Как проще всего научиться рисовать николаидис. Естественный путь к рисованию

Вторая книжка, на которую я хочу обратить ваше внимание, это «Естественный путь к рисованию» Кимона Николаидиса. Книга вышла в издательстве, ну как обычно))), «Попурри» в 2003 году.
Как я уже писала, имя Кимона Николаидиса мало что говорит российскому читателю, желающему научиться рисовать. А жаль. Потому что именно Николаидис придумал огромное множество всяких разных упражнений именно для них.
Я узнала об этом замечательном человеке и о его методе из книги Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника». И сейчас в моем личном рейтинге книга Николаидиса стоит на втором месте после книги Бетти Эдвардс.
Не могу не избежать длинных цитат, но никто лучше самого Николаидиса не напишет о своей книге лучше, чем он сам. Несколько выдержек из введения к книге:
«Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать все заново.
Мой метод состоит в том, чтобы дать ученикам возможность приобрести опыт. Я стараюсь определить, что они должны сделать, о чем подумать, с чем познакомиться. Когда же у них накопится достаточно опыта, можно объяснить, что есть что и каким образом достигнуты те или иные результаты. …
Человек может лишь устанавливать правила, но не в его власти устанавливать или менять законы природы. Но именно понимание этих законов помогает ученику в создании рисунка. Извечной проблемой является не недостаток способностей, или возможностей рисовать, а недостаток понимания. …
Теоретических знаний совершенно недостаточно. Необходима практика и еще раз практика. Упражнения, предложенные в этой книге, предназначены для того, чтобы дать вам возможность практиковаться как можно больше».

Упражнений в книге действительно много. Даже не так. ВСЯ книга - это одно сплошное упражнение. Мало того, в книге к каждой главе приведена таблица, по которой нужно выполнять упражнения из этой главы, то есть там написано, что делать, сколько рисунков делать и сколько времени это выполнять. А для меня, как для человека, который все время мучается вопросом «что рисовать», эта книга была просто находкой. Ничего не надо придумывать, берешь книгу, прочитываешь главу, доходишь до таблицы - и вперед!)))
Глав, вернее разделов, в книге аж 25! И все они посвящены отработке разных навыков разными материалами. Контурное рисование (о нем я писала, когда анализировала книгу Бетти Эдвардс), жестовый рисунок, лепной рисунок, рисунок драпировки, анатомические этюды, рисование карандашом, мелками, углем, маслом, чернилами, акварелью, итд итп.
В прошлом году я, не знаю зачем, купила две книги, посвященные актерскому мастерству. Так вот, там описывается, как Станиславский говорил, что хороший актер должен тренироваться всю жизнь. Я вам могу гарантировать, что если вы пройдете ВСЮ книгу Николаидиса, Ван Гогом вы, может быть, и не станете, но мастерства у вас прибавится. Это абсолютно точно!
На одном из форумов я прочитала, что книга Николаидиса занудная и никому не нужная. Мне кажется, что это не так… По ней действительно непросто заниматься. Но результат - стОит того!!!
Кстати, Стив Лестер, американский скульптор и художник, который одним из первых начал преподавать правополушарное рисование в Москве, и у которого учились многие мои знакомые, помимо упражнений из книги Бетти Эдвардс использовал и упражнения Николаидиса. Помню, какой восторг я испытывала, когда он давал нам навыки жестового рисования, и мы рисовали фигуру человека минуту, потом 30 секунд, потом 15, потом 10, потом 5, потом 2, потом 1 секунду. Не поверите, даже за одну секунду мы успевали что-то накалякать!)))
Хочется обратить особое внимание на упражнение, которое появляется в 5м разделе книги. Это - «Ежедневная композиция». Опять цитирую Николаидиса:
«Это рисунок по памяти, который нужно выполнить в стиле жестового черканья. Однако на этот раз вместо того, чтобы изобразить отдельно фигуру или предмет, нарисуйте человека в повседневной обстановке.
Карандашом сделайте небольшой рисунок (размером примерно двенадцать на семнадцать сантиметров), изобразив что-либо из того, что вы видели за прошедшие двадцать четыре часа. Быстро, легко и в любом порядке нарисуйте все, что вы помните об обстановке какого-либо места и то, что там происходило. Вы должны потратить на рисунок не более пятнадцати минут. Не делайте потом никаких исправлений или изменений, а завтра принимайтесь за новую работу.
Не думайте, что композиции должны быть сложными или что, поскольку они представляют собой более завершенную картину, то должны рассказывать о каком-то событии. Не усложняйте себе задачу.
Хочу предложить несколько примеров простых жизненных ситуаций, идеально подходящих для ежедневной композиции: 1) человек садится в автомобиль; 2) женщина рассматривает товары на прилавке или в витрине магазина; 3) мужчина зажигает сигарету, сигару или раскуривает трубку; 4) чистильщик обуви выполняет свою работу; 5) мужчина расплачивается по счету в ресторане; 6) дети за игрой; 7) женщина в косметическом салоне. Подобные повседневные картинки прекрасно подойдут для вашей цели.
Если часто случается так, что вы не знаете, что бы вам нарисовать, попытайтесь сделать себе расписание на неделю вперед, определив места, которые нужно посетить в тот или иной день, чтобы почерпнуть идею для рисунка. Например, понедельник - аптека; вторник - ресторан; среда - парикмахерская; четверг - сигаретный ларек; пятница - фойе кинотеатра; суббота - холл высотного здания. Находясь в каком-то месте, потренируйте себя: закройте глаза и попытайтесь восстановить в памяти окружающую вас обстановку. Осмотрите так называемый задний план и наблюдайте, что в этой обстановке может делать человек, куда он может пойти, где присесть, как подняться на верхний этаж, где заплатить за покупки, если это магазин. Если, закрыв глаза, вы не можете припомнить какую-то деталь, откройте их и понаблюдайте еще. Такая тренировка обострит вашу наблюдательность, что необходимо для рисования.
Не забывайте, что это жестовый этюд и что вы поэтому должны стремиться ухватить движение в целом. Вы должны видеть картину как некое единство.
Изображая групповые позы, вы рисовали жест, объединивший две или три фигуры вместе. Вот и теперь рисуйте жест фигуры или фигур вместе с окружающей их обстановкой, думая о месте действия, фигурах и предметах, как о едином целом.
Это упражнение считается домашней работой. Оно не включено в таблицы с распорядком занятий, потому что вы его должны выполнять каждый день, а занятия вы, возможно, посещаете раз или два в неделю. Поскольку для этого упражнения вам никто специально не позирует, вы можете сделать рисунок в любые свободные четверть часа. Если же у вас нет другого времени или если вы забыли сделать рисунок, отведите от него часть времени обычного урока. Ежедневная композиция - это самое важное упражнение в книге.
Ваши композиции вовсе не обязательно должны быть правильными. Они могут быть совершенно неверными. Главное - рисовать их ежедневно. К сегодняшней дате через год у вас должно накопиться триста шестьдесят пять рисунков. Очень полезно, если вы подержитесь в течение года, в два раза полезнее, если вы будете рисовать по композиции в день в течение двух лет. А человек, по-настоящему серьезно относящийся к рисованию, будет выполнять быструю композицию каждый день на протяжении всей жизни независимо от того, чем еще ему придется заниматься.
Начните с техники черканного жестового рисунка и постепенно вырабатывайте свою методику работы, свой стиль».

Помимо упражнений в книге Николаидиса очень много глубоких философских размышлений. На какой странице книгу ни раскроешь, везде есть какая-то интересная мысль. Ну, например, открываю книгу на странице 66: «Смену изобразительных средств можно сравнить со сменой языка. Опыт использования в общении двух языков обогащает каждый из них. К тому же, что еще более важно, попытка передать мысль, переведя ее с одного языка на другой, позволяет более точно ее понять»… Или страница 123: «Хорошо известно, что, как только слово произнесено или напечатано, то у него появляется тенденция стать авторитетным, ему верят как достоверному источнику. Чтобы абстрагироваться от этого, нужна почти революция. То же самое верно и для вашего рисунка. Сделанные вами ошибки, если они задерживаются на бумаге, имеют тенденцию приобретать над вами власть».
Честно говоря, я даже не знаю, что еще написать про эту книгу. Нужно просто купить ее и заниматься. Если у вас, конечно, есть желание научиться рисовать.))) Книга Кимона Николаидиса «Естественный путь к рисованию» действительно работает. Если заниматься. И больше всего об этом говорит эпиграф к книге: «Ужасное несчастье, если теория превосходит практику. Леонардо да Винчи».

Естественный путь к рисованию. Николаидис К.

Мн. : 2003. - 2 08 с.

Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, мелками, акварельными и масляными красками.

Книга предназначена для широкого круга начинающих художников.

Формат: djvu

Размер: 16,7Мб

Скачать: yandex.disk

Содержание
Об авторе 5
Введение 7
Как пользоваться книгой 9

Раздел 1. Контур и жест. 12
УПРАЖНЕНИЕ 1: КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 14
УПРАЖНЕНИЕ 2: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК 20
УПРАЖНЕНИЕ 3: ПОПЕРЕЧНЫЕ КОНТУРЫ 25
Раздел 2. Восприятие и понимание жеста 27
УПРАЖНЕНИЕ 4: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЖЕСТ 28
УПРАЖНЕНИЕ 5: БЛИЦПОЗА 30
Раздел 3. Вес и лепной рисунок 35
УПРАЖНЕНИЕ 6: ВЕС 36
УПРАЖНЕНИЕ 7: ЛЕПНОЙ РИСУНОК 38
Раздел 4. Рисунок по памяти и другие быстрые этюды 41
УПРАЖНЕНИЕ 8: РИСУНОК ПО ПАМЯТИ 42
УПРАЖНЕНИЕ 9: ПОДВИЖНАЯ ПОЗА 44
УПРАЖНЕНИЕ 10: ОПИСАННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 11: ОТРАЖЕННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 12: ГРУППОВЫЕ ПОЗЫ 46
Раздел 5. Лепной рисунок чернилами. Ежедневная композиция 48
УПРАЖНЕНИЕ 13: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ 51
УПРАЖНЕНИЕ 14: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 51
Раздел 6. Лепной рисунок акварелью. Этюд под прямым углом 66
УПРАЖНЕНИЕ 15: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ 67
УПРАЖНЕНИЕ 16: Этюд под ПРЯМЫМ УГЛОМ 69
Раздел 7. Упор на контур. Голова 72
УПРАЖНЕНИЕ 17: ПЯТИЧАСОВОЙ КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 73
УПРАЖНЕНИЕ 18: БЫСТРЫЙ КОНТУР 74
УПРАЖНЕНИЕ 19: ГОЛОВА 76
УПРАЖНЕНИЕ 20: ЖЕСТ ЛИЦА 78
УПРАЖНЕНИЕ 21: КОНТУР под ПРЯМЫМ УГЛОМ 79
Раздел 8. Особые этюды формы 90
УПРАЖНЕНИЕ 22: ЧАСТЬ ФОРМЫ 90
УПРАЖНЕНИЕ 23: ДЕСЯТИМИНУТНЫЙ ЭТЮД ФОРМЫ 92
Раздел 9. Один из подходов к проблеме техники рисования 95
УПРАЖНЕНИЕ 24: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ (продолжение) 95
УПРАЖНЕНИЕ 25: Спиной к НАТУРЕ 98
Раздел 10. Простые пропорции. Талант и усердие 99
УПРАЖНЕНИЕ 26: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ (продолжение) 99
Раздел 11. Этюд драпировки 105
УПРАЖНЕНИЕ 27: БЫСТРЫЕ ЭТЮДЫ ДРАПИРОВКИ 105
УПРАЖНЕНИЕ 28: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД ДРАПИРОВКИ 107
Раздел 12. Задрапированная фигура. Субъективный импульс 114
УПРАЖНЕНИЕ 29: ЗАДРАПИРОВАННАЯ ФИГУРА 114
УПРАЖНЕНИЕ 30: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (продолжение) 115
Раздел 13. Длительный этюд
УПРАЖНЕНИЕ 31: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТОВЫЙ ЭТЮД 120
УПРАЖНЕНИЕ 32: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД 122
Раздел 14. Свет и тень 133
Раздел 15. Подход к изучению анатомии 137
УПРАЖНЕНИЕ 33: ИЗУЧЕНИЕ КОСТЕЙ 140
Раздел 16. Длительная композиция 142
УПРАЖНЕНИЕ 34: ДЛИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 143
Раздел 17, Русинки черным и белым мелком 149
УПРАЖНЕНИЕ 35: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МЕЛКОМ 149
УПРАЖНЕНИЕ 36: ЖЕСТ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 153
УПРАЖНЕНИЕ 37: ДРАПИРОВКА ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 156
Раздел.18. Этюды строения тела 157
УПРАЖНЕНИЕ 38: ЖЕСТОВЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 157
УПРАЖНЕНИЕ 39: ЛАДОНЬ и ПРЕДПЛЕЧЬЕ 157
УПРАЖНЕНИЕ 40: ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС 158
УПРАЖНЕНИЕ 41: НОГА И КОЛЕНО 160
УПРАЖНЕНИЕ 42: СТУПНЯ 161
УПРАЖНЕНИЕ 43: ГЛАЗ 161
УПРАЖНЕНИЕ 44: Ухо 161
Раздел 19. Анализ путем дизайна 162
УПРАЖНЕНИЕ 45: КОНТРАСТНЫЕ ЛИНИИ 164
УПРАЖНЕНИЕ 46: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ 164
Раздел 20. Этюд репродукций 168
УПРАЖНЕНИЕ 47: Композиция по РЕПРОДУКЦИЯМ 168
УПРАЖНЕНИЕ 48: АНАТОМИЯ и РЕПРОДУКЦИЯ 171
УПРАЖНЕНИЕ 49: АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ 171
Раздел 21. Мышцы 172
УПРАЖНЕНИЕ 50: ИЗУЧЕНИЕ МЫШЦ,173
Раздел 22. Упражнения черной и белой масляными красками 176
УПРАЖНЕНИЕ 51: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ 176
УПРАЖНЕНИЕ 52: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК МАСЛОМ 183
УПРАЖНЕНИЕ 53: ПОЛУЧАСОВОЙ ЭТЮД МАСЛОМ 183
Раздел 23. Анализ путем дизайна (продолжение) 184
УПРАЖНЕНИЕ 54: ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМА 184
УПРАЖНЕНИЕ 55: ЛЕПКА ПРЯМОЙ И КРИВОЙ ЛИНИЯМИ 185
УПРАЖНЕНИЕ 56: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В РАМКАХ 187
Раздел 24. Субъективный элемент 193
УПРАЖНЕНИЕ 57: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД 194
Раздел 25 Подход к использованию цвета 199
УПРАЖНЕНИЕ 58: ЖЕСТ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 59: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В ЦВЕТЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 60: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД (продолжение) 200
УПРАЖНЕНИЕ 61: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (варианты) 203
УПРАЖНЕНИЕ 62: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (продолжение) 203
УПРАЖНЕНИЕ 63: Полный ЦВЕТ 204
УПРАЖНЕНИЕ 64: ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЦВЕТ 204

«Не только лучший учебник по рисованию, но и лучшее пособие

по развитию навыков и умений видеть предмет »

Всемирный каталог.

Ж елание рисовать столь же естественно, как и желание говорить. Как правило, мы учимся говорить посредством практики, делая множество ошибок, когда нам два, три и четыре года. Но ведь без первых проб и ошибок в понимании сказанного и произнесении слов и фраз было бы глупо приступать к изучению грамматики или писать сочинение. Именно с произнесением первых имеющих значение слов, этим необыкновенно важным этапом в жизни каждого человека, можно сравнить ту работу, которую должен проделать ученик на протяжении первого года обучения изобразительному искусству.

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать все заново.

Задача преподавателя, на мой взгляд, - не показать ученикам, как рисовать, а объяснить, как научиться рисовать. Они должны добывать необходимую информацию сами, иначе им всю жизнь придется ограничиваться только знаниями, полученными от преподавателя. Они должны раскрыть для себя истинные истоки творческой деятельности, невидимые глазу пути, по которым движется вдохновение.

Знание, то есть все, что известно об искусстве рисунка и живописи, доступно всем.

Об этом написано множество книг. Преподаватель же может лишь указать путь, ведущий к успеху, и попытаться убедить ученика пойти по этому пути.

Мой метод состоит в том, чтобы дать ученикам возможность приобрести опыт. Я стараюсь определить, что они должны сделать, о чем подумать, с чем познакомиться.

Когда же у них накопится достаточно опыта, можно объяснить, что есть что и каким образом достигнуты те или иные результаты.

Законов изобразительного искусства, я имею ввиду основополагающих законов, совсем немного. Это законы природы, существовавшие задолго до того, как был сделан первый рисунок. Со временем, путем постоянных попыток и проб, с терпением и тщанием пробираясь вперед на ощупь, люди мало-помалу открыли некоторые законы техники рисунка и живописи. Эти правила явились результатом того, что человек смог применить законы равновесия, действие которых он наблюдал в природе, в изобразительном искусстве. Однако на первом этапе обучения не следует об этом задумываться.

Вначале все эти законы и правила их применения так и останутся для вас загадкой, как бы вы ни старались их постигнуть.

Человек может лишь устанавливать правила, но не в его власти устанавливать или менять законы природы. Но именно понимание этих законов помогает ученику в создании рисунка. Извечной проблемой является не недостаток способностей или возможностей рисовать, а недостаток понимания.

Изобразительное искусство должно быть больше занято реальной жизнью, чем искусством как таковым. Пользуясь числами, мы оперируем символами и, лишь перенеся их в реальную жизнь, наполняем содержанием. То же самое касается и правил рисунка и живописи. Их нужно не заучивать, а изучать и применять.

Теоретических знаний совершенно недостаточно. Необходима практика и еще раз практика. Упражнения, предложенные в этой книге, предназначены именно для того, чтобы дать вам возможность практиковаться как можно больше.

КИМОН НИКОЛАИДИС

25 разделов книги охватывают все аспекты техники рисования, построения композиции, выбора пропорции, отражения света и тени, восприятия и понимания жеста, а также все особенности контурного рисунка по памяти и с репродукции. Доходчиво и понятно, через систему заданий и упражнений автор последовательно раскрывает весь спектр знаний и умений, необходимых для освоения мастерства художника. Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, малками, акварельными и масляными красками. Для широкого круга начинающих художников.

книга грека Кимона Николаидиса "Естественный путь к рисованию".

Книга издана в 1941 году, много раз переиздавалась. Сейчас в книжных можно найти издание ООО "Поппури", г. Минск, 2003 г.

Метод Николаидиса

Для меня метод Кимона Николаидиса стал настоящим откровением. Рисовать не глядя на бумагу?! Каково, а?! Не буду пересказывать всю книгу, она очень богатая по содержанию, но расскажу и покажу вводные моменты. В основе метода два понятия: "контур" и "жест".

Контур

Николаидис утверждает, что в классических школах рисования слишком большой упор делается на видение, а на самом деле "мы скорее смотрим "через" глаза. Всегда необходимо проверить то, что вы видите, при помощи других чувств - слуха, вкуса, обоняния и осязания - а также опыта, собранного с их помощью. Просто видеть недостаточно. Необходимо иметь свежий, живой, физический контакт с предметом, который вы рисуете, посредством наибольшего количества чувств и особенно осязания "

Дальше практика. Возьмите натуру любой сложности - хоть цветок, хоть человека. "Сядьте поближе к модели или предмету, сфокусируйте взгляд на любой точке контура модели. Острием карандаша дотроньтесь до бумаги. Теперь представьте, что вы прикасаетесь не к бумаге, а к модели. Не отрывая глаз от модели, медленно двигайте взгляд по контуру модели и так же медленно ведите карандашом по бумаге. Делая это, сохраняйте уверенность, что острие карандаша на самом деле касается контура модели. Пусть вами в большей степени руководит осязание, чем зрение. Это означает, что вы должны рисовать, не глядя на бумагу, не отрывая глаз от натуры. "

Иллюстрации, что получается, из книги. Рисовали ученики Кимона Николаидиса.

А вот и мой самый первый опыт рисования, не глядя на бумагу. Пусть бросят в меня камнем, если это не дедушка Ленин! Кстати, памятники - прекрасная натура, бесплатные и молчаливые. Николаидис успокаивает учеников, мол, неважно что линии разбегаются и пропорции нарушены. Главное научиться ЧУВСТВОВАТЬ модель.

А это профиль с памятника Абаю Кунанбаеву, что на Чистых прудах. "Контур" - это не только внешний контур, это также и внутренние линии, определяющие содержание рисунка. Внутренние линии нужно рисовать, быстро кинув взгляд на рисунок, наметив кончиком карандаша начало линии и дальше продолжать рисовать, не глядя на бумагу. Причем, одна тонкость. Если будешь "бежать" взглядом быстрее карандаша, то получится на бумаге чепуха полная. Терпение, терпение, очень медленный рисунок, по сантиметру за 3-5 секунд. Высунув язычок, но не забывая дышать.


Модель - резная фигура купца. Также контурный долгий рисунок.

Жест

Вторым базовым понятием в методике Николаидиса является "жест". "Натурщика просят позировать в течении минуты или даже меньше, а затем безостановочно менять позы. Как только натурщик принимает новую позу или люди, за которыми вы наблюдаете, начинают двигаться, рисуйте, позволяя карандашу летать по бумаге, как будто подчиняясь движению, ощущаемому вами. Карандаш не должен отрываться от бумаги. Пусть он вытворяет что угодно, передавая жест. Вы должны рисовать не то, как предмет выглядит, и даже не то, чем он является, а то, что он делает. "


Мои успехи поскромней.

Есенин (памятник) - 8-10 секунд.

Мамочка. 8-10 секунд.

Тетушки на пляже (неудачные каляки-маляки). Кстати, пляж - прекрасная площадка для зарисовок. Люди позируют, слегка вертятся, а дети так вообще.

Контур и жест

Но самые интересные результаты получаются после часов увлекательнейших штудий, когда начинаешь комбинировать контур и жест. Это мои быстрые зарисовки, в течении 10-20 секунд, легкое поглядывание на бумагу, обязательное "трогание" натуры.


Тетушка загорает.

Мама курит и смотрит за купающимся сыночком.

Кайф!

Вот как получается, можно десятилетку в школе и пятеру в институте учить английский, но в итоге не бум-бум. Почему? Потому что неинтересно и скучно. А чуть начнешь практиковаться с живыми иностранцами, сразу начинает получаться за считанные дни. А вспомним еще наши ощущения, когда учились кататься на двухколесном велосипеде. Помните, когда мы поехали? Так и здесь, "прорывает" какой-то барьер, и начинаешь рисовать, точне - чувствовать мир через карандаш. Не помню, кажется, когда я был совсем маленьким, я таким способом и рисовал, а стал взрослым и забыл. Чудно..

«Не только лучший учебник по рисованию, но и лучшее пособие

по развитию навыков и умений видеть предмет »

Всемирный каталог.

Ж елание рисовать столь же естественно, как и желание говорить. Как правило, мы учимся говорить посредством практики, делая множество ошибок, когда нам два, три и четыре года. Но ведь без первых проб и ошибок в понимании сказанного и произнесении слов и фраз было бы глупо приступать к изучению грамматики или писать сочинение. Именно с произнесением первых имеющих значение слов, этим необыкновенно важным этапом в жизни каждого человека, можно сравнить ту работу, которую должен проделать ученик на протяжении первого года обучения изобразительному искусству.

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать все заново.

Задача преподавателя, на мой взгляд, - не показать ученикам, как рисовать, а объяснить, как научиться рисовать. Они должны добывать необходимую информацию сами, иначе им всю жизнь придется ограничиваться только знаниями, полученными от преподавателя. Они должны раскрыть для себя истинные истоки творческой деятельности, невидимые глазу пути, по которым движется вдохновение.

Знание, то есть все, что известно об искусстве рисунка и живописи, доступно всем.

Об этом написано множество книг. Преподаватель же может лишь указать путь, ведущий к успеху, и попытаться убедить ученика пойти по этому пути.

Мой метод состоит в том, чтобы дать ученикам возможность приобрести опыт. Я стараюсь определить, что они должны сделать, о чем подумать, с чем познакомиться.

Когда же у них накопится достаточно опыта, можно объяснить, что есть что и каким образом достигнуты те или иные результаты.

Законов изобразительного искусства, я имею ввиду основополагающих законов, совсем немного. Это законы природы, существовавшие задолго до того, как был сделан первый рисунок. Со временем, путем постоянных попыток и проб, с терпением и тщанием пробираясь вперед на ощупь, люди мало-помалу открыли некоторые законы техники рисунка и живописи. Эти правила явились результатом того, что человек смог применить законы равновесия, действие которых он наблюдал в природе, в изобразительном искусстве. Однако на первом этапе обучения не следует об этом задумываться.

Вначале все эти законы и правила их применения так и останутся для вас загадкой, как бы вы ни старались их постигнуть.

Человек может лишь устанавливать правила, но не в его власти устанавливать или менять законы природы. Но именно понимание этих законов помогает ученику в создании рисунка. Извечной проблемой является не недостаток способностей или возможностей рисовать, а недостаток понимания.

Изобразительное искусство должно быть больше занято реальной жизнью, чем искусством как таковым. Пользуясь числами, мы оперируем символами и, лишь перенеся их в реальную жизнь, наполняем содержанием. То же самое касается и правил рисунка и живописи. Их нужно не заучивать, а изучать и применять.

Теоретических знаний совершенно недостаточно. Необходима практика и еще раз практика. Упражнения, предложенные в этой книге, предназначены именно для того, чтобы дать вам возможность практиковаться как можно больше.

КИМОН НИКОЛАИДИС

25 разделов книги охватывают все аспекты техники рисования, построения композиции, выбора пропорции, отражения света и тени, восприятия и понимания жеста, а также все особенности контурного рисунка по памяти и с репродукции. Доходчиво и понятно, через систему заданий и упражнений автор последовательно раскрывает весь спектр знаний и умений, необходимых для освоения мастерства художника. Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, малками, акварельными и масляными красками. Для широкого круга начинающих художников.



mob_info