KARTING - Гонки на микролитражных автомобилях.


В детстве мы все любили играть, это было основное наше занятие и развлечение. Через игры мы учились познавать и узнавать каждый раз что – то новое. Девочки любили играть в куклы, ну а мальчишки в солдатиков и машинки. Вспоминается, как нам совсем еще маленьким мальчишкам хотелось покататься или порулить на настоящем автомобиле. И вот мечты сбываются. Сейчас мы работаем тренерами в секции картинга при Доме творчества, что на Поклонной горе, а пришли мы сюда, когда нам было лет 11-12.

Сейчас очень много людей от самых маленьких до уже солидных дяденек любят отдыхать, катаясь на картингах. Целые семьи проводят свой досуг в картинг клубах, получая огромное удовольствие, даже не зная, что это очень серьёзный вид автоспорта. Но подождите, мы, как опытные картингисты нашли некоторые ошибки, которые нас немного настораживают. Во-первых на автомобиле мы будем ездить, а не кататься, и этот автомобиль правильно называть -картом . Это надо запомнить. Картинг - это вид автомобильного спорта, а карт – автомобиль, на котором ездят водители, которых называют картингистами . Но это высокое звание еще надо заслужить большим трудом, а пока мы с вами просто Водители.

Сейчас существует огромное количество открытых

и закрытых картодромов. Картинг- это увлечение, которое объединяет целые семьи, друзей. Он не только развлекает, но и очень развивает человека всесторонне. И мы попытаемся на примере нашей школы вам это доказать. Итак, начнем.

Как же появился картинг? Книг про картинг на русском языке очень мало и все они в основном рассчитаны на будущих спортсменов. НО только каждый десятый любящий ездить на этих машинках становится настоящим спортсменом-картингистом, а остальные? Остальные так и продолжают наслаждаться этим несравненным удовольствием. Для них это –досуг, свободное время они посвящают картингу, любимому хобби: и не скучно, и интересно, и полезно…

Так вот существует мнение, что картинг появился благодаря американским военным летчикам, которые во время второй мировой войны на своей воздушной базе в свободное от полетов время развлекались ездой на тележках с небольшими моторчиками. Другие рассказывают, что рождение картинга связано с американскими мальчишками 9-14 лет, которые на особых тележках в виде деревянных ящиков катались с горок. Управлялись такие тележки с помощью веревки соединенной с передними колесами. Они соревновались между собой и такие соревнования назывались «гонками мыльных ящиков (Soap Box Derby). А может быть раньше это были ящики из-под мыла? Интересно, но слова KART в англо-русском словаре вы не найдете, а вот слово CART есть и переводится оно как раз как – «телега». Их тележки были без моторчиков и называли их тогда микромиджеты, что переводится как «самые маленькие». Потом эти ящички кто то предложил заменить плоской стальной рамой. Дальше еще интересней. Примерно в 1955 году один американский журнал рассказал об одном мальчике, который решил поставить на свой «мыльный ящик» маленький моторчик от стиральной машины, мощностью всего 0,75 лошадиных сил. Наверное, так и родился первый клуб самых маленьких автомобилей. Появляются первые правила для этих машинок, так называемые технические требования, то есть требования к данной технике –микроавтомобилям. Длина машины должна была быть не больше метра с половиной, диаметр колеса – 30 см, а масса заправленной горючим машины должна была быть не более 92 кг. Сзади, для безопасности были защитные дуги, а гонщики пристегивались ремнями безопасности.

И только в 1956 году взрослый дядя Арт Ингелс, он был механиком, построил карт на котором проехал уже взрослый автогонщик Даффи Ливингстон. Он показал собравшейся поглазеть на такое зрелище публике насколько проста эта машинка и главное не дорогая. Начали появляться фирмы по изготовлению этих машинок. Первую такую фирму, по постройке картов создал сам Ливингстон и назвал её «Го-карт Компании». Машинки сначала назывались го-карты, а потом просто карты.

В 1957 году появляется «Американский клуб картинга». В этом клубе разрабатывают специальные правила для проведения соревнований по картингу. В 1958 году картинг перебирается и в Европу (Микки Флин, летчик ВВС США, привез 5 картов в Англию). Англия, Франция, Италия активно стали выпускать такие машинки и приспособлений к ним. К сожалению единых требований и правил не было и тогда Международная автомобильная федерация (FIA), которая считала картинг только лишь досуговым развлечением, решила взять его под своё крыло и создать Международную Комиссию Картинга (CIK). Тогда всё встало на свои места. Появились четкие правила и требования. И уже в 1964 году проводились международные соревнования.

В Россию картинг пришел благодаря иностранным журналам. В 1960 году такой журнал привез из Франции Виктор Маржецкий. Картинг начал приживаться и в нашей стране. Федерация автомобильного спорта России, еще до появления российских картов в нашей стране разработала и утвердила «Правила проведения соревнований, классификация и технические требования к автомобилям типа «карт». Это было 3 декабря 1960 года. В1961 году Юрий Меликов на стадионе имени В.И. Ленина проехал на карте по ледяной дорожке почти целый круг. Кстати Россия является единственной странной где проводятся зимние гонки. И «Тимкарт» много лет подряд занимает в них наивысшие места, являясь многократным Чемпионом Москвы и Московской области.

Сегодня в России ежегодно проводятся многие десятки соревнований по картингу. Картинг открывает всё новые и талантливые личности, как среди гонщиков, так и механиков. В нашем клубе работают выдающиеся механики они же бывшие спортсмены Лобанов Сергей, Шевченко Тарас, Стариков Константин, Осиповы Валерий и Роман и другие.

А теперь кратко и по датам, узнаете?

Кратко по датам:

С 30-х годов ХХ века – «гонки мыльных ящиков» (Soap Box Derbi), (9-15 лет).

1951 г. в г. Феникс – двигатель 0,75 л/с

1953 – 25 участников; трековые гонки

1955 - журнал «Популярная механика» статья «Дорогу микромиджетам»

1956,сентябрь – Арт Ингельс построил, проехал – Даффи Ливингстон, Помона. 1,84 кВт.

Ливингстон – «Го-карт компании», Ингельс – «Каретта»

1957 – «Американский клуб картинга», правила соревнований

1958 – 5 картов привезли в Англию, Микки Флин ВВС США (1960- более 100 фирм)

1962 – Международная комиссия картинга (СИК), единые спортивные и технические правила

1964 – первый Чемпионат Мира – Рим, итальянец Гвидо Сала

СССР

1960 – курский дворец пионеров, Лев Кононов; харьковский дворец пионеров, Виталий Енин и Эдуард Костенко; Одесса – Федор Шахматов; Латвия – Леонхард Рейнгольд

1960, декабрь – Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР: Правила проведения соревнований и классификация и технические требования

1961, январь – Лужники: мотогонки на льду, показательный заезд на карте, Юрий Меликов

1961, май – первые соревнования, велотрек в Латвии г. Вентспилса,14 спортсменов

1961 – соревнования в Москве, Туле, Ногинске, Смоленске (велотрек, гаревая дорожка)

1962 – первые , Г. Рига, 80 спортсменов из 8 городов, «автомобильное кольцо»

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта!

Спорт является отличным воспитателем особенно для детей. Если вы стали замечать за своим ребенком, что он увлеченно смотрит на автомашины, проезжающие мимо, в салоне вашей личной автомашины внимательно изучает приборы, следит за вами вовремя вождения-значит у вашего чадо проявляется интересен к авто технике. А уж если просит вас по рулить на переднем сиденье, то не отказывайте ему, а наоборот постарайтесь сами объяснить ему все тонкости технического строения автомобиля. В дальнейшем, вы смело можете не искать спортивную секцию куда хотели отдать ребенка, а сразу идти в секцию детского картинга. Согласитесь, дорогие папаши и мамаши вам очень будет приятно если в будущем ваш сын или дочь будет успешно управлять автомобилем. Занятия картингом может стать семейным увлечением, позволяющий сплотить детей и родителей. Время соревнований - это совместные выезды на места проведения, заезды - это еще и общий отдых как для детей, так и для родителей. Так что такое детский картинг?Но начнем с азов.

Первое что волнует родителей, если они серьезно решили отдать ребенка в секцию гонки на картах (специализированных гоночных машинках) это- насколько травма опасен этот вид спорта. Со слов опытных тренеров, картинг менее опасен, чем такие виды спорта как лыжный спорт, единоборства и командные виды спорта(хоккей,футбол,баскетбол). Заниматься детским картингом можно начинать с пятилетнего возраста, когда ребенок сможет доставать до педалей. Детский картинг у нас в стране получило свое распространение не так давно, поэтому при выборе секции обращайте внимание на профессионализм тренеров, работающих с детьми в подобных клубах, который-бы практиковал индивидуальный подход к каждому юному гонщику. Тренер, обучающий ребенка, становиться его первым педагогом, он подберет программу обучения, предложит вам несколько вариантов тренировочного режима. На нескольких первых занятиях детей обучают технике безопасности и пока ребенок, не выучит и не расскажет своему наставнику к занятиям на карте его не допустят.

Карт – спортивный автомобиль, имеющий раму, шасси, двигатель, рулевое управление, тормозную систему. Детский карт это своего рода гоночный болид «Формулы 1». Конструкция его схожа с конструкцией болида главным образом в усиленной безопасности езды. Карт имеет низкую посадку, что не дает машине перевернуться, защитное снаряжение водителя включая шлем. Конечно снаряжение стоит не малых денег, но что не жалко для ребенка. Шлем и костюм можно приобрести в специализированных мото-магазинах, там можно приобрести и карт, но стоимость его немаленькая. Но на первых порах снаряжение, а уж тем более карт могут предоставить и секции куда будет ходить ваш малыш. Мощность двигателя такой машины сравнительно невелика, а езда безопасна. Приведу пример технических характеристик детского карта.

Мотор — Honda GX 120 (4 л.с.)

Тормоза – гидравлические

Резина- Brigestone

Дополнительно: установлены Регулируемые педали. Усиленный защитный обвес с демпферными подушками. На детских картах установлены специальные регулируемые сиденья и педали, что позволяет детям самого маленького возраста и роста комфортно чувствовать себя за рулем. Спортивная резина Bridgestone и гидравлические тормоза делают управляемость карта максимально похожей на вождение настоящего гоночного болида. Большое внимание в детском карте уделено безопасности пилота, это в первую очередь шлем, шейный протектор, защита ребер. Карт имеет усиленный пластиковый обвес с демпферными подушками это защитит юного гонщика при столкновениях. Для более правильной посадке машина оборудована специальным индивидуальным сиденьем-вкладышем. Сам картадром спланирован таким образом, чтобы для юных пилотов в самом начале их занятий в клубе не было крутых поворотов и виражей, к тому же все трассы оборудованы мягкими безопасными ограждениями.

А что говорят психологи по поводу увлечения с детства картингом? На картинге у ребенка развивается самостоятельность, чувство ответственности, координация движений и быстрота реакции. Появляется упорство и качество лидера. В секции картинга детей учат мгновенно оценивать ситуацию и принимать правильное решение. Кроме этого у ребенка разовьется сообразительность и логическое мышление. Обычно занятия в клубах проводиться около 1,5 часов, сюда включено несколько заездов по 10 минут. Заезды на трассе чередуются с занятиями по теории, где тренер подробно разбирает ошибки и описывает способы их устранения. На теоретических занятиях ребят знакомят с правилами картинговых гонок, включая значение флагов. Но при занятиях этим видом спорта возникает вопрос, а как это будет пересекаться с учебой в школе, для того чтобы избежать случаев пропуска уроков, в осенне-зимний период тренировки проходят по субботам, а если уж учебный день и суббота, то можно индивидуально с тренером решить этот вопрос.

Занятие картингом удовольствие не из дешевых, ну, например, закрытый шлем стоит от 3-5 тыс. руб., стоимость шейного протектора из пенополиуретана 1-2 тыс. руб., желательная защита ребер 2-3 тыс. руб. Комбинезон, перчатки и ботинки для картинга – зависит от желания родителей. Но я думаю не дороже экипировки юного хоккеиста.

В процессе занятий картингом. у вашего ребенка появляется возможность принимать участие в соревнованиях, и если желание перерастет в нечто большее, то может вырасти профессиональный гонщик. Которому в будущем может покориться и «Формула 1». Не даром знаменитый М.Шумахер начинал свою карьеру в юном возрасте именно с картинга. С Уважением Сергей.

Ка́ртинг - вид спорта и развлечения, гонки на картах - простейших гоночных автомобилях без кузова. Скорость карта (класс Суперкарт) может достигать 260 км/ч.

Одно из существующих и, видимо, наиболее близких к истине мнений о зарождении картинга гласит, что его корни следует искать в США тридцатых годов, когда группа мальчишек стихийным образом устроила соревнования на безмоторных тележках, катящихся под горку. Поскольку интерес к таким соревнованиям нарастал, они проводились все чаще, а конструкции тележек все более усовершенствовались. Логичным продолжением этого явилось то, что на них появился простейший двигатель внутреннего сгорания.

Альфред Хичкок на карте в клубе "Go Kart"

Первую машину, наиболее похожую по конструкции на нынешние карты, построили летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Для изготовления рамы Инглс применил трубы, которые употреблялись в производстве гоночных автомобилей. Двигатель мощностью 2,5 л.с. (1,85кВт) был установлен позади сиденья водителя. Проведя испытания карта и убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали первую картинговую организацию - американский клуб "Го карт".

В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных трековых гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный ныне метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.
География картинга начала расширятся, когда по заказу сотрудника ВВС США Микки Флина, служащего в то время в Великобритании, фирма "Го карт" в сентябре 1958 года направила ему пять картов. За полтора года картинг настолько распространился в Англии, что с февраля 1960 года начал с успехом издаваться периодический журнал "Картинг", существующий и поныне.

Начало шестидесятых годов - время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год - год первого чемпионата мира, который проходил в Риме. Чемпионом мира по картингу стал итальянец Г.Сала.

Первый карт в нашей стране был построен в 1960 году в курском городском дворце пионеров под руководством большого энтузиаста картинга, выпускника Харьковского автомобильно-дорожного института Льва Кононова, в память о котором в Курске ныне ежегодно проводятся традиционные соревнования по картингу. Именно здесь при Курском Дворце пионеров в конце 50-х годов прошлого века была создана ЭЛМА - экспериментальная лаборатория малолитражных автомобилей.

Из стен лаборатории выехали оригинальные самодельные автомобили "Курск", "Спутник", "Товарищ", а в 1961 году был собран первый карт. Потом началось бурное развитие картостроения, соревнования по картингу были супер популярны! Картингом увлекались тысячи и тысячи и ребят, и девчонок.

Но не только автомобили выезжали из стен лаборатории. Перед вами фото микромотороллера, изготовленного воспитанниками Льва Кононова в 1960г. Двигатель - велосипедный, объемом до 50 куб. см. О японских скутерах тогда ничего не знали...

Другим очагом зарождения оказался Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала картинговая секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко.

В декабре 1960 года картинг официально уже был признан, когда Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР утвердила Правила проведения соревнований, а также классификацию и технические требования к картам.

В 1961-1963 годах картинг окончательно становится на ноги в Москве, Курске, Харькове и Одессе, Латвийской и Эстонской ССР. В Латвийской ССР с 1961 года начал накапливаться опыт проведения картинговых соревнований, которые проходили на велотреках и беговых дорожках стадионов. Благодаря усилиям заслуженного тренера Латвийской ССР Леона Рейнхольда, за короткое время картинг настолько развился в Латвии, что первые всесоюзные соревнования по картингу в 1962 году были проведены в Риге. В них приняло участие 80 спортсменов и 8 городов. Победителями стали участники из Курска, которые к тому же получили приз за лучшую конструкцию карта в классе 50 см³.

Через год в Москве состоялся первый чемпионат СССР по картингу, который разыгрывался по системе двоеборья: кольцевая гонка на площадке в Лужниках и гонки по треку стадиона Юных пионеров. Победителями стали О.Кошиц в классе 175 см³ и В.Степанов в классе 125 см³.
Второй чемпионат страны принес победы эстонским гонщикам В.Аллипере в классе 125 см³ и В.Кутсару в классе 175 см³. Большим событием в спортивной жизни стал также розыгрыш приза по картингу спортивного общества "Калев" в Эстонии.
С третьего чемпионата СССР система двоеборья была отменена, и соревнования стали проводится только по кольцевой трассе, так как гонки по велотреку оказались небезопасными.

В 1964 году во всесоюзных соревнованиях в Харькове были представлены первые модели картов Таллинского авторемонтного завода "Эстония К-1" и "К-2". За 1965 год было изготовлено 100 таких картов, которые отличались повышенной прочностью рамы, более широкими колесами и наличием тормозов на каждом колесе.

Курские спортсмены явились пионерами также и в зимнем картинге, который начал быстро распространяться после гонок, состоявшихся в декабре 1963 года в Курске. Первый всесоюзный зимний картинг был проведен на ледовой дорожке Ленинградского мототрека с участием представителей 9 городов - Москвы, Таллина, Одессы, Каменск-Уральска, Каунаса, Риги, Курска, Краснодара и Ленинграда. Зачет был лично-командный. Первое место заняла команда города Таллина в составе Юка Рейнтама и Велло Валинга, на втором месте были Москвичи, на третьем - рижане. Первые 16 участников, выигравших командные гонки, были допущены к личным соревнованиям.

Гонки состояли из пяти заездов, а каждый заезд из пяти 400-метровых кругов. Первое место занял Чертов, победивший во всех пяти заездах, второе - Лыткин, третье - Колпаков из Москвы.

Впервые советские картингисты вышли на международную арену в 1964 году, приняв участие в розыгрыше "Хрустального кубка", учрежденного Венгерским автоклубом для награждения лучшего гонщика социалистических стран в классе 125 см3. Соревнования состояли из трех этапов, проходивших в Берлине, Будапеште и Варшаве. Первое командное место заняла сборная ГДР.

В октябре 19645 года советская команда выезжала в Болонью и Флоренцию на матчевые встречи с итальянскими картингистами в классе 125 см3 с коробкой передач. В свою очередь, в июле 1966 года итальянская команда приезжала на гонки в Москву, Ленинград и Ригу.
В 1966 году были учреждены лично-командные многоэтапные соревнования на Кубок дружбы социалистических стран, в которых советские картингисты неизменно принимают участие, а в последнее время являются лидерами и в командном, и в личном зачете.

В деле развития картинга в нашей стране велики заслуги заслуженного работника физкультуры РСФСР, судьи всесоюзной категории А.С. Черкасского - участника автопробега Москва - Кара-Кумы - Москва 1933 года. По его инициативе в 1971 году были организованы и проведены Всесоюзные соревнования среди школьников 9-14 лет на приз газеты "Пионерская правда". В программу этих соревнований входили практическая проверка знаний Правил дорожного движения в городке ГАИ, фигурное вождение и кольцевые гонки. Соревнования прошли с большим успехом, превратившись в подлинный праздник для детворы. Их проведение в последующие годы столь явственно проявило их актуальность, что совместным Постановлением ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения, МВД СССР и ЦК ДОСААФ СССР было принято решение о том, чтобы сделать их ежегодными.

В истории картинга известны случаи использования карта как рекордно-гоночного автомобиля. Обладая малым сопротивлением движению, карт может применяться также для побития рекордов скорости в классе малых кубатур, где скорости не столь велики, чтобы аэродинамическое сопротивление играло решающую роль.

Ученик участника первых чемпионатов СССР по картингу харьковчанина В. Енина Борис Корсунский в октябре 1977 года на карте установил рекорд скорости СССР для автомобилей с поршневыми двигателями рабочим объемом менее 250 см3. Стартуя с места на дистанции 500 м, он показал среднюю скорость 90 км/ч на Чугуевской трассе.

Австриец Георг Плетцер осуществил занимательный эксперимент, использовав карт для практического испытания построенного им же ракетного двигателя. Для прямолинейности хода он установил два идентичных двигателя по бокам, а сзади между двигателями поместил тормозной парашют, который, однако, сгорел в пламени двигателей в первом же заезде. Испытателю посчастливилось отделаться лишь сильным испугом. Журналистам он заявил, что подобные опыты заполняют его жизнь смыслом.

В другом эксперименте с помощью карта немецкий физик и энергетик Лайнг доказал, насколько компактным и надежным может быть паросиловая установка, в которой происходит круговорот пара и жидкости. В горячей зоне жидкость превращается в пар, приводящий в движение поршень. В холодной зоне пар конденсируется. Затем цикл повторяется.

Продолжая славные традиции харьковчан и желая выявить новые возможности карта, в 1974 году Юрий Стебченко построил и экспонировал электрокарт "ХАДИ". В 1981 году впервые в СССР на соревнованиях в городе Курске на приз газеты "Пионерская правда" по инициативе А.С. черкасского и корреспондента газеты "Пионерская правда" А.В. Лельевра были проведены показательные заезды на девяти электрокартах произвольной конструкции. К сожалению, этот опыт не находит пока распространения. Развитие картов с электрическим двигателем сдерживает та же причина, что и электромобилей, - несовершенные источники тока, аккумуляторы.

В 70-80-x годах в СССР картинг занимает прочное место в спортивной жизни молодежи. В пяти тысячах секций при школах, дворцах пионеров, станциях юных техников, вузах, техникумах, заводах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах (СТК) ДОСААФ картингом занималось 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых под руководством трех тысяч тренеров-преподавателей. К услугам любителей этого увлекательного и полезного вида спорта было предоставлено 180 трасс (из которых, однако, подавляющее большинство временные) и 33 тысячи картов.

Налажено было и промышленное производство картов различных классов, предназначенных для проведения занятий и участия в соревнованиях всех возрастных групп. Одесский завод ДОСААФ выпускал карты класса "Пионер" для детей (на фото).

В 1988 году выпуск картов того же класса начало Камское производственное объединение большегрузных автомобилей. Ленинградское производственное объединение "Патриот" ДОСААФ производило карты для юниоров, взрослых и членов сборной команды страны. Абовянский завод ДОСААФ изготовлял карты для детей и юниоров. Общее число производимых в год картов достигало в то время 10 тысяч!

Ежегодно проводились чемпионаты и первенства СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, краев и областей. Однако для массовости картинга большое значение имели соревнования городского и районного масштаба. В общей сложности за год во всевозможных соревнованиях, проводимых на территории СССР, принимало участие 150 тысяч человек.

Картинг входил в зачет всесоюзных и всероссийских спартакиад и юношеский игр школьников.

Картинг сегодня

У карта всего две педали: правая - газ, левая - тормоз (при этом в зависимости от типа карта бывает, что передние тормоза с ручным управлением). Водителям автомобилей, с ходу севших на карт, не всегда легко приспособиться к такому алгоритму, ведь левая нога не привыкла к чувствительной педали тормоза. Непривычными покажутся и жёсткий ход карта, и зудящие вибрации. Если покрытие трассы оставляет желать лучшего, то протрясёт изрядно, а можно и мозоли кое-где натереть. У карта нет подвески - колёса и задняя ось крепятся к раме без каких-либо демпфирующих элементов. Лонжероны рамы, конечно, работают на кручение и изгиб, но смягчающим фактором это не назовёшь. Вибрации вызваны работой высокооборотистого мотора, который тоже прикручен непосредственно к раме. От тренировки к тренировке к этим особенностям привыкаешь, равно как и к вою двигателя справа под ухом.

Конечно, динамика - это первое, что ощущаешь в карте. Но ещё больше удовольствия доставляет управление машинкой на высокой скорости. Колёса у карта поворачиваются следом за мыслью, ведь тут как такового рулевого механизма и рейки нет. Две тяги, правая и левая, при помощи шарниров прикручены непосредственно к рулевой колонке.

Руль, кстати, не делает ни оборота. Вкупе с низким центром тяжести, жёсткой рамой и отсутствием подвески управляемость фантастическая. По сравнению с автомобилями карт словно приклеен к асфальту. Но, конечно, до поры до времени. Как и на всё остальное в этой жизни, на него распространяются все законы физики, поэтому, достигнув определённого момента, задняя ось сорвётся в занос.

Как и в любом виде спорта, в картинге есть свои хитрости. К примеру, разный угол поворота колёс относительно оси. Повернув до упора руль налево, можно даже визуально заметить, что левое колесо вывернуто гораздо круче правого. То же самое получится, если повернуть руль направо. Естественно, в зависимости от трассы эти параметры можно регулировать прямо на месте. Такая игра с геометрией колёс позволяет карту буквально ввинчиваться в поворот. Для него характерна именно избыточная поворачиваемость, нежели недостаточная.

Стоит заметить, что, несмотря на всю простоту рулевой системы, маленькие колёса и скромный вес болида, карт требует физической подготовки. Пары-тройки кругов хватит, чтобы почувствовать, как забились бицепсы, а ещё через кружок-второй неподготовленный человек почувствует сильную усталость - руки словно свинцом налились. Утром, естественно, вчерашние покатушки напомнят о себе болью в мышцах.

Картинг, кстати, является универсальным видом спорта по той причине, что может проходить в зимнее время. К примеру, Формулу-1 по снегу не проводили никогда, кузовной WTCC тоже. Правда, зимний картинг проводят в основном в северных странах, включая Россию, а главным отличием от летнего сезона является использование шипованных шин.

В традиционном картинге шины также имеют разные тип и назначение. Для сухого покрытия используют слики без протектора. Можно подумать, что они изношены, а спортсмены не торопятся их поменять. Но нет, изначально именно такие шины имеют лучшие сцепные способности на сухом асфальте картодрома. В дождь ставят шины с направленным протектором, которые уже напоминают автомобильные. Кстати, даже один тип шин может быть разным по составу, т. е. мягкости. Подбор правильной резины зависит и от особенностей трассы, и от температуры окружающей среды, и от стиля пилотирования.

В это непросто поверить, но в школу картинга пацаны (и девчонки, кстати, тоже) принимаются уже с 9 лет. Встречаются, правда, спортсмены и ещё моложе, но к соревнованиям допускают с 9-летнего возраста. Для занятия картингом, естественно, требуется настоящая автоспортивная амуниция: шлем, перчатки, огнеупорный комбинезон, специальная обувь, воротник для шеи, защитный жилет. Требуется и специальное нательное бельё. В общем, всё как у Шумахера.

Кстати, гонщики Формулы 1 тоже иногда садятся за карт и соревнуются между собой. Вот здесь на видео и сам "Красный Барон" на таких гонках в 1994 году:

А можно стать настоящим гонщиком в столь юном возрасте? Легко. Да так, что объедешь и опытного гражданского водителя с мегастажем. Картинг - самый идеальный фундамент для начала занятий автоспортом. Все азы поведения четырёхколёсного транспортного средства заложены именно в этой маленькой, на первый взгляд несерьёзной машинке. А как известно, чтобы превратиться в профессионала, спортом надо заниматься с детства. Так и выходит, что картинг совмещает такие ключевые особенности: доступен для детей, является первой важной ступенью в автоспорте.

Картингом занимается народ разных возрастов, и соответственно машины делятся на группы и классы, которые, в свою очередь, различают карты по размерам, весу, объёму двигателя и т. д. Это только так кажется, что все карты одинаково маленькие. А вот и нет. Разновидностей их больше, чем в любом другом виде автоспорта. Мы распишем их лишь поверхностно, чтобы иметь представление о том, как примерно делятся классы в Казахстане. Все технические требования по гоночным машинам расписаны куда детальнее.

Итак, детишкам предоставляется карт маленьких размеров, двигатель тоже ограничен по объёму. Для детей от 8 до 12 лет - до 50 куб. см, без коробки передач (класс «Бастау»). Есть класс MINI, он ограничен 60-кубовыми моторчиками без коробки передач - для детей от 9 до 14 лет.

Юноши пересаживаются на взрослые гоночные машины класса KF3, Intercontinental A-J, «Союзный-Юниор», «Ротакс Макс-Юниор». Рост и физическое развитие уже вполне соответствуют, но движки ограничены от 100 до максимальных 125 кубиков. В зависимости от класса разнится возраст гонщиков - от 13 до 18 лет - а также коробки передач.

Самые мощные болиды у взрослых - объём двигателя достигает 250 куб. см. В эту группу можно вступить уже с 15 лет (KF 2, «Ротакс Макс» - объём до 125 кубиков без коробки), а во все остальные, включая свободный класс SA 250, - с 16 лет (KZ-2, Intercontinental A, SA 250, «Союзный» - моторы от 100 до 250 куб. см, коробки в зависимости от класса - либо есть, либо нет).


Если вес пилота не дотягивает до класса (к примеру, в KZ-2 снаряжённая масса с пилотом должна быть 175 кг), то вешаются дополнительные грузики

Кстати, в разных странах технические требования и правила могут различаться, классы называться по-другому. Но если рассмотривать глобально, то примерно всё одинаково.

В историю картинг вошел, как считают многие знатоки этого вида спорта, в 30-е годы в США. Мальчишки стихийно устраивали соревнования на тележках без моторов, катящихся под горку. Также существует мнение, что этот вид спорта вошел в жизнь после второй мировой войны, когда на одной из американских военных баз летчики в свободное от полетов время соревновались в езде на тележках, снабженных небольшими моторчиками. Постепенно интерес к таким соревнованиям нарастал, их стали проводить все чаще и конструкции тележек все более совершенствовались. В скором времени на них появились простейшие двигатели внутреннего сгорания.

Первую машину, наиболее похожую на современные карты, построил летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Проводя испытания карта и, убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали картинговую организацию - американский клуб «Го карт».

В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.

Начало шестидесятых годов XX-го столетия - время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год - год первого чемпионата Мира, которых проходил в Риме.

На территории бывшего СССР считается, что первый карт был построен в 1960 в России. В январе 1961 года на стадионе им. В.И. Ленина в Москве проводились мотогонки на льду. Это были маленькие четырехколесные машины без кузова. Одна из них проехала почти четыре круга, другая - до финиша не дошла. В мае 1961 года на велотреке латвийского города Вентспилс состоялись самые первые соревнования по картингу, в которых участвовало 14 спортсменов.

Дальнейшее развитие картинга находится в его тесной связи с социальным и техническим прогрессом. Одним из главных направлений в развитии этого вида спорта является повышение технических качеств, модернизация трасс и т.д., что ведет к улучшению спортивных результатов.

В последние годы картинг стал одним из самых популярных видов автомобильного спорта . Он завоевал повсеместное признание: от школьников до бывалых спортсменов. Картинг - отличная школа для тех спортсменов, которые затем садятся за руль гоночных автомобилей.

Немало мастеров гонок «Формулы-1» начинали свой путь с картинга.

Почти в каждой стране можно найти специальные треки, на которых люди с удовольствием катаются на небольших и быстрых картах. Это действие воспринималось сначала как хобби, но затем появились международные правила, классификация и определенные требования. Так появился носящий название "картинг". Рассмотрим это увлечение немного подробнее.

Немного истории

Свое начало он берет в 1934 году, когда усилиями нескольких муниципалитетов было организовано соревнование на мини-картах - гоночных автомобилях, в которых отсутствовал мотор, и они катились с горы. Их скорость могла достигать 50 км/ч. С каждым годом популярность этого действия становилась все больше, а расцвет пришелся на 50-60-ые годы.

Затем военные летчики придумали новый вид гонок. Из простых материалов (двигатели, канистры от топлива, трубы, шасси) они смонтировали небольшие машинки и катались по полю в свободное время. Первый карт был сконструирован Артом Инглсом и был показан на гонках в 1956 году. Через пару лет автомобильная федерация признала, что картинг - это вид спорта, создала комиссию и провела первые соревнования.

Со временем карты становились все мощнее и опаснее. К сожалению, конструкция не гарантировала безопасность гонщику, поэтому новые модели стали не по карману простым людям, и в спорте остались лишь профессионалы.

Виды картинга

Выделяют 3 основных группы:

  1. Прокатный. Этот вид популярен среди любителей и не имеет никаких сложностей. Человек приходит на специальную площадку - картодром - проходит небольшую инструкцию и получает экипировку. Оплачивается время, и пока оно идет, можно накатывать круги. Их количество ограничено только возможностями и умением. Однако надо помнить, что человек занимается простыми покатушками. Настоящий картинг - это серьезный спорт.
  2. Спортивный с командой. Если обыкновенные гонки на картах не устраивают, то нужно перейти на более высокий уровень. Следует найти тренера и команду. Они помогут решить все вопросы, подберут экипировку, научат управлять картом. Конечно, все это будет стоить приличных денег и не каждый сможет себе такое позволить.
  3. Спортивный без команды. Этот вид картинга подходит для профессионалов. Здесь необходимо учитывать, что карт не предназначен для долгого использования и требует частого ремонта.

Устройство карта

Эти небольшие машинки могут развивать очень большую скорость. Все зависит от типа установленного двигателя и массы карта. Легкие модели могут набирать скорость свыше 120 км/ч.

Они состоят из рамы, рулевого управления, сиденья и двигателя, который соединен с колесами. Задние больше по диаметру, чем передние. Рама должна быть из прочного материала, обладающего магнитными свойствами. Дюралюминий, титан и карбон здесь запрещены.

Спортивные карты конструкционно отличаются от обыкновенных. В прокатном двигатель находится сзади, а не справа. Также в спортивном используется карбюраторный двигатель и установлена определенная трансмиссия.

Детский картинг

Если родители замечают, что их ребенок интересуется автомобилями, мало проводит времени за компьютером, то, возможно, стоит привести его на специальную гоночную площадку. Ограничений по годам не существует, а единственным условием должен быть достаточный рост, чтобы достать до педалей.

Картинг для детей получил широкое распространение и не стоит на месте. На основе некоторых клубов создаются специальные школы с обучающими занятиями. Картинг - это возможность почувствовать себя взрослым, ощутить запах железа и горячей резины. Опытные инструкторы научат управлять машинкой, принимать правильные решения, чувствовать скорость и воспитают стремление к победе. Кроме того, происходит тренировка всех мышц тела - от шеи до ног.

Картинг для детей так же безопасен, как и футбол или другой вид спорта. Конечно, здесь будут появляться царапины и синяки, но в любых динамичных видах проведения досуга они также присутствуют. Сначала все мышцы будут ныть и болеть, но после пары тренировок тело начнет приспосабливаться.

Микроавтомобили и трасса соответствуют требованиям безопасности, а экипировка защищает от ушибов. Детский карт не такой мощный, оборудован специальными сиденьями и педалями. Существует возможность родителям кататься вместе со своим ребенком. Это увеличит комфорт и безопасность, а также придаст изюминку тренировкам. Картинг - вид спорта, который подойдет как детям, так и взрослым.

Стоимость и управление

Для людей, профессионально занимающихся гонками, картинг - это дорогое удовольствие. Но для любителей хватит небольшой суммы, чтобы провести 10 или 20 минут на трассе. Удовольствия и адреналина там можно получить намного больше, чем в баре или за компьютером. К тому же количество кругов не фиксировано - можно за один промежуток времени проехать большее расстояние.

Главными ошибками являются отклонения корпуса, траектория и торможение. При прохождении поворота тело необходимо склонять наружу, чтобы максимально убрать возникающее скольжение. Траектория должна быть наиболее короткая. Это поможет выиграть время и опередить соперника.

Гонки на картах отличаются от вождения автомобиля. Газ держится максимально долго, и тормозить здесь необходимо резко, а не плавно, как привыкли за рулем машины.

Картодромы в Москве

В столице России находится много мест, где можно принять участие в этом виде спорта. Они предназначены как для любителей, так и для профессионалов. Вот небольшой перечень популярных площадок:

  1. FORZA Karting.
  2. "Серебряный Дождь - Сокольники".
  3. Arena GP.
  4. Le Mans.
  5. "10 дюймов".
  6. Картодром Arena Play.
  7. Картинг-центр на ВДНХ.
  8. Картинг клуб "Бега".
  9. Развлекательный центр "Самолет".
  10. Развлекательный комплекс "Картленд".


mob_info