Во вьетнаме петушиные бои хотят признать видом искусства. Как вьетнамцы зарабатывают на петушиных боях

Петушиные бои зародились во Вьетнаме еще с древних времен. Для многих вьетнамцев – это не только развлечение, но и заработок, а для некоторых так вообще смысл жизни. Во Вьетнаме петушиные бои строго на строго запрещены, в основном они проводятся в глухих деревнях. Петушиные боевые арены строго законспирированы. Здесь не место обычному туристу, который прилетел на недельку другую. Узнать точную информацию о петушиных боях достаточно сложно. Некоторые вьетнамцы специально разводят таких боевых петухов и стоят они не дешево. Это вам не простой какой-нибудь “Петя” из курятника – это элитный боец, который приносит прибыль своему хозяину.

Не все вьетнамцы могут себе позволить купить боевого петуха, иногда сумма доходит до пятисот долларов, но можно купить бойца и за два миллиона донгов. Вырастить из обычного петуха чемпиона – это не легкая задача. Здесь самое главное питание, режим, усиленные тренировки. Есть у вьетнамцев и секретные методики по узкопрофильной тренировке, но они передаются только от отца к сыну. Такие семейные секреты, не продадут даже за миллионы донгов, так как – это в первую очередь честь и семейные традиции. Среди вьетнамцев ходит одна история об одном иностранце, который спас петуха. Как-то раз иностранец побывал на петушиных боях. Он очень был поражен этим жестоким зрелищем.

Петушиный бой длился не долго, один из петухов вышел победителем, а второй был проткнут шипами. Петух был практически мертв, но еще дышал. Молодой вьетнамец проигравшего петуха был очень зол и разочарован, что его питомец проиграл. Он просто взял и ушел, а бедная птица так и осталась лежать на земле истекая кровью. Народ очень быстро разошелся и никто не хотел убирать полумертвого петуха. В этот момент подошел иностранец и взял петуха на руки, еще минута и бедолагу бы разорвали в клочья бродячие собаки, но человек опередил диких псов и им ничего не оставалось, как только злобно облаять иностранца. Петух истекал кровью и иностранцу было очень жаль птицу. Было очень больно смотреть, как петух мучается. Петух посмотрел человеку в глаза, и было видно, как у птицы текут из глаз слезы. В этих глазах было не сложно прочитать: “Спаси меня!.. Я умираю…”. Иностранец решил во, чтобы то не стало спасти птице жизнь. Он побежал к своей машине, положил петуха на переднее сидение и нажал на газ. Он знал, что птице оставалось жить считанные минуты, ему было все равно, что весь салон будет перепачкан кровью. Он мчался на высокой скорости и искал медицинскую клинику. Остановившись возле небольшого медицинского госпиталя, он выскочил из машины, взял на руки окровавленного петуха и помчался, что было мочи к доктору. Иностранцу было все равно, что здесь лечат людей, он бежал и распихивал вьетнамцев, которые столпились в очереди. Люди не понимали, почему иностранец бежит как сумасшедший, да еще и с окровавленным петухом. Забежав в первый попавшийся кабинет, он положил петуха на стол и стал просить о помощи. Шокированный врач махал руками и просил выйти за дверь и просил забрать окровавленного петуха и лишь только деньги поменяли его решение. Иностранец положил на стол триста долларов и вышел за дверь. Возмущенные вьетнамцы еще долго орали на иностранца, за то, что тот перепачкал их кровью. Для них – это был обычный петух и ничего больше, а для иностранца эта птица значила нечто большее. Он молча стоял и ждал вердикта доктора. Через час вышел доктор и сказал, что петух будет жить, жизненно важные органы не задеты, но его состояние очень ослабленное, потому как птица потеряла много крови. На восстановление уйдет не один месяц. На следующий день весь город трубил, что иностранец спас петуха и за его жизнь заплатил триста долларов. Это был первый случай, когда птицу привезли в госпиталь, где лечат людей. Иностранец забрал к себе домой петуха и начал его выхаживать, больше трех месяцев ушло на восстановление. За это время петух очень сильно привязался к своему хозяину, он ревностно отгонял болонку, которая жила у иностранца дома. Петух ни на шаг не отходил от своего нового хозяина, всюду его сопровождал как охранник. Однажды он решил поехать со своим питомцем в ту деревню, где проводились петушиные бои. Местные жители с удивлением рассматривали петуха, который не отставал от своего хозяина. Петух был настолько окрепший и осмелевший, что даже клюнул двух бродячих собак, которые хотели на него напасть. В деревне как обычно проводились петушиные бои. На арене выступали чемпионы, которым не было равным. Многие зажиточные вьетнамцы приезжают сюда на чемпионский турнир из других провинций и ставки здесь очень высоки. Один из вьетнамцев предложил иностранцу, чтобы его питомец выступил, но тот категорически отказывался. Немного поразмышляв, иностранец все же решил, что его петух поучаствует в бою и задаст всем жару! Ставка была десять миллионов донгов. Бой прошел очень быстро! Петух иностранца, клюнул противника прямо в глаз и тот повалился на землю, а затем начал его топтать. Такого исхода события никто не ожидал! Петух был настолько агрессивный, что даже попытался клюнуть в голову одного вьетнамца, который орал, что его обманули и бой не честный. Больше петух иностранца в боях не учувствовал и стал живой легендой. Петух прожил у иностранца около десяти лет, потом не стало и хозяина.

Петушиные бои проводятся и по сей день. Петухов готовят к боям с самого детства. Кормят бойцов обычно неочищенным рисом, перемешанным с мелко порезанным мясом. Также у петухов специально укрепляют лапы, им вешают на лапки тяжелые гирьки, к которым со временем они привыкают. Чемпиона вырастить непросто, для этого потребуется очень много сил и времени. Для многих петушиные бои остаются забавой, ну, а кто-то на этом зарабатывает неплохие деньги.

Вьетнамская кухня

Популярные напитки во Вьетнаме

Вьетнам – цены в Нячанге на еду и алкоголь

Во Вьетнам на зимовку. Отзыв туриста

О том, что любимым развлечением граждан социалистического Вьетнама являются петушиные бои, я узнал еще в Москве - от вьетнамских торговцев, собирающихся в кафе «Красная река» неподалеку от Савеловского рынка.

Они же рассказали, что развлекаться подобным образом во Вьетнаме запрещено, потому что петушиные бои - не просто развлечение, а в первую очередь азартная игра, где выигрывают и проигрывают деньги, что с социалистическим образом жизни совершенно несовместимо. Что ж, всегда интереснее побывать на каком-либо запрещенном мероприятии, чем на разрешенном. Тем более, что у любого бывшего советского человека, как правило, большой личный опыт по части всякого рода «несовместимых» занятий. И я решил его употребить по приезде во Вьетнам.

Подтверждением тому, что петушиные бои властями, мягко говоря, не приветствуются, стало поведение вьетнамских товарищей, сопровождавших нашу маленькую журналистскую группу в поездке по стране. На расспросы о петушиных боях и просьбы сводить на них они вяло отвечали в том духе, что действительно сохранилось еще кое-где такое негативное явление, и даже соглашались помочь увидеть его, но вся их помощь оказывалась по существу вязким и по-восточному деликатным саботажем - в указанных местах о петушиных боях и слыхом не слыхивали и делали удивленные глаза. Пришлось предпринять собственное расследование и пойти прямо в народ.

В ходе длительных расспросов на рынках, в кафе, на стоянках такси выяснилось, что народ о петушиных боях знает. Но о том, где и когда они конкретно происходят, имеет весьма смутное понятие. Или просто не хочет говорить. В конце концов в одной из портовых пивных города Нячанга поиски увенчались успехом - мои безрезультатные приставания к посетителям заметил мужичок средних лет в прикиде «нового вьетнамца» (наиболее характерной деталью была массивная золотая цепь с медальоном в виде «плэйбоевского» кролика). Узнав, что мне нужно, он подозрительно спросил: «А коммунистам не заложишь?»

После моих (искренних) заверений в том, что ни в жисть не заложу и что коммунистов вообще на дух не переношу, было взято несколько бутылок пива, и разговор зашел непосредственно о петушиных боях. По ходу дела выяснилось, что отец моего нового знакомого пострадал как раз из-за петушиных боев - петухов конфисковали, а отца посадили. Допили пиво, и вьетнамец сказал: «Ладно, поехали, поищем». И оценил свои услуги в 25 долларов. Мы сели на его мотороллер и поехали искать.

Искали довольно долго - заезжали в какие-то мастерские, склады, дворы и закоулки, даже в массажные кабинеты, и везде мой «гид» вел с самыми разнообразными личностями таинственные переговоры. Объясняется все это тем, что места проведения петушиных боев постоянно меняются. Из соображений конспирации, естественно - информация о месте и времени действа передается заинтересованным лицам по цепочке через верных людей. Но все равно бывают проколы - власти, например, могут получить сведения, что у кого-то во дворе собралось много народа, и тогда появляется полиция.

В итоге мы приехали в небольшую деревушку километрах в пятнадцати от Нячанга. Мой мужичок подошел к группе мальчишек, пошушукался с ними, потом к какой-то бабульке, сидевшей на лавочке, опять пошушукался. Затем мы уже явно целенаправленно направились к массивным воротам, за которыми оказался большой двор, заполненный людьми (только мужчины и мальчишки, женскому полу на петушиных боях появляться заказано). Мне было велено подождать, после чего провожатый вступил в новый раунд переговоров, время от времени указывая на меня пальцем. Вернувшись, вьетнамец сообщил: «Я за тебя поручился, сказал, что ты - хороший человек».

Мы пробились к центру двора, где толпой был уже образован круг диаметром примерно в три метра. Здесь же стояло несколько корзин со знаменитыми петухами. Петухи, как мне объяснили, - специальной бойцовой породы. Покупают их еще птенцами - по 4-5 долларов за штуку. На бои начинают выставлять по достижении трех лет. Заканчивается же спортивная карьера бойца лет в восемь. Кормят неочищенным рисом, перемешанным с мелко порезанным мясом. Постоянно тренируют им ноги - привязывают груз. Бои происходят только весной - в брачный период. Взрослого петуха купить практически невозможно: очень дорого - до 500 долларов.

Именно поэтому почти никогда не допускают, чтобы поединок закончился гибелью кого-нибудь из бойцов - слишком накладно. На клювах у петухов специальные насадки, чтобы не повредили ни сами клювы, ни друг друга. Бой одной пары длится 10-15 минут и состоит из нескольких раундов по три-четыре минуты. В перерывах хозяева-«секунданты» массируют своих подопечных, прыскают на них водой, в общем, все очень похоже на спорт человечий. Как только один из петухов начинает сдавать - садиться на землю, забиваться в угол или убегать, бой сразу же прекращается, и «рефери» объявляет победителя. Смертельные бои случаются только в том случае, если игроки в крайней ажитации поднимут ставки до суммы, превышающей цену самого петуха. Но это бывает редко, хотя деньги во время боев (турнир обычно состоит из 15-20 поединков) проигрываются и выигрываются немалые - как мне рассказали, бывает, что проигрывают все вплоть до собственных жилищ. Правда, ставки делают люди, как правило, очень небедные - по крайней мере, по вьетнамским стандартам.

По моим наблюдениям, вьетнамцы - люди довольно спокойные, по-азиатски невозмутимые. Но во время петушиных боев они совершенно преображаются - подпрыгивают, размахивают руками, корчат совершенно невообразимые гримасы и издают даже не крики, а истошные вопли, в которых присутствует вся гамма чувств - от безудержной радости до столь же безудержного отчаяния.

Да, видно, вьетнамцы справедливо имеют репутацию самых азартных людей в Юго-Восточной Азии. Даже репрессивные меры коммунистических властей не помогают. Петушиные бои запрещены 15 лет назад, на первый раз нарушителю грозит конфискация петуха и выигрыша, попавшемуся во второй раз - до трех лет тюрьмы. Власти пытаются отучить своих азартных граждан от петушиных боев не только с помощью репрессий, но и с помощью всякого рода суррогатов. Например, в сельских районах под Хошимином проходят бои буйволов, где денежных ставок нет, буйвола-победителя съедают всем обществом, а его хозяину дают почетную грамоту. Есть еще бои аквариумных рыбок и соловьев - там ставки грошовые, и играются в эти игры в основном дети.

Но и почетные грамоты, и детские игры - весьма хилая замена петушиным боям, этой «корриде» по-вьетнамски, отдушине, вызову и народному наркотику.

Вьетнам-страна социализма. Поскольку социализм и петушиные бои, о которых я сегодня расскажу – вещи несовместимые, власти страны изо всех сил стараются “прикрыть лавочку”. Тому, кто попался с бойцовым петухом первый раз, грозит конфискация имущества (то есть петуха) и выигрыша. Если же засекли во второй раз – три года тюрьмы почти обеспечены.

1. Это только присказка, а сказка впереди ….

Жил в далеком горном селе на севере Вьетнама крестьянин по имени Нунг (русс.-бархат).
С утра до вечера пахал землю на террасах,так,как делали это раньше его отец и дед и прадед.

Ничего с тех пор не изменилось – все так же они жили в ветхом доме вместе с свиньями и курами, топили очаг дровами,варили варево для себя и домашней птицы. Пока однажды родственник Нунга дядя Дуонг (мужество), торгующий на рынке Баха мясом, не рассказал племяннику как можно легко подзаработать, не горбатясь за плугом.
Видел он,как на рынке мужики делали ставки на петушков и уходили потом домой не с пустыми руками,а груженые подарками и угощеньями для жены и детей.
В следующую субботу-базарный день- дядя Дуонг взял племянника с собой посмотреть,как все происходит …

3. Вернулся в деревню в тот день он поздно вечером,слегка обалдевший от новых для себя впечатлений, пьяный от самогонки и полный далеко идущих планов.Сегодня он открыл для себя что то, что возможно теперь изменит его жизнь и жизнь его семьи.
Захваченный всеобщим азартом,он даже сделал мизерную ставку и – выиграл!!!

С той поры прошло уже почти три года, и Нунг все так же продолжал пахать землю,чтобы прокормить семью,но появились у него и новые хлопоты.
Привезенный дядей Дуонгом после того памятного дня и подаренный ему бойцовский петушок был воистину золотой! Назвали его Куй (драгоценный) .
Купленный еще птенцом за 5 долларов, Куй теперь уже подрос и требовал постоянной заботы. Кормили его неочищенным рисом, перемешанным с мелко порезанным мясом. А еще были каждодневные тренировки,ведь у настоящего бойцовского петуха должны быть сильные ноги. Для этого к ногам Куя привязывали груз – так он с ним целый день и ходил по двору,удивляя своих безпородистых собратьев…

Несмотря на обильное питание и тщательный уход,петушок все как то не рос, был черным,как смоль и приземистым. Но Нунг верил,что дело не в размерах- в этих жилистых ногах таится дьявольская мощь,которая сокрушит любого соперника, а из под острых,как ножи, шпор еще посыплются россыпи золотых монет и драгоценных камней,как в том сне,который Нунг видит почти каждую ночь.

Наконец настал день первого для Куя поединка, сегодня он сразится с Мином (яркий) – довольно крупным петухом с рыжими перьями и купированным гребнем. Ему срезали гребень,когда не исполнилось еще и года, поскольку раны, нанесенные в это место, чреваты большой потерей крови.

4. Нунг демонстрирует публике своего питомца,рассказывая при этом какой он сильный и выносливый.
Толпа,видя такую уверенность хозяина петушка, одобрительно смеется и начинает делать на него ставки.

5. Хозяин Мина, опытный в том, что касается петушиных боев,крестьянин Трэй (устрица) ,обращает внимание на достоинства своего воспитанника. Мин выглядит явно более упитанным и ухоженным,чем соперник.

6. Постоянный игрок,делающий всегда самые большие ставки,уважаемый всеми Ван (облако), перед тем, как сделать выбор, оценивает каждого бойца наощупь-крепка ли шея,груба ли кожа, сильны ли ноги …

7. Он делает выбор в сторону Мина – более крупного, и уже зарекомендовавшего себя в боях,петуха.
С этого момента количество сторонников Мина начинает расти на глазах, за спиной у Вана возникает целая толпа одобряющих его и поддерживающих его выбор.

8. Несмотря на ироничные взгляды и обидные насмешки,доносящиеся из стана противника,Нунг уверен – сегодня победа будет за ним и его золотым петушком!

9. Последний оценивающий взгляд Вана выдает некоторую обеспокоенность и сомнение в том, правильно ли сделан выбор. Обычно уверенный в своей интуиции,сегодня он вдруг засомневался,что то ему подсказывает,что все может пойти не так … А ведь на кону не только немалая сумма денег, но и его репутация, как знатока.

10. Простым зевакам нет дела до этих терзаний, они сюда пришли просто поболеть, у них просто нечего ставить на кон, карманы их пусты.
Но вот уже подготовка окончена, ставки сделаны, соперники к бою готовы.
Толпа обступает поле брани со всех сторон, образуя круг диаметром не больше трех метров. Начали!!!

11. Бои происходят только весной – в брачный период. Сейчас все их петушиное существо подчинено бурлящим гормонам. Возможно каждый из участников получил перед началом боя еще порцию допинга – специальных препаратов, которые дают животным для повышения агрессивности.

12. Две обезумевшие от ярости птицы подпрыгивают вверх, взмахивая крыльями, издавая воинственные крики,пытаясь ударами сильных ног рассечь плоть соперника.
И далеко не все здесь решает вес!

13. Бой длится 10-15 минут и состоит из нескольких раундов по три-четыре минуты. В перерывах хозяева-«секунданты» массируют своих подопечных, прыскают на них водой, в общем, все очень похоже на спорт человечий.

Судя по первому раунду,у Мина сегодня отчаянный соперник. Несмотря на меньший вес,черная бестия Куй не только не сдается, но и постепенно начинает набирать очки!

15. Болельщики Куя ликуют! Нунг показывает пльцем в сторону посрамленного оппонента. Обидные прозвища “толстый”, “хряк” , адресованные слегка уже потрепанному петушку Мину, подзадоривают болельщиков с другой стороны и заставляют сделавших ставки задуматься о судьбе своих денег.

16. Кую тоже досталось, но есть еще порох в пороховницах и второй раунд покажет кто здесь чемпион!

17. Во втором раунде Куй явно лидировал. Он не давал сопернику времени очухаться и прийти в себя, гоняя его по маленькому пятачку, где негде укрыться от разящих когтей.

18. И он уже совсем не казался худым, нависая над противником в грозном па, атакуя его сверху -прямо в купированный хохолок.

19. Мин еще пытался оказать хоть какое то сопротивление, но все тщетно.

21. Под одобрительные возгласы болельщиков схватка прекращается и на поле боя остается только один победитель.

Снова выглядящий жалким и тщедушным, истерзанный, но одержавший свою первую победу Куй, важно расхаживает, чуть при этом прихрамывая …

22. Поверженный Мин отсиживается на руках у своего хозяина.
Ничего,его карьера еще не закончена. Откормится,залечит свои раны и может уже через неделю снова сразится с очередным противником и принесет своему хозяину прибыль.

Выращенный на рисе и мясе, вытренированный экземпляр может стоить порядка 500 долларов. Это очень большие деньги по меркам вьетнамцев, поэтому боев “до победного конца” в этой стране не проводится.
Наоборот, иногда на клювы бойцов надеваются специальные чехольчики, и бой сразу прекращается, если один из участников готов немедленно сдаться на милость победителя и убежать восвояси.

25. Поверженный противник не столько пострадал физически,сколько сломлен морально и в бой уже не рвется, предпочитая отсидеться на руках хозяина.

Финал у этой сказки – не сказки как всегда неожиданен и трагичен.
Пока я ходил по рынку и снимал все что ни попадя http://fotomm.livejournal.com/45936.html , видимо состоялся еще один поединок с участием Куя.

Окрыленный первым успехом, как это всегда бывает, Нунг переоценил бойцовские способности и выносливость своего любимца и поставил петушка на очередной бой с другим противником.
Когда я вернулся, то застал следующую картину.
Толпа уже разошлась, а недалеко от того пятачка,где проходили бои, стоял Нунг с не оправдавшим надежды кормильцем в корзине. Петушок был неподвижен- либо тяжело ранен, а скорее всего мертв, поскольку Нунг уже никуда не торопился, а горько сетовал на свою судьбу пожилой женщине.
В его глазах я увидел слезы …

26. Таким он мне и запомнился – сначала веселым,даже слегка буйным,полным надежд, а потом – уходящим по мокрой дороге от рынка, с согнутой спиной и с пластмассовой корзинкой, в которой лежал несостоявшийся “золотой петушок “…

До окончательного захвата Францией Вьетнама в 1884 году там существовало много различных стилей и школ боевых искусств. Традиционные виды вьетнамских единоборств объединяются термином «во», который включает в себя и кулачный бой, и борьбу, и работу с оружием, и дыхательную гимнастику.

Но практически все они складывались при преобладающем влиянии Китая.

Собственно для обозначения всего комплекса воинских искусств Вьетнама и был взят китайский термин «у» («боевой»), являющийся составной частью слова «ушу» («боевые искусства»). Во вьетнамском прочтении иероглиф «у» звучит как «во».

В древности программа физического воспитания аристократии и военачальников включала в себя такие виды состязаний, как скачки, стрельбу из лука, греблю, плавание, борьбу, кулачный бой, бой на палках, танец со щитом и мечом, игру в волан и в мяч (по типу современного баскетбола). Все это объединялось понятием «во».

Экзамены по во состояли не только из соревновательной программы, нужно было хорошо знать военное дело, а также продемонстрировать свои интеллектуальные качества, способности к самоконтролю. Выдерживал экзамен тот, кто хорошо знал литературу, показывал высокую боеготовность, был физически силен и красив. Таким образом, традиция во складывалась под влиянием конфуцианства.

Из народных вьетнамских боевых искусств можно выделить оригинальный стиль рукопашного боя ким ке («золотой петух»). Его создателем считается один из предводителей восстания тейшонов, произошедшего во Вьетнаме в 1773–1802 годах, Нгуен Лы. Этот стиль возник в результате наблюдений за петушиными боями, пользовавшимися большой популярностью среди вьетнамских крестьян. Техника и тактика ким ке скопированы с действий бойцовых петухов: часто используются прыжки с последующими ударами ногами, ложные выпады или притворные отступления, заходы к противнику сбоку .

Атаки головой в лицо, в грудь и в живот противника напоминают удары петуха клювом, а размашистые удары ребром ладони схожи с петушиными ударами крыльями. В ким ке предпочитают нырять под удар противника или уходить от него вращением вокруг своей оси, после чего следует немедленная контратака по ребрам, почкам или позвоночнику, удары в солнечное сплетение, висок или затылок. Основной ударной силой является не кулак, а пальцы, согнутые подобно петушиной лапе или собранные вместе, словно клюв. С их помощью поражают глаза, горло, виски или подмышки противника.

Ударные поверхности ступней ног – это пятки («шпоры») и пальцы («когти»), это обусловлено тем, что простолюдины сражались, как правило, босиком. Техника ног включает в себя удары коленями, подсечки, удары одной ногой с разворота и двумя ногами одновременно. Бойцы использовали даже зубы, с помощью которых им удавалось «выклевывать» куски тела противника, перекусывать ему горло или перегрызать сухожилия. Стиль ким ке сочетает мягкость и твердость, податливость и напор.

Двадцати школ боевых искусств Вьетнам

В XVIII–XX веках во Вьетнам активно проникали южные стили китайского ушу, сохранившие на новой почве и свой технический арсенал, и духовную основу. Так появилось около двадцати школ боевых искусств, китайских по духу, но с вьетнамскими названиями. Наибольшую известность приобрели ба хак (кит. байхэцюань – «стиль белого журавля»), зыонг ланг (кит. танланцюань – «стиль богомола»), хонг за куэн (кит. хунцзяцюань), винг чунг (кит. винчунь). Вьетнамские версии шаолиньских боевых искусств (шаолиньцюань) получили название «тхиеу лам». Выделим одну из них – тхиеу лам лям сон (шаолинь ланшаньцюань – «шаолиньский кулак лазурных гор»), так как российскими последователями этого стиля основана собственная школа в Санкт-Петербурге. В рамках тхиеу лам лям сон практикуются несколько стилей южно-китайского ушу, в том числе хунцзяцюань, лоханьцюань, юнчунь (винчунь).

Стиль Хан Бай

Создатель стиля Хан Бай в конце XIX века более двадцати лет изучал боевые искусства на юге Китая, и первоначально его школа носила имя основателя – ханбайцзя, пользуясь хорошей репутацией во Вьетнаме и входя в десятку сильнейших школ южных провинций Китая. Название «шаолиньский кулак лазурных гор» существует с 1946 года, оно было дано мастером Хоанг Ван Лыонгом, возглавлявшим тогда школу.

Лазурный цвет на ее гербе стал символом чистоты и возвышенности помыслов адептов стиля, ассоциировался с весной, возрождением и жизненностью. Гора в названии и на гербе несет в себе традиционную идею устойчивости, постоянства, крепости основания и устремленности к возвышенному. Техника тхиеу лам лям сон типична для школ Южного Шаолиня.

Она базируется на традиционной технике «пяти зверей» (дракона, змеи, тигра, леопарда и журавля); предпочтительным считается ведение боя на ближней дистанции, поэтому преобладают короткие, мощные удары кулаками, разнообразные удары локтями, предплечьями, плечами и корпусом.

Работа ногами выполняется в основном по нижнему уровню с использованием всевозможных зацепов и подсечек. Также для школы тхиеу лам лям сон характерна изощренная бросковая техника.

Внутренний раздел школы развивает медитативные навыки, специфические для ушу, стабилизирует правильное брюшное дыхание и позволяет ощущать местонахождение центра силы тела (даньтянь). В тхиеу лам лям сон используются такие виды оружия как копье, палка, мечи дао и цзянь, алебарда и некоторые другие; практикуется жесткий цигун (ингун) в комплексе ват кым люэн кхи («жесткая проводка дыхания»).

Все школы, в основу которых были положены различные стили китайского ушу, носили семейный характер, то есть закрытый или полузакрытый, были немногочисленными по составу. Для поступления в них было необходимо иметь благородное происхождение, рекомендацию от человека, которому доверял мастер-наставник, и выдержать суровые приемные испытания. Обучение носило ярко выраженный личностный характер, что соответствовало китайским принципам прямой передачи истинной традиции от учителя к ученику, взаимоотношения которых напоминали диалог отца с сыном.

В ХХ веке французские колонизаторы сочли, что боевые искусства не представляют никакой опасности для существования их режима, и с 30-х годов начался новый этап развития вьетнамских боевых искусств, получивших обобщенное название «во-Вьетнам».

Боевое искусство – вовинам-вьетводао

В 1938 году мастер Нгуен Лок основал универсальный стиль вьетнамских боевых искусств – вовинам-вьетводао. Его источниками стали заново переосмысленные старинные стили вьетнамского рукопашного боя, упоминавшиеся в трактате XVI века «Лин нам во кин», – это тайшон нян («феникс Западной горы»), до нханг («одноглазый»), са лонг чыонг («сила дракона песков») и хоанг лонг («огненный дракон»). Нгуен Лок поставил во главу угла духовное и физическое развитие человека через практику боевого искусства. В ближнем бою техника вовинам-вьетводао основана на ударах локтями, коленями и головой, широко используются подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции применяются удары кулаками, пальцами, стопами, а также «ножницы» (донг чан) – подбивы и захваты противника ногами на любом уровне от стоп до шеи, в том числе запрыгивание на шею противника.

Нгуен Лок отказался от традиций истинной передачи и преподавал свое искусство всем желающим, в том числе колонизаторам. Боевое искусство вышло за пределы закрытых семейных дворов и преподавалось на открытых площадках.

Техника заимствовалась из самых разнообразных стилей, в том числе японских дзю-дзюцу и дзюдо во время второй мировой войны в период японской оккупации Вьетнама.

Под влиянием новшеств Нгуен Лока другие мастера также стали создавать свои стили. Они брали какой-то один семейный стиль за основу и добавляли к нему всю ту технику из других стилей, какую считали нужным. Так появились новые школы: вовинам, ву дао, вьетвудао, тхан лонг, шон лонг куэн туат. В ряде провинций создавались региональные школы, такие как во Бин Динь (боевое искусство провинции Бин Динь), во Тхай Бинь (боевое искусство провинции Тхай Бинь) и другие.

Боевые искусства Вьетнама подразделяются на две большие категории: во туат (бой без оружия) и ководао (бой с оружием). Как правило, работа с оружием в рамках одного стиля изучается параллельно с техникой боя голыми руками.

Оружие во Вьетнаме

Оружие во Вьетнаме традиционно разделяется на ручное (ву кхи) и метательное (ам кхи). К ручному относятся: меч дао и ряд его разновидностей, парные крюки (сонг кау), меч кьем (аналог китайского цзянь), алебарда (тхан лонг дао), разновидности парных ножей, копье (тхыонг), короткий трезубец (дан бай), шест (бат), длинная палка (чыонг бонг), дубинка (бонг), грабли (буа као), лопата (бут чи), вилы (нья), топор (риу), многие разновидности бичей и цепов. Некоторые виды метательного оружия: арбалет (но), лук (кунг), «звезды» (пхи тин чам), иглы (пхи чам), металлические стрелки (пхи тьен), духовая трубка для выстреливания отравленных иголок (пхи дин чам).

Большинство видов вьетнамского оружия являются прямым заимствованием из Китая, но есть и специфические национальные виды. К таковым относятся тью сонг кон и вьетлонг гым. Первое – это одновременно используемые две короткие палки, скошенные по краям. Второе – вьетнамская сабля, отличие которой в том, что не существует одинаковых ее экземпляров: длина сабли равнялась длине руки владельца плюс толщине кулака, положенного на плечо; длина рукояти соответствовала максимально возможному расстоянию между кончиками среднего и большого пальцев руки.



mob_info