Биология и поведение рыб. Особенности поведения рыбы в воде

Реакции рыбы, кажущиеся разумными, основаны на инстинктах. Инстинктивные действия у каждого вида рыбы свои. Это наследственные свойства, которые проявляются под влиянием определенных условий. Поведение рыб во время нереста состоит из серии инстинктивных действий, которые вызываются в известном порядке и под влиянием известных раздражителей.

Самец хариуса, например, занимает нерестилище с подходящим гравийным дном и укрытием, защищает его от других самцов-хариусов, одетых) в брачный наряд, и собственным внешним видом приманивает на нерестилище самок, вызывая ответную реакцию, отнюдь не реакцию защиты.

Самку привлекают движения самца, но и она должна показать готовность к выметыванию икры, иначе самец ее прогонит. Самец видит сгорбившуюся и опустившую спинной плавник самку, опускает свой спинной плавник на спину самки и огибает ее хвостом. Они вместе прижимаются ко дну, и самка выметывает икру, а самец оплодотворяет ее молоками.

Таким образом, для хариуса большое значение имеют органы зрения, он видит нерестилище, готовность самки к икрометанию. Раздражителям являются качество дна, положение спинного плавника самки и т.д. Инстинкты охоты и защиты основаны также на внешних раздражителях, воспринимаемых главным образом при помощи органов зрения. У голодной хищной рыбы инстинкт охоты активизирован и плывущая мимо нее подходящих размеров рыба или приманка, напоминающая рыбу, вызывают рефлекторные действия — хищник нападает.

У сытого хищника инстинкт охоты ослаблен настолько, что рыбы, пригодные для корма, могут спокойно плыть мимо. Если в окружающей среде возникают факторы, приводящие рыбу к чувству неуверенности (например, при появлении веществ, вызывающих отвращение, внезапных звуков, ощущении нападения хищника и т.д.), проявляется инстинкт бегства.

У хищной рыбы типичный рефлекс охоты, то есть схватывания, можно вызывать искусственной приманкой, даже если рыба сыта или совсем в это время не употребляет пищу. Движение искусственной приманки напоминает трепетание умирающей маленькой рыбки, а это легкая добыча для хищника. Разные цвета и узоры приманки могут быть эффективными раздражителями, вызывающими рефлекс схватывания у голодающих лососей.

Рефлекс схватывания можно вызвать приманкой, которая возбудит любопытство рыбы. С этой целью стали широко применяться при зимней ловле окуней цветные крючки. В определенных условиях у одной из особей стаи окуней подведет выдержка, и рыба схватит цветной крючок, после чего зависть заставит последовать этому примеру и других, так как инстинкт охоты распространится на всех членов стаи.

К инстинктивным действиям нельзя отнести способность рыбы избегать по падания в ловушки. Было замечено, что в одном озере уловы окуней сократились, когда ловушки беспрерывно находились в воде.

Выловленные рыбы были помечены и выпущены в воду. Меченые рыбы почти не попадали снова в эти ловушки, и даже немеченых рыб стало попадаться меньше, хотя в озере рыбы было довольно много. Видимо, побывавшие в ловушке особи помнили снасть и остерегались ее.

Когда ловлю прекратили и возобновили через несколько суток, уловы были снова хорошие и снижались по мере продолжения ловли. Таким образом, в памяти окуня опасение попасть в ловушку держалось, видимо, недолго, поскольку через некоторое время он опять попадал в нее.

Щука клевала на блесну только один раз, а на живца несколько раз. Как видно, она научилась сразу распознавать блесну, хотя блеснили опытные рыбаки. Образование рефлексов можно использовать при искусственном разведении рыбы. Молодь лосося приучают самостоятельно пользоваться автоматической кормушкой. Рыб также можно приучить собираться на кормление по звуковому сиг налу. Мальков лосося можно приучить остерегаться хищников — чаек и налимов, подавая рыбкам соответствующие сигналы при появлении хищника.

«Книга рыболова-любителя», О.Аулио

Смотрите также:

Изучением поведения рыб занимаются во многих научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях, но основные исследования ведутся в Институте морфологии животных.

Зрение рыб

Многим из нас интересно знать о скрытом от нас поведении рыб, о том, как далеко рыба видит приманки, лески, какие цвета она различает, издает ли звуки и воспринимает ли их,- все это, несомненно, интересует и рыболовов. Научных работ, посвященных вопросам поведения рыб, много, но, к сожалению, они разбросаны по разным журналам и сборникам и зачастую не читаются рыболовами.

Зрение в жизни большинства рыб, населяющих освещенные слои воды, имеет существенное значение. Долгое время бытовало представление, что рыбы с шаровидным хрусталиком и коротким фокусным расстоянием близоруки. Кроме того, считали, что рыбы ясно различают предметы в пределах от одного метра, а максимальная дальность их зрения не превышает 12 м; дальше рыба ничего не видит. Однако в последние годы появились новые работы, опровергающие это представление. Оказывается, рыбы способны «настраивать» свои глаза для более резкого видения на далекие расстояния, а ближайшая граница резкого видения у них лежит в пределах от 0,1 до 5 см, в зависимости от размера самой рыбы. В морской сине-зеленой воде некоторые виды рыб (хамса, ставрида, атерина) при ярком свете нити разной окраски видят на расстоянии: сине-зеленые 0,5-0,7 м, темно-синие 0,8-1,2 м, темно-коричневые 1,2-1,5 м, серые или черные 1,5-2 м, белые до 2,5 м. Существенными факторами, влияющими на дальность зрения, являются прозрачность воды и размер глаза. Рыбы с большим диаметром глаз видят лучше и дальше.

Многих рыболовов интересует, видит ли рыба человека, сидящего на берегу? Соответственно, законам преломления световых лучей предметы, находящиеся на берегу, кажутся рыбе выше, чем на самом деле; стоящий на берегу человек представляется ей висящим в воздухе. Рыба может видеть предметы, находящиеся на берегу, только в том случае, если они находятся под углом не более 97,6° по отношению к вертикали глаза. Под углом 97,6° рыба видит также и надводное пространство, как бы через круглое окно; вне этого угла она видит лишь предметы, находящиеся на дне. Рыболовы, увлекающиеся ловлей на блесну или мормышку, интересуются, как выбирает рыба ту или иную приманку по форме и цвету. Исследования проводились с некоторыми видами рыб (кефаль, ласкирь, смарида, барабуль, плотва). Рыбе предлагались всякие приманки; они отличались одна от другой цветом, формой и размером, а также и тем, с какой скоростью каждая приманка продвигалась в воде. Оказывается, кефаль и ласкирь хватают приманки желтого или зеленого цвета; смарида — красного или желтого; плотва — зеленого или белого. Форма приманок: рыба, шар, конус, параллелепипед, круг, червеобразная и т. д.- не оказывают воздействия на рыб, они воспринимаются ими одинаково.

Кроме цвета приманки на поведение рыбы влияет и размер приманки, и скорость продвижения ее в воде. Считается, что если величина приманки относится к величине рыбы как 0,6-0,9: 1, то рыба ее схватит скорее, чем приманки меньшей или большей величины. Мирные рыбы лучше берут приманки, движущиеся со средней скоростью, а хищные-приманки, движущиеся прерывисто и с большей скоростью; чем подвижнее приманка, тем с более дальнего расстояния хватает ее рыба.

Слух рыб

Орган слуха у рыб — один из важнейших органов, с помощью которого они ориентируются в окружающей их среде. Долго считалось, что рыбы не издают звуков, но это вовсе не так. Ученые до последнего времени утверждали, что ни у одного существующего вида рыб нет органа, напоминающего по своему строению орган слуха высших позвоночных. Следовательно, рыбы глухи. Но, оказывается, у рыб есть внутреннее ухо, не сообщающееся с внешней средой и расположенное в особых капсулах костей черепа. Оно состоит из двух частей: верхней — ушка и нижней — мешочка. Ушко состоит из трех каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Каждый канал на своем конце имеет расширение — ампулу. Весь слуховой орган заполнен особой жидкостью — эндолимфой, в которой во взвешенном состоянии находятся твердые известковые образования, слуховые камушки, отолиты. В ушке, ампулах и мешочке расположены группы чувствующих нервных клеток. Всякое звуковое колебание воспринимается как толчок отолитами, которые, касаясь волосков чувствующих клеток, раздражают их; то есть оно передается в мозг, и рыба так или иначе реагирует на звуковой сигнал.

У большинства видов рыб восприятие звуков связано с плавательным пузырем, выполняющим роль резонатора, в котором поступивший звук усиливается при помощи Веберова аппарата (четыре пары подвижно сочлененных косточек), который соединяет плавательный пузырь и внутреннее ухо и передает поступивший звук на внутреннее ухо. Другой орган восприятия звуковых колебаний у рыб — боковая линия. В основном, внутреннее ухо рыб воспринимает колебания частотой от 16 до 13 тысяч герц, а боковая линия — от 5 до 25.

Ученые выяснили, что рыбы издают разные по частоте и амплитуде звуки, имеющие то или иное сигнальное значение.

Но то, что рыбы понимают звуки других рыб, и то, как они реагируют на эти звуки, стало известно сравнительно недавно.

Обнаруженные звуки, издаваемые рыбами, можно разделить на: звуки- угрозы, напоминающие ворчание (они хорошо развиты у рыб, охраняющих потомство или территорию, такие же звуки издают самцы в борьбе за самку), нерестовые сигналы напоминают слабое кваканье и издаются самцами для привлечения самок. Эти сигналы звучат как ритмические удары. Когда рыбу хватает хищник, она кричит, оповещая других об опасности; звуки, издаваемые рыбой при кормлении, напоминают низкие глухие удары, возникающие при захвате пищи (возможно, что эти звуки дают знать другим рыбам о месте нахождения пищи); звуки, появляющиеся при движении, похожи на шелест, шорох — они хорошо воспринимаются рыбами-хищниками. Во время нереста можно услышать даже «хор» рыб. Следовательно, рыбы могут слышать и различать звуки, издаваемые ими самими, но могут ли рыбы слышать звуки, издаваемые на берегу? Опытные рыболовы утверждают, что удар весел, разговор, любой стук во время ловли отпугивает рыбу. Хотя эксперименты ловли с различными источниками звука: колокольчик, стук, некоторые музыкальные инструменты и даже стрельба из револьвера — показали, что рыба, которая реагировала на любой этот звук при первом его звучании, после неоднократных повторений перестала реагировать даже на очень сильные звуки. Громкие и резкие звуки, издаваемые на берегу, рыбы, конечно, слышат, но слышат ли они разговор и другие слабые звуки, неясно. При переходе звука из воздуха в воду теряется около 90% колебаний, и толща воды не безмолвна. Слабый звук, попадая в воду, теряется в других, более сильных, звуках и может быть не услышан рыбой. Кроме того, проникновение звука в воду в большой степени зависит от водоема. В заросших водоемах звуки, издаваемые на берегу, слышны лучше, чем в незаросших, потому что переход звука из воздуха в воду происходит главным образом через полу- погруженные в воду предметы (травы, кусты, камыши и т. п.)

Исходя из этих особенностей, применяют некоторые способы привлечения рыбы к месту ловли при помощи звука. Очень широко распространена ловля сома на «квок». Рыболовы считают, что звуки, издаваемые при ловле «квоком», сходны с кваканьем лягушек, и что сом в поисках пищи спешит на эти звуки. Но, оказывается, это не так. Однако проведенные записи звуков, издаваемых сомом при кормлении, и кваканья лягушек показали, что звуки «квока» очень сходны со звуками, издаваемыми сомом во время еды, и, судя по всему, сомы, заслышав их, приближаются к ним с целью найти пищу. Кваканье же лягушки похоже на звук, издаваемый «квоком» в воздухе, в воде сильно изменяется.

Ориентирование рыб в зимний период

В зимнее время, в условиях низкой освещенности подо льдом, рыбы ориентируются, в основном, лишь при помощи органов слуха. Поэтому даже самые ярко окрашенные блесны и мормышки рыба видит только на очень близком расстоянии; она скорее может услышать колебания приманки, чем увидеть ее. Проверка мормышки с точки зрения ее акустических данных проводилась на озере Сенеж. Выяснили, что возникающие от колеблющейся мормышки звуки имеют большое сходство со звуками, издаваемыми мелким окунем и ершом при захвате пищи. Некоторые рыболовы для повышения уловистости пользуются пустотелыми мормышками, исследования звучаний пустотелых и обычных мормышек показали, что пустотелые мормышки издают более сильные звуки, следовательно, они собирают рыбу издалека. Интересен способ привлечения на звук очень осторожных горбылевых рыб, применяемый рыболовами Италии и Албании. В воду опускают весло, по которому ударяют палкой 5-7 раз с небольшими паузами между каждой серией ударов. Возникающие в воде звуки привлекают горбылевых рыб к лодке с расстояния более 25 м. Примерно то же самое показали наблюдения над горбылевыми рыбами в аквариуме: после постукивания по стеклянной палочке» опущенной в аквариум, рыбы стали приближаться к источнику звука. Оказывается, ритмические удары, которые привлекают горбылей к источнику звука, издаются ими при нересте.

В качестве источника звука некоторые рыболовы используют две блесны, бьющиеся друг о друга, одна из которых — с тройным крючком. Этот способ ловли основан на том, что, например, налим хватает звенящие предметы, считая их своим врагом и врагом своей икры, которую он обычно охраняет.

В последнее время акустическим приманкам уделяется все больше и больше внимания. Появились акустические удочки с жужжащим зуммером, питающимся от батареи карманного фонаря; передача звуков в воду происходит через туго натянутую леску. Эти удочки воспроизводят в воде звуки наземных насекомых, являющихся пищей многих видов рыб (голавль, форель и т. д.). Считается, что такая удочка обладает повышенной уловистостью.

Органы осязания расположены в коже рыб. Это — группы чувствующих клеток бочковидной формы, называемые осязательными почками, с помощью которых рыба ощущает то ли твердые предметы, к которым прикасается, то ли чувствует колебания температуры, солености, разницу освещения и т. д. Особенно много осязательных клеток у рыбы во рту и на губах. При схватывании твердого предмета (блесны, мормышки, крючка) рыба моментально реагирует, стараясь освободиться от него, и лишь быстрая подсечка приносит рыболову успех. Некоторые рыболовы при насаживании на крючок насадки оставляют часть его оголенной. Крючок нужно прятать, так как рыба, взяв насадку в рот, легко чувствует посторонний предмет и старается от него быстрее освободиться. В то же время рыбы, обладающие хорошо развитым чувством осязания, плохо реагируют на болезненные ощущения. Часто только что сорвавшаяся с крючка рыба снова берет приманку. Известен случай с окунем, который зацепился за крючок глазом. Глаз остался на крючке, а рыба ушла. Рыболов тут же снова забросил удочку, и тот же окунь попался на собственный глаз. Может быть, это говорит о том, что ощущение боли у рыб развито слабо?

Орган обоняния в жизни рыб имеет также большое значение (особенно хорошо развито обоняние у ночных хищников: угорь, налим); он расположен на голове сверху и имеет вид двух мешочков, помещающихся в особых капсулах черепа, выстланных внутри слизистой оболочкой с многочисленными чувствительными клетками, и через носовые отверстия связан с наружной средой. Насколько хорошо развито обоняние у рыб, можно судить по следующим примерам. Установлено, что угорь может различить очень слабый запах алкоголя. Достаточно 1 г спирта развести в воде какого- нибудь озера, как угорь уже отличит это место. Карась может почувствовать запах 1 г нитробензола в 100 км3 воды.

Но субъективные наблюдения, часто случайные, дают лишь отрывочные, поверхностные сведения о жизни рыб. Нередко высказываются разноречивые утверждения. Сложные вопросы, такие, как зависимость клева от погоды, реакция рыбы на звук, свет, колебания температуры воды, режим питания, и другие остаются без ответа.

Тут на помощь рыболову приходят ученые. Знакомство с их трудами расширяет кругозор спортсмена, помогает правильно понять жизнь и поведение рыб. Ответы на многие вопросы можно найти в книге видного советского ихтиолога Г. В. Никольского «Экология рыб».

Автор рассматривает факторы, играющие важную роль в жизни рыб. Анализируя влияние физических свойств воды, он особо отмечает плотность, которая влияет на движение и ориентацию рыб. Из других свойств воды отмечается значение солености, вязкости, насыщенности кислородом.

Чтобы держаться в толще воды, большинство видов рыб имеет специальный орган, регулирующий удельный вес. Это плавательный пузырь. Рыбы, лишенные его, регулируют свое положение в воде только плавниками. Плавательный пузырь является одновременно и органом, фиксирующим атмосферное давление. Он отмечает самые незначительные его колебания, в зависимости от которых, как известно, резко меняется поведение рыб.

Существенно влияет на рыб течение. Реки с быстрым течением характеризуются перенасыщенностью кислородом, и населяют их кислородолюбивые рыбы, а в водоемах с медленным течением или со стоячими водами — более приспособленные к изменениям количества кислорода и лучше переносящие недостаток его.

Немалое влияние оказывает течение и на размножение рыб. Многие виды, обигающие в местах с быстрым течением, мечут прилипающую к камням, водорослям икру, некоторые — закапывают ее в грунт.

Г. В. Никольский пишет, что существенную роль в жизни рыб играет свет. Ориентируется большинство видов с помощью зрения. Особенности освещения определяют строение органов зрения, развитие других органов чувств, окраску. Свет для рыб — необходимый элемент среды. Глаза рыбы имеют короткое фокусное расстояние, и поэтому рыбы ясно различают предметы на расстоянии около метра. Например, горизонтальное поле зрения глаза форели-160-170° (у человека 154°), а вертикальное-150° (у человека 134°). Однако бинокулярное, то есть охватываемое двумя глазами, поле зрения составляет всего 20-30° (у человека 120°).

При прохождении света через слой воды толщиной 1 м красные лучи света поглощаются до 25%, фиолетовые — до 3%. Рыба различно реагирует на свет: одни виды он привлекает (килька, сайра), другие отпугивает (сазан). Это свойство используют в рыболовном промысле. Кильку и сайру привлекают светом и затем вылавливают. Автор замечает, что обычно свет привлекает тех рыб, которые при питании ориентируются с помощью органов зрения.

Окраска тела рыбы зависит от степени освещенности и бывает: пелагическая — синеватая и зеленоватая спинка, серебристые бока и брюшко. Обладают такой окраской виды, живущие на глубине (сельдь). Синеватая спинка делает рыбу малозаметной сверху, а серебристые бока и брюшко плохо видны снизу; зарослевая — коричневатая, зеленоватая или желтоватая спинка с поперечными полосами или разводами на боках (окунь, щука); донная — темные спинка и бока.

Скорость распространения звука в воде значительно больше, чем в воздухе. Отмечается, что рыба воспринимает механические, инфразвуковые, звуковые и, видимо, ультразвуковые колебания, которые с частотой 5-25 герц воспринимаются боковой линией, а с частотой 16-13000 герц — слуховым лабиринтом. Восприятие звуков связано и с плавательным пузырем.

Некоторые виды очень сильно реагируют на звуки, одни из которых отпугивают рыбу, другие привлекают. Известны способы ловли, основанные на использовании звука.

Дыхание рыб

Радиоактивные излучения оказывают более сильное действие на икру, чем на рыбу. В зараженной воде стронций проникает в организм рыбы через кишечник, жабры, кожу. До 50-65% его откладывается в костях, 10-25% — во внутренних органах и 8-25%-в жабрах. Радиоактивность рыбы может во много раз превышать радиоактивность воды, в которой она живет.

Температура воды, замечает Г. В. Никольский, имеет в жизни рыб огромное значение. От нее зависит интенсивность обмена веществ. Разные виды живут в воде различной температуры и колебания переносят неодинаково. Некоторые из них выдерживают колебания в несколько десятков градусов (карась, линь), другие — не более 5-7°. Сазан легко переносит разницу температуры в пределах 20°, но питается лишь при 8-10°, а нерестится не ниже 15° С. Оптимальная температура для разных видов также различна. Повышение ее в некоторых пределах приводит к ускорению переваривания пищи. У воблы, например, при 15-20° пища переваривается в три раза быстрее, чем при 1-5°.

От температуры внутри водоема зависит размещение рыб. При резких изменениях температуры воды возможны случаи массовой гибели.

Велико влияние ледяного покрова. После ледостава затрудняется поступление кислорода из воздуха, уменьшается освещенность воды.

Большинство рыб приспособлено к дыханию кислородом, растворенным в воде. Есть рыбы, требующие 7-11 см3 кислорода на литр воды. При содержании 5 см3 кислорода у некоторых из них наблюдается ухудшение состояния (кумжа, гольян, голец и другие обитатели холодных рек); другие (хариус, голавль, подуст, треска, налим) чувствуют себя хорошо; при 4 см3 способны жить плотва, окунь, ерш; и выдерживают низкую концентрацию кислорода (до 0,5 см3 на литр воды) сазан, линь. Количество потребляемого кислорода меняется с возрастом рыбы. Кроме того, при низких температурах потребность в кислороде меньше, чем при высоких. Бывают случаи, когда водоемы (озера, пруды) — как правило зимой, а иногда и летом — теряют кислород, в результате чего возникают так называемые заморы, которые зачастую приводят к массовой гибели рыб.

В книге говорится о разнообразии внутривидовых связей, формы и значение которых различны. Г. В. Никольский дает определения некоторым из них (например, стая, косяк, элементарная популяция, скопление и другие).

Важное значение имеют отношения, возникающие внутри вида на почве питания.

Межвидовые связи также разнообразны. Они, проявляясь, скажем, в реакции приспособительного характера, приводят к образованию приспособлений агрессивного назначения (у хищников) и защитного (у жертв агрессии). Панцири, ядовитость, колючки и шипы — приспособления защитного характера. У некоторых рыб ядовита икра (маринка, усач). Есть рыбы, способные накапливать электрические заряды.

Острые «противоречия» возникают у рыб из-за питания одинаковой пищей (например, между ершом и лещом, которые кормятся личинками комара).

Огромное значение в жизни рыб имеют растения. Выделяя на свету кислород и поглощая углекислоту, они улучшают условия жизни рыб в водоемах. При затемнении, наоборот, они выделяют углекислоту, что иногда приводит к гибели рыб.

Многие насекомые служат основной пищей рыб. Например, личинки комара-толкунца, ручейников, поденок, стрекоз-веснянок и других. Однако среди насекомых есть хищники, поедающие икру и молодь, а иногда и взрослых особей. Так, жуки-плавунцы уничтожают потомство сигов и карпов. Наносят вред рыбам водяные клопы и водяные скорпионы.

Плодовитость у рыб во много раз выше, чем у наземных позвоночных. Они способны размножаться в самых разнообразных условиях. Половая зрелость у рыб различна по срокам. Обычно она связана с достижением определенных размеров тела. Так, лещ созревает, достигнув 27 см длины, язь -18 см. Процесс вызревания зависит и от освещенности, теплового режима водоема, от кормов.

В реках и озерах средней полосы различают: весенне-нерестующих рыб — сельдь, щука, окунь, плотва; летне-нерестующих — красноперка, сазан, линь и осенне-зимне-нерестующих — многие виды лосося, сиг, налим, навага.

Часто в зависимости от условий рыбы в разных районах обитания нерестуют в различные сроки. Продолжительность икрометания у разных видов неодинакова.

Огромная плодовитость компенсирует чрезвычайно высокую смертность. Количество особей, доживающих до половой зрелости, очень мало. У осетровых (севрюга) оно равно 0,001%, кеты — 0,13-0,58 %, лосося-0,125 %, леща — 0,006-0,022 %. Обилие или скудность кормов тоже оказывает заметное влияние на поведение рыб. Упитанная, крупная рыба проявляет большую осторожность во время кормежки.

В книге говорится о миграциях (нерестовых, нагульных и зимовальных) — массовых перемещениях.

Зимовка и спячка рыб

Рыбы бывают мигрирующие и оседлые. Однако миграция — необходимое звено годового жизненного цикла для большинства рыб. У тех видов, у которых места размножения совпадают с местами нагула, бывает лишь зимовальная миграция. Есть рыбы, мигрирующие только во взрослом состоянии. Начинается зимовальная миграция, когда рыба достигает определенной упитанности и жирности, обеспечивающих благополучную зимовку. Худой лещ не начинает зимовальной миграции даже при резком понижении температуры воды.

Далее в книге раскрывается основная причина кормовой миграции — это недостаток кормов. Почти все виды мигрируют стаями, обычно комплектующимися из особей одинакового размера. Численность стай у разных видов различна. Во время миграции основная масса рыбы скапливается в устьях рек. Сроки нерестовой миграции неодинаковы; у сигов — осенью, у большинства карповых — весной.

Многие пресноводные рыбы (щука, карповые) на нерест из озер выходят в реки. Икру мечут на заливных лугах. После нереста они переходят для нагула в пойменные озера. Большинство из них совершают суточные кормовые миграции.

Суточный ритм питания меняется в зависимости от окружающей обстановки. При обилии кормов бывает, одна кормежка (жор) в сутки, при недостатке — две.

Зимовка и спячка — это время, когда активность рыб снижается, что позволяет им легче пережить неблагоприятные условия: недостаток пищи, кислорода, низкую температуру. Зимовки больше распространены у пресноводных видов, некоторые из них на период зимовки из озера заходят в реки. Растительноядные рыбы способны переносить зимой значительное уменьшение и даже исчезновение кормов. В это время они обычно образуют скопления.

Питание рыб

В зависимости от характера пищи рыбы разделяются на растительноядные, животноядные, питающиеся беспозвоночными (лещ, сиг), и хищные, питающиеся рыбой.

Каждый вид кормится определенной пищей. По мере своего развития (роста) рыбы меняют корма.

Пищу различают: основную — ту, которой рыба обычно кормится; второстепенную — постоянно встречающуюся в кишечнике рыбы, но в менее значительных количествах, и случайную — изредка обнаруживаемую в кишечнике.

Рыболовам известно, что некоторые пахучие вещества (жмых, конопляное и подсолнечное масло, мед, чеснок) привлекают некоторые виды рыб.

Немецкие ученые открыли очень интересное вещество, которое содержится в коже рыб (изучались карповые рыбы) и обладает удивительным свойством. Его назвали «веществом испуга». При повреждении кожи рыбы «вещество испуга» попадает в воду и отпугивает рыб того же вида от раненой. Хищные рыбы, напротив, почувствовав этот запах, устремляются на него. Бывает и так: при удачной рыбалке после схода с крючка рыбы клев внезапно прекращается. Причиной тому — выделившееся «вещество испуга» у сорвавшейся с крючка рыбы. Выделение «вещества испуга» бывает и при хранении пойманной рыбы в сетке или на кукане, когда она может легко пораниться.

В полости рта, на губах, усиках и даже на теле рыбы разбросаны группы нервных клеток, так называемых вкусовых почек, или органов вкуса. Нервные волоконца, отходящие от каждой такой чувствующей клетки, образуют нервные пучки, которые соединяются со спинным и головным мозгом. Вкусовые почки помогают рыбе ощутить вкус пищи. Оказывается, приманку, пропитанную раствором хинина, имеющую горький вкус, рыба, взяв в рот, сразу же выплевывает. Но эту же приманку, вымоченную в сахарном сиропе и имеющую сладкий вкус, рыба охотно проглатывает. От приманки, вымоченной в 5-процентном растворе соляной кислоты, рыба, едва коснувшись ее, тотчас отходит. У некоторых видов рыб (карп, карась, лещ), питающихся, в основном, бентосом, вкусовые почки играют огромную роль в отыскании пищи. Таким рыбам достаточно коснуться приманки даже хвостом, чтобы определить ее вкусовые качества.

Орган так называемого бокового чувства встречается только у рыб и амфибий. С его помощью эти животные ощущают движение волн на поверхности воды, а также движение других организмов, определяют препятствия на своем пути, чувствуют приближение к какому-нибудь предмету. Все это дает им возможность ориентироваться среди препятствий и плавать даже в очень мутной воде днем и ночью.

Главный орган бокового чувства — боковая линия, расположенная у большинства рыб по обеим сторонам тела и представляющая собой ряд чешуек, вдоль которых проходит канал с расположенными в нем чувствительными клетками. Насколько велико значение органа бокового чувства в жизни рыб, можно проследить на следующем примере. Ослепленную щуку поместили в аквариум, и она благодаря этому органу быстро настигала и проглатывала добычу. Когда же боковую линию нарушили, щука не могла больше поймать ее.

У некоторых рыб (сельдей) орган бокового чувства расположен не на теле, а на голове — в виде многочисленных бороздок с чувствительными клетками, выполняющими ту же функцию.

Орган бокового чувства рыбы способствует улавливанию низкочастотных колебаний, которые она не воспринимает органом слуха.

Знание рыболовом-любителем — некоторых закономерностей поведения рыб поможет ему глубже познакомиться с жизнью водоемов.

Ум рыб

У рыб вырабатываются условные рефлексы не только на слуховые раздражители, но и на зрительные, и на обонятельные сигналы, а также на вибрации воды. Рассмотрим в первую очередь зрительные раздражители, например свет от фонарика или другого источника. В ходе экспериментов с помощью фонарика и электрического тока у рыб вырабатывали оборонительные рефлексы. Они оказались очень прочными, сохранялись в течение года, не угасая. Но важно, чтобы сигнал (в данном случае свет) был достаточно яркий и сильный. А если он слабый или нерегулярный, то рефлекс не вырабатывается. Кстати, когда старт безусловного подкрепления отставал от конца действия условного сигнала хотя бы на одну-две секунды, рефлекс тоже не мог выработаться. В ходе экспериментов ученые обнаружили и то, что выработка одного условного рефлекса облегчала возникновение последующих. То есть если светить фонариком на воду и при этом кидать рыбам прикормку, то через неделю-другую в этом же месте, посветив фонариком, вы можете получить хороший улов.

Чтобы понять, насколько умны, сообразительны и обучаемы рыбы, совсем необязательно ставить трудоемкие научные эксперименты. Можно понаблюдать и проанализировать поведение рыб е природных водоемах. Колюшки и другие подобные рыбы нередко при строительстве гнезда используют инструменты, что является классическим примером наличия высшего разума, так же как и выращивание-подращивание потомства и его обучение. Еще у рыб наблюдается импритинг — специфическая форма научения, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, что свидетельствует о довольно высокой степени интеллекта. Кроме того, многие действия рыбы совершают группой. А групповое поведение характерно для достаточно умных животных. Рыбы умеют объединять усилия не только при движении стаей, но и при поиске корма, выращивании потомства и обороне от хищников.

Ученые ихтиологи и палеонтологи объясняют разум рыб тем, что это самые древние из всех существующих ныне позвоночных животных. То есть в течение почти двух тысяч лет они смогли многому научиться и разработать разные модели поведения на все случаи жизни. Это весомое преимущество рыб в вечной борьбе за существование между ними и другими классами и группами животных. Поведенческие реакции рыб вполне сопоставимы с реакциями высших позвоночных (и приматов) и нередко в этом плане опережают эволюционно более продвинутых земноводных, рептилий, птиц и даже млекопитающих, которые могут только позавидовать и родительскому поведению, и способностям к ориентированию, и некоторым другим реакциям рыб. Важным моментом, доказывающим наличие у рыб именно разума, а не рефлексов, является то, что жизненный опыт и обучаемость не передаются у них генетически.

То есть мы наблюдаем именно приобретенные, знания и умения, которыми рыбы пользуются.

Память рыб

Ихтиологи обращают внимание на хорошую память рыб. У рыб многих видов очень долгая память на негативные моменты, что помогает им избегать крючка рыболова. Рыбы запоминают опасные приманки, с которых сорвались сами или на которые попалась другая рыба у них на глазах.

Во Франции ученые в ходе экспериментов доказали, что большинство представителей отряда окунеообразных способны помнить внешний вид опасных предметов в течение полугода и больше. То есть продолжительность удержания в памяти у них существенно выше, чем у 2-3-летних детенышей человека.

Многие известные отечественные ученые занимались вопросами обучения, возможностями памяти и интеллектуальными ресурсами рыб, обитающих в российских водоемах. Например, в ИПЭЭ (Институт проблем экологии и эволюции имени Северцова) легендарный ученый-гидробиолог и эколог Борис Петрович Мантейфель еще в середине 20 века занимался обучением именно отечественных рыб. Свои наблюдения он изложил в известной книге «Экология поведения животных». Изучая поведение голавля в Москве-реке, ученые взяли под наблюдение стаю в 30 особей. Все рыбы были голодны и активны. В первый день эксперимента на крючок, наживленный кузнечиком, набросились сразу все особи. Одного голавля, схватившего наживку, вытащили из воды. Конечно, все это произошло на глазах у остальных. На заброшенную вторично наживку рыбы бросились не сразу, а

только через шесть-семь минут. Следующий, уже частичнообученный, но, видно, не до конца, голодный голавль решился схватить третьего кузнечика только через 15 минут. После того как его вытащили, остальных кузнечиков голавли не трогали вообще. Любопытные и голодные голавли изучали кузнечика, обнюхивали и уплывали от него.

Такой незатейливый эксперимент показал, что голавли учатся не только на своих ошибках и на собственном опыте, но и наблюдая за опытом других рыб. Далее исследовали лещей, окуней, карасей, карпов и других рыб наших вод, В ходе этих работ экологи выяснили, что вышеперечисленным рыбам достаточно было от одного до трех раз увидеть, как поймали собрата, чтобы потом ни одна голодная особь не тронула наживку. А если этот негативный опыт повторялся через неделю или 10 дней, рыбы запоминали это практически на всю свою жизнь.

Аналогичные эксперименты проводили ученые-ихтиологи на Беломорской биостанции МГУ. Там применяли очень жесткие методы, про которые нельзя сказать, что в ходе работ ни одна рыба не пострадала. В один аквариум, разделенный стеклянной перегородкой помещали двух рыб. Одной отводилась роль жертвы, а другая должна была стать наблюдателем и обучаться.

Эксперимент заключался а следующем. В отсек с рыбой-жертвой подавали слабый разряд тока, в ту же секунду над аквариумом резко включался свет. Ответ жертвы был однозначным — ярко выраженная реакция избегания — рыба отплывала в самый дальний угол. Оказалось, что достаточно было несколько раз включить лампочку, как дальше уже без подкрепления ударом тока обе рыбы (и жертва, и наблюдатель) забивались в угол. Этим экспериментом ученые доказали, что рыба обучается не обязательно путем приобретения собственного опыта (в данном случае удар током), а всего лишь наблюдая за мучением другой рыбы. Интересно еще и то, что у рыбы-наблюдателя рефлекс вырабатывается быстрее и бывает более устойчивым, чем у рыбы-жертвы.

Получается, что в жизни рыб имитационное или подражательное поведение играет не последнюю роль. К тому же данный научный опыт был проведен на одиночных рыбах, а у стайных обучение происходит еще быстрее. В стае достаточно находиться двум-трем особям с таким негативным опытом, чтобы они обучили остальных рыб стаи и даже всю популяцию данного водоема. И еще один важный момент: так как в аквариумах были перегородки, рыба-наблюдатель не получала информацию химическим путем. А во время стресса (вылов, удар током и т.п.) рыбы выделяют феромоны тревоги — химически активные вещества, сигнализирующие о стрессе и опасности. С их помощью обучение идет намного быстрее. Рыболовам стоит это учитывать,

Различия в поведении рыб

В последнее время все большее внимание привлекают индивидуальные различия в поведении животных, в частности рыб. В нашей стране этим вопросом начали заниматься недавно благодаря московскому ученому Сергею Владимировичу Будаеву. Поначалу научная общественность с подозрением принимала его работы в этой области, так как здесь можно было углядеть влияние антропоморфистов, а это течение нашей официальной ихтиологией не признается. Но не без помощи зарубежных коллег работы были успешно проведены.

В результате исследований выявлены значительные различия у особей в пищевом, оборонительном, сексуальном поведении. Индивидуальные различия были обнаружены даже в поведении рыб в стае, а ведь ее длительное время рассматривали как исключительно однородную социальную структуру. Хотя как раз индивидуальные различия являются основными предпосылками для эволюции. Более того, современная теория эволюции подчеркивает важность именно особи и гена как единицы отбора.

Ученью обнаружили, что внутри одного вида рыбы могут различаться по темпераменту, Чаще всего вылавливают самых темпераментных рыб, так как они наиболее активные, любопытные и идут на приманку. Выделяются два стабильных фактора темперамента: первый — общая активность, склонность к исследованию и легкость установления контактов, а второй — пугливость, страх и избегание риска. Все это обнаруживается у рыб, так же как и у других позвоночных.

Под поведением рыбы понимают индивидуальные или групповые сомато-вегетативные реакции, направленные на удовлетворение определенной биологической потребности индивидуума или группы животных.
При изучении поведения животных в целом и рыб в частности многое зависит от языка исследователя, слов, которыми он описывает поведенческие реакции, и личностного, эмоционального отношения человека к наблюдаемому явлению. В этом кроются причины антропоморфизма и примитивизма в подходе к поведению животных. Применительно к рыбам мы будем излагать данную проблему с позиции "потребности", а потребность - как генетически детерминированную необходимость строго соответствовать условиям среды обитания.
Биологическая потребность развивается под влиянием изменений окружающей среды. Поэтому в конечном счете поведение рыбы преследует одну главную цель - привести в соответствие с изменением среды свой организм (стаю, популяцию, вид).
Если морфофункциональные возможности животного не обеспечивают адекватных реакций на изменение окружающей среды, ему угрожает или болезнь, или гибель. Правда, есть еще один способ справиться с поставленной природой задачей - изменить морфологию и, следовательно, функциональные возможности организма, т. е. изменить генотип вида. Таким образом, этологическое несовершенство животных является причиной возникновения новых популяций и видов.
Рыбы как представители пойкилотермных животных наглядно подтверждают последний тезис. Ни в каком другом классе позвоночных животных не найти такого количества географических популяций и подвидов внутри одного вида, как в классе рыб. Достаточно вспомнить разнообразие популяций воблы, сельди, карася, бычка-ротана, окуней, лососевых и осетровых рыб. Гомойотермия предполагает меньшую зависимость от внешней среды и большую генетическую устойчивость.
Поскольку любая физиологическая функция организма регулируется нейрогуморальным путем, то и любая поведенческая реакция организма базируется на изменениях опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций. Поэтому, строго говоря, объективно описать поведение животного можно, только охарактеризовав состояние (изменение состояния) его опорно-двигательного аппарата и описав изменения вегетативных функций организма. Однако из-за технических трудностей этологи часто ограничиваются только первой частью исследований.
При изучении поведения рыб учитывают следующие явления-сокращения отдельных мышц;
движения группы мышц;
движение одной части тела относительно другой (например, одного из парных плавников или движения удилища у европейского удильщика);
движение части тела или всей рыбы относительно элементов окружающей среды (например, выдвижение рта по отношению к бентосным организмам при питании или бросок хищной рыбы оптомоторная реакция);
воздействие на окружающую среду с целью изменения физико-химического состояния последней (например, построение нерестового гнезда из воздушных пузырьков у лабиринтовых рыб, подготовка на дне спального места у пикши);
воздействие одного индивидуума на другого (например, поза угрозы у бойцовых рыб, электрический удар по жертве у электрических скатов).

§57. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Поведение рыб - сложный многоуровневый процесс, который складывается из реакций двух типов.
Первая группа поведенческих актов направлена на удовлетворение сугубо индивидуальных потребностей конкретного индивидуума. Данный тип поведенческих реакций обеспечивает метаболический комфорт и личную безопасность.
Рыба ищет для себя участок водоема с оптимальным кислородным, температурным, световым режимами. Так, илистый прыгун находит безопасным даже выход на сушу, чему способствуют специальный дыхательный наджаберный орган и хорошо развитое кожное дыхание (рис. 15.1). Часто этот тип поведения называют "физиологическим". Л. Г. Юнг предложил термин "интравертное поведение" для обозначения данного типа активности.
Вторая группа поведенческих реакций как бы социально ориентирована. В природе одиночки, отшельники встречаются крайне редко. Однако даже у таких животных-индивидуалистов, как рак-отшельник, мурена, акулы, скаты, зубатка, бычки, черепахи, у высших позвоночных (дикие кошки, медведи, крупные приматы) одиночество ограничено во времени.

Рис. 15.1. Илистый прыгун на суше: неординарный способ уклонения от опасности и поиска пищи
Общение с сородичами неизбежно. Это связано с размножением, миграциями, необходимостью отвоевывать свои права на занимаемую территорию. Все без исключения рыбы в процессе онтогенеза имеют стадии развития, когда они вследствие объективных причин вынуждены объединяться в группы.
Все рыбы, за редким исключением, многоплодны. Количество икринок в одной кладке исчисляется тысячами и миллиолами (треска, луна-рыба). Выклев происходит более или менее одновременно в ограниченном пространстве. Следовательно, на стадии раннего постэмбрионального онтогенеза все виды рыб живут коллективно. При переходе на активное питание молодь всех видов рыб (независимо от того, какой образ жизни, групповой или одиночный, они будут вести позже), по крайней мере, некоторое время держится в стаях.
Другими словами, рыбы обладают сложными формами группового поведения, которые облегчают выживание. Этот тип поведения известен как "этологическое" поведение. По Л. Г. Юнгу, поведение этого типа называют "экстравертаым".
Для коммуникаций рыбы используют большой набор сигнальных средств (табл. 15.1).

Рыбы - самая древняя и наиболее многочисленная в видовом и количественном отношении группа позвоночных животных. В семидесятых годах прошлого века было известно не более 13 000 видов рыб, сейчас описано около21 000, в то вермя как пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие все вместе составляют 18 000 видов.

По способности анализировать информацию и образовывать сложные рефлексы головной мозг рыб не многим отличается от мозга высших животных. Обработка информации осуществляется у рыб по стандартным, наследственно закрепленным программам, которые позволяют выделять только простые признаки при различении объектов и ситуаций, но, в отличие от высших животных, рыбы не способны произвести их обощение. Они довольно быстро обучаются прирлывать к источнику низкочастотных колебаний, подкрепленных пищей. Применив этот метод, в течение 18 дней удалось приучить несколько крупных лещей припылвать на стук.

С возрастом рыбы приобретают определенный "жизненный опыт", который одним помогает спасться от врагов (рыболовов и хищников), другим - хтщникам - успешнее охотиться. Хищные рыбы, например, "изобрели" различные способы ужения, свои "мормышки" и "блесны". У одного из таких удильщиков - морской рыбы-мыши - непосредственно под пастью находится своеобразная "телескопическая удочка" (илициум), оснащенная "мормышой" - кисточкой из темных и рябых кожных выростов. Подергивая "мормышкой", рыба-мышь привлекает любопытных жертв к пасти и молниеносно их схватывает. Мормышка сделанная мною по образцу "мормышки" морской мыши, оказалась очень уловистой и без насадки.

Среди животных рыбы имеют самый широкий спектр органов чувств (рецепторов). Некоторые из них обладают уникальной электрои сейсмочувствительностью, тонким обонянием. Они способны производить и выделять световые, электрические, химические и акустические сигналы и раздражители, которые помогают им сообщаться с другими рыбами, защищаться от врагов или добывать пищу. Органы чувстс позволяют рыбам получать всю необходимую информацию об окружающей среде. Свет они воспринимают глазами, кожей, отдельными нервными оканчаниями и небольшым выростом мозга - пинеальной железы, - который называют "третьим глазом". Предметное видение возможно только глазами, которые для многих рыб являются главным рецептором.

Человек различает зрительные объекты с угловым поперечником в одну минуту, а рыбы - в две-три минуты. Острота зрения у многих рыб в два-три раза ниже, чем у людей с нормальным зрением. Однако у рыб некоторых выдов зрение на расстоянии до пяти сантиметров от глаз очень острое. Видение у большинства рыб панорамное, глаза способны воспринимать краски, детали текстуры и формы. Формирование изображения оптикой глаза рыб своеобразно. Его можно сранить с тем, как видит предметы человек сквозь стеклянный шарик.

Среди рыболовов бытуют неверные представления о размерах насадки. Естественый корм рыб значительно мельче, чем предлагаемые им приманки. Исключение составляют некоторые хищные рыбы - щука, окунь, ерш, сом, налим итд. Насадка не должна быть больше крупного мотыля или червя длиной до пяти сантиметров. Некрупные рыбы обычно не могут заглатывать корм, они хавтают его и щиплют, поэтому надо ловить их на небольшие, крепко сидящие на крючке кусочки. Маскировать жало крючка не обязательно. Часто эта процедура лишь замедляет процесс ловли.

За поведением рыб во время ловли я наблюдаю через "корейские окна". Это деревянный ящик без крышки размером 0,5 х 0,2 х 0,8 м, дно сделано из стекла и не пропускает воду. Ящик через любую вставку соединен с шестом-ручкой. "Корейское окно" кладут на поверхность воды, удерживают и перемещают с помощью ручки, через его дно и успокоенную им воду ведут наблюдения. "Окна" цилиндрической формы предназначены для наблюдения за ловлейчерез лунки во льду. Дно и у них может быть плоским стеклянным из оргстекла. Сферическое дно значительно расширяет поле зрения, позволяет регистрировать малейшие движения рыб в прозрачной воде, хотя изображение при этом искажено. Эксперименты и наблюдения через "окна" показали, что при любой освещенности рыбы чаще хватают насадку с темного, а не светлого крючка. Вот почему светлые крючки менее уловисты, чем темные.

Темные предметы больше привлекают рыб, хотя они и менее заметны. чем светлые. Так, мормышка, окрашенная на три-четверти в темно-белый или матово-черный цвет, с небольшим, нанизанным на цевье крючка кусочком ниппельной резинки, оказалась наиболее уловистой при ужения плотвы, окуня, подлещика и ерша.

Контрастная чувствительность глаз многих рыб выше, чем у человека, а вот восприятие оттенков цвета развито у рыб в 10-20 раз хуже. Области предпочитаемых человеком и рыбой цветов весьма близки - это голубые и светло-зеленые тона. Рыбы - самые любопытные существа, что весьма способствует эффективности ужения. Молодь более любопытна и менее осторожна, чем взрослые особи.

Многих рыб привлекают зрительные ориентиры (искусственный свет, подвижные и неподвижные предметы), по направлению к которым они движутся. Такое поведение называют ориентировочно-оптомоторной реакцией. Она связана у рыб с реореакцией - способностью ощущать направление и силу течения, перемещаться в соответствии с ними, стремлением противостоять течению и плыть против него. На течении рыбы часто стоят у неподвтжных ориентиров, укрываясь от потока воды, или перемещаются по "нахоженным тропам" от ориентира к ориентиру.

Некоторые хищники используют эти реакции для привлечения рыб. Серая цапля неподвижно стоит в воде, а рыбы, привлеченные ориентиром - цаплей, - плывут к ее ногам и становятся ее жертвами. Рыб больше привлекают темные ориентиры. Установив на выбранном месте темные камни или темно-серые пластиковые мячи, нанизанные на стержень в виде гирлянды, можно значительно увеличить эффективность ловли. Более высокая по сравнению с водой прозрачность воздуха позволяет рыбам наблюдать надвоенные предметы на значительно больших расстояниях, чем под водой. Предметы, находящиеся над водой, рыбы наблюдают через своеобразное окно, называемое люком Снелллиуса (конус лучей в 97,6 градусов). Показатели преломления световых лучей в воде и хрусталике глаза рыбы близки и равны 1,30-1,33 единицы, в воздухе - примерно одна единица, поэтому рыбы через воду хорошо видят надвоенные предметы. При достаточной освещенности рыбы могут видеть и в очень мутной воде, если подводные объекты находятся в непосредственной близости от глаз.

Многие рыбы обладают поразительно тонким обонянием и вкусом. Экстракт мотыля они чувствуют в разведении 1:1 000 000 000 000, при чем более концентрированные растворы привлекают рыб меньше, чем слабые. Хорошо клюют рыбы и на искусственный мотыль, пропитанного запахом натуральной личинки. В то же время экстракты из жуков-плавунцов, водомерок и других водных клопов отпугивают, например, плотву и карасей, а экстракт из медвежьей кожи вызывает у лососевых реакцию тревоги.

Органы вкуса и осязания разбросаны по всему телу рыб, больше всего их на кожных выростах и на усиках, с помощью которых рыбы обнаруживают пищу, преграду, угрожающую им опасность.

На аккустические и другие колебания воды рыбы реагируют органами слуха, боковой линии, равновесия т различными нервными оканчаниями. По способам проведения этих колебаний различают остариофизных и неостариофизных рыб. У первой группы (к ним относятся карповые) аккустичекие колебания передаются от плавательного пузыря к внутреннему уху через систему косточек - так называемый костный аппарат Вебера. У второй группы (к ним относится сельдь) звуковые низкочастотные колебания проводятся через специальные каналы и полости (буллы), соединяющие плавательный gepsm с внутренним ухом и каналом боковой линии. Считается, что все остариофизные рыбы обладают более развитым слухом.

Выделяют ближнюю и дальнюю зоны воздействия аккустического поля. В ближней зоне рыбы могут определять местонахождение источника звука по разнице давления частичек воды, возбужденных колебаниями. Возможность определения рыбами источника колебаний, который находится в дальней зоне, пока не доказана.

Все рыбы очень чувствительны к сейсмическим колебаниям. Щука, находящаяся в аквариуме, который стоит на бетонном полу, реагирует на сотрясение от упавшей с высоты двух=трех метров спички. Рыбы могут реагировать на дальные землетрясения.

Органы боковой линии в разной степени выражены у всех рыб: это или линия четочных пор по бокам тела, или скопление пор на голове либо на других участках. О функциях этой системы известно очень мало, но по-видимому, главный является способность ощущать частотные колебания и движения струй воды. Благодаря органам боковой линии и зрению стаи рыб могут мгновенно изменять направление движения и производить поразительные маневры, при этом ни одна рыба ни на миг не отстает от остальных. Эти органы помогают рыбе выследить тневидимую добычу или почуять невидимого врага и ускользнуть от него.

Часто от страха рыбы впадают в шок. Резко ударяя хвостом, окунь создает ударную волну, которая, воздействуя на органы боковой линии, вызывает у нее реакцию страха. Аналогично реагируют рыбы на действие ударной волны от реактивного самолета.

Варианты установки ориентиров для привлечения рыбы:

Гирлянда из пластиковых шаров, установленная над водой
Гирлянда, установленная в средних слоях воды
Шары, опушенные на дно водоема
Гирлянда с плавучим якорем, удерживающим ее на течении
Темный каень на дне водоема
Гирлянда, закрепленная на берегу, опущенная в воду.

>>Размножение и развитие рыб

§41. Размножение и развитие рыб

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

mob_info