Психологические игры на раскрепощение. Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов "Будем знакомы!"

«Ноев ковчег»

«Капитан, корабли и рифы»

Возраст: 8-17 лет.

«Группировки»

Возраст: 8-17 лет.

«Встать спиной друг к другу". В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.

"Енотовы круги -1". Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру - треугольник, квадрат и т.п.

"Выйти по числу пальцев". Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества человек группы. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом. Возникает ощущение умения понимать друг друга без слов.

"Узел". Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается с начала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант - развязать узел, завязанный ведущим.

«Построения» С закрытыми глазами молча построиться по росту.

Молча построиться по дням рождения.

"Тарелочки - 1 ". Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, переправиться по тарелочкам через него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.

"М-М-М по кругу". Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

ИГРЫ И КОНКУРСЫ В ПОМЕЩЕНИЯХ.

«Перечисление праздников»

Дети по очереди называют различные праздники, тот, кто не знает, выбывает из игры. Последний – победитель.

«Дары волхвов»

Детям предлагается мешочек с различными предметами – подарками. Нужно на ощупь определить, что это.

«Ноев ковчег»

На бумажках пишутся парные названия животных (кот-кошка). Бумажки складываются в мешок. Дети по очереди вытаскивают их, читают, но не показывают никому. Затем в комнате выключается свет, и дети начинают издавать звуки, свойственные их животному. Задача – найти свою пару. Те, кто не успел найти пару, получают штрафные задания.

Перед началом игры убедитесь, что никто из детей не боится темноты.

« Царевна Несмеяна»

Цель: развлечение, психологическая разрядка.

Возраст:7-14 лет.

Количество участников: 6-20 человек.

Правила: Игроки делятся на две команды. Участники первой команды – Царевны Несмеяны садятся на стулья и принимают как можно серьезный вид. Задача игроков второй команды - их рассмешить. Каждая улыбнувшаяся «несмеяна» переходит в команду «смешителей». Если за определенный промежуток времени удастся рассмешить всех из первой команды, победили «смешители», если нет, то «несмеяны». После команды меняются ролями. Прикасаться к «несмеянам» нельзя.

«Капитан, корабли и рифы»

Цель: тренировка навыков совместной работы.

Возраст: 8-17 лет.

Количество участников: 6-20 человек.

Правила: Из числа игроков выбирается «капитан» и «корабль». Остальные участники рассредоточиваются по комнате, изображая рифы. «Кораблю» завязываются глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель «капитана» - провести «корабль» между «рифами» на противоположную сторону комнаты. Для этого «капитан» может подавать команды. «Корабль» должен четко выполнять все команды. Если корабль заденет «риф», игра проиграна и выбирается новый «капитан» и «корабль». Можно попытаться провести одновременно игру для двух «капитанов» и «кораблей».

«Группировки»

Цель: тренировка внимательности, быстроты реакции.

Возраст: 8-17 лет.

Количество участников: 10 -30 человек.

Правила: Игроки свободно прогуливаются по помещению или танцуют. Внезапно ведущий дает сигнал и сообщает играющим условие. Участники игры должны как можно быстрее сформировать группы в соответствии с этим условием. Те игроки, которые не смогут выполнить задания или сделают это позже других, отдают фанты, которые разыгрываются после игры.

Примерные условия: собраться по двое, трое…, собраться в группы с четным числом человек, собраться по парам – мальчик с девочкой, где все одного пола, роста, цвета волос, с одинаковым предметом одежды.

14. ИГРЫ С ЗАЛОМ

Существует несколько видов игр с залом – игры имитационные («Ипподром»), игры – повторялки («Мы охотимся на льва»), игры – загадки (Загадки с отгадками - рифмами), игры – кричалки («Ежики»), игры – задачи (для достижения определенной цели, например достичь тишины, обратить внимание и т.д.(«Дождь»), игры-розыгрыши (Огородное пугало), игры смешанные.

Проводятся с целью прежде всего заинтересовать зал, чтобы они почувствовали себя не только зрителями, но и участниками. Часто используются как физминутки, если действие слишком длинное, а дети маленькие. Лучше всего использовать игры по теме, но есть и такие универсальные игры, как «Дождь», «Ежики», которые можно использовать на любых по тематике праздниках. Можно моделировать игры с учетом проблемы. Например всем известная игра « А не поиграть ли нам в театр с успехом может превратиться в игру «Обсерватория», если у вас космическое путешествие.

«Обсерватория»

Будем смотреть на звезды?

Купол обсерватории открыть!

Вжик, вжик!

Выдвигаем телескоп

- (Вытягивают шею, руки опущены) У-у-у-у!

Протираем объектив!

- (делают вращательные движения раскрытой ладонью перед своим лицом) Ших – ших – ших!

Наводим на цель!

- (Имитируют вращение ручки левой рукой) З-з-з-з!

Смотрим в окуляр!

- (смотрят в кольцо, образованное большим и указательным пальцем) О-о-о!

А там звезды загораются!

Чпок-чпок-чпок!

Летают астероиды!

Проносятся каметы!

Тр-р-р-р!

Падают метеориты

- (аплодисменты!)

Игру «В пути» можно использовать как диалог между героем и детьми например на новогоднем празднике.

«В пути»

Если вместе соберемся (повторяют каждую строчку))

Если за руки возьмемся,

Чтоб победу (можно Снегурочку или кого-нибудь по теме праздника) нам вернуть

Мы любой осилим путь!

А если тропинка лесная?

А мы ножками топ-топ, топ-топ!

А если сугробы глубокие?

А мы на лыжах: ших, ших, ших, ших!

А если речка замерзшая?

А мы на коньках: вжик-вжик-вжик-вжик!

А если горка крутая?

А мы на санках уть- уть-уть-уть!

А если дорога широкая?

А мы на машине: ж-ж-ж-ж!

А если рельсы железные?

А мы на паровозе: чух-чух-чух-чух!

А если чаща дремучая?

А мы на самолете – у-у-у-у!

Замечательная игра нашего пионерского детства «В моем отряде сто пионеров» на игре «Зов джунглей может превратиться в игру «Папуасы»

«Папуасы»

В зеленых джунглях сто папуасов,

Сто папуасов в зеленых джунглях,

Они играют, они танцуют и не скучают никогда.

Правая рука (машут рукой и произносят текст). Затем левая рука, правая нога, левая нога, голова)

Существует огромное количество игр с залом и дети с удовольствием в них играют.

Какие бывают животные?

(Ведущий называет характеристики животных, а ребята должны показать определенные движения при этом говоря «Вот такие»)

Животные бывают высокими.

Вот такими! (поднимают руки вверх)

Животные бывают толстыми (руки в стороны!

Маленькие (приседают)

Хищные (делают гримасу)

Добрые (улыбаются) и т.д.

Зоологическая зарядка.

(ребята повторяют за ведущим движения и слова)

Зарядка - шаг на месте,

А ну со мною вместе.

С медвежонком – топ, топ, топ!

За утенком – шлеп, шлеп, шлеп,

За бельчонком – прыг, прыг, прыг,

За жеребенком – брык, брык, брык!

Вместе с жабой – скок-скок-скок!

Вместе с крабом –в бок, в бок, в бок,

Прекращаем прыг-скок!

И я тоже.

(если дети согласны, то говорят: «И я тоже», если нет – то молчат)

Я перед праздником украшаю свою комнату…

Я для своих друзей готовлю подарки.

Я умываюсь каждый день.

Я каждый день обедаю.

Я каждый день расчесываю свою шкуру.

Я целый день смотрю телевизор.

Я ем свежую лягушку.

Я иду гулять.

Я вижу павлина.

Он распустил хвост.

В воде купаются медведи,

Они громко рычат.

Рядом жует траву верблюд.

Он красив.

Я возвращаюсь к себе домой в вольер.

Я люблю зоопарк.

Джон-зайчик

(Дети на каждый вопрос отвечают: «Да, да, да!» И прыгают, хлопая в ладоши над головой)

Это Джон-зайчик? Да, да, да!

Прыгает как мячик? Да, да, да!

Забегал к нам в сад? Да, да, да!

С грядки съел салат? Да, да, да!

И горошек съел? Да. Да, да!

И еще морковку? Да, да, да!

Все съел и огород опустел? (разводят руки в стороны) Вот беда!

Это я, это я! (вариант ОБЖ)

Кто почуяв запах гари, сообщает о пожаре?

Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас почуяв дым говорит: «Горим, горим!»

Кто из вас шалит огнем утром, вечером и днем.

Кто почуяв газ в квартире позвонит на 04?

Кто костры не поджигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит огнем?

Да или нет!

Друга выручим всегда? (ДА)

Брать не будем никогда? (ДА)

В классе списывать ответ (НЕТ)

Кинуть камень кошке вслед? (НЕТ)

Брать в автобусе билет? (Нет)

Ай, ай, ай, как это нет?

Надо брать билет всегда? (ДА)

Не робеть когда беда? (ДА)

Не жалеть для дел труда? (ДА)

Рук не мыть когда обед? (НЕТ)

Как же это не мыть. Мыть обязательно всегда? (да)

Мы лентяям шлем привет? (Нет)

Мы грязнулям шлем привет? (Нет)

А тем кто трудится всегда? (ДА)

Подарки

(Двустишие произносится хором, затем дети отвечают на вопрос и имитируют подаренный предмет)

Лучший друг ко мне придет

И подарки принесет!

Что он папе подарил?

Расческу (показ)

Что он маме подарил?

Что он маме подарил?

Губную помаду, а папе – расческу!

Что он брату подарил?

Роликовые коньки, а папе – расческу, а маме – губную помаду!

(и т.д. сестре – обруч, мне – футбольный мяч)

На прогулку вышел гном.

Хлопают в ладоши и хором говорят слова, когда ведущий называет что-то из одежды, они должны два раз хлопнуть, показав, на что эту вещь надевают)

На прогулку вышел гном,

Посмотрите, что на нем?

Брюки (шляпа, рубаха, сапоги, носки, ремень, кепка)

Вот такая вот петрушка!

Заиграла погремушка!

Хлоп. Хлоп, хлоп, хлоп!(хлопают в ладоши)

Вдруг затопала Марфушка!

Топ, топ, топ, топ! (топают)

И заквакала лягушка (Ква, ква, ква, ква!) (изображают лягушку)

Ей ответила болтушка.

Да, да, да, да! (кивает головой)

Застучала колотушка.

Тук, тук, тук, тук (изображают молоточки)

Вторит нам в ответ кукушка.

Ку, ку, ку, ку! (ставят руки рупором)

Запалила громко пушка.

Бах, бах, бах, баз!

Ах, ах, ах, ах! (Хватаются за голову)

Замычала и телушка.

Му,му,му,му! (показывают рожки)

Завизжала с нею хрюшка.

Хрю, хрю, хрю, хрю! (показывают пяточки)

Зазвенела побрякушка.

Бряк, бряк, бряк, бряк. (ударяют по коленям)

Заскакала попрыгушка.

Прыг, прыг, прыг, прыг.(подпрыгивают)

Вот такая вот петрушка.

Все, все, все, все! (хлопают над головой)

КЛУБ «ЗАТЕЙНИК»

Художественные игры.

· Актерские

«ОРИГИНАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО»

Все стоят в кругу. Один говорит «Я- …(и называет любой персонаж при этом показывает какое либо движение или издает звук, все должны повторить, затем говорят « Он… и называет персонаж предыдущий, показывая движения, затем спрашивают следующего «А ты?» Следующий называет свою роль и показывает свое движение. Игра продолжается, пока все себя не назовут.

· Изобразительные

«Наскальная живопись»

Команда сочиняет рассказ, скажем из 5 простых предложений.. Игроки команды знаками и символами пытаются его зарисовать. Карточка отдается команде сопернику Затем дается время, чтобы восстановить рассказ по знакам. Сравниваются авторские рассказы с сочиненными по рисункам.

Спортивные игры.

· Игры на местности

«Прятки с номерами»

Обозначается территория, где можно прятаться. У всех участников на руке пишутся разные четырехзначные номера. У ведущего игры есть список участников и его номер. У все участников есть блокнот и ручка. Все разбегаются, прячутся. Каждый играет за себя. Если кого-то нашли, нужно списывается с руки его номер в блокнот. Итоги: каждое записанное число плюс очко, твое число в других блокнотах – минус очко.

· Игры – упражнения, тренирующие координацию, ловкость, реакцию.

«СПЯЩИЙ ПИРАТ»

Один человек садится на стул – он пират, ему завязываются глаза. Около него кладутся предметы самые различные. Игрокам необходимо схватить предмет и не быть пойманными. Пират может осалить игрока. Тогда он становится пиратом.

Познавательные игры. Ребусы, шарады, игры со словами.

«СЛОГИ» Перебрасывая друг другу мяч, играющие обмениваются слогами. Например один говорит: «Да», второй отвечает: «Ча», третий продолжает «ра», четвертый: «ма». Если у игрока, получившего мяч варианта нет, а у игрока, кинувшего мяч есть такой вариант, игру покидает получивший, если кинувший не может найти такое слов, то он покидает игру.

Комплекс упражнений "Развитие навыков сценической речи и сценического движения"

(для использования на занятиях драматических, театральных кружков)

Упражнения разделены на 5 блоков:

I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»):
Развитие навыков правильного фонационного дыхания.
Работа над звуками, силой и диапазоном голоса.
Работа над дикцией и чистотой произношения.

II блок: «Основы культуры речи»:
Овладение нормами и правилами литературного произношения.
Определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо - ритм.

III блок: «Основы актерского мастерства»:
Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
Действия с реальными предметами в условиях вымысла.
Развитие импровизационных способностей.

IV блок: «Коммуникативный»:
Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.
Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»).
Взаимодействие со зрительской аудиторией.

V блок: «Проведение мероприятий разных форм»:
Знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.

Занятия можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя блоки или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.

I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»)

Упражнение №1: «Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
вдох – руки и голову поднять вверх;
выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;
выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;
вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.

Упражнение№2: «Арлекин»

Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.

Упражнение №3: «Выращивание цветка»

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Упражнение №4: «Мишень»

С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

Упражнение №5: «Кнопки»

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Упражнение №6: «Жонглер»

Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…

II блок: «Основы культуры речи»

Упражнение №1: «Нам поможет мнемоника»

Необходимое условие - запомнить как можно больше фактов культуры речи.

Ход игры

Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определенные правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания. Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм – родительного падежа, а о множественном числе – были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки:
1.
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.

2.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белоусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.

III блок: «Актерское мастерство»

Упражнение №1: «Взрыв»

Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.

Упражнение№2: «Переход»

Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены класса, затем по «вспаханной земле», «босиком», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу».

Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.

Упражнение №3: «Мимикрия»

Мимикрия – это способность животных преображаться в соответствии с окружающей средой.
Ведущий объявляет, что сейчас он на несколько секунд выйдет из аудитории, а все участники тренинга должны будут «спрятаться», «слившись» со средой. Тот, кому плохо это удается, выбывает из игры.

Как можно «смимикрировать»? Например: на стуле ведущего висит черная сумка. Если у игрока тоже черная одежда. Он может повиснуть на стуле «в виде» сумки. Если он обнаружит сочетание одежды со стеной, можно «прилипнуть» к ней. Можно принять формулу стула, стать «оконной рамой» и т.д. Главное – внимательно изучить окружающее пространство, себя самого и найти общие черты. Затем уже вступают в силу выдумка, смелость, чувство юмора.

IV блок: «Коммуникативный»

Упражнение №1: «Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удается объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Упражнение№2: «Апельсин»

Участники группы сидят по кругу. У педагога в руках мяч.

Инструкция

«Давайте, вообразим, что это (показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».

Педагог начинает работу, называя любую характеристику апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте работать быстрее».

Также педагог обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна – производитель».

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Упражнение №3: «Знакомство»

Участники группы сидят по кругу. Педагог стоит в центре.

Инструкция

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из свободных мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».

В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

После того как названо примерно 8–12 умений, педагог останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».

Через 5 минут педагог предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом педагог проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

VIII блок: «Проведение мероприятий разных форм»

Упражнение №1: «Необыкновенный концерт»

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги, где он должен написать название концертного номера (любого жанра искусства), который хотел бы увидеть, если бы пришел на концерт. Затем, собрав эти записки, ведущий отбирает самые оригинальные, дополняет их своими пожеланиями. Этот набор номеров и войдет в программу «необыкновенного концерта», который тут же импровизационно разыгрывают участники тренинга.

Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3–5 минут.

Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта.

Номера могут быть самыми разными – шуточными и серьезными. Например, «Выступление Краснознаменного армейского хора», «Пуля – дура, штык – молодец», «Па-де-де из балета «Лебединое озеро», «Цирковой номер с дрессированными крокодилами» и т.д.

Упражнение №2: «Абсурдные диалоги»

Эти микротренировачные диалоги ведущий может импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.

Например, он может с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Ну, как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Почему у вас чертик на плече? Разве можно приносить чертиков на занятие?», или «Я слышал, вас вчера забрали в милицию. Почему так быстро отпустили?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось.

Другой вариант выполнения этого упражнения6 ведущий предлагает всем в течение занятия стать «подхалимами», и во всем ему «поддакивать». На любое предложение, даже самое фантастическое, какое бы он ни сделал, каждый участник должен ответить согласием, вслух мотивируя свою готовность следовать призыву ведущего. Желательно, чтобы мотивировки игроков не повторялись, были у каждого свои, органичные для той или иной личности. Например, ведущий: «А давайте, ребята, пойдем и спрыгнем с моста!» Ребята: «Конечно, очень хочется купаться». «Давайте спрыгнем, заодно и силу воли потренируем», «Спрыгнем! Попадем в больницу, и на занятия ходить не надо будет. Вот здорово!» и т.д.

На следующем занятии ведущий предлагает всем стать «негативистами » и на любое его предложение, также индивидуально, объясняя причину, отвечать отказом или сомнением, то есть принимать «в штыки».

Представленные выше упражнения можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя их или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.
При условии систематического выполнения упражнений результат будет заметен уже в ближайшее предполагаемое время - в течение первого месяца занятий.

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. На прошлой неделе я получила вот такое письмо.

«Я преподаватель по вокалу, у меня есть одаренная девочка 13 лет, очень боится выступать публично, но очень хочет, много выступает и участвует в конкурсах, но получает не призовые места и это ее ужасно огорчает, плачет. Выступает она только когда сама хочет, т.е. ее не принуждает, жалко такая талантливая и желание есть а со страхом справиться не может и я помочь ей не знаю как. »

Для того, чтобы раскрепоститься, необходимо выполнять некоторые эффективные упражнения, направленные на мышечное и психологическое расслабление. Ниже я расскажу про некоторые упражнения, которые можно делать самостоятельно.

Упражнения, направленные на распознавание напряжения и умение расслабляться

Нужно встать прямо и сконцентрировать внимание на левой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд нужно расслабить руку и сбросить напряжение. Те же самые упражнения нужно проделать с правой рукой, ногами, шеей и поясницей.

Во время этого упражнения, нужно встать прямо, ступни полностью должны прилегать к полу. Затем нужно руки и все тело устремлять вверх, стараясь тянуться, как можно выше, но при этом обязательно контролировать, чтобы пятки оставались на месте. Когда все тело вытянется, нужно представить, что кисти рук «сломались» и безвольно повисли. Затем представьте, что руки сломались в локтях и плечах. Плечи упали, голова висит, затем тело «сломалось» в талии, затем подогнулись колени, и вы упали на пол. На полу нужно лежать безвольно, максимально расслаблено и удобно. Прислушайтесь к своему телу, если где-то остались зажимы, то их нужно полностью расслабить.

В этом упражнении нужно сесть на корточки, голову наклонить к коленям и обхватить колени руками. Затем нужно представить, что вы – это маленький росток, который только что показался из земли, потом начал расти, постепенно распрямляться, раскрываться и подниматься вверх. На счет 5, нужно полностью распрямиться, равномерно распределяя стадии роста. Для усложнения упражнения, можно увеличить продолжительность роста, считая до 10 или 20.

Упражнения на снятие мышечного напряжения научат контролировать свое тело и в нужный момент избавляться от ненужных зажимов.


Подготовка к выступлению

Теперь поговорим о не менее важной составляющей – психологической подготовке к выступлению.

В спокойной обстановке, лучше дома, где никто бы вас не отвлекал, нужно представить любую ситуацию из жизни, где уверенное поведение помогло вам в разрешении важного вопроса. Когда вы ярко представите себе эту ситуацию, сконцентрируйтесь на состоянии, которое вы испытывали. Оно должно четко ощущаться, чтобы в последующих ситуациях, когда необходимо вы смогли вызвать нужное состояние перед началом выступления.

Очень эффективен прием под названием «самое страшное». Этот прием заключается в том, что вам нужно поразмыслить над тем, а что будет, если это самое провальное выступление в моей жизни. Что может произойти? При этом мысленно или вслух перед человеком, которому вы доверяете, нужно максимально утрировать ситуацию. Дайте волю своей фантазии. Расскажите себе или другому человеку, как вас закидали помидорами и тухлыми яйцами, но при этом вы ловко от них уворачиваетесь, а может быть, вы достаете битву и отбываете эти помидоры обратно в зрительный зал. В конце концов, нужно раскрутить эту нелепость до предела, пока самим не станет смешно!

Этот прием работает очень хорошо, т.к. люди, которые боятся выступать, думают, что произойдет такое……, что лучше об этом вообще не думать. В итоге они не думают о реальных последствиях, а продолжают себя накручивать и настраивают на что-то ужасное.

Когда же их страхи обретают реальные черты, то на самом деле оказывается, что ничего страшного в этом нет, а зрителям по большому счету все равно, насколько успешно человек выступил.

Также лучшее лекарство от страха – это смех. Если вы представляете, что Вас публично освистают или осмеют, то эта картинка вызовет еще больший страх. Но, если вы представите, как вы отбиваете помидоры битой обратно в зал, то эта картина вызовет смех. А смех – это лучшее ресурсное средство, которое подходит для выступления.

Еще одним хорошим средством по преодолению страха является выступление перед зеркалом. Во-первых, в это время вы сможете отработать позу, движения, выражение лица. Во-вторых, вы можете представить себе аудиторию, перед которой нужно выступать. Кстати, этот прием очень хорошо помогал мне в свое время. Я играла на аккордеоне, но панически боялась выступать. Однажды я репетировала программу дома, играя перед зеркалом. Во время домашней репетиции я чувствовала, как у меня потеют руки, дрожат колени, сердце колотится так, словно вылетит из груди. В итоге, весь страх остался дома, а на публике выступление прошло отлично.

Сосредоточьтесь на том результате, который Вы хотите получить. Вместо ожидаемого провала, представьте себе выступление в самом лучше свете. Если вы уже настроены на успех, то гораздо больше шансов, что именно к вам он и придет. Мысленно отрепетируйте, что вы уверенно исполняете песню, дышите свободно и легко, а песня льется непрерывным потоком, зрители наслаждаются вашим голосом. Такие визуализации запрограммируют ваш ум и тело на положительный результат.

Ну и напоследок, выступайте, выступайте и выступайте. При всякой удобной возможности. Постоянные выступления, помогут справиться со страхом и войдут в привычку.

А у Вас, дорогие читатели, есть опыт преодоления страха публичных выступлений?

Актерское мастерство часто рассматривается, как искусство осознанного поведения в различных ситуациях. Но, как известно, любое поведение основывается на оценке события, а она во многом зависит от жизненного опыта человека, его способности к рефлексии и массы других внутренних факторов. Нельзя просто вооружить артиста основами техники, сценической речи, пластики и сказать «Играй!», необходимо помочь ему лучше разобраться в себе.

Именно поэтому одним из этапов обучения актерскому мастерству являются личностные тренинги на раскрепощение. Первая их часть обычно посвящается осознанию собственных зажимов (эмоциональных и телесных) и последующему избавлению от них.

Игры на раскрепощение. Что мешает быть свободными?

Свобода движения – это нечто большее, чем обычная способность двигаться, данная нам с рождения. Дети с восторгом открывают для себя новые возможности своего тела, осваивая все новые и новые движения, не боясь показаться смешными и неловкими. Но с возрастом, под воздействием запретов и критики, постепенно накапливаются психологические зажимы, которые приводят к образованию зажатости мышц. Гармония нарушается, человек больше не в состоянии легко и естественно двигаться. Его тело становится рабом скрытых страхов и комплексов. Они оставляют в нем вполне отчетливые следы, в виде мышечных блоков, что приводит к скованности, вплоть до спазмов.

Упражнения на раскрепощение - путь к гармонии

Задания и игры на раскрепощение являются обязательной частью занятий по актерскому мастерству. Такие упражнения относят к разогревающим и проводят обычно в начале. Они не только являются прекрасным способом снять психологический зажим через освобождение от блока, но и способствуют развитию внимания, поскольку отсутствие мышечной свободы лишает актера возможности сосредоточится на определенном объекте. Данная зависимость подмечена давно и именно поэтому упражнения на внимание и раскрепощение часто находятся в одной группе. Их проводят до тех пор, пока участник не научится контролировать напряжение и расслабление любой мышцы тела. Конечно, этот процесс длительный и требует значительных усилий. На начальных этапах ставят задачу попроще – выявить излишнее напряжение в мышцах и научиться его убирать.

Снимая зажимы, раскрепощаясь и расслабляясь, человек приобретает возможность свежо и непосредственно реагировать на жизнь, получая от нее максимум удовольствия. Он становится гораздо увереннее в себе, избавляется от фобий, учится смотреть на жизнь открыто, как ребенок. Различные упражнения на раскрепощение позволяют раскрыть творческий потенциал, лучше узнать свое тело и понять, что же мешает ему быть свободным. Обнаружив причину, человек получает возможность решить проблему и обрести ни с чем не сравнимое ощущение внутренней свободы.

Комплекс музыкальных игр - упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства»


Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.

Описание материала: Данный материал предназначен для учеников Детской Школы Искусств по классу народного пения или фольклорного ансамбля. Упражнения данного комплекса можно включать по одному или несколько в уроки вокала, а также фольклорного ансамбля, в зависимости от возраста детей выбираем этапы от простого к сложному. Если убрать музыкальный материал и оставить просто скороговорки, то эти упражнения можно использовать как игры в развлекательной программе летнего детского лагеря.

Цель:
Добиться эмоционального раскрепощения и самовыражения детей

Задачи:
Развивать актерское мастерство;
Развивать музыкальный и ритмический слух;
развивать память, внимание;
Вызвать интерес, пробудить фантазию;
Развивать умение работать как в коллективе, так и самостоятельно.
Оборудование: карточки – картинки, музыкальный инструмент.

Предварительная работа: Изготовление карточек-картинок к упражнениям, разучивание с детьми музыкальных распевок (сложных для запоминания).

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ»



Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой
Шишечка с дырочкой
В дырочке пар!

1 Этап «ЗЕРКАЛО»:
Педагог пропевает скороговорку, показывая:
Чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
Крышечку – хлопок ладонями, параллельно полу;
Шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
Дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
Пар – восходящее движение кистями.

(для детей младшего возраста, лучше показывать картинку чайника)

Дети, молча или артикулируя, повторяют движения педагога.
Этот этап позволяет произвести разучивание текста скороговорки.

2 Этап «У КОГО САМЫЙ КРАСИВЫЙ ЧАЙНИЧЕК?»
(упражнение на выразительность речевой интонации)

Педагог идет и поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника. Для маленьких детей я использую картинки с изображением чайника.

ПРИМЕРЫ:








3 этап «СКАЗКИ СТАРОГО ЧАЙНИКА»
Ребенок пропевает скороговорку с задуманным эмоциональным подтекстом (желательно из картинок представленных выше), остальные же дети пробуют угадать – какой это был чайник, его характер и тд.

4 Этап «СПРЯТАННОЕ СЛОВО»
Педагог предупреждает детей о том, что он «прячет» какое-либо слово, которое теперь можно будет только показать, но не произносить. Кто не сумеет с этим справиться и при пропевании скороговорки назовет «секретное спрятанное» слово вслух – выходит из игры. (варианты: пропевание скороговорки шёпотом»; переходит в «оркестр» аккомпанирующий пению детей звучащими жестами)

5 Этап «ПЕРЕПУТАНИЦА»
Дети пропевают скороговорку с движениями (см. 1 этап). Педагог показывает неправильные движения. Дети тренируя «зрительное двухголосие», стараются не повторять ошибки.

УПРАЖНЕНИЕ 2 «ЕГОРКА С МАКАРКОЙ»



Егорка на горке,
Макар под горой.
Егорка с Макаркой
Торгуют водой

Этап 1 «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Эта игровая модель для малышей предоставляет широкие возможности для использования ее в интерактивных сказочных путешествиях, которые являются одной из наиболее удачных форм построения занятия с малышами дошкольниками. «Поход» к Егорке с Макаркой может быть основной сюжетной линией урока или;без этой воды нельзя сварить кашу для Сороки-вороны, приготовить чай с пирогами у доброй хозяюшки Глаши, нечем напоить зайчика-побегайчика и тд…
Приключения которые могут быть в пути у Егорки с Макаркой: высокая трава, болото, горы, встреча с ежиком, обезьянки,… можно сделать «спортивную эстафету» как угодно), либо возникновение очередной необходимости возвращения за водой: например, в первый раз отправились за водой для Сороки-вороны, затем вспомнили, что оставили немытым волшебное яблоко, вымыв его сообразили, что нет воды помыть руки, перед тем, как его съесть и тд.

Этап 2 «ДИАЛОГ»
Дети могут разыграть свою встречу с героями скороговорки, в результате чего может сложиться такой ритмизированный диалог:
-Зачем пришли? –строго, уперев руки в боки, низким голосом
-За водой пришли! – руки перед собой с открытыми ладонями, «убеждая»
-Ну, пойте для нас,
Веселите вы нас! – ритмизированные хлопки справа и слева.
Этот диалог дает прекрасную мотивацию для пропевания скороговорки с движениями, а так же для повторения песни, танца или любого другого учебного материала.

УПРАЖНЕНИЕ 3 «ЦАПЛИ»



Цаплям постоять охота
Целых два часа подряд
Цапли посреди болота
На одной ноге стоят

1 этап «ЗАМИРАНИЕ»
С пением скороговорки дети ходят «как цапли» по классу. С окончанием замирают, удерживая равновесие на одной ноге. (я делаю паузы в разных местах, и в середине и обрывая слово)

2 этап «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ШАГ»
Дети пропевают скороговорку и делают хореографический шаг («в одну ножку», «в две ножки», «в три ножки», «горох», «трилистник»). Прекрасно помогает для закрепления пройденного материала по хореографии.(можно также использовать паузы, заранее договорившись о замене шага)

УПРАЖНЕНИЕ 4 «ТРИ СОРОКИ»



Три сороки тараторки
Тараторили на горке

1 Этап «СОРОЧЬИ СКАЗКИ»
Дети совместно с учителем придумывают, что происходит у сороки и в зависимости от этого меняют тональность исполнения скороговорки. Например: за сороками охотятся лиса – и они вынуждены подниматься все выше и выше (восходящее движение по полутонам),;сороки украшают елку к Новому году – развешивают игрушки то на верхних, то на нижних ветках; поднимаются все выше и выше по веткам, чтобы увидеть гостей; спускаются на землю, чтобы схватить вкусную шишку (пропевание скороговорки в нижнем регистре); играют в прятки (педагог нажимает ноту, а дети пытаются ее повторить «найти» и тд…

2 Этап «СОРОЧЬЯ СПЛЕТНЯ»
Дети пропевают скороговорку, а затем «трещат», как сороки, сопровождая речь быстрыми шлепками по коленям. Сорочий стрекот(«Тррр! Тррр1 Тррр!») может быть в свободной или заранее определенной ритмической форме.

Вариант:
Дети пропевают скороговорку, пускают по кругу «сорочью сплетню», трещат таким образом, чтобы соло одного ребенка без пауз переходило в соло другого. Это достаточно трудное, но чрезвычайно увлекательное и полезное упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 4 «ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ»



Ехал Грека через реку
Видит грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку Цап!

Игровое содержание:
1 вариант:
Дети делятся на пары и встают в круг таким образом, что первые номера образуют внутренний, а вторые –внешний круг. С пением скороговорки на каждую фразу они меняются местами в паре, сигналом к смене мест служит хлопок в ладоши на последнюю долу фразы. С окончанием скороговорки (на слово «Цап»)ребенок, стоящий во внутреннем кругу, должен осалить своего партнера, а ребенок стоящий во внешнем кругу – присесть, отскочить или увернуться, чтобы не быть пойманным. В случае если игрок внешнего круга сумел засолить товарища, они меняются местами; если же нет, игра продолжается в прежнем варианте.

2 вариант:
В основе этой модели лежит игра, известная многим под названием «Механическое пианино». И.П. – игроки сидят, положив руки на колени соседей. Предполагаемая игровая ситуация: Грека едет по новому месту, на котором еще не прибиты дощечки, поэтому там где он проезжает, дощечка чуть подпрыгивает.
Игроки с пением скороговорки по очереди шлепают по коленям. Сложность заключается в том, что руки играющих перепутаны (на правом колене – рука соседа справа, на левом соседа слева) и приходиться быть очень внимательным, чтобы не пропустить свой ход и не шлепнуть по колену соседа раньше времени.
Эта игра не только замечательное упражнение на координацию речи и движения, но и отличный тренинг на развитие внимания, чувства партнера и ритмической пульсации.

УПРАЖНЕНИЕ 5 «У ВАРВАРЫ КУРЫ СТАРЫ»



Тары - бары, растабары
У варвары куры стары
Стары- старенькие,
Растабаренькие.

(Обязательно объясняем детям, что слово "растабаренькие" означает толстые, жирные)

1 этап «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»
Пропевание скороговорки с различными эмоциональными и фонапедическими фильтрами.
Например:
Узнали куры, что Варвара считает их старыми и хочет сварить в супе – расстроились – дети поют скороговорку очень грустно, жалобно
Но Варвара передумала, старые – значит мудрые, опытные: куры обрадовались и даже возгордились – петь важно, с достоинством
Но тут на птичий двор пробралась лиса – куры затаились на насесте –пропевание скороговорки piano (тихо)
В сарай к курам пожаловали гуси и утки и начался у них настоящий птичий базар, гуси и утки гогочут о своем, а куры – о своем: исполнение скороговорки активно, азартно, энергично
Куры нашли брошенную кем-то жевательную резинку, попробовали ее, и клювы у них склеились: пропевать скороговорку, собрав губы в трубочку или сквозь зубы
Пришлось Варваре вызвать ветеринара, он почистил курам клювы,но они никак не могут поверить, что клювы снова свободны: пение с утрированным открыванием рта, активным разминанием артикуляционного аппарата.
И так далее…. Хочется лишь отметить, что чем большую свободу в сочинении подобных историй предоставит детям педагог, тем больший интерес вызывает у них подобная игровая форма. (отмечу, что на первых занятиях лучше давать не все предложенные ситуации, а лишь несколько и от занятия к занятию прибавлять историю)

2 Этап «НАЙДИ ЗЕРНЫШКО»
Куры нашли жемчужное зерно и спрятали его от Варвары, желая устроить для нее сюрприз. Водящий – «Варвара» или «Хозяин кур» - стараются определить, где (при игре в классе) или у кого (при круговом исходном положении) спрятано «зерно». Игроки подсказывают ему направление поисков динамикой исполнения скороговорки: forte- «горячо», piano- «холодно»

Упражнения данного комплекса можно использовать как вместе, так и по отдельности, в зависимости от возраста учащихся.



mob_info