Занятия для развития творческого потенциала школьников. Упражнение “Ассоциативные переходы»

Экология сознания: Психология. Коррекция самооценки - частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими.

Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими - коррекция самооценки.

Самооценка бывает завышенная и заниженная, а также адекватная, но первые две - это все две стороны одной медали.

Упражнение "Зеркало"

Человек с явно заниженной самооценкой часто проваливается в жертву (бедная я несчастная и все у меня не то и не так...., и все меня обижают и мир несправедлив)

Завышенная самооценка демонстрируется резко и гневно, она из него может вылезти в роли Агрессора (я вам всю себя отдала, а вы!!!) или Спасателя(я лучше знаю, как вам помочь).

Женщина, находящаяся в любовной зависимости, как и в любой другой зависимости, постоянно мечется между этими полюсами, испытывая боль и негативные чувства внутри. Глубже осознать эти метания и их повторяемость можно изучив «треугольник карпмана» как внутри себя, так и в отношениях с окружающими.

Путешествуя по траектории: страх-вина- злость-вина- чувство никчемности- чувство величия - вы движетесь на качелях заниженной/завышенной самооценки постоянно.

Предлагаю вам упражнение по работе с бессознательным, с помощью которого можно корректировать заниженную самооценку в часы или минуты провала в вину и никчемность на уровне подсознания.

Упражнение на воображение, работу с образами:

1. Необходимо найти место и время для расслабления и самопогружения. От 15 минут до часа, в зависимости от возможности и умения погружаться в образы.

2. Представьте себя в пустой комнате, где с двух сторон стоит два больших зеркала во весь рост. Эти зеркала волшебные. Одно левое зеркало отражает все вашу негативную, неприятную, не такую как хочется натуру и внешне и внутренне. Все, что вы про себя думаете, когда ваша самооценка занижена.

Вы можете ступить прямо в это зеркало. Какое оно? Какого цвета, формы, как оно засасывает вас вовнутрь себя и вы глубоко погружаетесь в болото низкой самооценки. Внутри зеркала вы к каком то зазеркальном мире, вас окружает все самое неприятное. С каждым вдохом и выдохом вы погружаетесь все глубже в болото никчемности, страха, неуверенности... вы можете идти все глубже и глубже в это зеркало и видеть картинки событий из прошлого. Нравиться туда идти? Ощутите, чего вы на самом деле хотите.

Если нравится - продолжайте погружаться и усиливать свою никчёмность.

Если стало неприятно, вы можете медленно пойти назад и выйти из зеркала в комнату обратно.

Вы смотрите на это левое зеркало со стороны и можете выбирать подходить ли к нему.

И зачем? Оно тускнеет и становится как-будто далеким далеким...

3. Поверните голову вправо, там второе яркое, гармоничное, светлое зеркало. Оно вас манит и там, вы точно знаете есть спокойствие, гармония и уверенность в себе и своих силах.

Посмотрите и опишите какое оно? Какого цвета, размера. Вы можете шагнуть внутрь этого зеркала, как в волшебную яркую счастливую сказку и увидеть какие ощущения вы там испытаете, какие картинки событий всплывут, когда вы уверены и спокойны. Какие звуки вокруг и запахи, а может быть и люди окружают вас. Почувствуйте себя очень хорошо внутри этого зеркала и, если хотите, можете вернуться в комнату выбора.

4. Вернувшись в комнату выбора вы можете поворачивать голову к одному и другому зеркалу, и повернувшись к зеркалу слева вы можете видеть, как ваше отражение становится совсем тусклым и исчезаем. Зеркало потухло и не тянет назад.

Посмотрите в зеркало направо: там ваш образ уверенного, спокойного, успешного человека становится все ярче и красочнее. Улыбнитесь себе уверенной улыбкой, скажите себе как вы хороши и это отражение вообще Ваше настоящее и будущее. Вспомните несколько ярких событий из жизни, когда вы были такой и просмотрите их в этом зеркале.

Вглядитесь, там долгая дорога, наполненная светом уверенности, звуками гармонии и красоты.

5. Прочувствовав подъем сил и внутреннее спокойствие, можете постепенно возвращаться в здесь и сейчас , открывать глаза и приниматься за свои жизненные задачи с другим настроем.

Делайте эту технику регулярно и увидите, как внутренняя уверенность в себе растёт. Однако, для полноценной коррекции самооценки необходимо и лучше работать над собой со специалистом. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Разбившись на пары и обособившись, участники располагаются на стульях друг против друга. По команде ведущего они сосредоточиваются на ощущении волны расслабления, расходящейся по телу с каждым выдохом. Затем партнеры начинают наблюдать за дыханием друг друга, стараясь достичь одновременного выдоха и одновременного прохождения расслабляющей волны.

Глаза должны быть приоткрыты, чтобы каждый видел, как поднимается и опускается в такт дыханию грудь его товарища. Открытые глаза, однако, создают для членов группы опасность увлечься видимым миром и упустить релаксационные ритмы собственного тела. Чтобы избежать этого, на первых порах можно порекомендовать участникам группы расфокусировать взгляд, превратив партнера в размытое изображение. Если улавливать ритм дыхания партнера на слух, то упражнение можно выполнять и с закрытыми глазами. Но субъективно переживаемые при этом эффекты могут быть другими.

За формированием пар в этом и других парных упражнениях ведущему следует понаблюдать с особенным вниманием, поскольку ситуация свободного выбора партнерами друг друга обычно раскрывает соотношение симпатий и предпочтений в группе*. Наиболее открыто проявятся отношения в том случае, если участников группы заранее предупредить: от степени психологической совместимости в парах будет зависеть успех работы. Хотя так оно и есть на самом деле, но для получения большего разнообразия наблюдений и в целях общего сплочения группы при повторных попытках партнеров желательно менять.

При обсуждении большинство членов группы отмечают, что расслабление “в унисон” дается легче и достигает большей глубины, чем обычно. У многих возникает отчетливое ощущение того, что партнер каким-то образом “помогал” им расслабиться. Бывает, что во время выполнения этого упражнения партнеры чувствуют себя “отделенными глухой стеной от всего мира”, “опускающимися в недра расслабления в одном лифте”, “обладающими общим дыханием”, “входящими в резонанс” и т.д. Иногда им начинает казаться, что два отдельных потока расслабления как бы сливаются в один, гораздо более плотный и мощный. Словом, упражнение “Зеркало” обычно так или иначе демонстрирует преимущества коллективной работы над индивидуальной.

В основе стимулирующего действия партнеров друг на друга может лежать несколько разных психологических механизмов. Иногда решающим оказывается момент соревнования, явное или неосознанное стремление не уступить партнеру. В других случаях большая собранность при расслаблении связана с возросшей ответственностью, поскольку своим сбоем или отвлечением один из партнеров не только нарушает собственное действие, но и как бы подводит товарища. При совместном расслаблении каждый может находить в партнере своеобразного “суфлера”, внешнюю ритмическую опору для своего внутреннего действия. Вместе с тем через сонное умиротворяющее дыхание партнеры как бы “заражают” друг друга покоем и расслабленностью. Власть созданного общими усилиями ритма особенно ощутима в таком видоизмененном варианте упражнения, при котором все члены группы образуют общий круг и синхронно расслабляются.

Из шести приведенных выше упражнений первые два ведут к умению расслабляться через плавное сведение на нет вспомогательных мышечных напряжений, а четыре последующих -- через концентрацию на дыхании. Это два различных подхода, и в каждом можно увидеть свои плюсы и минусы. Некоторые специалисты по технике релаксации рассматривают ее не как умение “производить” расслабление, а как способность обнаруживать его. Не нужно вызывать тепло и тяжесть в теле: теплым и тяжелым оно всегда было, есть и будет. Нужно лишь научиться обращать на это внимание. Этой весьма распространенной в аутотренинге идее пассивности в большей степени созвучно расслабление через дыхание, в то время как постепенное снятие физических опор предполагает скорее поиск неких активных внутренних действий, заменяющих мышечное усилие.

Участникам группы не обязательно осваивать оба этих подхода. Разумнее выбрать какой-то один, дающий наилучшие результаты. Поэтому для экономии времени и сил с упражнениями, раскрывающими альтернативные пути к овладению расслаблением, членов группы лучше знакомить на одном занятии. Тогда каждый сможет сопоставить их, примерить на себя и решить, какой вариант ему больше подходит. Если предпочтения участников не совпадут, ведущий может разделить группу и каждой из подгрупп предлагать свои тренировочные упражнения. Однако в группах, численность которых не превышает 10--12 человек, увлекаться раздельным обучением не следует, так как это может привести к некоторому разобщению.

Другой способ внести дифференцированность в обучение состоит в том, чтобы на общем занятии знакомить участников группы с разными стратегиями расслабления, а углубленное освоение одной из них оставлять для самостоятельных занятий дома. Иногда ведущий, основываясь на своей интуиции и знании каждого члена группы, может и сам решить, какой вариант движения к цели ей предложить.

Третьим подходом к овладению релаксацией может стать...


Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими - коррекция самооценки.

Самооценка бывает завышенная и заниженная, а также адекватная, но первые две - это все две стороны одной медали.

Упражнение "Зеркало"

Человек с явно заниженной самооценкой часто проваливается в жертву (бедная я несчастная и все у меня не то и не так...., и все меня обижают и мир несправедлив)

Завышенная самооценка демонстрируется резко и гневно, она из него может вылезти в роли Агрессора (я вам всю себя отдала, а вы!!!) или Спасателя (я лучше знаю, как вам помочь).

Женщина, находящаяся в любовной зависимости, как и в любой другой зависимости, постоянно мечется между этими полюсами, испытывая боль и негативные чувства внутри. Глубже осознать эти метания и их повторяемость можно изучив «треугольник карпмана» как внутри себя, так и в отношениях с окружающими.

Путешествуя по траектории: страх-вина- злость-вина- чувство никчемности- чувство величия - вы движетесь на качелях заниженной/завышенной самооценки постоянно.

Предлагаю вам упражнение по работе с бессознательным, с помощью которого можно корректировать заниженную самооценку в часы или минуты провала в вину и никчемность на уровне подсознания.

Упражнение на воображение, работу с образами:

1. Необходимо найти место и время для расслабления и самопогружения. От 15 минут до часа, в зависимости от возможности и умения погружаться в образы.

2. Представьте себя в пустой комнате, где с двух сторон стоит два больших зеркала во весь рост. Эти зеркала волшебные. Одно левое зеркало отражает все вашу негативную, неприятную, не такую как хочется натуру и внешне и внутренне. Все, что вы про себя думаете, когда ваша самооценка занижена.

Вы можете ступить прямо в это зеркало. Какое оно? Какого цвета, формы, как оно засасывает вас вовнутрь себя и вы глубоко погружаетесь в болото низкой самооценки. Внутри зеркала вы к каком то зазеркальном мире, вас окружает все самое неприятное. С каждым вдохом и выдохом вы погружаетесь все глубже в болото никчемности, страха, неуверенности... вы можете идти все глубже и глубже в это зеркало и видеть картинки событий из прошлого. Нравиться туда идти? Ощутите, чего вы на самом деле хотите.

Если нравится - продолжайте погружаться и усиливать свою никчёмность.

Если стало неприятно, вы можете медленно пойти назад и выйти из зеркала в комнату обратно.

Вы смотрите на это левое зеркало со стороны и можете выбирать подходить ли к нему.

И зачем? Оно тускнеет и становится как-будто далеким далеким...

3. Поверните голову вправо, там второе яркое, гармоничное, светлое зеркало. Оно вас манит и там, вы точно знаете есть спокойствие, гармония и уверенность в себе и своих силах.

Посмотрите и опишите какое оно? Какого цвета, размера. Вы можете шагнуть внутрь этого зеркала, как в волшебную яркую счастливую сказку и увидеть какие ощущения вы там испытаете, какие картинки событий всплывут, когда вы уверены и спокойны. Какие звуки вокруг и запахи, а может быть и люди окружают вас. Почувствуйте себя очень хорошо внутри этого зеркала и, если хотите, можете вернуться в комнату выбора.

4. Вернувшись в комнату выбора вы можете поворачивать голову к одному и другому зеркалу, и повернувшись к зеркалу слева вы можете видеть, как ваше отражение становится совсем тусклым и исчезаем. Зеркало потухло и не тянет назад.

Посмотрите в зеркало направо: там ваш образ уверенного, спокойного, успешного человека становится все ярче и красочнее. Улыбнитесь себе уверенной улыбкой, скажите себе как вы хороши и это отражение вообще Ваше настоящее и будущее. Вспомните несколько ярких событий из жизни, когда вы были такой и просмотрите их в этом зеркале.

Вглядитесь, там долгая дорога, наполненная светом уверенности, звуками гармонии и красоты.

5. Прочувствовав подъем сил и внутреннее спокойствие, можете постепенно возвращаться в здесь и сейчас, открывать глаза и приниматься за свои жизненные задачи с другим настроем.

Делайте эту технику регулярно и увидите, как внутренняя уверенность в себе растёт. Однако, для полноценной коррекции самооценки необходимо и лучше работать над собой со специалистом.

Упражнение "Ребенок"
Цель упражнения : формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям.
Группа участников рассаживается по кругу и поочередно каждый из них дает определение слова "ребенок" (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: "Ребенок - это..." Далее каждый оканчивает предложение так, как сочтет нужным.
При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.

Упражнение "Встреча"
Цель упражнения : активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование "комплекса детскости".
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними. После успокаивающих слов: "Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут" психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: "Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе,
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок - вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру".
Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: "Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем воображении"; "Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?"; "Опишите ваши переживания и впечатления".

Упражнение "Мое детство"
Цель упражнения : активизация у учителей детских воспоминаний.
Группа рассаживается в круг. Психолог просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства.
Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем учителям, которые имеют в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы влияет на отношение учителя к своим ученикам. При "выплескивании" в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки учитель освобождается от своих тягостных воспоминаний.

Упражнение "Моя первая учительница"
Цель упражнения : развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.
Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.
Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.

Упражнение "Мой самый трудный ученик"

Цель упражнения : развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися.
Участники группы по кругу рассказывают о своем трудном ученике: как он выглядит, как ведет себя на уроках, какие у него оценки, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п. Учителя описывают, как они взаимодействуют с такими учащимися. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.

Упражнение "Интонация "
Цель упражнения : расширение диапазона коммуникативных возможностей учителей.
Каждый член группы должен сказать какую-либо поощрительную фразу, обращенную к ученику. Например: "Молодец! У тебя все хорошо получается". При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица.
Группа решает, какие фразы были удачными, а какие нет. Психолог помогает каждому учителю найти наиболее выразительные интонации для общения с учащимися.

Упражнение "Зеркало"
Цель упражнения : развитие коммуникативных возможностей учителей.
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй - его "зеркало". В задачи ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте "здесь и теперь" почувствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми (в том числе учителями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.



mob_info