Научные аспекты йоги. Все, что нужно знать о йоге

В начале этого года у меня зародился интерес попробовать Дживамукти йогу на вкус. Хорошо направленное намерение всегда приводит к цели. В феврале в Лондоне я попала в Дживамукти йога центр на семинар к Will Senn Lau (Гонг Конг). С порога студии мне понравилось все - и интерьер и запах и энергетика. После занятий можно посидеть с чашкой травяного чая, растянуть ощущение нирваны:) Cеминар назывался "5 путей к целостности" - была теоретическая часть, основанная на Йога Сутрах и практика, где мы разбирали и пробовали сложные балансы на руках. Пока мы потели и пыхтели, Will - подвижный и жилистый,- подзадоривал "давайте, давайте, ангелы, дышите, держитесь". Он называл нас всех ангелами и постоянно улыбался. Кажется, что это был самый правильный человек на свете, чтобы охмурить меня дживамукти йогой всерьез и надолго:)

Немного о самой школе. "Джива-мукти" - в переводе с санскрита значит "душа, освобожденная при жизни". Просветление, освобождение - так иногда формулируют цель йоги. Обычно эта цель кажется далекой, призрачной и недостижимой, но основатели школы - супруги американцы Дэвид Лайф и Шерон Гэннон считают, что можно и нужно стать свободным уже здесь и сейчас, в этой жизни. В основе практики лежит аштанга-виньяса йога (Дэвид и Шенон учились у самого Патабхи Джойса). Это значит, что если вы собрались на класс дживамукти йоги, то нужно быть готовым к хорошей нагрузке и пропротеть. В то же время эта практика может быть мягче аштанги, более адаптивна и разнообразна. Дэвид и Шенон продолжают разрабатывать свои виньясы (последовательности асан). Отличительная особенность этой школы от большинства рожденных на западе школ йоги - в том, что они не выхолощили философию йоги, напротив, активно пропроведуют на классах не только йога сутры, поют мантры, но и пропагандируют активную социальную позицию на улучшение мира, в том числе веганство. Если вдуматься, дживамукти йога не предлагает ничего нового или революционного, все уже есть - и асаны и йога сутры... но ведь мы идем в хороший ресторан и едим те же продукты, которые есть у нас дома, но имеет значение КАК они приготовлены и ПОДАНЫ! У обычных продуктов может раскрыться новый неожиданный вкус. Дживамукти-"повара" готовят изумительно, что говорить. Я слопала большую порцию и сразу же попросила добавки - остальные преподаватели центра, с которыми удалось попрактиковать оказались замечательными, хотя и очень разными. :) Кстати, самый известный практикующий дживамукти йогу - певец Стинг:)

Подытоживая свои впечатления от практики - дживамукти йоги - это сильно, глубоко, вдохновляюще. Из класса выходишь с блаженной улыбкой и действительно как будто уже чуть более

В качестве эпиграфа приведём несколько философских доводов:

  • Если Вы совершили ошибку и не исправили её, то совершили две ошибки (китайская народная мудрость).
  • Первое, что можно сделать для исправление ошибки - признать её.
  • Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак (Идиот. Ф.М. Достоевский).
  • Я знаю, что ничего не знаю (приписывают авторство Сократу).

Посвящаем данную заметку «инста-йогам», «фитоняшам» и «вебинаристам» в сфере йоги, которые публикуют в сети фотографии и видео, смысл которых сводится к: «смотри, как я умею и повторяй за мной», «вот какая я гибкая/пластичная/крутая/красивая/сексуальная/самая-самая». Кроме того, «модели» (в тексте так их будем называть) регулярно запускают различные «марафоны» и «челленджи».

Если Вы подписаны хотя бы на одну «модель» или таковой себя считаете (или стремитесь ей стать), то данная заметка написана и для Вас. В тексте приведены весомые аргументы и факты и изложены доступным языком.

Итак. Самостоятельная практика йоги зависит:

  • от наличия свободного времени - его масштабов;-)
  • от того, в какое время суток времени достаточное количество
  • от уровня Вашей подготовки и опыта

В качестве вводной части приведём небольшой от одной из молодых мам, которая занималась йогой перед беременностью и продолжает свои занятия в студии йоги «3 часа 48 минут » уже после родов...

Йога и гибкость - ответы на частые вопросы

"Я хочу стать гибким, как "человек-змея", я хочу сесть на шпагат" - чего только не услышишь от людей, которые приходят на йогу. Лично у меня сразу возникает вопрос: "А зачем?" - это очень хороший вопрос, почаще себе задавайте его и тогда жизнь может в корне измениться... Практически все ответы однотипны: "Я хочу", "Мне надо", "мужа/друзей удивить".

Существует несколько определений слова йога. Основой этого слова является глагол «ЮДЖ», который означает связывать, соединять, направлять и концентрировать внимание, чтобы использовать его в медитации. Следовательно ЙОГА – это искусство, которое делает непоследовательный и рассеянный ум последовательным и сосредоточенным.

Также ЙОГА – одна из шести даршан (основных направлений, школ индийской философии). Всего их шесть – йога, санкхья, веданта, ньяя, вайшешика, миманса.. Вместе с буддизмом и джайнизмом они составляют полную картину индийской философии.

Йога, санкхья и веданта заняты в основном духовной целью человеческого существования. Пурва-миманса — это в основном ритуалы, которые помогают подниматься по духовной лестнице, а вайшешика и ньяя дают анализ Вселенной, основываясь преимущественно на эмпирических наблюдениях.

Вместе эти шесть систем содержат в себе философию и религию, объясняют мир и предоставляют средства духовного освобождения. Йога, благодаря своей практичности, связывает их вместе — недаром все основатели этих систем были йогами.

Сведения о йоге дошли до нас в виде «Йога-сутр» Патанджали. Патанджали – это индийский философ, который жил несколько тысяч лет назад. Сутра – это краткое, мудрое изречение. И часто они настолько кратки, что их надо расшифровывать. Например, вот определение йоги из «Йога-сутр»: I.2 «йогах читта вритти ниродхах» ЙОГА – это прекращение колебаний сознания. И хотя – это определение недвусмысленно, но существуют разные уровни понимания этой сутры. Поэтому для нас, обычных читателей «Йога-сутры» выпускаются в виде комментариев к ним. Выпущена очень хорошая книга Б.К.С. Айенгара «Прояснение йога-сутр Патанджали». И если вы заинтересуетесь этим вопросом, начните изучение йога-сутр с нее.

Слова «Йога-сутр» сами по себе не раскроют вам смысл жизни. Все мистические тексты подобны музыкальным нотам: если вы их читаете и играете, то получается музыка. Но, чтобы слышать музыку, их необходимо играть. Подобным образом, Патанджали не описывает самадхи; он дает инструкции, и если они выполняются, вы получите переживание, которое невозможно описать в словах.

Еще один аспект йоги связан с нашей деятельностью. ЙОГА означает такой образ действий, при котором наше внимание целиком и полностью сконцентрировано на том, чем мы делаем. Йога стремится к достижению такого состояния, когда вы присутствуете в каждом своем действии, в каждый момент, и присутствуете по-настоящему.

Это позволяет выполнять любую работу лучше, и чем внимательнее мы становимся, тем меньше ошибок допускаем. Добиваясь осознанности во всех своих действиях мы перестаем быть рабами привычек, нам уже не нужно делать что-то сегодня только потому что мы делали это вчера. Напротив, у нас появляется возможность посмотреть на свои поступки свежим взглядом и избежать бессмысленных повторений.

Следующее классическое определение ЙОГИ– это «единение с божественным началом». Не имеет значение, как называть это божественное начало: Бог, Аллах, Ишвара или как-нибудь еще. Йога – это все, что приближает нас к осознанию существования некой силы, которая выше и могущественнее нас. И когда мы чувствуем, что находимся в гармонии с этой высшей силой – это тоже йога.

Таким образом слово йога, можно понимать по-разному. Это учение уходит корнями в философию Индии, но по сути своей оно универсально, потому что учит, как внести в свою жизнь желаемые перемены. В истинной практике йоги каждый человек идет своей дорогой. Для того чтобы двигаться по пути йоги, не обязательно исповедовать определенные религиозные идеи. Единственное, что требует от нас йога, это действовать и быть бдительными в своих действиях. А приведет ли это к лучшему пониманию Бога, или к большему чувству удовлетворенности или к появлению новой цели – вопрос сугубо личный.

2. Зачем мы занимаемся йогой

Большинство из тех, кто начал практиковать асаны, делают это по практичным причинам, например для здоровья, чтобы избавиться от болей в спине или проблем с давлением или артрита и т.д. Другие начинают заниматься йогой, чтобы справляться со стрессом, меньше уставать на работе или, например, чтобы похудеть или бросить курить. Причин масса. И редко кто начинает заниматься йогой в надежде достичь просветления, а большинство людей считают это лишним, непонятным и очень далеким от их жизненных проблем. В принципе это не так уж и плохо, так как указывает на них как на людей практичных, здравомыслящих и имеющих вполне определенные цели. Я тоже, когда начинала заниматься, рассматривала йогу как лечебную физкультуру и средство, с помощью которого я стану стройной и гибкой. И, в общем, как это средство, йога тоже работает. Она помогла и помогает мне решать проблемы со здоровьем, и я становлюсь все более стройной и гибкой.

Предсказать, что даст практика каждому из вас, невозможно, но определенно дары ее будут щедрыми. Правда, если вы думаете, что йога – это умение дотянуться до пальцев ног или встать на голову, вы упускаете всю красоту йоги, ее драгоценность и благодать.

Многие люди начинают занятия йогой с практики асан, но здесь необходимо понимать, что йога не сводится только к физическим упражнениям. Йогу можно начать изучать с практики асан, подключить пранаяму, заниматься медитациями, изучать йога-сутры и любые другие священные тексты. Важно чтобы постепенно мы начали осознавать себя целиком и наше место в этом мире. Если мы хотим достичь гармонии, нужно постепенно шаг за шагом объединять все аспекты своей личности.

3. Йога – как внутреннее путешествие

Согласно философии Веданты наше существо состоит из 3 тел: грубого тела, тонкого тела и тела блаженства.

Грубое тело включает в себя анатомическую оболочку АННАМАЙЮ КОШУ это кожа, мышцы, кости, связки и т.д.

Тонкое тело включает в себя 3 оболочки:

1. Физиологическая, энергетическая оболочка ПРАНАМАЙЯ КОША. Она состоит из дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной, эндокринной, выделительной и половой систем.

2. Психологическая оболочка МАНАМАЙЯ КОША. В ней формируются наши убеждения и желания.

3. Интеллектуальная оболочка ВИДЖНЯНАМАЙЯ КОША. Она включает интеллектуальные процессы размышления и суждения на основе личного опыта. Это наша мудрость.

Тело блаженства включает в себя духовную оболочку АНАНДАМАЙЮ КОШУ.

Шри БКС Айенгар говорит, что йога – это внутреннее путешествие от грубого тела через все оболочки к телу блаженства. И все эти оболочки должны быть в гармонии друг с другом для достижения цельности. Когда эти тонкие слои находятся в дисбалансе, они похожи на грязное зеркало, которое способно только отражать внешние образы материального мира. Если же нам удается привести их в равновесие, мы достигаем цельности и единства и позволяем внутреннему свету нашего существа засиять изнутри

Высшее предназначение йоги состоит в том, чтобы обнаружить наше бессмертное «я», частичку божественного внутри себя и достичь просветления «самадхи». Практика йоги учит жить в полном смысле этого слова – физически и духовно, развивая одну за другой все оболочки.

4. Пять препятствий на пути к блаженству

Патанджали называет пять препятствий на пути к достижению самадхи. Эти препятствия — клеши, сегодня мешают нам так же (если не больше), как мешали индийцам, стремившимся к просветлению в далеком прошлом:

1. авидъя : неведение и неистинное знание

2. асмита : эгоизм

3. рага : чрезмерное влечение к приятному

4. двеша : чрезмерное отвращение к неприятному, ненависть

5. абхинивеша : страх смерти

Все пять клеш исходят из первой (авидьи).

Авидья (неведение) появляется и накапливается, когда мы действуем неосознанно, механически, по привычке. И из-за таких неосознанных действий ум попадает во все большую зависимость от привычек. И в конце концов вчерашнее наше поведение становится нормой сегодняшнего дня. Цель йоги – рассеять туман авидьи и очистить наш ум, наше восприятие, чтобы мы могли действовать правильно.

Первое проявление авидьи – это «эго». Это то, что заставляет нас думать: «Я должен быть лучше других», «Я знаю что прав». Это ответвление авидьи в йога-сутрах называется асмита.

Второе проявление авидьи выражается в наших запросах. Это явление называется рага. Мы часто хотим чего-то не потому, что нам это действительно необходимо, а потому, что это было приятно вчера. Мы стремимся к вещам, которых у нас нет. А если что-то имеем, нам этого мало, мы хотим большего. Когда нужно что-то отдать, нам хочется удержать эту вещь при себе. Это называется рагой.

Двеша, третье проявление авидьи, проявляется в отстранении от чего-либо. Столкнувшись с трудностями, мы начинаем бояться повторения неприятного опыта и избегать связанных с ним людей, мыслей и обстоятельств, предполагая что они снова причинят нам боль.

Последнее проявление авидьи – это абхинивеша (страх). Мы чувствуем неуверенность. Нас мучают сомнения по поводу своего места в жизни. Мы боимся стареть, и т.д.

Эти четыре проявления авидьи, вместе и по отдельности, замутняют наше восприятие. Через них авидья постоянно действует в нашем подсознании, что приводит к постоянному чувству неудовлетворенности. Например, если мы выполняем асаны в группе, то мы склонны сравнивать себя с окружающими. Мы замечаем, что кто-то обладает большей гибкостью чем мы, и это вызывает чувство неудовлетворенности. Но практика асан – это не спортивные соревнования. Если один человек может наклониться дальше вперед чем другой, это еще не говорит о том что он достиг более высокого уровня в йоге.

Если мы видим, что возникла какая-то проблема, можно с уверенностью сказать что причина ее в авидье. Йога ослабляет действие авидьи, благодаря чему мы обретаем способность к правильному пониманию.

В йоге считается, что все меняется, кроме универсальной души. И сегодня мы можем видеть вещи иначе, чем видели их вчера. Потому что меняются: ситуации, наше отношение к ним и мы сами. И зная это, не надо расстраиваться из-за существования авидьи. Если дела идут плохо, они всегда могут пойти лучше. Но конечно, ситуация может измениться и к худшему. Мы никогда не можем предугадать, что готовит нам жизнь, поэтому так важно быть бдительными и не действовать сегодня так как мы действовали вчера.

А пойдут ли дела хорошо или плохо, отчасти зависит от наших действий. Регулярные занятия йогой смогут научить нас присутствовать в каждом конкретном моменте и в результате достигнуть того, чего не могли достичь прежде, выйти из привычного порочного круга. «Йога-сутры» по этому поводу говорят, что в начале практики человек испытывает то приливы ясности понимания, то периоды помутнения. То есть мы проходим через фазы ясности, за которыми наступают фазы острой нехватки ясности в нашем уме и восприятии. Со временем ясности становится все больше, а неведения все меньше. И ЭТИ сдвиги надо рассматривать как мерило нашего продвижения по пути йоги.

5. Трехступенчатая система продвижения по пути йоги

Йога-сутры Патанджали рекомендуют три вещи, которые могут помочь нам продвигаться по пути йоги. Вот как звучит сутра 2.1. «Тапах свадхьяйя Ишвара-пранидханани крийяйогах»: Практика, исследование себя и изучение священных текстов, осуществляемые с рвением и пылом, а также преданность Богу являются йогическими действиями. В этой сутре сказано, что в духовной практике нужно совмещать упорную физическую работу с изучением текстов, а мотивацией должна быть преданность.

ПЕРВАЯ ступень – это тапас. Слово тапас происходит от корня тап – жар или очищение. Тапас – это средство, с помощью которого мы можем поддерживать здоровье и очищать себя изнутри. Тапас в йога-сутрах означает практику асан и пранаямы – физических и дыхательных упражнений йоги. Эти упражнения помогают избавить системы организма от блоков и загрязнений. С помощью асан и пранаямы мы можем воздействовать на весь организм.

Второе средство, позволяющее раскрыть суть йоги – это свадхьяя (самоизучение, движение к себе). С помощью свадхьяи мы познаем самих себя.

Вот вы все регулярно занимаетесь йогой. И наверняка вы задумывались о смысле вашей жизни. И задавали себе такие вопросы: Зачем я живу? Кто я? или Что я? Какая связь у меня с этим миром? Наверняка многие из вас понимают, что Вы – это не только ваше тело, дыхание и ум. Есть что-то еще. И понять, что это — не так просто, потому что тело мы можем увидеть в зеркале, а зеркала для души(я назову ее душой, это самое распространенное название) нет и ее тяжело увидеть в себе. Но существуют тексты, читая, изучая, и осмысливая которые, мы можем приблизиться к осознанию своей внутренней сущности. Это «Йога-Сутры», Библия, Коран, Махабхарата. Также поможет чтение жизнеописаний просветленных существ, осознавших свое высшее Я. На пути нашего собственного духовного развития такие люди являются образцами для подражания.

Тритий компонент йоги действия – это ишварапранидхана (преданность Богу). Без такой преданности любые средства йоги приведут лишь к развитию привязанностей и корыстных интересов. Часто ученики выполняют трудные асаны, но сомневаются в пользе этого, так как после занятий чувствуют гнев и раздражение, ругаются с близкими и друзьями. Патанджали в этом случае рекомендует именно ишварапранидхану. Для концентрации энергии, высвобождаемой асанами и пранаямой, нужна благородная, возвышенная цель.

Занятия йогой усиливают поток праны. Если мы не направляем этот поток вверх, он будет питать любые тенденции проходящие через ум. Если в уме есть гнев – занятие йогой усилит ваш гнев. Но если ум сосредоточен на преданности Богу, будет усилена эта преданность. И когда освобожденная энергия направляется не на проявление подсознательных эгоистических эмоций, а на богопознание и познание себя через Бога, такая практика становится не порабощением, а освобождением.

Для того чтобы занятия йогой приносили очищение, они должны удовлетворять всем трем указанным выше критериям йоги.

6. Восьмиступенчатая система йоги

Патанджали в йога-сутрах также предложил более детальную, восьмиступенчатую систему, которая называется аштанга-йога.

Вот ее лепестки:

1. яма : Запрет на определенные действия по отношению к окружающим (непричинение вреда, правдивость, неворовство, воздержание и нестяжательство)

2. нияма : Предписания йоги относительно тела и ума. Это личная чистота, удовлетворенность, упорный труд, самоизучение, преданность Богу.

3. асана : поза, место. Развитие устойчивых, комфортных отношений с Землей и всеми существами.

4. пранаяма : управление «силой жизни», праной; способность поглощать и высвобождать энергию жизни

5. пратъяхара : отвлечение чувств от их объектов. Переориентация органов чувств вовнутрь, назад к их источнику

6. дхарана : Развитие способности сосредотачивать ум, направляя внимание на один объект

7. дхъяна : медитация

8. самадхи : блаженство, сверхсознание

С помощью этих компонентов йоги мы стремимся очистить тело и ум, чтобы освободить себя от клеш и достичь самадхи — невероятного блаженства и самопознания.

7. Заключение

В заключение хочу сказать, что самый простой способ очистить ум – заботиться о том, что в него поступает. Наш ум подобен прозрачному кристаллу, который окрашивается в цвет того, что находится рядом с ним. Если он лежит на красной ткани, то кажется красным. Точно также ум окрашивается в цвет того, что вы подносите к нему. Если вы читаете книги или смотрите по телевизору передачи, наполненные тревогой, сексом, насилием, то ваш ум будет окрашен такими же образами, которые отрицательно скажутся на вашей жизни. Если же вы практикуете свадхьяйю, читаете возвышенные книги, смотрите одухотворенные кинофильмы, то вы начинаете постепенно очищать ум, и чувствовать вдохновение.

Йога является методом устранения того, что мешает вам быть счастливыми. Если вы хотите мира, радости и счастья, то совершайте действия, которые несут всем мир, радость и счастье. И если мы будем неутомимо посвящать все свои повседневные действия (еду, умывание, стирку, обучение, духовную практику, разговоры и т.д.) всеобщей гармонии, мы будем делать йогу – йогу, которая приведет нас к любви и гармонии.

8. Литература для статьи

1. «Прояснение йоги» Б.К.С Айенгар

2. «Йога-сутры Патанджали» Б.К.С Айенгар

3. «Дживамукти-йога» Гэннон Ш., Лайф Д.

4. «Йога для женщин» Гита Айенгар

5. «Сердце йоги» Т.К.В. Дешикачар

6. «Свет жизни: йога» Б.К.С Айенгар

  • Значение асан в практике йоги
  • Пратьяхара
  • Медитация
  • Цель йоги. Аштанга йога Патанджали

    Для того, чтобы достичь какой-либо цели, нужно ясно видеть эту цель перед собой. Поэтому для того, чтобы практика йоги была плодотворной, нужно точно понимать, чего мы ждем от практики, каким должен быть полученный результат. Мудрец Патанджали давным-давно описал 8 ступеней классической йоги. Эти ступени еще называются аштанга йога (ашта переводится как восемь с санскрита). Эти ступени следующие: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. То есть, конечная цель йоги - это самадхи.

    Так что же такое самадхи? Самадхи - это состояние прямого постижения реальности. Это состояние еще называется просветлением. Просветление от слова "свет". Свет - это то, что освещает темноту. Значит, должна быть и темнота и свет? Что является этой темнотой и что является этим светом?

    О любви, самадхи, ведении и невежестве

    Свет - это Божественный свет нашей бессмертной души, нашего сознания, созданного Богом по образу и подобию Его, и поэтому вечного и способного творить. Поэтому просветление - это переживание человеком опыта постижения своей истинной реальности, ответ на вечный вопрос Кто Я? Об этом состоянии написано множество книг, но только личный опыт имеет истинную ценность для человека. Человек, переживший опыт самадхи никогда уже не станет таким, как прежде, потому что для него становится очевидным то, что в мире все взаимосвязано, и причиняя боль кому бы то ни было - человеку, растениям, животным, планете или всему миру в целом - мы причиняем эту боль и себе тоже.

    Переживший это состояние человек понимает, что есть вечные, Божественные ценности и правила жизни Им установленные, а есть люди, которые не знают этих правил и постоянно их нарушают. Веды - это древние законы, оставленные человечеству риши, мудрецами. Эти законы распространяются на все стороны жизни человечества - на экономику, здоровье, семейные взаимоотношения, политику и этику. Веды переводятся как знание, ведать значит знать, ведун значит знахарь, а ведьма - это женщина, которая обладает знанием... к сожалению, истинное значение этого слова было утрачено и извращено религиозными фанатиками. В свою очередь неведение - это отсутствие знания. А невежда - это человек, который не знает законов Бога. Кстати, слово ЛЮБОВЬ можно предвести как ЛЮди БОга ВЪдают...

    К сожалению, человечество сейчас переживает темные времена. Люди живут в невежестве, неуверенны в себе, в друзьях, супругах и детях, партнерах по работе, неуверенны в завтрашнем дне. Истинное просветление - это постижение света знания о том кем мы являемся на самом деле. Такой человек является внутренне целостным, у него нет чувства того, что его чем-то обделили и он хуже или лучше чем кто-то другой. Такой человек всегда будет стремиться жить в гармонии и мире с самим собой и со всем миром. Это и есть истинная цель йоги - единение с самим собой и с миром (йога переводится как единение, связь, союз). То есть, состояние самадхи - это тот опыт, который позволяет человеку осознать что он не отделен от остального мира, а является единым с ним.

    О Божественных правилах жизни. Божественная техника безопасности

    Но пойти в последний класс школы не пройдя начальной подготовки невозможно. Поэтому для того, чтобы достичь этого состояния мира в душе, гармонии и счастья надо проделать множество работы. Итак, первая и вторая ступень йоги - яма и нияма. Яма и нияма - это и есть те самые правила, созданные самим Господом для людей, для того, чтобы жизнь людей была счастливой. С физической и энергетической точки зрения выполнение правил ямы и ниямы позволяют человеку оставаться здоровым, счастливым и полным жизненных сил. Не выполнение этих правил приводит человека к страданиям и болезням. Яма - это также и имя Бога Смерти. Поэтому невежество и несоблюдение этих правил приводит человека как к физической, так и к духовной смерти. Нияма - это то, что помогает избежать Ямы. Поэтому правила ямы-ниямы неразрывно связаны друг с другом. Итак, сами правила:

    Правила ямы:

    • Ахимса (ненасилие, в том числе и по отношению к себе)
    • Сатья (правдивость)
    • Астея (не присвоение чужого, не воровство)
    • Брахмачарья (воздержание от лишнего, ненужного)
    • Апариграха (не привязанность - к людям, плодам своей деятельности и т. д.)

    Если внимательно посмотреть на эти правила, то можно увидеть, что несоблюдение этих правил действительно приводит к физической и духовной смерти - к войнам, обману и интригам, захвату чужого имущества, развращенности и зависимости от чувствительных удовольствий. Несоблюдение этих правил энергетически истощает человека, потому что человек, совершивший плохой поступок, знает об этом, а знание о своей вине разрушает внутреннюю целостность. Человек пытается создать ложную личность - ту, которая оправдывает его плохие действия. Таким образом возникает эгоизм - жадность, скупость, хитрость, гордыня и т. д.

    Правила ниямы:

    • Шауча (чистота внутренняя и внешняя)
    • Сантоша (удовлетворенность тем, что имеешь)
    • Тапасья (самодисциплина)
    • Свадхьяя (самообучение, самосовершенствование)
    • Ишвара Пранидхана (посвящение плодов всех своих дел Богу, Высшему началу)

    Если внимательно посмотреть на правила ниямы, то станет очевидно, что практика этих внутренних качеств способна уберечь человека от необдуманных действий и от жизненных ошибок, которые являются причиной страдания людей.

    Значение асан в практике йоги

    Итак, занятия йогой начинаются с самого себя, со своего образа жизни и с перестройки свое мышления. Йога - это прежде всего внутренняя индивидуальная работа и в ней нет соревнующихся, так как только сам человек жизнью своей может показать, занимается ли он йогой или нет. Тем не менее, третья ступень йоги - это асана, использование различных положений тела. Для чего используются различные положения тела? Для того, чтобы включить внутренние, скрытые резервы человеческого тела. Эта ступень используется, когда занимающийся хочет впоследствии перейти к более мощным внутренним практикам. Эта ступень является вспомогательной, она помогает сгенерировать внутреннюю энергию для того, чтобы впоследствии безопасно и безболезненно перейти к последующим ступеням практики йоги. В Индии для этой цели была придумана система ха-тха йоги, в Тибете есть другая, тибетская йога, есть также китайская гимнастика ци-гун, которая также по-сути является китайской формой йоги. Все виды восточных единоборств вышли, по своей сути, из этого источника. Целью занятий асанами является очищение энергетичеких каналов человека, включение внутренних ресурсов. Как следствие этих занятий у человека восстанавливается здоровье, усиливается жизненный потенциал.

    Ловушки на Пути. Ловушка первая - 3 ступень, асаны

    Но на этом этапе существует одна очень существенная ловушка, в которую угодили уже множество людей, которые считали, что они занимаются йогой. Внешне все действительно выглядело так, что эти люди занимались йогой, они очень хорошо делали некоторые очень даже сложные асаны. Но есть одно маленькое НО - если человек ежедневно не практикует яму и нияму в своей жизни, то увеличивая свой энергетический потенциал он автоматически направляет энергию во все негативные проявления собственного характера. Поэтому его жизнь становится не лучше, а гораздо ХУЖЕ! Ведь как Вы относитесь к миру, тем он Вам и отвечает. Что внутри, то и снаружи - это ЗАКОН!

    Значение пранаямы в практике йоги

    Практика пранаямы начинается с того момента, когда энергетическая система человека достаточно подготовлена для работы с праной (энергией). В классической традиции ха-тха йоги пранаямой начинают заниматься после 2 лет практики асан, когда тело уже готово к работе с большим количеством энергии, чем тело обычного, не практикующего человека. Целью практики пранаямы является умение накапливать энергию, сохранять ее и сознательно управлять ею.

    Ловушки на Пути. Ловушка вторая - 4 ступень, пранаяма

    Пранаяма - очень приятная практика, она, на первый взгляд, гораздо легче, чем практика асан, и дает очень быстрый эффект ощущения прилива жизненных сил. Приятные состояния, испытываемые человеком от внезапного энергетического переизбытка, можно сравнить с энергетической эйфорией. Поэтому существует множество людей, практикующих именно с целью получения этого энергетического кайфа. Если человек не практикует яму и нияму, то у такого человека нет внутреннего стержня, нет воли. Поэтому для такого человека практика пранаямы может превратиться в особого рода энергетическую зависимость, наркоманию. Кстати, среди практиков йоги (особенно кундалини-йоги) довольно много бывших наркоманов, которые фактически заменили один кайф на другой. Конечно, это хорошо, что эти люди больше не употребляют тяжелых наркотиков и занимаются йогой. Плохо только то, что эти люди как были зависимыми, так зависимыми и остались.

    Вторая ловушка на этой стадии практики заключается в следующем - если тело практикующего не достаточно очищено и не проработано асанами, то мощный энергетический поток может нарушить энергетическую систему человека, что может впоследствии привести как к физическим, так и к психическим заболеваниям. При этом, заболевания, вызванные дисбалансом ветров (энергий) современные врачи не умеют ни диагностировать, ни лечить, и, кстати говоря, вообще не имеют понятия о причине таких заболеваний, так как ничего не знают об энергетической структуре человека. Именно поэтому среди неосознанно практикующих так много "отъехавших", выпавших из социума людей, которые в социальной жизни просто бесполезны.

    Пратьяхара

    Пратьяхара - это работа с чувствами и эмоциями. Приступать к пратьяхаре можно также не раньше, чем тело и энергетическая система будут готовы к такой работе. Яма и нияма должны стать просто естественными для человека на этой стадии, это необходимое условие практики пратьяхары. Человек имеет 5 органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Научившись переключать внимание от внешних объектов, привлекаемых этими чувствами, внутрь, можно научиться наблюдать свою личность - эго. На этой стадии можно много интересного узнать о самом себе. Можно полностью трансформировать свою личность, избавившись от внутренних блоков, страхов и эгоистичных наклонностей. Познавши самого себя можно также научиться понимать других людей, увидеть, что мешает им быть по-настоящему счастливыми. Эта работа еще более энергетически мощная и более тонкая, чем пранаяма, так как затрагивает причины формирования личности, эго человека. Поэтому заниматься пратьяхарой можно только под руководством опытного учителя, специализирующегося именно на работе с эго человека.

    Ловушки на пути. Ловушка третья - 5 ступень, пратьяхара

    Люди, профессионально занимающиеся проблемами эгоизма очень нужны и очень важны в нашем обществе, особенно сейчас. К сожалению, таких людей ОЧЕНЬ мало, а эгоизм превратился во всеобщую болезнь человечества. Этой болезни подвержены все - от правителей до нищих, от начинающих практиков, до адептов любых религий и духовных направлений. Зависть, гордыня, ложная немощность, высокомерие, жадность, хитрость - все эти качества известны каждому, их так много, что все и не перечислишь. Эго может быть грубым и наглым, а может быть таким тонким, что сначала его и не увидишь. Эго - это то, что отделяет человека от внутренней целостности, это тот самый раскол внутри души человека, который утвердил то чувство ложного "я", отделяющего нас от остального мира и делающего одинокими и несчастными. Именно ложное эго делит мир на своих и чужих, на мое и чужое. Многие адепты пали на этом пути. История знает множество случаев наиболее отвратительного проявления духовного эго - все эти войны и убийства "во имя Бога и веры". Поэтому если вы встретите человека, обладающего незаурядными, на Ваш взгляд, качествами но при этом эгоистичного, не обольщайтесь, что это гуру. Практикой можно достичь множества необыкновенных способностей, но они ничего не стоят, если человек не обладает действительно человеческими качествами.

    Дхарана. Концентрация

    Следующей ступенью является обучение концентрации. Концентрация - это долгое удержание внимания в одной точке. Куда направлено наше внимание, туда направлена и энергия человека. По сути, все игрушки социума сводятся к одному - всеми силами и средствами привлечь внимание человека (реклама, ТВ, секс, поп и рок музыка и т. д.) - все это рассеивает энергию человека. Но если собрать всю энергию воедино и направить ее на что-то одно, то это воздействие будет очень мощным. Концентрация позволяет научиться собирать всю высвобожденную предыдущими практиками энергию и направлять ее на что-то одно. Именно овладев концентрацией человек начинает быть похожим на Творца - потому что эта способность позволяет СОЗДАВАТЬ, ТВОРИТЬ. Для овладения концентрацией важно научиться осознанно освобождать свое сознание от мыслей и эмоций, сделать его абсолютно чистым. Материя - это уплотненная энергия. И мысли и эмоции материальны, только состоят из более тонкой материи, чем видимые нами объекты. Отключая восприятие наших органов чувств от внешних объектов, затем очищая наше сознание от внутренних мыслей и эмоций, человек генерирует колоссальную энергию. Направление этой энергии на что то одно называется медитацией.

    Медитация

    Концентрация и медитация - это неразрывный процесс. Одно не существует без другого. Медитация бывает двух видов - на объекте и на Боге, Высшем начале, беспредельном и не имеющем формы (буддисты медитируют на пустоту, называя такую медитацию шаматха). Медитация на объекте дает медитирующему понимание внутренней сути этого объекта. Медитация на Высшем начале, на Боге, позволяет человеку на собственном опыте пережить единство своей внутренней природы и природы Бога. Переживший такой опыт человек вспоминает свою истинную природу, становится целостным, единым со всем миром, с пространством вокруг. Именно это переживание и называется в индийской традиции самадхи, а в буддийской - шаматха.

    Ловушки на Пути. Ловушка четвертая - 6 и 7 ступени, концентрация и медитация

    На этих, высших ступенях йоги, также существуют ловушки. Человек может сбиться с пути по перечисленным ранее причинам - не соблюдение Божественных правил ямы и ниямы и эгоизм. Куда человек направляет свое внимание, тем он и становится. Когда Вы смотрите интересный фильм, вы настолько погружены в сюжет, что забываете о себе, о том, где Вы находитесь, Вы полностью сливаетесь с переживаниями героев фильма. Когда Вы влюбляетесь, Вы чувствуете объект своей любви на любом расстоянии. На этом же принципе строится практика очищения сознания и направления его на Высшее, Божественное начало - полное переключение внимания на Бога. Если же человек, занимающийся духовными практиками, эгоистичен, то вся наработанная им колоссальная энергия уходит на плохие мысли и поступки. А мысли, как мы все уже знаем, материальны и могут воплощаться в жизнь. Плохие действия и поступки создают для человека множество проблем, плохую карму, как говорят йоги. Именно поэтому практика йоги раньше практиковалась только в монастырях и только в присутствии учителя. Йогой занимались готовые к серьезной работе люди и под руководством опытного учителя. Это также можно назвать техникой безопасности, потому что человек, пока он не просветлен, не видит собственного эгоизма и нуждается в лечении от своих собственных негативных качеств. Он как неосознанный ребенок, который играет с огнем, который может его сжечь при неумелом обращении.

    Я описала доступным и понятным языком все ступени йоги, чтобы Вы могли понять, что йога - это серьезная система, веками отработанная, которая работает с самым тонким инструментом - с сознанием человека. Если Вы решили практиковать йогу, Вы должны понимать, с чем Вам придется столкнуться. Возможно, Вам придется пересмотреть всю свою жизнь и полностью изменить себя.

    Практика йоги вышла из монастырей в социум - пришло время, когда она стала необходима нам здесь, в городах. Люди болеют и болезнь эта называется эгоизм. Люди даже сами не подозревают о своей болезни, но развращенный и извращенный эгоизм человека достиг своего апогея. Эта всеобщая человеческая болезнь разрушает нашу планету, разрушает природу, разрушает саму жизнь. Человечество совершает медленное самоубийство. И только глобальное изменение сознания людей может помочь нам выжить.

    Продолжим говорить о нормах взаимоотношений? На оч...

    Упоминания о йоге встречаются в древнейших из дошедших до нас источников, которые в свою очередь уже сами называли йогу «древней». Великие культуры и государства успели родиться и исчезнуть с лица Земли за время, прошедшее от этих упоминаний. О йоге слышали практически все. Почти каждый будет утверждать, что сможет объяснить, что это такое. Но вот удастся ли ему это, если все же понадобится объяснить?

    Основатель Школы Мышления Дмитрий Раевский рассказывает об Огне как особой эволюции, о трансформации и об опасностях возжигания Огня в городских условиях. В чем отличия Огня Кундалини от Огня солнечного сплетения (серпент солярис)? Агни-Йога как новый метод...

    Сиддха сказал: «Все явления по природе непостижимы, а их сущность – Пространство, Природа ума, что превосходит мысли.
    Йогин сказал: «Сердце всех Учений таково: не медитируй, а будь ТЕМ;
    не думай: я есть ТО, поскольку ты уже есть ТО, а будучи в ТОМ, зачем ещё раз стремиться к ТОМУ, так как всё есть только ТО»...

    Поза кобры (змеи) - одна из самых часто выполняемых в йоге и множестве телесно-ориентированных направлений. Есть один очень важный нюанс, который нужно знать при выполнении этой позы. Чтобы избежать самой распространенной ошибки, которую делают даже инструкторы...

    Каким образом мы можем нарабатывать осознанность, занимаясь йогой в зале? Как остановить поток мыслей, оценок, сделав ум хотя бы на время дрессированым и послушным.

    Йога плотно вошла в нашу жизнь. Но мы практически ничего не знаем о ней. Спрашивая у людей о целях занятиях йогой, можно услышать самые разные точки зрения, которые так же далеки от сути, как современная йога от ее изначальной формы...

    Жизнь дает подтверждение не однажды: если ты всем естеством развернут к чуду и открыт для него - оно непременно войдет в твою жизнь и проявится в ней именно как чудо. Которому не будет никакого пояснения от ума, но будет полное приятие и полное понимание Душой. Вы с этим чудом сольетесь в неделимой цельной гармонии Жизни. Чудом я называю то...

    Карма Йога есть путь действия. Действия, выполняемые без личной заинтересованности, мотива или привязанности составляют Карма Йогу. Искатель этого пути работает как простой инструмент божественного плана, превосходя...



    mob_info