Рыцарские турниры в западной европе. «Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли

Образ жизни рыцаря - это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI - началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное - его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы - за две-три недели (в особо торжественных случаях - за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой - она составляла 30-50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».

«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила - StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».

Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир в черной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Есть также упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделись в одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами и другими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.

В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

«Одно из сражений Столетней войны - «Битва тридцати» - очень напоминало турнир. Оно состоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замка Джосселин оказался в окружении на английской территории. С французской и английской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных. Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое время бойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затем сражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, кто остался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы. Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп. Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицо было столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была эта битва».

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д"арм. Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, - рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнира рыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейной сшибки рыцари переходили к бою на мечах.

Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны. В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем, а в последнем - боевые доспехи и острые копья. После использования копий противники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схватка меле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие много бойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями. Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, которое удерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждому участнику разрешалось сломать в бою 5-6 копий.

«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились. Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в. Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воина вышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойность последнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли свое значение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил свое значение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зрения подготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишком опасную игру».

Типы турнирных боев

Время распространения

Виды оружия

Задача участников

Копейный поединок

XIV-XVI вв. (XII-XIII вв. - редкость)

Копье (лэнс)

Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм

Групповая схватка (меле)

Копье, меч

Выбить наибольшее количество противников из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом

Бой на булавах

XV в. - первая четверть XVI в.

Булава и тупой меч

Сбить нашлемник

Пеший бой

XIII-XVI в. (наибольшая популярность в XV-XVI вв.).

Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы

Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника

Потешная осада (шармютцель)

Самое разное - начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами

Захватить крепость или удержать ее


Наверно многие мальчишки мечтали стать храбрыми рыцарями, а девушки прекрасными дамами, ради которых эти рыцари совершали бы подвиги и участвовали в турнирах. Многие люди до сих пор зачитываются приключениями короля Артура или рыцаря Айвенго. А в детстве многие дрались на деревянных мечах на воображаемых турнирах. О рыцарских турнирах снято немало кинолент и написано множество прекрасных романов.Рыцарь для многих это символ чести, мужества, смелости и долга. В общем каков сам по себе рыцарь конца 11 начала 12 века - это человек, который всю свою сознательную жизнь занимался в основном военным делом.Рыцари очень часто участвовали в междоусобных войнах и разнообразных военных походов. В остальное, не занятое военными делами время, средневековые рыцари предпочитали принимать участия в турнирах.Первое упоминание о проведении турниров приходится наконец 9 века. Вплоть до конца 12 века во всех турнирах сражались только на боевом (остро заточенном) оружие, что приводило к различным травмам, а иногда даже смерти рыцаря. Это происходило ещё из-за того, что доспехи на них были обычными, такие как кольчуга. Обычно рыцари делились на две группы, например англичане и саксонцы, а одиночки примыкали к одной из этих групп. О времени, месте и по поводу проведения рыцарского турнира объявлялось за несколько месяцев до начала, и отправлялись гонцы. Для того, что бы рыцари не сводили личные счёты во время проведения турнира, они давали клятву, что участвуют в турнире только ради совершенствования своего военного мастерства. Кроме этого, участие в турнире было очень доходным делом. Всё дело заключалось в том, что выигравший, забирал себе доспехи и коня проигравшего. А их стоимость была достаточно высока. Плюс ко всему очень часто захватывали в заложники и самого рыцаря в надежде на получение от его родных очень хорошего выкупа. Были случаи когда некоторые рыцари зарабатывали целое состояние на участиях в рыцарских турнирах. Но в конце 13 века были введены специальные более мирные правила проведения рыцарских турниров. Оружие было специально притупленное, и называлось мирным оружием, введены усиленные доспехи (такие как латы). Также запрещалось в случае проигрыша забирать доспехи, коня или пленить проигравшего рыцаря. Запретили наносить удары в правую руку, так как её не закрывал щит. Если рыцарь наносил удар в это место, то ему засчитывали штрафные очки. А при получении травмы из-за такого нарушения победа присуждалась травмированному. Турниры в основном состояли из двух частей. Первая часть-это конно-копейная сшибка (это когда два рыцаря неслись на конях навстречу друг другу стараясь выбить противника из седла копьём). Вторая часть турнира это одиночные или групповые битвы на мечах или булавах.И только в конце 13 века рыцарскими турнирами заинтересовались дамы. И турниры становятся более театральными. Рыцари украшают себя и своего коня доспехами, плащами и щитами на которых изображён их родовой герб. Герб был важной частью жизни любого рыцаря. Он доставался ему либо в наследство, либо в награду за заслуги перед королём. К каждому гербу прилагалось какое-либо выражение - девиз, он выражал жизненное кредо рыцаря. В качестве особого расположения к рыцарю дама могла вручить какой-нибудь аксессуар, в основном это как правило был платок или накидка. В начале 14 века произошло ещё одно изменение. Полосу где проходила конно-копейная сшибка разделили ограждением пополам. Приезжая на турнир рыцари ставили каждый свой шатёр (который был одним цветом с колером их родового герба) и украшали его своим щитом с гербовым изображением. Доспехи были специально выкованы для турниров и начищены до блеска, выбран самый лучший конь и самое уникальное оружие.Перед началом турнира проводился так называемый турнир оруженосцев. Они тоже мерились силой и ловкостью. Главным призом в их турнире было посвящение в рыцари перед всеми собравшимся людьми и возможность поучаствовать в турнире.В конце турнира происходила награда победителей, её получал самый отличившийся рыцарь турнира. Судьи под трубный хор громко выкрикивали имя победившего рыцаря, после чего он под звуки труб подходил к знатным дамам, для получения награды. Наградой служила какая-либо ценная золотая вещь (кольцо, шлем или меч). Если дама была благосклонна к победителю, то она вручала ему платок или бант, рыцарь цеплял его на свой шлем, чтобы прославлять свою даму. После этого он уходил, снимал доспехи, надевал праздничную одежду и шёл на пир, где ему уже было уготовано самое лучшие место. К концу 16 началу 17 веков проведение турниров пошло на убыль, они стали проводиться всё реже и реже. Это происходило в основном из-за того, что было положено начало создания регулярной армии. И появлением на вооружении огнестрельного вооружения.

Бесстрашный воин на поле сражения и галантный кавалер при дворе, закованный в латы рыцарь, вне всяких сомнений, является центральной фигурой и символом средневековой Европы.


Воспитание будущих рыцарей чем-то напоминало спартанское. По обычаям тех лет, до 7 лет отпрыски благородных семейств воспитывались у матери, с 7 до 12 лет – у отца. А после 12 лет отцы обычно отправляли их ко двору своих сеньоров, где они вначале выполняли роль пажа (в некоторых странах их называли валетами или дамуазо).


Alexandre Cabanel, Paige

Дальнейшей ступенькой на пути к рыцарскому званию была служба экюйе, то есть оруженосцем. Экюйе обычно заведовал конюшней сеньора и уже имел право носить меч. В 21 год молодой человек посвящался в рыцари. Звание рыцаря налагало на человека определенные обязательства, невыполнение которых порой приводило к разжалованию. В XII веке данный обряд заключался в обрубании шпор у пяток. В дальнейшем он принял более театральные и вычурные формы.

Итак, принимая на себя звание рыцаря, молодой человек, помимо службы сеньору, брал на себя обязательство подчиняться неписаному кодексу чести, соблюдая верность двум культам. Первым и важнейшим из них был «культ 9 бесстрашных», в число которых входили 3 язычника (Гектор, Цезарь, Александр Македонский), 3 иудея (Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей) и 3 христианина (король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский).


Годфруа́ де Бульо́н, один из «9 бесстрашных»

Подражание им было первой обязанностью каждого рыцаря. Но в наше время гораздо более известен воспетый в рыцарских романах куртуазный культ Прекрасной Дамы, родившийся в Аквитании и Пуату. На этом пути рыцарь проходил несколько стадий, первой из которых была стадия «робкого рыцаря» – еще не поведавшего о своих чувствах избранной им даме. Открывшись даме сердца, рыцарь получал статус «молящего», а будучи допущенным к служению ей, становился «услышанным».


Walter Crane, La Belle Dame sans Merc, 1865 год

После того как дама дарила рыцарю поцелуй, кольцо и символ (пояс, шарф, вуаль либо платок, которые он укреплял на шлеме, щите или копье), тот становился ее вассалом. С культом прекрасной дамы тесно связано движение трубадуров (странствующие поэты и композиторы) и менестрелей (певцов, исполняющих песни трубадура), которые часто путешествовали вместе, как рыцарь и оруженосец.


Gustavo Simoni, The Minstrels Story

Отношения между рыцарем и его дамой сердца (которая к тому же часто была замужней женщиной), как правило, оставались платоническими. "Я не думаю, что Любовь может быть разделенной, ибо, если она будет разделена, должно быть изменено ее имя", – так прокомментировал данную ситуацию рыцарь и трубадур Арнаут де Марейль.

«Лишь позовите – и помощь подам
Из сострадания к вашим слезам!
Платы не надо – ни ласк, ни речей,
Даже обещанных вами ночей.

Стихи Пейре де Барджака.)

Впрочем, давайте не будем идеализировать "певцов любви". Подозреваю, что и самим трубадурам, и их слушателям, гораздо больше нравились совсем другие песни. Например, знаменитая сервента Бертрана де Борна:

"Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!
Чтоб вилланы не жирели,
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год
Век держать их в чёрном теле...
Пускай крестьянин с торгашом
Зимой походят нагишом.
Друзья, забудем жалость,
Чтоб чернь не размножалась!
Теперь закон у нас таков:
Плетьми лупите мужиков!
Плетьми – заимодавцев!
Убейте их, мерзавцев!
Их мольбам не внемлите вы!
Топите их, кидайте в рвы.
Навек свиней проклятых
Сажайте в казематы!
Бесчинства их и похвальбу
Давно пресечь пора нам!
Смерть мужикам и торгашам!
Погибель горожанам!"


Бертран де Борн, который в одном из своих стихотворений назвал Ричарда Львиное Сердце «мой Рыцарь Да и Нет»

Настоящий гимн сословной спеси, непроходимой глупости и уверенности в полной безнаказанности. Можно представить, как "нравились" такие песенки представителям Третьего сословия. Потомкам рыцарей и трубадуров заплатить за них придется своей кровью.

Но мы, кажется, отвлеклись, давайте вернёмся в Аквитанию и Северную Италию, где в XII-XIV веках практиковались так называемые «суды любви», на которых знатные дамы выносили вердикты по сердечным делам. В одном из таких «судов» председательствовала знаменитая возлюбленная Петрарки – Лаура.

Для бедных и незнатных рыцарей служение боевому культу и культу Прекрасной Дамы в равной степени открывало пути, следуя по которым можно было стать в общественном мнении на одну ступень с владетельными герцогами и князьями. Герцоги Аквитании и графы Пуату вставали с трона, чтобы встретить "короля поэтов" – трубадура Бертрана де Вентадорн, простолюдина, сына не то пекаря, не то истопника.


Бертран де Вентадорн

А Гийом ле Марешаль, благодаря победам на рыцарских турнирах, не только разбогател и прославился, но даже стал вначале воспитателем юного короля Генриха III, а затем – и регентом Англии (1216-1219 г.г.).

Вы, наверное, обратили внимание на некое противоречие: ведь боевой и куртуазный культы, казалось бы, должны были вести рыцаря по двум разным дорогам. Это противоречие было разрешено путем организации рыцарских турниров, о которых писали поэты, и победы на которых рыцари посвящали своим дамам. сохранила для нас имя человека, который оказался инициатором проведения данных состязаний. Согласно Хронике Святого Мартина Турского (написанной Пеано Гатино), им был Жоффруа де Прейи, который погиб в 1066 г. – увы, не на войне и не на поле чести, а от меча палача. Служение боевому и куртуазному культам не избавило рыцаря от соблазна примкнуть к одному из многочисленных заговоров того времени.

На первых турнирах рыцари не вступали в противоборство друг с другом. Начиналось все с квинтаны – конных упражнения с , во время которых копьем или мечом необходимо было поразить манекен. Описание квинтаны приводится, например, в рассказах о первом крестовом походе (1096-1099 г. г.). Причем сообщается, что манекен в данном случае был снабжен рычагом, приводящим в действие его руку, которая била нанесшего неточный удар рыцаря в спину. Затем на смену квинтане пришел же де баг, по условиям которого требовалось на скаку попасть копьем в висящее кольцо. В дальнейшем появились и стали очень популярны «контактные» разновидности копейных состязаний-единоборств. Это были реннцойг, в котором необходимо было нанести точный удар в доспехи или шлем противника, и штехцойг – очень опасный вид единоборства, где для победы требовалось выбить соперника из седла. В конце XVI-начале XVII веков с развитием огнестрельного оружия турниры выродились в конный балет. Любители исторических романов, вероятно, неоднократно читали о карусели – конном балете, исполняемом по определенному сценарию.

Однако не будем забегать вперед и расскажем о турнирах именно то, что кажется наиболее интересным абсолютному большинству наших современников. Как ни странно, вначале рыцари на турнирах сражались не поодиночке, а боевыми группами – такие состязания получили название меле. Травматизм в побоищах с настоящим боевым оружием был необычайно высок, неудивительно что уже к 1216 г. меле уступили место беурдам, участники которых были вооружены деревянными мечами и тупыми копьями, а роль тяжелых лат выполняли дубленые кожаные куртки. Но поскольку бой с использованием такого «несерьезного» оружия был как бы не совсем настоящим, в XIV-XV в.в. беурд превратился в состязание оруженосцев и недавно посвященных рыцарей накануне основного турнира. А у турнирных бойцов в конце XIV века появилось специальное вооружение. Одновременно с беурдами зрители получили возможность наблюдать за парными поединками – джострой. И лишь потом дело дошло до индивидуальных поединков.


Рыцарский турнир, реконструкция

Но подлинным украшением турниров стали не вышеперечисленные разновидности поединков, а Па д`Арм – вооруженный проход. Это были костюмированные игры-состязания, протекающие по определенному сценарию и чрезвычайно напоминающие ролевые игры современных толкиенистов.

В основе действия лежали мифологические сюжеты, легенды рыцарского эпоса о Карле Великом и короле Артуре. На турнире у Источника слез в окрестностях Шалона в 1449-1550 г.г. защитник Дамы Источника Жак де Лален сразился с 11 противниками и победил во всех схватках. Рыцари, проигравшие бой на копьях, по его воле послали свое копье его сюзерену. Противники, проигравшие поединок на мечах, должны были подарить изумруд самой красивой даме королевства. А те, кому не повезло в поединке на топорах, одели золотой браслет с изображением замка (символ оков), снять который с них могла только дама, которая пожелает и сумеет это сделать. В 1362 г. в Лондоне много толков вызвал турнир, на котором ристалище защищали 7 рыцарей, одетые в костюмы 7 смертных грехов. А в 1235 г. участники турнира Круглого стола в Эсдене доигрались до того, что прямо с турнира отправились в крестовый поход.

Интерес к турнирам оказался настолько велик, что ради участия в турнире дворяне порой забывали о воинском долге и возложенных на них обязанностях. Так, в 1140 г. Ранульф, граф Фландрский, сумел захватить замок Линкольн только потому, что защищавшие его рыцари самовольно отправились на турнир в соседнем городе. В XIII-XIV веках турниры стали настолько популярны, что во многих европейских городах они стали проводиться и между богатыми горожанами. Причем экипировка богатых купцов не только не уступала, но часто даже превосходила экипировку аристократов. Рыцари же для организации турниров стали организовывать союзы и общества (Германия 1270 г., Португалия 1330 г. и т.д.). На собранные взносы проводились турниры, и покупалась экипировка. В 1485 г. в Германии было уже 14 соперничавших между собой турнирных братств. В Англии безусловным чемпионом была команда опытных рыцарей, созданная уже упоминавшимся нами Гийомом ле Марешалем, которая буквально терроризировала прочих участников турниров. Во время только одной из таких гастролей она пленила 103 рыцарей. Доставалось и самому Марешалю. Однажды, победив на очередном турнире, он куда-то исчез перед самой церемонией награждения. Герой был найден в кузнице, хозяин которой пытался снять с него покореженный шлем.

Что касается зрителей, то их поведение часто напоминало выходки современных футбольных фанатов, чему весьма способствовало отсутствие строгих правил определения победителей, которые появились лишь в XIII веке. Несогласие с решением арбитров порой приводило к серьезным волнениям и массовым беспорядкам. С целью предотвращения подобных происшествий, организаторы турниров и власти городов заключали специальные соглашения. Пример был подан в 1141 г. графом де Эко и муниципалитетом города Валенсии, которые заключили договор об ответственности виновных в беспорядках, устраиваемых с целью оспаривания результатов турниров. Там же, где власти полагались на «авось» часто случались происшествия типа «Бостонской ярмарки», когда в 1288 г. недовольные судейством пьяные оруженосцы сожгли половину английского города Бостон. Настоящее сражение произошло в 1272 г. на турнире в Шалоне, когда герцог Бургундский схватил короля Англии Эдуарда I за шею и принялся душить, что было воспринято как нарушение правил.


Эдуард 1, король Англии

На помощь своему сеньору бросились английские рыцари, бургундские дворяне также не остались в стороне, а затем в бой вступили и пешие воины, которые весьма эффективно использовали арбалеты. Случались на турнирах и другие печальные происшествия. Так, в 1315 г. в Базеле во время турнира рухнула одна из трибун, многие из стоявших на ней знатных дам получили травмы и ранения.

Настоящий прорыв в организации турниров произошел в 1339 г. в Болонье, где впервые появилась система судейства по очкам. К XV веку такая система оценки результатов стала общепринятой. Счет очков шел по сломанным копьям, которые специально делались из хрупких и ломких пород дерева – ели и осины. Одно копье присуждалось рыцарю, сломавшему его при попадании в корпус противника, два копья – если оно ломалось по всей длине, три копья – если удар выбивал противника из седла. Верхом искусства считалось, если рыцарю удавалось свалить противника вместе с конем или три раза попасть в забрало. Была введена и система штрафов: одно копье – за удар по седлу, два копья – если рыцарь задевал барьер.

В качестве турнирных призов обычно назначались боевое оружие или кони. На ежегодном турнире в Лилле призом победителю служила статуэтка золотого ястреба, а в Венеции – золотые венки и серебряные пояса. В 1267 г. в Тюрингии было посажено «волшебное дерево» с золотыми и серебряными листьями: рыцарь, выбивший соперника из седла, получал золотой лист, сломавший копье – серебряный. Но порой рыцари боролись и за гораздо более экстравагантные награды. В 1216 г. одна из английских дам, назначила главным призом живого медведя. В 1220 г. Вальтман фон Сетентетм из Тюрингии объявил, что рыцарь, одолевший «Хранителя леса», в награду получит почетную службу даме сердца побежденного. А правитель Магдебурга Брюн фон Шонебек в 1282 г. наградой победителю назначил «фею красоты» – красавицу незнатного происхождения.

Пользуясь возможностью легально собраться во всеоружии и с вооруженной свитой, бароны порой использовали турниры для организации заговоров и мятежей. Противники английского короля Генриха IV в 1400 г. попытались убить его на турнире в Оксфорде. Особое место в истории занимает турнир в Стене (1215 г.), на котором бароны заманили в ловушку короля Иоанна Безземельного, заставив его подписать Великую Хартию вольности.

Справедливости ради надо сказать, что, в отличие от участников современных ролевых игр, рыцари подвергались на турнирах весьма серьезной опасности. Часто отмечались тяжелые ранения, и даже гибель участников независимо от их знатности и общественного положения. Так, в 1127 г. на турнире погиб граф Фландрии Карл Добрый. В 1186 г. та же участь ожидала сына короля Генриха II Английского Жоффруа Бретонского. В 1194 г. этот список пополнился австрийским герцогом Леопольдом, а в 1216 г. был убит Жоффруа де Мандевиль, граф Эссекса. В 1234 г. погиб Флоран, граф Голландский. В 1294 г. на турнире никому не известным рыцарем был убит зять короля Англии Эдуарда I Жан, герцог Брабантский, на счету которого было 70 побед. Самым страшным оказался итог турнира в швейцарском городе Нусе (1241 г.), когда в пыли, поднятой скачущими лошадьми, задохнулось от 60 до 80 рыцарей. А 30 июня 1559 г. в Париже на поединке с капитаном шотландских стрелков графом Монтгомери погиб король Франции Генрих II. Обломок древка копья угодил в щель забрала и вонзился в висок короля.


Генрих II, Король Франции, портрет работы Франсуа Клуэ

Это печальное происшествие прославило врача и астролога Мишеля Нострадамуса, который незадолго до этого написал катрен:

«Молодой лев превзойдет старого
На поле битвы в поединке один на один
В его золотой клетке ему выколют глаз».

(Дело в том, что шлем Генриха был позолочен, а на гербах обоих противников были изображены львы.)


Мишель де Нострдам

Многочисленные жертвы привели к тому, что церковные соборы 1130, 1148 и 1179 г.г. вынесли вердикты, осуждающие и запрещающие турниры. Но монархи и рыцари всех европейских стран дружно проигнорировали данные решения и в 1316 г. Авиньонский папа Иоанн XXII был вынужден признать очевидное, снять все запреты на турниры и отменить церковное преследование их участников. Тем более что уже в XIV турниры постепенно утратили характер тренировки и состязания в воинской доблести – антураж значил больше собственно схваток. Высокородные аристократы желали не подвергать свою жизнь реальной опасности, а красоваться в роскошных доспехах на глазах у празднично разряженных дам. Экипировка стала настолько дорогой, что круг участников резко сузился. Турнирные бои становились все более условными. В 1454 г. на турнире герцога Бургундского большинство знатных гостей отправились на обед, даже не дождавшись окончания поединков.

Но, с другой стороны, появились импровизированные турниры во время военных действий. Во время одной из англо-шотландских войн (в 1392 г.) четверка шотландцев взяла верх над англичанами в поединке на лондонском мосту, и король Англии Ричард II был вынужден одарить победителей.


Ричард II, король Англии

Во время Столетней войны в Плоермале (Бретань) произошла «битва 30» – по 30 английских и французских рыцарей дрались пешими без ограничения в выборе оружия. Победили французы. В 1352 г. состоялся поединок между 40 французскими и 40 гасконскими рыцарями. Особую известность получил турнир в Сен-Энглевере близ Кале в 1389 г.: Жан Ле Менгр, Режинальд де Руайе и сеньор де Сен Пи бросили вызов английским рыцарям, объявив, что в течение 20 дней будут защищать указанное ими поле. Прибыли около 100 английских рыцарей и 14 рыцарей из других стран. Французы одержали верх в 39 поединках. Их оружие было оставлено на хранение в соборе города Булони, Карл VI наградил их 6000 франков.


Карл VI, король Франции

Знаменитый французский рыцарь Пьер Террай, сеньор де Баярд, девизом которого были слова «Делай что следует – и будь, что будет», считался непобедимым в конной копейной схватке, за что получил прозвище «копейщик». В 1503 г. он прославился, защищая мост через реку Гарильяно. В 1509 г. в турнире 13 на 13 он и рыцарь Ороз в ходе схватки остались вдвоем против 13 испанцев. В течение 6 часов они продолжали бой и остались непобежденными.


Пьер Террай, сеньор де Баярд

Баярд никогда не пользовался огнестрельным оружием и был убит выстрелом из аркебузы в сражении при реке Сезия в 1524 г. Могила его находится в Гренобле.

Последний турнир поклонники романтизма устроили в 1839 г. близ Эглинтона в Шотландии. Да и сейчас театрализованные бои в рыцарских доспехах становятся неотъемлемым атрибутом многих исторических праздников.

- военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Средневековые развлечения: Рыцарский турнир

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.



Условия (правила)

были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.


Рыцари это, пожалуй, самая интересная тема Средневековья после . В детстве наверняка многие мальчишки зачитывались произведениями о рыцарях и о рыцарских турнирах. Кто ни слышал о доблестном короле Артуре и его без страха и упрека. Не мечтал так же править, как и Артур в Камелоте.

Главным развлечением для каждого рыцаря был рыцарский турнир. Это специальные состязания, в котором рыцари демонстрировали свою доблесть, мастерство и отвагу. Со временем эти соревнования приобретали все большую пышность. Особое внимание на турнире уделяли прекрасным дамам. По истечении турнира побудитель получал славу и богатства.

Как проходили рыцарские турниры


Судя по историческим источникам, турниры с участием рыцарей появились в IX в. Сначала рыцари сражались на боевом оружии, концы копий были заточены. А вот поле XII в. турниры становятся большим и пышным развлечением. Время и место рыцарского турнира оглашалось заблаговременно, минимум за месяц. В разные концы страны отправлялись гонцы с письмами и приглашениями для .

Весь турнир проходил в два этапа. Сначала рыцари участвовали в конной сшибки. Такие сражение проходили между двумя наездниками. При помощи тупого копья наездник должен выбить из седла соперника. Разрешалось только бить в щит, строго запрещено было бить седока в открытую руку. Поединок заканчивался только после победы одно из соперников. могли менять копья, если они ломались, до двенадцати раз. Вторым этапом рыцарского турнира были сражения на мечах или булавах.

Участие в рыцарском красивом турнире было почетным. Туда допускались только феодалы с родословной, очень знатного рода. Кроме этого участие в рыцарском турнире было делом прибыльным. получал доспехи и оружие поверженного соперника. А победитель получал славу и выигрыш.

Вечером после соревнований всегда был пир, где чтили победителя. Многие знатные дамы во время турнира отдавали предпочтение тому или иному . В знак своей симпатии они дарили ему платок. А он все победы посвящал любимой женщине.

А знаете ли Вы что?

Европа переживала период феодальной раздробленности. Организаторы турнира опасались, что участники могут сводить друг с другом счеты. Для этого были придуманы новые правила мирного участия в турнире. Каждый участник перед участием в соревновании давал обещание, что в соревновании он участвует только ради презентации своего военного мастерства.

Участники рыцарских турниров


Как было сказано выше, к участию в турнире допускали только знатных, богатых и родовитых феодалов. Выступления были показательными. Но случалось, так что на турнире получали увечья, а иногда даже и погибали. Многие получали большой доход с турниров. Кроме того, что выигравший рыцарь в поединке получали доспехи проигравшего. Так же иногда рыцарей захватывали в заложники, а потом родственникам предоставляли возможность выкупить их.

После XIII в. правила во многом изменились. Запрещалось в качестве добыче забирать доспехи проигравшего рыцаря. Еще нельзя было захватывать в заложники и требовать выкуп. Турниры стали большим театром. не скупились на украшение своего обмундирования, лошадей. Его щит был украшен родовым гербом. Герб передавался по наследству или даровался королем. Так же каждый рыцарь должен был предоставить девиз, в котором выражал смысл своей жизни.

Жили рыцари во время турнира в шатрах, которые тоже украшали своим гербом. Доспехи блестели, их изготавливали специально ради турнира. Дамы в прекрасных туалетах смотрели на бои, участвовали в балах в честь победителя. Они одаривали молодых людей вниманием, давали им в знак благосклонности платок.

Турниры рыцарей утратили свое значение в начале Нового времени. Их проводили все реже и реже. Это было связано с появлением новых видов оружия, прежде всего огнестрельного. Значение турнира как забава утрачивает свое значение, и становиться занятием не популярным.

Рыцарский турнир видео



mob_info