Биография основателя айкидо. История возникновения айкидо

Длительное время популярными в нашем обществе являются восточные единоборства. Каждый, кто их осваивает, хочет постичь как можно больше, выучить максимальное количество приемов и техник. Подобному широкому спектру навыков сможет обучить вас айкидо. Это относительно новый вид боевого искусства, который возник в Японии в начале ХХ века. Но вобрал он в себя все «сливки» различных техник, философий и практик.

Описание

Айкидо - это вид боевого искусства, который зародился в Японии в первой половине ХХ века, а его основателем считается Морихэем Уэсиба. Создавая нечто свое в данной сфере, мудрец изучил все самые универсальные и эффективные техники боя, самозащиты, а также философию, религию и даже мистику. Именно поэтому существует четкое определение, что айкидо - это некий пусть слияния с жизненной энергией, или же процесс гармонизации и успокоения духа. Основа философии данного вида боя - в первую очередь защита, а не нападение. Более того, Уэсибва учитывает здесь защиту не только самого себя, но и нападающего. В настоящее время такое понятие, как единая техника айкидо, уже перестало быть актуальным. В различных уголках планеты делается акцент на те или иные приемы и их философские основы, появляются создатели новые подвидов этого боевого искусства, стили и практики.

История

Точная дата зарождения айкидо - это 1920 год, а место - городок Аябе. В это время Морихэй Уесиба был на стадии эмоционального провала, ушел из жизни его отец, а вместе с ним - двое сыновей. Утешение он находил, занимаясь изучением и применением философии религии Оомото-ке, что впоследствии повиляло на формирование основ айкидо. Вскорости слава о нем распространилась на все близлежащие поселки и города, как о гениальном учителе боевых искусств. Количество его студентов непримиримо росло. В 1922 году Уэсиба связывается со своим наставником, который ранее обучил его искусству Дайто-рю Айки-дзюдзюцу - Сокакой Такедой. Учитель приезжает в Аябе и помогает своему бывшему лучшему ученику так сказать, окончательно влиться в роль духовного и телесного наставника и стать мастером высшего пилотажа. Буквально полгода спустя Такеда вручает Уэсибе сертификат и тот отправляется в свое дальнейшее странствие по Японии. Так в 1922 году Морихэй официально создает свое собственное будо и дает ему название Айки-будзюцу или Айкидо.

Философия

Первоначальная японская школа айкидо, которая была основана самим создателем этого вида искусства боя, имела свою уникальную философию. Дело в том, что это даже не совсем боевое искусство, а, скорее, тонкая философия и религия. Морихэй Уэсиба длительное время изучал традиционные японские направления боя - дзю-дзюцу и кен-дзюцу, а также постиг в полном масштабе родную каллиграфию. На основе всего этого он создал свою систему боя или, скорее, ухода от боя, которая шла в противовес с традиционной бу-дзюцу (искусство убивать). Его школа айкидо учит каждого студента тем же основам бу-дзюцу, однако обращает их не в агрессию и как следствие - убийство, а в прекращение этой агрессии и подавлении противника посредством приемов, которые не наносят ему существенного вреда.

По мнению Уэсибы, любое проявление агрессии и желание убивать ведет к массовой дисгармонии. Его же боевое искусство направлено на то, чтобы подавить нападающего его же силой, обратить ее против него самого. Таким образом, противник самостоятельно отказывается от своей затеи и люди расходятся, восстановив гармонию и лад между собой.

Техника айкидо

С технической стороны в данном боевом искусстве можно выделить определенные моменты. Они же являются практической основой айкидо и, изначально, учатся в теории, а лишь после переносятся на практику. Первое - дух единения Айки, второе - дистанция безопасности Ма-ай, третье - уход с линии атаки Тай сабаки, четвертое - вывод соперника из равновесия Кудзуси. Также среди основных техник этого боя можно назваться своевременное реагирование, спиральные движения, использование центра тяжести, вращение, динамику и воздействие на точку равновесия противника. Немаловажным моментом является и Ки в айкидо - дыхание и энергетические потоки, которые перед началом боя стоит уловить и использовать в процессе. В целом можно сказать, что айкидо - это искусство, которое основано на природной биомеханике человеческого тела. Также тут применяются минимальные точечные воздействия на определенные точки, которые производятся в нужный момент и по определенному вектору.

Подрастающему поколению

В наше время популярно и востребовано айкидо для детей. Считается даже модным отводить своего ребенка на подобные внешкольные занятия. И в этом можно найти только плюсы, так как данный вид боевого искусства положительно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его духовный рост и успеваемость. Самое важное - это найти клуб айкидо, в котором будет преподавать действительно хороший мастер, который сам в совершенстве освоил эту технику и философию, и может правильно преподнести ее подрастающему поколению. Восточным единоборствам одинаково хорошо обучаются и девочки, и мальчики. Изначально, конечно же, дети идут туда с надеждой, что они смогут стать суперменами в школе и положить каждого на лопатки. Но, учась в таком клубе, они становятся скорее неформальными лидерами. Улучшается мозговая деятельность, повышается успеваемость по всем предметам. Более того, айкидо для детей учит, что агрессия и боль - это не то, что сделает их лучше.

Оборона в реальном мире

Что делать, если на вас напали в собственном дворе, когда вы поздно возвращаетесь домой? Как быть, если необходимо применить одну из боевых практик, так сказать в реальных условиях жизни? Именно для этого было создано реальное айкидо, или новое боевое искусство, которое полностью основано на наработках Уэсибы, но адаптировано под современный мир. Автором таких техник является серб - Любомир Врачаревич. Техника его направлена на максимально быструю нейтрализацию нападающего и дальнейший контроль над ним. Стоит также сказать, что реальное айкидо - это куда более жесткие приемы, захваты и удары, хоть они и направлены исключительно на самооборону. При изучении данного вида боевого искусства, в зале ученики нападают друг на друга, с целью воспроизвести реальную угрозу и научится грамотно избавляться от нее.

Оружие и его значение

В классическом варианте айкидо активно применяется оружие. Среди него можно выделить следующие атрибуты:

  • Боккен - меч из дерева для тренировок.
  • Танто - нож длиной в 30 сантиметров.
  • Дзе - шест из дерева, длина которого равна 128 сантиметрам.
  • Вакидзаси - укороченный меч.
  • Нагината - длинный меч.
  • Бо - посох из дерева или металла. Его длина - дело индивидуальное, должна дотягиваться от пола до подбородка бойца.

Что же касается реального айкидо, то применение оружия тут, в особенности такого уникального, полностью исключается. Используются лишь современные, так сказать орудия нанесения ущерба - пистолет, перочинный нож, палка и даже бутылка или кирпич. Такие предметы вручаются в руки тому, кто будет играть роль нападающего, и боец должен от него защититься.

Кэйкоги

Самый распространенный вид одежды, который используют на тренировках по восточным единоборствам - кимоно. Для айкидо используется, можно сказать, стандартный вариант такого одеяния, состоящий из брюк и куртки. Называется же он кейкоги, что расшифровывается как «кейко» - тренировка, «ги» - одежда. В России это название знают лишь профессионалы в данной отрасли, а новички и любители чаще всего называют такой костюм просто и понятно для нас - кимоно. Для айкидо, однако, шьется более плотная и прочная куртка, нежели для таких видов боя, как, скажем, карате. Это необходимо для того, чтобы боец мог выдержать сильные захваты и перенять вес противника на себя. На некоторых костюмах даже имеются специальные вставки, защищающие от определенных приемов.

Особенности куртки-кейкоги

Куртка для айкидо делается из материала с плетением в две-три нити. Вес ее зависит от размера и колеблется в пределах от 450 до 1000 грамм. Структура воротника мягкая, ширина рукава - средняя, не слишком большая, а также большой запах. Края каждой полочки должны достигать противоположного бокового шва. Общая длина изделия - до середины бедра. Качественная куртка-кейкоги всегда имеет дополнительные завязки в области груди. Они удерживают костюм на своем месте даже после самых сильных захватов и ударов и не дают ему смещаться и распахиваться.

Что же касается штанов, то их структура ничем не отличается от стандартной. Правда в последнее время стали выпускать брюки с накладками на коленях для амортизации ударов и падений, считается, что это очень удобно. Их длина - до середины икры, посадка средняя. Для обладателей черных поясов крайне важно, чтобы штаны во время боя не выглядывали из под хакамы, ни при каких условиях.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. С именем Морихея Уэсибы связано много легенд, и для одних он является великим мастером боевых искусств, а для других духовным учителем и мистиком. Многие восхищаются созданной им системой единоборств, названной айкидо Айкикай (далее айкидо). Но мало кто знает о том, что становление айкидо связано с деятельностью не только различных школ бу-дзюцу (боевых искусств), но и с традиционной для Японии религией -- синтоизмом. В данной работе мы рассмотрим преемственность учения Морихея Уэсибы от религиозной секты Омото-кё.

Актуальность данной работы заключается в использовании методологии, не применявшейся ранее для изучения этого вопроса. Данная методология позволяет проследить взаимосвязь и степень влияния Омото-кё, на религиозные воззрения Уэсибы в формировании айкидо.

Степень научной разработанности. Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается малоизученной. На русском языке исследований, имеющих степень научной разработанности в данном вопросе, не существует. Из переведенных работ можно выделить работу описывающего принципы айкидо и биографию Морихея Уэсибы написанную.

Цель: данной работы является, рассмотрение религиозно-философских концепций, повлиявших на формирование айкидо.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:

исследование истории возникновения и развития айкидо;

выявление религиозного фактора формирования айкидо;

анализ основных религиозно-философских концепций айкидо.

Объект и предмет: Объектом исследования является айкидо, а предметом религиозно-философские основания айкидо.

В исследовании мы применили методологию герменевтического анализа текстов Морихея Уэсибы и историко-философского анализа развития учения айкидо, позволяющую проследить взаимосвязь айкидо с религиозной сектой Омото-кё. В работе были также применены методы: анализа, синтеза и исторической реконструкции.

Новизна и практическая значимость:

На данный момент на русском языке не существует исследовательских работ, посвященных данному вопросу. Все работы, которые имеются, являются либо критикой со стороны представителей других единоборств, либо работами последователей самого Морихея Уэсибы. Кроме того, религиоведческий взгляд ранее не применялся в области изучения айкидо.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы:

В первой главе мы рассмотрим историю возникновения и развития айкидо.

Во второй главе мы будем рассматривать религиозный фактор, участвующий в формировании айкидо.

Третья глава посвящена рассмотрению основным религиозно-философским концепциям айкидо.

:ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АЙКИДО

Биографию основателя айкидо можно назвать, пожалуй, классическим жизнеописанием мастера боевых искусств Японии. И жизненный путь Уэсибы превратился в традиционное описание японского эпического героя. Его образ заключает в себе всё, что ценит душа современного японца: физически слабый в детстве, и непобедимый в зрелости, патриот, безжалостный к врагам Японии, участник войны, религиозный философ и мистик.

Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 г. и, следовательно, принадлежал к когорте «детей эпохи императора Мейдзи». В чем-то биография Уэсибы схожа с жизнью основателя дзюдо, Дзигаро Кано. Так же как и Кано, Уэсиба принадлежал к некогда знатному, но полностью разорившемуся самурайскому роду. Его прадед служил в личной гвардии сёгуна (военный правитель государства). Отец будущего основателя айкидо долгое время был профессиональным инструктором боевых искусств и даже обучал личную гвардию даймё (высшего военного сословия) из провинции Кии. Его положение было весьма прочным, а место -- доходным, но реставрация императора Мейдзи, лишившая самураев их статуса, полностью разорила и семью Уэсибы. Древний род пришел в упадок. Единственное, что смог оставить отец Морихея, - самурайскую гордость и понятие воинской чести. Получив хорошее воспитание, приобретя тягу к классической поэзии и живописи, Морихей к несчастью для него, был беден.

В классической биографии Уэсибы рассказывается, что юный Морихей был чрезвычайно слаб и болезнен. Нередко он подвергался насмешкам сверстников, а иногда его просто сильно колотили. Родители отдали его сначала в школу сумо (национальной борьбы), а затем и плавания, которое в то время считалось самурайским искусством. Плавать Уэсиба научился быстро, а вот сумо оказалось непосильным для него. Естественно, не все школы сумо воспитывали таких гигантов, каких мы видим сегодня, но даже минимальный вес борца в 70кг долгое время оказывался недостижимым для субтильного Уэсибы.

В 1901 г. восемнадцатилетний Уэсиба приезжает в Токио, и пробует себя в различных видах бизнеса и открывает своё торговое дело. Но, похоже, что некая детская обида продолжает жить в нём, Уэсиба всё больше времени посвящает себя занятиям будо. Ещё в Вакаяме он приобщился к дзю-дзюцу (традиционному рукопашному бою), считая, что человеку с его телосложением легче будет добиться успеха именно в этом направление, нежели в сумо. Уэсиба оказался прав: успехи его были столь значительны, что заставляли удивляться даже его учителей. Морихей стал быстро набирать мышечную массу, и вскоре при росте 155 см. он весил уже 74 кг. Теперь это был уже не щуплый юноша, но невысокий атлет с могучим торсом.

Дела в бизнесе у Уэсибы шли неплохо, радовался он и своим успехам в боевых искусствах, но тут он неожиданно и серьезно заболел. Фактически его лечащий врач считал, что Уэсиба находится при смерти, и, возможно лишь прекрасная физическая подготовка позволила ему вернуться к жизни. Из-за своего ослабленного состояния дела в своей торговой конторе он совсем запустил и как предприниматель Уэсиба потерпел крах. Болезнь и банкротство заставили его вернуться в родительское гнездо в Вакаяме.

Там его здоровье быстро восстанавливается; Уэсиба вновь полон сил и энергии, но Токио со своими жесткими законами не очень привлекают его. В бизнес возвращаться ему не хотелось, и тут Морихея овладевает новая идея, которую разделяли многие бывшие самураи. Место воина в армии, решает Уэсиба. Там он вскоре становится инструктором рукопашного боя, а затем с большим энтузиазмом участвует в русско-японской войне. Первые навыки реального боя будущий создатель айкидо оттачивал именно на русских, а судя по тому, что он выжил и даже был награждён за отвагу, делал это Уэсиба весьма неплохо.

Домой он возвращается со славой, но его подстерегает новая болезнь, на этот раз энцефалит. Вновь Уэсиба сражается один на один со смертью и выходит победителем, но испытание не проходит даром - что-то изменилось в его душе. Теперь он не ищет новые приёмы. Теперь Уэсибу влечет другое -- неизведанная глубина в самом человеке, та, что порой открывается нам в процессе занятий боевыми искусствами. Занятия дзю-дзюцу стали для Уэсибы не просто изучением приёмов, но мучительным поиском откровения, отклика Пути внутри себя. Циркуляция потоков внутренней энергии «ки», методы её концентрации и управления -- вот что теперь интересует Уэсибу.

В поисках духовного откровения Уэсиба приходит к старому наставнику дзю-дзюцу Такаги Киэти, который позже познакомит его с Таэда Сокаку -- великим учителем школы Дайто-рю айки-дзюцу. Именно эта встреча и стала переломным моментом в жизни Уэсибы. Он обрёл не столько учителя, сколько идею -- идею гармонии мира, равновесия, которая лежит в основе столь жестоких и опасных боевых искусств.

Именно здесь Уэсиба знакомится с мистическим понятием «айки», которое позже стало основой его собственной системы боевых искусств. Практически всю теорию будущего айкидо, равно как и его название, Уэсиба выносит из школы Дайто-рю, которая поразила его. С такой гармоничной теорией сочетания духовного и практического ему пришлось столкнуться впервые.

Форма проведения приемов всегда выражает некую внутреннюю сущность системы единоборства. Если рассматривать боевые искусства Японии, то на примере прямолинейных, резких движений каратэ-до видно, что они носят явно агрессивный характер, а приемы дзюдо или айкидо воплощают переход податливости и мягкости во всесокрушающую силу. Истинный боец обучается не столько приемам, сколько их внутренней сущности; а следовательно, и его характер может измениться под воздействием того стиля боевых искусств, которому он отдает долгие годы. Он может стать прямолинейным, напористым и агрессивным, может приобрести хитрость и уступчивость, из которой возникает скрытая атака, а может и научиться мягко, ускользать от любого столкновения, побеждая противника не за счет своей силы, но именно за счет агрессивного напора.

Лишь в одной школе Уэсиба встретил тот арсенал приёмов, который кажется, искал всю жизнь. Некогда полузакрытая школа Дайто-рю, в ту пору раскинула свои филиалы почти по всей Японии и широко принимала всех желающих. Но по-прежнему над этой школой витал дух таинственности. Именно из Дайто-рю айки-бу-дзюцу и вышло айкидо.

Что же оно собой представляло Прежде всего, многими своими чертами, например бросками по круговой траектории и заломами лучезапястных суставов противника, Дайто-рю напоминает современное айкидо, но значительно жестче. Так как считалось, что ни один элемент не должен носить показной характер, чего, по мнению некоторых в изобилии сейчас в айкидо. Школа айки-дзюцу была престижной, но полузакрытой, только для самураев. Уэсиба уже не застал чисто традиционного обучения, когда учитель передавал воспитаннику учение «от сердца к сердцу». Теперь всё было по-другому. Уэсиба вынужден был платить за каждый приём, по 300-500 иен, выполняя ещё и домашнюю работу в доме учителя. А обучался он около пяти лет. Правда, из пяти этих лет собственно занятиями было посвящено чуть более трёх месяцев. Сам Уэсиба неоднократно упоминал этот факт, то ли как свидетельство своих уникальных способностей, то ли как скрытый упрёк своему учителю, далёко не лишенному корысти.

Обучение айки-дзюцу было строго кодифицировано и строилось по «кустовому методу». В основе такого «куста» лежал простейший приём -- фактически базовый принцип, который более усложнялся. Ценилась не только прикладная значимость приёма, но и его красота, изящество, даже замысловатость. Базовые приёмы неимоверно разрастались, переходя в чисто показные элементы. Уэсиба в таком будо нашел именно то, что его волновало: и красивую технику, и философские рассуждения о гармонии в мире, и методы управления «ки». Чисто боевые аспекты дзю-дзюцу теперь его мало интересовали.

В 1916 г., в возрасте 33 лет Уэсиба покидает школу айки-дзюцу с дипломом от мастера Такэды Сокаку и, возвратившись в Вакаяму, встречает своего будущего духовного наставника, синтоиста Дэгути Онисабуро, лидера секты Омото-кё. Встреча с ним предрешила всю дальнейшею жизнь будущего создателя айкидо. Уэсиба уже подошел к той грани, когда чисто боевые аспекты будо перестали удовлетворять его. Он искал истину, стремился заглянуть в самую суть человека -- война. Уэсиба не раз слышал истории о великих самураях, которые, достигнув уникального мастерства, удалялись от людей в горы и там достигали просветления.

Морихей чувствовал, что что-то начало приоткрываться во время его обучения айки-дзюцу у Такэды Сокаку. Сам принцип достижения гармонии «ки» в процессе отработки приёмов был ему близок и понятен и понимал, что это его путь. Но безусловная коммерциализация школы мешала ему. Его душе требовался настоящий учитель, духовный, передающий Истину, а не приёмы.

О существовании Дэгути Онисабуро, Уэсибе поведал один из его товарищей. В то время Онисабуро только начал преподавание в горном местности Аябэ, вблизи от города Киото. Он проповедовал некое «Учение о Великой основе» -- Омото-кё, которое немногим отличалось от классического синтоизма. Вместе со своим новым учителем и ещё несколькими последователями, Уэсиба проводит в Аябэ в медитациях и духовных беседах около четырёх лет.

Дэгути учил, что ответ воина должен быть всегда пропорционален нападению. В древности самурай мог убить такого же, как он, самурая за небрежный кивок, за неправильно вложенный в ножны меч, а простолюдин вообще мог лишиться головы без всякой причины. Дэгути Онисабуро же привил Уэсибе другой подход: сопротивление злу должно быть адекватным нападению. Эта мысль и стала основной в идеологии айкидо.

В 1922 г. Морихей объявляет об открытии собственной школы, которую он тогда ещё традиционно именовал айки-бу-дзюцу. Для этого, по существующей традиции, он получил разрешение у своего наставника Такэды Сокаку. Но без ведома последнего, начал трансформацию технического арсенала Дайто-рю, что в свою очередь, конечно же являлось нарушением неписаного кодекса чести. Весь арсенал будущего айкидо был направлен именно на защиту, а не нападение; практически все приёмы можно было применить лишь тогда, когда противник напал первым. Удары рассматривались лишь в качестве вспомогательных элементов. А после бросков обычно следовал залом руки в лучезапястном, локтевом или плечевом суставах. В результате чего противник не мог продолжать бой, но никакой травмы при этом не получал. Так, постепенно начал прослеживаться принцип гуманности в айкидо.

Находясь под контролем своего духовного отца, Уэсиба в 1934 г, вместе с Дэгути отправляется в Маньчжурию с целью создания там отделения секты Омото-кё. Миссионеры развернули весьма активную деятельность, но несмотря на их старания и, в связи со сложившейся политической обстановкой на территории Маньчжурии, они были вынуждены в скором времени вернуться в Японию. Лично для Морихея это путешествие открыли новый этап в его организационной деятельности, и он попадает в высшие военные и правительственные круги. Тем самым ему открылся путь вверх по иерархической лестнице государственных структур. И Уэсиба смог воспользоваться уникальной возможностью для пропаганды своих религиозных идей и собственной боевой системы.

В 1939 г. Уэсиба открывает первую официальную школу айкидо. Располагалась она при небольшом синтоистском храме Ивами, который в наше время превратился в религиозный, духовный и боевой центр айкидо. А спустя два года резко расширяет самостоятельное преподавание боевых искусств и меняет традиционное название айки-будо на айкидо. Обретя, после смерти своего учителя Такэды полную самостоятельность, Уэсиба пользовался огромной популярностью среди мастеров боевых искусств, полиции и армии. Но постепенно такие занятия перестали его удовлетворять и, оставив преподавание в военных и полицейских организациях, Уэсиба занялся только своими учениками и религиозной практикой.

Находясь в постоянных духовных поисках, Уэсибу периодически посещает сатори (просветление). Из религиозной практики синтоистов видно, что далеко не всегда пришедшее озарение бывает окончательным. Оно могло оказаться и одномоментным, но опыт этого переживания сохраняется на всю жизнь. Либо как в случае с основателем айкидо, возникать неоднократно и с возрастающей силой. В частности Морихею Уэсибе по его словам, посчастливилось пережить такой мистический опыт трижды. После одного из такого сатори, Уэсиба добровольно вместе с небольшой группой близких учеников, удаляется в горы и селится в маленькой деревушке префектуры Ибараки. Где проводят несколько лет в тренировках, медитациях, сложных ритуалах общениях с духами и длительных церемониалах. Можно сказать, айкидо в ту пору, существовало только в качестве закрытой мистической секты.

Из своего добровольного заточения в горах Уэсиба выходит лишь после окончания второй мировой войны, переселяясь с ближайшими учениками в Токио. Он решает, что его цель объяснить людям духовную истину айкидо, причем не, только японцам, но и всему миру. Уэсиба ощущает себя проповедником, духовным наставником, который посредством боевых искусств учит людей гармонии и разъясняет им суетность этого мира.

В том айкидо, которое создавал Уэсиба, существовало немало ритуалов поклонения духам, сложных синтоистских обрядов и мистерий. Но основатель айкидо прекрасно понимал, что чисто духовная, полузакрытая сектантская проповедь уже не устроит современных японцев, всё больше контактирующих с западной цивилизацией. И Уэсиба создаёт первый массовый клуб айкидо, который открывает свои двери для всех желающих. А вскоре, в 1948 г., создаёт и ассоциацию Айкикай. Наибольший рост популярности айкидо пришелся на 50-60-е гг. В июле многие высшие награды японского фестиваля боевых искусств завоевали представители не каратэ, как ожидали многие, а айкидо. Открылось много университетских клубов, принявших тысячи студентов и простых слушателей.

Сам Уэсиба держался особняком от мирских дел, и фактическое руководство доверил своему сыну Кисэмару Уэсибе. Единственное, чего требовал Морихей, -- сохранения строгой иерархии и соподчинения, что в принципе сохраняется и до сих пор. Во всём мире официальные национальные организации айкидо существуют исключительно как филиалы Айкикая и создаются с его согласия. Остальные, либо считаются «неофициальными» и стоящими вне истинной традиции айкидо, либо являются создателями собственных стилей, но с разрешения Айкикая.

Последний период своей жизни Уэсиба провел, в префектуре Ибараки, где им был построен синтоистский храм айки. И где со слов своих учеников, в конце жизни Уэсиба активно общался с духами, считая, что они принимают участие в создании айкидо. Основатель айкидо ушел из жизни 26 апреля 1969 г., но его последователи считают, что он превратился в одного из духов -- хранителей или по другому, ками.

Итак, несложно сделать вывод: Уэсиба основал не столько школу боевых искусств, сколько религиозную секту, а точнее -- продолжил традицию Омото-кё. Не случайно его ученики вспоминают, что все лекции Уэсиба базировались на классических текстах Омото-кё. Сам же его образ как носителя «Истинного будо» канонизировался еще при жизни. И Морихей Уэсиба превратился в живое воплощение айкидо, точнее -- его мистического аспекта.

Как ни коротка история айкидо в России, но столько желающих ее рассказать, что невольно приходит на ум анекдот про Ленина и бревно, который применительно к нашей ситуации подходит как по количеству человек, заявляющих, что они несли это бревно, так и по той свободной интерпретации, кому досталась самая тяжелая его часть.

Понимаю, что это не скромно, понимаю, что кому-то это не нравится, но волею судеб я не просто оказался в гуще событий, связанных с зарождением и развитием айкидо в СССР и в последующем в России, но эта история творилась при непосредственном моем участии. И, несмотря на то, что до меня доносились разные фантастические рассказы о происходивших событиях, непосредственным участником которых я был, я полагал, что время написания истории айкидо у нас еще не наступило, да я и не отношу себя к любителям мемуарного жанра. Многие недоумевали, почему я как очевидец не берусь за перо, чтобы внести ясность и написать, как оно все было на самом деле, но я все отнекивался, полагая, что главное - конкретное дело, а не слова, вокруг него. Но, к сожалению, истину легко скрыть, а факты извратить, особенно когда по прошествии времени уже не будет тех, кто может подтвердить или опровергнуть. Это и стало тем последним аргументом, который подвигнул меня на это неблагодарное занятие - рассказать, как это было. Я понимаю, что написать это нужно именно сейчас, когда еще так много живых свидетелей происходившего, и каждый сможет взять слово, если будет с чем-то не согласен.

Андеграунд

Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

Всем, занимающимся айкидо, интересно появление и развитие айкидо в мире, но, наверное, занимающимся айкидо в России интересна история появления айкидо в России, и естественно, возникает вопрос: «А кто же первый?»

Мы понимали, что со временем будет много кандидатов, которые захотят, чтобы именно их считали первыми, и утверждать это будет тем проще, чем меньше будет оставаться участников тех событий. Мы понимали это, и мы действительно серьезно занимались анализом и историей - кто же первым начал практиковать айкидо в СССР. Мы анализировали происходившее не только в больших городах, но и в глубинке, расспрашивали иностранных специалистов о русских, которые тренировались за рубежом.

Возможно, действительно есть люди, которые занимались айкидо гораздо раньше описываемых здесь событий, и мы не смогли их выявить, но существует достоверный факт, что первая секция, именно секция, которая была организована на территории СССР - была организована Владиславом Алексеевичем Рукавишниковым . Молодым преподавателем он был послан работать в Мали, где впервые узнал и увлекся айкидо, занимаясь в секции сенсея Ван Бая. Вместе с ним айкидо практиковали еще двое русских, которые вернувшись в СССР прекратили занятия, во всяком случае, никаких сведений о том, что они продолжали заниматься айкидо сами, либо организовав группу, мы не имеем. Напротив, Владислав Алексеевич Рукавишников, вернувшись в СССР в 1969 году, организовал секцию айкидо.

Какие были яркие вдумчивые айкидоки первой поры: Альфат Макашев, Олег Андреев, полковник Липовка. Как много могли бы они сделать для айкидо, но жизнь распорядилась иначе. Человек предполагает, а Бог располагает. Только Альфат Макашев остался в айкидо. Олег Андреев - директор фабрики Микробиологических удобрений в Колпино, полковник Липовка - преподаватель Военного института физкультуры. Кстати, его диссертация была именно по айкидо.

Я впервые познакомился с айкидо в начале 70-х годов по какой-то книге, и первые попытки разучить эти приемы я предпринимал со своим другом, в то время актером Пушкинского театра Костей Смирновым. Сегодня отец Константин служит в церкви на Конюшенной площади, в той самой, где отпевали Пушкина. После Константина Смирнова моим партнером по айкидо стал мой ученик по самбо и дзюдо Володя Спиров. Сейчас он живет в Лондоне.

В то время я очень увлекался кэмпо и любил спарринговать с каратистами. Благодаря этим спаррингам я был вхож в мир каратэ , и примерно в 1973-74 годах я познакомился с крайне интересным человеком, человеком огромной эрудиции, по достоинству не оцененной до сих пор, Альфатом Макашевым. В Петербурге его знают как «отца восточных единоборств», первого тренера по каратэ, подготовившего целую плеяду тренеров и чемпионов. Через него я и познакомился со всей группой, практиковавшей в Ленинграде айкидо под руководством В.А. Рукавишникова. Периодически мы встречались, обменивались опытом. Также были очень интересные тренировки, которые проводил приезжавший из Москвы Герман Васильевич Попов, большой специалист по единоборствам. Основное его направление, которое он практиковал, была школа Чой, но он очень много интересного показывал и из раздела айкидо.

Существует мнение, что мы оказались в положении сирот, не имея зарубежных наставников, но анализируя тот период и оценивая положение дел в нашем айкидо сегодня, я все больше утверждаюсь в мысли, что нам в некотором смысле повезло: у нас не было Учителей , беспрекословному авторитету которых мы должны были подчиняться, принимая на веру их восприятие айкидо. С ними у нас не было бы возможности такой большой и кропотливой творческой работы по поиску истины, по раскрытию секретов айкидо. Разглядывая снимки и рисунки в книгах, мы старались понять все тонкости проведения приемов, исходя из накопленных знаний и законов дзюдо, самбо, рукопашного боя и т.д. Сотни и тысячи раз мы пробовали разные варианты, даже самые нелепые. Это дало нам возможность прочувствовать на себе и сформулировать основные принципы, на которых построено айкидо. Найти «узелочки» в приемах. Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

С каким удовольствием вспоминается то время. И не только потому, что мы были молоды. С какой чистотой и бережностью мы относились друг к другу. Это было самое чистое по духу айкидо без интриг, политики и попыток самоутверждения за счет других. Как восторгались тем новым, что удавалось понять. Мы находились в атмосфере свободного творчества, не связанные никакими условностями, корыстью, оглядкой на начальство и на результаты (система оценки тренерской деятельности в спорте). Не было организационной структуры, не надо было заниматься администрированием. Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

С середины 80-х годов появились практикующие айкидо в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, и других регионах. Я знаю, как там развивалось айкидо, но писать о развитии айкидо в других регионах считаю неправильным. Иначе это будет описание истории развития айкидо в каждом из регионов. Возможно, в дальнейшем я расскажу об этом подробнее.

На пути к официальному признанию айкидо в СССР


В середине 80-х годов в тогда еще Ленинград к моему знакомому приехали его друзья из Швейцарии. Среди них была девушка по имени Карола, которая занималась айкидо и имела 1-й Дан. Я встретился с ними и договорился с Каролой о совместной тренировке.

Мы с Альфатом стали штудировать технику, готовя самые замысловатые комбинации. А она попросила нас показать только иккё . И всю тренировку мы занимались только иккё . Зато какое разнообразие техники, сколько тонкостей мы узнали. И самое главное - мы поняли, какое большое значение в изучении техники айкидо имеет кихон , мы впервые увидели принципы преподавания айкидо японцами и узнали многие упражнения разминки. Это была наша единственная встреча с Каролой. Позже она прислала мне учебник по айкидо, который пошел по рукам и вернулся ко мне только лет через 15, и то благодаря дарственной надписи на нем.

В 1987 году я смог получить официальное «в порядке эксперимента» разрешение на преподавание айкидо.

В этом же году меня пригласил в качестве тренера по айкидо в кооператив «Ювентус» Яков Борисович Никитин , созданный им на базе Педиатрического института, а на следующий год я начал тренировки по айкидо еще в двух залах.

В 1988 году была открыта секция айкидо в Тихвине. В 1989-м под руководством Василия Емельяненко начались занятия в созданном им клубе по направлению Такемусу . Василий с первых дней имел тесные связи с айкидоками из Скандинавии, благодаря которым у них был быстрый прогресс, лишенный ошибок.

Начали открывать секции наши ученики. В городе образовалось довольно большое количество клубов, что дало нам возможность 7 января 1989 года создать Федерацию Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

В 1988 году в Москве прошла учредительная конференция по созданию Федерации Боевых Искусств СССР, которая ставила своей целью провести ревизию и объединение практикующих восточные единоборства, а так же создать условия для дальнейшего их развития.

На этой конференции мы познакомились с Александром Качаном , Огняном Найдовым-Железовым и другими ребятами, практикующими айкидо в Москве. Они имели связи с Айкикай Хомбу Додзё. Более того, Московский Университет, благодаря им, имел аккредитацию в Айкикай Хомбу Додзё. Их же заслуга в том, что еще при подготовке этой Конференции айкидо как полноправный член было внесено в список восточных единоборств, практикующихся в СССР.

21 января 1990 года в Москве Слава Матвеев организовал первый в СССР Всесоюзный семинар по айкидо. Это дало сильнейший толчок в развитии айкидо в СССР, в чем, несомненно, главная заслуга Славы. Были приглашены практикующие айкидо из многих городов и республик СССР. Приехали те, кто создал первые секции айкидо на Украине, в Белоруссии, в Азербайджане, в Узбекистане, в Казахстане, в Эстонии, в Латвии, городах - Курск, Новосибирск, Владикавказ, Барнаул и т.д., прошу прощения у тех, кого не назвал. Ленинград был представлен Федерацией Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

Этот семинар прошел довольно драматично, но его результатом стало создание Всесоюзной комиссии по развитию айкидо в СССР, которую возглавил начальник Управления единоборств Госкомспорта СССР Юрий Алексеенко . Кроме того, произошло реальное объединение практикующих айкидо.

С этого времени начались регулярные встречи, совместные тренировки, проведения фестивалей и праздников, приглашения друг друга на семинары, которые зачастую проводили иностранные специалисты. Всесоюзная комиссия стала регулярно проводить совещания по рабочим моментам, оказывать помощь практикующим айкидо на местах.


В данной книге рассказывается не только о приемах айкидо, методах и тактике ведения боя, но раскрывается философия этого самурайского боевого искусства. Показано главное отличие айкидо от других видов восточных единоборств – его ярко выраженный оборонительный характер. Также книга знакомит читателей с наиболее знаменитыми мастерами айкидо, их вкладом в развитие такой глубоко философской системы самообороны.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевое айкидо. Философия боя. Система обороны (А. Н. Григорьев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Боевое искусство айкидо

«Я нахожусь всего лишь на первой ступени айкидо, и я еще продолжаю постигать его… и будущим поколениям оставлю после себя наследие – айкидо!»

М. Уесиба

Айкидо как искусство самозащиты

Айкидо разработано в Японии. В нем объединены практические способы самозащиты, представленные в фехтовании на копьях и мечах, а также в различных эзотерических видах боевых искусств, таких как дзю-дзюцу (у нас более привычно произношение джиу-джитсу), айки-дзюцу и др. И очень важно, что уже с самого начала упор делался на типичном для айкидо единении в одно целое мысли и действия, а также на высвобождении энергии Ки (в китайской традиции – Ци). Совокупность этих характерных особенностей и делает данное боевое искусство привлекательным и интересным, причем заниматься айкидо могут люди любого возраста и пола, а методы тренировок таковы, что позволяют добиваться очень высоких результатов. Имеет значение и то, что самозащита путем применения приемов айкидо дает возможность противостоять как одному нападающему, так и нескольким.

Длительное время к тайнам айкидо мог прикоснуться лишь небольшой круг посвященных. Сейчас, когда о нем написано и рассказано немало, его считают едва ли не самым сложным из боевых искусств, а при высоком уровне овладения им – уникальным и наиболее эффективным методом развития физических и духовных способностей человека. Именно поэтому все расширяется круг последователей этой системы.

Слово «айкидо» состоит из иероглифов – ай («гармония»), ки («внутренняя сила, дух»), до («путь»), что можно перевести как «Путь обретения гармонии энергии сознания, или духа» или «Метод гармонизации энергии», или «Способ координации (согласования) умственной и физической энергии» (рис. 1).

Рисунок 1. Иероглифы ай, ки, до


Основатель айкидо – О’Сэнсэй Морихеи Уесиба – называл его «Путь к гармонии между человеком и Вселенной». Отсюда и цели, которые ставятся перед этой системой, – понимание себя, других и Вселенной; достижение гармонии с самим собой, с окружающими и природой; воспитание уважения к человеку, жизни, традициям, обычаям и к миру вообще. «Цель айкидо заключается в достижении гармонии человека со Вселенной, превращение человека в необъемлемый элемент Вселенной», – писал М. Уесиба.

С позиций техники айкидо представляет собой совокупность изящных и даже изысканных движений. Его приемы элегантны и красивы, плавно перетекают один в другой, превращаясь в своеобразный танец. С точки зрения практики айкидо – это способ самозащиты, могущий использоваться при различных видах атак. При реальной угрозе человек, владеющий айкидо и исповедующий его принцип ненасилия, оставляет первый шаг за противником. Система приемов самозащиты такова, что соперник никогда не получает сколько-нибудь значительных травм, его просто нейтрализуют. Цель айкидо не победа над агрессором, а защита (по словам мастера Мицуги Саотомэ, «пытаясь победить, вы проигрываете»).

Соответствующая реализация самозащиты предоставляет значительное преимущество в тактике и неограниченную свободу маневра в отличие от нападающего, действия которого сужены исключительным желанием атаковать. Например, в айкидо есть прием, называющийся «шихо нагэ», что в переводе означает «четырехсторонний бросок», т. е. у защищающегося имеются полная свобода действий, выбор направления движения в зависимости от обстановки. Или такой пример: ирими («вход») – важная часть техники айкидо. Однако это вовсе не обязательно шаг навстречу противнику. Его воплощение гораздо шире и предполагает перехват инициативы, причем движение может осуществляться в любую сторону – по кругу, спирали, назад, влево, вправо… М. Уесиба учит: «Перед вооруженным мечом противником, на грани жизни и смерти, нужно полностью контролировать свой разум и тело и сохранять абсолютное спокойствие. Немедленно определите замысел противника и, не давая ему ни малейшего шанса осуществить этот замысел, переместитесь, как считаете нужным, – прямо, по диагонали или в любом другом, соответствующем вашему плану, направлении».

Айкидо – это прежде всего самозащита, но отнюдь не пассивная.

В айкидо нет понятия атаки в том смысле, как это принято в различных видах борьбы. Она строится на ответных действиях, защищающих от неспровоцированной агрессии: можно удачно избежать атаки противника, дезориентировать его, вывести из равновесия, прижать к полу… При этом энергия атаки нападающего постоянно контролируется, усиливается и переориентируется на него. Отсюда колоссальное разнообразие приемов, которые невозможно абсолютно одинаково повторить дважды; отрицание приверженности к одному, даже очень эффективному методу.

Чтобы защита была надежной, необходимо сохранять свободное сознание, которое сможет уловить малейшее изменение обстоятельств и тут же адекватно среагировать на него. Выдающийся мастер Мицуги Саотомэ по этому поводу говорил так: «Движение защиты – это не игра, это очень серьезная вещь. Когда враг пытается вас убить, у вас есть один выбор: остаться жить или умереть… Занятия айкидо учат ваше тело быть гибким и восприимчивым, они учат ваше сознание сохранять спокойствие, а ваш взор – сохранять ясность, чтобы страх, злость или отсутствие уверенности не мешали вашему телу двигаться…»

Будучи искусством самозащиты, айкидо признает, что при внешней агрессии каждый вправе защитить себя. Вопрос в том как. Это полностью определяется уровнем его индивидуального физического или духовного развития. Если он низок, то реакция человека скорее всего окажется неадекватной, непродуманной и поэтому неэффективной. Неподготовленный человек постарается причинить нападающему максимально возможный для него вред; обученный боевому искусству нанесет серьезные травмы или убьет; владеющий айкидо сумеет мягко нейтрализовать даже грубую силу, контролируя все аспекты защиты и нападения. Это дает возможность защититься, не нанося атакующему увечий.

Айкидо не только позволяет защитить себя, но и предлагает технику, дающую возможность сделать это наиболее результативно. При этом всегда имеется в виду, что защищающийся ответствен за непричинение ущерба здоровью нападающего. Ведь он стоит на низкой ступени, а вы ориентированы на достижение высшего уровня, на котором можно защитить себя без применения грубых способов, а только опираясь на свои способности и знание техники.

Перед нами своеобразная и сложная концепция самообороны, которая своей трактовкой слова «защита» отличает айкидо от других видов боевых искусств.

Основатель и истоки айкидо

Айкидо относится к японским боевым искусствам, но пользуется популярностью и широко распространено во всем мире. Это можно объяснить природой самого айкидо, а также личностью его основателя – Морихеи Уесиба – и его выдающихся учеников и последователей.

Морихеи Уесиба родился 14 декабря 1883 г. Он был невысокого роста, рос довольно болезненным ребенком, физически не слишком сильным, подвижным играм предпочитал чтение книг и рассказы о своем прадеде-самурае Кичиемоне. От своего отца он унаследовал решительность и упорство самурая, интерес к общественной деятельности, от матери – любовь к искусству, литературе и религии. Он посещал школу сумо и плавания, куда отдали его родители в надежде укрепить здоровье Морихеи.

Когда ему исполнилось 18 лет, Уесиба перебрался в Токио, где пытался попробовать себя в бизнесе. Именно в это время он заинтересовался боевыми искусствами, начал заниматься дзю-дзюцу и кэндо (фехтованием на мечах). Однако из-за болезни он вынужден был вернуться домой.

С 1903 г. Уесиба служит в армии, где очень быстро продвигается по службе, чему в немалой степени способствовали его энергичность и мастерство владения мечом и штыком. Он участвует в Русско-японской войне 1904–1905 гг., после которой выходит в отставку и отправляется домой. Там Морихеи возобновил занятия дзю-дзюцу под руководством мастера Такаки Киеччи. Здесь же он встретился с выдающимся мастером дайто-рю-айки-дзюцу Такедой Сокаку, который оказал на него большое влияние. (Сокаку был наставником школы древнего клана самураев Такеда. Уесиба вспоминал, что мастер обучал исключительно детей знатных родителей. Чтобы учиться, Морихеи нанялся к нему на службу и за каждый освоенный прием выплачивал 300–500 иен. За 5 лет, что Уесиба провел на Хоккайдо, учитель занимался его обучением не более 3 месяцев.)

После смерти отца в 1920 г. Уесиба меняет свою жизнь, начинает изучать философию, религию и др. Духовная личность Морихеи сформировалась под воздействием Дегучи Онисабуро, известного религиозного деятеля, кредо которого составляла проповедь ненасильственного сопротивления (с 1919 г. Уесиба состоял в религиозной организации Омо токё, которую возглавлял Онисабуро). К этому времени Уесиба приобрел славу известного мастера, владеющего джиу-джитсу, кэндо, айки-дзюцу. Онисабуро рекомендуем ему открыть школу боевых искусств, что он и сделал. Обладая глубокими познаниями в этой области и имея продолжительную практику, Уесиба смог сформировать собственную форму будо («воинского искусства»), которое в 1938 г. получает название сначала «айки-но мити» («дорога айки»), потом «айки-будо» («боевой путь айки»), что подчеркивало философскую и духовную сущность нового вида боевого искусства. Развитие его, однако, сдерживала начавшаяся Вторая мировая война, хотя Уесиба и продолжает работать над его усовершенствованием. События военных лет, окружающая жестокость и царящий вокруг шовинизм потрясли мастера. Он решает изменить название своего детища. С февраля 1942 г. айки-будо именуется айкидо. Уесиба говорил об этом: «Так как слова «гармония» и «любовь» могут выражаться словом «ай», я решил назвать свое уникальное будо – айкидо. Слово «айки» и уходит корнями в прошлое, но то значение, в котором употребляли его воины прошлого, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. В айки я вкладываю свое значение: айки – это не прием, с помощью которого побеждают врага, айки – это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить все живое в одну семью».

Результатом подвижнической деятельности Уесибы стал комплекс, включающий несколько тысяч приемов. В большинстве своем это болевые захваты и замки рук в сочетании с бросками, в процессе которых активно используются биоэнергетический потенциал организма человека. Психофизической основой айкидо является продолжительный аутотренинг. В 1920-е гг. были сформулированы и программные положения школы: «Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с каким-либо смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее «ки» (вселенскую биоэнергию), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в воинском искусстве любого вида не должны иметь целью уничтожение противника, а наоборот – вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим».

После войны, в период всеобщего духовного упадка Уесиба решается продемонстрировать свое искусство людям с целью помочь им обрести душевное равновесие и уверенность в будущем. Успех превзошел все ожидания, айкидо очень быстро распространилось по стране, узнали его и в других государствах. У великого мастера появились многочисленные ученики. В 1948 г. была создана Айкикай – Ассоциация айкидо, вопросами организации и деятельности которой стал заниматься Киссемару Уесиба, его сын. Сам гениальный учитель уехал в Ивама, где открыл духовный центр айкидо – храм Айки. Это место поклонения сорока трем богам, которые покровительствуют и дают силу айкидо.

Морихеи Уесиба умер 26 апреля 1969 г. Ежегодно 29 апреля в храме Айки проводятся богослужения в память о нем.

После смерти основателя в айкидо многое изменилось. В настоящее время существуют многочисленные направления, которые в той или иной степени ассоциируют себя с этим боевым искусством. Назовем некоторые из них.

Айкикай Со Хомбу (это стиль, разработанный Морихеи Уесибой, который продолжал сначала его сын Киссёмару Уесиба, а потом его внук Моритеру Уесиба); Ивама-рю (стиль мастера Морихиро Сайто); Айкидо школы Уесиба (стиль мастера Мицуги Саотоме); Йосикай Айки-до (стиль мастера Годзо Сиода) и др.

При изучении айкидо нельзя забывать об его истоках. Япония – страна, которой в области боевых искусств отводится особое место, поскольку их техники разнообразны, систематизированы, совершенны, сопровождаются философскими идеями, бла годаря которым они не только сохранились, но и достигли более высокого уровня, отойдя от исключительно утилитарного использования. В японских боевых искусствах представлены техники боя как с применением оружия, так и без него. Ко второй группе относятся дзю-дзюцу, айки-дзюцу и карате, которые с древних времен формировались и развивались параллельно. Дзю-дзюцу, айки-дзюцу сложились в среде воинов и предназначались для того, чтобы во время боя уметь сражаться без оружия. Поэтому в их техниках немало общего. Различие состоит в том, что айки-дзюцу – принадлежность воинской элиты – самураев (кроме того, на него сильное влияние оказали китайские воинские искусства), а также в том, что в их основе лежат разные философские концепции. Карате (более раннее название – «окинава-тэ» – «рука Окинавы») было распространено среди обычных людей Окинавы (спорной территории Японии и Китая). Но в айкидо можно найти их элементы, причем в более продвинутом виде.

Айкидо представляет собой не просто приемы самозащиты, это путь объединения физического и духовного начал, развития и самосовершенствования человеческой личности. В его основе лежит древнее искусство айки-дзюцу, включающее аутотренинг, психофизическую саморегуляцию, для того чтобы быть способным концентрировать и активизировать Ки, повышать приспособительные возможности организма в конкретной ситуации для нейтрализации агрессора. Точно так же, как в айкидзюцу, в айкидо Уесиба придавал особое значение психической и соматической релаксации, благодаря которой можно удерживать внутреннее равновесие и спокойствие независимо от степени напряженности ситуации и обращать атакующую силу противника на него самого. Увлекая его своими плавными движениями, как будто поддаваясь и противопоставляя натиску свою якобы податливость, мастер вынуждает соперника двигаться в заведомо невыгодном направлении и падать в пустоту под воздействием инерции своего движения. При этом владеющий айкидо, совершая движения и перемещения, остается устойчивым, сохраняет координацию движений и абсолютное душевное спокойствие.

Движения айкидо при взгляде со стороны кажутся воплощением легкости и элегантности, а в действительности они наполнены огромной внутренней силой, которую мастер реализует в нужный момент и с необходимой скоростью. В айкидо практикуются кругообразные движения вокруг собственной оси, что очень похоже на вращение волчка. Заставляя противника перемещаться по плавной, округлой траектории, мастер, вращаясь вокруг оси, втягивает соперника в свое движение, чем нарушает его равновесие. Усилить воздействие в определенных случаях можно посредством применения болевого приема. Отсюда понятно, насколько важно иметь не только отличную физическую подготовку и мастерски владеть техникой айкидо, но и быть психологически натренированным, чтобы не терять самообладания.

Кроме приемов айки-дзюцу, Уесиба использовал и искусство дзю-дзюцу («мягкое искусство»), в частности принципы гибкости и изворотливости; из кен-дзюцу заимствовал движения рук, способы перемещения и искусство избегать ударов; из яридзюцу – ирими («вход в схватку»); традиции дайторю, кито-рю (школ в которых он обучался в свое время), а также других японских и китайских видов боевого искусства, причем он существенно их модернизировал.

В духовном плане особенности айкидо восходят к религиозно-философским истокам (синто, буддизму, омото-кё). На их основе Уесиба сформулировал пять постулатов айкидо.

1. «Айкидо – это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный разум, который содержит все и все объединяет».

2. «Айкидо – это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле».

3. «Айкидо – это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным сознанием».

4. «Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной».

5. «Айкидо – это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога».

Философия и принципы айкидо

Об айкидо говорят, что это самое философское из всех известных боевых искусств. Это так и есть, тем более что и сам основатель «Пути гармонии» говорил по этому поводу следующее: «Нет философии – нет айкидо». М. Уесиба – великий мастер боевых искусств, однако, будучи глубоко верующим человеком, он много времени и сил отдал исканиям духовным. Пережив в 1942 г. просветление, Уесиба беседовал со своими учениками о философии айкидо, а также говорил со всеми, кому требовался его мудрый совет.

Его высказывания были революционными и одновременно имели глубокие корни в классической традиции. Жизнь самураев, известных своим бесстрашием и презрением к смерти, была такова, что делала их не только воинами, но и философами. Но до этого немало лет уходило на обучение и приобретение опыта. Уесиба прошел суровую школу жизни, и его мудрость – это итог напряженных тренировок и результат глубоких духовных поисков и размышлений.

Философская система айкидо построена на определенных принципах, понять которые можно из отдельных высказываний О’Сэнсэя, сделанных им в разное время. И самыми важными из них являются:

1) благодарность Вселенной за дарованную жизнь. Как говорил мастер Уесиба, «когда вы кланяетесь Вселенной, она кланяется в ответ; когда вы произносите имя Бога, оно эхом отзывается внутри Вас»;

2) благодарность предкам и предшественникам (прародителям, учителям, первооткрывателям и др.), жившим до нас и оставившим нам культуру и традиции;

3) благодарность окружающим людям за то, что они строят дома, растят хлеб, поддерживают нас и т. д. Уесиба говорил: «На самом деле у меня нет учеников. Вы – мои друзья, и я учусь у вас. Я продвинулся настолько далеко только благодаря вашим упорным тренировкам. Я всегда благодарен за ваши усилия и сотрудничество. По определению, Айкидо означает взаимодействие со всеми, взаимодействие с богами и богинями всех религий»;

4) благодарность растениям и животным, дающим нам хлеб насущный.

Любая философская система опирается на нравственные принципы. В айкидо это:

1) добродетель храбрости, под которой подразумеваются «смелое действие», «храбрая отдача» и «доблестная жизнь». Благодаря этой добродетели развиваются сила воли и решительность. Айкидо учит действовать на высших уровнях и побеждать честно, поэтому для него неприемлемо нападать на доступные цели, поэтому оно отдает первый удар противнику.

По словам основателя Уесибы, «победа, к которой мы стремимся, в том, чтобы преодолеть все вызовы и сражаться до конца, достигая своих целей». Символ добродетели храбрости – огонь;

2) добродетель мудрости, которой можно достичь, если никогда не останавливаться и не прекращать учиться. По этому поводу Уесиба сказал: «Учитесь и тренируйтесь, а потом размышляйте над своим продвижением. Айкидо – искусство глубокого изучения, искусство знания». Символ – небеса как знак всеобъемлющего знания;

3) добродетель любви, о которой Уесида говорил следующее: «В истинном будо нет врагов. Истинное будо – это проявление любви. Путь воина не в том, чтобы разрушать и убивать, но способствовать жизни, непрерывно созидать. Любовь – это божество, которое действительно может защитить нас. Без любви ничто не может процветать. Если не будет любви между людьми, это будет концом нашего мира. Любовь рождает тепло и свет, который поддерживает мир». Символ любви – Земля;

4) добродетель сочувствия. Философия не существует в пустоте. Поэтому всегда следует думать о том, как те или иные наши поступки и действия отражаются на окружающих людях и на мире вообще. Если понимание айкидо неприложимо к сфере человеческих взаимоотношений, то ценность его невелика. О’Сэнсэй говорил: «Прежде всего, Вы должны привести в порядок свою собственную жизнь. Затем Вы должны узнать, как сохранить идеальные взаимоотношения в собственной семье. После этого Вы должны стремиться улучшить условия в своей стране и, наконец, жить в гармонии с миром в целом».

Жизнь несовершенна и часто несправедлива, человек страдает от болезней, старости, потери близких, но добродетели айкидо помогают выстоять и принимать то, что каждому предназначено. Философия айкидо, призывая нас становиться храбрее, мудрее, более внимательными и любящими, дает средство справиться с теми вызовами, которые предлагает нам жизнь.

«Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад. Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы. Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей. Радостно, с нетерпением ждите каждого нового дня и примите все, что бы он ни принес» (М. Уесиба).

Итак, айкидо – это относительно молодое боевое искусство, однако вобравшее в себя подходы и мировоззрение, насчитывающие тысячелетия. Главное, что отличает его от других видов спортивных единоборств, состоит в том, что в айкидо придается особое значение подлинному духовному развитию. Идея айкидо в том, что, даже не будучи сильным физически, можно справиться с мощным противником благодаря блестящей технике, подвижности ума и гармонии со Вселенной («Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной», – говорил М. Уесиба).

Практикующий айкидо должен еще до нападения мысленно проститься с жизнью, что позволит ему слиться с противником. Такое состояние, при котором сознательное мышление отсутствует, японцы называют «мусин». При этом рассудок и тело превращаются в единое целое и функционируют, ведомые исключительным внутренним чувством и силой духа. Овладев этим искусством, можно перемещаться с огромной скоростью и в ситуации, когда дело решают секунды, действовать невероятно быстро. Когда встречаются равные по всем параметрам противники, тот из них будет обладать преимуществом, у кого разум доведен до состояния мусин, чье внимание безгранично. Имея духовное превосходство, можно одержать победу еще до схватки.

Традиционно айкидо относится к боевым видам искусства, но по своей сути оно есть шаг в развитии будо в сторону воцарения в мире гармонии и рассматривания конфликта, который является неотъемлемой частью жизни, в качестве дисбаланса, который необходимо разрешать на основе доброй воли. Айкидо уважает право каждого человека на безопасность и здоровье и исключает наказание и месть.

Айкидо базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип несопротивления, поскольку чем сильнее сопротивление, тем агрессивнее нападение. На него опираются в различных боевых искусствах наряду с положением, что каждое прямолинейное воздействие на человека обязательно встречает ответную реакцию. Айкидо предлагает двигаться по траектории атаки («Позвольте противнику идти и поворачиваться, когда он хочет, помогите ему согнуться в том направлении, в каком он хочет, а потом дайте ему возможность упасть там, куда он стремится»).

В айкидо принято, что любой человек обладает жизненной энергией (Ки), которую можно направить в нужную сторону, если сосредоточить ее в хара (центре). В соответствии с этим в айкидо единый для разных боевых искусств принцип несопротивления трансформируется в принцип ведущего контроля («Не препятствуйте движению своего противника в любом направлении, дайте ему возможность двигаться туда, куда он хочет, но любое его движение должно происходить под вашим контролем. Нельзя расслаблять внимание»).

Айкидо – это прежде всего гармония, без нее оно становится обычным спором для выяснения того, кто сильнее или быстрее. При атаке гармония нарушается, айкидо преследует цель ее восстановления. Принцип ведущего контроля и есть первый шаг на пути решения этой задачи. С его помощью можно переориентировать действие в нужное направление и контролировать его.

Айкидо активно использует энергию Ки, которая концентрируется в хара и распространяется вовне. Эти два принципа (сосредоточения и выброса Ки в нужном направлении) предполагают кругообразность и сферичность действия. Атака направляется по многочисленным кругам, центром нейтрализации которых является хара. Поэтому многие приемы в айкидо строятся на вращении, бросках в круг, еще раз подтверждая, что прямолинейный (поэтому и самый короткий) путь не всегда самый действенный и эффективный.

В основе айкидо лежат плавные движения, которые похожи на поток воды, которая, несмотря на свою мягкость и податливость, может быть и разрушительной. Мастер, как водой, заполняет пространство, в котором нападающее и защищающееся действия сливаются и далее управляемые защитой направляются против агрессора. Принцип слияния – еще один принцип айкидо. Являясь фактором обороны, он, кроме того, содержит и психологический аспект: мастер как будто видит сознание соперника и чувствует, что тот хочет сделать. В обыденной жизни мы бы сказали, что мастер айкидо может поставить себя на место другого, способен к сопереживанию («В айкидо мы контролируем разум противника прежде, чем видим его, т. е. мы как бы поглощаем его»).

Айкидо не просто искусство самозащиты, его техника и движения пронизаны элементами философии и психологии, законами динамики. Поэтому, овладевая приемами, мы тренируем разум, укрепляем и поддерживаем здоровье и развиваем доверие к себе. В айкидо чисто физическая сила не работает, она всегда контролируется сознанием. Поняв и освоив искусство манипуляции чужим сознанием, можно управлять соперником, используя его силу. Поэтому высокое мастерство айкидо позволяет женщине и даже ребенку нейтрализовать физически крепкого мужчину.

Есть только один путь отточить искусство айкидо – тренировки, но нельзя ограничиваться только додзё.

В айкидо большое значение придается элегантности и точности движений. Их отрабатывают с самого начала. Есть мнение, что айкидо – это боевое искусство для интеллигентных людей.

В занятиях айкидо важна и уравновешенность. Чем более напориста атака, тем большую мягкость необходимо проявлять. Выверенные и осознанные действия лучше слепой агрессии.

С постижением принципов и техники айкидо дух конкуренции исчезает. Многое из того, что человек узнал и понял на татами, он переносит в обыденную жизнь и применяет в своей деятельности.

Лучше всего объяснял суть, принципы и философию айкидо его создатель, в духовном наследии которого можно прочитать следующее.

«Айкидо не является средством победы над врагами. Айкидо – средство установления мира и братской любви между людьми.

Айкидо – это несопротивление, а потому всегда победа.

Не имеющий гармонии в душе проигрывает с самого начала.

Поместите Великую и Вездесущую Божественную Любовь в ваше сердце и ваше Будо станет настоящим и созидательным.

Соревнования, а значит и связанные с ними победы и поражения не являются Истинным будо. Истинное Будо не знает поражения. «Не быть пораженным» означает «Никогда не сражаться».

Настоящая победа – это победа над самим собой. Практика является основой овладения вашим Ки.

В Айкидо необходимо сознание, направленное на установление мира и гармонии в природе.

Истинное Будо – это работа во имя Любви. Любовь – Хранитель Божественности и всего сущего. Айкидо является реализацией Божественной Любви.

Айкидо, лишенное привязанности к чему-либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.

Мы беспрестанно выступаем против каких-либо битв и войн. Вот почему мы строго запрещаем реальные схватки и матчи в Айкидо. Сила Любви очищает и соединяет партнеров в Айкидо в одно целое.

Понимайте Айкидо: во-первых, как Будо; во-вторых, как средство создания единой семьи людей. Айкидо служит не кому-то лично, не отдельной нации или государству. Его цель – практическое претворение Божественного Промысла.

Ввиду того что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по-разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо – Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше, принципиально отличается от моего.

Секрет Айкидо в достижении гармонии со Вселенной и совместном движении с ней. Тот, кто познал секрет Айкидо, может сказать:» Вселенная – это я».

Я никогда не был поражен врагами не потому, что я был быстрее их – это вообще не вопрос скорости. Они проигрывали еще до того, как начинали атаковать. Как только противник пытается атаковать меня, а значит и саму Вселенную, – это значит, что он пытается разрушить ее. С того момента, когда он пытается остановить меня или атаковать, он уже поражен. Скорость здесь не имеет никакого значения.

Не смотрите противнику в глаза, иначе ваше сознание будет притянуто ими. Не смотрите на его меч, иначе он вас зарубит. Не смотрите на противника, иначе ваше духовное равновесие будет разрушено. Истинное Будо есть культивация духовного притяжения, которое привлекает противника к вам. Я так всегда и делаю, чтобы остаться на верном пути. Даже если партнер находится сзади меня, этого достаточно. Когда он атакует, он поразит сам себя своим намерением атаковать. Я – одно целое со Вселенной. У Уэсибы нет врагов. Ошибаются те, кто думает, что Будо – средство стать сильным и победить всех врагов. В Истинном Будо нет врагов. Истинное Будо означает быть в центре Вселенной.

Когда меня спрашивают: «Верно ли, что ваши принципы Айки-Будо взяты из религий?» – я говорю: «Нет. Мои истинные принципы Будо проливают свет на религии и ведут их к завершению».

Я спокоен, как бы и где бы меня не атаковали. Я не привязан ни к жизни, ни к смерти. Я предоставил все Провидению Божьему. Находясь между привязанностью к жизни и смерти, предоставьте все Создателю, и тогда, когда вас атакуют, и тогда когда живете обычной жизнью.

В Айкидо мы контролируем сознание противника до того, как увидим его. Мы притягиваем его к себе. Мы идет по жизни с таким притяжением нашего Ки и пытаемся установить полный взгляд на мир.

Истинное Будо – это защита с любовью всего сущего на земле, с миром и покоем в душе. Позвольте каждому развиваться своим путем. Те, кто хочет изучить Айкидо, должны раскрепостить свое сознание прислушаться к искреннему голосу Природы через Айки и неустанно тренировать это. Начните старательно развивать свой Дух (свое Ки).

Встать на путь «До» – познать Промысел Божий и претворить его на практике. Шаг в сторону – и вы сошли с Истинного Пути.

Мы можем сказать, что Айкидо – средство победить дьяволов чистотой своего Ки, а не мечом. Это означает превратить мир дьявольских соблазнов в Мир Высокого Духа. Это и есть Айкидо».

Атрибуты и этикет в айкидо

Для занятий айкидо предназначается униформа, которая практически не отличается от той, что носят практикующие дзюдо и карате.

Она состоит из куртки (кэйкоги, доги, ги), брюк, пояса (оби) определенного цвета и в соответствующих случаях – из хакама (рис. 2). Комплект дополняют сандалии – дзори.

Первое упоминание о техниках айки встречается в японских хрониках VIII в., в частности в легенде о двух божествах Синто, – Такэ-ми-кадзути-но-ками и Такэ-минаката-но-ками. Состязаясь, Такэ-ми-наката захватил запястье Такэ-ми-кадзути, которое мгновенно обернулось сначала ледяным столбом, а потом лезвием меча. Такэ-ми-наката, испытывая благоговейный страх, отскочил в сторону. Когда Такэ-ми-кадзути проделал то же самое, запястье Такэ-ми-наката переломилось, словно тростинка. Он признал победу соперника и в ужасе удалился. Так и мастера айки умеют превращать свои руки в лезвия мечей и железные дубинки.

Рисунок 2. Униформа для занятий айкидо: 1) ги; 2) хакама; 3) дзори


Брюки сшиты из ткани белого цвета, они имеют свободный в бедрах покрой и завязываются тесемками. Куртка с запахом (левая пола должна быть сверху независимо от пола) сшита из плотной белой ткани, не имеет пуговиц.

Пояс шириной 5–6 см дважды оборачивается вокруг тела и завязывается плоским узлом (рис. 3), который должен находиться на 5 см ниже пупка, т. е. центра тяжести (хара), что не мешает сосредоточивать внимание на этой зоне. Концы пояса обязательно должны быть одинаковой длины.

В различных культурах есть слова, обозначающие гармонизирующую энергию – Ки. В Древнем Риме – аура, в Индии – прана, в Китае – Ци, или Ни, в Японии до Второй мировой войны – рэйки, или рэйси.

Завязывая оби, надо следить за тем, чтобы он не перекручивался за спиной, иначе при падении не исключено травмирование.

Рисунок 3. Способ завязывания оби


Пояс выполняет две функции – фиксирует куртку и указывает на степень мастерства своего хозяина (при этом в каждом клубе могут быть свои правила, например занимающиеся могут носить пояса только белого, коричневого и черного цвета). Например, в стиле ёсинкан принята такая градация:

1) белый пояс – восьмой, девятый и десятый кю;

2) желтый пояс – седьмой кю;

3) оранжевый пояс – шестой кю;

4) зеленый пояс – пятый кю;

5) синий пояс – четвертый кю;

В хрониках Кодзики говорится о двух божествах – Таками-мусуби и Ками-мусиби, воплощающих принципы инь и ян и с помощью мусуби (созидательной энергии) сотворившие мир. Она представлена и в техниках айки, где укэ и нагэ объединяют свою Ки.

6) коричневый пояс – третий, второй и первый кю;

7) черный пояс – от первого дана и выше.

После занятия форму нужно сложить, соблюдая правила (рис. 4).

Рисунок 4. Последовательность складывания кэйкоги


Мужчины, имеющие дан, и женщины с третьего разряда кю получают право носить юбку-брюки (хакама). (Ги изначально представляло собой нижнее белье, поверх которого самураи носили хакама, чтобы предохранять ноги всадника от кустов и т. п. После упразднения класса самураев им удалось сохранить за собой эту одежду как знак отличия от простолюдинов. Кроме того, за хакама движения ног были не видны, что давало определенное преимущество в бою, а сейчас этот атрибут делает движения айкидока изящными и пластичными.) Этой традиции придерживаются в большинстве школ айкидо. Хакама бывает темно-синего или черного цвета. На ней заложены семь складок – пять спереди и две сзади, причем каждая имеет особое название и значение (табл. 1).


Таблица 1

Значение складок на хакама

Хакама носят поверх брюк и завязывают низко на бедрах (рис. 5). Ее длина должна доходить до щиколоток, иначе она создавать помехи при движении.

Рисунок 5. Способ надевания хакама

В айкидо физическая сила мышц объединяется и фокусируется в одной точке (в руке, плече и др.), превращаясь в сфокусированную силу.

Как и ги, хакама нужно уметь правильно складывать (рис. 6).

Рисунок 6. Последовательность складывания хакама


В практике айкидо находят применение некоторые виды оружия (рис. 7).

Рисунок 7. Оружие ученика айкидо (айкидока): 1) боккэн; 2) дзё; 3) танто


Боккэн – японский деревянный меч, изготовленный по образцу катаны, причем это слово используют исключительно за пределами Японии. Сами японцы деревянное оружие именуют словом «бокуто», которое переводится тоже как «деревянный меч», но пишется другими иероглифами.

Время появления боккэна неизвестно, но это оружие такое же древнее, как и японские мечи вообще. В Средние века с его помощью готовили воинов. Сохранилась история, связанная с боккэном и знаменитым фехтовальщиком Миямото Мусаси, который победил противника Сасаки Кодзиро боккэном, который он выстрогал из весла, пока на лодке добирался до места поединка.

Боккэны изготавливают из древесины твердых пород, например из дуба, бука и др. Часто их пропитывают тем или иным составом (морилкой, древесной смолой и пр.), чтобы увеличить плотность материала и вес изделия. Это необходимо для того, чтобы боккэн мог выдерживать достаточно сильные удары, которые на тренировках могут наноситься боккэнами или дзё.

Боккэн имеет определенную длину – 95– 105 см, длина рукояти составляет 25–27 см, клинка – 76–78 см (в идеале длина боккэна должна равняться расстоянию от пола до пояса айкидоки). Эксклюзивные деревянные мечи украшают резьбой.

Боккэн применяется в качестве альтернативы настоящему мечу, но, несмотря на то что он деревянный, им могут быть нанесены серьезные раны и ушибы. Поэтому занятия с боккэном проводятся в присутствии инструктора. Его применяют для отработки субури и практики.

В Японии к боккэну относятся с большим пиететом. Его переносят в специальном чехле, отсутствие которого расценивается как ношение холодного оружия.

Дзё представляет собой деревянный шест, длина которого может варьироваться в зависимости от школы и области применения, но обычно она равна 128 см при диаметре 24–30 мм. С дзё упражняются в айкидо, хотя существует особое искусство владения дзё – дзё-дзюцу («искусство шеста»). Занятие, которое проводится в айкидо с использование шеста, называется айки-дзё. Шестом можно наносить различные удары – прямые тычковые (цуки), рубящие в направлении сверху вниз (кэсагири), косые рубящие по туловищу и ногам (ути).

Кроме того, с помощью дзё блокируют удары руками и оружием.

Деревянный шест по сравнению с мечом был простым оружием, доступным для любого простолюдина, но, несмотря на это, самураи признавали его эффективность и применяли, тем более что занятия айки-дзё развивали ощущение дистанции (маай).

В разных школах техника работы с дзё может иметь определенные отличия, хотя есть базовые приемы, в частности самозащита от атаки с дзё; спарринг дзё против дзё; спарринг дзё против меча; броски с помощью дзё при нападении вооруженного или безоружного противника.

Основу айкидо составляют круговые движения, благодаря которым можно переориентировать силу другого человека, не вступая в непосредственное столкновение с ней; можно вплотную приблизиться к укэ и быстро реализовать ту или иную технику. Охватывая его движение своим круговым, можно целиком увести его силу. Важно не только это, но и то, что круговое движение позволяет перенаправить силу, не обрывая потока энергии.

Танто («короткий меч») – японский нож или кинжал длиной от 15–30 см. Клинок бывает односторонним или обоюдоострым. Он признан национальным достоянием Японии. Его изготавливают только мастера, имеющие особую лицензию (с 1945 г. выдано всего 600 лицензий). Принято считать, что танто, катана и вакидзаси – это «один и тот меч, но разного размера».

Нож, который применяют на тренировках айкидо, носит название «боку-танто» – «деревянный танто».

Для персонального оружия должен быть специальный футляр или, по крайней мере, оно должно быть завернуто в ткань. Несмотря на то что оно может использоваться не всегда, оружие следует приносить на каждое занятие. Перед тренировкой его надо извлечь и положить рядом с татами (причем острием его нельзя направлять в сторону камизы), чтобы при команде инструктора его можно было легко взять.

Место, где проходят тренировки по айкидо, называется додзё – «место, где постигают Путь». Так в буддизме назывался зал для медитаций, концентрации дыхания и других практик, в которых упражнялись монахи. Со временем словом «додзё» начали обозначать место, посвященное изучению дисциплин, не связанных с религией, например каллиграфии, танцев, фехтования и др.

Пространство, где непосредственно проходят тренировки, должно быть ровным, достаточно мягким, чтобы при падениях и кувырках не травмировать занимающихся, но при этом и довольно твердой, чтобы не вредить ногам и не создавать препятствий для плавных, но быстрых движений, которые есть основа айкидо.

В Японии это место застелено татами – матами, изготовленными из рисовой соломы или другого растительного сырья и обтянутыми тканью. Нередко татами кладут на раму, выполненную из деревянных реек, на которую натянута стальная проволока, благодаря чему эластичность татами еще более возрастает.

В других странах, где традиционное татами может отсутствовать, его заменяют борцовскими матами, пенорезиновыми коврами и пр. Как правило, они обтянуты брезентом и лежат на упругом деревянном основании, а оно – на бетонном полу.

Пространство для занятий бывает квадратной или прямоугольной формы. Каждая его часть именуется по-разному согласно этикету, принятому в данном додзё.

Главная часть татами называется камидза («верхнее место»). Оно предназначено для мастера, почетных гостей и должностных лиц клуба. Это место нельзя перепутать с другими, поскольку здесь традиционно висит портрет О’Сэнсэя Уесибы или свиток с текстом философского содержания. В Японии тут стоит помост с эмблемой зала, церемониальным барабаном, мечами и другими атрибутами.

Конец ознакомительного фрагмента.



mob_info