеров в речном судостроении - завод « Красное Сормово»?

А). Чебоксары; Б). Выкса; В). Нижний Новгород; Г). Бор.

25. Отраслью специализации машиностроения в Нижегородской области является:

А). Тяжелое машиностроение; Б). Электроэнергетическое машиностроение;

В). Автомобилестроение; Г). Сельскохозяйственное машиностроение.

2 раунд. Аналитический.

Дайте краткий ответ. За каждый правильный ответ 3 балла. Максимум - 12 баллов.

1 . Определите регион по его краткому описанию:

Эта область расположена в лесной зоне. Имеет пограничное положение с одной из стран СНГ. По ее территории проходят важнейшие транспортные магистрали, связывающие Россию со странами Западной Европы. Исторически по ее территории проходил путь «из Варяг в Греки». Административный центр называют «Ключ-город». Энергией хозяйство области обеспечивает крупная современная АЭС.

2 . Расположите моря по мере уменьшения их солености:

А). Красное; Б). Балтийское; В). Белое; Г) Берингово море.

Запишите получившуюся последовательность букв.

3 . Чем объяснить большую степень загрязненности Каспийского моря по сравнению с загрязненностью вод Карского моря. Укажите не менее двух причин.

4. Города - как люди, имеют свои имена. Как теперь называются города РОССИИ:

А). Гжатск; Б). Хлынов; В) Царицын; Г). Симбирск; Д). Кремлев.

Итого: 37 баллов.

___________________________________________________________________

Бланк ответов. 1 раунд. Тест. Ф.И. _______________________________ класс.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

Ключ. География 9 класс.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

1 раунд. Тест.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

2 раунд. Аналитический.

1 . Смоленская область

2 А, Г, В, Б.

Красное море- 38-42‰ Балтийское- 11-6 ‰ Белое- 32-24‰ Берингово 33-30‰

3 1 . Большая степень хозяйственного освоения Каспия; 2. Каспий- озеро, нет связи с океаном; Карское море имеет связь с Северным Ледовитым океаном

4. А. Гагарин; Б), Киров; В).Волгоград; Г), Ульяновск; Д). Саров.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Олимпиада 10 класс

Часть 1

Задания тестового раунда

А1. Выберите из списка остров, входящий в состав России

Аскольд

Даманский

Змеиный

Тарабаров

А 2. На какую из дат термический экватор ближе всего к географическому экватору

А3.Какая форма рельефа имеет антропогенное происхождение?

Булгунях

Понор

Террикон

Цирк

А 4. Выберите верное окончание утверждения. Для возрастно-половой структуры населения России характерно превышение числа мужчин над числом женщин…

в средней и стершей возрастных группах

в старшей и младшей возрастных группах

только в младшей возрастной группе

только в средней возрастной группе

А 5 На каком острове расположены столицы двух государств?

Гаити

Калимантан

Маврикий

Самоа

А 6. Выберите три столицы субъектов Российской Федерации, коренные жители которых исповедуют одну религию

Горно-Алтайск, Нарьян-Мар, Улан-Удэ

Горно-Алтайск, Кызыл, Элиста

Горно-Алтайск, Нарьян-Мар, Кызыл

Кызал, Улан-Удэ, Элиста

А 7. Какой из типов растительности (ландшафтов) является здесь «белой вороной»?

Прерия

Пуна

Пушта

Пампа

А 8. В каком направлении дует юго-восточный ветер?

В северо-западном

В северо-восточном

В юго-восточном

В юго-западном

А 9. В бассейне какой реки не распространено орошаемое земледелие?

Дон С. Обь

Кубань D . Северная Двина

А10. В какой из четырех стран плотность населения самая высокая?

Индия

Китай

Нигерия

Республика Корея

А11. Какой центр традиционных народных промыслов специализируется на декоративной росписи деревянной посуды?

Гжель

Дымково

Палех

Хохлома

А12. Для какой реки не характерны значительные сезонные колебания стока?

Ангара

Сухона

Терек

Уссури

А13. В каком месте тип климата такой же как и в точке 37 0 с.ш. и 122 0 з.д?

36 0 с.ш. и 140 0 вв.д.

33 0 ю.ш. и 19 0 в.д.

46 0 ю.ш. и 68 0 з.д.

41 0 ю.ш. и 175 0 в.д.

А14.Страна, являющаяся одновременно гигантом по площади и по численности населения, - это:

Канада 2. Судан 3. Австралия 4. США

А15. На какой из рек расположен самый крупный по числу жителей город?

Дон

Иртыш

Кама

Обь

В-1. Найдите соответствие

В-2.

На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17 часов. В каком океане плывет корабль?

В-3.

Среди перечисленных стран найдите те, которые одновременно входят в десятку самых крупных стран по площади территории и по численности населения:

Россия, Канада, Пакистан, Нигерия, Казахстан, Япония, США, Индонезия, Китай, Австралия, Бразилия, Индия, Судан. Бангладеш, Эфиопия, Монголия.

В-4.

Назовите страну, определив её по перечню столиц соседних государств, имеющих с ней общую границу: Берлин, Прага, Братислава, Будапешт, Любляна, Рим, Берн, Вадуц.

Назовите форму правления и форму государственного устройства этой страны.

С-1. Эта африканская страна была в прошлом французской колонией, а сейчас она - член ОПЕК, один из крупнейших экспортеров нефти и газа. Эта одна из немногих стран, название которой совпадает с названием её столицы. Назовите эту страну и крупнейшие народы её населяющие. Какая её часть наиболее заселена и с чем это связано?

С-2 .Определите о каком субъекте РФ идет речь.

Этот субъект федерации располагается в Южной части предпоследнего (из одиннадцати) по численности населения экономического района России. Большую часть территории данного субъекта федерации занимает зона смешенных и широколиственных лесов. Низменности здесь чередуются с горными районами. В структуре населения довольно высока доля украинцев (по переписи 1989г - 8%) . Почти половина от всего объема промышленной продукции приходиться на одну из отраслей пищевой промышленности (по доле продукции этой отрасли экономический район занимает первое место в стране). Также развиты машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и переработка руд цветных металлов. Сельское хозяйство представлено многоотраслевым растениеводством, включая и рисоводство, развито мясомолочное скотоводство, звероводство, и оленеводство (пятнистые олени) А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

А 15

За каждый правильныай ответ 1 балл.

Ответы за аналитический раунд.

В 1 1-С, 2-А, 3- Е, 4- А, 5- В, 6- D за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 6 баллов

В 2 Индийский океан 1балл

В 3 Россия, США, Китай, Индия за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 4 балла

В 4 Австрия 1 балл

С 1 Алжир 1балл

С 2 Приморский край 1 балл

Максимально за аналитический раунд 14 баллов


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

11 класс

Тестовый раунд.

Укажите верные пары «страна- гигант по численности населения и ее столица».

Китай - Дели 2) Индонезия - Джакарта 3) Бразилия - Рио-де-Жанейро 4) Пакистан - Исламабад

К каким странам относится Бразилия?

К ключевым странам 2) к нефтедобывающим 3) к новым индустриальным 4) к отсталым

Федеративным государством не является:

Мексика 2) Германия 3) Франция 4) США 5) Индия

Страна (-ы) с республиканской формой правления - это:

1)Аргентина 2) Бельгия 3) Дания 4) Непал

5. Государства, которые входят в Содружество, возглавляемое Великобританией, и являются экономически развитыми странами с федеративным устройством, - это: 1) Канада 2) Багамские Острова 3) Антигуа и Барбуда 4) Австралия 5) Новая Зеландия

6. Материк, на котором нет монархий, - это: 1) Африка 2) Южная Америка 3) Австралия 4) Северная Америка

7. Установите соответствие между государством и его характеристикой.

Государство

Характеристика

Польша

Канада

Россия

Франция

Беларусь

А) государство в составе Содружества

Б) государство в составе СНГ

В) государство - член НАТО

Г) самое большое государство в мире

Д) одно из самых развитых государств Европы

8. Укажите верные пары «государство и часть Мирового океана, к которой оно имеет выход».

1) Испания - Средиземное море 2) Турция - Красное море 3) Индия - Бенгальский залив 4)Венесуэла - Карибское море 5) Эфиопия - Аравийское море

9. Определите страну по описанию.

Это полуостровное государство по форме правления является конституционной монархией, относится к НИС. 1) Норвегия 2) Мексика 3) Таиланд 4) Саудовская Аравия

10. Выберите группу, в которой верно указаны крупнейшие универсальные порты мира:

А) Гамбург, Антверпен, Шанхай Б) Хьюстон, Нагоя, Нью-Йорк,

В) Тиба, Сингапур, Иокогама, Г) Роттердам, Новый Орлеан, Сингапур

11 . Наиболее мощным гидроэнергетическим потенциалом обладают:

А) Китай, Россия, Алжир,

Б) Конго, Бразилия, Канада,

В) США, Япония, Австралия,

Г) Украина, Мексика, Иран

12. Главный район трудовой иммиграции - это:

А) Юго-Западная Азия, Б) Западная Европа, В) Восточная Африка, Г) СНГ

13.В современных условиях усилилась ориентация черной металлургии: 1) на транспортные потоки угля и руды 2) на богатые месторождения угля 3) на богатые месторождения руды

14. Укажите тройку стран - лидеров по выплавке стали. 1) США 2) Россия 3) Люксембург 4) Бельгия 5) Италия 6) Япония 7) Китай

15. Страны, являющиеся экспортерами железной руды, - это: 1) Бразилия 2) Австралия 3) Россия 4) Германия 5) Япония 6) Великобритания 7) Индия 8) Канада 9) Франция

16. Страна (-ы), наиболее богатая (-ые) марганцевыми рудами, - это: 1) Малайзия 2) Боливия 3) Австралия 4) Ямайка 5) Чили

17. В каких странах Африки в последние годы стали эксплуатироваться крупные месторождения железной руды? 1) в Ливии и Алжире 2) в Либерии и Мавритании 3) в Габоне и Чаде

18. Район черной металлургии в Европе - это: 1) Южный Уэльс 2) Шотландия 3) Нормандия 4) Каталония 5) Сицилия

19. Страны, в которых развита черная металлургия, входят в организацию (-ии): 1) АСЕАН 2) ОПЕК 3) Бенилюкс 4) ЕОУС

20 . Для какой из перечисленных стран характерно субтропическое земледелие, выращивание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев? С какими странами Европы эта страна имеет близкую сельскохозяйственную специализацию?

А) Италия; Б) Франция; В) Великобритания; Г) Германия.

Аналитический раунд

Этнический состав населения этой страны 80,7 % - валлоны и фламандцы, 2,4%- немцы, 2,4% - индонезийцы, 2,2% - турки, 2,0% - суринамцы, 2% - марокканцы, 1,5% - индийцы, 0,8% - антилианцы и арубанцы и 6,0% - другие этнические группы. Состав населения этой страны по вероисповеданию: 31,27% - католики, 33% - протестанты, 6% - мусульмане, 0,6% - индуисты, 0,5% - буддисты, 2,2% исповедуют другие религии. Что это за страна?

Это море омывает берега семи стран, пять из которых православные, одна - мусульманская, а еще одна - смешанная. Титульные языки трех стран относятся к славянской группе, одной страны - к тюркской, одной страны - к романской группе, одной страны к абхазо- адыгейской и еще одной страны - к картвельской. В бассейне этого моря три страны имеют статус непризнанных государств. Два государства в 2000-х гг. вышли из состава СНГ. Назовите море, непризнанные государства, их столицы и страны, которые вышли из состава СНГ и берега которых омывает это море.

Всероссийская олимпиада школьников по географии проводится с 1992 года. Соревнование включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный...

В первом этапе олимпиады может принять участие любой ученик 5-11 класса, независимо от его успеваемости по предмету. На все последующие приглашаются только победители и призеры соответствующих этапов прошлого года и участники этого года, набравшие необходимое количество баллов на предыдущем этапе.

Школьный, муниципальный и региональный этапы олимпиады по географии проводятся в два тура: теоретический и тестовый. Заключительный этап состоит из трёх туров: теоретического, практического (полевого) и тестового.

В теоретическом туре участники решают задачи по различным темам школьного курса, в том числе из истории географической науки и географических открытий.

Полевой тур проводится по маршруту на местности. Здесь требуются навыки ориентирования и способность применять на практике географические знания. Участники должны провести измерения на местности: например, с помощью подручных средств определить ширину реки и скорость ее течения, снять показания барометра-анероида, определить горные породы и минералы.

Тестовый тур предполагает вопросы на географическую эрудицию.

Что нового

Как участвовать

  1. Первый этап олимпиады пройдет в вашей школе. Место и время проведения узнайте у своего учителя.
  2. Выполните задания школьной олимпиады. Если вы набрали необходимое количество баллов, вас ждет следующий этап.
  3. Ваш школьный учитель скажет вам, где и когда будет проводиться муниципальный этап олимпиады. Или можете узнать об этом на сайте вашего района.
  4. Решите задачи второго этапа. О результатах вам сообщит учитель или организаторы.
  5. Если вы набрали необходимое количество баллов, начинайте готовиться к региональному этапу олимпиады. Дату и место проведения этого этапа вы можете узнать на региональном сайте или у своего педагога.
  6. Примите участие в региональном этапе олимпиады. Итоги будут опубликованы на региональном сайте.
  7. Сравните свою работу с критериями проверки, при необходимости, задайте вопрос жюри.
  8. Проходные баллы публикуются на сайте всероссийской олимпиады и Минобрнауки России.
  9. Приезжайте на заключительный этап. Решайте задачи. Награждение победителей и призёров проводится во время торжественной церемонии закрытия.

Что особенного

Личная Участник самостоятельно выполняет задания

Очная Для участия нужно прийти в заранее известное место проведения

Число участников 5-7 тысяч школьников в региональном этапе, 100-200 – в заключительном этапе

Правила игры Общие положения прописаны в Порядке проведения олимпиады, который утверждает Минобрнауки РоссииПорядок проведения ВсОШ →

Льготы при поступлении Победители и призеры финала олимпиады поступают без экзаменов в любой вуз по профильному направлению

Пособия, предназначенные учителям географии, организаторам олимпиад, подходят также и для самостоятельной работы, углублённого изучения материала, самостоятельной подготовки к олимпиаде по определённому предмету. Существуют и хорошие пособия по подготовке к географическим олимпиадам. Они отлично дополняют любые учебники.

Организация школьных олимпиад по географии

Время проведения школьного тура олимпиады определяется в соответствии со сроками районного, окружного, городского этапов. Как правило, школьный тур проводится в конце октября, задания обычно присылают из городских методических кабинетов, но учитель может в течение первой четверти готовиться со своими учениками к предварительному школьному этапу, используя пособия.

Возможно разделить подготовку на два этапа.

Первый этап – заочный, в нем участвуют все желающие, им разрешено пользоваться любой справочной литературой (можно дать на дом один-два варианта).

Второй этап – очный, проводится среди победителей первого и предполагает выполнение аналогичных заданий (в классе учащиеся выполняют оставшийся вариант).

После выполнения заданий отбирают победителей, которые будут допущены к официальному туру школьной олимпиады. Таким образом, сохраняются интерес, азарт, интрига, а ученикам дают равные шансы на победу.

Предлагаются задания аналитического характера по разделам каждого курса изучения. С помощью их учитель может сам составить задания для олимпиады.

6–7 классы: «Рельеф», «Атмосфера», «Гидросфера», «Природные зоны мира», «Африка», «Северная Америка», «Южная Америка», «Австралия», «Евразия», «Антарктида».

8 класс: «Внутренние воды России», «Рельеф России», «Климат России», «Природные районы России», «Путешественники России», «Природные зоны России».

9 класс: «Национальный состав России», «Черная и цветная металлургия России», «Химическая промышленность», «Транспорт России», «Города России», «Субъекты Российской Федерации».

10 класс: «Политическая карта мира», «Города мира», «Транспорт», «Азия», «Северная Америка», «Европа», «Африка».

Внепрограммный материал, который можно включить в задания любого курса: «Топонимика», «Геральдика», «Мореплаватели».

После проверки учителями олимпиадных заданий необходимо их проанализировать с учащимися, дать необходимые комментарии и верные ответы на фактические вопросы, продемонстрировать образец выполнения творческого задания. Подведение итогов и награждение победителей школьной олимпиады проводятся в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных подарков.

Географическая карта. Примеры заданий для Олимпиады

1. Что показывают на карте изогипсы, изогалы, изогиеты, изобары, изотермы?

2. Укажите расстояние между двумя населенными пунктами, если известно, что на плане местности (м. 1: 100 000) оно равно 3 см.

3. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Это случилось 22 июня. С помощью транспортира вы рассчитали высоту стояния солнца над горизонтом, она составила 45°. Определите широту места. Какой остров это может быть?

4. Изобразите холм с абсолютной высотой 35,3 м и относительной высотой 15,3 м. Горизонтали проведены через 5 м. Западный склон крутой.

5. Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 35 000 000 изображен со стороной 1 см?

6. Самолет вылетел из пункта А, пролетел 555 км на юг, 555 км на запад, 555 км на север и вернулся в исходную точку. Определите широту начального пункта путешествия. Изложите ход своего рассуждения.

7. Можно ли совершить кругосветное путешествие, двигаясь всегда: а) на восток; б) на юг; в) на юго-восток?

8. В разных странах в разное время для обозначения масштаба использовали странные, на наш взгляд, единицы: 1 верста – 1,066 км, 1 вершок – 4,45 см, 1 дюйм – 2,54 см, 1 миля – 1,609 км. Определите, какой масштаб крупнее: «в 1 дюйме 150 миль» или «в 1 вершке 200 верст» (расчеты округляйте). Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном и именованном выражении.

6–7 КЛАССЫ, Олимпиада по географии

Примеры заданий по географии для олимпиады 6 класса и 7 класса.

Рельеф

1. Где находятся: 1) Русские горы; 2) Лунные горы; 3) Белые горы; 4) Снежные горы; 5) Президентский хребет; 6) Стеклянные горы; 7) гора Кука; 8) гора Адама; 9) горы Вернадского; 10) хребет Ломоносова?

2. Какие священные горы народов мира вы знаете? Приведите как можно больше примеров.

3. Как слово «горы» звучит на разных языках? Приведите как можно больше примеров. Назовите топонимы, связанные со словом «гора» на указанных вами языках.

4. Какие горы называют: 1) «индийскими горами»; 2) «крышей мира»; 3) «крышей Африки»; 4) «каменным поясом»; 5) «матерью Земли»; 6) «лбом неба»; 7) «медными горами»; 8) «золотыми горами»; 9) «сверкающей горой».

5. На звание самой высокой горы, кроме Эвереста (8848 м), претендуют и Чимборасо в Эквадоре (свыше 10 000 м от вершины до подошвы), и Мауна-Кеа на Гавайях. В какой номинации лидирует последняя?

6. В декабре 1959 г. в 550 км к юго-востоку от Цейлона советская экспедиция на «Витязе» открыла одну из самых высоких вершин исследуемого хребта, назвав ее в честь путешественника Афанасия Никитина. Какое снаряжение необходимо для того, чтобы попасть на нее?

7. Какое опасное свойство приобрела знаменитая гора, после того как Зевс опустил ее на гиганта Тифона?

8. Назовите самые высокие и самые низкие точки обитаемых материков. Найдите разницу в высоте между самой высокой вершиной и самой низкой точкой. На каком материке самая большая амплитуда высоты?

9. Приведите примеры морей: 1) относящихся к одной литосферной плите; 2) лежащих на двух литосферных плитах. Объясните свой выбор.

10. Назовите острова: 1) находящиеся в районах расхождения литосферных плит; 2) расположенные на границах столкновения литосферных плит.

Атмосфера

1. Разделите ветры баргузин, култук, сарма, зонда, «женатый», мистраль, самум, хамсин, сирокко на следующие четыре группы: 1) бризы; 2) фёны; 3) суховеи; 4) бора.

2. Прочитайте описание. Определите явление и объясните его происхождение.

Почти всегда это явление происходит после ясной погоды. Отмечают даже особенную прозрачность воздуха и голубизну неба. Потом ночью обыкновенно внезапно налетают порывы ветра, которые днем переходят в бурю. Температура воздуха быстро повышается, что приводит также к быстрому таянию горных снегов. При этом горные ручьи вздуваются и превращаются в горные потоки, которые, низвергаясь вниз, несут каменные глыбы и вырванные с корнями деревья. Жители горных селений настораживаются и гасят очаги, потому что воздух отличается особенной сухостью и малейшая искра может вызвать пожары.

3. Корабль, попавший в эту область, по мере ее прохождения сначала жестоко борется с бурей, грозой и ливнем, затем, оказываясь в центре, попадает в условия, характеризующиеся исключительной тишиной, видит ясное небо, а потом – снова в полосу бури. Как называется эта область? В каком поясе она распространена? Охарактеризуйте ее. У берегов какого материка эту область называют «вили-вили»? Как называют ее в разных частях света?

4. Где находятся: 1) конские широты; 2) ревущие широты; 3) неистовые широты? Какие явления природы характерны для этих мест? Объясните происхождение их названий.

5. Назовите береговые пустыни. Как вы понимаете их появление на берегу моря? Почему рядом с безжизненными районами суши соседствуют наполненные жизнью воды океана?

6. Почему кораблям нестрашны тайфуны у западных берегов материков?

7. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились в восточной части материка?

8. Назовите самые влажные части материков. Объясните их появление именно в этих районах.

9. Какое в Африке: 1) самое жаркое место; 2) самое холодное место; 3) самое сухое место; 4) самое влажное место? Объясните проявление данных особенностей климата именно в этих районах материка.

10. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура воздуха –36 °С, у поверхности земли +36 °С?

Гидросфера

1. Какой океан самый молодой? Какие факторы это доказывают?

2. Польские реки Велна и Нельба пересекаются строго под прямым углом, и при этом их воды не смешиваются. Объясните причину такого редкого явления.

3. Как слово «река» звучит на разных языках? Дайте как можно больше примеров. Приведите примеры названий рек, в состав которых входит указанное вами слово на том или ином языке.

4. Каких цветов бывают «цветные» реки? Объясните причину их цвета.

5. На какой реке можно увидеть лодки с парусами? Какие природные особенности делают это возможным?

6. Чаще города размещаются в устьях рек. Благодаря удобному географическому положению они одновременно являются и речными, и морскими портами, и крупнейшими городами страны и мира. Можете ли вы привести примеры городов, находящихся в верховьях рек? Какие предпосылки послужили появлению городов именно в этих местах?

7. Приток этой великой сибирской реки километров на 600 длиннее ее самой, как Миссисипи с Миссури! Назовите реку и ее приток. Приведите примеры рек, у которых приток длиннее главной реки.

8. Известный ученый-климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой Земли». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

9. Знаменитый норвежский путешественник и ученый-антрополог, стремясь доказать связь между населениями материков доколумбовой эпохи, совершил несколько плаваний на лодках «Ра» и «Кон-Тики». Главной движущей силой были течения. Назовите имя путешественника. Какие течения использовал мореплаватель для своих путешествий? Какие океаны он пересек на каждой из лодок?

Список разделов для подготовки к Олимпиадам по географии:

6–7 классы

Рельеф
Атмосфера
Гидросфера
Природные зоны мира
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Евразия
Антарктида

8 класс

Внутренние воды России
Рельеф России
Климат России
Природные районы России
Путешественники России
Природные зоны России

9 класс

Национальный состав России
Черная и цветная металлургия России
Химическая промышленность
Транспорт России
Города России
Субъекты Российской Федерации

10 класс

Политическая карта мира
Города мира
Транспорт
Азия
Северная Америка
Европа
Африка

Внепрограммный материал

Топонимика
Геральдика
Мореплаватели

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    2й день Всероссийской олимпиады школьников по географии

    Разбор регионального этапа всероссийской олимпиады по географии 2013/14 (9-11 класс) часть 1

    Олимпиада по географии

    Открытие всероссийской олимпиады школьников по географии-2017, 21.04.2017

    Всероссийская олимпиада школьников по географии, 2012.wmv

    Субтитры

Цели и задачи олимпиады

Целями и задачами Всероссийской олимпиады школьников по географии являются:

История олимпиады

История географических олимпиад начинается в конце 1940-х гг., когда на географическом факультете Московского государственного университета им. Ломоносова стали проводить Олимпиаду МГУ по географии. Поначалу в ней участвовали только московские школьники, но впоследствии школьники и из других районов СССР изъявили желание участвовать в Олимпиаде, поэтому было решено придать олимпиаде МГУ статус открытой. Благодаря этому Открытая олимпиада МГУ по географии стала одной из самых массовых по числу участников олимпиадой по географии в мире.

Затем подобные соревнования стали появляться в других крупных советских городах, таких как Ленинград , Горький и др. В связи с развитием олимпиадного движения в 1991 году было решено провести Первую Всесоюзную олимпиаду школьников по географии, которая прошла в Крыму в городе Керчь . Участники этой олимпиады представляли РСФСР , УССР , БССР , УзССР .

После распада СССР олимпиадное движение продолжало развиваться, и в марте 1992 года под Ярославлем состоялась I Всероссийская олимпиада школьников по географии. Её задания были составлены научными сотрудниками географического факультета МГУ - А. С. Наумовым, А. И. Даньшиным и Н. Б. Денисовым.

С 1992 по 2012 гг. прошла уже 21 олимпиада. За это время местом проведения заключительного этапа побывали 17 городов. Орёл принимал олимпиаду дважды, Тверь - четырежды.

Заключительный этап олимпиады вначале состоял из двух туров - теоретического и практического (с 2001 года - полевого), а с 2010 года состоит из трёх туров - теоретического, практического и тестового . С 1994 года в программу олимпиады был включен конкурс знатоков. С 2004 года генеральным партнёром олимпиады стал «Вокруг Света ».

Места проведения олимпиады

После олимпиады в Ярославле организаторы приняли решение проводить заключительный этап в различных городах России. «Кочевой» принцип проведения олимпиады позволил многим городам становиться на время центром российской географической мысли, тем самым повышая уровень интереса к географии в субъекте и городе проведения. Обычной практикой стало пополнение числа призёров и победителей школьниками из принимающего олимпиаду субъекта .

Номер Дата Город Участников Награждено
I
II
III
IV
V 124
VI 99
VII 115
VIII 132
IX 27 марта -1 апреля 132 9
X -30 апреля 165
XI -26 апреля 133 13
XII -26 апреля 144 9
XIII -24 апреля 199 24
XIV -30 апреля 185 19
XV -29 апреля 212 33
XVI -28 апреля 222 38
XVII -26 апреля 243 48
XVIII -25 апреля 204 69
XIX -30 апреля 205 67
XX -29 апреля 189 64
XXI -27 апреля 201 65
XXII -26 апреля 176 67
XXIII -25 апреля
XXIV -25 апреля 198 63
XXV -23 апреля 219 95

Этапы проведения олимпиады

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников , выделяются следующие этапы олимпиады:

Заключительный этап

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии содержит в себе следующие мероприятия: открытие олимпиады, I (теоретический), II (практический) и III (тестовый) туры, апелляция, конкурс знатоков географии и награждение победителей и призёров олимпиады.

I (теоретический) тур

Теоретический тур олимпиад был введён в программу олимпиады с I Олимпиады в Ярославле. Задания для первого тура - комплексные, в которых необходимо проявить знания нескольких разделов школьных программы по географии, а также, исходя из задания, знания из смежных и прочих научных дисциплин, таких, как биология , математика , литература и т. д. Эти задания утверждаются членами Методической комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования России . В зависимости от года, для первого тура составляются от 6 до 7 заданий, из которых в зачет идут либо 4 из 6, либо 5 из 6, либо 5 из 7 заданий, за которые школьник получил наибольшее количество баллов. Максимальная оценка за одно полностью выполненное задание - 20 баллов, из которых 1-2 участник получает за проявленную при решении географическую эрудицию и находчивость . Теоретический тур обычно начинается в 10.00. Продолжительность выполнения первого тура олимпиады - 4 астрономических часа , или 240 минут . Задания выполняются учащимися при размещении типа «один участник за одним столом» . До 2009 года для выполнения заданий теоретического тура участникам было разрешено пользоваться школьными атласами , однако с 2009 года использование атласов, а также любых электронных устройств, за исключением простого калькулятора , было запрещено .

II (практический) тур

Практический тур, как и теоретический, был введён в программу олимпиады с ярославской олимпиады 1992 года , но его формат до 2000 года включительно отличался от сегодняшнего формата его проведения. Тогда практический тур олимпиады состоял из одного задания, преимущественно связанного с работой с картой . С 2001 года практический тур олимпиады проводится в полевых условиях. Вечером предшествующего туру дня организаторы тура проводят инструктаж для участников и отдельно для руководителей команд, на котором рассказывается о правилах проведения тура, технике безопасности и т. п., а затем в случайном порядке раздают участникам номера и группируют их в зависимости от присвоенного номера по 10-15 человек. Практический тур обычно стартует в 9.00-10.00 местного времени с отбытием первой группы участников. Место проведения практического тура выбирается по критериям доступности (не более 1 часа езды на автотранспорте), наличия крупномасштабной (не менее 1:20000) карты местности, рельефного и ландшафтного разнообразия, панорамных точек, а также (не обязательно) наличия уникально природно-хозяйственных объектов . Ориентируясь по стандартной топографической карте данной местности, участники проходят заданный маршрут. Перед началом тура участникам выдаётся маршрутный лист, в котором жюри отмечает время прибытия и время отбытия участника с точки. Потеря маршрутного листа означает дисквалификацию участника. Маршрут разбит на 5-10 контрольных этапов (точек), где участники выполняют задание, так или иначе связанное с географической спецификой той точки, где они находятся. На выполнение задания отводится от 10 до 20 минут в зависимости от объёма и сложности задания . На некоторых олимпиадах участники выполняли также и маршрутное задание, обычно требующее провести комплексный анализ географических особенностей местности для их практического применения. На некоторых точках с 2004 года участникам необходимо снимать показания с различных приборов, таких как GPS-навигаторы , pH-метры , передвижные электронные метеостанции и т. п. Длительность тура - около 4-5 часов. Практический тур заканчивается с прибытием на контрольную точку «Финиш» последней группы участников.

III (тестовый) тур

Тестовый тур был введён в программу олимпиады с 2010 года. Он состоит из 30 вопросов, направленных на проверку общегеографических, понятийных и фактических географических знаний участников олимпиады. Продолжительность тестового тура - 1 астрономический час .

Апелляция

Апелляция проводится в случае несогласия участника с результатами оценивания его работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Участник может оспорить результаты только теоретического тура - результаты практического и тестового тура не апеллируются. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри. После этого оргкомитет олимпиады формирует апелляционную комиссию, которая рассматривает работу участника. На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений: либо удовлетворяет, либо отклоняет апелляцию. После апелляции на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады вывешивается итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады, которая является официальным итогом заключительного этапа .

Конкурс знатоков географии

Конкурс знатоков географии - мультимедийная викторина, которая каждый год проводится после подведения итогов олимпиады. Впервые подобный конкурс был проведён в 1994 году на олимпиаде в Ульяновске и Димитровграде , первым его ведущим был В. Климанов . Впоследствии конкурс знатоков географии стал доброй традицией олимпиады. Конкурс проводится по следующей схеме: в первый раунд на сцену вызываются 12-15 лучших по итогам олимпиады девятиклассников, и им задаются вопросы с использованием мультимедийных материалов: фото, видео, спутниковых снимков, мелодий. Первый же вопрос первого раунда традиционно связан с местами проведения прошедших олимпиад. Во второй раунд вызываются 12-15 лучших десятиклассников, которым также задаются мультимедийные вопросы. В третьем раунде на сцену вызываются лучшие одиннадцатиклассники. Выбывших из первых трёх раундов награждают призами от компании «Вокруг Света », с 2004 года проводящей конкурс знатоков , а прошедшие в четвертьфинал девяти-, десяти- и одиннадцатиклассники остаются на сцене. В четвертьфинале задаются мультимедийные вопросы, затрагивающие практически все разделы географии. В полуфинал выходят трое участников, лучше всего справившихся с заданиями четвертьфинала. В полуфинале участникам задаются три вопроса об однотипных географических объектах с тремя подсказками. Участники отвечают со всех трёх подсказок и вправе менять своё мнение по ходу подсказок, но количество баллов за правильный ответ с каждой подсказкой уменьшается. Два победителя полуфинала выходят в финал конкурса знатоков. В финале участникам предлагается перечислять однотипные географические объекты по очереди (например, все столицы независимых государств -порты). Если участник ошибся или называл один и тот же объекты дважды более трёх раз, он проигрывает .

Задания олимпиады

Школьный этап

Задания школьного этапа олимпиады разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа, а также школьными учителями географии с учётом методических рекомендаций Центральной методической комиссии .

Муниципальный этап

Задания муниципального этапа олимпиады также, как и школьного, разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа с учётом методических рекомендаций Центральной методической комиссии . При составлении заданий учитываются методические рекомендации центральной методической комиссии Олимпиады по географии. Муниципальный этап Олимпиады целесообразно проводить в один тур, который может состоять из двух раундов - тестового и аналитического. Задания для 11 класса включают самые сложные тесты и задачи по школьному курсу географии - от 6 до 10 классов. В задания тестового тура включают один или несколько тестов, построенных на краеведческом материале. В тестовом раунде обычно не более 30 тестов, пользоваться любыми справочными материалами запрещается. В аналитическом раунде содержится не более 5 задач с открытым ответом. Система оценки - многобалльная, возможно получение участником поощрительных баллов за эрудицию по ходу ответа.

Пример задания аналитического тура:

  • На рисунке представлены диаграммы, отражающие отраслевую структуру промышленного производства в четырёх областях Российской Федерации. Цифрами обозначены отрасли:

1 - электроэнергетика, 2 - топливная, 3 - чёрная металлургия, 4 - химическая и нефтехимическая, 5 - машиностроение и металлообработка, 6 - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, 7 - промышленность строительных материалов, 8 - пищевая, 9 - прочие отрасли. Назовите эти области и объясните, по каким признакам вы определили каждую из них. Ответьте на дополнительные вопросы :

  • 1. Какие природные ресурсы определили развитие топливной промышленности в области 3?
  • 2. Назовите самый известный бренд (торговую марку) в пищевой промышленности области 4.
  • 3. Назовите самый большой по численности населения город в области 1.

Пример задания тестового тура: Выберите пару городов, где наиболее высока разница температур : а) летом ; б) зимой .

  • Москва и Магадан.
  • Архангельск и Астрахань.
  • Калининград и Чита.
  • Анадырь и Южно-Сахалинск

Региональный этап

Задания регионального этапа разрабатываются непосредственно Центральной методической комиссией по географии Всероссийской олимпиады школьников . Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по географии включает два раунда, которые проводятся в один день. Теоретический раунд продолжительностью 2,5 часа проводится в первой половине дня. Задания для участников из 9-х и 10-11-х классов различаются. В I раунде участникам предлагается решить 5 задач. II раунд продолжительностью 2 часа проводится во второй половине дня Задание II раунда включает 30 тестов и задание по карте. Тесты для участников из 9-х и 10-11-х классов одинаковые. Тесты и задания по карте составлены в одном варианте .

Пример задания теоретического тура :

  • Валовой внутренний продукт (ВВП) служит основным параметром измерения величины экономик стран и регионов мира. В целом, недавний экономический кризис негативно сказался на мировом ВВП. Но отмечены существенные различия в годовых темпах изменения величины ВВП между странами, которые связаны со структурными особенностями их национальных экономик.

На рисунке 3 показано изменение годовой величины ВВП за 2007-2009 годы в различных группах стран (линия «А» соответствует Китаю). Определите, какие линии («Б», «В», «Г») относятся:

  • к развитым странам ,
  • к развивающимся странам ,
  • к миру в целом .

Назовите не менее двух причин, обеспечивающих сохранение высоких темпов экономического роста в Китае. ВВП может быть рассчитан как сумма годовых денежных расходов на потребление и инвестиции в основной капитал, а также величины сальдо торгового баланса (разницы импорта и экспорта, или чистого экспорта). Разделите следующие страны: Индия , Сингапур , Россия , США , Кувейт - на две группы, в зависимости от преобладающего значения в их ВВП компонентов внутреннего потребления (группа 1), или чистого экспорта (группа 2).

Пример тестового задания второго тура:

  • В каких горах ледники занимают наибольшую площадь?

А. Бырранга Б. Большой Кавказ В. Хибины Г. Хребет Черского

  • На каком острове расположены столицы двух государств?

А. Гаити Б. Калимантан В. Маврикий Г. Самоа

Пример задания к карте второго тура:

  • Что на карте указывает на особенности хозяйства проживавших на этой территории народов в период, когда она была составлена? Что составляет основу хозяйственной специализации этой территории в наше время? Перечислите основные современные центры хозяйственной деятельности, находящиеся на территории, которая показана на карте.

Заключительный этап

Задания Олимпиады утверждаются членами Методической комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования России . Задания ежегодно публикуются в журналах "География в школе" и "География и экология в школе XXI века". В 2015 году издан сборник заданий практического тура с 2004 по 2014 годы .

Примеры заданий теоретического тура :

  • Учрежденное 6 (18) августа 1845 г. Русское географическое общество в разное время возглавляли: Ф. П. Литке, П. П. Семёнов, Ю. М. Шокальский, Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников; его почетными президентами были Ю. М. Шокальский, Л. В. Комаров, В. А. Обручев.

Какие районы исследовал каждый из этих выдающихся географов и путешественников во время своих экспедиций и какой вклад внёс в науку о Земле? Перечислите известные вам географические объекты, названные в их честь .

  • Все реки мира выносят за год в Мировой океан в среднем 20 млрд т. наносов. Ещё 5 млрд т. выносят ветер, ледники и процессы разрушения морских берегов. На какую величину понизилась в среднем поверхность суши за XX век за счёт эрозии?

Сравните эту величину со средними темпами денудации суши за геологическое время, которые можно определить из следующих данных: за кайнозойскую эру на дне Мирового океана накопилось 130 млн км3 терригенных (то есть, снесённых с суши) отложений. Если обнаружатся существенные различия между этими скоростями, объясните их причины (почему в современную эпоху темпы денудации суши выше или ниже, чем в среднем за длительное геологическое время). Перечислите пять районов мира, где скорости современной эрозии максимальны, для каждого из них укажите причины этого явления .

Пример задания практического тура (до 2001 года) :

Пример задания практического тура (после 2001 года) :

  • 1. Перечислите все известные вам городские поселения, входящие в агломерацию Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Запишите их названия в соответствии с номерами на схеме.
  • 2. Городская агломерация КМВ относится к конурбациям (полицентрическим агломерациям). Назовите крупнейшую по численности населения и площади конурбацию России. Перечислите пять городов, входящих в её состав.

Пример задания тестового тура :

  • На каком мысе 23 сентября полуденная высота Солнца над горизонтом составляет 12,5 градусов:
    • Флигели
    • Дежнёва
    • Челюскин
    • Нордкап?

Награды

Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии получают ценные призы от Русского географического общества и других организаций, а также издательств, печатающих учебники и книги по географии, а также принимаются без вступительных испытаний в ведущие университеты страны на специальности, имеющие географический либо геологический профиль, а при поступлении на другие направления подготовки, результаты победителей и призёров Всероссийской олимпиады по географии признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний («100 баллов») по соответствующим предметам . Но у олимпиады существует особый приз для отличившихся участников - именная стипендия «Вокруг Света».

Стипендия «Вокруг Света»

«Вокруг Света» стал главным партнёром олимпиады с 2004 года и в этом же году учредил именную стипендию одиннадцатикласснику, который лучше остальных одиннадцатиклассников справился с заданиями заключительного этапа. Победители олимпиады, которые после олимпиады становятся студентами, получают эту именную стипендию «Вокруг Света». Стипендия выплачивается им на протяжении всего периода обучения в университете . За время проведения олимпиады 9 человек стали её стипендиатами.

Спонсоры

Спонсорами Всероссийской Олимпиады школьников по географии являются различные организации, фонды и печатные издания, так или иначе связанные с географией и с олимпиадным движением школьников. С 2004 года генеральным спонсором Олимпиады стал географический журнал «Вокруг Света» . С 2009 года важным спонсором олимпиады стала компания «Навител», которая составляет одно задание для практического тура, связанное с GPS . Также помощь в организации и проведении оказывают издательства «Просвещение », «Дрофа », журналы «География и экология в школе XXI века», «География в школе» и университеты субъектов проведения олимпиады .

Литература

  • А. С. Наумов, О. А. Климанова. Олимпиады по географии 6-11 кл.. - 4-е. - Москва: Дрофа, 2006. - 205 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-358-00631-1 .
  • А. С. Наумов, С. Ф. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии. - Москва: АСТ, 2008. - 223 с. - 4000 экз. -


mob_info