Французский автогонщик Ален Прост: биография, статистика и интересные факты. Ален Прост о сражении с Сенной, уходе из Ferrari и многом другом

"Для того, чтобы выигрывать, мой мотор не нужен. Нужен Прост. И тогда побеждать будет даже "Минарди". Б.Дюдо - создатель мотора "Рено"


Родившийся в Сен-Шамоне недалеко от французского Лиона 24 февраля 1955 года, Алан Прост в школьные годы был подающим надежды футболистом. Кстати знаменитой на весь мир формой своего носа Алан обязан травме, полученной на одном из футбольных матчей. Однако увлечение автоспортом оказалось важнее футбольной карьеры и с 1969 года француза можно было почти круглосуточно застать на картодроме. В 1973 году он поступил на учебу в знаменитую французскую автошколу в Ле Кастеле, а в 1975 году уже утвердился, как звезда, выиграв наиболее желанный для всех молодых пилотов Франции приз "Volant Elf".

1975 год.

В сезоне 76-го года Прост начинает выступать в "Formula Renault Martini". В течение 13 этапов, из которых состоял сезон. Прост проехал 11 быстрейших кругов, взял 11 поулов и выиграл 12 этапов. С такими результатами Прост вышел в чемпионы Франции, а в следующем году стал чемпионом Европы.

В конце 1979 года он стал победителем престижной гонки "Формулы-3" в Монако, открывавшей уик-энд "Формулы-1", а потом и чемпионом Европы в той же "Ф-3". Еще на ранней стадии своей карьеры Алан зарекомендовал себя отменным стратегом - в отличие от большинства своих французских коллег, таких, как Жан-Пьер Жарье или Рене Арну - гонщиков старой школы, демонстрировавших высокие скорости, но нестабильных и ненадежных. Пирони тоже был быстр, но непостоянен на своих "Феррари", Жабуй был старше и увлечен турбонаддувом. Лаффит - еще один победитель "Гран-при Монако" "Формулы-3" - провел слишком много времени в расслабляющей безнадежности "Лижье".

В возрасте двадцати четырех лет Прост подписал контракт с командой "Макларен", которой руководил Тед Майер и дальше все пошло само собой. Впрочем, это была только прелюдия настоящих успехов, но она позволила ему избавиться от клаустрофобии, давившей на домашней сцене. Алан финишировал шестым в Аргентине и пятым в Бразилии на М29С - двойнике FW07. Это был экстраординарный результат для гонщика, раньше не покидавшего Европы, не говоря уж о том, что эти трассы он видел впервые в жизни.

1980 год.

До конца сезона он и Уотсон ездили на спроектированном Гордоном Колпаком МЗО. Прост был шестым в Зандвурте, потом потерпел аварию на тренировке в Уоткинс Глене и закончил свой первый сезон в "Формуле-1", набрав 5 очков, на пятнадцатом месте в общем зачете чемпионата мира наравне с Фиттипальди, но впереди Шектера и Андретти. "Макларен" был готов встряхнуться и ожить, но Алан в 1981 году принял решение перейти в "Рено". Эта команда в то время была обладателем первого турбо-мотора. "Нет ничего важнее поставленной цели", - говорил Прост, -я оставил "Макларен", потому что они не ставили перед собой задачу выиграть чемпионат. Какой смысл работать в команде как сумасшедшему, чтобы только держать машину в равновесии и приезжать на финиш четырнадцатым?"

"Рено" обновлял и усовершенствовал RE50 к каждому этапу чемпионата 1982 года. Алан выиграл в Кьялами, а его партнер Арну, к тому моменту все больше раздражавшийся, стал н ЮАР третьим. Прост добился победы в Рио, но затем пошла полоса неприятностей. В Лонг-Бич, где машина шла, догруженная водным балластом (поскольку в команде думали, что она легче допустимой нормы), у Алана отказали тормоза. Авария в Монако снова оставила его без очков, н лишь в Брэндс-Хэтче ему досталось случайное шестое место.

На "Поль Рикаре" четверым французам достались четыре первых места по итогам гонки: Пирони и Тамбэ на "Феррари" финишировали третьим и четвертым, в то время как Арну спровоцировал национальный скандал, выиграв у Проста. Командный этикет требовал, чтобы Арну отдал победу Просту, дабы поддержать шансы последнего на чемпионский титул. В паддоке после гонки возле моторхоумов "Рено" можно было наблюдать совершенно детские сцены, которые, возможно, и спровоцировали уход Арну в "Феррари" в конце сезона.

Первый раз завоевать победу в Гран При ему удалось во Франции в 1981 году. Впереди были Рене Арну (Renault) и Джон Уотсон (McLaren). В одном ряду с Простом стартовал Нельсон Пике (Brabham).

Взять хороший старт с турбо-мотором было очень трудно. Часто машина вдруг застывала на месте, что и случилось с Арну. Пике вырвался в лидеры, за ним ушли Уотсон, Прост и де Чезарис (McLaren). Несколько кругов - и Прост выводит красно-белый McLaren на второе место. Пике все же не сдавался, пока не выбыл из гонок, чему причиной стал начавшийся дождь, а Проста впереди ждали венок и шампанское. Четвертое место в Лас-Вегасе позволило Просту занять такое же место в чемпионате мира, в Кубке конструкторов "Рено>" снова, как и года назад, стал третьим.

Уже тогда Прост был женат и жил с женой Анне-Мари в Швейцарии. Вскоре у них родились дети - Николаус и Саша. Из Швейцарии они переехали только когда Прост достиг вершины своей карьеры.

Тем временем руководство команды теряло терпение в ожидании настоящего успеха, и на спортивного директора команды Жерара Лярусса и менеджера Жана Сажа стали оказывать настойчивое давление. Оба были в свое время неплохими гонщиками, выступали в ралли и в гонках спортпрототипов, и знали, что от них требуется. Однако они не могли заставить автомобиль функционировать одинаково здорово на скоростных трассах - где он мог показывать выдающиеся результаты, и на медленных - типа Монако и Детройта. Даже Прост начал проявлять недовольство. К этому времени время "Рено" начал снабжать своими могучими моторами сначала "Лотус", а потом и "Лижье".

1982 год. Рио.

Прост принял на себя основную нагрузку испытателя, когда "Рено" изо всех сил пытался привести машину в соответствие с требованиями последнего технического регламента, утвердившего автомобили с так называемым "плоским днищем". Новым партнером Проста стал Энди Чивер. И новой машине из карболовых композитов Прост выиграл гонку на "Пол Ришаре", где Чивер стал третьим. В Имоле Алан был вторым следом за Тамбэ, потом третьим в Монако. Здесь "Рено" имели полнопрофильные подкрылки, компенсировавшие влияние нового технического регламента, и хотя другие команды довольно быстро опротестовали новинку, она была признана допустимой.

Пара финишировала на первом и третьем местах на вновь перестроенной трассе в Спа, Алан выиграл в Сильверстоуне и на Остеррайхринге и вышел в лидеры чемпионата, опережая Пике на 14 очков. Но перед "Гран-при Южной Африки" их уже разделяло только два очка. Алан сошел с трассы, а Пике пришел третьим, став второй раз чемпионом мира. Несмотря за обидное поражение, Прост, в интервью сказал: "Я не хочу делать из этого драму. Первенство важно, но оно не повлияет на мою жизнь. Пройдет месяц или два и все забудется".

Журналисты называли Проста "мазохистом". Имея прекрасную машину и шансы на следующий сезон он бросил команду "Renault-Elf" и перешел в "Макларен".

В "Макларен" ему удалось занять место Уотсона, неудачно попросившего команду повысить гонорар. В команде все круто изменилось. Старая гвардия ушла, у руля встал Рон Деннис с его ровным, деловым стилем руководства. Новый, созданный Джоном Барнардом МР-4, снабженный турбонаддувным двигателем "ТАГ-Порше", оказался в распоряжении Ники Лауды и восходящей звезды - Алана Проста. Француза ждал удачный сезон - в хорошем темпе выигрышей добивались то Прост, то его товарище по команде. Все казалось хорошо еще в середине сезона, но в общем зачете все-таки Лауда стал чемпионом мира с разницей всего в пол-очка.

Первая гонка в 1985, "Гран-при Бразилии" показала две важные для поклонников Проста вещи: он хотел стать чемпионом и "Макларен" все еще в отличной форме. Альборетто потерял лидерство после старта, уступив место агрессивному финскому гонщику Кеке Росбергу. Десятью кругами позже Росберг выбыл из гонок, а через некоторое время из красного "Феррари" Альборетто стали вырываться языки пламени. Прост сделал свой ход, как всегда, тщательно обдумав. На 18-м круге он уже был впереди и больше этого места никому не уступал. В Португалии под проливным дождем машина Проста вылетела с трассы. В Сан-Марино Алан привел машину к финишу за секунду до того, как в моторе кончился бензин. Этот этап все же выиграл Элио де Анжелис, так как результат Проста аннулировали из-за недостаточного веса машины.

Монако. 1985 год.

В Монако Прост и Альборетто опять вели машины бок о бок. Альборетто показал, чего можно добиться на хорошей машине даже на узкой трассе Монако. Иногда казалось, что "Феррари" врежется в ограждение, но опытный гонщик умело выводил ее из сложных ситуаций. Однако, две замены колес привели к потере драгоценного времени, и Прост снова был на финише первым. Альборетто все же удалось взять свое в Канаде и Детройте.

Во Франции выиграл Пике. Прост выиграл в Англии, и снова его езда была академической. Из пройденных 65-и кругов Прост лидировал, начиная с седьмого круга. В Германии выиграл Альборетто, а в Австрии снова Прост. По количеству очков Алан был все-таки впереди Альборетто, и когда в Италии он пришел первым, а Альборетто сошел с трассы, лидерство в чемпионате снова вернулось к Просту.

Очередной этап сезона 85-го - Гран При Европы проводился в пригороде Лондона на трассе Брэндс Хэтч. На этом этапе как "Макларен" так и "Феррари" уже не имели такого преимущества по сравнению с другими командами, как раньше. На этот раз за победу сражались Сенна, Мэнселл, Росберг и Пике. После гонки, насыщенной драматическими моментами, трое победителей - Сенна, Мэнселл и Росберг разбрызгивали шампанское на подиуме. У пришедшего на финиш четвертым Алана Проста тоже была причина для радости - разрыв в очках с Альборетто настолько увеличился, что можно было больше не сомневаться в абсолютной победе в этом сезоне. Прост стал чемпионом мира.

В следующем, 1986 году, 26 октября сразу трое - Мэнселл, Пике и Прост, прибыли на последнюю гонку имея шанс выиграть чемпионат. Но если Мэнселлу нужно было просто приехать шестым, то его партнеру по "Вильямс" Нельсону Пике и Алану Просту нужна была победа. Накануне был пущен слух, что фирма "Goodyear", обувавшая и "Вильямс" и "Макларен", привезла резину, не требующую замены даже в Австралийскую жару. Рон Деннис и Френк Вильямс выбрали для своих пилотов одинаковую резину. Потом Росберг, партнер Проста по команде сделал заявление, что это - его последняя гонка в "Формуле-1" и он выиграет ее любым способом. Старт - и Росберг рванулся вперед. За ним - Пике и Мэнселл. Прост ушел со старта в конце первой десятки. Правда, потом он вышел на четвертое место, но было видно, что за лидерами ему не угнаться. А Росберг летел к победе, выжимая из полумертвого "Порше" все возможное. Следом - Пике и Мэнселл. Мэнселл обогнал Пике и кинулся за Росбергом. И тут Прост сменил резину. Механики возились с его машиной секунд пятнадцать. Казалось, что судьба гонки решена. Но тут резина лидеров стала сдавать. Первым ловушку раскусил Пике и запросил команду о смене резины, но получил приказ продолжать гонку. И тут с трассы вылетел Росберг. Мэнселл - лидер. Но, в зеркале заднего вида он видит... Проста. На новой резине француз обогнал Пике и вцепился в хвост Мэнселлу. Короткая борьба и Прост - лидер. Через несколько минут резина Найджела Мэнселла взорвалась и лишь чудо помогло избежать серьезной аварии. Пике, окончательно все поняв, поехал в боксы "переобуваться", но было уже поздно. "Макларен" двукратного чемпиона мира замер в двухстах метрах после финиша с пустым баком. Красивая победа в красивой гонке.

1986 год.

Приход Сенны и мотора "Хонда" в "Макларен" совершенно изменили обстановку в команде. Машина стала быстрее, но Сенна оказался очень серьезным противником и угрозой Просту в завоевании третьего чемпионского титула. Так и случилось - в 88-м году чемпионом стал Сенна. За этот сезон Прост набрал 105 очков, но в итоговой таблице результатов было зачтено только 87. Сенна же набрал только 94 очка, а в зачет чемпионата вошли 90. Такова была система подсчета очков.

Самым захватывающим сезоном в истории "Формулы-1" статистики единогласно называют 1988 год, когда Сенна и Прост вместе выступали за "Макларен" и вдвоем одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках, привезя команде 14 дублей. Но в том году выиграл Сенна. А в 1989 году Прост вновь принес команде "Макларен" чемпионское звание и ушел в "Феррари". Двум медведям стало тесно в одной берлоге.

McLaren-Honda MP4/4, 1988.

В 1990 году на "Гран-при Мексики" Алан стартовал с 13-го места. Такого не было с самого начала его карьеры. Тем не менее француз улыбался и всем говорил, что выиграет гонку. Утром, на warm-up он повторил тринадцатое время. Потом на два часа заперся в боксах со своим инженером. А выйдя перед стартом, к журналистам, снова повторил: "Я выиграю". И сделал это. Их было двенадцать: Наннини, Де Чезарис, Мартини, Уорвик, Донелли, Алези, Бергер, Патрезе, Бутсен, Пике, Мэнселл и Сенна. Он обогнал их всех, методично и целенаправленно, и никто не сошел с трассы, не уступив своего места Просту без борьбы. Он одержал тогда самую красивую победу в своей карьере. Итог сезону подвела гонка на "Гран-при Японии", когда столкнулся "Макларен" Сенны и "Феррари" Проста. Алан остался вторым.

Сезон 1991 года не принес лавров Просту и он закончил его на 5 месте, набрав 34 очка. Перед окончанием сезона он заявил, что покидает "Формулу-1". И ушел, проведя 1992-й год консультантом и комментатором французской телекомпании TF1.

Но Френк Вильямс убедил его вернутся, предоставив машину, освободившуюся после ухода Мэнселла. Дуэль двух великих пилотов - Сенны и Проста сулила интригующий чемпионат. К тому времени француз и бразилец 32 раза стартовали с первой линии стартового поля и 39 раз поднимались вместе на подиум. И Алан хлопнул дверью, одержав семь побед и набрав 99 очков.

"Вильямс" 1993 год.

Тот сезон оказался последним для француза в статусе действующего пилота, но карьера Проста не могла так закончится.

7 ноября 1993 года Алан Прост праздновал свою четвертую победу в чемпионате. Но на лицах поклонников было мало радости. Прост уходил из "Формулы-1", казалось - навсегда. Трудно было представить "Формулу" без Проста. Но этого не произошло. Завоевав все возможные призы, будучи пилотом Алан вернулся, чтобы завоевать их, будучи владельцем команды.

Он всегда был любимчиком во Франции. И уж кому создавать национальную команду, как не ему. А идея эта витала в воздухе очень давно. Французский мотор, французское шасси. Для этой цели с помощью спонсоров была приобретена команда "Лижье".

Основал ее французский спортсмен Ги Лижье в 1976 году. Он участвовал в гонках "Формулы-1", а потом стал конструктором спортивных автомобилей. Первую победу принес Жак Лаффит на Ligier JS7, впоследствии ставший пресс - секретарем команды. Всего за историю команда провела участвовала в 326 Гран-при, побеждала в которых всего 9 раз. Ее пилоты 11 раз устанавливали лучшее время на круге. Самое большое достижение - 2 место в Кубке Конструкторов 1980 года.

В 1994 году "Лижье", во главе с Бриаторе и мотором "Рено" довольно успешно выступила в чемпионате. В 1995 уже Том Уокиншоу правил бал, а двигатель сменили на "Мюген Хонду". Снова пошли разговоры о продаже, но в начале сезона 1996 года Уокиншоу ушел из команды.

На "Гран-при Монако-1996" до финиша доехало всего шесть машин. Первым пришел Оливье Панис на "Лижье", принеся команде важную и единственную в сезоне победу. Но это событие не повлияло на намерение Флавио Бриаторе продать "Лижье", и в 1997 году у команды появился новый хозяин.

Об переходе команды под руководство Алана Проста было заявлено 14 февраля 1997 года. Почти сразу случилась путаница с названием. Чемпионат был на носу и в заявке значилось старое название команды: "Equipe Ligier Gauloises Blondes". А Прост настаивал на названии "Prost Grand Prix". В результате в итоговых протоколах "Гран-при Австралии 1997" значилось "Prost Gauloises Blondes".

Уже в первой гонке, на "Гран-при Австралии" пилоты молодой команды знаменитого Проста показали, что с ними стоит считаться. А второй этап принес команде первый подиум. И если бы не ужасная авария Оливье Паниса на 51 круге "Гран-при Канады", в результате которой основной пилот команды надолго выбыл из соревнований, итоговое место команды в чемпионате наверняка было бы гораздо выше. Да и надежность мотора "Mugen-Honda" оставляла желать лучшего - 7 гонок чемпионата закончились преждевременно из-за его отказа. Результаты Оливье Паниса назвали сенсационными, а команда заняла итоговое 6 место в кубке конструкторов, набрав 21 очко. Перед началом сезона 1998 команда Проста сменила мотор "Mugen-Honda" на более надежный и мощный французский "Peugeot" и обзавелась новыми спонсорами.

Ярно Трулли и Алан Прост. 1998 год.

К сожалению успехи быстро закончились. Как это обычно бывает, после очередных нововведений ФИА, ситуация в чемпионате резко изменилась. Команда попала в глубокий кризис. При разработке машины были допущены серьезные ошибки, а в ходе чемпионата исправлять подобные проблемы очень тяжело. Результат оказался неутешительным - команда набрала лишь одно зачетное очко в чемпионате. Спонсоры, вложившие много денег в национальную французскую команду хотели видеть ее в числе победителей, но увы.

50-й чемпионат мира должен был дать ответ на серьезный вопрос - быть или не быть команде. Спонсоры вовсе не собирались вкладывать свои деньги без реальной отдачи, и если неудачи сезона-98 повторятся, то команда может лишиться большей части бюджета.

Но чуда не произошло. В середине сезона стали поговаривать, что "Пежо" собирается досрочно разорвать контракт с командой. Заявил о своем желании покинуть команду Оливье Панис , а контракт Трулли был составлен таким образом, что итальянец мог разорвать его досрочно, в случае если команда будет выступать неудачно. Так и случилось. Сезон-99 команда закончила на седьмом месте с девятью зачетными очками.

Жан Алези в первый раз за рулем болида "Прост". Херес. Декабрь 1999.

Контракт на 2000-й год был подписан с опытным Жаном Алези и молодым Ником Хейдфильдом. Однако сочетание молодости и опытностью не принесло своих плодов. Впрочем на это были причины. Мотор "Пежо" команда получила очень поздно и пришлось наспех вписывать его в шасси. Разумеется ни о какой скорости говорить не приходилось - машина в первой половине чемпионата могла проехать в гонке лишь несколько кругов - сказывалось отсутствие предсезонных тестов. Кроме всего прочего мотор получился еще и откровенно слабым, по ходу сезона представители "Пежо" заявили об уходе из чемпионата, а к концу года стало ясно, что команда лишилась почти всего, что имела - из названия в сезоне 2001 года исчезнет и "Gauloises" и "Peugeot", а под конец сезона появилась информация о том, что Алан Прост собирается продать свою команду. В последний момент все вроде бы наладилось, но окончательно все расставит на свои места снова будущий сезон... Уже который год мы с надеждой смотрим на эту команду, веры в чудо почти не осталось.

Ален Прост входит в число самых великих гонщиков серии Формулы-1, завоевав четыре титула чемпиона и четырежды взяв второе место в чемпионате. Прост заработал прозвище «профессор», которое ему дали за его осторожную и планомерную манеру пилотирования – пилот входил по максимально выгодным траекториям в повороты, а его стабильная средняя скорость позволяла ему контролировать расход топлива и износ резины.

Француз поставил большинство рекордов в Формуле-1, однако все эти рекорды были побиты Шумахером, а некоторые уже побиты и Себастьяном Феттелем. Прост выступал за все легендарные команды, учитывая Феррари, Макларен и Уильямс, а пять его напарников становились чемпионами мира.

Дебют Алена состоялся в Макларене, который переживал тогда одни из худших своих времен, однако пилот умудрился зарекомендовать, и в следующем сезон его взяли в Рено. Реальный успех пришел после его возвращение в Макларен, который к тому времени обзавелся двигателями Порше. В то время его напарником был легендарный Ники Лауда, с которым у француза сразу завязалось соперничество. В историю Формулы-1 навсегда войдет гонка в Эшториле сезона 1984-го года. Лауда буквально чудом вырвал победу у Проста, опередив его в общем зачете всего на половину очка – минимальное превосходство в истории чемпионатов Формулы-1. Однако в 1985 Прост побеждает Лауду, выиграв свое первое чемпионство.

В 1986-м году Прост, благодаря отличной командной тактике и помощи Кеке Росберга, непредсказуемо завоевывает свой второй титул. В 1987-м году, гонщик отходит в тень, причиной чему является тотальное доминирование Вильямс. Тогда француз задумывается о смене команды, однако остается в Макларен, которые приобретают двигатели Хонда.

Сезон 1988-го года открывает одну из самых противоречивых страниц истории Формулы-1 – противостояние Алена Проста и Айртона Сенны в Макларене. Пилоты засыпают друг друга оскорблениями, а конечный исход чемпионата дважды решает столкновение болидов. Несмотря на это, в 1988-м Прост уступает Сенне, а в следующем году обыгрывает его, вследствие чего получает свой третий титул.

Сезоны 1990-1991 француз проводит в Феррари, однако команда демонстрирует не самую лучшую форму. Два года подряд титулы выигрывает Сенна, а Прост занимает второе и четвертое место соответственно. За постоянную критику, команда Феррари лишает Алена места боевого пилота, на что тот реагирует спокойно и с облегчением. В 1993-м году Прост возвращается в Формулу-1, выбрав в этот раз Вильямс, в то время команда была в очень хорошей форме. На место его напарника претендует Сенна, однако Прост накладывает вето на данное решение и Айртон остаётся в Макларене ещё на один год. В этом году Прост выиграет свой четвертый титул, после которого официально уходит из Формулы-1.

Французский гонщик возвращался в Формулу-1 в качестве главы команды Prost Grand Prix (1997-2001), однако команда так и не смогла достичь серьезных результатов.

Стоит отметить, что Ален принял участие в съемках документального фильма об Айртоне Сенне, несмотря на большое количество скандалов и ссор, вызванных их соперничеством, к концу карьеры у двух чемпионов сложились вполне нейтральные отношения!

(Alain Prost ) - французский гонщик Формулы 1, четырехкратный чемпион мира, получивший прозвище "Профессор". Ален прост родился в 1955 году во французком городе Лоретт. В 14 лет он увлекся картингом и начал выигрывать юниорские соревнования одно за другим. В 1974 году он бросил школу, чтобы стать профессиональным гонщиком. Он обеспечивал себя ремонтируя двигатели и продавая гоночные карты. В 1975 году он выиграл крупный чемпионат Франции по картингу. Призом за победу стало место во французской Формуле-Renault, чемпионом которой он стал в следующем году, выиграв все гонки, кроме одной.

В 1977 году Ален Прост выиграл чемпионат европейской Формулы-Renault и перешел в Формулу-3. В 1978-1979 гг. он стал чемпионом, как французской, так и европейской Формулы-3. К этому времени он привлек внимание нескольких команд Формулы 1. Тщательно изучив свои варианты, Прост выбрал команду McLaren и подписал с ней контракт на 1980. К удивлению руководства британской команды, Ален Прост отказался выступать на третьей машине в последней гонке сезона-1979, которая проходила на трассе Уоткинс-Глен, так как счел, что это не принесет пользы ни ему, ни команде.

Дебютный сезон оставил у Проста смешанные чувства. Француз заработал очки в дебютной гонке и в целом смотрелся неплохо, однако в то же время, он столкнулся с большим количеством проблем. Считая, что команда частично винит его за возникшие проблемы, Прост покинул McLaren по окончании 1980 года.

В период с 1981 по 1983 годы Ален Прост был частью французской команды-мечты Renault. В составе этой команды, Прост выиграл 9 гонок и один вице-чемпионский титул в 1983 году. Отношения француза с командой окончательно испортились - руководство Renault решило свалить всю вину за поражение в чемпионате на Проста, и он был уволен через два дня после финальной гонки сезона 1983.

В 1984 году Ален Прост вернулся в McLaren. Возвращение вышло довольно успешным - француз выиграл семь гонок и стал вице-чемпионом, уступив титул в последней гонке Ники Лауде. Просту не хватило лишь половины очка. Эта половина возникла после памятного Гран При Монако, которое было остановлено до достижения середины гонки, и все пилоты получили 50% очков.

В 1985 году Ален Прост становится первым французским чемпионом мира Формулы 1, выиграв 5 гонок из 16. За это достижение Ален был принят в Орден Почётного легиона - французский аналог рыцарского легиона.

В 1986 году Прост смог защитить свой титул, однако борьба была напряженной. Соперники из Williams во главе с Найджелом Мэнселом лидировали в личном зачете в последней гонке сезона, но на последних кругах англичанин стал жертвой взорвавшейся покрышки. Испугавшись за безопасность своего второго пилота, Нельсона Пике, руководство Williams зазвало его в боксы для срочной смены резины. Таким образом, Прост вышел в лидеры гонки и стал чемпионом во второй раз.

В 1987 году Прост уступил чемпионскую корону Нельсону Пике. Ален смог выиграть три гонки и уступил чемпиону 30 очков в итоговом зачете, но было очевидно, что двигатели TAG, которые тогда использовала команда McLaren, больше не позволяют бороться за чемпионский титул.

В 1988 году в McLaren пришел Айртон Сенна, а вместе с ним и мотористы из Honda. Первый сезон вместе с Айртоном, Прост формально проиграл, но на деле он набрал на 11 очков больше бразильца. Но по правилам того времени в зачет шли только 11 лучших результатов, и при таком раскладе Сенна опережал француза на 3 очка.

В 1989 году Ален Прост смог отыграться и выиграл свой третий чемпионский титул. Но его отношения с командой и напарником окончательно испортились, и француз решил покинуть McLaren. В следующем сезоне Прост переоделся в цвета Ferrari. Одержав 5 побед, Прост до конца сезона оставался претендентом на титул, но судьба титула решилась в последней гонке, в Сузуке, когда лидировавший в чемпионате Айртон Сенна выбил Алена Проста в первом повороте.

Сезон 1991 в Ferrari сложился для Проста гораздо хуже. Машина не позволяла бороться с лидерами, и Ален не одержал ни одной победы в том сезоне. После публичной критики автомобиля Ferrari 643, который команда использовала в том сезоне, Прост был немедленно уволен из команды, и ему даже не позволили провести последний Гран При сезона 1991.

В 1992 году Прост решил сделать перерыв, провел тесты в команде Ligier, но решил не выступать за эту команду. Вместо этого он принял предложение Williams на сезон 1993, но с условием, что его напарником не может быть Айртон Сенна. Он не без труда выиграл свой четвертый титул, сражаясь с Айртоном Сенной, а также с собственным партнером по команде Дэймоном Хиллом. В октябре 1993 года Прост объявил о том, что он не будет защищать свой титул, и уходит из Формулы 1.

После ухода из Формулы 1 Ален Прост работал комментатором на французском спортивном канале TF1. А в 1997 году он приобрел у Флавио Бриаторе разорившуюся команду Ligier и переименовал ее в Prost Grand Prix. Однако, команда так и не смогла добиться заметных успехов и постоянно боролась с финансовыми проблемами, что привело к банкротству и закрытию команды в 2001 году.

Имя Алена Проста известно во всем мире, как одного из самых первоклассных автогонщиков. Он тринадцать раз принимал участие в чемпионатах Формулы-1, четыре раза становился чемпионом мира, столько же раз занимал второе место.

За свой аккуратный стиль пилотажа и расчётливую гоночную стратегию Прост получил прозвище «Профессор» . В свое время он установил рекорды по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов.

Ален Прост родился в 24 февраля 1955 в французском городе Сен-Шамон в семье француза Андре Проста и армянки Марии-Розы Каратчян.

С самого детства Ален был активным ребенком, любил кататься на коньках и роликах, играл в футбол и увлекался мотоциклами.

Первый раз Ален сел за руль автомобиля в 14 лет, когда с родителями поехал на каникулы в город Сент-Этьен, этот момент сильно повилял на мальчика, он безумно влюбился в машины и скорость.

Спортивная карьера Проста началась в 1973 году, когда он поступил в гоночную школу Winfield , которую блестяще окончил в 1975 году, выиграв гонку выпускников. В 1976 году Ален подписал первый контракт с командой Renault и уже в первом сезоне стал чемпионом Франции, получив в качестве приза автомобиль F - Renault .

Четыре года спустя, в 1977 году Ален Прост впервые принял участие в гонках Формулы-1 в составе команды «Макларен» . Но вскоре Прост принимает решение перейти в команду «Рено» , по причине того, что в «Макларене» ему не удавалось проявить себя полностью. Сам Прост по этому поводу сказал, что уходит из-за большого числа поломок машины и потому что чувствует, что в некоторых из этих поломок команда обвиняет его.

В 1981 Прост сумел финишировать лишь шесть раз, но при этом каждый раз на подиуме. Одно третье место, два вторых и три победы, в том числе дебютная, на домашнем Гран-при Франции в Дижоне. По итогам сезона Прост занял пятое место в чемпионате, лишь на семь очков уступив чемпиону Нельсону Пике.
Сезон 1982 года начался для Алена Проста победой на Гран При Южной Африки. Затем он финишировал третьим в Бразилии, но после дисквалификации Пике и Росберга. Прост поднялся на высшую ступень пьедестала. Однако развить свой успех Просту не удалось - за весь оставшийся сезон француз лишь дважды сумел вновь оказаться на подиуме. Оба раза это происходило на его домашних трассах - на Гран-при Швейцарии. Прост уступил Росбергу, а на Гран-при Франции в Ле-Кастелле - своему партнеру Рене Арну.

После ряда блестящих выступлений и побед, в 1958 году «Профессор» Прост впервые становится чемпионом мира. В 1986 году Ален Прост стал первым гонщиком со времен Джека Брэбэма, кому удалось отстоять свой титул и Прост повторно стал чемпионом мира. За свою карьеру Просту удалось стать чемпионом еще два раза - в 1989 и 1993.

7 ноября 1993 года Алан Прост праздновал свою четвертую победу в чемпионате. Но на лицах поклонников радости было мало. Прост уходил из Формулы-1 .

По окончании карьеры автогонщика, он создал собственную команду «Prost Grand Prix» , которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.

«Через три месяца после того, как я возглавил команду, мы показывали хорошие результаты, едва не выиграли гонку, но членам семьи и друзьям я говорил, что проект не выживет. Я слишком хорошо знал Формулу -1 и свою страну. Если когда-то я и ошибался, то именно тогда. Мне не стоило этого делать» , - говорил Прост.

О своем армянском происхождении Прост заявлял неоднократно. В 2007 году известному автогонщику была вручена награда «Армянский Сезар» , которая считается высшей наградой представителям армянской общины Франции.

«Моя мама армянка, практически все детство мы провели у дедушки, который рассказывал нам разные истории об Армении. Когда тебе всего 10 лет - это всего лишь истории. Ты начинаешь осознавать их смысл позже. Сегодня эти истории являются неотъемлемой часть моей жизни. Я не разговариваю по -армянски, но я армянин и это главное ».



mob_info