План конспект занятия по гимнастике. Занятия по гимнастике

(4 класс)

Ярковая Елена Андреевна

Цель урока : Совершенствование основных двигательных действий при выполнении техники кувырка вперёд, стойки на лопатках.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи (предметные результаты)

1.1. Закрепление акробатических элементов (стойки на лопатках, кувырка вперёд, акробатической комбинации).

1.2. Повторение комплекса упражнений без предмета под музыку.

1.3. Совершенствование навыков профилактики правильной осанки.

1.4.Дальнейшее развитие силы, ловкости, координации движений, двигательной памяти, внимания, координации движений.

2. Развивающие задачи (метапредметные результаты)

2.1. Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное ууд)

2.2. Формировать умение контролировать, оценивать учебное действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (регулятивное ууд)

3. Воспитательные задачи (личностные результаты)

3.1. Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (самоопределение, личностные ууд)

3.2.Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций (нравственно этическая ориентация, личностные ууд)

3.3. Воспитание дисциплинированности, организованности, трудолюбия, культуры движений.

Метод проведения: индивидуальный, фронтальный, поточный, игровой.

Вид урока : гимнастика

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: маты гимнастические - 9 шт., .гимнастические скамейки - 6 шт., магнитофон.

Урок проводит:

Учитель физической культуры

Ярковая Елена Андреевна

Части урока и их содержание

Дозировка упражнений

Организационно-методические указания

I Вводная часть

12 мин

1. Вход в зал в колонну по одному

1 мин

Выполняется под музыкальное сопровождение с левой ноги. Соблюдать дистанцию.

2. Построение в одну шеренгу

20 сек

3. Сообщение задач урока

20 сек

Напомнить о технике безопасности и правилах поведения при выполнении гимнастических упражнений, о правильном дыхании при ходьбе и беге.

4. Проверка правильной осанки

30 сек

Голова приподнята, грудная клетка развёрнута, плечи на одном уровне.

5. Строевые упражнения: повороты налево, направо, кругом, строевой шаг.

15 сек

В случае отсутствия внимания у ряда учеников, эти повороты выполнить прыжками, приходя в о.с.

6. Разновидности передвижения:

3,5мин

· ходьба обычная

· ходьба на носках, руки вверх

· ходьба в полуприседе, руки за спину

· ходьба высоко поднимая колени, руки на поясе

· ходьба скрестным шагом, руки на поясе

· подскоки, руки согнуты в локтях

· шаг галопом

· бег с высоким подниманием бедра

· бег с захлестыванием голени назад

· бег змейкой

· переход на ходьбу

· ходьба в быстром темпе

· ходьба обычная

· 1-4 - руки вверх, вдох

· 5-8 - руки через стороны вниз, выдох

Следить за правильной осанкой.

Темп бега спокойный. Напомнить о правильном дыхании. Соблюдать дистанцию, следить за осанкой.

Упражнение выполнять в медленном темпе

7. Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2

20 сек

Выполняется в движении по команде - последовательными поворотами каждой пары налево.

8. ОРУ

Следить за синхронностью исполнения всем классом на протяжении всего комплекса ОРУ, для чего подсчет по мере необходимости заменять словами: влево, вправо, вперёд, назад и т.п. указаниями

И. П.- ноги врозь, руки на поясе

1 - наклон головы вперёд

3 - наклон головы назад

5 - поворот головы направо

7 - поворот головы налево

4раза

Выполнять в медленном темпе под музыкальное сопровождение

И. П. - то же

1-4 - круговые движения головой вправо

5-8 - круговые движения головой влево

4 раза

Выполняется с большой амплитудой

И. П. - то же

1 - поднять правое плечо

3 - поднять левое плечо

5 - поднять оба плеча и подняться на носки

7 - поднять оба плеча и подняться на носки

4 раза

Сохранять правильную осанку

И. П. - ноги врозь, руки на поясе

1-3 - три пружинистых наклона вправо, левую руку вверх

5-7 - то же в другую сторону

4 раза

Наклоны выполняются с большой амплитудой. Ноги в коленях не сгибать, спину держать прямо.

И. П. - то же

1 - наклон туловища вперёд прогнувшись, руки в стороны

2 - наклон туловища вперёд, с касанием ладонями пола

3 - наклон туловища вперёд прогнувшись, руки в стороны

5-7 - наклон туловища назад

4 раза

Руки прямые, ладони обращены вниз, голова приподнята. Ноги в коленях не сгибать

Выполняется с большой амплитудой.

И. П. - О.С., руки в стороны

1 - мах правой ногой вперёд, хлопок под ногой.

2 - приставить ногу, руки в стороны

3-4 - то же с махом правой ногой.

6-8 раз

Махи ногами выполняют с большой амплитудой, оттягивая носок. Не сгибать опорную ногу и не наклонять туловище.

И. П. - О.С., руки на поясе

1 - присесть на носках, колени врозь, руки в стороны

3 - пружинистый наклон вперёд, ладонями коснуться пола

6-8 раз

Спину держать прямо, при наклонах не сгибать ноги.

И. П. - О.С., руки на поясе

1 - упор присев

2 - упор лёжа

3 - упор лежа согнув руки

4 - выпрямляя руки, упор лежа

5 - упор лежа согнув руки

6 - выпрямляя руки, упор лежа

7 - толчком ног упор присев

4 раза

В упоре лёжа туловище и ноги составляют одну (прямую) линию. Руки прямы, на ширине плеч.

И. П. - сед, ноги вместе с опорой на руки

1-3 - пружинистые наклоны вперёд

4 - сед, ноги врозь

5-7 - пружинистые наклоны вперёд

4 раза

Ноги прямые вместе, прямыми руками опереться сзади на пол, голова приподнята. При наклоне ноги в коленях не сгибать.

И. П. - упор сидя, руки назад

1-2 - поднять тело и прогнуться (упор лёжа сзади)

6-8 раз

Прогибаясь, оттягивать носки ног, руку прямые.

И. П. - то же

1 - сед,согнув ноги

2 - сед углом

3 - сед, согнув ноги

6-8 раз

Подтянуть колени к груди.

Ноги в коленях не сгибать, спину держать прямо.

И. П. - упор лёжа на животе, упереться в пол согнутыми руками

1-2 - выпрямить руки, прогнуться, голову поднять

5-6 - отвести руки в сторону, поднять голову, плечи и ноги, прогнуться (ласточка)

Спина прямая и не отрывая бёдер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться

Ноги в коленях не сгибать

И. П. - упор стоя на коленях

1-2 - наклоняя голову вперёд, выгнуть спину

3-4 - поднимая голову, прогнуть спину

4-6 раз

Упереться прямыми руками в пол

Сильно прогнуться в пояснице

И. П. - О.С.

1 - прыжок ноги врозь, руки в стороны

2 - прыжком и.п.

3 - прыжок ноги врозь, руки вверх, хлопок над головой

4 - прыжком и.п.

6-8 раз

Прыжки выполняются на носках. Следить за правильным дыханием

Переход на ходьбу на месте в сочетании с дыхательными упражнениями.

15 сек

Построение класса перед матами

30 сек

Маты лежат в два ряда, параллельно друг другу.

II Основная часть

25 мин

Упражнения на матах

Соблюдать дистанцию (2 метра).

Встать спиной к матам по два человека на каждый мат

Выполняется по команде учителя

Группировка в приседе

4раза

Голова плотно прижата к груди, локти прижаты к туловищу, взяться руками за середину голени

* перекат назад-вперёд из упора присев

4раза

Выполнить перекат на круглую спину, опуская при этом голову на грудь. Перекат вперёд осуществляется энергичным движением вперёд плечами и ногами с сохранением плотной группировки

1. Кувырок вперёд из упора присев до упора присев

6-8 раз

Затылок касается мата, толчок ногами, сгруппироваться.

2.Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев (стойка с согнутыми ногами, стойка с прямыми ногами (со страховкой и без страховки))

4 - 6 раз

Из упора присев перехватить руки на середину голени и выполнить перекат назад. Коснувшись лопатками пола упереться руками в поясницу, выпрямить ноги. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.

3. Акробатическая комбинация:

3 раза

Один ученик выполняет другой исправляет ошибки и оценивает

из упора присев кувырок вперёд в упор присев, перекатом назад стойка на лопатках в упор присев.

Стараться кувырок делать слитно со стойкой на лопатках.

Ребята оценивают друг друга

4. Переползание по-пластунски

2раза

Сильно отталкиваться согнутой ногой, передвигаться на предплечьях, продвигать тело вперёд

5. « Подтягивание»на гимнастической скамейке

2-3 раза

Прогнуться лёжа на скамейке, руки вытянуть вперёд и обхватить скамейку

6. Переползание по-пластунски

2раза

Передвигаясь не поднимать высоко голову, пятки.

7. «Подтягивание» на скамейке

2раза

Встать лицом к матам в две шеренге

Близко друг к другу

Эстафета «Туннель»

8. Весь класс ложится на живот, руки согнуты на уровне груди

1- всем отжаться, учащийся проползает в « туннель»

Локти вверх

Можно лечь после проползания ученика.

Каждый должен проползти в «туннели»

9. Отжимание от скамейки

10раз

Сед спиной к скамейке, ноги прямые, сгибание разгибание рук.

III Заключительная часть

3 мин

1. Упражнения для восстановления дыхания и растягивания мышц

3,5 мин

2. Построение, подведение итогов урока

1 мин

Краткий анализ урока (выборочная оценка 5-6 лучших учеников)

3. Домашнее задание: повторить до уровня совершенства вольные упражнения. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины: 3 серии по 12-15 раз на каждую группу мышц

30 сек

4. Организованный выход из зала

20 сек

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ

Введение

Введение

Актуальность. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства. Гимнастика способствует воспитанию жизненноважных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им Под формами занятий понимаются способы организации выполнения гимнастических упражнений. Умение применять различные формы занятий в связи с поставленными задачами, конкретной ситуацией, особенностями контингента - критерий педагогического мастерства и организаторских способностей руководителя. К наиболее важным формам гимнастики относятся: 1.Утренняя гимнастика (зарядка - самостоятельная форма, гимнастика до занятий в школе). 2.Физкультминутки и физкультпаузы 3.Урок гимнастики 4. Учебно-тренировочное занятие (секция спортивной гимнастики в школе, тренировка). 5.Соревнования по гимнастике. 6.Гимнастические праздники и выступления. 7.Игры и физкультурные упражнения на удлиненных переменах. 8.Выполнение домашних заданий по гимнастике. Гимнастические упражнения являются одной из основных и неотъемлемых частей содержания уроков физической культуры и факультативных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных развлечений в режиме школьного дня, внеклассной работе по физическому воспитанию школьников.: оздоровительной (связанной с развитием), образовательной (связанной с обучением), воспитательной (связанной с формированием личностно- значимых качеств). Каждое действие преподавателя на уроке (двигательное задание ученикам, метод проведения упражнений и т.д.) должно быть мотивировано четко поставленной целью, которую необходимо довести до занимающихся. Представление о цели своих действий повышает активность занимающихся на уроке, мобилизует их усилия в нужном направлении

1. Задачи и методические особенности гимнастики

Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

К образовательным задачам относятся теоретические знания, практические умения и навыки, формируемые у учащихся в процессе занятий. Так, например, ученик узнает названия упражнений, технику их выполнения, какие способности и качества улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях и т.д.

Оздоровительными задачами являются укрепление здоровья учащихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формирование правильной осанки, развитие двигательных и психических качеств, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

К воспитательным задачам следует отнести формирование эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к занятиям, общественной работе, к т руду.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психорегулирующее воздействие и др. Методы - это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающегося.

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения. Он реализуется:

Возможность разложить каждое упражнение на части;

Аналитический характер упражнений, позволяющий избирательно применять их для решения конкретных педагогических и оздоровительных задач;

В гимнастике существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них можно составлять комплексы для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

Возможность определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения и тем самым планировать физическую нагрузку занятия;

Возможность усложнять упражнения за счет изменения исходных положений;

Возможность выполнять упражнения с музыкальным сопровождением;

Возможность строгой регламентации и педагогического процесса.

Методические особенности гимнастики органически взаимосвязаны.

1.1 Задачи и содержание обучения гимнастике в школе

Гимнастика один из основных разделов школьной программы по физической культуре. В 5-8-х классах занятия гимнастикой, как и другие разделы программы, должны обеспечить решение основных задач физического воспитания учащихся, а именно:

содействовать правильному физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию детей

обучать учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

развивать необходимые двигательные и волевые качества (быстроту, ловкость, выносливость, смелость, настойчивость).

Одновременно в процессе занятий гимнастикой должны решаться задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Новые требования, стоящие перед российской школой - теснее связать физическое воспитание с политехническим обучением, подготовить подрастающее поколение к высокопроизводительному труду в условиях современной техники - на первый план выдвигаются задачи научить учащихся управлять своими движениями в пространстве и во времени с тем, что в любых, даже самых трудных условиях, они сознательно и самостоятельно умели анализировать свои движения и легко овладевали новыми двигательными навыками и умениями, в связи с чем увеличивается функциональная возможность организма учащихся.

Следует различать общие и частные задачи, стоящие перед гимнастикой. Первые - преимущественно оздоровительные и воспитательные - они проходят красной нитью через все годы обучения в школе, уточняясь лишь в зависимости от возраста учащихся, вторые - образовательные, обеспечивающие преемственность в обучении, решаются в более короткие сроки, на протяжении одного-двух или серии уроков.

Объем знаний, умений и навыков по годам обучения изложен в программе. Однако необходимо помнить, что качество, эффективность обучения и воспитания определяются в первую очередь не самими упражнениями, а методикой их применения, непосредственной организацией учебно-воспитательной работы. Следовательно, если учитель творчески подходит к изучению программы, планирует, организует и проводит уроки гимнастики, руководствуясь поставленными задачами и учитывая возрастные особенности учащихся, то обучение будет проходить успешно

В программе по классам указаны только некоторые частные задачи обучения двигательным умениям и навыкам. При этом имеется в виду, что широкий круг воспитательных и оздоровительных задач должен решаться параллельно из урока в урок.

Так, в 5-м классе наряду с обучением техники «опорного прыжка» можно работать над развитием «прыгучести», воспитанием смелости, настойчивости, привитием навыков поведения в коллективе, взаимопомощи и т.д. Программа содержит следующие средства гимнастики: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, танцевальные, акробатические, прыжки опорные, лазание, равновесие, висы и упоры. Значение и преимущественная направленность отдельных видов упражнений различны, что дает возможность определить их сравнительную ценность для решения тех или задач физического воспитания.

Если расположить средства гимнастики в порядке значимости, то для школьников 5-8-х классов на первый план могут быть поставлены общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения и прыжки. Все эти упражнения полезны для развития форм и функций организма, доступны и интересны учащимся, не требуют громоздкого оборудования, позволяют обеспечить высокую плотность занятий и оптимальную нагрузку. Далее следуют прикладные упражнения, упражнения на снарядах в висах и упорах, равновесия, танцевальные упражнения и строевые. В каждой классе можно определить упражнения, которые являются действительно ценными и необходимыми для образования, воспитания и оздоровления учащихся.

Во всех классах независимо от возраста учащихся большое место должны занять упражнения с предметами - гимнастическими палками, обручами, мячами, скакалками, которые могут использоваться не только в виде отягощений, но и как предметы, которые нужно ловко передавать, ловить, бросать и т.д.

Также не следует увлекаться упражнениями в висе и в упоре на спортивных снарядах, они вытесняют другие, не менее полезные упражнения, делают роки малопродуктивными, неинтересными. Достаточно научить школьника размахиванию в висе и упоре, дать основы техники выполнения довольно ограниченного круга упражнений в соскоках и подъемах, чтобы решить главную задачу: научить учащихся управлять весом и инерцией собственного тела и хорошо ориентироваться в пространстве. Существует ряд полезных и нужных упражнений, которые следует включать в урок гимнастики. К ним относятся: поднимание груза, совместные действия и переноска тяжелых предметов. Передача различных предметов в цепи и т.д. Даже подготовка учениками мест занятий должна преследовать цели как трудового, так и физического воспитания. Основные и частные задачи физического воспитания осуществляются на уроке.

2. Урок - как форма организации занятий по гимнастике в школе

Урок - обязательная форма занятий для всех учеников школы. На уроке физкультуры учащиеся получают систематические знания, умения и навыки в движениях, всестороннее физическое развитие и оздоровительно-гигиенические навыки. Содержание учебной работы по предмету определяется государственной программой

В программе по физической культуре и спорту учащиеся средней школы получают определенный объем знаний, умений и навыков для каждого класса в основных видах движений.

Все занятия гимнастикой нужно строить и проверять по определенному плану. Такой план (типовой) предусматривает наиболее целесообразное и последовательное решение задач физического воспитания. Поурочные занятия гимнастикой в практике принято называть типовой структурой урока. Типовая структура разработана в соответствии с особенностями гимнастики, с ее строгой регламентацией учебного процесса и с возможностями относительно точного учета влияния упражнений на организм. Однако не следует пользоваться им, как шаблоном. Основываясь на ней, учитель должен творчески подходить к составлению частных вариантов урока для каждого вида гимнастики, отдельных периодов занятий и коллективов учащихся.

2.1 Построение и типы уроков в школе

В школьных уроках по физической культуре, наряду с формированием знаний, умений и навыков, решаются воспитательные, оздоровительные и санитарно-гигиенические задачи.

Оздоровительные задачи урока решаются подбором упражнений, их дозировкой и проведением, обеспечивающие разностороннее воздействие на организм учеников и положительное влияние этих занятий на их здоровье и физическое развитие.

Образовательная сторона урока обеспечивается правильно поставленными задачами обучения и методики преподавания, направленные на активное и прочное усвоение программного материала учащимися и овладения ими необходимых знаний, умений, навыков.

Воспитательный характер обучения выражается в воспитании у учащихся морально-волевых качеств (например, смелость, решительность, целеустремлённость, настойчивость, взаимопомощь, порядочность и др.) и регламентирующих любую деятельность, привычек (ответственность, самодисциплину, организованность, исполнительность и др.).

Уровень качества урока зависит от того, как он будет построен. Под построением урока понимается:

а) четкое определение задач урока, вытекающих из задач четверти или системы уроков;

б) подбор и сочетание упражнений, разрешающих задачи урока;

в) выбор методических приемов обучения и организации учащихся

В соответствии с этим перед уроком физкультуры ставятся специальные требования, которые необходимо соблюдать каждому учителю при построении урока, а именно:

Подбирать и проводить упражнения и игры, содействующие всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся, формированию у них правильной осанки.

Решать на каждом уроке конкретные педагогические задачи, сохранять преемственность между уроками, учитывать пройденное, усвоенное, подлежащее изучению материала. Вместе с тем отдельный урок должен представлять собой законченное целое и решать поставленные перед ним задачи.

Подбирать учебный материал соответственно составу учащихся, их физической подготовке, развитию, состоянию здоровья и интересам.

Рационально использовать места для занятий, имеющийся инвентарь и оборудование

Менять сочетание упражнений в уроке и даже подбор упражнений, учитывая климатические и атмосферные условия, место урока в расписании для школы.

Проведение каждого урока должно быть направлено на воспитание высоких моральных и волевых качеств учащихся В школе имеют место вводные, учетные уроки, уроки изучения нового материала, повторения пройденного и смешанные уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года в начале четверти, а также при переходе к изучению нового раздела программы. На вводных уроках производится беседа, в которой ученики знакомятся с содержанием, направлением работы на учебный год, на четверть.

Перед учениками ставится ряд задач, конкретных требований, которые необходимо выполнять для обеспечения хорошей постановки учебной работы.

Учетные уроки проводятся после прохождения определенного учебного материала с целью подведения итогов усвоения пройденного, они имеют место на протяжении всей четверти.

Учетные уроки строятся в зависимости от того вида движений, которые подлежат учету.

Уроки изучения нового материала отличаются тем, что на них основное внимание уделяется виду движений, впервые предлагаемых ученикам, на изучение вида уделяется 20-25 минут времени урока, остальное время идет на повторение пройденного.

Уроки повторения являются уроками закрепления пройденного материала и совершенствование его. Отшлифовывается техника движений, предъявляются требования к четкости, силе и красоте выполнения. По существу на уроке повторения продолжается обучение, знания и умения учащихся углубляются и закрепляются, совершенствуются навыки.

Смешанные уроки представляют собой количество уроков в школе, на которых часть материала является новой, а часть повторение пройденного.В зависимости от условий проведения уроки могут быть учебными, тренировочными и учебно-тренировочными. Учебные и тренировочные уроки в чистом виде встречаются довольно редко.

Уроки различаются по строению, содержанию, организации, методике проведения и т.д. Но, несмотря на различия, они все имеют принципиально общие положения.

2.2 Структура построения урока по гимнастике

Урок состоит из трех взаимно связанных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Здесь будут перечислен примерный перечень задач (без конкретных образовательных, оздоровительных и воспитательных задач) которые решаются учителем на каждом уроке.

Задачи подготовительной части урока:

Организационные задачи:

Организовать учащихся для начала урока;

Организовать учащихся для разучивания (закрепления, совершенствования) конкретных строевых или прикладных упражнений;

Организовать удобное размещение учащихся выполнения ОРУ;

Перестроить учащихся для проведения ОРУ;

Раздать гимнастический инвентарь (палки, мячи обручи) для выполнения ОРУ с предметами;

Организовать получение гимнастического инвентаря для выполнения ОРУ с предметами:

Перестроить учащихся по отделениям для проведения основной части урока;

Организовать размещение учащихся у мест занятий в основной части урока.

^ Психологические задачи:

Установить рабочий контакт между учителем и учащимися;

Сконцентрировать внимание учащихся для выполнения учебных заданий;

Ознакомить учащихся с задачами урока;

Повысить познавательную деятельность учащихся на уроке;

Повысить мотивацию и интерес учащихся к учебной деятельности на уроке;

Повысить сознательность и активность учащихся при выполнении учебных заданий;

Функциональные задачи:

Подготовить организм учащихся к предстоящей работе;

Повысить состояние функциональных систем организма учащихся;

Повысить двигательную активность учащихся для выполнения учебных заданий;

Активизировать функциональное состояние организма учащихся для обеспечения их высокой работоспособности;

Повысить подвижность в конкретных суставах;

Способствовать повышению эластичности мышц и связок конкретных суставов

Способствовать повышению обменных процессов в мышцах конкретных звеньев тела;

Способствовать увеличению подвижности в конкретных суставах

Содействовать увеличению амплитуды при выполнении конкретных движений;

Способствовать увеличению размаха движений конкретных звеньев тела (руками, ногами, головой).

Средства: строевые и прикладные упражнения (ходьба с различными заданиями, бег, прыжки, преодоление препятствий), упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, на координацию, различные подвижные игры, специальные комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ). Продолжительность подготовки 7-12 минут.

Задачи основной части урока

Основная часть урока служит для формирования знаний о технике изучаемых двигательных действий, мерам безопасности, приёмам страховки и самостраховки, влиянию выполняемых упражнений на организм занимающихся, для обучения прикладным и специальным гимнастическим умениям и навыкам, для совершенствования двигательных качеств, для воспитания этических и волевых качеств.

Организационные задачи:

Подготовить места занятий для выполнения учебных заданий;

Установить гимнастические снаряды и необходимый инвентарь (маты, мостик) для выполнения учебных заданий;

Организовать учащихся для подготовки снарядов и инвентаря;

Организовать выполнение учебных заданий;

Организовать помощь и страховку учащимися друг другу;

Сменить места занятий отделений для выполнения учебных заданий;

Организовать учащихся для уборки снарядов и инвентаря;

Организовать учащихся для заключительной части урока.

Другие виды задач (оздоровительные и воспитательные) обусловлены, прежде всего, образовательными задачами, решаемыми на уроке.

Средства: прикладные упражнения, бег, упражнения тренировочного характера для совершенствования гибкости и силы, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, опорные прыжки, подвижные игры, эстафеты.

Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке продолжительностью в 45 мин., основная часть - 28-35 мин.

Основная часть может изменяться по содержанию, продолжительности и интенсивности проведения, в зависимости от условий и особенностей контингента учащихся.

Задачи заключительной части урока

Назначение заключительной части урока завершение учебной работы учащихся.

Организационные задачи :

Организовать учащихся для проведения заключительной части урока;

Организовать учащихся для проведения упражнений на расслабление (на внимание);

Организовать учащихся для подведения итогов урока;

Организовать учащихся для выставления оценок за учебную работу;

Подвести итоги урока и дать задание на дом.

Активизировать внимание учащихся на результатах их учебной работы.

Функциональные задачи:

Содействовать восстановлению организма учащихся после физической нагрузки;

Содействовать снижению частоты сердечных сокращений и дыхания учащихся;

Способствовать восстановлению функциональных систем организма учащихся для последующей деятельности;

Снизить эмоциональной возбуждение учащихся для лучшего переключения их на другую деятельность.

Средства: упражнения на расслабление или внимание, игры на внимание, ходьба с упражнениями на дыхание, танцевальные шаги, строевые приёмы и др.

Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности подготовительной и основной части и колеблется от 3-х до 5 минут.

Подготовительная часть урока

Цель- организовать класс и обеспечить физиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе. Такая подготовка заключается в активизации деятельности функциональных систем организма и центральной нервной системы. Эта задача решается при помощи общей разминки. Она представляет собой специально подобранный комплекс упражнений, исполняемых всеми одновременно или индивидуально. В последнем случае упражнения комплекса подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Организация класса сводится к построению учащихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между учителем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на урок нужно максимально упростить, с тем, чтобы сохранить время для учебной работы.

Желательно, чтобы подготовительная часть урока способствовала бодрому эмоциональному состоянию учащихся в течение всего урока.

Организация внимания сводится к тому, чтобы отвлечь учащихся от всего, что имеет непосредственное отношение к уроку, и сосредоточить их внимание на предстоящую работу, что достигается интересом и сознательным отношением учащихся к учебной деятельности, умелым руководством учителя. Иногда нужны специальные упражнения для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся, - к ним относятся короткие, постепенно усложняющиеся комбинации движений, состоящие из шагов, прыжков, поворотов на месте и на ходу, приседов, хлопков и т.д. С той же целью используются упражнения для развития быстроты, ловкости, и точности реакций, заключающиеся в быстром выполнении непредвиденных распоряжений (лечь, встать, сесть).

При проведении общей разминки следует пользоваться командами и распоряжениями, отчасти показом, по возможности не прибегая к описанию упражнений, чтобы увеличить плотность урока. Упражнения, применяемые в первой части урока, не должны быть сложными. Хорошо, если они известны учащимся, не требуют особого объяснения и длительного изучения.

Активизация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение общего обмена веществ и разогревание мышц в подготовительной части урока имеет огромное значение для успешной работы в основной части урока.

Продолжительность первой части урока зависит от подготовленности учащихся и условий, в которых он проводится. Порядок проведения подготовительной части урока может несколько меняться в зависимости от состояния места занятий, подготовки учащихся и задач урока.

Основная часть урока.

В этой части урока решается одна из важнейших задач гимнастики - формирование умений и навыков. В различных условиях, для разных групп и периодов обучения, содержание основной части различно. В нее входят изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие силы, выносливости, ловкости, быстроты.

Основная часть урока должна быть построена так, чтобы одновременно с всесторонним овладением своим двигательным аппаратом, координацией движений, формированием и совершенствованием двигательных навыков, учащиеся непрерывно совершенствовались в ловкости, гибкости, силе, выносливости, быстроте, воспитывали в себе смелость, решительность, самообладание, настойчивость, целеустремлённость и др.

Подбирая упражнения для основной части урока, следует учитывать, какую они дают нагрузку - желательно чередовать упражнения, дающие различную нагрузку (метание, равновесие, бег). Надо примерно знать, сколько может сделать ученик подходов к снаряду, но это зависит от подготовленности классы и от количества учащихся в отделении.

Для того, чтобы всем учащимся было интересно, на уроке нередко применяют организацию учащихся по отделениям на основе физических данных, подготовки и состояния здоровья. В каждом отделении выбираются капитаны, которые являются помощниками учителя.

Опорные прыжки лучше давать всем учащимся одновременно, если есть снаряды.

При воспитании быстроты, ловкости и точности реакции необходимо использовать различные звуковые и зрительные сигналы.

Учителю нужно уметь регулировать свой голос во время подачи команд, чтобы учащиеся не привыкали к одному голосу, иначе они не будут выполнять распоряжений, но и однообразный голос утомляет учеников, важно при этом предупреждать возможность травмы, ответственность за которые несет учитель.

В основной части урока использование подготовительных упражнений на равновесие, с одной стороны заключается в систематическое совершенствование чувства равновесия, с другой - специальных умений и навыков, позволяющих регулировать равновесие своего тела и обучение приемам страховки. Но и другие упражнения, как бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, способствуют совершенствованию равновесия.

Все средства основной части урока являются тренировкой для различных систем организма занимающихся и развития двигательных качеств. Средств очень много, только нужно правильно ими пользоваться.

Заключительная часть урока

Заключительная часть урока проводится с целью завершения работы учащихся, приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведения итогов урока.

Задача заключительной части - снижение нагрузки, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность.

Хорошим средством для решения этой задачи являются упражнения, направленные на успокоение и восстановление деятельности сердца и дыхания. Заканчивая урок, необходимо обеспечить ровное, несколько повышенное эмоциональное состояние учащихся. В конце урока подвести итоги в виде разговора. Разбор урока обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения учащихся, постановки задач на будущее. В конце урока даются задания на дом

3. Плотность и регулирование нагрузки на уроке гимнастики

Уроки гимнастики строятся преимущественно с использованием таких видов, кА упражнения на равновесие, лазание, прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах и т.д. В урок включаются 2-3 вида для каждого отделения, например, лазание, опорный прыжок, акробатика. В настоящее время в практику работы прочно вошли 2 приема ведения урока: фронтальный, групповой при одновременном участии всего класса. Фронтальный прием ведения урока обеспечивает последовательность проведения упражнений, одинаковой дозировкой, так как все учащиеся выполняют упражнения одновременно. Данным способом в большей степени пользуются при проведении уроков в младших классах, где программа едина для мальчиков и девочек. Также данный способ проведения целесообразно использовать при обучении одинаковым упражнениям учащихся в средних и старших классах, либо при проведении упражнений ОФП, с разной дозировкой для мальчиков и девочек.

Групповой способ отмечается тем, что обучение основным движениям производится по отделениям под руководством помощников учителя, получивших предварительную подготовку.

Вопрос повышения плотности урока гимнастики является одним из самых важных. Хронометраж позволил установить, что наибольшая плотность урока, а следовательно и нагрузка, наблюдается преимущественно при фронтальной работе , т.е. когда учащиеся выполняют работу одновременно - чаще это бывает в начале урока. Плотность основной части урока, снижается, как правило, до минимума. Так, время, потраченное непосредственно на выполнение упражнения в основной части, составляет около 8% по отношению к времени всей части. Моторная плотность урока в целом не превышает 20%. Это очень мало. Безусловно, плотность урока гимнастики и отдельных его частей зависит от содержания планируемого учебного материала, организации учащихся, наличия снарядов и инвентаря, наличия дополнительных снарядов и методики использования гимнастического оборудования, способа проведения упражнений.

Опыт показывает, что при правильной организации учебного процесса моторная плотность урока гимнастики может увеличиться до 30% и более, а моторная плотность его основной части - до 20-25%, т.е. повышена в 2-3 раза по сравнению с существующей. гимнастика урок школа

На учебном уроке общая плотность урока, в идеале должна приближаться к 100%.

На тренировочном уроке должна быть выше моторная плотность урока. В отличие от общей плотности, моторная плотность урока в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего урока нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока.

Само разнообразие упражнений, проводимых в процессе урока, может обеспечить чередование работы различных групп мышц, что дает возможность значительно повысить дозировку упражнений. Вместе с тем присущая уроку высокая подвижность нервных процессов является причиной быстрой врабатываемости и восстановления организма после физической нагрузки. Поэтому перерыв между подходами может быть относительно кратким.

Успешность формирования двигательных навыков и развития физических качеств зависит не только от многократного повторения. Но и от определенной частоты их выполнения на уроке. Причем необходимое количество повторений обусловлено сложностью упражнений. Практикой и специальными исследованиями показано, что наибольшее число повторений должно быть на первом этапе разучивания движений. По мере его закрепления количество повторений может постепенно снижаться и в дальнейшем, когда навык, хорошо закрепленный, следует лишь периодически возвращаться к данному упражнению, чтобы добиться более высокого уровня в выполнении упражнений.

Путем правильной организации учащихся и рационального использования оборудования, можно добиться необходимого количества повторений на уроке изученного материала. Например, для успешного овладения элементами акробатики, оптимальной частотой повторения на уроке, будет в среднем 6-9 подходов, причем при выполнении более трудных элементов, таких, как стойка на голове и на руках, следует ограничить в 5-6 подходов.

При разучивании техники лазания по канату подходов должно быть не менее 3-4 для девочек и 4-6 для мальчиков.

В опорных прыжках допускается до12 подходов для всех видов разучивания.

В процессе урока необходимо следить за длительностью интервалов между повторениями. Оптимальная длительность интервалов, как показали специальные исследования, составляет в среднем - 1,5 мин при повторении опорных прыжков, акробатических упражнений, кратковременных висов и упоров и других, даже интенсивных, но непродолжительных упражнений; 2-2,5 мин при повторении более длинных комбинаций на снарядах, лазания по канату и других упражнений, для которых характерны интенсивность и относительность, продолжительность мышечного усилия.

Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.). Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:

1.Изменение содержания упражнений путем:

Изменение исходного положения;

Применения отягощений;

Использования сопротивлений (амортизаторы) или партнёра;

2. Изменение числа повторений упражнения

3.Изменение способа проведения упражнений путем:

Изменения темпа выполнения;

Применения поточного способа выполнения;

Выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации;

Использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.).

При выборе способа регулирования нагрузки следует руководствоваться принципами постепенного повышения нагрузки и разностороннего воздействия на организм.

Учитывая единство и взаимосвязь физиологических и психических процессов, следует принимать во внимание эмоциональное состояние детей. Интерес к урокам гимнастики вызывает у школьников положительные эмоции, и обеспечивают повышение их работоспособности.

Признаки, наличие которых могут свидетельствовать о нагрузке, превышающую оптимальную норму для занимающегося: побледнение лица, дрожание конечностей, расстройство координации движений. Эти признаки являются показанием необходимости снижения нагрузки или прекращения работы данным учеником.

Необходимо учесть, что с 5-го класса становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д.

4. Музыкальное сопровождение урока гимнастики

Музыкальное сопровождение ряда гимнастических упражнений - ходьбы, бега, подскоков, танцевальных шагов - повышает у учащихся интерес к занятиям, содействует выработке ритма и выразительности движений, умения владеть своим телом.

Подбор музыкальных произведений должен быть тесно связан с характером выполнения упражнений, оказывать влияние на эстетическое воспитание у учащихся, развивая у них вкус, умение понимать ритм, темп и мелодию.

Учителю надо уметь сочетать команды и подсчет с музыкой. Для этого следует до урока подобрать соответствующее музыкальное произведение.

Музыкальное сопровождение урока в значительной степени способствует повышению эмоционального фона урока, снижает его монотонность и тем самым повышает интерес учащихся к урокам гимнастики.

5. Формы проведения гимнастики в 5-6 классах

В.И. Лях и Г.Б. Мейксон выделяют следующие формы проведения гимнастики в 5-6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др. Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель применения ОРУ - воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками ОРУ можно выполнять как отдельными, так и всеми частями тела одновременно. Они выполняются без предметов и с предметами (палкой, булавами, набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами), на гимнастических снарядах (стенке, скамейке) индивидуально и в парах, на месте и в движении. При составлении комплексов ОРУ для подготовительной части урока прежде всего следует определить количество упражнений и их содержание в зависимости от задач урока. В комплекс обычно включают от 8 до 12 упражнений. Подбираются упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц и обеспечивающие развитие основных физических качеств. Важно, чтобы они подготавливали занимающихся к освоению двигательных действий, изучаемых на уроке. При определении последовательности упражнений в комплексе рекомендуется учитывать следующее. Первым и последним в комплексе должно быть упражнение на формирование правильной осанки. Затем следуют одно-два упражнения, достаточно простые, задействующие большие группы мышц. Они оказывают общее воздействие, активизирующее деятельность всех органов и систем. Далее следуют упражнения для различных частей тела (рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При их выполнении в работу последовательно включаются различные группы мышц, причем после первой серии этих упражнений должна следовать вторая, но со значительно большей интенсивностью. Чередование работы различных мышц позволяет увеличить нагрузку, повысить эффективность мышечных усилий и создать условия для активного отдыха. После этого в комплекс включаются два-три наиболее интенсивных и сложных упражнения для всех частей тела и упражнения, сходные по структуре и характеру мышечной деятельности с теми, которым предстоит обучать в основной части урока. Каждое упражнение повторяется 5-8 раз. Комплексы подготовительной части занятий проводятся различными способами. Хорошо знакомые упражнения следует проводить по рассказу (проверка знания терминологии), малознакомые упражнения - по показу, обращая внимание на способность учащихся запоминать и воспроизводить увиденное, новые упражнения - по показу и рассказу. В каждый урок желательно включать новые ОРУ или их варианты.

Комплекс ОРУ

Графическое изображение

Дозировка

Организационно-методические приемы

1 - руки вперед

2 - руки вверх

3 - руки в стороны

4 - исходное положение

И.П. - принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Руки прямые

Смотреть прямо

И 1, 2, 3, стой!

И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс

1 - наклон влево

3 - наклон вправо

И.П. - принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Ноги прямые

Наклон глубже

И 1, 2, 3, стой!

И.П. - узкая стойка

1 - прыжком стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок над головой

3, 4 - то же

И.п. - о.с. 1-правую вперед, 2- И.П. 3-левую вперед, левую руку вперед; 4-И.П

И.П. - принять!

Упражнение начи-НАЙ!

Прыжок выше

И раз, на месте, шагом, марш! Левой, левой, стой, раз, два!

Спина прямая

Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.

Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений.

Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм - нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.

Библиография

1. Гимнастика и методика преподавания / Сост.: Е.М. Филиппенко, В.В. Абрамова, Л.А. Батуева. - Тирасполь, 2006.

2. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для студ. институтов физической культуры /Под ред. В.М. Смолевского. - М.: «Физическая культура и спорт, 1987.

3. Гимнастика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Задачи и средства основной части урока гимнастики. Чередование видов упражнений. Требования к проведению основной части урока гимнастики. Указания к проведению отдельных видов упражнений. Планирование величины нагрузки. Методика проведения урока.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Сущность понятия "плотность вещества". Единица измерения плотности вещества. Средняя плотность и плавание тел. Основной принцип действия ареометра. План-конспект урока-обобщения

План-конспект урока по гимнастике,

проведенного в 9 классе

Тема : Упражнение выполняемые со страховкой и без страховки.

Цель :1.Развитие силы, ловкости.

2.Повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта.

3.Совершенствование физических упражнений общеразвивающей направленности.

Задачи :

    Образовательная:

    1. Совершенствование опорного прыжка через гимнастического коня и козла.

      Акробатические соединения.

      Лазание по канату.

    Оздоровительная: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливание организма.

    Воспитательная: воспитывать морально-волевые качества, бережное отношение к инвентарю, дисциплинированность на уроке, уважение к товарищам.

Дата проведения: _____________ .

Время проведения: 4 5 мин

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: гимнастический конь, козел, мат, мостик.

1

Вводно-подготовительная часть

1. Построение, сообщение задач урока

2. Ходьба и бег

    на носках;

    на пятках;

    спиной вперед;

    на внешнем своде стопы;

    на внутреннем своде стопы.

ОРУ

1. И.п. основная стойка.

Счет:

1,2 – руки через стороны вверх (глубокий вдох), подняться на носки;

3,4 – вернуться в и.п.

2. И.п. руки к плечам.

1,4 – круговые движения вперед,

1,4-назад

3.И.п. руки перед грудью.

1,2- отведение согнутых рук назад,

3,4- отведение прямых рук назад с поворотом вправо и влево.

4.И.п. руки на пояс.

1- поворот туловищем вправо,

2.И.п.

3- поворот туловищем влево,

4.И.п.

5.И.п. руки на пояс, ноги врозь.

1- наклон к левой ноге,

2-И.п.

3- наклон к правой ноге,

4-И.п.

6.И.п.руки на пояс, ноги вместе.

1-4 прыжки на двух ногах,

1-4 прыжки на правой ноге,

1-4 прыжки на левой ноге.

7.Ходьба на месте.

Основная часть

1.Опорный прыжок:

1) прыжок, согнув ноги, через г/козла(мальчики):

Прыжок ноги врозь через г/козла в длину.

2) прыжок боком с поворотом на 90 (девочки)

Прыжок в длину (мальчики)

2.Акробатика:

1)кувырок вперед, назад в группировке;

2) кувырок назад в упор, стоя ноги врозь;

3) длинный кувырок;

4) «мост» из положения лежа (девочки)

3.Лазанье по канату.

    из виса на правой(левой) руке, левая(правая) рука хватом за канат на уровне подбородка, ноги согнуты вперед, захватить канат подъёмами и коленями ног;

    разгибая ноги, оттолкнуться, перехватить левую (правую) руку, сгибая правую (левую) руку.

Заключительная часть.

1-построение

2-подведение итогов

3-выставление оценок

4-уход с места занятия

10-12 мин

1 мин.

5 мин.

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

3,4 повторения

30сек

24-25мин

8-9мин

10-12мин

7-8мин

3-4мин

Дежурный ученик строит класс по командам: «В одну шеренгу становись! Рав-няйсь! Смирно!» - и сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку.

Обратить внимание на осанку, постановку стоп при ходьбе, точное положение рук, дыхание при выполнении упражнений.

Пальцы собраны, подняться выше.

Амплитуда больше, спина прямая

Руки прямые, пальцы собраны.

Делать под счет.

Ноги прямые, наклон глубже.

Прыжки выше, делать под счет.

Отмашка рук.

Высота снаряда 115-120см, прыжок через г/козла в длину. Помощь и страховка: стоять сбоку (ближе к месту приземления), быть готовым поддержать при падении вперед или назад.

Гимнастический конь в ширину, высота снаряда 110см.

Гимнастический конь в длину, высота снаряда 115см.

Выполнять точно в группировке

Стопы стоят на мате

Объяснить технику безопасности при выполнении упражнения; при спуске с каната, остановке каната и переходе в противоположную сторону после выполнения упражнения.

Убрать в отведенное место спортивный инвентарь. Что было усвоено, над чем надо поработать.

Литература

1.Должников Н.Н. Планирование уроков физкультуры в 1-11 классах// ФК в школе. 1997.№4

2.Лях В.И. Развивая координационные способности//ФК в школе.1988.№12.

3.Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры.М.:ФиС,2000.


Луканина Светлана Владимировна,

преподаватель хореографии

МБУ ДО "Алтайская детская школа искусств".

"Гимнастика" 1 класс

Введение

Данный урок составлен по адаптированной рабочей программе:

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»По.01.уп.03. Гимнастика8-летний срок обучения5-летний срок обучения.

Дисциплина «Гимнастика» в 1-2 классах является одним из основных предметов. Она помогает в освоении всего комплекса танцевальных дисциплин. Благодаря занятиям гимнастикой, развиваются физические данные детей, укрепляются мышцы ног и спины, развивается подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела.

В нашу школу на хореографическое отделение приходят дети с разными физическими данными. Все эти недостатки методически целенаправленно устраняются на занятиях партерной гимнастики.При этом поставленная цель достигается без особой нагрузки на позвоночник, без напряжения всего тела, т.к. все упражнения выполняются лежа на спине, затем на животе при работе конкретной группе мышц, остальные части тела спокойны и расслаблены.

Учащемуся хореографического отделения школы искусств необходим самый высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной систем. Эти системы обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Если двигательный аппарат окажется недостаточно подготовлен, тело будет стеснённым в движении, негибким, маловыразительным.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому на своих занятиях я также использую приёмы логоритмики (гимнастические упражнения под образно –ритмическое упражнениединамические паузы, подвижные игры).

Весь комплекс партерной гимнастики выполняется под музыку. Ничем не заменимая часть содержания урока - развитие музыкальной памяти. Музыкальное воспитание в занятиях партерной гимнастики приносит много пользы: оно повышает музыкальную культуру обучающихся и постепенно, накапливаясь и развиваясь, во всех видах исполнительского искусства музыкальность должна проявиться в единстве с двигательным мастерством. Музыка в уроках гимнастики имеет значение методического приёма, дополняющего словесное объяснение и показ. Без неё трудно понять, а тем более создать в движении художественный образ.

Поэтому в конце занятия обязательно исполняется пластический этюд на простых упражнениях под разнообразные музыкальные фрагменты.

В данной части занятия я используюразнообразную танцевальную музыку, что способствует поднятию эмоционального состояния.

Технологическая карта занятия

(групповое)

Преподаватель: Луканина Светлана Владимировна

Концертмейстер: Афоничкина Мария Ивановна

Предмет: Гимнастика

Класс: 1

Тема урока: Партерная гимнастика (балетная)

Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.

Цель занятия : освоение правил техники выполнения комплексаупражнений партерной гимнастики.

Задачи:

· обучающая - научить соблюдать правила при выполнении комплексаупражнений партерной гимнастики;

· развивающая – способствовать развитию гибкости позвоночника всовокупности с подвижностью и укреплением всего суставо – связочногоаппарата;

· воспитательная – формировать у учащихся сознание необходимостииндивидуальной работы по собственному физическому развитию.

Материально-техническое обеспечение занятия:

· хореографический зал с зеркалами, фортепиано, концертмейстер;

· коврики;

· форма детей для занятий хореографией.

Основные методы работы:

· метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);

· методы организации практической деятельности:

словесный(объяснение, беседа);

наглядный (практический показ);

· метод контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов).

Педагогические технологии:

· здоровьесберегающая технология;

· личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Ожидаемый результат:

· совершенствование техники исполнения партерного экзерсиса;

· развитие координации, гибкости, пластики;

· правильная постановка корпуса;

Форма подведения итогов:

· оценка работы детей;

· поощрение за успешную работу;

· установка на дальнейшую деятельность.

План занятия:

I.Организационный:

· построение,

· поклон – приветствие.

II. Вводная часть:

· разминка в движении и статике.

III. Основная часть:

· комплекс упражнений балетной гимнастики.

IV. Заключительная часть:

· Закрепление пройденного учебного материала.

· Логоритмические упражнения: «В ГОСТИ К КОШКЕ»

· Танцевально-гимнастический этюд с элементами цыганского танца

Ход занятия:

I.Организационный:

1.Построение, поклон-приветствие.

2.Сообщение темы занятия.

II.Вводная часть:

1.Разогрев в движении по кругу: ходьба на полупальцах, бег с захлестом голени, с выносом ноги вперед, шаг с подъемом колена до груди, перестроения в колону, линии.

2.Последовательный разогрев в статике:

· наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плеч, наклон с поворотом корпуса.

· стойка на прямых ногах с опорой руками около носков (тело согнуто в тазобедренных суставах).

· releve на полу - пальцах в VI позиции

· tempslevesauté по VI и I позициям

Итог разминки: Подготовительная часть нашего занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учащиеся берут коврики и становятся на места, соблюдая шахматный порядок.

садятся на коврики и выполняют комплекс партерной гимнастики:

Комплекс упражнений партерной гимнастики:

1. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.

2. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная I позиция), вытянуть стопы по I позиции.

3. Из положения - сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен «вывалиться»), перейти на полу - пальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.

4. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I позицию.

5. Лежа на спине, подъем ног на 90º по I позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.

6. «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.

7. Лежа на животе, portdebras назад с опорой на предплечья, ладони вниз - поза «сфинкса».

8. Лежа на животе, portdebras на вытянутых руках (развивает силу и гибкость спины, а также крестцового отдела позвоночника).

9. «Колечко» с глубоким portdebras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы (укрепляет мышцы спины, ног, рук).

10. «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.

11. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:

12. «Уголок» - из положения – лежа.

13. Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

14. Лежа на спине battementsrelevelent двух ног на 90º (поочередно).

15.«Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.

16. Сидя на прямом полу - шпагате, повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.

17. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе.

Перед тем как приступить к выполнению упражнений преподаватель проводит экспресс опрос. Он позволит определить знания учащихся правил выполнения данного комплекса. Убедившись в готовности детей, учащиеся приступают к работе.Темп музыкального сопровождения умеренный и медленный.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Логоритмические упражнения«В гости к кошке»(см. приложение №1)

2. «Комплекс упражнений с элементами цыганского танца» (см. приложение №2)

В конце занятия педагог использует метод опроса, чтобы закрепить

усвоенные знания учащихся по технике выполнения комплекса упражнений

балетной гимнастики, подводит итог занятия и дает задание на дом.

Преподаватель и дети выполняют поклон-прощание.

Приложение №1

«В гости к кошке»

Позвала нас в гости кошка (руками изображаем кошачьи лапки),

И пошли мы по дорожке (стучим носочками по полу).

Топ – топ, прыг – прыг, (работа стопами: сократить-вытянуть)

Чики – бирики, (2 хлопка над головой)

Чики – брик (достать руками до носочков).

Видим дерево высокое, (ручки тянем в потолок, изображаем дерево, спинка выпрямляется)

Видим озеро глубокое (ноги складываем в «бабочку»).

Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны),

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют, (наклоны вперед)

Никому их не дают (садимся на колени).

Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)

А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» – правая рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте – «выглядываем в окошко»)

Нас встречают кот (изображаем кота – на коленях, руки впереди на полу, одна нога вверх как хвостик)

И кошка (другая нога вверх)

Мы немножко погостим (принимаем и.п.)

И обратно побежим (стучим носочками по полу).

Повторяем несколько раз, убыстряя темп.

Приложение №2

«Комплекс упражнений с элементами цыганского танца».

1. И.п.: основная стойка, руками обнять себя за плечи. Подняться на носки, опуститься.

2. И.п.: тоже, руки внизу. Поднять руки в стороны, вверх, согнуть в локтях перед лицом, опустить вниз. Руки сопровождаются движениями головы.

3. И.п.: основная стойка. Отвести согнутую в колене ногу в сторону, чуть присесть, обе руки отвести в сторону поднятой ноги (по 4 раза в каждую сторону).

4. И.п.: основная стойка. Руки опущены, ладони вперед. Ногу выставить вперед на пятку, плечи поднимать поочередно вверх-вниз с небольшим приседанием (1-4 - вниз, 5-8 - вверх).

5. И.п.: основная стойка, руки вверху. Приставной шаг влево-вправо, руки выполняют движение "Фонарик". Приставной шаг, нога становится вперед на носок, противоположная рука - вперед.

6. И.п.: основная стойка. Руки: правая в сторону, левая - вверх. Движение ног, как в упр.№3. Правой рукой ударить по пятке правой ноги (4 раза). Затем с другой ноги. Руки после удара выполняют движение "Фонарик".

7. И.п.: основная стойка. Потрясти плечами с постепенным опусканием на колени. Наклониться вперед и назад.

8. И.п.: сидя на полу. 1-2 - согнуть колени, прижать к груди. 3-4 - развернуться в пол-оборота вправо, правую ногу согнуть в колене, левую отвести назад. Правая рука в упоре сзади, левую руку вынести вперед, чуть согнув в локте. То же в другую сторону.

9. И.п.: сидя, ноги врозь. Плавный наклон к правой ноге, вперед, к левой ноге, выпрямиться. Руки перед собой, потряхивая кистями. В правую и левую сторону.

10. И.п.: сидя, ноги врозь. Подъем с поворотом вправо и влево, рука выполняет движение "Фонарик".

11. И.п.: лежа на животе. «Кольцо», «Корзиночка», «Рыбка».

12. И.п.: основная стойка. Поворот с припаданием в правую сторону, руки в сторны, ладони вверх (2 оборота).

13. И.п.: то же. Отвести правую руку в сторону, левую руку в сторону, правую руку - на левое плечо, левую руку - на правое плечо. Поворот с припаданием в левую сторону.

14. И.п.: основная стойка. Маховые движения назад согнутой ногой с поворотом корпуса, руки вверх в сторону поворота. Выполняется вправо и влево.

15. И.п.: основная стойка. Повтор второго упражнения, но в быстром темпе. По окончании зафиксировать позу 1 на четыре счета.



mob_info