Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в доу. Консультация для воспитателей «Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях в детском саду

Данная статья содержит рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ по использованию музыкотерапии - методов и приемов работы с детьми по сохранению их эмоционального благополучия на музыкальных занятиях: использование психогимнастики, валеологических песенок, речевых коммуникативных игр, музицирования на детских музыкальных инструментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

На музыкальных занятиях в ДОУ

музыкальный руководитель

МДОУ «Песьянковский д/с «Солнышко»

Ясырева Надежда Ивановна

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность : Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях :

по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е.А.Алябьева «Коррекционные занятия», А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).


Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.


Результатами этой работы являются:

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!


Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.


В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.


Упражнение «Ладошки»
(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

Чудак
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.


При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Упражнения проводятся совместно с логопедом ДОУ, который помогает отобрать нужные упражнения для артикуляционной гимнастики и разучить их с детьми. При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду – игроритмические упражнения . Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их на музыкальных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в
/ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней
/(четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса –
гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает
/одновременно (восьмые).
/Дети подхватывают движения

Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают
Иду по лужам. / ладонями по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп - / Ритмично притопывают ногами.
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап - /Поднимают руки вверх и рит-
/ мично щелкают пальцами -
Мне зонтик нужен. с /одновременным движением рук сверху вниз.
Оп-оп-оп - /Скрещивают руки на груди и
Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.

Буль-буль-буль - /Выполняют ритмичную пру-
Упала шапка. / жинку.
Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове.
Кругом вода.
Да-да-да, / Ритмично кивают головой.
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!


Я использую в своей работе элементы игрового массажа . Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.


Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
/и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки - скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.


Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.


Кошка

Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами
/правой руки по левой руке.
С такими усами /показывают «длинные усы»
С такими глазами /показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой

Песочный домик

Вот песочница большая /разводят руки в стороны
С крышею в горошек /руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Я использую речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками. По методике К.Орфа в течении учебного года был проведен цикл тематических занятий «Звуки вокруг нас».

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)


Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. В нашем детском саду мы практикуем использование музыки во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.


Зайчата
(комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открывает, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!

Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос.

Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.


Светлана Синёва
Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ

"Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ"

Светлана Синёва

Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

1. Сообщение: "Актуальность использования данной методики на музыкальных занятиях в ДОУ и в рсботе с родителями".

2. Практическая часть:

Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!";

Дыхательная гимнастика "Ладошки";

Артикуляционная гимнастика "Снеговички и Сосульки";

Игровой массаж "Капуста";

Пальчиковая игра "Я хочу построить дом";

Речевая игра "Танец червяков";

Сказка-шумелка "Теремок";

Коммуникативная игра "Побежали, побежали";

Музыкотерапия "Тихо, тихо".

Актуальность использования данной методики.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.

Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?

Во-первых, по сравнению с детьми, которых мы воспитывали 10 лет назад, нынешние гиперактивные дети нуждаются в постоянном обновлении материала не только на музыкальных, но и на остальных занятиях. То, что они слышали на предыдущем занятии, для них уже не интересно, слушать музыку, положив руки на коленочки – это уж ооочень скучно, да и заучивание новых песен – совсем заунывное занятие. Стоит возникнуть одной лишь паре секунд заминке со стороны музыкального руководителя, как дети "встают на уши", и, кажется, что уже ничего их не угомонит. И вот тут-то приходит на помощь наша "волшебная" логоритмика. Совсем не обязательно повышать на детей голос и командовать, чтобы все встали в круг. Достаточно нажать кнопочку на музыкальном центре и… о, чудо! Дети услышали новую мелодию, увидели, что музыкальный руководитель приготовился выполнять какие-то незнакомые движения, и им сразу стало интересно на это посмотреть. Притихли… Смотрят… Улыбаются… Начинают повторять движения… Прислушиваются к тексту… А самое главное – берут пример с других. Ведь «дурной» пример заразителен, а товарищи, стоящие рядом, смотрят на взрослого и повторяют, значит и мне надо повторять…

А представьте себе летний период в детском саду… Ребятишки вышли на прогулку, каждый занялся своим "важным" делом, своей игрой. И вдруг воспитатель объявляет: "Дети, все идём на музыкальное занятие!" И вместо того, чтобы расстроиться от этого неожиданного объявления, оторванные от игры дети буквально облепляют музыкального руководителя и начинают спрашивать: "А мы сегодня будем бегать как сороконожка?", "А мы поиграем в «Охотников и зайцев?" "А сегодня медвежонок к нам придёт потанцевать?" Причём, эта заинтересованность никак не зависит от возраста детей. Летом, как известно, группы в садах смешанные, и всем детям одинаково интересно 15-25 минут "постоять на ушах" под музыку. И каждое музыкальное занятие превращается для детей в праздник. Ну а когда музыкант уходит в отпуск, воспитатель может воспользоваться данным материалом на прогулке или в группе. Причём, дети, уже усвоившие игровые упражнения, могут выполнять их самостоятельно.

Но это, как вы понимаете, не единственная причина использования данных технологий на музыкальных занятиях. Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:

валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению) ;

дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха) ;

артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата) ;

игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека) ;

пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма) ;

речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас) ;

сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества) ;

коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта) ;

музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание) .

Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. У вас сразу возникнет вопрос: "А стоит ли заниматься с детьми, у которых подобные нарушения отсутствуют или ещё не ясно, присутствуют ли, так как они очень малы?" Отвечаю: "Конечно, стоит!" Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.

Помимо всего вышесказанного, логоритмика может использоваться как интерактивная форма взаимодействия детского сада и родителей. Ведь не у всех родителей есть время и возможность посещать Центр раннего развития ребёнка. В этом случае целесообразно будет предложить им проводить занятия по логоритмике дома. Это можно сделать с помощью «Музыкального киоска», организованного в родительском уголке или в папке-передвижке. Записываем на диск комплекс упражнений в формате mp3 и предлагаем родителям скопировать его дома на свой компьютер. Вместе с диском необходимо предоставить брошюру с описанием движений на бумажном носителе. После того, как мама или папа скопирует диск, он возвращает его обратно в "Музыкальный киоск" для пользования другими родителями. Музыкальный материал нужно систематически обновлять, иначе детям просто надоест выполнять одни и те же упражнения.

Практическая часть

1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"

Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).

Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши).

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту).

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя "фонарики").

Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём (Трут ушки).

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны).

2. Дыхательная гимнастика.

Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.

"Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки всё сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.

3. Артикуляционная гимнастика.

Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.

"Снеговички и Сосульки"

Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).

"Ах, какие же вы толстячки!"

Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).

"Не такие уж мы толстячки!"

А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).

"О, да вы ещё и сердиты!"

Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).

"У-у-у! Мы действительно сердиты!"

Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).

"Разговаривать с вами не будем!"

А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.

"Мы играть с вами тоже не будем!"

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

4. Игровой массаж.

Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегают" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмут").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину).

5. Пальчиковая игра.

"Я хочу построить дом".

Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).

Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).

Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).

Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными

пальцами).

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая

большой мяч).

Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем

двигают вверх-вниз ("собачка лает").

Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).

Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).

Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).

Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).

Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).

Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,

покачать из стороны в сторону).

А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

правой).

6. Речевая игра.

Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

"Танец червяков"

Хоть у нас есть две руки, (Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх- вниз).

Две руки, две руки,

Мы совсем как червяки,

Совсем как червяки.

И у нас уже готов, (Соединяют руки в "замок" над головой,

Уж готов, уж готов выполняют наклоны в стороны).

Новый танец червяков,

Танец червяков.

Будем хвостиком вилять, (Шевелят обеими ладошками за спиной внизу,

Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.

Извиваться, приседать, + приседают).

Немножко приседать.

Ручки можем раскачать, (Машут руками вперёд-назад поочерёдно).

Раскачать, раскачать,

Ножкой можем помахать, (Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд).

Можем помахать.

Пальчиками поболтать, (Трясут обеими кистями рук перед собой).

Поболтать, поболтать,

Каблучками постучать, (Топают поочерёдно ногами).

Немножко постучать.

Носиками помотать, (Поворачивают голову влево, вправо).

Помотать, помотать,

Головами покивать, (Кивают головой).

Можем покивать.

7. Сказка-шумелка.

Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.

"Теремок"

Тук-тук-тук, молоток - (Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку).

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. ("Шуршунчик").

Медведь в теремке с самоваром сидит.

(Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Мышку в дом впускает, ("Шуршунчик").

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст бумаги).

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он в барабан застучал. (Стук в барабан).

Мышку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Зайца в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотку несёт. (Трещотка).

Зайку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Лисичку в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (Бубен).

Лису Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Волка в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц").

8. Коммуникативная игра.

Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

"Побежали, побежали"

Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочко").

И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки).

"Ссориться не смей!"

Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз).

Крепко обнялись, (Обнимаются).

Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

к следующему партнёру вправо по кругу).

И за руки взялись. (Берутся за руки).

Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

9. Музыкотерапия.

Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

"Тихо, тихо"

Тихо, тихо, будто в сказке,

Мы на коврике лежим.

Все закроем наши глазки,

И представим, что мы спим.

Сон нам снится, будто в море

Мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе

Волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем

Среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины,

Нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке.

Просыпаться нам пора.

Открываем свои глазки,

Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!",

Скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом

И помашем на прощанье.

Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

Атрибуты:

Фортепиано, молоточки, деревянный брусок, бумага, барабан, колокольчик, бубен, трещотка, шуршунчик, 2 чашки с водой, музыкальный центр.

Список литературы.

1. "Поиграем, потанцуем" Г. П. Федорова С-Пб, Издательство "Акцидент" 1997год.

2. "Логоритмика" О. А. Новиковская С-Пб "Корона принт" 2005год.

3. "Ритмическая пластика для дошкольников" А. И. Буренина С-Пб. 1994год.

4. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей" Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

5. М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду".

6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской. Волгоград, Издательство "Учитель" 2013 год.

Актуальность.

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого – нибудь вызовет возражение. Действительно, без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни, делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Поэтому проблема сохранения здоровья дошкольника и привитие им здорового образа жизни сегодня очень актуальна.
Цель: Сохранить и укрепить здоровье дошкольника, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

Дать детям первичные представления об органах дыхания.

Развивать и укреплять здоровье детей через систему дыхательных упражнений.

Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье – сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.

Она положительно влияет на:

Обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушение носового дыхания.

Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, которые влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей имеющих речевые нарушения.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности вдоха.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоится, справиться с волнением и раздражительностью. Занимаясь дыхательной гимнастикой на занятии следим, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках и ногах). Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе (ковшиком), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2 – 3 раза).

Приведем в качестве примера упражнения на формирование диафрагматического дыхания с использованием музыкотерапии.

Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой.

Упражнения для детей с нарушением носового дыхания под музыку:

Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа.

Стоя вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз.

Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз)

Вдох через нос, рот закрыт. На удлененном выдохе произнести звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).

ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

«БЕГЕМОТИК»

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«ЖУК».

«Жу-у-у – сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу».

«ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК».

Детям дается установка: « Чей паровозик дольше проедет?»

Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку муз. руководителя паровозик едет: «Чух-чух-чух» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик». У которого дольше хватило дыхания.

«ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Детям предлагается « надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала надуваем шар, затем со звуком «тс-с-с» - сдуваем, делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

«ИСПОЛНЕНИЕ СКОРОГОВОРКИ»

Егорка.

Она должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, на пригорке

Жили 33 Егорки,

Раз Егорка, два Егорка….

Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.

Несколько упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельности.

«САМОВАР».

Глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых..»

«ЧАЙНИК».

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых-пых-пых…»

«БОЛЬШОЙ ФИЛИН».

Глубоко вдохнуть и, выдыхая резко произнести «ух!».

«Маленький филин».

Глубоко вдохнуть, резко прерываясь. Выдыхать и произносить «ух-ух-ух-ух-ух..»

«ВОЛКИ».

Глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук «у-у-у». при этом как бы поднимая звук снизу вверх.

«ЭХО».

Глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести « тыкто-кто-кто-кто-кто..»

С каждым произношением слова «кто» голос дожжен становиться все тише и тише.

«ПЧЕЛА».

Вдохнуть и выдохнуть звук «ж-ж-ж-ж», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

«КОМАРЫ».

Вдохнуть и на выдохе, на высокой ноте, произнести звук «з-з-з», то усиливая звук, то ослабляя».

«КАЧАЕМ МАЛЫША».

Вдохнуть и на выдохе произносить «а-а-а-а-а..»Звук должен быть, как при укачивании малыша.

«СКРИПЯТ ДЕРЕВЬЯ».

На выдохе произносить звук «и-и-и..» Губы при этом растягиваются в улыбку.

С целью создания эмоционального настроения, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а так же активизации их внимания педагог может объединить подобные упражнения единым игровым сюжетом. Так, например, рассказ о « путешествии к бабушке» может быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса.

«У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ».

Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел:»пых-пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых..» (выдыхаем) Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!». В доме комары летают – «з-з-з-з». Но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять.

На улице тепло, пчелы вокруг летают – «ж-ж-ж-ж». Вкусно пахнет цветами… (вдыхаем запах цветов). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» А эхо нам ответит: « Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у». И решили пойти скорее домой. Дома бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную:»А-а-а-а-а».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Дыхательную гимнастику дети могут использовать не только в детском саду в течении всего дня, но и дома с родителями. Приведенные ниже упражнения научат вас и вашего ребенка дыхательной самозащите.

«Большой и маленький».

Стоя прямо. На выдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнести «ух», спрятать голову за коленями – показывая какой он маленький.

«ЛЕТЯТ ГУСИ».

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком 8-10 раз.

«АИСТ».

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш». Повторить 6-7 раз.

«ДРОВОСЕК».

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На выдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя руками « прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторить 6-8 раз.

«МЕЛЬНИЦА».

Встаньте ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускорятся, звуки становятся громче. Повторить 7-8 раз

«ЛЯГУШОНОК».

Расположите ноги вместе, Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторить 3-4 раза.

« В ЛЕСУ».

Представьте себе, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить 5-6 раз.

Используя современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме можно уберечь детей от межсезонных заболеваний. Надо помнить, что положительные результаты для оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.

ПУСТЬ БУДУТ ЗДОРОВЫ НАШИ ДЕТИ!


Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Дыхательная гимнастика

на музыкальных занятиях

Подготовила:

специалист по

реабилитационной работе

в социальной сфере

Осипова Ольга Сергеевна

Омск - 2017

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще.

Поэтому основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

    укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);

    формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох);

    тренировать силу вдоха и выдоха;

    развивать продолжительный выдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом деятельности. На музыкальных занятиях используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть - под музыку. При разучивании упражнения специалист вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

    положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

    способствует восстановлению центральной нервной системы;

    улучшает дренажную функцию бронхов;

    восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

    исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

На музыкальных занятиях наряду с разработками Б. Толкачева и К. Бутейко возможно использование несложных упражнений А. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова - оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные п р а в и л а:

    Вдох - громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).

    Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

    Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).

В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

(по А. Н. Стрельниковой)

Упражнения основного комплекса

    «Ладошки».

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох - пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.

    «Погончики».

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса - выдох уходит пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Насос» («Накачиваем шины»).

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счет «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые.

«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спила не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

    «Кошка» (приседание с поворотом).

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет... (кошка).

Г. Цуканова

Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) - вдох!

Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку».

На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева - с шумным и коротким вдохом через нос.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки - «Соедини локти!»).

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!

Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Эго норма для ребенка 3-6 лет.

    «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»).

Наклонилась неваляшка,

Но упасть - не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям - вдох! (как в упражнении «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко кланяться, кисти рук не должны доходить до колен.

Получается так: руки к коленям - вдох «с пола», руки к плечам - вдох «с потолка».

Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.

    «Повороты головы» («Вправо-влево»).

Ёжик по лесу гулял

И цветочки собрал.

Справа - белая ромашка,

Слева - розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо - вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево - тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Упражнение можно делать сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Ушки» («Ай-ай», или «Китайский болванчик»).

Проказник мишка

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу - вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу - тоже вдох! О выдохе но думать, он уходит в промежутке между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Маятник головой» («Малый маятник»).

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) - вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) - вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Перекаты» (сначала с правой, затем с левой ноги).

Мы умеем танцевать,

Носом правильно вдыхать.

А теперь учиться будем

Перекаты выполнять!

Дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая - сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела посередине, руки висят вдоль туловища.

Из исходного положения перенести тяжесть тела на переднюю ногу. На счет «раз» делаем «пружинку». После этого передняя нога в той же позе тела выпрямляется в колене - выдох уходит пассивно. Плавно, не останавливаясь, переносим тяжесть тела на заднюю ногу.

На счет «два» делаем «пружинку». Одновременно передняя нога, не сгибаясь, привстает на носочек (на нее не опираться) - вдох! Сразу же после приседания задняя нога выпрямляется. Выдох пассивен. И сразу же опять переносим тяжесть тела на выпрямленную переднюю ногу.

Норма: 4 раза по 4 движения вдоха, не меняя положения ног. Затем все упражнение повторяется с другим положением ног.

    «Шаги».

Передний шаг или «Рок-н-ролл».

Праздник в детский сад пришел –

Все танцуют «Рок-н-ролл»!

Исходное положение, как в упражнении «Ладошки». На счет «раз» подняли согнутую в колене правую ногу, носок ступни «смотрит» в пол, на левой ноге слегка присели - вдох! Опустили правую ногу на пол; левая нога в этот момент тоже выпрямилась в колене - выдох. То же с левой ноги.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Задний шаг

На счет «раз» слега присели на левой ноге, правую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы «хлопнули» себя правой пяткой по ягодице - вдох! Сразу после этого обе ноги выпрямились (заняли и. п.) - выдох!

«Два» - слегка присели на правой ноге, левую согнутую ногу отвели назад и «хлопнули» левой пяткой - вдох!

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Слайд -1
Подготовила: Черняк Е.Е., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №17»
Слайд -2
Цель: профилактика здорового образа жизни.
Задачи:
- изучить систему дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.;
- обогатить детей знаниями о лечебном дыхании;
- использовать упражнения дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях.
Слайд-3
Дыхание является важнейшей функцией организма. С дыхания начинается жизнь человека: врачи-акушеры знают, как важен первый своевременный вдох новорожденного.
Правильное дыхание обеспечивает благоприятную работу всех органов и систем организма. По параметрам дыхания диагностируют его работоспособность и функциональные возможности. По остановке дыхания констатируют уход человека из жизни. Дыхательная система напрямую связана с остальными функциональными системами, и от ее состояния зависит здоровье человека.

Еще на Древнем Востоке создатели различных гимнастических систем (йоги, ушу и др.) придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что, кроме кислородного питания, с помощью дыхания происходит и энергетическое обогащение организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
В своей работе с детьми я использую некоторые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой Александры Николаевны, которая обладает высоким оздоровительным потенциалом.
Это – единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Многочисленными научными исследованиями установлен широкий диапазон воздействия средств ритмической гимнастики на психические процессы и функциональное состояние организма ребенка. Общим компонентом при выполнении упражнений как ритмической, так и дыхательной гимнастики является ритм.
Гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11 упражнений.
Слайд - 4
В работе с детьми я использую 5 упражнений, которые им наиболее доступны и интересны:
- «Ладошки»
- «Погончики»
- «Насос»
- «Кошка»
- «Обними плечи».
Слайд - 5
А теперь немного практики. Предлагаю всем немного подышать……
(с аудиторией проводятся дыхательные упражнения с целью запоминания и профилактического оздоровительного эффекта, снятия напряжении и т.д.)
Слайд - 6
Вывод:
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребёнка комплексное лечебное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
План работы использования приёмов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой на музыкальных занятиях 2011 - 2012 учебный год
Цель: профилактика и стимулирование здоровья детей. младшая средняя старшая подготовительная «Ладошки»
Упражнение проводится перед исполнением песен «Ладошки» «Погончики»
Упражнение проводится перед исполнением песен
«Ладошки» «Погончики» «Насос»
Упражнение проводится по усмотрению педагога в любой момент занятия «Ладошки» «Погончики» «Насос» «Кошка» «Обними плечи»
Упражнение проводится по усмотрению педагога в любой момент занятия
Слайд – 7.
Результаты работы:
Слайд - 8
План работы
дыхательной гимнастики
А. Н. Стрельниковой на 2013 – 2014 учебный год
ети
Педагоги
(сотрудники) Родители

Освоить 5 дыхательных упражнений:

- «Ладошки»
- «Погончики»
- «Насос»
- «Кошка»
- «Обними плечи»

Упражнение проводится
по усмотрению педагога в любой момент занятия
Освоить 11 дыхательных упражнений.

Упражнение проводится во время тихого часа (7-10 минут 2-3 раза в неделю
1. Консультации.
2. Демонстрация на собрании.
3. Материал для пополнения уголков.

Заключение:

Знаменитый хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Загорянская –Фельдман писала: «Более 30 лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым».

Примечание:

Дыхательную гимнастику Стрельниковой можно найти в интернете (её ученик Щетинин очень доступно показывает все упражнения), изучить и применить на практике дома с семьёй, на работе с коллегами, на занятиях в детском саду. Применяйте и получите колоссальное удовольствие от жизни!



mob_info