История возникновения каратэ до. История каратэ

Мы сегодня уже привыкли к существующему разнообразию направлений боевых искусств разных народов. Одних только стилей карате можно насчитать не один десяток.

Но еще по историческим меркам совсем недавно, в самом начале ХХ века, про карате в том виде, в котором оно нам известно, мало кто знал даже в Японии. История происхождения карате, с одной стороны интересна своими событиями и яркими личностями, с другой – достаточно противоречива и окружена мифами.

Нескольким своим знакомым, людям далёким от спорта, я задал простой вопрос – откуда пошло карате? Конечно же, из Японии, ответили мне. Их ответ был достаточно предсказуем, но и нельзя сказать, что он до конца точен.

Ответ на вопрос о происхождении карате следует искать в непосредственной связке с историко-географическими событиями нескольких прошедших столетий в Азии.

Существует мнение, что карате своей духовной и технической составляющей уходит корнями в историю японского самурайства, более того, сами японцы активно поддерживают такую точку зрения. Что касается воинского духа, то сомнений в наследственности не возникает, но в отношении технических аспектов карате не всё так очевидно.

Воинский дух как фактор появления карате

Переместившись на десяток веков в прошлое, мы сможем заметить зарождение и усиление японских профессиональных воинов – самураев. Воображения сразу нам нарисует сурового, неэмоционального и непременно благородного воина и, при этом, утонченного знатока искусств. Одним словом – рыцаря, в современном понимании этого слова. И действительно, как ни странно, у рыцарей Европы времён крестовых походов и самураев было много общего. И это общее было отнюдь не в их рафинированном имидже наших дней.

Так в период 11-13 веков нашей эры европейские рыцари не гнушались грабежами, не брезговали устраивать морские пиратские рейды в средиземноморье. Они жестоко расправлялись с населением поверженных городов на пути в Палестину во время многочисленных крестовых походов. Ярким примером типичного «рыцарского» поведения тех времен стал Рено де Шатильон, рыцари которого во время второго и третьего крестовых походов свирепствовали на караванных путях Иерусалима и Дамаска и морских путях в районе Крита.

Но и самураям было чем удивить даже самых отъявленных рыцарей. Как известно самураи с детства воспитывались в традициях презрения к смерти, как к своей, так и к чужой. Это не могло не оставить отпечаток на их мировосприятии. У них существовал дикий с точки зрения европейца обычай – тамэсигири – самурай был вправе испытать новый меч на случайно встреченном прохожем.

В целом, японские и европейские воины не отличались стремлением держать слово, верность для них была вопросом выгоды, а милосердие зачастую считалось излишней мягкостью. Но при всем при этом, это были профессиональные солдаты, которые без колебаний принимали риск выбранного пути. Такая решимость отчасти объясняет откуда появилось множество желающих идеализировать и подражать им.

Даже период заката могущества рыцарей и самураев происходил хоть и в разные периоды, но примерно по одному сценарию. Сначала произошло их ослабление из-за усиления и централизации государственной власти, создания регулярных правительственных войск, начала массового использования огнестрельного оружия. А затем, те и другие обособились в виде сословия нетитулованной знати, стали стараться активно «забывать» вероломство и предательства, принялись культивировать ореол благородства и безупречности.

К началу ХХ века самурайское сословие было серьёзно ограничено в правах и возможностях. В этой связи в японском обществе сформировался запрос на воинскую национально-патриотическую идею. Популяризаторы карате сумели воспользоваться ситуацией, сыграв на уже взращённом к этому моменту в Японии положительном образе самураев и их древних традициях. При этом преемственность воинского духа стала одним из основных факторов позволившим добиться признания карате на государственном уровне. Что в свою очередь обеспечило ему массовость.

Происхождение технического аспекта карате

Вторым не менее важным фактором появления карате как вида боевых искусств можно считать набор технических приёмов и методик подготовки бойцов, определяющих его характерные черты.

Нельзя просто так взять и придумать карате?

К моменту государственного признания этого направления боевых искусств в Японии, карате де-факто уже представляло собой цельную систему. Но для того, чтобы стать таковой, технический арсенал ударов и бросков, а также методология их обучения должны были пройти весьма длительный путь по селекции наиболее эффективных приёмов, по отработке наилучшей методики преподавания. В отсутствии глобальной информационной сети этот период времени мог измеряться не одним столетием. Так как же формировалась база этого боевого искусства и где проходила «обкатка» техники?

Японская версия происхождения техники

Высший слой самураев – даймё – содержали собственные военные школы, где преподавались разнообразные прикладные направления, такие как бой на алебардах, мечах различных типов и длин, шестах и дубинках, трезубцах и вилах. В них изучались стрельба из лука, искусство сражения верхом, плавание, искусство тактики и военного управления и некоторые другие, более специфические направления.

Прошедший обучение самурай представлял собой весьма грозную боевую единицу, этакий спецназ прошлого, мастерски владевший всеми видами оружия того времени. И для него бой без оружия был самым крайним и нецелесообразным средством.

Тем не менее, та техника, которую показывали мастера карате требовала многолетних упорных тренировок. Маловероятно, что самураи могли себе позволить тратить много времени на обучение только кулачному бою. Такое разнообразие видов оружия требовало от воина уделять значительное время даже на простое базовое с ним знакомство, не говоря уже о высших уровнях мастерства.

Самурай был поглощен изучением боя с оружием в руках и, можно предположить, что он вряд ли стал бы источником появления карате как эффективной и цельной системы обучения кулачному бою.

Но если самураям было некогда разрабатывать кулачное боевое искусство, то, скорее всего кто-то это сделал за них. Подсказку помогут получить страны-соседи Японии.

Влияние соседа

Большинство источников указывают на то, что японское карате пришло в Японию с японской же Окинавы в конце 19 века. Но как и когда это искусство зародилось на острове в большинстве случаев не поясняется. Наиболее ранние упоминания расцвета карате на Окинаве датируются 18 веком. Это в целом понятно, так как Окинава с 14 века находилась в вассальной зависимости от Китая, а в состав Японии вошла только в конце 19 века.

Намёк на то, что карате родом из Китая можно получить, изучив происхождение слова карате.

Будучи зависимой от Китая, на Окинаву проникали технические элементы армейского ушу. На острове они получили название «тодэ» («карате» если прочитать те же иероглифы по-другому), что в переводе означало «рука династии Тан». Именно вторая версия прочтения закрепилась на Окинаве и стала обозначать кулачное боевое искусство, явным образом указывая страну происхождения карате. Но в 20-х годах ХХ века, из политических соображений и чтобы получить поддержку государства на развитие этого боевого искусства, иероглиф «кара», означающий «китайское» был искусственно заменён на иероглиф-омофон, означающий «пустой». Итогом замены стало старое название «карате» с новым смыслом: «пустая рука».

Еще одной отсылкой к Китаю стало распространение заимствованного для Японии термина «кемпо», который является буквальным переводом китайского «цюаньфа» — способы кулачного боя.

Китай оказывал сильнейшее влияние на Окинаву, а также опосредованно на всю Японию. В то время существовала мода, связанная со всем китайским. Доходило до того, что окинавские власти выделяли наиболее талантливых и образованных людей для прохождения обучения в Китае. А из Китая на Окинаву и в Японию приезжали инструкторы по науке, литературе, каллиграфии, религиозной философии.

Не обошла эта мода и боевые искусства.

Китайские истоки техники карате

Если присмотреться к набору технических и методологических практик, принятых в карате, можно ясно увидеть их схожесть с прикладными направлениями китайского ушу.

В карате можно выделить три основных направления подготовки бойца:

  • Отработка формальных комплексов и методов их боевого применения (ката и кихон)
  • Поединки в полный контакт или с его ограничениями (кумитэ)
  • Особые методы психоэмоциональной подготовки

Все эти три направления издревле являлись и являются основой любого стиля ушу. Наиболее важным с точки зрения китайского ушу является третье направление. Этим методам подготовки уделялось по нескольку часов в день, а сами практики ушу рассматривались в первую очередь не как набор технических приёмов, а как способ духовного самосовершенствования и носили особый личностный характер переживания бойца. В эту группу техник подготовки входили многочисленные приемы психорегуляции, медитативных и дыхательных практик, методы концентрации сознания и контроля внутренней энергии.

Однако в силу того, что китайские школы ушу традиционно были закрытыми, особые методы подготовки дошли до Японии в сильно редуцированном виде. Длительные психоэмоциональные практики ушу трансформировались в ритуальные медитации продолжительностью в нескольку минут в начале и конце тренировки.

Деятельные японцы понимали важность психоэмоциональной составляющей. И они придумали выход. Был сделан упор на формальные комплексы. Имеющие прямые аналоги в Китае ката Канку-дай, Бассай-дай, Сейсан, Сандзюроку, дыхательные Санчин и Тэнсё тщательно изучались и отрабатывались. Формой активной медитации в карате стали ката.

При адаптации китайского боевого искусства японцы также переработали подход к свободному поединку (в китайском ушу бой в полный контакт саньда – один из элементов обучения боевому искусству), первоначально исключив дзию-кумитэ из арсенала тренировочных упражнений, сосредоточившись на концепции одного сокрушающего удара. Но на более поздних этапах свободный бой всё же вернулся в карате, принципиально разделив боевое искусство на два течения: практикующих дзю-кумитэ и придерживающихся философии одного решающего удара.

Японское искусство с китайскими корнями

Теперь вполне очевидно китайское происхождение карате. Поскольку многие письменные труды по теории и практике боевых искусств также пришли в Японию из Китая. Многие мастера, подтолкнувшие интерес к карате, прошли обучение в Китае, хотя они зачастую и не желали это афишировать. Прослеживается отчётливая связь техник и методик карате со школами ушу.

Ну а японцы, со своей стороны, внесли значительную лепту в развитие этого боевого искусства.

Так, например, самурайское наследие привнесло в карате, помимо воинского духа, особую практику оказавшую влияние на технику выполнения ударов.
Это особенное состояние бойца, называемое «кимэ». В момент нанесения удара оно характеризуется кратковременным приложением всех физических сил, воли и энергии в точке удара и сопровождается коротким боевым кличем «киай». Этот выкрик, обозначающий применение или присоединение внутренней энергии «ки», пришёл из самурайского боя на мечах.

Именно японцы вывели карате в плоскость спорта, позволив заниматься карате огромному числу людей во всех уголках мира. И поэтому мы сегодня можем говорить о карате как о японском виде спорта, но не забываем его китайского происхождения.

"Каратэ-до" буквально означает "путь пустой руки". Поскольку к началу XX века каратэ стало заниматься все больше людей, которые никогда не сталкивались с оружием и не испытывали такой необходимости, из каратэ исчезло много приемов с оружием, в основном из соображений безопасности занимающихся. Истоки каратэ теряются в глубине веков. Первые документальные сведения о каратэ, вернее об одном из предшествующих ему видов борьбы, появилось в 720 г., в средневековой Японии.

Однако если следовать легенде, то еще три тысячи лет назад в одном из княжеств Индии начала развиваться система борьбы, основанная на воздействии на болевые точки противника. С распространением буддизма странствующие монахи занесли систему в Китай. Вскоре эта борьба под названием "кемпо" распространилась по всем центральным и юго-восточным районам Китая.

Приемы кемпо состояли из ударов ног и рук. Подвиги мастеров кемпо воспевались в произведениях китайской литературы. Позже, когда китайцы завоевали японский остров Окинава, они распространили кемпо и здесь. Попав в Японию, кемпо начало вторую жизнь.

Средневековая Япония оказалась именно той благоприятной средой, где после многовекового развития выкристаллизовалось современное каратэ.

В Японии издавна культивировались многочисленные виды борьбы. Каратэ развивалось на острове Окинава из синтеза кемпо и японских национальных видов борьбы. Новая система поразила профессиональных воинов - самураев своими необыкновенными возможностями. Скоро она была включена в комплекс их обучения. С того времени в клятву самураев включен пункт о неразглашении тайн приемов. Это, в частности, способствовало возникновению в Европе фантастических слухов о секретном оружии самураев.

Появлению каратэ в современном виде мы обязаны жителю Окинавы Гичину Фунакоши. В 1906 году Гичин Фунакоши продемонстрировал подготовительный комплекс приемов. Он выделил группу из 150 приемов. Эти приемы он разбил на 5 разделов по 25-30 приемов. Каждый изучающий должен пройти все эти 5 разделов, чтобы приступить к изучению основного комплекса, который включает в себя более 1000 приемов.

В борьбе каратэ 6 ученических поясов/разрядов и 10 мастерских данов/степеней.

До второй мировой войны каратэ не было известно за пределами Японии. Только в 1948 г. в Токио впервые открылся клуб каратэ для широкой публики, в том числе и иностранцев. В том же 1948 г. была организована японская федерация каратэ, которая в настоящее время объединяет миллионы любителей этого вида боевых искусств.

Виды тренировок

В спортивном каратэ основной упор делается на соревновательно-образовательные аспекты (проводятся соревнования по "ката" - формальным комплексам и "кумитэ" - поединкам). Поединки проводятся в защите или без, в полный или легкий контакт в зависимости от школы и правил.

Соревнований, разрешающих наносить удары только по определенным, защищенным местам в боевом каратэ нет, т.к. решаются совершенно другие задачи (непосредственно связанные с жизнью и смертью) и поэтому правил тоже нет.

Каратэ относится к спортивным стилям, т.е. бои проводятся в полный контакт и обязательно в защите, для того, чтобы снизить травматизм). Технические приемы выполняются как руками, так и ногами в равной степени, много вращательных движений и ударов в прыжке.

На тренировках отрабатываются определенные связки в одиночку и в паре с заранее распределенными ролями боев.

Каратэ по своим принципам близок к кобудо и к госиндзюцу.

Пустая кушетка

Бодрого утра! Ловите ответы на вчерашний тест! ⠀ 💖...

Когда родилось каратэ, не знает никто.
И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
Фунакоши Гитин

О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.В 1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36 китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»), имевших задание распространять среди местного населения начала знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население узнало о боевых искусствах Китая.Существует и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ - исконно окинавское воинское искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно, с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских, свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу - явное преувеличение.Окинавское каратэ также заимствовано у китайского кулачного боя. Во-первых, у каждого народа существует та или иная доморощенная бойцовская техника. Но подобное явление древней Окинавы было бы необоснованным возводить в истоки каратэ, так как период, когда возникла социальная необходимость в боевой технике, должен быть рассматриваем как много более поздний. Во-вторых, среди названий ката (модели последовательности движений) в каратэ много китайщины, в то время как нарицательные окинавские названия ограничиваются называнием приемов владения оружия из систем кобудо (старинные боевые исукусства). В-третьих, среди ката, передаваемых в настоящее время от учителя к ученику, есть "ката Ваншу". Вансю (Ван Цзи) был в качестве посланца за ленной данью в 1683 г. на Рюкю. Опять же, был такой Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на наших островах и существует "ката Кушанку"... Из разрозненных записок вытекает то, что Куусянку приехал на Рюкю, привезя с собой из Китая последователей и учеников мастерства бойцовой техники, содержание которой всех изумило. Если бы в это время существовала рюкюская "тэ", не было бы повода особенно прокламировать бойцовскую технику, как не было бы и такого удивления масс.Одним из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян искать спасения в боевых искусствах.В интересах усиления централизованной власти была устроена и охота за мечами местных правителей при короле Се Сине (1477 - 1536). Мастер Хигаонна Морио, основатель стиля Годзю-рю, в своих трудах по истории каратэ пишет: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия, были созданы два стиля рукопашного боя. Один - в среде дворянства и назывался "тэ", другой развивался среди простого народа и назывался "рюкю кобудзюцу". Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства, проводились, как правило, ночью и тайно».После того как в 1609 г. Окинава была захвачена властителем южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса и стала частью Японской империи, запрещение оружия было введено для контроля над мятежами населения Окинавы против новой власти, которые возникали из-за грабительских налогов и поборов оккупантов. До массового восстания дело не дошло, но отдельные столкновения с самураями возникали довольно часто.В связи с этим существует версия о том, что население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Так, еще с начала XVII в. известно имя непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.Наряду с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми людьми.По мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.В конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» - «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии.Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.Говоря об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (создателя стиля) образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (основателя стиля Сито-рю) создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и др. В Вадо-рю - Вадо-кай и др.После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до - Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. - Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до.В настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии - не менее шести, каждая из них объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других странах.

Видео карате для начинающих. Урок 1. История возникновения, развития карате, смысл этого боевого искусства.

Каратэ история возникновения

В настоящее время, благодаря фильмам о боевых искусствах, карате никого не удивить. Однако не каждый знает, что дословно в переводе с японского карате означает «пустая рука». Искусство ведения боя пустыми руками имеет сложную историю. Мы поговорим об одной из ее версий. Согласно ей, каратэ в качестве боевого искусства возникло среди угнетенных жителей Окинавы. В первой половине 15 столетия император запрещает хранение холодного оружия, в конечном итоге, для обеспечения своей безопасности и своих родственников жители острова развили имеющиеся ранее типы кулачного боя. Хорошей основой, а может, дополнением имевшейся системы стали континентальные, в частности китайские, как более развитые виды единоборств. Так или иначе, сейчас мы имеем стройную универсальную систему самозащиты, которая занимает одно из ведущих мест в мире по количеству адептов.

Японские иероглифы каратэ

До 20 века слово «карате» писалось двумя иероглифами, один из которых, кара, означал Китай. Автором нового смыслового значения стал Гучин Фунакоши, удачно заменивший иероглиф, означавший «Китай» на однозвучный, но значащий «пустота».

Задачей окинавского каратэ являлось очень быстрое убийство врага в начале схватки. Это было необходимостью тех суровых времен, но утратило первоначальный смысл после наступления гуманного 20 века. Первым показал технику карате массовой публике Гучин Фунакоши, который является основателем нынешнего спортивного карате, причем он говорил о карате не только как о совершенном методе самозащиты, но и как о философии, которая воспитывает бойца духовно и физически. Тем не менее, один из принципов карате – победа одним ударом или первым движением, звучит как эхо тех далеких времен зарождения каратэ.

Современное японское каратэ на самом деле пришло с Окинавы, с этого крупнейшего острова архипелага Рюкю. В 1606 г. Окинава была захвачена японским князем Симадзу Иэсиха. Данную операцию осуществили 3 тысячи самураев клана Симадзу на 100 кораблях. Окинава превратилась в протекторат Японской империи; ее население было обложено поборами и подвергалось жестокой дискриминации со стороны захватчиков.

Так как в столкновениях с самураями жителям Окинавы приходилось иметь дело с достаточно опытными воинами, то крестьяне вынуждены были культивировать собственные боевые искусства. Годы упорных тренировок не проходили зря, превращая руки и ноги в смертельное оружие страшной разрушающей силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука.

В основном использовались старые китайские рецепты, хотя к ним было добавлено много чего нового. Так, укрепляя пальцы, ученик насыпал ведро фасоли и начинал методично, по нескольку тысяч раз в день тыкать в это ведро сомкнутыми и разомкнутыми пальцами, пока из-под ногтей не брызгала кровь.Он должен был продолжать упражнения, невзирая на боль, в течении недель и месяцев, пока кончики пальцев не утрачивали чувствительность. Одновременно следовало увеличивать силу удара, чтобы в конце концов протыкать всю массу фасоли до конца. Точно такая же процедура выполнялась последовательно с песком, мелкой галькой, гравием, а иногда еще и со свинцовыми шариками. После нескольких лет усердных тренировок не стоило большого труда ударом пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.

Кулак закалялся вначале на простой макиваре - плотно перевитом снопе соломы окинавского изобретения. Макивара крепилась к амортизирующему шесту или доске и служила для отработки точности ударов, но также и для набивки рук и ног. Рекомендовалось также поочередно макать кулаки в кипяток и ледяную воду. На лоне природой естественной макиварой служили молодые деревья, пружинящие при ударе. Подобной закалке подвергались ноги, а отчасти и голова. По последним данным, сила удара кулака в карате достигает 700 килограммов, а удара ноги - свыше 1 тонны. Отсюда берет начало и укоренившаяся в карате практика тамэси-вари - проб на разбивание твердых предметов.
К 19 в. на Окинаве существовало 3 основных стиля окинава-тэ - Шури-тэ, Наха-тэ, Томари-тэ, названные так по местности, в которой они практиковались.
Шури-тэ, в основе которого были "северные" стили у-шу, известно тем, что оно послужило базой для создания крупнейшей современной школы каратэ Шотокан. Основатель этой школы каратэ - Гичин Фунакоши учился у двух известных мастеров Шури-тэ - Итосу Анко(1830-1915) и Азато Пейчина(1827-1906).Другой ученик Итосу Анко - Мабуни Кенва (1889-1952), используя технику Наха-тэ и Шури-тэ, создал стиль Шито-рю. Ученик Гичина Фунакоши - Хиронори Оцука (1892-1982) основал стиль Вадо-рю.

"Южные" стили у-шу стали оcновой для стиля Наха-тэ. Характреными чертами для этого направления являются работа руками согласно стилю Тан-лун("Богомол") и Винчун, устойчивая стойка, нанесение ударов ногами только снизу по дуге, громкое брюшное дыхание. Из этой школы впоследствии вышли такие известные мастера каратэ, как Чодзюн Мияги (1888-1953) - основатель стиля Годзю-рю и создатель большого направления каратэ киокушин-кай - Масутацу Ояма.

Все эти стили и направления появились в 30-е годы нашего столетия, а до 1921 года в Японии вообще никто не знал слова "каратэ". Тoлько в 1921 году во время фестиваля боевых искусств, проходившего в Токио, впервые в Японии было продемонстрировано окинава-тэ. Показывал этот вид единоборства асм Гичин Фунакоши. Успех превзошел все ожидания. Легендарный создатель Кодокана("академии дзюдо") Дзигаро Кано пригласил безвестного до того времени школьного учителя с Окинавы дать несколько уроков в Кодокане. Через 10 лет каратэ-дзюдзюцу ("искусство китайской руки") было включено в программу физического воспитания всех университетов Японии. В 1936 г. Фунакоши открыл школу Шотокан, ставшую за полвека своего существования крупнейшей школой каратэ в мире.

Основные стили каратэ

Серин-рю - окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах. Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчакм и т.д.

Исшин-рю.
Основатель Тадзуо Симабуку (1905 - 1975) начал изучать каратэ в 1914 году. Свой стиль создал в 1954 году. Этот стиль создан на базе Серин-рю и Годжиу-рю. Сперва он не нашел поклонников: но со временем американские солдаты и моряки, служившие на базе в Окинаве, из-за близости школы стали активно посещать тренировки. Последствием стало широкое распространение этого стиля в США. Исшин-рю использует типичные окинавские стойки, но в качестве основного удара кулаком использует "уракен", блокирует мускульной стороной предплечья. Поклонники этой школы утверждают, что это более эффективный способ атаки и защиты. Удары вообще-то наносятся ниже пояса, но тe школы в США, которые участвуют в соревнованиях, используют часто и удары ногами в голову.

Годзю-рю.
Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".

Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.

Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.

Уэши-рю.
Основатель Кабун Уэши (1877 - 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 - 1910 годах у известного мастера ЧоуДзе-хо (1874 - 1926), который был знаменит как своей "железной ладонью", так и как мастер "тигриного стиля", а также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях.

После 13 лет обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого окинавца. Позже количество учеников возросло.

Его сын, Канн Уэшц, стал главой школы. Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят удары пальцами ног. В последнее время наблюдается уклон в сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю - это совершенствование техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: "Сэнчин - это все".

Сетокан
-
один из самых популярных стилей каратэ. Основатель сетокана - Гичин Фунакоши изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хигаона. В 1922 году был приглашен из Окинавы в Японию для демонстрации техники каратэ. Первоначальный стиль был сильно похож на окинавский. Наибольший вклад в самостоятельность стиля был сделан сыном Фунакоши - Гико Фунакоши, который привнес новые идеи и довольно сильно видоизменил технику. Стиль характерен своими устойчивыми стойками и мощными, энергичными движениями, очень динамичен. Хотя в сетокан большое внимание уделяется ката, необходимо отметить, что в этих ката многие движения (действия) имеют эстетическую цель, потеряв свое функциональное действие.

Вообще, что касается современных ката (после 1927г.), то с целью придания им эстетически красивых перемещений они утратили свое первоначальное значение. Те, кто хочет учить ката с целью самообороны, должны обраться к старым ката.

Сетокан в Японии получил распространение после войны. Наибольший вклад в распостранение стиля внесли старшие ученики Фунакоши - Накаяма, Обата и Егами. Они организовали японскую ассоциацию каратэ.

После смерти Фунакоши (1957г.) многие инструктора вышли из ассоциации, образовав организацию Сетокан. Они заявили, что спарринг и жесткие методы обучения противоречат моральным принципам Г. Фунакоши.

Японская ассоциация каратэ под руководством Накаямы подготовила группу профессиональных инструкторов, которые, начав обучение этого стиля в разных странах, способствовали его популярности. Деятельность ассоциации резко подняла технический уровень каратэ.
Достаточно сказать, что когда Фунакоши прибыл в Японию, он мог демонстрировать из ката только "кушанку" (канку-дай). Он не знал пять Пипан (Хейан) ката, т. к. его учитель Итоси создал их уже после его отъезда.

Посетив Кодокан, Фукоши был изумлен интенсивностью тренировок дзюдоистов. Ничего подобного он на Окинаве не видел!
Тренировки по сетокану имеют четко продуманную структуру: первый период - это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально 5 ката Хейан, а так же Текки Шодан.

После третьего киу (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, атак же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката Бассай-дай, Емпи, Канку-дай и др. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката. В сетокане огромное значение уделяется изучению базовой техники.

Вадо-рю
- "путь гармонии" - был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука (родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он изучал специальную систему атеми (удары руками и ногами по жизненно важным точкам тела).

В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда Фунакошн в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников. Так как он был мастером уже я своем стиле, у него не заняло много времени изучить карать.
Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у истоков современного спарринга.

В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он использовал и свои познания в джиу джитсу. В его стиле используются болевые захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов.

Это был первый современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем стиля является восемь предварительных методов спарринга.

Стойки в вадо-рю выше, чем в сетокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в передвижениях. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно это касается употребления маваши-гери.

В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката видоизменились в сторону сетокановской традиции.

Сито-рю
основан Кенва Мабуни (1893 - 1956) и является сейчас одним из основных стилей, практикуемых в Японии. Мабуни изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хиагоны. Следуя примеру Фунакоши, он начал обучать каратэ в Японии в 1929 году. Свою школу открыл в 1934г. в Осаке.

Из всех японских и окинавских стилей последователи сито-рю изучают наибольшее количество ката, включая все ката Итоси и Хигасна, все ката серин-рю, Сетокана и Годжи-рю, а также, которые создал Мабуни. Около пятидесяти ката!, базовая техника напоминает Сетокан.
После смерти Мабуни школа распалась на независимые группы и ассоциации.

Киокушинкай (Кекусинкай)
.
Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь ои непродолжительное время занимался у Гичина Фунакоши и Годжю-рю у корейского инструктора Пейчи Со.

Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет. Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами, профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную систему создал в 1956 году.

Киокушинкай означает "предельно правдивый стиль". Упор делается больше на боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных качеств.
Сперва Ойама включал ката из сетокана и годжю-рю. Но в 60-х - 70-х годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать тайский бокс.Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.

Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал превращаться в тип "кикбоксинга".
Сам же Ойама говорил о вырождении японских и окинавских стилей каратэ, называя их "каратэ-дансинг".
В 50-х годах М.Ояма не раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов никто не осмеливался ответить.

Тренировка по коукушинкаю суровая и требует высокого уровня физической подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из наиболее суровых экзаменов называется "100 кумитэ", это означает, что надо провести 100 боев против большого круга соперников.

Для киокушинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.



mob_info