Презентация "кинезиологические упражнения". Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии

1 слайд

«Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста методом кинезиологиии»» Определения, применение Практикум Знаете ли Вы!? Список литературы

2 слайд

Что такое кинезиология? Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е путём физической активности. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

3 слайд

Кинезиологические упражнения Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

4 слайд

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений. Применение кинезиологических упражнений

5 слайд

6 слайд

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

7 слайд

8 слайд

«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Пи выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

9 слайд

10 слайд

После двух лет у ребёнка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

11 слайд

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

12 слайд

Литература 1. А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г. 2. А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г. 3. А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гипперактивностью», «Сфера», Москва 2002г. 4. В.Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г. В.Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г. 6. В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», Москва, 1998 г. 7. П.Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997 г.

Слайд 2

Содружество полушарий

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Слайд 3

Левое полушарие

Отвечает за логическое – аналитическое мышление Анализирует факты Обрабатывает информацию последовательно по этапам Обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза) Обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму Запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание Понимает только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем Планирует будущее Контролирует движение правой половины тела Отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений. Различение ритма музыки Отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами Отвечает за планирование

Слайд 4

Правое полушарие

Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки Отвечает за интуицию и интуитивную оценку Может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации) Реализует процессы дедуктивного мышления Обрабатывает невербальную информацию Запоминает образы, Лица, картины, Позы, Голоса Способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию Ориентируется в настоящем Контролирует движение левой половины тела Отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке Отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству Отвечает за эмоциональные реакции

Слайд 5

Кинезиологические физминутки

«Кулак –ребро –ладонь» Три положения на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.

Слайд 6

Кинезиологическиефизминутки

«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 7

Кинезиологические физминутки

«Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Слайд 8

«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

Слайд 9

«Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». «Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Слайд 10

«Горизонтальная восьмерка» Упражнение усложняется по неделям. 1-2 недели. Упереться языком во рту в зубы, стараясь вытолкнуть наружу. Расслабить язык. Повторить 10 раз. 3-6 недели. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. 7-8 недели. Одновременно с глазами следить за движениями пальцев выдвинутым языком.

«Игры в садике» - «Колечко». Кинезиологические упражнения. Дети с большим удовольствием, интересом выполняют необычные задания. «Лезгинка». «Оладушки». Зачем нам это. Игры и упражнения в детском саду. «Кулак - ребро - ладонь». Где ты пальчик. "Ухо - нос". Кинезиология- наука.

«Использование игровых технологий» - Преобладающие методы: проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые. По игровой среде. Подход к ребенку: гуманно-личностный, субъект-субъектный. Типы проектов. Формирование проектной деятельности, проектного мышления. Логико малыш. Подвести детей к пониманию различных абстрактных понятий. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

«Детские игры» - Педагогическое руководство играми. Форма организации детской жизни. Предметно-игровая среда. Пути совершенствования в организации игровой деятельности. Педагогическое руководство играми детей. Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры. Игра. Советы В.А. Сухомлинского. Анкета для родителей.

«Влияние игры на ребёнка» - Самокат. Время, потраченное на игры. Большинство родителей. Выбор верной стратегии. Значение игр. Причина конфликтов. Плюшевые игрушки. Самые вредные компьютерные забавы. Что такое покемон. Свои игры. Дети всегда во что-нибудь играли. Игры прошлого забыты. В мире игр и игрушек. Бизнес. Карты и игровые шарики.

«Игровые технологии воспитания» - Звуковая культура. Знакомство со звуками. Использование игровых технологий. Пальчиковая игра «Рыбки». Пояснительная записка. Тематическое планирование по программе «Лесные истории». Лексико - грамматическая работа. Сюжетно-ролевая игра «Живая картинка». Содержание программы. Возможность понимать речь.

«Берегите детей от игрушек» - Информация об игрушке. Сертификация игрушки. Агрессивные игрушки. Игра. Игра для ребенка. Игрушки для коллекционирования. Защитники. Утешители. Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника. Игрушки для проявления заботы. Игрушки для идентификации в ролевой игре. Педагогическая оценка игрушки. Как выбрать игрушку для ребенка.

Всего в теме 16 презентаций

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кинезиологические упражнения Подготовила педагог-психолог Сухова Екатерина Львовна Ноябрь 2012 Здоровьесберегающие технологии

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Мишель де Монтень.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый

Операционный этап Правополушарные Левополушарные Восприятие материала Целостное Интонационная сторона речи Визуалисты (зрительное) Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи Аудисты (слуховое) Переработка информации Быстрая Мгновенная Медленная Последовательная Интеллект Невербальный Интуитивный Вербальный Логический Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории Эмоции Экстравертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) Интровертированность Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья) Память Непроизвольная Наглядно-образная Произвольная Знаковая Мышление Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное Эмоциональное Интуитивное Трехмерное (в пространстве) Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное Рациональное Программируемое Двумерное (на плоскости)

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Одним из составляющих элементов такой работы являются кинезиологические упражнения.

Способов тренировки мозга существует великое множество. Вот лишь некоторые из тех, которые можно использовать в работе с детьми: Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Примеры схем для зеркального рисования

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Упражнение № 1 Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую). Упражнение № 2 «Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться. Упражнение № 3 «Лодочка». Лежа на спине, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе. Упражнение № 4 Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге. Упражнение № 5 Упражнение выполняется в парах. Встаньте лицом друг к другу. Один выполняет движения руками и ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Тест лево- правополушарности

Межполушарная асимметрия Правое полушарие интуитивно живет прошлым правдиво мрачно, пессимистично не способно образовывать новые конструкции способно любить Левое полушарие логично живет будущим способно ко лжи обладает чувством юмора образует новые конструкции способно мстить и ненавидеть

Упражнения для снятия эмоционального напряжения Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук. Слегка массируют кончик мизинца. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).

Упражнение для развития памяти Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т.д.). Упражнения для развития внимания Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия - вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.

ЛИТЕРАТУРА 1. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 2000 2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологичекое сопровождение обучения. М, 2003. 3. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога. М., 1991. 4. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2000. 5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. М., 2000. 6. Безруких М.В. Дети, которых не понимают взрослые // Дошкольное воспитание. 2002. № 5. 7. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Санкт- Петербург, 2001. 8. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под редакцией Лаврентьевой. М, 1996.

Спасибо за внимание!


«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга.
Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
(Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Одним из универсальных методов является кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Цель презентации: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей к школе.

Задачи:

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Методологическая основа : данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно - развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации испособствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Использование презентации

Презентация используется для просвещения педагогов в детских дошкольных образовательных учреждениях и учителей в начальной школе для эффективной и результативной работы в воспитательно-образовательном процессе.

Комплекс кинезиологических упражнений

Бубнова Светлана Юрьевна, педагог-психолог высшей категории МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 71» города Нижнекамска Республики Татарстан. Педагогический стаж 24 года, в должности педагога–психолога 5 лет. Во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог–психолог России – 2010» на республиканском этапе заняла 3 место. Разработала авторское методическое пособие «Развитие психических процессов и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе», которое презентовала на республиканском конкурсе «Ярмарка педагогических идей», в 2009 году. Люблю классическую музыку, имею музыкальное образование, занимаюсь спортом, особенно нравятся велосипедные прогулки. Хобби: вязание и вышивание.



mob_info