Физическое развитие детей в старшей группе. Конспект занятия по физическому развитию в старшей группе тема: «цветок здоровья
Название: Конспект открытого занятия по физическому развитию в старшей группе «Дорога к солнцу»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, физическое развитие, Старшая группа
Должность: воспитатель по физическому развитию,1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «ЦРР – Д/С№73»
Месторасположение: г. Ставрополь
Интеграция образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Вариант 1: Какой сегодня солнечный день! Вам нравится, когда утром вас встречает солнышко?
Вариант 2: Сегодня какой-то пасмурный день, интересно, куда спряталось солнце? Как вы думаете? Вы любите, когда солнышко светит?
Слайд 1. А в одной сказочной стране Солнце заснуло и никак не может проснуться! Ребята, что может случиться, если Солнце никогда не проснется? (ответы детей) . (Будет тепло, если солнце не будет светить? Смогут ли без тепла и света прожить люди, звери, птицы и растения, сказочные герои?)
Хотите отправиться в сказочную страну и разбудить Солнце? Тогда в путь!
2. Вводная часть.
Ходьба в колонне по одному: За морями, за лесами есть огромная страна,
Страною «сказок» зовётся она!
Отправляемся вперед,
Нас много приключений ждёт!
Ходьба на носках, руки вверх: Поднимаем выше ручки
И дотянемся до тучки.
Ходьба на пятках, руки на поясе: Тук! Тук! Тук! Это что за звук?
Это ребята из детского сада
Пятками стучат, в страну сказок спешат!
Ходьба с высоким подниманием бедра: Ноги выше поднимаем,
Через камушки шагаем.
Ходьба змейкой: Вот впереди волшебный лес,
Полон сказок и чудес,
Через лес сейчас пройдем,
Все деревья обойдем!
Бег в колонне по одному: В сказку с вами мы спешим,
Вместе быстро побежим!
Бег с высоким подниманием бедра : Ты бежишь, и я бегу,
Ноги поднимаем,
Ведь усталости с тобой
Мы совсем не знаем.
Ходьба с восстановлением дыхания: Ты идешь, и я иду
Шагом произвольным,
Путь немалый, ну и что ж,
Мы с тобой довольны!
Воспитатель: Далека дорога к солнышку в страну сказок!
Но идти с весёлой песней намного интересней!
Перестроение врассыпную.
3. Спортивно-музыкальная разминка «Дорога к солнцу» (ОРУ).
Проигрыш – ходьба на месте.
1 куплет – правая рука в сторону, левая рука в сторону, правая рука вверх, левая рука вверх, руки через стороны вниз (4 раза)
Весь мир нарисован зеленым и синим
И солнце протянет к нам золота нить
А эти дороги – как тысячи линий,
Которые можем мы соединить.
Припев – руки к плечам, полуприсед; руки вверх, ногу в сторону на носок.
2 куплет – 4 выпада в стороны, 4 выпада вперед.
Есть кисти и краски, а значит понятно,
Что цвет можешь выбрать себе ты любой.
Пока на планете есть белые пятна
Мы можем их вместе раскрасить с тобой.
Припев – руки к плечам, полуприсед; руки вверх, ногу в сторону на носок.
Дорога к солнцу сквозь дни и ночи,
Дорога к солнцу всегда короче,
Когда с тобою рядом верные друзья.
Проигрыш – поворот вокруг себя, хлопок (4 раза).
3 куплет – наклоны вниз.
Нет музыки солнца на свете чудесней,
И нам еще надо так много успеть.
Обычные ноты становятся песней,
Которую можем с тобою мы спеть.
Припев – прыжки на двух ногах, ходьба на месте, восстановление дыхания.
Дорога к солнцу сквозь дни и ночи,
Дорога к солнцу всегда короче,
Когда с тобою рядом верные друзья.
4. Основная часть (ОВД).
Воспитатель: Ребята, мы благополучно прибыли в сказочную страну (слайд 2). Посмотрите, дом Солнышка находиться на самом краю этой страны. Что бы до него добраться, предстоит ! Справимся, ребята?
Вот горы встают у нас на пути, придется нам через горы идти… Вы готовы?
Лазание по гимнастической лестнице произвольным способом с переходом с пролёта на пролёт (развитие ловкости, силы, морально – волевых качеств). Дети по очереди поднимаются на первый пролет гимнастической стенки и передвигаются до конца с переходом с пролёта на пролёт произвольным способом (скресным шагом, приставным шагом).
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие вы ловкие и сильные, преодолели такие крутые горы! Можно отправляться дальше!
Название статьи: Конспект открытого занятия по физическому развитию в старшей группе «Дорога к солнцу»
Что это у нас на пути? В горах случился камнепад, и упавшие камни перекрыли нам путь! Что же делать ребята? (ответы детей) . Разберём этот завал?
Упражнение «Передача камней» (развитие гибкости позвоночника). Дети выстраиваются в две колонны на расстоянии 50 см друг от друга. Не сходя с места, передают «камни» друг другу над головой, прогибаясь назад; в обратном направлении, наклоняясь вперед, передают «камни» между ногами.
Воспитатель: Отлично, путь свободен! Можно отправляться дальше!
Впереди у нас друзья
Не вода, не суша -
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
Это же болото!
Переправимся через болото на вездеходе?
Игровое упражнение «Вездеход»
(развитие координации, равновесия, согласованности движений). Дети встают в «вездеход» по 7 – 8 человек, друг за другом, поднимают руки вверх, упираясь в «крышу вездехода». Одновременно делают небольшие шаги и перебирают руками, так, чтобы «вездеход» двигался вперед.
Воспитатель: Молодцы ребята! Только смелые и ловкие могут перебраться через болото, и вы справились! Кажется, я вижу дом Солнышка. Он вот там, за этим туннелем. Но внутри стены туннеля покрыты острыми камнями, постарайтесь не дотрагиваться до них, чтобы не пораниться.
Пролезание в обручи, расположенные на высоте (развитие гибкости нижних конечностей).
Дети по очереди пролезают в вертикально расположенные на высоте обручи. Пролезают, поднимая высоко ноги. Каждый выполняет по 2 прохода.
Воспитатель: Никто не поранился? Молодцы ребята, какие вы гибкие, ловкие и отважные, не испугались пройти опасный туннель!
Смотрите, а вот и домик Солнышка! (слайд 3). Интересно, почему же сказочные жители не смогли сами разбудить солнце? (варианты ответов детей) . Ребята, как же нам разбудить Солнышко? (варианты ответов детей) . Дверной колокольчик висит очень высоко. Попробуем допрыгнуть до колокольчика, может быть он Солнышко разбудит?
Прыжки вверх с разбега с касанием предмета (развитие взрывной силы).
Воспитатель держит в руках обруч, обтянутый тканью, с изображением колокольчика (с обратной стороны прикреплен колокольчик). Дети по очереди выполняют разбег, толчок одной ногой и противоположной рукой стараются ударить по обручу, чтобы колокольчик зазвонил. 2 – 3 раза.
5. Заключительная часть.
Воспитатель: (слайд 4) Ребята, нам удалось разбудить Солнышко и сказочная страна проснулась и ожила! (слайд 5) Смотрите, сколько солнечных лучей! Поиграем с ними?
Подвижная игра «Солнечные лучики» (на основе игры «Ловишки с лентами») (направлена на развитие скорости, ловкости, кратковременной выносливости)
Игроки становятся в круг, считалкой выбирают ловишку, у каждого игрока желтая ленточка, заправленная сзади за пояс – это лучики. В центре круга находятся ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз – два – три – лови!» – «лучики» разбегаются по залу. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у них ленточки. По сигналу воспитателя: «Раз-два-три – в круг скорей беги!» – все строятся в круг. Подсчитывается количество игроков, оставшихся без лент. Ловишка возвращают ленточки играющим, игра повторяется с новыми водящими. (2 – 3 раза)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень быстрые и ловкие! Подуем на солнечные лучи? Смотрите как они красиво переливаются на ветру и возвращаются к Солнышку. Упражнение для восстановления дыхания. Солнышко мы разбудили, сказочная страна теперь в безопасности, пора возвращаться в детский сад?
Программные задачи:
- упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп
- закреплять умение сохранять устойчивое равновесие, осанку при ходьбе по канату приставным шагом
- упражнять в умении перепрыгивать через барьеры (пеньки) , подлезать под дуги боком, отбивать мяч двумя руками.
Развивать физические качества: силу, выносливость, гибкость, ловкость.
Воспитывать нравственно-волевые качества: самостоятельность, организованность, ответственность, целеустремленность, дисциплинированность.
Пособия: канат, пеньки, дуги, мячи, таблички с указателями, кружки разных цветов (большие 6 шт., маленькие по количеству детей) , музыкальное сопровождение.
Воспитатель. Говорят, есть волшебный цветок здоровья. Кто его найдет и понюхает, будет самым сильным, самым ловким, а главное – здоровым человеком. Растёт этот цветок в стране «Неболейка» . Добраться до него нелегко. Как бы я хотела хоть раз понюхать этот цветок, чтобы всегда быть здоровой. А вы хотите?
Воспитатель показывает таблички с указателями:
«Направо пойдешь – гору сладостей найдёшь» .
«Налево пойдёшь – в сонное царство попадешь» .
«Прямо пойдёшь – здоровье найдёшь» .
Воспитатель. Какую дорогу выбираете?
Дети. Мы пойдём прямо.
Воспитатель. Тогда не будем терять времени - в путь.
«Равняйсь!» , «Смирно!» , «Направо!» , «Шагом марш!»
I часть. Дети идут по залу, выполняя движения:
- Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе;
- Ходьба на носках, руки вверху;
- Ходьба на пятках, держа руки сзади;
- Ходьба на наружных сторонах стоп, руки на поясе; обычная ходьба;
- Бег с ускорением;
- Ходьба с выполнением дыхательного упражнения.
II часть. Дети строятся в три колонны тройками.
ОРУ без предметов
1) И.п. - основная стойка.
- – руки в стороны,
- – руки вверх,
- – руки в стороны,
- – вернуться в и.п. (8 раз)
- И.п. - ноги врозь, руки опущены.
- – поворот туловища и рук вправо,
- – вернуться в и.п.;
- – поворот туловища и рук влево,
- – вернуться в и.п. (7 раз)
- И.п. – сидя на полу, ноги врозь, руки в упоре сзади.
- – наклониться вперёд, достать руками носки ног,
- – вернуться в и.п. (6 раз)
- И.п. – лёжа, руки вдоль туловища.
- – ноги согнуть в коленях, обхватить их руками,
- – вернуться в и.п.;
3-4 – то же самое. (6 раз)
5) И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
10-12 – прыжки на двух ногах (3 раза) (ноги вместе, ноги врозь) .
6) И.п. – основная стойка, руки опущены.
1-4 – медленно руки поднимаем вверх,
5-8 – опускаем руки. (8 раз)
Основные виды движений (2-3 раза)
- – ходьба по канату приставным шагом, руки на поясе;
- – прыжки через пеньки;
- – подлезание под дуги боком;
- – отбивание мяча двумя руками.
Способ выполнения – поточный, повторить 2 – 3 раза.
Воспитатель. Молодцы, все препятствия преодолели. Мне кажется, волшебный цветок здоровья уже совсем близко.
Подвижная игра «Витаминки»
У детей круги разных цветов. Круги это – витаминки. А микроба выберем с помощью считалки.
Мы - весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ты - попробуй нас догнать.
Когда звучит музыка, вы, витаминки, бегаете по залу. Как только музыка заканчивается, вы находите свои цвета, а микроб вас в это время будет догонять. Мы узнаем, кто же самый ловкий, внимательный и целеустремлённый.
Воспитатель. Молодцы. Я чувствую какой-то запах. Это цветок здоровья распустился. Да не один, здесь целая поляна замечательных цветов. (воспитатель раздаёт детям цветы, и все дети нюхают) . Чем пахнут цветы? Чем полезен чеснок? Он очищает воздух, убивает микробов.
III часть. Игра малой подвижности: «Найди предмет, полезный для здоровья» .
Дети ходят спокойно по залу, находят предметы, которые полезны для здоровья, затем объясняют свой выбор.
Воспитатель. Вы сегодня показали себя сильными и ловкими. Молодцы! И помните, кто будет спортом заниматься и тренироваться, у того всё будет получаться.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №5 Г. РОССОШИ
Конспект НОД
образовательная область «Физическая культура»
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Морское путешествие"
Подготовил и провёл:
Воспитатель старшей группы №4
Тютерева Ю.Л.
Россошь 2014
Форма проведения : игра-путешествие
Цель:
Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка».
Задачи:
1. Оздоровительные:
способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;
формировать и закреплять навык правильной осанки;
развивать подвижность пальцев рук.
2. Обучающие:
совершенствовать технику выполнения: прыжков через барьеры,
ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;
упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног;
закреплять правила безопасного передвижения в спортивном зале.
закреплять умение подлезать под дугой разными способами;
формировать умение сохранять равновесие на гимнастическом бревне;
3. Развивающие:
развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.
4. Воспитательные:
воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам;
воспитать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.
Предварительная работа: беседы на тему: «Моря», «Морские обитатели», рассматривание репродукций картин И.К. Айвазовского «Черное море», разучивание с детьми игрового самомассажа.
Словарная работа : боцман.
Методы и приёмы:
1. Наглядные:
наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры).
2. Словесные:
объяснения, пояснения, указания;
подача команд, сигналов;
вопросы к детям и поиск ответов;
словесная инструкция.
3. Практические:
выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
выполнение упражнений в игровой форме;
самостоятельное выполнение упражнений в свободной игре.
Инвентарь : 2 гимнастические скамейки, 3 барьера, 3 дуги для подлезания, 6 фишек.
Аппаратное обеспечение : магнитофон.
Программное обеспечение : аудиозапись «Звуки моря», «Спортивный марш», «Голос жемчужины».
Предметно-развивающая среда: презентация по теме, пещера с ракушкой, сундук с шоколадными монетами, бутылка с запиской.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов:
использование игровых ситуаций, способствующих эффективному процессу получения детьми знаний, умений и навыков при проведении непосредственно образовательной деятельности;
внедрение здоровьесберегающих технологий.
Ход:
I. Вводная часть.
(Дети заходят в спортивный зал под спортивный марш и строятся в шеренгу).
Воспитатель :
Ребята, хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное путешествие.
А на чем можно путешествовать? (Ответы детей)
Мы отправимся в путь на корабле. Опустимся с вами на дно морское. Если разрешите, я буду вашим капитаном, а …. будет боцманом – моим помощником. Ну что, готовы? Тогда в путь!
II. Основная часть:
Занимательная разминка.
( Перемещение вразнобой ). Обычная ходьба. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки на поясе. В полуприседе, руки за спину. С высоким подниманием колен. Боковой галоп. Бег в среднем темпе (3 круга). Ходьба с дыхательными упражнениями.
(Перестроение в колонну по одному – затем БЫСТРОЕ – в 2 колонны).
Воспитатель :
Можно долго нам шагать,
Но мы не можем опоздать.
Корабль нас не будет ждать,
Места в каютах всем занять.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
(каждое упражнение выполняется 6-7 раз)
1. «У штурвала»
И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, локти вниз (держим штурвал).
1 – наклон туловища вправо; 2 – и. п.
3 –наклон туловища влево;4 – и. п.
2. «Поднять якорь»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-2–наклон вперед, коснуться руками пола, на счет 3-4-и.п.
3. «Гребля»
И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу
1-4-вращение руками (поэкспериментировать с махами руками в разные стороны одновременно )
4. «Кальмар»
И. п. – сидя на полу, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, опора на руки сзади
1-4 - ходьба вперед
5-8 - ходьба назад
5. «Морская звезда»
И. п. - лежа на животе, ноги в упоре на ширине плеч, руки на полу в упоре
1-4 – поднять туловище, как можно выше, руки в стороны
5-8 – и. п.
6. «Морская волна» (прыжки)
И. п. – о.с.- 2 раза по 8 прыжков
7.«Волны шипят»
И.п. - сидя на пятках, руки вниз. Плавно поднять вперёд, вверх (вдох), плавно опустить руки вниз (выдох через рот со звуком: ш-ш-ш).
Воспитатель : засиделись что-то мы в каютах своих, тесно нам стало. Надо выйти на палубу – посмотреть, что происходит за бортом. Подышим свежим воздухом.
( Перестроение в одну колонну ) Ходьба на носках, выполняя дыхательные упражнения.
Полоса препятствий (выполняется 3 раза):
1. «По палубе в шторм» Воспитатель : чтобы удержаться на палубе и нас чтобы не снесло волной в море-надо перемещаться ползком.
( Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками )
2. «Подводные рифы» Воспитатель : вот корабль качает по волнам – но что мы видим – впереди какая-то скала. Что это? Да это морской риф. Представим себя кораблём, как мы перепрыгиваем через эти препятствия.
( Прыжки через барьеры )
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
3. «Спуск в трюм» Воспитатель: не кажется вам, что пора нам спрятаться в трюм, в наши каюты?
( Подлезание под дугу (правым и левым боком; высокие четвереньки, руки на груди ))
В каютах бывает очень мало места и поэтому приходится передвигаться как гусеницы. (Перестроение в колонну по одному ).
Малоподвижная игра «Морская гусеница»
Ход игры: все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, дети начинают движение гусеницы.
Указания: стараться не уронить мяч, но если мяч потерян, поднять его и продолжить движение.
III. Заключительная часть.
(«Морская гусеница» передвигается к пещере)
Воспитатель :
Вот теперь скорей вдохнули,
И на дно мы все нырнули.
Ой, смотрите какая-то бутылка, а в ней что-то лежит. Так это записка!
Читает записку:
«Тот, кто найдет это послание. Познает тайну волшебной жемчужины. Сама жемчужина находится в пещере. А путь вам укажут звезды».
Ребята, а вам звезды не встречались? (путь к пещере проложен звёзды-метки)
(Находим пещеру, открываем ее).
Голос жемчужины: «Я рада слышать ваши голоса. Протяните руки ко мне. Вы первые, кто не побоялся морской глубины, и добрались до меня! И за вашу смелость, ловкость, я дарю вам морские сокровища. Откройте мой сундук. Это подарки. Я прощаюсь с вами, удачного возвращения в детский сад».
Воспитатель :
Ребята, глубоко вдохнули. А вот и наш корабль, возвращаемся в наш садик. А по пути мы поиграем в игру.
Игра – релаксация «На берегу моря»
Ход игры: дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрывают глаза. Психолог заходит в зал и включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, «ощутить» ее.
Воспитатель : ребята, вот мы и вернулись в детский садик наш. Давайте после такого трудного путешествия проверим с вами, все ли члены команды смогли вернуться. Для этого мы должны построиться. (Построение в шеренгу, подведение итогов)
Ребята, вы молодцы, преодолели все трудности на своем пути. И в этом вам помогла дружба.
До свидания! (дети под спортивный марш выходят из зала).
Возрастная группа: старшая.
Образовательная область: физическое развитие
Цель: укрепление здоровья детей, создание условий для привития интереса к физической культуре.
Оздоровительные
– продолжать формировать правильную осанку у детей;
– создать условия для положительных эмоций во время мероприятия.
Образовательные
– совершенствовать ходьбу друг за другом с изменением темпа и переходом на мягкий, семенящий шаг;
– формировать умения и навыки перестроения тройками.
Развивающие
– развивать умение соблюдать равнение при ходьбе по скамейки приставными шагами;
– совершенствовать навыки подлезания под дугу способом переката с ноги на ногу, прогнувшись;
– закрепить навык энергичного отталкивания и приземления на полусогнутые ноги.
Воспитательные
– воспитывать интерес к физической культуре через сюжет в образовательной деятельности;
– соблюдать правила игры.
Вид деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Форма организации: групповая, игра с речевым сопровождением.
Оборудование: скамейка, дуга, обручи.
Предварительная работа: Дети играли в разнообразные подвижные игры на прогулке, в повседневной деятельности, выполняют ежедневную утреннюю гимнастику.
Организационный момент. Воспитатель предлагает отправиться в интересное путешествие, где на пути надо преодолеть множество препятствий (основные движения), но дети сильные, смелые и непременно их преодолеют.
I.Вводная часть. Построение в шеренгу по одному. Ходьба друг за другом с изменением темпа. Бег обычный с переходом на мелкий семенящий шаг. Ходьба и перестроение тройками в три колонны по – одному.
II.Основная часть.
Поднимание рук вверх.
Исходное положение – основная стойка, руки внизу.
1-руки вперед
3-в стороны
Повороты в стороны с разведением рук.
Исходное положение – стоя на коленях, руки на поясе.
1,3-повороты вправо – влево
2,4 – исходное положение.
Наклоны вперед
Исходное положение - сидя на ковре, руки на поясе.
1,3 – наклон вперед, руками коснуться носков ног
2,4 – исходное положение.
Поднимание поочередно ног
Исходное положение – сидя, руки в упоре сзади.
1,3 – поднять правую, левую ногу.
2,4- исходное положение.
«Велосипед»
Исходное положение – лежа на ковре, руки вдоль туловища. Ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. На сигнал «Поехали!» дети выполняют движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.
Прыжки с чередованием упражнений на дыхание.
Исходное положение – основная стойка
1,3 – прыжок вправо, влево.
2,4 - вернуться в исходное положение.
Перестроение в колонну друг за другом.
Основные виды движений.
Ходьба по скамейке приставным шагом. Цель: сохранять устойчивое равновесие.
Подлезание под дугу. Цель: выполнять подлезание перекатом с одной ноги на другую, прогнувшись и не касаясь дуги.
Прыжки на двух ногах из обруча в обруч. Цель: энергично отталкиваться и приземляться на полусогнутые ноги.
Движения выполняются поточно друг за другом.
Дети идут по одному по скамейке приставным шагом, затем подлезают под дугу и выполняют прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Потом встают в конец колонны.
Подвижная игра «Хитрая лиса». Цель: действовать по сигналу, развивать внимание, бег.
III.Заключительная часть. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений на внимание. Рефлексия. Итог в соответствии с поставленными целями.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
образовательная область «Физическое развитие»
для детей 5-6 лет (старшая группа)
I . Целевой раздел……………………………………………………………………………………….
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………
- Планируемые результаты освоения Программы
Основные цели и задачи
Перечень основных движений, спортивных игр и упражнений
Формы работы по образовательной области «Физическое развитие»
Система физкультурно-оздоровительной работы
Работа с родителями
III. Организационный раздел………………………………………………………………………..
Сетка НОД……………………………………
Приложения
Комплексно-тематическое планирование
Карта
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре старшей группы МБДОУ «Детский сад №10 города Красноармейска Саратовской области» (далее - Программа) разработана на 2014-2015 учебный год в соответствии с основной образовательной программой учреждения, соответствующей действующим нормативным документам (Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
Целью Программы является физическое развитие детей дошкольного возраста 5-6 лет с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа опирается на научные принципы построения:
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные цели и задачи
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельси ны-у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
Знакомить детей с возможностями здорового человека.
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в зале и на спортивной площадке.
Физическая культура
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
Учить ориентироваться в пространстве.
Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Учить спортивным играм и упражнениям.
Перечень основных движений,
подвижных игр и упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5-5,5 секунды (к концу года -30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.
Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд , пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, una нога вперед - другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь ~еред, в высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов - поочередно пез каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой - 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м ), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5-9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, тю трое; равнение в затылок, в-колонне, в шеренге. Размыкание в колонне - на вытянутые руки вперед, в шеренге - на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением,
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на одной ноге, руки на поясе.
Спортивные игры
Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3-4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).
Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от 7 уди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.
Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.
Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направле-юм. закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах,
Подвижные игры
С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и шука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».
С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».
С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок?», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».
Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.
Формы работы по образовательной области « Физическое развитие»
- Утренняя гимнастика
- Игра
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Рассматривание
- Интегративная деятельность
- Диагностическая деятельность
- Спортивные и
- физкультурные досуги
- Спортивные состязания
- Совместная деятельность взрослого и детей
- Проектная деятельность
- Проблемная ситуация
Режим двигательной активности
Формы работы | Количество и длительность (в мин.) |
|
НОД Физическая культура | а) в помещении | 2 раза в неделю до 25 |
б) на улице | 1 раз в неделю 25 |
|
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | а) утренняя гимнастика | ежедневно8-10 |
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30 |
|
в) физкультминутки (в середине статического НОД) | ежедневно |
|
г)гимнастика после сна | ежедневно 7 |
|
Д)физические упражнения и игровые задания: артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин. |
|
Активный отдых | а) физкультурный досуг | 1 раз в месяц 25-30 |
б) физкультурный праздник | 2 раза в год до 35 мин. |
|
в) день здоровья | 1 раз в квартал |
|
Самостоятельная двигательная деятельность | а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | ежедневно |
б) самостоятельные подвижные и спортивные игры | ежедневно |
Работа с родителями
Разъяснять родителям (на информационном стенде, на сайте ДОУ, на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (плавание, лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
III. Организационный раздел
Режим работы МБДОУ «Детский сад № 10 г.Красноармейска»:
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы МБДОУ - 10,5 часов;
- ежедневный график работы - с 07.30 до 18.00 часов
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Режим строится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре проводится 3 раза в неделю, 2 НОД в помещении (по 25 минут), 1 на воздухе во время прогулки. Учебный год составляет 34 учебные недели.
Методические материалы и средства обучения и воспитания
«Основы здорового образа жизни» под ред. Н.П.Смирновой. Саратов, Научная книга, 2000г.
«План-программа педагогического процесса в детском саду» под ред. З.А.Михайловой, «Детство-ПРЕСС», 2000.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М., 2005
Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2005
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей, М., 2003
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия», М., 2005
Приложения
Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование
Приложение 2
Карта наблюдений физического развития детей старшей группы
Фамилия, имя ребенка | Возраст (лет,мес.) | Скорость бега на 10м м/с с хода | Скорость бега на 30м м/с со старта (сек.) | Скорость бега на 120м, 150м | Длина прыжка с места | Дальность броска набивн.мячом | Итог |
|||||||||
балл | балл | балл | балл | балл | уровень |
|||||||||||