Буддийская йога в «Белых облаках» и не только.

Тибетская йога, практикуемая в нашем центре - это комплекс упражнений, который передал ученикам лама Таши Гьяцо. В Москве занятия проводятся с лета 2005 года.

Что же такое тибетская йога и чем она отличается от других видов йоги? Существует много разных школ и, соответственно, разных видов йоги. Например, в Индии много разных ашрамов и других мест, где занимаются йогой, и почти в каждом из них занимаются каким-то своим видом йоги, т.е. существуют различные направления йоги, и среди них есть как какие-то схожие моменты, так и сильно отличающиеся. Тибетская йога, практикуемая в нашем Центре, - один из видов йоги, пришедший к нам из Тибета, из монастыря Лавран благодаря ламе Таши Гьяцо. Упражнения по форме напоминают как многое из индийской йоги, так и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Среди упражнений есть упражнения с дыханием, визуализацией и, конечно же, упражнения на гибкость и растяжку. И ещё, пожалуй, самый важный момент, на который обращает особое внимание лама Таши Гьяцо, - это сосредоточение, концентрация внимания на выполняемом упражнении. Без концентрации внимания не будет должного эффекта, и упражнения мало чем будут отличаться от обычной физкультуры.

Польза от тибетской йоги: улучшение здоровья, самочувствия, улучшение обменных процессов, нормализация работы внутренних органов и т.п. Также улучшается внимание, сосредоточенность, совершенствуется поза для медитации, т.е. становится проще сидеть в позе лотоса с прямой спиной, что бывает важно при выполнении многих буддийских практик. Лама Таши Гьяцо говорит, что, если вы хотите быть здоровыми, меньше болеть, то занимайтесь йогой, и тогда лекарства вам будут практически не нужны. Ученики, которые регулярно занимаются йогой в нашем Центре, отмечают, что стали меньше болеть и уставать на работе. Некоторые естественным образом избавились от лишнего веса.

Материалы

Частые вопросы

    Что нужно для того, чтобы начать заниматься тибетской йогой?

    Нужна свободная одежда, не стесняющая движений, типа спортивной. Также рекомендуется иметь домашние тапочки для перемещения по Центру.

    Все ли могут заниматься тибетской йогой, есть ли какие либо противопоказания?

    Отсутствие травм, каких-либо серьёзных заболеваний и других медицинских противопоказаний. Если у вас имеются какие-либо противопоказания, сначала лучше проконсультируйтесь с врачом, также вы можете задать вопрос инструктору о том, какие упражнения вам можно выполнять.

    Когда можно приходить новичкам?

    Начинающие могут приходить на любое занятие; лучше прийти чуть пораньше, а также проинформировать инструктора о том, что вы пришли в первый раз. Занимайте место впереди, поближе, чтобы лучше видеть и слышать объяснения инструктора.

Буддийская йога (от санскритского корня «йудж » - связывать, сопрягать, соединять; родственно русскому слову «иго » и английскому «yoke »)- наряду с названием ортодоксальной брахманистской системы (даршаны) также общее обозначение индийских психотехнических (психопрактических) методов достижения трансперсональных (измененных) состояний сознания, оцениваемых традицией как высшие и совершенные, ведущие к освобождению от сансарического существования, - переживание единства с безличным Абсолютом, личным Богом, тождества «я» и абсолютного духа и т. д.

Йога в этом широком смысле присуща всем религиям Индии, и поэтому можно говорить об индуистской йоге, буддийской йоге, джайнской йоге и т. д.

В буддийских текстах термин «йога» особенно часто используется в махаянских текстах, но расцвет йогической практики в буддизме связан с Ваджраяной (см. ), или тантрическим буддизмом.

Очень важным положением буддизма Ваджраяны является тезис о недвойственности, тождественности тела познания. Вообще, сознание занимает центральное место в учении Ваджраяны: и сансара, и нирвана - не что иное, как два разных состояния одного и того же сознания; пробуждение - постижение природы сознания как такового, то есть как пустотного и недвойственного гнозиса-блаженства. И это сознание провозглашается недихотомичным, недвойственным (адвая ) с телом и единосущным последнему. Отсюда проистекает естественное стремление тантрического йогина работать не просто с сознанием, а с психофизическим целым своего организма, недвойственного по своей природе. Поэтому важное место в методах Алмазной Колесницы занимает работа с различными признаваемыми индийской традицией психофизическими энергетическим («тонкими ») структурами тела.

Согласно тантрической парафизиологии (она признается в общих чертах и индуистскими тантриками), тело на «тонком» уровне наделено особыми каналами (нади), по которым циркулирует жизненная энергия (прана). Три из этих каналов считаются важнейшими.

В буддийской тантре они называются: авадхути , протянувшийся от промежности до макушки головы вдоль центральной части позвоночного столба (в индуистской тантре его называют «сушумна»), лалана и расана, идущие справа и слева от авадхути и символизирующие метод - сострадание и премудрость (это ида и пингала индуистской тантры).

Йогин стремится ввести энергетические потоки боковых каналов в бездействующий у профана центральный канал, сплавить их в единое целое и получить, таким образом, эликсир пробуждения, направляемый в мозг. Для этой цели иногда используются и методы сексуальной йоги, поскольку тантрики считают, что во время оргазма прана сама стремится войти в центральный канал авадхути.

Упражнения такого рода предполагают определенную подготовку, тренировку в двигательной и особенно дыхательной гимнастике, а также умение визуализировать систему каналов.

Данная практика, как и аналогичная индуистская, включает в себя и упражнения с чакрами (дословно - «колесо»), энергетическими центрами организма, локусами схождения каналов-нади. В буддийской тантре обычно используются три чакры, соотносимые с Тремя Телами Будды (иногда к ним добавляется четвертая, «тайная» чакра: видимо, центр у основания позвоночника), а также с Мыслью, Речью и Телом Будд (Тело-верхний, мозговой центр, Нирманакая; Речь - средний, горловой центр, Самбхогакая; Мысль - нижний, сердечный центр, Дхармакая).

Интересно, что, в отличие от индуизма, высшее состояние ассоциируется здесь не с головным (сахасрара, ушниша), а с сердечным (анахата, хридая) центром.

Чакра м и их элементам соответствуют определенные семенные мантры (биджа мантра), буквенная запись которых может визуализироваться йогином в соответствующих центрах (размер, толщина и цвет букв строго регламентируются).

Раскрытие чакр (их активизация), как полагают, и вообще работа с энергетикой организма приводит к овладению йогином различными сверхспособностями (в буддизме они называются риддхи): умение летать, становиться невидимым и т. п. Считается, что средствами дыхательных и физических упражнений, приема алхимических эликсиров и растительных экстрактов, «возврата семени в мозг» (достигается через умение испытывать оргазм без эякуляции) и созерцания йогин может даже сделать свое тело бессмертным и неразрушимым, дабы, исполняя обеты бодхисаттвы, в течение целого космического цикла оставаться с людьми и наставлять их в Дхарме Будды.

Структура тантрической йоги на стадии завершения не определена точно; скорее можно сказать, что каждый текст предлагал свою структуру пути. Так, «Хеваджра тантра», «Чандамахарошана тантра» и «Калачакра тантра» говорят о «шестичленной йоге» (шаданга йога):

1. Отвлечение чувств от их объектов и введение пран из боковых каналов в центральный канал (пратьяхара);

2. Созерцание и достижение однонаправленности сознания (дхьяна);

3. Дыхательные упражнения, контроль над дыханием в сочетании с произнесением мантры для
очищения боковых каналов и введения праны по среднему каналу в чакру области сердца (пранаяма);

4. Концентрация или сосредоточение сознания для интеграции всех пран, окончательного искоренения всех аффектов - клеш и их «следов» - васан, а также для достижения
переживания чувства блаженства во всех четырех чакрах (дхарана);

5. Практика осознанности-памятования (анусмрити) - на этом этапе практикуется
и сексуальная йога на уровне карма-мудры, джняна-мудры или маха-мудры (см. махамудра и джняна-мудра, карма-мудра) для осознания пустотности тела, его трансформации в божественную форму йидама и достижения переживания состояния неизменного блаженства;

6. Предельное сосредоточение, или йогический транс (самадхи), то есть обретение «тела гнозиса» (джняна деха) и реализация в себе всех четырех Тел Будды, то есть актуализация их в непосредственном психическом опыте.

Те же тексты рекомендуют и занятия хатха-йогой (позы-асаны, дыхательные упражнения и т. п.). Считается, что в процессе этой практики йогин не только овладевает своим психофизическим комплексом во всех его аспектах и на всех его уровнях, но и всеми силами и энергиями Вселенной в соответствии с принципом точного подобия (или даже тождества) тела
и космоса.

Особенно известными в Ваджраяне были методы известные как «шесть йог Наропы»:

  1. йога внутреннего тепла,
  2. йога иллюзорного тела,
  3. йога сновидений,
  4. йога ясного света,
  5. йога промежуточного состояния,
  6. йога переноса сознания.

Первая из этих йог предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (антара бхава; тиб. бардо; кит. чжун инь).

Йогин достигает особого состояния сознания, отождествляемого им с промежуточным. В нем исчезает ощущение тела, и сознание йогина (психологический субъект) может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения. При этом йогин ощущает, что он привязан к своему телу эластичной нитью. Разрыв нити означал бы подлинную смерть.

В тантрическом буддизме существует представление, что каждый умерший в определенный
момент переживает пробуждение и созерцает беспредельный ясный свет пустотного Дхармового Тела, тождественный его собственной изначальной природе. Закрепление этого переживания означает обретение состояния Будды и выход из сансары. Поэтому йогин стремится еще при жизни войти, находясь в состоянии самадхи, в промежуточное состояние и попытаться в нем обрести пробуждение.

Йога внутреннего тепла (чунда йога , тиб. туммо ) особенно популярна в тибетской школе Кагью-па (см. Кагью).

Чунда-йога предполагает работу с психофизиологическими «тонкими» центрами - чакрами и каналами, по которым жизненная энергия (прана) циркулирует по телу (нади), для сублимации праны, что выражается в сильном разогреве тела и трансформации сознания (переживания состояния недвойственности блаженства и пустоты).

Особый интерес представляет йога сновидений с ее техникой «бодрствования во сне», которое постепенно переходит в умение практиковать во сне йогу и дает постижение иллюзорной «сноподобности» всех феноменов.

Йога иллюзорного тела заключается в замене «грубого» физического тела «тонким» энергетическим телом, созданным из энергий-пран и подобным радужному сиянию.

Йога переноса сознания (тиб. пхова ) заключается в «открытии» на макушке головы особого «тонкого отверстия » («отверстие Брахмы ») для выхода через него в момент смерти сознания, окруженного «энергетической оболочкой», и его «переноса» в Чистую Землю Будды Амитабхи.

Йога и Буддизм являются родственными традициями, которые эволюционировали в одной и той же духовной культуре древней Индии. Они пользуются одинаковыми терминами и следуют похожим принципам и практикам. По этой причине не удивительно, что многие из нас, рожденных на Западе, особенно после первоначального знакомства, склонны относиться к учениям Йоги и Буддизма, как к практически идентичным. Нам даже иногда хочется комбинировать их учения или практики, так как кажется, что между ними нет реальной разницы. Различия, которые исторически всегда существовали между этими двумя системами, которые сохраняли их отдельно, как разные традиции, менее очевидны для нас на Западе, чем их сходства. Бывает что люди, изучающие одну из этих традиций, склонны видеть другую в качестве заимствующей у первой. Те, кто изучает Буддизм, могут обнаружить так много сходств в Йоге, что заподозрят сильное буддистское влияние на Йогу. Те, кто изучает Йогу, могут обнаружить так много сходств с Буддизмом, что они увидят сильное йогическое влияние на Буддизм.

Шиваитско-буддистское учение существовало в Индонезии в средневековье, и о многих тантрических йогах того времени трудно утверждать, были ли они индуистами, или буддистами. Индуисты начали считать Будду аватаром Вишну во время средневекового периода, и большинство индуистов все еще считают, что мы живем в эпоху Будда-аватара. Большинство индуистов принимают Будду как великого учителя, даже если они не принимают всех учений Буддизма. Тем не менее, кроме сходств и связей, две традиции всегда имели довольно существенные различия.

Йога и медитация

Сегодня Йога больше всего известна своей традицией асан (йогических поз), которые являются наиболее популярной, видимой и внешней формой этой системы. Буддизм известен как традиция медитации, с помощью более популярных форм буддистской медитации, таких как Дзен и Випассана. Это очень странно, потому что Йога традиционно определяет себя как медитация, или как успокоение колебаний ума, а не как асана, которая преподается только как подготовка для медитации . В Йога Сутрах, классическом тексте о Йоге, в котором есть две сотни Сутр, только три из них упоминают асану, в то время как значительное большинство касаются медитации, ее теории и результатов.

На Западе мы слышим, как люди говорят о «Йоге и Медитации», обозначая йогу как асану, или некую другую внешнюю практику, такую как пранаяма. Если кто-то будет утверждать такое в Индии, то он услышит: «Йога и медитация, а их разве две?!» К сожалению, те, кто изучал Йогу на Западе, обучились только практике асан в этом учении, но не практике медитации. Некоторые из них могут поэтому смотреть в сторону буддистских учений, таких как Дзен или Випассана, в поиске практик медитации, не осознавая того, что существуют йогические и ведантические формы медитации, которые традиционно являются не только частью системы йоги, но и основного способа ее преподавания!


Сопоставление йогических и буддистских учений

Йога и Буддизм являются традициями, разработанными для того, чтобы помочь нам переступить пределы кармы и перерождения и осознать истину осознанности. Они видят страдание и непостоянство присущими всему рождению, будь то животное, человек или Божество, стремятся облегчить его через развитие более высокой сознательности. Оба подчеркивают необходимость растворить эго, чувство себя и своей собственности и вернуться к изначальной реальности, которая не ограничивается отдельным Я. Обе традиции акцентируют реализацию просветления, или внутреннего озарения через медитацию. Обе системы признают Дхарму, принцип истины и естественного закона, как базового закона вселенной, который мы все должны понять. Такими Дхармами являются закон кармы и единство всех чувствующих существ. Буддизм определяет себя как Будда Дхарма или дхарма просвещенных, что видится как традиция, превосходящая время и место. Йога определяет себя как часть индуистской традиции, называемой Санатана Дхарма, вселенская или вечная дхарма, которая не привязана к какому-либо конкретному учителю, или традиции. Обе традиции называли себя Арья Дхармой, или Дхармой благородных мужчин.

Основные отличия между этими двумя системами в их наиболее важных взглядах и в способе практики ... Отдельно от философских различий, обе системы разделяют одинаковые базовые этические ценности, такие как ненасилие, честность, непривязанность и отсутствие воровства. Обеты, которые дают буддистские монахи и садху в традиции Йоги - одинаковые, равно как и обеты монахов-Джайнов.

Абсолют

Веданта определяет абсолют как метафизический принцип Бытия - Осознанности - Блаженства, или как Брахман, в котором есть безупречное спокойствие и освобождение. Буддизм полностью признает Абсолют, который недуален и вне всех рождений и смерти. Но, тем не менее, Буддизм в целом не допускает каких-либо его определений и считает таковое бесполезным. Его иногда называют Дхармакая или телом дхармы, но все же санскритские буддистские тексты никогда его не называют Брахман.

Я и не-Я

Буддизм в целом отрицает Я (Атма или Пуруша), Йога-Веданты и подчеркивает не-Я (анатман). Он гласит, что нет никакого Я в чем-либо и, таким образом, Я - это только вымысел ума. Что бы мы ни показывали как Я, буддисты утверждают, что это только некое впечатление, мысль, или чувство, но не может быть нигде обнаружена однородная сущность, такая как Я. Буддизм имел тенденцию к тому, чтобы смешивать Я/Самость Веданты с еще одной формой эго. Традиция Йога-Веданты придает особое значение Само-реализации, или реализации нашей истинной природы. Она утверждает, что Я/Самость не существует в чем-либо внешнем. Если мы не можем обнаружить Я/Самость в чем-либо, то это не удивительно, потому что если бы мы нашли Я/Самость в чем-то, то это была бы не Самость, а вполне отдельная вещь.

Ум и Я/Самость

Буддизм определяет реальность в терминах ума и часто ссылается на предельную истину как на Единый Ум, или подлинную природу ума. В Йоге, ум (манас) рассматривается как инструмент сознания, коим является Я/Самость. В ней говорится о Едином Я/Самости и о многих умах, которые являются его средствами выражения и распространения. Поэтому, ум не является основным источником, а является лишь аспектом создания. Если мы изучим термины ум и я/Самость в двух традициях, то становится ясным, что то, что Йога критикует как привязанность к уму и эго, весьма похоже на буддистский критицизм привязанности к Я/Самости, в то время как то, что Веданта называет Высшим Я, схоже с буддистской идей подлинной природы Ума и Единого Ума. Я/Самость - нерожденная, несозданная реальность, схожая с тем, что Буддизм упоминает как трансцедентный аспект Ума. Пробужденный ум, который пребывает внутри сердца буддистов (Бодхичитта) напоминает Высшее Я (Параматман), который тоже пребывает внутри сердца.

Бог или Создатель

Йогическая традиция основана на признании, уважении и преданности Богу, или создателю, хранителю и разрушителю вселенной. Одним из ее основных принципов является поклонение Господу (Ишвара-Пранидхана), что считается самым прямым методом само-реализации. Некоторая степень теизма существует в разных учениях Йога-Веданты, хотя в адвайтических системах Ишвара проявление Я-Абсолюта, который выходит за рамки даже самого Создателя. Это, пожалуй, главная разница между Йогой и Буддизмом. Буддизм отвергает Бога (Ишвару), или всеобъемлющего господа и создателя. Он не видит никакой необходимости в создателе и считает, что живущие существа являются посредством кармы сами по себе. Далай Лама недавно заметил, что Будда схож с Богом во всеведении, но не является создателем вселенной.

Карма и перерождение

Обе системы видят карму, как главный причинный фактор, лежащий за перерождением в мире . Тем не менее, в Буддизме карма считается самосуществующим принципом. Буддизм утверждает, что мир существует благодаря безначальной карме живущих существ. В традиции Йоги, все же, карма не является самосуществующим принципом. Мир создан Богом (Ишварой), творческим аспектом сознания. Карма, как всего лишь сила инерции и привязанности, не может объяснить творения мира, но только нашу привязанность к нему. Карма рассматривается как сила, распределенная Богом, которая не может существовать сама по себе, подобно тому как кодекс законов не может существовать без судьи. Тем не менее, некоторые другие Ведические системы, такие как Пурва Мимамса, также придают больше значения карме, чем Богу. Йога признает существование Дживы, или индивидуальной души, которая перерождается. Буддизм же отрицает существование такой души и говорит о том, что перерождение - это всего лишь продолжение потока кармы, а не реальной сущности.

Фигура Будды

Все Буддистские традиции берут свое начало от Будды и многие придают особое значение изучению жизни исторического Будды, Шакьямуни. Ведическая традиция, с другой стороны, признает множество учителей, и нет такого одного учителя, которому все должны следовать, или смотреть на него сквозь историю. Нет такой единой исторической фигуры как Будда, которая доминирует, или за кем все должны следовать, почитать, или поклоняться. Индуизм принял Будду как великого учителя, но он включил его в свой поток множества учителей, гуру и аватаров. Термин Будда сам по себе привычен для ведических учений, так как это общий санскритский термин, означающий пребывание мудрым, пробужденным, или просвещенным. Когда его упоминают в индуистской литературе, то его называют Бауддха Дхарма или Саугата Дхарма, так как нет ничего в термине Будда на санскрите, что могло бы относиться к отдельной персоне или религии. В то время как индуисты провозгласили Будду аватаром, в Буддизме Будда не может быть аватаром, так как в Буддизме нет такого Бога, выражением которого мог бы быть Будда. Если Будда даже и считается аватаром в Буддизме, то только в силу своего просвещенного ума, но не как Создатель.

Нирвана

Обе системы рассматривают Нирвану как слияние с Абсолютом и как главную цель практики. Тем не менее, в Буддистской традиции, особенно в Тхераваде, Нирвана в целом описывается только негативно, как остановка. Ей не даются позитивные наименования. В ведической традиции Нирвана описывается позитивным образом, как слияние с Брахманом, или Саччидананда, Бытие-Осознанность-Блаженство, реализация бесконечного и вечного Я, называемое Брахма Нирвана. И все же, обе эти системы согласны с тем, что эта истина превосходит рамки всех концепций. Веданта описывает Нирвану как свободу, или освобождение (Мокша). Этот термин не встречается в Буддизме, который не принимает существование какой-либо души, которая могла бы быть освобождена.

Преданность и Сострадание

Йога с ее признанием Бога подчеркивает преданность и преклонение перед Богом (Ишвара-пранидхана), как один из главных духовных путей. Она содержит целый йогический метод, основанный на преданности - Бхакти Йогу, через который мы открываем наши сердца Богу и преклоняемся перед Божественной Энергией. Так как Буддизм не признает Бога, то преданность Богу не является путем в Буддизме. Вот почему мы не находим ни одной значимой традиции великих преданных, или певцов божественной любви в Буддизме, таких как Чайтанья, Рамакришна, Тулсидас или Мирабай в индуистской традиции. Буддизм не признает преданности Будде, или веру в разум Будды. Впрочем, преданность великим учителям, или функции просвещенного ума не затрагивает человеческое сердце с той же значимостью, как преданность Божественному Отцу и Матери всей Вселенной, создателю, хранителю и разрушителю всего, что в свою очередь подразумавает признание Бога. Буддизм развил роль Бодхисаттвы, просвещенного, который остается после просветления для того, чтобы учить и направлять живущих существ. Согласно же Йоге, Бог и все мудрецы, что с ним слились, вечно присутствуют для того, чтобы помогать всем существам, и поэтому нет необходимости в таком специальном обете Бодхисаттвы. Йога ценит сострадание как этический принцип и говорит, что мы не можем осознать наше истинное Я, до тех пор пока мы думаем, что мы отдельны от других созданий.

Боги и Богини / Будды и Бодхисаттвы

Будды и Бодхисаттвы, технически говоря, не являются божествами, или Богами и Богинями. Они не являются формами Божественного Отца и Матери и у них нет никакой роли в создании, поддержании и разрушенни вселенной. Они не являются родителями всех существ, а только лишь мудрыми советчиками и учителями. Их часто описывают как великие существа, которые некогда жили и достигли просветления в каком-то моменте времени, и дали разнообразные обеты остаться в мире, чтобы помогать спасать живущих существ. Например, пожалуй, самая великая буддистская Богиня, Тара, является такой Бодхисаттвой, просветленной личностью - не Божественной Матерью, как Дурга или Кали в Индуизме, а великим просвещенным мудрецом, которая продолжает существовать в мире для того, чтобы помогать живущим существам. Она не является Богиней или формой Бога как вселенского создателя, но проявлением просвещенного ума и его силы сострадания. Есть также медитационные Будды (Дхьяни Будды), которые представляют архетипы просветления. Несмотря на то, что Будды и Бодхитсаттвы не являются формами Бога, на них можно молиться для получения благодати и защиты. Например, Бодхисаттва Тара считалась спасителем бедствующих. Поклонение разным Бодхисаттвам называется Йогой Божеств в тибетской традиции.

Выбирая Путь

В большинстве случаев, гуру либо в Ведической, либо в Буддистской традиции требуют, чтобы их ученики придавали особое значение точности их учений. В этом отношении, они могут не принять то, что их последователи комбинируют учения и практики от разных гуру и от разных традиций, особенно те, что по-разному ориентированы. В эту эпоху эклектики, много людей совершают какие-то синтетические эксперименты, комбинируя разные духовные пути и учения согласно своим наклонностям и влияниям. Это может даже оказаться плодотворным в каих-то случаях, особенно, когда кто-то все еще ищет свой собственный путь. Все же, часто люди теряются, или оказываются сбитыми с толку, пытаясь смешать вместе учения, которые они на самом деле не понимают. Прыганье назад и вперед между учителями и традициями может ограничить нас от какого-либо продвижения в какой-либо из них. Искусственный синтез, который во многом является ментальным упражнением, не является заменителем глубокой практики, которая требует преданной концентрации. Цель не в том, чтобы комбинировать пути, а в том - чтобы достигнуть цели, что требует прибывания на истинном пути до конца. В то время как может быть много путей к вершине горы, вряд ли кому удастся высоко забраться постоянно скрещивая и меняя пути. Прежде всего, пытаться объединять пути - это задача не для учеников. Это возможно для мастеров, великих носителей линии передачи в традициях, совершать таковое, если это необходимо.

Уважая все пути, следовать своему собственному

Как утверждали ведические Риши: «То, что является единой Истиной, пророки преподают разными способами.» Это существует для того, чтобы помочь всем разнообразным типам и уровням душ. Несмотря на то, что мы должны уважать все пути, нам просто необходимо следовать единому пути к цели. Надо надеяться, что путь будет широких взглядов, но любой путь должен иметь определенные руководящие принципы и не каждый путь будет работать для каждого.

Выдержки из статьи Дэвида Фроули (Пандит Вамадева Шастри)

Перевод с английского Екатерины Дегтярь

Регулярная практика проходит еженедельно по понедельникам

Программа «Янтра-йога. Тибетская йога как метод для развития созерцания» - это долговременная программа, предназначенная для тех, кто заинтересован в изучении и применении методов успокоения ума и гармонизации жизненной энергии-праны.

Именно понимание взаимозависимости энергии-праны и ума позволяет эффективно использовать различные методы йоги, такие как контроль тела, движения, дыхания и т.д., для успокоения ума, а также увеличивает ясность ума.

Янтра-йога – древняя аутентичная система практик йоги, записанная в 8 веке в Тибете великим ученым и переводчиком Вайрочаной в тексте под названием «Ньида Канчжор. Янтра единства солнца и луны».Живая традиция передачи этого знания сохранилась от Вайрочаны до современного мастера Чогьяла Намкай Норбу.

Определенная часть этой системы открыта для всех, кто заинтересован в такого рода знании. Это, в первую очередь, методы координации и гармонизации различных типов движений, начиная от точных движений физического тела (янтры), до понимания более тонких видов движения – движения праны, дыхания, внимания и т.п.

Это понимание позволяет применить, наряду с классическими методами успокоения ума, такими как шаматха, более тонкие универсальные методы, приводящие к успокоению ума. Что является хорошей подготовкой к различным более глубоким методам медитации.

Также янтра-йога Вайрочаны содержит в себе глубокий потенциал для исправления изъянов и усиления жизненной энергии, связанной с физическим телом. Многие янтры (динамические ритмизированные связки движений) обладают целебными свойствами которые описаны в тексте «Ньида Канчжор». В самом коренном тексте существуют аутентичные приложения, в которых описана как медицинская польза янтр, так и точная связь янтр с устранением проблем медитации.

ПРОГРАММА

Программа «Тибетская йога» позволяет не только изучить и научиться применять янтры, но и исследовать янтры как метод устранения помех для медитации и развить состояние покоя.

Программа устроена в виде двух параллельных потоков: один – это регулярные занятия для более опытных, другой – семинары и занятия для начинающих, объединенные в отдельные модули (2-3 занятия) по конкретным темам, что позволит им присоединиться к регулярной группе.

Следите за расписанием модулей на сайте культурного центра "Белые Облака"!

Ведущий: Виктор Крачковский начал изучение хатха-йоги (система Айенгара) и чаньми-цигун в 1991 году. С 1996 года обучался у учителей различных традиций ануттарайога-тантр. C 1996 года начинает практиковать Дзогчен-атийогу под руководством Чогьяла Намкай Норбу и Кьенце Еше (с 2008 года). Тогда же в 1996 году впервые соприкоснулся с Янтра-йогой. Прошел более 20 обучающих и сертификационных семинаров в рамках Академии Янтра-йоги под руководством Фабио Андрико и Лауры Эванджелисти - ведущих учителей Янтра-Йоги. В 2002 году был авторизован Чогьялом Намкай Норбу как учитель 1-го, а в 2008 году - 2-го уровня янтра-йоги.
Провел более 250 обучающих семинаров в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Литве, Польше, Румынии, Венесуэле, Италии в рамках Дзогчен-общины и вне ее. Проводит обучающие и практические семинары по Янтра-Йоге и освоению кумбхаки, курсы гармоничного дыхания (BreAthe), а также курсы по особой системе Янтра-Йоги для детей от 5-6 до 12-13 лет. Имеет опыт преподавания дыхательных практик людям с ограниченной подвижностью, а также с нарушениями функций дыхания. Практикует буддийскую медитацию с 1995 года. Обучался у многих учителей различных традиций. Основная личная практика дзогчен или атийога, которой он продолжает учиться у Чогьяла Намкай Норбу.

Стоимость занятия: 800 рублей

Абонемент на 4 занятия/действителен в течение 45 дней/: 2 800 рублей

Оплатить участие:

  • Культурный Центр "Белые Облака", 3-й этаж у администратора, ул.Покровка, 4
  • ОНЛАЙН* – через форму оплаты ниже

*При оплате абонемента онлайн требуется обязательное оформление у администратора Культурного центра.

Буддийская йога

Методы созерцания и контроля праны для развития способностей и устранения препятствий.

Существуют пять основных способностей, которые развиваются на пути: интерес, усердие, присутствие, стабильность ума и различающая мудрость. Два основных типа препятствий это страсти и ложные идеи, первые преодолеваются стабильностью ума, вторые - различающей мудростью. Существуют также вторичные препятствия для развития созерцательной практики, такие как сонливость, возбуждение и другие. Есть множество методов, связанных с работой ума, а также методов контроля энергии-праны, которые позволяют быстрее развить нужные способности и устранить препятствия. В данной программе использованы созерцательные методы сутр, связанные как с постепенным, так и непостепенным подходом и идущие непосредственно от Будды Шакьямуни, а также методы контроля дыхания через движение, связанные с системой «Янтра единства солнца и луны», которой Гуру Падмасамбхава обучил Вайрочану в VIII веке.

Программа состоит из цикла обучающих семинаров, регулярных практических занятий и выездного практического семинара.

Построение курса позволяет присоединиться к нему в любой момент.

Презентация 13 января в 20:00 в беседке «Белых облаков»

Цикл однодневных ежемесячных семинаров по созерцательным практикам

Подробнее

Развитие состояния покоя (шаматха) и однонаправленного сосредоточения.

Практика состояния покоя позволяет развить способность ясно и отчётливо различать то, что происходит в уме, а способность однонаправленного сосредоточения позволяет без отвлечения удерживать свой ум на выбранном объекте. Это становится основой для развития всевозможных созерцательных практик.

2) Практика четырёх основ внимательности: тело, ощущения, ум и явления (випашьяна) - 14 февраля.

Подробнее

Практика четырёх основ внимательности: тело, ощущения, ум и явления (випашьяна).

Не бывает внимательности вообще, абстрактно: мы всегда наблюдаем некую предметную область, представляющую для нас интерес. Традиционная буддийская практика внимательности, это вовсе не параноидальное слежение за всем происходящим с последующей рефлексией и рационализацией, но умение прежде всего наблюдать различные срезы явлений своего внутреннего опыта, а затем - и это самое главное - различать в многобразии данного опыта то, что действительно важно. В частности, различать непостоянство явлений не интеллектуально, не как предметов в некоторой «реальности», но как феноменов психического опыта, проявляющихся в нашем восприятии. Такое различение важно для устранения привычных ошибочных схем работы нашего разума, создающих разнообразие иллюзии, вводящих нас в заблуждение.

Постепенная тренировка внимательности (смрити) проходит через четыре этапа, начинаясь с осознавания своего тела как непостоянного, временного, преходящего. Мы движемся дальше через наблюдение привычных реакций на стимулы и учимся действительно понимать, что «хорошее» и «плохое» не качества объектов, но наши собственные мимолётные ощущения. Мы учимся различать непрестанную смену настроений, состояний и режимов работы ума. И, наконец, переходим к прямому наблюдению содержимого ума, обнаруживая обманчивость категориального мышления и начиная понимать природу множества мыслей, возникающих в нашем уме.

Семинар посвящён изучению практики четырёх основ внимательности в первом приближении и поддерживается занятиями серии «Медитация и мудрость» 17 и 24 февраля, 2 марта.

3) Практика развития четырёх безмерных эмоций.

4) Практика развития различающей мудрости (праджняпарамита).

5) Непостепенный подход и созерцание.

Цикл однодневных ежемесячных семинаров по янтра-йоге

Ведёт Виктор Крачковский.

Подробнее

Полное йоговское дыхание, очищение дыхания, метод раскрепощения суставов циг-джонг для устранения препятствий в практике шаматхи.

Полное йоговское дыхание это навык гармоничного, безусильного, объёмного и непрерывного дыхания. Очищение дыхания - особый метод устранения застойного дыхания, подготавливающий к глубокому опыту йоги и медитации. Метод раскрепощения суставов циг-джонг не только готовит тело к движениям янтра-йоги, но и улучшает функции органов чувств.

2) Метод очищения праны лунг-санг и устранения препятствий в практике випашьяны - 28 февраля.

3) Метод управления каналами ца-дул для устранения препятствий в органах чувств.

4) Метод янтр первой группы для устранения расстройства первоэлементов.

5) Метод янтр второй группы для очищения пяти совокупностей индивидуального существования.

Медитация и мудрость

Подробнее

Ум и прана

Серия обучающе-практических занятий по методам янтра-йоги и медитации

Ведёт Виктор Крачковский по понедельникам 19:30-21:30.

Данный цикл состоит из еженедельных занятий, сочетающих методы янтра-йоги, включающие в себя работу с движением физического тела, дыханием и осознаванием.

Подробнее

Адрес

Стоимость

Один семинар 2500 ₽

Отдельное занятие 600 ₽

Абонемент на 8 занятий 4000 ₽ (скидка 800 ₽)

Пакет 2 семинара + 8 занятий = 8 000 ₽ (скидка 1800 ₽)

Пакет 1 семинар + 4 занятия = 4 400 ₽ (скидка 500 ₽)

Дополнительно

В культурном центре «Просветление» (ул. Черняховского 5 с1, м. Аэропорт) проходят занятия по медитации (четверг), янтра-йоге и гармоничному дыханию (вторник и четверг).

В буддийском центре Рипа (Аптекарский пер. 9, м. Бауманская, м. Красные Ворота) проходит «Курс по основам буддизма»

Подробности

Медитация и мудрость

Серия обучающе-практических занятий по созерцательным практикам

По средам, ведёт Игорь Берхин.

Данный цикл состоит из еженедельных занятий, сочетающих объяснение основных принципов и саму практику различных методов медитации.

Будда учил не просто верить своим словам, но проверять их на собственном опыте. Медитация это не просто средство развития покоя, сосредоточения, терпения, сострадания и других благих качеств, но прежде всего метод получения своего собственного знания. Это знание, которое позволяет распознать свои иллюзии, служащие источником наших проблем, страхов, терзаний. Наш собственный ум является нашим главным мучителем, но этот же самый ум раскрывает и наши возможности. Для того, чтобы обуздать свой ум, чтобы превратить его из безжалостного тирана в верного друга и искусного помощника, существует много разнообразных методов медитации. Мы используем эти методы, чтобы развить в себе мудрость, обладающую потенциалом освобождения.

Мудрость развивается через слушание, размышление и практику, поэтому занятия содержат теоретические объяснения, размышления или дискуссии для прояснения смысла услышанного, а также практику медитации для реализации понятого.

Продолжительность занятий 2 часа. Умение сидеть на полу не требуется. Рекомендуется одежда, которая не стесняет дыхание. Занятия могут быть полезны всем интересующимся независимо от уровня подготовленности.

Ум и прана

Серия регулярных обучающе-практических занятий по методам янтра-йоги и медитации

По понедельникам, ведёт Виктор Крачковский.

Данный цикл состоит из еженедельных занятий, сочетающих объяснение и практику движений и пранаям янтра-йоги.

В учениях йоги говорится о нераздельности ума и праны: куда двигается прана, туда двигается ум, а куда двигается ум, туда двигается и прана. Поэтому невозможно обуздать ум, не обуздав прану, и наоборот. Но прана не является объектом, к которому можно приложить силу, управление праной требует особых искусных методов непрямого контроля через движение тела и концентрацию ума. Особенностью янтра-йоги является координация движения тела, дыхания и концентрации ума, причём все эти три аспекта применяются с самого начала, а не постепенно. Результатом практики янтра-йоги является гармонизация всех систем организма - тела, энергии и ума, - приведение в равновесие всех аспектов жизненной энергии-праны, а также развитие способностей для практики созерцания и устранение к ней препятствий.

Занятия построены в соответствии с особым текстом VIII века, который рассматривает упражнения янтра-йоги как методы устранения препятствий и развития способностей для различных видов медитации.

Адрес : Москва, культурный центр «Белые облака», ул. Покровка 4 (м. Китай-Город).

15
Пн
19:30-21:30
Ум и прана (БЙ)
Белые облака
600
ВК
16
Вт
18:00-20:00
Принципы контроля дыхания
Просветление
500
ВК
16
Вт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
16
Вт
19:00-21:00
Основы буддизма. Четыре осознавания и другие тренировки ума, которые готовят к вступлению на Путь. Практика медитации.
Рипа
свободное подношение
ИБ
17
Ср
19:30-21:30
Медитация и мудрость (БЙ)
Белые облака
600
ИБ
18
Чт
18:00-20:00
Медитация
Просветление
500
ИБ
18
Чт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
19
Пт
19:00-22:00
Бронислав Виногродский и Игорь Берхин «Смыслы и времена. Когнитивное шулерство»
Открытый мир
999
ИБ
20
Сб
18:00-20:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
21
Сб
12:30-14:00
Янтра-йога
Dao-Wellness
500
ВК
22
Пн
19:30-21:30
Ум и прана (БЙ)
Белые облака
600
ВК
23
Вт
18:00-20:00
Принципы контроля дыхания
Просветление
500
ВК
23
Вт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
24
Ср
20:00-22:00
Медитация и мудрость (БЙ)
Белые облака
600
ИБ
25
Чт
18:00-20:00
Медитация
Просветление
500
ИБ
25
Чт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
27
Сб
10:00-12:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
27
Сб
13:00-15:00
Янтра-йога
Dao-Wellness
500
ВК
27-28
Сб-Вс
10:00-19:00
«Ясный ум: Наука, практика и культура осознанности»
1-я международная конференция
Digital October (Берсеневская наб. 6с3) crystal-mind.ru
3950
28
Вс
12:00-18:00
Метод очищения праны лунг-санг и устранения препятствий в практике випашьяны. (БЙ)
Белые облака
2500
ВК
29
Пн
19:30-21:30
Ум и прана
Белые облака
600
ВК

БО - «Белые облака» - Покровка 4 (Китай-Город, Чистые Пруды)
Прос. - «Просветление» - Черняховского 5к1 (м.Аэропорт)
Рипа - Центр Рипа - Аптекарский 9 (Бауманская, Красные Ворота)
DW - Dao Wellness - Бол.Власьевский пер. 10 (Кропоткинская, Смоленская)



mob_info