Техника выполнения кувырков и перекатов в паркуре. Метод программированного обучения

Кувырки являются одной из основ спортивной гимнастики и акробатики. Обычно эти элементы разучиваются еще в школе на уроках физкультуры. Если вы забыли, как правильно делать кувырок назад, мы поможем вспомнить технику выполнения этого базового элемента.

Подготовка к выполнению кувырка

Кувырок – это упражнение, во время которого производится переворот туловища через голову на горизонтальной поверхности. Для правильного исполнения этого элемента нужно усвоить несколько аспектов, которые помогут сделать его правильно и безопасно.

Отвечая на вопрос, как научиться делать кувырок назад, нужно акцентировать на группировке тела. Сгруппироваться означает максимально плотно подобрать колени к груди, округлить позвоночник и согнуть голову вперед. Для подготовки к такому положению нужно сделать несколько разминочных упражнений для шеи и спины – растянуть шейные позвонки и сделать несколько наклонов вперед и назад.

Как правильно научиться делать кувырок через голову?

Существует несколько видов группировки тела – сидя, лежа на спине и в положении полуприсев. До того как научиться делать кувырок, надо в первую очередь отработать способы группировки. Легкость выполнения упражнения зависит от двух факторов – группировки тела и скорости толчка в процессе выполнения.

Выполнять упражнение нужно на мате. Исходное положение – упор присев на край мата. Само упражнение можно разбить на несколько этапов:

  1. Группировка тела – спину округлить, подбородок плотно прижать к груди, руками обхватить голени ног.
  2. Толчок и перекат – необходимо интенсивно, но не резко оттолкнуться ногами от пола и перекатиться на спину. Если одними ногами оттолкнуться не получается, то можно помочь себе руками, упершись ими в пол.
  3. Переворот – в процессе переката на спине ноги нужно разомкнуть, вытянуть и закинуть за голову. Руками можно помогать туловищу, для чего ладонями необходимо упираться в пол.

Новичкам на первых порах сложно правильно выйти из кувырка, ведь здесь нужна техника выпрямления ног и восстановления опоры. Но уже после нескольких

Большой интерес представляет метод программированного обучения школьников. Для этого учитель предварительно разрабатывает обучающую программу, которая предусматривает проверку готовности учащихся к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п., а также серию учебных заданий и определение порядка перехода к следующему заданию. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, предусматривающие разделение учебного материала на части, или серии.

Обучение по алгоритму

Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, и каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладев первой серией, учащиеся могут переходить ко второй и последующим под контролем учителя или самоконтролем.
Первая серия учебных заданий включает упражнения для развития физических качеств, от которых больше всего зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.
Вторая серия включает упражнения на основе исходных и конечных положений, которые используются в изучаемых двигательных действиях.
Третья серия предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих техническую основу изучаемого упражнения.
Четвертую серию составляют задания, связанные с приобретением умения оценивать свои действия в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий.
Пятая серия учебных заданий – подводящие упражнения или часть изучаемого двигательного действия.
Только после этого изучаются движения в целом.
Можно привести примеры нескольких программ организации уроков по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» с использованием метода программированного обучения.

Обучающие программы уроков гимнастики

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2) ; сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4) ; выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6) .

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять плотную группировку.
2. Выполнять перекат в группировке.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1) ; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3) ; разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5) .

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Учащийся должен уметь :

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Лазание по канату с помощью ног

Техника выполнения. В висе на согнутых руках (кадр 1) согнуть ноги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наружная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени другой (правой или левой) плотно прижимались к канату (кадр 2) . Разгибая ноги, подтянуться еще выше и, сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватиться руками выше так, чтобы остаться в висе на согнутых руках (кадр 3) . Далее при поднимании вверх все действия повторяются, а при опускании вниз чередуются в обратном порядке.

При освоении лазания на согнутых руках учащийся должен знать следующие правила:

1. Начинать лазание надо из виса на согнутых руках.
2. Захватить канат ногами нужно так, чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять простой вис и вис на согнутых руках в течение 5–6 сек. на гимнастической стенке.
2. Поднимать согнутые ноги в висе (6–8 раз).

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые вращения головой

Выполняются вперед, назад, влево и вправо с максимальной амплитудой

2. Пружинящие приседания

Приседать на всей стопе, ноги врозь

Из упора присев – руки вперед. Сгибание рук с наклоном головы вперед и возвращение в и.п.

3. Вращение кистей

Упор присев

Ноги поставить на ширине стопы, руки впереди на 20–25 см. Тяжесть тела быстро перенести на руки

Из о.с. принять и.п. в медленном, среднем и быстром темпе с фиксацией положения в течение 2 сек.

Из положения лежа на спине, согнувшись с опорой руками за плечами, – перекат вперед в группировке

III и IV серии

(III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение; IV серия – упражнения, направленные на приобретение умения оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий и управлять ими).

Выполняются в среднем темпе с сохранением плотной группировки

Из упора присев – перекат назад и возвращение в и.п.

1. Кувырок в сед

V серия – подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Выполняются с прямыми ногами из упора стоя, ноги врозь; при выполнении нельзя касаться головой мата

2. Кувырок вперед в сед в группировке, затем в упор присев

Выполнять из того же и.п., что и предыдущее упражнение с группировкой. Голову наклонить

3. Кувырок вперед с покачиванием

Выполнять из упора присев; переставить руки вперед, разгибая ноги, подать плечи вперед за линию рук и вернуться в и.п. После 2–3 повторений выполнить кувырок

4. Из упора присев – кувырок вперед

Из упора присев, ноги на ширине стопы, переставляя руки и выпрямляя ноги в коленях, выполнить кувырок вперед

Из о.с. – кувырок вперед, затем вернуться в и.п.

Два кувырка вперед

Выполнять без остановки

Кувырки вперед в быстром темпе

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые движения

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад.

Выполняются вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера

2. Вращение кистями

Выполнять, сцепив пальцы рук

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на второй – третьей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке

Выполнять в прямом положении, локти прижаты к туловищу

Выполнять в быстром темпе.

Упор присев

II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений.

Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки

Из о.с. быстро и правильно принять и.п.

Перекат назад в группировке

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п.

Из упора присев – перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев

То же, что в III серии

IV серия – упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими.

То же, что в III серии, в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки

Из о.с. – упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев

1. Опора руками за плечами

V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой.
То же – лежа на спине

2. Перекат назад в группировке и опора руками

Выполнить группировку из положения седа, ноги на ширине стопы. Перекат назад, опереться руками за плечами; возвратиться в и.п.
То же – из упора присев

3. Кувырок назад по наклонной плоскости

Из положения седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад

4. То же – в обычных условиях с помощью партнера

Из положения седа выполнить с помощью партнера кувырок назад (партнер при этом стоит сбоку и приподнимает одной рукой плечо выполняющего упражнение) в упор присев, встать

Из о.с. – упор присев (и.п.), кувырок назад, встать в о.с.

1. Два кувырка назад с паузой

VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Из упора присев выполнить кувырок назад, встать. Пауза 2 сек. Выполнить упор присев и кувырок назад

2. Два кувырка назад

Из упора присев выполнить два кувырка назад в упор присев с группировкой, колени врозь; после первого кувырка паузы не делать

Выполнить два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять на месте 2–3 сек.

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Из виса на согнутых руках перейти в вис

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для лазания на согнутых руках.

Выполняются медленно с разгибанием рук за 5–6 сек.

Выполнить 2–3 раза

2. Вис на согнутых руках

Удерживать положение в течение 4–5 сек.

Выполнить 2 раза

3. Поднимание согнутых ног в висе

Выполнять на гимнастической стенке. Ноги поднимать как можно выше и опустить в и.п.

Повторить 8–10 раз

4. Из виса сидя, ноги врозь, перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук – в вис стоя

Выполнять на канате

Повторить 2–3 раза

1. Прыжком принять вис на согнутых руках

II серия - упражнения на освоение исходных и конечных положений.

Выполнять на канате и удерживаться в положении виса в течение 4–5 сек.

Повторить 2–3 раза

2. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната

При правильном захвате палку нужно удерживать в вертикальном положении без помощи рук

3. Захват каната ногами

Выполнять, сидя на гимнастической скамейке

Выполнить 2 раза

4. Из виса на согнутых руках – захват каната ногами

Удерживать положение в течение 5–6 сек.

Выполнить 2 раза

Из виса на согнутых руках захватить канат согнутыми ногами и, разгибая ноги, сделать перехват руками

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы лазания, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Выполнить одно движение вверх и вернуться в и.п.

Повторить 2–3 раза

1. То же, что упражнение 1 III серии, но, сгибая ноги, захватить ими канат выше и вернуться в и.п.

IV и V серии – упражнения, направленные на приобретение умения управлять своими движениями, и подводящие упражнения

Повторить 2–3 раза

2. Выполнить 2–3 перехвата руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

3. Выполнить 4–5 перехватов руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

Лазание по канату на заданное расстояние

VI серия – упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Мальчики выполняют лазание на расстояние до 2,5 м, девочки – до 2 м

Выполнять самостоятельно

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры (спиной и ногами) и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад. Кувырки вперед могут осуществляться и с полетом после толчка ногами.

Эти упражнения необходимы для тренировки вестибулярного аппарата, развития ловкости, ориентировки в пространстве, с целью самостраховки при падениях.

Кувырок вперед из упора присев в группировке. Упражнение выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди ступней на полшага, слегка разогнув ноги, начать толчок. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, перекатиться вперед через голову в положении плотной группировки, коснувшись пола сначала затылком, затем шеей, лопатками, спиной и тазом. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, встать (рис. 10).

Основные элементы техники:

1) толчок ногами в заданном направлении и достаточной силы, обеспечивающий поступательное и вращательное движение;

2) группировка, помогающая быстрому переворачиванию и переходу занимающегося в конечное положение.

Правильная группировка помогает быстрее овладеть техникой кувырка. При изучении группировки из различных исходных положений учащиеся получают предварительное представление о разнообразных положениях тела при кувырке. Это позволит перейти непосредственно к подводящим упражнениям.

Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку вперед:

1) в упоре присев сгибание рук и наклоны головы до касания затылком пола;

2) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;

3) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.

Овладев подводящими упражнениями, переходят к изучению кувырка вперед из упора присев с опорой руками впереди ног на расстоянии полшага (такое исходное положение способствует правильному выполнению толчка ногами).

При обучении кувырку вперед могут встречаться основные и второстепенные ошибки.

Основные ошибки:

1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина - слабый толчок ногами или его отсутствие;

2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате - удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;

3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;

4) неправильная группировка: а) слишком поздняя - захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная - недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;

5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого - потеря равновесия назад;

6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).

Второстепенные ошибки:

1) неправильное положение кистей при опоре (пальцы развернуты кнаружи или внутрь);

2) кисти расположены не на ширине плеч (слишком узко или широко) или не на одной линии (одна кисть впереди другой);

3) неправильный захват голеней при группировке (за голеностопные суставы или за колени).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.

При выполнении кувырка вперед нужно делать толчок ногами, что содействует движению вперед до полного вращения и дает возможность встать на ноги.

Часто при изучении кувырка вперед учащиеся ставят руки близко, как при упоре присев. В таком положении голова оказывается впереди рук, а при выполнении кувырка вес тела приходится на голову.

При опускании на лопатки затылок должен касаться пола на линии кистей. Такое положение рук очень важно при быстром выполнении кувырка, в противном случае не исключена возможность удара головой о пол.

Для того чтобы избежать получения травмы, в момент переворота через голову необходимо уметь контролировать свое тело в упоре на руках и переносить его (центр массы тела) через точку опоры (руки). Исходя из этого, предлагается определенная последовательность этапов обучения кувырку вперед.

ВНИМАНИЕ! После общей разминки перед разучиванием кувырка вперед необходимо выполнить несколько специальных упражнений для мышц шеи и спины: наклоны головы (вперед, в сторону); повороты головы; вращения головой; исходное положение - руки за головой, надавливая на затылок, максимально наклонить голову вперед; исходное положение - то же, полуприсед с касанием лбом коленей.

На начальном этапе обучения необходимо дать учащимся представление о кувырке вперед. Они должны познакомиться с гимнастической терминологией (группировка, упор присев, упор стоя согнувшись, перекаты и т. д.).

На этом этапе большое значение имеет метод показа и объяснения. Показ упражнения должен быть безошибочным. Учитель обращает внимание учащихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время его выполнения они знали, на что нужно обратить внимание. Обучающийся должен знать, что:

  1. выполняя толчок ногами, необходимо полностью их выпрямить;
  2. подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь;
  3. переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней.

Обычно упражнение делят на несколько составных частей, к каждой из которых подбирают подготовительные (позволяющие развить необходимые мышечные группы) и подводящие (максимально доступные, позволяющие ознакомиться со структурой изучаемого упражнения) упражнения. Отрабатывается каждая из частей, а затем отдельные части соединяются в единое целое.

На этапе углубленного обучения целесообразно разделить упражнение на две части: 1) переворот через голову; 2) перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине. Начать изучение следует с более легкой второй части (перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине), параллельно отрабатывая отдельные элементы кувырка вперед.

Последовательность обучения:

1. Перекаты в группировке лежа на спине.

2. Перекаты из положения группировки сидя на краю мата . В положении группировки сидя на краю гимнастического мата (рис. 11), ноги максимально согнуты (стопы несколько разведены), кисти захватывают ноги за голени ниже колен и притягивают их к плечам, локти прижаты к туловищу, левая рука захватывает только левую ногу, правая рука - правую, колени слегка разведены, голова максимально наклонена вперед и находится между коленей. Это необходимо, чтобы придать туловищу более «округлое» положение и избежать удара лицом о свои колени во время выполнения кувырка.

При перекате назад следует слегка отвести плечи назад (ослабить группировку), а в момент касания лопатками пола опять плотно сжать группировку. Для переката вперед нужно слегка разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах и потянуться пятками вперед-вверх. Как только тело начало перекатываться на спину, резко прижать к туловищу ноги, стараясь коснуться пятками пола.

3. Перекаты в группировке из положения упора присев : присед колени вместе, опора руками на ширине плеч на уровне коленей, плечи над кистями, голова прямо, смотреть перед собой.

Перекаты в группировке из положения упора присев могут выполнять на:

а) полу (облегченный вариант, при котором разный уровень опоры позволяет учащимся легче выполнить заключительную часть переката). Исходное положение - упор присев на полу, пятки слегка касаются края мата, перекат на спину; перекат в упор присев на полу;

б) гимнастическом мате.

Во время выполнения перекатов важно обращать внимание учащихся на необходимость постоянно контролировать скорость переката на лопатки и не допускать случайного переворачивания через голову.

После того как учащиеся овладеют выполнением заключительной части кувырка, можно переходить к изучению первой, наиболее травмоопасной, части - перевороту через голову.

4. Обучение перевороту через голову . Учителю необходимо разъяснить учащимся, что:

а) кувырок выполняется с обязательной опорой на руки; голова может касаться опоры затылком, но не опираться на нее;

б) для того чтобы перевернуться через голову, нужно перенести тело (центр массы тела) через точку опоры.

Исходя из этого учащиеся должны научиться удерживать свое тело на согнутых руках и перемещать его через точку опоры.

Первое, что необходимо прочувствовать учащимся, - движение спины за счет разгибания ног. Для этого выполняют следующее подводящее упражнение: начинать движение с разгибания ног из упора присев в упор стоя согнувшись, перенести массу тела на руки, смотреть на кончики пальцев рук, округлить спину (рис. 12).

Прочувствовать положение упора на согнутых руках поможет второе упражнение: из упора стоя согнувшись - сгибание и разгибание рук (рис. 13).

Третье упражнение позволит скоординировать движение рук и ног: из упора присев (руки примерно в 1 м от ног) - упор стоя согнувшись с согнутыми руками (рис. 14).

Упражнение выполняют на четыре счета: счет 1 - разогнуть ноги, поднять спину - счет 2 - согнуть руки - счет 3 - разогнуть руки - счет 4 - вернуться в исходное положение.

То же упражнение, но выполняется на два счета: раз - разгибая ноги, поднять спину и одновременно с этим согнуть руки; два - вернуться в исходное положение.

Необходимо стараться выполнять данное упражнение максимально слитно.

5. Кувырок вперед в целом . При выполнении данного упражнения необходима страховка. Страхующий находится сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает его под плечо, помогая контролировать упор на согнутых руках, другой рукой - под колени, помогая перевернуть тело через точку опоры (стрелками обозначены места поддержки) (рис. 15).

Разучивание новых гимнастических упражнений всегда связано с повышенной опасностью получения различных травм, поэтому учитель обязан не только строго соблюдать правила безопасности, но и подобрать такие подготовительные и подводящие упражнения, которые максимально снижали бы риск травмы и одновременно с этим позволяли успешно освоить изучаемое упражнение.

Реализация данной методики по выполнению кувырка вперед позволяет учащимся в дальнейшем легче освоить длинный кувырок вперед и кувырок прыжком.

Длинный кувырок (рис. 16). Кувырок в длину осуществляется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибаясь, необходимо оттолкнуться ногами и, опираясь руками как можно дальше от ног, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Кувырок прыжком (рис. 17). Из полуприседа (руки назад) махом руками вперед и толчком ногами сделать прыжок вперед (в безопорном положении тело согнуто в тазобедренных суставах) и приземлиться на руки; наклонив голову вперед и сгибая руки, перекатиться на лопатки, сгруппироваться и закончить кувырок.

При выполнении кувырка вперед прыжком с разбега необходимо в первой фазе полета прогнуться и развести руки в стороны. Во второй половине полета нужно очень быстро перевести руки вверх, голову наклонить вперед и согнуться, затем коснуться руками пола, перенести на них тяжесть тела и, упруго их сгибая, выполнить перекат.

Кувырок назад в группировке из упора присев (рис. 18). Из упора присев, оттолкнувшись руками от пола, садясь на пол ближе к пяткам, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед и начать перекат назад. Перекатываясь на спину, лопатки и на шею, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать.

Основные элементы техники:

1) активный перекат назад в группировке, получаемый за счет толчка руками и потери равновесия назад, обеспечивающий вращательное движение тела назад;

2) опора руками, способствующая правильному завершению кувырка (в положение упора присев).

При обучении этому элементу важно правильно и качественно произвести объяснение техники выполняемого упражнения. Необходимо, чтобы ученики последовательно усвоили следующие положения: руки ставятся на мат в момент касания его затылком, разгибание ног выполняется до касания носками мата, разгибание рук должно облегчить переворачивание через голову, голова наклонена на грудь.

Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку назад:

1) в стойке на лопатках опускание прямых ног до касания пола;

2) выпрямление рук из упора присев на руках и головe;

3) перекаты вперед и назад:

  • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками на уровне головы (пальцы к плечам); при обратном движении сгруппироваться и перекатом вперед вернуться в упор присев;
  • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками за головой, прямыми ногами коснуться мата за головой;
  • используя гимнастический мостик, накрытый гимнастическим матом, из упора присев выполнить кувырок назад в группировке в упор присев.

При обучении могут встретиться следующие основные ошибки :

1) трудность в переворачивании через голову - происходит при неправильной опоре руками и при разгибании ног в тазобедренных и коленных суставах во время переворачивания через голову;

2) болезненные ощущения мышц шеи, что бывает при отсутствии активной опоры на руки во время переворачивания через голову.

В дальнейшем кувырки назад нужно изучать из различных исходных положений:

1) из седа выполнить кувырок назад в стойку на коленях и в упор присев. Предварительно нужно сделать наклон вперед;

2) из основной стойки быстро принять упор присев и выполнить кувырок назад;

3) кувырок назад с шага назад;

4) из стойки лицом к мату прыжком выполнить поворот кругом в присед и кувырок назад.

Переворот в сторону («колесо») (рис. 19). Выполняется вращательное движения через голову с равномерной поочередной опорой руками и ногами в направлении движения.

Упражнение выполняется по одной линии. Стоя лицом по направлению движения с шагом правой вперед (см. рис. 19, а) одновременно с махом левой назад, наклониться вперед, поворачивая туловище правым плечом вперед на 90°, поставить правую руку кистью вправо (см. рис. 19, б). В момент постановки правой руки активным махом левой и толчком правой ноги поставить левую руку кистью вправо и, быстро переворачиваясь через стойку на кистях, ноги широко врозь (см. рис. 19, в), поочередно опустить маховую левую (см. рис. 19, г) и поставить толчковую правую ногу на пол, выпрямляясь, встать в стойку ноги врозь (рис. 19, д).

Основные элементы техники:

1) поворачивать туловище нужно в наклоне вперед;

2) наклоняясь, сделать мах левой ногой и передать тяжесть тела с ноги на руку толчком правой ноги;

3) при опоре двумя руками ноги необходимо держать как можно шире;

4) опуская левую ногу, задержать обе руки внизу и последовательно оттолкнуться, передавая тяжесть на ногу;

5) левую руку необходимо поставить на пол под тупым углом к плечу, причем несколько согнутую, чтобы было легче переместить на нее тяжесть тела;

6) после этого выпрямиться и, подавая таз в сторону, поставить на пол правую ногу на шаг от левой;

7) при опускании маховой ноги вниз сгибаться в тазобедренном суставе точно в сторону.

Заканчивая переворот, поставить стопы развернуто. Выполнение переворота в другую сторону (влево) аналогично, только начинается он с другой ноги и руки.

При обучении могут быть допущены следующие ошибки :

1) потеря направления при опоре руками и ногами не по одной линии; сгибании в тазобедренных суставах; сильном прогибании в пояснице; отсутствии толчков руками от пола; расслабленных или согнутых ногах; 2) слабое поступательное и вращательное движение при отсутствии толчка руками и ногами; 3) одновременная опора руками и толчок; 4) слабое маховое движение ногой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Рекомендуется освоить следующие упражнения: 1) поочередные махи ногами в сторону до касания ногой руки без наклона вперед, задерживая ноги вверху; 2) из стойки ноги врозь, руки в стороны наклон в сторону до опоры рукой о пол, сгибая одноименную наклону ногу и поднимая разноименную (рис. 20);

3) выполнение разведения ног широко врозь в прыжке вверх; 4) из упора присев, правая нога сзади, мах правой в сторону и толчок левой вправо. Не доходя до стойки на кистях, опуститься на правую ногу, сгибая ее, а левую прямую отвести назад. Выполнить то же махом левой и толчком правой. После нескольких попыток можно выполнять это упражнение почти через стойку на кистях; 5) перенос веса тела с одного плеча на другое в стойке на руках (ноги врозь) с помощью партнеров, стоящих с двух сторон; 6) сохранение вертикального положения в стойке на руках с помощью (не сгибаясь и не прогибаясь).

Подготовительные и подводящие упражнения:

1. Шагом вперед стойка на руках махом . Проверить правильность стойки: плечи должны быть над кистями, голова немного приподнята, смотреть на кисти, тело выпрямлено в вертикальном положении, тянуться ногами к потолку. То же, но после проверки стойки с помощью партнеров развести ноги широко врозь, не прогибаясь и не сгибаясь.

2. Перенесение веса тела с одной руки на другую в стойке на руках ноги врозь . Один занимающийся делает стойку махом, другой поддерживает его со стороны спины, третий - со стороны груди; первый разводит ноги врозь, а второй и третий, поддерживая партнера под бедра или поясницу, переводят вес его тела то на правую руку, то на левую; выполняющий должен напрягать опорную руку и расслаблять или слегка поднимать свободную.

Освоив выполнение этого упражнения с чьей-либо помощью, можно выполнять его самостоятельно с опорой ногами о стенку.

3. Широким шагом вперед стойка махом с помощью других занимающихся. Проверить стойку, развести ноги врозь и с помощью партнеров, поддерживающих с двух сторон, колесом вправо (влево) встать.

4. Шагом левой вперед колесо влево . Помогают двое: один, стоя со стороны спины (слева от выполняющего), двумя руками поддерживает за поясницу, другой, со стороны груди, - двумя руками под бедра. Оба сопровождают выполняющего колесо по ходу движения. Страхующий со стороны груди должен предотвратить распространенную ошибку (сгибание тела), удерживая под бедра.

5. Колесо с гимнастической скамейки на мат (вначале с двух рядом стоящих скамеек, покрытых гимнастическим матом) без поддержки партнеров (рис. 21).

Этот облегченный вариант колеса помогает прочувствовать поочередное вставание на ноги, приучает к прямолинейному движению и ускоряет самостоятельное выполнение элемента.

7. Шагом вперед колесо с помощью одного страхующего и самостоятельно.

8. Шагом вперед колесо по разметке, нанесенной мелом на полу (шесть кружочков, расположенных на расстоянии небольшого шага один от другого по прямой) . Встав на первый кружочек, занимающийся, выполняя «колесо», должен поочередно наступать ногой или рукой на каждый следующий.

Освоив подводящие упражнения, можно приступить к изучению упражнения в целом (с помощью учителя или партнера).

При выполнении этого упражнения учитель должен находиться со стороны спины ученика во время положения стойки на руках, поддерживая его сзади за пояс, помогая завершить вторую половину переворота.

Кувырок через голову часто отрабатывают на уроках физкультуры и не случайно. Этот элемент зачастую является составной частью других упражнений. У большинства детей в школе с этим упражнением возникает куча проблем. Главным образом это связано с тем фактом, что никто никогда не учил ребенка этого делать. Тогда на плечи родителей ложится проблема, как научить ребенка кувыркаться через голову, а не вредно ли это?

Как научить кувыркаться маленького ребенка?

Подготовить к школе ребенка можно и нужно заранее. Тоже касается кувырков через голову. Как показывает практика, научить маленького ребенка легче, чем взрослого. Кроме того, маленькие дети показывают интерес к такому роду упражнений. Их проблема заключается в том, что они еще не знают, как правильно делаются кувырки. Тогда перед родителями возникает задача научить их.

Ребенка в малом возрасте к выполнению кувырка может подготовить следующее упражнение. Ребенок ложится на спину, причем ноги должны быть согнуты и поджаты к животу. Очень важно, чтобы подбородок в таком положении был поджат к груди. В таком положении нужно качать ребенка в разные стороны.

Затем можно переходить к технике кувырка. Каждое движение ребенка должно регулироваться взрослым. Исходное положение – рука взрослого крепко держит малыша в области живота. Спина ребенка должна быть прижата к вам. Другая рука в это время придерживает голову и направляет ее к груди. Затем взрослый плавно переворачивает ребенка, осуществляя кувырок.

При этом важно следить за тем, чтобы при приземлении ребенок соприкасался затылком, а затем копчиком. Повторяйте это упражнение как можно чаще. Постепенно ребенок запомнить последовательность и будет самостоятельно технически правильно совершать кувырки.

Как научить школьника?

Если ваш ребенок ходит в школу, и он столкнулся с проблемой неумения делать кувырок, то вы можете помочь ему в обучении. Вы должны проконтролировать его. Пусть покажет, как выполняет кувырок. Оценив со стороны, вы можете указать на ошибки.

Кувырок проводится исключительно на мате или плотном матрасе. Техника выполнения должна быть следующей. Школьник садится на корточки, руки лежат перед собой. Одновременно должны происходить следующие действия: выпрямить ноги, руки согнуть, голову прижать к груди, головой коснуться пола. Затем нужно слегка оттолкнуться от пола ногами. Следует перекатиться с головы на спину, а затем на копчик. Перекатившись, необходимо обхватить ноги руками.

Возможно вам также понравится:


Как ребенка научить играть в футбол — с какого возраста?
Как научить ребенка танцевать дома — с чего начать
Куда отдать ребенка, чтобы он мог за себя постоять
Что лучше купить для ребенка — санки или ватрушку?
Беговел или самокат — что лучше выбрать для ребенка в 2017 году?
Спортивная гимнастика для мальчиков и девочек — с какого возраста
С какого возраста можно кататься на скейтборде и с чего лучше начать обучение?

Родителям, прежде чем приступить к обучению ребенка кувыркам назад через голову, стоит знать несколько важных аспектов. Казалось бы, нет ничего проще выполнения кувырков вперед, практически все дети справляются с этой задачей, но кувырки назад это совсем другое дело. Есть две техники выполнения кувырков назад это через плечо и через голову.

Техника выполнения кувырков назад через голову

Основная задача взрослых понять основные правила выполнения кувырков назад:

1. Выполнять кувырок стоит с разгона, качнутся для начала вперед, а потом уже назад.
2. Правильное первоначальное положение, это когда ноги на полу и приседаем до упора не касаясь, попой пола. Обхватываем колени руками.
3. Когда заходишь в положение лежа на спине необходимо размещать ладони так, чтобы они создавали дополнительный толчок. Ладони ложем возле плечей, касаясь внутренней стороной пола или мата, пальцы должны быть направлены к плечам. И раскачиваясь ногами, немного приподнимаемся на руках, толкаясь ладонями от пола.
4. Для начала попробуйте сделать упражнение поэтапно, помогая ребенку понять саму технику выполнения.
5. Стоит особое внимание обратить на положение рук это самый основной момент в упражнении, от которого зависит положительный результат.
6. Упражнение проще всего выполнят на матах.
7. После того как ребенок освоит все этапы упражнения по отдельности, пробуйте делать все вместе, сначала с поддержкой, а потом самостоятельно.

Научится выполнять кувырок назад достаточно сложно, поэтому стоит проявить терпение, с первого раза не получится выполнить упражнение, это займет время.

Также стоит попробовать выполнять кувырок со стойки на руках, как при березке тянуть ножки вверх, но ладони оставляем в прежнем положении, слегка приподнимая туловище и давая небольшой толчок. Кувырок назад лучше выполнять быстро, набирая разгон.

Начинать учить ребенка кувыркаться можно самого маленького возраста, чем раньше вы приступите, тем раньше ребенок освоит упражнение.

Специалисты считают, что кувырки можно начинать выполнять еще в младенчестве с 10 месяцев, конечно, самостоятельно ребенок не будет делать кувырки, но это поможет укрепить мышечную систему и позволит в будущем легко освоить нелегкое упражнение самостоятельно. У таких деток часто срабатывает рефлекторная память, мышцы и тело уже готовы к выполнению сложного элемента и практически без усилий ребенок способен выполнить кувырки как вперед, так и назад.

Возможно вам также понравится:


Как научить ребенка кататься на коньках в 3-4-5 года
Куда отдать ребенка, чтобы он мог за себя постоять
Как научить ребенка играть в хоккей — с какого возраста берут в хоккейную секцию в 2017 году
Беговел или самокат — что лучше выбрать для ребенка в 2017 году?
Как научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде
Спортивная гимнастика для мальчиков и девочек — с какого возраста
С какого возраста можно заниматься самбо, боксом и рукопашным боем мальчику



mob_info