Фамилия рокки героя сталлоне. Как это снято: «Рокки


Первый «Рокки» появился в нужное время в нужном месте, и в этом главный секрет его оглушительного успеха. К 1976 году простой американский зритель изрядно подустал от критического реализма Нового Голливуда и хотел вместо очередной ленты, вскрывающей общественные нарывы, увидеть на экране олдскульную сказку о стране безграничных возможностей и равноправия, где каждый трудяга из низов может рассчитывать на мгновение триумфа.

Сильвестр Сталлоне, который в середине 70-х сам находился в полушаге от утраты веры в мечту и упорство, как никто другой чувствовал, что такая история США просто необходима, да еще и в юбилейный год двухсотлетия со дня подписания Декларации независимости.

Драматургия: Американская мечта с неожиданным финалом

Подходящий материал третьеразрядный на тот момент актер, которому мать-астролог напророчила больший успех на сценарном поприще, нашел в реальном поединке великого Мохаммеда Али и списанного со счетов боксера Чака Уэпнера. Бой, состоявшийся 24 марта 1975 года, продлился 15 раундов. Это несмотря на прогнозы, утверждавшие, что абсолютный чемпион мира нокаутирует профессионала средней руки в первой же схватке.

Стойкость Уэпнера поразила закаленного чередой личных и карьерных неудач Сталлоне, и он сделал боксера одним из прототипов своего Рокки, а парафраз памятного поединка - кульминацией сценария, основная часть которого, по сути, является подготовкой к ключевому эпизоду. Финальный бой никому не известного Итальянского жеребца из Филадельфии с чемпионом мира Аполло Кридом Слай композиционно зарифмовал со вступительной сценой фильма, в которой Бальбоа побеждает слабого противника.


Дополнительные оттенки истории придает любовная линия, которая вновь метафорически перекликается с кульминацией. В своем стремлении добиться расположения застенчивой продавщицы зоомагазина Рокки демонстрирует ту же непоколебимую настойчивость, что и в битве с Кридом. Герой интуитивно понимает, что отношения с Эдриан должны стать поворотным моментом его непутевой жизни, и не намерен пасовать перед трудностями.


Конечно, такое упорство вознаграждается - любовь неприступной девушки помогает ему поверить в себя, вдохновляет на изнуряющие тренировки перед судьбоносным боем, дает силы держаться в неравном поединке до последнего и, в общем-то, становится главной победой Рокки в финале, ведь формальным победителем из битвы выходит все-таки Крид. Последнее обстоятельство, в свою очередь, добавляет оригинальности стандартной истории триумфа аутсайдера, делая сказку о «Золушке в трусах-боксерах» более реалистичной. К тому же нешаблонный финал намекает на возможность продолжения, в котором американская мечта Итальянского жеребца реализуется в полной мере.

Кастинг: итальянцы вместо ирландцев, новичок вместо боксера-профи и все же Сталлоне

Конечно, в далеком 75-м Сталлоне мог лишь смутно предчувствовать, что успех фильма по его сценарию позволит создать множество продолжений. Главной задачей Слая тогда было убедить продюсеров, что лучше него Бальбоа сыграть никто не сможет. К слову, Роберт Чартофф и Ирвин Уинклер («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»), взявшие в работу сценарий «Рокки», были согласны, что такое решение логично и оправданно: автор, писавший протагониста «с самого себя», да еще и актер - самый очевидный кандидат на главную роль.

Загвоздка заключалась в том, что кинокомпания United Artists, финансировавшая проекты продюсерского тандема, настаивала на звезде рангом повыше. Например, студийных воротил устроил бы Роберт Редфорд, Райан О’Нил, Джеймс Каан или, на худой конец, «тот парень из «Лордов Флэтбуша»», но только не Сталлоне. Однако Слай был «по-рокковому» непреклонен и угрожал продюсерам закопать свой сценарий в саду, даже несмотря на отступные в 350 тысяч долларов, которые студия предлагала ему за согласие отдать роль другому актеру.


Понимая, что без участия Сильвестра Сталлоне «Рокки» попросту не будет, Чартофф и Уинклер указали United Artists на пункт контракта, по которому при бюджете проекта менее миллиона долларов кинокомпания не имеет права вмешиваться в кастинг и другие творческие вопросы. Достигнув таким образом согласия со студией, продюсеры стали искать подходящего режиссера и пригласили на эту должность не самого очевидного постановщика Джона Г. Эвилдсена, в фильмографии которого «Рокки» стал первой жизнеутверждающей картиной.


Специалист по мрачному остросоциальному кино Эвилдсен сначала удивился, что ему предлагают спортивную драму, но, прочитав сценарий, обнаружил в нем свой излюбленный мотив маленького человека и небанальную любовную линию. Оригинальность ее заключалась в том, что герой боролся не за сердце писаной красотки, а за внимание так называемого «синего чулка», в котором он видел родственную душу. При этом Эдриан предстояло под действием чувств Рокки раскрыться и превратиться в привлекательную женщину, а значит, роль любовного интереса Бальбоа должна была исполнить актриса одинаково убедительная и в амплуа серой мышки, и в образе модной современной девушки.

Данным требованиям идеально соответствовала сестра Фрэнсиса Форда Копполы Талия Шайр (Конни в «Крестном отце»), тем более что идею сделать дружественную Бальбоа семью ирландской из-за скромного бюджета пришлось отмести и заменить их итальянцами. Поэтому брата Эдриан Поля Пеннино сыграл Берт Янг.


Еще одну важную роль - бывшего тренера Рокки Микки Голдмилла - создатели в угоду студии, желавшей заполучить в проект хотя бы одно звездное имя, предложили Берджессу Мередиту (Пингвин в телесериале «Бэтмен» 60-х). В качестве исполнителя другого ключевого персонажа, Аполло Крида, продюсеры мечтали видеть реального боксера, но по финансовым соображениям им пришлось обойтись таким же новичком, как Сталлоне, - Карлом Уэзерсом. Чтобы достойно выглядеть в финальном поединке, спарринг-партнеры совершили своего рода актерский подвиг.


Несколько месяцев они не вылезали из тренажерного зала, чтобы научиться основным приемам бокса и привести свои тела в надлежащую физическую форму. В итоге Сталлоне овладел боксерскими навыками так, что смог самостоятельно расписать сценарий хореографии кульминационного боя, сделав ее посильной для них с Уэзерсом и в то же время убедительной. Позже Слай с улыбкой вспоминал, что это были 30 страниц текста, почти полностью состоящего из слов «хук слева» и «хук справа». К тому же во время репетиций Сталлоне и Уэзерс частенько ошибались с хуками и нанесли друг другу не одну настоящую физическую травму, пострадав не меньше, чем иные профи.


Впрочем, один профессиональный боксер все-таки согласился принять участие в фильме. Им стал Джо Фрейзер, единственный из чемпионов мира в тяжелом весе, обещавший прийти на съемки поединка Бальбоа и Крида. Символично, что Фрейзер, как и Рокки, был уроженцем Филадельфии, поэтому его камео особенно ценно. Кроме того, в эпизодах можно разглядеть культового треш-кинематографиста Ллойда Кауфмана (пьяный в таверне «Счастливая семерка»), брата Слая поп-певца Фрэнка Сталлоне (участник бэнда, поющего на угловой улице), их отца Фрэнка-старшего (судья-хронометрист) и симпатягу-бульмастифа Баткиса, сыгравшего «собаку мечты» Рокки Бальбоа.

Места съемок

С мечтами главного героя ассоциируется и лестница, ведущая в Музей искусств Филадельфии. После выхода фильма на экраны 72 ступени, которые Бальбоа удается преодолеть после изнуряющих тренировок, стали символом победы человека над собой и получили название Rocky Steps. Вблизи них был даже установлен памятник Рокки в позе триумфатора.


Снимать картину в Филадельфии было принципиально важно не только из-за наличия киногеничной лестницы. Сталлоне сделал своих персонажей жителями «города братской любви» потому, что именно в нем приняли Декларацию независимости (1776) и Конституцию (1787) США. Кроме того, в Филадельфии прошли самые счастливые юные годы самого Слая: она была для него (а следовательно, и для Рокки) той самой «землей надежды». Тем не менее продюсерам в условиях скромного бюджета было куда выгодней снимать ленту в Лос-Анджелесе, а не платить филадельфийским властям за разрешение на уличные съемки. Ситуацию разрулил Джон Г. Эвилдсен, убедивший Чартоффа и Уинклера, что сможет осуществить задачу в сжатые сроки и в обход профсоюзов. Режиссеру, привыкшему работать в малобюджетном кино, это удалось - большинство уличных сцен были сняты в Филадельфии за 10 дней.

Визуальное решение: стедикам, пластический грим, символизм и мизанабим

Со сжатыми сроками связано и визуальное решение картины, снятой по большей части «документальной камерой», следующей по типичным маршрутам героя, а также при помощи стедикама. Примечательно, что «Рокки» стал одним из первых фильмов, созданных с использованием данной системы. Оператором эпизодов, в которых задействован стедикам, выступил его непосредственный изобретатель Гарретт Браун. В частности, он снял едва ли не самые ключевые сцены фильма - пробежки Бальбоа и его поединок с Аполло Кридом.


Невероятная реалистичность кульминационного эпизода - заслуга не только оператора, но и художника-гримера. Пластический грим, имитирующий гематомы и прочие боксерские травмы, был создан Майклом Уэстмором. Любопытно, что сцену снимали в обратном порядке - от финала боя к его началу, а обезображивающий лица противников грим постепенно облегчался.



Визуальное решение поединка не только интересно с технической точки зрения, но имеет и ряд особенностей, обладающих символическим значением. Так, сцена начинается с показа боксерской арены с крайней верхней точки («взгляд Бога»), а завершается сверхкрупным планом обнимающихся Рокки и Эдриан. Таким образом, фильм подчеркивает идею, что истинной победой героя является обретение родной души.


Кроме того, в картине символически обыгрываются архетипические представления об итальянцах. Так, например, их набожность подчеркивается то и дело мелькающими в кадре иконами (вступительная сцена боя) и распятиями - в том числе над кроватью в холостяцкой берлоге Рокки. Присутствует в фильме и неотъемлемый элемент гангстерских фильмов об итальянской мафии - мясные туши, которые вводятся в киноповествование благодаря профессии Поля Пеннино и приобретают совсем уж ироничное значение, когда Бальбоа применяет их как боксерскую грушу.


Любопытно, что одну из таких «мясных тренировок» мы наблюдаем в ходе телевизионного репортажа об Итальянском жеребце - одном из многочисленных примеров использования в пространстве кадра телевизора. У него в фильме несколько функций. Во-первых, это важнейший элемент американской культуры и быта. Во-вторых, телевизор помогает обыграть идею, что гражданин, еще вчера бывший рядовым, сегодня может стать звездой экрана. И наконец, он указывает на время действия - например, когда Рокки и Эдриан смотрят рождественский фильм, мы понимаем, что на дворе у героев канун Рождества 1975 года, а значит, не за горами и поединок, намеченный на 1 января 76-го.

Саундтрек: Билл Конти и Фрэнк Сталлоне

Мотивирующий эффект «Рокки», покоривший не одно поколение кинозрителей, отчасти заслуга основной музыкальной темы фильма, композиции Gonna Fly Now, написанной Биллом Конти. Остальной инструментальный саундтрек - также его рук дело.

Со дня своего рождения отметил знаменитый актёр Сильвестр Сталлоне.

А ведь было время, когда фильмы, где Сталлоне мелькал в эпизодах, следовали один за другим, но, увы, все они прошли практически незамеченными критикой и зрителями. И если бы не счастливая мысль, посетившая Сильвестра Сталлоне в 1976 году, — написать сценарий, приуроченный к 200-летию независимости Америки и самому исполнить в фильме главную роль, трудно сказать, как бы сложилась его дальнейшая судьба. Но картина «Рокки», фильм, воспевающий столь милый сердцу американцев постулат «о равных возможностях для всех» и рассказывающий трогательную историю о неизвестном боксёре, который, упорно тренируясь, достигает вершин в спорте, вышла на экраны и с первых же дней проката стала бить все кассовые рекорды.
В одночасье Сталлоне из третьеразрядного актера стремительно шагнул в «ранг звезды», а его герой Рокки — добрый, честный и трудолюбивый, добивающийся убедительных побед на ринге во славу своей страны, стал известен во всем мире.

Некоторые любопытные сведения о том, как появился на свет «Рокки»:


1. Сценарий «Рокки» Сильвестр Сталлоне написал собственноручно — за три с половиной дня. В 1975 году актеру исполнилось 29, и на день рождения у него в кармане было всего 106 долларов. Он жил в затрапезной квартире в Лос-Анджелесе, жена Саша была беременна, а бульмастиф Баткис, которого впоследствии Слай возьмет в два фильма, голодал.

2. Чтобы свести концы с концами, Сталлоне даже продал Баткиса семье, где его могли прокормить. Спустя полгода актер вернулся за псом и уговорил новых владельцев отдать его на съемки.

3. В титрах пес именуется «Баткис Сталлоне». Но свое имя бульмастиф получил в честь Дика Баткиса, одного из самых свирепых футболистов в истории. На момент начала съемок собаке было шесть лет.

4. За сценарий Сильвестр Сталлоне взялся потому, что разочаровался в поисках нормальных ролей. К тридцати годам он сыграл в провалившейся мелодраме «Лорды Флэтбуша», в драме «Капоне» и в боевике «Смертельные гонки 2000 года».

5. Мать Сталлоне, увлекающаяся астрологией, предсказала сыну, что своего первого успеха он добьется на сценарном поприще.

6. До того, как Сильвестру в голову пришла идея «Рокки», он успел продать несколько сценариев на телевидение.

7. Известно, что вдохновением для «Рокки» послужил бой Мухаммеда Али и никому не известного боксера Чака Уэпнера. Но мало кто знает, что Сталлоне смотрел этот матч в кинотеатре.

8. Слай думал о фильме месяц. Потом 10 месяцев вынашивал идею. И в один прекрасный день, проснувшись в 6 утра, Сталлоне взял ручку, бумагу и принялся за текст. Затем его жена перепечатала сценарий на машинке.

9. У «Рокки» было три варианта сценария. В первом Сталлоне наметил «скелет» сюжета, а затем начал навешивать на него «мясцо» в виде диалогов, юмора и особенностей героев.

10. Голливуд очень хотел видеть звезду в главной роли, но Сталлоне был категорически против, поскольку написал текст для себя. Он говорил жене: «Лучше я закопаю сценарий у нас в саду, и пусть гусеницы играют „Рокки“».

11. Когда в 1970-х Сильвестр Сталлоне рассказывал, что «Рокки» был снят за 28 дней, он добавлял, что это время созревания личинки водяного клопа.

12. Сильвестр Сталлоне никогда не занимался боксом профессионально. До начала съемок «Рокки» он начал тренироваться по шесть дней в неделю и провел пять месяцев в изнурительной подготовке. Он вставал на рассвете, пробегал восемь километров по берегу, боксировал и отправлялся в тренажерный зал. В его ежедневное питание входило 113 таблеток витаминов.

13. Когда Сталлоне впервые вышел на съемочную площадку «Рокки», его спросили, готов ли он. «Я — нет, но Рокки готов», — ответил актер.

14. Хореографией финального боя заведовал режиссер Джон Г. Эвилдсен. Он расписал каждый удар. По словам Сталлоне, в сценарии оказалось 14 страниц текста со словами «хук справа», «хук слева».

15. Серая поношенная толстовка, в которой мы видим Рокки в финале, дожила до наших дней. Она находится в личной коллекции Сильвестра Сталлоне. Актер пообещал передать ее Смитсонианскому музею.

16. Жители Филадельфии всегда посмеиваются, когда смотрят на сцену пробежки Рокки мимо достопримечательностей. В реальности Рокки никак бы не смог преодолеть 32 километра за несколько минут.

17. Талия Шайр, игравшая Эдриан, возлюбленную Рокки, во время съемок сцены первого поцелуя со Сталлоне была больна гриппом. Она боялась заразить актера и уклонялась от него. Сцена получилась отлично, но Слай в итоге подхватил грипп и снимал следующую сцену (тренировку в зале Микки) с температурой.

18. Несмотря на то, что во время выхода фильма многие считали, что Сталлоне поклонник актеров вроде Марлона Брандо и Аль Пачино, сам он признавался, что его кумир — Питер О’Тул. «Брандо и Пачино очень серьезные. Я их уважаю, но люблю Питера О’Тула. Он очень раскованный. Кажется, он может ухлестывать за статисткой на площадке, но когда включаются камеры, в нем моментально включается актерская мощь».

19. Сталлоне сравнивал себя с Рокки. В интервью The New York Times в 1976 году актер говорил: «После выхода фильма знакомые, которые долгие годы не говорили мне ничего хорошего, начали подходить ко мне и говорить: „Мужик, ты молодец“. А мне хочется ответить им: „А где вы были, когда я жил в отеле „Блевота“ и пытался не сдохнуть от разных болезней?“»

20. После выхода «Рокки» Сильвестр Сталлоне собирался играть Супермена в фильме с Марлоном Брандо и Джином Хэкменом. Он хотел сняться в биографии Эдгара Аллана По, но показать писателя крутым парнем. В его сценарных планах был вестерн Sinsilver об ортодоксальном еврее, оказавшемся на Диком Западе. Как говорил Слай, картина будет основана на новой интерпретации «Манифеста коммунистической партии».

Еще любопытная деталь. В процессе съёмок фильма «Рокки-4» Сталлоне увлекся и предложил Дольфу Лундгрену, исполнявшему роль советского боксёра Ивана Драго, драться по-настоящему, чтобы сцена боя выглядела максимально правдоподобно. А ведь Лундгрен весил около 100 кг, обладатель чёрного пояса по кёккусинкай-каратэ. Дольф долго отпирался, но потом согласился. В итоге после одного из ударов Лундгрена Сталлоне увезли в больницу, где он восстанавливался 8 дней.

Упорный труд в спортивном зале, неистовые , стремление к достижению поставленной цели дали свои плоды: 2 июня 2011 года Сильвестр Сталлоне за заслуги в популяризации бокса (создание образа Рокки Бальбоа) был введён в Международный зал боксёрской славы. Конечно, Слай не был таким спортсменом, как легендарный , однако Король ринга одобрительно отнесся к Сталлоне. Ведь созданный актёром образ боксёра Рокки прославлял искусство боя, популяризовал бокс и вызвал интерес к нему у многих мальчишек во всем мире.

Знаменитый блокбастер режиссера Джона Г. Эвилдсена (John G. Avildsen), в главной роли снялся легендарный американский киноактер и режиссер Сильвестр Сталлоне (Sylvester Stallone). Фильм «Рокки» завоевал три премии «Оскар» и «Золотой глобус», один из самых кассовых фильмов 1976 года.

Сюжет картины «Рокки»

Действие в фильме разворачивается в городе Кенсингтон, в штате Филадельфия. Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) – местный боксер, которого нельзя назвать слишком успешным. Днем Рокки работает на одного мафиози и занимается тем, что собирает деньги с должников своего босса. Вечерами Рокки Бальбоа выступает на ринге. Волею случая в Филадельфию приезжает чемпион мира по боксу Аполло Крид (Карл Уэзерс), который намерен провести бой с известным американским боксером, но последний получает травму и не может выйти на ринг. По желанию Аполло устроители поединка ищут неизвестного боксера, с которым мог бы сразиться чемпион. Так Рокки представляется уникальный шанс выйти на ринг с самим Аполло Кридом и показать себя.

Рокки решает подготовиться к серьезному бою и обращается за помощью к серьезному боксеру и тренеру Микки Голдмиллу (Берджесс Мередит). Рокки тренируется каждый день и час, для того чтобы выйти на ринг и сразиться с чемпионом мира. Сначала Аполло не воспринимает Рокки всерьез, считая, что он быстро расправится со своим неизвестным соперником. Однако уже в первом раунде Рокки отправляет Аполло в нокдаун. Так бой становится совершенно неожиданным и непредсказуемым для Аполло Крида. Рокки Бальбоа держится на ринге все 15 раундов, но все-таки проигрывает бой…

Бюджет фильма «Рокки» составил всего 1,1 млн. $, а мировые кассовые сборы принесли создателям картины 225 млн. $.

Фильм стал самый кассовой картиной 1976 года. Мировая премьера «Рокки» состоялась 21 ноября 1976 года.

В фильме снимались: Сильвестр Сталлоне (Sylvester Stallone), Талия Шайр (Talia Shire), Берт Янг (Burt Young), Карл Уэзерс (Carl Weathers), Берджесс Мередит (Burgess Meredith), Тэйер Дэвид (Thayer David), Джо Спинелл (Joe Spinell) и другие актеры.

Картина «Рокки» была номинирована на множество престижных кинопремий. В итоге фильм получил три премии «Оскар» (Лучшая режиссура, лучший фильм года, лучший монтаж, 1977), премию «Золотой глобус» (лучший фильм-драма, 1977). Сильвестр Сталлоне получил премию «Давида ди Донателло» как лучший актер года (1977).

– Фильм был снят всего за 28 дней.

– Сценарий к картине написал сам Сильвестр Сталлоне , который вдохновился поединком между легендарным боксером Мухаммедом Али и малоизвестным боксером по имени Чак Вепнер . Считается, что именно Чак Вепнер является прототипом Рокки Бальбоа.

– В фильме снимались родственники Сталлоне: его отец сыграл секунданта, а младший брат исполнил роль уличного певца.

– В роли девушки Рокки должна была сняться актриса Бет Мидлер , но она отказалась от участия в картине. В итоге роль предложили актрисе Талии Шайр . Интересно, что за эту роль она также получила награду – премию национального совета кинокритиков США.

– Фильм «Рокки» занимает второе место в специальном списке из десяти лучших фильмов о спорте, по версии AFI.

Сильвестр Сталлоне стал третьим актёром в истории, который номинировался на «Оскар» сразу в двух престижных номинациях – за лучшую мужскую роль и за лучший сценарий. Первым актером стал легендарный Чарли Чаплин за фильм «Великий диктатор», а вторым – американский киноактер и кинорежиссер Орсон Уэллс за картину «Гражданин Кейн».

Сильвестр Сталлоне продал права на сценарий только с одним условием, что он исполнит главную роль в этой картине. Хотя продюсеры киноленты изначально настаивали на другом актере, но пошли на уступки Сталлоне. Фильм «Рокки» принес Сталлоне мировую известность и стал началом его долгой и успешной карьеры в кинематографе.

– Затем на мировые экраны вышли многочисленные продолжения фильма «Рокки».

Рокки (1976)

Рокки Бальбоа - это человек легенда, застенчивый, но чрезвычайно упрямый и талантливый боксер, который не щадил себя и поднялся с самого дна на вершину славы.

Своим обаянием он завоевывает сердца миллионов, а кровавыми поединками шокирует даже профессионалов. Он изматывает себя изнурительными тренировками и мечтает о поясе чемпиона мира. Как бультерьер он набрасывается на своих противников, какими бы опасными они не были.

Ему наплевать, что его лицо превращается в кровавое месиво, он всегда идет до самого конца, и кажется, что он скорее умрет, чем покажет свою слабость.







Рокки 2 (1979)


Проиграв по очкам в незабываемом поединке за звание чемпиона мира в первой части, Рокки Бальбоа пытается бросить спорт и начать новую спокойную жизнь. Однако, это у него не получается, ведь бокс - его призвание.

В итоге, несмотря на протесты молодой жены, Рокки принимает вызов своего старого соперника Апполо Крида на матч-реванш. Апполо пребывает в прекрасной физической форме и горит желанием отомстить за нанесенные ему в первом поединке побои. Так что у Рокки есть все шансы потерять не только жену, но и здоровье.








Рокки 3 (1982)


Одержав сокрушительную победу над Аполло Кридом, Рокки купается в лучах славы. Его окружает роскошь и престиж. Он с легкостью разделывается со всеми претендентами на его чемпионский пояс. Гонорары велики, а тренировки непродолжительны, и в результате Рокки начинает терять свою знаменитую скорость и точность.

Плюс ко всему сказываются старые травмы - все-таки он пропускал слишком много ударов по голове. В итоге, когда на ринге появляется молодой непробиваемый, подобный урагану, боксер по имени Клаббер, Рокки оказывается неспособным выдержать его сокрушительные удары и падает мертвым грузом.

После такого позора от него отворачиваются все, кроме бывшего врага, а теперь товарища по несчастью Аполло Крида.





Рокки 4 (1985)


Рокки Бальбоа счастлив в своей семейной жизни, и даже вечное напускное бурчанье Поли Пеннино, брата Адрианы, не способно испортить Рокки хорошее настроение. Но в жизнь Бальбоа все-таки врывается новая трагедия…

Его друг и тренер Аполло Крид соглашается принять участие в показательном поединке с чемпионом мира среди боксеров-любителей Иваном Драго, капитаном Советской Армии. Организаторы матча назвали поединок показательным, но Иван Драго превратил бой боксерский в бой настоящий: русский гигант, словно кувалдой, уложил Крида на ринг смертельным ударом.

Чтобы в честной спортивной схватке отомстить за гибель друга, Рокки Бальбоа возвращается в большой бокс. Для подготовки к поединку, который, по условиям контракта, состоится в Москве, Рокки едет в Россию, где начинает вновь набирать спортивную форму






Рокки 5 (1990)


После поединка с советским чемпионом Иваном Драго, боксерская карьера Рокки подходит к концу. Здоровье потеряно, да и возраст уже ветеранский. А все заработанные потом и кровью сбережения украдены или потрачены. Так что единственное, что ему остается - это перейти на тренерскую работу.

Но и там не все спокойно, его любимый, подающий надежды ученик, бросает Рокки и уходит к другому тренеру. Но никакие удары судьбы не смогут сломить стоический характер Рокки.

Даже в сложившейся ситуации он не теряет веры в свою счастливую звезду и находит в себе силы для новых достижений.


Первый «Рокки» появился в нужное время в нужном месте, и в этом главный секрет его оглушительного успеха. К 1976 году простой американский зритель изрядно подустал от критического реализма Нового Голливуда и хотел вместо очередной ленты, вскрывающей общественные нарывы, увидеть на экране олдскульную сказку о стране безграничных возможностей и равноправия, где каждый трудяга из низов может рассчитывать на мгновение триумфа.

Драматургия: Американская мечта с неожиданным финалом

Подходящий материал третьеразрядный на тот момент актер, которому мать-астролог напророчила больший успех на сценарном поприще, нашел в реальном поединке великого Мохаммеда Али и списанного со счетов боксера Чака Уэпнера. Бой, состоявшийся 24 марта 1975 года, продлился 15 раундов. Это несмотря на прогнозы, утверждавшие, что абсолютный чемпион мира нокаутирует профессионала средней руки в первой же схватке.

Стойкость Уэпнера поразила закаленного чередой личных и карьерных неудач Сталлоне, и он сделал боксера одним из прототипов своего Рокки, а парафраз памятного поединка - кульминацией сценария, основная часть которого, по сути, является подготовкой к ключевому эпизоду. Финальный бой никому не известного Итальянского жеребца из Филадельфии с чемпионом мира Аполло Кридом Слай композиционно зарифмовал со вступительной сценой фильма, в которой Бальбоа побеждает слабого противника.

Дополнительные оттенки истории придает любовная линия, которая вновь метафорически перекликается с кульминацией. В своем стремлении добиться расположения застенчивой продавщицы зоомагазина Рокки демонстрирует ту же непоколебимую настойчивость, что и в битве с Кридом. Герой интуитивно понимает, что отношения с Эдриан должны стать поворотным моментом его непутевой жизни, и не намерен пасовать перед трудностями.

Конечно, такое упорство вознаграждается - любовь неприступной девушки помогает ему поверить в себя, вдохновляет на изнуряющие тренировки перед судьбоносным боем, дает силы держаться в неравном поединке до последнего и, в общем-то, становится главной победой Рокки в финале, ведь формальным победителем из битвы выходит все-таки Крид. Последнее обстоятельство, в свою очередь, добавляет оригинальности стандартной истории триумфа аутсайдера, делая сказку о «Золушке в трусах-боксерах» более реалистичной. К тому же нешаблонный финал намекает на возможность продолжения, в котором американская мечта Итальянского жеребца реализуется в полной мере.

Кастинг: итальянцы вместо ирландцев, новичок вместо боксера-профи и все же Сталлоне

Конечно, в далеком 75-м Сталлоне мог лишь смутно предчувствовать, что успех фильма по его сценарию позволит создать множество продолжений. Главной задачей Слая тогда было убедить продюсеров, что лучше него Бальбоа сыграть никто не сможет. К слову, Роберт Чартофф и Ирвин Уинклер («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»), взявшие в работу сценарий «Рокки», были согласны, что такое решение логично и оправданно: автор, писавший протагониста «с самого себя», да еще и актер - самый очевидный кандидат на главную роль.

Загвоздка заключалась в том, что кинокомпания United Artists, финансировавшая проекты продюсерского тандема, настаивала на звезде рангом повыше. Например, студийных воротил устроил бы Роберт Редфорд, Райан О’Нил, Джеймс Каан или, на худой конец, «тот парень из «Лордов Флэтбуша»», но только не Сталлоне. Однако Слай был «по-рокковому» непреклонен и угрожал продюсерам закопать свой сценарий в саду, даже несмотря на отступные в 350 тысяч долларов, которые студия предлагала ему за согласие отдать роль другому актеру.

Понимая, что без участия Сильвестра Сталлоне «Рокки» попросту не будет, Чартофф и Уинклер указали United Artists на пункт контракта, по которому при бюджете проекта менее миллиона долларов кинокомпания не имеет права вмешиваться в кастинг и другие творческие вопросы. Достигнув таким образом согласия со студией, продюсеры стали искать подходящего режиссера и пригласили на эту должность не самого очевидного постановщика Джона Г. Эвилдсена, в фильмографии которого «Рокки» стал первой жизнеутверждающей картиной.

Специалист по мрачному остросоциальному кино Эвилдсен сначала удивился, что ему предлагают спортивную драму, но, прочитав сценарий, обнаружил в нем свой излюбленный мотив маленького человека и небанальную любовную линию. Оригинальность ее заключалась в том, что герой боролся не за сердце писаной красотки, а за внимание так называемого «синего чулка», в котором он видел родственную душу. При этом Эдриан предстояло под действием чувств Рокки раскрыться и превратиться в привлекательную женщину, а значит, роль любовного интереса Бальбоа должна была исполнить актриса одинаково убедительная и в амплуа серой мышки, и в образе модной современной девушки.

Данным требованиям идеально соответствовала сестра Фрэнсиса Форда Копполы Талия Шайр (Конни в «Крестном отце»), тем более что идею сделать дружественную Бальбоа семью ирландской из-за скромного бюджета пришлось отмести и заменить их итальянцами. Поэтому брата Эдриан Поля Пеннино сыграл Берт Янг.

Еще одну важную роль - бывшего тренера Рокки Микки Голдмилла - создатели в угоду студии, желавшей заполучить в проект хотя бы одно звездное имя, предложили Берджессу Мередиту (Пингвин в телесериале «Бэтмен» 60-х). В качестве исполнителя другого ключевого персонажа, Аполло Крида, продюсеры мечтали видеть реального боксера, но по финансовым соображениям им пришлось обойтись таким же новичком, как Сталлоне, - Карлом Уэзерсом. Чтобы достойно выглядеть в финальном поединке, спарринг-партнеры совершили своего рода актерский подвиг.

Несколько месяцев они не вылезали из тренажерного зала, чтобы научиться основным приемам бокса и привести свои тела в надлежащую физическую форму. В итоге Сталлоне овладел боксерскими навыками так, что смог самостоятельно расписать сценарий хореографии кульминационного боя, сделав ее посильной для них с Уэзерсом и в то же время убедительной. Позже Слай с улыбкой вспоминал, что это были 30 страниц текста, почти полностью состоящего из слов «хук слева» и «хук справа». К тому же во время репетиций Сталлоне и Уэзерс частенько ошибались с хуками и нанесли друг другу не одну настоящую физическую травму, пострадав не меньше, чем иные профи.

Впрочем, один профессиональный боксер все-таки согласился принять участие в фильме. Им стал Джо Фрейзер, единственный из чемпионов мира в тяжелом весе, обещавший прийти на съемки поединка Бальбоа и Крида. Символично, что Фрейзер, как и Рокки, был уроженцем Филадельфии, поэтому его камео особенно ценно. Кроме того, в эпизодах можно разглядеть культового треш-кинематографиста Ллойда Кауфмана (пьяный в таверне «Счастливая семерка»), брата Слая поп-певца Фрэнка Сталлоне (участник бэнда, поющего на угловой улице), их отца Фрэнка-старшего (судья-хронометрист) и симпатягу-бульмастифа Баткиса, сыгравшего «собаку мечты» Рокки Бальбоа.

Места съемок

С мечтами главного героя ассоциируется и лестница, ведущая в Музей искусств Филадельфии. После выхода фильма на экраны 72 ступени, которые Бальбоа удается преодолеть после изнуряющих тренировок, стали символом победы человека над собой и получили название Rocky Steps. Вблизи них был даже установлен памятник Рокки в позе триумфатора.

Снимать картину в Филадельфии было принципиально важно не только из-за наличия киногеничной лестницы. Сталлоне сделал своих персонажей жителями «города братской любви» потому, что именно в нем приняли Декларацию независимости (1776) и Конституцию (1787) США. Кроме того, в Филадельфии прошли самые счастливые юные годы самого Слая: она была для него (а следовательно, и для Рокки) той самой «землей надежды». Тем не менее продюсерам в условиях скромного бюджета было куда выгодней снимать ленту в Лос-Анджелесе, а не платить филадельфийским властям за разрешение на уличные съемки. Ситуацию разрулил Джон Г. Эвилдсен, убедивший Чартоффа и Уинклера, что сможет осуществить задачу в сжатые сроки и в обход профсоюзов. Режиссеру, привыкшему работать в малобюджетном кино, это удалось - большинство уличных сцен были сняты в Филадельфии за 10 дней.

Визуальное решение: стедикам, пластический грим, символизм и мизанабим

Со сжатыми сроками связано и визуальное решение картины, снятой по большей части «документальной камерой», следующей по типичным маршрутам героя, а также при помощи стедикама. Примечательно, что «Рокки» стал одним из первых фильмов, созданных с использованием данной системы. Оператором эпизодов, в которых задействован стедикам, выступил его непосредственный изобретатель Гарретт Браун. В частности, он снял едва ли не самые ключевые сцены фильма - пробежки Бальбоа и его поединок с Аполло Кридом.

Невероятная реалистичность кульминационного эпизода - заслуга не только оператора, но и художника-гримера. Пластический грим, имитирующий гематомы и прочие боксерские травмы, был создан Майклом Уэстмором. Любопытно, что сцену снимали в обратном порядке - от финала боя к его началу, а обезображивающий лица противников грим постепенно облегчался.

Визуальное решение поединка не только интересно с технической точки зрения, но имеет и ряд особенностей, обладающих символическим значением. Так, сцена начинается с показа боксерской арены с крайней верхней точки («взгляд Бога»), а завершается сверхкрупным планом обнимающихся Рокки и Эдриан. Таким образом, фильм подчеркивает идею, что истинной победой героя является обретение родной души.

Кроме того, в картине символически обыгрываются архетипические представления об итальянцах. Так, например, их набожность подчеркивается то и дело мелькающими в кадре иконами (вступительная сцена боя) и распятиями - в том числе над кроватью в холостяцкой берлоге Рокки. Присутствует в фильме и неотъемлемый элемент гангстерских фильмов об итальянской мафии - мясные туши, которые вводятся в киноповествование благодаря профессии Поля Пеннино и приобретают совсем уж ироничное значение, когда Бальбоа применяет их как боксерскую грушу.

Любопытно, что одну из таких «мясных тренировок» мы наблюдаем в ходе телевизионного репортажа об Итальянском жеребце - одном из многочисленных примеров использования в пространстве кадра телевизора. У него в фильме несколько функций. Во-первых, это важнейший элемент американской культуры и быта. Во-вторых, телевизор помогает обыграть идею, что гражданин, еще вчера бывший рядовым, сегодня может стать звездой экрана. И наконец, он указывает на время действия - например, когда Рокки и Эдриан смотрят рождественский фильм, мы понимаем, что на дворе у героев канун Рождества 1975 года, а значит, не за горами и поединок, намеченный на 1 января 76-го.

Саундтрек: Билл Конти и Фрэнк Сталлоне

Мотивирующий эффект «Рокки», покоривший не одно поколение кинозрителей, отчасти заслуга основной музыкальной темы фильма, композиции Gonna Fly Now, написанной Биллом Конти. Остальной инструментальный саундтрек - также его рук дело.



mob_info