Двадцать четвертая форма тайцзицюань. Комплекс Тайцзицюань - Triquetra Технологии Здоровья

В 1956 году Национальная комитет по физкультуре и спорту Китайской Народной Республики разработал сокращенную и упрощенную версию комплекса Тайцзи цюань, основанную на семейном стиле Ян. Новая короткая форма, состоящая из 24 движений, была рассчитана на 4–8 минутное исполнение. Из нее были исключены некоторые элементы, которые можно увидеть в длинной форме стиля Ян, такие, например, как сбить Лотос ногой (качающийся Лотос), удар носком ноги, Змея выпускает свое жало или Нести Тигра на гору. Также, по сравнению с традиционным комплексом стиля Ян, состоящим из 108 форм, было сокращено количество повторений некоторых движений (отражение, поймать воробья за хвост, руки движуться как облака, одиночный хлыст).

Краткость Пекинской формы Тайцзи цюань и возможность ее быстрого освоения делают комплекс доступным для занимающихся любого возраста. Меньшая физическая нагрузка позволяет начинать заниматься и в старшем возрасте. Кроме того, комплекс дает хорошее начальное представление об основных элементах, присущих традиционому стилю Ян. Исполненная должным образом, короткая форма может служить примером изящности, красоты и многих основ мастерства. По этим причинам короткая Пекинская версия комплекса Тайцзи цюань стиля Ян стала достаточно популярна и теперь практикуется по всему миру.

При исполнении 24 форм должны соблюдаться все традиционные принципы тайцзи цюань. Двигаться следует медленно, непрерывно, округлять движения, не прикладывать чрезмерных усилий, расслабиться, держать голову ровно, направлять движения разумом, не подпрыгивать, сохранять вертикальное положение тела.
Дыхание должно быть глубоким и ровным, вдох осуществляется через нос, выдох - через рот. При движении рук к себе или вверх желательно делать вдох, при движении вперед или вниз - выдох.

24 формы Тайцзи цюань

1. 起 势 (Qĭ shì) Открывающее движение

2. 左 石 野 马 分 鬃 (Zuŏ yòu yĕ mă fĕn zōng) Дикая лошадь встряхивает гривой (направо и налево)

3. 白 鹤 亮 翅 (Bái hè liàng chì) Белый журавль расправляет крылья

4. 左 石 搂 膝 拗 歩 (Zuŏ yòu lóu xī ào bù) Почистить колено и «упрямый» шаг (направо и налево)

5. 手 挥 琵 琶 (Shŏu huī pí-pa) Игра на лютне

6. 左 石 倒 卷 肱 (Zuŏ yòu dăo juăn gōng) Отведение плеча (направо и налево)

7. 左 揽 雀 尾 (Zuŏ lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост слева

8. 石 揽 雀 尾 (Yòu lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост справа

9. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

10. 云 手 (Yún shŏu) Руки плывут как облака

11. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

12. 高 探 马 (Gāo tàn mă) Погладить спину лошади

13. 石 蹬 脚 (Yòu dēng jiăo) Удар правой пяткой

14. 双 峰 贯 耳 (Shuāng fēng guàn ĕr) Удар двумя кулаками по ушам

15. 转 身 左 蹬 脚 (Zhuăn shēn zuŏ dēng jiăo) Поворот тела и удар левой пяткой

16. 左 下 势 独 立 (Zuŏ xià shì dú lì) Выпад влево и стойка на левой ноге

17. 石 下 势 独 立 (Yòu xià shì dú lì) Выпад вправо и стойка на правой ноге

18. 左 石 穿 梭 (Zuŏ yòu chuān suō) Прокалывающий челнок (налево и направо)

19. 海底针 (Hăi dĭ zhēn) Игла на дне моря

20. 闪 通 臂 (Shăn tōng bì) Уклониться-промелькнуть пробивать рука

21. 转 身 搬 拦 捶 (Zhuăn shēn bān lán chuí) Поворот тела, перемещение, отведение и удар

22. 如 封 似 闭 (Rú fēng sì bì) Обманный уход

23. 十 字 手 (Shí zì shŏu) Скрещенные руки

24. 收 势 (Shōu shì) Закрывающее двжение

Русские обозначения форм не претендуют на звание перевода с китайского.

  • Схему движений можно посмотреть на сайте Удивительный Китай (http://china.kulichki.com/wushu/styles/taijiquan/24/)
  • Написано при попытке перевода статьи Michael P. Garofalo, Taijiquan Simplified 24 Movement Short Form in Yang Style

Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3-4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов.

В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощённый тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля, Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

Выполнение «Упрощенного тай-цзи цюань из 24 форм» занимает не более 5-6 минут. Данный комплекс широко распространен не только в Китае, но и в странах Запада.

Голова держится прямо, подбородок при этом чуть поджат. Должно быть такое ощущение, будто волосы на макушке тянут вверх. При этом создается впечатление, что голова находится в “подвешенном” состоянии.

Плечи естественно опущены и расслаблены. Руки округлые. Локти провисшие и немного согнуты. Пальцы рук естественно распрямлены. При формировании кисти в кулак или “крюк” пальцы также не напрягаются.

Тело естественно вытянуто и расслаблено, отдавая приоритет гибкости.

Талия расслаблена. Нужно запомнить, что все движения “выходят” из талии:

Ноги округлые. Бедра естественно напряжены. В позиции “лук-стрела” задняя нога полностью не выпрямляется. Колено передней ноги не выходит за вертикальную линию носка.

Динамика перемещений

Выполнять движения следует легко и непринужденно, сохраняя устойчивость тела на всем протяжении упражнений. Движения подобны плывущим облакам: спокойны и текучие. Мышцы расслаблены. В Китае говорят: “Когда выносите вперед силу, напряжение так слабо, что его можно сравнить с разматыванием необработанного шелка с кокона”. Во время занятий тайцзицюань необходимы гибкость и естественность. Это не означает, что исполнение должно быть неточным и безжизненным. Передвигаться нужно легко и мягко. Некоторые классические учителя описывали перемещения так: “Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка”.

Необходимо осознать, что все движения направляются поясницей и проявляются в конечностях. Поэтому очень важно координировать работу ног, талии и рук, так как в тайцзицюань они представляются единым целым.

Каждая часть тела наводится в постоянном движении. Выполняющий не должен вести себя подобно марионетке. Нельзя фокусировать внимание только на руках, пренебрегая талией и ногами, которые являются главными несущими частями.

Дышать необходимо животом, то есть диафрагмой. Дыхание ритмичное, ровное, глубокое и координируется с “открытыми” и “закрытыми” движениями. “Открытые” движения обычно связаны с перемещениями вперед или разведением конечностей в стороны. “Закрытые” основываются на отходах или сведении конечностей. Выдох выполняется на “открытом”, вдох - на “закрытом” движении.

Первоначально следует темп выполнения упражнений сочетать с естественным дыханием. Со временем, когда дыхание станет глубоким и продолжительным, темп выполнения упражнений замедляется. Необходимо комбинировать “полноту” и “пустоту” и правильно чередовать их. “Полнота” и “пустота” связана с сознательной концентрацией мысли и контроле того или иного действия. При этом необходимо соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль “определяет движение”. При выполнении движений взгляд следует за руками или направлен вперед. Так как концентрации мысли в тайцзицюань придается особое значение, возникает возможность регулирования физиологических процессов организма, поэтому некоторые специалисты сравнивают тайцзицюань с “физическими упражнениями сознания” или “терапевтическими упражнениями пустой головы”. Изучать комплекс “24 формы” необходимо постепенно, последовательно осваивая всю серию форм. Комплекс “24 формы” выполняется в течение 4-6 минут. Количество упражнений для каждого занятия устанавливается по состоянию здоровья и количеству располагаемого времени. Допускается выполнение одной или нескольких частей и непрерывной последовательности. Лучшее время для занятий - утро, однако вечерние тренировки также пойдут на пользу.

В пояснениях к тексту используются направления по часам циферблата. Таким образом, направление в исходном положении начала комплекса (рис. 1) будет: лицо - на 12 часов, спина - на 6 часов, слева - на 9 часов, справа - на 3 часа.

Особенности постановки тела в тайцзицюань

Описание комплекса

“Начальная форма 1”

На иллюстрациях сплошными линиями обозначены движения правой кисти и левой стопы, прерывистыми - левой кисти и правой стопы.

1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Пальцы ног направлены вперед, руки - в свободном состоянии. Смотреть перед собой.

Обратить внимание: голову и шею держать прямо, подбородок слегка опущен вниз. Грудь не выпячивать, живот не поджимать.

2. Медленно поднять руки перед собой до уровня плеч, ладонями вниз (рис. 2,3).

3. Одновременно с плавным движением кистей вниз чуть присесть. При этом движении рук локти свободно опускаются вниз. Смотреть перед собой (рис. 4).

Обратить внимание: тело должно быть в вертикальном положении, плечи и локти опущены. Пальцы рук чуть согнуты. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. При сгибании ног талия расслаблена, ягодицы слегка втянуты. Опускание рук должно координироваться со сгибанием ног.

Форма 2: “Поглаживание гривы дикой лошади”

1. Медленно повернуть корпус вправо (на 1 час) и переместить вес на правую ногу, подняв правую кисть и предплечье к верхней правой части грудной клетки. Одновременно левая кисть подводится по дуге под правую кисть. Ладони обращены друг к другу, как будто удерживая мяч. (В дальнейшем это движение будет называться “держать мяч”). Поднести левую стопу к правой опорной ноге, носок касается пола. Смотреть на правую кисть (рис. 5, 6).

2. Согнуть колено опорной ноги и повернуть корпус налево (10 часов), а левой ногой сделать шаг на 8-9 часов, переместив основной вес на левую ногу. При этом правая нога выпрямляется и ноги формируются в левую позицию “лук-стрела”. При повороте корпуса поднять левую кисть до уровня глаз. Ладонь обращена наклонно вверх, рука в локте слегка согнута. Одновременно опустить правую кисть в сторону от правого бока ладонью вниз пальцами вперед. Смотреть на левую кисть (Рис.7-9).

3. Медленно смещаясь назад, переместить вес на правую ногу. Носок левой стопы при этом отрывается от пола. Перед выполнением следующего движения развернуть левую стопу наружу. Затем, согнуть левую ногу, поворачиваясь корпусом налево. Вес тела перенести на левую ногу, делая слева от грудной клетки движение “держать мяч”, левая кисть сверху. Далее поднести правую стопу к левой опорной ноге (рис. 12). В промежуточном положении пальцы ноги касаются пола. Смотреть на левую кисть (рис. 10-12).

4. Выполнить правую позицию “лук-стрела”, сделав правой ногой шаг вперед в направлении 9 часов и выпрямив левую ногу. Одновременно корпус слегка поворачивается направо и кисть медленно поднимается до уровня глаз ладонью наклонно вверх. Рука в локте согнута. В то же время левая ладонь двигается вниз, в сторону от левого бока. Смотреть на правую кисть (рис.13, 14).

5. Повторить движения пункта 3, но в правую сторону (рис. 15-17).

6. Повторить движения пункта 4, но в левую сторону (рис. 18, 19).Обратить внимание: корпус должен быть все время в вертикальном положении, грудная клетка расслаблена. Движения, рук округлые. Не вытягивать расходящееся руки. Использовать талию как “ось” при вращении корпуса.Движения при выполнении позиции “лук-стрела” и разведении рук - плавные и хорошо координированы между собой. Принимая позицию “лук-стрела”, следует вначале ставить стопу на пятку. Находясь в позиции, необходимо следить, чтобы колено передней ноги не заходило за пальцы стопы. Задняя нога выпрямлена, образуя по отношению к земле угол в 45°. Внутреннее расстояние между линиями пяток составляет 10-30 сантиметров. В конечном положении направление на 9 часов.

Начальная форма

Ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Спина прямая, макушка как бы подвешена за ниточку. Грудь и живот расслаблены, подбородок немного втягивается внутрь. Кончик языка прижат к верхнему нёбу. Взгляд вперед.

1 ЦИ ШИ
Начальная стойка

1.1 Вес тела перемещается на правую ногу. Левая нога перемещается влево на ширину плеч. Вес тела проецируется между ступней.

1.2 Руки медленно поднимаются до уровня плеч (ладони к земле).

Руки опускаются до уровня живота. Одновременно сгибаются колени.

2 ЦЗО Ю Е МА ФЭНЬ ЦЗУН
Поглаживание гривы дикой лошади слева и справа

2.1 Вес тела перемещается на правую ногу. Руки раскрываются. Корпус плавно поворачивается влево. Левая нога подтягивается к правой ноге и ставится на носок. Одновременно правая рука поднимается вверх к груди ладонью вниз. Левая рука опускается вниз, на уровне живота ладонью вверх. Руки как бы подхватывают шар.

2.2 Корпус еще вращается влево, и левая нога делает шаг вперед по диагонали влево. Вес тела переносится на левую ногу. При этом пятка правой ноги разворачивается. Одновременно левая рука поднимается до высоты кончика носа пальцами по диагонали вверх. Ладонь как открытая книга. Правая рука опускается до бедра ладонью вниз.

2.3 Вес тела перемещается на правую ногу. Носок левой ноги поднимается вверх и вместе с корпусом поворачивается влево. Вес переносится на левую ногу. Правая нога подтягивается к левой ноге и ставится на носок. Обе ноги согнуты в колене. Руки подхватывают шар, при этом левая рука сверху (ладонью вниз), правая рука снизу ладонью вверх. Ось «шара» немного смещена.

2.4 Шаг правой ногой. Движение симметрично вправо как п. 2.2.

2.5 Симметрично вправо как п. 2.3

2.6 как п. 2.2

3 БАЙ ХЭ ЛЯН ЧИ
Белый журавль раскрывает крылья

3.1 Подшаг (полшага). Руки подхватывают шар слева.

3.2 Вес тела переносится на правую ногу, корпус поворачивается направо, правая рука поднимается вверх до уровня головы. Левая рука касается предплечья правой руки.

3.3 Корпус вращается влево, Левая нога перемещается чуть-чуть вперед и ставится на носок, левая рука опускается.

4 ЦЗО Ю ЛОУ ЩИ АО БУ
Обмах колена и «упрямый шаг» слева и справа

4.1 Корпус вращается влево. Одновременно правая рука выходит вперед и опускается.

4.2 Корпус вращается направо, и левая рука поднимается ладонью вверх. Правая рука поднимается вбок ладонью вверх на уровне плеча. Одновременно левая рука опускается к локтю правой руки ладонью вниз. И левая нога подтягивается к правой на носок.

4.3 Левая нога делает шаг вперед. Левая рука опускается на уровень живота ладонью вперед. Правая рука перемещается к уху пальцами вверх и вперед.

4.4 Корпус перемещается вперед с весом на левую ногу. Левая рука делает полукруг над левым коленом. Правая рука ладонью толкает вперед на уровне груди.

4.5 Вес тела переносится на правую ногу. Носок левой ноги поднимается. Левая рука разворачивается ладонью вверх.

4.6 Корпус поворачивается налево. Левая рука по дуге поднимается вбок ладонью вверх. Правая рука опускается ладонью вниз около локтя левой руки. И правая нога подтягивается к левой на носок.

4.11 – 4.12 Как 4.3- 4.4

5 ШОУ ХУ ПИ ПА
Игра на китайской лютне

5.1 Правая нога делает под шаг.

5.2 Вес тела переносится на правую ногу. Корпус вращается вправо. Одновременно левая рука по дуге поднимается вверх до высоты кончика носа.

5.3 Левая нога делает шаг вперед на пятку. Одновременно оба локтя опускаются. Правая рука по дуге опускается к локтю левой руки (Как играть на китайской лютне ).

6 цзо ю дао цзюань гун
Назад и отведение плеча слева и справа

6.1 Корпус вращается вправо. Одновременно правая рука по дуге опускается в область живота и затем поднимается вбок и немного назад ладонью вверх на уровне плеча. Левая рука разворачивается ладонью вверх.

6.2 Корпус вращается налево. Одновременно левая нога делает шаг назад, правая рука перемещается к уху.

6.3 Вес тела перемещается на левую ногу, правая нога на носке. Левая рука опускается к животу ладонью вверх. Правая рука толкает вперед над левой рукой.

6.4 Левая рука по дуге поднимается вбок и немного назад ладонью вверх. Одновременно правая рука разворачивается ладонью вверх.

6.5 Корпус вращается вправо. Одновременно правая нога делает шаг назад, левая рука перемещается к уху.

6.6 Вес тела перемещается на правую ногу, левая нога на носке. Правая рука опускается к животу ладонью вверх. Левая рука толкает вперед над правой рукой.

6.7 Правая рука по дуге поднимается вбок и немного назад ладонью вверх. Одновременно левая рука разворачивается ладонью вверх.

6.8 – 6.12 как 6.2-6.6

Конечное положение:

Вес на правой ноге. Левая нога на носке. Левая рука толкает вперед над правой рукой. Правая рука у живота ладонью вверх.

7 цзо лань цюе вей
Схватить воробья за хвост слева

7.1 Правая рука поднимается вбок. Левая рука опускается вниз и подхватывает шар. Левая нога подтягивается к правой ноге на носок.

7.2 Левая нога делает шаг вперед. Вес переносится на левую ногу. Левая рука поднимается ладонью к себе на уровне груди. Одновременно правая рука нажимает вниз ладонью к земле.

7.3 Корпус вращается налево. Одновременно обе руки поднимаются по диагонали влево, левая рука ладонью вниз, правая ладонью вверх.

7.4 Вес тела переносится на правую ногу. Правая ногасгибается в колене. Левая нога почти прямая. Одновременно обе руки по дуге опускаются и поднимаются вправо и немного назад. Кисть левой руки около правого плеча. Правая рука почти прямая на уровне плеча.

7.5 Корпус разворачивается вперед. Одновременно правая рука опускается на кисть левой руки. При этом ладонь левой руки повернута к себе, а ладонь правой от себя.

7.6 Корпус подается вперед. Одновременно руки толкают вперед на уровне груди.

7.7 Кисти рук разворачиваются ладонями к земле. Руки раскрываются на ширину плеч. Вес тела переносится на правую ногу. Левая нога почти прямая. Носок левой ноги поднимается. Одновременно руки опускаются по дуге в область живота ладонями вниз.

7.8 Вес тела переносится на левую ногу. Руки через дугу толкают вперед на уровне плеч.

8 ю лань цюе вей
Схватить воробья за хвост справа

8.1 Вес тела переносится на правую ногу. Корпус поворачивается вправо. Носок левой ноги закрывается (поворачивается внутрь). Правая рука по дуге направо.

8.2 Вес тела переносится на левую ногу. Корпус еще немного поворачивается вправо. Правая нога подтягивается к левой на носок. Одновременно руки по дуге «подхватывают» шар слева.

8.3–8.9 Шаг правой ногой. Движение симметрично п. 7.2-7.8 вправо, направление в другую сторону.

9 дань бянь
Одиночная плеть

9.1 Вес тела переносится на левую ногу. Корпус вращается налево. Правая нога закрывается. Правая рука опускается вниз область живота ладонью к себе. Левая рука перемещается по дуге налево на уровне лица.

9.2 Вес тела переносится на правую ногу. Правая рука поднимается вверх ладонью себе на уровне лица. Левая рука опускается вниз. Ладонь повернута к корпусу.
Корпус вращается вправо.

9.3 Левая нога на носок подтягивается к правой ноге. Правая рука формирует крюк. Левая рука прикрывает локоть.

9.4 Корпус вращается налево. Левая нога делает шаг налево. Вес тела переносится на левую ногу. Одновременно левая рука раскрывается по дуге налево ладонью к себе и затем толкает вперед перед корпусом на уровне груди.

10 цзо юнь шоу
Облакоподобное движение рук

10.1 Вес тела переносится на правую ногу. Корпус вращается направо. Левая нога закрывается. Левая рука опускается в область живота ладонью к корпусу. Правый крюк раскрывается в ладонь,ладонью от себя.

10.2 Вес переносится на левую ногу. Правая нога подтягивается к левой. Расстояние между ногами ширина одной ступни. Одновременно левая рука поднимается на уровень лица и продолжает движение по дуге налево. Правая рука опускается через низ живота и продолжает движение по дуге налево.

10.3 Вес переносится на правую ногу. Левая нога делает шаг влево. Одновременно

10.4 Как п. 10.2

10.5 Как п. 10.3.

10.6 Как п. 10.2.

10.7 Левая нога остается на месте. Левая рука опускается через низ живота и продолжает движение по дуге направо. Правая рука поднимается на уровень лица и продолжает движение по дуге вправо.

11 дань бянь
Одиночная плеть

Как п. 9.3-9.4

12 гао тань ма
Поглаживание лошади сверху

12.1 Короткий под шаг правой ногой. Одновременно руки разворачиваются ладонями к небу. Левая рука впереди, правая сзади. Взгляд направо.

12.2 Вес переносится на правую ногу. Левая нога делает полшага вперед на носок. Одновременно правая рука проходит мимо уха и толкает вперед.
Левая рука опускается к животу ладонью вверх.

13 Ю ДЕН ЦЗЯО
Нажатие ногой справа

13.1 Левая нога по диагонали делает шаг влево. Руки скрещиваются. Левая рука накладывается поверх правой, при этом правая рука развернута ладонью от себя, ладонь левой руки смотрит на себя.

13.2 Вес тела переносится на левую ногу. Ладонь левой руки вращается от себя. Руки через дугу открываются. Корпус разворачивается вправо. Руки продолжают движение по бокам вниз.

13.3 Правая нога подтягивается к левой. Руки опускаются к животу и перекрещиваются. Левая сверху, правая снизу. Ладони обоих рук смотрят вверх.

13.4 Руки поднимаются, дойдя до уровня груди, ладони разворачиваются и по дуге открываются до уровня плеч. Одновременно колено правой ноги плавно поднимается и, разгибаясь, толкает вправо по диагонали.

14 шуан фэн гуань эр
Две вершины, достигающие ушей

14.1 Корпус вращается вправо. Левая рука перемещается вправо, до уровня груди. Руки разворачиваются ладонями к небу. Одновременно правая нога сгибается в колене.

14.2 Правая нога делает шаг вперед, и вес тела переносится на правую ногу.
Руки опускаются по дуге вниз и опять поднимаются вверх по дуге. Кисти формируют кулаки на уровне ушей противника (как бы прижимают уши противника).

15 чжуань шень цзодэн цзяо
Поворот туловища и нажатие ногой слева

15.1 Корпус вращается налево. Вес тела переносится на левую ногу. Одновременно руки раскрываются.

15.2 Вес переносится на правую ногу. Левая нога ставится на носок возле правой ноги. Ладони по бокам корпуса опускаются к животу. Правая ладонь поверх левой (ладони вверх).

15.3 Левая нога плавно сгибается в колене, поднимается и, выпрямляясь, толкает налево по диагонали. Одновременно руки поднимаются, и на уровне груди разворачиваться и открываются по дуге. Взгляд налево.

16 цзо ся ШИ ДУ ЛИ
Выпад влево и стойка на одной ноге

16.1 Левая нога сгибается в колене и поворачивается направо. Одновременно правая рука формирует «крюк». Левая рука прикрывает локоть правой руки.

16.2 Левая нога делает длинный шаг влево в бок, присаживаемся на правую ногу. Левая рука нажимает ладонью вниз и продолжает движение вдоль внутренней стороны левой ноги.

16.3 Корпус вращается налево. Одновременно левая нога открывается. Левая рука поднимается ребром ладони вперед. Правая рука вращается и уходит за спину, при этом, продолжая держать «крюк», разворачивая его пальцами в небо. Правая нога закрывается.

16.4 Левая нога поворачивается на пятке немного влево, одновременно ладонь левой руки разворачивается вперед.

16.5 Правая нога подтягивается вперед и сгибается в колене. Одновременно правая рука раскрывается, поднимается до уровня лица, ребром ладони вперед. Левая рука опускается ладонью вниз на уровне бедра. Локоть правой руки на одном уровне с коленом правой ноги.

17 ю ся ШИ ДУ ЛИ
Выпад вправо и стойка на одной ноге

17.1 Правая нога опускается на носок. Левая нога вращается на носке. При этом вес тела остается на левой ноге. Одновременно левая рука поднимается вверх и формирует «крюк». Правая рука перемещается к локтю левой.

17.2 Как п. 16.2,3,4,5 в правую сторону.

18 ЦЗО ю чуань со
Снующий челнок слева и справа

18.1 Левая нога делает шаг налево. Вес тела переносится на левую ногу. Правая нога подтягивается на носок к левой. Одновременно руки подхватывают шар. Левая рука сверху, правая снизу.

18.2 Правая нога делает шаг вперед и вправо. Правая рука поднимается вверх и ладонь разворачивается от себя, поднимается на уровень лба (прикрывая голову). Левая рука толкает ладонью вперед перед корпусом на уровне груди.

18.3 Вес тела переносится на левую ногу. Правая нога приподнимает носок, обе руки выходят вперед, на уровне плеч, ладонями к земле. Правая рука опускается. Вес переносится на правую ногу. Левая нога подтягивается на носок к правой. Руки подхватывают шар справа.

18.4 Как п. 18.2 (влево).

19 Хай ди чжень
Вонзить иглу в морское дно

19.1 Правая нога делает короткий шаг.

19.2 Весь вес тела на правой ноге. Одновременно правая рука по дуге движется через область живота вверх к уху. Левая рука опускается до пояса и нажимает ладонью вниз.

19.3 Левая нога ставится вперед на носок. Корпус наклоняется вперед. Одновременно правая рука опускается пальцами вниз.

20 шань тун бэй
Проходящая мимо рука

20.1 Левая рука накладывается на запястье правой, и обе руки поднимаются справа от корпуса на уровень груди.

20.2 Левая нога делает полшага вперед. Вес тела переносится на левую ногу. Корпус вращается вправо. Одновременно руки раскрываются, левая рука толкает вперед, правая рука разворачивается ладонью от себя и прикрывает голову.

21 чжуань шень бань лань чуй
Поворот туловища, перемещение, задержка, удар

21.1 Корпус вращается направо (на 180 0). Вес тела переносится на правую ногу. Левая ступня закрывается внутрь. Руки следуют за корпусом, перемещаясь по верхней дуге направо.

21.2 Вес тела перемещается на левую ногу. Правая нога подтягивается к левой. Правая рука формирует кулак, и собираются возле талии.

21.3 Правая нога выносится вперед на пятку. Левая рука опускается около пояса ладонь вниз. Кулаком наносится удар вперед сверху вниз тыльной стороной кулака.

21.4 Корпус вращается направо. Правая нога открывается. Вес переносится на правую ногу. Левая нога делает шаг вперед на пятку. Одновременно правый кулак вращается и по дуге переносится к поясу. Левая рука по дуге перемещается вперед на уровне носа.

21.5 Вес тела переносится на левую ногу. Правая рука наносит удар вперед. Левая рука переносится к локтю правой руки.

22 жу фэн сы би
Отгораживание

22.1 Левая рука из под правой руки переносится ребром ладони вперед. Кисти рук скрещиваются. Правый кулак раскрывается в ладонь.

22.2 Вес тела переносится на правую ногу. Присаживаемся на правую ногу. Носок левой ноги поднимается. Одновременно руки разводятся на ширину плеч и по дуге нажимают ладонями вниз на уровне живота.

22.3 Вес тела переносится на левую ногу. Одновременно обе руки толкают по дуге ладонями вперед на уровне груди.

23 ши цзы шоу
Скрещивание рук

23.1 Вес тела переносится на правую ногу. Левая нога закрывается. Корпус поворачивается направо. Правая нога открывается.
Одновременно правая рука через дугу, на уровне плеча, перемещается вправо.

23.2 Вес тела перемещается на левую ногу. Правая нога закрывается. Обе руки опускаются до живота и перекрещиваются ладонями вверх.

23.3 Правая нога делает подшаг к левой ноге, теперь ступни обоих ног смотрят вперед. Ноги на ширине плеч. Обе руки поднимаются. Правая ладонь под левой.

24 шоу ши
Возвращение в исходное положение

24.1 Кисти рук вращаются ладонями к земле. Руки открываются до ширины плеч.

24.2 Ноги выпрямляются в коленях. Руки плавно опускаются вдоль корпуса.

24.3 Левая нога переносится к правой ноге. Корпус прямо. Взгляд вперед.

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Умение постоять за себя – это очень важно, именно поэтому мы считаем, необходимым рассмотреть один из вариантов единоборств. Это . Не переживайте, если вы впервые слышите о нем, мы расскажем все о его правилах и технике выполнения.

Что такое тайцзицюань?

Данное единоборство является восточным единоборством, которое возникло в Китае и постепенно распространилось по всему миру. Что касается истории возникновения данного боевого искусства, то считается, что впервые о нем заговорили еще в 907 году в Китае.


Что такое тайцзицюань?

Еще тогда формы были схожими на современные формы этого искусства борьбы. Древняя китайская семья создала данный вид боевого искусство и постепенно предавала знания и учения о нем из поколения в поколение.

Что касается правил, то они постепенно дорабатывались, каждое поколение вносили что-то свое, что-то новое.

Важную роль играло и то, что постепенно данное течение приобрело разнообразные стили, то есть оно разделилось на несколько направлений, которые в принципе имеют одинаковые задачи и правила, но немного разнообразный стиль.

Тайцзицюань в интернете

Так как мы живем в мире современных технологий, сегодня легко можно найти видео.


Тайцзицюань в интернете

Они помогут вам определиться со стилем, покажут правила выполнения упражнений и то, что необходимо для ваших качественных занятий. Такие видео находятся в общем доступе, и вам не составит никакого труда скачать .

Здесь все так же, как вы качаете любые другие видео. С помощью видео вы сможете заниматься самостоятельно, подобрать необходимый комплекс упражнений и методику. Есть видео разных стилей, разной сложности и нагрузки.

Уроки тайцзицюань

Если вы решили заниматься, то возникает вопрос, насколько серьезно вы собираетесь это делать. Если просто для себя, то можно обратиться за помощью к инструктору, а потом заниматься самостоятельно если же ваша цель – это все-таки участие в соревнованиях и победа в них, то уроки – это то, что вам необходимо.

Выберите школу, которая вам подойдет, и запишитесь на занятия. Чаще всего они групповые. Это поможет вам сразу узнать, что такое противник и как с ним бороться. Если вы хотите сразу попасть в более подготовленную группу, то начните с занятий с инструктором, пусть они будут индивидуальными.

Достигнув необходимого мастерства, перейдите в ту группу, которую хотите. Как и в каждом виде спорта, иногда необходимо производить чередование тренировок индивидуальных и групповых.


Уроки тайцзицюань

Чаще всего занятия проводятся три раза в неделю по полтора часа. Если же близится соревнование, то количество занятий увеличивается, соответственно увеличивается и нагрузка.

Занятия могут проходить в любое время дня. Важно соблюдать правильно и здоровое питание. О еде вам обязательно расскажет тренер или инструктор. Выбор группы, тренера и инструктора – это самое важно в тренировке, поэтому заранее узнайте их программы и предложения, уточните и отзывы. Это поможет вам сделать правильный выбор.

Разновидности стилей

Мы различаем всего пять стилей в данном единоборстве. В свою очередь стиль тайцзицюань 24 формы выделяют.


Разновидности стилей

То есть, в общем, мы можем выделить 24 техники ведения боя, но многие из их очень похожи и имеют одинаковые учения, таким образом, их объединили в пять основных стилей. Все тайцзицюань 24 формы различаются шагами и основными приемами. Мы остановимся более детально именно на том, какие есть стили.

  1. Стиль сунь. Он характеризуется особым шагом. Он должен производиться достаточно быстро. Руки работают активно, с высокой скоростью, амплитуда их движения не очень большая.
  2. Стиль чэнь. Здесь все движения более плавные, переходящие из одного в другое. Шаги медленные, половинчатые, руки имеет большую амплитуду движения, и работают четко, но медленно.
  3. Стиль янь. Он характеризуется тем, что вы победите своего противника с помощью своей физической мощи, при этом противник может быть сильнее вас физически.
  4. Стиль шень. Шаг быстрый, здесь основное внимание мы уделяем ногам, они быстро движутся и работают в сторону противника.
  5. Стиль юйсяня. Здесь происходит чередование работы рук и ног. Они очень быстро и активно меняют друг друга и работают на развитие вашей силы.

Врата тайцзицюань

Данное учение выделяет четыре основных направления. Они делятся, как и многое другое, в учениях востока, на четыре стихии. Это земля, вода, огонь и небо. Они соответственно являются еще и югом, востоком, севером и запалом.


Врата тайцзицюань

Также выделяют четыре угла. Это метал, гром, гора и ветер. Они соответствуют учениям о данных природных явлений и учений о металлах. Каждый угол и направления имеют основные и разновидности боя. Иногда их даже считают разными видами боевых искусств.

Упражнения тайцзицюань

Данный вид спорта имеет похожие , как и другие восточнее единоборства.

  1. Усиление. Необходимо выполнять тренировки с помощью дополнительных снарядов, например гантели, они сделают ваши удары более сильными и быстрыми.
  2. Вращение. Это удар в прыжке, ударяем мы ногой, которая поднимается высоко вверх и находится на уровне головы противника.
  3. Усиление локтями. Данные тайцзицюань активно используют локти, вы работаете в основном ими. Удары такого характера лучше направлять в голову и грудь противника. Они должны быть очень быстрыми.
  4. Защита. Необходимо отработать позу защиты, это поможет пропускать как можно меньше ударов противника. Так вы станете смелее и увереннее.
  5. Пропускание. Часто используют маневр, при котором вы как будто пропустили удар противника, отвлекли его этим и тут же нанесли ответный удар. Противник не готов к такому удару и чаще всего он попадает в цель,

Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»;

Китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии).

Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.

Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, однако эта версия изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

Стиль Ян

Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.

Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям семьи Ян тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.

Особенности тайцзицюань стиля Ян
Основное отличие тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли).
Этот стиль имеет следующие особенности: движения выполняются равномерно, мягко, стабильно и спокойно. Эта форма хорошо подходит для всех: мужчин и женщин, молодых и пожилых.
У неё широкие адаптивные способности, поэтому 24 форма тайцзи-цюань является в настоящее время самой распространенной среди всего китайского ушу. В содержание упрощенного тайцзи-цюань, отобраны наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения.
Классический Ян тайцзи-цюань содержит более 80 движений. Он включает 40 движений и их повторы. Упрощенный тайцзи-цюань содержит 20 наиболее важных движений. Из формы удалили несколько повторяющихся движений.
24 форма выполняется около 5 минут, что удобно для многих форматов выполнения.

24 форма тайцзи-цюань - это упрощённый и изменённый вариант тайцзицюань, разработанный Министерством спорта КНР в 1956 году. Данная форма является первым методическим материалом по ушу в Китае. Она состоит из 24-х движений.

1. пробуждение сил

2. влево и вправо разделить гриву дикой лошади

3. белый журавль сверкает крыльями.

4. влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге

5. тянуть за пипа

6. влево и вправо обратное наматывание плечами

7. прихватить воробья за хвост влево

8. прихватить воробья за хвост вправо

9. одиночный хлыст

10. руки - облака

11. одиночный хлыст

12. дотронуться до высокого коня

13. пинок ногой вправо

14. два горных пика проходят через уши

15. поворот влево и пинок ногой влево

16. опускание сил влево

17. опускание сил вправо

18. влево и вправо продевать челнок

19. игла на дне моря

20. сверкнувшая спина

21. повернуть тело, переместить, преградить и ударить

22. запечатать плотно как конверт

23. руки - крест

24. собирание сил

Тайцзи Цюань. Стиль ЯН. 24 формы (2008 г)

Для обучения форму разделяют на 8 отрезков.


Первый отрезок включает первые три движения формы:

Пробуждение сил,

Влево и вправо разделить гриву дикой лошади,

Белый журавль сверкает крыльями.

В первом отрезке, мы тренируем два способа техники рук: обхват и раскрытие. В движении "разделить гриву дикой лошади" в момент обхватывающего движения руки образуют два полукруга, как при взятии большого мяча. Не следует держать руки очень близко к телу. Верхняя рука находится не выше плеча, а нижняя не ниже талии. Руки движутся согласовано.

Каждое движение рук в тайцзи имеет защитно-нападающий смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" верхняя рука реализует силу цай (срывание). Она осуществляет протягивающее действие к себе и вниз. Нижняя рука проходит до подмышки противника снизу плеча. Точка приложения силы находится на предплечье. Это движение называется "као". Захватив запястье атакующей руки противника, другой рукой следует проникнуть ему под плечо. Потом, вращая поясницу и протягивая руку противника, опрокинуть его.

Обхват и раскрытие выполняются единым движением, рассматриваясь с точки зрения атаки и защиты. В прикладном смысле тайцзи-цюань это единая защитно-атакующая система, старающаяся не отделять движения защиты от движения атаки.

В движении "белый журавль сверкает крыльями" применение сил другое. В предыдущем движении метод называется "као", а в этом движении "ле чжуа" - хватание и раскалывание. Левая рука парирует прямой удар противника и сводит его вниз, а правая рука всовывается противнику под плечо. Затем рывком правого предплечья на себя, рука противника выворачивается.

На протяжении всего выполнения формы, необходимо соблюдать следующие принципы: "чжун" - центрированность, "чжен" - вертикальность, "ань" - спокойствие, "шу" - комфортность.

Начиная с движения "пробуждение сил". Необходимо, стоя прямо, как бы "сидеть" на своих ногах, поддерживая равновесие. Не следует наклоняться вперед или назад. Нужно немного согнуть ноги и опуститься.
Должно присутствовать ощущение, что макушка головы "стоит" на пояснице. Руки как будто кладутся на стол. Это движение проявляет самую начальную форму тела. В тоже время "пробуждение сил" устанавливает высоту выполнения формы. Высота выполнения формы выбирается в соответствии с собственными особенностями и поддерживается на одном уровне на протяжении всего комплекса.

Выполняя движение "разделить гриву дикой лошади" также нельзя отклоняться вперед или назад и необходимо "сидеть" на собственных ногах. В движении "белый журавль сверкает крыльями" те же требования.

Тайцзи-цюань такой вид гимнастики, в котором также используются принципы "сун" расслабленности, "жоу" мягкости и "цзы жань" естественности. Руки не следует разводить широко и держать слишком прямыми. Руки нужно согнуть в локтях, поддерживая их природный изгиб. Грудь следует расслабить. Расслабленность, мягкость и естественность - самые главные принципы тайцзи-цюань. Но стоит прояснить эти понятия. Расслабленность не означает излишней обмяклости. В расслаблении должна присутствовать "распирающая сила". В тайцзи-цюань существует принцип - "пэн". Сила "пэн" должна присутствовать всегда. Что же называется "пэн"? В позиции необходимо быть расслабленно-комфортным и наполнено-сытым (важные психосоматические принципы тайцзи). Это похоже на обнимание наполненного воздухом мяча. У вас, как и в мяче должна быть силу распирания, в тайцзи этот принцип называется подпирание восьми сторон. Таким образом, в тайцзи-цюань присутствуют следующие принципы:

"чжун" - центрированность,

"чжен" - вертикальность,

"ань" - спокойствие,

"шу" - комфортность,

"чжи чен ба мянь" - подпирание восьми сторон,

"сун" расслабленность,

"жоу" мягкость,

"цзы жань"естественность.

Расшифровывая термины "мягкость и гармоничность", следует заметить, что в мягкости есть раскрытая комфортность и наполненная сытость. Обхватывая шар, не следует напрягаться, как будто подмышками зажата книга. Духу не нужно быть жестким, резким и угловатым. Не следует быть психически напряженным. Но также не нужно быть обмяклым, как сдутый шарик. При раскрытии рук внимание должно быть собранным в центре. Руки раскрыты, но дух собран. Это, как и каждое движение необходимо завершать в состоянии комфортной расслабленности. Перечисленные выше моменты являются важными требованиями и принципами тайцзи-цюань.

Второй отрезок включает три движения:

Влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге,

Тянуть за пипа,

Обратное наматывание плечами влево и вправо.

Во втором отрезке в работе рук самым главным является приведение согнутой руки сзади и толчок вперед. Например: в движении "сгребать с колена на ломаном шаге" руки делают движение "туй чжан" (толкающая ладонь). Это основное движение в этом отрезке. Его защитно-атакующее применение является очевидным.

В движении "тянуть за пипа" смысл во встречном закрытии рук. У встречного закрытия рук следующий защитно-нападающий смысл: при атаке правой руки противника, прямым ударом в живот, следует захватить правой рукой запястье бьющей руки и потянуть противника на себя, заставляя его тем самым тянуть руку на себя. Ладонь левой руки следует наложить на локоть захваченной руки противника. Далее прикладывая двумя руками силу закрытия внутрь, выламываем противнику руку в локтевом суставе.

Выполняя второй отрезок, необходимо помнить о следующих правилах в шагах и стойках тайцзи-цюань. В первых двух отрезках главными шагами являются гунбу и сюйбу. Конечно, в "пробуждении сил" используется позиция кайлибу. Далее приседая, переходим в мабу. При выполнении движения "разделить гриву дикой лошади" переходим в гунбу (передняя нога согнута в колене, задняя нога относительно прямая отставлена назад). Передняя нога в гунбу напоминает древко лука, а задняя стоит так, что напоминает тетиву лука. Это положение называется стойкой "лука и стрелы". Большая часть веса приходится на переднюю ногу (70 %). В сюйбу основной вес на задней ноге (80%) и 20 % на передней. В движении "тянуть за пипа", тоже выполняется сюйбу, но передняя нога стоит на пятке. В движении "белый журавль сверкает крыльями" передняя нога стоит на носке.

Сюйбу и гунбу являются самыми важными шагами в тайцзи-цюань. Передняя стопа всегда направлена вперед, а задняя вбок-всторону, образуя угол от 45 до 60 градусов. Это является основными правилами выполнения шагов в Ян тайцзи-цюань.

В силу такой постановки ног следует быть внимательным к повороту поясницы и закрытию таза. В движении "пробуждение сил" стопы направлены вперед. При выполнении первого шага необходимо довернуть заднюю стопу на носке. Это позволит тазу также довернуться в переднем направлении. Нельзя выполнять гунбу, не довернув пятку(не обеспечив задней стопе угол в 45-60 градусов), при этом оставляя таз слишком раскрытым, а тело вывернутым. Эти же требования относятся и к сюйбу.

В первых двух отрезках сначала отрабатываются шаги вперед. Но в тайцзи-цюань есть еще один важный способ шагания, который называется "делать шаг как кошка". При шаге следует легко приподнимать ногу, легко выносить, легко опускать. После этого принимается положение "нога-лук". В тайцзи-цюань это называется "легко поднять - легко опустить, точечно приподнять - точечно опустить". Нельзя быстро снимать заднюю ногу при выходе из гунбу и подтаскивать ногу по земле. Движение похоже на вытаскивание ноги из грязи. Не следует также выпрямляться при подшагивании. Делая шаг вперед, нельзя ударять ногой о землю или делать это быстро. Это не похоже на шаги кошки.

Вышеуказанные особенности проявляют принципы легкости и мягкости при выполнении шагов. В тайцзи-цюань существует прекрасная возможность для тренировки силы ног и силы "подпирания и устойчивости", реализуя таким образом важные принципы тайцзи.

У начинающих, как правило, сила ног не является достаточной, поэтому при шаге вперед начинающим (в середине перехода из гунбу в гунбу) можно опираться на носок, как бы разделяя шаг на две части. Такая техника позволяет восстановить равновесие и устойчивость. Так же можно на шаге вперед, при постановке ноги на пятку, остановиться и стабилизироваться. Конечно, все это нужно делать в соответствии с вашей тренированностью. Стоит отметить, что в гунбу необходимо поддерживать определенное расстояние между стопами, так называемый "коридор".


Третий отрезок включает два движения:

Влево и вправо "прихватить воробья за хвост".

Движение "прихватить воробья за хвост" является характерной особенностью всех стилей тайцзи-цюань. Обычно в комплексах тайцзи-цюань его ставят вторым движением после "пробуждения сил". Это движение длинное и форма рук достаточно сложная. В 24 форме движение "прихватить воробья за хвост" делается в две стороны. Движение имеет следующие особенности.

В начале формы "прихватить воробья за хвост" выполняется обхват и раскрытие. Это очень похоже на "разделить гриву дикой лошади", но имеет другой прикладной смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" используется сила "као", а в "прихватить воробья за хвост" - сила "пэн". Сила "пэн" означает наполненное отражение, "наполненная рама", "сила распирания". В этом движении положение рук и тела составляют упругую раму. Движение очень похоже на то, как будто вы держите перед собой щит, закрывая себя и принимая на него атаку противника.Точка приложения силы находится на внешней части середины предплечья. Движение также похоже на стену, которую мы выстраиваем для защиты от противника.

Смысл второго движения формы "прихватить воробья за хвост" в том, что две руки захватывают атакующую руку противника и тянут ее на себя. Усилие в движении начинается спереди и развивается в направлении себе за спину. Это движение называется "люй" (тянуть, приглаживать). Следует заметить, что в Китае словом "люй" обозначают приглаживание бороды. Не следует резко дергать противника. Захватив его руку, нужно легко с попутной силой тянуть противника на себя назад.

Третье движения формы называется "цзи" (толкать, давить, выдавливать, жать). Руки формируют дугообразную форму, образуя наполненность как в силе "пэн". Точка приложения силы - внешняя часть середины предплечья.

В четвертом движении формы противник протягивается на себя и следом выполняется толчок двумя руками. В тайцзи-цюань это движение называется "ань" (нажимать, давить). Сравнивая это движение с движением "туй чжан", можно отметить следующее. Движение "туй чжан" - это толчок рукой из-за спины вперед. В движении "ань" сначала следует потянуть противника на себя, заставляя его потерять равновесие, и сразу же толкнуть.

Таким образом, движение "прихватить воробья за хвост" включает четыре важнейших типа усилий: пэн, люй, цзи, ань. Движения в этой форме разнообразные и сложные. Форма "прихватить воробья за хвост" особо проявляет смысл тайцзи-цюань - вытягивание противника в пустоту и использование силы противника против него самого, воплощая принцип "мягким побеждать жесткое". Например: выполняя "люй", тянем противника на себя. В тот момент, когда противник начнет сопротивляться, нужно "приклеиться" к нему и резко толкнуть. Если противник снова пошел в атаку, следует отойти назад, увлекая его за собой, а затем опять толкнуть. В тайцзи-цюань важно полностью соответствовать приложенной силе, а так же мгновенно заполнять пустоту, образованную противником.

Занимающимся необходимо помнить о "пустоте и реальности", иногда говорят о пустоте и полноте. Так в соответствии с движением рук центр тяжести должен, не останавливаясь, перемещаться с одной ноги на другую. В перемещениях нужно использовать силу ног и поясницы. Такие перемещения хорошо тренируют силу ног. При "развороте одним махом" (между движениями "прихватить воробья за хвост" влево и вправо) носки ног закрываются внутрь, образуя форму "коу" (запирание).


Четвертый отрезок включает три движения:

Одиночный хлыст,

Руки - облака,

Одиночный хлыст.

Особенностью этих трех движений является техника "руки - облака", которая встречается в трех вариантах: сбоку тела, перед собой и вокруг головы. Во всех случаях руки рисуют в пространстве круг. Эти движения в терминах ушу называются "облака". В этой форме проглядывается достаточно ясный защитно-атакующий смысл. "Руки-облака" - это перемещение и открывание ("передвинуть" и "открыть"). В 24 форме при этом движении руки описывают два вертикальных круга.

Движение "одиночный хлыст" появляется в форме два раза. "Руки-облака" и "одиночный хлыст" весьма характерные для тайцзи-цюань движения. В основе движения "одиночный хлыст" тоже лежит принцип "облаков". Но в "одиночном хлысте" немного другой защитно-атакующий смысл: движение кисти "гоу" (крюк) является захватом руки противника. Другая рука выполняет удар ладонью "туй чжан".

Выполняя движения "облаков", руки должны двигаться сообща, в том числе с поясницей и ногами. В ушу есть следующий принцип "настройка и согласование рук, глаз, положение тела и шагов". Т.е. руки, глаза, тело и шаги тесно взаимосвязаны.

Следует отметить, что движение головы и взгляда очень важны. При выполнении формы всегда следует смотреть в соответствии с целью защиты и нападения.

При приставлении ноги в движении "руки - облака", стопа приставляется на расстоянии около 20 см. Это положения называется "сяо кай бу" (малая открытая позиция), а шаг "це син бу" (боковой шаг).


Пятый отрезок включает четыре движения:

Дотронуться до высокого коня,

Пинок ногой вправо,

Два горных пика проходят через уши,

Поворот влево и пинок ногой влево.

Движение "дотронуться до высокого коня" начинается с "хлыста" и здесь используется техника "туй чжан", которая была разобрана выше. После "протыкающего" движения правой рукой, руки симметрично раскрываются. Затем производится удар ногой по противнику. В тайцзи-цюань эта техника ног называется "пинок", носок натягивается на себя, удар наносится подошвой- пяткой. Руки при этом раскрываются либо для равновесия, либо для разведения рук противника.

Смысл движения "два горных пика проходят через уши" в том, что две руки двигаясь симметрично по дуговой траектории, как бы рисуя радугу, производят удар двумя кулаками по вискам противника. Затем кулаки раскрываются, и руки симметрично опускаются так же по дуговой траектории.

В движении "два горных пика проходят через уши" используется форма кулака "гуань цюань" (пересекающий, проходящий кулак). В китайском боксе эта форма кулака называется "пай цюань" (качающийся кулак). В этом движении две руки бьют одновременно, усилие фокусируется на передней части кулака. Кулак в тайцзи-цюань не должен быть очень расслаблен, но и не следует слишком сильно сжимать кулак. Как следует из названия, удар наносится по виску, поражая точку "тай ян". В движении "два горных пика проходят через уши" важны расслабленно-посаженные плечи и ровное положение головы.


Шестой отрезок включает два движения:

Опускание сил влево,

Опускание сил вправо.

"Опускание сил" - название указывает на то, что следует опускаться достаточно низко, образуя позицию пубу (шаг слуги). А позиция ду ли (высокое стояние) - это положение равновесия, где центр тяжести находится достаточно высоко. Так же это положение называется ду ли бу (позиция одинокого стояния). В позиции ду ли бу опорная нога естественно выпрямлена, она не согнута, но и не слишком выпрямлена. Позиция должна быть стабильной. Передняя нога согнута и поднята выше центра тяжести. Таким образом, в движении "опускание сил" центр тяжести перемещается из максимально высокой точки до максимально низкой. В позиции пубу центр тяжести опускается ниже, чем в гунбу или мабу. Этот шаг подобен расстиланию одеяла на земле.

В этой форме встречается новое движение рукой - "чуань чжан" (протыкающая ладонь). Обычно, при чуань чжан сила находится на кончиках пальцев. В позиции ду ли используется форма "тяо чжан" (поднимающая ладонь). В этом движении рука идет снизу-вверх, подбивая руку противника.

Движение "опускание сил" имеет следующий смысл: используя крюк, следует захватить атакующую руку противника. Затем, принимая пубу, можно ударить рукой в пах или живот. Или еще вариант: просунуть руку противнику между ног и выполнить бросок. Следующим движением выполняется удар коленом. В ушу есть правило: "если далеко - бьем стопой, если близко - бьем коленом". Вообще удар коленом - один из самых важных ударов в боевых искусствах.

Выполняя пубу, не каждый сможет присесть на нужный уровень. В этом случае можно выполнить бань-пубу (полу-пубу), т.е. высокое пубу. Самое главное: не следует сгибать поясницу, наклонять голову и излишне напрягаться в этом движении.

При переходе из пубу в ду ли бу необходимо последовательно развернуть носок передней ноги вперед и при переходе веса на переднюю ногу, обязательно довернуть заднюю стопу.


Седьмой отрезок включает три движения:

Влево и вправо продевать челнок,

Игла на дне моря,

Сверкнувшая спина,

В движении "продевать челнок" одна рука создает "раму", приподнимая руку противника вверх, другая - атакует. Верхняя рука наполовину согнута, центр ладони обращен всторону-вверх, атакующая рука толкает перед грудью.

В движении "игла на дне моря" сначала следует поднять правую руку до уровня плеча, а затем "всунуть" ее вперед-вниз. Точка приложения силы находится на кончиках пальцев - "ча чжан" (всовывающаяся ладонь). Это движение похоже на "протыкающую ладонь". Однако, "протыкающая ладонь" - это любой удар пальцами. А в движении ча чжан особый защитно-атакующий смысл: атака в пах сверху вперёд-вниз.

В движении "сверкнувшая спина" одна рука выполняет туй чжан, а вторая делает "подпирание" вверх. "Сверкнуть" означает, что скорость движения в применении очень большая. В этом движении руки выполняют приложение силы симметрично и одновременно, таким образом, что выпуск силы опирается на спину. В тайцзи-цюань есть принцип: "собирание похоже на кости, а выпуск на хребет". Опора силы на спину проявляет принцип собранности и согласованности тела. Сила исходит из ног и спины с большой скоростью. Это движение еще называется "открывание спины", и его можно сравнить с открыванием веера.

Занимающимся важно помнить о соблюдении коридора при выполнении шагов. Две стопы как бы стоят на двух разных колеях. Такая позиция является более устойчивой. Если ставить ноги на одной линии, то при выполнении "сгребать с колена на ломаном шаге" приходилось бы сильно скручиваться в пояснице. В этом случае энергия поднимается слишком высоко, а центр тяжести не находится в равновесии. Ширина коридора у всех разная, в среднем 10 см. В движении "сверкнувшая спина" - 10 см достаточно, в движении "продевать челнок" - чуть шире. У полных людей коридор шире, у худощавых - уже.

Стоит помнить, что тайцзи-цюань не является какой-либо лечебной гимнастикой или тренировкой созерцания. В каждый момент времени необходимо поддерживать вертикальность. В вертикальном положении следует двигаться в соответствии с защитно-атакующим смыслом, а так же в соответствии с необходимой формой тела. Во время перемещений тела вертикальность поддерживается почти всегда, но когда нужно совершить нападающее движение вниз, тело тоже нужно наклонить вниз в соответствии с движением. Это особенно проявляется в движении "игла на дне моря". В этом движении тело наклоняется вперед на угол 30-40°.

Есть стили тайцзи-цюань, где можно отклоняться от вертикали, но в любом случае спина прямая, не "ломанная". Это характеризуется следующим принципом тайцзи: "отклонив середину, принадлежать центру".


Восьмой отрезок включает четыре движения:

Повернуть тело, переместить, преградить и ударить,

Запечатать плотно как конверт,

Руки - крест,

Собирание сил.

В движении "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" одновременно используются кулак и ладонь. Сначала применяется техника "пань я" ("пань" - удар перевернутым кулаком, "я" - пресс, давить). Это защитное движение: сначала следует отвести атакующую руку противника наружу, а затем продавить её вниз. Движение ладони в этой форме называется "лань" (преграждать). В тайцзи-цюань движение наружу называется "пань", внутрь - "лань". Эти движения могут выполняться и кулаком, и ладонью.

Таким образом, обобщенное применение движения "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" следующее: при атаке противника прямым ударом правого кулака следует отбить его руку одноименной рукой наружу. Затем, продолжая отбивать руку противника движением ладони разноименной руки "лань", завершить комбинацию атакой правым кулаком.

Разбирая движение "запечатать плотно как конверт", можно отметить, что в 24 форме уже встречалось сходное применение в движении "прихватить воробья за хвост" (сначала нужно было потянуть противника на себя, а затем выполнить толчок "ань"). Здесь же имеется в виду, что в тот момент, когда противник толкает двумя руками, нужно прихватить его руки и толкнуть их вниз. После этого необходимо сразу же толкнуть противника в корпус. При толчке следует прижать руки противника к его телу.

Движение "руки - крест" используется для защиты. Форма "руки - крест" является выжидательно-защитной позицией. Предплечья держаться по диагонали перед грудью.

В процессе освоения гимнастики тайцзи, следует использовать так называемое дыхание цзы-жань или естественное дыхание. Главное, чтобы во время сохранения плавности движений, дыхание не сковывалось и не останавливалось. На начальном этапе не имеет большой разницы между выполнением дыхания через нос или через рот. Гораздо более важными являются вышеуказанные принципы расслабленности, естественности и другие.


Следует помнить о трёх этапах освоения тайцзи-цюань:

1. регулирование тела

2. регулирование сердца

3. регулирование духа

Сначала осваиваются все требования к телу (шаги, формы рук и т. п.). Регулирование сердца означает регулирование мыслей и эмоций. Следует успокаивать и очищать сердце от дисгармоничных, злых мыслей и эмоций. Третьим этапом является укрепление духа шэнь. Нужно достигать такого состояния, когда дух, минуя загрязненное сердце, напрямую начинает управлять как движениями тела, так и энергетикой, а также некоторыми скрытыми ранее ресурсами организма. Регулировка духа также означает, что совершенствуясь в тайцзи-цюань, мы тренируем дух, волю, понимание и осознанность, которые используются в повседневной жизни.

Переведено с лекции мастера Ли Дэ Иня, http://www.tianlong.ru/page1/tajczi24.html



mob_info