Что необходимо для игры сквош. Сквош: правила игры

Подсчет очков

Матч состоит из пяти игр (геймов). Матч считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трех играх из пяти. Каждая игра продолжается до 11 очков. Игрок, который первым набрал 11 очков считается победителем в игре, за исключением случаев, когда счет 10-10. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не доведет свое преимущество до двух выигранных очков (разница в счете должна быть 2 очка). Выигрышное очко присуждается тому или иному игроку при каждом розыгрыше подачи (PAR – point-a-rally). В случае, если очко выиграно игроком, осуществляющим подачу, за ним сохраняется право подачи. В случае если подачу выиграл принимающий игрок, ему присуждается очко и к нему переходит право следующей подачи.

Подача

Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков. В дальнейшем, игрок начавший подавать продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка, после чего происходит «переход подачи» (“Hand Out” – “хэнд аут”) и принимающий игрок становится подающим.

Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.
В начале каждой игры и в случаях перехода подачи, подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.

Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился фронтальной стены выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лёта») пришелся в противоположный углу подачи квадрат соперника.

Возврат удара

Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим, мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какую-либо из боковых стен или заднюю стену.

Возврат удара считается выполненным неправильно, если:

  • отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с фронтальной стеной было произведено два удара по мячу — “NOT UP” («нот ап»),
  • после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область “банки” (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) – “DOWN” (“даун”),
  • после удара по мячу отбивающим мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – “OUT” («аут»).

Розыгрыш

После правильно выполненной подачи, розыгрыш мяча продолжается попеременно каждым игроком до тех пор, пока какой-либо из игроков не совершит ошибку. Розыгрыш состоит из подачи и нескольких, правильно исполненных возвратов.Розыгрыш считается выигранным, если:

  • соперник не смог правильно выполнить подачу,
  • соперник не смог правильно выполнить возврат,
  • игрок, осуществляющий удар, коснулся соперника (частью ракетки или одежды) до того, как соперник приготовился осуществить удар по мячу.

Попадание мячом в игрока

Если после удара по мячу и до его соударения с фронтальной стеной, мяч попадает в соперника, либо в ракетку соперника, либо касается его одежды, игра останавливается.

  • Если у бьющего игрока была возможность ударить по мячу так, чтобы он беспрепятственно коснулся фронтальной стены без предварительного соударения с одной из боковых стен – очко засчитывается бьющему игроку. В данном случае предполагается, что бьющий игрок наносил удар с естественной руки, располагаясь лицом к фронтальной стене, не совершив «разворота» (см.ниже).
  • Если у бьющего игрока была возможность произвести результативный удар таким образом, что от соударения с боковой стеной мяч попал бы во фронтальную стену и соперник мог бы сыграть отскочивший мяч – назначается переигровка “Let” («Лэт»).
  • Если бьющий игрок произвел удар по мячу таким образом, что соперник не смог бы сыграть такой мяч (мяч не коснулся бы фронтальной стены) – бьющий игрок проигрывает розыгрыш.

Разворот

Если при естественном отскоке и полете мяча справа, бьющий игрок решает не бить по мячу справа, пропустить, обежать мяч или добежать/догнать мяч и ударить по нему слева (или наоборот) – считается, что игрок совершил разворот (т. е. потерял соперника из виду).Если после совершения разворота и удара по мячу бьющий игрок попадает мячом в соперника – это считается нарушением правил и очко присваивается сопернику. Если после совершения разворота бьющий игрок воздерживается от дальнейшего розыгрыша с целью предотвратить попадание мячом в соперника – назначается переигровка “Let”. Данное поведение бьющего игрока считается предпочтительным, так как бьющий игрок не может определить положение соперника на корте.

Повторные попытки удара

В том случае, если при отбитии мяча игрок не смог нанести удар после первого замаха, он может попытаться отбить мяч второй раз.

  • если после удачной второй попытки удара по мячу, траектория его полета такова, что удар может считаться правильным, но мяч попадает в соперника – назначается переигровка “Let”,
  • если после удачной второй попытки удара по мячу, мяч попадает в соперника и удар можно считать выполненным неверно – атакующий игрок наказывается штрафным очком

Создание помехи

Нанесение ударов в сквоше должно происходить при отсутствии каких-либо помех со стороны соперника.Для того, чтобы избежать создание помехи нанесению удара, игрок должен обеспечить своему сопернику:

  • беспрепятственный прямой доступ к мячу,
  • свободный обзор перемещающегося мяча,
  • пространство для совершения полного замаха для удара по мячу,
  • свободу нанести прямой удар в какую-либо из частей фронтальной стены. Игрок, столкнувшийся с помехой, может отбить мяч и продолжить розыгрыш или воздержаться от дальнейшего розыгрыша. Игрокам рекомендуется воздержаться от дальнейшего розыгрыша если удар с помехой может привести к нанесению травмы сопернику или столкновению с ним. В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий следует руководствоваться следующими принципами:
  • Если соперник предпринял все необходимые действия для избежания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка “Let”.
  • Если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику “No Let”.
  • Если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу во фронтальную стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку “Stroke” («строук»)

Переигровки “ Lets

Переигровки назначаются в том случае, когда невозможно определить победителя розыгрыша. В случае назначения переигровки счет игры не изменяется и игрок, осуществлявший подачу, должен повторить подачу.За исключением уже описанных случаев, в которых назначается переигровка, судья может решить назначить переигровки и при других обстоятельствах. Например, переигровка может быть назначена если в ходе розыгрыша мяч коснулся какого-либо из предметов, лежащих на полу корта (если их присутствие было разрешено судьей перед началом игры) или если бьющий игрок воздержался от удара по мячу во избежании нанести травму своему сопернику.Переигровка также допустима в тех случаях, когда соперник был не готов к приему подачи или в случае потери мячом своих игровых свойств.

Продолжительность игры

Не допускается совершать перерывы между розыгрышами. Предполагается, что после первой подачи игра продолжается без перерывов до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет победное количество очков.Между играми допускается перерыв продолжительностью 90 сек.Игрокам допускается заменить спортивную одежду или ракетку в ходе игры при необходимости.

Кровотечения, травмы, недомогания

В том случае, если при получении травмы у игрока образовалось кровотечение, игра останавливается и игрок не может продолжать игру до устранения кровотечения. Игроку разрешается использовать дополнительное разумное время для устранения кровотечения.Если кровотечение является исключительно следствием нанесения травмы соперником, то пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.Если после устранения, кровотечение возобновилось в ходе матча, остановка матча не допускается. Пострадавшему игроку разрешается признать поражение в данной игре матча и использовать 90 сек. перерыв между играми для устранения кровотечения. В случае невозможности устранения кровотечения, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.В случае получения каким-либо из игроков травмы, не сопряженной с кровотечением, судья должен решить по какой причине была получена травма: была ли травма вызвана действиями одного игрока, обоих игроков или вызвана действиями самого пострадавшего.

  • В случае, если травма была нанесена одним из игроков и пострадавший игрок не в состоянии продолжать игру, пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.
  • В случае, если полученная травма явилась результатом действий самого пострадавшего игрока, то ему дается 3 минуты на восстановление, после чего он должен продолжить игру. Также, пострадавший игрок может признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для устранения травмы.
  • В случае, если травма явилась результатам действий обоих игроков, то пострадавший игрок имеет право использовать 60 мин. перерыв для восстановления.Игрок, который чувствует недомогание должен продолжать матч или признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для отдыха и восстановления. Спазмы мышц, тошнота, затрудненное дыхание (включая симптомы астмы) считаются недомоганиями. Если недомогание игрока вызвало рвоту на корте, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение

Обязанности игроков

Правило 15 полной версии правил содержит основные рекомендации игрокам. Например, п.15.6 гласит, что игроку не разрешается совершать каких-либо действий, которые могут отвлекать его оппонента от игры.Некоторые из 8 пунктов данного правила касаются взаимодействия игроков и судей/маркеров. Сокращенные правила не описывают порядок взаимодействия игроков с лицами, обслуживающими матч.

Правило поведения на корте

Оскорбительное, агрессивное и запугивающее поведение в сквоше непозволительно. В качестве примеров такого поведения могут служить: речевые и визуальные ругательства, словесные и физические унижения, препирательства, умышленное повреждение ракетки, корта, мяча, преднамеренный физический контакт, чрезмерный замах ракетки, злоупотребление временем разминки, затяжка времени, несвоевременное возвращение на корт после перерывов между играми, умышленная или опасная игра или иные аналогичные действия, а также выкрикивание тренерских советов во время розыгрышей (за исключением перерывов между играми).

Существует много разных направлений в спорте и одни из них являются очень распространенными, а другие – нет. Ко второй группе можно отнести сквош, который считается «недалеким родственником» большого тенниса. У него есть свои правила и особенности, необходимые к изучению.

Что такое спорт сквош?

Многие, описывая сквош, предлагают такую формулировку – это теннис, свернутый пополам. Связано это с тем, что игру проводят в закрытом помещении, в котором игроки, стоя недалеко друг от друга и используя ракетки, по очереди бьют по мячу, чтобы тот ударялся о стену. Игра сквош пользуется огромной популярностью в Америке, Австралии, Израиле и Египте. Зародился этот спорт в Великобритании, и произошло это совершенно случайно: дети ожидали своей очереди, чтобы поиграть в теннис, и в это время били мяч о стену. Этот игровой вид спорта – сквош – считается доступным для людей любых возрастов.

Сквош – правила игры

Смысл этого спорта заключается в том, что человек должен ракеткой отбить мяч так, чтобы после него соперник не смог сделать свой удар. Чтобы понять, как играть в сквош, можно следовать таким правилам:

  1. В обязательном порядке проводится разминка, которая длится 5 мин. Она подразумевает «разогрев» мяча, то есть участники беспрерывно бьют по нему, что делает его более жестким. Если во время игры мяч порвется, тогда вводят другой, который тоже разогревают.
  2. Прежде, чем начать проводят жеребьевку, которая определяет, кто будет осуществлять первую подачу. В следующем раунде подает победитель предыдущего.
  3. Еще перед игрой в сквош участники выбирают квадрат подачи, и заработавший очко меняет его на время следующей подачи. Важно, чтобы во время подачи одна нога обязательно полностью находилась в выбранном квадрате. Если это правило не выполняется, тогда теряется подача, и она переходит к сопернику.
  4. Удары по мячу игроки осуществляют по очереди, причем бить можно как в процессе его полета, так и после удара о землю.
  5. Мяч должен не просто коснуться стены, а оказаться выше акустической панели и не попасть в линию аута.
  6. Между геймами в большинстве случаев делают перерыв на 1,5 мин., чтобы попить воды и перевести дух.
  7. Начисление очков проводится в случае, если человек совершает ошибку, например, попадает в аут или пропускает удар. Побеждает тот, кто сможет первым набрать 11 очков. Если счет сета составил 10:10, то игра продолжается, пока один из участников не будет иметь преимущество в 1 балл. В большинстве случаев аматоры играют до двух побед, а профессионалы до пяти.
  8. Сквош нуждается в судействе, поскольку часто возникают спорные ситуации. Если игрок считает, что была помеха, то он обращается к судье с апелляцией для назначения let, который одобряют, если порвался мяч или противник по конкретной причине не смог принять мяч. Когда участник грубо нарушает правила, то очко назначается противнику и это называется Stroke.

Сквош – корт

Интересен тот факт, что размеры поля, на котором играют в сквош, были утверждены еще в 1920 году. Это международные стандарты, которые не могут нарушаться: длина корта не может быть больше 9,75 м, а ширина составляет 6,4 м. Территория сквоша еще включает специальную разметку, которая также четко установлена:

  1. Линия для указания верхнего аута должна находиться на высоте в 4,57 м, а нижнего – 43 см.
  2. Линия подачи отмечается на высоте в 1,83 м. Еще одна линия рисуется от пола и до вершины стены, а расстояние до нее должно быть 2,13 м.
  3. Толстые наклонные линии должны быть нарисованы на боковых панелях, и они служат неким связующим элементом между аутами и фронтальной стеной.

Мяч для сквоша

Ошибочно полагать, что для игры в сквош можно использовать любой мяч. Его главной отличительной чертой является наличие точек и их цвет. Такие знаки используют для того, чтобы отметить силу отскока и скорость, например, если мячик для сквоша имеет две желтые точки, то это указывает, что он является медленным и у него слабый отскок. Его в большинстве случаев используют профессиональные игроки, поскольку у них большая сила удара.

Новичкам рекомендуется использовать мячи, которые имеют или одну синюю, или одну красную точку. Они обладают хорошей скоростью и лучшим, в сравнении с другими вариантами, отскоком. Полезно будет узнать, когда нужно произвести замену мяча. Специалисты утверждают, что это нужно делать после того, как сотрется логотип производителя и поверхность станет гладкой на ощупь.

Ракетка для сквоша

Выбирать ракетку нужно тщательно, уделяя внимание каждой детали. Если сравнивать ее с ракеткой для тенниса, то она будет легче. Правила сквоша допускают использование ракеток разного веса и здесь нужно руководствоваться принципом: чем тяжелее ракетка, тем сильнее будет удар. Новичкам рекомендуется начинать с малого, что позволит изучить принцип успешной игры. Вес ракеток варьируется в пределе от 120 до 210 г.

Для изготовления ракеток для игры в сквош в большинстве случаев используют алюминий или композит. Кроме этого, следует знать, что они могут иметь как круглую, так и прямоугольную форму. Внимание при выборе нужно уделить такому понятию, как баланс ракетки и он должен быть таким, чтобы ее было удобно держать в руке, и она не перевалилась «в голову», поскольку рука будет быстро уставать. Есть еще разделение по уровню жесткости и здесь нельзя сказать, какая ракетка лучше, а какая хуже, поскольку выбор должен делаться исходя из собственных ощущений во время игры и от стиля.

Сквош – экипировка

Если хочется заниматься этим видом спорта, тогда важно уделить внимание покупке не только основного инвентаря, но и экипировки, которая включает обувь, одежду и специальные аксессуары. Тренер по сквошу может дать свои рекомендации, касающиеся выбора вещей, но есть и общие принципы, которым можно следовать. Если хотите серьезно заниматься этим спортом, тогда не стоит экономить на покупке качественных вещей.


Кроссовки для сквоша

Особого внимания заслуживает обувь, которая должна быть максимально удобной и легкой, поскольку сквош является динамичной игрой, где нужно постоянно двигаться. При выборе рекомендуется следовать таким принципам:

  1. Обувь для сквоша должна быть максимально легкой, чтобы не тормозить реакцию и не становиться причиной получения травмы.
  2. Подошва должна быть немаркой, то есть не оставлять на полу черные полоски и другие следы. Выбирайте модель с резиновой подошвой, поскольку этот материал обеспечивает хорошее сцепление обуви и пола, поэтому риск скольжения сводится к минимуму.
  3. В кроссовках должна присутствовать хорошая амортизация пятки, поскольку из-за резких движений можно получить проблемы с суставами. Хорошо, если в обуви будут специальные прокладки, уменьшающие напряжение, которое получают ступни во время игры.
  4. Носок у подходящих кроссовок должен быть «дыщащим», это важно для того, чтобы нога не перегревалась, но и крепким, чтобы обувь сохранилась на много лет и не потерлась.
  5. Большое значение имеет боковая защита, которая представляет собой вставки из каучука.
  6. Что касается задника, то он должен быть жестким, поскольку это важно для защиты лодыжки от повреждений.

Одежда для сквоша

Каких-либо четко прописанных правил, касающихся одежды, не существует. Форма для сквоша идентична той, что играют в теннис, то есть главное требование к ней – максимальный комфорт. Мужчины в большинстве случаев предпочитают надевать футболку и шорты, а девушки – футболку и юбку-шорты или спортивные шорты. Кроме этого, рекомендуется надевать специальную повязку на голову и запястья, которые предназначены для поглощения пота.

Очки для сквоша

Многие новички недоумевают, зачем в помещении надевать очки, но здесь все предельно ясно. В сквоше они предназначены для защиты глаз, поскольку во время активной игры мяч может попасть в лицо, что станет причиной травмы. Чтобы этого избежать, используются специальные аксессуары для сквоша, которые должны подбираться с учетом некоторых нюансов: спортсмен должен хорошо все видеть, конструкция очков должна быть прочной, и они не должны слетать с головы.


Турнир по сквошу

Хоть в Олимпийские игры и не входят соревнования по сквошу, в разных странах проходят свои турниры. Проведением международных соревнований и другими организационными вопросами занимается Всемирная федерация сквоша – WSF. Вид спорта сквош имеет и ассоциации игроков для женщин и мужчин. Один из самых знаменитых турниров в этом виде спорта – White Nights Open. Он проходит в Санкт-Петербурге и участие в нем принимают люди из разных стран.

Сквош – достаточно распространенный и престижный вид спорта, который даже претендует войти в программу Олимпийских игр. Он появился еще в 19 веке в Англии и является прямым родственником ракетных игр – большого тенниса и бадминтона, ведь его главные снаряды – ракетки и мячик.
Играть в него можно вдвоем, а можно парами. Но главное условие – закрытое помещение. Именно поэтому англичане так любят этот вид спорта, ведь им можно заниматься независимо от переменчивой британской погоды.

Немного истории

Впервые упоминание о развлечении, похожем на игру в сквош появились еще 16 веке. Тогда, в эпоху Возрождения, французская детвора развлекалась, отбивая шарики от стен в переулках города. После этого игра перекочевала в долговую тюрьму Флит Призон. Ее заключенные, которые имеют немного свободного времени, часто были замечены за монотонным занятием – они ударяли жесткий мячик об стены камеры.

Но настоящее распространение сквош получил после того, как в одной из английских школ (Harrow School) студенты, ожидая своей очереди на теннисный корт, решили скоротать время на небольшой площадке, окруженной со всех сторон стенами школы, отбивая от них мяч.
После этого игра еще долго не выходила за пределы учебных заведений и была прерогативой исключительно студентов. Но сначала 20 века ею заинтересовались военнослужащие британской армии и многие частные клубы. В 1907 году ассоциация Tennis, Rackets & Fives установила и прописала основные правила игры и ее стандарты. А в 1928 году была даже создана первая Ассоциация сквоша.
Но так как специальные корты для проведения матчей отсутствовали, то играть в сквош могли себе позволить только люди с высоким достатком.
И лишь в конце 20 века игра приобрела массовый характер и стала собирать поклонников по всему миру.

В чем суть?

Как играть в сквош? Его цель довольно проста – вам необходимо бить по мячу ракеткой таким образом, чтобы ваш соперник не смог его отбить после вашего удара.
Но и здесь есть свои правила.

  • Мяч должен коснуться стены выше акустической панели, но не попасть в линию аута.
  • Ударять по мячу надо по очереди. Бить разрешается в процессе полета пули или после того, как он удариться о землю.
  • Очки начисляются игроку тогда, когда соперник ошибается и пропускает удар. Игрок, первым набравший 11 баллов считается победителем. Если счет предыдущего сета составил 10:10 игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не получит преимущество в 1 очко. Любители сквоша играют до 2 побед, а профессионалы до 5.
  • Перед игрой игроки тянут жребий. Тот, кому повезло, подает первым. После этого подающим является тот, кто выиграл гейм.
  • Также перед геймом игроки выбирают квадрат подачи. Тот, кто зарабатывает очко, меняет его на время следующей подачи.
  • Особое внимание также уделяется постановке ног игроков. Хотя бы одна из них должна полностью стоять в квадрате подачи. В случае невыполнения этого требования подача теряется, и игрок, в отличие от игры в теннис, не имеет права на повторную попытку.
  • Набор игрока

    Теперь давайте разберемся, что понадобится, если вы решили сыграть в сквош? В первую очередь ракетка и мяч. Внешне мячи не отличаются друг от друга, но на каждом из них можно увидеть цветную метку, которая указывает на уровень упругости (скорости).

    Очень медленный обозначается двумя желтыми точками, медленный – зеленой или белой, мяч средней скорости – красной, быстрый – синий. Также стоит знать, что перед геймом мяч нужно разогреть, иначе прыгать он будет хуже. Причина кроется в специальной жидкости, что находится внутри, которая, нагреваясь, делает его более «прыгучим».
    Корт для игры в сквош также имеет свои определенные размеры. Они были установлены еще в 1920 году, и до сих пор не менялись. Его длина должна быть равна 32 м, а ширина – 21 футу.
    Кардинальное изменение игры произошло тогда, когда задняя стенка корта стала изготавливаться из стекла. Это привлекло большое количество зрителей, которые в результате становились клиентами спортивных клубов.

    Основные преимущества

    В сквоша, как у вида спорта, есть много своих плюсов.

  • Это игра для всех. Нет ограничений ни по возрасту, ни полу, ни комплекции. Не нужно даже особой физической подготовки.
  • Игра очень доступна. Вам не придется долго осваивать технику и учить правила, все предельно ясно. Экипировка для занятий (для любителей) стоит не так уж и дорого.
  • Полезна для здоровья. Сквош – отличная альтернатива длительным и изнурительным тренировкам в тренажерном зале. Полчаса игры дают довольно сильную нагрузку на все группы мышц, в результате чего вы получаете еще и хорошую кардиотренировку, сжигая больше 1000 ккал. Например, в процессе игры в большой теннис эта количество составляет всего 400 ккал.
  • К тому же, такие занятия положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развивают гибкость и тренируют вестибулярный аппарат. А еще они прекрасно подойдут тем, кто мечтает избавиться от лишних килограммов. При условии регулярных тренировок они будут таять на глазах.
  • Зрелищность. Сквош всегда привлекает огромное количество болельщиков. Особое удовольствие доставляет присутствие на играх, которые проходят на кортах с полностью стеклянными стенами.
  • Найдутся недостатки?


    Основным минусом таких занятий некогда было отсутствие, а позже недостаточное количество специальных кортов. Но многие спортивные клубы, в связи с активным увлечением сквош, оборудовали такие площадки.

    Будьте осторожны!

    Но так как сквош является очень энергозатратным видом спорта, и приносит реальную пользу при 150 ударов сердца в минуту, то существуют некоторые противопоказания, среди которых:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • грыжа позвоночника;
  • заболевания суставов.
  • Сквош – очень увлекательная игра, которая хорошо разогревает азарт и дух соревнования. К тому же, подобные занятия во всем мире является отличным поводом как для деловых, так и неформальных встреч. А для тех, кто живет в динамичном ритме современного мегаполиса, и не располагает большим количеством времени для физических нагрузок, сквош станет отличным вариантом для выплеска эмоций и ментального отдыха.

    В одном из глянцевых журналов я прочитала рецепт овощного блюда, куда входит незнакомый мне овощ - сквош. По описанию рецепта я поняла, что это нечто вроде кабачка, так как его нужно было нарезать кольцами и обжарить в масле. Раньше я слышала только о спортивной игре, которая называется “сквош”. Имеет ли она отношение к одноименному овощу? Растет ли у нас эта культура?

    Н. Погодина, Московская обл.

    Спортивная игра под названием ”сквош” - это разновидность тенниса, только в закрытом помещении (сквош-корте). Два участника играют ракетками и маленьким мячиком диаметром 40 мм. В отличие от обычного тенниса, мяч нужно ударять таким образом, чтобы он касался фронтальной стены корта. Как видите, к овощам эта игра не имеет никакого отношения.

    Теперь о растении сквош. Точное название на английском - Butternut Squash. Это овощ семейства тыквенных, что-то среднее между кабачком и тыквой, но ближе к тыкве. Вкус менее сладкий, чем у нормальной тыквы, чуть более терпкий и водянистый.

    Сквоши - уроженцы Северной Америки. Уже тысячи лет назад коренные жители Америки - индей- цы - использовали их в пищу, правда, предпочитали не “сквошевую” мякоть, а семечки. Само слово “сквош” заимствовано из языка индейцев штата Массачусетс и означает “съеденный сырым” или “неприготовленный”. Вероятно, коренные американцы ели сквош прямо “с грядки”.

    Поскольку выбор овощей в наших магазинах значительно расширился, сейчас в рецептах модно использовать необычные ингредиенты и заморские диковины. По сути, в кулинарии сквош вполне можно заменить кабачком или тыквой, тем более что под этим словом часто подразумевают именно кабачки, а редкое название используют, чтобы приукрасить рецепт.

    Говорят о большом разнообразии видов сквошей. И все же, если немного углубиться в историю, то первоначально сквошем называли разновидность тыквы, которая имеет форму булавы с расширением книзу. Семенная камера расположена только с нижней части, поэтому составляет небольшую часть от общей массы плода. В спелом виде окраска плода бежевая или светло-оранжевая. Кожура довольно тонкая. Мякоть желтая или светло-оранжевая. Семена сквоша можно поискать в магазинах.

    Сегодня сквош в Америке используется как универсальный овощ: его жарят, тушат, солят, засахаривают, сушат, запекают, готовят из него хлеб, пироги и торты. Кроме того, поддерживая традиции, едят его сырым в салатах. Жареные или сушеные семечки считаются отличной закуской. Цветы сквоша также съедобны, многие повара считают их деликатесом. Особое искусство - украшение блюд засахаренным цветком сквоша.

    В рецептах можно встретить следующие словосочетания: баттернат сквош, желудевый сквош, спагетти сквош... Все эти названия указывают на различные виды тыквы, которые используются в конкретном рецепте. А слово “сквош” в данном случае используется как общее название тыквенных. Например, баттернат и желудевый сквоши - это разновидности небольших или порционных тыкв. Спагетти сквош - разновидность кабачка, у которого волокнистая мякоть напоминает спагетти.

    Из сквошей готовят очень разные блюда: сладковатые - с добавлением яблока и сладкого картофеля (батата); острые - с розмарином, перцем и большим количеством чеснока; диетические - наподобие пшенной каши с тыквой, только с рисом и черносливом.

    Интересно, что американцы называют сквошем и некоторые коктейли, где сок тыквы или сами плоды никак не используются. Например, очень популярен лимонный сквош.


    Количество показов: 22814

    Существует предположение, что сквош получил своё название в середине XIX века благодаря разбитым окнам в одной из школ Харроу (район Лондона), где мальчики, ожидающие своей очереди играть в реал-теннис, тренировались в школьном дворе и твёрдыми теннисными мячами. Дирекция школы разрешила тренироваться во дворе при условии использования мягких мячей (Squash – в переводе с английского "сжимать"). Мальчикам играть с мягкими мячами понравилось, так как управляться с ними было намного проще. Появились поклонники новой игры, которые стали играть в небольших дворах домов, где были подходящие три стены.

    Имеются сведения, что в тот же период, игрой подобной сквошу занимались арестанты лондонской долговой тюрьмы (Флит Призон) и ссыльные в трюмах кораблей, перевозивших их в Австралию.

    Корни сквоша, как и реал-тенниса уходят к началу XVI века. Во Франции в эпоху Возрождения дети развлекались, отбивая ракеткой мяч от стен в узких переулках. Следующей стадией развития сквоша было его появление в Англии, в долговой тюрьме Флит Призон. Как и для тенниса, для сквоша необходимы ракетки и мячи, но вместо того, чтобы перебрасывать мяч через сетку, как в теннисе, игроки ударяли по жесткому мячу, который отскакивал от стен.

    К началу XX века сквош приобрёл популярность во многих британских и американских школах (играли в школьных дворах) и клубах. Однако правила и рамеры плошадки не были унифицированы.

    В 1904г. в США была создана первая ассоциация сквоша «Ассоциация Tennis, Rackets & Fives». Через три года она приняла решение по стандартизации правил игры.

    В 1928г. в Великобритании появилась своя Ассоциация сквоша.

    Международная федерация сквош-ракетс (ISRF) была основана в 1967г. и переименована во Всемирную федерацию сквоша (WSF) в 1992г. Существуют и ассоциации профессиональных игроков: у мужчин ‒ (PSA) и у женщин ‒ (WSA).

    Сквош культивируется более чем в 190 странах. Он включён в программы Панамериканских играх, Азиатских игр, Игр Содружества, Всемирных игр и Всеафриканских Игр.

    Игра признана Международным Олимпийским комитетом и войдёт в программу Олимпийских игр 2020 года.

    В сквош играют один на один или два на два, используя полый резиновый мяч и ракетки похожи на теннисные.

    Сквош-корт состоит из 4 ровных гладких стен (лицевой, 2-х боковых и задней) разной высоты. Игровое пространство ограничивается сверху? линиями аута по всем четырём стенам, снизу – звуковой (акустической) панелью ("жестянка" или "банка") лицевой (передней, фронтальной) стены. Линия на лицевой стене (линия подачи) и квадраты на полу корта (зоны подачи) играют свою роль только при подаче мяча.

    СУТЬ ИГРЫ: поочередный обмен ударами ракетками по мячу таким образом, чтобы соперник совершил ошибку или не смог отбить мяч. Мяч нужно ударить таким образом, чтобы он коснулся лицевой (передней) стены выше звуковой панели (на рисунке ограничена нижней линией) и ниже линии аута (верхняя линия). Выполнять удары можно как с лёта, так и после первого отскока мяча от пола. Обычно мяч посылают прямо в лицевую стену, хотя его можно бить по любой стене.

    Тактика игры состоит в том, чтобы отбить мяч вдоль боковых стен в один из задних углов корта. Такой удар называют "прямой драйв" (drive). Атака мягким "укороченным ударом" ("Short") в углы лицевой стены заставляет соперника проделать больший путь по корту для ответного удара и может привести к выигрышу. "Кросс" ("Cross") – Опытные игроки пытаются как можно чаще заканчивать розыгрыш, попадая мячом в углы лицевой стены или в область, где боковые стены пересекаются с полом, называемую "Nick" (ник). Если "Nick" выполнен правильно, то мяч покатится по полу и не будет абсолютно никакой возможности его отбить. Однако, если мяч не попадает в "Nick", то он может просто отскочить от боковой стены и дать сопернику легкую возможность атаковать.

    Ключевой стратегией в сквоше является доминирование в области «Т » (область пересечения красных линий близко к центру корта, в которой игрок получает наиболее выгодную позицию для приема очередного удара соперника). Продвинутые игроки после своего удара возвращаются на «Т » и готовятся к приёму ответного удара. Из этой позиции игрок имеет возможность быстро достичь любой части корта отбить мяч, выполняя минимум передвижений.

    Для вывода соперника из баланса важно умение изменять направление мяча в самый последний момент. Игроки экстра-класса могут предвидеть удар соперника на несколько десятых долей секунды быстрее среднего игрока, что даёт им шанс более быстрой реакции. Это свойство приобретается с большой практикой тренировок и игр.

    ПРАВИЛА СКВОША

    Победитель матча определяет в трёх сетах (иногда в пяти сетах – в зависимости от регламента отдельных соревнований). Каждый сет играется до 9 (иногда до 11) очков. При счёте 8:8, принимающий подачу должен решить до скольких очков будет вестись сет – до 9 или 10. Кто из игроков первым набирает установленное количество очков, тот выигрывает сет (игда играют на "больше-меньше").

    Очки насчитываются только игроку, который подаёт и он подаёт до тех пор, пока не проиграет розыгрыш очка. Тогда право подавать переходит сопернику. Игрок, выигравший предыдущий сет подаёт первым в следующем.

    Игра начинается с подачи. Право подавать первым определяется жребием (вращением ракетки). Подающий сам решает, из какой зоны подачи (левой или правой) он будет подавать. В дальнейшем, подающий, выигрывая очко, каждый раз меняет квадрат подачи на противоположный.

    Правильной подачей признается такая подача, при которой:

    • подающий должен стоять по крайней мере одной ногой полностью в квадрате подачи (в ином случае неправильная постановка ног называется – "Foot Fault " (фут фоулт). Подача в этом случае переходит сопернику. В сквоше, в отличии от тенниса, вторая попытки при подаче не существует;
    • мяч ударяется о лицевую стену выше линии подачи и ниже красной линии и после отскока от стены попадает в большой квадрат соперника;
    • при подаче мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к лицевой стене.

    В случае ошибки происходит переход подачи.

    Ответный удар считается правильным, если мяч, до второго удара об пол, без нарушения правил послан в лицевую стену выше звуковой панели и ниже линии аута, и не коснулся пола. Мяч может касаться боковых и/или задней стен до того, как достигнет лицевой стены.

    Ответный удар не засчитывается, если:

    • отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с лицевой стеной было произведено два удара по мячу – "Not Up" (нот-ап);
    • после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область звуковой панели в нижней части лицевой стены – "Down" (даун);
    • после удара отбивающего игрока мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – "Out" (аут).

    В сквоше, в отличие от других игр, все линии (красные) на стенах корта? линии аута, т.е. если мяч ударился о любую из линий, игрок теряете подачу.

    Игрок выигрывает розыгрыш мяча, если сопернику не удаётся выполнить: правильную подачу, или ответный удар, или если мяч коснётся соперника (включая ракетку или одежду) до предстоящего удара игрока, который в соответствии с очерёдностью должен его выполнять.

    Игрок, в случае промаха по мячу может сделать дальнейшую попытку отбить мяч до его второго приземления.

    Так как двум игрокам или парам приходится играть на одной и той же территории, существует возможность помехи друг другу. При возникновении помехи игрок имеет право остановить игру и попросить переигровки – "Let" (лэт). Очко переигрывается, также в случаях:

    • когда в момент подачи соперник не был готов к приёму и не сделал попытки ударить по мячу;
    • когда игрок намеренно не выполнил удар, боясь задеть соперника ракеткой или попасть в него мячом;
    • если игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за его пределами;
    • если мяч во время розыгрыша коснулся какого-либо стороннего предмета, лежащего на полу;
    • если во время игры порвался мяч.

    Чтобы избежать помехи игре, соперник должен попытаться предоставить игроку свободный прямой доступ к мячу, открытую видимость мяча, место, чтобы закончить маховое движение и свободу ударить мяч непосредственно в направлении к любой части лицевой стены.

    Если соперник загородил путь игроку, или находился на одной линии с мячом, или помешал сделать необходимый замах ракеткой, то он проигрывает очко - "Stroke " (строук).

    В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий руководствуются следующими принципами:

    • если соперник предпринял все необходимые действия для избегания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка "Let ";
    • если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику "No Let ";
    • если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу в лицевую стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку "Stroke ".

    Между всеми геймами разрешается перерыв 90 сек. Игрокам, при необходимости, разрешается смена одежды и оборудования.

    ТРЕБОВАНИЯ К КОРТУ

    Длина корта между игровыми поверхностями – 9,75 м . Ширина корта между игровыми поверхностями – 6,40 м .

    Высота от пола до нижнего края линии аута лицевой стены – 4,57 м . Высота от пола до нижнего края линии аута задней стены – 2,13 м .

    Высота от пола до нижнего края линии подачи на лицевой стене – 1,78 м .

    Высота от пола до верхнего края линии звуковой панели лицевой стены – 0,48 м .

    Расстояние к самому близкому краю поперечной линии от задней стены – 4,26 м .

    Внутренние размеры квадратов подачи – 1,60х1,60 м .

    Ширина всех линий и линии звуковой панели – 5,0 см .

    Минимальная высота свободного пространства от пола корта – 5,64 м

    ПАРАМЕТРЫ РАКЕТКИ

    Максимальная длина ракетки – 68,6 см

    Максимальная ширина головной части, измеряемая под прямым углом к рукоятке – 21,5 см .

    Максимальная площадь поверхности струн – 500 кв.см .

    Минимальная ширина каждого просвета между струнами – 7 мм .

    Максимальная толщина в любом месте обода или другого структурного элемента (измеряемая под прямым углом между струн) - 26 мм .

    Минимальный радиус наружного закругления обода в любой точке – 50 мм .

    ПАРАМЕТРЫ МЯЧА

    Диаметр – 40,0±0,5 мм .

    Вес – 24 , 0± 1 , 0 гр .

    Внешне все мячи для сквоша одинаковы. Однако, в зависимости от скорости мяча (упругости) они помечаются соответствующей цветной точкой. Сверх медленный – две жёлтые точки. Очень медленный - жёлтая точка. Медленный – зелёная или белая точка. Средний - красная точка. Быстрый – синяя точка. Есть ещё высокогорный мяч с оранжевой точкой, используемый в Мехико, Калгари, Денвере, Йоханнесбурге.

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

    Разминка (Knock-up) Перед матчем игроки обмениваются ударами без счёта

    Ниже (Down) Выражение, используемое, чтобы указать, что при подаче или возврате мяч ударился о пол или об звуковую панель или коснулся линии звуковой панели перед тем, как достиг игровой поверхности лицевой стены.

    Гейм (Game) Часть матча, начинающаяся с подачи и заканчивающаяся, когда один из игроков выиграл или набрал девять или десять очков (в соответствии с правилами).

    Подача (Hand) Период с момента, когда игрок становится подающим до тех пор пока не станет принимающим (потеряет подачу).

    Потеря подачи (Hand out)

    Переход подачи (Hand-Out) Условие, при котором происходит смена подающего.

    Лет (Let) Спорный мяч. Ни один удар обоих игроков не привёл к выигрышу очка или переходу подачи, так как один из игроков считает, что была помеха и обращается к Рефери, чтобы тот признал помеху и назначил повторный розыгрыш.

    Нет (Not Up) Выражение, используемое, чтобы указать, что мяч ударился не в соответствии с правилами. " Нет" применяется, когда:

    • мяч ударен неправильно подающим или отбивающим мяч;
    • мяч ударился более чем один раз об пол прежде, чем его ударил отбивающий мяч;
    • мяч касается отбивающего мяч или чего-нибудь надетого на него, отличного от ракетки;
    • подающий делает одну или более попыток ударить по мячу, но не может сделать это.

    Аут (Out) Выражение, используемое, чтобы указать что:

    • мяч ударился о или выше линии аута стены, или о потолок, или любой осветительный прибор, присоединенный к потолку;
    • мяч был перепасован через любой осветительный прибор, присоединенный к потолку, и/или стене выше линии аута;
    • на кортах, которые полностью не закрыты, мяч передан над линией аута за корт без касания любой стены или, если нет линии аута, перепасуется над любой стеной за корт.

    Четверть корта (Quarter Court) Одна половина той части корта между поперечной линией и задней стеной, которая была разделена на две равных части средней линией корта.

    Розыгрыш (Rally) Только подача или подача и любое число возвратов мяча, заканчивающиеся, когда мяч выходит из игры.

    Допустимый замах (Reasonable Backswing) Начальное действие, используемое игроком в перемещении ракетки далеко от тела, как подготовка к движению ракетки к Мячу для удара. Замах считается допустимым, если он не чрезмерен. Чрезмерный замах – тот, в котором рука игрока с ракеткой вытянута к прямую линию, и/или ракетка вытянута с рукояткой приблизительно горизонтально. Решение Рефери о том, что является допустимым замахом в отличие от чрезмерного замаха, окончательно.

    Допустимое сопровождение (Reasonable Follow Through) Действие, используемое игроком в продолжение движения ракетки после того, как она имеет контакт с Мячом. Завершение приемлемо, если оно не чрезмерно. Чрезмерное завершение – когда рука игрока с ракеткой вытянута в прямую линию, практически горизонтально. Чрезмерное завершение – также то, в котором рука образовывая прямую линию с ракеткой проделала более широкую дугу чем непрерывная линия полета мяча. Решение Рефери о том, что является допустимым сопровождением в отличие из чрезмерного сопровождения, окончательно.

    Подача (Strvis) Способ введения мяча в игру подающим, чтобы начать розыгрыш.

    Отбивающий (Striker) Игрок, чья очередь ударить по мячу после отскока мяча от лицевой стены, или игрок, находящийся в процессе удара по мячу, или тот, кто только что отбил мяч и мяч ещё не достиг лицевой стены – точки возврата.

    Удар (Stroke) Усилие, прилагаемое игроком, который выигрывает розыгрыш, или в ходе игры или по присуждению судьёй (рефери) и, который кончается выигрышем очка или сменой подачи.

    Драйв (Drive) Движение мяча, при котором мяч летит параллельно стене.

    Свеча (Lob) Движение мяча по высокой траектории, которая позволяет перекинуть мяч через соперника.

    Удар с лёта (Volley) Удар по мячу до его косания пола.

    Рикошет (Boast) Удар о ближайшую боковую стену с расчётом попадания во фронтальную стену.

    Обратный рекошет (Reverse boast) Удар по мячу, направленный в дальнюю боковую стенку с расчётом попадания во фронтальную стену.

    Укороченный удар (Drop shot) Укороченный удар о переднюю стенку.

    Завершающий удар (Kill shot) Сильный удар с целью завершения розыгрыша.

    Смэш (Smash) Удар над головой (например, при неудачном отыгрыше соперника ударом Lob).

    Звуковая (акустическая) панель (Tin) Область под нижней линией на лицевой стене корта во всю его ширину, которая должна быть создана из материала, создающего отличительный звук при ударе мячом.



    mob_info