Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту. Опасный спорт

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт - это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт - это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX-XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому - всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту - Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое - это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе - это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество - умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни - умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле - это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, - все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

- «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Не должно быть спорта ради спорта

Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны - спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Если можешь удержаться от азарта - смотри соревнования, если нет - лучше воздержись

Спорт в древнем мире и спорт сейчас - разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь - от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры - то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет - то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела - храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях - но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Спорт – любопытнейшее явление. Спорт современный – явление сложное и во многом противоречивое. А потому интересно знать, что думает о нем христианство, как воспринимает и что в этой области рекомендует. С одной стороны, к олимпийской сборной России приставлен священник – известный московский батюшка, призванный окормлять спортсменов. С другой стороны, люди, близкие к спортивным кругам, признают, что у спортсменов далеко не часто возникает потребность задуматься о душе. Грешно ли заниматься спортом? О том нужен ли спорт современному человеку, если он думает о душе, рассказывает диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников.

- Отец Сергий, как православному человеку относиться к занятиям спортом?

Прежде чем ответить на этот вопрос нужно разделить понятия спорт и физкультура. Физкультура без сомнения всегда полезна и православному человеку ничем не грозит, а на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт - просто спасение. С другой стороны, большой спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт - смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат - как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме - это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его - он будет упрям, недокормишь - ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - писал апостол Павел в послании к Коринфянам. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия профессиональным спортом нужно оставлять, если это губит душу.

Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

- Что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви?

Некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость». С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому - всё чисто.

В советское время очень популярным был лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Каково ваше мнение об этом крылатом выражении?

Хотелось бы произнести полностью, ведь оборвано первое слово этого лозунга: «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!», это будет точнее. А там - как Бог даст. Здоровое тело не признается величайшим благом в христианстве. Мы знаем множество примеров святых, подвижников, праведников, которые не имели здорового тела, но у них был здоровый дух, и они достигали высокой духовной жизни.

- Как вести себя православному спортсмену во время поста? Нужно ли спортсмену поститься?

Здесь человек должен сделать для себя выбор однажды: что ему дороже для души – спорт или пост. Можно такой пример привести. В армии ведь многие были. Знаете, как в армии кормят – мяса ведь практически нет. Ушел в армию худой, пришел в три раза шире. На чём? На каше! Можно вспомнить отца Василия Рослякова – иеромонаха, мастера спорта международного класса по водному поло. Он ел постоянно одну гречневую кашу. По поводу мяса сегодня ходит много легенд – о его стопроцентной необходимости. И вообще, если сводить пост только лишь к диете, к не вкушению скоромных продуктов, то он будет мало плодотворен. Пост – это более широкое понятие, включающее в себя исполнение многих христианских добродетелей.

Отец Сергий, как вы относитесь к Федору Емельяненко? Слышал, что он своим примером привел многих к вере во Христа, и к занятию спортом, сам являюсь большим его поклонником, интересно ваше мнение.

По отношению к Федору Емельяненко могу сказать одно - это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвует. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. О чем собственно Федор сам говорил, и слова полководца Суворова были для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!».

Ну и в заключение хочу сказать, что христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона. Желаю всем нашим читателям в наш век гиподинамии непременно заниматься физкультурой и посещать Церковь, следить за своим телесным и духовным здоровьем! Храни вас Бог!

беседовал Латышев Дмитрий

Будь сильным духом и телом!

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

Сегодня мы бы хотели поговорить о том, нужны ли спорт и физическая культура православному человеку и насколько применима к христианину поговорка «В здоровом теле- здоровый дух». Понятное, что физическая культура и поддержание себя в здоровом состоянии необходимы любому человеку.

Наш зритель пишет: «Спорт, безусловно, нужен каждому, он отрезвляет тело, закаляя его, как чтение делает это с мозгом». Но есть другая крайность: люди могут сказать, что подвижники, святые не были спортсменами, они за своим бренным телом не следили и зачастую могли целый день провести в посте и молитве, употребив один сухарик и запив его святой водой, а то и вообще не вкушая никакой пищи. Они спасались постом и молитвой, поэтому следить за своим телом (для чего,собственно, и существует физическая культура) не нужно. Хотелось бы разобраться в двух этих крайностях. Один вариант, когда все очень гипертрофированно и телу уделяется слишком много внимания, а другой, когда ему не придается никакого значения.

На самом деле очень интересный и, наверное, самый актуальный на сегодняшний день вопрос, особенно для жителей мегаполисов, городов, в том числе и для молодых людей. Дело в том, что когда речь идет о подвижниках, мы должны помнить, как они трудились, что делали и в каких условиях жили. Например, еще 50-60 лет тому назад в жизни человека было очень много физического труда, он в редких случаях пользовался услугами автотранспорта, а многие вообще передвигались пешком. Поэтому физический труд и пешая прогулка с работы и на работу, 5-10 километров в день, по-моему мнению, вполне заменяли ту физическую подготовку, которой сегодня нет не только у многих молодых людей, но у современного человека в принципе. Наша жизнь очень сильно изменилась из-за комфорта, прогресса, давших возможность и передвигаться тоже сидя. Поэтому данная проблема и стала очень актуальной, требующей решения. И надо сказать, что Церковь, безусловно, поддерживает занятия физической культурой и правильное отношение к развитию своего тела. Более того, согласно учению Церкви, человек - это существо, состоящее из духа, души и тела, и тело как храм души должно поддерживаться в соответствующем виде.В этом плане для нас нет особых запретов для занятий спортом, физической культурой. Другое дело, что можно разграничить занятия профессиональным спортом и массовым, для поддержания своих физических сил и состояния. Здесь уже другой разговор.

Да, нужно разграничить вопросы нашей беседы: спорт как профессиональное занятие человека и физическая культура, когда человек просто поддерживает себя в здоровом тонусе. Если говорить о спорте как профессиональном труде человека, а не просто как о некоем увлечении, когда может возникнуть ощущение, что это проявление некой самости: «Я могу лучше, я могу быстрее, я могу сильнее, я могу больше». К сожалению,мы очень редко встречаем, чтобы известные спортсмены говорили о своих достижениях не как о результате многодневных, многочасовых тренировок, а как о некоем синтезе - и о даровании Божьем, и о том стремлении, в котором, конечно, есть и заслуга самого человека. Как Вы считаете, не влечет ли это к проявлению тщеславия, самолюбия? И как их побороть?

Надо сказать, что, к сожалению, каждый человек, живущий в этом мире, уже рождается с испорченной природой. А она как раз и проявляется такими нашими страстями, как: гордость, тщеславие и многие другие. Поэтому, чем бы ни занимался человек, все, даже добрые его занятия потихоньку будут отравляться тщеславием. Тем более не могу представить, чтобы человек занимался профессионально, у него это получалось, и он бы не тщеславился. Безусловно,будет тщеславиться. Другое дело, какие цели он перед собой ставит. Одно, когда человек зарабатывает этим себе на хлеб. Я знаю профессиональных спортсменов и поддерживаю с ними хорошие и добрые отношения, они иногда советуются, берут благословение на какие-то очень важные и ответственные соревнования, даже участвуя в олимпийских играх. Безусловно, очень многие спортсмены (те, кого я знаю, по крайней мере) прилагают колоссальный труд для достижения определенных результатов. Но вместе с тем они все-таки стараются уповать и на помощь Божию. И когда вдруг действительно получается что-то выдающееся или значимое для них, они однозначно расценивают это как помощь Божию. Но сказать так обо всех спортсменах, наверное, было бы преувеличением. В этом плане в профессиональном спорте надо смотреть на таланты и достижения. К сожалению, я видел примеры, когда человек, считавший, что у него выдающийся талант в каком-то виде спорта, тем не менее не достигал целей, которые перед собой ставил: стать знаменитым, занимать первые места. Получил травму и уже не смог восстановиться. А так как ничем другим в своей жизни не занимался, то не выходил из депрессии много лети в конце концов человек спивался или,хотя и находил какие-то развлечения, чтобы себя немножко развеять,но по сути дела умирал. Когда человек ставит перед собой ложные цели, ему бывает очень тяжело потом как-то перенастроиться на другую жизнь. Когда же человек понимает, что для него это средство заработать на жизнь, тогда это, хотя и с сожалением, но можно принять.

Вы говорили об участии в соревнованиях. В любом случае это нечто азартное, то есть то место и то время, когда человек старается победить, надеется на это и находится в очень тревожном состоянии. Азарт не самое лучшее и вообще пагубное состояние. Не вредно ли человеку участвовать в соревнованиях? Или же, наоборот, в соревнованиях человек видит, что не он один хорошо плавает, бегает, прыгает, видит десятки и сотни таких же сильных людей, которые тоже могут победить. Может быть, это помогает задуматься над тем, что есть нечто высшее, что ему помогает в таком поприще?

На самом деле занятие любым видом спорта без соревнований становится неинтересным. Даже у человека, который идет в фитнес-зал есть какой-то собственный интерес -привести себя в порядок, талию сделать более осиной либо что-то еще. И в этом тоже есть свой определенный азарт. И, конечно же, никакие соревнования, любого уровня не могут быть без азарта. Если мы будем судить этих людей за то, что они проявляют азарт, тогда никакого спорта в принципе не будет, и занятий никаких не будет, и самой физической культуры, наверное, не будет тоже. Потому что когда человек начинает заниматься физической культурой, он ставит перед собой какую-то цель и возникает желание,сильное или слабое.Когда желание сильное, тогда он достигает цели. Занятия спортом, физкультурой (знаю это из моего общения со спортсменами) на самом деле очень хорошо тренируют волю и терпение. Мы знаем, что и в духовной жизни без терпения и воли тоже мало что достигается. Преподобный Серафим Саровский, как-то отвечая на вопрос, почему в мире столько христиан, но мало кто спасается, ответил очень просто: «Потому что им не хватает мужества». А мужество воспитывается, когда человек действительно тренирует свою волю в достижении цели и умение терпеть. И хорошие воины именно этим отличаются - умением терпеть и хорошей волей. Например, очень интересно наблюдать человека, который имеет опыт военной службы или опыт бывшего спортсмена, он умеет достаточно быстро понять и настроиться на духовную жизнь(конечно, когда у него есть вера). С такими людьми гораздо легче работать: им гораздо легче объяснять какие-то нюансы духовной жизни, особенно там, где необходимо употребить терпение и волю. В этом плане в занятиях спортом тоже есть положительные стороны, помимо поддержания физического состояния, тонуса. Главное же, наверное, тренировка воли и терпения. И я за это.

Есть еще экстремальные виды спорта, то есть те виды, где человек,тренируясь или участвуя в соревнованиях, имеет риск для здоровья. Хотя, наверное, спорт - это всегда риск для здоровья, причем повышенный. Допустимо ли подвергать себя риску в занятиях спортом?

Это уже другой вопрос. Экстремальные виды спорта, особенно связанные с тем, что человек может покалечиться сам или покалечить другого человека, а то и вообще могут угрожать жизни, мы, конечно, приветствовать не можем. Потому что если человек искушает Бога тем, что рискует таким образом, это, конечно, уже на грани богоборчества, на грани того, что человек действительно ставит свое «я», свое тщеславие и славолюбие гораздо выше всего другого. К этому относится и такая страшная вещь, когда люди ради своего тщеславия(особенно это молодежь) пытаются сделать экстремальные селфи и это заканчивается трагически для них. И ведь это, действительно, мода и повальное увлечение. И в спорте, особенно в экстремальных видах, точно так же. При этом существуют виды спорта, которые тренируют мужество, мужество, которое необходимо. Например,мы знаем определенные виды войск, которым нужны хорошие спортсмены, боксеры, бойцы и т.д. Поэтому надо спрашивать: каковы цели, которые заставляют человека рисковать своей жизнью, своим здоровьем.

Поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» сочтут правильной, наверное, в том числе и многие церковные люди. Если мы посмотрим на ее происхождение, то увидим, что она перефразирована, хотя смысл и сохранился, но стал отдаленным.Изначально в ней говорится, что надо молить Бога о том, чтобы в здоровом теле был и здоровый дух. То есть это не означает, что без одного другого не будет. Как Вы считаете, насколько применим вариант, который у нас всех на слуху, для православного человека?По-моему, нам ближе изначальный вариант.

Во-первых, изначальный вариант более точно отражает истинный смысл физических занятий. Как говорил один из святых, тело - это хороший слуга, но очень плохой господин. И действительно, в духовной практике, особенно в аскетике, тело имеет огромное значение, но оно должно стоять на своем месте: быть слугой, быть храмом для души, но главное - это развитие самой души. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности». Думаю, что в этих словах позицию нашей Церкви выражена исчерпывающе. И если мы не будем учитывать эту иерархию, то в здоровом теле не будет никакого здорового духа. Когда тело превратится в господина, то боюсь, в нем будет дух уныния, депрессии, гордыни, тщеславия, похоти и т.д.

- Дух постоянного недовольства собой.

Безусловно.

Телезритель из Новосибирска, тренер с тридцатилетним стажем,говорит, что современная молодежь, посещая секцию, не занимается спортом и вообще не стремится к каким-то результатам, а приходит в спортзал только для того, чтобы провести время. При этом они считают, что занимаются спортом. Инфантильность современной молодежи огорчает.

Я абсолютно согласен с этим мнением, и меня это тоже огорчает.Действительно, современная молодежь больше предпочитает сидеть за гаджетами, в соцсетях,нежели уделять внимание гармоничному развитию своей личности, и в том числе воспитанию тела. Поэтому организовывать в учебных заведениях разного уровня, в воскресных школах, массовые спортивные игры, для многих является сегодня, наверное,очень важной задачей, которая как раз и поможет преодолевать инфантилизм молодых людей. Хотя это касается людей и среднего, и старшего возраста, которые сейчас зажаты в каменных коробках и не знают, что им делать, кроме как сидеть в социальных сетях и смотреть телевизор.

- Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Совместимы ли занятия спортом с постом?»

Пост в первую очередь дает человеку возможность тренироваться в свободе от своих зависимостей. Наверное, пост может ясно показать, являются ли занятия спортом зависимостью или действительно идут на пользу человеку. Например, в нашем реабилитационном центре «Подвижник» я не советую нашим реабилитантам заниматься во время постов фитнесом и тому подобным, чтобы они могли больше внимания уделять своей душе. А кто все-таки жаждет этого, то возможны прогулки, пробежки, а поклоны заменяют множество физических упражнений, если это делается искренне, с молитвой и верой. Человеку достаточно сделать 20 земных поклонов с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», и он сразу почувствует и прилив сил и тот физический тонус, который необходим.

Вопрос из группы «ВКонтакте»: «Можно ли одновременно выполнять физические упражнения и про себя молиться?»

Человек может молиться и во время работы, может идти по улице и молиться, ведь Господь сказал нам:«Бодрствуйте и непрестанно молитесь, чтобы не впасть в искушение». Наверное, чтобы не впадать в искушение тщеславием и гордостью, было бы неплохо молиться даже и на тренировках. Я в этом не вижу ничего плохого.

Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «Мне 59 лет, не работаю, живу в городской квартире, имею серьезное заболевание позвоночника. Занятия спортом у меня во все дни недели: то фитнес, то бассейн. Молитвы дома стараюсь не пропускать, в храм хожу во все праздники и воскресные дни, также посещаю воскресную школу. Не слишком ли много я уделяю внимания своему телу, может быть, лучше помолиться о своем здравии ко Господу?»

На самом деле это очень полезные занятия, тем более при заболевании позвоночника. Поэтому лучше всего заниматься. Это помогает продлить не только активную физическую деятельность и жизнь, но и в то же время укрепляет волю. Это очень полезно. Поэтому я бы посоветовал не бросать занятия. А поскольку телезрительница каждую неделю бывает в храме и молится дома, то думаю, что она правильно распределила свои силы, возможности и свое время. Пусть и дальше продолжает именно в таком духе.

Если исходить из этого вопроса, нужны ли ограничения в ситуации, когда телу уделяется уже слишком много внимания?

Мы опять должны говорить о том, какую цель ставит человек. В примере телезрительницы мы видим, что есть проблемы с позвоночником и соответствующие физические занятия помогают снять боли, обеспечивают нормальную жизнедеятельность.Может быть,у человека цели другие: заработать денег на этом или кому-то что-то продемонстрировать, доказать и так далее? Пусть он сам честно ответит на вопрос, каковы его цели. Если они расходятся с главными целями христианина, тогда, наверное, действительно стоит подумать о сокращении времени на такого рода занятия.

- Все нам дозволено, но не все полезно.

Безусловно.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Моя внучка занимается танцами, у нее хорошо получается. И поневоле, бывает, гордишься ее успехами.Это грех гордыни?»

Когда один человек радуется успеху другого - это на самом деле очень хорошо. Когда человек начинает унижать другого, например достоинствами своей внучки, своих детей - вот это недостойно, вот это и есть проявление гордыни. Если телезрительница искренне радуется успехам своей внучки без унижения других - это замечательно, пусть радуется. Но если она будет на каждом углу говорить, что «мой ребенок гораздо талантливее ваших детей» и смеяться над другими, приводя ее в пример, то это уже действительно серьезная проблема.

- Юная телезрительница задает вопрос, можно ли ей в 10 лет заниматься танцами?

Не можно, а нужно, если есть такая возможность.

Немного уточню вопрос: есть танцы классические, которые красивы с эстетической точки зрения, есть танцы спортивные, а есть танцы, сообщения о которых которые потом попадают во все средства массовой информации: «там-то поставили такой танец» (не будем сейчас говорить где это и что это).

Этот важный момент касается родителей и воспитания, есть ли у них эстетический вкус, вера, понимание христианской этики. Ведь ребенок не сам по себе живет, не в джунглях, ас папой, мамой, пусть она посоветуется с ними и они подскажут ей, достойно ли то, чем она занимается или нет. Я имею в виду те танцы, которые действительно развивают. Девочке нужно развиваться, танцы будут давать ей возможность укрепляться и физически, и эстетически. Но это определяют родители.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В фитнес клубах в крупных городах чаще всего играет американская «кислотная» музыка. Насколько она губительна для христианина? Где грань между спортом и фанатизмом? Есть ли примеры подвижничества у святых в молитве и физической культуре? Ведь Илья Муромский упражнялся в физических упражнениях, то есть сначала развивался физически, затем стал воином, но достиг и духовного совершенства. Как расти физически и духовно одновременно?»

В пример я могу привести святителя Николая Японского, который благословил создание того боевого вида спорта, который мы сегодня называем самбо. Это действительно благословение святителя Николая, ныне канонизированного святого, который и сам интересовался восточными единоборствами. Опять же, польза всего этого зависит от того, где находится грань. А определяется так: если это делает тебя добрее, милостивее, делает тебя более жертвенным в отношениях с ближними твоими, как говорит апостол Иоанн: «Если ты говоришь, что Бога любишь, а людей ненавидишь, значит, ты лжец». Мне кажется, самое главное определение в том, как ты начинаешь относиться к людям. Если спорт в тебе возбуждает гордыню, тщеславие и так далее, то, безусловно,это будет отторгать всех тех,кто тебе мешает или недооценивает твои достижения, на которые ты тратишь столько силы и средств. Поэтому пусть каждый честно себя спросит: «Как я отношусь к ближним своим?» Бывает, люди из-за увлечения спортом (у меня есть такие примеры) забывают о родителях, забывают о своих близких: на первом месте у них спорт, а родители и все остальные - на втором. Вот это как раз показатель, и касается не только спортсменов, но любого человека, который занимается бизнесом или искусством, чем угодно. Меряйте себя по своему отношению к тем, за кого вы несете ответственность, кто находится рядом с вами, потому что по любви можно понять все: какой ты человек и к чему ты стремишься.

Относительно музыки могу сказать, что человек - существо уникальное, и музыка на нас влияет самым что ни на есть уникальным образом. Знаю, что есть музыка, вдохновляющая человека на прекрасное, есть музыка, которая зовет человека к борьбе, вызывает различные страсти. Я не знаю, о чем именно идет речь: что такое «кислотная» музыка, но тем не менее нужно всегда помнить, что человек - существо, реагирующее и на прекрасное, и на плохое. А так как наша испорченная природа быстрее реагирует все-таки на худшее, то нужно очень и очень опасаться музыки, которая действует на мое сознание и подсознание. Безусловно, у человека должна быть музыкальная культура, также как культура принятия пищи, одежды и т.д. Поэтому я могу посоветовать только одно: если есть возможность регулировать прослушивание этой музыки, то необходимо это сделать. Например, своим прихожанам и ребятам из реабилитационного центра я всегда советую в пост стараться не слушать никакой музыки, тем более развлекательной. В крайнем случае можно послушать хорошие духовные, церковные песнопения, которые настраивают человека и на молитвенный лад, и на самоанализ своих поступков,желаний, мыслей. И когда кому-то удается избежать прослушивания музыки во время поста, они потом неизменно признают, что это было полезно. А уж от «кислотной»музыки воздерживаться в любом случае нужно.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Я тренер по борьбе самбо, призерка по самбо, тренирую детей. Можно ли в пост возить детей на соревнования? Как их настроить на победу, потому что, как правило, перед выходом на схватку они сильно трусят, хотя физически намного сильнее противника? Как развить дух и научить детей не бояться?»

Это очень важный вопрос. Дело в том, что устроители соревнований не согласуются с церковным календарем и устраивают соревнования исходя из собственных возможностей и удобства, и это может попадать на пост. Если дети действительно занимаются этим видом спорта, наверное, не стоит избегать соревнований, потому что как раз соревнования помогают ребенку утвердиться в тех достижениях, которые он имеет. И настраивать их нужно именно так: «Иди и побеждай». Как говорит Святейший Патриарх, если православный христианин чем-то занимается, то он должен быть в этом деле асом, должен профессионально владеть им. Поэтому «иди и побеждай».

Вопрос телезрителя из г. Набережные Челны: «Я занимаюсь бодибилдингом. Многие из моих коллег употребляют различные виды допинга. Допустимо ли это?»

Если человек занимается таким видом спорта для себя и своего здоровья, думаю, никакие допинги не нужны. Когда же люди профессионально зарабатывают на этом деньги, там им приходится кушать допинги. И здесь вопрос, насколько вредит это твоему личному здоровью. Слышал,что недавно был опрос спортсменов и им предлагали очень интересный вопрос: «Если вы будете знать, что этот допинг поможет вам выиграть соревнование, но очень сильно повредит вашему здоровью, будете вы его употреблять или нет?» И очень многие спортсмены говорили: «Да, мы будем его употреблять, потому что главная цель - выиграть, заработать». Вот это уже грех. Поэтому,профессионально занимаясь бодибилдингом, употреблять допинги, чтобы достичь цели и заработать денег, и вредя при этом своему здоровью, - это грех. Это также, как курение, алкоголь и наркотики: мы же знаем, что они только вредят здоровью и нисколько не помогают в духовной жизни. Точно также и здесь.

- Телезрительница из Волгограда спрашивает, не грешно ли заниматься вокалом?

А что же тут грешного? Ради Бога занимаетесь. В церковных хорах нужны профессиональные вокалисты, которые могут красиво петь, помогая на богослужении. Что тут плохого? Вообще, если у человека есть определенный талант, который явно заметен, его надо развивать. Господь ведь сказал: «Если ты зароешь свой талант, то потом отберется и то, что ты имел». Таланты нужно развивать. Если ты получил талант, то нужно приносить проценты, согласно евангельской притче, рассказанной Господом.

Опять же важно намерение человека, который этим занимается. Одно дело, когда это только для себя (на самом деле непонятно, что именно означает это «для себя»), и другое- когда человек, к примеру, с помощью своего пения может привести людей к Богу.

Если бы не было профессиональных вокалистов, не было бы хороших церковных хоров. А если бы не было хороших церковных хоров, тогда богослужение состояло бы из бесчинных воплей. И это было бы не богослужение. В то же время, когда человек приходит в храм и слышит стройное, правильное пение на клиросе, оно действительно вдохновляет его на молитву, вдохновляет на духовную жизнь. И в этом плане профессионализм очень нужен.

Вопрос телезрителя из г. Стародуб: «Почему для монахов нельзя ввести зарядку для поддержания физического здоровья? Или она есть, но о ней никто не знает?»

Во-первых, монахи очень много трудятся, возможно, именно об этом не знает наш телезритель. У любого монаха есть свое послушание, это достаточно серьезный и продолжительный труд. И поэтому монаху не всегда нужны какие-то физические упражнения. На самом деле очень многие монахи имеют достаточно хорошую физическую форму. Кстати, в прошлом году я был на Афоне и меня удивил один очень интересный факт: перед самым входом в Андреевский скит, справа я увидел небольшую баскетбольную площадку. Я этим очень сильно заинтересовался, попытался спрашивать, кто играет. Явно, это сделано не для паломников. Мне никто так и не ответил, и я уехал с недоумением, но сфотографировал эту площадку. Мне думается, что послушники или молодые монахи иногда позволяют себе поиграть в баскетбол, даже на Афоне. Так я думаю. Вот такой небольшой ответ.

Отец Сергий, знакомы ли Вы с дыхательной гимнастикой Стрельниковой? Одна из телезрительниц спрашивает про нее.

Нет, я не знаком, к сожалению.

Но если из вопроса убрать фамилию Стрельниковой и поговорить вообще о дыхательной гимнастике:не противоречит ли она духовной жизни?

Если такая гимнастика необходима в целях поддержания здоровья, например, люди с заболеваниями легких и еще некоторыми, как раз вынуждены проводить такую гимнастику, для того чтобы все время тренировать легкие. У меня был прихожанин с очень серьезным заболеванием легких, и врачи заставляли его постоянно надувать воздушные шарики, чтобы он постоянно тренировал легкие, чтобы они находились в рабочем состоянии. У него это была целая практика. Вполне возможно, что если это необходимо для здоровья, в этом нет ничего плохого.

Уточню, что мы говорим не о какой-то конкретной гимнастике, чтобы потом не говорили, что на «Союзе» сказали, что такая-то конкретная гимнастика… Наверное, главное, понять, что в этой гимнастике нет каких-то духовных подтекстов.

Да, я говорю не о конкретной гимнастике, а о том, что я в своей практике видел.Еще раз повторю: важно, какая ставится цель и какая от этого польза. Если это необходимо для здоровья, для профилактики каких-то заболеваний, то в этом нет ничего плохого.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «При занятиях борьбой необходимо снимать нательный крестик. Как быть?»

Если не снимать, то можно порвать и потерять этот крестик. Как быть? А как первые христиане?Они вообще без крестиков ходили. Бывает даже, что некоторые люди, когда в бане идут в парилку, тоже снимают металлические крестики, чтобы они не обжигали. Поэтому, здесь нужно подходить разумно.

Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Являются ли грехом занятия спортом не только для здоровья, но и для поддержания хорошей фигуры?»

Я думаю, что здесь греха нет, потому что все девушки мечтают хорошо выйти замуж, и если молодой человек смотрит только на фигуру, но не смотрит ни на разум, ни на душу, ни на сердце, тогда это хорошая ловушка для молодого человека. Девушке всегда хочется выглядеть лучше- это понятное чувство. Что ж, иногда и для поддержания своей формы неплохо позаниматься.

Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В спортивных клубах есть занятия, где делают упражнения из йоги, но без какой-либо теории и учения. Как воцерковленный человек, могу ли я ходить на такие занятия в целях поддержания здоровья, потому что это помогает после трудового дня, полностью проведенного сидя на стуле?»

Вообще вопрос о йоге очень актуальный, потому что иногда в Интернете можно встретить такую приманку, как «православная йога». Люди думают, что такая действительно существует, а на самом деле это целая духовная практика.

Это действительно духовная практика. У меня был очень серьезный пример: очень близкий мне человек серьезно увлекался йогой, даже без всякой философии, без всякого рода медитаций, но все упражнения, асаны исполнял как положено. Проблема была в том, что, несмотря на то, что это, казалось бы, дает ему равновесие, человек не мог справляться со своей психикой. Он был настолько раздражительным и вспыльчивым, что это просто удивляло. И когда я посоветовал ему прекратить занятия йогой и заняться любым другим видом спорта для поддержания своей физической формы, ему пришлось почти полгода отвыкать, чтобы прийти в более-менее нормальное состояние, в том числе психическое.Не знаю, как происходит в данном случае с подобными упражнениями. Например, есть упражнения на растяжку, есть упражнения на определенные движения и так далее, на сегодняшний день существует очень много предложений по разным потребностям. Все-таки в восточных практиках и в первую очередь о йоге не миновать определенного психического и духовного настроя, которые, к сожалению, не всегда совместимы с нашим христианским духом.

Чем йога может быть опасна для человека? Еще одна телезрительница спрашивает, можно ли православному христианину вообще заниматься йогой?

Еще раз говорю: пожалуйста, занимайтесь любыми физическими упражнениями - на растяжку и так далее, всем, что необходимо. Но дело в том, что занятия йогой и вообще восточными практиками приводят к такому самосознанию, что я есть центр всего мира, всё притягивается ко мне, в том числе я есть и бог, согласно восточной философии. Поэтому как бы человек ни говорил, что не занимается духовной практикой, тем не менее я видел, как у такого человека гордыня развивается семимильными шагами. Хотя я не могу сказать, что у православных не развивается гордыня - у нас тоже этого хватает, но мы с ней боремся, а там она культивируется и считается высочайшим достижением своего личностного роста. Вот это и есть самое главное противоречие в этих практиках.

Вопрос телезрительницы из Рязани: «Я спортивный тренер. Можно ли применять синтетическое белковое питание? Как к нему относиться?»

На сегодняшний день существует множество специализированных магазинов, в которых продают различные смеси, типа детского питания, только для взрослых, которые позволяют людям лучше себя чувствовать, восстанавливаться после тренировок. Как относиться к таким продуктам?

Такое помогает человеку восстановиться, нарастить мышечную массу быстрее, чем это идет естественным порядком. А что будет, когда человек отменит это питание? Задайтесь этим вопросом. Или Выбудете питаться им вечно? Я думаю, что если человек готов ответить на вопрос, что будет дальше, сколько он собирается этим питаться, он разберется. Поэтому мы снова возвращаемся к вопросу о том, какие ставятся цели. Если человек хочет очень быстро нарастить мышечную массу, тогда встанет вопрос: а что будет потом, когда ты отменишь это питание? Куда эта мышечная масса будет уходить?

- Вопрос телезрительницы: «Можно ли практиковать лечебное голодание?»

Лечебное голодание можно применять только по совету лечащего врача. Если человек занимается самоврачеванием, пользы это никакой не принесет. Лечебным голоданием мы признаем только воздержание по уставу во время поста. Скоро наступит Рождественский пост,это замечательная возможность воздерживаться от скоромной пищи и побольше уделять внимание своей душе и молитве.

Вопрос телезрителя: «Какие стоит знать и читать молитвы, чтобы на соревнованиях ничего не случилось и хорошо выступить?»

Вопрос не в том, какие Вы будете знать молитвы, и не в том, какие молитвы Вы прочитаете.

В любом случае, что бы ты ни прочитал, это не означает, что ничего не случится или человек выступит хорошо. То есть чего-то магического ожидать не стоит.

В том-то все и дело. В этом вопросе заключается языческий магизм: какую формулу мне произнести, чтобы со мной ничего не произошло. Человек приходит к вере и в Церковь не для неких магических упражнений, которые заставят Бога или ангелов служить ему, но приходит затем, чтобы иметь возможность строить взаимоотношения с Богом и ближними своими на условиях любви. А любовь жертвенна. Поэтому, если человек искренне молится Богу, готов принять волю Божию и со смирением согласиться с ней, тогда все будет на пользу.У меня были примеры, когда человек говорил: «Я молился перед экзаменом, пошел на экзамен, а мне поставили пару, значит, Бога нет, я обиделся и вообще не буду ходить в церковь». Бог не компьютер, на котором можно набрать алгоритм и заставить появиться какую-то программу. В первую очередь мы должны искать как раз исполнения воли Божией. Искренний, настоящий христианин и человек скажет: «Господи, да будет воля Твоя, а не так, как я хочу». Воля, которую он принимает от Бога, действительно идет ему на пользу. Мы видели очень много примеров спортсменов, которые не выигрывали соревнований, проигрывали, но это давало им возможность собраться, правильно оценить свои поступки, оценить свои ошибки и достичь потом соответствующего успеха. Так же и мы в своей жизни: мы можем постоянно делать ошибки, но если мы их анализируем, то потом мы выигрываем, достигаем определенных благих целей.

А есть ли вообще какие-то специальные молитвы для таких дел? Когда человек полагается на Господа, когда просит у Бога благословения на участие в соревнованиях.

Есть замечательная молитва на начало доброго дела, в том числе молитва Святому Духу «Царю Небесный» Даже просто: «Господи, благослови на доброе дело, и да будет святая воля Твоя». Если человек согласится с волей Божией в своей молитве, это уже будет великим достижением, которое он получит.

Отец Сергий, сердечно благодарю Вас за то, что пришли к нам в студию и за такую интересную, живую беседу. Ждем Вас в гостях еще, наши двери открыты. Может быть, скажете еще одно короткое наставление для наших зрителей?

Дорогие братья и сестры! Самое главное в нашей жизни - ставить правильные цели и избирать правильные средства для их достижения. Если средства будут правильные, то мы будем делать добро и для своей души, и для ближних своих. Помоги вам Господь в этом направлении.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Как сказал герой одного известного советского фильма: «Все люди во что-то верят. Одни верят, что Бог есть, другие, что его нет». Но когда в жизни случаются затруднения, либо человек очень хочет достичь какой-то цели, он обращается к Богу. Спортсмены в этом смысле не исключение. Даже те, кто не посещает храм по воскресеньям, как это предписано каждому православному христианину, перед серьезными стартами приходят на службу и просят у Батюшки благословения .

В олимпийской сборной России есть свой духовник - Клирик Ярославской епархии архимандрит Сильвестр, призванный окормлять спортсменов. Как утверждают многие спортсмены, именно они чаще других молятся Богу. С другой стороны, очень часто можно услышать мнение, что спорт и Православия - вещи несовместимы. Мол, большой спорт с его допингами, фанатами, мордобоями и прочими негативными явлениями - дело грешное во всех отношениях.
Сегодняшняя тема - «Грешно ли заниматься спортом? Нужен ли спорт современному человеку, если он думает о своей душе».

Православная церковь о спорте
Для начала узнаем официальную точку зрения Русской православной церкви по этому поводу. В свое время Архиерейским Собором РПЦ был принят документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

В параграфе XI «Здоровье личности и народа» в частности говорится: «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

А вот, что сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности - как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь… Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту».

Что касается физкультуры, то тут все понятно. А вот на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, да еще к спорту профессиональному, однозначно ответить сложно. И тут противники большого спорта часто приводятся слова Апостола Павла: «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим.4,8). Но тот же Павел в другом месте пишет: «Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6,20).
Тут нет никакого противоречия, ибо фраза: «мало полезно» - не означает совсем бесполезно. Здесь еще надо понимать, что 2000 лет назад, когда писались эти строки, подавляющее число людей добывали себе на пропитание физическим трудом. И многим было не до спорта. Ныне, в эпоху офисов, компьютеров, смартфонов, городского транспорта и автоматизации всех процессов, человеку катастрофически не хватает движения.

И уже если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то становимся обузой своей семье и обществу. Больной человек ничего не производит, а только потребляет. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не докучать родных своим болячками.

Святые отцы о спорте
Давайте посмотрим, что по этому поводу говорили Святые Отцы.
Знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего».

Святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть».

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому, - писал священник Георгий Рябых. - Но когда спорт - только зрелище, когда цель человека - исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности - тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Обычно, когда у священника спрашивают, какими видами спорта можно заниматься, а какими - нет, те отвечают, что единого мнения нет. Как правило, в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание, поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей.
Мода на фитнес и бодибилдинг - целая индустрия, бизнес, зарабатывающий на культе красивого тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно. Занятия боксом и другими единоборствами могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства. И так далее…

Профессиональные бойцы и Православие
В тоже время в этих видах спорта есть прямо противоположный пример - Федор Емельяненко. Наш земляк, родившийся в Рубежном, четырехкратный чемпион мира по ММА в тяжелом весе по версии «Pride FC», двукратный - по версии «RINGS», двукратный - по версии «WAMMA» (бои без правил), четырехкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвовал. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. Он часто приводит слова полководца Суворова, которые стали для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!».

Несмотря на то, что Емельяненко, стал легендой в мире единоборств, первым номеров в рейтинге по всем классификациям смешанных единоборств и турнирных таблиц «боев без правил», его главной отличительной чертой является скромность. «У меня никогда нет злости по отношению к сопернику. Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг» - признавался Федор.

Друга сторона медали - профессиональный спорт, как шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовую истерию. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий свист и безобразный мат-перемат. Последний такой пример, мы видели на финале Кубка Украины по футболу.

Для самого же спортсмена, большая опасность состоит в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников говорит: «Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть».

Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною
И тут снова можно вспомнить Апостола Павла, который писал в послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры.

Духовник олимпийской сборной России архимандрит Сильвестр, побывавший по благословению патриарха Кирилла на Олимпийских играх в Лондоне, рассказывал: «Спортсмены - живые люди со своими страхами, бедами, проблемами. И на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, им особенно нужна поддержка в духовных вопросах. Потому что спорт невозможен без духовитости. Мое благословение не означает, что человек непременно выиграет. Но моя помощь, надеюсь, дает возможность человеку показать то, на что он способен. Многое решает воля Бога. Даже полное поражение - это не конец, это только начало пути. Я об этом часто говорю спортсменам. Много обсуждаем, что делать после спорта, ведь карьера скоротечна. Для многих та Олимпиада - последняя. Сегодня ты чемпион, к тебе особое отношение, а через какой-то год - обычный гражданин. Нужна новая цель, новая мотивация. Это сложный период в жизни. И атлеты не могут об этом не думать. Это не уныние, ибо уныние грех, а здравое отношение к жизни. Если мы не будем развивать спорт, то получим проблемы с наркоманией, пьянством, другими пороками. У молодежи должны быть ориентиры. Спорт их дает».

Разумеется, с вышеприведенными точками зрения можно спорить, можно полемизировать по поводу совместимости профессионального спорта и Православия.



mob_info