Классификция стилей каратэ их описание и техника. Ояма считал, что для того, чтобы достичь успеха в Каратэ в качестве бойца, человек должен сталкиваться с реальной опасностью и побеждать, так как не существует вещей, в которых совершенство можно достичь т

Самоучитель «Боевое карате и его нераскрытые тайны» рассказывает о школе карате Вадо-рю. Техника основана на хитроумных уходах, увертках, уклонах, нырках, качениях, зрительных и психологических обманах. Используя богатый тренерский опыт, автор разъясняет все тонкости рукопашной схватки – от азов до ведения боя с несколькими противниками.

Впервые освещаются ранее неизвестные аспекты карате. Описано около 200 приемов карате, приведено более 200 схем и 1150 фотографий.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Как читать текст
Условные обозначения
Стойки
Зенкуцу-дачи
Кокуцу-дачи
Киба-дачи
Фудо-дачи
Санчнн-дачи
Никоши-дачи
Стойка ожидания
Ударные поверхности
Удары руками
Удар 1£кц
Удары тейшо, иуките.
Удар уракен
Удар шуто
Удар татцуй
Удары хайто. мавашн-цки
Удары эмпн
Удары ногами
Удар мая-гери
Удар мая-гери-кеаге
Удар хиаа-гери
Удар йоко-гери
Удар сокуто-гери
Удар уширо-гери
Удар маваши-гери
Удар хиза-мавашн
Удар ура-маваши
Удар микадэуки-гери
Удар ура-микадзуки-гери
Подсечка
Блоки, принцип блокирования
Аге-уке
Удо-учн
Гедан-барай
Сото-уке
Отоши~уке
Тейшо
Тренировка блоков
Проникание ударов
Набивка
Постановка удара
Как держать удар
Азы передвижения
Тренировка устойчивости
Дыхание
Связки
Ю-кумите
Построение тренировочного процесса
Зоны поражения удара
Удары ногами с подшагом
Сурикоми мая-гери
Мая-гери ребром ступни
Сурикоми йоко-гери
Сурикоми маваши-гери
Кобра
Кобра с подходом, йоко-гери.
Кобра с подходом и с броском
Кобра, три шуто-учи
Кобр;», три шуто-учи в движении.
Кобра с подсечкой
Кобра, сокуто-гери с разворотом
Обратная кобра
Уход тая-собакн от мая-гери
Уход тая-собакн из стойки ожидания, йоко-гери
Количество повторяемости движении при отработке связок
Уход тая-собакн из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с контратакой
шуто-учи левой рукой
Гая-собаки задней ногой с контратакой йоко-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери
1 ая-собаки задней ногой с разворотом на 180 градусов с контратакой сокуто-гери в прыжке
Уход-тая собаки дальней ногой с разворотом на 90 градусов с контратакой какато-герн
Обратный поворот
Обратный поворот с блоком голенью наружу
Удар коленом наружу
Кокуцу-дачи. атака какато-герн гедан
Прыжковая техника
Иоко-гери в прыжке
Тройной йоко-гери в прыжке
Маваши-гери в прыжке с разворотом па 270 градусов
Переход из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи правую с разворотом на 180 градусов,
с броском
Уходе уклоном, йоко-гери с разворотом
Передвижение по большому кругу
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую
вперед под 45 градусов прыжком
Передвижение из зенкуцу-дачи левой в зенкуцу-дачи левую с разворотом
на 360 градусов
Захват мая-гери в солнце с броском
Уход от маваши-гери прыжком
Какато-гери в прыжке с разворотом, йоко-гери в прыжке
Кобра, какато-гери гедан, мавашн-герн с разворотом
Обучение спаррингу. Теория построения боя
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, контратака ушнро-гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, подшаг, контратака йо^гери
Уход из кокуцу-дачи назад прыжком, внутренний блок голенью,
йоко-гери с разворотом.
Внутренний блок голенью, контратака йоко-гери
Уход из кокуцу-дачи в сторону с уклоном, йоко-гери с согнутой ноги...
Уход тая-собаки нз стойки ожидания, маваши-герн
Уход тая-собаки на ближней дистанции из стойки ожидания с контратакой
цки в голову
Защита "солнце"
Мавашн-герн в прыжке вперед под 45 градусов
Зашита от мая-гери, смена ног, контратака йоко-герн
Уход от маваши-гери прыжком с разворотом на 180 градусов, уширо-гери
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 180 градусов,
с ударом эмпи-учи в голову
Уход от маваши-герн прыжком с разворотом на 360 градусов,
с ударом предплечьем в голову
Ката для рук
Кобра правая, прыжок левой, йоко-герн в прыжке правой
Прямой поворот, кобра правая, мая-гери левой
Ката на отработку прямого и обратного поворота
Змейка
Кобра о прыжке
Внешняя передняя подсечка
Замок для открытой стопы:
Обучение спаррингу
Техника уходов вниз
Техника ухода вперед под 45 градусов
Бросковая техника
Защита от маваши-гери уходом вперед, зацеп изнутрис броском
Уход от маваши-гери вниз, йоко-гери в опорную ступню
Уход от мавашн-герн вниз, подсечка
Защита от мая-гери с захватом и броском вперед
Защита от маваши-гери. Уход с линии атаки с разворотом на 270 градусов
Раскрывание защиты руками
Работа ближней рукой
Работа одной нагой
Обучение кумнтэ
Догон отступающего противника.
Работа ногами
Мая-гери шодан, маваши-гери дэсдан
Двойной мая-гери
"Вертушка"
"Защита от мая-гери правого. Захват ноги в солнце.
Защита от мая-гери, замок стопы.
Бросок в прыжке в разворотом на 180 градусов
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом наружу
Уход тая-собакн из стойки ожидания, ура-микадзуки
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар коленом сбоку (хиза-маваши)
Уход тая-собаки из стойки ожидания, удар шуто-учи (уракен) правой
"Защита от атаки рукой в голову проходом внутрь
Второй вариант контратаки
Защита от мая-гери в солнце, удар хайто-учи в пах
Удары в прыжке с разворотом
Иоко-гсри в прыжке с разворотом
Ура-микадзуки в прыжке с разворотом
Микадзуки в прыжке с разворотом на 360 градусов
Маваши-гери в прыжке с разворотом на 360 градусов
Зоны поражения при ударах в прыжке с разворотом
Обучение спаррингу
Уход тая-собаки с захватом руки, ноко-герн
Уход тая-собаки, йоко-гери в опорную ногу
Уход из кокуцу-дачи в фудо-дачи
Обратный поворот, сокуто-гери в опорную ногу.....
Обратный поворот, сокуто-гери шодан
Упражнение: кобра, сокуто-гери гедан с разворотом
Прямой поворот, йоко-гери.
Прямой поворот, джуджи, ноко-герн с уклоном
Защита от маваши-гери с подбивом тазом
Защита от маваши-гери захватом ноги с броском. Техника захвата
Уход тая-собаки от удара цки с захватом руки в замок
Внутренний блок голенью, ура-микадэуки
хсмы применения ура-маваши
Остановка противника
Короткое боевое ката
Ката для ног на месте
аваши-гери в прыжке с подготовкой
кшаиш-герн с обманом весом
Ката: виды, назначение* разработка
О6учение спаррингу
Защита от маваши-гери проходом внутрь
Удары после захвата
комбинация, шодан цкн
Жесткая защита
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан.
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери шодан упреждающий
tauca из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, подсечка, маваши-герй дэедан
Атака из киба-дачи боковой, йоко-гери гедан, сокуго-гери (уширо-гери) шодан
Обучение кумитэ I
Защита от цкн в голову. Тазовая увертка с контратакой руки противника
Защита от цкн в голову с захватом
Защита от цкн шодан с захватом
Захваты рук противника в ближнем бою с добиванием
Защита от мая-гери с захватом и броском
Собра. проход по большому кругу
Гехиика ухода вниз. Упражнение
Уход нэ кокуцу-дачи от маваши-гери вниз с контратакой ударом тэйшо
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом опорной ноги
Уход из кокуцу-дачи от маваши-гери вниз, бросок с захватом ударной ноги
Техника контратак после блока голенью наружу
Кобра, маваши предплечьем с разворотом
Ножницы
Упреждающая техника
Упреждающая техника, контратака уширо-гери
Упреждающая техника, маваши-гери
Упреждающая техника, йоко-гери в прыжке
Иоко-гери в прыжке с разворотом на 180 градусов упреждающий
Основные принципы уходов от атаки палкой
Уход вперед под 45 градусов, маваши-гери пяткой
Уход из кокуцу-дачи на месте, мая-гери упреждающий
Мая-гери, тая собаки, сокуто-гери
Защита от мая-гери, рычаг ноги через колено
Мая-гери с разворотом на 180 градусов
Уход от мавашн-герн вниз, контратака сокуто-гери с колена
Уход от мавашн-герн вниз, бросок с зацепом двумя ногами
Нырок под руку с уклоном
Уход нз кнба-дачи боковой с контратакой шуто в голову
Захваты с атакой локтями
Сокуто-гери с подготовкой
Теория прерывания и возврата связок
Техника маятника
Обобщение схем работы руками
Тройной шуто-учи
Л"ройной цки
Общая схема движения в маятнике
Ката для ног в движении
Мавашн-гери в прыжке с разворотом упреждающий
Тая-собакн, мнкадзуки в прыжке....
Боевые связки. Назначение, Разработка....
Теория дистанции....
Обучение кумнтэ с несколькими противниками....
Ловушка
Четыре меча
Послесловие


ТЕЙШО
.
Блок основанием ладони выполняется в верхний, средний и нижний уровень. Блок тейшо очень часто используется как дополнительное, страховочное движение одной рукой, в то время, когда вторая рука совершает какое-либо техническое действие.

Для выполнения верхнего блока от удара в голову, выставьте правую руку вперед, а левую поставьте в исходное положение к левому подреберью (см. фото 135). Затем, возвращая правую руку, нанесите открытой напряженной пяткой ладони левой руки удар по конечности противника, блокируя удар в голову. Мышцы в этот момент напряжены, ладонь держится вертикально. Пальцы руки лучше в этот момент держать вместе, чтобы не травмировать их, случайно зацепившись за одежду противника.

Ладонь левой руки при верхнем блоке не выходит за правую проекцию корпуса наружу, но несколько выходит за проекцию головы, чтобы учесть кривизну траектории боковых ударов в голову и надежно защититься. После верхнего блока тейию можно контратаковать правой рукой цки в корпус или левой вертикальный уракен в голову (см. фото 136). Однако это только простейшие примеры. Возможности каратэ безграничны, подобно шахматным комбинациям все варианты перечесть и предусмотреть нельзя, их диктует логика боя.
Средний блок тейшо выполняется подобно верхнему, но от ударов в средний уровень. Блокирующая рука не выходит за линию корпуса (см. фото 137). Для контратаки можно нанести уракен левой горизонтальный или мавашицки правой рукой в голову (см. фото 138).

Большинство видов боевых искусств, как недавно возникших, так и уходящих корнями в глубину веков, развивались обычно как мастерство ведения рукопашного боя. Различные системы единоборств вырабатывали принципы самозащиты и в процессе эволюции подразделялись на виды, направления, школы и стили. Определенные виды популярных в наше время боевых искусств, такие как айкидо и карате, возникли на основе синтеза Кэндзюцу (мастерства владения японским мечом), Дзюдзюцу (японской техники боя с «мягкой» техникой движений) и боевых искусств Окинавы.

Карате или «путь пустой руки» разрабатывали для самообороны люди, которым не полагалось иметь оружие. Основное отличие от других видов японских единоборств – минимальная степень контакта между участниками поединка при нанесении точных ударов.

История карате

Достоверных сведений о зарождении боевого искусства карте история не сохранила. Согласно легенде, создателем карате является основатель дзэн-буддизма Бодхидхарма, перенесший в 520 г. н.э. свою резиденцию из Индии в китайский монастырь Шаолинь, ставший центром чань-буддизма. Именно здесь, на склонах лесистой горы Шаоши, суровый патриарх обучал своих последователей основам своего учения, а также уделял внимание их физическому воспитанию. Разработанный «бородатым варваром» (а Бодхидхарма, в отличие от китайских монахов, был бородат) комплекс «18 движений рук архата» был основан на элементах самозащиты и принципах движений животных. Данные упражнения, укрепляющие силу духа и тела, требовали быстроты, ловкости и гибкости. Достичь уровня, необходимого для длительных медитаций, можно было только путем длительных тренировок. Вместе с чань-буддизмом этот комплекс перекочевал в Японию, где и смешался с местными боевыми искусствами.
Документальных подтверждений этой легенды очень мало. Достоверно известно, что жителей Окинавы познакомили со своим боевым искусством в XII в. разбитые в сражении и ушедшие на юг самурайские дружины дома Тайра. А в 1392 г. столицу Окинавы, город Наху, с целью распространения знаний по различным ремеслам посетили китайские колонисты. В 1392 г. в пригороде Нахи появилась китайская колония, а затем подобные поселения появились в городах Томари и Сюри. Именно эти колонисты познакомили японцев с боевыми искусствами Китая, которые со временем органично дополнились боевыми навыками самураев и дали начало новому виду боевого искусства — карате.
В конце ХIХ века карате получило в Японии широкое распространение, его даже стали использовать в обязательной армейской программе подготовки личного состава.

Стили карате

Как и многие другие боевые искусства, карате разделяется на стили и школы. Так как все выдающиеся мастера карате

п
риносили в изначальный стиль что-то свое, а иногда, основывая свою школу, просто меняли название, в настоящее время выделя
ют около 200 различных школ и стилей карате.В 1930-м году в Японии официально зарегистрировали 4 основных стиля:
«Дом сосен и волн» — Сётокан или шотокан карате;
«Сила и мягкость» – Годзю-рю;
«Школа Пути гармонии» — Вадо-рю;
Сито-рю (название образовано из первых иероглифов мастеров-основателей).
Во второй половине ХХ века появились такие стили, как:
«Общество высшей истины» — Кёкусинкай;
Контактный стиль Асихара-каратэ;
Фудокан и др.

Стиль карате шотокан

Шотокан, относящийся к основным стилям карате, был разработан уроженцем Окинавы Гитином Фунакоси. Повсеместное распространение карате за пределы Окинавы началось с открытия в 1924 г в токийском университете Кэйо Гитином Фунакоси первого публичного клуба карате. Уже в 1936 г. Фунакоси основал школу Сётокан. Название школы произошло от литературного псевдонима Фунакоси — «Сёто», а сам стиль, эмблемой которого стал тигр, унаследовал название школы. Со временем Фунакоси изменил термин карате на каратэ-до («Путь каратэ»), и стиль стали называть шотокан карате-до.
Основа стиля — техника мастеров Адзато и Итосу, учителей Фунакоси. Особенностями этой техники был бой на короткой дистанции с применением изощренных приемов и ударов ногами на нижнем уровне. Благодаря Фунакоси, а затем и его ученикам техника дополнилась ударами ног на среднем и верхнем уровнях, а поединок стали вести по большей части на средней дистанции. Техника каратэ шотокан также характеризуется:
линейными перемещениями и линейным приложением силы;
широкими, прочными, низкими стойками;
четкими и динамичными переходами;
сложной и богатой техникой рук с мощными, энергичными движениями;
ударами от бедра с обязательным выходом, жесткими блоками;
сериями обманных движений перед атакой;
четким окончанием каждого приема;
правильным дыханием в каждом действии.
При защите важна надежность и сила блока, а при атаке — скорость, выбор подходящего момента для нападения и максимальная эффективность при использовании минимума средств.
Поскольку техника шотокан подразумевает одновременный бой с несколькими людьми, большое значение придается технике ката и поединку без правил. Для этого используется тщательно продуманная бросковая техника и эффективно действующие подсечки. Многие ката предполагают наличие у каратиста оружия.
Добиться успеха в изучении данного стиля можно при наличии хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи.
Всемирная Федерация шотокан карате-до, проводящая время от времени чемпионаты мира и Европы, включает 25-30 стран, а филиалы ассоциаций и национальные федерации карате шотокан распространены по всему миру.

Ката двух этих родственных видов единоборств сближает то, что их практика вырабатывает навыки эффективного ведения боя. В то же время между ними существует немало различий. Прежде всего это связано с тем, что в ката классического карате присутствуют архаичные элементы, не пригодные в современном рукопашном бою, где необходимо быстро и эффективно поразить противника.

Ката оперативного карате с автоматом (комплекс рукопашного боя с автоматом) представлен в варианте, при котором используется АК-74 с примкнутым штыком. Этот комплекс может вы-полняться с любой другой моделью автомата Калашникова или иным оружием, оснащенным штыком, например карабином.

Ката дзюдо и оперативного карате отличаются по характеру выполнения и набору используемых приемов. Ката оперативного карате (технические комплексы рукопашного боя) занимают промежуточное положение между «образцами» дзюдо, и классического карате. С «образцами» дзюдо ката их сближает прежде всего цель практически изучить приемы борьбы. Однако ката дзюдо предназначены в том числе и для спортсменов, а ката оперативного карате - исключительно для при-менения в реальном поединке.

Одним из главных понятий в карате и других видах восточных единоборств является «ката», или «технический комплекс» рукопашного боя. Ката, или технические комплексы, используемые в системе боевого тренинга оперативного карате и рукопашного боя, отличаются от ката классических школ карате. Все используемые в них наборы действий предельно прагматичны и нацелены на уверенное поражение противника. Поэтому задача отработки ката в боевом тренинге не изящество и красота спортивных выступлений, а победа в настоящей схватке. Несмотря на простоту и доступность, составляющие эти комплексы приемы необыкновенно действенны. Каждый из них может быть использован в реальном поединке: в уличной схватке, «на поле боя, при выполнении служебных задач и при самообороне в любой ситуации.

Оперативное карате, или особое направление рукопашного боя, было создано в КГБ СССР для подготовки бойцов спецназа и оперативных сотрудников. С годами данный комплекс прикладных боевых приемов и методик их изучения превратился в уникальную разновидность единоборств. Для того чтобы овладеть этим «жестким» видом единоборств, и было разработано боевое карате.

Изначально к слову каратэ не нужно было добавлять каких-либо уточняющих терминов, ибо существовало исключительно боевое каратэ, созданное окинавцами для обороны от японских самураев. Причем, это было именно искусство боя безоружного крестьянина против вооруженного воина-самурая. В тот период, когда Окинава была японской колонией, местным жителям было запрещено иметь оружие. Ситуация доходила до абсурда - иногда на целую рыбацкую деревню полагался один железный нож, привязанный к столбу посреди площади. А самурай мог запросто «испробовать остроту своего меча» на любом местном крестьянине, и это совсем не противоречило японскому кодексу «Бусидо». Кроме этого, беззащитность населения способствовала увеличению числа разбойников и пиратов, ищущих легкой добычи.

И в какой-то момент эта ситуация привела к тому, что местные жители задумались над тем, как им выжить. Постепенно стали возникать школы боевых искусств, развитие которых привело к появлению того, что позже было названо окинава каратэ. В ход шло всё - руки, ноги, домашняя утварь (молотилки, серпы, лопаты), из которой постепенно стало возникать «традиционное оружие каратэ». Люди учились пробивать пальцами доски, потому что кроме пальцев им ничего не оставили. Целью было защититься и выжить. К примеру, знаменитое в наше время холодное оружие удушающего и ударно-раздробляющего действия - нунчаки - это простой цеп для обмолотки риса. Бо - обычный деревянный посох, прородителем которого является Тэнбит - аналог привычного русской культуре коромысла. Саи, наиболее вероятно, произошли от трезубца, рыхлящего землю.

Нунчаки, бо и саи - традиционные предметы оружия крестьян Окинавы, прототипом которых служили предметы быта

Сегодня жизнь сильно изменилась - существует спортивное каратэ с соответствующим сопровождением обучения технике (федерации, чемпионаты и пр.), детское каратэ, где в секции набирают с 4 лет и почти сразу устраивают турниры. Поэтому требуется уточнение: о каком именно каратэ может идти речь.

Боевое каратэ не рассчитано на спортивные поединки в залах. В нем нет подсчета очков и призов победителям. Оно используется в армиях, спецподразделениях полиции и ориентировано, как и в старые времена, на победу над противником.

Боевое каратэ не имеет разделения на стили и школы, оно использует все, что может быть эффективным в реальной жизни - ударную и бросковую техники, элементы рукопашного боя, самбо, дзюдо и т. д. В умелых руках (и ногах) это всё равно, что хорошо смазанный автомат. Фидель Кастро в свое время называл каратэ «оружием революции». Боевое каратэ и в самом деле - истинное оружие.

Хочется надеяться, что современная действительность, в которой большинство людей никогда не сталкивается с ситуацией борьбы за жизнь, все-таки позволит сохранить и это искусство, проверенное поколениями бойцов.



mob_info