Юрий Нагайцев: «У школы могут быть и коммерческие задачи. – У школы могут быть какие-то коммерческие задачи

Юрий Нагайцев убеждён: в России – великое множество футбольных дарований

Россия богата спортивными талантами в целом и футбольными в частности, однако остаётся фактом: до недавнего времени похвастать значительными успехами в футболе мы не могли. В чём причина, объясняет спортивный директор школы ФК «Локомотив» (Москва) Юрий Нагайцев.

– Вместе с Рашидом Рахимовым «Локо» покинули и его австрийские помощники, но в спортшколе клуба продолжает работать Герхард Хитцель. В целом футбол Австрии особыми достижениями не славится, и отсюда – вопрос: способен ли специалист из этой страны помочь в воспитании будущих звёзд российского футбола?
– Поверьте, Герхард – специалист высокого европейского уровня, он координирует процесс работы нашей школы и даёт тренерам множество ценных советов. Это очень мудрый человек, и с ним чрезвычайно приятно работать. Ну а что касается австрийского футбола… Приведу такой пример: совсем недавно 16-летний австриец подписал контракт с лондонским «Челси». Кроме того, молодые футболисты из Австрии востребованы и в Германии, и в Англии, и в Испании. То есть детско-юношеский футбол в этой стране развит на уровне ведущих держав Европы. В России же принято разбазаривать таланты: по моим наблюдениям, во многих школах наставники выжимают из своих воспитанников все соки и почти их не восстанавливают. Получается так, что к 16 годам ребята измучены донельзя, и звучат вопросы: а куда вдруг пропал тот или иной талант?
Беда в том, что подготовка юных футболистов в России проводится, скажем так, внесистемно. Та же картина не так давно была и в «Локомотиве» – наставники составляли расписание занятий на своё усмотрение. Сегодня же наши тренеры работают в соответствии с единой генеральной линией, а все нагрузки и процесс восстановления строго контролируются. Увы, во многих российских футбольных школах такого по-прежнему нет.

– Бытует мнение, что молодые россияне могут стать большими мастерами любого вида спорта, но только не футбола…
– Ну что вы – здесь великое множество одарённых молодых футболистов. Я посещал города, в которых проводятся детские фестивали «Локобол», и видел своими глазами: в России много талантливых мальчишек. Ну просто очень много! Но опять же видел, что КПД тренерской работы с детьми в вашей стране откровенно низок…

– Что сделать, чтобы КПД работы тренеров того же «Локомотива» повысился?
– Содержание работы в школе – на очень высоком уровне, и есть все основания надеяться, что уже через несколько лет состав главного «Локомотива» будет на 50% состоять из собственных воспитанников. А остальные наши «школяры» достигнут такого высокого уровня, что на них выстроится длинная очередь покупателей. Я не сомневаюсь: у спортшколы «Локо» – отличное будущее.
Кстати, если раньше наши тренеры делали всё в угоду высокому результату своих команд в первенствах Москвы или России, то теперь на первом плане – подготовка игроков для главного «Локомотива». Сейчас у нас собраны лучшие детские специалисты, но мы всё-таки провели дополнительную «селекцию» и пригласили ещё двух именитых специалистов – Алексея Леонова из столичного «Спартака» и Владимира Волчека, в прошлом году возглавлявшего клуб второго дивизиона «Краснодар». Вновь вспомню Герхарда Хитцеля – с его помощью игра команд спортшколы «Локо» значительно изменилась. Если раньше они действовали предельно просто – за длинной передачей следовала быстрая атака, – то теперь ребятам прививается вкус к комбинационному футболу. Сегодня практически все команды демонстрируют именно комбинационный футбол, и это очень радует глаз. К слову, выбранное нами направление работы не только обучает детей азам игры, но и приносит неплохие результаты. К примеру, весной юноши 1995 года рождения под руководством Александра Басова стали первыми на крупном турнире в Нижнекамске, а футболисты годом младше (тренер – Олег Хаби) победили на Кубке Бескова. Вслед за этим подопечные Хаби заняли третье место на соревнованиях в Италии, где выступали в компании с воспитанниками великих «Ромы», «Ювентуса», «Сампдории» и других команд. На турнире в Австрии не менее серьёзные соперники были у 11-летних воспитанников Равиля Салехова, но они сумели занять второе место. Наконец, третьими на соревнованиях в Голландии стали ребята 1994 года рождения (тренер – Владимир Волчек), и оцените, кого они уверенно обыграли: и «Манчестер Юнайтед», и «Андерлехт», и «Валенсию»!

– Расскажите о себе. Азы футбола вы постигали в…
– В Латвии. Я воспитанник СДЮШОР «Даугава» и Рижской футбольной школы. Выступал в высшей лиге чемпионата Латвии за «Квадрат», но, к сожалению, когда мне исполнился 21 год, получил серьёзную травму и играть закончил. Со временем окончил тренерскую школу при Латвийской спортивной педагогической академии, а затем получил лицензию «А» УЕФА. В дальнейшем пришёл в рижский «Сконто» и работал в нём 11 лет: начинал наставником спортшколы, а закончил спортивным директором. Ну а 1,5 года назад получил приглашение из «Локомотива», прошёл испытательный срок и с тех пор тружусь в школе двукратных чемпионов России.

– Насколько широк круг ваших обязанностей?
– Во-первых, я контролирую весь учебно-тренировочный процесс школы. Во-вторых, провожу индивидуальные занятия с ребятами 1995–1997 годов рождения, а также помогаю другим тренерам. В-третьих, отвечаю за взаимодействие с нашими общеобразовательной школой и интернатом, за организацию поездок на сборы и за многое другое. В общем, моя деятельность обширна. Я приступаю к работе в 9 часов утра, а заканчиваю подчас в полночь. Но моя семья находится в Риге, и, поскольку в Москве меня ничто не отвлекает, я могу полностью посвятить себя делу.

– Не замечаете ли вы по отношению к себе, так сказать легионеру, некой ревности со стороны подчинённых – бывших игроков «Локомотива»?
– Ну что вы! С работающими в нашей системе ветеранами-железнодорожниками Дмитрием Горьковым и Александром Катасоновым, а также известными в недалёком прошлом игроками других команд – Евгением Корнюхиным, Константином Камневым, Дмитрием Ульяновым и другими у нас сложились отличные рабочие отношения. И вместе мы способны на многое!

Директор футбольной школы московского "Локомотива" Юрий Нагайцев продолжает знакомить читателей с тенденциями развития детского футбола в разных странах. В этот раз речь пойдет о Австрии.

Австрийский футбол связан с Латвией благодаря имени Евгения Милевского (известного форварда рижской «Даугавы»), а Россия - с двумя главными тренерами команд Премьер-лиги - Станиславом Черчесовым и Рашидом Рахимовым. Именно помощник последнего - Герхард Хитцель, который ранее вел курсы обучения тренеров в Австрии, помогает сейчас нашей школе в создании программы обучения. Именно он рассказал нам о том, как работает сильнейшая школа австрийского футбола - «Аустрия» из Вены.

Академия делится на три возрастные группы. В младшей - возраста с U-8 до U-11 (это обозначение от англ.слова Under, т.е. до восьми лет, до девяти лет и т.д.). Количество игроков в каждой команде не превышает цифру двенадцать. Количество тренировок в неделю: от двух у младших до четырёх - у старших. Игры проходят в формате 7 на 7. Три младшие команды играют только турниры (от пяти до семи в год). Команда U-11 уже участвует в региональном чемпионате плюс играет от десяти до пятнадцати турниров в год.

В среднюю группу входят команды U-12 - U-14. В них по 16 человек, а тренируются они от четырёх до пяти раз в неделю. Младшие возраста играют 9 на 9, а команды U-14 выступают в формате 11х11. Соревнования и количество игр такие же, как и у команды U-11.

В этих возрастных группах работают по два тренера в каждой команде, плюс еще два тренера - специалисты по координации и работе с вратарями.

Старшая группа наиболее любопытна. Здесь три деления по возрасту: U-15, U-17 и U-19. Количество игроков: 16, 27 и 20 соответственно. Все они проживают в интернате и тренируются команды от шести до восьми раз в неделю. Здесь работают также по два тренера, тренер по фитнессу-координации и тренер по работе с вратарями. Выступают они в чемпионате Австрии, а турниров за год проводят не более трёх-четырёх. Плюс еще один раз в год проходят сборы в Турции.

Из любопытных моментов отметим, что тренер по индивидуальной подготовке работает с тремя наиболее талантливыми игроками каждого возраста (начиная с U-11) один раз в неделю. Все команды Академии играют в более старших возрастных группах. В каждой команде старшей группы есть пять игроков из-за границы - Венгрии, Словакии, Германии. За семь лет существования Академии шесть её воспитанников выступают за команды бундеслиги страны, в том числе двое за «Аустрию».

В следующий раз я расскажу о уникальном турнире - мини-чемпионате Европы, который проходит для одиннадцатилетних футболистов сразу в двух странах: Чехии и Германии. Именно там сейчас находятся команды московских Локомотива и ЦСКА.

После новогодних праздников рубрика "Блоги" на DELFI Sport постепенно начинает оживать. Рады ообщить читателям, что локомотивом данного раздела (где-то это даже символично) выступил Юрий Нагайцев - спортивный директор футбольной школы московского "Локомотива". В своем блоге он размышляет на тем, какими качествами должен обладать детский тренер и рассказывает о последних новостях в детско-юношеском российском футболе.

Приношу извинения всем читателям моего блога - вынужден был прерваться. Работы было очень много и времени на ведение блога просто не хватало. Сейчас уже многое налажено и я постараюсь чаще писать о событиях в детско-юношеском футболе.

Часть 1. О детском тренере.

Какими качествами должен обладать детский тренер, как он должен себя вести, должен ли он разговаривать с родителями, и как он зависит от результатов команды? Сегодня я поразмышляю на эту тему, а также расскажу о некоторых событиях российского детского футбола.

Какое из качеств для детского тренера главное? Мне кажется, их несколько. И все они главные. Это - терпение, профессионализм и педагогика. Детскому тренеру приходится терпеть, ведь молодые игроки склонны к нестабильности в игре и поведении. Без профессионализма здесь будет непросто добиться прогресса в обучении игрока. Футбол - это сложнейшая из игр, где переплетены техника, тактика, физика, психология. И всё это надо учитывать при ведении учебно-тренировочного процесса. Не стоит забывать и о возрастных особенностях обучения при развитии отдельных качеств и навыков. Профессионализм - это и желание тренера развиваться. А не считать, что он всё уже знает и умеет. Тренер - Педагог: игрока надо хвалить и ругать, и только хороший педагог знает и делает это правильно: в нужное время и в нужном месте.

Вечный спор, что главнее в детском футболе - выигрывать игры (готовить команду) или готовить игроков? Для меня лично ответ однозначный: главное - готовить игроков. А уже дальше идёт цепочка: если ты готовишь хороших игроков - значит у тебя будет и хорошая команда. Если у тебя хорошая команда, то и результат в играх будет хорошим. Но никак не наоборот. Ведь частенько и с командой, в которой собраны средние футболисты, можно добиться хорошего результата в играх (сзади - в одно касание, а впереди - как получится). Кроме того, при обучении игроков тактике не всегда результат в играх может быть сразу успешным. Особенно это касается обучению игры «в линию» в обороне, а также привития комбинационной игры в атаке.

Дошли и до родителей. Кто они - друзья или враги тренера? Как правило есть и те, и другие. Тех, кто пытается оказать давление и навязать своё мнение любыми средствами, надо ставить на место. А тех, кто хочет помочь своему ребёнку вырасти в хорошего футболиста и человека - надо брать в союзники. Кстати, есть и третья группа - равнодушные, и это тоже проблема для тренера, решить которую порой бывает очень трудно.

Часть 2. Новости российского юношеского и детского футбола.

В середине января в Москве началось Зимнее Первенство, которое проходит в один круг. Игры проводятся по выходным в манежах, а также на искусственных полях с подогревом. Этот чемпионат проходит в виде товарищеских игр. Там нет подсчёта очков и команды не получают кубки и медали. Но! Отношение судей очень серьёзное: в заявку можно внести любого игрока, но на поле его пустят - только если у него есть медицинский допуск. Несмотря на дружеский статус матчей, страсти там царят нешуточные. Особенно в играх между собой большой тройки: «Локомотива», ЦСКА и «Спартака».

За прошедшее время произошли изменения в тренерских составах этих школ. Коснусь дел нашей. За 2008 год была проведена очень тщательная селекция тренеров, а подбор кадров осуществлялся по трём основным принципам - умению работать в коллективе, опыту и желанию развиваться.

Очень рад, что удалось пригласить Александра Басова, который успешно работал в ЮФЦ «Сконто» и юношеской сборной Латвии. На мой взгляд, он полностью отвечает тем параметрам детского тренера, которые я перечислил выше. Работает у нас теперь и прекрасно знакомый латвийскому болельщику Александр Катасонов. Пока он только делает первые шаги в детском футболе, но его желание учиться просто очень огромно.

Вообще, тренерский коллектив в школе «Локо» сейчас замечательный, и это очень ярко проявилось на сборах в Турции, которые благодаря РЖД удалось провести в ноябре. В течении одной недели тренеры посетили 13 теорий и практик, которые проводили австрийские, хорватские и российские специалисты в области детско-юношеского футбола. На многих теориях возникала оживлённая дисскусия, а на практиках сами тренеры делились своим опытом с коллегами.

Кроме тренеров очень важны условия учебно-тренировочного процесса. А они в Москве у нас лучшие: два манежа, поля с подогревом, спорткомплекс для работы над физическим развитием, интернат, общеобразовательная школа и многое другое.

Сейчас началась очень интересная и плодотворная работа, которую кстати, уже успели увидеть собственными глазами тренеры из Вентспилса и Лиепаи (они приезжали в рамках сотрудничества между нашими клубами). Генеральная линия, по которой строится работа - едина для всех тренеров, а вот дальше уже начинается их творчество. Им предстоит самим планировать и анализировать свою работу. И только так можно достигнуть прогресса в работе.

Юрий Нагайцев – заместитель директора школы московского «Локомотива» по учебно-спортивной части, рассказал о задачах футбольных академий и самом простом способе попасть на просмотр.

– У школы могут быть какие-то коммерческие задачи?

– Конечно. Например, в «Милане» они есть, и этого никто не скрывает. Они же устраивают летние лагеря. В «Реале» этим сейчас занимается Дмитрий Черышев. В интернете есть сайт, куда желающие со всего мира могут послать заявку, родители оплачивают их поездку. Игрокам выдается форма, они тренируются и живут по распорядку футбольной академии. «Милан» этим занимается по всему миру, например, проводят такие лагеря на Украине. И как нам сказал Филиппо Галли, директор школы «Милана», из этих лагерей они даже пару ребят зацепили для своих команд. Одного серба и одного итальянца. При этом у «Милана» 11 школ в Европе, 19 в Италии. И 25 филиалов, где занимаются дети 6-8 лет. А цель у них стоит – 90 школ и 30 филиалов.

– В России коммерческими лагерями почти не занимаются...

– Этим занимается «Спартак», мы также такие лагеря хотим проводить. Это и селекционная работа, и популяризация клуба, все это увязано вместе. Так что это направление будем развивать.

– Можно ли самому попасть на просмотр в «Локомотив»? Или придется ждать, пока тебя заметят селекционеры?

– Например, можно отправить нам анкету. Ребята заходят на наш сайт, скачивают анкету, заполняют и присылают нам по электронной почте. Мы ее рассматриваем и приглашаем их в конкретный день. Где-то из ста человек одного мы берем в школу. Процент примерно такой.

– Что в этой анкете указывается?

– Там указаны имя, фамилия, дата и место рождения, гражданство, контактная информация. Амплуа, рост, вес, индивидуальные особенности игры. Где и насколько долго игрок раньше занимался футболом.

– На что обращаете внимание в первую очередь?

– Играть у нас могут только граждане России, поэтому первое, на что мы смотрим, – гражданство. Бывает, что нам пишут, например, граждане Грузии и других бывших республик СССР. В этом случае мы сразу отвечаем, что посмотреть ребенка не можем. Есть такая особенность у нашей страны. Второй момент – стаж. Сколько занимался футболом и возраст. Если мальчику еще нет 12 лет, и он мало занимался, это одно. Если мальчику 13-15 лет, а он тренировался всего год или два, для нас этого недостаточно. Опыт показывает, что нам таких ребят даже нет смысла смотреть. Все-таки стаж какой-то должен быть, он уже должен заниматься на серьезном уровне и что-то уметь.

– Наверное, встречаются и самородки...

– Ну, это единицы. Следующее – смотрим на амплуа и рост. Например, вратари все же должны быть достаточно высокими. У нас есть своя шкала оценки роста для каждого возраста.

– Из приславших анкеты многих приглашаете?

– Пригласить стараемся максимальное количество ребят. По возможности всех. Но нужно понимать и то, что интернат у нас для игроков от 12 лет и старше. В случае, если к нам приезжают ребята более младших возрастов, мы предупреждаем родителей, что проходить отбор имеет смысл только тем, кому есть где остановиться в Москве.

– Наверное, лишний раз показаться в престижной школе само по себе неплохо?

– Есть у нас ребята, которые в интернате не живут, но мы приглашаем их на турниры и сборы, выдаем экипировку и вообще следим. Все-таки маленьких детей не стоит выдергивать из дома в интернат, но бывает, что кого-то из них мы замечаем.

– Сами просмотры сложно организовывать?

– Самый сложный момент – сказать: «Извините, вы нам все-таки не подходите».

– Что такое «спортивные уикенды»?

– Спортивные уикенды мы проводим совместно с нашей коммерческой службой. Так что в этом, конечно, коммерческая составляющая есть. Но я скажу, что деньги за это родители платят не такие уж большие – 2000 рублей. Ребенок тренируется, обедает, смотрит футбол. Родители в это время могут бесплатно заниматься в фитнес-клубе. То есть приезжать на стадион можно всей семьей. А мальчик на два дня становится полноправным членом футбольной школы. Занятия проводят наши профессиональные тренеры, ребят смотрят селекционеры, я сам прихожу и смотрю. Пару ребят мы с этих уикендов приглашали тренироваться с нашими командами.

– То есть в этом есть польза и с точки зрения селекции?

– Плюс это будущие болельщики клуба. Они также идут на футбол, а привлечение новых зрителей тоже одна из наших задач.

– Чтобы школа считалась успешной, сколько игроков-профессионалов она должна выпускать? Есть ли какая-то планка?

– Один-два игрока ежегодно. Если из выпуска в 20 человек двое заиграют в главной команде – это будет просто великолепно. Но заиграть они, конечно, могут не только в «Локомотиве». Например, выпуск 92 года рождения – часть ребят играют в дубле, часть в «Локомотиве-2», кто-то еще сможет выстрелить. Конечно, если будет система соревнований U19, то для них будет больше возможностей плавно перейти во взрослый футбол. В 17 лет далеко не каждый к этому готов. И получается, что ребят мы теряем. Все должно быть плавно, как это сделано за рубежом. U17, U19, U21, U23… Клубные команды там строятся по принципам, близким к структуре сборных. У нас ребят кидают во взрослый футбол, когда их еще нужно обучать.

– На какие образцы вы стараетесь опираться в своей работе?

– Мы стараемся следовать лучшим практикам всего европейского футбола. Но никаких догм все же быть не должно. Например, мы решили, что тренеры будут работать с командами по три года, а сейчас смотрим, что пока у нас нет тренеров, которые специализируются на определенных возрастах. На Западе каждый специалист работает с командой только год или два. Но у нас к этому еще не готовы сами наставники. Поэтому мы начали с ротации каждые три года, но, возможно, если у кого-то будет здорово получаться работа с одной из команд, мы позволим ему продолжить ее тренировать.

С точки зрения философии, нам где-то близки принципы академии «Милана». То есть готовить профессиональных игроков и при этом выигрывать все, что только возможно. Всегда нужно настраивать команду на победу. Важно, какой ценой она достается. Я, например, спрашивал Филиппо Галли – директора школы «Милана»: «Почему вы говорите, что 4-3 лучше, чем 1-0, но при этом жалуетесь на нехватку молодых итальянских защитников и на то, что во всех клубах в обороне играют легионеры?». У них действительно даже в сборной с этим проблемы. Он мне ответил довольно уклончиво. На самом деле, у них где-то нарушен баланс. Мы говорим своим ребятам, что лучше выиграть 2-0 или даже 1-0, главное, чтобы в обороне тоже был порядок. Защитников нужно учить играть, так же как и нападающих. И, кстати, если обратите внимание, команды школы «Локомотива» очень мало пропускают в турнирах.

– Кто и как оценивает работу каждого тренера?

– Оценка выносится коллегиально. За командами следит и директор школы, и я как спортивный директор. Мы наблюдаем за учебно-тренировочным процессом, за тем, как тренер ведет себя в поездках – для чего сами выезжаем вместе с командами. Обращаем внимание на дисциплину в команде, на то, как тренер проводит теоретические занятия, как беседует с ребятами. Работа тренера оценивается не только по тому, как его футболисты смотрятся на поле. Он должен и в интернат к ним зайти, и в общеобразовательную школу, должен аккуратно вести учебную документацию: журнал, планы тренировок. Все планы я проверяю. Кроме того, тренер должен развиваться и расти, он не может из года в год делать одно и то же. Каждую неделю у нас проходят педсоветы, в которые входят организационная и учебная части. Каждый тренер должен отчитаться о прошедшей игре, какие-то моменты мы вместе разбираем на макете. Если ты выиграл, это еще не значит, что ты красавец.

Для нас главное, чтобы и содержание игры совпадало с результатом. Если тренер поставил всю команду на своей половине поля, при этом они били вперед и в конце концов какой-то гол забили, мы никогда не скажем ему: «Молодец! Ты выиграл матч!» У нас бывали случаи, когда после победы на разборе игры мы говорили тренерам, что такого футбола в следующий раз нам не нужно. Нужно, чтобы команда не только выигрывала, но и играла. Если команда побеждает, например, только за счет тактических схем – прогрессировать она не будет.



mob_info