Анатолий Зенченко: «Чтобы развиваться, нужно выйти за рамки привычного.

Ишвара-йога (пер. санскр. – внутренний учитель) – одно из направлений хатха-йоги. В многогранном учении все внимание сконцентрировано на внутреннем ощущении человека: практика помогает обрести состояние, в котором человек максимально соединен со своим духовным началом. Ишвара-йога не имеет выраженной лечебной направленности, а гибкое и здоровое тело – солидный бонус занятий.

Грамотный и наиболее безопасный подход к практике разработал Анатолий Зенченко. Автор метода уверяет, что каждый человек может выполнить любую асану. Для этого не нужно тянуть мышцы и раскрывать суставы, а достаточно научиться ощущать связь корпуса с нижней частью тела, учитывая особенности своего организма и состояние здоровья. Главное правило выполнения асан – отсутствие дискомфорта и боли.

Основатель свежего веяния Анатолий Зенченко также является одним из самых выдающихся инструкторов и официальным представителем Международной федерации йоги. Увлекаться йогой мастер начал в молодости, когда восточные практики находились под строжайшим запретом. Анатолий по крупицам собирал знания, и только после распада Советского Союза начал передавать накопленный опыт.

Преимущества и польза ишвара-йоги

Основная идея ишвара-йоги заключается в достижении целостности внутреннего пространства. Для этого нервная система должна научиться правильно обращаться с инструментом под названием тело. Чтобы понять себя в общении со своим телом, необходимо найти такой способ выполнения асан, который не будет вызывать дискомфорта. Зависит комфорт не от состояния мышц, связок, костей и сухожилий, а от «диспетчера», который находится внутри мозга и всем управляет.

В отличие от прочих стилей, здесь нет строго заданного порядка выполнения асан. Программа составляется индивидуально с учетом всех особенностей (заболеваний, травм) человека. Автор методики отмечает, что полезные для одного человека асны могут не нести пользы другому и навредить третьему.

Первостепенные элементы занятия:

  • активация чакр стоп;
  • работа над равновесием и симметрией;
  • использование энергетических замков (бандх);
  • развитие глубинного стабильного спокойствия.

Асаны постепенно усложняются в процессе обучения. Много внимания уделяется поддержанию расслабленного состояния в любых позах.

Основные принципы ишвара-йоги

  1. Особенности работы с телом. Десять универсальных принципов объясняют, почему не получается асана, как исправить дефекты, сделать тело единым целым, достигнуть плавной и согласованной работы мышц:
    • восприятие тела как единого целого, а не отдельно взятых частей;
    • правильная работа с весом тела, формирование ощущения центра тела;
    • работа с позвоночником;
    • контроль с помощью бандхи;
    • восстановление функциональности суставов;
    • изучение техники выполнения асан;
    • равномерная работа всех мышц в асанах;
    • расслабление спазмированных мышц и придание тонуса слабым мышцам;
    • связь с точкой опоры;
    • равновесие, баланс, симметрия.
  2. Методология. Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Движение от легких элементов к замысловатым происходит по мере гармоничного развития тела с учетом возможностей организма.

Правильность выполнения асан оценивается по двум критериям: внешнему и внутреннему. То есть человек не только должен правильно выполнять асану, но и хорошо себя в ней чувствовать – получать удовольствие.

Как начать заниматься ишвара-йогой?

Новички редко признают, что в начале занятий йогой далеки от идеала, поэтому предъявляют завышенные требования к своему телу. Результат – разочарование и травмы. Двигаться из начальной точки можно только спокойно принимая свое неумение владеть телом. И только тогда постепенно, терпеливо и с уважением к самому себе стоит начинать выполнять асаны.

Но цель стиля – не работа с телом. Практика меняет сознание, помогает обрести состояние внутренней гармонии и целостности. Человек должен быть морально готов к таким переменам!

Подходит ишвара-йога всем, независимо от возраста и способностей. Практику начинают с изменения своего отношения к телу. Мешает в начале разобщенность частей организма: когда тело воспринимается человеком как комплект отдельно взятых частей, то во время асан тело боится, что его сломают. В ответ включается защитный механизм – напряженность. За это тело «наказывают» – растягивают. Но кто бы ни стремился выиграть, победителя в этой битве не будет.

Осваивать асаны начинают в положении стоя, так как у новичков без физической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника. Программа меняется в зависимости от состояния ученика и его потребностей. Первые простые позы расслабляют корпус, возвращают естественную подвижность позвоночнику. Шаг за шагом происходит подъем на новый спортивный и энергетический уровень.

Адепты данной методики отмечают, что во время занятий формируется состояние осознанности, сохраняемое в повседневной жизни: повышается внимательность, улучшаются отношения с окружающими, восстанавливается связь с миром. Положительно ишвара-йога сказывается и на здоровье: улучшает настроение и сон, приносит уверенность и спокойствие. Практикующий постепенно учится координировать тело, управлять чувствами и эмоциями. Так обретается внутренняя гармония и происходит единение со своим духовным началом.

Школа йоги «Ваджра» основана в 2006 году, небольшой группой единомышленников, практикующих хатха йогу (корректный подход к позвоночнику).


Основой КПП в практике асан является использование только тех положений тела, движений и направлений которые исключают риск травмы позвоночника.

Корректный подход к позвоночнику в практике Йоги отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан, при этом полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ Йоги, описания которых можно встретить в упанишадах и трактатах по Йоге. Что еще раз подтверждает истину, что «все новое - это хорошо забытое старое».

лет опыта

постоянных инструкторов

проведенных семинаров

год основания

Методика КПП в асанах основана на современных знаниях физиологии и анатомии, медицины, а также знаний полученных из древних текстов по Хатха Йоге.

При формировании направления КПП были проведены исследования влияния различных асан на позвоночник здорового человека. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями. Из положений тела, которые подаются практикующим, принципиально исключены те асаны, которые могут теоретически привести к травмам позвоночника или усугубить имеющиеся смещения и травмы сегментов позвоночного столба.

Основателями направления КПП, была поставлена цель преподавать физический аспект хатха йоги так, что бы человек, пришедший на занятие, здоровый или уже с нарушениями целостности соединений межпозвонковых дисков, не ухудшит свое состояние, а наоборот улучшит его (принцип из медицины - «не навреди»), укрепив позвоночник, первозначной функцией которого является защита центральной нервной системы - залог основы здоровья всего организма.

Во время совершенствования практики родилось золотое правило Корректного подхода к позвоночнику - сохранять таз и плечи в одной плоскости, или удерживание позвоночника в естественно ровном положении.

Почему такое внимание уделено именно позвоночнику? И почему мы, постоянно сетуя на то, что все болезни «от нервов», не задумываемся каким образом нервы мешают нам спокойно жить?

Позвоночник является саркофагом центральной нервной системы. Первая и самая важная функция позвоночника в нашем теле - это защита центральной нервной системы, расположенной внутри него. И только во второю очередь позвоночник является частью опорно-двигательной системы. Нервная система представляет собой главный аппарат управления организма, функционирующий как сложнейшее устройство. Неправильное использование позвоночника может привести к повреждению этой системы, отвечающей за работу всех внутренних органов. Правильная же работа с позвоночником, основанная на понимании его функций и возможностей, обеспечит стабильную работу внутренних органов, избавление от существующих заболеваний и здоровье тела.

При неправильной работе с позвоночником в асанах или других физических упражнениях возможно смещение составных элементов позвоночника - позвонков, вследствие чего возникает ущемление или зажатие нервов, которые отходят от спинного мозга, либо их перерастижение. Это в свою очередь ведет к образованию межпозвоночных грыж, которые могут сдавливать сосуды и нервы отвечающие за обеспечение бесперебойной работы внутренних органов. Вследствие этого органы начинают работать неправильно - возникает болезнь.



Пахомов Анатолий - автор КПП

Автор методики

Автором идеи и разработчиком Корректного подхода к позвоночнику является Анатолий Пахомов - основатель Киевской школы йоги и Международной Федерация Йоги Корректного подхода к позвоночнику, преподаватель c медицинским и физкультурным образованием, посвятивший учению йоги более 20 лет.

Анатолий Пахомов один из немногочисленных опытных практиков, и единственным преподавателем йоги, который задумался о наличии травм и ухудшения здоровья у преподавателей йоги (особенно это сказывалось на жалобах в спине). И как говорят мудрецы - Учитель приходит, когда ученик готов. Этим Учителем оказался костоправ, обладающий видением Главчев Юрий Николаевич. Главчев - это один из редких людей, обладающий прямым восприятием энергии - видящий (но не занимающийся предсказаниями будущего), излечивший множество людей.

Благодаря знаниям, полученными от Юрия Николаевича, его помощи в анализе и объяснении воздействия асан, биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах, мы обрели способность различение методов воздействия. В следствие чего появилась возможность формирования принципов, которые стали фундаментом основы методики корректного подхода к позвоночнику. Ничего нового мы не придумали, мы просто вернулись к истоку знаний о работе с человеческим телом, следуя принципу «не навреди».


Значение термина «Ваджра»

(Деванагари: ????, по-тибетски: дорже) — ритуальное и мифологическое орудие в буддизме, джайнизме и индуизме. На санскрите слово имеет несколько значений: «молния», а также «бриллиант».

Представляет собой пучок стрел (в раннеиндуистских изображениях), в буддизме благодаря загибанию и соединению концов превращается в короткий металлический жезл. Имеет символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.

Ваджра символизирует силу и твердость духа.

В индуизме оружие Индры.

Благодаря важности символического значения Ваджры, этот символ распространился вместе с индийской религией и культурой в остальные части Азии. Ваджра используется в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Благодарности

Благодарим всех Учителей Йоги!

Благодарим нашего учителя - Главчава Юрия Николаевича за любовь и здоровые позвоночники:-)

Благодарим Анатолия Пахомова и Киевскую школу йоги за вдохновение, Знания и поддержку!

Благодарим наших студентов и едономышленников за поддержку и любовь

Побывал на семинаре Толика Зенченко. Очень интересный семинар получился и, главное, полезный в плане ведения занятий. Узнал много интересного про асаны, их отстройку и внутреннюю работу в них. Увидел как Толик представляет себе картину йоги.

Толик начал семинар с определения йоги. Потом плавно перешел к тому как ее сейчас понимают, к авторским стилям и методикам.У него на все есть свое мнение, может быть не бесспорное, но уж точно интересное. Есть у него определенный дилентатизм в некоторых вопросах (медики были на семинаре, это с их слов), но опыт практики у него просто громадный и это перекрывает то негативное впечатление, которое это могло бы произвести. Тем не менее, на тичерз к нему я бы не пошел. Толик произвел впечатление очень быстрого, нервного и иньского человека одновременно.Если от Лаппы прямо бьет током, такая у него сильная янская энергетика, то Толик больше напоминает энергетическую воронку. Оба очень энергетически мощные люди, нопо-разному.

Понимание Толей йоги сейчас сводится к тому, что йога касается не тела, а мозгов. Обычный человек использует от 3 до 7 процентов возможностейсвоего мозга.Просветленный человек - это тот у которого все нервные клетки отстроили связи друг с другом.Можно не достичь просветления, но развиваться, почувствовать состояние целостности, истинного Я - это задача йогина.

Ишвара - это внутренний аспект божества. Если спросить у Шиваита, что это такое, он радостно воскликнет:«Да это же Шива!». Для христианина - это дух святой. Это наше духовное начало, наш внутренний учитель.

Йога как метод - это попытка понять себя, приблизиться к себе.Нужно найти точку тишины и покоя внутри, и тогда все что происходит в жизни, все нескладухи и неприятности уже не смогут вышибить нас из седла, нам есть на что опереться внутри.Йога - это способ прийти к себе и развивать себя.

При этом Ишвара Йога - это авторская методика Толи и он открыто говорит об этом. Сказал что если кто-то говорит что его йога - это самая правильная йога в мире, то либо тот кто говорит - идиот, либо тот кто говорит, держит за идиотов слушающих. Любой стиль хатха-йоги сегодня - не более чем авторская методика.Пусть и со стажем. И йога Айенгара (это так увидел йогу Айенгар), и АВЙ, и Yoga 23 - этовсе авторские методики… Можно обучаться у разных инструкторов, в этом нет ничего страшного. Это лишь разные взгляды на йогу, только и всего.

Много говорили про йогу. Толя рассказал про 8 ступеней, но отдельно выделили еще одну - Шаткармы. Акцент при описании ступеней он сделал на энергетическом аспекте. Так Яма - это энергетическое взаимодействие с реальностью, а Нияма - с самим собой.Т.е. это те принципы которые позволяют не уснуть и постоянно развиваться. Шаткармы - это тоже энергетические процедуры работы с сознанием. Например, когда мы чистим язык от налета,мы очищаем и массируем вкусовые рецепторы, которые в свою очередь воздействуют на разные области головного мозга. Т.е. мы массажируем мозг.Когда по почистили весь язык мы сбалансировали состояние нашего сознания.Асана - это тоже тренажер для мозгов. Отстройкой асан занимается наше сознание и тело должно рассматриваться как тренажер для него. Мы располагаем наше тело в пространстве, мозг отдает команду, нервные каналы проводят сигнал, части тела исполняют, мозг ориентирует тело в пространстве.Если асана не получается, на одном из участков происходит сбой. В пранаяме мы учимся владеть энергией напрямую и этим тренеруем подсознание. Органы восприятия - это тоже тренажер для сознания.Пратьяхара - это степень свободы, когды ты отключаешься от органов восприятия и можешь реагировать или не реагировать на поступающие от них сигналы. Дхарана - это сосредоточение, способность удерживать заданное направление внимания в состоянии «отключки» от сигналов. Дхьяна . Толик просил не путать ее с медитацией. Дхьяна- это состояние недвойственности, когда мы принимаем все что есть, не деля на хорошее и плохое. Самадхи . Просветление. Описывать бесполезно J .

Йога с точки зрения Толика делится на Хатха и Раджа йогу. Есть более простые техники, которые работают в основном с телом и сознанием. Работать с сознанием легче, чем с подсознанием. Кроме того, если раньше йога была уделом избранных то сейчас техники йоги доступны всем. Эти техники - Хатха-йога. Впрочем, Толя заметил, что для тех, кто хочет - всегда есть возможности идти дальше.

К Хатха йоге по Толику относится Яма, Нияма, Шаткармы, Асаны, простейшие Пранаямы (Шванаямы, от слова Шва - собака, капалабхати, например).

Мы все занимаемся хатха йогой.Самое важное состояние, к которому мы должны стремиться - это внутренняя целостность. Найти внутренний центр, почувствовать его и усилить - это цель занятий хатха-йогой. Главный ключ к этому - бандхи.

Тело должно использоваться как инструмент для работы с сознанием. Об инструменте надо заботиться и использовать правильные принципы работы с позвоночником и суставами

Отсутствие внутренней целостности выражается во внешнем напряжении. Соответственно, если мы расслабляемся, мы достигаем этого состояния. Однако с практикой мы видим, что суставы хронически перенапряжены. И мы просто не знаем как и куда направить сигнал чтобы их расслабить.

Тело - это вода. Но многие люди похожи на стаканы с водой в которые добавили лед. Йога помогает растопить этот лед.

Если мы уходим в наклон вперед, тянутся мышцы задней поверхности бедра. Мы думаем, что они плохо растянуты. А на деле нам нужно всего лишь их расслабить и мы уйдем в наклон. Если же мы силовым образом их будем пытаться растянуть, насилуя свой организм, мы их наоборот будем напрягать. Главное - понять, как, куда, какой мышце дать команду.Есть определенные приемы для этого. Так, чтобы расслабить трицепс,нужно привести в тонус бицепс.Аналогично можно действовать и в наклоне(хотя по моему опыту в наклон уходишь глубже, если расслабляешь пресс - И.С.)

С мышцами дело обстоит проще, с суставами - сложнее. Сустав похож на клубок ниток для вязания, в которой добавили несколько спиц.Вокруг сустава очень много мышц, часть из них напряжена, а часть - расслаблена. Необходимо добиться состояния полусжатой пружины, состояния «собранности» сустава.Мы можем управлять суставом только в состоянии его собранности.

Каждая практика строилась примерно следующим образом.

Пранаяма. Капалабхати. Толя просил представить, что в нос попала соринка и мы акцентированным выдохом стремимся ее вытолкнуть. Если мы располагаем голову чуть-чуть по-другому мы прочищаем мозг (выпрямить и чуть оттянуть голову назад - капалабхати начинает бить прямо в мозг,это очень чувствуется)

Бхастрика. Используем диафрагму. Толя очень долго объяснял что значит работать диафрагмой. Детальнее опишу позже, в разделе работы с дыханием.

Еще один важный аспект - подтянутый живот. Живот - это центр тела, хара. Внутри - паучок, который тянет за нитки, привязанные к внешней стенке живота. Подтянутость должна быть поперечной, по диаметру живота. Но это не напряжение мышц пресса и Толик нам это демонстрировал.

Асаны стоя - это наиболее естественное положение, оно намного естественней, чем перевернутые. Мы сперва работаем с ногами, потому что без них невозможна работа с корпусом.

Обязательна мулабандха. Как будто хочешь в туалет по большому, но нельзя. Бандхи помогают собрать тело в единое целое.

У Толи мне понравилась комбинация асан и виньяс.Виньясы были типичные такие аштанга-виньясовские. Но у него в каждой виньясе были достаточно длительные удержания. В асанах - тоже.В целом практика произвела странное впечатление, такое ощущение что это была замедленная аштанга-виньяса с отстройкой асан по Айенгару.Грузит, кстати, довольно сильно. У меня после семинара болели мышцы передней поверхности бедра.

Физиология дыхания. Чуть выше я уже говорил что Толя уделял большое внимание работе с диафрагмой.Что же такое диафрагма по Толику? Это колба, в ней мембрана.Она цельная. Когда мы делаем вдох - диафрагма опускается вниз. Во время вдоха - диафрагма поднимается вверх (она расслабляется)

Полное йоговское дыхание - нижнее, среднее, верхнее - оторвано от реальности. Подобное описание вызвано тем, что люди пытались описать то, что происходит при таком дыхании частями.

Нужно учиться раскрывать заднюю часть диафрагмы и ее использовать.Для этого представим что у нас есть жабры и мы дышим почками (вдох в область почек). Раскрытая диафрагма предохраняет от излома поясницу во многих асанах. Делали упражнение в парах на это. Один человек накладывал руки на область почек другого, и надо было почувствовать, как расширяется это место, и то, что ты задействуешь заднюю часть диафрагмы при дыхании.

Понравилась мысль про баланс в теле человека. Человек как зебра. У каждого человека что-то перенапряжено, что-то перераслабленно. Это Ха и Тха. Мы стремимся объединить эти два состояния в хатха йоге

Как следствие, в асанах существует два подхода. Один внешний, другой внутренний. Внешний подход представляет собой нарушение принципов Ахимсы. Я хочу - делаю - телу нужно выжить.Как следствие оно приспосабливается. Однако в ситуации выживания тело использует только сильные стороны.В этом нет йоги. Любое состояние преодоления и войны с самим собой - это не йога. Растяжка - это не цель йоги.Шпагат не важен как самоцель. Например, стоя в мостике, мы не дрожим, держась только за сильные стороны, а спокойно улыбаемся, понимая, что нужно, например, сильнее толкнуться ногами от пола, в результате мы делаем мулабандху и концентрируемся на этом, а не на удержании формы через боль. Ищем форму внутри, а не снаружи.

Особо хочется выделить то что говорил Толик про асаны, их отстройку асан и внутреннюю работу в них.

Во многих асанах по задней поверхности отдаем вес в пол, по передней - вытягиваемся вверх.

В асанах которые освоены внутренняя работа происходит осознанно. В незнакомых - приходится работать, т.к. такие асаны не являются устойчивыми.

Мы быстро устаем, потому что у нас много неосознанных и ненужных напряжений.Нужна внутренняя целостность на фоне минимальных напряжений.Поэтому в асанах у нас задача - найти те части тела которые не участвуют в выполнении асаны и научиться давать им команду, привлекая к выполнению асан.

Есть два способа понять, какие мышцы не работают.

  1. Почувствовать где есть пустые места. Основная работа в асанах - заполняем пустоты.
  2. Экстремальные состояния, в которых мы пытаемся себя спасти. Мышцы работают на пределе своих возможностей и мы понимаем что нужно сделать чтобы облегчить им жизнь

На что Толик обращал внимание при отстройке асан.

Умение отдавать вес тела в сердца стоп. Много напряжения в теле присутствует неосознанно.Импульс веса застревает там где есть напряжение. Чем больше мы отдаем вес, тем больше вытягиваемся. В йоге используются очень разные точки опоры - мы должны использовать все, чтобы правильно отстроить асану. В определенный момент можно растянуть внимание по всему телу.

Целостность тела. Бандхи. Они позволяют включать в работу те участки тела, которые не участвуют. Мы подтягиваем бандхи (не напрягаем их!) , это позволяет собрать все тело.

Постепенно мы приходим к состоянию, когда мы не зависим от точек опоры и можем работать от центра тела. Внешний и внутренний аспект работы. Внешний - точка опоры, внутренний -хара.

Как иллюстрацию к правильной работе с опорой и распределением веса на нее приведу, уттанасану. Вес нужно переносить в сердца стоп, тогда у тела появляется способность уйти в наклон глубже.Самая большая ошибка - вес в пятках. В качестве теста, что такое вес в сердцах стоп, Толя попросил перенести вес в пятки и подпрыгнуть из этого положения.В результате этого можно получить сотрясение мозга)) А потом попросил подпрыгнуть когда вес тела перенесен в сердцах стоп. Разница действительно чувствуется.

Таким образом, алгоритм действия в этой асане таков:

  1. Вес в сердца стоп
  2. Складываемся в тазобедренных
  3. Толкам пол вниз, за счет этого выталкиваем таз вверх

Понравилось его объяснение бакасаны. Сперва встать на мысочки ног и нагнуться вниз, опуская корпус между ног. Руки в стороны. Это такой тестна равновесие:)Опустить руки вниз,перенести вес в сердца ладоней.Таз выше. Поставить коленки на локти (они уже близко и ставятся сами) и поднять таз как можно выше вверх.Смотреть вперед. Взгляд вперед - главный тест для определения, правильно вы делаете эту асану или нет. Скажу честно, что я чуть не перешел в стойку на руках и это было впервые, до этого я не чувствовал бакасану так тонко и не заходил в ней так далеко.

Толик хорошо объяснил навасану и ее правильное выполнение. Я наконец-то понял почему у меня в ней грузятся передние мышцы бедер, а не пресс. Пресс напрягается, но чтобы держать конструкции в положении асаны долго, пресс тянет за собой мышцы бедер. Видимо, у меня пресс довольно сильный и нагрузка больше ощущается мышцами бедер

Последовательность в последний день несколько удивила. Сперва вирабхадрасана, без прогиба. Потом хануманасана - с естественным прогибом. Только после этого переходим к прогибам назад.Зачем делать хануманасану как подготовку к прогибам, если я могу так же прогнуться в вирабхадрасане, я не понял. И хотя Толя объяснял, что в хануманасане есть естественный прогиб назад,я не думаю чтоэто весомый аргумент.Надо будет попробовать сделать комплекс с хануманасанойи без нее.

Толик говорил что это очень важно когда мы можем захватываться за самих себя, делать «кольцо», используя собственное тело в качестве опоры.

В заключение приведу очень характерное рассуждение Толика о том, как люди делают асаны. По классификации Толика, есть два (как всегда у Толи :) ) типа людей. Одни делают асаны благодаря умному телу. Т.е. тело само знает где ему напрячься, а где расслабиться для того чтобы сделать асану. Как правило такие хорошие, умные тела имеют спортсмены или люди так или иначе работающие со своим телом.Ко второму типу относятся те, кто делает асаны через мозг. Стремится понять какая мышца не участвует и командой мозга ее напрячь или расслабить. И с его точки зрения именно это йога, а не бездумное выполнение асан.На вопрос, к какой категории он относит себя, Толя ответил, что сперва принадлежал к первой, теперь старается принадлежать ко второй.

В блокноте остались еще интересные мысли Толика, которые хочется оставить на память.

Какую бы асану мы не делали, мы делаем ее всем телом. Это не значит что все тело должно быть напряжено, это значит что все тело должно быть собрано.

Обычный человек - это бетонный мешок с овсяной кашей внутри. Очень смачно сказал:)

Ключи к овладению сложными асанами нужно искать в простых

В йоге нет силовых асан, есть балансовые.

Пару дней назад основатель методики Ишвара йога, Анатолий Зенченко подробно ответил на мои вопросы о ТИЧЕРС КУРСЕ. Выглядело это вот так:

Анатолий, а расскажите побольше о курсе инструкторов.

Анатолий: Как происходит обычно: человек занимается йогой у него начинает получаться. И тут он думает: «а не начать ли мне преподавать?». Но это две большие разницы – качественно делать для себя и качественно преподавать другим.

У преподавателя должно быть понимание того, чему он хочет научить людей и каким образом он это будет делать. У него должна быть методика которая сработала не только для него самого, а методика, которая позволяет со 100% результатом, без травм научить этому любого человека. И вот этого я, к сожалению, почти нигде не вижу.

Особенность нашего курса в комплексном подходе, в методике курса затрагивается внутренняя и внешняя сторона. Внешняя сторона: это классификация асан – какими они бывают. Это простая, но четкая и подробная классификация. Ее понимание дает преподавателю ясную картину, куда он ведет ученика, возможность системно подойти к вопросу. Классификация асан это базис, на котором мы формируем принципы построения последовательностей.

Мы учим будущих преподавателей создавать любые последовательности, исходя из возможностей и потребностей группы или конкретного человека. А внутренний аспект является собственно самой основой, стержнем методики. Это принципы, дающие человеку понимание того, как любая асана делается правильно . Ясное понимание позволяет избежать ошибок, и быстро, эффективно, без травм развиваться. К сожалению, зачастую я вижу вокруг безграмотность преподавателей, которые не понимают как работает тело, как оно устроено и подвергают опасности жизнь и здоровье тех, кто приходит на занятия. Это серьезный и важный момент. Именно эти два аспекта концептуально формируют весь тичерс-курс.

А сколько лет проводятся курсы и меняется ли что-то со временем?

Анатолий: Курсы проводятся уже лет 6 и постоянно что-то меняется. Я становлюсь все опытнее и опытнее. И я четко понимаю на что нужно больше времени, а на что меньше, и как более эффективно обучить преподавателей.

С годами собирается команда опытных специалистов. Это люди которые и практикуют для себя, и преподают и являются специалистами в смежных дисциплинах – медицине, аюрведе. Поэтому можно говорить о том что уровень курсов повышается с каждым годом.

А расскажите, чем отличаются ваши курсы инструкторов йоги от других, существующих в Украине?

Анатолий: Если мы рассмотрим большинство курсов, то поймем, что у проводящих просто есть задача сделать курс, заработать определенное количество денег и забыть об этом. А мы воспитываем преподавателей, которых впоследствии берем на работу. У нас высокий ценз. Нам нужны хорошие достойные инструктора, новое поколение. Мы делаем это «для себя», имея личный интерес, в этом главное отличие.

Я нередко слышу, как организаторы курсов говорят о студентах, что никогда бы не приняли таких инструкторов на работу к себе в центр. То есть мы проводим курс для преподавателей не просто чтобы провести, а мы готовим преподавателей для себя, преподавателей с нужным опытом, навыками и умениями.

А сложно ли попасть в число студентов курса? Есть ли вступительные экзамены?

Анатолий: В начале курса для преподавателей мы проводим тестовое занятие, на котором смотрим уровень личной практики будущих студентов. Я считаю, что для того, чтобы эффективно преподавать нужно достичь определенного высокого уровня в практике. Что мы хотим видеть у «абитуриента»: падмасану, в идеале продольный и поперечный шпагат, достойные прогибы, балансы на руках – бакасана, каундиньясана, ногу за головой, стойку на голове. Одним словом – хороший уровень. Но даже если человек не дотягивает по уровню практики у него есть возможность проходить курс, но это вдвойне сложная задача. Он должен одновременно и поднять свой уровень и освоить знания курса. И нужно сказать что в моей практике были примеры, когда приходили люди, и результаты тестового занятия были печальны, но они очень успешно сдавали финальный экзамен и все было замечательно. Но это скорее исключение, чем правило.

А много ли людей идут на тичерс не чтобы стать преподавателями, а ради развития в личной практике?

Анатолий. Процентов 20-25 идут на курсы только для того чтобы почерпнуть знания, которые не получат ни в одной другой группе по йоге. У них нет желания преподавать, они делают это для себя для развития. И иногда я кусаю локти – это хорошие преподаватели, но быть они таковыми не хотят. Но это их выбор.

Курсы для преподавателей это единственное место и ситуация, где я делюсь с людьми абсолютно всем, что я знаю и умею в плане работы с телом.

А как оцениваются выпускники курсов?

Я слышала, что есть несколько попыток сдать экзамен тичерса.

Анатолий: Тестовое занятие после второй сессии такое же как при поступлении. Если с личной практикой все окей, то это формальность. Но если с этим были трудности, то нужно показать наработки и продвижения в практике.

На самом деле после окончания курса через 2 дня нужно сдать 7 экзаменов, и это не просто. Поэтому у людей есть возможность пересдать, это еще две попытки. Одна – следующей осенью через полгода, вторая – со следующим потоком в мае. Но если человек в результате сдачи экзаменов не сдал абсолютно ничего . То есть играл и не угадал не одной буквы, то я не считаю необходимым тратить ни свое, ни его время на пересдачи. Такое бывает довольно редко, но иногда случается.

Я слышала есть некий список литературы, который нужно прочитать тому, кто собирается на тичерс, какие-то классические труды по йоге?

Анатолий: Ну все не так страшно. «Труды по йоге», эти не огромные толстенные тома на древних языках, это просто тексты и они небольшие по объему. И даже если человек не преподает, а просто интересуется йогой, прочесть их ему бы не помешало. Это Йога-сутра, Шива-сутра, Хатха-йога Прадипика, Гхеранда Самхита.

А много ли практики во время самого тичерса?

Анатолий: Зачастую то, что я вижу вокруг – акцент делается именно на практику. Люди приходят и загибаются в асаны. У нас на практику асан не так много времени. Много теоретического материала и теорматериал отрабатывается в мини-группах. И отрабатываются в основном базовые асаны, которые будут преподаваться в последствии.

Я читала, что курс соответствует международным стандартам. А что это за стандарты?

Анатолий: Есть несколько крупных организаций, которые оценивают уровень курса – это Международная Федерация Йоги, Американский Йога-Альянс. И есть стандарты часов. У наших курсов это реальные часы, проведенные в зале с преподавателями – более 220 часов обучения.

Спасибо, Анатолий. Ну я думаю, в ближайшее время у меня еще созреют вопросы =)

Анатолий: Конечно. С удовольствием на них отвечу.

Advertisements

Анатолий Зенченко

Профессиональный преподаватель Хатха Йоги, официальный представитель International Yoga Federation “World Union of Yoga” в Украине.

Он с десяти лет занимался боевыми искусствами. Занятия карате плавно сменились йогической практикой.

Дальнейшая, самостоятельная практика вылилась в преподавание Йоги и выступления со сложнейшими йогическими номерами в ночных клубах. Уровень владения асаной, демонстрируемый Анатолием, был настолько высок, что даже выпускники эстрадно-цирковых училищ вряд ли могли составить ему конкуренцию.

Параллельно А. Зенченко работал над книгой, в соавторстве с С. Сидорцовым и М. Ясочкой, которая была опубликована издательством «Ника центр» в 1998 г. под названием «Йога восьми кругов (сетовый тренинг)».

Постепенно преподавание Йоги стало основным занятием его жизни. В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Сибири, Москве, Питере и других городах Украины и России и Зарубежья, выпускает видеоматериалы по Йоге.

Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА .

Награды:

4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)

Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась "вдолбить" советская система. Нам говорили: "Человек не может летать", а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены.

Мне повезло - вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой.

В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно - приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году - это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру.

Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку - мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии, а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги - в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли.

Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела ("праздник кувшинов"). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии.

И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога - это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"



mob_info