Восемь ступеней йоги. Техника выполнения Шанмукхи Мудры предполагает такой алгоритм

Слово «мантра» давно стало расхожим в русской культуре. Его повсеместно употребляют, когда хотят указать на слово или предложение, старательно повторяемое с целью достижения какого-либо эффекта. Такое понимание феномена мантры довольно поверхностно, но по сути достаточно хорошо передает смысл этого явления. В этой статье мы рассмотрим мантры на санскрите.

Что же на самом деле представляют собой мантры? Почему они возникли и какими путями происходит их развитие и распространение в современном мире? Итак, в переводе с санскрита (древнейшего языка Индии) мантра означает «освобождение ума» (где «ман» – это «ум», а «тра» – «освобождение»).

Имеется в виду, что типичная мантра представляет собой некий звук или сочетание звуков, являющееся выражением Бесконечности, посему, правильно и точно произнесенное, оно способно даровать человеку радость освобождения его души.

Также мантра часто понимается как ведический или буддийский гимн. Если разыскать и изучить различные мантры на санскрите с переводом, то окажется, что все они созданы с филигранной точностью.

Каждый звук и даже намек на звук расценивается как особый символ, несущий глубоко религиозный смысл и нагрузку.

Вообще-то, строго говоря, мантра сродни магическому акту, поскольку, правильно произносимая, в правильных тональностях и с выдержкой необходимых вибраций, она способна творить чудеса.

Именно поэтому индусы постоянно настаивают на необходимости практикования произнесения мантр, ведь только путем упорной и колоссальной работы над звуками можно добиться совершенства.

Смысл и значение мантр

Европейскому уму тяжело воспринять истинное значение мантры, которое для жителя Востока является органично воспринимаемым и впитанным с молоком матери. Для нас же ближайшими понятиями являются такие феномены, как молитвы, заговоры, псалмы.

Однако между ними и истинной мантрой все же пролегает бездонная пропасть. В молитвенных обращениях к Богу важен смысл, внутренний посыл, в то время как мантры требуют не только наличия смысловой составляющей, но и 100% точности произнесения.

Мантра – это вибрация Вселенной. Она не может быть искажена или произнесена неверно, иначе потеряется весь ее сакральный смысл, и это будет лишь попыткой бесплодного сотрясения воздуха.

Учимся читать мантры на санскрите

На самом деле для того, кто задался целью читать мантры, совершенствуя свое понимание и осознание Абсолюта, стараясь постигнуть истину мироздания или просто стремясь к тем или иным благам (не будем забывать, что мантры существуют не только в качестве гимнов, но и как призвания любви, богатства, здоровья и т.д.), это будет сделать не так просто, так как большинство из них записано сложным санскритским письмом (такая система записи называется деванагари), которое не всегда легко освоить человеку с европейским или славянским складом ума.

Санскрит сложен большим количеством символов, разными обозначениями одних и тех же букв и символов, наличием диакритических знаков, особой долготой произнесения букв в тех или иных словах и еще рядом характерных особенностей. По этой причине написание мантр на санскрите становится для русского человека проблемой.

Впрочем, на сегодняшний день существует один из эффективных вариантов ее решения, именуемый международным алфавитом транслитерации санскрита (аббревиатура на английском – IAST). В рамках IAST санскритские буквы и слоги передаются латинскими буквами. Такой подход к чтению незнакомого языка позволяет предоставить людям, не являющимся его носителями, возможность фонетически точного воспроизведения слов и фраз.

Примеры мантр

Чтобы хорошо представлять, о чем идет речь, приведем несколько примеров. Например, знаменитая ведическая санскритская мантра под названием «Гаятри-мантра», записанная санскритским письмом (деванагари), будет выглядеть следующим образом:

Если же эту фразу записать при помощи международного алфавита транслитерации санскрита, то получится уже понятный глазу набор латинских букв:

Конечно, такой подход к процессу чтения мантр не дает возможности полностью избежать искажений, однако если учить санскрит нет никакого желания, а мантры читать хочется, то приходится ограничиваться такой системой написания-чтения священных ведических гимнов.

Разновидности мантр

Первоначально все мантры произошли из Индии, вернее – из священных ведических текстов, являющихся непревзойденными памятниками древнеиндийской литературы. Такие сборники мантр и священных текстов, как «Упанишады», «Самаведа», «Атхарваведа», «Ригведа», «Яджурведа», были написаны на древнейшем санскрите и содержали мудрость народа, заключенную в различного рода гимнах и песнях.

Впоследствии санскритские мантры распространились не только в индуизме, традиционной религии Индии, но и в буддизме (как помним, Будда Гаутама был принцем из рода Шакьев, следовательно, происходил из северной Индии), а также в джайнизме (древнейшей индийской религии, проповедующей максимальное ненанесение вреда всем существам, населяющим Землю).

Самая распространенная мантра, именуемая также звуком, из которого образовалась Вселенная, первозвуком, квинтэссенцией слова, – это мантра «ОМ» («АУМ»). Если следовать ведическим текстам, сила вибрации этого звука настолько велика, что все сущее возникло от этого звука.

Также он считается символом трех главных божеств индуизма – Бога Шивы, Бога Вишну, Бога Брахмы. И, конечно, в мантрах, прославляющих каждого из этих богов, такой звук присутствует. Редкая мантра вообще обходится без этого слова.

Главные мантры

Из всех индуистских мантр главными являются три, а именно: «Панчакшара-мантра», «Гаятри-мантра», «Махамритьюмджая-мантра».

«Гаятри-мантра », текст которой приводился выше, является старейшей из всех, она взята из «Ригведы», считается, что она дарует такие качества, как всеобщую мудрость, пробуждение сознания и даже просветление. Это типично женская мантра, которую можно сегодня услышать во всех уголках Индии.

«Махамритьюмджая-мантра » считается мантрой побеждающего смерть, она посвящена прославлению Трехглазого Бога Шивы, считается что постоянная работа со звуками, включенными в этот ведический гимн, дает сверхспособности вроде омоложения тела, остановки старения и в конечном итоге полного освобождения (в связи с этим она также относится к классу мокша-мантр).

Текст «Махамритьюмджая-мантры» следующий:

aum tryambaka? yajamahe sugandhi? pu??i-vardhanam

urvarukam iva bandhanan m?tyor muk?iya mam?tat.

«Панчакшара-мантра » – знаменитая пятислоговая мантра Бога Шивы, переводимая как «Поклонение Всеблагому Господу Шиве» и произносимая как «o? namah sivaya» («Ом Намах Шивайя»). Она ведет свое происхождение от «Кришна Яджур-веды» и является ключевым шиваистским гимном.

Буддийские мантры

Говоря о санскритских мантрах, нельзя обойти своим вниманием и те из них, которые попали в буддийское течение и трансформировались там в сугубо буддийские сочетания звуков. К слову, так произошло с мантрой первоначала «ОМ», применяемой в ряде буддийских практик (в частности, в медитации).

В индуизме каждый ее звук трактовался следующим образом:

  • А – создание
  • У – поддержание
  • М – разрушение.

В буддизме же три звука стали символами трех тел Будды. Также священный звук «ОМ» вошел в состав самой известной и действенной буддийской мантры «Ом Мани Падме Хум» (особенно характерной для тибетского буддизма). Это шестислоговое сакральное сочетание звуков способно спасать и освобождать всех живых существ от бесконечного вращения в колесе сансары.

Значение санскритских мантр

Санскритские мантры – носители древнейшей мудрости не только Индии, но и всего человечества. Ведь случаи, когда за счет упорной работы с этими текстами человек достигал не только полного освобождения, но и получал новые сиддхи – сверхспособности, которыми ранее не обладал, - не являются чем-то, из ряда вон выходящим, а считаются (особенно в представлении классического индуиста) само собой разумеющимся.

Когда практикуешь произнесение святых имен Господа или произносишь первозвуки, вибрация которых обладает недюжинной силой, рано или поздно это может принести великолепные и чудодейственные плоды.

Однако в индуизме и по сей день существуют не только мантры, имеющие своей целью глобальные результаты (вроде освобождения души от кармических последствий), но и так называемые мантры на каждый день, способные призывать в дом благополучие, материальный достаток, здоровье и так далее.

Мантры богатства

В частности, если хотят достичь богатства, читают мантры, обращенные к соответствующим божествам индуистского пантеона.

Например, читают гимны слоноголовому богу Ганеше или богине богатства Лакшми. Вот несколько таких мантр:

  • «Ом Гам Ганапатайе Намаха» (мантра Ганеши)
  • «Ом Хрим Шрим Лакшми Бйо Намаха» (мантра Лакшми)
  • «Мангалам Дишту Ме Махешвари» (мантра счастья и процветания).

языков, в которую входят все индийские, славянские и романо-германские языки. Санскрит иногда называют "восточной латынью".

Прямой перевод с санскрита слова "хатха" - "сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость". Слово "йога" переводится как "упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль".

Классическим определением йоги считается определение, которое дал в своей работе "Йога-даршана" древний мыслитель Патанджали. В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Слово "асана" переводится с санскрита как "поза, положение тела, форма".

Основные принципы безупречности представлены пятью принципами ямы - пятью ограничениями - и пятью принципами ниямы - пятью правилами.

Пять ограничений ямы

Пять ограничений ямы таковы:

  • ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;
  • сатья - отказ от лжи, в первую очередь - от самообмана;
  • астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
  • брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия;
  • апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.

Пять правил ниямы

Пять правил ниямы формулируются следующим образом:

  • шауча - соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;
  • сантоша -- спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
  • тапас - постоянная упорная тренировка;
  • свадхъяя - устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;
  • Ишвара-пранидхана - смирение и приятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.

Пища должна быть не обильной и простой. Продукты, используемые для приготовления пищи - свежими и, по возможности, максимально натуральными. Целесообразно избегать длительных и многочисленных кулинарных операций. Чем проще - тем лучше.

Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Йогическая тренировочная техника - язык этого общения.

Роль буквы в телесном языке хатха-йоги языке играет асана - отдельное положение тела, форма. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных - около полутысячи, из них базовых - порядка трехсот. Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан.

В роли слога в языке йогической тренировочной практики выступает упражнение или крийя. Слово "крийя" переводится с санскрита как "действие".

Простое упражнение или простая крийя - соединение одной асаны и промежуточных движений, посредством которых тело приводится в соответствующее этой асане положение, а затем из него выводится.

Два различных варианта крийи, по-разному составленной из одних и тех же асан, оказывают различное воздействие на энергетическую структуру и сознание практикующего. Поэтому в практике стараются использовать как можно больше разнообразных вариантов крий, по мере повышения уровня тренированности усложняя и развивая их структуру.

Словом в том языке, с помощью которого хатха-йогин общается с Бесконечностью в самом себе, является так называемая виньяса или связка. Слово "виньяса" переводится с санскрита как "порядок следования".

Виньяса - комплекс, составленный несколькими энергетически и логически гармонично взаимосвязанными крийями. Из одних и тех же крий может быть составлено как минимум несколько различных вариантов виньясы. Общее количество возможных виньяс значительно больше, чем общее количество возможных крий и общее количество асан. Две виньясы, по-разному составленные из одних и тех же крий, обладают различным воздействием на энергетическую структуру.

И, точно так же, как в случае с асанами и крийями, степень полноты тренирующего, развивающего и совершенствующего воздействия практики на энергетическую структуру зависит от количества, разнообразия и уровня сложности применяемых виньяс.

Витара - энергетически и логически целостный относительно короткий комплекс, составленный несколькими виньясами. С санскрита слово "витара" переводится как "стремящийся вперед". В "тренировочном языке" хатха-йоги витара выполняет роль предложения. Широко распространено английское название витары - "сет" - набор, комплект.

Обычно сет строят таким образом, чтобы он сам по себе представлял полноценную завершенную тренировочную программу. Выполнение большинства сетов занимает от десяти минут до одного часа. Поэтому сетовый тренинг - весьма удобный вид практики для тех, кто из-за высокой плотности рабочего графика не располагает большими промежутками свободного времени, которые могли бы быть выделены для тренировки.

В различных комбинациях с другими элементами одна и та же асана может выполняться многократно в течение одних и тех же суток. Одну и ту же крийю и, тем более, один и тот же сет повторять в течение одних и тех же суток нежелательно, чтобы повторно не накладывать на энергетическую структуру уже сформированный рисунок конфигурации.

Должен их придерживаться, потому что без них практика хатха-йоги и др. может принести проблемы. Не соблюдая эти принципы или считая их просто моральными заповедями, не имеющими отношения к практике, очень мало шансов на то, что садхана йоги будет целостной и те же асаны и пранаяма принесут положительные результаты в духовной жизни. Поэтому нужно придерживаться принципов Ямы-Ниямы и спрашивать постоянно Гуру об упадешах , связанных с ними. Так можно утвердиться в этих принципах и обрести сиддхи , которые упоминаются в Йога-сутрах.

Яма рассматриваются как пути врат ( -врата, сатья-врата, астея-врата и т.д.). Каждая может рассматриваться на разном уровне, например, ахимса – на уровне тела, на уровне речи (вачака-ахимса), на уровне ума (манасика-ахимса). Ахимса считается важнейшей из Ям. Манасика-ахимса означает, что для человека нет такого мышления, которое влияет деструктивно на него самого и окружающий мир. По сути, манасика-ахимса – это не просто моральные правила, а определенное восприятие и состояние сознания. То есть это способность жить в гармонии с миром, в резонансе с ним. Жить в гармонии с миром означает быть пустым, ничего на него не проецировать от своего эго, всегда быть готовым воспринимать все в этом мире таким, какое оно есть, а не так, как хочется нашему кармическому эго. Человек также может иметь о себе наносные представления и нарушать ахимсу в отношении самого себя. Не причинять вред себе и другим может только существо с очень чистым сознанием и гибким мировоззрением. Это мировоззрение не есть просто социальная мораль, как раз именно мораль может быть далека от ахимсы. Получается, что полную ахимсу человек способен реализовать в состоянии полного настоящего отречения от всех ограничений в самадхи .

Принципы-яма (нравственные правила)

  • Ахимса – ненасилие
  • – истина
  • Астея – неворовство
  • Брахмачарья – следование Богу
  • Кшама – прощение недостатков и вины других
  • Дхрити – терпение и стойкость во всяких обстоятельствах
  • Дайя – сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде
  • Арджава – честность или прямодушие
  • Митахара – умеренность в питании
  • Шауча – очищение тела и ума

Помимо общих правил Ямы и Ниямы , Гуру может назначить ученику особые враты.

«Йога-сутры» Патанджали
II.30 Яма (самоконтроль и сдержанность) включает в себя (ненасилие), (правдивость), астея (неприсвоение чужого), брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха (непринятие даров).
II.31 Эти пять обетов, не ограниченных положением человека, местом, временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам).
II.35 Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.
II.36 Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему.
II.37 Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности.
II.38 К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.
II.39 Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения.

Перевод с санскрита К. Свенссон

«Хатха-йога-прадипика»
I.16(б) Не совершать насилия, быть искренним и честным, не воровать, придерживаться воздержания в сексе (будучи погруженным в чистые состояния сознания), уметь прощать, уметь терпеть, уметь сострадать, быть смиренным, придерживаться умеренной диеты и соблюдать чистоту – вот десять правил поведения, выполнение которых способствует яме.

«Хатха Йога Прадипика» с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати

«Горакша-вачана-санграха»
78. Ненасилие, истинность, неприсвоение, следование к Богу, милосердие, честность, прощение, терпение, умеренность в пище, чистота – таковы десять принципов ямы.

«Сиддха-сиддханта-паддхати»
32. Восемь частей: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Яма – это спокойствие, контроль всех индрий, независимость от пищи, сна, холода, ветра и жары. Её следует практиковать постепенно.

Дхармы , закона Истины, являющегося условием бессмертия, тем самым он – хранитель бессмертия; позже, в послеведический период, – бог смерти; почитается как одно из божеств-хранителей мира. Считается хранителем южной стороны.

Шан в переводе с санскрита значит «шесть», а мукха - «рот». Шанмукхи - это имя божества войны с шестью головами, еще одним именем его является Картикея. Мудра переводится с санскрита как «печать».

Крия Шанмукхи Мудра еще именуется Паранмукхи Мудра (то есть взгляд внутрь себя) и Самбхави Мудра (Самбху - это одно из наименований Шивы, и слово Самбхави в названии предполагает потомка Шивы). Еще одним распространенным названием стало Йони Мудра, что переводится как чрево или источник. Такое название обоснованно, поскольку при выполнении асаны человек учится смотреть внутрь себя, видеть источник неиссякаемой энергии в себе и своего существа.

Техника выполнения Шанмукхи Мудры предполагает такой алгоритм:

Эта крия выполняется (в других асанах пользы от крии будет мало, но будет), примите эту асану выпрямите спину полностью, выровняйте положение головы и смотрите прямо;

Сведите ладони к лицу, поднимите локтевой сгиб параллельно уровню плеч и положите большие пальцы на слуховые перепонки, чтобы полностью заглушить звуки извне, которые могут отвлекать от выполнения асаны. Если при таком действии у вас появляются болевые ощущения, тогда рекомендуется положить пальцы на ушные козелки (небольшие уплотнения возле основания ушной раковины) и несильно прижмите их к ушной раковине, также заглушая звуки;

Закройте глаза и старайтесь смотреть в направлении вверх. Положите указательные и средние пальцы на глаза таким образом, чтобы пальцы в полной мере охватывали глазное яблоко. Однако не делайте сильный нажим на роговицу глаза. Средними пальцами тяните веки в направлении вниз, а указательными направляйте их верхние части наверх. Также выполняйте небольшое давление на оба уголка глаз;

Помните, что давить пальцами на глаза и уши нужно в равной мере;

Безымянные пальцы расположите на левой и правой ноздрях и с равным нажимом надавите. Таким образом можно сузить носовые проходы, в результате чего можно добиться размеренного, глубокого, равномерного и стабильного дыхания;

Расположите мизинцы на верхней губе, чтобы прочувствовать равномерные потоки воздуха при дыхании;

Включить все (замки - тазобедренный, диафрагменный, горловой);

При выполнении крии дышим брюшным дыханием или полным, если уже практикуете долгое время, так же рекомендуется делать задержки дыхания. Задержки дыхания лучше выполнять под руководством опытного инструктора.

Как правильно располагать руки и пальцы, смотрите на фото.

Противопоказания для выполнения Шанмукхи Мудры

В первую очередь это психологические проблемы, например, фобии (страх замкнутого пространства, страх темноты…). Этой крией лечат многие фобии, но они помогают только при правильном применение опытным инструктором, тогда как неправильное применение - могут сильно обострить психологические проблемы. Это как лекарства, многие лекарства работают при правильном дозировании, тогда как если выпить много, то можно навредить себе. Точно также происходит и во многих криях, мы рекомендуем делать задержки дыхания в данной крие под присмотром или после личных рекомендаций опытного инструктора, который вас хорошо знает.

Эффект от выполнения и польза

В результате того, что взгляд и все чувства обращаются внутрь самого себя, а дыхание становится стабильным и глубоким, достигается полноценное успокоение ума. Выполняющий асану человек получает такой положительный эффект Шанмукхи Мудры, как ощущение внутренней умиротворенности и гармонии. Можно услышать голос собственного Божественного Я, призывающего посмотреть внутрь и увидеть источник спокойствия и мира непосредственно в себе самом.

В результате действия эффекта Шанмукхи Мудры человек готовится взойти на пятую ступень йоги под названием пратьяхара, благодаря достижению которой мы полностью можем освободиться от преобладания чувств, находим силы отказаться от ненужных желаний.

После выполнения данной крии вы можете наблюдать такие необычные феномены:

· возникновение перед глазами световых вспышек, образов, картинок;

· чувство вибрации, покалывания, толчков внутри тела.

Так же эта крия способствует повышению энергетического уровня практикующего. Избавлению от многих психологических проблем.

В этой же крие идет проработка энергетических каналов (нади, меридианы), подробности можно узнать у своего инструктора по йоге, так как при такой практике много индивидуальных особенностей. Именно поэтому крии относятся к разделу Пранаяма.

Итак, Шанмукхи мудра является легким и эффективным методом успокоить и умиротворить свой ум, забыть о стрессовых эмоциях и восстановить силы после физических или психологических нагрузок. Если вы постоянно выполняете технику, вы можете заметить улучшение зрения и слуха, внутренней концентрации на приятных ощущениях. Подготовить сознание к продвинутым ступеням йоги.

Еще больше информации в бесплатном курсе по йоге «Основа Йоги»: yoga.сайт



mob_info