Шоссейная велогонка Джиро д’Италия. Секреты Тур Де Франс, Джиро д'Италия, Вуэльта - как писают велогонщики

Томас Дюмулен стал победителем юбилейной сотой Giro d’Italia . Розовую майку 26-летний голландец из команды Sunweb перехватил на финальном этапе в своей коронной разделке.

Организаторы Corsa Rosa решили повторить опыт 2009-го и 2012 годов, когда вместо этапа дружбы поставили на последний день разделку. Причем оба раза зрители становились свидетелями настоящей драмы. 8 лет назад Денис Меньшов на мокрой брусчатке в Риме упал на последнем километре, но встал, добрался до финиша и удержал розовую майку. А 5 лет назад Райдер Хешдаль именно на финальной разделке смог опередить в генеральной классификации Хоакима Родригеса и выиграть свой единственный в карьере гранд-тур.

Нынешняя разделка стартовала на знаменитом автодроме в Монце и финишировала в Милане. 29.3 км дистанции были абсолютно равнинными, и такой профиль абсолютно подходил Дюмулену. После 20-ти этапов Томас шел на 4-м месте, однако проигрывал лидеру Наиро Кинтане (Movistar) всего 53 секунды. Вторым шел Винченцо Нибали (Bahrain Merida), уступая 39 секунд, а третьим Тибо Пино (FDJ), отставая на 43 секунды. Не потеряли шансы на победу Ильнур Закарин (Katusha-Alpecin) и Доменико Поццовиво (AG2R), которые располагались в диапазоне полутора минут.

Дюмулен стартовал раньше Кинтаны и на протяжении всей дистанции постепенно наращивал свой перевес. Хотя Наиро не сдавался и изо всех сил сопротивлялся, голландец все же смог отыграть те самые 53 секунды у колумбийца и на заключительном этапе. Томас не смог выиграть финальную разделку. Его время на финише стало только вторым. Дюмулен проиграл 15 секунд своему соотечественнику Йосу ван Эмдену (LottoNL-Jumbo), который впервые в карьере взял этап супермногодневки.

Томас Дюмулен после финиша / Twitter @giroditalia

Наиро Кинтана проиграл на финише Дюмулену 1:24 и занял 27-ю строчку в разделке. Колумбиец пропустил Дюмулена на первое место, уступив ему 21 секунду, а сам стал серебряным призером общего зачета. Третью позицию в генеральной классификации завоевал Винченцо Нибали . Итальянец, показал в разделке 13-е время с отставанием 1:09 от ван Эмдена. В итоге Нибали и Кинтану разделили 9 секунд.

Свое место в тройке потерял Тибо Пино . Француз, в разделке не блистал. Француз стал только 28-м и опустился на 4-е место (+1:17). Свои пятую и шестую строчку сохранили Ильнур Закарин (+1:56) и Доменико Поццовиво (+3:11). Бауке Моллема из Trek-Segafredo стал седьмым (+3:41), а Боб Юнгельс (QuickStep) благодаря финальной разделке поднялся на восьмую строчку и отобрал у Адама Йейтса (Orica) белую майку лучшего молодого гонщика. Топ-10 замкнул еще один спортсмен из этой номинации Давиде Формоло (Cannondale).

Giro d"Italia. 21-й этап. Топ-10


Giro d"Italia. Итоговая генеральная классификация. Топ-10


Дебютант Giro d"Italia Фернандо Гавирия (QuickStep) стал лучшим спринтером на гонке, и победив в очковой номинации. Мигель Ланда (Sky) выиграл горную классификацию. Интересно, что в этом зачете первые три места заняли испанцы - вторым и третьим стали Луис-Леон Санчес (Astana) и Омар Фраиле (Dimension Data). В командной номинации первую позицию заняла испанская Movistar .

Дюмулен, взявший на нынешней Corsa Rosa два этапа, выиграл свой первый гранд-тур в карьере. Ранее лучший свой результат на супермногодневке он показал на Вуэльте-2015, когда . Кроме того, Томас стал первым голландским гонщиком, выигравшим Giro d’Italia. Отметим также, что велосипедисты из Нидерландов не побеждали на гранд-турах 37 лет - с тех пор, как в 1980 году Йоп Зутемелк стал первым на Tour de France.

Они жмут на педали часами, не имея возможности пописать.

Спортсмены, велогонщики Тур де Франс, Джиро д"Италия, Вуэльта - инопланетяне или просто хитрецы, которые умеют это делать незаметно? Вот некоторые элементы ответа. Проще всего конечно не пить перед заездом, но врачи заявляют, что вода спортсменам необходима, иначе откажут почки. Другая версия: потерпеть. Легко сказать, да сложно сделать . В какой-то момент велосипедисту станет совершенно не до рекордов.

Езда на велосипеде в течение пяти часов без остановки представляет собой много неудобств. Очень часто возникает непреодолимое желание... пописать. Как это сделать в самом разгаре гонки на полной скорости перед зрителями, фотографами, журналистами, автомобилями, мотоциклами и вертолетами? Это всепоглощающее и непреодолимое желание во время гонки Тур де Франс может обернуться большой проблемой.

Сходить в штаны. Это конечно выход, но тут можно изрядно себе все натереть о седло и одежду. К тому же запах. Тогда как вариант подгузники. Ведь космонавты в них летают, но спортивных подгузников не существует, а если бы и были, штаны то у велосипедиста в обтяжку, а гонка – это шоу. И не один спортсмен не захочет чтобы попа у него казалась шире чем плечи.

Не поможет и машина сопровождения. Во первых в ней нет биотуалета. А во вторых, тот к то в неё залезет, по правилам сходит с дистанции.

Первое правило: пописать непосредственно перед началом этапа. «Надо пописать за десять или пятнадцать минут до начала этапа», говорит Николя Вогонди, трижды чемпион Франции. «Затем бывают остановки во время гонки. Эти остановки не всегда показывают по телевидению, операторы стараются их не снимать», говорит Ромен Фейу, обладатель желтой майки за один из этапов Тур де Франс в 2008 году.

Конечно гонщик всегда имеет возможность притормозить у обочины, только пока он будет занят своими делами, соперники на большой скорости летят к финишу. Да и зрители будут не в восторге. Можно представить какую кличку спортсмену они придумают.

В деревне запрещено!

Остановиться на одну, две или три минуты, может стоить дорого, если неправильно выбрать момент. «Часто мы писаем, когда не нужно быстро ехать», говорит Ромен Фейу. «Лучше всего это делать при спуске, где не так много зрителей», говорит французский гонщик Джонатан Ивер. «Но на территории сел и деревень это делать запрещено. Я уже однажды был оштрафован за это дело».

Самый быстрый и эффективный, но отнюдь не самый простой способ - пописать на велосипеде прям во время гонки. «Далеко не каждый может это делать и одновременно давить на педали» - уточняет Паскаль Сингер, президент Союза французских велогонщиков. Джонатан Ивер тоже считает, что самый находчивый способ – это мочиться верхом на велосипеде». А Николя Вогодни считает, что на это способны «только акробаты».

Верхом на велосипеде

«Надо выехать в начало группы гонщиков, встать на педали, приспустить шорты... и когда заканчиваешь, оказываешься постепенно в конце группы, но с большим чувством облегчения», - улыбается Джонатан Ивер. «В этих случаях, перестаешь жать на педали, что не всегда хорошо и даже опасно, потому что всегда есть другой участник, который подпирает сзади».

Чем выше температура воздуха, тем меньше проблема. «Когда жарко, вы потеете, и таким образом влага уходит из организма», - говорит Николя Вогодни. «Вот когда холодно, все по-другому, мы можем пописать и тем самым согреть нижнюю часть тела». «В самом деле?» «Да, это так», - подтверждает Ромен Фейу. Особенно, когда идет сильный дождь. Дождь отлично смывает все, как бассейн или как стиральная машина».

Иногда в банки или бутылки

Бутылки могут ли быть полезными велогонщику во время гонки? «Нет, никогда, утверждает Николя Вогодни. Мы с уважением относимся к окружающей среде». Паскаль Шантер: «Не говорите глупостей. Велогонщики – это не румынские дальнобойщики, которые едут в течение 26 часов без остановки».

«Да, - говорит Ромен Фейу, - многие это делают в бутылки, особенно в последние тридцать километров, когда уже нет времени, чтобы остановиться». Мы делаем это в банки или бутылки, наши болельщики, стоящие у обочин дороги забирают их у нас. Конечно, перед тем, как им отдать, мы их опустошаем. Впрочем, если остается в них несколько капель, ничего страшного. В конце концов, это не грязнее, чем пот».

А когда непреодолимо хочется по-большому? «Помню, однажды у американского велогонщика Грега Лемонда, двадцать лет назад, говорит Паскаль Шантер, - заболел живот. Не желая сходить с дистанции, он сделал это в штаны. То же самое случилось однажды с французским велогонщиком с Ришаром Виранк. Велогонка - такое дело, нельзя останавливаться ни перед чем!»

Розовое безумие: Giro d"Italia – история, маршрут и правила

Обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу на итальянском гранд-туре

Сезон велогонок в наши дни продолжается едва ли не 10 месяцев, но многие болельщики с нетерпением ждут именно начало мая. В этот период года в свои права вступает первая из трёх супермногодневок сезона. В пятницу, 4 мая, в Израиле стартует 101-я по счету итальянская «Джиро д"Италия».

История и цифры

Организатором «Джиро» выступила легендарная спортивная газета La Gazzetta dello Sport. Один из редакторов газеты Тулло Морганьи поделился своей идеей с владельцем (Эмилио Костаманьей) и редактором велосипедного отдела (Армандо Кунье). Костаманья был воодушевлен успехом «Джиро ди Ломбардия» и «Милан – Сан-Ремо», которые «Гадзетта» к тому времени уже проводила. Об организации многодневки было объявлено на первой полосе газеты седьмого августа 1908-го года, датой её проведения был заявлен май следующего года. В дальнейшем Морганьи, Костаманья и Кунье начали искать деньги на саму гонку, добыть их удалось с помощью общего друга, бухгалтера банка Cassa di Risparmio Примо Боньрани. В поисках спонсоров Боньрани отправился по регионам Италии и через некоторое время ему удалось собрать недостающие деньги. Удивительно, но финансово поддержала гонку даже газета Corriere della Sera, считавшаяся главным конкурентом La Gazzetta dello Sport.

13-го мая 1909-го на старт первого издания «Джиро д"Италия» вышли 127 гонщиков, которые в рамках восьми этапов преодолели 2448 километров. До финиша многодневки добрались только 49 участников, а выиграл ее Луиджи Ганна . В это трудно поверить, но первые пять лет победитель определялся вовсе не по сумме времени, за которые были преодолены все этапы, а по специальной системе очков. В 1914-м Альфонцо Кальцолари стал первым гонщиком, выигравшим «Джиро» по сумме времени преодоления всех этапов. За два года до этого, в 1912-м, у итальянского гранд-тура не было индивидуального триумфатора, велся подсчет только командного зачета, в котором Atala опередила Peugeot и Gerbi. Не проводилась «Корса Роза» (итал. - розовая гонка) только в периоды Первой и Второй мировых войн, с 1915-го по 1918-ый и с 1941-го по 1945-ый.

В 1925-м году в общем зачете впервые победил Альфредо Бинда , ставший в последствии рекордсменом итальянского гранд-тура. В 1927-м году он победил на 12 этапах из 15! Долгие годы Бинда удерживал рекорды по количеству побед в общем зачете (5), по количеству выигранных этапов (41) и по дням, проведенным в розовой майке лидера (65).

Альфредо Бинда

Только через много лет его рекорд по количеству побед в общем зачете повторили Фаусто Коппи и Эдди Меркс, рекорд по выигранным этапам в 2003-м перехватил Марио Чиполлини (42), а все тот же Меркс с годами набрал 77 дней в Maglia Rosa. В 1930-м La Gazzetta dello Sport даже предложила Бинде 23 тысячи лир, чтобы он давал побольше шансов своим конкурентам.

В 1936-м, через три года после последней победы Бинды, «Джиро» первый раз выиграл Джино Бартали , в будущем еще один легендарный гонщик. В общей сложности Бартали становился победителем «Корса Роза» три раза, причем первую и последнюю победу разделяли целых 10 лет. В 1940-м году многодневку выиграл 20-летний партнер Бартали по команде Legnano Фаусто Коппи . В последствии противоборство Бартали и Коппи стало для «Джиро» знаковым, а Коппи выиграл гонку пять раз. Наверняка оба они выиграли бы многодневку и большее количество раз, но не позволила им этого сделать Вторая мировая война, из-за которой «Джиро» не проводилась пять лет. Первую и последнюю победу Коппи разделили рекордные 13 лет.

Джино (слева) и Фаусто (справа)

Сильнейший гонщик в истории велоспорта Эдди Меркс одержал свою дебютную победу в генеральной классификации в 1968-м году. Знаменитому итальянцу Феличе Джимонди не повезло попасть в эпоху Меркса. Феличе выиграл «Корса Розу» три раза, а мог выиграть еще раза 2-3, если бы не «Каннибал» из Бельгии.

Во второй половине 70-х и в первой половине 80-х на гонке доминировали итальянцы Джузеппе Саронни и Франческо Мозер , а также француз Бернар Ино . Ино был победителем общего зачета трижды, Саронни два раза, а Мозер всего один, зато итальянцы вдвоем выиграли едва ли не 50 этапов и почти 100 дней владели майкой лидера.

В 1988-м американец Эдди Хэмпстен стал первым победителем «Джиро», не представлявшим европейскую страну. В XXI веке гонку выиграли еще два гонщика, которые представляли Америку – канадец Райдер Хешедаль и колумбиец Найро Кинтана.

В 90-х яркий след на «Джиро» оставил пятикратный победитель «Тур де Франс» Мигель Индурайн , легендарный Марко Пантани , его соотечественник Иван Готти , а также россияне Евгений Берзин и Павел Тонков . Индурайн был победителем в 1992-93-м годах, Готти в 1997-м и 1999-м, Пантани выиграл в 1998-м, Берзин в 1994-м, а Тонков в 1996-м.

Пантани и Тонков

Уже в начале нового столетия по два раза покоряли общий зачет Паоло Саволделли (2002 и 2005) и Джильберто Симони (2001 и 2003). После них на авансцену вышли прекрасно знакомые современному поколению болельщиков Иван Бассо (2006 и 2010), Альберто Контадор (2008 и 2015), а также Винченцо Нибали (2013 и 2016). Контадор выиграл гонку еще раз, было это в 2011-м, но из-за допингового скандала победа отошла к Микеле Скарпони. В 2009-м Денис Меньшов повторил достижение Берзина и Тонкова, став третьим русским гонщиком, победившим на «Корса Роза».

Действующим чемпионом является голландец Том Дюмулен , который попробует отстоять свой титул в нелегкой борьбе с очень сильными конкурентами. Том стал первым голландцем выигравшим гонку. Первым иностранцем, сумевшим одолеть хозяев гонки и стать победителем общего зачета в 1950-м году стал швейцарец Хьюго Коблет .

Немного сухой статистики:

1) Альфредо Бинда, Фаусто Коппи и Эдди Меркс побеждали на «Джиро» по пять раз . Джованни Брунеро, Джино Бартали, Фьоренцо Маньи, Феличе Джимонди и Бернар Ино по три раза.

2) Представители Италии выигрывали генеральную классификацию 69 раз , у Бельгии семь побед, у Франции - шесть.

3) Наибольшее количество призовых мест - Феличе Джимонди (9).

4) Самый молодой победитель общего зачета - Фаусто Коппи (в 1940-м победил в возрасте 20 лет и 158 дней). Самый возрастной победитель - Фьоренцо Маньи, в 1955-м ему было 34 года и 180 дней.

5) Самый молодой победитель этапа – Олимпио Бицци в 1936-м (19 лет и 299 дней), самый возрастной победитель этапа – Джованни Россиньоли в 1920-м (37 лет и 186 дней).

6) Чаще других горный зачет выигрывал Джино Бартали, «горным королем» ему довелось быть целых семь раз.

7) Франческо Мозер и Джузеппе Саронни – рекордсмены зачета «лучшего по очкам» , у обоих по четыре успеха.

8) Чаще других на гонке выступал и на ней финишировал итальянец Владимиро Паницца (18 стартов, 16 финишей).

9) Максимальный разрыв между первым и вторым местом в генеральной классификации был зафиксирован в 1914-м, тогда Альфонцо Кальцолари привез второму призеру почти два часа. Минимальный разрыв был в 1948-м, Фьоренцо Маньи выиграл у Эцио Чекки всего 11 секунд. В 1955-м все тот же Маньи опередил Коппи на 13 секунд, а в 1974-м Меркс проехал гонку на 12 секунд лучше Джанбатиста Баронкелли.

10) Максимальная протяженность гонки были зафиксирована в 1954-м году – 4337 километров. Минимальная – 2439,6 км в 1912-м.

11) Максимальная средняя скорость составила 40,057 км/ч в 2009-м, минимальная – 23,437 км/ч в 1914-м.

12) Максимальное количество стартовавших – 298 в 1928-м, минимальное – 49 в 1920-м.

13) Максимальное количество финишировавших – 169 в 2009-м, минимальное – 8 в 1914-м.

Маршрут Giro d"Italia 2018

Как вы уже знаете, в этом году «Джиро» стартует в Израиле. Это отнюдь не первый раз, когда гонка стартует за пределами Италии, таких случаев раньше было 12, но ещё никогда супермногодневка не покидала пределов Европы. Отметим, что за последние девять лет гонка уже пятый раз начинается не в Италии, это вполне можно назвать трендом современной эпохи велоспорта.

Консолидированный профиль «Джиро 2018»

Первые три этапа будут проходить в Израиле, затем после первого дня отдыха, участники переедут на Сицилию, на которой проведут еще три этапа. В дальнейшем «Корса Роза» переберется на континентальную часть страны и будет потихоньку продвигаться из южных регионов к северным, в Альпы. После заключительного горного этапа состоится перелет в Рим, в котором и пройдет последний этап гранд-тура в этом году.

Структура маршрута:

– общая протяженность всех этапов: 3562,9 километра, средняя протяженность этапа - 169,6 км;
– две индивидуальные гонки с раздельным стартом общей протяженностью - 43,9 км;
– семи равнинных этапов;
– по шесть среднегорных и высокогорных этапов, то есть всего 12, из них восемь с горным финишем.

Чуть подробнее познакомиться с особенностями ключевых этапов можно в нашем обзорном материале, который мы подготовили сразу после презентации маршрута

Майки лидеров и базовые правила

Лидер общего зачета, как известно, является обладателем розовой майки (Maglia Rosa). Гонщик, находящийся на первом позиции в классификации по очкам получает цикламеновую майка (Maglia Ciclamino). «Горному королю» предстоит щеголять в Maglia Azzurra (голубая майка), а лучшему молодому в Maglia Bianca (белая майка).

Maglia Ciclamino

Не так давно систему зачисления баллов в «очковую» классификацию изменили так, чтобы ее почти наверняка выигрывали спринтеры. За победу на преимущественно равнинных этапах (этапы категории А и Б) можно получить аж 50 очков (перво место - 50, второе - 35, третье - 25, ... 15 - 1 очко). На этапах средней сложности (категория С) победа стоит 25 очков, а всего очки получают 10 первых на финише. Победителям самых сложных этапов (категория Д) достается всего 15 очков. Также очки можно заработать на промежуточной TV премии, тут тоже идет разделение на простые и сложные этапы. На этапах категорий А и Б на промежутке можно взять до 20 очков за первое место, на этапах категории С 10, а на категории D всего лишь 8. Как вы видите, все для спринтеров.

В горном зачете есть так называемый подъем Cima Coppi («Чима Коппи»), за первое место на котором начисляется сразу 45 очков, в этом году «Чимой Коппи» станет Колле делле Финестре (2178 метров), на который участники поднимутся на 19-м этапе.

Интересные факты Giro 2018

Самый молодой участник 101-ой по счету «Корса Розы» – датчанин Мадс Педерсен из Trek - Segafredo, он родился 18-го декабря 1995-го года. Самый возрастной – канадец Свейн Тафт (Mitchelton - Scott), девятого мая мы в 73 раз будем праздновать День Победы, а Тафт в этот же день отметит свой 41-ый день рождения. Средний возраст – 28,57 лет. Самая молодая команда уже традиционно Bardiani – CSF (средний возраст 26 лет и 66 дней), самая возрастная Groupama – FDJ (31 год и 335 дней).

Чаще других из участников 2018-го года на «Джиро» стартовал Доменико Поццовиво, в эту пятницу миниатюрный «горняк» начнет свой уже 12-ой итальянский гранд-тур. По количеству финишей на «Джиро» уверенно лидирует француз Юбер Дюпон (AG2R La Mondiale), до сего года он 10 раз приезжал на итальянский гранд-тур и все 10 раз на нем финишировал.

Завтра мы опубликуем наше превью общего зачета, а в пятницу, в день старта, превью стартовой гонки с раздельным стартом.

На велосипедах. Проводится регулярно с 1909 года с небольшими перерывами из за Первой и Второй мировой войны. Время проведения — Май или Июнь.

Как и в случае с Тур де Франс, учередителем гонки стало средство массовой информации — популярная в Италии спортивная газета Gazzetta dello Sport, чтобы освещать гонку и увеличить количество своих подписчиков. Директором гонки Джиро д’Италия стал автор идеи — Армандо Куне — главный редактор рубрики про велосипедный спорт.

Руководство газеты выделило в призовой фонд 3000 лир, также велосипедный союз добавил 14000 лир. Первая гонка стартовала 13 Мая 1909 года. Участники преодолели восемь этапов от Милана до Неаполя и обратно, преодолев более двух с половиной тысяч километров.

Продолжительность одного этапа в среднем получилась около 330 км, что немыслимо по нынешним временам. К финишу добрались всего 49 гонщиков из 127 стартовавших. Победитель Луиджи Ганна получил призовые в размере 5325 лир. Денежное вознаграждение тогда распределялось более демократично — последний гонщик заработал 300 лир.

Почти пятьдесят лет Джиро начиналась и заканчивалась в Милане, где находится штаб — квартира Gazzetta Dello Sport. В 2009 году в честь празднования столетия гонки последний этап финишировал в Риме. Тур в основном проводится в Италии, но отдельные участки для разнообразия проходят по соседним странам: Сан — Марино, Франции, Монако, Швейцарии и Австрии.

С 1988 года на Джиро д’Италия проводятся не только основные перегоны среди мужчин. В программу включили соревнования среди женщин и молодёжи. Лидеров гонки традиционно выделяют, вручая им майку определённого цвета.

Цвета маек победителей велогонки Джиро д’Италия

1. Розовая майка — майка лидера в общем зачёте, имеет такой же вес как и жёлтая майка лидера в Тур де Франс.
2. Белая — вручается участнику, который лидирует в зачёте среди молодых гонщиков до 25 лет. С 1994 по 2007 год была аннулирована и затем восстановлена.
3. Малиновая майка — принадлежит гонщику, проявившего себя лучше всех в зачёте среди спринтеров.
4. Зелёная — майка лучшего горного гонщика. Впервые появилась в 1974 году.
5.Голубую майку — одевает гонщик, набравший наибольшее количество очков на промежуточных этапах гонки.
Как и другие популярные супермногодневки Тур де Франс и Вуэльта, гонка Джиро д’Италия — событие зрелищное и неординарное для любителей велоспорта во всём мире.

Также читать на эту тему:

Тур Фландрии. Рождение гонки – 1913 год. Благодаря долгой истории и сложным требовательным маршрутам, проходящих в Арденнах – горах Фламандии, стала популярной среди профессионалов и любителей велоспорта. Здесь нет таких длинных и затяжных подъёмов, как на Гранд Турах, но целая цепочка западных склонов Бельгии таких, как…

С момента основания гонки утверждался призовой фонд. В 1903 году он составлял 20 000 франков и с каждым годом увеличивался. Так в 2004 году призовой фонд достиг трёх миллионов евро, из которых 400 000 получал победитель, второе место 200 000 и третье 100 000…

Первый раз стартовала в 1935 году. Состояла из четырнадцати этапов протяжённостью 3431 км. Вуэльта проводилась даже во время Второй мировой войны при режиме Франко, с участием только испанских спортсменов…

Льеж – Бастонь – Льеж. Старейшая классическая гонка. Начало отсчёта идёт с 1894 года – 118 лет. Начинается гонка там же, где и заканчивается – в небольшом бельгийском городке Ан, находящегося немного южнее Льежа. Обратный путь намного сложней, благодаря подъёму…

Гонка с западного на восточное побережье Америки Race Across America – самая протяжённая марафонская велогонка в мире. Длина дистанции составляет 3000 миль или около 4800 километров. Время, за которое спортсмены проходят всю гонку колеблется от 8 до 11 дней…

Маршрут итальянского Гран-тура охватывает обширные участки территории страны и проходит через равнины, холмы, горы и города; средняя протяжённость одного этапа гонки составляет 161,1 км. Поэтому зрители «Джиро» могут наслаждаться динамичной спортивной борьбой в обрамлении великолепной итальянской природы.

Официальный промо-ролик «Джиро д’Италия 2016»

Стоит сказать и о том, что велосипед для итальянцев – это не просто спорт, это стиль жизни, в котором выражаются такие основополагающие для этой культуры ценности, как творчество, здоровый образ жизни, забота об окружающей среде. Так что нет ничего удивительного в том, что великие мастера велоспорта вошли в историю страны в ранге фигур первой величины, став частью коллективной памяти как национальные герои, чьи имена всем известны. Их снимали в кино и о них писали песни; наверное, самый яркий пример – легендарный Джино Бартали, трёхкратный победитель «Джиро» (1936, 1937 и 1946 гг.).

Паоло Конте – Бартали

История «Джиро» и история страны

Первая велогонка под названием «Джиро д’Италия» состоялась более ста лет назад: в 1908 г. издатель спортивной газеты «Gazzetta dello Sport» Тулло Морганьи предложил владельцу издания организовать итальянское состязание на манер «Тур де Франс». В сборе средств для проведения гонки принимала участие вся страна, и даже конкурирующая газета «Corriere della Sera» внесла 3 000 лир; премиальные выплаты для победителей профинансировало одно из казино Сан-Ремо.

Первая «Розовая гонка» (так её называют по цвету газеты-организатора) стартовала 13 мая 1909 г. из Милана. Суммарная дистанция составляла 2 448 км и была разделена на восемь этапов. На старт вышли 127 спортсменов, однако до финиша (опять-таки в Милане, где находится офис «Gazzetta») добрались далеко не все: финальный этап преодолели лишь 49 гонщиков, а первым победителем стал Луиджи Ганна.

36-ая велогонка «Джиро д’Италия» и триумф Фаусто Коппи: кадры из кинохроники Istituto Luce

С течением лет велогонка развивалась и набирала популярность; в 1931 г. появился символ соревнования – знаменитая розовая майка, которую на каждом этапе надевал лидер соревнования. Позднее были введены несколько новых классификаций с соответствующими майками лидера: для короля гор — зелёная (с 2012 – синяя), для лучшего спринтера – красная, для главного молодого таланта – белая. Таким образом, в рамках одной веломногодневки спортсмены соревнуются сразу в нескольких «номинациях», что делает её ещё интереснее как для участников, так и для зрителей.

© Matteo Festi / Shutterstock.com

Первый этап истории «Джиро» ознаменовался доминированием итальянских гонщиков, таких как Джирарденго и Бинда, Коппи и Бартали. В 1950-е – 1970-е иностранцы начали побеждать в «Розовой гонке» заметно чаще; особенно отличился бельгиец Эдди Меркс по прозвищу «Каннибал». А в 1994 г. приходит черёд Евгения Берзина – первого россиянина, сумевшего одержать победу в итальянском Гран-туре; всего через два года это достижение повторил Павел Тонков, а в 2009 г. – Денис Меньшов.

За всю историю «Джиро» маршруты гонки проходили по различным регионам Италии и не только: отдельные этапы организовывались во Франции, Швейцарии, Австрии и других соседних странах. Да и соседними дело не ограничилось: к примеру, в 2014 г. старт «Розовой гонки» прошёл в Северной Ирландии. Это ещё одно свидетельство того уровня международного престижа, которого достигло легендарное итальянское соревнование.

«Джиро д’Италия 2015» – подборка самых ярких моментов

Кубок, который вручается победителю «Джиро» с 1999 г., называется «бесконечным трофеем» и имеет форму спирали, на линии которой выгравированы имена всех триумфаторов гонки.

«Джиро д’Италия 2016»

99-ая велогонка «Джиро д’Италия» покроет маршрут длиной 3 383 км, суммарный перепад высот составит 42 200 м. Маршрут делится на 21 этапа, которые нужно будет преодолеть за три недели. В этом году старт и первые три этапа снова пройдут за пределами Италии, а точнее в Голландии, в провинции Гелдерланд. Этапов с финишем на подъёме предусмотрено шесть, статус «Вершины Коппи» на этот раз получила гора Колле-делл-Анджело. Финальный этап приведёт гонщиков из Кунео в Турин, где победитель получит заветный трофей, на котором будет выгравировано его имя. В гонке примут участие 22 команды, включая три российские: «Газпром-Русвело», «Катюша» и «Тинькофф-Саксо».

Маршрут «Джиро-2016»

Владислав Борисов, российский велогонщик, участник Олимпиад в Сиднее и Афинах:

«Есть люди, которые следуют по маршруту каждого этапа «Джиро» на машине; кое-кто даже пытается повторить его на велосипеде. Разумеется, в городах толпа зрителей плотнее, на старте и на финише как следует увидеть гонку практически невозможно. Кроме того, важно знать, что на равнинных этапах и на спуске, а также на этапах с раздельным стартом, спортсмены проносятся у вас перед глазами, и на этом зрелище заканчивается. Самый же эффектный момент – это, конечно, подъёмы на горных этапах: во-первых, видно весь титанический труд каждого участника, чувствуется вся та огромная работа, которую он вкладывает в каждый поворот педалей, все его эмоции отражаются на лице. К тому же именно там участие зрителей в гонке переживается как гораздо более насыщенный опыт: вы как бы разделяете всю ту страсть человека, который выкладывается на трассе на все сто, и осознаёте, что любой жест, любое слово способно поддержать его, помочь ему двигаться дальше».


Винченцо Нидали (победитель гонки в 2013 году) © LaPresse

Любопытные факты из истории «Джиро»:

  • Один из лучших велогонщиков всех времён, Костанте Джирарденго, был столь знаменит, что получил прозвище «Чемпион чемпионов» («Campionissimo»). На пике его популярности было принято решение, что все поезда-экспрессы должны делать остановку, проезжая через его родной город – Нови-Лигуре.
  • Во второй половине 20-х гг. одним из самых успешных участников «Джиро» был Альфредо Бинда; он одержал 4 победы за 5 лет, вынудив организаторов «Розовой гонки» 1930 г. выплатить ему премиальные в том же размере, что и победителю, чтобы он отказался от участия.
  • Отличительной характеристикой «Джиро» по сравнению с другими веломногодневками Европы являются горные этапы. Самые труднопроходимые препятствия в каждом маршруте по традиции нарекаются именами великих велогонщиков, особенно отличившихся на таких участках: так, самый высокий перевал носит название «Вершина Коппи», а самая выдающаяся гора – «Гора Пантани».

фото в слайдере © strenghtofframeITA / Shutterstock.com



mob_info