Кто из святых отцов играл в футбол. Православный взгляд на футбол

В России начался чемпионат мира по футболу. Что же говорили святые и богопросвещённые старцы нашей Православной Церкви о подобных зрелищах вообще и о футболе в частности?

В книге "Житие преподобного Василия Нового и видения ученика его Григория" есть эпизод, когда Григорий пишет об одном случае из своей жизни: "Встав, я тотчас же пошел к отцу моему Василию. В этот день были конские скачки, куда собрался весь народ. Я уже давно не ходил на это позорное зрелище, услышав об этом грозные слова Иоанна Златоустого.

И вот, когда я пошел к святому и был близ этого позорного зрелища, на месте, называемом Диоптин, у меня вдруг явилось сильное желание узнать, закончился ли первый бег коней и, преследуемый этим желанием, я невольно остановился и стал смотреть на это позорное зрелище. Придя затем к святому, я нашел его в молчальной келлии на молитве и, войдя туда, сделал ему обычный поклон.

Тогда он, благословив меня и сотворив надо мною молитву, сказал мне с великим гневом: «... Вот человек, который оставил плач о грехах своих, перестал со слезами молить об их прощении и помышлять о том, как придется стать пред судилищем Христовым... И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди радость бесам доставляют, угождая им этим позорным зрелищем. Поистине диавол внушил тебе эти мысли и тем самым дважды заставил тебя согрешить!»

Если святой Василий Новый с великим гневом говорил о том, что христиане смотрят на конские бега, то что бы он сказал о нашем времени, когда миллионы православных христиан, или на огромных стадионах или уставившись в "икону зверя" (телевизор), временами громко крича и размахивая руками, смотрят на то как 22 здоровых мужика бегают по полю, занимаясь, строго говоря, безсмысленным делом - отчаянно пытаются забить мяч в сетчатые ворота?

Откуда вообще появилась эта игра? Преподобный Варсонофий Оптинский сказал о родоначальнике футбола следующее: "...Гипноз – злая, не – христианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол... Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом , и последствия ее будут очень плохие". Итак, святой Варсонофий Оптинский определенно заявил, что футбол - это дьявольское изобретение.

Подтверждают это и современные нам старцы. Так, старец схиархимандрит Серафим (Звягин) говорил: "Апостолы шли за Христом, не боялись, а сейчас молодые священники в футбол играют, телевизор, игры... Футбол, хоккей - бес мяч кидает, а люди бегают ".

Духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), в своей проповеди также говорит о дьявольской сущности футбола: "В церковь сейчас не так много ходит народа. А если на баловство, то весь мир подключается... Если приезжает футбольная команда заграничная, то сто тысяч на стадион собирает, а остальные все у телевизоров сидят. И даже соблазняются и монахи, и священники... туда идут на футбол. А что эта игра? От игры хлеба не будет, дорогие. Это играют маленькие дети, а взрослым не надо играть... А что эта игра дает толку? Дьявол говорит, я вам дам игру, только чтобы вы не молились: футбол - шарик, волейбол - шарик, теннис - шарик, бильярд - шарик... Игра есть шарик. Нате вам шарик, катайте этот шарик, только не молитесь Богу ".

Давайте же, братья и сестры, не будем увлекаться игрой, придуманной дьяволом для того, чтобы отвлечь людей от Бога, от покаяния. Время дорого, оно, по словам преподобного Серафима Саровского, дано нам для стяжания Духа Святого, для того, чтобы мы успели что-то сделать во спасение своей души и во славу имени Божьего. Аминь.

Юрий Агещев автор многочисленных статей на церковные и общественно-политические темы. Инициатор, организатор и участник многих острых дискуссий в телепередачах «Времечко», «Максимум», «Слушается дело», «Профессия – репортер» и т.д. Разъясняя позицию православно-патриотической общественности, выступал против аморального фильма «Даун Хаус», отмены графы «национальность» в паспортах, визита папы римского на Украину, антицерковных кампаний в СМИ, кощунственного псевдоискусства и на многие другие темы. Награжден Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II золотой медалью, во имя Святого Благоверного Князя Даниила Московского. А также Православным Иерусалимским Патриархом Феофилактом, серебрянной медалью, во имя Апостола Иакова, брата Господня.

Как я понял, вы против проведения ЧМ по футболу в России?

Скорее не против, но стараюсь дать понять людям, что это не главное для России ныне. У нас масса проблем, их надо решать, а не отвлекаться от них "мировыми праздниками".

Кстати мой папа (ныне покойный) был большим почитателем команды "Спартак", дружил с ее руководством и почитателями этого клуба. Он прошел всю войну и после, всю оставшуюся жизнь, пел в церковном хоре Московского храма "Всех Святых". Они с протодьяконом сего храма, отцом Борисом, вместе нередко бывали на матчах "Спартака" и меня туда брали иногда. Но то было иное время и иной футбол...!

У России конечно много проблем, но иногда нужно дать народу от них и отдохнуть, нельзя же всю жизнь прожить в проблемах. Вы так не считаете?

Верно, но лишь отчасти. Это насчет отдыха. Народ устал. Но я вижу иное, его явно отвлекают от проблем насущных, навязыванием всего "спортивного" (точнее "околоспортивного"). Проведу параллель: везде нам ныне навязывают "попсу", дабы мы "отдыхали" от всего достойного!... А ведь это жанр в его "соввиде" и нынешнем, абсолютно вырожденческий и оглупляющий.

Так что нам теперь "попсеть"? Нет уж, право не стоит, как и "попсеть" в спорте. Есть альтернатива. В музыке это настоящий рок (не тот, который нам преподносят сми), а не псевдо, а в спорте - это высокий дух состязающихся, а не тщеславие там и жажда наживы.

Возвращаясь к экономике. Понятно, что расходы на ЧМ будут большими, но с другой стороны этот чемпионат принесет и доходы, например, за счет туризма. Кроме того, часть расходов возьмут на себя частные структуры...

Полагаю, что экономический эффект будет неадекватен госвложениям и причем огромным. Но снова же призываю, дабы устроители нам объяснили "что, сколько и тд". Пока же даже премьер-министр России Владимир Путин в этом вопросе осторожен и говорит, что "значительную помощь в финансировании окажут бизнес-сообщества"....

Не считаете ли вы, что будущий ЧМ по футболу поднимет уровень патриотизма в стране?

Да, возможно, поднимет. И я, поверьте, буду этому рад. Хотя никогда не буду воспринимать наши победы, видя в рядах нашей сборной (и иных) откровенных наемников, в том числе из африканских стран. Какая же это, право, "сборная России" будет?

Впрочем, это тема для отдельного разговора. Я сторонник национального спорта и за олимпийский дух соревнований. Увы, нынешний спорт далек от этих идеалов.

Культ наживы там просто доминирует и это отвратительно. Говорил об этом еще Старостин (словно глядя далеко вперед), предостерегая наших спортсменов от искушений.

Вот такие люди чести, ко всему верующие, мне близки. Но они ныне в спорте "не в чести", там идет массированная прививка "золотого тельца"!....

К вопросу о "легализации" спортсменов. Например, если несколько бразильцев выведут нашу сборную на новый уровень, как вы к этому отнесетесь? Ведь это в какой-то мере поднимет и престиж всей страны. Или однозначно - в нашей сборной должны играть только наши игроки?

Только наши игроки. И тренеры должны быть отечественными. Суворов, адмирал Ушаков, Кутузов и другие наши гении были самородками, а бивали полмира, и мир сей, до сих пор, учится у них, а не наоборот. Заимствовать лучшее у мира, и "модифицировать" - это не дурно и куда лучше, чем преклонятся пред всем заморским.

Мы ведь тоже не родоначальники хоккея, а канадцев побеждали не раз, и нос им "утерли" весьма, сбив их чрезмерную кичливость. Ко всему есть мнение, что футбол - это отнюдь не изобретение англичан и иных... Например, в Швейцарии есть музей футбола и там утверждается, что эту игру изобрели швейцарские католические монахи!....

Что касается бразильцев, думаю, они прекрасно впитали в себя мировой опыт футбола, и влили в его меха национальный "окрас". Получилось весьма недурно.

Однако пусть бразильцы играют за Бразилию, а русские за Россию.

Насколько я знаю, православная церковь считает футбол греховным занятием. Почему?

Официально никогда наша Церковь не говорила, что футбол - нечто страшное.

Более того, наша иерархия, по просьбе футболистов (и не только), благословляет их на добрые дела.
Это не значит, что наша Церковь "благословляет футбол".

Спорт рассматривается как "данность", а благословение спортсменов – это, по сути, пожелание им Христова пути в жизни, где спорт у них занимает значительную часть "жития". Да и излишне говорить, сколько спортсменов верующих. Таковых масса.

Главное же, думаю, чтобы у них Господнее было - приоритетным, а все остальное - прилагающим. А не наоборот, как, увы, часто бывает.

Как вы относитесь к футбольным фанатам? Ведь это, своего рода, тоже религия.

У меня много приятелей, почитателей клубов. Слово "фан" мне неприятно. "Поклонник" тоже. Поклоняться должно лишь Богу!

Однако, продолжу. Эти ребята не толпа, они стоят на православно-патриотических позициях, что меня радует. Мы не раз вместе участвовали в массе мероприятий.

Например, в антиамериканских акциях протеста, когда Америка бомбила мирный Белград.

Есть, конечно, и иные в этих сообществах, но в семье не без урода. Кстати "скинов" все ругают, а там масса замечательных ребят. Да, вот они такие пока...

Но это лучше, чем быть "никакими". Я, между прочим, сам выходец из "неформалов" 70-х г.г. Будучи маленьким (с 7 класса), уже был связан с "сиделой" шпаной, участвовал в крупных драках. Слава Богу, потом Бог отвел. Из школы меня выгнали уже после 8 класса. Получал среднее образование в Школе Рабочей Молодежи, куда меня направили госорганы.

А до того, в 6-м классе был публично исключен из пионеров под барабанный бой, в присутствии всей школы, где с меня и сорвали галстук.

Потом были поиски себя как личности, примкнул к московскому хиппдвижению, где был много лет. С православием никогда не порывал. Грешил немало, но всегда знал и знаю, что святое православие - это маяк, а мы - корабли и кораблики, а часто тонущие пловцы! Но свет Христов освящает "все и вся"!

Сейчас в России очень сильно назревает национальный вопрос, не обходит это стороной и футбол. За последнее время убиты два футбольных болельщика выходцами с Кавказа. Как болельщикам относиться к этому с точки зрения православия? Стоит ли этому придавать национальную окраску?

Благодарю за актуальный вопрос. С любой точки зрения, убийство - это омерзительно. И уж совсем мерзко, когда у нас на Родине, в столице, гости с Кавказа убивают наших русских парней. Таких случаев, увы, масса. И эти подонки часто остаются безнаказанными или отделываются минимальными сроками.

Молодежь наша все это видит и сорганизуется в свои национальные сообщества спортивных фанов.

Причем русские. Это как отряды самообороны. Я их понимаю, хотя нередко там у них бывают перегибы. Но это их ответ бездействию властей и творящемуся ныне на Руси беспределу. Власть должна прекратить свободный доступ криминалитету и особенно с Кавказа в наши города и веси. Кстати, от таких мерзавцев страдают и порядочные кавказцы и азиаты, ведь неприязнь к "кавказскому элементу" ныне в России огромна.

Мы, русские люди, испокон веков были и есть миролюбивыми и гостеприимными.

Но лишь для порядочных гостей, а не к врагам России, русского народа и всех, кто уважает его государстовообразующую составляющую.

Но мы можем и должны давать отпор всякой нечисти. Но, более всего, думаю, надо требовать коренного изменения, происходящего в Отчизне.

Многие не понимают надписи "Православие или смерть" на фоне черепов. Что она означает?

Лучше всего на этот вопрос СМИ, ответил, наш друг Константин Кинчев. Представители прессы, его узрели в футболке Русского Символа(Проект СПБ - СПХ) где есть эта надпись и рисунок.

Ответ был таков: - " Без Православия, мне смерть"!....

Вот так, коротко и ясно. Это девиз, Православия воинствующего, а не лжесмиренного и "пакимолчащего" . Творчество Алисы тому подтверждение. Они настоящие воины Христовы, а Константин, человек Русского духа, очень его уважаю и люблю.

Кстати недавно, вся группа "Алиса" во главе с Константином, выступила на концерте, в знак поддержки этого девиза, так неугодного русофобам и прочим врагам Христа и России.


(На фото освящает знамя известный миссионер игумен Сергий Рыбко)

Ну и на последок, что бы вы пожелали футбольным болельщикам?

Пожелал бы и желаю - мудрости и рассудительности. Верности Отечеству, и это не пафос. А главное - разделению приоритетного и сопутствующего в жизни.

Дай Бог, чтобы все наши фаны (точнее почитатели футбола и иных видов спорта), так же усердно посещали храмы Божии, как спортивные соревнования!

Любите ближних, приумножайте доброе, боритесь со злом.

Беседовал Виктор Драгунов

Футбол... Игра, введенная дьяволом June 14th, 2018


Футбольный мяч прилетел на землю из ада

За последние сто лет огромную популярность в мире приобрела игра под названием футбол. Активных футбольных болельщиков насчитывается сейчас сотни миллионов человек. Например, финал чемпионата мира по футболу 2006 года посмотрело 715,1 миллиона зрителей. Но что говорили святые и богопросвещённые старцы нашей Православной Церкви о подобных зрелищах вообще и о футболе в частности?

В книге "Житие преподобного Василия Нового и видения ученика его Григория" есть эпизод, когда Григорий пишет об одном случае из своей жизни: "Встав, я тотчас же пошел к отцу моему Василию. В этот день были конские скачки, куда собрался весь народ. Я уже давно не ходил на это позорное зрелище, услышав об этом грозные слова Иоанна Златоустого. И вот, когда я пошел к святому и был близ этого позорного зрелища, на месте, называемом Диоптин, у меня вдруг явилось сильное желание узнать, закончился ли первый бег коней и, преследуемый этим желанием, я невольно остановился и стал смотреть на это позорное зрелище. Придя затем к святому, я нашел его в молчальной келлии на молитве и, войдя туда, сделал ему обычный поклон. Тогда он, благословив меня и сотворив надо мною молитву, сказал мне с великим гневом: «... Вот человек, который оставил плач о грехах своих, перестал со слезами молить об их прощении и помышлять о том, как придется стать пред судилищем Христовым... И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди радость бесам доставляют, угождая им этим позорным зрелищем. Поистине диавол внушил тебе эти мысли и тем самым дважды заставил тебя согрешить!»

Если святой Василий Новый с великим гневом говорил о том, что христиане, оставив молитву и покаяние, смотрят на конские бега, то что бы он сказал о нашем времени, когда миллионы православных христиан, или на огромных стадионах или уставившись в "икону зверя" (телевизор), временами громко крича и размахивая руками, смотрят на то как 22 здоровых мужика бегают по полю, занимаясь, строго говоря, совершенно безсмысленным делом - отчаянно пытаются забить мяч в сетчатые ворота? Просматривая только один матч, так называемый болельщик (слово-то какое! - от слова "болеть") впустую проводит полтора часа своей жизни!

Откуда вообще появилась эта игра? Преподобный Варсонофий Оптинский сказал о родоначальнике футбола следующее: "...Гипноз – злая, нехристианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол... Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие". Итак, святой Варсонофий Оптинский определенно заявил, что футбол - это дьявольское изобретение.

Подтверждают это и современные нам старцы. Так, старец схиархимандрит Серафим (Звягин) говорил: "Апостолы шли за Христом, не боялись, а сейчас молодые священники в футбол играют, телевизор, игры... Футбол, хоккей - бес мяч кидает, а люди бегают".

Духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), в своей проповеди также говорил о дьявольской сущности футбола: "В церковь сейчас не так много ходит народа. А если на баловство, то весь мир подключается... Если приезжает футбольная команда заграничная, то сто тысяч на стадион собирает, а остальные все у телевизоров сидят. И даже соблазняются и монахи, и священники... туда идут на футбол. А что эта игра? От игры хлеба не будет, дорогие. Это играют маленькие дети, а взрослым не надо играть... А что эта игра дает толку? Дьявол говорит, я вам дам игру, только чтобы вы не молились: футбол - шарик, волейбол - шарик, теннис - шарик, бильярд - шарик... Игра есть шарик. Нате вам шарик, катайте этот шарик, только не молитесь Богу".

Давайте же, братья и сестры, не будем увлекаться игрой, придуманной дьяволом для того, чтобы отвлечь людей от Бога, от покаяния. Время дорого, оно, по словам преподобного Серафима Саровского, дано нам для стяжания Духа Святого, для того, чтобы мы успели что-то сделать во спасение своей души и во славу имени Божьего. Аминь.

P.S. Преподобный Варсонофий Оптинский в начале XX века сказал о футболе: "Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие". Помимо очевидного духовного вреда, в мире зафиксированы уже тысячи смертей, так или иначе связанные с футболом. Также тысячи людей получили во время футбольных матчей тяжелые ранения и травмы... Вот неполный список тех трагедий, которые произошли на стадионах.

9 марта 1946 года. Болтон. Англия. Чемпионат Англии, матч «Болтон» - «Сток Сити». Тысячи безбилетных болельщиков прорвали заградительные барьеры, создав давку. 33 человека погибло, более 400 ранено.
4 апреля 1954 года. Тбилиси. СССР. Чемпионат СССР, матч открытия сезона «Динамо» Тбилиси - «Спартак» Москва. Многотысячная безбилетная толпа снесла железные ворота стадиона. Погибло 20 человек, официальные данные не публиковались.
30 марта 1955 года. Сантьяго. Чили. Отборочный матч Кубка Америки между сборными Чили и Аргентины. Давка при входе на стадион. Погибло 6 человек, сведений о раненых нет.
6 ноября 1955 года. Неаполь. Италия. Стадион «Сан-Паоло». Чемпионат Италии, матч «Наполи» - «Болонья». После назначения пенальти в ворота хозяев на поле и трибунах возникли массовые беспорядки со стрельбой. 152 человека раненых, в их числе 52 полицейских и карабинера.
24 мая 1964 года. Лима. Перу. Национальный стадион. Матч олимпийских сборных Перу и Аргентины. Атака полиции на зрителей с применением слезоточивого газа. В давке погибло 318 человек, более 500 ранено.
23 июня 1968 года. Буэнос-Айрес. Аргентина. Стадион «Монументаль». После матча «Ривер Плейт» - «Бока Хуниорс» возникла перестрелка болельщиков. В давке погибло 74 человека.
25 июня 1969 года. Кирихала. Турция. В перестрелке болельщиков погибло 10 человек, 102 ранено.
15 июля - 20 июля 1969 года. Война Гондураса и Сальвадора после поражения гондурасцев в отборочном матче к чемпионату мира 1970 года. 3 000 убитых, 6 000 раненых.
25 декабря 1969 года. Букау. Заир. Открытие национального чемпионата. Давка на стадионе, вызванная приездом на матч президента Заира Мобуту Сесе Секо. 27 погибших, 52 ранено.
2 января 1971 года. Глазго. Шотландия. Стадион «Айброкс». На последних секундах матча «Рейнджерс» - «Селтик» возникла давка. Погибло 66 человек, 140 ранено.
31 октября 1976 года. Яунде. Камерун. Отборочный матч чемпионата мира 1978 года Камерун - Конго. Массовая драка на поле и трибунах. При разгоне дерущихся два человека погибло.
29 сентября 1979 года. Минск. СССР. Стадион «Трактор». Давка на выходе после матча высшей лиги СССР между Минским и Московским «Динамо» . Погибло 4 человека, 30 ранено.
8 февраля 1981 года. Пирей. Греция. Беспорядки во время матча «Олимпиакос» - «АЕК». Погибло 20 человек.
20 октября 1982 года. Москва. СССР. Стадион «Лужники». Матч Кубка УЕФА «Спартак» - «Хаарлем». В давке при выходе со стадиона на последних минутах матча по официальным данным погибло 66 человек (по неофициальной версии - более трёхсот). Самый трагический случай в истории советского и российского спорта.
26 мая 1985 года. Мехико. Мексика. Давка в тоннеле при входе на стадион. Погибло 8 человек, 50 тяжело раненных.
29 мая 1985 года. Брюссель. Бельгия. Стадион «Эйзель». Драка, учиненная фанатами «Ливерпуля» с фанатами «Ювентуса» на финальном матче Кубка европейских чемпионов. Во время драки итальянцы в панике бросились на нижний ярус трибуны, которая под тяжестью рухнула. 39 человек погибло, 500 раненых.
15 апреля 1989 года. Шеффилд. Англия. Стадион «Хиллсборо». В начале полуфинального матча Кубка Англии «Ноттингем Форест» - «Ливерпуль» полиция запускает в перегороженный решёткой сектор стадиона больше людей, чем он может вместить. Напирающие люди не знают, что происходит впереди. В результате в давке гибнет 96 человек, самому младшему из которых 10 лет, ещё несколько сотен человек получают травмы.
13 мая 1990 года. Загреб. Югославия. Стадион «Максимир». В беспорядках серьёзно пострадали более 85 человек, включая избитых, отравленных слезоточивым газом и получивших огнестрельные ранения.
14 января 1991 года. Йоханнесбург. ЮАР. Давка во время игры между «Орландо Пайретс» и «Кайзер Чифс». В результате давки погибло 42 человека.
6 мая 1995 года. Лиссабон. Португалия. Обрушение ограждения верхнего яруса стадиона во время матча «Спортинг» - «Бенфика». Один человек разбился насмерть, 25 ранено.
16 октября 1996 года. Гватемала. Матч отборочного турнира чемпионата мира 1998 года. Гватемала - Коста-Рика. В беспорядках, сопутствовавших матчу, погибло 82 человека.
11 января 1999 года. Александрия. Египет. Матч чемпионата Египта между командами «Аль-Иттихад» и «Корм». В давке перед матчем погибло 11 человек.
9 июля 2000 года. Хараре. Зимбабве. Матч между сборными Зимбабве и ЮАР. В давке погибло 13 человек.
11 апреля 2001 года. Йоханнесбург. ЮАР. Матч чемпионат ЮАР «Кайзер Чифс» - «Орландо Пайретс». Гибель 41 зрителя.
9 мая 2001 года. Аккра. Гана. Матч национального чемпионата «Харт оф Оук» - «Ашанти Котоко». В давке погибло 123 зрителя.
3 июня 2007 года. Чилилабомбве. Замбия. Матч отборочного цикла Кубка африканских наций между сборными Замбии и Демократической республики Конго. 12 человек погибли и 46 пострадали во время давки.
14 сентября 2008 года. Бутембо. Демократическая Республика Конго. Во время матча чемпионата Демократической Республики Конго, между клубами «Сокозаки» и «Ниуки», голкипер клуба «Ниуки» начал колдовать во время матча. Он выбежал на поле и попытался наложить на соперников из команды «Сокозаки» чары, которые должны были помочь «Ниуки» одержать победу. В результате его действий между футболистами началась драка, которая спровоцировала беспорядки среди болельщиков. Полицейские применили против болельщиков слезоточивый газ. В результате беспорядков 11 человек погибли, ещё несколько получили ранения.
29 марта 2009 года. Абиджан. Кот-д"Ивуар. Во время матча отборочного цикла чемпионата мира по футболу 2010 года между сборными командами Кот-д’Ивуара и Малави, на стадион «Феликс Уфуэ-Буаньи», вмещающий 45 000 зрителей, прорвалось 50 000 зрителей. В ответ на это полиция применила слезоточивый газ, что лишь усугубило происходящее. В образовавшейся давке погибли 22 человека, 132 получили травмы различной степени тяжести. Происходящее привело к обрушению части стены спортивного сооружения.
1 февраля 2012 года. Порт-Саид. Египет. Матч между клубами «Аль-Масри» и «Аль-Ахли», в котором хозяева одерживали победу со счётом 3:1, завершился массовым нападением зрителей на группу поддержки соперников, а затем - на тренерский штаб и игроков проигравшей команды. Драка началась в конце матча, выбежавших на поле болельщиков попытались сдержать силы полиции. В результате инцидента 73 человека погибло, ранения получили более тысячи человек.

(Материал из Википедии)

February 26th, 2015 , 01:52 pm

Вчера на ночь который уж раз перечитывал «Оптина пустынь и ее время» И.М. Концевича. Еще раз наткнулся на высказывание старца Варсонофия о футболе: «Точно так же вновь появившаяся игра футбол… Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ея будут очень плохие».

Но больше всего люблю наставления преподобного Нектария , которого в письмах и воспоминаниях духовные чада называли «Дедушкой»:
На мой вопрос: «Чем я бы могла послужить Господу?», Дедушка ответил: «С тех пор, как ты сочеталась законным браком, ты непрерывно служила Пресв. Троице. Законный брак для женщины - есть начало ея служения Пресвятой Троице»…


Дедушка советует, если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: Твоим благословением, Господи, совершил я это…

Еще Дедушка говорил, что очень хорошо, если Господь долго не слушает молитвы. Нужно только продолжать молиться и не унывать: «Молитва - это капитал: чем дольше лежит капитал, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда это Ему благоугодно; тогда, когда нам полезно принять. Если нам что-либо крайне необходимо, тогда следует два-три раза помолиться и за исполнение просьбы надо благодарить Бога. Иногда через год Господь исполняет прошение. Пример брать надо с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, а все надеялись, и какое послал Господь им утешение!»

Старец еще сказал: «Наши самыя тяжелыя скорби подобны укусам насекомых, по сравнению со скорбями будущаго века».

Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем - тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его. Для этой цели Дедушка советовал молиться так: «Господи, отверзи двери милости Твоей» .

Жизнь определяется в трех смыслах: мера, время и вес. Самое прекрасное дело, если оно будет выше меры, не будет иметь смысла… Помни эти три смысла, ими определяется вся жизнь.

Один мальчик пожаловался Дедушке, что его в школе товарищи обижают, а Дедушка сказал, улыбаясь: «А ты призови Георгия Победоносца на помощь, так ты всех их победишь, только ножками задрыгают». Так в точности и случилось.

Как все просто у святых. И как утешительно.
Преподобный Нектарий, моли Бога о нас!

В нашем мире много несправедливости. И кому-то хочется, чтобы Церковь с ней боролась и летели головы тех, кто сегодня кажется нам самым виноватым из всех виноватых. Когда Церковь «не справляется с этой миссией», например, не занимается громогласным осуждением футбольного чемпионата на другом конце планеты, то ее критики даже готовы торжественно вручить ей «красную карточку», как это сделал один из авторов «НГ». Но Церковь - это не полицейский жандарм, не министерство по делам веры, не суд и даже не правозащитная организация. Церковь - это Тело Христово.

Церковь не играет в игры, не считает наш мир футбольным полем, на котором нужно делить людей на «своих» и «команду соперников». Ведь в каждом человеке есть образ Божий, который нельзя затаптывать бутсами, даже если такой «неправильный футболист» схватил мяч руками или забил гол из офсайда. Если человек играет в футбол - не может не играть, потому что другого ничего не умеет, - то пусть хотя бы не бьет своего соперника по ногам, и не потому, что арбитр отвернулся, а потому, что есть другой Арбитр, который все видит. Если хоть один футболист поступил так, вспомнив, что его благословил на участие в чемпионате Патриарх Московский, Папа Римский, главный израильский раввин или иранский аятолла - значит, обращения религиозных лидеров к футбольному первенству уже не напрасны.

За 2000 лет со времен земной жизни Спасителя многие неоднократно и, что самое обидное, искренне пытались устроить где-либо на земле Город Солнца. В итоге, правда, как правило, получали Скотный двор. Многочисленные перевороты, начиная с библейских времен до наших дней, стоили человечеству многих страданий при сомнительных итоговых результатах в сухом остатке. И горячие «сторонники лучшей доли для человечества» всегда хотели сделать Церковь либо своим союзником, либо в худшем случае врагом, главное - чтобы лишить ее роли Церкви, по определению равноудаленной от общественного противостояния, не имеющего духовного измерения. Иногда Евангелие трактуют особенным образом, называя Христа революционером и социалистом, а Иуду - проклятым капиталистом. Ну что же, это ничем не лучше и не хуже, чем считать Христа правозащитником, а Иуду - противником демократии. А ведь именно восторженность правозащитной позицией, которую заняла Национальная конференция епископов Бразилии (НКЕБ), мы находим у ряда экспертов.

Забвение слов Христовых «Царство мое не от мира сего» (Ин. 18:36) переносит свидетельство Церкви из сферы борьбы за человеческое спасение в область борьбы «за» или «против» мировых первенств по футболу. Кстати, вопреки построенной автором концепции правозащитного уклона католиков Папа Римский Франциск проведение чемпионата в Бразилии благословил, никак не упомянув «нарушений трудовых прав» в ходе его подготовки в своем приветственном обращении. Так что Римско-католическая церковь в лице ее главы не вписалась в правозащитное гетто, которое ей было уготовано российскими экспертами из их понимания заявления епископской конференции.

Кстати, еще менее в правозащитное прокрустово ложе вписывается борьба НКЕБ с легальным статусом однополых союзов в Бразилии, призывы к бойкоту книг «Код да Винчи», «Ангелы и демоны» Дэна Брауна и публичное осуждение самого популярного футболиста сборной страны Неймара за кощунственную, по мнению клириков, фотографию на обложке популярного бразильского журнала. И это не говоря уж про позицию по абортам и контрацепции. Это к вопросу о либерализме католиков и «мракобесии» Русской церкви.

Видимо, кому-то очень хочется, чтобы в Русской церкви появились, нет, не «красные епископы» и не священник-сепаратист Идальго, как это было в Латинской Америке, а священники Георгии Гапоны. И чтобы она превратилась в правозащитную организацию, которая ходила бы на политические демонстрации, боролась бы за права, которые содержатся в постоянно меняющихся документах, принимаемых где-нибудь в Страсбурге. Только это самый короткий путь к тому, чтобы Церкви как самостоятельного субъекта общественной жизни не было вообще.

Еще раз повторюсь, Церковь - отнюдь не профсоюз и не социалистическая партия. Между тем это совсем не значит, что Церковь не уделяет внимание вопросам социального характера. Для того чтобы это узнать, достаточно просто ознакомиться с основополагающими церковными документами, например с «Основами учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В «Основах» есть даже конкретный раздел «Принципы и направления правозащитной деятельности Русской православной церкви», где вполне доходчиво излагается церковная позиция: «Мы призваны ревностно - не только на словах, но и на деле - заботиться о сохранении прав и достоинства человека».

Мы в отличие от бразильских христиан пожили в коммунистическое время, но, слава Богу, так и не научились ненавидеть капиталистов, равно как и беззаветно любить всех коммунистов. А человеческие пороки Церковь критикует безотносительно близости или удаления их носителей от кремлевских стен или рублевских заборов. Только не стоит забывать, что заповеди Господни - не Уголовный кодекс, и воровство является одним и тем же грехом всегда - и когда продавец обвешивает покупателя на рынке на 15 руб., и «в особо крупном размере». Иными словами, если человек украл целый миллиард - это совсем не значит, что такой поступок «достоин» осуждения не рядового священника в личной исповеди, но непременно самого Патриарха, причем на специальной пресс-конференции.

Церкви вменяют, что в российском культурном контексте не стоит ожидать появления Брата Тука, помощника Робин Гуда, борца за социальную справедливость. Да, как-то не принято русским священникам по лесам с бандитами прятаться, даже из благородных побуждений. Зато известно, что после общения с ушедшим в лесные дебри для отшельнического подвига преподобным Серафимом Саровским многие богачи сами раздавали все свое имущество нищим. Без луков и стрел шервудских стрелков.



mob_info