Река нерль клязьминская. Знакомимся - река Нерль (приток Волги, Волжская)

Маленькая жемчужина Ярославской области

По просторам Ярославской области протекают две реки с одинаковым названием. Первая вытекает из Плещеева озера, что находится у города Переславль-Залесский. Вторая пересекает трассу М8 на пару десятков километров дальше и является притоком реки Клязьмы. Именно о рыбалке на этой неприметной речушке я и хочу рассказать. В частности - о небольшом участке реки от деревни Лучки до деревни Крапивино, который мне удалось исследовать со спиннингом и поплавком.

Знакомство с Нерлью произошло у меня два года назад. Мой тесть давно мечтал купить деревенский дом именно в этих местах. Этому способствовало в первую очередь то, что его юность и детство прошли в этом районе, да и к тому же - охота и рыбалка его любимые занятия. А в окружающих местные деревни сосняках и березовых рощах много лося, кабана, пернатой дичи. В лесах и на болотах достаточно грибов, клюквы, черники, брусники. Всю предшествующую покупке дома зиму тесть то один, то со мной ездил по деревням в поисках подходящего дома. И удача все-таки улыбнулась. Дом был найден, хотя и не непосредственно у реки. Но проехать на машине 10-15 минут - небольшая проблема.

Река мне понравилась сразу своей тишью, загадочностью, девственностью. Мое первое рыболовное знакомство с ней состоялось в середине мая. Подъехав на машине к крутояру, поросшему могучими соснами, мы с тестем и женой решили здесь и остановиться. Спустившись к берегу реки, разбрелись по наиболее понравившимся местам. Я остановил свой выбор на небольшом расширении реки. По руслу течение заметно усиливалось по сравнению с остальными близлежащими участками. У противоположного берега, в 5 м от него, напротив, течение практически отсутствовало. Мне показалось, что межа между течением и стоячей водой является наиболее перспективной для ловли. Как раз по ней я мог делать проводку семиметровым маховым удилищем. Выбрав 2-граммовую оснастку, промерил глубину - она составляла немногим более 1,5 м. Можно было прикармливать.

Поклевки на привезенного из Москвы опарыша последовали сразу же. Ловились некрупная плотва и подлещик до 150 г. Где-то через час поклевки стали редкими, а по поверхности врассыпную разбегалась уклейка. Видимо, подошел хищник. Опять прикормив место, решил сходить посмотреть, как дела у моих рыболовов - тестя и жены. С переменным успехом и у них ловилась некрупная «бель». У жены на навозного червя поклевывали ельцы. Это мне показалось интересным, и я решил вернуться к своему месту и попробовать насадить червя. С первой же проводки поплавок резко ушел в глубину. После короткой борьбы у меня в руках красовался полукилограммовый голавлик. Следующие несколько проводок были безрезультатными. Наступило некоторое затишье. И я уже начал подумывать, не перейти ли опять на опарыша. Но все же решил напоследок сделать пару проводок с червем. На второй проводке поплавок начал чуть подтапливаться и подниматься. Подсечка - что-то завозилось под водой. Вываживаю плотву граммов на 400. Следующая проводка - вновь похожая поклевка. И снова - вполне приличная плотва. Видимо, подошла стая. Далее каждая проводка стала приносить по 300 - 500-граммовой плотве. После каждой выловленной рыбы подбрасываю по шару прикормки величиной с грецкий орех. Хочется удержать рыбу как можно дольше. Но клев был скоротечен. Минут через тридцать поклевки стали редкими, да и плотвички стали попадаться меньшего размера. В общем, Нерль после этого дня сразу же вызвала у меня интерес, и практически два раза в месяц тем летом я выезжал к тестю в деревню, чтобы порыбачить на речке. Экспериментировал со снастями, насадками. Подстраивался под речку и рыбу.

Я насчитал за проведенные на Нерли рыбалки 13 видов рыб. В частности, это плотва, лещ, густера, карась, елец, карп, пескарь, линь, уклейка, голавль, окунь, ерш и щука. Чтобы поймать за день больше разной рыбы, необходимо запастись несколькими насадками.

На распаренную и сдобренную медом или анисовым маслом перловую крупу чаще всего ловятся плотва и подлещик. На опарыша, которого, кстати, лучше за сутки до рыбалки ароматизировать ванилью или анисом, клюют плотва, уклейка, подлещик, голавль. На навозного червя или червя-подлистника лучше берут лещ, густера, елец, линь, карпик, окунь, пескарь и ерш. На 4 - 5-миллиметровые сегменты личинки майского жука отлично реагируют более крупная плотва и голавль.

Речка на этом участке шириной всего около 15 - 20 м, с небольшими глубинами - от метра до двух. Для ловли на ней наиболее подходят 5 - 7-метровые маховые удилища.

Спиннингисты могут поймать на Нерли некрупную щуку, окуня, голавля. Я тоже ловил спиннингом. Использовал в основном вращающиеся блесны от 1-го до 3-го номера и 6 - 8-сантиметровые плавающие воблеры.

Конечно, огромных уловов крупных лещей или щук от реки ждать не приходится. Меня в первую очередь на подобных чистых и малопосещаемых водоемах привлекает не количество и размеры рыбы, а сам процесс ловли. Лишь в таких местах можно найти ту невидимую нить, объединяющую рыболова и человека с окружающей средой.

Д.Володин Нерль клязьминская-2009 или путешествие психа-одиночки.

Почему психа-одиночки? Потому что только так обычно воспринимают людей, которые отправляются в путешествие в одиночку…

Часть первая - сборы.

Как вообще собираются в походы? Похоже, совершенно однообразно. Прочитав несколько достаточно подробных (иначе говоря, «художественных») отчетов о походах, я пришел к выводу, что собираюсь точно так же, как все. Иначе говоря: сначала долго мечтаешь попасть на выбранную реку, потом резко собираешься и идёшь.

Нерль клязьминская (начинается из болот в районе пос. Чернцы Ярославской области. Есть ещё Нерль волжская с истоком оз. Сомово - километров 15-20 к югу от Чернцов. Впадает, соответственно в Волгу) привлекла моё внимание достаточно давно. Из Москвы до неё можно добраться как по трассе Москва-Ярославль, так и по железной дороге того же направления. Последний вариант удобнее потому, что ж/д находится ниже по течению, где река уже несколько шире и полноводнее. Возвращение в ту же Москву снова не представляет трудностей («Как всё просто удаётся, на словах и на бумаге: как легко на гладкой карте стрелку начертить… А потом идти придётся, через горы и овраги…»©) - либо со станции «Петровская» (железная дорога Москва-Иваново) или платформы «Боголюбово» (один перегон до Владимира).
Протекает красавица, в основном, по границам областей Владимирской, Ярославской, и Ивановской. С одной стороны - мало населённых пунктов (но это в среднем течении), с другой стороны - веслоруких на ней тоже мало. Сказывается удалённость от Москвы. Удалённость, конечно, спорный вопрос. Но по сравнению с той же Угрой… Разница - как пройтись по скверику на окраине Москвы и по пешеходному Арбату.
***
Как уже говорил, всё шло точно по плану: долго хотелось. К отпуску уже морально подготовился и даже начал раскидывать в Интернете объявления в поисках попутчиков. Закупился продуктами. Несколько найденных претендентов, в итоге, растерялись, сразу выехать не смог и уже было похоронил идею до следующего лета, но… «В один прекрасный день» - т.е. в субботу (почти Вини-Пух, право слово) по окончании первой из двух недель отпуска, я понял: лучше идти, а то есть риск совсем никуда не попасть. И, минимально выкинув ненужное (Ошибка №1 ), в воскресенье утром я стартовал…

Часть вторая - «заброс»

Расписание электричек запасено заранее и по всем направлениям. Два тюка на телеге и рюкзак за плечами («Мальбрук в поход собрался». Вспомнить бы, чем тот поход закончился… – очень неприлично он закончился, – прим. ред._ )/
Москва становится удобным для жизни городом: стало ходить много «низкопольных» автобусов, где в центральных дверях даже поручня нет посередине. Так что до платформы Москворечье доехал совершенно без проблем.
Дальше процесс пошёл интереснее. Проезд на любое расстояние по Москве в электричке – 22 рубля. А багаж свыше 36 до 100 кг уже – 104! Я чуть с лестницы (она рядом с кассами) не скувыркнулся, как услышал…

Но это – ерунда. Как выясняется, путешествовать с тяжёлым грузом на тележке – та ещё морока. Для начала оказалось, что для прохода на нужную платформу требуется сначала спуститься на другую, пройти по ней 2/3 длины, ПОДНЯТЬСЯ на временный мост и СНОВА СПУСТИТЬСЯ уже на нужную… Кроме того, швеллеры для колёс колясок и тележек закреплены на ступенях вплотную к поручням и мои мешки, выпирающие за габариты тележки, не позволяют по ним спуститься. Мдя… Этап 1: распаковка телеги. Этап 2: спуск по очереди. Этап 3: перемещение по платформе… Этапы с 4 по 6-й (поднять на мост, перенести, спустить с моста) я решил пропустить. Пользуясь тем, что груз не привязан, положил всё на край платформы, спрыгнул на пути и перенёс всё по очереди…
Да! Я знаю! Хождение по путям – опасно! Но дорогим инженерам по ТБ (технике безопасности) кроме умных инструкций, следовало бы участвовать в планировании работ. Господи, как же там старушки справляются?
Знать бы, что приключения с телегой только начинаются! Но, счастливый и довольный своей сообразительностью (наивная душа), я спокойно привязываю всё на место и сажусь в электричку, которая везёт меня к трём вокзалам.
***
Платформа «Каланчёвская».
Это сейчас я осознаю, что «широкие» проходы турникетов для пассажиров с багажом, в которые моя телега с трудом протискивается, это - ерунда. «Путешествовать с тяжёлым грузом..» - об этом я уже упоминал.
200 метров до Ярославского вокзала прошли без приключений. Много нового об интеллекте окружающих я открыл уже там. Во-первых ни одна из 3-х кассиров не знала, как оформлять багаж на электричку (на «Москворечье» просто дали соответствующий багажный билет). Мне даже пришлось по их указке прогуляться до места взвешивания багажа (телега с грузом ровно 60,0 кг!). Оказалось, что это только на поезда дальнего следования. Для очистки совести я купил пассажирский билет на меньшее расстояние и беспрепятственно прошёл на платформу. Чтобы не пропустить «во-вторых», следует напомнить, что в турникетных вестибюлях стоит толпа контролёров. Ни одного(одну) из них оплата багажа не интересовала.
Проезд до Александрова в полупустом (предпоследнем – важно) вагоне вряд ли интересен…
***
Александров.
Значительная пересадочная станция. Сходятся линии Москва, Иваново, Ярославль и проходит железнодорожное кольцо Московской области. Соответственно и количество маневровых путей (ещё ж, понятное дело, депо есть) - соответствующее.
Ошибка №2 : язык не только доведёт до Киева, но и значительно сократит как путь, так и геморрой! Не видя из-за изгиба путей нормального перехода к вокзалу, ничтоже сумняшеся, выдвигаюсь к концу платформы. Прогулка через почти десяток путей с вышеозначенным грузом радости не прибавляет. Но до электрички, судя по расписанию из Интернета, – 28 минут. Время есть и я спокоен, как удав.
Перебравшись через рельсовые барьеры (новый олимпийский вид спорта: скачки через барьеры с телегой груза!) обнаруживаю, что между мной и вокзалом имеется куча строений, вплотную располагающихся к путям. Подробности очередной прогулки с препятствиями опустим. (Где была моя дурная голова? В худшем случае можно было спросить на платформе…)
Для тех, кому предстоит пересаживаться в Александрове , скажу: платформа вдвое длиннее привычных. С московской стороны - высокая, как по всему Подмосковью. С ярославской - низкая, как по всем Ярославской и Ивановской областям (и кольцевой ж/д, разумеется). В центре - настил для удобного перехода через пути. О том, что две электрички стояли в ряд у этой платформы, вы уже и сами догадались…
Ну и напоследок для путешествующих: в подмосковных электричках наличие бригады кассиров-контролеров чаще только обещают. В ярославской они реально есть. На вокзал ходить не нужно. Выходишь из одной электрички, проходишь по платформе и садишься в другую. Покупаешь билет на месте. Ни каких проблем.
Впереди - станция БеклемИшево (читать именно так) и мост через реку Нерль.
***
Беклемишево.
Микростанция (вероятно, так воспринимается после Москвы). Наверное, именно такие подразумеваются под понятием «полустанок».
Ошибка №3 : читай отчеты тщательно! Впереди два километра до моста через Нерль. Что соответствует карте и чужим отчетам. Как указывалось в одном из отчётов и подтвердилось позже, с машинистом можно договориться на остановку электрички у моста! (По непроверенным данным, на сегодня - 200 рублей).
Ошибка №4 : отчётам и ответам можно верить с поправкой на прошедшее время! Вопрос, обращённый к аборигенам, подтверждает информацию одного из отчётов: вдоль железнодорожного полотна есть тропа, по которой можно попасть к реке. В указанном направлении обнаруживается неплохо утоптанная пешеходная тропинка, по которой я и отправляюсь по кочкам и ямкам, пыхтя, и с телегой…
Преодолён небольшой подъём… Открывшаяся перспектива озадачивает: на протяжении 3-4 километров моста не видно. Вовремя вспоминаю, что мост не обязательно должен быть калассически-арочным - река то не широкая! Продолжаю пыхтеть. Потихоньку-полегоньку и за 30-40 минут первый километр пройден. Насыпь высотой метра два, а я внизу на тропе, более напоминающей грунтовую дорогу. Если тут ездят машины (две колеи - ёшкин кот!), то и я доеду! Припекает солнышко и я, слегка вымотавшийся, всё ещё готов к подвигам и наивно верю в прекрасное будущее…

Всем известный пушной зверёк подкрадываться незаметно не стал. Он заранее знал, что я его не узнаю. Дорога закончилась через километр, возле трубы, через которую дождевые воды протекают под насыпью. Покорять высокие целинные травы желания не было. Мысленно выразив своё возмущение по поводу сложившейся ситуации, я полез на насыпь. Назад - километр или более в гору, вперёд… не видать. Только неестественное для железнодорожного полотна тёмно-синее пятнышко. («-Там что-то чёрненькое белеется! - Да нет, там что-то беленькое чернеется!» ©) даёт основание полагать, что там - вожделенный мост. Короче, вариант был единственным: на насыпь и… («…я по шпалам, опять по шпалам иду домой к мосту, по привычке.» ©)

Когда вы последний раз были на железнодорожном полотне? Видели какой там гравий? 1. Острый! 2. Крупный! Из первого следует, что в обуви на тонкой подошве ходить не стоит. Из второго - что маленькие колёса тяжёлой тележки по нему не перекатываются вообще! Минут через 40 мучений выяснилось, что телегу можно более-менее катить по шпалам между рельсами: буквально прыгая со шпалы на шпалу. А также, что одновременно тащить рюкзак и тележку - выше человеческих сил. Дальнейшее перемещение выглядело так: телега бросается у стометрового столбика (помните, там стоят такие маленькие?), рюкзак переносится метров на 200 к очередному столбику; возврат за телегой; перетаскивание телеги на N сотен метров, возврат за рюкзаком… Километр до моста преодолён за рекордное время: более двух часов! А колёса тележки выглядят так, как будто проехали полторы тысячи километров.

Пока полз, упаковка с вёслами сползла на привязи и прорвалась о гравий. Как оказалось позже, часть креплений к тенту лодки я таки потерял. Но узнал об этом через день.
Это было незабываемо! Для спуска всего снаряжения к реке приходилось дважды подниматься на мост. Я до сих пор не понимаю, как мне это удалось…

Часть третья - плавание

День первый
Один толчок ногой - и плавание началось.
Обещанной чьим-то отчётом арматуры под мостом не видно. Кроме одинокого прута, к тому же в стороне от течения.
Купание перед отплытием принесло небольшое облегчение от жары, но не сняло боли в мышцах по всему телу. Тем не менее, плыть легче, чем идти, и я наивно начинаю радоваться. (Похоже, что человеческая наивность так же бесконечна, как и глупость.)
Десять минут хода – и я влетаю в заросли водных растений… То ли всё русло заросло, то ли я проход проморгал, но метров 10-15 приходится двигаться пешком, волоча лодку по зарослям. Это даже можно посчитать за отдельную ошибку: были же в отчетах рекомендации доехать на станцию дальше (до Итларя) и нанять машину до Пречистого или Остеево.
Тем не менее к 20:00 я был у деревни Пречистое.

Церковь, брод, колодец. Вечером - рыбаки. В верхнем течении рыбаки встречаются часто. В принципе, мальки постоянно видны под лодкой, что подтверждает: рыба не просто есть - её много.
Сил не остаётся, и за первым поворотам на противоположном берегу реки я нахожу выход на берег и встаю. Сил хватило ровно на выгрузку, установку палатки и разведение костра. Даже воду поставил кипятить. После чего плюнул на всё и упал спать. Даже без чая, не говоря уже о еде.

День второй
Утро приносит подтверждение двум законам: водный поход - лучше пешего и китайское наказание палками по пяткам - серьёзная пытка. Во-первых: на ногах после пешего марша по железной дороге еле держусь, во-вторых: ступни и пятки почти не позволяют на них стоять после вышеупомянутого гравия.
Хорошо хоть, за дровами далеко идти не нужно: сосенки мелкие, но нижние ветки уже высохли - только руку протяни. Комары, как обычно в сосняках - поштучно и кофе придаёт бодрости. Но попытка поесть почти провалена - не хочется. Зажаренная на шампуре сарделька съедается только на 2/3, несмотря на вполне приемлемый вкус. Заваренная кипятком лапша «Роллтон» (на фига на китайское гуано фирменную этикетку клеить? Имидж не жалко?) выбрасывается сразу после пробы.
Так как на ногах стоять почти невозможно, снимаюсь максимально быстро - насколько можно, ковыляя, точно паралитик. Старт в 6:45 и это - нормально. Заснул около 10-то вечера.

В Интернете есть история, как, доверившись карте, люди пытались попасть к мосту, разрушенному ещё во время войны. До деревни Остеево война точно не доходила. Так что та история не про этот несуществующий мост. Вот и верь картам, даже если они не игральные!
До впадения реки Шаха не столько плывёшь, сколько ползёшь: водные растения над поверхностью не стоят (как камыши или рогоз), но на ней плавают. Только разгонишься на открытой воде - стоп, наехал. Интересно, как по ним байдарочники проходят? Как острым носом байдарки их не раздвигай, трение о борта остаётся. Только на местах с течением хорошо: вода сама растения шевелит, уменьшая сопротивление. Скорость почти не снижается.

Зато вместе с солнцем появилась главная напасть: слепни. И ведь, как гады умны: просто так не нападают. Засады устраивают там, где водных растений побольше. Пока отвлечешься, чтобы сманеврировать, тут-то толпой и налетают! Бросаешь вёсла, чтобы отмахаться и тут же въезжаешь в очередные заросли. И то ли гадов бить, то ли выгребать… Классная стратегия - загнать жертву в тупик и пока она выбраться пытается - загрызть. Волки позорные!

Поначалу даже я думал, что байдарочников на реке не встречу: те немногие, что могли в субботу запроситься, должны были быть уже далеко. Да и их не должно быть много. Но около восьми утра по левому берегу увидел российский флаг и байдарку у берега. Ну, для отдыхающих восемь - время ещё раннее, посмотрел, да поплыл себе дальше.
Рано не рано, но за следующим поворотом местные детишки уже рыбачили вовсю: пацан лет 12-ти уже позировал для фото с щучкой на кило-полтора.
Часам к десяти уже поздоровался с другими байдарочниками. Они как раз находились в стадии подъёма. Предложил догонять (догнали к девяти вечера):).
Речка Шаха как-то ни чем не запомнилась. Чуть поуже Нерли в месте впадения.
Зато дальше на реке обозначен брод. Брода в этом месте нет. Зато есть оригинальный мост. Явно самопальный, но добротный. Судя по основанию, там саперы свой понтон утопили в перевернутом состоянии, чем и воспользовались местные: рельсы, брёвна и толстая проволока. Но машины выдерживает и, похоже, не только легковые.

За что люблю лодку - в отличие от байдарки, из неё можно куда угодно выйти. Хочешь - на мост, на одном уровне с водой, а хочешь - на бревно, перегораживающее течение. И тут же волоком лодку перетащить. Байдарку-то волоком не потаскаешь - поднимать нужно.
Тут же, в ста метрах ниже по течению, на левом берегу услышал два родника, где и заправил канистру. (Не покупайте вы эти китайские складные канистры: протекают. В лодке ещё худо-бедно можно уложить и присматривать, а в остальных случаях только проблем добавится.) Будете в тех местах - на фото родники под деревьями: первый под сухим, второй под группой (верховья реки слева).

Деревня Конюково, на правом берегу, ничем не примечательна, кроме названия. Пейзажи хорошие.

Но ниже по течению, километра через два, наверное, есть замечательный участок – быстрое течение, каменистое дно, слева косогор. Прокатиться было очень приятно. На косогоре слышно впадение в реку 6-ти родников. Сразу за этой быстрицей - поворот, на котором есть замечательная отмель. Отличное место для купания. Ещё метров двести и обещанный Интернет-отчётами перекат. Проходится совершенно без проблем.

До деревни Чернокулово особых достопримечательностей нет. Заросли травы, леса, косогоры, стрижиные гнёзда в обрывах. Природа, в общем.

После Чернокулово река приятно меняется. Похоже, выходит из холмистой местности. Течение немного замедляется, река становится глубже, и заметно уменьшается количество водной растительности. Плыть становится гораздо легче.
При впадении реки Шоса в Нерль стоят какие-то развалины. Лезть в одиночку разгадывать загадки не особо хотелось. К тому же оставался открытым вопрос, сколько времени потребуется, чтобы доплыть до Петровского.

В Лучках сначала натыкаешься на разрушенный мост. Я совершенно спокойно прошел во второй справа пролёт. Как оказалось в дальнейшем, идущие за мной байдарочники пошли в туда же и налетели на доску или бревно, перегораживающие пролёт! А я его даже не заметил. Короче: проход для байдарок - первый справа и сразу выгребать влево к центру реки, чтобы не налететь на отмели, кочки и сваи. Поворот получится крутой, но не сложный.

Видимый на фото действующий мост проблем для прохода не представляет.
В тот вечер, видимо, всем приспичило купаться. Денёк, правда, выдался жаркий. В итоге после одного из поворотов я наблюдал прелестную картинку: Явно пожилая, толстая тётка, забравшись на косогор (не на самый верх, но метра на 3-4 выше уровня реки (А с другой стороны реки – поля) вздумала переодеваться. Выгребаешь себе так с благостным расположением духа и тут тебе на… Нечто толстое в кофте и сверкает толстой ж… ягодицами, в общем. Я порадовался, что на надувной лодке плывёшь спиной вперёд. Просто не представляю, какую рожу нужно было бы состроить на байдарке: обратно в поворот не погребешь, орать ей на таком расстоянии (метров 50-100) не станешь. А спрятаться тётке негде! Пока до неё доплыл, какие-то рейтузы она на себя напялила…

К девяти часам, проплыв Спас-Нерль, Косяково и Куменёво, на первом же подходящем месте я встал. Похоже, что до меня тут были другие водоплавающие: костровище, дрова… Ужин весьма скромен (особенно учитывая отсутствие обеда): фирменная «перекрёстовская» тушенка отправлена в кусты всей банкой, две чашки чая и и сарделька на шампуре. И снова есть больше не хотелось. Фантастика.

Пока всё делал, меня догнали утренние знакомцы - с которыми здоровался. Оказалось отец, мать и трое отпрысков на двух байдарках (Хотя, может, и не все дети их. Могли друга детей или ребенка знакомых прихватить. Не спрашивал). Для десяти вечера - поздновато плавать. Окликнул. Не собираются ли всю ночь грести. Предложил пристать. Отец отправил мальчишек на разведку. Вернулись через полчаса: стоянок ниже по течению нет. В итоге заночевали они рядом со мной. По соседству покрупнее полянка оказалась. Заодно потрепались. Товарищи тоже шли от моста, прогулявшись, как и я - по шпалам. От них же узнал о возможности тормознуть электричку. И о таране моста в Лучках:).

Спать завалился, пока они ужинали. Часов с семи на небе собирались тучки, а к одиннадцати всё обложило и немного покапало. В появление проблем я ещё не верил, считая, что боль во всём теле - наибольшая из возможных.

День третий
Снова встал в шесть. Ну не спится мне на природе больше. Как и накануне, одной сосновой ветки хватило на кипяток. Дрова на стоянке оказались практически не тронутыми (байдарочники себе сами насобирали).
Чашка кофе, бублик и «роллтоновская» безвкусная лапша. Лапшу съел, но с трудом. Проголодался, наверное. Но бульон пришлось вылить: безвкусие пытались заглушить обилием специй.

Ошибка №5 : не доверяй погоде! Небо обложено, но какими-то не сильно тёмными облаками. Я, наивно решил: «распогодится», и без пятнадцати восемь тронулся.
Часам к девяти проснулись и слепни. «Ага! - сказали они. - Деликатес из Москвы доставили! Налетай!» Атаки продолжались по сценарию предыдущего дня. Причём дождь, даже усилившийся, им совершенно не мешал. Возможно, даже порадовал: конкурентов-комаров практически не было.

К десяти часам природа сказала: «Тэ-эк-с! Расслабился, значит! Получай!». Дождь мелкий и противный, как осенью. Решив, что на ближайшем мелководье, где можно пристать без труда, натяну тент, я решил потерпеть. «Подходящего» не появилось в течение двух часов. Зато в полдень я наткнулся на полуразрушенное гидросооружение (вероятно, плотина для защиты от паводка).

И как раз метров за 50 до него меня повторно навестил мелкий пушной зверёк: хлынул дождь! Под ливнем пришлось высматривать место для преодоления преграды и остановки. По счастью, слева препятствий на пороге не было, а высота по всей ширине реки на превышала 10 см. Переплыл в «два шлёпа»: шлёп - нос, шлёп - корма. Сразу за зданием можно пристать.
Там-то и узнал я о потере крепежа на тент. Тем не менее, лишние верёвочки у меня были, и тент я поставил. (На фото - другой поход)

Поскольку дождь был явно затяжным, а до вечера было далеко, я двинулся дальше. Благодаря моей предусмотрительности при изготовлении тента, грести он не мешал. Зато почему-то не понравился слепням. Только некоторые из них залетали внутрь. Хотя снаружи садились на тент чуть ли не в бОльшем количестве.
Грести пришлось некоторое время «задом наперёд». Иначе трудно ориентироваться. Но позже всё-таки снова сел на вёсла обычным способом. Ширина реки позволяла слегка отклоняться от курса.

Ошибка №6 : Изготавливая снаряжение, проверяй его на функциональность. Тент банально протекал. Сверху - плоская поверхность. На вмятинах скапливались лужицы и оттуда текло, пока не поставил запасное весло вертикально, создав подобие шатра. К тому времени воды на дне лодки набралось достаточно, чтобы низ рюкзака промок насквозь вместе с брюками и полуботинками, в которых я собирался возвращаться

Впадение реки Селекша опять порадовало неизвестными руинами. Особенно это впечатляет, учитывая, что это самый глухой участок реки. Километров по 10 до ближайшей деревни в каждую сторону.

Если не считать периодических боёв со слепнями, до деревней Быстри и Мышкино делать было не чего. Места глухие, людей нет, выходов на берег не видно. Сплошной лес. Только перекусил на плаву банкой тушёнки и куском хлеба. Больше из-за осознания, что гастриту лучше не помогать в развитии.

Мышкино порадовало оригинальным мостом. Видимо народ любит ходить в соседнюю деревню на другой берег (мост чисто пешеходный, но какой величественный!).

К тому времени (около 17:00) дождь закончился, и плыть стало веселее. После Мышкина я и тент убрал. Даже солнышко появилось.
К тому же леса закончились и слепни как-то сами по себе поотставали.

За Мышкиным слева в Нерль впадает река Ухтома. С этого места Нерль замедляется до уровня чисто равнинной, вальяжной реки.
Церковь деревни Мирславль видна от Ухтомы, если выйти на берег. Всё-таки церкви пытались располагать красиво….

А уже в деревне Новая дорогу перегородила плотина разрушенной микро-ГЭС.

Если доберётесь до тех мест - обход слева. Но не причаливайте в камыши. Можно подойти вплотную к плотине. Рассыпанный гравий из засыпки плотины очень хорошо покрывает дно. В грязи не утонешь.
А вот мост после плотины - не самое удобное препятствие в половодье. Хотя в межень пройти под ним можно без труда. Метрах в десяти ниже по течению остатки свай более раннего моста.

Километра через два ниже по течению решил вставать, хотя было часов семь вечера. Устал за день, как чёрт, впереди по карте и отчетам леса отступают от реки, и дров не найдёшь (похоже - правда), да ещё и мостки попались. До леса – метров триста, за то лодку вытаскивать не высоко. В целом, проблему составили только дрова: На краю леса стояла веранда, а возле неё костровище. Пара взятых оттуда берёзовых чурбачков оказалась насквозь промокшими. Мучиться не хотелось, и я прогулялся ещё раз. Как оказалось, в первый раз перебил не всех слепней, приставших в лесу. Но на оставшихся много времени не потребовалось. Пара досок, лежащих под навесом, решили проблему костра. Одной доски хватило и на вечер и на утро.
Ужин снова был сверхлёгким: пара баранок к чаю… Воздух там, что ли, сытный? :)

Знакомые байдарочники догнали часа через два и встали километра на два ниже по течению.

День четвертый
Дождя ночью не было, но небо хмурое, как накануне. Попадать во вчерашнюю историю не хотелось и, после «бараночного» завтрака подготовил тент так, чтобы он и не мешал, но и поставить можно было не выходя из лодки в кратчайшее время. Вторая доска разрублена и в пакете лежит в лодке. Тюки и рюкзак лежат, опираясь на скамейку и тележку так, что не касаются дна лодки, чтобы не намокнуть.
Старт самый поздний за весь поход: 8:45. На той стоянке я и забыл два замечательных багажных ремня .
В этот день мимо меня проплыли самые красивые пейзажи. Уже часа через полтора небо очистилось полностью. К полудню набежали кучевые облака, иногда даря тень. Но на дождь и намёка не было (как всегда, когда готов его встречать!) :).

В деревне Лобцово полюбовался на церковь-близнец Мирославльской.

Из соседней деревни - Кощеево, тоже, видать, любят ходить к ним в гости и построили славный мостик:

Автомост после Кощеево, видимо стоит со времён царя Гороха. Но и до него там была не одна переправа - гнилые деревянные сваи встречаются дважды ниже моста.

Природа - восхитительна:

Не доплывая Киркеево, можно найти преотличное место для стоянки:

Скорее всего, мои новые знакомые байдарочники затерялись где-то там, так меня и не догнав:)
Сама деревня стоит на высоком берегу, откуда открывается прекрасный вид на реку. Зайдя в деревню в поисках колодца, я даже обнаружил там телефон.

Воды поблизости от реки не обнаружил, а оставлять лодку без присмотра не хотелось, и я отправился дальше.

Настроение немного омрачалось поднявшимся ветром. На некоторых изгибах реки он дул навстречу, но красота пейзажей окупала всё! Река широкая (вот где байдарке раздолье!), хотя и медленная, леса далековато, да деревни встречаются регулярно. Но не вечно же в глуши плавать! Зато нет комаров, а слепни только какие-то случайно-приблудные. Часам к шести вечера я уже подплывал к Петровскому.

После Стебачёво сел за карту: надеялся, что таким ходом смогу продолжить плавание и идти до Боголюбово (до впадения в Клязьму под Владимиром). Но расстояние по расчётам было великовато. Пришлось бы сниматься с маршрута или в субботу в Суздале (откуда только машиной и из-за туристов за бешеные деньги) или в воскресенье (и не дай Бог, под вечер) в Боголюбово. А до Москвы-то еще добраться нужно…
Решил, что ночевать нужно в лодке под автомостом (тент позволяет прямо на плаву спать), а часиков в пять утра выдвигаться к вокзалу. К тому же на карте отмечена прямая автодорога прямо к станции. Заблудиться негде. Тем более расписание редких электричек и поездов я не помнил. Всплывало только в памяти, что около 22-х и позже есть два поезда на Москву.

Через 20 минут я точно знал, что сниматься с маршрута придётся сегодня! За поворотом стояла очередная ГЭС. Обнос был явно не рентабелен.

У неё на правом берегу и собирался. Благо, было только 20:00. Расчёт - час на сборы и просушку и час на 2-3 км по городу до вокзала, так что у меня были шансы не ночевать на вокзале.

Пока сохла лодка, сфотографировал подвесной мост над плотиной, место установки гидротурбины и… «голубую даль непройденных дорог»… :)

На вокзале был в начале одиннадцатого. Без кучи вопросов к аборигенам, дорогу хрен найдёшь. Но даже по разбитому асфальту Петровского идти не в пример легче, чем по полотну железной дороги:)

Поездов и электричек - кот наплакал.

И не надо обольщаться Юрьевым-Польским! Не факт, что добравшись туда, вы сможете попасть на электричку хотя бы до Александрова! Кроме той, что из Иванова и идёт.

Вокзал Петровского - сказка. На нормальном вокзале вход с платформы и из города в центре строения. В этом - с торцов! Когда я подошёл, свет горел только в служебных помещениях. Дежурная по станции, дававшая отмашку фонарем какому-то техническому поезду подтвердила, что СЕГОДНЯ на Москву ещё можно уехать!

Через минут десять в зале ожидания горел свет, и ещё через пять – подошла кассир! Похоже пассажиропоток на станции такой, что некоторые железнодорожники могут работать на дому:).

В 22:46 я отбыл из Петровского, забыв на перроне складную китайскую канистру. Да и чёрт с ней! Всё равно протекает. Если верить карте и курвиметру, за три с небольшим дня пройдено 127 километров.

Советы
Ошибки я уже перечислил. :(
1. Начать лучше с приезда в Итларь. Дальше машиной к Остеево. В крайнем случае – Пречистое. Продираться через заросли от моста - удовольствие ниже среднего. Если всё же хотите начать от железной дороги, то пытайтесь договориться об остановке электричке или всё равно сначала станция Итларь! С той стороны подходит грунтовка и у моста я лично видел у реки легковушку «ИЖ».
2. Стоянок мало. Готовиться к ночи лучше заранее!
3. Перед Петровским с дровами будет совсем плохо, хотя выходов на берег прибавится (местные ходят ловить рыбу).
4. Слепней и, наверняка, комаров - непуганые стада.
5. Первая половина реки (на маршруте до Петровского) изобилует водными растениями. Но тут больше требуется моральная подготовка.

Знакомимся - река Нерль (приток Волги, Волжская)

Общие сведения

Правый приток реки Волги, Нерль, протекает по Тверской, а также Ярославской области. Длина этого водоема 112 км, площадь - 3270 квадратных километров. Река берет начало в озере Плещеево. В пределах Ярославской области длина Нерли - 50 км. Питание реки Нерль смешанное, с преобладанием снегового. Полностью замерзает к декабрю, а вскрывается ото льда в апреле. В летние месяцы сильно зарастает растениями, скорость течения в это время не более 0,01 м/сек.

К притокам Нерли относят следующие водоемы: реки Кубрь, Сабля, Вьюлка. Наиболее значимым из этих притоков является река Кубрь, которая начинается в Ляховском болоте. По берегам Нерли раскинулись большие и малые поселки, а именно Святово, Копнино, Елпатьево, Адрианово, Медвежье, Скнятино и некоторые другие. В былые времена Нерль Волжская являлась главной артерией большого торгового пути (Клязьма - Трубеж - озеро Плещеево - Векса - Сомино - Нерль - Волга), по которому перевозили множество грузов. Здесь же был спущен на воду один из первых российских кораблей.

На сегодняшний день Нерль Волжская считается красивейшим водоемом Ярославского края. По берегам этой реки есть очень живописные земли, тихие лесистые места. Нерль - это еще и традиционный туристический маршрут, по которому плавают на резиновых лодках и байдарках. Некоторые участки Нерли очень богаты рыбой. Здесь рыболовы, которые приезжают даже из Подмосковья, ловят щук, окуней, карасей. Популярна как летняя, так и зимняя рыбалка.

Притоки и населенные пункты

Самый известный приток реки Нерль - Кубрь, которая относится к бассейну реки Волга. Кубрь - это левый приток Нерли, который начинается в Ляховском болоте. Длина этой реки - 68 км, максимальная глубина - 4 метра, но такие участки встречаются редко, средняя ширина водоема - 12 метров. Самым глубоким местом Кубри считается Симкин омут. Река Кубрь имеет тихое, спокойное течение, плавные перекаты, плесы. Имеется одна терраса, высота которой 1,5 метра. На всей территории реки дно ровное, чистое, берега по большей части живописные. Кубрь имеет 28 очень мелких и пять довольно крупных притоков, самыми известными из которых являются Парша, Сабля, Дубец. В 1973 году было создано водохранилище, которое имеет площадь 405 га. Оно создано для разведения рыбы и дичи. Кроме того, на территории водохранилища есть и рекреационные участки.

Еще один известный приток Нерли - Вьюлка, которая протекает по Тверской и Московской областям. Это левый приток, длина которого 45 км. На реке расположены большие села Спас-Угол, Устье, а также деревня Зайцево. К притокам Вьюлки относится речка Кильма. Питание Вьюлки в основном снеговое, река замерзает в декабре и вскрывается в конце марта. Берег по большей части заросший, дно ровное, но местами заболоченное. В летние месяцы река сильно пересыхает.

Рядом с селом Устье в реку Нерль впадает река Сабля, которая протекает по Тверской и в основном по Ярославской области. Устье реки располагается в 30 км от правого берега реки Нерль. Длина Сабли - 78 км, есть три притока - Волинка, Кисьма, Сольба.

Если говорить о населенных пунктах, расположенных на берегах реки Нерль, то одним из самых известных является населенный пункт Скнятино, который находится на Скнятинском полуострове. Этим полуостровом устье Нерли отгорожено от русла реки Волга. В этих местах имеется Угличское водохранилище, глубина которого здесь 9-12 метров. Скнятино со всех сторон окружают густые леса, чаще всего хвойные, но есть и участки лиственных.

При реке Нерли есть еще село Копнино, которое имеет население 185 человек. Чуть большим количеством жителей может похвастаться село Адрианово, которое также построено на берегу Нерли. Население здесь 225 человек. Земельные участки жителей довольно большие. Инфраструктура практически отсутствует, трассы, Ярославское шоссе находятся далеко.

Не единственная в Российской Федерации с таким названием, но наиболее значимая из одноименных. Она берет свое начало в Ярославской области на Сомином озере у города Переславль-Залесский, а впадает в Волгу в Тверской области, в Но участок от Сомина озера до Плещеева не является Нерлью. Это отдельная имеет название Векса. Площадь водозаборного бассейна Нерли - 3,2 тысяч квадратных километров, общая протяженность - 112 километра. На территории Тверской области река большей частью затоплена Угличским водохранилищем. Другие названия: Нерль Большая или Нерль Волжская. Этимология название реки связано с финно-угорским языком. Корень «нер» означает водоем, от него же происходит название озера - Неро.

Особенности реки Нерли

Река Нерль на карте преимущественно находится в Тверской области, на территории Ярославской расположен участок русла длиной 60 километров. Средний ежегодный расход воды - 12 кубометров в секунду. Подо льдом стоит около 5 месяцев: замерзает во второй половине ноября, вскрывается в середине апреля. Лед к весне может достигать толщины 100 см у берегов. Водное питание - смешанное, с преобладанием снегового - 90%. Подземные источники играют меньшую роль - 15%. Характерны весенние паводки - до 35 суток. Но осенью наводнения также возможны, если осадки серьезно превышают норму. В отдельные «сырые» годы один паводок может сменяться другим, таким образом, переполнение вод может держаться до 100 суток. Еще меньше водное дождевое питание - 10%. Наиболее крупные притоки Нерли: Кубрь, Вьюлка и Сабля.

Химический состав воды

Река Нерль показывает следующие параметры минерализации воды: в половодье - 96,9 мг/литр, летом - 399, зимой - 534. Химический состав формируется в основном дождевыми водами, в состав которых входят не только испарения моря, но и промышленные выбросы, сельскохозяйственные удобрения и выхлопы различных транспортных средств. Минерализация воды в летний период сильно возрастает. В дождливую осень концентрация минералов вновь снижается, но как только проходит ледостав, она увеличивается и к марту может достигать максимальной отметки - в 800 мг/литр. Химическая особенность воды Нерли, как и водоемов ее бассейна, - это наличие ионов гидрокарбоната. Вода в реке относится к категории жестких - выше 6 мг.экв/литр.

История и населенные пункты

Река Нерль является малой родиной Российского флота, поскольку именно на ней, в Переславле-Залесском, был спущен на воду Петром I первый ботик. Самый известный населенный пункт на водной артерии - это поселок Скнятино. Он расположен на Скнятинском полуострове. В старые времена тут располагался большой по тем временам город - Кснятин. Основан он был в начале XII века. Позже город стал крепостью на границе Владимиро-Суздальского княжества. Но в начале XIII века Кснятин был разорен новгородцами во времена междоусобных войн удельных князей. Затем разорен в набеге отрядом Золотой орды. А к концу XIII века он сожжен опять же во время княжеских междоусобиц. В XIV веке Кснятин еще упоминается в составе Кашинского княжества. А уже в XV веке река Нерль имеет на своем берегу вместо города деревню Скнятино.

Рыбалка на реке Нерль

Река Нерль богата различной рыбой. К ней едут как зимой, так и летом рыбаки со всей России. Особенно много рыбных мест от места слияния водного потока с притоком Кубарь и до самой Волки. Река Нерль (Тверская область) от притока Сабли начинает расступаться в ширину: от 50 метров до 500 у Волги. В самом начале хорошо ловить рыбу в проводку в заводях, у завалов, в коряжнике. Этим же способом можно рыбачить осенью на уклейку, голавля, язя, плотву, щук, карасей и окуня. У слияния Нерли и Кубри расположено очень глубокое место, где обитают крупные экземпляры. Сюда приезжают, чтобы ловить Места по берегам тихие, лесистые и очень живописные. Этим и привлекает к себе река Нерль. Рыбалка здесь, кроме того, гарантирует стабильный улов.

Туризм

По Нерли можно сплавляться на плотах, и байдарках. Сложность маршрута - 6,5 баллов. Протяженность - 60 километров. Маршрут особенно актуален в конце мая - начале июня. Начинается он в Переславле-Залесском. Проходит путь по Сомину озеру, через деревни Желтиково, Святово и Андрияново. Его можно пройти за 2 дня с ночевкой. Интересны пешие туристические маршруты. Тверская земля - старинная. Здесь много памятников культовой архитектуры. Красоты живописных мест притягивают туристов к такому чудесному месту, как река Нерль. Фото подтверждают восхищенные отзывы туристов.

Угличское водохранилище

Уличское водохранилище было сооружено в 1939 году. Оно частично затопило реку Нерль, и не только. При его сооружении было затоплено 30 православных храмов, один крупный монастырь и около 100 сел и деревень. На сегодня визитной карточкой города Калязина является колокольня, возвышающаяся над водами. Водохранилище находится на территории трех районов: Кашинского, Калязинского и Кимрского. Его ширина - около 5 километров, длина - 146. Максимальная глубина - от 5 до 7 метров. Площадь 249 квадратных километров, объем - 1,3 км 2 . Регулирование стока Угличского водохранилища осуществляется посезонно. На его берегах расположены старые русские города, Кимры и Калязин. Водоем используется для рыболовства, судоходства и энергетики. В старину эти земли всегда оставались «медвежьим углом», где люди укрывались от чумы и набегов. Сейчас является местом паломничества рыбаков и туристов со всей России. Здесь водится 29 видов рыб, типичных для Волжского бассейна.



mob_info