Ален Прост о сражении с Сенной, уходе из Ferrari и многом другом. Французский автогонщик Ален Прост: биография, статистика и интересные факты

Четырёхкратный чемпион мира, победитель 51 Гран-при, один из лучших автогонщиков ХХ века.

Ален Прост родился 24 февраля 1955 года в городке Лоретт (Сен-Шамони, Франция). В школьные годы он был достаточно перспективным футболистом и всерьез подумывал о карьере профессионального спортсмена именно в игре миллионов. Но, как это часто бывает, все изменил его величество случай. Когда Алену было 14 лет, он с семьей отправился на каникулы в Сент-Этьен. Вот там то Прост впервые и попробовал себя в роли гонщика, соревнуясь на картинге. Это была любовь с первого взгляда. О футболе Прост очень быстро забыл и стал копить деньги на собственный карт. Купив себе свой первый спортивный автомобиль, Ален решил, что автогонки – это единственный вид спорта , которому он посвятит свою жизнь.

В 1973 году восемнадцатилетний француз начал свою спортивную карьеру, вступив в гоночную школу Winfield. После ее окончания Прост стал гонщиком Формулы Рено. В первом же сезоне талантливый пилот выиграл 12 этапов из 13 возможных, став, таким образом, чемпионом Франции.

В 1978 году Прост перешел в Формулу-3 . Второй сезон в этой формуле стал для француза триумфальным – чемпионство Франции и Европы открыли Алену дорогу в святая святых автоспорта – неповторимую и сильнейшую Формулу-1 . Однако выступать в сильнейшей гонке мира можно было только при наличии спонсора. Помог бывший работодатель Фрэд Оперт, который содействовал подписанию контракта Проста с командой «Макларен».

С первых же гонок спортсмен демонстрировал великолепные результаты. Однако автомобили, на которых ездил Прост, нельзя было назвать надежными. На одном из этапов, из-за очередной поломки болида, гонщик попал в аварию, и получил травмы, которые не позволили ему продолжить борьбу за чемпионство. Эта ситуация существенно отразилась на дальнейшей карьере Проста, который впоследствии старался ездить как можно аккуратнее и избегать аварийных ситуаций. Некачественные и ненадежные авто еще не раз подводили Алена, но он терпел. Терпел до квалификации в Уоткинс-Глен – во время заезда у болида Проста в очередной раз отлетела подвеска, удар в стену, сотрясение мозга. Однако самое печальное в этой истории было то, что команда всю вину возложила на спортсмена, потребовав при этом выйти на старт в Гран-при. Разъяренный Прост отказался от участия в гонке и разорвал контракт с «Макларен».

В 1981 году Ален Прост стал гонщиком «Рено» . Родная команда должна была стать для француза уютной. Болельщики боготворили перспективного пилота. Однако, как это было и в «Макларен» — безопасность автомобиля желала лучшего. В первом сезоне Прост выиграл три этапа (первых из них Гран-при Франции), дважды финишировал вторым и один раз третьим. Следующий сезон француз закончил с четвертым результатом, очень близко подобравшись к заветному чемпионству.


В 1983 году Прост был одним из главных претендентов на победу в Формуле-1. Лидируя по ходу сезона, на одном из этапов, его снова подвел болид, и гонщик не смог стать чемпионом. Это обстоятельство взбесило боссов «Рено», которые расторгли контракт с Простом. Милость болельщиков сменилась на яростный гнев, из-за чего гонщик даже переехал из Франции в Швейцарию.

Новой старой командой Проста вновь стала «Макларен». На первом же Гран-при Прост одержал уверенную победу, а сезон проиграл с рекордным отставанием в 0,5 очка (этот рекорд не побит по сей день). В 1985 году впервые в карьере Ален Прост выигрывает Формулу-1 . В это время стабильный и прагматичный Прост становиться недосягаемым для соперников. За свое интеллектуальное и академичное вождение француз получил прозвище «профессор».

В 1986-м году Ален Прост стал первым гонщиком, после Джека Брэбема, которому удалось отстоять титул чемпиона мира . В следующем сезоне гонщик установил новый рекорд – 28 победа на Гран-при. Поистине фантастической стала его победа в Бразилии. Сумев уменьшить износ шин, Прост сделал на один пит-стоп меньше, благодаря чему сумел опередить самого главного конкурента в своей карьере Айртона Сенну.

В 1988 году в «Макларен» пришел Сенна. Прост и Сенна установили новый рекорд Формулы-1 – на двоих они одержали 15 побед в сезоне (это достижение было побито лишь в 2002 году Шумахером и Баррикелло). В 1988 году Прост уступил чемпионство Сенне, однако в следующем сумел в третий раз выиграть чемпионат Формулы-1 .

Вскоре двум классным гонщикам стало тесно в одной команде, тем более Сенна был любимчиком боссов «Макларен». Прост принимает решение уйти из команды. Тихого перехода не получилось. Обиженный на владельцев команды, Ален Прост со скандалом перешел в «Феррари». В это время Феррари не была фаворитом и имела уйму проблем, но приход Проста все изменил. В первом же сезоне, несмотря на превосходство Сенны и «Макларена», француз сумел выиграть три Гран-при и даже несколько раз лидировал по ходу чемпионата. Сезон 1991 года, во многом по вине Феррари, которая не успела подготовить для Проста новый автомобиль, оказался провальным. Впервые в истории гонщик не выиграл ни одного Гран-при. После такого фиаско Ален Прост принимает решение закончить спортивную карьеру. Однако больше года без автогонок Прост не выдержал и в 1993 году заключил контракт с «Вильямс».

Возвращение оказалось триумфальным . Французский гонщик четвертый раз в карьере стал чемпионом Формулы-1. Прост заблаговременно обеспечил себе победу в чемпионате, обыграв главного соперника всей своей карьеры Сенну и будущую легенду автоспорта Михаэля Шумахера. После триумфа Ален Прост закончил карьеру пилота Формулы-1 навсегда.

В 1997 году Прост возвращается в Формулу-1, но не как гонщик, а как владелец команды «Прост Гран-при». Команда просуществовала до 2001 года и из-за финансовых трудностей прекратила свое существование.

Ален Прост входит в число самых великих гонщиков серии Формулы-1, завоевав четыре титула чемпиона и четырежды взяв второе место в чемпионате. Прост заработал прозвище «профессор», которое ему дали за его осторожную и планомерную манеру пилотирования – пилот входил по максимально выгодным траекториям в повороты, а его стабильная средняя скорость позволяла ему контролировать расход топлива и износ резины.

Француз поставил большинство рекордов в Формуле-1, однако все эти рекорды были побиты Шумахером, а некоторые уже побиты и Себастьяном Феттелем. Прост выступал за все легендарные команды, учитывая Феррари, Макларен и Уильямс, а пять его напарников становились чемпионами мира.

Дебют Алена состоялся в Макларене, который переживал тогда одни из худших своих времен, однако пилот умудрился зарекомендовать, и в следующем сезон его взяли в Рено. Реальный успех пришел после его возвращение в Макларен, который к тому времени обзавелся двигателями Порше. В то время его напарником был легендарный Ники Лауда, с которым у француза сразу завязалось соперничество. В историю Формулы-1 навсегда войдет гонка в Эшториле сезона 1984-го года. Лауда буквально чудом вырвал победу у Проста, опередив его в общем зачете всего на половину очка – минимальное превосходство в истории чемпионатов Формулы-1. Однако в 1985 Прост побеждает Лауду, выиграв свое первое чемпионство.

В 1986-м году Прост, благодаря отличной командной тактике и помощи Кеке Росберга, непредсказуемо завоевывает свой второй титул. В 1987-м году, гонщик отходит в тень, причиной чему является тотальное доминирование Вильямс. Тогда француз задумывается о смене команды, однако остается в Макларен, которые приобретают двигатели Хонда.

Сезон 1988-го года открывает одну из самых противоречивых страниц истории Формулы-1 – противостояние Алена Проста и Айртона Сенны в Макларене. Пилоты засыпают друг друга оскорблениями, а конечный исход чемпионата дважды решает столкновение болидов. Несмотря на это, в 1988-м Прост уступает Сенне, а в следующем году обыгрывает его, вследствие чего получает свой третий титул.

Сезоны 1990-1991 француз проводит в Феррари, однако команда демонстрирует не самую лучшую форму. Два года подряд титулы выигрывает Сенна, а Прост занимает второе и четвертое место соответственно. За постоянную критику, команда Феррари лишает Алена места боевого пилота, на что тот реагирует спокойно и с облегчением. В 1993-м году Прост возвращается в Формулу-1, выбрав в этот раз Вильямс, в то время команда была в очень хорошей форме. На место его напарника претендует Сенна, однако Прост накладывает вето на данное решение и Айртон остаётся в Макларене ещё на один год. В этом году Прост выиграет свой четвертый титул, после которого официально уходит из Формулы-1.

Французский гонщик возвращался в Формулу-1 в качестве главы команды Prost Grand Prix (1997-2001), однако команда так и не смогла достичь серьезных результатов.

Стоит отметить, что Ален принял участие в съемках документального фильма об Айртоне Сенне, несмотря на большое количество скандалов и ссор, вызванных их соперничеством, к концу карьеры у двух чемпионов сложились вполне нейтральные отношения!

Четырёхкратный чемпион мира. Четыре раза занимал второе место в чемпионате. Первенствовал в , , , годах. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду «Prost Grand Prix », которая просуществовала с по год, так и не добившись существенных результатов.

Ален Прост считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» за всю её историю. За свой аккуратный стиль пилотажа получил прозвище «Профессор». В свое время он установил рекорды по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов. В 2000-е практически все его рекорды были побиты Михаэлем Шумахером , таким образом, Прост остается вторым по большинству абсолютных показателей .

Самым ярким периодом в карьере Алена Проста считается его соперничество с партнером по команде «McLaren » Айртоном Сенной . Несмотря на большое количество скандалов и ссор, вызванных этим соперничеством, к концу карьеры у двух чемпионов сложились вполне нейтральные отношения.

В настоящее время довольно успешно участвует в гонках Andros Trophy.

Биографические данные

Это был первый дубль команды Рено , но вместе с тем именно эта гонка предопределила уход Арну из команды. На Поль Рикар Арну взял поул, но команда попросила его дать выиграть Просту, если оба «Рено» будут идти первым-вторым, и впереди будет он. Рене согласился. Так и случилось - два «Рено» лидировали, и впереди был Арну. Прост не давил на него, веря в то, что партнер сдержит слово. Но Рене проигнорировал напоминание из боксов, а когда Прост понял, что Арну не собирается выполнять обещанное перед стартом, было уже слишком поздно. Рене выиграл, Прост пришел вторым.

Квалификацию выиграл Мэнселл. Пару ему в первом ряду составил Пике. Прост был лишь четвёртый, проиграв ещё и Айртону Сенне, а Росберг и вовсе занял только седьмое место. На старте Мэнселл проиграл Пике и Просту, но третье место, обеспечивающее ему чемпионство, за собой сохранил. И тут вдруг их всех одного за одним обогнал Росберг. На 32-м круге Прост заехал в боксы на смену шин, сымитировав медленный прокол. Он выехал четвёртым, позади Росберга и двух пилотов «Уильямса». На свежей резине Прост понемногу приближался к соперникам. Росберг все ещё лидировал на старых шинах, вроде бы подтверждая слухи. Поэтому в «Уильямсе» решили тянуть с пит-стопом как можно дольше, и Прост ещё приблизился к Мэнселлу и Пике. Наконец на 63-м круге у Росберга лопнула покрышка. Но в «Уильямсе» не успели быстро сориентироваться, чтоб понять причину схода пилота «Макларена» - и жестоко поплатились за это. На следующем круге лопнула покрышка у Мэнселла. И всё понявший Пике, не дожидаясь приказа от команды, тут же сам бросился в боксы.

Так гласит легенда. А дальше остаётся статистика. Пит-стоп Пике длился 8.38 секунды, после чего бразилец возвращается на трассу. На отметке «старт-финиш» оказывается, что он в 15 секундах позади Проста. До конца гонки оставаётся 16 кругов, за которые, чтобы стать чемпионом, бразильцу надо было настичь и обойти Проста. Пике сумел сократить отрыв до 4,2 секунды, но этого было мало. Прост стал двукратным чемпионом мира, окончательно утвердившись в звании Профессора.

Одним из самых серьёзных соперников для Проста стал его партнёр по «Рено» Рене Арну . Хотя в 1981-м Прост опередил его по набранным очкам в четыре раза, но постоянные сходы болидов «Рено» из-за технических поломок едва ли отражают реальное состояние дел. В квалификациях чаще первенствовал Арну - в 1981-м он имел 4 поула при 2-х у Проста, но так и не смог выиграть ни одного Гран-при из-за сходов. В следующем сезоне они с Простом имели по 5 поулов и 2 победы. Арну отстал от Проста всего на 6 очков при том, что по ходу сезона проигрывал почти 30.

Карьеры их после этого сложились по-разному. Арну выиграл ещё четыре гонки, а Прост - четыре чемпионата. Но при этом борьба между ними на трассе всегда была корректной - даже в 1983-м, когда Арну выступал за Феррари и сражался с Простом за титул. Впоследствии, Арну отзывался о Просте, как о фантастическом гонщике , хотя и предпочитал в своих интервью не затрагивать тему их отношений .

Но самым серьёзным соперником Алена Проста был Айртон Сенна .

Год Напарник Очки Проста Очки напарника
Джон Уотсон 5 6
Рене Арну 43 11
Рене Арну 34 28
Эдди Чивер 57 22
Ники Лауда 71.5 72
Ники Лауда 73 (76) 14
Кеке Росберг 72 (74) 22
Стефан Йоханссон 46 30
Айртон Сенна 87 (105) 90 (94)
Айртон Сенна 76 (81) 60
Найджел Мэнселл 71 (73) 37
Жан Алези 34 21
Деймон Хилл 99 69

Соперничество с Айртоном Сенной

Первым эпизодом в их взаимной борьбе стал Гран-при Монако 1984 года . Выступавший на «Макларене» Прост боролся с Лаудой за чемпионский титул. Айртон Сенна проводил лишь дебютный сезон на слабом «Тоулмэн-Харт» и ни на что толком не претендовал. В квалификации Прост показал первое время, тогда как Сенна был лишь тринадцатым. Гонка началась под сильным проливным дождём, и Прост вёл свой «Макларен» очень осторожно, стараясь не рисковать. Гнать изо всех сил под дождём в Монако всегда было чревато вылетами и авариями - в тот день это хорошо ощутил на себе Мэнселл, который обогнал Проста на 9 м круге и впервые в карьере возглавил гонку. Но уже на 15-м круге будущий «британский лев» расколотил свой «Лотус» в повороте «Казино», и Прост снова возглавил заезд. Вылетел и разбил свой «Макларен» главный соперник Проста - Ники Лауда. Неожиданно для всех главными соперниками Проста в гонке стали пилоты команд-аутсайдеров Айртон Сенна и Штефан Беллоф . Блестяще пилотируя под дождём свои болиды, они с каждым кругом приближались к осторожному Просту. Наконец на 32-м круге главный судья гонки бельгиец Жаки Икс распорядился вывесить красные флаги. Гонка была остановлена, и её победителем по результату 31-го круга признан Прост. Сенне не хватило 4-5 кругов, чтоб догнать француза.

Впоследствии Прост так отзывался об этой ситуации:

Да, Айртон обиделся на меня тогда. Хотя я тоже предпочел бы, чтобы гонка продлилась ещё три круга: при таком раскладе мы бы проехали 75% дистанции. И пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году (на финише сезона Лауду и Проста разделили 0,5 очка )... Однако, думаю: если бы ту гонку выиграл любой другой гонщик, Айртона устроило бы второе место, и без того являвшееся лучшим его результатом на тот момент. Но так как речь шла обо мне, для него всё было по-другому, Я был тогда на вершине Формулы-1, а он всегда стремился быть выше, чем сама вершина .

Следующие три сезона Сенна провёл в «Лотусе».

После окончания карьеры

«Прост Гран При» 1997-2002

Достижения в F-1

Результаты гонок

Year Team 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Команда Место Очки
МакЛарен АРГ
6
БРА
5
ЮЖН
DNS
СОЕ
DNP
БЕЛ
Сход
МОН
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
6
ГЕР
11
АВТ
7
НИД
6
ИТА
7
КАН
Сход
СОЕ
DNS
МакЛарен 16 5
Рено СОЕ
Сход
БРА
Сход
АРГ
3
САН
Сход
БЕЛ
Сход
МОН
Сход
ИСП
Сход
ФРА
1
ВЕЛ
Сход
ГЕР
2
АВТ
Сход
НИД
1
ИТА
1
КАН
Сход
ЛВГ
2
Рено 5 43
Рено ЮЖН
1
БРА
1
СОЕ
Сход
САН
Сход
БЕЛ
Сход
МОН
7
СОЕ
NC
КАН
Сход
НИД
Сход
ВЕЛ
6
ФРА
2
ГЕР
Сход
АВТ
8
ШВА
2
ИТА
Сход
ЛВГ
4
Рено 4 34
Рено БРА
7
СОЕ
11
ФРА
1
САН
2
МОН
3
БЕЛ
1
СОЕ
8
КАН
5
ВЕЛ
1
ГЕР
4
АВТ
1
НИД
Сход
ИТА
Сход
ЕВР
2
ЮЖН
Сход
Рено 2 57

Четырехкратному чемпиону мира Формулы 1 Алену Просту есть что рассказать. Издание F1 Racing попросило задать вопросы легендарному французу его друзей, коллег, соперников и обывателей паддока Больших Призов...

Сначала тихо и спокойно, но постепенно все более увлеченно Ален листал список вопросов, которые мы с помощью его коллег по цеху для него подготовили. Мы решили не идти подряд по всем вопросам, а выбирать их в случайном порядке.

Мы встретились в Абу-Даби, и у Проста было достаточно времени, чтобы уделить должное внимание каждому вопросу, которые в основном касались памятных моментов его истории в Формуле 1. Конечно, мы не могли обойти вниманием имена Айртона Сенны и Рона Денниса. Но также мы коснулись и тонких струн души, связанных с его отцовством.

Вы и Айртон Сенна в последней шикане в Сузуке в 1989 году. Чья это была ошибка?
(Мартин Брандл, бывший гонщик Ф1, а ныне комментатор Sky Sports F1)

Ничья. Я знаю, что многие люди… Вероятно, они не всё понимают. Всё зависит от того, на чьей они стороне изначально – на моей или Айртона. Но в той гонке я все держал под контролем. Это действительно было так.

Перед гонкой я сказал Рону [Деннису, руководителю McLaren] и Айртону, что если возникнет ситуация, в которой мне нужно будет оставить калитку открытой, я это сделаю, потому что я делал уже так раньше в 1988-м и 1989-м.

Если вы помните, я тогда очень напряженно работал над гоночными настройками, тогда как Айртон был значительно быстрее в квалификации, но я не видел в этом проблем. Я опережал его на ворм-апе и был готов к гонке.

Когда он подлетел ко мне в той шикане… [Прост вытянул руки вперед и резко завел правую перед левой, демонстрируя маневр Сенны] Скорость у него на тот момент была огромная.

Если бы я открыл ему калитку, то сам проехал бы мимо шиканы. Но если я хотел побороться за чемпионство, то такой вариант даже не мог рассматривать.

Так что я бы не сказал, что там была чья-то ошибка – он попытался пролезть, а я недостаточно плотно прикрыл калитку. Я был удивлен его огромной скоростью в тот момент, и мы столкнулись.

Удар был не очень сильным, но я считаю важным это сказать: люди до сих пор любят говорить, что Сенна не стал тогда чемпионом из-за этого эпизода. Но если взглянуть на таблицу, становится понятно, что ему необходимо было выиграть еще и заключительную гонку в Австралии, чтобы взять титул. Так что исход этой гонки значил не так много.

Какой совет вы бы дали руководителям команд, в которых соперничают два претендента на титул?
(Пэдди Лоу, бывший исполнительный (технический) директор Mercedes)

В Формуле 1 нужно очень осторожно давать советы, поскольку все ситуации очень разные. В мое время противостояния с Айртоном мне иногда казалось, что судьба ко мне несправедлива. Тут еще замешана психология.

Но когда вы начинаете демонстрировать свое предпочтение одному из двух гонщиков (пусть и не очень явно), вы подвергаете риску всю команду, может возникнуть дисбаланс.

Тут всё очень непросто. Помню, в 1989-м многие люди вокруг, в том числе и из СМИ, вносили ощущение этого дисбаланса. И это было тогда. А представьте, каково спортсменам сейчас, когда вокруг столько всяких соцсетей. Нужно уметь с этим справляться, и в Mercedes, кстати, было далеко не всё так плохо в этом отношении.

F1 Racing: А вы видели параллели между вами с Айртоном и Льюисом с Нико?

Да, тут всё дело в доминировании команды в спорте. Если бы у Mercedes не было такого преимущества над соперниками, всё было бы несколько иначе.

Я бы здесь мог дать только один совет: «Никогда не показывайте свое предпочтение одному из гонщиков в команде». Как только вы это сделаете, вы разрушите команду.

Есть ли что-то, о чем вы жалеете в плане времени, проведенного в McLaren с Айртоном Сенной?
(Джо Рамирес, бывший координатор команды McLaren)

Если я о чем-то и жалею, так это о том, что испортил свои отношения с Роном в конце 1989-го. И это при том, что я его и тогда, и сейчас очень уважал. Рон был моим главным объектом для подражания, когда я решил создать собственную команду .

Вот об этом я действительно жалею в отношении периода времени, проведенного в McLaren. Пять или шесть лет спустя я вернулся в Уокинг, чтобы поработать с Роном. Но в 1989-м мы расстались не очень хорошо.

Подходили ли машины из турбо-эры вашему стилю пилотирования, или вы сами сделали так, чтобы они вам подходили?
(Аллан Макниш, победитель Ле-Мана и бывший пилот Toyota в Ф1)

Думаю, я сам приложил к этому руку. Очень важно было то, что в те времена ты мог сам многое менять в машине – шасси, двигатель, что-то еще. Для меня это было решающим фактором. Думаю, сейчас, когда гонщики не имеют такого большого влияния, мне бы пришлось туго.

Вам бы доставило удовольствие пилотировать современные машины Ф1?
(Энтони Дэвидсон, эксперт Sky Sports F1 и бывший пилот BAR F1)

В прошлом году в Австрии я сел за руль своего автомобиля 1985 года. Также я несколько раз пилотировал современные Red Bull и Lotus-Renault на Поль-Рикаре. Честно говоря, мне больше понравилась моя старая машина.

Возможно, это потому что я хорошо помню и знаю этот автомобиль. Так что для того, чтобы ответить объективно, мне нужно было бы досконально освоить и новую технику. И все же если выбирать, я бы предпочел машину моего поколения.

F1 Racing: Несколько недель назад мы были с Деймоном Хиллом в Сильверстоуне, где он проехал на своем шасси FW18, в котором взял титул в 1996-м. Он вылез из машины с сияющей улыбкой на лице и сказал, что ощущения остались как в те годы, когда он гонялся.

Да, это потому что в тех машинах ты буквально всё чувствовал. Сейчас всё немного иначе.

Как гонщик вы всегда оказывались в нужное время в нужном месте. Как вам это удавалось?
(Иван Капелли, бывший гонщик Ferrari, Tyrrell и Jordan в Ф1)

Ха! Может быть, я и оказывался в нужном месте чаще других, но точно не всегда. Это также вопрос философии. К тому же, это очень часто зависит от образования и воспитания. Это дико звучит, но я действительно много работал, чтобы стать гонщиком.

У меня не было денег и богатых покровителей, так что мне приходилось самому учиться готовить карт, а затем и гоночное шасси к этапу. Это позволило мне лучше понять технические аспекты спорта.

Вскоре тяжело заболел мой брат [младший брат Алена Даниэль умер от рака в сентябре 1986-го], и мне необходимо было работать с мыслями о моей семье.

После инцидента 1982 года с Дидье [Пирони въехал сзади в Renault Проста на Гран При Германии и получил травмы ног, после чего вынужден был завершить карьеру] я подумал: «Что же происходит?» Мне очень не нравилось попадать в аварии – и не потому, что ты теряешь шанс на победу, а потому, что после этого нужно ремонтировать машину.

Мне было неприятно даже ломать переднее антикрыло, так что в какой-то момент я сказал себе: «Я должен выполнять свою работу как можно лучше и пилотировать на выбранном мной уровне, а не гнаться постоянно за 101%».

Это позволило мне лучше готовиться к гонкам. Если бы я гонялся сегодня, возможно, моя философия была бы иной. Но тогда мы могли между квалификацией и гонкой менять всё: тормоза, топливо, двигатель, регулировки, и я действительно всегда больше настраивал машину на гонку.

Был ли я твоим самым пугающим напарником в карьере?
(Жан Алези, победитель Гран При Канады 1995 года и напарник Проста по Ferrari в 1991-м)

Пугающим? Иногда меня пугал Айртон, поскольку временами действовал на трассе просто божественно. В такие моменты порой возникало ощущение, особенно на старте гонок, что мы были на разных машинах, и мне от этого было не по себе. Был ли пугающим Жан? Нет, отнюдь.

Сколько вы весили, когда гонялись, и давало ли это вам преимущество?
(Валттери Боттас, новобранец Mercedes F1)

Когда я гонялся, я весил больше, чем сейчас – около 60-61 кг. Сейчас мой вес 57 кг.

F1 Racing: Это всё велосипеды?

Люди, работающие в Формуле 1, знают, что вес всегда был преимуществом. Я помню, на тестах с McLaren и Ferrari мы проверяли, и на некоторых трассах даже прибавка в 10-15 кг не имела никакого значения. Сегодня же это огромный вес, поскольку современные машины полностью оптимизированы. Лишний вес сегодня значит гораздо больше.

Мое преимущество из-за небольшого веса было не столь значительным. Помню, в какой-то из машин McLaren, где ручка переключения передач располагалась здесь [Ален вынес правый кулак перед собой], мне необходимо было сидеть, придвинувшись максимально вперед. И часто мне приходилось делать вот так [он нагнулся вперед, опустив правое плечо еще ниже] – смотрите, у меня до сих пор тут осталось… [он показал на шишку размером с жемчужину на правой лопатке] – уже 25 лет. И лишь потому, что мне приходилось переключать передачи немного иначе.

К тому же, поскольку я сидел ближе к рулю, мои ноги были прямо в области подвески – места там почти не было. С другой стороны, у тяжелых гонщиков вроде Найджела Мэнселла, который весил 75 кг, были свои сложности. Таков уж наш спорт [Ален засмеялся].

Правда ли то, что когда ты был в Williams в 1993-м, команда хотела пригласить к тебе в напарники Сенну, но ты им не позволил?
(Эмерсон Фиттипальди, чемпион мира Ф1 1972 и 1974 годов)

Нет, правда в том, что во время подписания трехлетнего контракта с Фрэнком [Уильямсом] я ему сказал: «Я не хочу быть первым номером в команде. Мне это неважно, я никогда не был первым номером.

Единственное условие – и я думаю, вы меня понимаете – я хочу соревноваться с Айртоном, поскольку он очень крут. Но я больше не хочу быть с ним в одной команде».

Он ответил: «Да, без проблем, мы всё понимаем». В результате я подписал контракт, в котором было отмечено, что я не первый номер, но и Айртона Сенны в соседнем гараже не будет.

Однако по ходу сезона на команду стало оказываться огромное давление со стороны [поставщика моторов] Renault – они хотели видеть в команде Айртона. Помню, я тогда отдыхал на юге Франции, и Фрэнк специально прилетел ко мне на частном самолете, чтобы сказать: «Ален, извини, но на нас очень серьезно давят. Они требуют, чтобы Айртон был в команде».

Тогда я ответил: «Нет, вы не можете так поступить, ведь это было ключевым условием контракта».

Где-то в августе я позвонил Фрэнку и сказал: «Хорошо, если вы хотите Айртона, берите, а я ухожу. Но в этом случае я требую, чтобы мне оплатили контракт до конца следующего года. Если Айртон хочет прийти, и ему это ничего не будет стоить, я желаю получить столько, как если бы стал чемпионом».

Вот так всё и было. Я позволил ему перейти в Williams и одновременно выжал всё возможное из этой ситуации.

Фрэнк Дерни [бывший технический директор Ф1] сказал как-то, что вы были невероятно быстры во время тестов Ligier на старте сезона-1992. Был ли шанс, что вы будете за них гоняться в том году, и насколько конкурентная у них была машина?
(Карун Чандок, бывший пилот Ф1 и эксперт Channel 4)

Я помню, что машина у них была довольно приличная, и двигатель хороший. В то время я вел переговоры о покупке команды, чтобы одновременно быть гонщиком, но мы не нашли достойного варианта. Причин было много – не столько финансовых, сколько политических. А быть просто гонщиком мне тогда уже не хотелось.

Почему ни одному французскому гонщику так и не удалось выиграть титул с французской командой? [Прост завоевал три титула с McLaren – в 1985, 86 и 89-м – и один с Williams]
(Дэвид Култхард, победитель Гран При и комментатор Channel 4)

Формула 1 – штука довольно английская. А отношения между англичанами и французами не всегда ладятся. Но когда им удается сработаться, они делают это отлично. Но это бывает непросто.

Что касается меня, я не чувствую себя французом. Никогда не чувствовал, и, возможно, поэтому добился успеха в Ф1. Мне очень нравится работать с англичанами, японцами, немцами, итальянцами, американцами, индийцами… Иногда мне кажется, что японский менталитет сложно понять, но это не вопрос предпочтений. И многие французские пилоты не смогли справиться с этими сложностями, чтобы стать топ-пилотами. Но Дидье Пирони был достоин того, чтобы завоевать титул с Ferrari.

Это вопрос менталитета, общения между людьми. Формула 1 – достаточно закрытый мир, в который нужно попытаться проникнуть. Вас должны принять. Что касается меня, ладно, так и быть, я лягушатник [смеется], но все понимали, что у меня менталитет не лягушатника!

Что тебя больше всего удивило, когда ты решил создать собственную команду Ф1?
(Пэт Симондс, бывший технический директор Williams)

Хороший вопрос, поскольку многие действительно думают, что меня что-то удивило на новом поприще. Нет, меня ничего не удивило. Единственное, наверное, это огромные проблемы политического характера во Франции.

Когда ваша компания зарегистрирована во Франции, и вы боретесь с английскими командами, вы работаете по разным правилам. За пять лет существования моей команды процентов 95 времени мне пришлось потратить на решение структурных проблем с регистрацией, налогами и спонсорами.

Что касается самой работы, то меня ничего не удивило. Я знал, что команде потребуется немало времени. Жаль, что она долго не просуществовала, ведь мне казалось, что на пятый год у нас сформировалась как раз правильная структура внутри организации.

Но я понимал, что будет непросто. Месяца через три после организации команды я сказал близким: «Всё, я труп». Во Франции как раз менялась политическая система, и все, кто ранее выражал желание помогать мне в становлении команды, вдруг разбежались.

Если бы вы подписывали гонщика в свою команду, на ком остановили бы выбор?
(Гюнтер Штайнер, руководитель команды Haas)

Я не помню, кто тогда был доступен на рынке пилотов. Помню лишь, что я еще на ранней стадии карьеры Фернандо Алонсо хотел подписать с ним контракт, когда он еще ездил в Ф3000. Мы были очень близки к трехстороннему соглашению между испанцем, Ferrari и Prost GP, поскольку Скудерия поставляла нам свои двигатели.

Не помню, кто еще тогда был доступен. Но не стоит забывать, что лучшие пилоты всегда стоят дорого.

Тебе сложно было адаптироваться к жизни после гонок?
(Деймон Хилл, чемпион мира 1996 года)

Должен признаться, месяца два или три было очень тяжело. После выхода на пенсию ты наслаждаешься жизнью лишь одну неделю. Просыпаешься в 10 утра, отдыхаешь, занимаешься разными делами, но через неделю говоришь себе: «Черт, я не хочу постоянно вставать в 10 утра!»

Мой сын уходил в школу в 7:30, а я еще спал. Всё было совсем иначе, я никогда раньше не сталкивался с такой ситуацией. Я начал работать с 14 лет, так что…

Мне было трудно управлять своим временем, поскольку мне некуда было спешить, у меня не было цели. А цель в жизни нужна всегда, нужна страсть – без этого никак.

Но самое сложное понять, будучи успешным гонщиком Формулы 1 и многократным чемпионом мира, что ничего более восхитительного в жизни тебя больше не ждет. Так что нужно поскорее это забыть и просто попытаться немного изменить себя.

И сегодня я так и сделал. Я до сих пор со страстью занимаюсь своими делами [Ален активно вовлечен в автоспортивное сообщество посредством команды Renault F1 и Формулы Е], кроме того, у меня есть увлечения и семья. Я по-прежнему работаю даже больше, чем должен был бы, поскольку я люблю заниматься любимым делом.

Труднее всего правильно распределить время между своими профессиональными занятиями, семьей и собой. Это действительно непросто, но когда у вас есть в жизни страсть, так будет всегда.

Что заставляло вас больше нервничать: когда вы сами гонялись или когда смотрели, как участвует в гонках ваш сын [Николя]?
(Нико Росберг, действующий чемпион мира Ф1)

[На лице Проста появилась такая привычная печальная гримаса...]

Конечно, когда смотрел гонки сына, особенно в самом начале.

Я помню очень серьезную его аварию в Ле-Мане, но с тех пор все вроде было спокойно. Честно говоря, в моей карьере пилота Ф1 были моменты, когда мне было не по себе – вокруг происходило столько страшных аварий. Но даже тогда я так не переживал, как позже, смотря гонки сына.

F1 Racing: В вас говорит родитель...

Когда ты сидишь за рулем, то всё стараешься держать под контролем. Когда в 1982-м мы столкнулись с Дидье Пирони, я был просто гонщиком – Аленом Простом, и я контролировал ситуацию. Когда гоняется сын, контролировать что-то просто невозможно.

Что бы вы больше всего хотели изменить в современной Формуле 1?
(Серхио Перес, пилот Force India)

Этот вопрос задают все. За последние несколько лет было произведено столько изменений, что трудно придумать, что еще можно радикально изменить.

Я читал интервью с Россом Брауном, в котором он говорил, что нам необходима стратегия на три-пять лет. И я с ним согласен. Когда мы что-то меняем, могут появиться негативные последствия, так что нам нужна целостная стратегия развития.

Кроме того, нужно быть более терпеливыми. Я помню, когда мы внедряли в Ф1 новые силовые установки три года назад, я был горячим сторонником этого перехода, но при этом был очень расстроен тем фактом, что болельщики восприняли это нововведение в штыки.

Если посмотреть на последние модели серийных автомобилей тех же производителей, они оборудованы двигателями такой же мощности, если не больше, и людей должно было это заинтересовать. Им должно быть интересно, как это всё работает. Но в итоге гибридные силовые установки вызвали сплошной негатив. И это лишь один из примеров.

Что я действительно хотел бы изменить – это общую философию, мы должны показать простым обывателям, что работа гонщика Формулы 1 невероятно сложна, они должны это видеть и понимать.

Именно поэтому я никогда не поддерживал идею введения радиопереговоров с боксами – мне кажется, они дают неверное представление о работе пилотов.

Какие гонщики больше всего впечатляли и вдохновляли вас в молодости?
(Марк Жене, бывший гонщик Minardi и тест-пилот Ferrari)

Когда я был молодым, у меня было много отличных примеров. Возможно, наибольшее впечатление на меня в свое время произвел Джеки Стюарт, поскольку я не застал поколение Джима Кларка. Также я был большим поклонником таланта Джеймса Ханта, когда он только начал карьеру в Ф1, и, конечно, Ники Лауды в составе Ferrari.

Когда я пришел в Большие Призы, в строю еще были Клей Регаццони, Джоди Шектер, Эмерсон Фиттипальди, Карлос Ройтеман, Алан Джонс, французские парни и масса крепких личностей. Это делает тебя сильнее. Я помню, как во время своей первой гонки [в Аргентине в 1980 году] они все меня поддерживали.

Мы спокойно разговаривали, и они даже давали мне советы – они все были очень открытыми и дружелюбными. Джеки, Ники, Эмерсон, Карлос… Я на них равнялся.

Для меня было просто невероятно выступать в одной команде с Ники Лаудой [в 1984 году], ведь когда он взял свой первый титул, я был еще ребенком.

Скольку у тебя было девушек?
(Ники Лауда, трехкратный чемпион мира и председатель Mercedes)

F1 Racing: Мы извиняемся, но это действительно вопрос от Ники...

Нет, нет! Ники был моим героем! Как я тогда могу ответить?! Мне всегда было мало!

Какой из ваших титулов для вас был самым дорогим?
(Карлос Сайнс, пилот Toro Rosso)

Титул 1986 года. И причина одна – моя машина была не столь быстра, как Williams-Honda.

Но у меня был отличный напарник Кеке Росберг, и тот чемпионат стал великолепным примером того, что можно побеждать и не на самой лучшей технике.

Как вы думаете, вы всех нынешних гонщиков Ф1 сможете опередить на своем велосипеде? На шоссейном? А на горном?
(Алекс Вурц, консультант Ф1 и председатель GPDA)

На шоссейном, наверное, нет – мне не хватит сил и габаритов. А в горах, пожалуй, да, особенно если трасса будет длинная.

Зачем вы вернулись в спорт в 1993-м? Чувствовали ли, что способны выиграть еще один титул?
(Ромен Грожан, гонщик Haas F1)

Знаешь, я не собирался уходить из Ferrari в 1991-м. У меня было определенное предложение, я обсуждал возможность гоняться и одновременно выполнять функции спортивного директора. Конечно, без политики не обошлось. Никто точно не знает, о чем думали в Ferrari, но то, что произошло затем, было просто невероятно.

Я был уволен только лишь за свои намерения, а в команде тем временем нашли мотив в виде фразы про грузовик – этого им было достаточно…

F1 Racing: Ты имеешь в виду ту свою фразу, где ты назвал машину Ferrari 1991 года грузовиком?

Да, но вы лично слышали то интервью? Попробуйте найти хоть кого-то, кто его слышал. Просто когда мы хотели начать судебное разбирательство, мы попросили у команды запись, но они ее так и не нашли. Забавно, да?

Так что, отвечая на вопрос, нет, я не хотел уходить. Я едва сразу же не подписал контракт с Williams, но мы не успели, так что для меня лучшим выбором было взять академический отпуск.

Что касается чемпионства, никогда не знаешь, что произойдет в следующем сезоне. Но перерыв однозначно пошел мне на пользу, я смог увидеть Формулу 1 в несколько ином свете.

Если бы вы могли перенестись назад во времени, вы бы хотели что-нибудь изменить в своей карьере?
(Тото Вольф, руководитель Mercedes F1)

Думаю, самым простым ответом было бы «Я бы не согласился, чтобы Айртон пришел в McLaren».

Но я помню то время, и тогда в Японии я сказал Рону буквально следующее: «Ладно, вы хотите взять Нельсона [Пике]... Но почему именно его? Мне нравится Нельсон, мы с ним добрые товарищи, к тому же, он из моего поколения. Но почему бы не взять Айртона? За ним будущее».

Я буквально надавил на McLaren, поскольку тогда это была моя семья, и я делал всё возможное для команды и спонсоров. Так что, отвечая на ваш вопрос, возможно, я бы выкинул тогда эту свою тираду. Но в своей гоночной карьере вы принимаете решения так же, как и на гоночной трассе. Вы просто делаете максимально выгодные ходы.

Я никогда не думал только о себе. Я концентрировался на интересах команды и людей вокруг меня. А с такой философией ты никогда не пожалеешь о содеянном.

Но Айртона я бы всё же не принял...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

"Для того, чтобы выигрывать, мой мотор не нужен. Нужен Прост. И тогда побеждать будет даже "Минарди". Б.Дюдо - создатель мотора "Рено"


Родившийся в Сен-Шамоне недалеко от французского Лиона 24 февраля 1955 года, Алан Прост в школьные годы был подающим надежды футболистом. Кстати знаменитой на весь мир формой своего носа Алан обязан травме, полученной на одном из футбольных матчей. Однако увлечение автоспортом оказалось важнее футбольной карьеры и с 1969 года француза можно было почти круглосуточно застать на картодроме. В 1973 году он поступил на учебу в знаменитую французскую автошколу в Ле Кастеле, а в 1975 году уже утвердился, как звезда, выиграв наиболее желанный для всех молодых пилотов Франции приз "Volant Elf".

1975 год.

В сезоне 76-го года Прост начинает выступать в "Formula Renault Martini". В течение 13 этапов, из которых состоял сезон. Прост проехал 11 быстрейших кругов, взял 11 поулов и выиграл 12 этапов. С такими результатами Прост вышел в чемпионы Франции, а в следующем году стал чемпионом Европы.

В конце 1979 года он стал победителем престижной гонки "Формулы-3" в Монако, открывавшей уик-энд "Формулы-1", а потом и чемпионом Европы в той же "Ф-3". Еще на ранней стадии своей карьеры Алан зарекомендовал себя отменным стратегом - в отличие от большинства своих французских коллег, таких, как Жан-Пьер Жарье или Рене Арну - гонщиков старой школы, демонстрировавших высокие скорости, но нестабильных и ненадежных. Пирони тоже был быстр, но непостоянен на своих "Феррари", Жабуй был старше и увлечен турбонаддувом. Лаффит - еще один победитель "Гран-при Монако" "Формулы-3" - провел слишком много времени в расслабляющей безнадежности "Лижье".

В возрасте двадцати четырех лет Прост подписал контракт с командой "Макларен", которой руководил Тед Майер и дальше все пошло само собой. Впрочем, это была только прелюдия настоящих успехов, но она позволила ему избавиться от клаустрофобии, давившей на домашней сцене. Алан финишировал шестым в Аргентине и пятым в Бразилии на М29С - двойнике FW07. Это был экстраординарный результат для гонщика, раньше не покидавшего Европы, не говоря уж о том, что эти трассы он видел впервые в жизни.

1980 год.

До конца сезона он и Уотсон ездили на спроектированном Гордоном Колпаком МЗО. Прост был шестым в Зандвурте, потом потерпел аварию на тренировке в Уоткинс Глене и закончил свой первый сезон в "Формуле-1", набрав 5 очков, на пятнадцатом месте в общем зачете чемпионата мира наравне с Фиттипальди, но впереди Шектера и Андретти. "Макларен" был готов встряхнуться и ожить, но Алан в 1981 году принял решение перейти в "Рено". Эта команда в то время была обладателем первого турбо-мотора. "Нет ничего важнее поставленной цели", - говорил Прост, -я оставил "Макларен", потому что они не ставили перед собой задачу выиграть чемпионат. Какой смысл работать в команде как сумасшедшему, чтобы только держать машину в равновесии и приезжать на финиш четырнадцатым?"

"Рено" обновлял и усовершенствовал RE50 к каждому этапу чемпионата 1982 года. Алан выиграл в Кьялами, а его партнер Арну, к тому моменту все больше раздражавшийся, стал н ЮАР третьим. Прост добился победы в Рио, но затем пошла полоса неприятностей. В Лонг-Бич, где машина шла, догруженная водным балластом (поскольку в команде думали, что она легче допустимой нормы), у Алана отказали тормоза. Авария в Монако снова оставила его без очков, н лишь в Брэндс-Хэтче ему досталось случайное шестое место.

На "Поль Рикаре" четверым французам достались четыре первых места по итогам гонки: Пирони и Тамбэ на "Феррари" финишировали третьим и четвертым, в то время как Арну спровоцировал национальный скандал, выиграв у Проста. Командный этикет требовал, чтобы Арну отдал победу Просту, дабы поддержать шансы последнего на чемпионский титул. В паддоке после гонки возле моторхоумов "Рено" можно было наблюдать совершенно детские сцены, которые, возможно, и спровоцировали уход Арну в "Феррари" в конце сезона.

Первый раз завоевать победу в Гран При ему удалось во Франции в 1981 году. Впереди были Рене Арну (Renault) и Джон Уотсон (McLaren). В одном ряду с Простом стартовал Нельсон Пике (Brabham).

Взять хороший старт с турбо-мотором было очень трудно. Часто машина вдруг застывала на месте, что и случилось с Арну. Пике вырвался в лидеры, за ним ушли Уотсон, Прост и де Чезарис (McLaren). Несколько кругов - и Прост выводит красно-белый McLaren на второе место. Пике все же не сдавался, пока не выбыл из гонок, чему причиной стал начавшийся дождь, а Проста впереди ждали венок и шампанское. Четвертое место в Лас-Вегасе позволило Просту занять такое же место в чемпионате мира, в Кубке конструкторов "Рено>" снова, как и года назад, стал третьим.

Уже тогда Прост был женат и жил с женой Анне-Мари в Швейцарии. Вскоре у них родились дети - Николаус и Саша. Из Швейцарии они переехали только когда Прост достиг вершины своей карьеры.

Тем временем руководство команды теряло терпение в ожидании настоящего успеха, и на спортивного директора команды Жерара Лярусса и менеджера Жана Сажа стали оказывать настойчивое давление. Оба были в свое время неплохими гонщиками, выступали в ралли и в гонках спортпрототипов, и знали, что от них требуется. Однако они не могли заставить автомобиль функционировать одинаково здорово на скоростных трассах - где он мог показывать выдающиеся результаты, и на медленных - типа Монако и Детройта. Даже Прост начал проявлять недовольство. К этому времени время "Рено" начал снабжать своими могучими моторами сначала "Лотус", а потом и "Лижье".

1982 год. Рио.

Прост принял на себя основную нагрузку испытателя, когда "Рено" изо всех сил пытался привести машину в соответствие с требованиями последнего технического регламента, утвердившего автомобили с так называемым "плоским днищем". Новым партнером Проста стал Энди Чивер. И новой машине из карболовых композитов Прост выиграл гонку на "Пол Ришаре", где Чивер стал третьим. В Имоле Алан был вторым следом за Тамбэ, потом третьим в Монако. Здесь "Рено" имели полнопрофильные подкрылки, компенсировавшие влияние нового технического регламента, и хотя другие команды довольно быстро опротестовали новинку, она была признана допустимой.

Пара финишировала на первом и третьем местах на вновь перестроенной трассе в Спа, Алан выиграл в Сильверстоуне и на Остеррайхринге и вышел в лидеры чемпионата, опережая Пике на 14 очков. Но перед "Гран-при Южной Африки" их уже разделяло только два очка. Алан сошел с трассы, а Пике пришел третьим, став второй раз чемпионом мира. Несмотря за обидное поражение, Прост, в интервью сказал: "Я не хочу делать из этого драму. Первенство важно, но оно не повлияет на мою жизнь. Пройдет месяц или два и все забудется".

Журналисты называли Проста "мазохистом". Имея прекрасную машину и шансы на следующий сезон он бросил команду "Renault-Elf" и перешел в "Макларен".

В "Макларен" ему удалось занять место Уотсона, неудачно попросившего команду повысить гонорар. В команде все круто изменилось. Старая гвардия ушла, у руля встал Рон Деннис с его ровным, деловым стилем руководства. Новый, созданный Джоном Барнардом МР-4, снабженный турбонаддувным двигателем "ТАГ-Порше", оказался в распоряжении Ники Лауды и восходящей звезды - Алана Проста. Француза ждал удачный сезон - в хорошем темпе выигрышей добивались то Прост, то его товарище по команде. Все казалось хорошо еще в середине сезона, но в общем зачете все-таки Лауда стал чемпионом мира с разницей всего в пол-очка.

Первая гонка в 1985, "Гран-при Бразилии" показала две важные для поклонников Проста вещи: он хотел стать чемпионом и "Макларен" все еще в отличной форме. Альборетто потерял лидерство после старта, уступив место агрессивному финскому гонщику Кеке Росбергу. Десятью кругами позже Росберг выбыл из гонок, а через некоторое время из красного "Феррари" Альборетто стали вырываться языки пламени. Прост сделал свой ход, как всегда, тщательно обдумав. На 18-м круге он уже был впереди и больше этого места никому не уступал. В Португалии под проливным дождем машина Проста вылетела с трассы. В Сан-Марино Алан привел машину к финишу за секунду до того, как в моторе кончился бензин. Этот этап все же выиграл Элио де Анжелис, так как результат Проста аннулировали из-за недостаточного веса машины.

Монако. 1985 год.

В Монако Прост и Альборетто опять вели машины бок о бок. Альборетто показал, чего можно добиться на хорошей машине даже на узкой трассе Монако. Иногда казалось, что "Феррари" врежется в ограждение, но опытный гонщик умело выводил ее из сложных ситуаций. Однако, две замены колес привели к потере драгоценного времени, и Прост снова был на финише первым. Альборетто все же удалось взять свое в Канаде и Детройте.

Во Франции выиграл Пике. Прост выиграл в Англии, и снова его езда была академической. Из пройденных 65-и кругов Прост лидировал, начиная с седьмого круга. В Германии выиграл Альборетто, а в Австрии снова Прост. По количеству очков Алан был все-таки впереди Альборетто, и когда в Италии он пришел первым, а Альборетто сошел с трассы, лидерство в чемпионате снова вернулось к Просту.

Очередной этап сезона 85-го - Гран При Европы проводился в пригороде Лондона на трассе Брэндс Хэтч. На этом этапе как "Макларен" так и "Феррари" уже не имели такого преимущества по сравнению с другими командами, как раньше. На этот раз за победу сражались Сенна, Мэнселл, Росберг и Пике. После гонки, насыщенной драматическими моментами, трое победителей - Сенна, Мэнселл и Росберг разбрызгивали шампанское на подиуме. У пришедшего на финиш четвертым Алана Проста тоже была причина для радости - разрыв в очках с Альборетто настолько увеличился, что можно было больше не сомневаться в абсолютной победе в этом сезоне. Прост стал чемпионом мира.

В следующем, 1986 году, 26 октября сразу трое - Мэнселл, Пике и Прост, прибыли на последнюю гонку имея шанс выиграть чемпионат. Но если Мэнселлу нужно было просто приехать шестым, то его партнеру по "Вильямс" Нельсону Пике и Алану Просту нужна была победа. Накануне был пущен слух, что фирма "Goodyear", обувавшая и "Вильямс" и "Макларен", привезла резину, не требующую замены даже в Австралийскую жару. Рон Деннис и Френк Вильямс выбрали для своих пилотов одинаковую резину. Потом Росберг, партнер Проста по команде сделал заявление, что это - его последняя гонка в "Формуле-1" и он выиграет ее любым способом. Старт - и Росберг рванулся вперед. За ним - Пике и Мэнселл. Прост ушел со старта в конце первой десятки. Правда, потом он вышел на четвертое место, но было видно, что за лидерами ему не угнаться. А Росберг летел к победе, выжимая из полумертвого "Порше" все возможное. Следом - Пике и Мэнселл. Мэнселл обогнал Пике и кинулся за Росбергом. И тут Прост сменил резину. Механики возились с его машиной секунд пятнадцать. Казалось, что судьба гонки решена. Но тут резина лидеров стала сдавать. Первым ловушку раскусил Пике и запросил команду о смене резины, но получил приказ продолжать гонку. И тут с трассы вылетел Росберг. Мэнселл - лидер. Но, в зеркале заднего вида он видит... Проста. На новой резине француз обогнал Пике и вцепился в хвост Мэнселлу. Короткая борьба и Прост - лидер. Через несколько минут резина Найджела Мэнселла взорвалась и лишь чудо помогло избежать серьезной аварии. Пике, окончательно все поняв, поехал в боксы "переобуваться", но было уже поздно. "Макларен" двукратного чемпиона мира замер в двухстах метрах после финиша с пустым баком. Красивая победа в красивой гонке.

1986 год.

Приход Сенны и мотора "Хонда" в "Макларен" совершенно изменили обстановку в команде. Машина стала быстрее, но Сенна оказался очень серьезным противником и угрозой Просту в завоевании третьего чемпионского титула. Так и случилось - в 88-м году чемпионом стал Сенна. За этот сезон Прост набрал 105 очков, но в итоговой таблице результатов было зачтено только 87. Сенна же набрал только 94 очка, а в зачет чемпионата вошли 90. Такова была система подсчета очков.

Самым захватывающим сезоном в истории "Формулы-1" статистики единогласно называют 1988 год, когда Сенна и Прост вместе выступали за "Макларен" и вдвоем одержали пятнадцать побед в шестнадцати гонках, привезя команде 14 дублей. Но в том году выиграл Сенна. А в 1989 году Прост вновь принес команде "Макларен" чемпионское звание и ушел в "Феррари". Двум медведям стало тесно в одной берлоге.

McLaren-Honda MP4/4, 1988.

В 1990 году на "Гран-при Мексики" Алан стартовал с 13-го места. Такого не было с самого начала его карьеры. Тем не менее француз улыбался и всем говорил, что выиграет гонку. Утром, на warm-up он повторил тринадцатое время. Потом на два часа заперся в боксах со своим инженером. А выйдя перед стартом, к журналистам, снова повторил: "Я выиграю". И сделал это. Их было двенадцать: Наннини, Де Чезарис, Мартини, Уорвик, Донелли, Алези, Бергер, Патрезе, Бутсен, Пике, Мэнселл и Сенна. Он обогнал их всех, методично и целенаправленно, и никто не сошел с трассы, не уступив своего места Просту без борьбы. Он одержал тогда самую красивую победу в своей карьере. Итог сезону подвела гонка на "Гран-при Японии", когда столкнулся "Макларен" Сенны и "Феррари" Проста. Алан остался вторым.

Сезон 1991 года не принес лавров Просту и он закончил его на 5 месте, набрав 34 очка. Перед окончанием сезона он заявил, что покидает "Формулу-1". И ушел, проведя 1992-й год консультантом и комментатором французской телекомпании TF1.

Но Френк Вильямс убедил его вернутся, предоставив машину, освободившуюся после ухода Мэнселла. Дуэль двух великих пилотов - Сенны и Проста сулила интригующий чемпионат. К тому времени француз и бразилец 32 раза стартовали с первой линии стартового поля и 39 раз поднимались вместе на подиум. И Алан хлопнул дверью, одержав семь побед и набрав 99 очков.

"Вильямс" 1993 год.

Тот сезон оказался последним для француза в статусе действующего пилота, но карьера Проста не могла так закончится.

7 ноября 1993 года Алан Прост праздновал свою четвертую победу в чемпионате. Но на лицах поклонников было мало радости. Прост уходил из "Формулы-1", казалось - навсегда. Трудно было представить "Формулу" без Проста. Но этого не произошло. Завоевав все возможные призы, будучи пилотом Алан вернулся, чтобы завоевать их, будучи владельцем команды.

Он всегда был любимчиком во Франции. И уж кому создавать национальную команду, как не ему. А идея эта витала в воздухе очень давно. Французский мотор, французское шасси. Для этой цели с помощью спонсоров была приобретена команда "Лижье".

Основал ее французский спортсмен Ги Лижье в 1976 году. Он участвовал в гонках "Формулы-1", а потом стал конструктором спортивных автомобилей. Первую победу принес Жак Лаффит на Ligier JS7, впоследствии ставший пресс - секретарем команды. Всего за историю команда провела участвовала в 326 Гран-при, побеждала в которых всего 9 раз. Ее пилоты 11 раз устанавливали лучшее время на круге. Самое большое достижение - 2 место в Кубке Конструкторов 1980 года.

В 1994 году "Лижье", во главе с Бриаторе и мотором "Рено" довольно успешно выступила в чемпионате. В 1995 уже Том Уокиншоу правил бал, а двигатель сменили на "Мюген Хонду". Снова пошли разговоры о продаже, но в начале сезона 1996 года Уокиншоу ушел из команды.

На "Гран-при Монако-1996" до финиша доехало всего шесть машин. Первым пришел Оливье Панис на "Лижье", принеся команде важную и единственную в сезоне победу. Но это событие не повлияло на намерение Флавио Бриаторе продать "Лижье", и в 1997 году у команды появился новый хозяин.

Об переходе команды под руководство Алана Проста было заявлено 14 февраля 1997 года. Почти сразу случилась путаница с названием. Чемпионат был на носу и в заявке значилось старое название команды: "Equipe Ligier Gauloises Blondes". А Прост настаивал на названии "Prost Grand Prix". В результате в итоговых протоколах "Гран-при Австралии 1997" значилось "Prost Gauloises Blondes".

Уже в первой гонке, на "Гран-при Австралии" пилоты молодой команды знаменитого Проста показали, что с ними стоит считаться. А второй этап принес команде первый подиум. И если бы не ужасная авария Оливье Паниса на 51 круге "Гран-при Канады", в результате которой основной пилот команды надолго выбыл из соревнований, итоговое место команды в чемпионате наверняка было бы гораздо выше. Да и надежность мотора "Mugen-Honda" оставляла желать лучшего - 7 гонок чемпионата закончились преждевременно из-за его отказа. Результаты Оливье Паниса назвали сенсационными, а команда заняла итоговое 6 место в кубке конструкторов, набрав 21 очко. Перед началом сезона 1998 команда Проста сменила мотор "Mugen-Honda" на более надежный и мощный французский "Peugeot" и обзавелась новыми спонсорами.

Ярно Трулли и Алан Прост. 1998 год.

К сожалению успехи быстро закончились. Как это обычно бывает, после очередных нововведений ФИА, ситуация в чемпионате резко изменилась. Команда попала в глубокий кризис. При разработке машины были допущены серьезные ошибки, а в ходе чемпионата исправлять подобные проблемы очень тяжело. Результат оказался неутешительным - команда набрала лишь одно зачетное очко в чемпионате. Спонсоры, вложившие много денег в национальную французскую команду хотели видеть ее в числе победителей, но увы.

50-й чемпионат мира должен был дать ответ на серьезный вопрос - быть или не быть команде. Спонсоры вовсе не собирались вкладывать свои деньги без реальной отдачи, и если неудачи сезона-98 повторятся, то команда может лишиться большей части бюджета.

Но чуда не произошло. В середине сезона стали поговаривать, что "Пежо" собирается досрочно разорвать контракт с командой. Заявил о своем желании покинуть команду Оливье Панис , а контракт Трулли был составлен таким образом, что итальянец мог разорвать его досрочно, в случае если команда будет выступать неудачно. Так и случилось. Сезон-99 команда закончила на седьмом месте с девятью зачетными очками.

Жан Алези в первый раз за рулем болида "Прост". Херес. Декабрь 1999.

Контракт на 2000-й год был подписан с опытным Жаном Алези и молодым Ником Хейдфильдом. Однако сочетание молодости и опытностью не принесло своих плодов. Впрочем на это были причины. Мотор "Пежо" команда получила очень поздно и пришлось наспех вписывать его в шасси. Разумеется ни о какой скорости говорить не приходилось - машина в первой половине чемпионата могла проехать в гонке лишь несколько кругов - сказывалось отсутствие предсезонных тестов. Кроме всего прочего мотор получился еще и откровенно слабым, по ходу сезона представители "Пежо" заявили об уходе из чемпионата, а к концу года стало ясно, что команда лишилась почти всего, что имела - из названия в сезоне 2001 года исчезнет и "Gauloises" и "Peugeot", а под конец сезона появилась информация о том, что Алан Прост собирается продать свою команду. В последний момент все вроде бы наладилось, но окончательно все расставит на свои места снова будущий сезон... Уже который год мы с надеждой смотрим на эту команду, веры в чудо почти не осталось.



mob_info