Турецкая борьба гюреш. Масляная борьба киркпинар

С 1362 года в турецком городе Эдирне ежегодно проводятся соревнования по киркпинару – национальной турецкой борьбе. Перед схваткой борцы натираются маслом. Бороться с использованием обычных приёмов двум скользким соперникам невозможно. Судя по всему, единственный действенный метод воздействия на противника в киркпинаре – засунуть руку ему в штаны и за что-нибудь там ухватиться.

Киркпинар – старейший непрерывно действующий чемпионат в мире.

По правилам киркпинара, масляной борьбы, что по-турецки звучит «ялы гюрэш», выигрывает тот из противников, который поднимет промасленного врага на плечи или прижмёт его к земле. Ни то, ни другое сделать практически нереально.

Раньше схватка не ограничивалась по времени, и соперники боролись сутками, чтобы замучить друг друга до полного изнеможения.

Существует причудливая легенда о двух богатырях, которые, натёршись маслом, боролись под окнами султана, пока не умерли. Поклонники похоронили их под фиговым деревом. А потом обнаружили, что из могил богатырей бьют сорок источников – «киркпинар».

Так в городе Киркпинар возникла борьба ялы гюрэш. А сегодня этот город греческий, поэтому соревнования проводятся в Эдирне. Раз в год этот город становится самым интересным местом для всех любителей киркпинара.

Борцы экипированы пропитанными маслом чёрными кожаными штанами из буйволовой кожи, которые называются кисбет. Весят штаны около 13 килограммов.

Борец закован в кисбет, как в надёжный панцирь. Толком ухватиться за эти промасленные штаны трудно, но можно засунуть в них руку.

Сведений о том, как именно правилами борьбы киркпинар регулируются возможные в такой ситуации злоупотребления, не существует. Скорее всего, никак. Проконтролировать элементы неспортивного поведения невозможно технически.

Очевидно, что главными свойствами великого чемпиона в этой борьбе – пехлевана – должны быть колоссальная выносливость и выдающееся мужество. Взяли тебя за мягкое место, а ты сжал зубы и терпи хоть двое суток, но не сдавайся. Гвозди бы делать из этих людей.

Ещё древние греки заметили, что стрелки, кулачные бойцы и борцы в приватном общении предпочитают разные дистанции. Лучники стараются встать подальше от собеседника, кулачные бойцы стоят на средней дистанции, а борцы любят подойти вплотную. Страшно представить себе манеры борцов киркпинара.

Поклонники масляной борьбы утверждают, что этот вид спорта не имеет национальных и возрастных рамок. Любой желающий может надеть кожаные штаны и попробовать свои силы на Мужском поле – традиционном месте схваток в киркпинаре.

Однако наплыва желающих иностранцев не наблюдается. Это редкий случай в современном спорте. Например, в сумо, к огорчению японцев, давно уже доминируют европейцы. Туркам в этом смысле ничто не угрожает. От иностранцев приёмы киркпинара надёжно защищены тем, что вряд ли кто-то захочет их узнать.

Пехлеван, победивший в киркпинаре, переходит в категорию героев. Отныне он бас-пехлеван.

Остаток жизни он, окружённый почётом сограждан, будет передавать ученикам секреты мастерства.

Победитель ежегодного чемпионата киркпинар получает сумму, эквивалентную 100 000 долларов, и великую славу.

Кажется, что юноши сейчас начнут танцевать мазурку, но нет, предстоит долгая, изнурительная схватка.

В последнее время киркпинар стал более гуманным видом спорта. В 1975-м году время схватки ограничили 30 минутами, в категории бас-пехлеван – 40.

Для сравнения, в дзюдо время схватки во взрослой категории – 5 минут и 2 дополнительных. В киркпинаре в категории бас-пехлеван – 40 минут и 15 дополнительных.

Теперь спортсменам не нужно распределять силы с прицелом на многочасовое противостояние, они могут позволить себе активную тактику борьбы, попытки бросков и захватов.

В целом борьба стала более зрелищной. Хотя основа тактики – засунуть руку в штаны противника и его замучить – осталась прежней.

Лица масляных борцов выражают даже не спокойствие, а невозмутимую, непоколебимую отрешённость.

Спортивной злости нет места на киркпинаре.

Yağlı güreş, или масляная борьба, — это сердце Киркпинара, фестиваля в турецком городе Эдирне. Тысячи людей съезжаются каждый год посмотреть на этих натертых маслом борцов. Это не просто вид спорта, это настоящая традиция с молитвами, музыкой, инструментами и костюмами. Вы как будто попадаете в прошлое. Главный приз соревнования – Золотой пояс Киркпинар. Перед соревнованием все идут в мечеть, где имам проводит службу в честь соперников. Также для многих юношей это своего рода ритуал вхождения во взрослую жизнь. Далее все идут к могилам легендарных спортсменов помолиться, а затем – по улицам к месту проведения соревнования. При этом поют национальный гимн. Далее соперников представляют зрителям. Мало кто из этих борцов зарабатывает этим видом спорта на жизнь, но для них он очень важен и престижен.

(Всего 14 фото)

1. Двое мужчин во время соревнований по масляной борьбе Киркпинар во время фестиваля в Эдирне, Турция. (Pari Dukovic)

2. Оркестр исполняет традиционные мелодии, идя по городу. Соревнования проходят в течение трех дней.

3. Борцы ждут своей очереди, следя за соревнованиями.

4. Два рестлера на фестивале Киркпинар.

5. Матч в самом разгаре

6. Два соперника на земле.

7. Будущие борцы следят за соревнованиями с края поля.

8. Мужчины собрались после молитвы в Старой мечети, которая была построена в 1414 году.

9. Толпа, в которой находятся и борцы, ждет начала соревнований и молится в мечети Селимийе.

10. Юноша в Саннет Дугуну в мечети Селимийе, которой более 430 лет.

Турецкая масляная борьба

Фото: Владимир Поморцев

Каждое лето в приграничном турецком городке Эдирне проходит чемпионат страны по масляной борьбе. Принято считать, что первые состязания по этому традиционному виду спорта состоялись на поле Кыркпынар аж в 1346 году. За прошедшие 650 лет ежегодный турнир отменялся всего несколько раз, и каждый раз только по очень уважительной причине, как правило, из-за военных действий. Так что сегодня чемпионат Кыркпынар официально признан старейшим непрерывно существующим спортивным состязанием в мире. Когда в начале XX века в результате Балканских войн историческое поле Кыркпынар оказалось на территории Греции, турнир перенесли на нынешнее место на окраине города Эдирне. Ежегодно в начале июля на острове Сарайичи, образованном двумя рукавами речки Тунджа, собираются победители региональных соревнований по масляной борьбе со всей Турции, чтобы определить лучшего.

1

Турецкая масляная борьба, или «ялы гюреш», уже много столетий остается одним из любимейших видов спорта в Турции. Перед поединком борцы, или «пехливаны», обильно обмазывают себя оливковым маслом. Сражаются пехливаны в специальных кожаных штанах до колен, которые называются по-турецки «киспет». Поскольку покрытое маслом тело получается очень скользким, единственный надежный способ ухватить противника - просунуть руку сквозь штаны насквозь и схватиться за другой край штанины. Традиционно киспеты изготавливались из шкуры буйвола, последнее время обычно используется бычья или козлиная кожа. Каждые штаны шьются по индивидуальной мерке, а их вес может достигать 13-ти килограммов. Сзади металлическими заклепками выбито имя пехливана.


2. Чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе в городе Эдирне.

Считается, что турецкая масляная борьба зародилась больше тысячи лет назад еще во времена Османской империи. Во время долгих военных походов солдаты султана устраивали между собой на привалах товарищеские поединки. В старинных османских хрониках сохранилась легенда, как в XIV веке сорок воинов под руководством Сулеймана-паши впервые переправились через Босфор на европейский берег. На обратном пути после успешной кампании против Византии солдаты расположились на привал в окрестностях деревни Самона и затеяли между собой поединок. Через некоторое время большинство схваток завершились, только двое братьев Али и Селим никак не могли определить, кто из них сильнее. Борьба продолжалась всю ночь и закончилась смертью обоих соперников от истощения. Братьев похоронили рядом на поле, где они боролись и умерли, а когда через несколько лет солдаты вернулись проведать их могилы, оказалось, что около нее забил источник. В честь сорока воинов место получило название Кыркпынар, что в переводе означает «сорок ключей». Именно на этом поле в 1346 году состоялись первые состязания по масляной борьбе.


3 . Чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе в городе Эдирне.

Первоначально поединки борцов проводились без ограничения по времени и заканчивались только когда одному из пехливанов удавалось положить соперника на лопатки или поднять его над головой. Таким образом бой мог продолжаться и несколько часов. В 1975 году были утверждены новые правила масляной борьбы, по которым на обычный поединок отводится 30 минут, а на поединок за звание чемпиона - 40 минут. Если отведенное время не выявило победителя, назначаются добавочные 10 или 15 минут, а победитель определяется судьей по сумме баллов.


4. На каждом чемпионате Кыркпынар расходуется около трех тонн оливкового масла.


5 .



7 .



Нынешний приграничный городок Эдирне в европейской части Турции когда-то был известен под греческим названием Андрианополь. Именно у его стен больше тысячи лет назад потерпел сокрушительное поражение киевский князь Святослав Игоревич. Столетия спустя великий турецкий архитектор Синан построил здесь свое самое грандиозное сооружение. Над мечетью Селимие впервые в истории мусульманской архитектуры Синану удалось возвести купол, превосходящий по размерам купол Святой Софии в Константинополе. По сложившейся традиции, чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе каждый год открывается пятничной соборной молитвой в мечети Селимие.


10 . Внутренний двор мечети Селимие во время сильного дождя.

Строительство мечети Селимие началось в 1569 году и продолжалось шесть лет. Колонны, обрамляющие внутренний дворик, были перенесены сюда из разоренных византийских храмов. Грандиозный купол диаметром 31,2 метра на 20 сантиметров превосходит купол собора святой Софии в Константинополе, возведенный тысячелетием раньше. Правда, сама мечеть получилась почти на 15 метров ниже христианской святыни, так что превосходство не столь очевидно. Когда в 1913 году во время Первой Балканской войны Эдирне был осажден болгарскими войсками, прямо в купол попал артиллерийский снаряд. Однако конструкция оказалась настолько прочной, что всё обошлось лишь незначительными повреждениями. В 2011 году мечеть Селимие была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


11 . Пятничная соборная молитва джума-намаз в мечети Селимие по случаю начала чемпионата Кыркпынар.


12. Обувь перед входом в мечеть Селимие.


13 . Спортсмены на соборной молитве в мечети Селимие по случаю начала чемпионата Кыркпынар.


14. Продавцы турецких сладостей около мечети Селимие.


15 . Юные спортсмены исполняют национальный гимн Турции на открытии чемпионата Кыркпынар. На чемпионат съезжаются победители региональных соревнований со всей страны. Всего около тысячи борцов каждый год. Для многих юных спортсменов из сельских районов поездка на чемпионат становится первым большим путешествием в жизни.


16.


17.


18.


19.


20 .


21 .


22.


23 .


24.


25 .


26.


27 .


28.


29.


30 .


31 .


3 2.


33 .


3 4.


35 .


3 6.


3 7. Последняя тренировка накануне открытия чемпионата. На тренировках используется более дешевое подсолнечное масло.


3 8.


3 9.


40 . Портреты всех победителей чемпионата Кыркпынар в городском музее Эдирне.

Фотографии этого очерка сняты в июле 2009 года в городе Эдирне в Турции.

Copyright © 2009 Вова Поморцев

Гюреш – это турецкий национальный мужской вид спорта, напоминающий вольную борьбу. Однако, в этих видах спорта есть и существенные различия, главное из которых состоит в том, что перед соревнованиями мужчины обильно смазывают свои тела оливковым маслом, отчего захватить противника, а, тем более, уложить его на лопатки, становится очень не просто.
Легенда о возникновении борьбы гюреш гласит, что XIV веке 40 знатных воинов переправились из Азии в Европу и устроили привал там, где нынче находится город Эдирне. Во время отдыха, как и полагается молодым и умелым воинам, они решили развлечься борьбой, а, чтобы сделать её захватывающей и непредсказуемой, вымазались оливковым маслом. Достаточно быстро 38 борцов выбыли из соревнований, но два финалиста никак не могли побороть друг друга. Они так долго и безрезультатно боролись, что умерли прямо там же от истощения. Тогда их с почестями похоронили рядом с друг другом, и после этих событий появилась традиция проводить ежегодное состязание атлетов в Эдирне (с 1357 года).

Борьба проводится только среди мужчин, женщины не допускаются до участия в соревнованиях, им даже запрещён проход на стадион. Разделение участников проходит не по весу, как принято в большинстве случаев, а по росту участников. Всего существует пять ростовых категорий. Победитель определяется по принципу «выбывания», то есть проигравший борец выбывает из дальнейших соревнований, а победитель переходит в следующий тур.
Подготовка к соревнованиям начинается задолго до самой схватки. Сначала борцы шьют себе специальные бойцовские штаны (kıspet)из телячьей кожи. Именитые и просто богатые борцы предпочитают кожу индийского буйвола, известную своей прочностью. На месте задних карманов часто вышивают устрашающие прозвища: «Анатолийский тигр», «Душитель медведей» или «Побеждающий львов». Кожаный пояс в четыре пальца шириной затягивается толстой веревкой, а к штанам чуть ниже коленной чашечки привязывается повязка из плотной материи, так называемая «вспышка».


В настоящее время этот зрелищный вид спорта переживает, к сожалению, не лучшие времена. Гюреш не имеет собственной спортивной организации или ассоциации, и все денежные средства поступают только от любителей, болельщиков и самих борцов. Финансовая составляющая крайне важна для этого вида спорта, ведь например, за время соревнований борцами может быть использовано до двух тонн оливкового масла. Но, так или иначе, турецкие мужчины любят гюреш, и год за годом промасленные атлеты продолжают бороться за звание «Самый сильный мужчина Турции»



mob_info