Какой толщины лед сейчас. Какой лёд для зимней рыбалки самый безопасный

Край промоины влечет к себе рыболова-подледника, хотя опасность того, что вблизи открытой воды лед окажется явно непрочным, присутствует всегда. Условиями безопасного передвижения по льду являются знание рисков и надлежащее снаряжение. Приведенные здесь сведения обязательно помогут обеспечить Вашу безопасность.

Осенью первыми покрываются льдом мелкие озерки, а затем – прибрежные воды и неглубокие заливы озер. Замерзание водоемов происходит от берегов к плесам. Наиболее глубокие места могут оставаться не замерзшими еще месяц-два после того, как прибрежные участки уже покрылись льдом, поскольку большая водная масса остывает медленнее.

В море затягивание льдом архипелагов и открытых морских участков зависит как от продолжительности морозных периодов, так и от ветра и течений. В открытом море ледовый покров «живет» на протяжении всей зимы. Вследствие перемещения и растрескивания ледяных полей, между льдинами могут возникать коридоры практически лишенные льда, в которые рыболов – блеснильщик и рискует провалиться.

Факторы влияющие на прочность льда

Сначала лед образуется неравномерно, но по мере дальнейшего остывания воды он нарастает в спокойную погоду со скоростью 2,5 мм в сутки на один градус мороза. Если, например, температура воздуха составляет – 4 градуса, то можно сказать, что за сутки может образоваться лед толщиной в сантиметр.

Приведем для наглядности таблицу прироста льда, в зависимости от температуры окружающей среды.

Температура воздуха < 10 см 10-20 см 20-40 см
Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см
-5 4 1,5 0,5
-10 6 3 1,5
-15 8 4 2
-20 9 6 3

Мнение эксперта

Александр Петрович

участник Чемпионата России по ловле на поплавочную удочку

Стоит учесть, что мутная или солоноватая вода замерзает хуже чистой и пресной, и, соответственно, прирост толщины льда происходит медленнее.

Большое влияние оказывают и другие факторы:

  • глубина водоема;
  • сила течения;
  • толщина снежного покрова;
  • сила ветра и т.п.

Мощность ледяного покрова обычно увеличивается со столь прямой зависимостью на небольших мелких озерках. В крупных озерах, не говоря уж о море, большая масса воды на глубоких участках замедляет замерзание и скорость нарастания мощности льда невозможно определить с берега.

Снег, ложащийся на прозрачный, толщиной один – два сантиметра ледок – это еще одна опасность для рыболова – блеснильщика. Уже небольшой слой снега замедляет нарастание льда или даже прекращает его полностью.

Если же снега наметет на первый лед как следует, то мощный снежный покров прижимает лед к поверхности воды. Через трещины на поверхность льда вытекает вода. Передвижение по льду при этом становится трудным и весьма опасным, поскольку лед может проломиться или даже растаять в воде под снегом.

Вода, вытекшая на лед, впитывается в снег, образуя слякоть. На этих слякотных участках после их замерзания возникают наледи. Несущая способность ноздреватого и хрупкого льда на участках наледи наполовину меньше, чем у обычного.

Разница температур между верхней и нижней поверхностью льда в особенности при резком похолодании обусловливает неравномерное увеличение ледяного покрова и образование полыней. Вода поднимается через полыньи на лед и замерзает. При потеплении замерзшая в полыньях вода препятствует расширению льдин до их исходного размера. В ледовом покрове возникают внутренние напряжения, которые выталкивают лёд на берег, вследствие чего создаются нагромождения льда, торосы.

По какому льду можно ходить. Оптимальная толщина льда

Тонкий лед может стать серьезной опасностью не только для тех, кто любит зимнюю рыбалку, но и для людей, которые хотят срезать дорогу по замерзшему водоему. Люди не понимают того риска, который может возникнуть во время прогулок по льду. Поэтому, нужно обязательно беспокоиться о своей безопасности и принимать все необходимые меры.


Как определить безопасность водоема

Человек, который собирается ходить по зимним водоемам, обязательно должен знать толщину ледяного покрова. Она должна быть не меньше 7 сантиметров, а лучше все 15 см. Лед может быть разных видов: мутный, либо прозрачный с зеленоватыми оттенками. Последний появляется при очень низкой температуре и погоде без ветра, и осадков. Если этот лед имеет нужную толщину, по нему спокойно можно передвигаться. При ходьбе вы можете услышать, как он хрустит. Такая поверхность считается безопасной, так как даже участки с самой тонкой толщиной разрушаются не сразу, сначала они трескаются.

Лед молочного цвета менее безопасен. Он складывается из снегов во время морозов, поэтому состоит практически из одних снежинок. Такая застывшая консистенция опасна для жизни, она может обрушиться сразу без предупреждения (трещин). Толщина такого льда может быть и большой, но из-за своей структуры он будет очень хрупким.

Люди часто задают вопрос, какая самая оптимальная температура для перехода по застывшему льду. Недавно застывший водоем может быть опасен, так как толщина его ледяного покрова не достигла необходимого значения. Температура замерзания пресной воды равна 0 градусов Цельсия. Поэтому, когда вы собираетесь на зимнюю рыбалку или просто на прогулку, проверьте температуру воздуха и обратите пристальное внимание на толщину ледяной поверхности, она должна быть не меньше 10 см, что гарантирует безопасность.

Если вы, все-таки, переходите водоем, то обязательно идите друг за другом по одному, чтобы, в случае проваливания, спасти своего попутчика.

Самый коварный лед - это первый, поэтому лучше подождать, когда вода застынет покрепче (увеличится толщина ледяного покрова) и можно будет со спокойной душой отправиться на рыбалку или прогулку.


Правила передвижения по застывшим водоемам

Самый лучший способ обезопасить себя - это вообще не выходить на лед, но это не всегда возможно. Иногда обстоятельства вынуждают нас отправиться на такую прогулку, а иногда просто обычное желание побывать на рыбалке. Разве можно отказать своему увлечению рыбалкой.

Когда долгое время держится теплая погода, лед становится менее плотным, соответственно, повышается его хрупкость, независимо от толщины.

Нужно обязательно соблюдать все меры безопасности.

Рассмотрим несколько обязательных правил:

  • Определить цвет поверхности льда, чем выше мутность, тем опаснее будет переход;
  • Никогда не переходите поверхность замерзшего водоема ночью или в условиях плохой видимости. Вероятность того, что вас кто-то увидит, когда вы провалитесь, равняется нулю;
  • Используйте официальные переправы через лед, если такие есть в наличии. На них всегда много людей;
  • В случае, если вас несколько человек, то ходить по льду нужно группой, соблюдая дистанцию в 5-6 метров, друг от друга;
  • Чтобы легко перейти лед можно использовать лыжи. На лыжах нужно ходить с расстегнутыми креплениями и свободно держа палки в руках. Человек в лыжах создает меньшее давление на поверхность льда, нежели человек без лыж;
  • Если у вас с собой какая-либо ноша, держите ее так, чтобы в случае чего (проваливания под лед) быстро от нее избавиться;
  • Можно взять с собой веревку с большой петлей на одном конце и грузом на другом. Благодаря тяжелому грузу, который создает малое давление на поверхность льда, вы сможете без проблем выбраться из-подо льда, если провалитесь.
  • Если идете на рыбалку, необходимо останавливаться там, где много рыбаков. На рыбалке не следует употреблять алкогольные напитки.
  • Если температура начинает подниматься, лучше отмените рыбалку или ходьбу по замерзшему водоему. Период повышения температуры воздуха можно и дома пересидеть.

Э то несколько простых правил, которые помогут вам в случае перехода по замершему водоему и, возможно, спасут вашу жизнь. Никогда не выходите на замерзшую поверхность в состоянии алкогольного опьянения, что часто случается во время рыбалки. Не отпускайте своих детей играть на воду без вашего присмотра. Будьте внимательны и дорожите своей жизнью и жизнью своих близких людей.

Озвучено специально для Рарог Выживание

С наступлением холодов многие рыболовы устремляются на водоемы, чтобы порыбачить в своей удовольствие. Подледная рыбалка приносит много положительных впечатлений, однако нужно помнить об элементарных правилах безопасности, чтобы ловля на льду не была омрачена различного рода происшествиями.

К сожалению, нередки случаи, когда рыбаки проваливаются под неокрепший лед, когда тонут выезжающие на замерзшие водоемы машины. Также нередки случаи, когда рыбаки оказываются на оторванных от берега льдинах.

Это происходит чаще всего в двух случаях: при выходе на еще не установившийся, осенний лед, либо при выходе на лед, который уже начал таять благодаря весеннему солнышку. О том, какой лед считается безопасным, и пойдет речь в этой статье.

Когда на водоемах России образуется лед?

Россия – северная страна, поэтому ледостав здесь в большинстве регионов начинается поздней осенью. Обычно уже к концу ноября-началу декабря на водоемах образуется лед, способный выдержать вес человека, ближе к январю – лед, по которому может ездить автотранспорт. Именно тогда и открываются санкционированные ледовые переправ через главный водные артерии регионов, которые действуют до весны.

Однако год на год не приходится, и если в прошлом сезоне уже в ноябре можно было смело ездить на зимнюю рыбалку, не боясь провалиться под лед, то в нынешнем году лед непрочен и рыхл вплоть до новогодних праздников. Поэтому самое главное – узнавать прогноз погоды и ориентироваться на внешний вид ледового покрытия.

Оптимальная толщина для льда для рыбалки

В большинстве регионов нашей страны оптимальной толщиной льда для рыбалки в зимнее время года считается лед не менее семи сантиметров, а оптимально – десять-двенадцать сантиметров.

Переправы, по которым можно перебираться пешком с одного берега на другой, должны быть при условии толщины льда не менее пятнадцати сантиметров.

Автомобильные санкционированные ледовые переправы открываются тогда, когда лед на водоемах достигает не менее тридцати сантиметров толщиной.

Стоит отметить, что лед может быть разной толщины в различных участках водоема: так, наиболее тонкий он в районе берегов, в местах слияния рек, а также там, где реки впадают в море, на различных изгибах рек, а также в месте, где сливается канализация.

Признаки непрочного льда

Как поймать больше рыбы?

За 13 лет занятия активной рыбалкой я нашел много способов, как улучшить клев. И вот самые эффективные:
  1. Активатор клева . Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов , входящих в состав и стимулирует ее аппетит . Жаль , что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу .
  2. Более чувствительные снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти на страницах моего сайта .
  3. Приманки на основе феромонов .
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.

Запомните основные признаки непрочного льда, на который смертельно опасно выходить:

  • Обычно это рыхлый, пористый лед белого цвета.
  • Вода вытекает из лунок.
  • Раздается характерный звук хлюпания и треска.
  • Непрочный лед может быть припорошен снегом, поэтому таит в себе еще большую опасность, так как его сложно вовремя разглядеть

Как проверить толщину льда?

Перед тем, как выйти на лед, можно удостовериться в его прочности следующим образом:

  • Оцените внешний вид ледового покрытия. Лед, способный выдержать вес человека, обычно ровный, гладкий, не нем отсутствуют трещины, а цвет такого льда – голубоватый
  • Если лед издает характерный треск, прогибается под вашим весом, значит, он недостаточно прочен.
  • Спускаться на лед в первый раз нужно осторожно с берега.
  • Выйдя на лед, необходимо постучать по нему палкой. В случае, если на поверхности льда вы заметите воду, либо раздастся треск – лед непрочен. В таком случае не мешкая вернитесь на берег.
  • Если вы все-таки отошли от берега и только тогда заметили, что лед тонкий, либо он начал ломаться, поступайте так: ложитесь на ледовое покрытие, широко раскинув ноги, и медленно ползите к берегу.

На чем можно передвигаться по льду по время зимней рыбалки?

Лыжи

Часто рыбаки, которые добираются к водоему на общественном транспорте или бросают свою машину около берега передвигаются по льду на лыжах. Помните, для таких передвижений толщина льда должна быть 8-10 сантиметров.

Снегоходы

Для того, чтобы безопасно передвигаться по льду водоема на снегокате, толщина льда должна составлять не менее 15-20 сантиметров. Лучше используйте этот вид передвижения в глухозимье, когда морозы крепко сковали водоем.

Санкционированные ледовые переправы

Как уже говорилось выше, такие ледовые переправы (обычно они автомобильные) открываются, когда лед на водоемах достигает не менее тридцати сантиметров толщиной.

Такие переправы принимаются обязательно специальными комиссиями, состоящими из представителей органов исполнительной власти и инспекторов ГИМС МЧС. Чтобы определить толщину льда, нужно прорубить кусок и померить его толщину.

Опасные участки на водоемах зимой

  • Самый опасный лед бывает либо осенью (еще не образовался окончательно), либо весной (уже начал таять).
  • Обычно у берегов реки лед более тонкий, чем по середине водоема.
  • Очень опасен лед, покрытый снегом и сугробами – под снежной массой невозможно определить, каково ледяное покрытие.
  • Также опасны покрытые небольшим слоем льда проруби, трещины на льду, полыньи и рыбацкие лунки. Наступив на такой участок, можно неожиданно провалиться в воду.
  • Лед становится очень опасным во время активного снеготаяния в марте. Такой лед становится белого цвета, рыхлым, пористым и мягким. Выход на такой лед смертельно опасен!
  • Крайне непредсказуемы районы с болотистой местностью, так как здесь всегда находятся участки, покрытые тонкой коркой льда. При этом, обычно по краям болот лед наблюдается тоньше, чем на его середине. Выход на такое замерзшее болото не рекомендуется даже в лютую зиму.

Советы, как обезопасить себя во время зимней рыбалки на льду

Запомните основные правила, при выполнении которых ваша рыбалка не будет омрачена различными происшествиями:

  • перед тем, как выходить на лед, убедитесь, что он прочен и надежен.
  • старайтесь идти по льду так называемыми «нахоженными тропами». Если раньше здесь проел человек – здесь, скорее всего, безопасно.
  • Если такие тропы отсутствуют, передвигайтесь по льду, проверяя подозрительные участки с помощью палки.
  • Если вы заметили на поверхности воду, либо слышите треск, то не мешкая возвращайтесь на берег (лучше – ползком).
  • Избегайте мест скопления рыбаков – под тяжестью многих людей лед может трескнуть.
  • Старайтесь на выезжать на подледную рыбалку во время неблагоприятных погодных условий: тумана, снегопада, дождя. Также не рекомендуется выходить на лед в темное время суток.
  • Старательно огибайте все полыньи, проруби и различные перекаты. Если вы не уверены в крепости льда, лучше перестрахуйтесь и не выходите на него, а обойдите данный участок водоема по берегу.
  • Не нужно кататься на льдинах!
  • Нельзя оценивать крепость льда ударом ноги.

В данных советах нет ничего сложного. Однако за их несоблюдением кроются безвременно потерянные человеческие жизни. Это надо понимать и помнить постоянно.

  1. Пьянство на зимней рыбалке недопустимо! Теряется контроль над собой и окружаюшими. Принижается чувство самосохранения и "тянет на подвиги". Нетрезвый может не только провалиться под лед и утонуть, но и просто потеряться и замерзнуть. Шумное, неадекватное поведение черевато конфликтами с другими рыбаками, которые в последствии, обидевшись, могут не сразу прийти на помощь. Время и мороз играют против рыбака, вариант отлежусь, протрезвею и выбирусь не работает как летом.
  2. На тонкий, неокрепший лед выходить нельзя. Случайно попав на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
  3. Прочный, безопасный лед - это лед прозрачный, толщиной не менее 4-5 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Самый опасный - ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
  4. Лед всегда слабее вблизи топляков, свай, тростника, берега и на течении.
  5. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. Под снегом не видно трещин и других препятствий.
  6. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средних глубинах он достаточно надежен.
  7. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах. Лед над ними размывается и опасен.
  8. В устьях речек и ручьев лед, подмываемый течением, часто бывает ненадежным в течение всей зимы.
  9. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах ходить нельзя.
  10. Не выходите на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем или втроем. Однако идти всем рядом нельзя. Лучшее расстояние - 2-3 м. друг от друга. По последнему льду не следует ходить и гуськом. Там, где пройдет один, второй может провалиться.
  11. Выходя на лед, обследуйте (прощупайте) его впереди себя пешней или палкой. Лед, который пробивается пешней с одного удара опасен.
  12. Идя по неокрепшему льду, держите ящик на одной лямке. В случае нужды, так легче от него освободиться.
  13. Не собирайтесь на тонком льду группами. держитесь на расстоянии 2-3 м. друг от друга. Но не разбредайтесь по водоему на значительные расстояния. Вы должны прийти на помощь другому как можно быстрее.
  14. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них можно легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью. Еще можно упасть и пробить тонкий лед своим телом.
  15. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2-3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
  16. Если возникла крайняя необходимость перейти опасное место на льду, завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, около которого должен находиться товарищ. Переходить опасное место надо с большим шестом, держа его поперек тела.
  17. Если лед вдруг станет трескаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике, быстро, но в то же время осторожно лягте на лед и отползите на безопасное место. Бежать, а тем более прыгать, нельзя.
  18. Если все же случилась беда, и вы оказались в воде, не пытайтесь выбраться на лед только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, надо с осторожностью вынести на лед сначала одну, потом вторую ногу, затем, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от опасного места.
  19. Помогая провалившемуся под лед товарищу, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни или ледобура и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
  20. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
  21. Не подходите близко к лункам, в которых ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заметить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда.
  22. Остерегайтесь промоин во льду над быстрым течением.
  23. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
  24. Помните, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, особенно в конце ледостава, он крошится и проваливается.
  25. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
  26. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он нарастает медленнее, чем на бесснежном пространстве.
  27. Не зная особенностей водоема или условий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
  28. Опасен и крепкий скользкий лед. Можно поскользнуться, упасть и довольно неудачно. При достаточном удалении от цивилизации сломанная нога может превратиться в серьезную проблему, усугубляемую быстро наступающими сумраками и усиливающимся холодом.

Когда можно выезжать на лед на автомобиле.

Лед толшиной в 15 см вполне в состоянии выдерживать автомобиль весом до 2 тонн. Конечно, характер льда вносит свои коррективы. На потрескавшийся лед не стоит выезжать даже когда он очень толстый. Лучше на лед вообще не выезжать. Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30% Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.


Таблица. Удерживаемый вес автомобиля в зависимости от толщины льда.

Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Немалую проблему представляет не только сам лед, но и заснеженный выезд обратно на берег. Машина может просто забусовать, а дополнительные нагрузки на и без того менее прочный лед у берега увеличивают проблему. Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Двери автомобиля желательно держать открытыми. Во всяком случае они не должны быть блокированны центральным замком и каждый пассажир должен быть готовым немедленно покинуть автомобиль в случае опасности.

В любом случае прежде чем выходить на лед, всем необходимо прочитать этот печальный рассказ . И всегда помнить чего может стоить беспечность и надежда на авось...

Примеры:

02.03.2013. Финский залив. Как сообщили «Фонтанке» в Северо-Западном региональном центре МЧС, в 10.40 поступило сообщение о том, что в районе 33 километра Приморского шоссе не могут добраться до берега 4 рыбака. На место отправились сотрудники РПСО и ПСС. В результате любителей подледного лова доставили на берег в районе поселка Пески. Кроме того, был начат мониторинг льда Финского залива, в ходе которого 50 гражданам сообщили о существующей угрозе и предложили вернуться на берег. Позднее спасателями были доставлены на берег еще шесть человек.

По данным ведомства на 17.00, на льду Финского залива находилось на менее 100 человек. Всего для спасения рыбаков привлекли 5 катеров на воздушной подушке. Напомним также, что сегодня спасали людей и в районе Толбухина маяка: днем во льду образовалась трещина, преградившая путь на берег любителям зимней рыбалки. Спасатели с помощью катеров на воздушной подушке «Хивус» переправили через промоину более тридцати человек. Однако до конца ситуация не разрешена: на льду остаются более десятка автомобилей, лишенных возможности преодолеть водную преграду. С ними остаются и их хозяева, которые отказываются бросить свое имущество.

16.01.2013. Ладога, поселок Черное. В районе 16:00 отрыв большого участка льда. Направление трещины от мыса "Сосна" на острова Зеленцы и Каредж. Расстояние от берега 2км. К месту происшествия выехала дежурная смена поисково-спасательного отряда г. Шлиссельбурга на судне на воздушной подушке "Славир". Три рыбака-любителя были сняты со льдины и в 19:10 доставлены на берег.

Сразу хочу объяснить по поводу оторванного льда, те не отрыв льда, а то что там остались люди машины и даже одна (Гранд Чероки) утонула, тк трещина прошла как я понял прямо под ней. Диагноз произошедшего такой: Все знают что лед каждый год и не раз за зимний сезон рвет от мыса на Зеленцы (хотя бывают вариации). Все знают что лед после трещины, "припай" так называемый, 10-20 см. Все были в курсе, что ветер о берега... И все равно как бараны поперлись на тонкий припаяный лед. Вывод какой если люди "дураки", то им, видимо, ведро окуней может заменить машину, "собаку", буран или недай бог жизнь. Исходя из написанного получилось следующее: Мыы приехали в Черное с точной точкой остановки машины (координаты дал знакомый) тк дальше лед тоньше торосы, незаметный "припай" нового льда ну и тд. Кстати, зная данную информацию мы не пошли ни за окунем ни за плотвой в потенциально опасное место. и весь день в лунке был опущен "маяк", который показал бы что происходит движение льда, его поворот ну и тд. Соответственно 90% случаев с затоплением машин ну и прочих бед происходит от незнания и БЕЗОЛАБЕРНОСТИ рыбаков. Кстати, "свиней" на льду не уменьшилось... брошенные бутылки пакеты хабарики... Я так понимаю, что людей учит только жизненный опыт. Пример. Ну вот допустим рвет лед вы жмете на газ чтобы свалить и перед самым краем трещины врубаетесь колесом в бутылку... Дальше все будет плачевно.

Взято с fisher.spb.ru.

«Я впервые собираюсь на зимнюю рыбалку. Читал у вас, что лед еще тонкий, и выходить на него опасно. Как определить, можно ли выходить на лед?»
(СМС)

ОТ РЕДАКЦИИ: ответ на этот вопрос нам предоставили в пресс-центре МЧС по Челябинской области.

«В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно - по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый - такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.
Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы - не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см.
Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25 процентов.
Чего нужно избегать в период становления льда:
* не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);
* не проверяйте на прочность лед ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при потрескивании льда и образовании в нем трещин».



mob_info