Упражнения для растяжки для детей 10 лет. Что собой представляет детская растяжка? Простая растяжка дома на поперечный шпагат - пошаговые упражнения со стулом

Современные родители хорошо понимают, что ребенка нужно развивать не только умственно, но и физически, более того, одно и другое тесно связаны. Врачи же, в свою очередь, советуют не просто уделять внимание спорту или умеренным физическим нагрузкам, а поработать над подвижностью суставов - проще говоря, гибкостью.

Мария Москвина, старший инструктор направления детского фитнеса фитнес-клуба X-Fit Фьюжн, рассказала «Летидору», зачем дошкольнику быть гибким и какие упражнения помогут безопасно развивать этот навык.

Когда заходит речь о гибкости и растяжке, многие родители сразу представляют себе гимнастические установки , шпагаты, сложные элементы и все круги ада, через которые, по слухам, проходят профессиональные спортсмены . На самом деле гибкость - это одно из физических качеств. Это способность выполнять движение с максимальной амплитудой.

Физические возможности дошкольников

Эластичность мышц и связок у детей намного выше, чем у взрослых. Примерно от года до трех лет происходит активное развитие опорно-связочного аппарата ребенка, его суставы естественным образом очень подвижны, поэтому какие-либо физические нагрузки и тем более тренировки ему не нужны.

Целенаправленно уделить внимание развитию гибкости лучше в возрасте 6–7 лет. В это время мышечно-связочный аппарат уже готов к простым упражнениям.

Чем полезны занятия по растяжке

Большинство элементов, которые развивают гибкость, оказывают комплексное воздействие на развитие организма: укрепляют опорно-двигательную систему и мышечный корсет, способствуют формированию правильной осанки и служат хорошей профилактикой статического плоскостопия, которое возникает в частности и из-за ослабления связочного аппарата.

iconmonstr-quote-5 (1)

Растяжка уменьшает риск получения травм и способствует более быстрому восстановлению мышц после физических нагрузок.

А еще хорошая гибкость позволяет лучше освоить другие моторные навыки.

Как должны проходить занятия по растяжке

Занятия рекомендуется проводить в медленном темпе, под спокойную музыку. Средняя продолжительность составляет 30-45 минут. Маленькие дети не могут долго концентрировать свое внимание на одном упражнении, поэтому им нужна частая смена деятельности, и, конечно же, не обойтись без игры. Именно через игру дошкольники лучше всего овладевают новыми навыками и проявляют наибольший интерес.

В развитии гибкости, как и в любом другом деле, главное - не переусердствовать. Форсирование силы растяжения и чрезмерные нагрузки могут привести к микротравмам, отбить интерес к занятиям.

Также следует учитывать индивидуальные особенности своего малыша: не пытайтесь сделать из него профессионального спортсмена и не сравнивайте успехи своего чада с успехами других детей.

iconmonstr-quote-5 (1)

Не забывайте, что главное - регулярность занятий, тогда и будет виден результат.

Постепенно увеличивайте амплитуду движений, когда уже пропали «болевые» (на самом деле именно боли быть не должно, лишь легкий дискомфорт, который часто бывает после занятий физкультурой) ощущения и ребенок готов двигаться дальше.

Вот какие упражнения вы можете выполнять дома вместе с ребенком.

Наклоны вперёд

Исходное положение: стоя, ноги врозь. Потянитесь руками вниз, стараясь достать до пола, при этом удерживая колени прямыми. Хорошо, если во время выполнения всех упражнений ребенок сможет не задерживать дыхание. Повторите 4-6 раз, удерживаясь внизу на 3-5 секунд. Постепенно учите ребенка ставить ноги все ближе друг к другу, чтобы увеличить амплитуду.

«Бабочка»

Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях, стопы соединены вместе и подтянуты к себе. Медленно разведите колени, стараясь опустить и дотронуться ими до пола. Затем наклонитесь вперед и в этом же положении потянитесь за руками, стараясь коснуться животом ног.

«Замок»

Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища. Поднимите правую руку вверх, согните в локтевом суставе и положите ладонь за спиной на лопатку. Левой рукой снизу потянитесь к правой, пытаясь соединить руки за спиной в замок. Повторите то же самое другой рукой.

«Потягушки»

Исходное положение: лежа на спине. Вытягивайте руки и ноги в разные стороны, напрягая при этом мышцы пресса.

Не секрет, что большинство профессиональных спортсменов страдает от массы заболеваний, вызванных родом их деятельности. Практически все профессиональные гимнасты имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. И систематические растяжки на пределе возможностей играют в этом не последнюю роль. Чрезмерное растяжение связочного аппарата приводит к разболтанности суставов, создающей благоприятные условия для развития остеохондроза и деформирующего остеоартроза.

Гимнастика и хореография, которыми дети занимаются только для собственного удовольствия, как хобби, приносят лишь пользу. Упражнения для растяжки для детей полезны тем, что они помогают нормализовать и оптимизировать тонус практически всех групп мышц, укрепляют спину и выравнивают осанку. Через снятие тонического напряжения они активизируют соответствующие структуры мозга. Улучшается психическое состояние ребенка, еще и потому, что любые упражнения снимают накопившееся физическое и психическое переутомление, которое очень свойственно детям, особенно школьного возраста.

Поэтому ответом на вопрос «нужна ли детям растяжка» будет скорее да, чем нет. А вот с фанатизмом ее выполнять или без – решать Вам, дорогие родители.

Дети не могут растягиваться самостоятельно, особенно сложна растяжка для начинающих детей. Задача взрослых – помочь ребенку правильно, без рывков и нарушения техники выполнять упражнения на растяжку.

Правила выполнения упражнений на растяжку у детей

Упражнения на растяжку у детей не должны сопровождаться болью.

Перед растяжкой необходима разогревающая мышцы разминка.

Тренировки должны быть регулярными.

Любое упражнение на растяжку должно состоять из четырех фаз: принятие нужной позы, растяжка, плавный выход из положения, пауза.

В идеале, перед тем как приступить к курсу растяжки, нужно получить консультацию инструктора лечебной физкультуры для составления программы, которую ребенок будет выполнять под чутким руководством родителей. Через пару месяцев составляется новая программа.

Растяжку могут выполнять дети с трех-четырех лет.

Простейший комплекс упражнений для детей на растяжку

Упражнение «Кошка»

Исходное положение: стоя на четвереньках с опущенной вниз головой.
На вдохе поднимаем голову вверх и прогибаем спину (тянемся животом вниз). На выдохе выгибаем спину, поднимая и втягивая живот. Повторяем 10 раз.

Упражнение для растяжки мышц плеча и трицепсов

Исходное положение: стоя или сидя.

Пальцами одной руки через верх касаемся спины между лопаток, другой рукой захватываем первую за локоть и тянем назад до появления легкого напряжения в мышцах. Повторяем упражнение для второй руки.

Упражнение для растяжки верхней части туловища

Исходное положение: стоя прямо с сомкнутыми за спиной в замок руками.
Медленно разворачиваем локти внутрь, стараясь ощутить напряжение в плечах и между лопаток.

Упражнение для растяжки мышц бедра

Исходное положение: стоя прямо.
Выставляем одну ногу вперед и медленно сгибаем ее, опускаясь тем самым вниз. Спина прямая. Повторяем то же самое с другой ногой.

Упражнение на растяжку ягодичных мышц и мышц бедра


Берем полотенце, эластичную ленту или шарф, перекидываем через ступню одной ноги и медленно поднимаем прямую ногу, притягивая ее на себя. Повторяем то же для другой ноги.

Упражнение для растяжки тазобедренной части

Исходное положение: сидя на колене.
Медленно опускаем таз вниз. Повторяем, сидя на другом колене.

Растяжка всего тела

Исходное положение: лежа на спине.
Вытягиваем руки и ноги в стороны насколько это возможно, напрягая брюшные мышцы.

Приведенный комплекс упражнений – базовый. Он помогает подготовить тело к более серьезным растяжкам. Когда ребенок будет готов физически и психологически, можно начинать упражнения на растяжку ног для шпагата. Как показывает практика, когда выполняется растяжка на шпагат, дети проявляют к ней большой интерес. Эти упражнения аналогичны тем, что выполняют взрослые, однако растяжка для ног детям должна выполняться с большей осторожностью, хотя бы даже потому, что ребенок не способен в полной мере оценивать свои возможности.

А ещё у нас есть


Методика растяжки и коррекции данных детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения хореографии.

В современных динамичных условиях практика работы хореографических объединений, студий центров дополнительного образования стремительно перестраивается. Основной вектор преобразований – направленность на личность обучающихся, т.е. развитие у воспитанников тех личностных качеств и свойств, которые дадут им возможность успешно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Хореография – искусство любимое детьми, однако не стоит забывать, что учиться танцу – тяжелый труд, свободу в танце сможет обрести лишь тот, для кого тяжелые выдуманные движения становятся естественными. А это происходит лишь в результате постоянной, кропотливой работы.

В нашу детскую школу хореографии дети приходят, в основном, по желанию, без строгого отбора. В этом причина моего пристального внимания к следующей проблеме: как, опираясь на достаточно скромные физические данные ребенка, работать над его продвижением к успешной деятельности, сделать каждодневный тяжелый труд привлекательным, желанным, радостным.

Каждый урок ритмики включает в себя достаточно большой по объему раздел: партерная гимнастика (упражнения на полу). Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивают гибкость, эластичность стоп. Однако, здесь следует заметить, что для детей с недостатком хореографических данных (а таких много) эти упражнения достаточно
тяжелы, болезненны и не приносят желаемых результатов.

Боязнь неудачи, неудовлетворенность результатами своей деятельности приводят к тому, что дети не имеющие природной растяжки, выворотности, гибкости теряют интерес к занятиям, не чувствуют себя успешными на уроке. Не видя немедленных результатов, ребенок в досаде и разочаровании может бросить занятия. Иногда поспешность и переоценка своих возможностей в стремлении к недостижимому идеалу могут привести к болям и даже серьезным травмам. С другой стороны, дети, обладающие хорошими врожденными хореографическими данными, быстро добиваются определенных результатов и не
утруждают себя серьезной, кропотливой работой.

Учитывая сложившиеся противоречия, при подготовке комплекса для растяжки, я решила исходить из реальных данных обычных детей, и постараться сделать так, чтобы растягивание было не муштрой, не наказанием для несовершенного организма, а наоборот, приятным и полезным способом снятия накопившегося нервно-мышечного напряжения, помогло почувствовать уверенность в себе, укрепить мышцы и улучшить
осанку.

Желание растягиваться возникает у человека естественно – утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением – простым в овладении, приятным и абсолютно безопасным. Растягивание благотворно действует на позвоночник, помогает избавиться от скованности в мышцах, улучшает кровообращение, снижает утомление.

Связки детей при растягивании могут удлиняться на 6-10 процентов. Интенсивностьзанятий для каждого должна определяться индивидуально. Самое главное, чтобы ребенок не принуждал себя, а, напротив, выполнял движения с удовольствием.

Предложенный ниже комплекс упражнений включает в себя лишь основные – базовые элементы. Особенность его в том, что почти для каждого упражнения дается два варианта: облегченный вариант (О), для детей, обладающих скромными природными данными, и усложненный вариант (У), для детей с хорошими хореографическими данными. Оба варианта можно использовать одновременно в одной группе детей.

Несколько общих правил:
— начинать растягивание на выдохе, затем дыхание нормальное, нельзя задерживать дыхание, это вызывает напряженность, заканчивать каждое упражнение вдохом;
— не заставлять ребенка удерживать положение длительное время, иначе он утомится и потеряет интерес к занятиям;
— первое время находиться в положении растягивания несколько секунд, затем постепенно увеличивать время.

Упр.1 .
Прежде чем проучить правильное положение корпуса на партере,необходимо проверить правильную постановку корпуса в положении «стоя». Вес тела
равномерно распределен на носок и пятку, стопы прижать к полу, опираясь на их внешниекрая. Ногами потянуться вверх, начиная от внутреннего свода стопы, стараясь как можно больше выгнуть его. Напрячь мышцы передней поверхности бедра, подтягивая вверх коленные чашечки. При этом будут растягиваться и связки задней поверхности коленного сустава (следить за тем, чтобы колено не тянулось назад). Напрячь ягодичные мышцы,
втягивая копчик внутрь. Если положение принято правильно, таз не будет наклонен ни вперед, ни назад. Это обеспечивает максимальную опору всему позвоночнику.

При вытягивании нижней части позвоночника вверх необходимо напрячь мышцы брюшногопресса, тем самым компенсируется нагрузка на поясничный отдел позвоночника. Грудная клетка поднимается и, как бы раскрывается. Плечи свободно опущены, при этом стараемся тянуться еще выше. Шея вытягивается вверх, подбородок не запрокидывается, ощущение, будто тянут вверх за макушку. Тело – упругое, легкое, дыхание – свободное, ровное. Детям такое упражнение лучше давать в игровой форме, например в игре «Строим дом» или представить, как тянется к солнышку травинка, деревце и т.д.

Упр. 2 .Наклон вперед (стоя).
Это упражнение, если оно выполнено правильно, благотворно действует на нижние отделы позвоночника. Дело в том, что для глубокого наклона вперед таз должен свободно вращаться вокруг головок бедренных костей. Однако у многих детей такое вращение затруднено и наклон производится за счет
чрезмерного напряжения в спине. Выполняя наклон вперед из положения «стоя» или «сидя», всегда нужно следить за тем, чтобы вес тела распределялся равномерно на обе ноги, и чтобы спина была прямая. Ноги широко расставлены в стороны, невыворотны.

Важно помнить, правильное движение – это растягивание от бедер вперед-вверх. Таз находится на одной линии со стопами, коленные чашечки подтянуты.

Упр. 3 .Освоив постановку корпуса стоя переходим к положению «сидя» в партере.
В этот момент очень важно научить ребенка чувствовать и ощущать правильные положения и движения позвоночника. Сесть на пол, ноги вытянуть перед собой. Центр тяжести должен находиться перед тазом, чтобы можно было растягиваться вверх от бедер. Детям проще объяснить так: «Сидим на двух косточках». Если ребенок сидит верно и корпус хорошо подтянут наверх, то при разведенных в сторону руках его легко
приподнять над полом — так проверяется правильная постановка корпуса сидя (детям очень нравятся такие «проверки», часто просят приподнять их, или пробуют приподнимать друг друга).Начинаем растягивать позвоночник вверх и вперед пока невозьмемся руками за носки. При наклоне вперед нужно сгибаться только в тазобедренных суставах и одновременно растягивать позвоночник.

Упр. 3(О) Есть дети, у которых мышцы задней поверхности бедер весьма неэластичны и им бывает трудно согнуться только за счет тазобедренных суставов. Стараясь наклониться ниже они, либо сгибают колени, либо скрючивают спину и касаются лбом коленей, что очень неверно и вредит осанке.

Если ребенку не удается достать руками пальцы ног, необходимо взять пояс (или широкую ленту), закинуть за ступни и
держаться за его концы. Растягиваться вверх и вперед от нижних отделов позвоночника, стараясь не помогать себе руками. Шею вытянуть, но не напрягать плечи.

Упр. 3(У) Если ребенок обладает хорошей гибкостью, он сможет на выдохе потянуться туловищем вперед и прижать его к ногам. Не подтягиваться при помощи рук, а плавно вытягивать весь позвоночник от копчика до шеи. Затем опустить голову и коснуться лбом ног. Живот прижат к ногам. Если позволяет растяжка, сцепить руки за ступнями и расслабить плечи. Таким образом, можно одновременно исполнить упражнение для менее гибких детей и для детей, имеющих хорошие природные данные.

Каждый ребенок будит выполнять движение с подходящей именно ему амплитудой, добиваясь своих результатов, и педагог сможет оценить успехи ребенка по его успехам именно на этом занятии.

Упр. 4 Скручивание.
Это упражнение помогает сохранить гибкость позвоночника и снять мышечное напряжение в области плеч и таза. При правильно выполняемом скручивании плечи движутся назад и вниз, а верхняя часть позвоночника выпрямляется. Поэтому поза скручивания способствует исправлению осанки. Грудные позвонки подвижнее, чем крупные позвонки поясничного отдела. Поэтому важно вытянуться как можно выше от поясницы, и скручивать позвоночник по всей его длине, а не просто выпячивать грудь и поворачивать грудную клетку. И.п. стоя на коленях. Сесть на пол справа, согнутые ноги остаются слева. Положить левую руку тыльной стороной на правое колено, отвести прямую правую руку за спину коснувшись пальцами пола. На выдохе
повернуться как можно дальше направо, не отрывая от пола левого бедра. Максимально повернувшись направо, согнуть правую руку за спиной и взяться ею за левое предплечье.

Зафиксировать положение, затем сесть прямо, расслабиться и выполнить в другую сторону. Данное упражнение позволяет значительно «раскрепостить» спину, что помогает юному исполнителю во время танца сделать движения корпуса более свободными, интересными.

Упр. 5 Растягивание в наклоне назад – энергичное, укрепляющее мышцы упражнение.
При наклоне назад позвоночник растягивается в направлении своих естественных изгибов, поэтому важно не просто сильнее прогибаться в талии и наклонять назад голову (как это обычно делают дети, стараясь прогнуться сильнее), а вытягивать весь позвоночник, как бы удлиняя его, «раскрывая» грудь.

Это упражнение помогает выпрямить сутулую спину и расправить плечи. Прежде чем осваивать перегибы корпуса назад необходимо укрепить мышцы спины и уметь хорошо растягиваться в области бедер и таза, это поможет избегать ошибки чрезмерного прогиба в талии.

Упр. 5(О) И.п. лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вверх.
На выдохе оторвать от пола плечи и ноги не сгибая колен. Позвоночник должен растягиваться равномерно по всей длине, поэтому голова и ноги должны находиться на одном уровне. Головы выдвинуть вперед, вытянуть шею, это особенно полезно, если верхний отдел позвоночника негибкий.

Упр. 5(У) Для детей обладающих более «мягкой» спиной, по мере укрепления мышц спины, рекомендуется усложненный вариант.
И.п. лежа на животе, ладони под грудью пальцами вперед. Напрячь мышцы ягодиц. На выдохе приподняться навыпрямленных руках, вытягивая позвоночник. В пол упираются только ладони и тыльная поверхность стоп, они поддерживают вес тела.

Упр. 6(У) Подготовка к мостам.

Встать на колени, ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Вытянуть руки над головой, чтобы выпрямить
позвоночник и «раскрыть» грудную клетку. Положить руки на бедра и продолжать тянуться вверх, стараясь максимально вытянуть позвоночник в области талии. Напрячь ягодицы, выдвинуть таз вперед, чтобы бедра были перпендикулярны полу, плавно прогнуться назад и коснуться руками пяток. Голову наклонить назад, дыхание свободное.

Упр. 6(О) Для менее гибких детей возможен такой вариант: встать на колени спиной к стулу, сесть на пятки, отвести вытянутые руки назад и крепко взяться за край стула. Упираясь руками оторвать бедра от пяток, подать таз вперед, напрячь ягодицы и отвести плечи назад. Бедра нужно выдвигать вперед как можно дальше, тянуться от бедер вверх и стараться максимально прогнуться. Шею вытянуть, смотреть вперед.

Упр. 7(О) Увеличивает эластичность подколенных связок.
Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, стопы на полу. Выпрямить ноги, потянувшись пятками. Стопы сильно сокращены,пальцы ног тянуть на себя, пятки слегка приподнимаются от пола, подколенные связки прижаты к полу.

Упр. 7(У) Усложненный вариант: из согнутого положения ноги выпрямляются вверх под углом 90 градусов. Таз и поясница обязательно прижаты к полу.

Упр. 8(У) Для растягивания внутренней поверхности бедер. И.п. лежа на правом боку. Вытянуть правую руку вверх ладонью в пол. Потянуться правой стороной тела от пяток до кончиков пальцев рук. Согнуть левую ногу в колене, взяться за стопу левой рукой (правой рукой при этом поддерживаем голову) и поднять ногу вверх, задержаться в этом положении несколько секунд.

Упр. 8(О) Если на данном этапе ребенок обладает недостаточной растяжкой, рекомендуется в положении согнутой ноги закинуть пояс петлей на стопу, держась за него. Затем выпрямить ногу и поднять ее вверх, продолжая держаться за пояс. Использование пояса как бы удлиняет руку и позволяет позвоночнику оставаться ровным и вытянутым.

Упр. 9 Лягушка. Значительно улучшает подвижность тазобедренных суставов, развивает выворотность. В зависимости от природного строения тазобедренного сустава, одним детям удается сразу же, без особого труда, принять необходимое положение и они просто отдыхают, другим же такая поза не удается и после нескольких месяцев занятий.

Упр. 9(У) И.п. сидя в положении «лягушки», стопы соединены и прижаты к туловищу, бедра опущены на пол. Держась за согнутые ноги, выполнить растягивание в наклоне вперед, вытягивая переднюю сторону туловища. Бедра продолжать опускать к полу. Положить голову на пол. Весь позвоночник должен быть вытянут, а грудная клетка раскрыта.

Упр. 9(О) Предложить детям максимально раскрыть ноги в стороны, при этом максимально расслабить мышцы таза и бедер, обеспечивая большую подвижность тазобедренных суставов (как правило, дети, наоборот, сильно перенапрягают мышцы бедра, чем вызывают болевые ощущения), колени опускаются вниз как бы под воздействием собственной тяжести. Для большего расслабления можно предложить выполнить упражнение в положении лежа на спине, тогда расслабить мышцы будет еще легче.

Упр. 10(У) Для улучшения балетного шага можно добавить выведение ноги вперед -в сторону из положения «лягушки» сидя. Правой рукой взяться за пятку правой ноги через положение «вперед» вывести прямую ногу в сторону, стараясь максимально поднять ее вверх. Следить за ровным положением бедер, сидеть на «двух косточках», поясницу сильно растянуть наверх, плечи ровные, свободные.

Упр.10(О) На правую ногу петлей накидывается пояс, нога выводится вперед -в сторону и удерживается на возможной высоте за счет петли в руке, что делает возможным удержать ровными тазобедренные суставы и позвоночник. Все изменения в организме происходят постепенно, иногда достаточно медленно.

Бывает, что дети, не получив сиюминутного результата теряют интерес к занятиям. Исходя из вышесказанного, я решила в партерный экзерсис включить элементы танца, соединить гимнастику с хореографией. Параллельно с задачей развития и коррекции физических данных ребенка удается решить и другие задачи: увлечь, заинтересовать, развить музыкальность, танцевальность, координацию, актерскую выразительность, умение работать в паре, в ансамбле. Ребенок, у которого не вполне получается «чисто» исполнить гимнастическое движение, может получить высокую оценку своей манеры
исполнения, актерского мастерства, созданного им интересного образа. Это приводит к повышению у ребенка собственной самооценки, ориентирует его на успех, что и определяет его адаптацию в коллективе, способствует дальнейшему развитию.

Такие маленькие «танцы на полу» доставляют детям радость и удовлетворение, что очень важно само по себе. Можно вставлять в упражнения хлопки, удары, возгласы, например, «Ух, ты! Ух, я!» — в русском этюде, или «Пиф-паф» в этюде про пиратов. Это помогает развитию ритмичности, позволяет отвлечься от болевых ощущений.

В первом классе делаем, в основном, игровые сюжеты: «Я на солнышке лежу», «Забавные мартышки», «Я змея-змея-змея, я ползу-ползу-ползу…», которые помогают снять мышечные зажимы, научиться открыто выражать свои эмоции. Когда дети становятся постарше, в партерный экзерсис вводятся элементы народной хореографии: «Ах, вы, сени», «Ковбои», добавляется более сложная пластика: «Чудеса на дне морском». Дети не так терпеливы, как взрослые, и не обладают такой возможностью сосредоточиваться, они более подвижны и им хочется поскорее перейти от одного движения к другому. Позволяйте им это.

Если в одной части занятия было больше статичных положений, то в партерном экзерсисе пусть будут танцевальные сюжеты, и, наоборот, если в партере шло проучивание движений в «чистом» виде, то в основную часть занятия необходимо включить больше активных движений, игр и т.д. Помните, что
мышцы и связки у детей слабее, чем у взрослых. Пусть дети растягиваются свободно и естественно, чтобы тело сохранило природную гибкость. После растягиваний детям необходимо на несколько минут расслабиться, так они учатся ценить тишину и спокойную атмосферу.

Результаты моего опыта достаточно доступны для педагогов дополнительного образования. Его можно использовать в организации системы обучения хореографии детей, как в специальных учреждениях дополнительного образования, так в школьных и дошкольных учреждениях.

Материал размещен на сайте в рамках проекта « »
С уважением, Наталья Довбыш

Полезна ли растяжка для детей? Этим вопросом задаются многие заботливые родители, особенно мамы и папы девочек. Здесь, как и в большинстве дилемм, нет однозначного ответа. Если не переусердствовать, то детская растяжка очень полезна.

Польза и вред детской растяжки

Не секрет, что большинство профессиональных спортсменов страдает от массы заболеваний, вызванных родом их деятельности. Практически все профессиональные гимнасты имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. И систематические растяжки на пределе возможностей играют в этом не последнюю роль. Чрезмерное растяжение связочного аппарата приводит к разболтанности суставов, создающей благоприятные условия для развития остеохондроза и деформирующего остеоартроза.

Гимнастика и хореография, которыми дети занимаются только для собственного удовольствия, как хобби, приносят лишь пользу. Упражнения для растяжки для детей полезны тем, что они помогают нормализовать и оптимизировать тонус практически всех групп мышц, укрепляют спину и выравнивают осанку. Через снятие тонического напряжения они активизируют соответствующие структуры мозга. Улучшается психическое состояние ребенка, еще и потому, что любые упражнения снимают накопившееся физическое и психическое переутомление, которое очень свойственно детям, особенно школьного возраста.

Поэтому ответом на вопрос «нужна ли детям растяжка» будет скорее да, чем нет. А вот с фанатизмом ее выполнять или без – решать Вам, дорогие родители.

Дети не могут растягиваться самостоятельно, особенно сложна растяжка для начинающих детей. Задача взрослых – помочь ребенку правильно, без рывков и нарушения техники выполнять упражнения на растяжку.

  • Упражнения на растяжку у детей не должны сопровождаться болью.
  • Перед растяжкой необходима разогревающая мышцы разминка.
  • Тренировки должны быть регулярными.
  • Любое упражнение на растяжку должно состоять из четырех фаз: принятие нужной позы, растяжка, плавный выход из положения, пауза.
  • В идеале, перед тем как приступить к курсу растяжки, нужно получить консультацию инструктора лечебной физкультуры для составления программы, которую ребенок будет выполнять под чутким руководством родителей. Через пару месяцев составляется новая программа.
  • Растяжку могут выполнять дети с трех-четырех лет.

Простейший комплекс упражнений для детей на растяжку

  • Упражнение «Кошка»

Исходное положение: стоя на четвереньках с опущенной вниз головой.

На вдохе поднимаем голову вверх и прогибаем спину (тянемся животом вниз). На выдохе выгибаем спину, поднимая и втягивая живот. Повторяем 10 раз.

  • Упражнение для растяжки мышц плеча и трицепсов

Исходное положение: стоя или сидя.

Пальцами одной руки через верх касаемся спины между лопаток, другой рукой захватываем первую за локоть и тянем назад до появления легкого напряжения в мышцах. Повторяем упражнение для второй руки.

  • Упражнение для растяжки верхней части туловища

Исходное положение: стоя прямо с сомкнутыми за спиной в замок руками.

Медленно разворачиваем локти внутрь, стараясь ощутить напряжение в плечах и между лопаток.

  • Упражнение для растяжки мышц бедра

Исходное положение: стоя прямо.

Выставляем одну ногу вперед и медленно сгибаем ее, опускаясь тем самым вниз. Спина прямая. Повторяем то же самое с другой ногой.

  • Упражнение на растяжку ягодичных мышц и мышц бедра

Берем полотенце, эластичную ленту или шарф, перекидываем через ступню одной ноги и медленно поднимаем прямую ногу, притягивая ее на себя. Повторяем то же для другой ноги.

  • Упражнение для растяжки тазобедренной части

Исходное положение: сидя на колене.

Медленно опускаем таз вниз. Повторяем, сидя на другом колене.

  • Растяжка всего тела

Исходное положение: лежа на спине.

Вытягиваем руки и ноги в стороны насколько это возможно, напрягая брюшные мышцы.

***

Приведенный комплекс упражнений – базовый. Он помогает подготовить тело к более серьезным растяжкам. Когда ребенок будет готов физически и психологически, можно начинать упражнения на . Как показывает практика, когда выполняется растяжка на шпагат, дети проявляют к ней большой интерес. Эти упражнения аналогичны тем, что выполняют взрослые, однако растяжка для ног детям должна выполняться с большей осторожностью, хотя бы даже потому, что ребенок не способен в полной мере оценивать свои возможности.

Видео: растяжка детей на шпагат

Шпагат всегда у большинства людей вызывает восторг и восхищение. Какому родителю не хочется, чтобы его чадо тоже могло удивить знакомых своей растяжкой, чтобы малыш с легкостью садился на шпагат? А если он занимается в спортивной секции по гимнастике, единоборству, танцевальной, то это ему просто необходимо Бывает, что у некоторых детей гибкость - это подарок от природы, и случается наоборот. Растяжка — дело нехитрое, и научиться садиться на шпагат может каждый и в любом возрасте. В данной статье подробно рассказано, как садиться на шпагат детям.

Зачем сажать на шпагат малыша?

Если нужно посадить ребенка быстро на шпагат, а врожденных способностей для этого нет, то необходимо развить гибкость с помощью специальных упражнений. Если вы задаетесь вопросом, как научится садиться на шпагат детям, то нужно добавить немного о плюсах растяжки. В чем польза гибкости и зачем ее развивать:


Взрослым тоже полезно развивать гибкость тела. Им, конечно, сложней, и больше времени необходимо для результата, чем детям. Поэтому если ребенок еще в раннем детстве будет заниматься упражнениями на растяжку, то во взрослой жизни ему будет проще поддерживать гибкость, и он легко сможет вспомнить, как выполнить шпагат. Ведь это положение приносит немало пользы и взрослому организму.

Итак, для того чтобы сесть на шпагат за неделю ребенку, необходимо соблюсти ряд следующих правил:


Прежде чем приступить к шпагату

И все-таки как сесть на шпагат для начинающих детям? Для начала необходимо подумать о том, в какой одежде ребенок будет заниматься. Форма должна быть не тесной, удобной и эластичной. Обувь подберите нескользящую.

В самом начале, перед тренировкой, мышцы нужно разогреть. Для этого подойдут бег, прыжки, приседания. Можно использовать скакалку или мяч. В игровой форме следует разминаться не менее пяти - десяти минут. После того как кровь немного разогнали, можно приступать к растяжке.

Как сесть на поперечный шпагат детям и продольный

Необходимо каждый раз перед тем, как садиться на шпагат детям, выполнять упражнения для растяжки мышц. Их следует делать не менее десяти минут. Упражнения для растяжки приведены ниже:

Это были упражнения, помогающие сесть на шпагат ребенку». Если подготовка произведена, упражнения на растяжку выполнены, можно произвести попытку. Садиться на шпагат ребенку нужно медленно и аккуратно, при этом пытаться растягиваться. Резких движений быть не должно. Можно поддерживать малыша за плечи. Боль при растягивании на шпагате не должна быть сильной. Ни в коем случае нельзя заставлять терпеть, иначе после сильных болевых ощущений ребенок не станет больше заниматься.

Завершающий этап

После того как ребенок сел на шпагат или попытался сесть, закончив упражнения, он должен встряхнуть руки и ноги, потянуть их, чтобы расслабились мышцы и суставы. Ребенку нужно давать отдыхать, чтобы мышцы восстанавливались.

Если все же остался вопрос, как быстро сесть на шпагат ребенку, следуя рекомендациям, то следует иметь в виду, что заниматься с ребенком нужно по полчаса в день, и через две недели ваш малыш будет садиться на продольный и поперечный шпагат свободно и легко.

Почему у детей гибкость выше, чем у взрослых?

Малыши часто удивляют взрослых своей врожденной гуттаперчевостью. Им ничего не стоит засунуть ножку в рот, сделать какое-то акробатическое упражнение безо всякой подготовки.

Девочкам проще сесть на шпагат?

Девочки гибче мальчиков, и связано это с гормональным фоном, потому что больше коллагена и эластина содержится в мышцах женского организма.

Зависит гибкость тела и мальчиков и девочек и от генетической наследственности. Как правило, если маме удавалось садиться на шпагат, то детям после регулярных тренировок не составит труда повторить.

Как садиться на шпагат детям, исходя из возраста?

В возрасте от 1-3 года у малышей формируется опорно-двигательный аппарат. Суставы подвижны, и специально их растягивать нет надобности. В этот период ребенку достаточно играть во дворе, выполнять простые аэробные или хореографические движения. Можно заниматься детской ритмикой. Начиная с 1,5 лет, такие упражнения будут способствовать укреплению мышц и развитию гибкости.

Когда ребенку исполнилось 6 лет, для наилучшего развития гибкости стоит присмотреть для него секцию гимнастики или акробатики. Так с помощью тренера можно будет безболезненно и быстро посадить ребенка на шпагат. Обычно в 6-7 лет мышечно-связочный аппарат у детей уже достаточно окреп, но еще эластичен и растяжим.

С ростом детского организма подвижность суставов продолжает увеличиваться до 13-14 лет. К 16-17 годам природная гибкость неизбежно снижается и стабилизируется. Для того чтобы сохранить гибкость и растяжку, нужно начинать заниматься с ранних школьных лет, а потом просто поддерживать форму физической нагрузкой.

Безопасно ли это?

Ребенку можно и нужно выполнять любые упражнения для растяжки. Но с соблюдением всех правил и рекомендаций. Для того чтобы не было травм, растяжений, «разболтанности» суставов и других негативных изменений, необходимо вместе с развитием гибкости одновременно укреплять мышечно-связочный аппарат специальными упражнениями, а лучше всего - вместе с тренером. Тренер подберет индивидуальный комплекс упражнений для вашего ребенка, учитывая его физиологические особенности. Он точно знает, как садиться на шпагат детям.

Малыш не должен бояться, он должен уметь терпеть болевые ощущения от растяжки на шпагат. При выполнении растяжки не исключены травмы, если не соблюдать два правила: регулярно и постепенно. Садиться на шпагат нужно понемногу, присаживаясь все глубже по мере исчезновения боли.



mob_info