О йоге и прочих восточных практиках. Православный взгляд на йогу

Кажется, только ленивый сегодня не занимается какими-либо восточными практиками. Но вовсе не потому, что это модно, а потому что это – отличный способ восполнить свои жизненные силы.

Текст: Любовь Астафьева

Восточные практики - самый быстрый и естественный способ на пути к здоровью, внутренней гармонии и молодости, они придают нам сил и восстанавливают энергетический баланс. В Индии жизненную энергию, от недостатка которой прежде всего страдает наше тело, называют «прана», в китайском даосизме – «ци». И именно восточные практики лучше всего способны наполнить вас этой энергией.

Йога

О йоге сегодня знают даже дети. Еще бы, это самая популярная восточная практика, родом из Индии. Существуют разные школы йоги – Хатха-йога, Айенгара, Аштанга… Есть для беременных и «горячая йога», Кундалини-йога и Флай-йога в гамаках. Почему она стала так популярна среди людей, весьма далеких от восточной культуры? Во-первых, это ряд гимнастических упражнений, развивающих гибкость и оздоравливающих тело в прямом смысле. Во-вторых, йога укрепляет дух и расширяет сознание. Задача йогина - находясь в асане (какой-либо позе), - заглянуть в свою сущность и навести там порядок. Люди, занимающиеся йогой, уверяют, что таким образом она восстанавливает и психологическое здоровье, «окрыляет».

Тай-цзи

Популярная китайская оздоровительная гимнастика основана на «боевой» основе, но внешне, скорее, похожа на танец. Эта энергетическая практика рекомендована тем, кто чувствует себя опустошенным, выжатым, как лимон. Тай-цзи учит взращивать в себе энергию и наполнять ею тело, оздоравливая его от макушки до пяток. Так же, как и йога, тай-цзи проповедует неразрывность физики тела от сознания.

Цигун

Эта древняя китайская гимнастка гораздо проще, чем тай-цзи или йога, с ней справится даже физически неподготовленный человек, но эффект от нее не менее мощный. В самом названии прочитывается энергия и жизненная сила «ци», и именно распределением энергии эта гимнастика и занимается. Она помогает брать энергию у природы и "двигать" ее по своему телу. Плавные и простые движения цигун – это еще и философская концепция, требующая концентрации. Практика цигун освобождает от телесных зажимов и энергетических блоков, что способствует духовному очищению и оздоровлению организма.

Медитация

На первый взгляд медитация кажется самой простой практикой – сиди себе и расслабляйся. Да, она действительно не требует физической подготовки, но вот внутренней работы требует еще какой. В буддизме медитация — неотъемлемая часть жизни тех, кто стремится к духовному просветлению. Практикуя медитацию, вы учитесь управлять своими эмоциями. Медитация снижает тревогу, помогает справляться со стрессом и депрессией, развивает альтруизм, делает нас более доброжелательными. Кроме этого, медитация улучшает наше здоровье: избавляет от хронических болей, болезней и нервных расстройств, зависимостей, замедляет старение организма.

Древняя женская храмовая практика

Древняя женская храмовая практика адресована женщине с целью вернуть ее женское начало, приобщаться к сакральным знаниям о своей природе, предназначении, быть посвященной в тайны женского пути. Она состоит из различных оздоровительных форм дыхания, упражнений и медитаций, ведущих к состоянию неизменного умиротворения. Храмовая практика связана еще и с лунными месячными циклами, следуя правилам которых, женщина гармонизирует свою энергию. В результате мы учимся управлять своими эмоциями, укрепляем здоровье и продляем молодость.

Танец Мандала

Танец Мандала - это практика, основанная на плавных танцевальных движениях, чем-то напоминающих "танец живота", способная раскрыть природную женственность. Эта техника сделает ваше тело гибким и пластичным, избавит вас от блоков и зажимов, впустит в ваше тело расслабленность и мягкость, наполнит вас радостью жизни, научит наслаждаться каждым ее мгновением. Танец Мандала – это красиво и полезно одновременно. Практикуя технику этого танца, вы уже через 3-4 недели станете грациозной, обретете плавную походку, станете увереннее в себе, научитесь расслаблять тело и сознание, избавитесь от стрессов и тревог, разбудите свою женственность.

Даосские женские практики

Тайные даосские практики - это древняя система самосовершенствования женщины, где сексуальная энергия не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. Эти практики «тайные» не потому что о них никто не знает, а потому что они невидны, незаметны для посторонних глаз. Женщины, практикующие их, умеют управлять своей внутренней энергией в любых жизненных ситуациях - на работе, на прогулке, в постели. Кстати, о постели - это идеальная практика для тех, кто потерял интерес к сексу. Тайные даосские практики - это простые и удивительно эффективные техники, которые учат взаимодействовать с мужской энергией, управлять своим желанием, возбуждением и потоками оргазмической энергии.

Познакомиться с этими практиками вы можете на мастер-классах в Центре преображения женщины, а так же в рамках фестиваля «Радуга любви», который пройдет в Екатеринбурге с 22 по 24 апреля 2016 года. Один из семинаров фестиваля будет посвящен именно восточным практикам: «Женские практики, гармонизация Инь Ян». Записаться на участие в фестивале и ознакомиться с его расписанием, в котором вас ждем много интересных тем .

Допустимо ли христианину заниматься йогой и если нет, то почему? В настоящем сборнике читатель найдет аргументированный ответ на эти вопросы. Авторы материалов знакомы с йогой не понаслышке – один отдал ей в молодости семь лет жизни, а другая, будучи индианкой, происходящей из касты брахманов, практиковала йогу с детства. Во вступительной статье приводится также обзор высказываний других православных авторов.

На Западе – в Европе и Америке, – йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре. В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других – как комплекс физических упражнений для оздоровления тела.

Среди посетителей этих центров оказались и люди, называющие себя православными христианами. Многие из них считают занятия йогой не противоречащим своей вере, и болезненно реагируют на слова священнослужителей и богословов, которые говорят о недопустимости увлечения йогой для христианина. Причины столь резкой позиции для них остаются непонятными.

Для того, чтобы обозначить и объяснить православное отношение к йоге, и был составлен настоящий сборник. Поскольку среди многих апологетов йоги распространено мнение, что будто бы критику йоги позволяют себе только люди, толком не знакомые с ней и потому их суждения не могут быть компетентны, в настоящем сборнике представлены работы таких православных авторов, которые знакомы с йогой не понаслышке.

Далее отец Михаил специально останавливается на разоблачении некоторых мифов о йоге, распространяемых ее западными приверженцами: «Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это ложь, миф… Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости… Не смотря на то, что все они, за исключением женатых шиваитов, дают обет безбрачия, подавляющее большинство йогинов оказались больны хроническими венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами…»

Отец Михаил делает следующий вывод: «Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратко сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой – впадешь в самообольщение – будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой также впадешь в прелесть… От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью… По моему мнению, правильнее сказать, что любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью» .

Стоит также привести мнение иеромонаха , который в молодости, до принятия Православия, также немало времени занимался восточными медитативными практиками: «Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец Дешане написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение… Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения, узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути… То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения…»

В заключение хотелось бы процитировать запись разговора, сделанную митрополитом , – по его просьбе один из афонских старцев кратко обозначил основные отличия православной Иисусовой молитвы от индийского типа йоги и медитации:

«Во-первых, в молитве решительно выражается вера в Бога, Который сотворил мир, управляет им и любит его. Он – нежный Отец, Который заботится о спасении Своего творения. Спасение совершается в Боге, поэтому в молитве мы просим Его: «Помилуй мя». От делателя умной молитвы далеко отстоит самоспасение и самообожение, в котором и состоял грех Адамов, грех падения… Спасение совершается не «в себе и через себя», как утверждают человеческие учения, но в Боге.

Во-вторых, в молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом. Мы не ставим цель подняться до «абсолютного ничто». Наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе. Отсюда и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»… Мы любим Христа и храним Его заповеди. Мы подвизаемся в их осуществлении. Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (). Любя Христа и храня Его заповеди, мы соединяемся с Пресвятой Троицей.

В-третьих, при умной непрестанной молитве мы не впадаем в состояние гордости. Учения, о которых ты говорил мне ранее, изобилуют гордостью. Нашей же молитвой приобретается блаженное состояние смирения. «Помилуй мя», – говорим мы и считаем себя хуже всех. Не превозносимся ни над каким братом. Любая гордость чужда делателю молитвы. Имеющий ее безумен.

В-четвертых, как уже отмечалось, спасение – не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом в лице Господа нашего Иисуса Христа. Но это единение не устраняет человеческого фактора. Мы не ассимилируемся, поскольку каждый из нас – особая личность…

В-пятых, при прохождении молитвы приобретается способность различать искушения. Мы видим и понимаем движения сатаны, но вместе с тем и действие Христово, то есть распознаем дух лести, который столь часто преобразуется в Ангела света, отделяем добро от зла, нетварное от тварного.

В-шестых, борьба за молитву связана с очищением души и тела от разрушительного влияния страстей. Мы стремимся достичь бесстрастия не стоического, но динамического, то есть не умерщвления страсти, а преображения ее. Вне «бесстрастной страсти» нельзя любить Бога и спастись… Мы боремся за очищение от обезображенных состояний, которые создает диавол. Без этой личной борьбы, которая совершается по благодати Христовой, невозможно спастись.

В-седьмых, молитвой мы не стремимся привести ум к абсолютному ничто; мы хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию в душе, откуда она распространяется и на тело. Царствие Божие внутрь вас есть (). Тело, по учению нашей Церкви, – не зло; злом является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против служения ему. Не хотим гибели жизни. Не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить. Мы упражняемся в молитве потому, что жаждем жизни и стремимся вечно пребывать с Богом.

В-восьмых, в нас нет безразличия к окружающему миру. Те учения, о которых ты упоминал, избегают углубляться в человеческие проблемы с целью сохранить свой мир и безмятежие. Мы же стремимся к иному – непрерывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спасение – это единение со Христом, мы состоим в общении с другими людьми. Не можем спасаться сами по себе. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является действительной радостью.

В-девятых, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Но, повторяю, мы стремимся не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати» .

О восточных духовных практиках

«На переломе созревавшей молодости я совершил великий грех: в безумном движении невежественной гордости я «оставил» Его ради иного, воображаемого Сверх-личного Абсолюта. Преодолев добрый навык молиться моему детскому Богу, я в часы медитации стремился к абсолютному Бытию. Я совлекался, как мне казалось, всего относительного, что связано с различными формами: видимыми или невидимыми, чувственными или мысленными. Я упорно уходил во мрак неведения, чтобы чрез совлечение всего преходящего достичь Того, Что или Кто трансцендирует грани всего изменяемого, колеблемого. Случалось, я испытывал некий «покой» и не чувственно-плотски услаждался этим состоянием. При более полном порыве к неименуемому, все-трансцендирующему Бытию-Небытию я видел мой ум как свет. Я не гнался ни за чем на этой Земле, кроме как к вечному. Параллельно с этим я напряженно искал выражения в картине красоты, свойственной едва ли не всякому природному явлению.

Тот период моей жизни кто-либо мог бы счесть полным вдохновения, но я вспоминаю его далеко не с любовью: я понял, что я предавался своеобразному «упокоению», которое было по существу своему самоубийством в метафизическом смысле. Из этого ложного положения я никогда бы не вышел своими силами, но Господь пожалел меня и настиг, быть может, в последний момент. Сотворил Он сие чудо милосердия, посетив мое сердце, которым немалое время я пытался пренебрегать. Не вижу путей рассказать последовательно о духовных событиях того времени. Как бы вдруг – мне стало ясным до очевидности, что мое искусственное погружение в отвлеченную умную сферу не приведет меня к достоверному познанию о Перво-Начале всех начал. Чрез мои аскетические совлечения всего относительного – я не достигал реального единения с Искомым мною. Мои мистические опыты носили негативный характер. Не «чистое Бытие» представало предо мною, но смерть для всего меня, включая мое персональное начало» .

«Медитации приводили к покою от рассеянности заботами земной жизни, – давали мне часы интеллектуального наслаждения, – возносили меня в мнимые духовные сферы, – поставляли меня выше окружающей меня среды. Философски я не мог мыслить Абсолютное Начало – персональным. Причиною тому было отчасти мое следование общему заблуждению тех кругов, в которых я вращался: смешение понятия персоны с понятием индивидуума, тогда как философски они диаметрально противоположны. Ребенком я был научен молиться Бессмертному Отцу Небесному, к Которому ушли все мои деды и прадеды. Тогда, в детской вере (ср.; ), Персона и Вечность легко сочетались. Итак, с младенческого возраста воспринятый мною христианский персонализм в какой-то момент стал самым существенным вопросом: Бытие, абсолютное, может ли быть персональным? Мой искренний «восточный» опыт носил, скорее, интеллектуальную – оторванную от сердца – форму: аскеза умного совлечения со всего относительного. Постепенно я убеждался, что стою на неправильном пути: ухожу от истинного реального Бытия в не-бытие» .

«По моем новом обретении Христа, мой «восточный» опыт, длившийся приблизительно семь или восемь лет предстал моему духу как самое страшное преступление пред любовью Бога, Которого знала моя душа с раннего детства» .

«Наиболее недопустимым является смешение ее [Иисусовой молитвы] с йогой, с буддизмом и даже «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Радикальное различие всех этих уклонений с христианством состоит в том, что в основе нашей жизни лежит Откровение о Боге личном: АЗ ЕСМЬ. Все другие пути отводят ум человека от личных взаимоотношений между Богом и молящимся в область отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в имперсональную аскетику. Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым» .

«В этом устремлении к универсальному, трансцендентальному, сверхличному человек, как живая личность, должен исчезнуть. Параллельно с этим и на Востоке ум людской искал слияния с абсолютным Бытием, трансцендирующим все, что характерно миру преходящих явлений. Создавался разрыв между реально сущим и отвлеченным созерцанием человеческого рассудка… Во всех этих случаях мы находимся перед расслоением целостного человека, кончающимся его полным уничтожением» .

«Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом в короткий срок. Нередко среди них встречается склонность провести параллель между молитвою Именем Иисуса и йогой, или «трансцендентальной медитацией», и подобное сему. Полагаю нужным указать на опасность такого заблуждения – опасность смотреть на молитву как на простейшее и легкое «техническое» средство, приводящее к непосредственному единению с Богом. Считаю необходимым категорически подчеркнуть радикальное различие между Иисусовой молитвой и всеми иными аскетическими теориями.

Заблуждаются все те, что стремятся мысленно совлечься всего преходящего, относительного, чтобы таким образом перешагнуть некий невидимый порог, осознать свою безначальность, свое «тожество» с Истоком всего сущего; чтобы возвратиться к Нему, безымянным трансперсональным Абсолютом; чтобы растворить в океане сверхмысленного и свою персональность, смешивая сию последнюю с индивидуализированною формою природного существования. Аскетические усилия подобного рода дали некоторым возможность подняться до металогического созерцания бытия, испытать некий мистический трепет, познать состояние молчания ума по выходе сего последнего за пределы временных и пространственных измерений. В подобных опытах человек может ощущать покой совлечения непрестанно меняющихся явлений видимого мира; раскрыть в себе свободу духа и созерцать умную красоту. Конечное развитие такой имперсоналистической аскетики многих привело к усмотрению божественного начала в самой природе человека, к тенденции самообожению, лежащей в основе великого Падения; прозреть в себе некую «абсолютность», которая по существу есть не что иное, как отражение Божией Абсолютности в созданном по образу; испытать влечение к возврату в то состояние покоя, в котором человек был, якобы, до явления своего в этот мир; во всяком случае, после опыта совлечения может родиться в уме этот род мысленной аберрации.

Я не ставлю в данном случае пред собою цели перечислить все вариации умственных интуиций, но скажу из моего собственного опыта, что Бога Истинного, Живого, т. е. Того, Который есть «Сущий», – во всем этом НЕТ. Это есть естественный гений человеческого духа в его сублимированных движениях к Абсолюту. Все созерцания, достигаемые на этом пути, суть самосозерцания, а не Богосозерцания. В этих положениях мы раскрываем для себя красоту еще тварную, а не Перво-Бытие. И во всем этом нет спасения человеку» .

Христина Мангала Фрост

Йога и христианская вера

Я родилась в индийской семье, стала христианкой в 22 года и являюсь православной христианкой в течение десяти лет. Воспитана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из основоположников современной йоги Свами Шивананды, который обычно вместе со сладким, травяным, богатым витаминами варевом, которое нам очень нравилось, присылал свои книги по йоге. В детстве родителями поощрялось выполнение определённых поз и дыхательных упражнений, всегда с чётким предупреждением, что существуют различные способы дыхания для мужчин и женщин, так как их тела различной формы.

Когда я вышла замуж и у меня появились дети, я научила их некоторым вещам, которые посчитала полезными и взяла из моих детских уроков йоги, например, выполнять некоторые позы и извлекать пользу из этих упражнений. Мои дети были воспитаны в христианской семье и находились вне опасности впасть в заблуждение индуистских эзотерических духовных идей, таких как, например, «самореализация», которые часто сопровождают современную йогу. Во время поездки в Индию они столкнулись с подобными идеями в ашраме, но быстро отвергли их, как принадлежность идолопоклоннической, культовой атмосферы, царившей в этом ашраме.

Я излагаю всё это, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть, что йога – это больше, чем просто упражнения, и что мы сейчас, как никогда, нуждаемся в даре проницательности при знакомстве с йогой. Нам необходимо иметь чёткое представление о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то относились с благоговением в Индии, как к таинственной ветви индуистской духовной дисциплины, которая требует большой физической и психологической отваги. К ней обращались искатели, стремящиеся достичь высот индийского представления о духовном совершенстве. Такой искатель должен был придерживаться сурового режима физической и умственной деятельности под строгим руководством почитаемого мастера – гуру. Конечной целью йоги было не что иное, как ощущение божественного в себе.

С девятнадцатого века, во многом благодаря усилиям неустанной пропаганды индийских гуру-миссионеров, таких как Свами Вивекананда, йога лишена своей мистики и сложности. Внешне это выразилось в форме американских школ самопомощи и позитивного мышления и преподносится массам как безопасный и лёгкий путь к блаженству, доступный каждому. Слово «Йога» теперь хорошо известно и на Востоке, и на Западе; пользующаяся большой популярностью определённая программа регулярных упражнений изучается и практикуется большим количеством людей в школьных залах и на спортивных площадках. Пока одни учителя йоги продвигают её как простую технику для обеспечения физического благополучия человека, другие выступают за то, что это универсальный ответ на основные вопросы жизни. Некоторые преподаватели и студенты йоги преуменьшают важность индийского этоса, в котором закреплён духовный язык йоги, другие с готовностью вбирают в себя тот самый этос, особенно те, кто находят православное вероисповедание, его обряды и требования утомительными. Многие христиане занимаются йогой, не обращая внимания на её духовный багаж, в то время как другие чувствуют из-за этого некоторое беспокойство и часто встречают неодобрение со стороны своих священников и епископов.

Характерный случай в англиканской церкви

В газете «Таймс» от 31 августа 2007 года была опубликована статья, которая наделала много шума. «Священники запрещают нехристианскую йогу для малышей» гласил заголовок, и далее говорилось: «Была запрещена детская группа, проводившая занятия йогой в двух помещениях церкви. Группа была разогнана священниками, которые описали Йогу как нечто мошенническое и нехристианское». Точка зрения, представленная в статье, казалось, позволяет предположить, что священники повели себя как неразумные и чрезмерно фанатичные паникёры. Из статьи также известно, что учительница йоги мисс Вудкок была «возмущена» их запретом на её «Юм-Юм йогу для малышей и их мам». Она утверждает, что объяснила церкви, что её «йога носит совершенно нерелигиозный характер». Она, однако, была вынуждена признать, что «некоторые виды взрослой йоги основаны на индуистских и буддийских медитациях».

Употребляя слово «упражнение», а не «медитация», учительница обращает наше внимание на два основных типа йоги, распространённых сегодня: современная физическая йога и современная медитативная йога. Понимая, что медитативная йога часто углубляется в духовные сферы и ставит цели, несовместимые с христианством, мисс Вудкок стремится сохранить «упражнение», без «медитации». Может ли такой отказ сделать йогу «безопасной»?

Священники не согласны: «Философия йоги не может быть отсоединена от её практики, и любой учитель йоги (даже для малышей) должен разделять точку зрения этой философии. Йога может показаться безвредной или даже полезной, но таким образом люди могут начать думать, что есть способ достижения целостности тела и души с помощью человеческих методов, в то время как единственно верный путь к целостности – это вера в Бога, через Иисуса Христа».

Любая надежда исключительно на «человеческий метод» для достижения целостности в отрыве от веры в Иисуса Христа, безусловно, подвергается осуждению со стороны священнослужителей – в том числе англиканских и баптистских.

Но при этом среди мирян есть такие, кто задается вопросом о том, нельзя ли рассматривать методы йоги как средство «для настройки» нашего тела и души, чтобы мы стали лучше воспринимать Божью благодать? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, мне необходимо вкратце рассказать о видах йоги, которые можно сегодня встретить, и о том индо-буддийском этосе, неотъемлемой частью которого они являются.

Что такое йога

1. Голливудская Йога, как это следует из названия, направлена на достижение внешней привлекательности, хорошей физической формы и долголетия.

2. Гарвардская Йога нацелена на ясность ума, концентрацию и душевное равновесие.

3. Гималайская Йога не укладывается в рамки двух предыдущих и направлена на достижение особого состояния, известного как самадхи (погружённость).

4. Культовая Йога в центр внимания ставит харизматических гуру. Считается, что просвещённость нисходит только одним прикосновением гуру к ученику, который поклоняется ему или ей, как Богу.

Чистые индийские техники утверждают, что нужно следовать указаниям оригинального санскритского текста, «Йога Сутры» Патанджали. Индийская традиция предполагает «восьмиступенчатую» йогу, для которой выполнение физических упражнений – относительно незначительный пункт программы, а основной упор сделан на умственное и нравственное очищение и использование психических сил для самосовершенствования. «Восемь ступеней» – это:

      1. «пять ограничений» (яма),

2. «пять дисциплин» (нияма),

3. «физические упражнения» (асана),

4. «расширение жизненной энергии» (пранаяма),

5. «внутренняя сфокусированность» (пратьяхара),

6. «концентрация» (дхарана),

7. «медитация» (дхьяна),

8. «погружённость» (самадхи).

Прохождение первых двух «ступеней» направлено на развитие таких нравственных качеств, как правдивость, самоотверженность и ненасилие. Некоторые индийские учителя йоги сожалеют, что третья ступень, «физические упражнения», в настоящее время широко преподаётся без какого-либо отношения к нравственному совершенствованию. Они настаивают на том, что равновесие, достигаемое практикой поз, это, то, что, прежде всего, направляет йога на путь, конечной духовной целью которого является состояние постоянного блаженства, известное как самадхи, или «погружённость».

Погружённость во что? Можно встретить множество ответов на этот вопрос – всё зависит от того, во что вы верите.

Если вы индус, который верит, что нет никакой разницы между его сущностью (атманом) и Верховной сущностью (Брахманом), «погружённость» означает достижение опыта неразделимого единства с Брахманом. Такой индус видит конечную духовную реальность как Безликую и решительно утверждает, что вера в Безликого превосходит любую веру в Личного Бога.

Если вы индус-теист, который развивает личные любовные отношения со своим богом или богиней и стремится к освобождению по милости божества, то «погружённость» означает утопление себя в данном конкретном боге.

Если вы буддист и не верите в Бога-Творца (что часто повторяет Далай-лама), «погружённость» означает наступление нирваны, «угасание», окончательное исчезновение себя.

Хотя амбициозная духовная программа йоги Патанджали превратилась в упражнения для поддержания физической формы в западных руководствах по йоге, она всё ещё встречается в несколько изменённой форме даже на Западе.

В основе всех традиционных подходов к йоге лежит точка зрения философской системы, известной как санкхья. Согласно ей, наше обычное психосоматическое «я» является побочным продуктом физических процессов, и с помощью тренировок человек будто бы очищается, как луковица, добираясь до того центра, где находится «чистое сознание». Вот как объяснил это один учитель йоги: «однажды личность осознаёт, что она, в сущности, есть чистое сознание, отличное и отдельное от психофизических процессов, от своих ложных представлений» .

Однако утверждение, что систематический разрыв контактов с внешним миром создаёт единство в человеке, кажется весьма сомнительным. Напротив, как показал Р. Д. Лэйкг в своём «Разделённом Я», начало радикального выхода из внешней реальности вполне может привести к шизофрении. Мало того, что, пускаясь, согласно йоге, в путешествие в себя, человек рискует заболеть психически, так ещё и такая цель поднимает ряд серьёзных проблем для христианина. Иисус призывает нас искать внутри Царство Божие, а не «чистое сознание». Даже в христианской монашеской традиции, которая рекомендует удаление от мира, от объектов чувственного опыта, монах находится в поисках «внутреннего царства». В этом «внутреннем царстве» – Божественная Святая Троица, Господь наш. Мы познаём Христа и общаемся с Ним в Духе Святом и силою этого же Духа мы называем Бога «Отче наш». «Чистое сознание» – это лишь далёкий отзвук того, чем является христианское состояние «Царства Божия».

Влиятельные индийские миссионеры, как Вивекананда и его последователи, приводят в действие определённые методы йоги для продвижения поп-мистики, основанные на понятии «самореализации», которое стало крылатым словом йоги. Путь к «самореализации» с помощью йоги представлен как всеобщий призыв, свободный от догм и строго светский. Тем не менее, тщательное изучение сочинений Вивекананды показывает сильный уклон в сторону одной конкретной индийской традиции, из которой Вивекананда убрал тонкую метафизику индийской недуалистичности (адвайты) и то, что осталось, стал поддерживать на рынке со всем пылом. Случайные цитаты из его работ иллюстрируют его безрассудный синкретизм и опрометчивые, часто нелепые утверждения того, что он сделал для метода «самореализации».

«Всё есть Я. Говори это непрестанно». «Иди в свою комнату и получи Упанишады из самого Себя. Ты есть величайшая книга, которая когда-либо существовала или когда-либо будет, бесконечное хранилище всего, что есть». «Я сущность блаженства». «Не следуй за идеалом, ты содержишь их все в себе». «Христы и Будды просто случаи, в которых олицетворяются твои внутренние силы. В действительности это мы отвечаем на каши собственные молитвы». «Мы можем называть это Буддой, Иисусом, Кришной, Иеговой, Аллахом, Агни, но это только Я». «Вселенная – это мысль, и Веды – слова этой мысли. Мы можем создавать и уничтожать, пересоздавать целую вселенную» .

Когда Вивекананда понял, что ему нужно нечто большее, чем несвязные философские разговоры о его бренде «самореализации», он написал работу о Раджа-Йоге, которая является практическим пособием для тех, кто ищет так называемую «самореализацию».

Несовместимость йоги и христианства

Существует множество причин, почему духовные основы современной йоги несовместимы с христианством, главной из которых является чрезмерный акцент на себе. Эгоцентризм с христианской точки зрения есть корень зла. В нем – падение человека, его отклонение от Бога в сторону ошибочной, мятежной зависимости от себя. Это разрыв общения с Богом, который заканчивается грехом и смертью.

Кто из нас не хочет оставаться молодым, здоровым и красивым на протяжении многих-многих лет? Думаю, таких не найдется. Однако образ и условия жизни большинства современных людей вряд ли способствуют этому. Ежедневно наш организм подвергается множеству стрессов, воздействию неблагоприятных экологических факторов, неправильному образу жизни. Конечно, это не проходит без последствий – рано или поздно появляются болезни, организм стареет не в физиологическом, а в ускоренном темпе.

Именно поэтому с каждым годом становятся все популярнее разнообразные системы оздоровления, которые, как заявляют их создатели и почитатели, помогают сохранить молодость и избавить человека от болезней. Их множество, причем практически у каждой из них имеются свои плюсы и минусы, а также ограничения к применению.

Первый шаг к здоровью – образ жизни

Да, все очень банально: ни одна оздоровительная практика не приведет к желаемому результату, если при этом вы будете переутомляться, есть что попало, мало пить и двигаться.

Итак, говоря о здоровом образе жизни, мы подразумеваем:

1. Соблюдение режима труда и отдыха:

  • следует избегать переутомлений;
  • выделить 7-8 часов для полноценного ночного сна;
  • перед сном не нагружать нервную систему работой и даже мыслями о ней, переживаниями по любому поводу, эмоциональными фильмами или ТВ-передачами, компьютерными играми.

2. Правильное питание:

  • полноценное, сбалансированное по основным питательным веществам – белкам, жирам и углеводам, витаминам и микроэлементам;
  • дробное – 5-6 раз в день через равные промежутки времени;
  • способы приготовления пищи – запекание, варка на пару, тушение, но не жарка, копчение или соление;
  • рекомендованные продукты – натуральные, с высокой питательной ценностью;
  • углеводы – в первой половине дня, во второй же – преимущественно белок и некрахмалистые овощи;
  • не есть за 2 часа до сна;
  • чрезмерно калорийные продукты – фаст-фуд, животные жиры, легкоусвояемые сахара – следует исключить из рациона или хотя бы резко ограничить их количество.
  • для поддержания водного баланса организма вам следует выпивать 30-40, а желающим похудеть и до 50 мл чистой воды на 1 кг массы тела в сутки, причем чаи, кофе, компоты, супы и прочая жидкость в расчет не идут;
  • не следует пить во время приема пищи; правильно – выпить стакан воды за 15-20 минут до еды и через 30-45 минут после.

4. Регулярную физическую активность:

  • для любого организма, вне зависимости от состояния его здоровья, жизненно необходимо движение;
  • характер нагрузок варьируется в зависимости именно от общего состояния здоровья: здоровым или относительно здоровым людям можно заниматься практически любыми видами спорта, лицам с какими-либо заболеваниями некоторые виды физической активности противопоказаны – им рекомендованы просто пешие прогулки или, например, езда на велосипеде; даже лицам, прикованным к постели, нужна физическая активность – специалисты разрабатывают для них комплексы специальных лечебно-профилактических упражнений, носящих название «ЛФК», или «лечебная физкультура»;
  • конечно, если ранее вы вели малоподвижный образ жизни, не стоит бросаться в спорт «с головой» – нагрузки следует увеличивать постепенно.

Даже не занимаясь какими-либо специальными практиками, но соблюдая вышеописанные рекомендации, через некоторое время вы заметите, что чувствуете себя лучше и выглядите моложе. А все потому, что правильный образ жизни – полноценный отдых, здоровое питание, физическая активность – нормализует обмен веществ, активирует кровоток, способствует быстрому выведению токсичных продуктов метаболизма, а именно эти механизмы составляют основу нашего здоровья, поддерживают красоту и молодость.

Методики оздоровления

Самыми распространенными на сегодня оздоровительными методиками являются:

  • йога;
  • рейки;
  • система Порфирия Иванова;
  • дыхательная гимнастика Стрельниковой;
  • система Норбекова;
  • анималотерапия;
  • ароматерапия.

В этой статье рассмотрим подробнее системы оздоровления, пришедшие к нам из стран Востока.

Йога

Это практика родом из Индии, имеющая тысячелетнюю историю. Древние буддистские монахи-долгожители умели при помощи йоги правильно распределять жизненную энергию и полностью подчинять тело разуму. Они верили, что все физические и духовные болезни человека возникают из-за того, что в теле неправильно распределяется энергия жизни – прана.

Следовательно, чтобы изгнать болезнь, необходимо делать определенные комплексы упражнений, или асан. Регулярное правильное их выполнение – нужная поза, особое дыхание, фокусировка внимания на определенную точку - приводит к восстановлению физического здоровья и раскрытию заложенных в человеке ментальных способностей. Образно говоря, йога лечит и тело, и душу.

Йоги за века своей практики разработали множество гармоничных комплексов асан, захватывающих каждую мышцу тела человека. Причем нагрузка на мышцы при выполнении этих упражнений распределяется настолько равномерно, что они не перенапрягаются – человек не задыхается, не потеет и не испытывает чувства усталости.

Различные асаны улучшают деятельность кровеносной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, нормализуют обменные процессы в организме. У человека, постигшего эту практику, нормализуется сон, активизируются защитные силы организма, повышается устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних факторов – стрессов, холода, жары и прочих. Кроме того, практикующий асаны становится спокойным, учится контролировать свои эмоции, мыслить логично и четко, легко концентрирует внимание на чем-либо.

Йогой может заниматься каждый – противопоказания к занятиям ею не выявлены. Единственное, перерывы в тренировках следует делать женщинам в период критических дней и на позднем сроке беременности.

Если вы решили заняться йогой, следует осознать, что это не просто упражнения, а целая научная система, практиковать которую следует, предварительно внимательно ознакомившись с методикой.

Важно в йоге и качество принимаемой пищи (сбалансированный рацион, богатый растительными продуктами – сырыми орехами, свежими овощами и фруктами, салатами из них, с минимумом специй и приправ). После еды человек не должен испытывать чувства, что он переел – важно, чтобы желудок был заполнен не более, чем на 85 %. Есть следует медленно, пережевывая пищу до полного ее измельчения.

Нельзя забывать о воде! Лицам, практикующим йогу (собственно, как и всем остальным, ею не занимающимся), следует употреблять не менее 2.5 л чистой воды в сутки. Компоты, чаи и молоко не в счет.

Чтобы улучшить здоровье и омолодить свой организм, вам следует регулярно (5-6 раз в неделю по 30-45 минут) выполнять лишь несколько асан. При ряде заболеваний к физическим упражнениям добавляются еще и упражнения дыхательные, или пранаямы, мудры (такие положения тела человека, в которых жизненная энергия циркулирует по замкнутым каналам), медитация и концентрация.

Аюрведа

Аюрведа является древнеиндийской системой медицины, таким себе фундаментом, который составляет основу всех остальных медицинских направлений. Согласно этому учению, каждый человек в течение своей жизни накапливает в теле и уме токсины и различные ядовитые вещества. В результате этого возникают негативные эмоции, которые оказывают разрушительное влияние на внутренние органы. Так, под воздействием страха нарушается функция почек, а гнев отрицательно воздействует на печень и другие органы пищеварения. Из-за этого в пищеварительном тракте скапливаются шлаки, которые проникают во многие органы и накапливаются в них, вызывая те или иные заболевания. Под воздействием болезней организм постепенно разрушается, нарушается и гармоничное развитие личности.

Аюрведа разделяет все болезни человека на 7 категорий:

  • генетические, или наследственные;
  • врожденные;
  • возникающие вследствие травмы;
  • конституциональные;
  • инфекционные;
  • сезонные;
  • естественные.

Философия этой оздоровительной практики основана на гармонии 5 первоэлементов Вселенной – воздуха, воды, земли, огня, эфира, которые объединены в каждом из нас во всевозможных комбинациях, определяя особенности физиологии и личностные качества человека.

Подход аюрведы к оздоровлению, укреплению организма единый и включает в себя 3 этапа:

  1. Оценку конституции обследуемого, определение соотношения в его организме первоэлементов.
  2. Поиск причины нарушения баланса этих первоэлементов, в результате которого возникла болезнь.
  3. Терапевтические мероприятия для восстановления этого баланса.

Диагностикой и лечением болезней в аюрведе занимается исключительно специалист – аюрведа-мастер, который получил свои знания в процессе длительного обучения в специальном аюрведическом центре.

Доктор проводит подробный опрос и осмотр больного, а затем на основании полученных данных разрабатывает индивидуальную схему лечения. Оздоровительная программа, как правило, включает в себя правильное питание (согласно догмам аюрведы), распорядок дня (он не одинаков для всех, а зависит от индивидуальной совместимости первоэлементов), ознакомление больного с аюрведической философией жизни – неуемным желанием исцелиться и всегда быть здоровым.

Диагностика может представлять собой восьмигранное (проверку голоса, языка, глаз, кожи, внешнего вида, характера пульса, стула и мочи) или десятигранное (изучение физической и психической конституции, телосложения, размеров тела, жизнеспособности тканей организма, патологических состояний, способности к выполнению физических упражнений и перевариванию пищи, возрастных изменений, адаптации организма) обследование – ашта-бидху и даша-бидху соответственно.

Аюрведа не только изгоняет заболевания, но и предупреждает их появление. Специалист назначает пациенту особую диету с регулярным применением специальных трав, эфирных масел и других натуральных препаратов. Результатом соблюдения этой диеты становится полное очищение организма от разрушающих его токсинов, и, как следствие, нормализация процессов обмена веществ, избавление от психоневрологических и кожных заболеваний, заболеваний пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата, других органов и систем.


Рейки

Система природного оздоровления рейки (или рэйки) пришла к нам из Японии. Это древнейшая система лечения путем наложения рук, в процессе которого универсальная энергия жизни поступает в организм больного или перераспределяется в нем.

Древние источники знания о здоровье и исцелении говорят о том, что не случайно, когда у нас что-то болит, мы пытаемся приложить к этому месту руку – мы бессознательно стремимся направить в больной орган энергию для его выздоровления. Во время сеанса лечения целитель рейки на некоторое время прикладывает ладони к определенным местам тела больного.

Примечательно, что согласно учению рейки, в процессе лечения осуществляется воздействие не на какой-то конкретный орган, а на весь организм в целом – потоки жизненной энергии поступают в организм, прочищают каналы, способствуя выведению накопившихся в организме токсичных веществ, приводят в состояние гармонии тело и душу.

Основной источник болезней, как считают целители рейки, - наши негативные мысли. Задача же целителя – помочь человеку обнаружить разрушающие его организм мысли и эмоции, а также дать советы по их устранению. Бороться с ними больному придется уже самостоятельно.

Основными принципами рейки, приводящими в порядок мысли и эмоции, способствующими оздоровлению организма, являются следующие догмы:

  • не злись;
  • не беспокойся;
  • почитай родителей, учителей, всех тех, кто старше тебя;
  • будь честен;
  • всегда будь добр ко всему живому.

Система рейки является альтернативным методом лечения, она не исключает традиционную медицину, а может быть использована параллельно с ней. То есть человек пытается изменить образ мыслей, гонит от себя негативные эмоции, одновременно принимая те или иные, назначенные ему врачом традиционной медицины, лекарственные препараты. Таким образом процесс исцеления ускоряется – человек выздоравливает быстрее.

Кроме того, рейки дарит практикующему его человеку эмоциональный покой, душевное равновесие, полноценный сон, позволяет увидеть новые, яркие краски жизни.

Современная наука, к сожалению, отвергает концепцию существования жизненной энергии, считая систему рейки псевдонаучной. Однако на сегодняшний день существует множество последователей этой системы, якобы, подтверждающих ее эффективность. Так что выбирать вам.

Цигун

Название этой восточной практики произошло от «ци», что в переводе означает «энергия жизни», и «гун», или «управлять», то есть дословно «цигун» означает «управление жизненной энергией». Это известная с древних времен (существует более 7 тысяч лет) китайская методика исцеления, призванная дарить практикующему жизненный тонус, хорошее самочувствие, здоровье и долголетие.

Китайская философия гласит, что весь наш мир, каждый предмет и каждое живое существо в нем наполнено энергией ци. Она не только циркулирует в каждом из них, но и взаимодействует с ци соседствующих объектов.

Что касается человека, считают, что ци в его организме движется по особым линиям, идущим вдоль тела – меридианам, а скапливается в энергетических центрах, или даньтанях. Существует 3 таких резервуара: в голове локализован верхний, в грудине – средний, а в брюшной полости размещен нижний даньтань. 2 верхних резервуара отвечают за наше сознание, духовный мир и творческие способности, а нижний – непосредственно за физическое состояние организма.

Задачей цигун является восполнение нехватки энергии ци, заполнение ею всех даньтаней. Нормализуя, усиливая циркуляцию энергии, мы повышаем жизнеспособность тела, боремся с болезнями.

Противопоказаний у этой системы оздоровления нет. Ею можно заниматься лицам любого возраста в любом состоянии здоровья.

Открыть меридианы помогает полное расслабление в сочетании с глубоким дыханием, а перемещать по каналам энергию – особые движения тела и сила мысли. Цигун требует выполнения специальных физических и дыхательных упражнений (они разрабатывались тысячелетиями, и существует их множество) при мысленной концентрации на своем теле, дыхании и ощущениях, не думая о заботах и неприятностях. Для занятий рекомендуется выбирать свободную, не сковывающую движений одежду, а проводить их – под спокойную, расслабляющую музыку Востока.

Наиболее подходящим временем для проведения занятий цигун считается раннее утро, а местом – свежий воздух, в окружении кипарисов и сосен (эти деревья в странах Востока считаются символами силы, долголетия, физической и моральной стойкости).

Занятия не требуют больших временных затрат – на выполнение комплекса достаточно простых упражнений уходит менее получаса. Важно выполнять упражнения технически правильно (речь и о физических действиях, и о дыхании, и об образе мыслей), регулярно, постепенно увеличивая длительность каждого из них.

Результатом занятий становится бодрость тела и духа, хорошее настроение, активизация функций внутренних органов, устойчивость к воздействию стрессов и иных неблагоприятных факторов, омоложение организма. В числе эффектов цигун – снижение артериального давления, урежение пульса, насыщение каждой клеточки организма практикующего кислородом, стимуляция деятельности головного мозга.

Эта система оздоровления является в КНР национальным достоянием, исследования в данной области финансируются государством. Многие китайские клиники используют цигун как с целью лечения серьезных соматических заболеваний, так и на этапе реабилитации пациентов. Цигун дала начало таким видам боевых искусств, как тай-цзы и ушу. Постоянно разрабатываются новые схемы и комплексы упражнений, объединяющие в себе различные виды методик цигун с целью лечения всевозможных заболеваний.

В Китае практически в каждом парке или сквере можно увидеть людей – и молодых, и пожилого возраста – практикующими цигун. А в последние годы благодаря своей результативности и сочетаемости с другими традиционными и нетрадиционными методами лечения эта система оздоровления завоевала другие страны Востока и даже Запада.

Ушу

Ушу – особая, не сравнимая ни с чем система единоборств родом из Древнего Китая. Это целое искусство, объединяющее в себе боевые приемы и комплексы физических упражнений, результатом выполнения которых становится духовное и физическое самосовершенствование. Путем регулярных тренировок ученик вскоре осознает свое внутреннее «я» и предназначение.

Еще много столетий назад даосские монахи заметили животных, которые обитали близ водоемов, обратили внимание на их величие и грацию. Это стало предпосылкой для создания «звериных» стилей ушу – их на сегодняшний день существует 5: стиль дракона, тигра, леопарда, журавля, змеи. Изначально это искусство являло собой систему знаний, помогающих человеку выжить в любых условиях, тренировало способность быстро принимать решения, реагировать на происходящее.

Сегодня практика ушу насчитывает множество стилей, объединяющих в себе определенные приемы и техники. Все эти стили объединены в 2 большие группы – внутренние и внешние. Целью внутренних является развитие гибкости тела и умения управлять своей ци – жизненной энергией, а внешние – предназначены для усовершенствования ударов и тренировки силы мускулов. Мастера ушу считают, что гармония личности возможна исключительно в условиях единства внутреннего и внешнего, что эти стили связаны друг с другом неразрывно.

Разные школы ушу предлагают различные стили этого вида боевых искусств, делая акцент на удары ногами, движения руками или другие характерные движения.

Общим для всех существующих школ ушу является принцип упорядочивания энергии, согласования работы тела и духа, образа мыслей. Методики этого искусства развивают скрытые способности человеческого организма, способствуют оздоровлению и самосовершенствованию.

По сути, гимнастика ушу – это комплекс физических и дыхательных упражнений, не имитирующих движения в бою, а выполняемых медленно, плавно и мягко (чтобы не допустить растяжения связок).

Существует ряд правил, которые следует соблюдать, если вы решили заняться ушу:

  • заниматься предпочтительно ранним утром или же в вечерние часы, опорожнив кишечник;
  • выполнять упражнения через час-полтора после приема пищи или за час до него, но не натощак или полный желудок;
  • выбрать для занятий удобную, не сковывающую движений одежду из натуральной, дышащей ткани;
  • во время тренировки следует стоять, повернувшись лицом на север (согласно традициям Древнего Китая);
  • нагрузку повышать постепенно, избегать переутомлений;
  • заниматься практикой, соблюдая принцип регулярности – 2 раза в неделю и чаще.

Ушу не требует какой-то особой физической подготовки, заниматься ею можно людям всех возрастов, даже детям, для которых в силу несовершенной координации движений и недостаточно развитой моторики должен быть подобран упрощенный комплекс упражнений.

Об остальных перечисленных нами оздоровительных методиках, которые мы не успели описать в этой статье, читайте .

Программа «Тайны времени», выпуск на тему «Цигун»:

Познавательный фильм «Аюрведа - искусство жизни»:

Сегодня часто можно услышать, что восточные духовные практики йоги, медитации и прочие способы «очистки энергетики» очень похожи на христианский опыт поста и молитвы. К сожалению, в наши дни широко распространена точка зрения, что «одно другому не мешает», и вполне допустимо быть «глубоко верующим» христианином и развивать свое тело и дух с помощью тех средств, которые нам предлагает другая культура. Тем не менее, между восточными способами духовного совершенствования и христианской аскетикой есть немало непреодолимых противоречий. Незнание о них может привести к нравственным и психическим расстройствам, а в конечном счете - к духовной гибели человека. Настоящая статья посвящена попытке ответить на вопрос, чем же отличается восточная духовность от той богатой православной аскетической традиции, корни которой мы видим в Священном Писании, а плоды - в сонме отцов-аскетов, своей жизнью и творениями показавших высоту христианского подвига.

На первый взгляд может показаться, что представители восточных культов мыслят в христианском ключе. Так, они утверждают, что «целью йоги...является плодотворная, праведная жизнь и достижение единства с Богом». Звучат даже недвусмысленные призывы к тому, что мы называем обожением, как то: «человек должен стать божественным через осуществление божественного». Интересно, что индуизм, буддизм, а также другие, менее распространенные культы Востока, не предлагают четкого, богословски осмысленного, учения о Боге, о Его свойствах и пр. Та догматическая стройность, которая хранится в недрах Православной Церкви, на Востоке отсутствует. Но это даже не самое главное. Важно обратить внимание на ту основу, на которой зиждется стремление к Богу в христианской молитве и йоговской медитации.

Джон Уайт, автор книги «Что такое просветление», отмечает, что внутри каждого человека находится «желание разрешить загадку существования». С этой целью человек через самопознание погружается в самого себя. Что же он там находит? «Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя. Душа является бесконечным и вечным океаном блаженства, единым с солнцем, звездами и планетами... Она - это свет мира, свободный от любых цепей, которые приковывают человеческое тело к земле».

Теперь посмотрим, что нашел в себе выдающийся духовный наставник XIX в. свт. Игнатий (Брянчанинов), всю жизнь свою посвятивший Богу (из них 30 лет в монашестве). «Что же вижу я в себе? - Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего». Обратимся к другому примеру. Вот что говорит о себе величайший из израильских царей - Давид, двор которого утопал в блеске золота: «Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Пс. 37: 4-5); «... яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися» (Пс. 87: 3).

Познание себя в том виде, который предложил нам свт. Игнатий, существенно необходимо для здоровой духовной жизни, так как «горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель» (свт. Игнатий Брянчанинов, О чтении Евангелия / Аскетические опыты, Т. 1.). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - учит Спаситель, - Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). Человек смотрит в себя, по неразумию своему надеясь найти свет. Но вместо света обнаруживает бездну ада, готовую поглотить его. Тогда в чувстве смирения и покаяния он обращает свой взор к Источнику света - к самому Богу. Он не боится быть отвергнутым, помня слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11: 28-30). Здесь нет места для уныния и отчаяния (как может показаться людям, не имеющим опыта жизни в Церкви), но есть надежда и истинный свет, который даруется верой в искупительный подвиг Иисуса Христа. Каждый раскаявшийся грешник, погрязший в тине своих беззаконий, с подлинной радостью блудного сына находит рядом с собой Говорящего: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23-24). На следующей за покаянием и прощением ступени мы вдруг обнаруживаем, что Господь, обращаясь к грешнику, называет его «сыном» и приглашает на пир вечности в честь его возвращения. И только теперь уместно говорить о радости и свете, которыми может временами сопровождаться духовный опыт. Главным критерием, при помощи которого мы можем отличить истинную духовную радость от бесовской прелести, является смирение. Если радость о Боге сопровождается сокрушением и смирением сердца, если в нас нет возношения и тонкой гордости, то чувства наши от Бога. «В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении», - пишет преп. Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 26:91). При этом важно уметь отличать истинное смирение от ложного, потому что враг рода человеческого часто под видом смирения влагает в душу яд тщеславия и гордости.

Пожалуй, именно слово «покаяние» отличает подлинно христианский духовный опыт от всевозможных восточных духовных практик. Йога предлагает раскрыть скрытые способности, прийти к гармонии с собой, миром и людьми, достигнуть физического и духовного совершенства. Внешне это звучит привлекательно и убедительно, но не нужно забывать смотреть глубже внешней оболочки. Внутри же вся восточная духовность основана на самосовершенствовании при помощи комплекса дыхательных и физических упражнений, произнесении определенных слов (мантр) и пр. Как видим, в этом стремлении к совершенству нет ни слова о первоначальном человеческом несовершенстве. И, что самое страшное, нет ни слова о Боге, помощью Которого мы, грешные, осознав свою немощь, стремимся совлечь с себя плотские ризы ветхого человека и облечься в нового, преображенного благодатью Иисуса Христа.

Христианство же предлагает путь к истинному совершенству. Следуя за Христом, человек отрекается от того греха, с которым он сроднился. Утвердившись в смирении, сокрушив свое тело, ум и сердце покаянием, он с надеждой предстоит перед Богом, ожидая помилования. В ответ на искреннюю молитву Господь дарует освобождение от страстей и душевный мир. Человек постепенно преображается. В своем предельном выражении это преображение заключено в словах апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Речь при этом не идет о том, что Христос подавил человеческую личность и заменил ее Собой. В словах Апостола мы имеем пример встречи двух свободных личностей, при которой человек «становится по благодати тем, что Бог есть по Своей природе» (В. Лосский). Вот истинное обожение, основой которого является покаяние и сознание собственной духовной нищеты, а вершиной - возрастание в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), когда ум, чувства, желания, воля человека совпадают с умом, чувствами, желаниями и волей самого Бога. Лишь христианство в силах предложить такую глубину духовного восхождения.

Восточные духовные практики предлагают путь к обожению без покаяния. Но если под зданием духовной жизни не будет прочного камня смирения, то в основу нашего стремления горе непременно ляжет гордость и сладкая убежденность в собственном «совершенстве». Лукавый бес, искушая наших прародителей, предложил им вкусить запретный плод и стать, как боги. Господь наш Иисус Христос также говорил своим ученикам (напоминая им слова пророка Давида): «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Ин. 10: 34; Пс. 81: 6). Но если слова первого все человечество в лице Адама и Евы привели к падению, то слова Христа открыли нам путь к возрождению от смерти в жизнь вечную. Наверное, вся разница в том, что перед призывом Господа к обожению были уничтожающие всякую гордость и слепое самолюбие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), - и, - «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Даниил Салищев



mob_info