Почему недостаток мышечной активности вреден для здоровья. Нехватка витаминов и нарушения функций мышц

3. Влияние на организм недостаточной двигательной активности.

Движение является для живого организма такой же физиологической потребностью как потребность в безопасности или половом партнере. Неудовлетворение этой потребности в течение длительного времени приводит к развитию серьезных отклонений в состоянии здоровья, преждевременному старению и смерти.

Жизненная необходимость движений доказана в экспериментах на животных. Так, если крыс (одно из самых жизнеспособных животных) содержать в условиях полной неподвижности в течение 1 месяца, то 40 % животных погибает. В условиях минимальных физических движений погибает 20 % животных.

Цыплята, выращенные в условиях обездвиживания в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибают после малейшей пробежки по двору.

Существует две разновидности недостаточной двигательной активности:

гипокинезия - недостаток мышечных движений,

гиподинамия - недостаток физического напряжения.

Обычно, гиподинамия и гипокинезия сопровождают друг друга и действуют совместно, поэтому заменяются одним словом (как известно, наиболее часто употребляется понятие «гиподинамия»).

Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость и силовые показатели.

Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы

антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей).

Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений. Таким образом, при гиподинамии в организме создается ситуация, чреватая "аварийными" последствиями для его жизнедеятельности. Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность.

Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учеба.

По данным ВОЗ (всемирной организации здравоохранения), на 1999 год число активно и регулярно занимающихся физическими упражнениями в развитых странах (таких как США, Франция, Германия, Швеция, Канада) составляет порядка 60 %, в Финляндии - 70 %, в России - только 6 % (!).

Некоторые последствия, к которым приводит длительное уменьшение физической активности:

В мышечных клетках развиваются дегенеративно-дистрофические изменения (процессы вырождения вследствие нарушения обмена веществ), уменьшается мышечная масса. При этом между мышечными волокнами могут проявляться прослойки жировой ткани.

Снижается тонус мышц, что ведет к нарушению осанки. Нарушение осанки, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов. Внешне снижение мышечного тонуса проявляется в виде дряблости мышц.

Уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что приводит к снижению массы сердечной мышцы и нарушению протекания процессов обмена веществ в клетках сердца. Уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечной мышцы, ухудшается состояние сосудов сердца. Эти изменения повышают риск развития сердечных патологий, в том числе инфарктов со смертельным исходом.

Снижается сила дыхательных мышц и функционального состояния аппарата дыхания. В легких развиваются застойные явления, являющиеся предпосылкой для развития воспалительных заболеваний. В тяжелых случаях может развиться легочная недостаточность, при этом даже незначительные мышечные усилия вызывают приступы сильной одышки.

Развиваются застойные явления в органах брюшной полости, в том числе в органах желудочно-кишечного тракта, что приводит к задержке пищи в желудке, к нарушению работы кишечника, усилению процессов гниения. Указанные изменения сопровождаются интоксикацией (отравлением) ядами гниения, запорами.

Слабость мышц брюшного пресса (мышц живота, боковых поверхностей туловища, спины) ведет к снижению внутрибрюшного давления. Возрастает риск опущения органов брюшной полости (например, почек).

Ухудшается состояние кровеносных сосудов вследствие отсутствия для них достаточных нагрузок. Спавшиеся в состоянии покоя мелкие сосуды у малоподвижного человека находятся закрытыми почти все время, что ведет к уменьшению их числа. Уменьшение числа резервных сосудов снижает общие резервы организма. Плохое состояние сосудистых стенок способствует развитию варикозного расширения вен, атеросклерозов, гипертонической болезни и других патологий.

Наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в том числе уменьшается выброс адреналина - гормона, помогающего успешно преодолевать стрессовые состояния. У малоподвижного человека повышается потребность в стимуляции синтеза адреналина искусственными способами с помощью курения табака, приема алкоголя и проч.

Уменьшение нагрузки на костный аппарат и ухудшение их питания приводит к выходу из костей кальция, что нарушает их прочность. В итоге кости становятся подверженными деформации под влиянием нагрузок, например, при переносе тяжестей.

Развиваются застойные явления в органах малого таза с нарушением их функции и, как следствие, снижается репродуктивная способность (способность производить здоровые половые клетки), уменьшается половое влечение и потенция.

Для малоподвижных и ослабленных женщин характерна тяжелая переносимость беременности вследствие снижения общего функционального состояния организма, большая длительность родов и высокий риск родовой смертности, а также слабое состояние здоровья родившегося ребенка.

Значительно снижаются энерготраты организма и, как следствие, снижается скорость обмена веществ, и увеличивается масса тела за счет жирового компонента.

Снижается скорость синтеза веществ, соответствено уменьшается скорость и интенсивность самообновления клеток организма. Процессы распада веществ могут превосходить процессы их синтеза - наблюдается преждевременный процесс старения.

Уменьшение импульсации, поступающей в центральную нервную систему от работающих мышц, снижает ее тонус и функциональное состояние. Как следствие, уменьшается работоспособность головного мозга, в том числе снижаются высшие функции мозга (мышление, память, внимание и др.).

Ухудшение функционального состояния центральной нервной системы снижает качество выполнения ею трофической функции - функции контроля за процессами обмена веществ во всех клетках организма. Ухудшение контроля за протеканием обмена веществ в клетках организма приводит к снижению функционального состояния всех органов и систем.

Снижение функционального состояния центральной нервной системы сопровождается резким повышением эмоциональной возбудимости, что, в свою очередь, способствует развитию эмоциональных стрессов, а в дальнейшем - психосоматических заболеваний.

Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора, а также вестибулярного аппарата. Снижается координация, ухудшается мышечная чувствительность (способность оценивать положение тела и отдельных его частей в пространстве, определять величину напряжения мышцы). Человек существенно хуже может управлять своими движениями.

Снижение контроля нервной системы за процессами обмена веществ клеток и ухудшение кровоснабжения органов ослабляют иммунитет организма. В результате снижается устойчивость организма к развитию любого рода заболеваний. В частности, низкий уровень иммунного контроля за процессами деления клеток увеличивает риск развития злокачественных образований.

Однообразное малоподвижное состояние организма постепенно приводит к сглаживаю биологических ритмов (менее выраженными становятся суточные изменения пульса, температуры и других функций). В итоге сон становится некрепким, а в период бодрствования наблюдается низкая работоспособность, вялость, высокая утомляемость, плохое самочувствие и настроение, постоянное желание отдохнуть.

Снижается работоспособность всего организма, увеличивается «физиологическая стоимость нагрузки», то есть одна и та же нагрузка человеком с длительной низкой физической активностью будет вызывать большее напряжение в функционировании органов, ее обеспечивающих (сердца, дыхательной системы и др.). Кроме того, у длительно физически мало активных людей физиологические изменения во время нагрузки носят нерациональный характер. Нерациональные физиологические изменения во время нагрузки приводят к высокой утомляемости даже при низких величинах физического напряжения. Снижается уровень жизнедеятельности организма как биологической системы. То есть организм переходит на новый, более низкий уровень функционирования. К примеру, основной обмен малоподвижного организма уменьшается на 10-20 % (основной обмен - это энергетические траты организма на протекание минимально необходимых жизненных функций: 1) обмена веществ в клетках, 2) деятельности постоянно работающих органов - дыхательных мышц, сердца, почек, мозга, 3) поддержания минимального уровня мышечного тонуса).

Такое явление получило название “гипокинетической болезни” “гипокинезии”.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д., которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

Особое внимание двигательной активности необходимо уделять школьникам.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застойкрови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга:снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно –сосудистой системы. Гипокинезия на фоне черезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось.

В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном инапряжённом умственном труде, - это ативный отдых от школы и организованая физическая деятельность.

Двигательный режим школьника складывается восновнос из утренней физзарядки, подвижных игр на школьныхпеременах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, октивного отдых в выходные дни.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органови систем организме человека. В этом главным образом и заключается полажительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели уюных физкульнурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см. , масса тела – на8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см. , сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.

В литературе описаны следующие наблюдения: у школьниковне занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.; уподростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, - на13 кг., а у занимавшихся, кроме уроков физвоспитания, ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной физ. работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физ упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате– так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна.

Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.

Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.

Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления.

Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление получившее название моторно-вицеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма.

Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и др. органов.

Из сказанного ясно следует, что длительно малоподвижный человек - это больной человек, или человек, который неизбежно станет больным.

Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала.

Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности,

способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период врабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение умственной работоспособности может повторяться дважды в день. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время.

Умственная работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу.

Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление. Что же такое утомление?

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы. Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В эндокринной системе наблюдается либо

гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания.

Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения.

Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь:

Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение;

Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения.

Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения.

Они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, компьютеризация учебного процесса усугубила обездвиженность учащихся. Один-два занятия физической культурой в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В то же время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями. Как упоминалось выше, на занятиях физической культурой студенты разделены на три группы: ...

Заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения над­костницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обо­стрению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом - ходьбой. Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом. При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать...

Возможностями, в этом, видимо, и кроется секрет повышенной работоспособности, оздоровления и омоложения физически активного человека. Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение тормозится и омоложение становится объективной...

Активностью и риском развития. Низкий уровень физической активности или работоспособности увеличивает риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Прослежена связь между физической активностью и ишемической болезнью сердца (ИБС). Физическая активность имеет сильную обратную связь с риском ИБС. Хотя физические перегрузки могут вызывать острую коронарную патологию у лиц, страдающих...

Что такое мышечная слабость? Мышечная слабость - это снижение сократительной способности одной илигруппы мышц в любой части тела.

Синдром мышечной слабости носит название миастении, которая может развиваться в результате поражения анатомических компонентов конечностей (сосудов, костей, суставных поверхностей, нервов). Мышечная слабость может развиваться как в руках, так и в ногах.

С данной проблемой сталкиваются многие люди. И каждый стремится избавиться от чувства дискомфорта, прибегая к различным методам. Но не всегда удается достичь нужного результата. В связи с этим возникает понятие эффективности терапии. Для ее осуществления необходимо установить причину появления мышечной слабости.

Что представляет собой мышечная слабость и быстрая утомляемость мышц?

Слабость в мышцах является распространенным явлением, включающим в себя несколько понятий. В их числе нефункционирование, усталость и утомляемость.

Первичная слабость в мышцах (истинная) – нефункционирование мышцы, снижение силовых возможностей, неспособность человека выполнить действие с помощью мышцы. Характерно также и для тренированных людей.

Астения – мышечная усталость, истощение. Функциональные способности мышц сохраняются, но для выполнения действий требуется больше усилий. Характерно для людей, страдающих бессонницей, хронической усталостью и болезнью сердца, почек, легких.

Утомляемость мышц – быстрая утрата способности нормального функционирования мышц и их медленное восстановление, что часто наблюдается при астении. Характерно для людей с миотонической дистрофией.

Причины мышечной слабости в ногах и руках.

С проявлением мышечной слабости сталкиваются практически все и на то есть ряд причин:

Неврологические (инсульт, рассеянный склероз, травмы спинного и головного мозга, менингит, полиомиелит, энцефалит, аутоиммунное заболевание Гийена-Барре).

Дефицит физической активности (атрофия мышц из-за малоподвижности).

Вредные привычки (курение, алкоголь, кокаин и прочие психоактивные вещества).

Беременность (нехватка железа (Fe), повышенные физические нагрузки, высокий гормональный уровень).

Старость (ослабление мышц в результате возрастных изменений).

Травмы (повреждение тканей мышц, растяжение и вывих).

Лекарства (некоторые препараты или их передозировка могут вызывать мышечную слабость – антибиотики, анестетики, оральные стероиды, интерферон и другие).

Интоксикация (отравление организма наркотическими и иными вредными веществами).

Онкология (злокачественные и доброкачественные опухоли).

Инфекции (туберкулез, ВИЧ, сифилис, сложная форма гриппа, гепатит C, болезнь Лайма, железистая лихорадка, полиомиелит и малярия).

Сердечнососудистые заболевания (неспособность обеспечить мышцы необходимым количеством крови).

Эндокринные патологии (сахарный диабет, сбои в щитовидке, нарушение электролитного обмена).

Проблемы с позвоночником (искривление, остеохондроз, межпозвоночная грыжа).

Генетические заболевания (миастения, миотоническая дистрофия и дистрофия мышц).

Поражение седалищного или бедренного нерва (мышечная слабость лишь в одной конечности).

Хронические заболевания легких (ХОБЛ, нехватка кислорода) и почек (солевой дисбаланс, выброс токсинов в кровь, нехватка витамина D и кальция (Ca)).

К мышечной слабости могут также привести недостаток сна, обезвоживание, анемия, тревога и депрессия.

Симптомы мышечной слабости.

Чувство слабости в руках, ногах или теле нередко сопровождается сонливостью, повышением температуры, ознобом, бессилием и апатией. Каждый из симптомов информирует о серьезных проблемах организма в целом.

Часты проявления мышечной слабости при повышенной температуре, являющейся следствием воспалительных процессов – бронхита, банальной простуды, застуженных почек и т.д. Малейший скачок температуры приводит к некорректной работе обменных процессов, а организм постепенно теряет функциональные способности. Поэтому при температуре наблюдаются разбитость и мышечная слабость, причем не только в конечностях.

Проявления недуга характерны и при интоксикациях. Отравление организма могут вызвать несвежие продукты, гепатит, некий вирус и т.п.

Кроме того, слабость и сонливость могут являться опасной патологией аллергического и инфекционного характера. Самой опасной считается бруцеллез, нередко лишающий его носителя жизни.

Отмечается слабость в мышцах и при заражениях крови – лейкозе и миелолейкозе. Эта же симптоматика проявляется при ревматизме.

Способствуют формированию главного симптома и соматические заболевания, в числе которых амилоидоз, болезнь Крона (связана с пищеварением), почечная недостаточность и раковые опухоли.

Нарушения эндокринной системы приводят к мышечной слабости, равно как и эпилепсия, неврастения, депрессия и невроз.

Мышечная слабость при ВСД, депрессии, неврозе.

ВСД (вегето-сосудистая дистония) проявляет себя при некоторых заболеваниях, включая гормональные нарушения и митохондриальную патологию. Ряд симптомов формируется на фоне вегетативной дисфункции сосудистой системы и сердечной мышцы. Именно это и приводит к нарушению кровообращения.

В результате конечности не получают достаточно кислорода и эритроцитов. Затрудняется вывод из организма углекислого газа. Это вызывает сильную слабость, головокружение или даже ломоту в теле, а при запущенной ВСД – обмороки.

Лучший способ устранить недуг – физические нагрузки. Для нормализации обменных процессов нужна молочная кислота, выработка которой прекращается при низкой физической активности. Врачи рекомендуют больше двигаться – ходить, бегать, выполнять каждодневные разминки.

Медикаментозная и народная терапии не только малоэффективны, но и чреваты осложнениями при мышечной слабости на фоне ВСД.

Депрессия на фоне разочарования, потери, плохого настроения и прочих трудностей способна вогнать в меланхоличное состояние. В качестве симптомов могут отмечаться отсутствие аппетита, тошнота, головокружение, странные мысли, боли в сердце – все это проявляется в виде слабости, в том числе мышечной.

При депрессии побороть мышечную слабость помогут такие процедуры:

правильное питание;

полноценный сон;

контрастный душ;

положительные эмоции;

помощь психотерапевта (при сильной депрессии).

Невроз характеризуется нервным истощением организма посредством длительных стрессов. Часто заболевание сопутствует ВСД. Помимо физической, наблюдается и умственная слабость. Для ликвидации последствий требуется комплекс мер, включающих смену образа жизни, отказ от вредных привычек, занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, а также медикаментозную терапию и курс психотерапии у специалиста.

Мышечная слабость у ребенка.

Возникновение мышечной слабости характерно не только для взрослых, но и детей. Часто у них возникает временная разница между подачей нервного сигнала и последующей реакцией мышц. И это объясняет поведение малышей, неспособных длительное время удерживать тело или конечности в зафиксированном положении.

В качестве причин мышечной слабости у ребенка могут выступать:

миастения;

врожденный гипотиреоз;

ботулизм;

мышечная дистрофия и спинальная атрофия;

заражение крови;

последствия медикаментозной терапии;

переизбыток витамина D;

синдром Дауна (Прадера-Вилли, Марфана).

При развитии мышечной слабости, независимо от ее причины, у ребенка меняется внешность.

Первичные симптомы развития слабости в мышцах у ребенка:

— использование конечностей в качестве опоры посредством их расстановки в стороны;

— непроизвольная расстановка рук, соскальзывание при подъеме за подмышки (ребенок не может подмышками повиснуть на родительских руках);

— неспособность удерживать голову ровно (опускание, запрокидывание);

— отсутствие сгибания конечностей во время сна (руки и ноги располагаются вдоль туловища);

— общая задержка физического развития (неумение держать предметы, сидеть ровно, ползать и переворачиваться).

Терапия зависит от причины и степени мышечной дисфункции. Такие специалисты, как ортопед, физиотерапевт, невропатолог и другие, могут назначить следующее лечение:

Специальные упражнения.

Правильное питание.

Развитие координации движений, а также мелкой моторики.

Выработка осанки и формирование походки.

Физиотерапевтические процедуры.

Медикаменты (противовоспалительные и тонизирующие мышцы).

Иногда поход к логопеду (улучшение речи).

Восстановить работу мышц у ребенка можно при любом диагнозе, но при условии своевременного обращения к доктору.

Когда необходимо обратиться к врачу?

Нередко мышечная слабость является следствием переутомления или временной слабости. Но в отдельных случаях она может свидетельствовать о наличии серьезного заболевания. И если слабость носит периодический или постоянный характер, следует незамедлительно посетить доктора.

Выяснить причину возникновения дискомфортных ощущений помогут такие специалисты, как терапевт, невролог, эндокринолог, хирург и прочие. Также необходимо будет сдать некоторые анализы и пройти ряд обследований.

Если мышечная слабость является редкостью, отсутствуют ощущения боли или онемения, и быстро проходит, врачи рекомендуют в самостоятельном порядке выполнить следующие действия:

сбалансировать рацион питания;

пить больше очищенной воды;

чаще совершать прогулки на свежем воздухе.

При иных проявлениях мышечной слабости необходимо записаться на прием к специалисту для скорейшего устранения возможного заболевания. И заниматься самолечением в таких случаях противопоказано.

Диагностика.

Перед назначением эффективного лечения специалистами проводятся необходимые диагностические мероприятия, включающие инструментальное и лабораторное обследование. Для пациента с мышечной слабостью предусмотрены следующие процедуры:

Консультация невропатолога.

Анализ крови (общий и на антитела).

Кардиограмма сердца.

Обследование вилочковой железы.

Электромиография (определение амплитуды мышечного потенциала).

Мышечная слабость – лечение.

Если мышечная слабость вызвана переутомлением, достаточно дать конечностям отдохнуть после силовой нагрузки или долгой прогулки (особенно в неудобной обуви). В — других случаях может быть назначена соответствующая терапия:

— разработка мышц посредством выполнения специальных упражнений;

— медикаменты для улучшения мозговой активности и кровообращения;

— препараты, выводящие из организма токсины;

— антибактериальные средства при инфекциях в спинном или головном мозге;

— повышение нервно-мышечной активности посредством специальных лекарств;

— ликвидация последствий отравления;

хирургическое вмешательство, направленное на удаление опухолей, гнойников и гематом.

Нарастающая слабость с левой стороны может сигнализировать об инсульте.

Народные методы лечения мышечной слабости.

Бороться с мышечной слабостью можно и в домашних условиях. Для этого необходимо предпринять следующие действия:

Принимать по 2-3 ст. л. виноградного сока в день.

Выпивать по 1 стакану отвара из нечищеного картофеля трижды в неделю.

Каждый вечер употреблять настой пустырника (10%) в объеме ½ стакана.

Сделать смесь из грецких орехов и дикого меда (пропорции 1 к 1), кушать каждый день (курс – несколько недель).

Включить в рацион белковую пищу с низким жиросодержанием (рыба, мясо птицы).

Увеличить потребление продуктов, содержащих йод.

За 30 минут до приема пищи выпивать смесь, состоящую из 2 ст. л. сахара, ½ стакана клюквенного сока и 1 стакана лимонного сока.

Принимать внутрь за 30 минут до еды настойки из женьшеня, аралии или лимонника.

Делать расслабляющие ванны с добавлением эфирных масел или цитрусовых (температура воды должна варьироваться в пределах 37-38 градусов по Цельсию).

2 ст.л. можжевельника (ягоды) и 1 стакан кипятка успокоят нервную систему, восстановят мышечный тонус.

Вместо воды пить охлажденный настой, приготовленный из 1 ст.л. соломы овса и 0,5 л кипятка.

Возможные последствия и осложнения.

Недостаток физической активности провоцирует снижение мышечного тонуса и влечет за собой ряд других проблем. К ним следует отнести:

— ухудшение координации;

— замедление обмена веществ;

— снижение иммунитета (подверженность вирусным заболеваниям);

— проблемы с сердечной мышцей (тахикардия, брадикардия и гипотония);

— отечность конечностей;

— набор лишнего веса.

Профилактика.

Во избежание проблем, связанных с мышечной усталостью, рекомендуется соблюдать несколько простых правил:

Придерживаться правильного питания (с включением в рацион богатых белком и кальцием продуктов, каш, овощей, зелени, меда, витаминов) и образа жизни.

Уделять достаточно времени труду, отдыху и занятию спортом.

Контролировать кровяное давление.

Избегать стрессов и чрезмерной утомляемости.

Бывать на свежем воздухе.

Отказаться от пагубных привычек.

Обратиться к доктору при возникновении серьезных проблем.

В преклонном возрасте желательно отказаться от малоподвижного образа жизни, больше времени уделять лечебной гимнастике и прогулкам на свежем воздухе, а также не пренебрегать массажной терапией.

Мышечная слабость – явление, присущее каждому. Бороться с недугом под силу всем, особенно в случаях переутомления и дефицита физической активности. Но при более серьезных причинах понадобится помощь специалиста. Он диагностирует проблему и назначит эффективное лечение. Придерживайтесь рекомендаций, и миастения обойдет вас стороной.

1. В каком году и каком состязании появилось имя первого победителя Олимпийских игр

Короибос (Кореб)?

а) в 786 г. до н.э. в борьбе; в) в 776 г. до н.э. в метании диска;

б) в 776 г. до н.э. в беге; г) в 778 г. до н.э. в беге.

2. Назовите Римского императора, который в 394 году н.э. запретил проведение античных

Олимпийских игр?

а) Феодосий I; в) Нерон;

б) Феодосий II; г) Юлиан.

3. При развитии силовой выносливости интенсивность упражнений составляет…

а) 10-30% в) 60-70%

б) 20-50% г) 85-95%

4. В каком году был создан Международный Олимпийский Комитет?

а) 1898г. в) 1923г.

б) 1911г. г) 1894г.

5. В 1894г. на Парижском конгрессе в состав МОК, состоявший всего из 13 членов, был избран

первый россиянин. Кто он?

а) А.Д.Бутовский в) В.Г.Смирнов

б) Н.Н.Романов г) С.П.Павлов

6. Впервые на Олимпийских играх в Мехико – появился талисман. А под каким талисманом и

какие игры проходили в Москве?

а) XIX – ягуар; в) XXIV – тигренок;

б) XXII – медвежонок; г) XXIII – орленок.

7. Гигиена – это…

а) Область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;

б) Свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;

в) Область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

г) Все выше перечисленное.

8. Для совершенствования координационной выносливости используют следующий метод…

а) Интервальный; в) Переменный;

б) Повторно-прогрессирующий; г) Игровой.

9. Подводящие упражнения применяются…

а) Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

б) Если обучающийся недостаточно физически развит;

в) Если необходимо устранять причины возникновения ошибок;

г) Если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

10. Выберите правильное определение к термину «физическое упражнение»?

а) Это двигательное действие, используемое для физического совершенствования

человека;

б) Это двигательное действие, дозируемое по величине нагрузки и продолжительности

выполнения;

в) Это форма двигательных действий;

г) Это движения, выполняемые на уроке физической культуры.

11. Под понятием «спорт» принято называть:

а) Исторически сложившуюся деятельность человека, направленную на физическое

совершенствование и достижение высоких результатов при участии в соревнованиях;

б) Исторически сложившуюся систему организации и управления процессом физического

воспитания;

в) Целенаправленный педагогический процесс в ходе которого осуществляется прикладная

направленность физического воспитания;

г) Наивысший уровень физического развития и физической подготовленности человека.

12. Максимальное напряжение мышц достигается при работе мышц в…

а) Уступающем режиме; в) Удерживающем режиме;

б) Преодолевающем режиме; г) Статическом режиме.

13. Лучшие условия для развития взрывной силы мышц ног создаются во время…

а) Челночного бега; в) Подвижных игр;

б) Прыжков в глубину; г) Приседаний со штангой.

14. При проведении закаливающих процедур нужно придерживаться основным принципам

закаливания. Определите какие?

1. Принцип систематичности;

2. Принцип разнообразности; Варианты ответов: а) 2,4,5

3. Принцип постепенности; б) 1,3,5

4. Принцип активности; в) 1,2,4

5. Принцип индивидуальности. г) 3,4,5

15. При выполнении физических упражнений нагрузка регулируется:

а) Сочетанием объема и интенсивности при выполнении двигательных действий;

б) Частотой сердечных сокращений;

в) Степенью преодолеваемых трудностей;

г) Утомлением, возникающим в результате их выполнения.

16. Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности объединяется в

а) Биологическая активность; в) Двигательная активность;

б) Оптимальная активность; г) Физиологическая активность.

17. Укажите 3 принципа самостоятельного освоения двигательных действий в физической

культуре?

1. От низкого к высокому 4. От ближнего к дальнему

2. От известного к неизвестному 5. От субъективного к объективному

3. От простого к сложному 6. От освоенного к неосвоенному

Варианты ответов: а) 1,3,4

18. Дополните определение: «Сила – это способность преодолевать… или противостоять ему за

счет…..».

а) Внутреннее сопротивление; мышечного напряжения;

б) Внешнее сопротивление; мышечного усилия;

в) Физические упражнения; внутреннего потенциала;

г) Физическую нагрузку; мышечного напряжения.

19. Минимальный расход энергии на мышечную деятельность должен ежедневно составлять не

а) 1000-1300 ккал; в) 1300-1500 ккал;

б) 800-1100 ккал; г) 1400-1600 ккал.

20. Недостаток мышечной активности современного человека называют:

а) Гипокинезией; в) Гипоксией;

б) Атрофия; г) Гипертрофия.

21. Физическая культура представляет собой...

а) Учебный предмет в школе; в) Процесс совершенствования возможностей человека;

б) Выполнение упражнений; г) Часть человеческой культуры.

22. Что является мерилом выносливости?

а) Амплитуда движений; в) Время;

б) Сила мышц; г) Быстрота двигательной реакции.

23. Вес баскетбольного мяча должен быть…

а) не менее 537г, не более 630г; в) не менее 573г, не более 670г;

б) не менее 550г, не более 645г; г) не менее 567г, не более 650г.

24. Игровое время в баскетболе состоит…

а) Из 4 периодов по 10 минут; в) Из 4 периодов по 12 минут;

б) Из 3 периодов по 8 минут; г) Из 6 периодов по 10 минут.

25. Для предупреждения развития плоскостопия соблюдают следующие профилактические меры:

а) Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве;

б) Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно

выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

в) Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей;

г) Все вышеперечисленные.

26. При каком количестве фолов игрок должен быть удален из игры по правилам ФИБА:

27. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) Физических и психических качеств людей;

б) Техники двигательных действий;

в) Работоспособности человека;

г) Природных физических свойств человека.

28. Под физическим развитием понимается...

а) Процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и

кровообращения, физическая работоспособность;

в) Процесс совершенствования физических качеств посредством физических упражнений;

г) Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической

культурой и спортом.

29. Под быстротой как физическим качеством понимают…

а) Способность быстро бегать;

б) Способность совершать двигательные действия за минимальное время;

в) Движения человека, обеспечивающие активное перемещение в пространстве;

г) Способность поддерживать высокий темп движения при очень быстром передвижении.

30. В каком году и где впервые сборная команда России приняла участие в Олимпийском турнире

по футболу?

а) 1948 в Лондоне; в) 1920 в Бельгии;

б) 1912 в Стокгольме; г) 1904 в Канаде.

31. Какое минимальное количество игроков должно быть в команде, при котором она

допускается к игре в футбол?

а) Не менее 7; в) Не менее 8;

б) Не менее 6; г) Не менее 5.

32. Какое наказание следует в футболе: если вратарь, находясь в пределах штрафной площади,

касается мяча руками за ее пределами?

а) Угловой удар; в) Штрафной удар;

б) Свободный удар; г) 11 метровый удар.

33. Под тестированием уровня физической подготовленности понимается…

а) Измерение уровня развития основных физических качеств;

б) Измерение роста и веса;

в) Измерение показателей сердечно – сосудистой и дыхательной системы;

а) Елмери Бери; в) Ясутака Мацудайра;

б) Вильям Морган; г) Анатолий Эйнгорн.

35. Втечение какого времени в волейболе подающий должен нанести удар по мячу после свистка

первого судьи на подачу?

а) 8 секунд; в) 10 секунд;

б) 3 секунд; г) 7 секунд.

36. Определение, применяемое в волейболе: «действие игроков вблизи сетки по преграждению

пути мяча, направленному соперником, поднятием руки выше верхнего края сетки»

означает…

а) Атакующий удар; в) Заслон;

б) Блокирование; г) Задержка.

37. Какая должна быть высота сетки в волейболе для мужчин?

а) 2м 43см; в) 2м 47см;

б) 2м 45см; г) 2м 50см.

38. Создателем игры в баскетбол считается…

а) Х. Нильсон; в) Д. Нейсмит;

б) Л. Ордин; г) Ф. Шиллер.

39. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, подразделяющиеся на

оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту

сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110 – 130 ударов в минуту; в) 140 - 160 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту; г) выше 160 ударов в минуту.

40. В первых античных Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты

состязались в беге на дистанции, равной...

а) Одной стадии;

б) Двойной длине стадиона;

в) 400 метрам;

г) Во время этих игр в беге не состязались.

Ключ к врпросам

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1.2. ДЕФИЦИТ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ограничение мышечной деятельности - один из важнейших составляющих симптомов гипокинетического синдрома. Длительное изменение объема мышечной деятельности приводит к уменьшению энерготрат, снижению биоэнергетики и интенсивности структурного метаболизма в мышцах, ослаблению тонизирующих импульсов из мышц, уменьшению нагрузки на костную систему [Коваленко Е. А., Гуровский Н. Н., 1980]. Проприоцепция с мышц при активной деятельности является мощным источником, поддерживающим постоянный достаточной уровень трофики почти всех органов и систем, в том числе головного мозга и высших центров эндокринной регуляции [Могендович М. Р., 1965]. Постоянная мышечная активность жизненно необходима не только для нормальной функции большинства систем и органов, т. е. эффекторам как таковым, но и центральной нервной системе. Именно в моторном анализаторе сходятся и конвергируют все корковые афферентации, не только проприоцептивные, но и экстероцеп-тивные и интероцептивные. На появление умеренных мышечных болей в области спины уже при 20-суточной гипокинезии впервые указал Л. И. Какурин (1968). Им же совместно е М. А. Черепахиным (1968) было отмечено снижение мышечного тонуса. В. С. Гурфинкель и соавт. (1968) наблюдали при 70-суточной гипокинезии нарушение двигательных автоматизмов (синергии), проявляющееся в расстройстве таких целостных актов, как стояние и ходьба, и лежащих в их основе ин-нервационных отношений. Установлено, что пребывание в условиях гипокинезии приводит к развитию атрофических изменений в мышцах [Козловская И. Б. и др., 1982; Христова Л. Г. и др., 1986]. Фактор опорной разгрузки имеет большое значение в патогенезе двигательных нарушений в условиях гипокинезии. Обусловленное этим фактором уменьшение притока опорных раздражений, играющих ведущую роль в системе управления позно-тоническими реакциями, вызывает снижение тонуса «антигравитационных мышц» и, следовательно, запускает цепь реакций, характерных для атонического синдрома [Христова Л. Г. и др., 1986]. По данным этих же авторов, после 3-суточного пребывания в условиях иммерсии значительно изменялись свойства потенциалов действия мышечных волокон, что выражалось в снижении скорости распространения возбуждения. Ведущая роль в развитии изменений принадлежит нарушениям трофических воздействий, возникающим в результате снижения афферентного притока в условиях опорной разгрузки, атонии и почти полного отсутствия двигательной активности.

У крыс при ограничении двигательной активности были выявлены изменения метаболизма [Ильина-Какуева Е. И., Новиков В. Е., 1985]. В камбаловидной мышце изменялась активность флавиновых окислительных ферментов, что выражалось в значительном увеличении активности глицерофос-фатдегидрогеназы и существенном снижении активности сук-цината. Авторы считают, что причиной возрастания активности глицерофосфатдегидрогеназы является необходимость утилизации липидов, высвобождающихся при массовом распаде мембранных структур мышечных волокон, подвергающихся атрофическому и дистрофическому процессам. Существенное снижение активности сукщшатдегидрогеназы, являющейся одним из ключевых ферментов цикла трикарбоновых кислот, и незначительное изменение или отсутствие изменений в активности других ферментов этого цикла свидетельствуют об избирательном нарушении в мышечных волокнах процесса превращения янтарной кислоты. При ограничении двигательной активности в мышцах было обнаружено содержание гликогена [Блиндер Л. В., Оганов В. С, Потапов А. Н., 1970; Черный А. В., 1975; Ильина-Какуева Е. И., Португалов В. В., 1981; Zipman R. L. et al., 1970].

По данным В. С. Оганова (1985), в условиях длительного постельного режима снижаются функциональные возможности мышц, причем расстройства движений, наблюдаемые после относительной инактивации мышечного аппарата, в определенной степени обусловлены приспособительной функциональной атрофией отдельных мышц или мышечных групп.

Изменения физиологических свойств скелетной мускулатуры человека и животных при ограничении двигательной активности рассматриваются как проявление функциональной пластичности скелетных мышц.

В условиях антиортостатической гипокинезии длительностью до 182 сут обнаружено двукратное снижение электромеханической эффективности мышц [Оганов В. С, 1982; Рахманов А. С. и др., 1982]. Максимальная сила подошвенного сгибания стопы на всем протяжении исследования была ниже исходных значений. Гипотрофия и гиподинамия части мышечных волокон в этих условиях приводят к активации дополнительного числа двигательных единиц для выполнения равноценной работы. Это сопровождается непропорциональным увеличением электропродукции мышц и соответственно указывает на снижение электромеханической эффективности мышцы в целом. В более поздние сроки эксперимента увеличивается удельная биоэлектрическая активность мышц, что при отсутствии достоверного синхронного снижения силы может отражать их повышенную утомляемость. Это согласуется с данными о перестройке метаболизма мышц человека при гипокинезии в сторону активации процессов гликолиза на фоне угнетения аэробного дыхания [Коваленко Е. А., Гуров-ский Н. Н., 1980].

Гипокинезия у крыс продолжительностью от 22 до 30 суп не сопровождается заметным уменьшением массы мышц, за исключением плечевой мышцы. Напротив, обнаружено увет личение массы камбаловидной мышцы по отношению к массе тела. После 22 сут гипокинезии установлена тенденция к увеличению среднего диаметра волокон, изометрического сокращения и работоспособности мышечных волокон, более замет-пая в камбаловидной мышце и медиальной головке трехглавой мышцы плеча; тенденция к уменьшению работоспособности отмечена в плечевой мышце [Оганов В. С, 1984]. В условиях, которые принято определять как гипокинезия, собственно инактивации позных мышц у крыс, по-видимому, не происходит. Имеются данные, свидетельствующие об увеличении двигательной активности животных как проявлении стресс-реакции в течение месяца пребывания их в тесных клетках [Гаевская М. С. и др., 1970]. В этот период у крыс обнаружены признаки активации гипофизадреналовой системы [Португалов В. В. и др., 1968; Казарян В. А. и др., 1970], а также другие проявления общей реакции напряжения [Ки-рпчск Л. Т., 1980]. При более длительной гипокинезии (90 и 120 сут) отмечалось замедление изометрического сокращения препаратов камбаловидной мышцы [Оганов В. С, Потапов А. Н., 1973], при этом не было обнаружено изменений абсолютной силы мышц. Специфический биомеханический эффект гипокинезии может быть обусловлен повышенной нагрузкой на разгибатели стопы в виде длительного растяжения их при содержании животных в тесных клетках. При силовой разгрузке мышц (модель «вывешивания») были отмечены потеря массы в камбаловидной мышце и медиальной головке трехглавой мышцы плеча, а также уменьшение среднего диаметра мышечных волокон. В соответствии с этим отмечено уменьшение амплитуды их изометрического сокращения [Оганов В. С. и др., 1980]. Ведущими биохимическими факторами, меняющими условия функционирования разных мышц в условиях гипокинезии, являются их силовая разгрузка и уменьшение тонического компонента движений. При гипокинезии у собак, создаваемой инактивацией мышц, развивалась функциональная атрофия икроножной и подошвенной мышц, выражавшаяся в уменьшении силы, механической мощности и работоспособности [Козлова В.Т. и др., 1977]. Функциональная недостаточность мышц, активных в опорном периоде шага, в свою очередь вызывает наблюдаемую после экспериментальных воздействий дезорганизацию локомоций, проявляющуюся неустойчивостью походки, возрастанием темпа движений, удлинением периода опоры и фазы двойной опоры, увеличением амплитуды и скорости вертикальных перемещений в дистальных суставах задних конечностей, непропорциональным увеличением энергии биоэлектрической активности мышц. По мнению В. С. Оганова (1984), изменения, развивающиеся в скелетных мышцах человека и животных при гипокинезии, являются частным случаем проявления их функциональной пластичности.

Как ни крути, рано или поздно каждый атлет сталкивается с ситуацией, когда мышцы попросту перестают расти. К тому же, чем больше стаж регулярных тренировок, тем выше риск столкнуться с этой ситуацией. Именно поэтому, чаще всего вопросы о том, почему не растут мышцы задают опытные атлеты, чем новички. Так в чём же кроется причина отсутствия прогресса и что делать если мышцы не растут?

Почему не растут мышцы?

Причин отсутствия мышечного роста, как и способов решения данной проблемы, может быть множество. Тем не менее, чаще всего мышцы не растут из-за одной или комбинации нескольких причин, описанных ниже. Давайте же рассмотрим основные причины, почему не растут мышцы.

Нет прогрессии нагрузки

Прогрессия нагрузок - важнейший принцип в натуральном бодибилдинге. Без прогрессии нагрузки организму попросту незачем наращивать мышечную массу. Ведь рост мышечной массы и силы это по сути адаптация организма к постепенно возрастающему воздействию нагрузки на тренировке. Соответственно, если вы тренируетесь без повышения нагрузок, тогда вашему организму попросту нет причины увеличивать мышцы.

Постепенно прогрессируйте нагрузку, путем увеличения рабочих весов, количества подходов и повторений в упражнениях. Также можно сокращать время отдыха между подходами и упражнениями и так далее. Главное - не пытайтесь применить все способы прогрессии нагрузки одновременно, иначе получите обратный эффект, вместо стимуляции роста мышц.

Недостаток калорий

Как известно, для роста мышц необходима не только прогрессия нагрузки, но и избыток калорий. То есть, вы должны ежедневно потреблять больше калорий, чем расходуете в течении дня. Подробнее о том, как правильно питаться, чтобы набрать мышечную массу ,

Возникает вопрос, как узнать свою дневную норму калорий? Для этого можно воспользоваться очень простой формулой:

Вес, кг * 30 ккал.

К примеру, если ваш вес составляет 80 кг, тогда ваша суточная норма составляет примерно 2400 ккал. Теперь к полученной цифре добавьте 500 ккал, которые нужны организму для увеличения массы. В итоге, получаем 2900 ккал - ваша суточная норма калорий для набора массы.

Конечно же, всё эти расчёты весьма относительны. Они не учитывают множества индивидуальных особенностей каждого человека. Поэтому, я рекомендую не считать каждую калорию, а ориентироваться на показания весов. Взвешивайтесь каждую неделю и в зависимости от показания весов корректируйте свой рацион питания.

Недостаток белка

Помимо общей калорийности рациона питания, культуристу необходимо следить, чтобы в его рационе было достаточное количество разнообразной пищи богатой белком. Ведь белок это главный стройматериал для наших мышц.

Сколько же необходимо потреблять белка в сутки? Бытует множество мнений на этот счёт. Одни рекомендуют 3-5 грамм на кг собственного веса, другие утверждают что достаточно чуть больше 1 грамма на килограмм веса. Истинна как всегда где-то посередине.

Поэтому, для роста мышц я советую потреблять примерно 2 грамма белка на килограмм собственного веса. Таким образом, если вам вес составляет 80 кг, тогда вам для набора массы необходимо употреблять примерно 160 грамм белка в сутки. При этом, важно чтобы этот белок поступал как из пищи как животного, так и растительного происхождения, чтобы он был максимально полноценным.

Недостаточно воды

Иногда прогресс в наборе массы и даже похудении застопорился только из-за того, что человек мало пьёт чистой воды. Вдумайтесь только, мы состоим из води на 70%! Без её участия не происходит ни один процесс в нашем организме. Поэтому, независимо от того, пытаетесь вы похудеть или набрать массу, вам необходимо выпивать не менее 2-3 литров води в сутки.

Недосыпание

При занятиях спортом очень важно полноценно высыпаться, ведь во время сна наш организм восстанавливается после тренировок и не только. К тому же, большая часть анаболических гормонов, ответственных за рост мышц, вырабатывается именно во время сна. Поэтому, если вы постоянно недосыпаете, тогда вы и дальше будете спрашивать о том, почему мышцы не растут, даже если вы соблюдаете все остальные правила роста мышц.

Многие задают вопрос о том, сколько нужно спать в сутки? Я рекомендую спать не менее 8-9 часов. Главное раньше ложиться спать, ведь чем раньше вы ложитесь, тем ценнее сон и тем лучше вы высыпаетесь.

К примеру, если постоянно ложиться в 21.00, тогда вы без проблем будете просыпаться в 5-6 утра и превосходно себя чувствовать. В то же время, ели лечь спать в 3 часа ночи, тогда вы с трудом проснётесь в обед, чувствуя себя разбитым.



mob_info