Быстрый спуск на лыжах. Первый спуск с горы - несколько советов для «чайников

Подъемы

Способы подъемов: скользящий ход, ступающий шаг, полуелочка, елочка, лесенка.

Подъем скользящим ходом сходен с попеременным двухшажным ходом, но при этом скользящий шаг короче и чаще, толчок ногой направлен вверх, опора на палки больше и дальше, выхлест голени вперед сильнее. После отталкивания лыжа слегка приподнимается над снегом, палки ставятся под большим наклоном к склону и после отталкивания кисть гораздо выше проходит над коленом. Не следует наклонять туловище слишком низко вперед. Совершенствовать технику передвижения можно на учебном кругу (400-500 м) с включением небольших подъемов.

Ступающий шаг (рис.7) напоминает скользящий шаг, но без скольжения. Шаг еще короче. Вынесенная вперед лыжа спускается на снег сверху с прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Толчок ног направлен больше вверх, усилия на палки увеличиваются, движения рук короче.

Подъем полуелочкой (рис. 8 а) применяют, поднимаясь по склону наискосок. Верхнюю лыжу ставят прямо, а нижнюю отвод; носком и ставят на внутреннее ребро и производят отталкивание. Руки работают как при попеременном двухшажным ходе.

Подъем елочкой (рис. 8, б) применяют на прямом, довольно крутом склоне. Обе лыжи ставятся на внутренние ребро, носки лыж разводятся широко в стороны наружу. При шаге согнутая в колене нога выносится вперед-вверх, ботинок развернут в сторону. Для опоры палки ставят по бокам и позади ботинок. При более крутом склоне носки лыж разводятся шире, а палки и лыжи ставятся резче, шаг короче.

Подъем лесенкой (рис.8, в), в основном, применяют на очень крутых склонах Лыжи нужно ставить поперек склона на ребро и передвигать приставными шагами. Верхнюю палку ставить немного впереди крепления, а нижнюю - чуть позади. Этот способ медленный и применяется только на прогулках. В процессе тренировки выбирайте ход в подъем в зависимости от крутизны склона. Пологие подъемы необходимо преодолевать скользящим ходом, более крутые - ступающим шагом, средней крутизны - полуелочкой и елочкой, очень крутые - лесенкой.

Спуски с гор

Скорость спусков с гор можно регулировать изменением стойки и торможением.

Основная стойка (рис.9,а). Ноги согнуты, туловище слегка наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе лыжи, руки полусогнуты, кисти (на уровне колен и впереди них) крепко держат палки кольцами назад.

Высокая стойка (рис. 9,6). Лыжник держится прямее, ноги слегка согнуты для амортизации. Применяется на длинных пологих спусках.

Низкая стойка (рис. 9,в), Ноги лыжника сильно согнуты, туловище наклонено вперед; согнутые руки также выведены вперед, палки прижаты под руками. Применяется на пологих спусках, скорость самая высокая.

При разучивании данных вначале на месте поочередно требуется принять положение всех стоек, затем повторить, скатываясь со склона. В начале - с пологого спуска, затем - с крутого.

На длинных склонах с целью обеспечения отдыха для мышц ног и спины рекомендуется спускаться в стойке «отдыха» (рис. 9 ,г).

Преодолевая неровности на спусках (бугры, уступы, впадины), очень важно сохранить равновесие и прямолинейное движение общего центра тяжести. Так, при прохождении бугра - в момент наезда на него быстро согните ноги (присядьте), съезжая с него - выпрямитесь (рис.10).

Приближаясь к впадине, необходимо принять низкую стойку, съезжая вниз (во впадину), быстро наклониться вперед, разогнуть ноги, а выезжая, снова согнуть (основная стойка) (рис.12).

Преодолевая встречный склон, выдвиньте вперед одну лыжу на ступню вперед (для сохранения равновесия), немного присядьте, отводя туловище назад (рис.11).


При выходе (выкате) со спуска на ровный участок требуется больше присесть, согнув ноги, а пройдя его, снова принять основную стойку (рис.13).

При преодолении неровностей мышцы ног должны быть расслаблены, «мягкими», тогда они как бы автоматически сгибаются при усилении давления и выпрямляются при ослаблении, лыжи остаются управляемыми, т.к. не теряют соприкосновения со снегом.

Проходя спуски, необходимо успеть затормозить для снижения скорости или остановки. Наиболее простым и надежным, способом является торможение плуга (рис. 14,а). Применяется на прямых спусках, позволяет тормозить одинаково ми лыжами.

Рис. 16

Из основной стойки разведите пятки лыж в стороны и поставьте лыжи в положение двухстороннего упора (ноги чуть согнуты, колени сведены), вес тела распределен равномерно на обе лыжи. Чем сильнее сжаты колени и сильнее поставлены лыжи на внутренние ребра, перенося вес тела на пятки, тем сильнее торможение. «Плуг» окажется действенным в том случае, если можно будет держать носки лыж вместе. Разучивая плуг, нужно развести лыжи и при выкате с полого спуска меняйте ширину плуга из узкого перехода в широкий и наоборот.

Торможение упором (рис. 14,б) применяется при спуске наискось по склону.

Вес тела переносите на верхнюю лыжу. Нижняя, разгруженная, ставится над углом к верхней на кант (пяткой в сторону) и тормозит.

Торможение падением применяется на спусках при появлении неожиданного препятствия. Вначале надо присесть и падать в сторону от лыжни, как бы садясь на снег, по бедро лыжи постарайтесь повернуть поперек склона, руки отвести в стороны, палки кольцами назад. Встать, опираясь на палки, и продолжить спуск.



Основная стойка обеспечивает наибольшую устойчивость на спуске, удобна и наименее утомительна. Ноги слегка согнуты, лыжи расставлены на расстоянии 10-15 см друг от друга, туловище наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены и немного вынесены вперед, палки почти параллельны склону, кольцами назад.


Высокая стойка характеризуется сгибанием ног в коленных суставах в пределах 160-140°, лыжи расставлены на расстоянии 15-20 см. Положение туловища зависит от решаемых задач при спуске. Если лыжник хочет погасить скорость, то туловище располагается почти вертикально (раскрытая стойка). Если нужно увеличить скорость, то туловище сгибается почти параллельно склону (закрытая стойка). Применяется стойка главным образом при необходимости уменьшить скорость и на более крутых склонах. Иногда эту стойку применяют для отдыха или лучшего просмотра незнакомого склона в начале спуска. Длительно спускаться в высокой стойке нецелесообразно: слишком велика потеря скорости, да и преодоление неровностей склона тоже затруднено.


Средняя стойка характеризуется сгибанием ног в коленных суставах в пределах 140-120°, руки при этом согнуты в локтевых суставах, опущены вниз, и кисти находятся на 20-30 см впереди колен. Для устойчивости одна нога выдвигается вперед на 10-20см. В зависимости от рельефа склона и тактических задач туловище может быть параллельно склону или несколько выпрямлено. Средняя стойка называется еще основной, так как в ней выполняются все элементы горнолыжной техники.

Как разновидность средней стойки применяются стойка отдыха. Стойка отдыха применяется на достаточно длинном и ровном склоне. Она позволяет дать некоторый отдых мышцам ног и спины. С этой целью лыжник несколько выпрямляет ноги, наклоняется вперед и опирается предплечьями на бедра. Это обеспечивает меньшее сопротивление воздуха, чем в основной стойке, а условия для отдыха и восстановления дыхания лучше; однако устойчивость в случае наезда на неровности несколько хуже.


Низкая стойка применяется на открытых пологих склонах, длинных и прямых участках спуска для достижения наибольшей скорости. Туловище параллельно склону, руки вытянуты вперёд и предплечьями касаются коленных суставов, кисти вместе. Низкая стойка применяется на длинных, пологих, ровных спусках, когда надо дольше сохранить скорость.


Учащиеся должны знать, что при спуске:

а) нужно сгибать ноги в коленных суставах;

б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;

в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;

г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.

Учащиеся должны знать, что при подъеме:

а) нельзя делать слишком большой наклон туловища вперед;

б) нельзя ставить лыжные палки в снег под слишком тупым углом далеко от туловища;

в) нельзя делать высокий вынос рук (выше головы).


Горные лыжи – один из самых популярных зимних видов спорта. Хоть он до сих пор считается относительно дорогим, но появление значительного количества новых курортов, открытие новых трасс в нашей стране способствует тому, что отдохнуть зимой в горах теперь стало намного дешевле. Ведь не нужно тратиться на дорогой перелет и визы. Но не забывайте, что лыжный отдых намного опаснее обычного загорания на пляже с коктейлем, особенно для новичков.

Езда коньковым ходом, фрирайд, карвинг, скоростной спуск – какой бы технике катания вы не обучались, помните: это достаточно травмоопасное занятие, поэтому соблюдать технику безопасности в нем крайне важно. Не менее важно разбираться в лыжном оборудовании, уметь правильно его подбирать и настраивать. Давайте же узнаем, какая техника катания на горных лыжах самая популярная, в чем ее особенности, как провести отпуск на склонах безопасно.

Если вы думаете, что вашего детского опыта использования для катания обычных беговых лыж достаточно, чтобы сразу забираться на склон, вы ошибаетесь. Вначале нужно научиться просто стоять на горных лыжах. Ведь их конструкция очень непростая и может вызвать недоумение у новичков.

Во-первых, стоит отметить, что с непривычки даже лыжные ботинки могут показаться чем-то ужасным. Ведь они достаточно тяжелые, в первое время вы вряд ли сможете в них с легкостью ходить. Но не отчаивайтесь! Совсем немного практики и вы будете передвигаться в лыжных ботинках, как профи!

Во-вторых, попросите помощи профессионала в том, чтобы помог подобрать вам правильно лыжное оборудование. Идеально, если первые занятия вам проведет опытный инструктор. Если же вы решили учиться сами, запомните главное правило, которому, в общем, стоит следовать при выборе лыж: их длина должна равняться вашему росту минус 20 сантиметров. Палки же подбираются по высоте так, чтобы тогда, когда они находятся перпендикулярно земле, ваши руки были согнуты в локтях под прямым углом.

Ботинки выбирайте просто по своему размеру, но под них нужно будет обязательно отрегулировать силу крепления к лыжам в зависимости от вашего веса. Проследите, чтобы в месте проката оборудования это было сделано!

В-третьих, научитесь стоять в правильной позиции для спуска. Кататься на лыжах нужно в таком положении: колени слегка присогнуты, корпус прямой и наклонен вперед, руки согнуты в локтях, плотно прижаты к корпусу. Запомните: запрещается кататься на прямых ногах! Это может привести к серьезным травмам коленных суставов.

Самый простой способ передвижения на лыжах

После того, как вы научились стоять, можно с легкостью научиться делать на лыжах первые шаги. Но перед тем, как садиться на подъемник и пробовать себя в спуске, учить технику карвинг или любую другую, освойте базовый шаг на ровной поверхности – коньковый ход.

Знать этот вид передвижения достаточно полезно. Он используется в горных лыжах для перемещения по ровным участкам трасс, для подъема на небольшие горки, для увеличения скорости во время спуска.

Суть конькового хода заключается в одноопорных скольжениях. Во время этого процесса нужно научиться чувствовать равновесие и управлять балансом своего тела, стоя на одной ноге.

Техника движений такая: займите базовую лыжную стойку (колени согнуты, корпус наклонен вперед), пятки сведены вместе, носки разведены. Одну ногу медленно начинайте двигать вперед, второй в этот момент отталкивайтесь от поверхности. Продвинувшись максимально, поменяйте ноги, перенеся баланс тела с одной из них на другую. Повторите движение.

Для того, чтобы коньковый ход получилось выполнить правильно, обратите внимание на такие моменты:

  1. Ноги должны стоять не широко.
  2. Вы выполняете качественный толчок опорной ногой.
  3. Лыжи не поднимаете высоко над землей во время смены ног.
  4. Корпус держите жестко и не раскачиваете.

Когда вы почувствуете, что относительно легко соблюдаете равновесие, ваши движение равномерны и достаточно плавны, можно переходить к освоению других техник катания, например, таких как карвинг.

Учимся тормозить и падать

Третьим важным моментом в освоении техники катания является умение правильно тормозить. Ведь это залог безопасности спуска и того, что в любой экстремальной ситуации вы будете знать, что делать, как минимизировать возможные последствия.

Существует 3 самых популярных техники торможения: «плугом», упором и разворотом лыж. В зависимости от вашего уровня нужно использовать одну из них. Новичкам стоит начинать с обучения торможению техникой «плуг». Она является самой простой и технически несложной. Если же вы профессионал, спуск, например, с помощью техники «карвинг» для вас не является проблемой, тогда тормозить лучше всего с помощью разворота лыж.

Техника «плуг»

Является самым естественным и простым способом снизит скорость и остановиться. Техника состоит в следующем: при спуске с небольшой скоростью при необходимости остановиться, нужно свести носки лыж максимально близко, пятки при этом разведите широко, чтобы получилась форма буквы «Л». Не забывайте о правильной позиции ног: они должны быть согнуты в коленях. Продолжайте скользить вниз, максимально сильно оказывая давление на пятки. Для этого отклоните корпус назад.

Эта техника достаточно простая, но ее минусами есть плохая маневренность, длинный тормозной путь. Она подходит для небольших скоростей на относительно пологих склонах.

Тормозим упором

Этот способ торможения подходит тем, кто уже не первый раз катается на лыжах. Его основные плюсы: достаточно короткий тормозной путь и быстрое снижение высоких скоростей.

Техника данного вида торможения состоит в том, что с большой силой вес тела нужно перенести на лыжню, которая находится выше. В этот же момент нижнюю ногу необходимо поставить на внутреннее ребро в положение перпендикулярно направлению спуска. Масса тела переносится упором на ногу, которая находится выше.

Данный вид торможения не представляет сложности для тех, кто уверенно стоит на горных лыжах. Он идеально подходит, если вы используете для спуска технику «карвинг».

Остановка с помощью разворота

Этот способ остановки подходит, скорее для «профи». Его техника состоит в следующем: при быстром спуске для остановки лыжи нужно синхронно развернуть перпендикулярно к склону. Вес тела при этом должен быть на верхней лыжне.

Несомненным плюсом данной техники является то, что она позволяет практически моментально погасить большую скорость. Тормозной путь при этом будет минимальным.

Но тормозить с помощью разворота не стоит людям, которые плохо соблюдают баланс во время движения, не чувствуют себя на 100% уверенно на склонах, так как при попытке выполнить такой маневр они могут легко упасть и травмироваться.

Также стоит отметить: научиться правильно падать не менее важно, чем научиться красиво ездить. Ведь падения в горнолыжном спуске неизбежны. Если вы знаете, что в таком случае делать, то не будете подвержены панике, соответственно сможете минимизировать риски получения травмы.

Правила правильного падения такие:

  1. Если вы чувствуете, что падение неизбежно, старайтесь максимально снизить скорость до контакта с землей.
  2. В момент падения руки должны быть прижатыми к корпусу.
  3. Всегда заваливайтесь только на бок, желательно, на ягодицу, а не на спину или локоть.
  4. Палки отбросьте подальше до того, как коснетесь земли. Если сделать это не успеете, прижмите их к корпусу. Но ни в коем случае не выставляйте вперед перед собой!

Самая популярная техника горнолыжного спуска

Если вы хорошо освоили технику конькового хода, умеете правильно тормозить и падать, самое время переходить к изучению техники «карвинг».

Карвинг или резаное ведение лыж – это техника упрощенного скоростного горнолыжного спуска, во время которой выполняются быстрые синхронные повороты обеими ногами. Когда лыжники катаются, используя, этот вид передвижений, остается резкая зигзагообразная линия, которая как бы вырезана на снегу. Отсюда и произошло название данной техники: карвинг переводится с английского как «резьба».

На протяжении длительного времени карвинг считался одним из самых энерго экономных видов спуска с гор, ведь от лыжника, по сути, не требовалось прикладывать никаких усилий. Все, что при этом нужно, — уметь соблюдать равновесие и тормозить.

Для того, чтобы эффективно освоить карвинг, постарайтесь найти относительно пологий и широкий склон, на котором катается мало людей. При этом предварительно вы должны научиться «кантовать» лыжи, уметь выполнять повороты с большим радиусом, тормозить с помощью упора или разворота. Лыжи нужно выбрать мягкие, с глубоким боковым вырезом и достаточно острыми кантами.

Суть данной техники заключается в следующем: при спуске нужно уметь оказывать такое давление на внутренние канты лыж, при котором они будут разворачиваться на бок. Такая сила, направленная на середину лыжи, помогает совершать повороты любого радиуса. Управление движением при этом должно осуществляться с помощью коленей. Радиус поворота при спуске зависит от скорости движения лыжника и непосредственно от силы кантования лыж.

Карвинг является в каком-то роде универсальной техникой спуска. При низких скоростях ее можно использовать для плавных поворотов, при больших – для эффектного спуска с малым радиусом разворота и большой силой кантования.

Не освоив спуски, лыжник не может безопасно и быстро передвигаться по пересеченной или горной местности, участвовать в соревнованиях по гонкам, приступить к изучению прыжков с трамплина и поворотов на лыжах. Скорость передвижения на спусках максимальная, и зависит она в основном от крутизны и длины склона, качества инвентаря, скольжения и стойки лыжника.

Во время спуска на лыжника действуют внешние силы. Одни способствуют движению, другие противодействуют ему (рис.17, а).

Постоянно действует сила тяжести лыжника Р, которую можно разложить на две составляющие: движущую Fдв - направление параллельно склону, а величина зависит от веса лыжника и крутизны склона.

На рис. 22, б показано изменение движущей силы и силы нормального давления в зависимости от угла наклона местности. Спуски с гор условно принято разделять на три группы: свободные спуски, с торможением и с поворотами.

Рисунок 19 - Стойки спуска различаются по высоте о. ц. т. тела и месту нахождения проекции его в переднезаднем направлении

Свободные спуски можно выполнять прямо (по направлению естественного ската горы) и наискось. Стойки принимают различные. Они различаются по высоте расположения о. ц. т. тела (высокая, средняя, низкая) и месту нахождения проекции его в переднем и заднем направлении (передняя, основная, задняя; рис. 19). Средняя стойка позволяет достичь примерно равной амплитуды амортизации при прохождении бугра и впадины (рис. 20). Высокая стойка позволяет увеличить амортизацию бугра до 75 %, уменьшая при этом возможность амортизации впадины до 25 %. Низкая стойка, наоборот, уменьшает амплитуду амортизации бугра до 25 %, увеличивая амортизацию впадины до 75 %. Высокая и низкая стойки называются критическими.


Рисунок 20 - Зависимость амортизации от неровностей склона

Переходя из спуска прямо в спуск наискось, лыжник оказывается боком к склону. В результате одна лыжа ставится выше другой, и чтобы избежать бокового соскальзывания, лыжник должен изменить позу. Это вызвано необходимостью поставить лыжи на верхние канты, перенести большую часть веса тела на нижнюю лыжу, выдвинуть верхнюю лыжу и одноименную часть туловища немного вперед (на 11 - 15 см).

При спуске наискось применяются все стойки, но с соблюдением указанных особенностей в позе. Различают узкое и широкое ведение лыж, то есть их ширину расстановки. Узкое ведение целесообразно в основном на рыхлом глубоком снегу, а широкое, с расстановкой лыж на 20-30 см - на раскатанных и обледенелых склонах.

Существуют и другие способы спусков и стойки, которые применяются в прыжках с трамплина, в слаломе и скоростном спуске при выполнении акробатических упражнений на лыжах, при проведении игр на лыжах или вспомогательных упражнений для развития устойчивости, равновесия и т. д.

Рисунок 21 - Стойка спуска наискось спусков у гонщиков: а - средняя, - низкая, в - в выпаде, г - при отдыхе

Рисунок 22 - Наиболее распространенные стойки

Средняя стойка наиболее распространена (рис. 22, а). Она удобна при различных спусках, позволяет легко переносить вес тела несколько вперед или назад, повышать или понижать о. ц. т. тела. Это делает ее очень устойчивой и удобной при преодолении встречающихся на склоне препятствий и для выполнения поворотов. Положение лыжника в средней стойке такое: лыжи расставлены на 10 -15 см (не более), ноги слегка согнуты, колени незначительно поданы вперед, руки немного согнуты в локтях; палки обращены кольцами назад; одна нога может быть слегка выдвинута вперед (при изменении условий спуска, состояния снега или крутизны склона и скорости движения для увеличения устойчивости следует сильнее выдвинуть ее вперед рис 22, в).

Низкая стойка принимается в тех случаях, когда требуется развить максимально возможную скорость на ровных, открытых участках склона. В этой стойке лыжник, наклоняя туловище вперед, приседает; руки вытянуты вперед, уменьшая тем самым сопротивление воздуха, ноги стоят на полной ступне (рис. 22, 6).

Высокая стойка целесообразна для уменьшения скорости спуска за счет увеличения тормозящей силы сопротивления воздуха. В этом случае лыжник выпрямляется, иногда разводит руки в стороны. Высокая стойка может служить также для отдыха.

Стойка отдыха. На дистанции гонок лыжники иногда применяют стойку, при которой опираются на колени, но не прижимают руки к туловищу. Такое положение разгружает мышцы ног и создает благоприятные условия для восстановления дыхания, дает возможность лучше отдохнуть (рис. 22, г).

Спуск в напряженном положении на прямых ногах, в положении «угол» ноги прямые, а туловище наклонено вперед. Слишком широкое положение лыж. В низкой стойке лыжник стоит на носках, а не на всей ступне. При спуске наискось вес тела переносится на верхнюю лыжу. Кантование лыж выполняется движением ног в голеностопных суставах. Руки вынуты из петель, палки держат за середину. Палки перед грудью кольцами вперед.

Немного найдется лыжников, которые ограничат свою вылазку прогулкой по равнине без катания с горы. Да и на пути всегда попадаются подъемы и спуски. Как их преодолевать? Прежде всего научимся взбираться на возвышенности. Для сокращения пути можно подниматься прямо по склону, «в лоб». Путь наискось и зигзагами требует меньшей затраты сил. Пологие подъемы преодолевают скользящим шагом, характерным для попеременных ходов. С увеличением крутизны возрастает нагрузка на руки. По более крутым склонам поднимаются ступающим шагом, с прихлопыванием лыжами. Крутые горки проходят, ставя лыжи «елочкой» или «лесенкой».

Поднялись на гору, можно спускаться. Как? Решительный человек без особых раздумий расставит ноги пошире, зажмет покрепче палки в ладонях - и вниз. Осторожный лыжник посмотрит на склон, засомневается, но в конце концов тоже поедет, широко расставив ноги, вытянув руки впереди себя так, будто держит вожжи.

Далеко ли они поедут?.. До первого бугра или канавы. А дальше придется вспоминать правила правильного падения, валиться на бок, широко раскидывая руки, хотя какая-то безжалостная сила стремится воткнуть головой в снег или бросить на спину.

Эта сила - инерция, она проявляется всегда при изменении направления движения или скорости. Вспомните, как в транспорте вас прижимает к сиденью при троганьи с места, при торможении бросает головой вперед, а на повороте заваливает в сторону. То же самое происходит на лыжах, где каждый амортизирует и борется с силами инерции самостоятельно. Чтобы делать это более успешно, спускайтесь в позе так называемой основной стойки, которая обеспечивает наиболее устойчивое положение тела и лучшие условия для мгновенной реакции на изменение рельефа и скорости спуска.

Основную стойку принимают при параллельном положении лыж, отстоящих на расстоянии 10-15 см друг от друга. Одну ногу выдвигают вперед на полступни (разножка). Тело подано вперед, колени согнуты так, что закрывают носки ботинок. На горных лыжах должно ощущаться давление на пальцы ног, на равнинных - на переднюю лыжу. Руки согнуты в локтях, опущены вниз. Кисти с зажатыми палками несколько впереди и ниже пояса, кольца палок над снегом. Эту позу отработайте сначала на месте, несколько раз упруго приседая, сгибая при этом главным образом колени.

Энергичные приседания-распрямления на ходу - одно из условий устойчивости при спуске. Другое важное правило - сохранение центра тяжести тела над площадью опоры, над ботинками.

Основная стойка служит исходной для других видов стоек. Низкая стойка принимается за счет усиленного сгибания коленей и тазобедренных суставов. Высокая стойка получается при распрямлении этих суставов. Передняя - при подаче центра тяжести тела к носку ботинка. Задняя - путем смещения центра тяжести к каблукам, отведении коленей назад. При узкой стойке лыжи стоят вплотную друг к другу, нормальной -- на расстоянии 10-15 см и широкой - на уровне плеч. Самое важное во всех положениях - это расслабление верхней части тела при упруго подвижных коленях. Поэтому перед спуском полезно покачаться на ногах вверх-вниз, подавая тело вперед. Затем можно легко толкнуться палками и...счастливого спуска.

Для начала выбирайте горку средней крутизны с безопасным выкатом - площадкой, где можно остановиться, не прибегая к торможению. А что значит средней крутизны? Для сравнения напомним, что наклон эскалаторов метро равен 30°, а лыжного трамплина - превышает 40°. Для начинающего лыжника подойдет горка крутизной 10-15° и длиной порядка 50 м.

Для отработки основной стойки достаточно сделать 10- 20 спусков. Особое внимание обращайте на завершающую стадию. Приседания делайте только за счет сгибания коленных и голеностопных суставов. Новички норовят делать это главным образом за счет опускания таза, оставляя ноги прямыми. В результате центр тяжести смещается за площадь опоры и все кончается падением на спину.

При скольжении по склону набирается скорость, возникает инерционная сила, толкающая лыжника назад. Чтобы компенсировать ее действие, нужно подать вперед центр тяжести тела. Новичок вместо этого начинает как бы упираться в склон: плечи идут вперед, руки вытягиваются вверх, ноги распрямляются, расходятся в стороны, таз подается назад. В итоге - беспорядочное размахивание руками и падение.

Если переход от склона к площадке окажется резким, центробежная сила прижмет вас и ваши лыжи к склону. Трение между лыжами и снегом возрастет, движение сильно замедлится, и центр тяжести перейдет переднюю границу площади опоры. В результате - падение головой вперед. То, что такое бывает и у опытных лыжников, вряд ли послужит вам утешением. Появившейся силе инерции противопоставьте движение центра тяжести тела назад, сделав так называемый подсед. Резкое, за счет сгибания колен, приседание уменьшит давление на лыжи, скорость снизится более плавно. Одновременно выдвиньте одну ногу вперед, сместив таким образом центр тяжести тела назад и нейтрализуя действие силы инерции, толкающей вперед.

Современные высокие пластиковые горнолыжные ботинки существенно помогают сохранению переднезаднего равновесия, а на равнинных лыжах его регулируют величиной разножки.

Освоен ли вами навык движения под гору в основной стойке? Достаточно спуститься на одной лыже, приподняв другую над снегом. Если колено нагруженной ноги недостаточно согнуто, корпус не подан вперед, спуститься не удастся.

Итак, вам уже знаком спуск с гор разной крутизны. Но каждый раз при этом приходится решать мучительную задачу: как остановиться? Затормозить и остановить движение можно различными способами, кроме падения, о чем мы уже говорили.

Торможение плугом . Спускаясь по пологому склону при небольшой скорости, из основной стойки начинайте отжимать в стороны задники лыж, опираясь о склон внутренними ребрами, или, как говорят, кантами лыж. Колени при этом сгибают, тело подают вперед. Вы как бы садитесь на носки лыж, не позволяя им пересекаться, удерживая на расстоянии друг от друга в 20- 30 см. Чем круче вы поставите лыжи, чем большая нагрузка придется на ноги, тем сильнее будет торможение.

Торможение полуплугом , или упором, не представит труда, если вы хорошо овладели предыдущим способом. Здесь одна нога идет прямо или под небольшим углом к направлению движения, а на другую, отведенную в сторону и поставленную на ребро, переносят всю тяжесть тела. Колено загруженной ноги сильно сгибают, как бы садясь на лыжу, активно тормозя до остановки.

Косой спуск - следующий важный этап в обучении начинающего лыжника, особенно горнолыжника. Здесь осваивается основной элемент - умение переносить вес тела на одну лыжу. При спуске по склону наискось в основной стойке тяжесть тела переносят на лыжу, расположенную ниже по склону. Верхнюю лыжу выводят вперед на 10-15 см и загружают примерно на 1/3 веса тела. Верхнее плечо и руку несколько выводят вперед. Чем круче и жестче склон, тем больше следует загружать нижнюю лыжу. Для этого колено ноги, стоящей ниже по склону, подают к горе. Косой спуск осваивают в движении, по 10-16 спусков в каждую сторону.

Научившись спускаться вниз с места, переходите к освоению соскальзывания в движении. Во время косого спуска начинайте ставить лыжи так, чтобы их скользящая поверхность полностью соприкоснулась со снегом. Слегка присев перед этим, быстро разогнитесь и пошлите вниз под склон задники обеих лыж, сдвинув их боковым движением голеностопных суставов. Скорость скольжения вперед-вниз регулируется степенью кантования лыж. Прекращают соскальзывание крутой постановкой лыж на ребро (закантовкой), одновременно сильно сгиба» колени.

Далее следует убедиться, что самый лучший способ торможения - боковое соскальзывание . Здесь требуется значительно меньшая затрата сил, чем при торможении плугом. Чтобы сбросить скорость и остановиться при спуске наискось, быстро приседают и одновременно отжимают задники лыж в сторону, стремясь развернуть лыжи поперек движения.

Теперь вы уже стали хозяином положения, умеете управлять скоростью, можете затормозить перед препятствием. Главный секрет свободного владения лыжами заключается в неуклонном соблюдении условия сохранения центра тяжести тела в пределах площади опоры. С увеличением крутизны склона корпус подавайте вперед, чтобы центр тяжести тела оставался на перпендикуляре, восстановленном из середины площади опоры. При уменьшении крутизны центр тяжести подают назад. Достигается это активной работой коленей. При езде по неровностям важна не только передне-задняя подача тела, но и его вертикальная работа. Во время спуска стремитесь к тому, чтобы центр тяжести тела перемещался как можно ближе к линии, параллельной склону.

Как уже говорилось, преодоление любой неровности вызывает появление инерционных сил, нарушающих устойчивость движения. Чтобы их погасить, сгибают и разгибают колени. Спуск на прямых ногах лишает лыжника возможности амортизировать удары, вызванные неровностями рельефа, и неизбежно приводит к падению. Чтобы этого не случилось, спускайтесь на упруго согнутых ногах, в положении основной стойки, позволяющей быстро приседать и вставать при наезде на препятствие в виде бугра или канавы.

Бугор проезжают в резком приседе, подав корпус несколько назад. Перед препятствием колени сгибают, за ним сразу лыжи опускают, подавая тело вперед. Канаву преодолевают, приседая перед ней, подавая колени вперед. В канаве ноги распрямляют опуская вниз, при выезде снова приседают, подавая корпус назад, вытягивая руки перед собой на уровне пояса.

На прямых спусках лыжник преодолевает действие сил инерции и по возможности гасит их как нежелательные. При поворотах инерционные силы помогают лыжнику сохранить устойчивость.

Каждый поворот включает четыре фазы: подготовка, вход в поворот, ведение его и выход из поворота. Основа движения при этом - умение удерживать вес тела на одной ноге и правильно переносить его на другую, когда лыжи меняются местами.

В различных стадиях поворота меняется положение лыжника по отношению к склону, а значит, и преодолеваемая крутизна. В вершине поворота лыжи идут по самому крутому месту, скользят быстрее. Чтобы не отстать от них, корпус надо энергично подевать вперед. На первых порах придется заставлять себя в повороте как бы нырять под склон. Преодолев такую чисто психологическую трудность, легче осваивать технические навыки поворота.

Рассмотрим теперь сами повороты, которыми необходимо владеть любителям лыжного и горнолыжного спорта, чтобы уверенно и безопасно спускаться по любому склону.

Поворот переступай и ем выполняют на небольшой скорости при спуске по лыжне или узкой дороге. Загружая одну лыжу, другую отрывают от склона и ставят на снег в новом направлении движения. Теперь эта лыжа становится направляющей, к ней приставляют первую. Так за несколько движений человек меняет направление спуска. Чем больше скорость, там чаще и энергичнее приходится переступать.

Более активны движения конькового хода, когда переступание сопровождается отталкиванием опорной лыжей. Ее ставят на кант, толкаясь ногой, предварительно согнутой в колене, энергично подавая корпус вперед. Вперед выводят и плечо, одноименное с разгруженной во время толчка ногой. Вынося освобожденную лыжу, ее загружают при интенсивном сгибании колена, готовясь к новому толчку.

Особое внимание овладению коньковым ходом должны уделить начинающие горнолыжники. Это поможет усвоить навыки подачи корпуса вперед в повороте и скольжения на одной лыже, составляющие фундамент современной горнолыжной техники.

Поворот плугом позволяет уверенно менять направление движения на любом склоне, но при большой затрате сил. Начав движение в положении плуга, лыжник переносит тяжесть тела на одну ногу, сгибая ее в колене, подает корпус вперед, несколько разворачиваясь спиной внутрь поворота. Надавливая на лыжу, завершает поворот. Последовательно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, делают серию поворотов. Использование современного горнолыжного инвентаря, в частности высоких ботинок, позволяет довольно легко выполнять поворот в задней стойке, попеременно создавая сильное давление на задники лыж.

Поворот из упора широко применяют в самых разнообразных условиях начинающие и опытные лыжники. При этом новички думают, что главное - это упереться в склон ногой, а искушенный лыжник положение упора только намечает, считая главным быстрый и красивый поворот. Чтобы его выполнить, надо в движении косого спуска загрузить расположенную ниже по склону ногу, согнув ее в колене. Присев на этой ноге, отведите вверх по склону задник ненагруженной лыжи. Корпус при этом разверните несколько лицом к склону, как бы спиной к центру поворота. Отставленную лыжу нагружайте постепенно. В вершине поворота, разгибая колено, посылайте корпус вперед, перенеся вес тела на другую лыжу. Согнув колено ноги, стоящей на только что загруженной лыже, приставляйте к ней другую, переходя в противоположное направление косого спуска.

Идеальное выполнение поворота упором состоит в быстром отведении верхней лыжи, переносе на нее толчком веса с нижней и выполнении дуги боковым соскальзыванием на параллельных лыжах. Чем круче склон, тем круче ставьте на кант лыжу, на которой завершается поворот, больше приседайте в конце дуги.

По мере совершенствования техники поворота момент упора, отставления лыжи сводят к минимуму. В дальнейшем вход в поворот можно совершать с широкого шага, с толчка, коньковым ходом и, наконец, с соскальзывания.

Поворот упором сперва разучивают на месте. Из основной стойки начните отводить задник, например, правой лыжи, сосредоточив вес на левой ноге, согнутой в колене. И наоборот. При отведении лыжи к склону одновременно несколько разверните корпус, с тем чтобы после окончания поворота вновь оказаться в стойке косого спуска, с туловищем, повернутым от склона. Затем отведение лыжи проводят в косом спуске, возвращая ее в исходное положение.

Научившись поворачивать на пологом склоне, переходите к освоению поворотов в обе стороны по сопряженным дугам.

Овладев передвижением по бугристой лыжне или склону, зная, что такое боковое соскальзывание, умея делать несколько поворотов упором, можно считать себя лыжником. Для тех, кто решил заняться горными лыжами, это только начало, азы техники. Тем не менее, освоив начальные приемы на малых горках, научившись свободно чувствовать себя даже на небольшом склоне, можно смело выезжать в большие горы.

Дальнейшее совершенствование горнолыжной техники, переход к поворотам на параллельных лыжах, спускам на больших скоростях потребуют уже обращения к специальным пособиям и занятий с тренером.



mob_info