Раннее плавание: за и против. Плавание до года: его польза, особенности и техника

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни. Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать . Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения. Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную осанку. Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с «неплавающими» детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать. Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок . Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача. Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог - его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию . Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели. Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием , отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически. Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек. Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка – это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

  1. Двойная ручная поддержка при плавании на спине : четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы - на груди.
  2. Двуручная поддержка при плавании на груди : указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.
  3. Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди : большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные - на груди.
  4. Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине : большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22 - 24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30 - 32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях - 30 - 40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком. Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5 - 2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1 - 1,5 часа после приема пищи. В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3 - 4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12 - 14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5 - 3 кг, то с ним не следует заниматься более 8 - 10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40 - 50 минут. Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые. Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу - если я не хочу плавать , мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды. Массаж и гимнастика перед плаванием Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук – это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур. Упражнения для ног 1. Исходное положение - лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: «Ножки - кролем». Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем - небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты. 2. Исходное положение – то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом («лягушка»). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: «Ножки - брассом». Упражнения для рук 1. Исходное положение - лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку : «Ручки - кролем». 2. Исходное положение – то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку : «Ручки - брассом». 3. Исходное положение - лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: «Ручки - брассом».

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется. Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается. Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла. По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: «Стоим!», длительность стояния – 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: «Идем!»; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только «дойдете» до противоположного торца ванны, командуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать «челноком», при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную «полукольцом» для плавания на спине. Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: «Стоим!», поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду «Идем!». «Шагайте» до противоположного торца ванны, скомандуйте: «Стоим!» и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд. Переходим ко второй половине цикла – плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: «Плывем!» и ведите ребенка «восьмерками». Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку «ковшом» и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: «Стоим!», отдохните 15 секунд. Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, «проходит» около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться. Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца – 5 и так далее. Погружение и ныряние Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: «Ныряй!» при поливе лица ребенка во время плавания на груди «восьмерками». Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: «Катя, ныряй!», затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2 - 3 секунды, пока вода стекает с лица. Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача. Далее, после консультации методиста, разрешается проводить погружения ребенка под воду. Постепенно время задержки дыхания достигает 12 - 15 и более секунд, что является отличной тренировкой легких и сердца. В конце занятия проводится закаливание в «холодном пятне». Для этого откройте кран с холодной водой (температура воды в «пятне» должна быть на 5 - 6 градусов С ниже, чем в ванне) и, удерживая ребенка вертикально, введите его в образовавшееся «холодное пятно» (но не под саму струю холодной воды), поверните грудкой, спинкой. Таких подводок сначала делается четыре, ежемесячно добавляется по одной и к году закаливание в «холодном пятне» повторяется 16 - 18 раз. Только после трех месяцев занятий можно попробовать вносить в струю ручки или ножки. Дети любят такие упражнения, кроме того, это весьма эффективный способ закаливания. После этого не спешите вынимать ребенка из воды, пусть малыш отдохнет, лежа на воде на спине. Затем, обязательно похвалив малыша, можете извлекать маленького пловца из ванны: левой рукой удерживайте ребенка за шею и верхнюю часть спины, правой - под попку, перенесите в полотенце, осушите кожу, каждое ухо осушите дважды ватными тампонами. Не забудьте предложить малышу после плавания кипяченую воду (более старшим детям можно сок), а примерно через 30-40 минут покормите его. Во время занятий тратится много энергии, поэтому увеличьте обычный объем кормления на 20 - 30 г (но не более чем на 50 г).

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию . Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.). Первый месяц занятий: - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится. Второй месяц занятий:

  • отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: «Ныряй!» в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;
  • введение дополнительного элемента – комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условиеребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: «Прыг – скок!»;
  • обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта

По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду. Главное правило – нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты – шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий: - освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году – одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание «восьмеркой» продолжается. После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

  • комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй «восьмерке» применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: «Плыви!»; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.
  • «торпеда» с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые «спасательные» рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания – дрейфа - при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь. С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше – в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию . Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий - как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку. Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды. В заключение, посоветуем не бояться и непременно воспользоваться замечательным средством закаливания и улучшения физического развития ребенка - ранним плаванием .

Программы обучения в «Парке детского периода» отличаются в зависимости от возраста. Грудничковое плавание подразумевает обязательное присутствие родителей и инструктора. Часть урока групповая. Наш инструктор показывает упражнения, которые должна повторить вся группа, а также занимается с каждым крохой отдельно.

Наши занятия – это не просто купание малыша в бассейне. Разрабатывается целый комплекс упражнений для гармоничного физического, эмоционального и умственного развития ребенка. На занятиях дети играют в подвижные игры, читают стишки и потешки, слушают музыку. Упражнения выполняются в ненавязчивой игровой форме. Программа направлена на то, чтобы родители и ребенок получали пользу и удовольствие от совместного времяпрепровождения в водной среде.

Что нужно для посещения бассейна

Для посещения бассейна нужна медицинская справка от терапевта. Она обязательно должна содержать результаты анализов на наличие энтеробиоз и глист (яйца гельминтов). Взрослым обязательно нужна сменная обувь и плавательная шапочка. Малышу будет необходим подгузник для плавания или специальные трусики. Кстати, теперь справку в бассейн на ребенка можно получить прямо у нас в Парке (такую услугу предоставляет наш партнер: детская клиника “Ребенок”). Врач приедет к определенному времени, возьмет у малыша анализ, а уже на следующий день терапевт осмотрит ребенка и выпишет справку! Стоимость такой услуги только для клиентов Парка детского периода – 1500 рублей 🙂 !

Запись на индивидуальное занятие с педагогом возможна по предварительной оплате в размере 100%, поскольку педагог приезжает эксклюзивно для занятий с Вашим малышом и, мы не сможем записать на это время других желающих. В случае неприхода или отмены индивидуального занятия эту оплату мы оставляем в качестве гарантии оплаты педагогу. Внести предоплату можно любым удобным вам способом (он-лайн или в нашем детском центре наличными/картой).


Стоимость: от 500 руб./занятие по абонементу, от 600 руб./разовое занятие
Возраст: от 1,5 месяцев до 5 лет

Семейно-оздоровительный центр «Второе рождение» специализируются на подготовке семьи к мягким естественным родам в роддомах, а также обучает родителей методам закаливания и проводит занятия по плаванию для малышей. Есть группы для грудничков до 1,5 лет и малышковые группы. Дети плавают вместе с мамами в специально оборудованных бассейнах. К примеру, в бассейне им. Тимирязева занятия проходят в специальном мини-бассейне для грудничков. Да и вообще потребности юных пловцов постарались учесть по максимуму: в раздевалках есть горшки и пеленальные столики; применяется многоуровневая система очистки воды, соблюдается необходимый для малышей температурный режим (32-34 градуса по Цельсию).

2. Центр позитивного образа жизни Brightfamily

м. Полянка, Третьяковская
Стоимость: 1 000 руб./занятие по абонементу, 1 100 руб./разовое занятие
Возраст: от 1,5 месяцев

Основным направление работы центра являются мягкие родительские практики Birthlight (Бертлайт), разработанные антропологом и мамой 4-х детей Франсуазой Фридман. Практики включают в себя занятия йогой, а также обучение раннему плаванию и аква-йогу для беременных по методике Birthlight. Дети занимаются плаванием вместе с мамами. Программа предлагает мягкий подход и специальные техники движения и релаксации, которые направлены на укрепление эмоциональной связи между мамой и ребенком. Занятия проводят в бассейне, спроектированном специально для детей. Температуру воды поддерживают на уровне 32-34 градусов. Все инструкторы центра прошли обучение в Великобритании и являются обладателями дипломов Birthlight.

3. Детский центр «Дельфиненок»

6. Детский спортивно-оздоровительный клуб «Семицветик»

м. Строгино, СК «Янтарь»
м. Юго-Западная, Олимпийская деревня, 2
Стоимость: 775 руб./занятие по абонементу, 1 200 руб./разовое занятие
Возраст: от 3 месяцев

В детском бассейне спортивного комплекса «Янтарь» малышей мягко и п остепенно приучают к воде. Тренеры применяют российско-финскую методику занятий: игры в воде, считалочки, песни и индивидуальные упражнения по прогрессивному плану. В Школе считаю, что так можно максимально эффективно достичь совершенствования навыков нахождения ребенка в воде; при этом инструктор отслеживает, как протекает их развитие. Интерес к занятиям стимулируют различные плавучие приспособления — валики, доски и игрушки. В каждой группе занимается не более 8 семей. рекомендуют приходить на занятия обоим родителям.
Филиал Школы работает в «Спорткомплексе Олимпийская деревня – 80».

Многие родители задумывают обучение своего ребенка плаванию еще с рождения. Мы знаем, что пока не пройден возрастной порог в 3 месяца, есть возможность легко закрепить навыки подводного плавания у малыша.

Как этого достичь, как сделать все правильно и не отбить любовь к водным процедурам у ребенка, мы уточнили у Татьяны Хорошевой, инструктора раннего плавания в центре «КАКРЫБА». Татьяна поделилась с нами своим опытом в области обучения малышей плаванию.

Грудничковое плавание с рождения и до 3-х месяцев жизни.

Заниматься с ребёнком нужно ежедневно, превращая плавание в веселую игру для вас и ребёнка. Не торопитесь, постепенно наращивая нагрузку. Цель занятия - удовольствие от водных процедур и здоровье малыша. Длительность занятия от 15 минут вначале и до 30 минут спустя несколько занятий. После того, как ребёнок поспал и покушал, через полчаса можем начинать занятие. Для этого набираем полную ванну обычной чистой воды, температурой 36 градусов. После первого месяца жизни температуру воды снижаем по 1 градусу в неделю до 32-31 градуса. После плавания - обработка пупочной раны обычным способом.

Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. В процессе плавания обязательно общаемся с ребёнком, так малыш будет чувствовать себя намного спокойней.

1. Вертикальная поддержка под грудь и попку. Постепенно опускаем ребёнка в воду ножками, делая покачивающие движения вперёд-назад, круги по часовой и против часовой стрелки, зигзаги из стороны в сторону, двигаясь вперёд и назад. Ребёнок адаптировался к воде и можно перевести его в горизонтальную поддержку.
2. Держим ребёнка под грудь одной рукой, делаем движения вперёд-назад, а затем большие неспешные проплывы восьмеркой по ванне. Следим за тем, чтобы лицо ребёнка не погружалось в воду.
3. В этой же поддержке толкаемся ножками под команду "толкайся" от бортиков ванны.
4. Держим ребёнка под грудь одной рукой, а второй берём ручку малыша и гребём ей (вертолёт). Переложив ребёнка на другую вашу руку, гребём второй рукой.
5. Взяв ребёнка 2-мя руками в области груди и спины, стоя, касаясь ножками дна ванны, прыгаем вперёд и развернувшись назад.
6. Переворачиваемся на спину. Голова ребёнка лежит на вашей ладони, мизинец находится под сводом черепа. Дальше руку, под шею и спину опускать не нужно. Это не удобно ни вам ни ребёнку. Пробуем удержатьребёнка в таком положении, придерживая второй рукой подбородок малыша. После того, как почувствовали, что ребёнок лежит уверенно на вашей руке, начинаем плавать вперёд-назад, а затем восьмеркой по ванне, аккуратно поворачивая руку и закрывая родничок на разворотах.
7. Также толкаемся от бортиков ванны на спине.
8. Переворот на животик происходит всегда от вас, т.к. там больше места, а не к вам,
т.к. рядом находится бортик и не всегда есть возможность сделать разворот. Держим ребёнка под голову и подбородок, переворачиваем и плывём на животе (как головастик) восьмеркой по ванне. В этой поддержке ребёнок активно работаем руками и ногами с первых занятий. Также при поддержке за голову на спине и животе, хорошо тренируется мышцы шеи, что помогаем малышу уверенней держать голову. Чтобы перевести ребёнка в вертикальное положение, нужно перевернуть малыша от себя на спину, и подставить вашу ладонь под грудь. Теперь можно принять ту поддержку, которая больше всего понравилась малышу и отдохнуть в ней.

Подготовка к нырку. Добавлять поливание можно после того, как вы и ребёнок почувствовали себя комфортно на занятии в ванне. Кто-то начинает поливаться с первого занятия, кому-то нужно несколько дней и даже недель. Все индивидуально, главное чтобы было комфортно и вам и ребёнку. Поливание делаются между упражнениями. Как только ребёнок освоился в воде после начала занятия, примерно от 3-5 минут, набираем ковшик с водой (примерно 1 л), громко говорим команду "ныряем", уверенно дуем ребёнку в лицо, как только вы увидели что малыш зажмурился или задержал дыхания, сразу выливаем на него всю воду из ковша. После полива хвалим малыша. Если ребёнок разволновался или расплакался, не вылезая из ванной, успокаиваем малыша покачивающими движениями на животе и вертикальными прыжками. Иначе, при вытаскивании ребёнка из воды во время плача закрепляется рефлекс и в дальнейшем, ребёнок неосознанно будет постоянно пользоваться этой возможностью. Примерно после каждодневных 2-х недельных поливаний по 10-15 раз за занятие у ребёнка помимо врождённого рефлекса задержки дыхания, который угасает к 3 месяцам, выработается ещё и рефлекс на вашу команду. И как только вы увидите, что ребёнок задерживает дыхание по вашей команде, можно переходить к ныркам.

Нырки . Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду, погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность. Нырки можно делать из поддержек: номер 2, придерживая голову и номер 8. А также держа 2-мя руками под грудь, раскачиваем малыша из стороны в сторону, делаем боковые проныривания. После нырка обязательно хвалим ребёнка. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. Остальное время между упражнениями заменять поливаниями. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие нырки, можно переходить к более длинным и частым. Возле одного края ванны вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Количество ныряний вы можете регулировать по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед вами в обучении ребенка плаванию в ванной - это доверие к воде и умение нырять. К этому времени малышу исполнится 2-3 месяца, и вы можете переходить в большой бассейн.

Занятие для детей до 9 месяцев.

Занятия в бассейне отличаются от занятий в ванной, но основные правила остаются те же: ребенок должен быть здоровым, сытым, выспавшимся и в хорошем настроении. Самая важная цель наших занятий - получить удовольствие от водных процедур, адаптироваться к большой воде, а потом уже научиться держаться на воде и оздоровиться.

Аккуратно заходим в воду, в это время разговариваем с ребёнком, обращаем его внимание на игрушки, подсветку в бассейне и других детишек. Брызгаемся руками и ногами малыша, прыгаем и качаемся из стороны в сторону, играем в игрушки.
Проплываем бассейн по периметру, чтобы малыш мог оглядеться и заметить интересные для него игрушки. Мама идёт спиной, держа ребёнка перед собой. Переворот на спинку, держим под подмышки, двигаемся также. Кладём ребёнка на спинку, подкладываем ладонь ему под голову и плывём зигзагом.

Второй рукой придерживаем подбородок, переворачиваем на животик и плывём зигзагом (это способствует работе ног малыша). Переворот на животик, гребём одной рукой (вертолёт), затем другой рукой. Плывём, работая поочередно 2-мя руками (вертолёт), при этом ребёнок находится сбоку от вас. Нужно задать такой темп, что бы ноги ребёнка находились сзади, а не спереди. Останавливаемся, обнимаем ребёнка, отдыхаем. Берём нудл и кладём ребёнка поперёк, под грудь на него, придерживая малыша. Мама идёт спиной, ребёнок плывёт к ней лицом. Переворот на спинку на нудле, придерживаем под подмышки. Садимся на нудл поперёк, как на лошадку, мама прижимает нудл в области живота и поясницы с другой стороны. Прыгаем на нем.

Берём дощечку, малыш лежит к маме лицом. Мама держит ребёнка за ручки, движется спиной. Переворот на спинку на дощечки, мама держит малыша за ручки, движется спиной. Собираем плавающие игрушки по одной в корзину. Хвалим малыша после выполненных заданий. В этом возрасте малыши проплывают примерно 1-2,5 метра под водой. Могут держаться самостоятельно на кольцах и нудле, но не всплывают.


Занятия для детей с 9 месяцев до 2 лет

отличаются большей интенсивностью, самостоятельными проплывали на нудле и дощечки, т.к к этому возрасту детишки способны самостоятельно держать равновесие. Также на этих занятиях уже возможно использовать дополнительный инвентарь: ласты и очки. В этом возраста ребёнок свободно проплывет 2-5 метров под водой, пытается всплывать. Прыгает с бортика сидя и стоя.

Занятия для детей с 2-х лет до 3,5 лет

отличаются активным участием родителей непосредственно в выполнении упражнений, т.к. они
являются для детей авторитетом, и если мама или папа ныряют первыми, то ребенок сидящий на бортике, с удовольствием нырнёт за ними. Например: ныряет родитель, затем ребёнок, плывёт на дощечке родитель и ребенок. Совместные нырки в обнимку. К этому возрасту при регулярных занятиях с рождения ребёнок свободно передвигается в 15-метровом бассейне как в ластах так и без них. Под водой и над водой. Ныряет на 1-1,5 метра вниз. Нырки для детей с рождения до 3,5 лет выполняются идентично под команду "ныряем", дуем, нырок. Со временем перестаём дуть и только словами предупреждаем о скором нырке. Если упражнение выполняетсяв динамике, а ребёнок занимается регулярно, то команду не говорим и не дуем. Ребёнок хорошо подготовлен и готов в любую минуту задержать дыхание. Нырять на занятии можно столько раз, сколько комфортно вашему ребёнку.

Занятия для детей с 3,5 лет до 7 лет.

С этого возраста дети готовы заниматься без родителей и алгоритм привыкания совсем другой, наедине с инструктором и другими детьми в группе. Плавание в специальном поясе для обучения поддержания равновесия в воде и отработки плавательных движений: кроль (вертолёт), брасс (рисуем солнышко руками, как лягушата толкаемся ногами), плавание на спине. Плавание без пояса и с помощью дощечки на животе и спине, колобашки, ласт и другого инвентарях. Пускание пузырей, что способствует обучению погружения под воду. Доставание колечек со дна с помощью инструктора или мамы и без. Нырки с бортика сидя и стоя (руки - стрелочкой вверх, стопы у бортика, наклон вперёд, нырок, проплыв). Дети в этом возрасте выполняют все виды плавания и ныряния, но с чуть меньшей координацией, чем в 7 лет в спортивных школах.

После 7 лет дети уже готовы к новому опыту, такому как первые ознакомительные погружения с аквалангом или занятиям фридайвингом. Это серьезный шаг, как для ребенка, так и для его родителей. Поэтому необходимо взвесить все за и против, учесть также желание самого ребенка. В любом случае всегда есть возможность попробовать.

Для этого нет необходимости далеко выезжать из города. Достаточно найти дайв-центр или инструктора и попробовать сделать первые шаги в бассейне.

Основная цель — закаливание, повышение защитных сил детского организма для борьбы с инфекциями, помощь в развитии тела и нервной системы. Плюс к этому малыш получит навык, который обеспечит его безопасность в будущем. Специалисты установили, что детишки, занимающиеся плаванием, легче и в срок учатся двигаться, редко болеют. А поскольку вода массирует кожу малышей (что улучшает кровообращение во всем теле и укрепляет нервную систему), они еще и спокойны, крепко спят и, за редким исключением, всегда радуют родителей хорошим настроением.

Время для удачного старта

Традиция обучения младенцев плаванию имеет давнюю историю. Еще за 4 тысячелетия до нашей эры в Египте она считалась частью подготовки будущих войнов. Интерес к этой возможности укрепить возобновился в середине XX века. В нашей стране плавательные школы при поликлиниках стали появляться около 20 лет назад.

Сама идея обучения грудных детей основана на их врожденной способности плавать, она связана с тем, что долгих девять месяцев до появления на свет малыши проводят в жидкой среде. Однако этот надо вовремя закрепить, иначе он исчезнет к 3-3,5 месяцам. Вот почему так важно приступать к занятиям с детьми до этого срока, когда у них еще сохраняется способность держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении. На этом этапе малыши смогут быстро освоиться в воде, научиться на ней держаться и даже нырять!

Самый подходящий возраст для начала обучения — 1 месяц. К этому сроку организм ребенка успевает приспособиться к новым условиям жизни, малыш начинает хорошо прибавлять в весе, наверстывая потерянные после рождения килограммы, проходит первый медосмотр, цель которого — убедиться, что он здоров, а значит, готов приступить к занятиям.

Пункты программы

Методика обучения плаванию делится на 4 уровня, которые соответствуют особенностям развития малышей на разных этапах: 1-й уровень — до 3 месяцев, 2-й — от 3 до 6 месяцев, 3-й — от 6 до 9 и 4-й — от 9 месяцев до 1 года. По мере того как ребенок растет, меняются и усложняются упражнения, понижается температура воды, увеличивается продолжительность занятий. Впрочем, время перехода с одного уровня на другой зависит от того, как малыш будет усваивать «пройденный материал».

Заниматься с ребенком может не только методист, но и мама с папой, но в этом случае стоит посещать консультативные занятия в поликлинике не реже 1 раза в месяц. Их присутствие желательно и во время урока с инструктором, тогда маленький будет чувствовать себя увереннее и начнет быстрее осваивать науку.

Занятия на первом, подготовительном, этапе проводятся в большой «взрослой» ванне, чисто вымытой и заполненной на 2/3 водой, температура которой в начале занятий обычно равняется 36,5 °C, а затем немного понижается. Продолжительность первых уроков плавания — 5 минут.

Когда малышу исполнится 4-6 месяцев, такая ванна станет ему мала, к тому же он будет уже уверенно держаться на воде, и с этого момента занятия проводятся уже в специальном бассейне, где рядом с малышом всегда находится либо родитель, либо методист.

Задача программы первых 3 месяцев — приучить ребенка находиться в воде долгое время и научить его передвигаться с помощью взрослого, «лежа» на спине и животе. Особое внимание специалист обращает на отработку навыков ныряния. На подготовительном этапе в воду погружают только рот малыша на 2-4 секунды — так тренируется навык задержки дыхания через нос. Если маленький ученик чувствует себя нормально и у него нет проблем со здоровьем, под воду опускают и его голову.

И, наконец, еще одно очень важное правило: заниматься с малышом нужно регулярно. Дело в том, что достигнутый в процессе результат быстро теряется: «закалка» — через 5-7 дней, полученные навыки — через 2-3 недели.

Важные детали

Подготовка

  • Для занятий с малышом нужны комфортные условия: теплое помещение, отсутствие сквозняков, хорошее освещение.
  • Ванна должна быть хотя бы в 2 раза больше младенца.
  • Не забудьте про игрушки, они очень помогут вам во время урока: надувные, плавающие и тонущие, они привлекут внимание ребенка и помогут выполнять некоторые упражнения, например, погружать лицо в воду и нырять.
  • Занятия с малышом стоит начинать через 1 час после еды (поесть после урока можно через 15-20 минут) утром, днем или вечером, но не перед ночным сном, иначе от перевозбуждения ребенку будет трудно заснуть.
  • Еще до начала урока нужно «разогреть» малыша, слегка помассировав его тело в течение 5 минут. Кожа, ручки и ножки ребенка обязательно должны быть теплыми.

Во время занятия

  • Погружайте малыша в воду постепенно, ножками вниз, держите его лицом к себе, чтобы он не испугался.
  • Разговаривайте с ребенком, а перед любым действием четко и ясно произносите команду, например, «ныряй», «греби», «толкайся».
  • После каждого упражнения подержите малыша в вертикальном положении, чтобы он немного отдохнул. Уважайте такие паузы, ведь правильное чередование нагрузки с перерывами как раз и обеспечивает разнообразную нагрузку на костно-мышечную систему ребенка, а значит, помогает его органам и системам развиваться гармонично.
  • Обязательно хвалите малыша, если ему удается преодолеть какую-нибудь трудность, и старайтесь подбодрить в случае неудачи. Тогда он сможет гордиться своими достижениями и будет чувствовать вашу поддержку!

Предосторожности

  • Ни в коем случае не перегружайте ребенка, не увлекайтесь увеличением времени занятий, числом повторений движений, длительностью погружения его головки под воду, снижением температуры воды. Не забывайте: организм малышей имеет свои особенности. Костно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная и нервная система детишек еще только развивается, поэтому они быстро устают, хотя и так же быстро набираются сил. Четкое следование правилам даст вам уверенность, что вы не перегружаете малыша.
  • Если вы заметите, что ребенок устал (неохотно выполняет упражнения, сделался вялым), или замерз (появился озноб, кожа стала «гусиной», губы посинели), или вдруг начал капризничать, занятие надо прекратить.

А что потом?

Чтобы малыш не разучился плавать и сохранил этот навык на всю жизнь, его нужно поддерживать и дальше. Первые 3 года вам предстоит заниматься с ребенком 2-3 раза в неделю, а потом делать это можно реже. Тем более что теперь вам предстоит обучить его настоящей технике плавания, ведь самые маленькие плавают вольным «младенческим» стилем. Не расстраивайтесь, если вы не успели приступить к занятиям в первые месяцы после рождения. Начинать никогда не поздно! Помните только, что серьезные занятия плаванием лучше отложить до 6 лет, а до этого времени уроки должны скорее напоминать игру, она будет не менее полезна, чем настоящие тренировки. Тем более что основная цель таких занятий — укрепление здоровья и взаимопонимания между вами и вашим малышом.

Смотри это — море

Тем, кто собирается к морю или живет неподалеку, стоит принять к сведению, что купание в морской воде — один из самых замечательных способов закаливания. Оно приносит малышам большую пользу, потому что улучшает кровоснабжение и работу нервной, эндокринной системы, повышает иммунитет, а гимнастика и плавание в морской воде укрепляют костную и мышечную систему и очень полезны деткам, которые болели рахитом. К тому же соли и микроэлементы, растворенные в море, хорошо действуют на кожу детишек, избавляя от сухости и шелушения (особенно если причина их появления — ).

Чтобы знакомство с морем прошло для малыша гладко, запаситесь терпением и действуйте потихоньку. Проблема в том, что механизм регуляции температуры тела у маленьких еще не отлажен, они быстро перегреваются и переохлаждаются. Для начала зайдите с малышом в море на 2-3 минуты, а потом продлите это удовольствие до 8-12 минут (по степени нагрузки это время соответствует часовому заплыву взрослого).

Купайте малышей в воде, температура которой будет не ниже 21-25 °С. Делайте это с 10.00 до 11.00 часов утра и с 16.30 до 18.00 вечера, когда воздух и вода теплые, а солнце не такое активное.

Чтобы малыш с радостью принимал морские процедуры и дальше, соблюдайте несколько несложных правил.

  • Перед тем как отправиться купаться, уйдите с солнца в тень и посидите там минут 10-15, чтобы кожа ребенка остыла. Иначе из-за резких перепадов температуры у малыша может «перехватить» дыхание и случиться обморок.
  • Оказавшись в воде (детей до 3 лет лучше держать на руках), сначала намочите и оботрите ею ножки и ручки малыша, потом живот и спину, и только после этого целиком погружайте его в море.
  • Если во время купания кожа малыша станет синеватой и на ней появятся «гусиные» пупырышки, выбирайтесь на сушу, чтобы согреться. Разотрите кожу маленького мягким полотенцем и наденьте на него футболку или кофточку.
  • Нельзя оставлять ребенка в воде без присмотра даже на минутку, даже на мели.
  • Если малыш плещется в море, а вы отдыхаете на берегу, обязательно наденьте на него надувной жилет и нарукавники.
  • После того как ребенок выйдет из воды, оботрите его мягким полотенцем и посидите в тени 10-15 минут.


mob_info