Военные велосипеды: педали войны. Велосипедные войска второй мировой

Кодекс войны японских самураев учит, что настоящий боец в сражении способен эффективно использовать все подручные средства - любые новые идеи могут принести пользу армии, любые нестандартные ходы в силах переломить исход противостояния. Неудивительно, что военные специалисты - а такими во все времена становились люди решительные и дальновидные - оценили перспективность использования велосипеда в военном деле еще на заре велосипедной эры - в 1886 году. Именно тогда во французской армии велосипедисты в погонах на своих железных двухколесных конях начали осуществлять передачу приказов между частями войск. А спустя три года велосипед стал числиться боевой техникой в армии США (на Испано-американской войне на Кубе) и в войсках Великобритании во время Англо-бурской войны.

Основной тягловой силой на войнах тех времен были лошади. Но они, несмотря на выносливость, ум и верность, нуждались в корме и уходе, пугались выстрелов и взрывов, а также не умели двигаться бесшумно. А если учесть, что радиосвязь в те времена еще не изобрели, велосипед оказался очень полезен для курьеров, разведчиков, военных врачей. На велосипеде можно было быстро и бесшумно доставить приказ или секретные сведения, привезти в часть провизию, лекарства и боеприпасы, вывезти раненого, а в случае перемещения по совсем уж глухим местам вроде болот, куда конь бы и не сунулся, велосипед можно было запросто нести на себе.

Получив таким образом боевое крещение, велосипеды немедленно начали эволюционировать в особую породу - боевую. Одну из первых конструкций военного велосипеда разработал капитан французской армии Жерар, а выпустила эту модель компания Peugeot, автогигант современного мира. Велосипед назвали в честь изобретателя «Капитан Жерар», причем он оказался настолько удачным, что даже был поставлен на экспорт - в том числе и в Россию. «Капитан Жерар» имел складную раму и в сложенном состоянии переносился на спине наподобие ранца. С «Жераром» на спине солдат мог бегать, вести стрельбу с любого положения, а в случае необходимости собрать велосипед и ездить на нём, если дороги позволяли, со скоростью 30 км в час. Для того времени это было ого-го.

Русская императорская армия также имела на вооружении велотехнику отечественного производства. Модель называлась «Дукс Боевой», выпускалась на заводах Москвы и Харькова. «Дукс», подобно «Капитану Жерару», был складным и обладал стандартными для современных хардтейлов 26-дюймовыми колесами. На фотографиях ниже расположены этот велосипед и шлем велосипедных частей Русской императорской армии.

Когда закончилась Первая мировая война, велосипеды вовсю использовались не только в сильнейших, но уже практически во всех армиях мира. К сожалению, к началу Великой Отечественной руководство армии СССР от этого транспорта отказалось как от «неперспективного». И напрасно! Потому что разведывательные и диверсионные части как наших союзников, так и противников не раз доказывали преимущества велосипедного транспорта на войне!

Вот, например, при осаде Сингапура японцы захватили английский гарнизон интересным образом: по считавшимся непроходимыми джунглям в тыл к англичанам выехали аж 20 000 японских солдат-велосипедистов! Конечно, гарнизон пал. Какая уж там неэффективность! А вот совсем «джеймсбондовский» пример: в феврале 1942 года группа английских диверсантов на велосипедах была отправлена в немецкий тыл к новейшей радиолаокационной станции Третьего рейха. Бойцы бессшумно подкатили к станции, перебили гарнизон, забрали все засекреченные документы и разработки и, опять же на велосипедах, быстро и незаметно промчались 12 км. до берега моря, где их дожидалась подводная лодка. Мистер Бонд мог бы гордиться своими соотечественниками!


После Второй мировой велосипедные войска оставались во многих армиях довольно долго, но интерес к ним постепенно угасал, ведь мотоциклы и автомобили становились всё современнее и мощнее. Однако американцы не отказывались от железных коней никогда, велосипедами в армии США снабжены морские пехотинцы и воздушно-десантные войска. Последняя модель стандартного военного велосипеда Montague Paratrooper - это легкий и надежный горный байк со складной рамой из авиационного дюралюминия, способный выдержать около 230 кг груза! Этот же велосипед использует морская полиция: у них моделями Montague Paratrooper оснащаются патрульные катера. Велосипедные войска для усиления пехоты имеет и армия Швейцарии.

Так что, несмотря на постоянное совершенствование технологий, велосипеды могут сослужить неплохую службу в деле обороны государства! Особенно если требуется решить деликатную боевую задачу, где требуется тишина, внезапность, скорость и проходимость. В этом случае велосипед может оказаться эффективнее самой сложной современной техники. Всё гениальное - просто!

Велосипедные войска, велосипедная пехота или как их называли ранее «самокатчики», не фейк и не грубый солдатский юмор. Это вполне боеспособные, высокомобильные подразделения, которые получили свое начало задолго до Первой мировой войны. И несмотря на свою кажущуюся архаичность, они не только существовали во многих странах, но и небезуспешно принимали активное участие в боевых действиях во Второй мировой войне. Ну и чтобы совсем развеять сомнения скептиков, скажем, что велосипедные подразделения существуют и сегодня во многих странах: США, Великобритании, Китае и даже в Швейцарии. Но это не наша тема. А мы начнем с краткого экскурса в историю.

Первое упоминание о боевом применении самоката (велосипеда) относят к 1870 году: во время Франко-Прусской войны, из осаждённого пруссаками Парижа удалось проскочить одному из посыльных французских войск с донесением на самокате. Через некоторое время военные оценили преимущества самокатных формирований, и они были созданы во Франции, Германии и других странах. Во французской армии в 1886-м на маневрах впервые использовались посыльные-велосипеди­сты. А в 1889-м каждому пехотному полку было при­дано по четыре самокатчика. 1892-й год памятен тем, что вышел «Временный устав организации и использования самокатной службы в армии» — и, таким образом, появился первый официальный документ, оговаривавший основные аспекты деятельности самокатчиков в войсках. Во Франции в 1894 г. «пехота на колесах» насчитывала уже 3 200 человек. Для этого вида войск там даже придумали особое название — «военные мухи» (поскольку велосипедисты подкрадываются к врагу тихо и незаметно, как мухи). Самые быстрые и выносливые служили при Главном штабе — туда отбирали только тех, кто на испытаниях проезжал 90 км быстрее шести часов. В 1892 году французский офицер Анри Жерар разработал складной военный велосипед, который можно было нести в сложенном состоянии как ранец за спиной. При этом у бойца не были заняты руки, а значит, он мог вести стрельбу как из положения стоя, так и с колена.

Уже во время Англо–Бурской войны (1889–1902 гг.) англичане имели регулярные велоподразделения. Кроме того, военные велосипеды использовались разведчиками и курьерами, а также для подвоза мелких грузов (продуктов, медикаментов, боеприпасов).

Перед военными стояла ещё одна важная задача: сделать велосипедные войска максимально эффективными в плане боевой мощи. Решение этого вопроса пошло по двум направлениям: создание велосипедов-тандемов и трехколесных велотачанок с установленными на них пулеметами. Однако, массового применения этим затеи не нашли.

Серьезный подъем производства военных велосипедов начался в годы Первой мировой войны. Самокатными частями были оснащены все противоборствующие стороны. В одной только русской армии было сформировано 25 самокатных рот. У Германии и Турции было по 125 тысяч велобойцов, 100 тысяч боевых велосипедистов — в Британии. Войска Франции и Бельгии насчитывали 150 тысяч велосипедистов. Складные модели велосипедов собственного производства имели армии Британии, Австрии, Италии, России и Германии.

Когда война перешла в «окопную» стадию, надобность в быстрой переброске сил отпала, поэтому велобойцы использовались в основном для связи, нужд разведки и снабжения. Кроме того, широкое применение велосипеды нашли в качестве специального транспорта для эвакуации раненых.

К началу Второй мировой войны практически все армии мира имели войсковые велосипедные подразделения. Самые крупные из них имелись у Германии и Японии. Остальные воюющие страны использовали велосипеды для доставки сообщений, эвакуации раненных, проведения разведки, установления связи и выполнения специальных задач. В подавляющем большинстве использовались легкие, складные конструкции велосипедов, которые с помощью ремней крепились за спиной солдата. Часто велосипеды использовали партизаны, так как они не только повышали скорость передвижения, но и позволяли перевозить тяжелые грузы.

Следует отметить, что военный велосипед отличался от обычных гражданских моделей не только усиленной конструкцией, но и наличием многих приспособлений (обвеса), необходимых для перевозки грузов и вооружения. В тоже время, во многих армиях при нехватке специальных моделей, использовали гражданские велосипеды в огромных масштабах. Для специального использования – горных войск, парашютистов, — строились велосипеды, которые учитывали особенности их военного применения.

К достоинствам велосипедных подразделений следует отнести их возможность передвигаться значительно быстрее и дальше пехоты, причем скрытно и бесшумно. Они перевозили большие грузы, нежели могли нести пехотинцы и совершенно не зависели от горючего. Велосипеды обеспечивали войскам проходимость, сравнимую с проходимостью мотоциклетных войск. Ремонтопригодность велосипедов была достаточно высокой, а ремонт средней сложности в полевых условиях не занимал более 30 минут. Вождение велосипеда не требовало специального обучения, большинство владело с детства навыками езды. Велосипеды были очень удобны при десантировании и проведении операций в тылу. Стоимость самых сложных велосипедов была несопоставима с самым простым мотоциклом, а средняя скорость была не намного меньше передвижения мотопехоты. На сухих, но плохих дорогах военные велосипедисты двигались со скоростью восемь километров в час. Дозоры и отдельные самокатчики на коротких дистанциях развивали до 20 километров в час. То есть при нормальном движении они могли пройти до 80 километров в сутки, а при форсированном – до 120 километров.

Самокатные части вели бой, как обычная пехота, с той разницей, что ударная группа или резерв действовали, используя свою подвижность. Основная особенность – возможность сковывать противника минимумом личного состава и маневрировать основными силами и средствами с целью нанести врагу как можно больше потерь. Велочасти могли неожиданно появляться с разных направлений, при наличии хороших дорог быстро перебрасывались с одного боевого участка на другой, от центра к флангу и наоборот. Особенно ценны были самокатчики при преследовании, подвижной обороне, маневрировании войск, нанесении внезапных ударов. Помимо чисто технических свойств, присущих самокатным частям, на их качество влияла и подготовка личного состава в спортивном отношении.

Главным недостатком веловойск является ограниченное вооружение и боекомплект. Транспортировка пленных велосипедными войсками была сильно затруднена. Поэтому велосипедисты пленных почти, никогда не брали. Из-за этого у пехотинцев развивалась ненависть к вражеским велосипедистам, и их почти всегда беспричинно убивали вместо того, чтобы взять в плен.

Данных о количестве использованных военных велосипедов во время войны не существует, однако приблизительные расчеты показывают, что их число находилось в пределах 5-7 миллионов единиц. Естественно, что такая цифра значительно больше совокупного числа велосипедных войск всех стран, но здесь следует учитывать, количество конфискованных велосипедов у гражданского населения. Практически везде, где проходили любые войска, велосипеды у населения изымались «подчистую». И только с окончанием войны это массовое явление прекратилось, если не учитывать мародерство.

Применение велосипедных войск во Второй мировой рассмотрим на примере некоторых стран.

Такое мирное изобретение как велосипед, казалось бы, не имеет ничего общего с войной, однако это далеко не так. Боевые велосипеды использовались во всех военных конфликтах, начиная с конца XIX века.

В отличие от большинства технических изобретений, которые изначально создавались для военных целей, а уже потом находили гражданское применение, велосипеды прошли обратный путь.

Первое применение велосипедов для военных целей было зафиксировано во время Франко-прусской войны в 1870 году - посыльный на велосипеде доставлял французским войскам депеши. Именно связисты первыми и оценили велосипеды, что не удивительно. "Двухколесные кони" обеспечивали:
- скорость;
- мобильность;
- бесшумность;
- энергоемкость;
Через пять лет барсальеры, испанские милиционеры, во время учений доставляли на велосипедах на поле боя не только депеши, но также оружие и провиант.

Военные быстро оценили удобство нового вида транспорта. Уже в 1895 году в Англии была создана Brighton Rifles - воинская часть, укомплектованная "пауками" (велосипеды с большим передним колесом). Во время маневров "Винтовки Брайтона" даже противостояли на своих байках кавалерии. О том, насколько успешным был этот опыт можно судить по тому, что уже в Англо-Бурской войне 1899-1902 годов велосипедные части входили в состав английской армии. Если честно, мы с трудом представляем противостояние велороты, к примеру, кавалерийской атаке лавой, но руки солдат велосипеды, определенно, разгрузили, и скорости прибавили.

Складень и велотачанки

Первый складной велосипед был изобретен ещё в 1878 году. Это была машина типа "Паук", называлась она "Пенни-фартинг". Названием велосипед обязан размеру английских монет (пенни был намного крупнее фартинга, переднее колесо - больше заднего). Большое колесо складывалось в четыре раза. Весь велосипед, сконструированный Уилльямом Гроутом, упаковывался в компактный чехол.

Идея складного велосипеда пришлась по душе и военным. Большой проходимостью первые веломашины не отличались, поэтому на бездорожье их приходилось переносить на себе, или вести рядом. Понятно, что такая методика переходов не могла называться мобильной и удобной.

Положение исправили французы - капитан Жерар и промышленник Шарль Морель. В 1895 они запатентовали и запустили в производство свою модель складного велосипеда для военных нужд.
С этими велосипедами, которые стали почти легендарными, связана небольшая путаница. Их по традиции принято называть велосипедами Жерара, хотя капитан Жерар был, по большему счету, только "лицом бренда", тогда как идея и разработка концепции принадлежала Шарлю Морелю. Из-за приоритета на изобретение французы даже судились, но так поссорились в ходе тяжб что суд в итоге отстранил обоих от прав на проект, и они были переданы Peugeot Michelin и французской армии.

Так или иначе, но вопрос с мобильностью был решен. Теперь военные легко могли складывать велосипеды пополам и переносить их, в случае необходимости, за спиной. При этом у бойца не были заняты руки, а значит он мог вести стрельбу как из положения стоя, так и с колена. К концу 1890-х годов складные военные велосипеды стали признанным трендом, они выпускались практически во всех странах, от США до Японии.

Пожалуй, самыми известными и массовыми складными военными велосипедами стали машины британской компании BSA. За время мировых войн компания выпустила десятки тысяч складных двухколесных велосипедов.

Перед военными стояла ещё одна важная задача: сделать велосипедные войска максимально эффективными в плане боевой мощи. Решение этого вопроса пошло по двум направлениям: создание велосипедов-тандемов и трехколесных велотачанок с установленными на них пулеметами. Выпуск велотачанок с возможностью установки на них пулеметов системы Максима производились на заводах Gregory & Co и F. R. Simms.

Первая мировая

Серьезный подъем производства военных велосипедов начался в годы Первой мировой войны. Самокатными частями были оснащены все противоборствующие стороны. В одной только русской армии было сформировано 25 самокатных рот.

У Германии и Турции было по 125 тысяч велобойцов, 100 тысяч боевых велосипедистов - у Британии. Войска Франции и Бельгии насчитывали 150 тысяч велосипедистов. На раннем, маневренном этапе войны, велосипеды активно использовала пехота, служить в самокатной части было даже почетно, в Лондоне была сформирована своя велосипедная часть, агитационные плакаты которой призывали: "прокатиться на велосипеде ради короля".

Когда война перешла "окопную" стадию, надобность в быстрой переброске сил отпала, поэтому велобойцы использовалисьб в основном для связи, нужд разведки и снабжения. Кроме того, широкое применение велосипеды нашли в качестве специального транспорта для эвакуации раненых.

Русские велобойцы

В Российской империи интерес к велосипедам был огромный. Что говорить, сама августейшая семья обожала велопрогулки, заядлым велосипедистом был и Лев Толстой. Однако велосипедов для нужд военных наша страна не выпускала достаточно долго. Первое время самокатные части нашей армии пользовались уже известными нам велосипедами "Пежо". Сведения же о времени создания своих первых военных велосипедов разнятся.

По одной версии, первыми стали велосипеды, которые производились на фабрике "Россiя" Александра Лейтнера с 1914 по 1917 год. Назывались они так же, как и сама фабрика, были надежными, легкими, и по характеристикам не уступали своему французскому конкуренту.
По другой версии, русская армия ещё два года после начала войны закупала велосипеды у французов, но осенью 1916 года конструктор М. Щипанов создал велосипед, получивший название "Дукс боевой". Он и стал первым русским складным военным велосипедом. Свое название он получил по названию московского завода, который занимался производством велосипедов. Вместе с фабрикой "Дукс" занимался производством этих велосипедов и эвакуированный из Риги в Харьков завод Лейтнера.

Вторая мировая

После Первой мировой войны велосипедные части были уже во всех армиях мира. Самое массовое распространение велосипеды получили в вермахте. Главной моделью, используемой немцами на войне были велосипеды Truppenfahrrad, с 1942 года - Truppenfahrrad М42. Кроме этого, немцы также активно использовали трофейные и реквизированные у местного населения велосипеды. По этому поводу немцев до сих пор не любят в Голландии. И сейчас во время футбольных матчей со сборной Германии голландцы кричат: "Верните наши велосипеды"!

В Красной армии специализированных велосипедных воинских частей не было. Советское командование посчитало их малофункциональными, хотя некоторые фронтовые операции убедительно доказывают обратное. Так, во время осады Сингапура японцы совершили массовый "наезд" велобойцов в тыл к англичанам. 20000 солдат на велосипедах захватили гарнизон, расположенный в джунглях и потому считавшийся недоступным.
И эта операция - не единичный случай успешного использования велосипедов на Второй мировой войне. В феврале 1942 года английские диверсанты на велосипедах провели успешную диверсию на немецкой радиолокационной станции.

Велосипедные части и сегодня есть в армии Швейцарии. На фото - швейцарские байки в боевом оснащении.

Я долго думал, с чего начать эту статью. В интернете есть достаточно много материала о военных велосипедах, но именно о них и их перспективах развития мне бы хотелось написать. Сейчас мы смотрим на велосипед, как на вид развлечений. А когда-то, они были неотъемлемой частью транспорта, в том числе и военного. Конечно, многим покажется, что использовать велосипеды в военных целях смешно, но… как говорится: «Будет смешно, но не все будут улыбаться!»

Война, это не только битва людей, но и способ посчитать деньги. Первыми это оценили предприимчивые американцы. В 1888 году у них появился военный велосипед Premier. Велосипед – это не лошадь. Его не надо кормить, лечить. И уже через 10 лет в Америке появился 25-й велосипедный корпус пехотной армии США.

Несмотря на бурное развитие военной техники велосипеды триумфальным шагом прошли по Первой мировой войне и перешагнули во Вторую мировую. Именно там они показали свою актуальность и востребованность. Финляндия, Германия, Япония с успехом использовали велосипеды для патрулирования, разведки, переброски войск и грузов.



Десятки компаний наладили выпуск и переделку гражданских моделей велосипедов для военных, но их все равно не хватало. Голландские болельщики до сих пор кричат на футбольных матчах с участием немецких команд слова: «Верните наши велосипеды». По некоторым данным для нужд вермахта у гражданского населения было изъято около 2 000 000 велосипедов, еще столько же выпущено за годы войны. Вдумайтесь в эти цифры. Практически, каждый 5 боец был на «велоколесах».

Скорость не подготовленного велосипедиста в разы превышает скорость хорошо подготовленного бегущего бойца. Именно поэтому, в Вермахте находилось столько велосипедов. Их использовали и по отдельности и целыми подразделениями. На них перевозили легкие минометы, ручные и станковые пулеметы, гранатометы, боеприпасы и всевозможное снаряжение.



Золотыми страницами в истории военных велосипедов можно назвать штурм Сингапура, японцами. Тогда, по считавшимися не проходимым джунглям, в тыл английскому гарнизону въехал японский велодесант численностью около 20 000 человек.

Так же следует отметить специальную операцию английский войск по захвату оборудования и документов новейшей немецкой радиолокационной станции. Британские коммандос бесшумно подъехали к ней, осуществили захват и забрав секретные документы и часть оборудования так же быстро и незаметно умчались в сторону моря, где их ожидала британская субмарина.

Вторая мировая отгремела, но велосипеды продолжали воевать. Вьетнам – тропа Хо Ши Мина. Кипр – войска ООН по поддержанию мира (финские велоподразделения).

И хотя время постоянно вносит свои коррективы, велосипед все еще служит в армии. Конечно, уже нет былого размаха, нет велокорпусов, велобригад, велополков. Но военные велосипеды не хотят сдаваться. Они продолжают свой жизненный путь. В чем же его преимущества? Чем он будет полезен в современной войне?

Первое – это мобильность . Велосипед увеличивает ее многократно. Мобильное подразделение способно за день преодолеть расстояние 120 км, с полной боевой. Пехотинец может позволить сделать до 40 км.

Как показал опыт локальных войн, на велосипеде можно легко перевозить пулемет, легкий миномет, ПЗРК, гранатомет, снабжать войсковые подразделения боеприпасами, водой, пищей.

Второе – бесшумность. На марше велопехота может чувствовать себя в большей безопасности. Ее не засекают акустические приборы и сейсмические датчики. Она малозаметна для радиолокаторов и инфракрасных приборов. Не имеет пыльных шлейфов. Не оставляет следов.

Легкость – в труднодоступных районах, относительно легкие велосипеды можно перетащить через препятствия на руках.

Все это заставляет задуматься, а не рано ли мы отказались от велосипедов? Ведь именно сейчас велотранспорт получил новый толчок, перейдя на новую ступень своего развития. От классических велосипедов к велогибридам (велосипедам, способным передвигаться на электротяге).

После длительного перерыва, в начале 1990-х армия США решила возродить военные велосипеды. Изучив опыт операции «Буря в Пустыне» Пентагон заказал разработку и производство военных велосипедов. Сегодня они с успехом применяется в специальных армейских подразделениях армии США.

Министерство обороны Швейцарии (Швейцария, одна из немногих стран, где были специальные велоподразделения) хочет потратить около 6 млн. евро на закупку 2800 новых, современных велосипедов, для замены морально устаревших. Китай выпускает велогибриды в огромных количествах, в том числе и для военных.


А что же у нас? В настоящее время, на военных выставках были замечены несколько компаний, которые занимаются разработкой подобного транспорта. Нельзя сказать, что мы отстаем, но поскольку заказчик не изъявляет желания и не предъявляет конкретных требований, его развитие идет по самостоятельному пути.

К одной из подобных разработок, можно отнести электроцикл «ГРАНЪ» . Это некий симбиоз велосипеда и легкого мотоцикла. Бесшумный, быстрый и достаточно легкий. Использование электромотора 12 кВт позволяет разгонять аппарат до скорости 100 км/ч. Дальность, согласно заявлению производителей, может достигать 220 км, без дополнительных энергетических блоков. При этом вес составляет не более 60 кг, что, при заявленных характеристиках, считается достаточно хорошим результатом.

Спектр его применения широк: от бесшумного патрулирования границ, охраняемых объектов (кстати, электромотор позволяет применять его даже в закрытых помещениях) до применения в подразделениях специального назначения. Помимо классических противотанковых, противозенитных и других мобильных вариантов применения, появилась новая интересная идея использования велогибрида в качестве мобильной зарядной станции.

Полностью заряженный электроцикл может преодолеть своим ходом несколько десятков км и на месте, в поле, осуществить зарядку стороннего оборудования, радиостанций, тепловизоров, приборов ночного видения, малых БПЛА, постановщиков помех. Возможно, это станет новой областью применением подобного транспорта. Проявится ли интерес к подобному аппарату у военных – покажет время.

Трансваальский адвокат Даниэль Йохансон Стефанус «Дани» Терон, девятый по счету (из пятнадцати) ребенок Анны Хелены Маргареты и Виллема Ваутера Терон, видимо, обладал неплохой дикцией и отличной памятью на имена и дни рождения родных, но прославился в качестве старшего брата прадедушки Шарлиз Терон. И еще по одной причине.

Когда в 1899 году началась англо-бурская война, Дани обратился к властям с неожиданным предложением, вписавшим его в историю, - использовать вместо лошадей… велосипеды.

Совсем революционной эту идею назвать было нельзя: в Европе многие армии еще в 80-е годы XIX века посадили на велосипеды связных и проводили учения с педальными конями (велосипедистов даже причисляли к кавалерийским частям).

Правда, поначалу это были легендарные «пенни-фартинги», или «пауки», те самые, с колесами разного размера и неочевидным удобством.


Армия буров фактически состояла из фермеров («бур» и означает - «фермер» или «крестьянин»), и лошади брались из их хозяйств. Убитую в бою лошадь сложно заменить (буры, в отличие от британцев, не имели отлаженного механизма обеспечения армии), а кроме того, это серьезный ущерб благосостоянию самих фермеров.


Военные обычно консервативны, что уж говорить о военных фермерах. Поэтому Дани предложил организовать 75-километровую гонку кавалериста с велосипедистом. Выиграл велосипедист, и Терону дали возможность доказать эффективность идеи на практике. Он создал велосипедный корпус из ста восьми человек, занимавшийся связью и разведкой.

Позже Терон собрал Разведывательный корпус из восьмидесяти человек для партизанской войны в тылу британцев. Они организовывали диверсии, нападали на поезда, и всё верхом на велосипедах. Фактически они подали пример, и в армии буров многие обзавелись велосипедом. Впрочем, выиграть войну с Британией это не помогло. Но хоть не так обидно: лошади-то остались целы.


Британцы, может, и не любили буров, а за голову Терона вообще назначили награду, но идею использования велосипедов для армии очень даже поддержали и, разумеется, опробовали в Трансваале.


Австралийские части патрулировали на велосипедах железные дороги: у них были специальные насадки на колеса для упрощения передвижения по рельсам.


Обе стороны конфликта применяли и железнодорожные дрезины с велоприводом.

Кстати, слово «дрезина» еще в начале XIX века обозначало двухколесный велосипед, который приводился в движение просто отталкиванием ногами, но к концу века ассоциировалось только со средством передвижения по рельсам.


Англо-бурская война продемонстрировала перспективность велосипедов для военного применения, и изобретатели бросились патентовать и реализовывать самые безумные идеи, поскольку сложно было предположить, что окажется удачным и востребованным.


Велосипед считался заменой лошади, и, разумеется, предлагались аналоги тачанок - повозок с пулеметным расчетом. Ставился туда преимущественно пулемет модели Хайрема Максима.


Это мог быть трехколесный велосипед-тандем с экипажем из двух солдат, обеспечивавший стрельбу при развороте из двух пулеметов Максима (модель Викерса).



Был еще и квадроцикл Симмса с бронированным щитом, позволявший стрелку в одиночку ехать и стрелять. (Кстати, на фото ниже изобретатель лично демонстрирует свое детище.) Проходимость модели и ее практичность были под большим вопросом, и в производство она не пошла, но, согласись, круто выглядит.


Были и менее устойчивые модели с другими пулеметами. Например, двухколесный велосипед с пулеметом Кольта.


Однако основной упор заказчики ставили на разработку легкой, надежной и простой в использовании конструкции, которая ускорит пехоту, а не заменит конницу.

Еще в 1892 году французский офицер Анри Жерар разработал складной велосипед, который можно было нести в сложенном состоянии как ранец за спиной. За производство взялась компания «Пежо». К Первой мировой свой вариант складного велосипеда для военных был практически в каждой стране, но преимущественно это были вариации на тему конструкции Жерара. Французы тогда задавали моду в военно-велосипедной промышленности. Численность их велосипедных подразделений к 1914 году, по некоторым данным, превышала 100 тысяч человек.


Британия в прямом и переносном смысле обкатала войска в колониальных конфликтах. К началу 1914 года количество британских военных велосипедистов составляло 14 тысяч, к концу войны - 20 тысяч. И это без Канады, Австралии, Новой Зеландии, то есть без колоний.


Американцы, вступая в войну в 1917 году, ввезли в Европу 26 407 велосипедов.


Немцы тоже не отставали. Численность их велосипедных подразделений была сопоставима с союзниками.


В некоторых случаях велосипеды использовались немцами для производства электроэнергии.


А что же в России?


В книгах про Гражданскую войну периодически упоминаются отряды самокатчиков, и человеку неподготовленному сложно понять, каково ездить на самокате - отталкиваться одной ногой и удерживать равновесие, стараясь при этом не потерять винтовку, папаху и шинель.

Все дело в том, что в Российской империи в обычном разговоре «велосипед», как правило, называли «велосипедом», но в официальной терминологии использовалось слово «самокат» и производные от него.

То есть велосипедисты и были теми загадочными самокатчиками.

В 1891 году был издан приказ о приобретении самокатов для военных нужд и создании особых самокатных команд.


В начале века самокатные команды участвовали в учениях.


В Русско-японскую войну отряды жандармов и военных самокатчиков патрулировали железные дороги на прилегающих территориях. В том числе и на велодрезинах.


В Первую мировую военные самокатчики хорошо показали себя в Брусиловском прорыве.


Для нужд армии в основном закупались французские велосипеды «Пежо».




В 1913 году российские чиновники предприняли попытку переориентировать снабжение армии на местных производителей - велосипедные фабрики «Дукс» в Москве, «Россия» в Риге и «Матадор» в Ревеле (современный Таллин).


Договориться удалось с фабриками «Дукс» и «Россия». Но даже их общие мощности были невелики. В 1916 году на фабрике «Дукс» было начато производство собственной модели складного велосипеда «Дукс боевой». «Дуксом» произведено их было всего 682 штуки, а на эвакуированной в Харьков «России» - 3600. Капля в море.

В годы революции часть самокатчиков перешла на сторону большевиков. В Москве в октябре 1917 года они захватили и удерживали центр города. Это не то чтобы новость: многие перешли на сторону большевиков. Но троих самокатчиков, погибших в бою с юнкерами, похоронили у Кремлевской стены, а московскую улицу Новоблагослове́нную в 1924 году переименовали в Самокатную. Так что улица Самокатная на самом деле военно-велосипедная.

Военные самокатчики были, может, немногочисленной, но заметной частью советской армии и участвовали в парадах.

Парад в 1924 году

Ко Второй мировой войне роль велосипеда в армии поменялась, но он все еще оставался важным элементом. Скажем, в 30-е годы велосипеды полюбили летчики, которым надо было добираться до самолета по взлетному полю.

Во Вторую мировую серьезно о себе заявили воздушные десантники (поначалу немецкие), и они тоже очень ценили складные модели велосипедов. Впрочем, связисты и простые пехотинцы не отказывались от возможности получить такой же.

В 1937 году при оккупации Китая в составе японской армии было порядка 50 тысяч солдат-велосипедистов.


В германской армии, которая с одной стороны позиционировала себя как молниеносную, а с другой - старалась экономить на дефицитном топливе, велосипед оставался важным средством передвижения.


А еще велосипедисты поздравляли Гитлера с пятидесятилетним юбилеем.


Во время битвы за Берлин Гитлерюгенд использовал велосипеды для перевозки гранатометов.


Для немецких десантников была разработана специальная модель.


Кстати, своих велосипедов (около двух миллионов) немецкой армии не хватало, поэтому их активно экспроприировали у населения захваченных стран (тоже около двух миллионов). Голландские футбольные болельщики в одной из кричалок на матчах с немецкими командами до сих пор требуют вернуть велосипеды. Увы, безуспешно.

Финская армия активно пользовалась велосипедами. На фото финский военный патруль на учениях рядом с границей СССР в 1939 году.


А это Густав Маннергейм инспектирует войска в 1944 году.


В польской армии большинство пехотных дивизий имели подразделение велосипедистов.

В Красной армии к 1939 году самокатные подразделения присутствовали, хотя их официальная роль снизилась. В моде были самолеты, танки и старая добрая конница.

Пособие «Военная подготовка самокатчиков» 1941 года содержало иллюстрации только с нескладными вариантами велосипедов. Если картинки соответствовали реально использовавшимся моделям, это был шаг назад.

Тем не менее в советской армии в 30-40-е годы были отдельные самокатные части с собственными знаками отличия.


В «Боевом уставе пехоты Красной армии» 1942 года самокат упоминается только как средство связи наряду с радио, телефоном, мотоциклом и т.д.

Как бы то ни было, летчикам, десантникам, связистам и особенно простым пехотинцам велосипед сильно облегчал жизнь. Заводы и мастерские были завалены заявками о предоставлении велосипедов в части.

С окончанием мировой войны велосипедисты как самостоятельные подразделения постепенно стали исчезать из армий, но сами велосипеды все равно использовались широко.

На фото финские миротворцы во время конфликта на Кипре в 1964 году.

Шведская армия в 40-70-е годы хорошо укомплектовалась велосипедами, но затем стала распродавать складские запасы. Военная модель стала очень популярной у шведов из-за невысокой цены и надежности. По некоторым данным, пограничные войска Латвии получили эти велосипеды в начале 90-х как гуманитарную помощь.

В наши дни в регулярной армии велоподразделения фактически остались только у Финляндии. Даже верная традициям Швейцария отказалась от велосипедных частей в армии в начале 2000-х.

Но велосипед бесшумен (если не использовать звонок) и легок. Так что в армиях всего мира можно по-прежнему увидеть велосипедистов, просто они не будут носить гордое звание «военных велосипедистов». Преимущественно велосипеды востребованы специальными подразделениями и летчиками.


Так что свою военную ценность велосипеды не потеряли до сих пор, в том числе благодаря дальнему родственнику Шарлиз Терон и таким вот людям:




mob_info